Итак, говоря о форме, мы имеем в виду объемно-пространственную характеристику предметов. Если же спроецировать форму на плоскость, мы получаем ее силуэт. Другими словами, силуэт - это плоскостное восприятие формы. Линии, описывающие контуры плоскостной проекции формы, так и называются силуэтными.
Силуэт - это наиболее точная и исчерпывающая характеристика формы. Характеризуя форму костюма, обычно рассматривают фронтальные и профильные силуэты. Естественно, что может быть множество вариантов силуэтных форм одежды, но при этом все их принято сводить к нескольким основным видам.
По степени прилегания принято подразделять силуэты на (рис. 1):
Прилегающий;
приталенный (с разным объемом лифа и юбки);
полуприлегающий;
прямой;
расширенный;
зауженный.
Рассмотрим их более подробно.
Прямой силуэт - один из самых распространенных видов силуэтов. По геометрическому виду он близок к прямоугольнику или квадрату, в зависимости от пропорционального соотношения вертикальных и горизонтальных размеров. Одежда прямого силуэта прекрасно подходит ко всем типам фигур, так как она успешно нивелирует возможные их недостатки. В такой одежде линия талии не акцентируется и горизонтальные размеры примерно одинаковы на всех уровнях. Одежда прямого силуэта может иметь жесткий, четко выраженный контур, а может иметь мягкую, скругленную форму, что определяется пластическими свойствами материала, из которого она изготовлена.
Трапециевидный силуэт характерен для расклешенной одежды. По геометрическому виду этот силуэт соответствует трапеции, у которой малое верхнее основание - это линия плеча (или линия талии в поясной одежде), а большое нижнее основание - линия низа изделия. Чем больше разница между размерами этих оснований, тем больше степень расклешения. В этой силуэтной форме линия талии также не подчеркивается. Одежда трапециевидного силуэта с незначительным расклешением книзу визуально делает фигуру более стройной и поэтому рекомендуется для полных людей. Такую вариацию трапециевидного силуэта называют еще силуэтом «А».
Полуприлегающий силуэт очень характерен для одежды классического стиля. В отличие от двух предыдущих силуэтов, полуприлегающий повторяет контуры фигуры человека. Линия талии в такой одежде четко выражена и располагается на естественном месте, при этом одежда полуприлегающего силуэта обладает достаточной объемностью, она не стягивает тело, а свободно скользит по нему. В подобной силуэтной форме отсутствует контраст размерных признаков - композиция строится по принципу нюанса форм и масс костюма и его элементов. Полуприлегающий силуэт хорошо подходит для всех типов фигур и наиболее часто применим в верхней одежде.
Достоинства стройной фигуры лучше всего подчеркнет одежда прилегающего силуэта . Под понятием «прилегающий силуэт» подразумевается два вида формы, которые принято называть «Х-силуэт» и «песочные часы». Оба эти варианта имеют общие черты: плотно облегающий фигуру лиф, акцент на тонкую талию, подчеркнутую конструкцией или поясом. Однако по своему геометрическому виду они значительно отличаются друг от друга.
«Х-силуэт» можно сравнить с двумя трапециями - верхней трапецией лифа и нижней трапецией юбки, которые соединены малыми основаниями, т. е. по линии талии. Здесь очевиден контраст между расширенной линией плеча, а также значительно расширенной линией низа юбки и тонкой талией. Контраст может усиливаться, если изделие имеет длинную юбку с сильным расклешением. В этом случае еще контрастируют массы лифа и юбки. Одежда такого силуэта лучше всего подходит высоким стройным женщинам.
Силуэт «песочные часы» не столь активен - здесь нет контраста формы, композиция костюма строится по принципу нюанса. В отличие от предыдущего варианта, одежда силуэта «песочные часы» имеет юбку маленького объема - прямую или зауженную книзу. При этом длина юбки может значительно варьировать. В результате получается силуэтная форма, имеющая маленький лиф и маленькую же по объему юбку. Верхнюю и нижнюю часть костюма разделяет тонкая талия. В одежде такого силуэта лучше всего смотрятся стройные, но невысокие женщины.
Гораздо меньше, чем описанные выше силуэты, распространен силуэт «овал» . По сути дела, его можно рассматривать как модификацию прямого силуэта. Однако, в отличие от последнего, овальный силуэт имеет округлую линию плеча и зауженную книзу юбку. Таким образом, самая широкая часть такой одежды приходится на уровень талии и бедер. Скругление плечевой линии может быть достигнуто за счет покроя (например, покрой реглан или полуреглан), а также конструктивных деталей (высокий крупный воротник, широкий воротник-стойка и т.д.).
Рис. 1. Конфигурация формы изделия
По виду геометрической формы могут быть названы следующие формы:
- прямоугольная;
- трапециевидная;
- иксобразная;
- полуприлегающая;
- комбинированная;
- овальная.
