Из всех органов чувств главнейшее значение для человека имеет зрение. Оно первым начинает активно развиваться в самом начале жизни. Уже у месячного ребенка можно зафиксировать следящие движения глаз. Сначала такие движения осуществляются в основном в горизонтальной плоскости, потом появляется слежение по вертикали и, наконец, к двухмесячному возрасту отмечаются элементарные криволинейные, например круговые, движения глаз. Зрительное сосредоточение, то есть способность фиксировать взор на предмете, появляется на втором месяце жизни. К концу его ребенок может самостоятельно переводить взгляд с одного предмета на другой.
Младенцы первых двух месяцев жизни большую часть времени бодрствования занимаются рассматриванием окружающих предметов, особенно тогда, когда они накормлены и находятся в спокойном состоянии. Вместе с тем зрение является чувством, наименее развитым при рождении (имеется в виду тот уровень развития, которого зрение может достичь у взрослого человека). Хотя новорожденные в состоянии следить глазами за движущимися объектами, однако вплоть до 2 - 4 - месячного возраста их зрение является относительно слабым.
Достаточно хороший уровень развития движений глаз можно отметить у ребенка примерно к трехмесячному возрасту. Процесс формирования и развития этих движений не полностью предопределен генетически, его скорость и качество зависят от создания соответствующей внешней стимулирующей среды. Глазные движения детей развиваются быстрее и становятся более совершенными при наличии в поле зрения ярких, привлекательных предметов, а также людей, совершающих разнообразные движения, за которыми может наблюдать ребенок.
Примерно со второго месяца жизни у ребенка отмечается способность к различению простейших цветов, а на третьем - четвертом месяцах формы предметов. В две недели у младенца, вероятно, уже сформировался единый образ лица и голоса матери. Опыты, проведенные учеными, показали, что младенец проявляет очевидное беспокойство в том случае, если перед его взором появляется мать и начинает говорить «не своим» голосом или когда чужой, незнакомый человек вдруг «заговаривает» голосом матери (такая экспериментальная ситуация с помощью технических средств искусственно создавалась в ряде экспериментов с детьми младенческого возраста).
Наблюдая за развитием детей первого года жизни, советские психологи Н. Л. Фигурин и М. П. Денисова обнаружили, что примерно на шестой недели жизни ребенка его поведение при виде взрослого человека резко меняется. Если раньше взгляд малыша лишь ненадолго останавливался на взрослом человеке и быстро “убегал” в сторону, то теперь происходит нечто совсем иное: ребенок долго и внимательно смотрит в глаза взрослому, на лице его появляется улыбка, он начинает гулить. Создается впечатление, что поведение ребенка осмысленно, он весь тянется к взрослому и как бы говорит ему: “Не уходи, побудь со мной подольше”. Ученые назвали эту удивительную реакцию младенца “комплексом оживления”.
На втором месяце жизни младенец особым образом реагирует на людей, выделяя и отличая их от окружающих предметов. Его реакции на человека являются специфическими и почти всегда ярко эмоционально окрашенными. На улыбку матери в возрасте около 2 - 3 месяцев младенец реагирует также улыбкой и общей активизацией движений.
Было бы неправильно связывать возникновение у ребенка комплекса оживления со зрительным восприятием хорошо знакомых лиц. Многие слепые от рождения дети также начинают улыбаться примерно в двух-трехмесячном возрасте, услышав только голос своей матери.
Улыбка на лице ребенка возникает и поддерживается не сама собой. Ее появлению и сохранению способствует ласковое обращение матери с ребенком или заменяющего ее взрослого человека. Для этого выражение лица взрослого должно быть добрым, радостным, а его голос приятным и эмоциональным.
Установлено, что интенсивное эмоциональное общение взрослого с ребенком способствует, а редкое и бездушное препятствует развитию комплекса оживления и может привести к общей задержке психического развития ребенка.
Дальнейшие наблюдения и работы советских исследователей (Д. Б. Эльконина, М. И. Лисиной и других) показали, что комплекс оживления есть не что иное, как выражение потребности ребенка в общении со взрослым, активная попытка малыша привлекать и удерживать взрослого человека, общаться с ним.
Первые элементы комплекса оживления появляются на втором месяце жизни. Это замирание, сосредоточение, улыбка, гуление, причем все они вначале возникают как реакции на обращение взрослого к ребенку. На третьем месяце жизни эти элементы объединяются в систему и появляются одновременно. Каждый из них выступает как специфическая реакция на соответствующие воздействия взрослого и служит цели активизации общения ребенка со взрослым. На заключительном этапе его развития комплекс оживления демонстрируется ребенком всякий раз, когда у ребенка появляется потребность общения со взрослым.
