Тема: Подготовка изделия к первой примерке.
Примерка изделия и устранение дефектов.
Цель:
Научить учащихся подготовке изделия к примерке;
Ознакомить с приёмами соединения плечевых срезов, из которых один должен иметь посадку;
Ознакомить с наиболее характерными недочётами, выявленными в результате примерки;
Научить правильно проводить примерку, устранять недочёты, выявленные в результате примерки;
Развивать навыки самоконтроля, взаимоконтроля. Умение работать с инструкционными картами, приспособлениями;
Развивать творческие способности, координацию движения рук;
Воспитывать у учащихся внимательность, точность, аккуратность, самостоятельность, любовь к швейному делу.
Класс 7а
Методическое оснащение урока:
Образец плечевого изделия, подготовленного к примерке;
Инструкционные карты: «Подготовка изделия к первой примерке», «Проведение первой примерки», «Устранение дефектов после первой примерки»;
Презентация «Подготовка изделия к первой примерке»;
Таблицы основных недочётов плечевого изделия;
Таблицы по ТБ;
Крой изделия;
Коробочки с швейными принадлежностями;
Рабочие тетради;
Мультимедийный проектор;
Методы обучения: объяснение, показ трудовых приёмов, показ наглядного материала, практическая работа.
Тип урока: комбинированный
Межпредметные связи: информатика, ИЗО, черчение, математика, литература.
Ход урока:
I . Организационный момент :
Проверка присутствующих, их готовность к уроку.
II . Повторение пройденного материала :
каждая из бригад подготовила кроссворд (д/з) для другой бригады.
III . Изучение нового материала сопровождается презентацией :
Учитель:
Сегодня на уроке мы продолжим работу по изготовлению плечевого изделия. На прошлом уроке чем мы с Вами занимались? Занимались подготовкой деталей кроя к обработке. Сегодня подготовим изделие к первой примерке, проведём первую примерку, устраним дефекты после первой примерки, если они возникли. Слайд И так запишите тему сегодняшнего урока: «Подготовка изделия к первой примерке. Примерка изделия и устранения дефектов».
Слайд Цели урока
Наша задача выполнить подготовку изделия к первой примерке так, чтобы во время её было как можно меньше недочётов. Чтобы изделие хорошо сидело на фигуре, очень важно правильно соединить между собой его детали, т.е. точно выполнить соединительные и краевые швы. К первой примерке должны быть смётаны вытачки, складки, рельефы, боковые и плечевые срезы, низ подогнут и замётан. Рекомендуется смётывать детали кроя тонкими нитками.
На фабриках индивидуального пошива прогрессивная технология рекомендует применять С-М 1822 кл. для смётывания изделия к примерке из тканей не обладающих повышенной растяжимостью, скольжением, прорубаемостью под иглой. Применение С-М 1822кл. снижает объём ручных работ в среднем на 30 минут на ед. изделия.
Мы с вами будем готовить изделие к примерке ручным способом последующей последовательности.
Слайд Подготовка изделия к примерке
Длина стежка, см |
||
Подготовить крой к смётыванию: сколоть срезы деталей лицом внутрь; начинать от талии (вверх и вниз), от середины переда или спинки – влево и вправо, совмещаем контрольные знаки. Булавки ставить поперёк линии с интервалом 5-6 см. на прямых участках и 1-2 см. - на кривых. Сметать плечевые срезы спинки и полочки, сделав посадку по плечевому срезу спинки. Смётывать со стороны спинки. Высшие точки горловины спинки и полочки должны совпасть. Сметать боковые срезы спинки и полочки, совмещая линию талии. Смётывать со стороны спинки. Подогнуть низ рукава по линии низа на изнаночную сторону и заметать. Подогнуть низ изделия по лини низа на изнаночную сторону и заметать. |
Учитель: Как проходит смёточная строчка? (Смётывают от намеченной линии на 1 мм к срезам). Кто выполняет раскрой? (закройщик). А кто смётывает? (сметчица).
Показ трудовых приёмов: бригаде №1 я показываю трудовые приёмы, бригада №2 в это время записывает последовательность выполнения работ по подготовке изделия к первой примерке. Затем бригаде №2 показываю трудовые приёмы, бригада №1 делает запись в тетрадь.
Повторение техники безопасности с иглой, ножницами.
Физминутка
IV . Практическая работа
Учащиеся выполняют практическую работу «Подготовка изделия к первой примерке» по инструкционным картам.
V . Изучение нового материала
Учитель: вы подготовили изделие к первой примерке, теперь давайте её проведём. Кто делает примерку, как называется профессия? (закройщица). Примерку женского плечевого изделия выполняют по правой стороне фигуры. Места, где необходимо внести исправления, отмечают булавками, располагая их поперёк шва. После примерки все исправления, если они имеются, переносят на левую сторону изделия.
Слайд: эскиз «Примерка изделия»
Слайд: Проведение первой примерки
Последовательность выполнения работ |
|
Надеть изделие; сколоть застежку, совмещая средние линии, начиная от талии, вверх и вниз. Проверить положение средних линий переда и спинки относительно центра фигуры. Проверить посадку изделия по фигуре – прилегание по линии горловины, плечевым швам, по линии груди, талии, бёдер. Уточнить ширину изделия. Уточнить положение плечевых швов, чтобы они не были смещены к переду или спинке. Уточнить положение бокового шва. Отметить мелком форму и глубину выреза горловины. Уточнить длину и ширину рукава. Проверить положение линии талии. Уточнить длину изделия по всему нижнему краю от пола с помощью линейки. |
Показ трудовых приёмов по проведению первой примерке.
Задача примерки – добиться правильности объёма, баланса изделия, правильной посадки его деталей.
Слайд: Дефекты посадки плечевого изделия и их устранение
Способы устранения |
||
Изделие широко | Забрать излишек ткани в боковой шов |
|
Изделие узко | Распороть боковой шов и выпустить припуск шва |
|
Плечевой шов смещён к спинке | Распороть шов и переколоть, выпустив припуск шва у спинке и убрав у переда |
|
Заломы и складки на спинке у горловины | Углубить линию горловины |
|
Полочки расходятся внизу | Распороть плечевой шов и переколоть, убрав на полочке излишек ткани около горловины и выпустив припуск шва около рукава |
|
Полочки излишне заходят одна на другую внизу | Распороть плечевой шов и переколоть, убрав излишек ткани на полочке около рукава и выпустив припуск шва около горловины |
|
Рукав узок (или широк) | Распороть плечевой шов, выпустить (убрать) припуск шва |
|
Растянут вырез горловины | Убрать излишек ткани в плечевые швы |
Физминутка
VI. Практическая работа:
Учащиеся проводят первую примерку группами из трёх человек используя инструкционные карты «Проведение первой примерки». Разрешение на переколку даёт учитель.