Следует отметить, что в одежде силуэта «овал» либо вовсе не используются плечевые прокладки, либо последние имеют скругленную форму. Сужение книзу можно получить конструктивным путем, например за счет вытачек, или же стянув низ изделия шнуром, продернутым в кулиску. Одежда подобного силуэта не рекомендуется женщинам маленького роста, так как визуально она приземляет фигуру.
В пределах этих силуэтов возможны различные модификации. Например, все они могут удлиняться и сужаться, приобретая более динамичную конфигурацию, или расширяться и укорачиваться, становясь статичными и устойчивыми, в зависимости от эстетических и стилевых требований актуальной моды.
В одежде различают три основные группы линий:
1. силуэтные, или контурные;
2. конструктивные;
Силуэтные линии определяют рамку изделия, в пределах которой разрабатывается форма и фасон.
Форму одежды создают с помощью конструктивных линий - швов , которые соединяют отдельные части и детали одежды в одно целое. К основным конструктивным линиям относятся плечевые и боковые швы, швы лифа и юбки, швы проймы и нижние швы рукавов, шов по линии талии.
Декоративные линии - это линии, которые образуются с помощью различных элементов украшения: бейки, сутажа, шнура, кружева, вышивки, рельефа, швов, клапанов, хлястиков, поясов и т. п.
Если конструктивные линии играют роль также декоративных, их называют конструктивно-декоративными. Например, вырез горловины в женских платьях, контуры воротников по линии отлета, контуры карманов, клапанов, манжет.
Отделочными элементами модели могут быть нагрудная вытачка, различные рельефы и т. п. Сюда относятся также все конструктивные линии, определяющие природные точки фигуры: линия груди, горловины, плеч, талии, низа. В современных изделиях линия горловины оформляется в виде каре, мыса, овала, лодочки, трапеции и т. п.
· Линия плеч, груди, бедер, как правило, оформляется на природном месте.
· Линия талии - на природном месте, выше или ниже;
· Линия низа - в зависимости от модели может быть прямой, кривой, зигзагообразной.
Основные силуэты и силуэтные формы женской одежды
Силуэтом называют внешние очертания, контуры какого-либо предмета (в данном случае одежды) видимого нами на расстоянии или в полумраке, когда внутренние линии и детали не видны.
Применительно к одежде форма основных конструктивных поясов торса: плечевого, грудного, талиевого, бедренного и линии низа изделия характеризует тот или иной силуэт, выражает основные признаки и отличительные особенности одного силуэта от другого.
Ведущими являются четыре основных силуэта: прилегающий, полуприлегающий, прямой и расширенный.
Прилегающий силуэт (рис. 6, а) характеризуется большим или меньшим облеганием верхней части фигуры человека, то есть в области плечевого, грудного и талиевого конструктивных поясов. Необходимо отметить, что степень облегания (даже в прилегающих силуэтах) различная и достигается величиной выбранных прибавок, прежде всего по основным конструктивным поясам. Характерными признаками прилегающих силуэтов является полностью или частично отрезное изделие по линии талии и увеличенное расширение нижней части. По степени прилегания силуэт может быть плотно облегающий, прилегающий, умеренно прилегающий.
Полуприлегающий силуэт (рис. 6, б) характеризуется пластичностью формы и умеренным средним облеганием фигуры по основным конструктивным поясам: грудному, талиевому и бедренному. При этом величины прибавок берут большими, а диапазон их применения шире по сравнению с прилегающим силуэтом. Характерным признаком полуприлегающих силуэтов является наличие плавных (близких к вертикальным) декоративно-конструктивных линий и небольшое, умеренное расширение нижней части изделия.
По степени прилегания полуприлегающий силуэт может быть средний, умеренно полуприлегающий, широкий полуприлегающий.
Прямой силуэт (рис. 6, в) в отличие от первых двух выражает простейшую форму прямоугольника в основном с одинаковой шириной по всей длине изделия. Этот силуэт может иметь незначительное расширение или сужение книзу, или легкое полуприлегание в области талиевого конструктивного пояса для выражения пластичности формы. Величины прибавок применяют с большим интервалом, то есть степень прилегания изделия к фигуре может быть разной и колеблется в широких пределах, выражая определенную форму изделия.
По форме силуэт может быть прямой узкий, прямой умеренный, прямой средний, прямой широкий, прямой свободный.
Типовой расширенный силуэт (рис. 6, г) характеризуется большим или меньшим расширением изделия книзу. При этом степень расширения колеблется в широких пределах: от минимально сдержанного до значительного, полного расширения. В этом случае средства выражения зависят от формы проектируемого изделия и могут быть различными, но обязательно с учетом применения определенного вида ткани.
Так, для решения сдержанной лаконичной формы расширенного силуэта расширение должно быть монолитным, то есть без фалд и склад, следовательно, ткань по своей структуре должна сохранить необходимую форму изделия в нижней его части.