К трех - четырехмесячному возрасту дети своим поведением отчетливо показывают, что они предпочитают видеть, слышать и общаться лишь со знакомыми людьми, как правило, с членами семьи. В возрасте около восьми месяцев ребенок проявляет состояние видимого беспокойства, когда в поле его зрения оказывается лицо незнакомого человека или когда он сам попадает в незнакомую обстановку, даже если в этот момент времени рядом с ним находится родная мать. Боязнь чужих людей и незнакомого окружения довольно быстро прогрессирует, начиная с восьмимесячного возраста и до конца первого года жизни. Вместе с ней растет и стремление ребенка постоянно находиться рядом со знакомым человеком, чаще всего с матерью, и не допускать долгой разлуки с ним. Наивысшего своего уровня эта тенденция возникновения страха перед чужими людьми и боязни незнакомой обстановки достигает примерно к 14 - 18 месяцам жизни, а затем постепенно уменьшается. В ней, видимо, проявляется инстинкт самосохранения в тот особо опасный для ребенка период жизни, когда его движения неуправляемы, а защитные реакции слабы.
Рассмотрим некоторые данные, которые характеризуют развитие восприятия предметов и памяти у детей в младенческом возрасте. Замечено, что такое свойство восприятия, как предметность, то есть отнесенность ощущений и образов к предметам окружающей действительности, возникает к началу раннего возраста, около одного года. Вскоре после рождения ребенок способен различать тембр, громкость и высоту звуков. Способность запоминать и хранить образы в памяти в своих первичных формах также складывается у младенца в течение первого года жизни. До 3 - 4 - месячного возраста ребенок, по - видимому, в состоянии хранить образ воспринятого предмета не более одной секунды. После 3 - 4 месяцев время сохранения образа увеличивается, ребенок приобретает способность узнавать лицо и голос матери в любое время дня. В 8-12 месяцев он выделяет предметы в зрительном поле, причем узнает их не только в целом, но и по отдельным частям. В это время начинается активный поиск предметов, внезапно исчезнувших из поля зрения, что свидетельствует о том, что ребенок сохраняет образ предмета в долговременной памяти, надолго выделяет его из ситуации и соотносит с ней, то есть фиксирует объективные связи, существующие между предметами.
Специфика ассоциативной памяти, которая уже есть у детей младенческого возраста, состоит в том, что довольно рано они оказываются способными к созданию и сохранению временных связей между сочетаемыми раздражителями. Позднее, примерно к полутора годам, формируется долговременная память, рассчитанная на длительное хранение информации. Ребенок второго года жизни узнает знакомые предметы и людей через несколько недель, а на третьем году жизни даже через несколько месяцев.
Формирование хватательных движений у ребенка, начинающееся примерно с третьего месяца жизни, оказывает существенное влияние на развитие у него восприятия формы и величины предметов. Дальнейший прогресс в восприятии глубины у детей напрямую связан с практикой передвижения ребенка в пространстве и с действиями освобожденной от локомоторных функций руки. Сенсорные процессы, включаясь в обслуживание практических действий по манипулированию предметами, перестраиваются на их основе и сами приобретают характер ориентировочно - исследовательских перцептивных действий. Это происходит на третьем и четвертом месяцах жизни.
Младенцам годовалого или близкого к этому возраста присущ отчетливо выраженный познавательный интерес к окружающему миру и развитая познавательная активность.
Они способны сосредоточивать свое внимание на деталях рассматриваемых изображений, выделяя в них контуры, контрасты, простые формы, переходя от горизонтальных к вертикальным элементам рисунка. Младенцы проявляют повышенный интерес к цветам, у них весьма выражена ориентировочно - исследовательская реакция на все новое и необычное. Младенцы оживляются, воспринимая явления, отличные от тех, с которыми они уже встречались раньше.
Существует гипотеза, предложенная Ж. Пиаже, что у младенцев уже существует прототип схемы в форме элементарной способности упорядоченного отражения действительности в виде общих свойств, присущих ряду сходных, но не идентичных явлений. Об этом говорит тот факт, что многие годовалые дети различают группы предметов, объединенных по общим признакам: мебель, животных, еду, в том числе по изображениям.
Если на первом полугодии жизни ребенок обнаруживает способность узнавать предметы, то в течение второго полугодия жизни он демонстрирует возможность восстановления образа предмета по памяти. Простой и эффективный способ оценить умение ребенка воспроизводить образ заключается в том, чтобы спросить его, где находится известный ему предмет. Ребенок, как правило, начинает активно искать этот предмет поворотами глаз, головы, туловища.
Для того чтобы глубже понять, какого уровня развития достигает младенец в восприятии, необходимо обратиться к понятию когнитивной схемы.
Схема - это главная единица восприятия, которая представляет собой след, оставленный в памяти человека воспринятой картиной и включающий в себя наиболее информативные, существенные для субъекта признаки. Когнитивная схема объекта или ситуации содержит в себе подробную информацию о наиболее важных элементах этого объекта или ситуации, а также о взаимосвязях этих элементов. Способность создавать и сохранять когнитивные схемы есть уже у младенцев. Старшие дети формируют когнитивные схемы незнакомых объектов после того, как посмотрят на них в течение нескольких секунд.
