Советы по сплочению членов семьи
Годы идут, дети растут, а забот и проблем с каждым днём становится все больше. Не хватает времени на себя, на отдых, а общение становится сухим, однотипным и неинтересным. Таким образом, спустя определённое время, для каждой семьи это свой промежуток, создаётся ощущение какой-то разобщённостям и сожительства, когда самых родных людей объединяет только общая жилищная плошать. Предлагаем вашему вниманию 10 способов как можно объединить семью и вернуть в нее гармонию единства:
Найдите общее хобби
Пойдите все вместе на танцы. Допустим, вы с мужем на бальные, которые почти наверняка вернут страсть и привязанность в ваших отношениях, а ребёнка в то же время отправьте, на современные. После каждого занятия делитесь впечатлениями, обсуждайте выступления и новые достижения. Катайтесь на велосипедах каждые выходные, займитесь плаванием, словом, всем тем, что понравится большинству. Так же вы можете вместе разбить маленький огородик на подоконнике, где каждый будет заниматься чем-то определенным, например, папа делать ящики, дети поливать, а мама удобрять, и садить новые сорта растений.
Заведите домашнего питомца
Уход за домашним животным сближает людей. Члены семьи равномерно распределяют обязанности, следят за питанием и здоровьем домашнего любимца, играют вместе с ним, а дети, к тому же ещё учатся быть ответственными и заботливыми.
Путешествуйте
Речь не идёт о дальних поездках на край света, хотя в сезон отпусков данный вариант тоже имеет место быть. Выбирать место для отдыха и прокладывать самый живописный маршрут чрезвычайно увлекательно. Для разнообразия, так сказать на местности, обзаведитесь картой достопримечательностей округи или просто скачайте удобное приложение на телефон. Садитесь всей семьёй в машину, и путём жеребьевки определяете, кто первый загадывает место. После его посещения, право выбора представляемся следующему и так, пока не будут удовлетворены все члены семьи. Ваши родственники получат колоссальное удовольствие, каждый будет готовиться к этому дню, а место следующего посещения всегда будет загадкой. Устраивайте такие экстремальные путешествия хотя бы раз в месяц.
Создайте общий проект
Ничто так не объединяет членов семьи как общее дело. Примите участие в каком-либо конкурсе, который требует сплоченности и вклада каждого члена семейства. Как альтернатива прохождение всей семьёй очень модных сейчас квест комнат, семейные спортивные соревнования, даже школьную газету можно рисовать все семьёй.
Готовьте вместе
Еда не только успокаивает нервную систему, но и объединяет всех, кто принимает участие в ее приготовлении. Договоритесь со всеми, что два раза в неделю вы вместе готовите шикарный ужин, где каждый должен придумать по одному блюду и принимать участие в их приготовлении. Сходите все вместе в магазин, купите необходимые продукты, включите зажигательную музыку, распределите процессы, и начинайте творить. Когда все будет готово, вы уставшие, но счастливые сможете обсудить и оценить приготовленные блюда.
Играйте в настольные игры
По мнению американских учёных, настольные игры являются одним из самых эффективных методов сближения. За границей даже существуют специальные тесты, которые определяют подходящую настольную игру в соответствии с особенностями вашей семьи. У нас пока такие методики не практикуют, поэтому покупаем настольную игру, опираясь на вкусы и возраст всех членов семьи. Самой распространённой является монополия. В неё можно играть часами, и все это время вы можете беседовать, смеяться и даже немного спорить, зато все вместе. Конечно, настольных игр просто колоссальное разнообразие, но они всегда объединяют людей.
Убирайте вместе
Как не парадоксально, но семью так же объединяет уборка. Особенно, если она сопровождается перестановкой мебели или установление нового шкафа. Для атмосферы включается весёлая музыка, распределяются процессы, и вся семья работает в поте лица. После тяжёлого дня можно побаловать всех едой из ресторанчика, которую привезёт курьер, и обсудить свои достижения за день. Во время уборки можно разговаривать, дурачиться и петь всем вместе.