Для данной формы расширенного силуэта прибавку в области грудного пояса нужно применять относительно минимальную. Для решения полной, мягкой формы данного силуэта средства расширения могут быть разнообразными: косой крой с глубокими фалдами, расширение с применением глубоких односторонних или встречных складок (или их сочетание), сборок и складок, дополнительных декоративно-конструктивных линий и т. д. Прибавку в области грудного пояса применяют относительно увеличенную и в каждом отдельном случае различную (в зависимости от формы изделия в грудном и плечевом конструктивных поясах). В этом силуэте средние расширения могут быть разнообразными: сдержанно расширенными, умеренно расширенными, со средним расширением, с увеличенным полным расширением.
Кроме рассмотренных основных силуэтов существует расширенный силуэт трапециевидной формы (штриховой линией вписанный в типовой расширенный силуэт, рис. 6, г). Он отличается от типового расширенного силуэта тем, что имеет довольно сложную форму, состоящую из прилегающей или плотно облегающей верхней части и сдержанного, монолитного расширения нижней части (юбки). В данном случае только нижняя часть придает силуэту расширенную форму. Прибавки по верхним конструктивным поясам (плечевому и грудному) следует применять не максимальные, которые рекомендуют для свободного расширенного силуэта, а самые минимальные, то есть прибавки, используемые для прилегающих силуэтов.
Таким образом, силуэтной формой называют возможные варианты и характерные различия в одежде одного и того же силуэта, например, прямой узкий (лаконичный) или прямой широкий и т. п.
Российская научно-социальная программа для молодежи и школьников «Шаг в будущее»
X Научно-практическая конференция «Шаг к творчеству»
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей
«Дом детского творчества «Созвездие»
Студия «Силуэт»
Руководитель:
Макарова Людмила Викторовна,
педагог дополнительного образования
г. Саянск, 2012
Содержание
1. Введение 3
2. Основная часть 4
3. Заключение 8
4. Литература 9
5. Приложение 10
Введение 3
Геометрические формы
Прямой силуэт - По геометрическому виду он близок к прямоугольнику или квадрату, в зависимости от соотношения вертикальных и горизонтальных размеров. Одежда прямого силуэта прекрасно подходит ко всем типам фигур, так как она успешно маскирует их возможные недостатки.
Трапециевидный силуэт - характерен для расклешенной одежды. Одежда трапециевидного силуэта с незначительным расклешением книзу визуально делает фигуру более стройной, поэтому такая форма может рекомендоваться людям полным и невысокого роста. Такой вариант трапециевидного силуэта называется еще «силуэтом-А»
Полуприлегающие силуэт - характеризуется умеренными пропорциями, приближенными к естественным пропорциям фигуры человека. Полуприлегающая одежда повторяет форму тела, но не обтягивает его, обладая достаточной объемностью. Такая силуэтная форма может быть рекомендована людям с различными фигурами и типами сложения. Особенно характерен полуприлегающий силуэт для верхней одежды.
Прилегающий силуэт -подчеркивает достоинства их фигуры. Под понятием «прилегающий силуэт» подразумевается две формы, которые принято называть «силуэт-Х» и «песочные часы». Обе эти разновидности имеют общие черты: плотно облегающий фигуру лиф, акцент на тонкий талии, подчеркнутой конструкцией изделия или поясом. Однако по своему геометрическому виду они значительно отличаются. «Силуэт-Х» напоминает две трапеции соединенные между собой малыми основаниями по линии талии. Такая одежда имеет заметный контраст между расширенными линиями плечевого пояса и низа расклешенной юбки и тонкой талии. Одежда «силуэта-Х» хорошо подходит высоким стройным женщинам.
«Овал»: по сути дела он представляет собой модификацию прямого силуэта, но в отличие от последнего имеет округлую форму плеча и зауженную линию низа изделия. Таким образом, самая широкая часть одежды овального силуэта - это область талии и бедер. Скругление плечевой линии может быть достигнуто различными способами - благодаря конструкции изделия (например, покрой реглан или полуреглан), использованием деталей определенной формы (например, крупный, высокий воротник или широкий воротник - стойка). В одежде такого силуэта плечевые подкладки либо вовсе не применяются, либо последние имеют круглую форму. Одежда силуэта «овал» не рекомендуется для женщин невысокого роста, так как визуально она «приземляет» фигуру.
Ряды пропорционального развития геометрических форм одежды
2.2. Геометрический вид формы
Геометрический вид формы – это соотношение размеров формы по трем координатам пространства.
Форма одежды может развиваться в одном направлении – быть вытянутой в длину. Такая форма называется линейной. Плоскостная форма активно выражена в 2-х измерениях, объемная – развита в 3-х направлениях.