Чем взрослее ребенок, тем лучше он научается выделять информативные признаки воспринимаемого объекта и абстрагироваться от недостаточно информативных. Для того чтобы уловить настроение человека, дети смотрят ему в глаза, прислушиваются к его голосу. Одновременно они обучаются вести целенаправленный поиск нужных информативных элементов.
Память, сопровождающая нас в повседневной жизни и изумительно функционирующая при решении любых практических вопросов, может даже раздражать и озадачивать отдельных ученых, которые стараются понять ее тайны. Память является упрямым человеческим инструментом, однако она не абсолютный автомат. В течение последнего десятилетия некоторые из этих фактов сурово критиковались, подвергались сомнениям и эмоциональному суду, широко обсуждались в средствах массовой информации и привели к большому конфузу и разочарованию. Можно ли полностью доверять какой-либо человеческой памяти и, в частности, глубоко погруженной памяти рождения и детства?
Бурные дебаты между истцами и ответчиками, между специалистами, защищающими противоположные стороны, столкновения клиницистов и исследователей в научных ассоциациях увеличили число аргументов в пользу основных принципов, отмеченных выше. Маятник стал раскачиваться между крайними позициями: с одной стороны, воспоминания священны и по определению истинны и, с другой стороны, воспоминания - даже несколько больше, чем фантазии, и им нельзя доверять. Сегодня профессионалы должны быть готовы к допущению, что хотя за воспоминания нельзя поручиться, все же они могут быть достаточно точными. Психотерапевты, хотя они и не детективы или адвокаты, узнали, что наличие памяти лежит в основе тревожности, и поняли, что они обязаны помочь клиентам найти различие между фантазией и действительностью.
Когда личные воспоминания выносятся на суд, они могут быть энергично оспорены и встречены скорее критически, чем уважительно. Обвинения в плохом обращении вплоть до попытки убийства, выдвинутые детьми, основанные исключительно на их памяти при отсутствии возможности проверить это другими способами, являются проблемами, которые суды не способны решить. Очень молодые свидетели представляют особенную трудность для судов. Непроверенные воспоминания детей уязвимы и могут быть искажены взрослыми исследователями (включая сочувствующих, но неосторожных адвокатов). Они могут включать в себя фантазии, созданные с помощью самих же исследователей. Порой дети склонны сочинять такие истории, что у вас глаза полезут из орбит! Однако эта возможность не должна быть поводом для того, чтобы не слушать детей. Насилие против детей - это отвратительная реальность, которую взрослые часто скрывают или не принимают, чтобы защитить свои собственные интересы. Поэтому детей нужно слушать, но с большим опытом и пониманием, чем в недавние годы.
Появилась новая оценка специальных характеристик воспоминаний, основанных на травмирующих событиях. Эти воспоминания могут быть надолго запрятаны (подавлены) до момента извлечения, вызванного случаем, открывающим им путь к сознанию. То, что они были на какое-то время погружены в глубины памяти, еще не доказывает, что они являются ложными. Немногие люди сохраняют непрерывные спонтанные описания своего рождения (хотя я знал таких), но при определенных условиях их давно утраченные воспоминания могут быть восстановлены и проверены. Дети, которые были тяжело травмированы, могут не обладать какой-либо сознательной памятью, которую могли бы предъявить. Но, как правило, они живут и действуют в соответствии со своей памятью, как в спонтанной пьесе, в которой все описано ярко и точно.
Эта форма памяти замечена у ветеранов войны, которые столкнулись с невообразимыми картинами насилия и смерти. Некоторые участники одних и тех же сражений сохраняют ясные и специфические воспоминания, тогда как другие полностью подавляют полученные впечатления - возможно, на десятилетия, - и подобно детям, эти ветераны "разыгрывают" свою тревогу и шок в повседневной жизни. Под руководством психотерапевта эти "подземные" воспоминания могут быть извлечены и устранены.
Опыт моей гипнотерапевтической работы с множеством клиентов, переживших разнообразные травмы, позволил мне прийти к заключению, что "скрытые" воспоминания были обычно замаскированы под страхи. Утраченные воспоминания как будто находились за пределами обычного поля зрения. Нередко мы пытаемся восстановить часть нашей "утраченной" в прошлом жизни, но редко можем выполнить это на уровне тех стандартов "доказательств", которые требуются в суде. Наш персональный поиск правды призывает гармонично сочетать любопытство и благоразумие и быть настолько объективными, насколько это возможно при оценке того, что сделали мы и что сделали другие по отношению к нам.
В академических кругах постепенно разрушаются давние предубеждения против надежности ранней памяти (внутриматочной, дородовой памяти, памяти рождения и памяти маленького ребенка). Наиболее спорный с точки зрения функционирования памяти внутриматочный период все больше и больше проясняется, значительную помощь в этом оказывает ультразвук, который показывает психологам, что память и обучающие системы уже функционируют. Младенцы, еще находящиеся в матке, сигнализируют о том, что они познакомились с обращенными к ним рифмами, которые повторялись ежедневно в течение четырех недель. Точно так же младенцы сразу после рождения распознают голоса родителей, музыкальные отрывки, темы "мыльных опер", звуки программы новостей, звуки их родного языка, а также вкусовые ощущения и запахи, воспринятые в матке, - поскольку им все это хорошо знакомо, то есть изучено и заложено в память за предшествовавшие недели и месяцы.