Придумайте семейные традиции
Самое мощное средство для объединения - это традиции. Например, вы всей семьёй каждый субботний вечер отправляетесь в кинотеатр, а фильм выбираете по очереди или каждую пятницу, по вечерам отправляетесь в кому-то в гости. Можно придумать ежедневные традиции, например, семейный ужин за большим столом, где каждый рассказывает, как провёл свой день. Такие мелочи составляют общую картину сплочённости и их категорически нельзя упускать.
Создайте график культурного времяпрепровождения
Очень сильно объединяют семью совместные походы в театр, в цирк и музей. Причём это нужно начинать делать с самого раннего возраста малыша, чтобы приобщать его к «высокому». Посещайте вместе концерты любимых групп, ходите на интересные спектакли, посещайте новые выставки и ярмарки, а затем в тесном кругу семьи обсудите свои впечатления, и выстроите планы на дальнейшее посещение такого типа мест. Это не только объединяет семью, но и культурно обогащает каждого.
Веселитесь и «дурачьтесь» вместе
Самое ужасное для взрослого человека - это не уметь побыть хоть десять минут ребёнком. Устраивайте себе такие моменты свободы. Постройте палаточный городок в квартире из стульев и покрывал, выберите себе персонаж, и поиграйте в детскую игру, где ваш муж злой волшебник, который хочет украсть принцессу, а малыш верный защитник. Вживитесь в эту роль, и вы удивитесь, как это может быть весело. Вы можете снять видео клип, переодевшись со своей принцессой в самые красивые наряды, а тем временем папа будет вас фотографировать и снимать на камеру. Нарисуйте друг другу рожицы красками, и устройте семейную фотосессию. Идей может быть миллионы, главное, чтобы в такие моменты вы отпускали в себе ребёнка и тогда счастливы будут все. Уставший папа, сможет расслабиться, мама отвлечься, а малыш будет просто несказанно счастлив, что родители играют с ним, принимая все правила поведения в детском мире.
Идей для объединения семьи может быть множество, главное при этом учитывать интересы всех, чтобы достичь нужного результата. Важно начать и не отступать, если первые попытки не увенчались успехом, продолжать искать общин занятия, и ни в коем случае, не пускайте все на самотёк, прячась в своём хрупком мирке. Ведь сила семьи в единстве! Счастья вам!
Как часто бывает, что люди живут под одной крышей, но остаются чужими друг для друга.
Советы по проведению семейных собраний
1. Проводите собрания один раз в неделю , выбрав такое время, которое обеспечит присутствие всех членов семьи. Не меняйте это время в интересах того или иного члена семьи.
2. Отключайте на это время телефон , чтобы никто не смог вам помешать. Это поможет вашим детям осознать, что такие собрания являются важным событием для всей семьи.
3. Решения должны приниматься на основе семейного единодушия, а не волеизъявления большинства. Если после обсуждения вы не добиваетесь общего согласия, то вынесение решения откладывается до следующего собрания. Стремитесь принимать такие решения, которые будут выгодны каждому. Пусть каждый возьмет на себя обязательство поддерживать принятое решение.
4. На каждом собрании выбирайте нового ведущего и секретаря (по очереди). Все члены семьи должны всячески поддерживать ведущего. Роль секретаря — вести записи того, что обсуждалось и какие решение приняты. Это нужно для того, чтобы в течение недели не возникали разногласия по принятым решениям.
5. Начинайте собрание с поощрительных высказываний в адрес каждого члена семьи. Используйте такие слова: «Мне очень нравится, что ты...» или «Я признателен тебе за то, что ты...» Приучайте детей отвечать словами благодарности на похвалу в их адрес.
6. Распорядок семейных дел и «повестки дня» собраний лучше всего прикрепить на видное место, чтобы напомнить каждому о том, что ему предстоит сделать.
7. Приучайте детей к тому, чтобы их жалобы сопровождались вариантами решения стоящей перед ними проблемы.
Помните, что человек, не участвующий в решении проблемы, сам становится частью этой проблемы.
8. Рассматривайте на собрании распорядок дел на каждый день предстоящей недели, предусматривая совместную, деятельность всех членов семьи.
9. Для того чтобы собрания проходили более продуктивно, проводите их в общей комнате, убрав лишние предметы со стола и расставив стулья так, чтобы сидящие были обращены лицом друг к другу . Ни в коем случае нельзя проводить собрания за едой.
