«КАК ПРИОБЩИТЬ РЕБЕНКА
К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ?»
Уважаемые родители!
«Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов». (Всемирная организация здравоохранения).
Отчего зависит здоровье? Статистика утверждает, что на 20% от наследственных факторов, на 20% - от условий внешней среды, т.е. экологии, на 10% - от деятельности системы здравоохранения, а на 50% - от самого человека, от того образа жизни, который он ведёт.
Ведь все родители желают видеть своих детей здоровыми, энергичными, красивыми, спортивными. И путей к физическому совершенствованию много. Главный из них - воспитание в семье. От кого ещё можно брать пример, как не от родителей! По-настоящему в ребенке может укорениться лишь то, что воспитано в семье.
Основой успеха является личный положительный пример авторитетного для ребенка взрослого - родителя. Трудно, конечно, всегда в присутствии ребенка контролировать каждый свой шаг, и нести в себе те идеалы, которые родители хотели бы ему привить. Усталость на работе, тяжелый трудовой день и т.д. Но нельзя в присутствии ребенка проповедовать одни идеалы, а в реальной жизни их нарушать. Ведь ребенок учиться и этому. Главное - не общее, большое количество времени, которое необходимо провести с ребенком, а качество использования каждого часа. В дошкольном возрасте в ближайшем окружении, в частности в семье, закладываются основы личности. В сознании ребенка формируется модель семьи, взрослой жизни, которую ребенок подсознательно начинает реализовывать, едва достигнув самостоятельности. Чтобы ребенок рос здоровым, сознательное отношение к собственному здоровью следует формировать в первую очередь у родителей.
Началом формирования здорового образа жизни в семье является воспитание потребности в здоровье.
Формирование здорового организма, умение управлять им, развивать, совершенствовать - вот задачи здорового образа жизни. В сложной системе факторов, влияющих на состояние здоровья и работоспособность детей, существенную роль играет двигательная активность.
Двигательная активность детей с возрастом резко снижается. Чем старше ребенок, тем дольше он сидит в детском саду, в школе, дома за приготовлением уроков, у телевизора. Проблема, связанная со здоровьем детей - это просмотр телевизора и пользование компьютером. Компьютер и телевизор полезны для развития кругозора, памяти, внимания, мышления, координации ребенка, но при условии разумного подхода к выбору игр и передач, а также непрерывного времени пребывания ребенка перед экраном, которое не должно превышать 30 минут. Это ведет к увеличению массы тела, дети становятся вялыми, у них снижается потребность в двигательной активности. Обучение по новым программам увеличивает психическую нагрузку, заставляет мыслить интенсивнее, с большей затратой нервной энергии. Умственную нагрузку можно уравновесить лишь нагрузкой физической. Значит, родителям необходимо рационально строить режим его дня, чередовать занятия с активным отдыхом. Игры, лыжные прогулки, катание на коньках и санках, бег, езда на велосипеде - все это жизненно необходимо ребятам. От родителей во многом зависит, вырастут ли их дети здоровыми и жизнерадостными или преждевременно разрушат свое здоровье.
Режим дня ребёнка дошкольного возраста - одна из важных составляющих семейного воспитания, позволяющих сохранять высокий уровень работоспособности, отодвинуть утомление и исключить переутомление. Семья организует рациональный домашний режим - сон, оптимальный двигательный режим, рациональное питание, закаливание, личную гигиену, нравственное и этическое воспитание, отказ от разрушителей здоровья и т.д. Режим в детском саду должен соответствовать домашнему режиму. Если взрослые проявят характер и начнут утро с гимнастики, которую сделают вместе с ребенком, - это будет первый шаг в большом и важном деле - укреплении здоровья. И этот шаг надо сделать как можно скорее.
Здоровый образ жизни - это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях. Дети могут оказаться в неожиданных ситуациях на улице и дома, поэтому главной задачей является развитие у них самостоятельности и ответственности. Всё, чему мы учим детей, они должны применять в реальной жизни.
Особое внимание следует уделять следующим компонентам ЗОЖ:
- Занятия физкультурой, прогулки.
- Рациональное питание, соблюдение правил личной гигиены: закаливание, создание условий для полноценного сна.
- Дружелюбное отношение друг к другу, развитие умения слушать и говорить, умения отличать ложь от правды.
- Бережное отношение к окружающей среде, к природе
- Медицинское воспитание, своевременное посещение врача, выполнение различных рекомендаций.
- Формирование понятия «не навреди себе сам».
Нет задачи важнее и вместе с тем сложнее, чем вырастить здорового человека.
Успехов вам в воспитании ваших детей!!!
«
Наташа Кистень
Приобщение детей к здоровому образу жизни
ГБДОУ детский сад №49
Приморского района
Санкт-Петербурга
Воспитатель : Кистень Наталья Андреевна
«Здоровье - не все , но все без здоровья – ничего »
Приобщение детей к здоровому образу жизни
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ
СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ
ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
Развитие физических качеств
Воспитание потребности в здоровом образе жизни
Привитие стойкости культурно-гигиеническим навыкам
Развитие представлений о строении собственного тела
Обучение уходу за своим телом, навыкам оказания первой помощи
Формирование представлений о том, что полезно и что вредно для организма
Формирование представлений об окружающей среде
Формирование привычки ежедневных физических упражнений
2. Цели, задачи
3. Методы реализации задач (схема)
4. Приемы (это элементы метода)
5. Средства реализации задач
6. Результаты, достижения (анализ заболеваемости - схема; посещаемость, итоги диагностики физического развития,участие детей в спортивных секциях, соревнованиях)
7. Интеграция образовательных областей
Цели :
Охрана здоровья детей и формирование основы культуры здоровья
Задачи :
Сохранение и укрепление физического психического здоровья детей
Воспитание культурно-гигиенических навыков
Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни
Методы реализации задач
1. Словесные методы обучения :
Устное изложение (чтение, заучивание, пересказ)
Работа по образу
2. Наглядные методы :
Метод наблюдений (показ картин, фото, диафильмов, кинофильмов, рассматривание игрушек, показ приемов рисования, лепки, аппликаций)
3. Практические методы обучения :
Опытно-исследовательская деятельность
Речетворчество
Дид. Игра
Игра-драматизация
Игра-инсценировка
Игра-занятие
4. Приемы – это элементы метода
Словесные приемы
Речевой образ
Повторение
Объяснение
Указание
Словесное упражнение
Оценка детской речи
Вопрос (репродуктивный : Что? Какой? Где? Куда? Как? Когда? Сколько? ; поисковый : Зачем? Почему? и др. ; прямой, наводящий)
Наглядные приемы
Показ картинки, игрушки, движения, действия
Игровые приемы
С мячом, игровым персонажем, элементы соревнования
5. Средства реализации
Занятия НОД
Задача по приобщению к здоровому образу жизни в рамках лексической темы
Дид. Игры (перечень)
Экскурсии
Рассматривание картин
Ситуация общения
Игровые ситуации
Утренняя гимнастика
Бодрящая гимнастика
Спортивные праздники
Плакаты об охране природы
Опытно-экспериментальная деятельность
Проблемные ситуации
Тесты, опросники
Практическая деятельность детей (создание альбома «Здоровый образ жизни » )
Чтение художественной литературы (список)
ИЗО деятельность
Беседы (совместной деятельности воспитании детей , вне НОД)
6. Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими ребенок
Педагогические ориентиры
Сформирована потребность в двигательной активности. Соблюдает элементарные правила здорового образа жизни . Сформированы основные физические качества. Самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры.