Эксперты в области памяти продолжили рассмотрение первичных доказательств, предоставленных только что начавшими говорить двух - и трехлетними детьми в воспоминаниях об особенностях их рождения. Эти важные свидетельства, опубликованные в 1981 году в журналах для преподавателей, обучающих родоразрешению, и родителей, которые я приветствовал в этой книге, никогда не принималось всерьез в научных кругах. Все это время эксперты отрицали память рождения, но новые поколения трехлетних детей продолжали доказывать, что они не правы!
Психологи восторгались теорией "инфантильной амнезии", которая была впервые обнародована Зигмундом Фрейдом в 1916 году. Эта идея казалась очевидной, поскольку повседневные наблюдения людей показывали, что редко кто-либо помнит, что случалось с ними до третьего или четвертого года их жизни. В дальнейшем этот взгляд был поддержан теориями швейцарского психолога Жана Пиаже (Jean Piaget), которые доминировали в психологии развития в течение последних сорока лет. Идеи Пиаже относительно ограниченного интеллекта новорожденных и его развития на определенных стадиях только сейчас пошатнулись под возрастающим давлением экспериментальных свидетельств. Крушение иллюзий о памяти младенцев происходит благодаря работе горстки психологов-экспериментаторов, выполнивших около сорока важных, решающих экспериментов примерно за десять лет. Теперь, наконец, теория инфантильной амнезии мертва.
Основной идеей в медицине и психологии, затруднявшей принятие любого сложного представления о мышлении, было представление о том, что незрелый и незавершенный мозг не может поддерживать память и обучение. Кроме того, существовали трудности тестирования индивидуальной истинной памяти младенцев, которые не могли говорить. Поэтому исследования не проводились, и когда доказательства появлялись, их игнорировали или отклоняли. В условиях серьезных разногласий экспериментальные психологи сумели доказать, что все дети в возрасте трех, двух и одного года способны к немедленному и долгосрочному воспроизведению событий. Младенцы, протестированные в два, четыре и шесть месяцев, могли распознавать по деталям скрытые объекты, их местоположение и размеры. Младенцы могут вспоминать процедуры, включающие серию этапов, даже после длительного перерыва. И способность делать это зависит не от их возраста, а от тех же самых факторов и условий, которые улучшают воспоминание у старших детей и взрослых, - например, от характера событий, продолжительности их действия и сопутствующих реплик или напоминаний. Главное заключение этого исследования состоит в том, что младенцы постоянно узнают и помнят то, что они должны знать в любое данное время. Их воспоминания не утрачены, а непрерывно обновляются, так как обучение продолжается.
Несмотря на очевидные доказательства, вера в то, что младенцы психически некомпетентны, все еще широко распространенная сегодня, задержала подтверждение наличия даже элементарных умственных способностей у младенцев. Но что еще более важно, эта вера сделала нас нечувствительными к свидетельствам более высокого восприятия, телепатической связи и тонких форм знаний, которые были продемонстрированы младенцами и описаны в этой книге.
Когда новорожденный бодрствует, в его первозданном мозге все отпечатывается. Чем больше его стимулируют, тем лучше развиваются его способности. Вам известно, с какой быстротой дети запоминают и заучивают все новое, гораздо легче, чем взрослые. Новорожденный же запоминает еще быстрее, чем ребенок постарше. У новорожденного малыша сказочные способности к запоминанию.
Новорожденный быстро все запоминает
Опыты показали, что новорожденный в возрасте 45 часов способен через 10 часов после предъявления вспомнить условный ответ. Например, он поворачивает голову направо и получает соску под звуки какой-либо музыки, при повторении музыкальной фразы, он способен повторить это движение. Ребенок в возрасте 20 дней сохраняет в памяти воспоминание десятидневной давности, а малыш в возрасте 11 недель даже через месяц узнает поощрительный сигнал, если все происходит точно так же. Малыш может запомнить какой-нибудь особенный момент. Я вспоминаю о маленьком мальчике в возрасте пяти недель, которому однажды вечером отец впервые дал соску. После этого он немного резко положил его себе на плечо и малыша вырвало. Спустя несколько недель после этого случая ребенок все еще отказывался от соски, когда ее предлагал отец.
Новорожденный узнает вас
Почему я с такой настойчивостью рассказываю вам о ранних способностях ребенка? Это позволяет с пониманием отнестись к его первоначальному развитию, которое играет значительную роль в формировании будущего характера, умственных возможностей и эмоциональной сферы.
Новорожденные наделены значительно большими ранними способностями, чем предполагали прежде. Через 5-6 дней после рождения малыш способен узнавать запах подмышки и груди матери, вкус ее молока. Он чувствует разницу между молоком матери и молоком другой женщины.