10. Всегда заканчивайте собрания на веселой и приятной ноте . «Концовку» предоставляется выбирать ведущему. Можно предложить легкую и необычную закуску, какое-нибудь сладкое блюдо к вечернему чаю, увлекательную игру или еще что-нибудь интересное для всех.
11. Если у ваших детей нет желания посещать такие собрания, проконтролируйте свои действия, которые, возможно, отбивают у детей всякую охоту участвовать в них.
1.2. Если кто-то все-таки пропускает собрание, то он все равно должен выполнять принятые на нем решения.
13. Обязательно удостоверьтесь в том, что каждый покидает собрание с чувством удовлетворения.
Уверена, что даже после нескольких собраний вы почувствуете, что в семье наступает период гармонии и взаимопонимания.
В современной психологии накопилось большое количество исследований по проблемам развития семьи, нарушений функционирования семьи, детско-родительских отношений и т. п. Вместе с тем, исследователи отмечают, что в условиях социальной нестабильности большинство людей испытывают острую потребность в принадлежности к более устойчивым общностям, среди которых первое место принадлежит семье.
В родительскую семью человек включается по факту рождения и идентифицируется с ее членами в процессе воспитания и усвоения семейных традиций. Стабильное функционирование супружеской семьи нуждается в опоре на средства, усиливающие ее сплоченность. Психологическими средствами поддержания внутрисемейных отношений могут стать ритуалы как вновь созданные и значимые для всех членов семьи формы взаимодействия.
Используя понятие «ритуал», следует выявить его содержание и отграничить от терминов, близких по значению. Так, согласно общепринятым взглядам, традиции - это исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение формы деятельности и поведения. Обряды - это традиционные действия, сопровождающие важные моменты жизни и деятельности человека (обряды инициации, брачные обряды, сельскохозяйственные, календарные и др.). Обычаи - это стереотипный способ поведения, который воспринимается в определенном обществе или социальной группе как привычный для членов этой группы (обычай деревенских жителей ложиться рано спать). Привычка - это сложившийся способ поведения, осуществление которого в определенной ситуации приобретает для индивида характер потребности (чистить зубы).
В отличие от перечисленных терминов, ритуалы - это понятие, введенное в психологию развития Э. Эриксоном (1966). Согласно его теории, ритуалы - это повторяющиеся действия, имеющие значение для всех участников взаимодействия. Ритуалы - это формализованные, стереотипизированные,.индивидуализированные формы взаимодействия между людьми, их значение не выступает в качестве объекта рефлексии участников взаимодействия. В соответствии с законом биполярности, по Э. Эриксону, существуют ритуалы и ритуализмы. Следующие отличительные признаки характеризуют подлинные ритуалы:
- их общее значение для всех участников взаимодействия при сохранении различий между индивидами;
- развитие по стадиям жизненного цикла, в ходе которого достижения предыдущих стадий на более поздних этапах приобретают символическое значение;
- игровой характер ритуала, т. е. способность сохранять новизну при многократных повторениях.
Подлинные ритуалы играют особую роль в идентификации личности с коллективом. Они способствуют сплочению группы. В противоположность этому, ритуализмы - повторяющиеся действия, из которых выхолощено (исчезло) духовное содержание, они носят дисфункциональный характер.
В способности к ритуализации межличностных отношений Э. Эриксон видел возможность создания нового стиля жизни, способного привести к преодолению агрессивности и амбивалентности в человеческих отношениях.
В педагогической системе А. С. Макаренко (1951) ритуалам и традициям отводится особая роль в идентификации личности с коллективом и его сплочении. В качестве примера можно назвать ритуал приема в колонию, сопровождающийся торжественным сжиганием лохмотьев вновь прибывших; выдача форменной одежды; неукоснительное соблюдение почести знамени; специальная терминология и др. Так, на практике, намного опередившей теорию, было показано, что подлинные ритуалы способствуют нормативному регулированию функционирования группы, координируют поведение каждого для достижения общей цели.