Примеры линейных, плоскостных, объемных форм одежды
Формы, приближающиеся к кубу, шару, выражают наибольшую объемность, а формы, приближающиеся к вытянутой линии, – наименьшую объемность.
Для характеристики геометрического вида формы наибольшее распространение получили вербальный и графический способы.
Вербальная характеристика геометрического вида формы сводится к описанию ее набором слов. В этом случае прибегают к образному сравнению: с геометрическими фигурами (“прямоугольник”, ”овал”,” трапеция” и т.п.) или с их сочетаниями; с предметами (“фонарик”, “бочонок”, “амфора”, “зонтик”, ”песочные часы”, “тюльпан”, “рыбка”, “колокольчик” и т.д.); с буквами и цифрами (форма “А”, “Д”, “Н”, ”I”, ”Х”, “8”). Некоторые формы в практике проектирования одежды получили определенные названия: “редингот”, “годе”, “принцесс”. Вербальная характеристика не несет количественной информации о форме.
Графическая характеристика геометрического вида формы существует в виде рисунка, фотографии, голограммы, скульптурного изображения образца изделия или выполняется при помощи каркасов. Различают точечные, линейные и сетчатые каркасы, представляющие собой системы точек или линий (горизонтальных и вертикальных сечений), выбранных на поверхности формы. Чаще всего графическая характеристика геометрического вида формы задается в виде рисунка, который может быть представлен как эскиз модели (рисунок любой техники, в свободной манере передающий идею формы) и как технический рисунок, выполненный с соблюдением определенных правил, в том числе размеров и пропорций типовой фигуры.
Линии формы
В практике проектирования формы одежды рассматривают три группы линий:
1. Силуэтные – границы, в которых проявляются контуры формы в целом.
2. Конструктивные – видимые линии соединения составных частей и деталей формы: швы, вытачки.
3. Декоративные – линии различных отделок, отделочные строчки, строчки рельефов, пояса, клапаны, хлястики, шнуры, сутаж, линейная вышивка. Часто декоративный характер носят и конструктивные линии.
Силуэт – это плоскостное восприятие формы, проекция объемной формы на плоскость. При анализе силуэтных линий рассматривают линии верхнего, бокового и нижнего контуров изделия. При оценке верхних контурных линий учитывается наклон плечевых скатов, конфигурация линии перехода от плеча к рукаву, разворот плечевого контура, форма головки и нижней части рукава.
Изучив выше сказанное, мы видим проблему: сложность в изготовлении одежды. Конструирование и моделирование одежды – это сложный расчётно- аналитический способ, который требует высокой точности и определённых знаний в области проектирования одежды, но каждой девушке, женщине свойственно хорошо и модно одеваться ведь мода меняется с каждым сезоном и поэтому, мы выдвинули гипотезу, если взять круг (квадрат, овал, треугольник и тд) ткани, то можно легко и быстро изготовить из него одежду любому, кто имеет начальные навыки в изготовлении одежды, швейное изделие типа «а ля» «болеро», платье, жакет и т.д.
Цель: создание оригинального швейного изделия простым способом.
Задачи:
Основная часть 4
Реализуя поставленные задачи, мы проделали большую работу. На первом этапе работы над проектом нами были изучены строение женской фигуры и методы расчётно-аналитического конструирования одежды, путём снятия мерок с типовой фигуры и расчёта по правилам конструирования этого метода. На втором этапе сравнивался и подбирался соответствующий материал, решались вопросы конструирования и технологии создания простых форм в конструировании одежды.
Технологическое решение проекта вылилось в эскизах одежды простых форм взятых за основу: круг, квадрат, треугольник. Разработана технологическая карта изготовления модели. Выполнены эскизы выбранных моделей одежды.
Этапы исследования отражены в следующей таблице.
Этапы исследования
Методы исследования
Содержание работы
Планируемый результат
1 Диагностико-прогностический
Сбор и изучение информации
Выбор темы проекта, его обоснование и формирование мотивации деятельности по выполнению проекта.
Познакомиться с основами проектирования одежды.
Изучение строения женской фигуры.
Составить план работы над проектом.
Начальный подбор материала по геометрическим формам.
Выбор эскизов и силуэтных форм.
2 Конструкторский
Комплектование материалов
Выбрать материал для изготовления образа модели (ткань) инструменты и оборудование.
Разработать технологические этапы по выполнению эскизов.
Организовать рабочее место.
Подобрать конструктивные линии силуэта костюма (полуприлегающий, свободный).
Цветовое и композиционное решение образа. Зарисовка эскизов.
Снятие мерок с фигуры.
Расчёт расхода материалов.
Чертёж, выкройка.
Сборка изделия на примерку.
3 Организационный
Обобщение
Планирование.
Разработка технологических карт.
Сбор и подготовка материалов к работе.
Инструктаж по ТБ.
План работы.
Технологические карты.
Материал для работы.