7. Примерные виды интеграции образовательных областей ФГОСДО
По задачам и содержанию психолого-педагогической работы физического развития.
Познавательное развитие :формирование целостной картины мира,расширение кругозора в части представлений о здоровье и ЗОЖ . Социально-коммуникативное развитие : формирование первичных представлений о здоровье и ЗОЖ ,соблюдение правил поведения и норм в части ЗОЖ,безопасность. Художественно-эстетическое развитие :словесное, музыкальное, изобразительное . Речевое развитие :развитие свободного общения со взрослыми и детьми по поводу и ЗОЖ человека.
По средствам организации и оптимизации образовательного процесса здоровья
1. Художественное творчество :использование средства продуктивной деятельности для обогащения знаний детей .
2. Труд :накопление опыта здоровьесберегающего поведения в труде , освоение культуры здорового труда .
3. Чтение художественной литературы :использование художественных произведений для обогащения и закрепления знаний детей .
Публикации по теме:
«Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни через возрождение подвижных дворовых игр» Цель:- Систематизировать представления педагогов.
В связи с принятием Федерального закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» перед педагогами всех уровней ставятся новые задачи,.
Конспект родительского собрания «Приобщение дошкольника к здоровому образу жизни» (старший дошкольный возраст) Конспект родительского собрания «Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни» Старший дошкольный возраст Время проведения: 4 квартал.
Последние годы поражает грустная статистика частоты заболеваний детей дошкольного возраста. Каждый третий имеет отклонения в физическом.
Лэпбук - интерактивная книжка, информация в которой представлена в виде открывающихся окошек, вынимающихся и разворачивающихся листочков.
Педсовет «Формирование привычки к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста» МБОУ ЦО № 24 г. Тула, дошкольное отделение Повестка дня: 1. Выполнение решений предыдущего педсовета. 2. Обоснование постановки проблемы.
Нормой жизни и поведения каждого человека должно быть сознательное и ответственное отношение человека к здоровью как к общественной ценности.
Бесспорно, что уровень и продолжительность жизни человека, а также состояние его здоровья во многом определяется моделью поведения, формируемой в детстве.
И одной из сторон данного процесса должно явиться формирование культуры здоровья, как части общей культуры здоровья, как жизненно важной ценности, воспитание ответственного отношения к своему здоровью, здоровью окружающих людей и природной среды.
Люди являются частью природы. Мы все отвечаем за то, чтобы природа сохранилась везде на нашей природе: в лесу – куда мы ходим отдыхать; в реке – где мы плаваем; в городе – где мы живем. Мы должны заботиться и о себе, своем здоровье, окружающих людях, чистоте воздуха и воды.
Здоровье – она из главных ценностей в жизни. Каждый ребенок хочет быть сильным, бодрым, энергичным: бегать, не уставая, кататься на велосипеде, плавать, играя с ребятами во дворе, не болеть.
Плохое самочувствие, болезни являются причинами отставания в росте, неудач на занятиях, в играх, спорте.
Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей человека в нашем обществе, но если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то можно надеяться, что будущее поколение будет более здоровым и развитым не только физически, но и личностно, интеллектуально, духовно.
Есть поговорка: «В здоровом теле – здоровый дух». Но не ошибется тот, кто скажет, что здоровый дух (духовное) порождает здоровое тело.
В настоящее время в педагогике возникло особое направление: «педагогика оздоровления», в основе которой лежат представления о развитии здорового ребенка, здорового духовно и физически.
Цель педагогики оздоровления: сформировать у дошкольников основы здорового образа жизни и добиться осознанного выполнения элементарных правил здоровьесбережения. Для достижения целей здоровьесберегающих технологий в дошкольном возрасте мы применяем следующие группы средств:
1.Средства двигательной направленности:
*физические упражнения;
*физкультминутки и паузы;
*эмоциональные разрядки;
*гимнастика (оздоровительная после сна);
*пальчиковая гимнастика, зрительная, дыхательная;
*лечебная физкультура;
*подвижные и спортивные игры;
*самомассаж;
*психогимнастика;
Ежедневно в своей работе с детьми используем такую форму, как пальчиковые игры. Систематические упражнения пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Психологи утверждают, что гимнастика для пальцев рук развивает мыслительную деятельность, память, внимание ребенка.
В группе имеется картотека стихов, сопровождающие упражнения, книги для развития мелкой моторики. Широко используем пальчиковые игры без предметов в свободное время, на прогулках. На занятиях в утренний отрезок времени, в играх стараемся выполнять упражнения с предметами: счетными палочками, пуговицами, платочками и т.д.
Например: «Узловка» (ПАЛЬЧИКОВАЯ ИГРА). Берем веревку диаметром 4-6 мм и завязываем на ней 4-8 узлов. Подвешиваем ее вертикально. Ребенок пальцами подтягивает узел, а ладонью сжимает его (как при лазанье на канате), и так движется дальше (со словами):
Лезет, лезет альпинист-
В этом деле он артист.
По скале и по веревке
Он наверх залезет ловко!
Для укрепления зрения мы используем следующие моменты: зрительные паузы, в любое время дня дети закрывают глаза и открывают, можно веки прижать пальчиком.
Коррекционные физминутки.
Для укрепления зрения – проводятся на занятиях, т.к. необходима полная раскованность детей в движениях, что достигается развитием воображения, фантазии. («Жук», «Прогулка в зимнем лесу», «Самолет», «Ладошки»).
Массаж глаз.
Проводится во время утренней гимнастики и на занятиях. Массаж помогает детям снять усталость, напряжение, улучшает обмен веществ в тканях глаза.
Зрительная гимнастика.
Дает возможность глазам справиться со значительной зрительной нагрузкой. Гимнастикой пользуемся на занятиях рисования, рассматривания картин, при длительном наблюдении.
Тренировочные упражнения
Для глаз проводим несколько раз в день, в зависимости от деятельности, вызывающие напряжение.
Зрительные ориенты
(пятна) – снимают утомление глаз и повышают двигательную активность в течение дня.
*Красный – стимулирует детей в работе. Это сила внимания.
*Оранжевый, желтый – способствуют положительному рабочему настроению. Это тепло, оптимизм, радость.
*Синий, голубой, зеленый – действуют успокаивающе. Это общение, надежда, вдохновение.
Все эти средства способствуют развитию психологической комфортности детей, которая обеспечивает их эмоциональное благополучие, снимает напряжение во время занятий, игр.
Детям нравится эмоциональные разминки (похохочем; покричим так, чтобы стены задрожали; как будто кричит огромный, неведомый зверь и т.д.)
Часто используем минутки покоя:
Посидим молча с закрытыми глазками;
Ляжем на спину и расслабимся, будто мы тряпичные куклы;
Помечтаем под эту прекрасную музыку.
Ежедневно в нашем саду проводится закаливание. Мы знаем, что закаленный человек быстро и без малейшего вреда для здоровья приспосабливается к любым изменениям температуры воздуха, легко переносит холод, жару. Закаливание повышает не только устойчивость к влиянию плохой погоды, но и совершенствует, мобилизует резервные возможности адаптационных систем, чем обеспечивается профилактика простудных и других заболеваний.
Дети, проснувшись, проходят по ребристой дорожке, дорожке с пуговицами, камушкам (для профилактики и коррекции плоскостопия). Затем переступают из одного таза в другой, задерживаясь в каждом 4-5 секунд. Каждый таз наполнен водой разной температуры, с разницей в 2-3 градуса, начиная с 40 градусов. В первом – вода с раствором марганцовки, во втором и третьем – вода чистая, но с другой температурой. Систематичность этого закаливания способствует оздоровлению детского организма, повышению иммунитета ребенка, поднимает его настроение.