Семейные ритуалы были предметом изучения в Миланской школе системной семейной психотерапии (М. Сельвини Палаццоли, Л. Босколо, Д. Чеккин, Д. Прата и др.). Здесь были выделены следующие типы семейных ритуалов:
- ритуалы повседневной жизни (прием пищи, отход ко сну, встреча, прощание);
- ритуалы внутрисемейного календаря (дни рождения, годовщины);
- ритуалы празднования событий, отмеченных во «внешнем» календаре (Рождество, Новый год);
- ритуалы жизненных циклов (свадьба, рождение ребенка, смерть).
В соответствии с временной характеристикой представлены также виды семейных ритуалов. Это минимизированные ритуалы, связаные с неприятными переживаниями для членов семьи:
- муж пьет - жена и дети избегают совместных праздников с другими семьями;
- прерванные ритуалы, связанные с переездом, разводом, войной, смертью близкого человека;
- жесткие ритуалы, для которых характерны действия, выполняемые автоматически, в таких семьях мало веселья, игривости;
- обязательные ритуалы, отличающиеся напряжением для людей, которые его не ждут, но изменить ничего не могут (религиозные ритуалы для атеистов);
- гибкие ритуалы, изменяющиеся с течением времени (ребенок становится подростком и меняется ритуал отхода ко сну).
Семейные ритуалы могут выступить в качестве психологических орудий или средств в формировании сплоченности внутрисемейных отношений.
Сплоченность как интегральная характеристика семьи включает в себя определеную степень эмоциональной близости или привязанности членов семьи друг к другу, а также сформированность семейного самосознания, когнитивный аспект которого - образ «Мы» , а аффективный аспект - чувство «Мы» . В исследованиях Д. Олсона выделено четыре уровня сплоченности семьи .
- Разобщенный тип семьи - члены семьи почти не испытывают привязанности друг к другу, демонстрируют несогласованное поведение.
- Разделенный тип семьи - члены семьи способны собираться вместе, обсуждать проблемы, оказывать поддержку друг другу, принимать совместные решения, несмотря на то, что их взаимоотношения отличаются некоторой эмоциональной разделенностью.
- Запутанный тип семьи - существуют крайности в требовании эмоциональной близости и лояльности, отдельные члены семьи не могут действовать независимо друг от друга.
- Объединенный тип семьи - характеризуется эмоциональной близостью, лояльностью во взаимоотношениях. Члены семьи часто проводят время вместе, это время для них важнее, чем время, посвященное индивидуальным интересам.
Д. Олсон считает, что раздельный и объединенный типы семьи являются сбалансированными и обеспечивают оптимальное функционирование семьи. Семьи с разобщенным и запутанным типом сплоченности являются проблемными.
В концепции М. Боуэна неадекватно сплоченная семья характеризуется сверхблизостью членов семьи, чередующейся с периодами взаимного отчуждения , эмоциональной зависимостью членов семьи друг от друга и регидностью отношений между ними.
Согласно нашему предположению, семейные ритуалы могут быть тем инструментом (психологическим орудием, по Выготскому), который поможет изменить устойчивые, но нефункциональные способы взаимодействия в семье . Анализ литературных источников, раскрывающих особенности гармоничной и дисфункциональной семьи (М. Боуэн, В. Н. Дружинин, К. Витакер, В. Сатир, А. С. Спиваковская и др.), позволяет конкретизировать понятия функционального и дисфункционального ритуала в семье.
Функциональные ритуалы представляют собой нормы (образцы, способы) конструктивного взаимодействия членов семьи , основанные на соглашении между ними и возобновляющиеся через определенные промежутки времени в повторяющихся обстоятельствах. Они могут включать конкретные действия в их ролевой и временной последовательности. Функциональные ритуалы отличаются гибкостью, они соответствуют индивидуальным нуждам членов семьи и приемлемы для них. Функциональные ритуалы способствуют поддержанию сплоченности семьи на сбалансированном уровне.
Дисфункциональные ритуалы представляют собой способы неконструктивного поведения , периодически повторяющиеся в семье. Они закрепляют неэффективные отношения между членами семьи и не соответствуют потребностям личностного роста. Дисфункциональные ритуалы отличаются ригидностью и способствуют поддержанию завышенного или заниженного уровня сплоченности семьи.
В нашем эмпирическом исследовании проведен опрос двух групп взрослых людей о ритуалах, имеющих место в родительской и супружеской семье. Группа А
- студенты Арзамасского государственного педагогического университета, живущие в родительской семье (195 человек).