VII . Текущий инструктаж:
Учитель проверяет правильность выполнения работ, соблюдение ТБ, оценивает работы.
VIII . Закрепление материала:
1). Этапы подготовки изделия к первой примерке.
2). Плечевые срезы смётывают со стороны спинки или полочки?
3). По какой стороне фигуры выполняют примерку изделия?
4). Если изделие узко, что необходимо сделать?
5). Как устранить перемещение плечевых швов в сторону спинки?
IX . Подведение итогов урока:
1). Чему научились на уроке?
2). Анализ ошибок при выполнении работ и их причины.
3). Сообщение оценок за урок.
X . Домашнее задание: Слайд
1). Внести изменения в изделия после первой примерки, используя материал учебника стр. 136-140.
2).Сметать детали изделия по новым линиям.
XI. Рефлексия: Слайд
XII. Уборка рабочих мест:
Подготовка к примерке,собственно примерка и исправление дефектов в четкой схемеНашла вот такой интереснейший и полезнейший материал -делюсь,но,как обычно уже, даю прежде всего ссылку на сайт,где нашла, т.к. полезного там куда больше,чем я выкладываю, - полезного для шитья! Модели с выкройками, моделирование, пошив и т.д. Таблицу же с дефектами хочется всегда иметь под руками, не "бегая" по сайту, ибо я безбожно зависаю в чтении, забывая об обещании себе: "Я быстренько посмотрю и дальше буду делать"...)))
Подготовка изделия к первой примерке
1. Отметим середины заднего и переднего полотнищ, рукава, линию талии сметочными стежком.
2. Продолжим силки по основным и фасонным линиям выкройки.
3. Сметаем и стачаем клинья (если они есть), швы притачивания разутюжим.
4. Сметаем вытачки и мягкие складки, складывая и равняя их от конца. Вытачки сметывать от срезов к концу мелкими частыми стежками, чтобы при стачивании они не сдвигались. Если вытачки и складки расположены в середине детали, то их сметывание начинаем с одного конца.
5. Сметаем фасонные линии (подрезы, рельефы), сделаем сборки, если это требуется по фасону. При соединении деталей стачным или настрочным швом сметывание производить со стороны тех деталей, которые имеют посадку ткани: сборку, фигурные швы, рассеченные уголки или вогнутые линии.
6. Сметаем плечевые швы спинки и полочки, для равномерной посадки плечевой шов спинки собрать мелкими стежками на нитку. Не следует располагать посадку близко к пройме. Плечевые швы правого плеча сметываем от горловины к пройме, левого - наоборот, от проймы к ростку, сметывать по спинке. Вместо посадки плечевого среза спинки можно сделать вытачку по середине, которая так же, как и посадка, подтягивает свободную ткань спинки, дает красивое облегание.
В тканях, поддающихся растяжению, приметаем к плечевому срезу полочки кромку. Ширина кромки 1 см, длина ее на 0,7 см меньше плечевого среза спинки. Строчка должна проходить на расстоянии 0,2 - 0,3 см от края кромки. Плечевую вытачку не приметываем для удобства стачивания ее после примерки.
7. В цельнокроенном платье или блузке боковые швы сметываем по спинке, начиная от проймы, совмещая по боковым срезам, линию талии и бедер.
8. Если платье отрезное по линии талии, соединяем лиф с юбкой. Для этого лиф вложить в юбку (складывая лицевой стороной внутрь), сколоть булавками, совмещая середину спинки с серединой заднего полотнища юбки, середину переда с серединой переднего полотнища и боковые швы, а затем сметываем.
9. Сметываем шов рукава, начиная от оката вниз. Окат рукава должен быть на 3 - 4 см больше проймы (для посадки. Это проверить).
По окату рукава проложить сметочные стежки в два ряда (начиная от шва стачивания рукава) - первый ряд на 1 см от среза оката, второй - на 0,5 см от первого. Окат рукава присобрать ручными стежками.
Первая примерка
Если выкройка составлена по точно снятой мерке с учетом телосложения, правильно сметано изделие, то во время примерки исправления могут быть незначительные. Примерку производим по правой стороне изделия, а при разносторонней фигуре - по обеим сторонам. Закалываем застежку, если она имеется.
Во время примерки необходимо обращать внимание на следующее:
1. Середина спинки изделия должна проходить па середине спины, а середина полочки - по середине переда фигуры.
2. Установим точно линию талии. Для этого опоясать фигуру тесьмой и по на-правлению расположения тесьмы проложить линию талии.
3. Обратим внимание на общее облегание изделия, уточним направление плечевой вытачки, которая должна располагаться к центру груди.
4. Если смотреть сбоку, то плечевой шов должен как бы разделять плечо пополам.
5. Боковой шов должен проходить по прямой линии.
6. Если изделие по линии талии широко, то во время примерки заложим вытачки или складочки и скрепить их булавками. Длина и глубина их зависит от фигуры.
7. В цельнокроенном платье необходимо делать примерку по обеим сторонам во избежание перекоса.
Примечание: После примерки боковые швы распорем, сложим изделие вдвое, совмещая срезы, скрепим булавками и проверим равномерность исправления на обеих сторонах изделия.
8. Уточним вырез горловины или размер и форму воротника. Вырез горловины в изделии должен плотно прилегать к шее.
9. Уточним фасонные линии и расположение отделочных деталей.
10. Выкройку воротника прикрепим к вырезу горловины так, чтобы середина его совпадала с серединой спинки, а концы с серединой полочки.