В течении дня мы изыскиваем минутку, чтобы доставить детям удовольствие, выполняя следующие упражнения: потянуться как кошка, поваляться как неваляшка, позевать, открывая рот до ушей, поползать как змея без помощи рук. Это очень важно для развития и укрепления опорно- мышечной системы ребенка.
Выполняем с детьми упражнения для релаксации.
Основная цель упражнений на расслабление – способствовать максимальному отдыху детей в минимально короткий промежуток времени. Кроме того, упражнениями на расслабление решается задача быстрого восстановления функций организма после физической нагрузки, повышения работоспособности детей и перевод их из одного эмоционального состояния (возбужденного) в другое (спокойное).
Расслабление сидя и лежа в неподвижном состоянии проводится с закрытыми глазами – это дает еще больший эффект, так как исключает воздействие зрительных раздражителей.
Упражнения: «Плывем в облаках», «Пляж», «Сказка», «Олени», «Загораем», «Веселые гномы», «Ковер- самолет», «Росток».
Все упражнения выполняются под спокойную музыку «мелодии природы».
Музыкотерапия.
Один из методов, который укрепляет здоровье детей, доставляет детям удовольствие. Музыка способствует развитию творчества, фантазии. Мелодия действует особенно эффективно для наших гиперактивных детей, повышает интерес к окружающему миру, способствует развитию культуры ребенка. Мы используем мелодии перед занятиями, перед сном. Так, прослушав запись «Колыбельной мелодии», дети быстрее успокаиваются, затихают и засыпают.
Имеют огромное значение для здоровья детей:
Регулярные прогулки на свежем воздухе;
Экскурсии;
Солнечные и воздушные ванны;
Водные процедуры;
Аромотерапия;
Витаминотерапия
Г.А. Сперанский писал: «День, проведенный ребенком без прогулки, потерян для его здоровья». Ребенок дошкольного возраста должен ежедневно находиться на улице не менее 3-х часов. И мы в своей работе с детьми стараемся как можно больше находиться на свежем воздухе (в зависимости от погоды).
Через экскурсии и походы в парк, занятия на свежем воздухе дети получают необходимый опыт, учатся наблюдать, заботятся о своем здоровье. В лесопарке дети получали солнечные и воздушные ванны, что благотворно действует на весь организм, повышает тонус нервной системы и увеличивает сопротивляемость организма простудным заболеваниям. Естественные ароматы деревьев благотворно влияют на ребенка, учат правильно пользоваться этими запахами. Дети узнают о пользе чистого воздуха, о лечебных травах, цветах, о пользе деревьев. Рассуждают: можно ли жечь мусор? Откуда появился плохой воздух?
Особенно полезны подвижные, спортивные игры и игры - развлечения на улице. Разнообразные движения и действия, выполняемые на свежем воздухе, оказывают на детей оздоровительное воздействие. Они способствуют укреплению нервной системы, двигательного аппарата, улучшению общего обмена веществ. Также велико значение подвижных игр в воспитании у детей быстроты, силы, выносливости, ловкости, гибкости, координации движений.
Пример подвижных игр на улице(для детей 2-3 лет)
«Собери по одному»
Инвентарь: 10-16 камушков, кусочек мела.
На асфальте мелом или на земле палочкой обозначается линия старта длиной 1.5 – 2м. За ней становятся игроки на небольшом расстоянии друг от друга. Каждый из них должен вырыть у своих ног небольшую ямку. Напротив каждого игрока кладут по 8 камешков. По команде взрослого «На старт! Внимание! Марш!» игроки бегут вперед, берут первый камешек, возвращаются к линии старта и кладут его в ямку, потом бегут за вторым камешком и т.д. Побеждает тот, кто быстрее сложит все камешки в свою ямку.
Большой оздоровительный эффект имеет «Аромотерапия » - процесс дыхания ароматов. Это положительно воздействует на нервную систему и головной мозг. Так запахи могут вызвать радость, возбуждение, спокойствие, вдохновение.
Мы предложили родителям сшить «волшебные мешочки». Эти мешочки висят в спальне, где спят дети. Дети во время сна вдыхают полезные запахи. В процессе дыхания дети лежат спокойно и наслаждаются ароматами трав.
Мы создаем радостное общение с природой.
Запахи сосны – очищают органы дыхания, повышают тонус.
Запах березы – улучшает работу сердечно- сосудистой и дыхательной системы.
Запах ели и тополя – очищает пищеварительный тракт.
Запах крапивы уничтожает бациллы.
Букеты из веток березы, сосны родители приносят из леса, и сами ставят их в приемной для очищения помещения (букеты и в сухом виде очищают воздух).
Перед приходом детей в детский сад мы опрыскиваем группу маслом ромашки, пихты, что действует на детей успокаивающе.
Витаминотерапия.
Дети получают витаминизированный напиток «Золотой шар», который оказывает на организм детей общеукрепляющее и тонизирующее действие. Повышает сопротивляемость организма к инфекциям и резистентность к вредным воздействиям окружающей среды.
Гигиенические средства содействуют укреплению здоровья и стимулируют развитие адаптивных свойств организма:
Личная гигиена;
Проветривание;
Влажная уборка;
Режим питания;
Правильное мытье рук;
Обучение детей элементарным приемам здорового образа жизни;
Обучение простейшим навыкам оказания первой помощи при порезах, укусах, ожогах;
Ограничение уровня учебной нагрузки во избежание утомления.
В нашей группе реализуется программа «Основы здорового образа жизни», которая составлена с учетом возрастных особенностей детей и усвоения определенных знаний на каждом уровне развития. Основная цель занятий – формирование убеждений и привычек здорового образа жизни в условиях детского сада.
1.Дать детям общее представление о здоровье, как о ценности.
Расширить представление детей о состоянии собственного тела, узнать свой организм. Научить беречь свое здоровье и заботиться о нем.
2.Помочь детям в формировании привычек здорового образа жизни, привитию стойких культурно – гигиенических навыков.
3.Расширить знания дошкольников о питании, его значимости, о связи здоровья и питания.
4.Формировать положительные качества личности ребенка, нравственного и культурного поведения – мотивов укрепления здоровья.
Для закрепления у детей навыков Основ здорового образа жизни в нашей группе, были проведены следующие занятия:
«С утра до вечера»
Программное содержание:
А) познакомить детей с распорядком дня
Б) закрепить понятие о значимости режима дня
В) воспитать желание придерживаться правил по его выполнению.
2. «Красота тела и души»
Программное содержание:
А) научить детей эстетическому восприятию человеческого тела;
Б) раскрыть важность одного из аспектов здоровья – духовной красоты;
В) показать приемы и упражнения по формированию правильной осанки.
Программное содержание:
А) познакомить детей с правилами ухода за зубами;
Б) объяснить детям необходимость постоянного ухода за ними;
В) воспитывать желание иметь красивые зубы.
Программное содержание:
А) обучить основным правилам поведения ребенка с незнакомыми взрослыми;
Б) сформировать умения применять правила безопасного поведения в различных ситуациях.
Программное содержание:
А) Знакомство с правилами безопасности ребенка на улице;
Б) сформировать умение применять правила безопасного поведения на улице и в различных жизненных ситуациях.