Группа Б
- люди от 25 до 45 лет, имеющие семью и ребенка (62 человека). Эта группа влючает четыре подгруппы:
люди, состоящие в браке;
люди, находящиеся в разводе;
матери-одиночки;
вдовы/вдовцы.
В ходе опроса выявлялись семейные ритуалы в родительской и супружеской семье, их роль в жизни семьи, мотивация к сохранению ритуалов родительской семьи в будущей супружеской семье. Было получено описание 672 семейных ритуалов. Несмотря на заинтересованое отношение респондентов к опросу, обнаружились трудности вычленения ритуалов из обыденной жизни. Как правило, участники опроса не задумывались о значении семейных ритуалов. Опрос помог им по-новому посмотреть на этот феномен и оценить его значение в жизни семьи. Заметим, что для наших респондентов слово «ритуал» имеет более узкий, житейский смысл, и для того чтобы выявить повторяющиеся события, имеющие значение для всех членов семьи, во время беседы мы использовали словосочетание «традиционные события».
На рис. 1 представлена частота упоминаемых семейных ритуалов в группе А.
Приведем примеры семейных ритуалов респондентов группы А:
«Причащаемся в церкви преред новым учебным годом», «27 ноября отмечаем престольный праздник нашего села», «Каждую весну папа ездит на рыбалку на Волгу. После его приезда в первый же день мы устраиваем рыбный праздник - жарим рыбу, ставим ее на стол прямо на сковороде. Варим уху и едим ее деревянными ложками», «На День Победы идем на кладбище на могилу к дедушке, участнику ВОВ», «Хлеб в семье режет только папа - он главный в семье», «День Семьи - день свадьбы родителей», «Фотографии на память в день рождения», «На каждый праздник отец готовит свое коронное жаркое», «Отмечаем дедушкино второе рождение - выздоровление после тяжелого ранения во время войны», «У нас есть традиционное воскресное блюдо», «Обмываем покупку новой вещи», «Каждый вечер папа приходит с работы и приносит шоколадку, и мы вместе пьем чай», «Задушевные песни за столом, на природе», «1 сентября обязательно покупаем торт».
Семейные ритуалы респонденты связывают, прежде всего, со сплоченностью семьи, формированием позитивного эмоционального фона, психологического комфорта. Оценивая роль ритуалов в жизни семьи, респонденты говорили:
«Благодаря традициям, семья станет более сплоченной», «Они делают нас добрее друг к другу», «Умножают радости, умение доставлять удовольствие своим родным», «Дают возможность встречи всех родственников, многие из которых живут в разных городах».
На рис. 2 представлена оценка функции семейных ритуалов респондентами группы А.
Анализ ответов людей, имеющих или имевших супружескую семью (группа Б), позволил показать, что репертуар семейных ритуалов отличается в зависимости от типа семьи. Респонденты из полной семьи чаще всего называют, эмоционально и подробно описывают разнообразные ритуалы, связанные с жизнью семьи, с общепринятыми и семейными праздниками:
«Муж - хозяин гаража, погреба, прихожей в доме: чистит обувь, верхнюю одежду, убирает несезонную обувь», «На Новый год все вместе наряжаем елку, приглашаем Деда Мороза, кладем подарки под елку», «Отмечаем день свадьбы каждый год - дарим друг другу подарки, организуем ужин при свечах», «Стараемся выходные проводить с семьей, еще лучше - на природе», «Играем в карты», «В пятницу всей семьей идем в баню, пьем пиво с рыбой», «Вся семья всегда ужинает вместе», «Каждый вечер стараемся устроить маленький праздник. Покупаем вкусности, пьем чай, обсуждаем прошедший день (только вечером у нас есть час-два, которые мы проводим вместе)».
Респонденты из неполных семей чаще всего называют ритуалы, связанные с организацией жизни семьи и семейных праздников: «На день рожденья печем пирог, вечером собираемся вместе», «Дочь кормит крысу и убирает ее клетку, а сын ухаживает за котом» (рис. 4).
Матери-одиночки указывают только ритуалы, связанные с встречей семейных праздников, общепринятых праздников и совместным отдыхом: «Хорошо встречать гостей», «Отмечаем день рожденья дочери с ее подругами, готовим развлекательную программу» (рис. 5).