11. Уточним вырез проймы прокладыванием булавок или обводкой. Излишек оката рукава, предназначенный для посадки (3 - 4 см), стянуть. Приколем булавками центр оката к плечевому шву с подгибом среза в сторону изнанки. Распределим посадку рукава на пропорционально сложенную фигуру так, чтобы ее было больше к полочке, чем к спинке. На перегибистую фигуру посадку увеличить к палочке, а к спинке уменьшим. На сутулую фигуру посадку рукава увеличим больше к спинке, как этого требует фигура. При примерке изделия это очень ответственный участок. Отнеситесь с большим вниманием.
Нанесем контрольные точки соединения рукава с проймой от плечевого шва вниз на расстоянии 8 - 10 см в сторону спинки и полочки. Если центр оката рукава не совпадает с плечевым швом, приколем рукав, как требует фигура, и нанесем контрольную точку соединения центра оката с проймой.
После примерки проложим нитку сметочными стежками по пройме лифа вокруг оката рукава, которая будет являться направляющей линией при вметывании рукава в пройму.
12. Наметим место расположения и длину петель.
13. Отметим длину изделия.
После первой примерки, если есть исправления, разметим боковые и плечевые швы, сложим спинку и полочку лицевой стороной внутрь, перегнув их по линии середины, совмещая плечевые и боковые срезы. Сколем изделие по плечевому и боковому срезам булавками и перенесем отмеченные исправления во время примерки с правой стороны на левую. После исправления дефектов, отмеченных во время первой примерки, приступим к пошиву изделия и подготовке его ко второй примерке.
Какой дефект |
Причина возникновения дефекта |
Способ устранения дефекта |
1) Излишняя слабина на груди в конце плечевой вытачки |
Плечевая вытачка велика |
Распороть плечевой шов и вытачку, уменьшить ее перекалыванием булавками, а излишек ткани, образовавшийся за счет глубины вытачки выпустить в сторону проймы и срезать |
2) Слабина проймы, полочки и поперечные заломы |
а) Растянута пройма |
а) Сутюжить растянутую пройму, предварительно собрав срез на нитку |
3) Шов плечевой уходит назад |
а) По плечу спинки мала посадка |
а) увеличить посадку плеча спинки за счет запаса со стороны проймы. Иногда возникает необходимость сделать вытачки глубиной 1 - 2 см |
Иногда для фигуры сутулой требуется увеличить ширину спинки только вверху, то в этом случае выкройку у роста нужно отодвинуть от сгиба ткани на 1 - 1,5 см, а по линии талии приложить к сгибу. В горловине застрочить мелкие вытачки и свести их на нет. В таком оформлении будет хорошая форма спинки. |
||
4) Косые заломы у проймы спинки |
Не учтена высота плеч при составлении выкройки |
Плечевой шов распороть и забрать излишек ткани по плечу спинки ближе к пройме не нарушая высоты ростка |
5) Боковой шов перекошен в сторону спинки или полочки |
Изделие заужено по бедрам на спинке и полочке (это произошло от того, что фигура была с выступающим животом или бедрами) |
Боковой шов распороть до линии талии, выпустить запас ткани и заколоть булавками на фигуре |
6) Перед по линии низа вздернут |
При создании выкройки не учтена высокая грудь, выступающий живот |
Распороть плечевой шов выпустить запас в плечевом шве полочки к горловине |
7) В лифе поперечные заломы, идущие от бокового шва вдоль боковой вытачки |
Боковая вытачка недостаточно глубока |
Нужно увеличить боковую вытачку |
8) Изделие тянет назад, косые заломы на спинке, идущие от бокового шва к лопаткам |
Боковой шов неправильно сметан а) не совпадают линии груди, талии, бедер, по спинке и полочке |
а) Распороть боковой шов и совместить правильно линии груди, талии, бедер |
9) Поперечный залом на спинке ниже лопаток в цельнокроенном платье |
Заужено изделие по линии бедер |
Распороть по линии бокового шва и выпустить запас по линии бедер |
10) Горловина не прилегает к шее |
Мал вырез горловины |
Углубить вырез горловины |
11) Воротник перекошен, искривлен |
а) Одна сторона растянута |
а) Растянутую сторону воротника сутюжить или собрать на нитку |
12) Воротник к шее не прилегает |
а) Горловина растянута |
а) Собрать на нитку или сутюжить горловину |
13) Под воротником на спине заломы |
Скос плеча спинки больше, чем того требует высота плеча |
Распороть шов плеча и выпустить запас скоса не нарушая высоты ростка, или излишек ткани, который набегает под воротник |
14) В узком рукаве шов тянет |
а) Много забрано в шов по низу рукава |
а) Выпустить запас задней части рукава (если шов тянет назад) или выпустить запас передней части (если шов тянет вперед) |
15) Поперечные заломы в окате рукава |
Высок окат рукава |
Уменьшить высоту оката рукава. На примерке подогнуть окат рукава на 1 - 2 см. Приколоть рукав к плечевому шву, по пройме спинки и полочки. Уточнить высоту оката, срезать излишки ткани |
16) Косые заломы в окате рукава сзади |
Центр оката рукава смещен вперед или неправильно распределена посадка |
Переместить центр оката рукава к спинке или правильно распределить посадку, закалывая булавками рукав к пройме на фигуре |
17) Косые заломы в окате рукава впереди |
Центр оката рукава смещен к спинке или неправильно распределена посадка |
Переместить центр оката рукава к полочке или правильно распределить посадку, закалывая булавками рукав к пройме на фигуре |
18) Косые заломы в окате рукава впереди и сзади |
Мала высота оката рукава |
Срезать нижнюю часть оката рукава, тем самым увеличить высоту оката |
Вторая примерка
Ко второй примерке должны быть стачены и застрочены все фасонные линии, вытачки, плечевые, боковые швы, вметан рукав, воротник, приметан лиф к юбке, заметан низ изделия:
Во время примерки уточняем:
1. Длину и ширину изделия.
2. Правильность вметывания воротника в горловину, рукава в пройму.
3. Форму и расположение отделочных деталей и фасонных линий.
4. Отметим место пришива пуговиц, кнопок, крючков и т.д.
5. Обратим внимание на общее облегание изделия.
Раздел: Технология изготовления плечевого изделия.
I. Дидактическое обоснование урока:
Цели урока:
1. Образовательные:
- способствовать формированию и развитию умений и навыков подготовки деталей кроя к обработке и изделия к примерке;
- способствовать формированию самостоятельных навыков обработки плечевого изделия по инструкционным картам;
- способствовать формированию умений моделировать плечевое изделие заданного фасона.