4 Технологический
Эксперимент по подбору геометрических форм, упрощению, составление композиции образа.
Моделирование костюма.
Раскрой.
Технологическая обработка изделия.
Расчет себестоимости.
Готовое изделие.
Таблица себестоимости.
5 Заключительный
Обобщение полученного опыта
Выдвигаются выводы о результатах проделанной работы.
Оформление тезисов.
Оформление проекта и защита проекта.
В работе над практической частью, мы выполнили проект, выделив в работе следующие этапы:
Обоснование выбранной темы.
Источники творчества авангардистов-модельеров костюма.
Историческая справка.
Эскиз костюма.
Характеристика материалов.
Виды оборудования и средств малой механизации труда.
Правила раскроя.
Последовательность технологической обработки швейного изделия.
Расчёт.
Вывод.
Характеристика использованных материалов.
Наименование материалов
Состав
Механические свойства
Технологические свойства
Подкладочная
Синтетический полиамид, лавсан
Плотная
Растяжимая
Скольжение
Неусадочная
Осыпаемая
Непылеёмкая
Портьерная
Смешанные волокна, лён
Прочная
Имеет матовый блеск
Малоосыпаема, малоусадочная, проста в обработке
Нитки
Армированные
Синтетические волокна
Прочные
Прочная, имеет блеск
Растяжимая
Широкое применение
Осыпаемая
Швейное оборудование и приспособление средств малой механизации труда использованное в работе сведено в таблицу.
Наименование
оборудования
Характеристика
Применение
Швейная машина «Чайка-142М»
Универсальная бытовая швейная машина
Стачивание заданных швов изделии
Спец. машина 51 класса
Краеобмёточная
Предохранение краёв изделия от осыпаемости нитей
Утюг, утюжильная доска
Приспособление для влажно-тепловой обработки изделия
Утюжильные работы в ходе изготовления изделия
Ножницы, см лента, линейка, карандаш, портновский мел, булавки, иглы, нитки, напёрсток
Инструменты швейного дела
Для удобства и правильного выполнения работы
Построение основы плечевого женского костюма «А ля болеро» выполнено в натуральную величину и приложено в проекте. Поузловая технологическая обработка изделия показана в следующей таблице:
Технологическая карта обработки изделия
Название работы
Схема
Описание работы
Оборудование
Эскиз
Зарисовка общего вида изделия
Карандаш, бумага, ластик
Снятие мерок
Снять мерки с фигуры:
Сг-полуобхват груди
Др-длина рукава
Ди-длина изделия
См лента
Карандаш,
Раскрой
Разложить ткань на столе, приколоть булавками готовую выкройку, обмеловать, сделать припуски на швы 2см, вырезать
Выкройка, мел, ножницы, линейка, лекало, булавки
Первая примерка
Сколоть булавками припуски на швы, обмеловать, перехлопать на левую сторону припуски и все конструктивные линии, сметать смёточными стежками всё изделие. Сделать примерку на фигуре, произвести уточнения после примерки.
Нитки, иголка, наперсток, булавки, мел
Обработка швов на швейном оборудовании
Стачивание всех швов на шв. машине «Чайка-142М», обработка краёв швов на спец. машине 51 класса
«Чайка-142 М», спец. машина 51 класса, ножницы
Влажно-тепловая обработка технологических узлов
Разутюживание швов
Утюг, утюжильная доска, приспособления для утюжки
Заключение
В конце работы над проектом нами была составлена таблица себестоимости
Наименование используемых материалов
Цена
Расход материала
Затраты на материал
Бумага (газета, старые обои и.тд)
5 листов
0 рублей
Ткань, нитки
Б/у
0,9 метра
60 рублей
Оценка работы
Работа над проектом принесла нам удовлетворение, радость творчества и созидания. Поставленные цели и задачи решены нами в полном объёме.
Нам удалось создать образ простых эскизов швейных изделий и воплотить в материале. Низкая себестоимость проекта потому, что модели одежды выполнены не в натуральную величину, по принципу макета, модели будут выполнены из материала в натуральную величину к ежегодному празднику-конкурсу моды «Фея-2012» и продемонстрированы на публику.
Литература
URL:
Буровик К.А. Родословная вещей - 2е издание переработка М.: «Знание», 1991 г. – 232 стр.
Божович Л.А. История костюма, М.2000 г., 346 с.
Журнал «Бурда»№2 2005 г., 34, 2006 г.
Тукбатулина Л.М. «Проектирование костюма» Л.М Тукбатулина, Л.А. Сафина, В.В. Хамшатова. – Ростов н/Д: «Феникс», 2007 г. – 283 с.
Приложение
Геометрические формы в одежде
Жук Елизавета,
детское объединение «Силуэт», 7 класс
Геометрический вид - свойство формы, определяемое соотношением ее размеров по трем координатам пространства. Кроме того, геометрический вид характеризуется прямолинейностью и криволинейностью поверхности.
Силуэт - плоскостное зрительное восприятие объемных форм одежды. Для характеристики силуэт иногда сравнивают с простыми геометрическими формами: квадратом, прямоугольником, трапецией, овалом и др. Однако, как правило, силуэт состоит из нескольких простых или сложных форм, отдаленно напоминающих человека в одежде.
В пределах этих силуэтов возможны их различные модификации. Например, одежда может сужаться и удлиняться, образуя, таким образом, более динамичную активную форму. Или, наоборот, при укорочении длины изделия и расширения его горизонтальных пропорций, одежда приобретает статичность, устойчивость. Вариации моделей на основе базовой силуэтной формы всегда зависят от эстетических и стилевых требований текущей моды.
«Всё оригинальное просто» - эту крылатую фразу в очередной раз можно доказать в моём творческом проекте.
Цель: создание коллекции оригинальных швейных изделий простым способом.
Задачи:
Изучение иллюстраций и подбор эскизов одежды в геометрических формах.
Изучение строения женской фигуры.
Совершенствование навыков конструирования и моделирования одежды.
Разработка технологического решения проекта.
Описание результатов работы и демонстрация проекта.
Методы, используемые в ходе работы :
Изучение и сбор информации.
Моделирование и конструирование.
В процессе работы поставленная гипотеза нашла подтверждение. Технологическое решение проекта вылилось в эскизах простых форм одежды и представлении макетов в материале. Заключительный этап работы включал в себя оформление проекта и его защиту.
К огда речь идет о том, чтобы хорошо выглядеть, определяющими факторами являются не размер и форма, а силуэт и покрой одежды. Одежда может быть выполнена по прямым линиям, и тогда она обретает более жесткую и четкую форму, либо по изогнутым линиям, повторяя естественные изгибы тела.В этой статье:
Формула стиля: 10 лайфхаков от Ксении Штиль
Что такое силуэт в одежде?
Силуэт - это плоскостное изображение, очертание предмета. В одежде силуэт определяется положением плеч (их высотой и шириной), степенью приталивания, а также прилегания по линии груди, талии и бедер. Очень важными факторами являются общая длина изделия и его отдельных элементов (к примеру, рукавов), а также степень расширения книзу.
Силуэтные решения меняются с развитием моды. Поэтому все наиболее существенные видоизменения в одежде можно проследить по изменению контуров силуэтов и формы.
Но какие бы необычные варианты ни предлагали нам дизайнеры, существует несколько основных силуэтов:
- » приталенный
- » прилегающий
- » полуприлегающий
- » прямой
- » Трапеция (А-силуэт)
Давайте их рассмотрим.
Приталенный силуэт
Одежда плотно прилегает к талии. При этом объемы верхней и нижней частей изделия могут быть различными – от плотно облегающих, повторяющих формы тела (так называемый силуэт «песочные часы»), до очень свободных (так называемый Х-силуэт).
Приталенный силуэт подходит всем типам фигур, но важно выбрать правильные объемы верхней и нижней части в зависимости от особенностей телосложения.
Прилегающий силуэт
Одежда максимально прилегает в области груди, талии и бедер. Линия талии акцентируется вытачками, рельефными швами или поясом.
Этот силуэт не является корректирующим, он подчеркивает все достоинства и недостатки фигуры и может быть рекомендован только женщинам с идеальным телосложением.
Полуприлегающий силуэт
Полуприлегающий силуэт следует очертаниям фигуры, не выделяя ее. Характеризуется небольшим объемом по линии груди, прилеганием к фигуре, с незначительным прилеганием по линии талии.
Степень прилегания зависит от фигуры женщины. Положение линии талии на изделии не всегда соответствует ее положению на фигуре, т. е. линия талии на изделии может быть расположена выше или ниже ее естественного положения.
Юбка книзу расширена; степень ее расширения внизу также зависит от фигуры, а особенно от полноты по линии бедер.
Прямой силуэт
Прямой силэут представляет собой прямоугольную или квадратную геометрическую форму изделия. Ширина линии плеч и бедер одинаковая. Степень объемности может быть разная. Часто одежда прямого силуэта имеет только нагрудные вытачки или же шьется совсем без них.
Иногда выделяют Овальный силуэт, который по сути является разновидность прямого силуэта. Для него характерны более округлые плечи, легкое заужение книзу. Самая широкая часть приходится на область талии или бедра.
Прямой силуэт подходит многим типам фигур, но украшает далеко не всех. Если знать некоторые тонкости, то можно с его помощью удачно оформить проблемную фигуру.
Силуэт "Трапеция"
Силуэт, в котором форма расширяется от линии плеча, проймы или линии под грудью. Степень расширения может быть разной: от умеренной до очень большой. Изделия такого силуэта могут быть свободными по всей длине и не подчеркивать линию талии. При желании талию можно зафиксировать поясом.
Силуэт привлекает внимание к верхней части фигуры и подходит большинству типов фигур в зависимости от степени клешения книзу.
Силуэтные линии (плеч, талии, низа и другие линии, определяющие восприятие формы изделия в фас и в профиль) характеризуют пропорции, объемную форму одежды и ее внешние очертания. Конструктивные линии (швы) расчленяют поверхность одежды на отдельные части (детали) с целью создания её объемной формы конструктивным способом (посредством кроя). Основными конструктивными швами являются: плечевые, боковые, проймы, горловины, швы рукавов. Эти швы остаются малозаметными на поверхности одежды, если не предусмотрено выделение их художественным оформлением модели. К декоративным линиям относят линии, образуемые различными отделками, а также контурные линии краев деталей (воротника, лацкана, борта и т. д.).
К конструктивно-декоративным линиям относятся все видимые швы, используемые для следующих целей: 1) решение формы (рельефы, боковые швы, швы кокеток, локтевые и внешние швы рукавов, швы втачивания рукава и т.д.); 2) достижение рациональной укладываем ости материала по ширине, в том числе на узких материалах, например, боковой шов изделия прямого силуэта; 3) обеспечение в изделии необходимой равновесности и формоустойчивости, зависящих, в первую очередь, от направления нитей основы в деталях (например, наличие плечевого шва позволяет раскраивать детали спинки и переда, совмещая с нитями основы их средние линии
Композиция костюма
Слово «композиция» происходит от итальянского composition – согласно соединять. В применении к костюму это означает умение правильно сочетать все его элементы в единое целое для создания гармоничного образа. Гармонизации формы костюма способствует знание основных закономерностей композиции.
Правильное использование средств композиции при разработке моделей – удачный выбор формы и линии костюма, продуманное сочетание – фактуры, цвета и рисунка материала – во многом может определить окончательное решение покупателя приобрести то или иное изделие. Знакомство с основными закономерностями и средствами композиции, используемыми на практике при создании различных моделей костюма, поможет покупателю более правильно оценить предлагаемое изделие и выбрать одежду в соответствии со своим индивидуальным обликом.
Дизайн одежды предполагает обязательный учет назначения и условия использования разрабатываемой модели. Костюм должен быть удобен, практичен и красив. Поэтому его форма, конструктивное решение, выбор материала отделки и цвета подчиняются двум основным функциям - эстетической и практической. Важно отметить, что мы говорим о дизайне и разработке моделей одежды для массового покупателя, т.е. если можно так сказать одежды «практической».
Одной из закономерностей композиции является четкая взаимосвязь между формой костюма и характером его отдельных элементов и деталей. Все элементы формы костюма должны обладать общими свойствами, например, если, изделие имеет прямую форму с четкими контурами, то такими же линиями должны обладать и все детали, пуговицы, отделки и т. д.
Форма костюма
Форма костюма имеет три проекции: профильную, фронтальную, поперечную. Профильная проекция - восприятие костюма в профиль, фронтальная - в фас, поперечная - предполагаемые горизонтальные членения формы в различных точках фигуры.
Форма костюма характеризуется определенными параметрами. Основные из них - это силуэт, пропорции, размеры, масса, материал, цвет и др. Форма выразительна лишь в том случае, когда четко выявляются ее силуэт, точность пропорциональных соотношений отдельных частей, ритмический строй деталей, гармоничность цветовых соотношений.
Силуэт костюма
Лучше всего выражает форму костюма силуэт. Силуэты различают по степени прилегания к фигуре (прилегающий, полуприлегающий, свободный, расширенный или зауженный книзу) и по геометрическому виду (прямоугольный, трапециевидный, овалообразный, X-образный).
Путем разнообразных сочетаний трапеции, прямоугольника и овала можно выразить все многообразие форм. Доминирующей в ансамбле обычно является одна форма, которой подчинены все основные части костюма. Это так называемый геометрически обобщенный символ, который определяет форму костюма. Изменение формы костюма во времени связано с понятием стабильности и мобильности ее элементов. Одни признаки формы меняются быстрее, другие медленнее (структура материала).
Закономерностью композиции формы является соподчиненность ее частей. Форма должна быть правильно организована с точки зрения тектоники, которая выражается, прежде всего, через пропорции: членения формы являются границами ее частей.
Пластика костюма
Одной из важных закономерностей организации формы являются принципы пластики и ритмики. Под пластикой понимается постепенность в переходе от одной части формы к другой. Пластика костюма выявляется благодаря ткани: направление движений складок воланов, конструктивных и декоративных линий о6разует «движение» формы. Когда отдельные части формы сочетаются друг с другом по принципу контраста, геометрически четкие элементы используются наряду с пластичными криволинейными, но и в этом случае должен быть соблюден принцип гармоничного соподчинения целого и его частей.