В семьях вдовы (вдовца) называются ритуалы, связанные с организацией жизни семьи и празднованием семейных событий: «Каждый член семьи убирает за собой сам: моет посуду, убирает постель», «Наши летние дни рожденья всегда отмечаем на природе, у воды» (рис. 6).
На основе высказываний респондентов группы А и группы Б о частоте, разнообразии и роли ритуалов в их семейной жизни были выделены уровни сплоченности семьи . Критерием иерархической последовательности уровней сплоченности служит количество существующих в семье различных типов семейных ритуалов (от 0 до 10) .
«Сплоченность 10-9» отличается не только большим количеством названных ритуалов, но и их подробным эмоциональным описанием. Часто упоминалась взаимопомощь, хорошие отношения в семье, совместная деятельность членов семьи.
На уровне «Сплоченности 8» молодые люди указывали, что проблемы в семье есть, но это нормальная ситуация.
Для «Сплоченности 7» характерно желание молодых людей улучшить ситуацию в родительской или в будущей супружеской семье. Общая тенденция ответов, относящихся к уровню «Сплоченность 6», состояла в признании трудностей в семье, отчужденности членов семьи друг от друга.
«Сплоченность 5» и «Сплоченность 4-3» относятся к неблагополучным семьям; респонденты указывали на возможные, с их точки зрения, причины этого неблагополучия. Людям, сплоченность семьи которых оценивается низкими баллами (4-1), трудно было вспомнить семейные ритуалы и говорить о преемственности традиций в семье. Вместе с тем, у этой части опрашиваемых были отчетливо выражены позитивные ожидания от включения ритуалов в жизнь семьи .
Введение в ходе коррекционной работы специально разработанных для каждой конкретной семьи функциональных ритуалов будет способствовать укреплению семьи, повышению уровня ее сплоченности. Новые ритуалы могут стать тем психологическим средством, которое позволит членам семьи сочетать индивидуальную независимость с семейным самосознанием, основанным на близких, эмоционально позитивных отношениях заботы и взаимопомощи, открытости коммуникации, гибкости семейных ролей.
Проверка этой гипотезы осуществлялась в условиях Центра социально-психологической помощи семье (г. Арзамас). Семьи, обращающиеся за психологической помощью, как правило, отличаются неудовлетворенностью супружескими отношениями, неэффективными детско-родительскими отношениями, имеют неразвитую систему семейных традиций. Уровень сплоченности в этих семьях чаще всего занижен (разобщенный тип сплоченности семьи). Это проявляется в нарушении семейной коммуникации, эмоциональном дистанцировании членов семьи, несогласованном поведении, трудностях оказания поддержки друг другу, отсутствии общих интересов.
Насаждение новых ритуалов на практике
Проанализируем подробнее ситуацию в семье П.
В этой семье у обоих супругов существует желание сделать «лучше для семьи», что означает - контролировать поведение, в том числе и выпивку мужа (со стороны жены), не вступать в открытые конфликты с женой, но не сдавать своих позиций (со стороны мужа). Напряженные отношения между супругами регулируются с помощью проблемного поведения сына-подростка. Он начинает себя плохо вести и учиться, проявлять несамостоятельность, забывчивость, что позволяет родителям объединяться, сотрудничать друг с другом, придумывать способы влияния на сына, перераспределять семейные обязанности, больше вовлекать отца в воспитание сына, больше времени проводить дома и т. п. Другими словами, в семье образовался дисфункциональный ритуал, поддерживающий семейную систему в ее существующем положении и не позволяющей семье распасться. При этом основную тяжесть родительских отношений несет на себе сын, отказываясь от самостоятельности и эмансипации от родителей.