2. Развивающие:
- способствовать развитию умений анализировать, сопоставлять способы и приемы подготовки швейных изделий к примерке;
- способствовать развитию познавательного интереса к предмету, через использование игровых форм проверки знаний;
- способствовать формированию и развитию самостоятельности учащихся.
3. Воспитательные:
- способствовать воспитанию бережного отношения к оборудованию, материалам;
- способствовать воспитанию взаимопомощи, сотрудничества;
- воспитывать уважение к труду.
II. Методическое оснащение урока.
1. Учебно-техническая документация: инструкционно-технологические карты по подготовке деталей кроя к обработке и плечевого изделия к примерке, презентация “Подготовка изделия к примерке”.
2. Материал для контроля знаний учащихся: карточки-задания, кроссворды, ребусы, рисунки, эскизы изделий, журналы мод, дидактический и наглядный материал по теме “Моделирование плечевого изделия” (наглядность по переносу нагрудной вытачки, построению кокетки, рельефа, формы силуэта, виды стилей), “Раскрой плечевого изделия” (набор ткани различной ширины и разного рисунка, выкройки, мел, раскладки выкройки на ткани), поузловая обработка плечевого изделия, образцы изделия.
3. Материально-техническая база: машинки, манекен, ножницы, альбом, мультимедийный проектор, карандаши, фломастеры, сантиметровая лента, иглы.
III. Методы обучения:
- объяснительно-иллюстративный;
- методы проблемного изложения (частично-поисковый);
- игровые и информационно-коммуникационные формы обучения.
Методы организации учебно-познавательной деятельности:
- словесные (объяснение, сообщения учащихся, беседа);
- наглядные (наблюдение, демонстрация, презентация);
- практическая, самостоятельная работа.
Формы организации познавательной деятельности учащихся:
- самостоятельная работа;
- игровая;
- групповая;
- индивидуальная.
Словарная работа: стиль, силуэт, моделирование, выкройка, кокетка, контрольные, контурные линии, примерка.
Тип урока: комбинированный.
Организация урока:
- 1 этап урока - проверка знаний в форме игры по теме “Моделирование и конструирование одежды”, “Раскрой швейного изделия”;
- 2 этап урока – объяснение новой темы с использованием ИКТ;
- 3 этап урока - практическая работа.
Межпредметные связи: ИЗО, литература, история, информатика, черчение.
Оформление кабинета: выкройка плечевого изделия с элементами моделирования, эскизы швейных изделий, рисунки, чертеж платья, силуэты изделия, высказывания.
Рисунок 1
На доске высказывания:
- “Мир будет счастлив только тогда, когда у каждого человека будет душа художника. Иначе говоря, когда каждый будет находить радость в своем труде”. О. Роден.
- “Мастерство и художественное совершенство – необходимый элемент прекрасного, без него не возникает эстетическое чувство и эстетическое переживание” А. Эренгросс
- Будьте всегда естественны, женственны, неповторимы в своей красоте – вот средство, которым можете пленить окружающих” Г. Козловски
- “Одеваться модно – одеваться со вкусом” - П.Карден
- “Вне моды человека просто нет. Любой из нас либо приверженец старой моды, ушедшей, либо поклонник моды, идущей, может быть, впереди времени, либо моды современной”- В. Зайцев.
- “Насколько законы моды непостоянны и разорительны, настолько законы хорошего вкуса экономны и устойчивы”. Ж.Ж. Руссо
- “Мода – это история, сама история, по поводу которой нельзя дебатировать, спорить, которую нельзя отрицать. И действительно, народы, у которых нет истории, обходятся без одежды”. А. Моравия.
Ход урока
Организационный момент.
Сегодня, на уроке мы проверим ваши знания по темам: “Конструирование и моделирование плечевого изделия” и “Раскрой швейного изделия”, закрепим знания и умения снятия и записи мерок, необходимых для построения чертежа плечевого изделия, понятий “стиль”, “силуэт”, “моделирование”, проверим умение моделировать и экономно раскраивать плечевое изделие.
- 1 часть урока будет проходить в форме урока – конкурса, на котором мы попадем в экспериментальный цех Дома модели, где создается, конструируется и моделируется плечевое изделие. Вы будете художниками - модельерами и конструкторами. Затем переместимся в раскройных цех где повторим приемы, последовательность раскроя швейных изделий.
- На 2 этапе урока мы разберем последовательность подготовки деталей кроя и изделия к примерке и выполним практическую работу.
Представляются члены жюри - “ОТК” (отдел технического контроля).
Представление команд, девиза и эмблем: класс делится на две команды - “Пуговица”, “Нить”.
За каждый правильный ответ команда получает в награду сушку, у кого на ленточке окажется больше сушек, та команда получит ожерелье победителя.
Задание для выбора капитана команды:
Кто быстрее и больше придумает слов из букв слова “эскиз”, относящиеся к технологии изготовления одежды? (Эскиз – этикет, сарафан, кокетка, игла, застежка).
Учитель: “Одеваться модно – одеваться со вкусом” - эти слова Пьера Кардена актуальны и сегодня. Чтобы подчеркнуть свою индивидуальность мы стараемся опираться на такие понятия как “стиль”, “силуэт”, “мода”.
“Вне моды человека просто нет. Любой из нас либо приверженец старой моды, ушедшей, либо поклонник моды, идущей, может быть, впереди времени, либо моды современной” - говорил Вячеслав Зайцев. Вот так и мы пойдем сегодня с вами от самых истоков моды. Прежде чем художник-модельер создаст свою новую модель, он должен изучить историю костюма, традиции, все то, что создали до него.
Прямыми предшественниками одежды, являлись татуировка и окраска тела, а также нанесение на него магических знаков, с помощью которых люди пытались предохранить себя от злых духов, устрашить врагов и расположить к себе друзей. В разные эпохи одежда имела свою форму, свою окраску влияла на формирование внешнего облика человека. Она указывала на его национальность и сословную принадлежность, имущественное положение и, конечно, возраст.
Конкурс 1. (по 2 ученика от каждой команды)
Определить стили в одежде (работа у доски):
1. Представлен набор одежды, необходимо распределить ее по стилям.