Долгое время я думал, что новорожденные начинают узнавать голос в возрасте 6 недель. Я наблюдал за маленькой девочкой, мать которой рассказывала мне, что та закрывала глаза и морщилась, когда слышала голос своего двухлетнего брата, обычно досаждавшего ей. Но эта способность развивается значительно раньше. С уверенностью можно сказать, что малыш узнает голос матери, а позже, начиная с возраста 3-х недель, а возможно, и раньше, различает интонации.
То же самое относится и к зрению. Он узнает материнские черты уже в возрасте 5 или б недель, может быть, и еще раньше. Были проведены опыты, когда младенцу в этом возрасте показывали его мать, но говорящую голосом другой женщины. Ребенок был совершенно дезориентирован этим несоответствием, беспокоился и чувствовал себя «не в своей тарелке». Также, если вместо улыбающегося он видит серьезное лицо матери и она не говорит ему ничего приятного, это приводит ребенка в состояние сильного дискомфорта, что выражается его поведением и взглядом. То же самое происходит, если он видит мать в темных очках и шляпе, и она молчит, ребенок с трудом узнает ее, и его беспокойство не вызывает сомнения.
Память новорожденного развивается благодаря его чувствам
Таким образом, малыш узнает вас благодаря своему слуху, обонянию и зрению, если в вашем облике или поведении что-то резко меняется, он это улавливает и переживает, можно даже сказать, что это его приводит в шок...
Узнавание, конечно, не означает, что младенец говорит себе: «Посмотри, вот твоя мама»! Но в его мозге уже появилась связь между вашим лицом, голосом, заботами, которыми вы его окружаете, и удовольствием, которое вы ему доставляете, когда кормите и ласкаете. Именно так формируются первые представления и первые связи, из которых складывается привязанность.
Я помню о тройняшках, за которыми долго наблюдал. Двух месяцев от роду одна из малышек спокойно принимала соску, которую ей давал отец, но если в этот момент мать входила в комнату, держа на руках одну из ее сестренок, которую она тоже кормила, первая переставала сосать и упрямо отказывалась продолжать кормление с отцом, без сомнения, предпочитая, мать. А ей было всего только 2 месяца!
Как взаимодействовать с новорожденным ребенком
Все, о чем мы говорили, помогает общению, диалогу, или, как теперь говорят, близкому взаимодействию между вами и малышом, между малышом и другими членами семьи.
Малыши с очень раннего возраста способы к подражанию. Разумеется, вы видели на страницах газет и журналов фотографии новорожденного, который открывает рот, высовывает язык и закрывает глаза, имитируя свою мать. За последние 10-15 лет врачи, наконец, пришли к выводу, что стоит заострить внимание на этой замечательной способности, которая дает возможность ребенку, если его проявления находят ответную реакцию, поверить в собственные силы и возможности, как говорят, «ребенок, смотрящий на свою мать, видит ее глаза, но он также видит, что она на него смотрит». Одним из путей общения наряду с физическим диалогом, называемым так же тоническим, является еще и словесный диалог.
Для взаимодействия с новорожденным необходим постоянный контакт
Диалог путем физического контакта - это ваша манера брать ребенка на руки, то как вы его держите, как управляетесь с ним, как он прижимается к взрослому, который им занимается. Новорожденных всегда нужно крепко держать, но прикасаться к ним нужно с большой нежностью, жесты должны быть спокойными и медленными. Если вы слишком быстро переворачиваете ребенка, при этом немного резко опускаете его в кроватку, то можете заметить отстраняющее движение рук и беспокойный и встревоженный взгляд малыша, он может даже начать очень сильно кричать. Он очень маленький, поэтому нужно всегда обращаться с ним с большой мягкостью. Мы уже останавливались на роли массажа и телесного контакта.
Словесный диалог начинается очень рано, задолго до того, как ребенок начинает говорить. Как мы уже заметили, дети внимательно слушают, начиная с рождения, с возраста 4 недель малыши начинают производить отдельные звуки, называемые «лепетом», не похожие ни на крик, ни на плач.
Они начинают лепетать «ба», «бе», «ме». Когда вы разговариваете с ребенком, повторяете слоги, которые он сам произносит, вы на самом деле беседуете с ним. Вы делаете это инстинктивно, когда кормите его грудью, купаете, прижимаете к себе, для него же это очень важно: понемногу разовьется его собственная речь, а пока он слушает собственный лепет и получает от этого огромное удовольствие, прислушиваясь к вам, он постепенно начнет имитировать звуки вашей речи. Он наделен значительными способностями в различении и имитации звуков, ведь с самого рождения ребенок гораздо чувствительнее к материнской речи, нежели к чужой (к этому вопросу мы вернемся в главе, посвященной психоэмоциональному развитию ребенка).
Глухие малыши так же, как и другие дети, начинают лепетать, но очень быстро, в 3 или 4 месяца, прекращают это делать, потому что не слышат звуков, которые производятся ими самими, и у них нет модели для имитации. Необходимо выявить глухоту как можно раньше, чтобы сразу же начать лечение, так как за глухотой приходит немота, несмотря на то что малыш наделен всеми возможностями говорить.