В процессе коррекционной работы изменение уровня сплоченности семьи осуществлялось через введение нового ритуала. Мы исходили из того, что в дисфункциональной семье завышение или занижение сплоченности происходит за счет нарушения равновесия между индивидуальными потребностями каждого члена семьи и потребностями семьи в целом. Для того чтобы нормализовать уровень сплоченности в этой семье, необходимо укрепить супружескую коалицию путем введения нового функционального ритуала, который позволил бы мужу и жене реализовать свои потребности в лидерстве с учетом потребностей другого и семьи в целом. При этом сына-подростка следовало освободить от функции посредника в этих отношениях. Исходя из этого, мы предложили семье новый ритуал - «День лидера». Супруги должны заранее определить, кто из них будет лидировать в этот день, а кто будет подчиняться лидеру. При этом у второго супруга сохраняется «совещательная» роль - он может высказать свое мнение, предложить обсудить предлагаемое лидером решение, но не имеет права требовать, агрессивно настаивать на своей точке зрения. Супруги чередуются в лидерской роли. Предложенный ритуал обсуждался с семьей и был ею принят. Никаких фиксированных сроков окончания действия ритуала не предусматривалось. Ритуал может использоваться до тех пор, пока он будет иметь функциональное значение для семьи. В первое время после начала осуществления нового ритуала семье оказывалась поддержка в виде обсуждения, что получается и что не получается, что чувствуют члены семьи. При необходимости вносились коррективы.
Примерно через три месяца после начала осуществления ритуала в семье произошди перемены. Они фиксировались с помощью Семейного теста Т. Геринга (FAST), который использовался также в диагностическом обследовании семьи, до введения нового ритуала, и беседы со всеми членами семьи. По словам подростка, то, что теперь есть в семье, его полностью устраивает. «Как еще лучше, я пока не знаю», - говорил он. У подростка появилась возможность быть автономным от своих родителей. Он обратил внимание, что мама стала спокойнее и веселее, папа больше находится дома, ссориться они почти перестали.
В другой семье (семья Л.) создалась ситуация, при которой удовлетворение одним из супругов своих потребностей в поддержании самооценки, образа мужа и отца, сочеталось с неудовлетворением потребности жены и сына во внимании, любви и заботе. Семья обратилась в консультацию по поводу агрессивности сына. На диагностическом этапе было выявлено, что проблема семьи состоит в нарушенных супружеских отношениях. Муж выражал свою заботу о семье в основном через стремление к высоким заработкам и покупке вещей для семьи. Возможно, на это существенно повлияла травмирующая ситуация, в которой семья оказалась, когда неудачи мужа в бизнесе повлекли за собой распад семьи, обмен квартиры, выплату долгов и т. п. Эмоциональные отношения членов семьи нарушились, возникли неадекватные представления, как видит семейную ситуацию каждый из членов семьи, какие чувства они испытывают по отношению друг к другу. Для ребенка оказалось болезненным обсуждение любых тем, связанных с семьей.
Интересна роль кошки в этой семье. Животное в этой семье стало тем объектом, по отношению к которому все члены семьи испытывали позитивные чувства. Оно превратилось в эмоциональную связующую нить в семье. Коммуникацию с животным можно рассматривать как еще один пример дисфункционального ритуала, поддерживающего равновесие в семье.
Предложенный семье функциональный ритуал состоял в том, чтобы после совершения очередной покупки организовывать домашний праздник, когда все собираются за столом и говорят о том, какое значение имеет появление новой вещи для каждого члена семьи, как это повлияет на его жизнь и жизнь всей семьи в целом.
Введение нового ритуала повлекло за собой улучшение супружеской коалиции, улучшение семейной коммуникации, установление границ автономии каждого члена семьи при сохранении эмоциональной близости и открытости между ними.
В целом полученные в исследовании результаты позволяют сделать следующие выводы.
1. Сплоченность семьи включает в себя эффективность межличностного общения, эмоциональную идентификацию с семьей, семейные ритуалы. Эффективность межличностного общения связана с нормами и правилами, принятыми в данной семье. Эмоциональная идентификация с семьей происходит благодаря отношениям симпатии, а также усвоению общих для семьи ценностей. Семейные ритуалы служат нормативному регулированию жизни семьи и являются способом организации событийности, в которой задаются смыслы и задачи совместной семейной жизни.
2. Дисфункция семьи связана со снижением или неадекватным усилением сплоченности семьи, что происходит за счет ослабления или неадекватного усиления эмоциональных связей, деформации отношений доминирования и ответственности, чрезмерной автономии членов семьи, ригидности отношений, несформированности системы семейных ролей, появления нефункциональных коалиций внутри семьи.