Рисунок 2
2. На доске карточки с названием стилей, необходимо убрать название стиля, которого не существует, и подобрать под каждый стиль свой эскиз.
Рисунок 3
Учитель: Следовать в одежде какому-то стилю – это не значит, что нужно строго придерживаться его, а можно дополнять, изменять в деталях в соответствии с модой. Каждый стиль предоставляет в ваше распоряжение множество самых разнообразных фасонов и сочетаний, годных на все случаи жизни.
Конкурс 2. Кто больше? (все учащиеся)
Самостоятельная работа учащихся:
- дать краткую характеристику понравившихся стилей (домашнее задание). (Приложение 1)
- определить какие из представленных стилей, распространены в настоящее время.
- назвать любимый стиль одежды и обосновать свой выбор.
Учитель: “Истинная элегантность всегда предлагает беспрепятственную возможность движения” - этот закон Коко Шанель, можно отнести ко всем понятиям, связанным с конструированием одежды.
Конкурс 3. Определить силуэт. (работа у доски)
Рисунок 4
1 команда:
- определите виды силуэта по предложенным эскизам, рисункам;
- определить силуэт костюма амурских казачек на рисунке 8.
2 команда:
- дать понятие “силуэт”, найти соответствующий силуэт по рисункам;
- определить стиль одежды амурских казачек на рисунке 8.
Рисунок 8
Учитель: Современная одежда композиционно очень разнообразна. Художники-модельеры достигают этого различными путями. Прав был Ж.. Ж.. Руссо говоря: “Насколько законы моды непостоянны и разорительны, настолько законы хорошего вкуса экономны и устойчивы”. Как всякий настоящий художник-модельер нам не обойтись без полета творчества, фантазии, основанной на чувстве меры.
Конкурс 4. Конкурс капитанов.
Вам дается модель с указанием только конструктивных линий или силуэта:
Рисунок 5.
Задание:
1. Создайте свою модель, добавив отделочные линии, детали, цвет (таблица гармоничных сочетаний цветов);
- назовите свою модель;
- определите назначение модели;
- предложите, из какой ткани можно ее сшить.
2. Нарисуйте эскиз современного костюма на основе фотографий казачьей одежды.
Рисунок 9
А пока капитаны творят высокую моду у нас веселая минутка!!!
Веселая минутка: Найди слова.
Карточка с набором букв, среди которых спрятаны слова.
ЙЦКНВМОДАВРЛЭСКИЗАВФЫВЫТАЧКАЖ
ЮБЛДМОДЕЛЬЕРЖДЛОРЛИНИЯПРШОВУРО
ЩШГПЕРЕНОСЕАПИСРЕЛЬЕФХЗЩДСТИЛЬЮ
ОРПКОКЕТКАШДЛПРИБАВКАВЫФЯСИЛУЭТ
ХОЖАКЕТНГКПОЯСНАЯФВПСТЖИЛЕТКВПР
Конкурс 5. Блицтурнир. (по 5 вопросов каждой команде)
Вопросы 1 команде:
- Аксессуары – это дополнение к одежде: чулки, шарф, платок, сумка, пояс, перчатки, зонтик или предметы украшения из дешевых материалов, стекла, недрагоценных металлов, камней, кожи, пластмассы, имитирующие и заменяющие дорогие ювелирные украшения.
- Одежда должна создавать благоприятный микроклимат для нормальной жизнедеятельности человека – это гигиенические или эксплуатационные требования к одежде.
- Элегантность – это полное душевное и физическое равновесие, полная гармония или умение одеваться в соответствии с индивидуальностью, чувство меры во всем, искусство найти грань между “можно” и нельзя”
- Что не относится к стилю одежды: ампир, модерн, резонанс, ренессанс?
- От чего зависит выбор цвета в одежде: индивидуальных особенностей человека, роста, сезона, характера, возраста, рода занятий.
Вопросы 2 команде:
- Какой из перечисленных способов моделирования можно использовать при переносе нагрудной вытачки: расчетный, шаблонный, графический, муляжный, безрасчетный.
- Гардероб – это предмет мебели для оформления интерьера жилища или это вся одежда, принадлежавшая одному человеку и отвечающая определенным социальным, климатическим условиям и образу жизни человека.
- Модель - это человек, демонстрирующий одежду или образец швейного изделия в виде рисунка, фотографии или готового изделия (от лат. слова образец, мера)
- Конструкция изделия – это чертеж деталей одежды на плоскости в натуральную величину или детали изделия из бумаги.
- Прибавка добавляется к меркам при расчете конструкции чертежа изделия или раскрое изделия?
Учитель: “Важно не то, что носите – важно то, как носите” гласит поговорка. Поэтому модельеры и конструкторы несут большую ответственность за будущую модель.
Конкурс 6. “ Кто быстрее?” (на каждое задание по одному ученику от команды)
На доске изображен чертеж переда и спинки:
1. Определить линии чертежа конструкции плечевого изделия.
Рисунок 6
2. Из набора карточек с названием размерных признаков выбрать мерки, необходимые для построения чертежа плечевого изделия.
3. Произвести правильное снятие размерных признаков на манекене.
Конкурс 7. “Кто внимательнее?”
Задание по знаниям прибавок: (набор карточек с надписями мерок и прибавок)
На листе указан набор названий прибавок: Пш, Пт, Пб, Пг, определить к каким меркам их необходимо добавлять (Ди, Ст, Сг2, Дст, Сш, Шг, Сб).
Конкурс 8. “ Кто точнее?”
1. Скорректировать выкройку плечевого изделия на 2 размера больше, объяснить приемы корректировки выкройки плечевого изделия.
2. Скорректировать выкройку на 2 размера меньше. Объяснить приемы корректировки выкройки рукава.
Конкурс 9. Конкурс модельеров-конструкторов.
Рисунок 1
Рисунок 7
1 команда:
- Смоделировать перенос нагрудной вытачки в линию талии, середины и найти соответствующий эскиз.
- Подобрать к данному рисунку соответствующую смоделированную кокетку.
- По данному рисунку из журнала мод смоделировать выкройку.
2 команда:
- Смоделировать перенос нагрудной вытачки в линию проймы, бока и найти соответствующий эскиз.
- Найти по рисунку соответствующую конструкцию рельефа.
- Предложить свою модель платья и смоделировать выкройку
Конкурс 10. Состязание эрудитов.