Как новорожденный взаимодействует с вами
Разумеется, новорожденные кричат и плачут. Это способ их самовыражения, который что-нибудь да означает. Долгое время не обращали внимания на тот факт, что малыши плачут по вечерам, часто в одно и то же время, иногда с приходом ночи. Этот плач трудно объяснить, многие педиатры, возможно, ошибочно видели причину в появлении вечерней колики, но это, наверняка, связано с биологическим ритмом в соответствии с цикличностью день-ночь.
Кроме подобного плача неопределенной природы у ребенка есть еще по крайней мере набор из пяти или шести видов плача, с помощью которых он выражает свои нужды и эмоции. Внимательные родители очень быстро начинают понимать их: голод или жажда, желание спать или боль, испытываемое неудобство, приглашение пообщаться.
Все еще распространено мнение, что дети плачут из-за капризов, и нужно их понемногу воспитывать, оставляя плач без внимания. Это неправильно. Взрослый человек не должен вести себя с ребенком в возрасте 6-12 недель так же, как с десятилетним мальчиком или18-летним юношей.
С детьми всегда нужно вступать в диалог, для малышей это тоже очень важно. Нужно отвечать на их просьбы. Все исследования показывают, что дети, которых не заставляли плакать понапрасну, но в то же время к которым и не бросались при первом же писке, обычно вырастают спокойными и не создают проблем. Именно в этом и состоит значение того, что называют «правильным взаимодействием» между родителями и новорожденным. С самых первых часов между матерью и ребенком устанавливается взаимодействие, то есть общение, в котором ребенок занимает, пожалуй, не меньшее место, чем взрослый.
Как правильно взаимодействовать с новорожденным
Современные исследования показывают, насколько велика роль малыша, готового к этому общению и требующего ответы на свои просьбы, и каково значение правильного реагирования на эти просьбы. Этот предмет был изучен на примерах того, как ребенку дают грудь, как родители способны ответить на просьбу ребенка оставить его в покое, дать ему отдохнуть или, наоборот, пообщаться. Сначала ребенок нуждается в том, чтобы ему помогли организовать его собственную спонтанную деятельность и чередовать периоды покоя, голода и активности. Главное - не нарушать ритм этих чередований.
Моменты общения занимают пока еще очень немного времени. Для новорожденного значима каждая секунда, за несколько минут или секунд может произойти масса событий. Постарайтесь прочувствовать, ощутить естественные реакции своего малыша и в соответствии с ними моделировать свое поведение: например, не тормошите малыша, когда он хочет спать, постарайтесь успокоить его, если он тревожится, утолите его голод или снимете боль.
Я полностью ручаюсь, хотя еще несколько лет тому назад я не осмелился бы этого утверждать, что такое отношение родителей способствует формированию спокойных, с характером, легких приятных детей, которые к тому же и хорошо спят. После многолетней практики я убедился в том, что отношение окружающих к ребенку в первые недели его жизни и реакция взрослых на поведение малыша оказывают, действительно, очень сильное влияние на формирование основ его поведения: аппетит, спокойствие или беспокойство, хороший сон или нет, довольный вид и активность или хмурый вид и раздражительность. Все зависит от того, насколько правильно близкие реагируют на спонтанное поведение ребенка, на его просьбы и нужды, конечно, с учетом индивидуальных особенностей (а они весьма значительны). Отчасти именно это регулирует настроение ребенка.
Новорожденный появляется на свет уже наделенный чувствами и эмоциями: испуг и страх, удовольствие или неудовольствие, которые выражаются мимикой, голосом, различными движениями, он даже чрезмерно чувствителен и плохо контролирует свои реакции. Матери ощущают это интуитивно. Врачи начинают это признавать. А совсем немного времени тому назад полагали, например, что новорожденный нечувствителен к боли.
Осознание существования всех этих феноменов приводит к тому, что мы начинаем относиться к крошечному созданию, как к полноправной личности, и уважать ее.
Память – это, пожалуй, самая спорная тема дискуссий среди ученых и психологов. Когда появляется память у человека, способность запоминать окружающих нас людей, предметы, стихи, цифры?.. Что представляет собой память ребенка, когда и как формируется память у детей? Можно ли на нее повлиять и как сделать это правильно?
Когда появляется память?
Многие специалисты уверенны, что память у детей есть с самого рождения. Кроме того существует вполне авторитетное мнение, что дети помнят даже внутриутробный период своей жизни, но только память эта абсолютно бессознательная. Так, когда появляется память у детей и как это происходит?
Только по достижению ребенком возраста 9 месяцев в детском сознании происходит определённый сдвиг – мозг малыша достигает минимальной величины по своему объёму, которая необходима для «включения» интеллекта. Этот минимальный объем составляет 750-800 куб. см. и является своеобразным Рубиконом. Человеческий мозг при меньшем объёме просто не способен к каким-либо мыслительным процессам.