Программное содержание:
А) опасность огня – нельзя играть со спичками и с огнем. Нельзя трогать газовые краны (у плиты). Нельзя включать в сеть электроприборы;
Б) правила поведения при пожаре (знание номера пожарной охраны – 01)
В) опасность на природе: не бросаться камнями, нельзя дразнить животных, нельзя брать в руки и рвать режущие растения и нельзя брать в рот плоды неизвестных растений.
Все выше указанное нами применяется в информационных выставках для родителей.
Конечно, без совместной работы с родителями, мы не пришли бы к хорошим результатам. Родители активно участвуют в спортивных совместных мероприятиях, направленных на оздоровление детей.
На родительских собраниях, групповых и индивидуальных консультациях учим оценивать здоровье ребенка.
Предлагаем папки- передвижки;
Проводим анкетирования;
Приглашаем на просмотры гимнастик, физкультурных занятий, прогулок.
Все эти приемы позволяют нам постепенно стабилизировать здоровье детей, снизить заболеваемость, приобщить к здоровому образу жизни. У родителей и у нас теперь одна цель – воспитывать здоровых детей!
Скачать:
Предварительный просмотр:
Приобщение детей к здоровому образу жизни.
Нормой жизни и поведения каждого человека должно быть сознательное и ответственное отношение человека к здоровью как к общественной ценности.
Бесспорно, что уровень и продолжительность жизни человека, а также состояние его здоровья во многом определяется моделью поведения, формируемой в детстве.
И одной из сторон данного процесса должно явиться формирование культуры здоровья, как части общей культуры здоровья, как жизненно важной ценности, воспитание ответственного отношения к своему здоровью, здоровью окружающих людей и природной среды.
Люди являются частью природы. Мы все отвечаем за то, чтобы природа сохранилась везде на нашей природе: в лесу – куда мы ходим отдыхать; в реке – где мы плаваем; в городе – где мы живем. Мы должны заботиться и о себе, своем здоровье, окружающих людях, чистоте воздуха и воды.
Здоровье – она из главных ценностей в жизни. Каждый ребенок хочет быть сильным, бодрым, энергичным: бегать, не уставая, кататься на велосипеде, плавать, играя с ребятами во дворе, не болеть.
Плохое самочувствие, болезни являются причинами отставания в росте, неудач на занятиях, в играх, спорте.
Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей человека в нашем обществе, но если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то можно надеяться, что будущее поколение будет более здоровым и развитым не только физически, но и личностно, интеллектуально, духовно.
Есть поговорка: «В здоровом теле – здоровый дух». Но не ошибется тот, кто скажет, что здоровый дух (духовное) порождает здоровое тело.
В настоящее время в педагогике возникло особое направление: «педагогика оздоровления», в основе которой лежат представления о развитии здорового ребенка, здорового духовно и физически.
Цель педагогики оздоровления: сформировать у дошкольников основы здорового образа жизни и добиться осознанного выполнения элементарных правил здоровьесбережения. Для достижения целей здоровьесберегающих технологий в дошкольном возрасте мы применяем следующие группы средств:
1.Средства двигательной направленности:
*физические упражнения;
*физкультминутки и паузы;
*эмоциональные разрядки;
*гимнастика (оздоровительная после сна);
*пальчиковая гимнастика, зрительная, дыхательная;
*лечебная физкультура;
*подвижные и спортивные игры;
*самомассаж;
*психогимнастика;
Ежедневно в своей работе с детьми используем такую форму, как пальчиковые игры. Систематические упражнения пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Психологи утверждают, что гимнастика для пальцев рук развивает мыслительную деятельность, память, внимание ребенка.
В группе имеется картотека стихов, сопровождающие упражнения, книги для развития мелкой моторики. Широко используем пальчиковые игры без предметов в свободное время, на прогулках. На занятиях в утренний отрезок времени, в играх стараемся выполнять упражнения с предметами: счетными палочками, пуговицами, платочками и т.д.
Например: «Узловка» (ПАЛЬЧИКОВАЯ ИГРА). Берем веревку диаметром 4-6 мм и завязываем на ней 4-8 узлов. Подвешиваем ее вертикально. Ребенок пальцами подтягивает узел, а ладонью сжимает его (как при лазанье на канате), и так движется дальше (со словами):
Лезет, лезет альпинист-
В этом деле он артист.
По скале и по веревке
Он наверх залезет ловко!
Для укрепления зрения мы используем следующие моменты: зрительные паузы, в любое время дня дети закрывают глаза и открывают, можно веки прижать пальчиком.
Коррекционные физминутки.
Для укрепления зрения – проводятся на занятиях, т.к. необходима полная раскованность детей в движениях, что достигается развитием воображения, фантазии. («Жук», «Прогулка в зимнем лесу», «Самолет», «Ладошки»).
Массаж глаз.
Проводится во время утренней гимнастики и на занятиях. Массаж помогает детям снять усталость, напряжение, улучшает обмен веществ в тканях глаза.
Зрительная гимнастика.
Дает возможность глазам справиться со значительной зрительной нагрузкой. Гимнастикой пользуемся на занятиях рисования, рассматривания картин, при длительном наблюдении.
Тренировочные упражнения
Для глаз проводим несколько раз в день, в зависимости от деятельности, вызывающие напряжение.
Зрительные ориенты
(пятна) – снимают утомление глаз и повышают двигательную активность в течение дня.
*Красный – стимулирует детей в работе. Это сила внимания.
*Оранжевый, желтый – способствуют положительному рабочему настроению. Это тепло, оптимизм, радость.
*Синий, голубой, зеленый – действуют успокаивающе. Это общение, надежда, вдохновение.
Все эти средства способствуют развитию психологической комфортности детей, которая обеспечивает их эмоциональное благополучие, снимает напряжение во время занятий, игр.
Детям нравится эмоциональные разминки (похохочем; покричим так, чтобы стены задрожали; как будто кричит огромный, неведомый зверь и т.д.)
Часто используем минутки покоя:
Посидим молча с закрытыми глазками;
Ляжем на спину и расслабимся, будто мы тряпичные куклы;
Помечтаем под эту прекрасную музыку.
Ежедневно в нашем саду проводится закаливание. Мы знаем, что закаленный человек быстро и без малейшего вреда для здоровья приспосабливается к любым изменениям температуры воздуха, легко переносит холод, жару. Закаливание повышает не только устойчивость к влиянию плохой погоды, но и совершенствует, мобилизует резервные возможности адаптационных систем, чем обеспечивается профилактика простудных и других заболеваний.
Дети, проснувшись, проходят по ребристой дорожке, дорожке с пуговицами, камушкам (для профилактики и коррекции плоскостопия). Затем переступают из одного таза в другой, задерживаясь в каждом 4-5 секунд. Каждый таз наполнен водой разной температуры, с разницей в 2-3 градуса, начиная с 40 градусов. В первом – вода с раствором марганцовки, во втором и третьем – вода чистая, но с другой температурой. Систематичность этого закаливания способствует оздоровлению детского организма, повышению иммунитета ребенка, поднимает его настроение.
В течении дня мы изыскиваем минутку, чтобы доставить детям удовольствие, выполняя следующие упражнения: потянуться как кошка, поваляться как неваляшка, позевать, открывая рот до ушей, поползать как змея без помощи рук. Это очень важно для развития и укрепления опорно- мышечной системы ребенка.
Выполняем с детьми упражнения для релаксации.
Основная цель упражнений на расслабление – способствовать максимальному отдыху детей в минимально короткий промежуток времени. Кроме того, упражнениями на расслабление решается задача быстрого восстановления функций организма после физической нагрузки, повышения работоспособности детей и перевод их из одного эмоционального состояния (возбужденного) в другое (спокойное).