- Женская национальная одежда, страны восходящего солнца, состоящая из рукавов. (Кимоно)
- Брюки, имеющие вкусное название. (Бананы)
- И название ткани, и сборник карт по географии. (Атлас)
- Раньше так называли девушек – модниц, сейчас верхнюю, отделочную, отрезную деталь изделия. (Кокетка)
- Фурнитура, обычно применяемая в поясных изделиях и обозначающая природное явление. (Молния)
- Из них состоит юбка “годе”, еще их вбивают в землю или дерево, о нем говорится в пословице “Куда ни кинь, всюду ….” (Клин)
- Головной убор, являющий собой компромисс между цилиндром и фетровой шляпой. Незаменимая вещь в походе, в нем готовят пищу на костре. (Котелок)
- Мягкая, рыхлая хлопчатобумажная ткань с ворсом, применяемая для шитья детской одежды, пеленок, распашонок. Их любят рассказывать охотники, рыбаки, преувеличивая свои трофеи. (Байка)
- Вид нарядного галстука у мужчин. Насекомое с красивыми крыльями. (Бабочка)
- Фурнитура, застежка особой конструкции на комбинезонах, рюкзаках и т.п. Укороченная и облегченная винтовка. (Карабин)
Конкурс 11. Решить кроссворды, ребусы. (Приложение 2)
Конкурс 12. “Конкурс раскройщиков”.
1. Подготовить ткань к раскрою. (Определить лицевую, изнаночную стороны; найти дефекты; направление нити; провести декатирование ткани)
2. Разложить выкройку на ткани. (Выполняется экономная раскладка, в зависимости от ширины ткани и направления рисунка, обмеловка)
3. Проанализировать раскладку выкройки на ткани.
Конкурс 13. Отгадайте загадки:
- Весь мир одевает, а сама нагишом. (Иголка)
- На пальце одном ведерко вверх дном. (Наперсток)
- По поляне шерстяной пляшет тонконожка.
Из под туфельки стальной выползает стежка. (Швейная машина) - Инструмент бывалый – не большой, не малый.
У него полно забот – он и режет и стрижет. (Ножницы)
Конкурс 14. Продолжите:
Пословицы и поговорки:
- Без веретена... (пряжи не спрядешь).
- Без дела жить... (только небо коптить).
- Без клиньев и... (кафтана не сделаешь).
- Всякий портной... (на свой покрой).
- Где шьют, там … (и порют).
- Добрый портной … (с запасом шьет).
- Как ручки сделают, … (так спинка износит).
- Какова пряха, … (такова на ней и рубаха).
- Кривое веретено … (не выправишь).
- Кроить – не шить, … (после не распорешь).
- Не бывает скуки, … (коли заняты руки).
- Не игла шьет, … (а руки).
- Не привыкай к безделью, … (учись рукоделью).
- У портного и локоток … (наотлет).
- Долог день до вечера... (коли делать нечего).
- Кончил дело... (гуляй смело).
- Глаза страшатся... (а руки делают).
- Мало хотеть... (надо уметь).
- Маленько дело... (лучше большого безделья).
- Семь раз отмерь... (один отрежь).
- Поспешишь … (людей насмешишь).
- Дело … (мастера боится).
Подведение итогов проверки знаний.
Учитель: На первом этапе урока мы проверили ваши знания видов стилей и силуэта, узнали о новых видах стилей в одежде, определили свой стиль. Проверили знания конструкции изделия и мерок, необходимых для ее построения. Закрепили умение моделировать и раскраивать изделие. Мы узнали, что каждая женщина должна обладать вкусом и быть элегантной. Ведь недаром французская поговорка гласит: “Хороший вкус - это наилучшее украшение женщины”.
Подведение итогов состязания и выставление оценок. Вручение “ожерелья-победы” команде победителю.
2 этап урока.
На доске терминология ручных стежков: сметать, заметать, приметать, обметать, наметать, пришить.
Объяснение новой темы. Сопровождается презентацией.
Сегодня на уроке мы продолжим работу по изготовлению плечевого изделия. Для этого нам необходимо определить порядок дальнейшей обработки изделия:
Вопросы классу:
- Что необходимо сделать с полученными после раскроя деталями изделия?
- Как подготовить детали кроя к обработке?
- Какие линии мы должны нанести на детали кроя, для чего они нам нужны?
- От чего зависит способ переноса контурных линий?
Задание учащимся:
- Определите последовательность подготовки деталей кроя к обработке.
- Учащиеся предлагают, что необходимо нанести контрольные и контурные линии.
- На доске расположена деталь кроя плечевого изделия, ученица должна показать где будут проходить контурные и контрольные линии (на табличках указаны название – контрольные, контурные)
Рисунок 6
- Другая ученица подбирает соответствие: для чего нужны эти линии и способы их нанесения. (набор карточек с названиями линий, их назначением)
- На представленных образцах разобрать способы переноса контурных линий, объяснить в каких случаях можно их применять.
- Демонстрация приемов нанесения контрольных линий.
На доске отображается при помощи проектора основные положения, разобранные с учащимися, они выполняют записи в тетради. (Приложение 3. Слайды 1-9)
- название линий;
- назначение;
- месторасположение;
- способы нанесения, переноса линий.
Вопрос классу:
- Как подготовить изделие к примерке?
- По каким линиям нужно сметывать детали?
- Укажите размер стежка?
На примере образца подготовленного к примерке объяснить последовательность и приемы выполнения работы (Приложение 3. Слайды 10-15):
а) заготовка полочки: сметать нагрудные вытачки, начиная от узкого края к широкому;
б) заготовка спинки: сметать плечевые вытачки, средний срез;
в) сметать плечевые срезы переда и спинки, высшие точки горловины должны совпасть;
г) сколоть, сметать боковые срезы спинки и переда.
Величина стежков сметывания – 7-10 мм, закрепки. Для более прочного сметывания деталей ширину стежка можно чередовать: стежками 2-3 мм и 5-7 мм.
Подведение итогов 2 этапа урока: сегодня мы разобрали последовательность обработки деталей изделия, наша задача выполнить подготовку изделия к примерке так, чтобы во время примерки было как можно меньше недочетов.
3 этап. Практическая работа. Подготовка изделия к примерке.