Конструктивные линии костюма
Форма костюма создается путем конструктивного решения и сопряжения отдельных объемов или элементов. Линии, по которым происходит это сопряжение, называются конструктивными. К ним относятся: соединительные швы, рельефы, подрезы, вытачки и т. д. Если эти линии декоративно оформлены (шнуром, вышивкой, тесьмой и т. д.), то их называют конструктивно-декоративными. Существуют и просто декоративные линии в виде полос, вышивки, кружев, мережки и др.
Все разнообразие линий по их начертанию можно разделить на три группы: прямые; кривые с постоянным радиусом кривизны (окружности и дуги); кривые с переменным радиусом кривизны (параболы и спирали).
Прямые линии, как внутренние, так и силуэтные, используются при создании костюмов спортивного, делового характера, рабочей, детской одежды. Прямые «негнущиеся» линии в рабочей одежде просторного кроя вызывают ощущение собранности, деловитости. В детских костюмах кокетки, как правило, прямой формы, а кармашки и фартучки - в виде части круга; эти изделия украшают орнаментом в виде кубиков, горошка - простых геометрических форм, доступных восприятию ребенка.
Для вечернего туалета чаще используют криволинейность, сложные драпировки, косой крой. Эти линии - параболы - динамичны, они выражают ускоренное или замедленное движение, так как в основе их лежит ритмическое повторение.
Любая сложная кривая фактически состоит из отрезков, соответствующих линиям одной из трех названных выше групп. Очерченность силуэта костюма достигается более или менее сложными линиями. Вместе с тем технологическая и влажно-тепловая обработка изделия также придает линии определенную конфигурацию.
Итак, пластика формы костюма зависит от пропорций отдельных ее объемов, линий, конструктивной обработки изделий.
Ритм в композиции костюма
В пластике формы, динамических линиях, силуэте проявляется ритмический строй изделия. Каждый костюм обладает определенным ритмическим решением, учитывающим его назначение, возраст человека, для которого он предназначен, и другие признаки.
Самое простое проявление ритма в костюме - это повторение одного и того же элемента через равные промежутки. Такой ритм называется метрическим. В основе ритмических построений костюма лежат пропорциональные отношения. Поэтому использование ритма требует чувства меры, за пределами которого возникает ощущение однообразия и монотонности.
Сложный метрический рядможет строиться на нескольких величинах, повторяющихся через равные промежутки. На этом принципе основана большая часть композиций из ткани в полоску.
По схеме организации элементов в костюме ритмический или метрический ряд может иметь вертикальное, горизонтальное, спиральное, лучевое, радиальное, параллельное, комбинированное направления.
Таким образом, проявления ритма в костюме весьма разнообразны. Ритмическая организация его различных элементов является важным средством для создания - целостного образа, поэтому ее относят к закономерностям композиционного построения костюма.
Пропорция в композиции костюма
Организация формы костюма по принципу ритма и пластики подчиняется основной пропорциональной закономерности. При восприятии формы одежды в целом мы сопоставляем одни ее части с другими. Сопоставлять, сравнивать можно объемы, характеристики фактур материалов, величину цветовых пятен и д. Положительное восприятие соотношений двух сравниваемых величин свидетельствует об их согласованности, соразмерности.
Простейшим видом согласованности является тождество, т. е. полное сходство (равенство, повторение) площадей, линий, фактур, цветов. Однако следует иметь в виду, что многократное повторение отдельных элементов быстро вызывает утомление, притупляет восприятие. Небольшие различия в линиях, площадях определяются как контрастные отношения. Их острая выразительность требует строгой выверенности сопоставляемых частей, учета определенных закономерностей.
Характерные соотношения частей костюма - 7/8 (полупальто и юбка), 3/4 (рукав); длина мини-юбок составляет 1/3 длины одежды, свитера или блузы с напуском -2/3.
Наиболее часто встречается в костюме пропорция «золотого сечения», которая условно выражается как 2/3:1/3, или в цифровом выражении 1,62/1=1/0,62. Эта пропорция возникла в результате анализа соотношений в различных природных формах, человеческой фигуре как наиболее гармоничная. Поэтому, естественно, она широко используется в проектировании костюма.
Форма костюма композиционно может быть организована по принципам симметрии или асимметрии. Симметрия может проявляться в расположении отдельных элементов изделия, фурнитуры, отделки и др. Как правило, относительно симметричными создаются костюмы для работы. При определении характера симметрии следует помнить о композиционном центре, который располагают в верхней части формы костюма.
Асимметрия предпочтительнее для нарядной одежды. Асимметричное расположение элементов костюма должно быть обязательно уравновешено. Например, если расположить карман на правой стороне, то платок или шарф, завязанный на шее, должен быть расположен на левой стороне платья. При использовании принципа асимметрии в одежде необходимо соблюдать чувство меры.