Расслабление сидя и лежа в неподвижном состоянии проводится с закрытыми глазами – это дает еще больший эффект, так как исключает воздействие зрительных раздражителей.
Упражнения: «Плывем в облаках», «Пляж», «Сказка», «Олени», «Загораем», «Веселые гномы», «Ковер- самолет», «Росток».
Все упражнения выполняются под спокойную музыку «мелодии природы».
Музыкотерапия.
Один из методов, который укрепляет здоровье детей, доставляет детям удовольствие. Музыка способствует развитию творчества, фантазии. Мелодия действует особенно эффективно для наших гиперактивных детей, повышает интерес к окружающему миру, способствует развитию культуры ребенка. Мы используем мелодии перед занятиями, перед сном. Так, прослушав запись «Колыбельной мелодии», дети быстрее успокаиваются, затихают и засыпают.
Оздоровительные силы природы.
Имеют огромное значение для здоровья детей:
Регулярные прогулки на свежем воздухе;
Экскурсии;
Походы;
Солнечные и воздушные ванны;
Водные процедуры;
Аромотерапия;
Витаминотерапия
Г.А. Сперанский писал: «День, проведенный ребенком без прогулки, потерян для его здоровья». Ребенок дошкольного возраста должен ежедневно находиться на улице не менее 3-х часов. И мы в своей работе с детьми стараемся как можно больше находиться на свежем воздухе (в зависимости от погоды).
Через экскурсии и походы в парк, занятия на свежем воздухе дети получают необходимый опыт, учатся наблюдать, заботятся о своем здоровье. В лесопарке дети получали солнечные и воздушные ванны, что благотворно действует на весь организм, повышает тонус нервной системы и увеличивает сопротивляемость организма простудным заболеваниям. Естественные ароматы деревьев благотворно влияют на ребенка, учат правильно пользоваться этими запахами. Дети узнают о пользе чистого воздуха, о лечебных травах, цветах, о пользе деревьев. Рассуждают: можно ли жечь мусор? Откуда появился плохой воздух?
Особенно полезны подвижные, спортивные игры и игры - развлечения на улице. Разнообразные движения и действия, выполняемые на свежем воздухе, оказывают на детей оздоровительное воздействие. Они способствуют укреплению нервной системы, двигательного аппарата, улучшению общего обмена веществ. Также велико значение подвижных игр в воспитании у детей быстроты, силы, выносливости, ловкости, гибкости, координации движений.
Пример подвижных игр на улице(для детей 2-3 лет)
«Собери по одному»
Инвентарь: 10-16 камушков, кусочек мела.
На асфальте мелом или на земле палочкой обозначается линия старта длиной 1.5 – 2м. За ней становятся игроки на небольшом расстоянии друг от друга. Каждый из них должен вырыть у своих ног небольшую ямку. Напротив каждого игрока кладут по 8 камешков. По команде взрослого «На старт! Внимание! Марш!» игроки бегут вперед, берут первый камешек, возвращаются к линии старта и кладут его в ямку, потом бегут за вторым камешком и т.д. Побеждает тот, кто быстрее сложит все камешки в свою ямку.
Большой оздоровительный эффект имеет « Аромотерапия » - процесс дыхания ароматов. Это положительно воздействует на нервную систему и головной мозг. Так запахи могут вызвать радость, возбуждение, спокойствие, вдохновение.
Мы предложили родителям сшить «волшебные мешочки». Эти мешочки висят в спальне, где спят дети. Дети во время сна вдыхают полезные запахи. В процессе дыхания дети лежат спокойно и наслаждаются ароматами трав.
Мы создаем радостное общение с природой.
Запахи сосны – очищают органы дыхания, повышают тонус.
Запах березы – улучшает работу сердечно- сосудистой и дыхательной системы.
Запах ели и тополя – очищает пищеварительный тракт.
Запах крапивы уничтожает бациллы.
Букеты из веток березы, сосны родители приносят из леса, и сами ставят их в приемной для очищения помещения (букеты и в сухом виде очищают воздух).
Перед приходом детей в детский сад мы опрыскиваем группу маслом ромашки, пихты, что действует на детей успокаивающе.
Витаминотерапия.
Дети получают витаминизированный напиток «Золотой шар», который оказывает на организм детей общеукрепляющее и тонизирующее действие. Повышает сопротивляемость организма к инфекциям и резистентность к вредным воздействиям окружающей среды.
Гигиенические средства содействуют укреплению здоровья и стимулируют развитие адаптивных свойств организма:
Личная гигиена;
Проветривание;
Влажная уборка;
Режим питания;
Сон;
Правильное мытье рук;
Обучение детей элементарным приемам здорового образа жизни;
Обучение простейшим навыкам оказания первой помощи при порезах, укусах, ожогах;
Ограничение уровня учебной нагрузки во избежание утомления.
В нашей группе реализуется программа «Основы здорового образа жизни», которая составлена с учетом возрастных особенностей детей и усвоения определенных знаний на каждом уровне развития. Основная цель занятий – формирование убеждений и привычек здорового образа жизни в условиях детского сада.
Задачи, поставленные для реализации данной цели:
1.Дать детям общее представление о здоровье, как о ценности.
Расширить представление детей о состоянии собственного тела, узнать свой организм. Научить беречь свое здоровье и заботиться о нем.
2.Помочь детям в формировании привычек здорового образа жизни, привитию стойких культурно – гигиенических навыков.
3.Расширить знания дошкольников о питании, его значимости, о связи здоровья и питания.
4.Формировать положительные качества личности ребенка, нравственного и культурного поведения – мотивов укрепления здоровья.
Для закрепления у детей навыков Основ здорового образа жизни в нашей группе, были проведены следующие занятия:
«С утра до вечера»
Программное содержание:
А) познакомить детей с распорядком дня
Б) закрепить понятие о значимости режима дня
В) воспитать желание придерживаться правил по его выполнению.
2. «Красота тела и души»
Программное содержание:
А) научить детей эстетическому восприятию человеческого тела;
Б) раскрыть важность одного из аспектов здоровья – духовной красоты;
В) показать приемы и упражнения по формированию правильной осанки.
3. «Чтоб свои родные зубки мог ты дольше сохранить»
Программное содержание:
А) познакомить детей с правилами ухода за зубами;
Б) объяснить детям необходимость постоянного ухода за ними;
В) воспитывать желание иметь красивые зубы.
4. «Правила поведения с незнакомыми людьми»
Программное содержание:
А) обучить основным правилам поведения ребенка с незнакомыми взрослыми;
Б) сформировать умения применять правила безопасного поведения в различных ситуациях.
5. «Правила поведения на улице»
Программное содержание:
А) Знакомство с правилами безопасности ребенка на улице;
Б) сформировать умение применять правила безопасного поведения на улице и в различных жизненных ситуациях.
6. «Понятие осторожности и опасности»
Программное содержание:
А) опасность огня – нельзя играть со спичками и с огнем. Нельзя трогать газовые краны (у плиты). Нельзя включать в сеть электроприборы;
Б) правила поведения при пожаре (знание номера пожарной охраны – 01)
В) опасность на природе: не бросаться камнями, нельзя дразнить животных, нельзя брать в руки и рвать режущие растения и нельзя брать в рот плоды неизвестных растений.
Все выше указанное нами применяется в информационных выставках для родителей.
Конечно, без совместной работы с родителями, мы не пришли бы к хорошим результатам. Родители активно участвуют в спортивных совместных мероприятиях, направленных на оздоровление детей.
На родительских собраниях, групповых и индивидуальных консультациях учим оценивать здоровье ребенка.
Предлагаем папки- передвижки;
Проводим анкетирования;
Приглашаем на просмотры гимнастик, физкультурных занятий, прогулок.
Все эти приемы позволяют нам постепенно стабилизировать здоровье детей, снизить заболеваемость, приобщить к здоровому образу жизни. У родителей и у нас теперь одна цель – воспитывать здоровых детей!
Ефремина Ольга Владимировна
Должность:
воспитатель
Учебное заведение:
МБДОУ "Детский сад №3"
Населённый пункт:
пгт. Нижний Одес
Наименование материала:
Мастер-класс с родителями детей старшего дошкольного возраста
Тема:
"Приобщение детей к здоровому образу жизни"
Дата публикации:
16.01.2018
Раздел:
среднее профессиональное
Мастер-класс с родителями детей старшего дошкольного возраста
«Приобщение детей к здоровому образу жизни»
от 15.02.2016 г.
председатель: Ефремина О.В. - воспитатель
секретарь: Красикова Е.В. - родитель
присутствовало: 15 человек
подготовка к мастер-классу:
Подготовка помещения для проведения мастер-класса.
Подготовка оборудования и материалов, необходимых для проведения мастер-класса,
Оформление памяток для родителей «игровой самомассаж для детей»
повестка дня:
- приветственное слово воспитателя,
Закаливающие мероприятия с детьми и их виды,
Обсуждение с родителями о приобщении детей к здоровому образу жизни,
Раздача памяток для родителей.
Цель :
оказание
практической
помощи родителям дошкольников
приобщения
к здоровому образу жизни.
Задачи:
акцентировать
внимание родителей на
проблеме
формирования
привычки
к здоровому образу жизни;
Раскрыть возможные пути объединения усилий семьи и ДОУ в приобщении детей к ЗОЖ;
Дать родителям практические советы.
Ход проведения мастер-класса:
Здравствуйте, уважаемые родители! Сегодня я пригласила вас на родительский мастер-класс,
чтобы поговорить о важной теме – процесс формирования навыков здорового образа жизни у
ваших детей. Вы самые близкие люди для них и именно вы должны стать их незаменимыми
помощниками в этом непростом деле. И во многом от нас с вами зависит, удастся ли оградить
ребят от вредных привычек в будущем, привить необходимую во взрослой жизни привычку к
здоровому образу жизни.
Приглашаю вас сесть в круг. У меня в руках мяч, он будет для нас эстафетной палочкой. Мы
будем передавать его по очереди, после ответа. А предложение будет у нас одно для всех:
«Для меня здоровый образ жизни – это…» (Ответы родителей)
Здоровый образ жизни - образ жизни человека, направленный на профилактику болезней и
укрепление здоровья. Не зря говорится в народе: «В здоровом теле – здоровый дух!» Давайте и мы
с вами укрепим свое здоровье. Я предлагаю вам сделать несколько упражнений, которые можно
делать совместно с детьми.
Физкультминутка:
Вот проснулся глазик, а за ним другой.
Будем просыпаться всей семьей.
Дружно за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся. (Всем встать в круг, взяться за руки.)
Солнце встало за окошком,
Потяни к нему ладошки, (Потянуться руками наверх.)
Руки выше поднимаем,
А потом их опускаем. (Опустить руки, повторить.)
Чтоб была красивой спинка,
Надо сделать нам разминку,
Руки в стороны по швам
И согнулись пополам. (Наклониться вниз.)
Тик-так, тик-так –
Ходят часики вот так! (Наклоны вправо-влево.)
А теперь давайте вместе
Мы устроим бег на месте. (Бег на месте)
Вдох и выдох, наклонились.
Всем спасибо, потрудились!
Уважаемые родители, так как большую часть своего времени ваш ребенок находится в детском
то целесообразным и
продолжения
формирования
привычки
к здоровому образу жизни ваше приобщение к совместным мероприятиям. К таким мероприятиям
относится
самомассаж,
применять
средство
профилактики
некоторых
заболеваний. Показано, что стимуляция биологически активных точек нормализует подвижность
нервных процессов и повышает адаптационные возможности организма. Массаж активных зон –
это метод самолечения вполне доступный для освоения не только взрослыми, но и детьми.
Сейчас я предлагаю вашему вниманию несколько видов самомассажа.
Один из них – это
массаж ушных раковин. Этот вид закаливания основан на стимуляции биологически активных
точек, расположенных на ушной раковине и связанных рефлекторно почти со всеми органами тела.
Массаж этих точек полезен, в частности, для улучшения работы органов дыхания и для защиты
Повторяйте за мной движения
Необходимо начинать с разогрева ладоней и ушей – это обеспечит быстрый прилив крови. Тща-
тельно потрите ладони друг о друга и приложите их к ушам на пару минут. Затем аккуратными, но
интенсивными движениями «верх-вниз» помогите ушам согреться.
Обхватите мочку уха при помощи большого и указательного пальцев, надавите 5-7 раз на нее,
затем помассируйте ее, двигаясь по кругу.
Медленно продвигайтесь вверх от мочки по наружному краю, массируя его в поперечном
направлении.
Достигнув серединки уха напротив козелка, сложите ухо пополам, как бы накрывая слуховой
проход. Держите несколько секунд, пока не почувствуете сильное тепло. И так 5-7 раз.
Нащупайте поперечный хрящ, окаймляющий внутреннюю часть ушной раковины. Это необхо -
димо для мобилизации всех отделов позвоночника. Обхватите его двумя пальцами и активно раз-
минайте, применяя надавливания и растирания.
При сниженном иммунитете и частых рецидивах болезней носоглотки, уха и глаз дополнитель -
но оттягивайте мочку уха.
Во время обострения простудных заболеваний уделяйте особое внимание проработке козелка.
Для этого вставьте большой палец в слуховой проход, а указательным зажмите козелок. Нужно не
просто надавливать на него, а интенсивно разминать до появления прилива тепла.
Закаливающий массаж подошв как эффективный вид закаливания рекомендуется для детей
среднего
старшего
дошкольного
возраста.
стимуляции
активных
расположенных на подошвах ног. Массаж стоп делается ежедневно.
«Поиграем с ножками»
Подготовительный этап
а) Удобно сесть и расслабиться.
б) Смазать подошвы ног смягчающим кремом или растительным маслом (1-2 капли на ладошку).
Основная часть
большого
остальных
обхватить
зафиксировать стопу. Другой погладить стопу от пальцев до щиколотки.
б) Сделать разминание стопы всеми пальцами.
в) Погладить стопу граблеобразными движениями руки по направлению к пальцам.
г) Похлопать подошву ладонью.
д) Согнуть стопу вверх с произвольным падением вниз.
е) Покатать ногами (подошвами) палку, несильно нажимая на неё.
ж) Растереть подушечкой большого пальца руки закаливающую зону, расположенную в центре
Заключительный этап
а) Погладить всю стопу от пальцев до щиколотки.
б) Посидеть спокойно, расслабившись.
Известно, что интенсивное воздействие на кончики пальцев стимулирует прилив крови к
благоприятствует
психоэмоциональной
устойчивости
физическому здоровью,
повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм.
Самомассаж рук «Поиграем с ручками»
Разотру ладошки сильно,
Каждый пальчик покручу.
Поздороваюсь со всеми,
Никого не обойду.