3. Семьи, испытывающие трудности, отличает аномальный уровень сплоченности (завышенный или заниженный), который поддерживается дисфункциональными ритуалами, или, иначе говоря, нефункциональными стабилизаторами семейных отношений.
4. Ритуалы, способствующие поддержанию сплоченности семьи на сбалансированном уровне, создают равновесие сил, способствующих объединению членов семьи, дающих членам семьи возможность развиваться индивидуально и строить отношения друг с другом, исходя из своих индивидуальных потребностей и представлений.
5. Представления о роли ритуалов в семье зависят от субъективной оценки сплоченности семьи. При ее высокой субъективной оценке традициям и ритуалам отводится значительная роль в гармоничном функционировании семьи, существует мотивация к их сохранению и передаче подрастающим поколениям, а также к обогащению накопленного репертуара семейных традиций.
6. Создание нового ритуала должно исходить из особенностей конкретной семьи и способствовать возникновению конструктивных образцов поведения.
Обухова Л.Ф., Дворникова И. Н. Ритуалы как психологическое средство формирования сплоченности cемьи // Психологическая наука и образование. 2008. №4. - C. 24 - 34
На горячую линию Гуманитарного штаба Рината Ахметова продолжают поступать обращения от родителей, нуждающихся в квалифицированном совете психолога. Марина Сорокина, координатор Психологической службы Гуманитарного штаба Рината Ахметова, рассказывает, как родители могут сплотить семью и тем самым обеспечить своему ребенку благоприятную обстановку для взросления и развития:
Каждый человек мечтает о хорошей семье. Семье, в которой царит любовь, принятие, понимание. Семье, куда хочется возвращаться после сложного рабочего дня. Семье, в которой можно всегда рассчитывать на поддержку и с интересом проводить длинные зимние вечера.
Для ребенка семья является важнейшей опорой. Именно в семье формируется личность ребенка. Взаимоотношения в родительской семье, ребенок, вырастая, переносит в семью, которую создает сам. Любые, даже самые сложные травмирующие события, ребенку легче переносить, если он растет в сплоченной, принимающей, любящей семье! Порой, пережитые стрессы и травмы могут отдалять членов семьи друг от друга.
Несколько советов, которые помогут сплотить семью:
- Традиции. Наличие традиций в семье является тем фактором, который членов данной семьи сближает. Именно традиции помогают почувствовать семье себя единым целым. Отлично, если в вашей семье уже есть традиции. Подумайте, что бы вам хотелось привнести в свою семью? Вы можете заимствовать понравившиеся вам традиции других семей или придумать свои уникальные. Если в вашей семье еще нет обычаев или традиционных действий, можете их ввести, опираясь на свои желания и интересы. Главное правило - традиции и обычаи должны быть приятны и радовать всех членов семьи.
- Совместные путешествия. Это не обязательно поездка на экзотические острова, это может быть поход на пару дней в лес неподалеку или изучение достопримечательностей родного города. Еще на этапе планирования хорошо подключать всех членов семьи. Выбор места, времени, маршрута уже включают в интересную совместную деятельность всей семьи. Временная смена обстановки полезна для семейного климата и является лучшим средством борьбы с усталостью. Возможность узнать что-то новое или приобрести некоторые навыки самостоятельности, во время совместного путешествия окажут позитивное влияние на развитие и формирование личности ребенка. Потом можно будет пересматривать фотографии и делиться приятными воспоминаниями.
- Совместное творчество . Отлично помогают сплотить семью совместные творческие занятия. Вы можете вместе конструировать, рисовать, лепить, играть на музыкальных инструментах или петь в караоке.
- Настольные игры . В настоящее время рынок настольных игр настолько широк, что готов удовлетворить интерес самого искушенного покупателя. Если вы потратите некоторое время на выбор игры, которая придется по душе всем членам семьи, увлекательное времяпрепровождение в длинные зимние вечера вам обеспечено. Отличный способ отвлечься от телевидения и гаджетов и провести время всей семьей.
- Совместные занятия спортом . Замечательно, если все члены семьи поддерживают здоровый образ жизни. Выходят на совместные пробежки или посещают спортивные комплексы. Это не только способствует укреплению эмоциональных связей между членами семьи, но и способствует формированию ответственности, целеустремленности у ребенка.