3.1. Вводный инструктаж учителя:
- сообщение названия практической работы;
- разъяснение задач практической работы;
- ознакомление с образцом труда;
- ознакомление с инструкционной картой;
- предупреждение о затруднениях в работе;
- инструктаж по технике безопасности при ручных работах.
3.2. Самостоятельная работа учащихся.
3.3. Текущий инструктаж учителя.
Самоконтроль (Приложение 3. Слайд16):
- ровность строчек, стежков сметывания;
- ровность переноса линий.
3.4. Заключительный инструктаж:
- анализ выполнения самостоятельной работы учащихся;
- разбор типичных ошибок уч-ся, причины ошибок;
- объяснение способов устранения ошибок;
- самоанализ работы.
4. Подведение итогов урока (сообщение о достижении целей урока, оценка работы, демонстрация лучших работ)
Литература.
- Burda. Шитье – мое хобби. Изд-во "Энне Бурда ГмбХ&Ко, Д-77641, Оффенбург, Германия.
- Егорова Р.И., Монастырная В.П. Учись шить: Кн.для учащихся сред. шк. возраста. –М. Просвещение, 1989. -160с.
- Круглов Ю.Г. Русские народные загадки, пословицы, поговорки. - М.: Просвещение, 1990. -335с.
- Скопцова М.Й. Технология: Учебное пособие по Обслуживающему труду для учениц 5-8 классов. Ростов-на-Дону: изд-во “Феникс2, 1997 – 384с.
- Столярова С.И., Домненкова Л.В. Обслуживающий труд: Учеб. пособие для учащихся 7-8 кл. – М.: Просвещение, 1985 – 224с.
Тема: Подготовка швейных изделий к примерке.
Цель:
Научить учащихся подготовке изделия к примерке;
Ознакомить с приёмами соединения плечевых срезов, из которых один должен иметь посадку;
Мультимедийный проектор;
Манекен;
Образец плечевого изделия;
Презентация «Подготовка изделия к первой примерке»;
Крой изделия;
Швейными принадлежностями;
Рабочие тетради;
Методы обучения:
Тип урока: комбинированный
Ход урока: (1 час)
I . Организационный момент:
II. Повторение пройденного материала 1. К каким изделиям по способу носки относят блузку? Почему?
2.Какие ткани используют для пошива блузок?
3.Как можно отделать блузку?
4. Какие основные детали имеет блузка?
5. Какие швы применяют при пошиве блузки?
6. Как можно обработать нижний срез блузки?
7.Работа по карточкам(подписать датали блузки и линии срезов)
8.Работа в парах. (собрать план пошива по порядку)
III. Изучение нового материала сопровождается презентацией:
Учитель:
Сегодня на уроке мы продолжим работу по изготовлению плечевого изделия. На прошлом уроке чем мы с Вами занимались? Занимались подготовкой деталей кроя к обработке. Сегодня подготовим изделие к первой примерке, И так запишите тему сегодняшнего урока: «Подготовка изделия к примерке.»
Цель урока
Наша задача выполнить подготовку изделия к первой примерке так, чтобы во время её было как можно меньше недочётов. Чтобы изделие хорошо сидело на фигуре, очень важно правильно соединить между собой его детали, т.е. точно выполнить соединительные и краевые швы. К первой примерке должны быть смётаны вытачки, складки, рельефы, боковые и плечевые срезы, низ подогнут и замётан. Рекомендуется смётывать детали кроя тонкими нитками.
На фабриках индивидуального пошива прогрессивная технология рекомендует применять С-М 1822 кл. для смётывания изделия к примерке из тканей не обладающих повышенной растяжимостью, скольжением, прорубаемостью под иглой. Применение С-М 1822кл. снижает объём ручных работ в среднем на 30 минут на ед. изделия.
Мы с вами будем готовить изделие к примерке ручным способом последующей последовательности.
Подготовка изделия к примерке
Последовательность выполнения работ
Длина стежка, см
Подготовить крой к смётыванию: сколоть срезы деталей лицом внутрь; начинать от талии (вверх и вниз), от середины переда или спинки – влево и вправо, совмещаем контрольные знаки. Булавки ставить поперёк линии с интервалом 5-6 см. на прямых участках и 1-2 см. - на кривых.
Сметать плечевые срезы спинки и полочки, сделав посадку по плечевому срезу спинки. Смётывать со стороны спинки. Высшие точки горловины спинки и полочки должны совпасть.
Сметать боковые срезы спинки и полочки, совмещая линию талии. Смётывать со стороны спинки.
Подогнуть низ рукава по линии низа на изнаночную сторону и заметать.
Подогнуть низ изделия по лини низа на изнаночную сторону и заметать.
0,5
0,7 – 1,0
1,5-2,0
1,5–2,0
IV . Повторение техники безопасности с иглой, ножницами.
V . Физминутка
V I . Практическая работа
Учащиеся выполняют практическую работу «Подготовка изделия к примерке» по инструкционным картам.
V II .Продолжение практической работы (2 час)
Самоконтроль качества работы.
VIII . Индивидуальная работа с отстающими учащимися по данной теме.
X . Итог урока
Оценки за урок.
Д.З. стр.62
Уборка рабочих мест.
Таблица 14. Дефекты плечевого изделия и способы их устранения
Описание дефектаи его графическое
изображение
Причина
возникновения
Способ устранения
и его графическое
изображение
1. Изделие узко по линии груди, талии или бедер
Неправильно сняты мерки С г , С т и С 6 и определен размер изделия
Распороть боковой шов. Расширить изделие за счет припусков боковых швов
2. Изделие широко по линии груди, талии или бедер
Неправильно сняты мерки С т , С г и С 6 и определен размер изделия
Заколоть булавками излишек ширины изделия. Распороть боковой шов. Заузить изделие. Отметить мелом новую линию проймы.