При появлении на свет объём мозга новорождённого ребенка достигает всего лишь 360-400 куб. см., не более. К годовалому возрасту мозг существенно прибавляет в размерах. В год его объём равняется 900-1000 куб. см. Нормой данной величины для взрослого человека является примерно 1400-1600 куб. см. и это притом, что «функциональная» часть мозга ничтожно мала, то есть интеллектуальный потенциал человеческого мозга составляет лишь 3-8%, или 10-20% – по разным данным и теориям.
Как формируется память у детей?
Говорить всерьёз о детской памяти можно только с 9 месяцев. Вы легко найдете этому подтверждение, если понаблюдаете за малышом: в 6 месяцев кроха теряет к игрушке всякий интерес, если убрать её из его поля зрения. Шестимесячный малыш не ищет её и даже не вспоминает. В то время как в 9 месяцев он начинает оглядываться по сторонам вопрошающе в поисках пропажи. Таким образом, можно предполагать, что в памяти ребенка остался образ, «след» этой игрушки, то есть появляется память. Малыш помнит и уже понимает, что она была, а значит, где-то и сейчас она есть. С этого момента формируется память у детей, и в дальнейшем развивается способность запоминать все большие объемы информации.
В возрасте 7 лет детский мозг отличается всего на 10% от мозга взрослого. Но, несмотря на столь несущественную, казалось бы, разницу, думает ребёнок иначе, по-своему. Причем это совершенно не значит, что хуже. Отнюдь, просто по-другому.
Чтобы понять особенности детской памяти в качестве примера можно привести героя книги Сент-Экзюпери «Маленький принц». Ее главный герой носит повсюду с собой рисунок, по его мнению, с изображением удава, который проглотил слона. Однако никто из взрослых не видит этого, в один голос все они утверждают, что на рисунке изображена шляпа. И тогда герой в угоду взрослым перестает настаивать на своем, и разочаровано подстраивается под их взрослый мир.
Особенности детской памяти
На самом деле дети не думают, дети воспринимают. Особенности детской памяти заключаются в том, что она детская память синкретична. Проще говоря, восприятие мира ребенком происходит в его полном объёме. То есть все предметы, образы, действия, эмоции связаны неразрывно друг с другом. Дети визжат от восторга, прыгают от радости, замирают от восхищения, рассказывают взахлёб об оранжевом трамвае. Детские впечатления более полные и яркие, чем у взрослых. Именно поэтому детская память является более долговременной. Взрослый человек может забыть с легкостью то, что было вчера, зато помнит много деталей из детства. Особенно это заметно в пожилом возрасте.
В детстве способность запоминать гораздо большая, поскольку память у детей напрямую связана с эмоциями, а малышам всегда всё интересно. У взрослых этот процесс мало чем отличается, мы тоже лучше запоминаем то, что связано с яркими эмоциями, вот только впечатлений у нас гораздо меньше – пресытились. Для ребенка каждый день – открытие, каждый день начинается с новостей и заканчивается ими же. В детском возрасте время тянется долго, дни же взрослой жизни мелькают как фотовспышки. Безусловно, это сугубо психологическое восприятие, однако оно наиболее ярко характеризует разницу, существующую между детьми и взрослыми.
Детская память – это потрясающий, удивительный дар, который дается каждому в начале жизненного пути. Очень важно не упустить его, воспользоваться в полной мере, ведь именно в ранние годы в человеке закладываются основы мышления и сознания. Дети получают огромное количество самой разносторонней информации, которая обрабатывается в глубинах мозга, формируя мировоззрение и мировосприятие, которое «сопровождает» человека всю оставшуюся жизнь. Все мы «родом из детства», все мы из того самого удивительного времени, когда самая обычная шляпа походила на удава, который проглотил слона.
Что помнит ребенок?
Память ребенка – это совсем не то, что память взрослых! Родителям, всегда нужно помнить, что ребенок больше эмоционален, нежели логичен. Его способность запоминать проявится в отношении испытанных чувств и эмоций, которые он и запомнит, а не какие-либо факты, связанные с данной ситуацией.
В качестве примера, история из детства знакомого Дмитрия (таких примеров вы наверняка найдете уйму и в жизни своих знакомых, и в своей собственной). Однажды Дима поехал с родителями на дачу. Пока его папа рыбачил на речке, Дима решил построить «домик» в дачном дворе. С воодушевлением мальчик таскал какие-то стройматериалы, старался, мастерил, отстраивал «домик», но… Вернувшийся с рыбалки папа, сломал творение сына и велел убрать мусор. То ли Дима где-то не там разместил постройку, то ли что-то не то сделал, то ли были какие-то иные логичные причины, – по сути, не важно. Важно то, что мальчик запомнил лишь горечь и обиду – и, к сожалению, это именно то, что помнит ребенок всю жизнь. Сейчас, будучи взрослым человеком, Дмитрий даже молоток в руки старается не брать, он считает, что у него некая «аллергия на все, связанное со строительством». Казалось бы, бессмысленная куча хлама на дачном дворе, а каковы последствия…
А вот и еще пример, моя знакомая – знатный кулинар, среди знакомых – любит рассказывать, что она с детства обожала готовить, и даже в школе на уроках труда, учительница всегда ставила ее в пример другим девочкам. Любой мало-мальски грамотный психолог усомнится в правдивости ее рассказа и пояснит, что, скорее всего все было наоборот. Учительница похвала девочку за ее успехи, и та, получив грандиозный заряд положительных эмоций, стала стараться учиться готовить, чтобы вновь заслужить похвалу, и поэтому так полюбила этот процесс.
Главное, что нужно усвоить из этого родителям – это то, что помнит ребенок ощущения, причем как приятные, так и неприятные, а не какие-то конкретные детали. Если вы хотите чему-то научить ребенка, свяжите этот процесс с яркими, положительными эмоциями. И не забывайте, если вы в процессе обучения «сорвались», накричали и т.д., то малыш наверняка отвергнет ваши замыслы, как бы вы не старались объяснять ему важность и нужность этого, каких бы великих педагогов для него не нанимали.
Того же касается и «интересность» процесса обучения. Если он у ребенка вызывает скуку, то он, наверняка, отвергнет даже самое лучшее учение, ему будет трудно запомнить, трудно понять. Изменить подобное отношение к учебе в будущем будет сложно, сохраниться оно может на всю жизнь. Для примера, сын соседки просто бредил компьютером, мечтал научиться, им пользоваться, чтобы играть в какие-то игры, и она записала его на детский кружок информатики. Учительница же, так сосредоточилась на желании «впихнуть» в детские головки, как можно больше нужного и полезного, что вероятно совершенно не обратила внимания на то, чего в действительности хотят дети. В конечном итоге, ребенку стало скучно, неинтересно, он ничему не научился, забросил кружок, да и сам компьютер ему разонравился. Конечно, хорошо, что он целыми днями не сидит у компьютера, но в наше время необходимо обладать некоторыми навыками пользователя, да и опять-таки, скоро начнутся уроки информатики в школе, и какие оценки он будет получать? Теперь маме придется думать, как эту ситуацию исправлять. Ясно одно, если эмоции ребенка связанные с обучением, со школой, с домашними заданиями и т.д. будут приятными, ему и учиться будет легче и успешнее, и запоминать, и усваивать материал.
Мораль такова: так как ребенок помнит гораздо легче чувства, чем факты, нужно, чтобы у него складывалось как можно больше хороших воспоминаний, благодаря которым малыш непроизвольно накопит массу знаний.
Еще немного о том, как формируется память у детей, и как ее развить:
Скорее всего, дети не болеют этой болезнью. Возможно, она даже не существует. Но врачи ее определяют и выписывают коктейли из опасных медикаментов.
У двухлетних детей выявляют биполярные расстройства и выписывают мощные, даже смертельные психотропные медикаменты, хотя малыши вовсе не больны. Заболеваемость подростков и детей этими расстройствами в течение последних десяти лет выросла в сорок (!) раз. Можно сказать, что началась эпидемия биполярных расстройств, и определенную часть «дров» в этот «котел» подбросила Фарминдустрия.
Навыки борьбы со страхами. Тренинг
как расслабляться перед и во время стрессовых ситуаций;
как справляться с иррациональными тревожными мыслями в стрессовой ситуации.
Основы
Дональд Мейхенбаум (1977), один из ведущих психотерапевтов, разработавший тренинг по навыкам борьбы со страхами, утверждает, что реакция страха включает в себя взаимодействие двух основных элементов: первый - психологическое возбуждение, второй - мысли, которые трактуют ситуацию как угрожающую или опасную, добавляя психологическое возбуждение к эмоциям тревоги или страха. Сама же стрессовая ситуация практически не имеет никакого отношения к вашей эмоциональной реакции. То, как вы оцениваете опасность и как определяете реакцию вашего тела - вот реальные факторы, влияющие на ваш эмоциональный отклик. Поэтому один и тот же человек испытывает восторг, прыгая с парашютом, но в смертельном ужасе запрыгивает на стул, едва завидев на полу крохотного мышонка.
Как управлять гневом
Изучив эту статью, вы узнаете:
как снимать напряжение и достигать релаксации в ситуациях, провоцирующих раздражение;
как разрабатывать позитивные аффирмации для контроля состояния, вызывающего раздражение;
как использовать раздражающие образы для репетиции новых навыков и для того, чтобы сделать себе прививку от гнева;
как построить планы борьбы с ситуацией, вызывающей гнев.
Постановка цели и управление временем
Изучив эту статью, вы узнаете:
как определять пределы многозадачности;
как правильно определять свои цели и разрабатывать планы для их достижения;
как определить, правильно ли вы распределяете свое время;
как распределить свое время и расставить приоритеты;
как бороться с проволочками;
как быстро научиться управлять своим временем.