С ноготками поиграю,
Друг о друга их потру.
Потом руки «помечали»,
Плечи мягко разомну.
Затем руки я помою,
Пальчик в пальчик я вложу,
На замочек их закрою
И тепло поберегу.
Вытяну я пальчики,
Пусть бегут, как зайчики.
Раз-два, раз-два,
Вот и кончилась игра.
Вот и кончилась игра,
Отдыхает детвора.
Наши детки могут нас не только радовать, но и огорчать. Давайте поделимся своими советами,
о том, как поднять себе настроение. Встанем в один большой тесный круг. Подумайте, вспомните,
что вам необходимо для поднятия настроения? Передаем друг другу энергию через рукопожатие и
говорим свою ассоциацию (например: шоколад, хорошая музыка, ванна, фрукты). Запомните эти
советы и используйте в жизни.
Закаливающее дыхание - этот вид закаливания укрепляет весь дыхательный тракт. Суть же его
заключается в выполнении комплекса игровых упражнений с носом. Рекомендуется для детей
младшего возраста, но может быть, использован и в работе со старшими детьми. Проводится 2-3
раза в день.
«Помоги носику собраться на прогулку»
салфетку
тщательно
самостоятельно или с помощью взрослого.
1. «Носик гуляет» - Взрослый предлагает детям крепко закрыть рот, чтобы он не мешал гулять
и хорошо дышать носу.
2. «Носик балуется» - На вдохе ребенок оказывает сопротивление воздуху, надавливая большим
и указательным пальцами одной руки на крылья носа.
3 . «Носик нюхает приятный запах» - Ребенок выполняет 10 вдохов-выдохов через правую и
левую ноздрю, поочередно закрывая их указательным пальцем.
4. «Носик поет песенку» - На выдохе малыш постукивает указательным пальцем по крыльям
носа и поет: «Ба-бо-бу».
5 . «Погреем носик» - Ребенок располагает на переносице указательные пальцы и выполняет
ими движение к крыльям носа, затем вверх и обратно. Таким образом, делается как бы растирание.
Босохождение. Это отличное закаливающее средство для детей с ослабленным здоровьем.
Повышает
устойчивость
организма
колебаниям
температуры
переохлаждению. Проводится в любое время дня. Дозировка определяется возрастом. Желательно
начинать в теплый период года.
Ранний возраст
Ходьба и бег по одеялу и полу навеса
Младшая группа
Ходьба и бег по теплому песку, траве
Средняя группа
Ходьба и бег по сухому и мокрому песку, траве,
асфальту
Старшая группа
Ходьба и бег по земле, воде, асфальту
Подготовительная
Ходьба и бег по различным видам почвы,
покрытиям земли
От 5 мин и
неограниченно
Теперь поиграем с вами в игру «Верю - не верю» (если согласны поднимаете две руки, если нет
– хлопните по коленям 2 раза)
1. Согласны ли вы, что зарядка - это источник бодрости и здоровья? (да)
2. Верно ли, что жвачка сохраняет зубы? (нет)
3. Верно ли, что морковь замедляет процесс старения организма? (да)
4. Правда ли, что летом можно запастись витаминами на целый год? (нет)
6. Правда ли, что способствует закаливанию в жаркий день пить ледяную воду? (нет)
Наше занятие подходит к концу, завершим нашу встречу упражнением «Додумай историю».
Вам необходимо закончить историю и сделать правильный вывод, начиная словами:
Я понял…
Я хочу сказать…
Я надеюсь….(Обсуждение)
Также, в заключении, хочу сказать, чтобы получить ожидаемый результат, самомассаж в
детском саду и дома должен проводиться регулярно. Если данная процедура войдет в привычку,
организму будет намного легче бороться с различными заболеваниями.
Родителям раздаются памятки.
Скачать Конспект:
Ход собрания
- Организационный момент — вступительное слово.
Воспитатель встречает родителей в зале, объясняет тему собрания, знакомит с намеченными мероприятиями (о них подробно сказано в пригласительных билетах).
Воспитатель: Нам очень приятно, что вы нашли время и откликнулись на наше приглашение. В современном обществе, в XXI веке, предъявляются новые, более высокие требования к человеку, в том числе к ребенку, к его знаниям и способностям. Забота о здоровье ребенка стала занимать во всем мире приоритетные позиции. Забота о воспитании здорового ребенка является приоритетной в работе и нашего дошкольного учреждения.
В дошкольном детстве закладывается фундамент здоровья ребенка, происходит его интенсивный рост и развитие, формируются основные движения, осанка, а так же необходимые навыки и привычки, приобретаются базовые физические качества, вырабатываются черты характера, без которых невозможен здоровый образ жизни. Сегодня важно нам, взрослым, формировать и поддерживать интерес к оздоровлению, как самих себя, так и детей. Позвольте прочитать вам стихотворение.
Болеет без конца ребёнок.
Мать в панике, в слезах: и страх и грусть.
— Ведь я его с пелёнок
Всегда в тепле держать стремлюсь.
В квартире окна даже летом
Открыть боится – вдруг сквозняк,
С ним то в больницу, то в аптеку,
Лекарств и перечесть нельзя.
Не мальчик, словом, а страданье.
Вот так, порой, мы из детей
Растим тепличное создание,
А не бойцов – богатырей.
В.Крестов “Тепличное создание”
Воспитатель: Здоровый, крепкий и развитый ребёнок. Как добиться этого? Что для этого делаем мы? Как укрепить здоровье детей , избежать болезней?
- Работа по теме – открытый показ комплекса утренней гимнастики.
В зале появляются дети в спортивной форме, выстраиваются полукругом. Раздается стук в дверь – входит Гном (ребенок) с шерстяным шарфом на шее, в шапке, с носовым платком в руке.
Воспитатель и дети: Здравствуй, Гном!
Воспитатель: А почему ты так одет?
Гном (чихая)
У меня печальный вид.
Голова моя болит,
Я чихаю, я охрип…
Воспитатель: Что такое?
Гном: Это грипп.
Воспитатель: Грипп? А вот наши дети не болеют. Каждый день по утрам мы делаем зарядку.
Дети выполняют упражнения и уходят из группы вместе с Гномом , который говорит, что все понял, и теперь тоже будет делать зарядку.
III. Воспитатель: А теперь я предлагаю вам обратить внимание на экран (сообщение с презентацией).
Прежде всего, необходимо активно использовать целебные природные факторы окружающей среды : чистую воду, ультрафиолетовые лучи солнечного света, чистый воздух, лечебные свойства растений, так как естественные силы природы представляют собой привычные компоненты окружающей среды и необходимы для жизнедеятельности организма. Ребенку необходим спокойный, доброжелательный психологический климат.
Перебранки в присутствии ребенка в одних случаях способствуют возникновению у него невроза, а в других усугубляют уже имеющиеся нарушения нервной системы. Все это существенно снижает защитные возможности детского организма. Учитывая это, мы всегда должны стараться быть в хорошем настроении. Вспомните, стоит нам улыбнуться – сразу становится легче, нахмуриться – подкрадывается грусть.
Нахмурились – начал выделяться адреналин, способствующий грустному, тревожному настроению, улыбнулись – помогли другому гормону – эндорфину, обеспечивающему уверенное и бодрое настроение. Ведь один и тот же факт в одном случае способен быть незаметным для нас, а в другом – вызовет гнев, испортит настроение. А ведь наше раздражение механически переходит и на ребенка.
Эмоциональная устойчивость и связанное с ней поведение воспитываются. Здесь важно умение правильно и рационально относиться к тому, что видится, воспринимается, слышится. Так давайте же больше улыбаться и дарить радость друг другу.
Мы должны не только охранять детский организм от вредных влияний, но и создавать условия, которые способствуют повышению защитных сил организма ребенка, его работоспособности. И важным здесь является правильно организованный режим дня , который оптимально сочетает период бодрствования и сна детей в течение суток, удовлетворяет их потребности в пище, в деятельности, отдыхе, двигательной активности. Кроме этого режим дисциплинирует детей, способствует формированию многих полезных навыков, приучает их к определенному ритму.
Прогулка является одним из существенных компонентов режима. Это наиболее эффективный вид отдыха, хорошо восстанавливает сниженные в процессе деятельности функциональные ресурсы организма, и в первую очередь – работоспособность. Пребывание на воздухе способствует повышению сопротивляемости организма и закаляет его. После активной прогулки у ребенка всегда нормализуется аппетит и сон. Прогулка должна проводиться в любую погоду, за исключением особо неблагоприятных условий.
При этом одежда и обувь должны соответствовать погоде и всем гигиеническим требованиям. Во время прогулки нельзя допускать, чтобы дети длительное время находились в однообразной позе, поэтому необходимо изменять их вид деятельности и место игры. Хорошо сочетать прогулки со спортивными и подвижными играми. Дети должны гулять не менее 2 раз в день по 2 часа, летом – неограниченно.
Не менее важной составляющей частью режима является сон, который особенно необходим ослабленным детям. Важно, чтобы малыш ежедневно (и днем, и ночью) засыпал в одно и то же время.
Таким образом, домашний режим ребенка должен быть продолжением режима дня детского сада. Полноценное питание – включение в рацион продуктов, богатых витаминами А, В, С и Д, минеральными солями (кальцием, фосфором, железом, магнием, медью), а также белком. Все блюда для детей желательно готовить из натуральных продуктов, нерафинированных, без добавок и специй и консервантов. Чаще включать в рацион детей творог, гречневую и овсяную каши.
Немаловажное значение имеет режим питания детей , то есть соблюдение определенных интервалов между приемами пищи. У детей важно формировать интерес к оздоровлению собственного организма. Чем раньше ребенок получит представление о строении тела человека, узнает о важности закаливания, движения, правильного питания, сна, тем раньше он будет приобщен к здоровому образу жизни. Если же ребенок насильно принуждают заниматься физкультурой, а также соблюдать правила гигиены, то ребенок быстро теряет интерес к этому.
При поступлении ребенка в школу важно учитывать не только его интеллектуальное развитие, но и уровень его физического развития. И нет никакой необходимости пичкать ребенка перед школой знаниями. Принцип «не навреди» должен быть заложен в основу воспитания и развития ребенка. Следует помнить, что «раннее обучение» приводит к перегрузкам, отрицательно сказывается на здоровье, провоцирует неврозы и другие нежелательные явления, в результате чего снижается интерес к учебе.
Подготовка к школе в детском саду осуществляется не только на занятиях по математике и развитию речи, но и на физкультурных занятиях, на которых у детей формируется необходимые для успешного обучения в школе внимание, мышление, память, речь, воображение, тонкая моторика рук, координации движений; а также и игровой деятельности детей.
Игра – ведущая деятельность в дошкольном возрасте. Чем лучше ребенок играет в сюжетно-ролевые игры, тем успешнее он будет заниматься в школе. Игра хорошо готовит к школе. Пока психика у ребенка развивается, он должен играть. Без игры у детей формируется чувство страха, вялость и пассивность. Игра – ведущая человеческая потребность. Недаром сейчас по телевидению передают много игровых программ для взрослых, которые не наигрались в детстве.
Если вы хотите видеть своего ребенка здоровым – надо постоянно, каждодневно уделять время для закаливающих процедур . Смысл закаливания состоит в том, чтобы со временем с помощью специальных процедур повысить устойчивость человека к охлаждению за счет того, что организм при этом всякий раз будет реагировать целесообразными защитными реакциями – увеличением выработки тела и уменьшением теплоотдачи.
При закаливании одновременно происходит и повышение иммунитета за счет увеличения выработки в организме интерферона и других защитных факторов. Поэтому было бы здорово, если бы закаливание общим семейным делом.
Наряду с традиционными методами закаливания (воздушные ванны, водные ножные ванны, полоскание горла) широко используются и нетрадиционные.
Контрастное воздушное закаливание (из теплого помещения дети попадают в «холодное»).
Хождение босиком. При этом укрепляются своды и связки стоп, идет профилактика плоскостопия. В летний период предоставляйте детям возможность ходить босиком по горячему песку и асфальту, по мелким камешкам и шишкам, которые действуют как сильные раздражители. Напротив, теплый песок, мягкая трава, комнатный ковер действуют успокаивающе. При ходьбе босиком увеличивается интенсивность деятельности почти всех мышц, стимулируется кровообращение во всем организм, улучшается умственная деятельность.
Контрастный душ – наиболее эффективный метод закаливания в домашних условиях. Полоскание горла прохладной водой со снижением температуры является методом профилактики заболевания носоглотки. (Полоскание горла начинается при температуре воды 36 – 37 градусов, снижается каждые 2 – 3 дня на 1 градус и доводится до комнатной.)
Слово «витамин» происходит от латинского вита – жизнь. Витамины участвуют в обмене веществ и регулируют отдельные биохимические и физиологические процессы. Недостаток витаминов в пище или изменение процессов их усвоения приводит к нарушению обмена веществ и в конечном счете к развитию гипо- и авитаминозов.
Чтобы достичь определенного уровня насыщенности витаминами, необходимо применять препараты, включающие комплексы витаминов в оптимальных соотношениях, особенно в зимне-весенний период. Кстати, использование поливитаминов по 1 – 2 драже в день в обычных дозировках в период эпидемии гриппа и гриппоподобных заболеваний снижает заболеваемость детей не менее чем в 2 раза.
Удар по здоровью ребенка наносят вредные наклонности родителей. Не секрет, что дети курящих отцов и матерей болеют бронхолегочными заболеваниями чаще, чем дети не курящих. Тяжелые последствия для здоровья ребенка имеют травмы и несчастные случаи. Да, дети очень любознательны и во всем стараются подражать нам, взрослым. Они могут включать электронагревательные приборы, любят играть с мелкими предметами. Помните, здоровье ребенка в ваших руках! Поэтому мы предлагаем вам игру «Дерево Здоровья».
- Мольберт, на листе ватмана нарисовано дерево без листьев. Родитель берет зеленый лист с напечатанным вопросом, с подноса, зачитывает его и отвечает, приклеивает лист на дерево. Постепенно крона дерева покрывается красивой зеленой листвой, дерево приобретает здоровый вид.
- Примерное решение родительского собрания:
- Создать необходимые условия для реализации потребности ребенка в двигательной активности в повседневной жизни (срок – постоянно, ответственные – воспитатели, родители).
- Равномерно распределять физическую и умственную нагрузки в течение дня (срок – постоянно, ответственные – воспитатели, родители).
- Систематически интересоваться полученными знаниями детьми по формированию здорового образа жизни и закреплять их дома (срок – постоянно, ответственные – родители).
- Организовать дома режим дня и питание, приближенное к детсадовскому (срок – постоянно, ответственные – родители).
- В выходные дни обязательно организовывать прогулки вместе с детьми.
- Систематически проводить закаливание ребенка в условиях семьи.
На этом родительское собрание «Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни» завершается.