3. Вершина вытачки не совпадает с высшей точкой груди, а располагается выше нее
Особенности фигуры
Отметить булавкой высшую точку груди. Распороть боковые швы и вытачки. Перенести линии вытачки вниз параллельно (а) или опустить только вершину вытачки (б)
4. Вершина вытачки не совпадает с высшей точкой груди, а располагается ниже нее
Особенности фигуры
Отметить булавкой высшую точку груди. Распороть боковые швы и вытачки. Перенести линии вытачки вверх параллельно (а) или только вершину вытачки (б)
5. Изделие не прилегает к фигуре по пройме, образуются наклонные складки от плеча к пройме
Особенности фигуры -покатые плечи
Заколоть булавками излишек плечевого шва, сводя его на нет у горловины. Распороть плечевые швы. Изменить наклон линии плеча
6. Изделие не прилегает к фигуре по вырезу горловины, образуются складки у горловины
Прямые плечи
Заколоть булавками излишек плечевого шва, сводя его на нет у проймы. Распороть плечевые швы. Изменить наклон линии плеча
Во время проведения примерки проверяют:
ширину изделия;
положение плечевых и боковых швов;
направление и длину вытачек;
прилегание в области горловины;
положение застежки;
длину изделия;
положение шва соединения лифа с юбкой.
Если обнаружены дефекты, сметочные строчки распарывают и забирают (или выпускают) ткань в вытачку или шов.
Устранение дефектов после примерки
После примерки изделие раскладывают на столе и приступают к устранению выявленных дефектов:
прокладывают прямые стежки, удаляют булавки;
распарывают старые сметочные швы, отутюживают детали изделия;
складывают детали лицевыми сторонами внутрь, совмещая вытачки, срезы, и скалывают булавками;
все исправления переносят на парные детали или симметричные стороны цельных деталей любым из способов:
сметывают изделие по новым линиям;
повторяют примерку.
Тема: Проведение примерки. Устранение дефектов.
Цель:
Научить правильно проводить примерку, устранять недочёты, выявленные в результате примерки;
Развивать навыки самоконтроля, взаимоконтроля. Умение работать с инструкционными картами, приспособлениями;
Развивать творческие способности, координацию движения рук;
Воспитывать у учащихся внимательность, точность, аккуратность, самостоятельность, любовь к швейному делу.
Методическое оснащение урока:
Мультимедийный проектор;
Манекен;
Образец плечевого изделия, подготовленного к примерке;
Инструкционные карты: «Проведение первой примерки», «Устранение дефектов после первой примерки»;
Презентация «Примерка изделия, исправление дефектов»;
Таблицы основных недочётов плечевого изделия;
Крой изделия;
Коробочки с швейными принадлежностями;
Рабочие тетради;
Линейка.
Методы обучения: объяснение, показ трудовых приёмов, показ наглядного материала, практическая работа.
Тип урока: комбинированный
Ход урока:
I . Организационный момент :
Проверка присутствующих, их готовность к уроку.
II. Актуализация прежних знаний :
В чем заключается подготовка кроя к пошиву?
Какие контрольные линии и знаки проставляют на деталях кроя и каково их назначение?
Назовите технические условия на выполнение ручных работ при подготовке блузки к первой примерке.
Какова степень готовности изделия к примерке?
III. Изучение нового материала.
Сегодня подготовим изделие к первой примерке, проведём первую примерку, устраним дефекты после первой примерки, если они возникли.
Учитель: Итак, мы выяснили, что для того чтобы «костюмчик сидел» нужно подогнать его по фигуре, а этого не сделаешь без примерки. Вот сегодня мы и познакомимся, как проводят I-ую примерку. Это магическое действо мастера-портного. Также мы вспомним как правильно подготовить изделие к I-ой примерке, ее назначением, отработаем умение по сборке изделия на практике. Будем учиться работать аккуратно, а без внимательности этого не достичь.
Наша задача выполнить подготовку изделия к первой примерке так, чтобы вовремя её было как можно меньше недочётов. Чтобы изделие хорошо сидело на фигуре, очень важно правильно соединить между собой его детали, т.е. точно выполнить соединительные и краевые швы. К первой примерке должны быть смётаны вытачки, складки, рельефы, боковые и плечевые срезы, низ подогнут и замётан. Рекомендуется смётывать детали кроя тонкими нитками.
Учитель: вы подготовили изделие к первой примерке, теперь давайте её проведём. Кто делает примерку, как называется профессия? (закройщица). Примерку женского плечевого изделия выполняют по правой стороне фигуры. Места, где необходимо внести исправления, отмечают булавками, располагая их поперёк шва. После примерки все исправления, если они имеются, переносят на левую сторону изделия.
Надеть изделие; сколоть застежку, совмещая средние линии, начиная от талии, вверх и вниз.
Проверить положение средних линий переда и спинки относительно центра фигуры.
Проверить посадку изделия по фигуре – прилегание по линии горловины, плечевым швам, по линии груди, талии, бёдер.
Уточнить ширину изделия.
Уточнить положение плечевых швов, чтобы они не были смещены к переду или спинке.
Уточнить положение бокового шва.
Отметить мелком форму и глубину выреза горловины.
Уточнить длину и ширину рукава.
Проверить положение линии талии.
Уточнить длину изделия по всему нижнему краю от пола с помощью линейки.
Показ трудовых приёмов по проведению первой примерке.
Задача примерки – добиться правильности объёма, баланса изделия, правильной посадки его деталей.
Физминутка
VI. Практическая работа:
Учащиеся проводят первую примерку группами из двух человек используя инструкционные карты «Проведение первой примерки». Разрешение на переколку даёт учитель.
VII. Текущий инструктаж:
Учитель проверяет правильность выполнения работ, соблюдение ТБ, оценивает работы.
VIII. Закрепление материала:
1). Этапы подготовки изделия к первой примерке.
2). Плечевые срезы смётывают со стороны спинки или полочки?
3). По какой стороне фигуры выполняют примерку изделия?
4). Если изделие узко, что необходимо сделать?
5). Как устранить перемещение плечевых швов в сторону спинки?
Конкурс. “Кто внимательнее?”
Задание по знаниям прибавок: (набор карточек с надписями мерок и прибавок)
На листе указан набор названий прибавок: Пш, Пт, Пб, Пг, определить к каким меркам их необходимо добавлять (Ди, Ст, Сг2, Дст, Сш, Шг, Сб).
IX. Подведение итогов урока:
1). Чему научились на уроке?
2). Анализ ошибок при выполнении работ и их причины.
3). Сообщение оценок за урок.
X. Домашнее задание:
XI. Рефлексия:
Что мне этот урок дал для жизни?
Мне показалось важным…
XII. Уборка рабочих мест: