Дети, родившиеся здоровыми, развиваются нормально при условии правильного воспитания и хорошего ухода за ними.
Для того чтобы правильно ухаживать за новорожденными дома, родителям необходимы хотя бы элементарные знания об особенностях их организма. Обычно у молодых родителей, тем более воспитывающих первенца, возникает много вопросов.
Зачем так часто кормить младенца? Почему он должен спать на жесткой постели без подушки? Стоит ли использованную соску каждый раз кипятить или можно просто сполоснуть водой? Что делать, если малыш часто плачет по ночам? И так далее и тому подобное.
Прежде всего следует знать, что все получаемые родителями от педиатров, невропатологов, гигиенистов рекомендации даются с учетом анатомо-физиологических особенностей малыша. Эти рекомендации вырабатываются на строго научной основе и направлены на создание самых благоприятных условий для роста и развития ребенка.
В момент рождения резко изменяется среда существования ребенка.
В утробе матери он получал питание от материнского организма через плаценту (детское место) и пуповину. У него не было легочного дыхания, не функционировали пищеварительные органы, мочевыделительная система. С первых мгновений самостоятельного существования организм младенца резко перестраивается.
Первый вдох, первый крик новорожденного сигнализируют о включении многих «дремавших» до этого органов и систем. Но еще много времени пройдет, прежде чем они заработают с полной нагрузкой. Адаптация новорожденных происходит медленно, постепенно. Отсюда и характерные особенности в строении и жизнедеятельности организма младенца.
Кожа новорожденного нежная, тонкая.
Под ней располагается хорошо выраженный к моменту рождения подкожный жировой слой. Особенностью кожного покрова в этом возрасте является повышенная ранимость. Этим объясняется склонность новорожденных и грудных детей к опрелостям, ссадинам. Нижние слои кожи пронизаны большим количеством капилляров - очень мелких кровеносных сосудов. Поэтому младенец так легко краснеет при крике, перегревании.
Терморегуляция организма еще несовершенна, температура тела ребенка может быстро изменяться под влиянием внешних условий.
Эти изменения сразу же сказываются на состоянии кожных покровов. При переохлаждении они бледнеют, покрываются мелкими пупырышками, иногда приобретают синюшный оттенок. При сильном перегревании быстро выступает испарина в виде мельчайших капелек. Следует знать, что перегревание маленькие дети переносят хуже переохлаждения. Через поры кожи осуществляется кожное дыхание, которое протекает интенсивнее, чем у детей старшего возраста. Вот почему уходу за кожей придается в грудном возрасте такое большое значение.
Мышечно-связочный аппарат новорожденного развит слабо. Поэтому в течение нескольких месяцев после рождения ребенок рефлекторно стремится сохранить внутриутробную позу, поджимает ножки к животу, голову пригибает к груди. Ограничены двигательные способности малыша, мышцы сгибатели и разгибатели почти постоянно напряжены, конечности полусогнуты. Слабые мышцы шеи не могут еще удерживать голяку в вертикальном положении.
Скелет к моменту рождения полностью сформирован.
Но костная ткань еще рыхлая, из-за чего кости сравнительно мягкие, податливые. Вместо некоторых костей имеются хрящи, с возрастом они затвердевают, превращаясь в костную ткань. Череп новорожденного состоит из отдельных долей, не имеющих между собой жестких соединений. Такое строение черепа обеспечивает уменьшение его объема при прохождении через родовые пути: доли черепа сдвигаются, заходят одна на другую. Через некоторое время после родов черепные доли вновь расходятся. Под кожей на темени и в лобно-теменной части черепа новорожденного мягкие впадинки, не защищенные костями. Это большой и малый роднички. Малый родничок в результате дальнейшего роста костей черепа закрывается к достижению ребенком возраста 7 - 8 месяцев, большой - к 1 году или 1 году 3 месяцам.
Система кровообращения работает со значительно большей нагрузкой, чем у взрослых.
Нормальная частота пульса у новорожденных - 120 - 140 ударов в минуту; при напряжении, крике быстро возрастает до 160 - 180 и даже до 200! Сердце у грудных детей относительно больше, чем у взрослых, к году его масса удваивается. Кровь циркулирует со значительно большей скоростью.
Органы дыхания также имеют целый ряд характерных особенностей.
Носовые ходы и гортань грудного ребенка относительно короткие и узкие. Они выстланы нежной рыхлой слизистой оболочкой, богатой кровеносными сосудами. Слизистая носоглотки весьма чувствительна к воздействию холода, тепла. Она быстро набухает, в результате чего может создаваться отек, затрудняющий дыхание ребенка. Гортань переходит в трахею, которая на уровне П1 грудного позвонка делится на два главных бронха, ведущих к правому и левому’ легкому.
Дыхание у грудных детей поверхностное, неглубокое, неравномерное и по сравнению со взрослыми учащенное- 40 - 60 раз в минуту (у взрослых норма - 18 - 20 раз), так как потребность в кислороде очень велика.
Желудочно-кишечный тракт новорожденных и грудных детей имеет весьма существенные особенности.
Полость рта у них невелика, ее слизистая оболочка - нежная, тонкая, чрезвычайно чувствительная, легко инфицируется. На наружной стороне слизистой губ хорошо различаются небольшие припухлости, так называемые сосательные валики, которые позволяют ребенку хорошо захватывать и сосать грудь.
Зубов при рождении у младенца нет. Прорезывание зубов начинается в 6- 7 месяцев.
Принято считать, что это весьма болезненный процесс, сопровождающийся воспалением десны, подъемом температуры тела. Однако в тех случаях, когда уход за ребенком осуществляется правильно, с соблюдением всех гигиенических правил, никаких патологических явлений не бывает. Для профилактики рекомендуется после кормления смазывать десны малыша ватным тампоном, смоченным светло-розовым раствором марганцовокислого калия. Еще более тщательно нужно следить за чистотой рук малыша, его игрушек, посуды. И тогда прорезывание зубов будет проходить безболезненно.
Слюноотделение у новорожденного довольно слабое, к 4 - 5 месяцам оно заметно увеличивается. Нужно аккуратно промокать слюну, попавшую на лицо ребенка, что помогает предотвратить раздражение кожи.
Пищевод в младенческом возрасте довольно короткий. Желудок располагается почти вертикально, размером он примерно с кулачок ребенка. Запирательный клапан, соединяющий пищевод с желудком, развит еще недостаточно, поэтому у младенца часто бывают срыгивания (обратный заброс пищи из желудка в полость рта).
Мышечные слои желудка и кишечника сформированы неокончательно.
Тонкий кишечник относительно длинен. Стенки кишечника проницаемы для токсинов. Вот почему грудной ребенок очень чувствителен к малейшим нарушениям режима кормления.
Опорожнение кишечника в норме происходит 2 - 3 раза в сутки. Кал светлый, желтовато- коричневый, довольно мягкой консистенции. Примерно к году стул бывает один раз, реже - два раза в сутки. При запорах или поносах ребенка нужно обязательно показать педиатру.
Почки, мочеточники, мочевой пузырь новорожденного развиты хорошо. В течение первых 3 - 4 от рождения суток мочевыделение замедлено. Количество мочи невелико. Мочится младенец всего 5 - 6 раз в сутки. Моча прозрачная, без запаха.
Затем количество мочеиспусканий доходит до 20 - 25 раз в сутки, так как объем мочевого пузыря невелик и требуется частое его опорожнение. По мере взросления ребенка увеличивается количество однократно выделяемой мочи и уменьшается число мочеиспускания, достигая к году 14 - 16 раз в сутки.
Мочеиспускание у детей первого года жизни происходит рефлекторно, по мере наполнения мочевого пузыря. Но уже с 2 - 3 месяцев надо стараться выработать у ребенка условный рефлекс. Для этого грудного ребенка периодически - до и после кормления, во время активного бодрствования - держат над тазиком или горшком. С 5 - 6 месяцев высаживают на горшок. Ночью этого делать не следует, так как привычка просыпаться по ночам может остаться на многие годы.
Если вы заметили учащенное мочеиспускание у малыша, обратитесь к врачу, так как оно может служить признакам воспалительных заболеваний мочевыводящей системы.
Наружные половые органы и у мальчиков и у девочек к моменту рождения хорошо сформированы. Следует знать, что их слизистые покровы очень чувствительны к инфицированию, и гигиенический уход за ними должен быть чрезвычайно аккуратным.
Нервная система. Все действия новорожденного - результат безусловных рефлексов: сосательного, глотательного, мигательного, хватательного, защитных и других. Головной мозг относительно велик, но клетки его развиты недостаточно. Новорожденный различает яркий свет, но видеть отдельные предметы еще не умеет. Слух также понижен, реакция наступает только на резкие, громкие звуки. Хорошо действуют вкусовые, обонятельные, тактильные (осязательные) рецепторы.
Почему новорожденные и грудные дети так часто плачут? Что делать в таких случаях?
Плач в этом возрасте - реакция на неблагоприятные внешние раздражители: боль, голод, холод, мокрую пеленку и т. д. Малыш хочет избавиться от неудобства и привлекает к себе внимание единственным доступным ему способом - криком. Следовательно, задача взрослого - прежде всего выяснить и устранить причину беспокойства ребенка.
Посмотрите, сухой ли он, удобно ли лежит, теплые ли у него ручки. А может быть, приближается время кормления? Не вздут ли животик? Не хочет ли малыш пить? Словом, спокойно разберитесь, в чем дело.
Большую ошибку совершают родители, которые при малейшем хныканье берут ребенка на руки, начинают трясти, укачивать. На короткое время это может помочь, потому что в таком случае ребенка отвлекают новые ощущения. Но затем он снова начинает плакать, еще громче и упорнее, поскольку причина его плача не устранена.
Некоторые родители, сетуя на частый крик малыша, считают, что это неизбежно - «такой уж он уродился». Все вроде бы в порядке - здоров, сыт, ухожен, а вот плачет часами. В таком случае обратите внимание на моральный климат в семье. Если дома нет мира, часты ссоры, разговоры на «повышенных тонах», родители нервозны, раздражены, малышу это небезразлично. Он чутко улавливает настроение окружающих его людей.
Нервная система ребенка отзывается не только на физические, но и на психоэмоциональные раздражители.
Поэтому только в спокойной, доброжелательной семейной атмосфере можно вырастить здорового, жизнерадостного ребенка. Решающее значение в выхаживании младенца имеет правильно организованный режим дня. К сожалению, далеко не все родители понимают, что режим дня - их союзник в этом чрезвычайно ответственном и трудном деле. Встречаются еще противники всякого, даже разумного, распорядка жизнедеятельности. Если ребенок спит, пусть спит! Есть не просит, значит. не голоден и т. д. Главный принцип сторонников такой позиции - никакого насилия, полная свобода действий.
Не следует, однако, забывать, что все живое на Земле в своем развитии подчиняется строго определенным ритмам. Смена дня и ночи, времен года, океанские приливы и отливы, цветение, плодоношение, увядание и отдых растений… Примеры можно множить до бесконечности. Человек - такая же часть живой природы, ему тоже физиологически свойственны определенные биоритмы.
Но организм новорожденного еще так хрупок, центральная система так несовершенна, что надо на первых порах помочь ему войти в определенный ритм. Регулярно повторяющиеся действия запоминаются клетками головного мозга, образуется так называемый динамический стереотип. Тогда переход от одного вида деятельности к другому осуществляется как бы автоматически.
Таким образом, четкое соблюдение режима дня не насилие, а большая помощь младенцу.
Обычно новорожденные буквально в 3 - 4 дня привыкают к режиму, просыпаются, когда наступает время кормления, у них налаживается хороший аппетит, они вовремя засыпают, спокойно бодрствуют. У родителей появляется больше свободного времени, возникает меньше поводов раздражаться, а ведь это тоже очень важно для сохранения здоровья, особенно психического, как ребенка, так и родителей.
По материалам издания «Физкультура для всей семьи», 1988 г.
Период внутриутробного развития.
1) Фаза эмбрионального развития (эмбрион).
2) Фаза плацентарного развития (плод).
Эмбриогенез начинается с 3-й недели после оплодотворения (первые 2 недели - бластогенез) и оканчивается 3-м месяцем внутриутробной жизни.
В этот период происходит основная закладка важнейших органов. Любое повреждение в этот период вызывает либо гибель эмбриона (выкидыш), либо врождённое уродство (порок развития органов или частей тела). Наиболее чувствителен эмбрион к вирусам: краснухи, гриппа, гепатита, полиомиелита, цитомегалии.
Лекарственные эмбриопатии: сульфаниламиды, антибиотики (особенно группа тетрациклина), гормоны (кортикостероиды, инсулин), цитостатики, витамины, хинин.
Диабетические энцефалопатии: 12% - атрофии кишечника, пороки сердца, пороки развития конечностей, черепа, анэнцефалия.
Фетопатии - нарушение тонкой структуры и дифференцировки тканей у сформировавшегося плода. Часто возникают при Rh-несовместимости, диабете, инфицировании плода (ветрянка, герпес, вирусный гепатит, врождённый сифилис, токсоплазмоз). При этом возникают следующие заболевания плода: энцефаломиелиты, миозиты, некрозы, врождённые гепатиты с исходом в цирроз, врождённые пневмонии. Фиброэластоз, муковисцидоз, кальциноз, врождённый адреногенитальный синдром, ДЦП, гипертрофия мускулатуры пилоруса - все это ведёт к мертворождённой, недоношенности, выкидышам и болезням новорождённых.
Период новорождённости.
Период длится от момента рождения до 1месяца. С первым вдохом у ребёнка начинается:
1) лёгочное дыхание (расправляются лёгкие);
2) изменение условий кровообращения (малый круг кровообращения);
3) функционирование почек, пищеварительного тракта;
4) самостоятельная терморегуляция.
Характеристика новорождённого ребёнка
Пропорции тела новорождённого ребёнка значительно отличаются от взрослого. Голова составляет 1/4 длины тела (у взрослого 1/8). Преобладает мозговая часть черепа над лицевой. Открыт большой родничок между лобной и теменными костями. Ноги короткие, туловище относительно длинное. Грудная клетка - короткая, бочкообразная, малоподвижная. Середина тела находится над пупком (у взрослого на высоте вертела бедренной кости).
Нервная система.К моменту рождения самым развитым у ребёнка оказывается спинной мозг, о чём свидетельствуют простейшие рефлекторные движения.
Что касается головного мозга, то его относительная масса достаточно велика: 1/8 от общего веса тела. В первый год жизни происходит формирование нервных клеток внутри каждого слоя коры обоих полушарий. Кора больших полушарий не работает (палидарный период). Движения новорождённого хаотичные, случайные, непроизвольные. Легко вызываются безусловные рефлексы сосательный, глотательный, поисковый, хоботковый.
Новорождённый ребёнок очень мало бодрствует, в основном он спит (20-22 часа в сутки).
Одним из основных органов чувств является зрение. У новорождённого ребёнка под действием яркого света суживается зрачок; реагируя на прикосновения, он мигает или жмурится. Но мигательные движения глаз ещё очень слабы и редки. У некоторых новорождённых наблюдается косоглазие, которое обычно проходит через 3-4 недели.
Новорождённый ребёнок слышит только громкие звуки. Но постепенно его слух обостряется, и он начинает слышать тихие звуки.
Вкусовые рецепторы у новорождённых детей развиты хорошо. С самого начала он отказывается от кислого или горького, предпочитая сладкое.
Обоняние у младенцев развито слабее, чем вкус, но, тем не менее, уже с первых месяцев жизни они реагируют на запахи.
Чувство осязания имеется уже у новорождённого, наиболее ярко оно проявляется при прикосновении к его ладоням, подошвам стоп и лицу.
Особенно сильно у детей первого года жизни выражена болевая и кожная чувствительность на изменения температуры.
Кожа - нежная, легко ранимая, богата кровеносными сосудами, несколько отёчная. У здорового ребёнка кожа мягкая, эластичная, упругая, розоватого цвета.
Многочисленные сальные железы имеются уже у новорождённого, но полного своего развития они достигают только к 4-5 месяцам. Потовые железы развиты плохо и на протяжении 3-4 месяцев вообще не функционируют.
Слизистая оболочка носового прохода и полости рта очень богата кровеносными сосудами и легко ранима. Набухшая слизистая при простудных заболеваниях препятствует нормальному дыханию.
У новорождённого подкожная жировая прослойка развита слабо, но в течение первых шести месяцев она начинает быстро увеличиваться сначала на лице, конечностях, потом на туловище и в последнюю очередь на животе.
Защитная функция кожи значительно снижена, так как роговой слой кожи развит слабо и легко слущивается, на коже легко образуются трещины и ссадины, которые могут стать причиной возникновения инфекции и кожных заболеваний.
Поскольку кожа ребёнка богата кровеносными сосудами, а её роговой слой очень тонкий, она обладает повышенной способностью к впитыванию. Это особенно важно учитывать при применении различных кремов и мазей. Дыхательная функция кожи у ребёнка развита гораздо сильнее, чем у взрослого: она интенсивнее выделяет углекислый газ и воду. Теплорегулирующая функция, наоборот, развита слабее, поэтому ребёнок, чаще чем взрослый, подвергается переохлаждению и перегреванию.
Мышечная система - развита слабо. У новорождённого мышечная масса составляет 1/4 от общего веса, тогда как у взрослого она значительно больше - около 40%. Мышечные волокна очень тонкие, сокращения мышц слабые. В первый год жизни развитие мышц идёт главным образом за счёт утолщения мышечных волокон сначала шеи и туловища, а затем конечностей. Степень развития мускулатуры у маленьких детей можно определить ощупыванием. Мышечный тонус тоже очень слабый. Характерен гипертонус мышц сгибателей конечностей, за счёт этого новорождённый находится в определённой позе: руки прижаты к туловищу, согнуты в локтях, кисти сжаты в кулачки, большой палец над остальными; ноги согнуты в коленных и тазобедренных суставах, несколько разведены.
Скелет новорождённого в основном состоит из хрящевой ткани (позвоночник, запястья и др.), а костная ткань, имеющая волокнистое строение, низкое содержание соли и большое количество кровеносных сосудов, напоминает хрящевую. При слишком тугом пеленании или неправильном положении кости младенца быстро приобретают неправильную форму.
Голова новорождённого имеет правильную форму, на ней при ощупывании легко определяются расхождения между отдельными костями черепа. На голове новорождённого ребёнка прощупываются два родничка, затянутые перепонкой: большой и малый. Большой родничок находится в месте схождения теменных и лобной костей и имеет ромбовидную форму. Малый родничок расположен в месте схождения теменных и затылочной костей и имеет форму треугольника. Малый родничок зарастает к 3 месяцам, а большой - к 12-15.
Позвоночник новорождённого почти прямой. У новорождённого грудная клетка имеет коническую или цилиндрическую форму с приподнятыми рёбрами, как бы на высоте вдоха. Рёбра расположены почти под прямым углом к позвоночнику, поэтому подвижность грудной клетки у младенца ограничена. Форма таза у новорождённых мальчиков и девочек практически одинаковая.
Органы дыхания маленького ребёнка очень отличаются от органов дыхания взрослого человека. Мы уже говорили о том, что слизистая оболочка носоглотки и ротовой полости богата кровеносными и лимфатическими сосудами, что создает благоприятные условия для развития набухания и разного рода воспалений. Ребёнок первого года жизни не умеет дышать ртом, поэтому при насморке он задыхается во время сосания.
Полости носа новорождённого недоразвиты, носовые ходы узки, но с ростом лицевых костей длина и ширина носовых ходов увеличивается.
Евстахиева труба, соединяющая носоглотку и барабанную полость уха, у маленьких детей короткая и широкая, она расположена более горизонтально, чем у взрослого.
Инфекция легко переносится из носоглотки в полость среднего уха, поэтому у детей инфекционные заболевания верхних дыхательных путей часто сопровождаются воспалением среднего уха.
Относительная длина гортани невелика, форма воронкообразная, и только с возрастом она становится цилиндрической. Просвет гортани узкий, хрящи мягкие, слизистая очень нежная и пронизана множеством кровеносных сосудов. Голосовая щель между голосовыми связками узкая и короткая. Поэтому даже незначительные воспаления в гортани ведут к её сужению, проявляющемуся в удушье или затруднённом дыхании. Менее эластичные, чем у взрослого, трахея и бронхи имеют узкий просвет. Слизистая оболочка при воспалениях легко набухает, вызывая его сужение.
Лёгкие грудного ребёнка развиты слабо, их эластическая ткань хорошо наполняется кровью, но недостаточно - воздухом. Из-за плохой вентиляции у маленьких детей часто наблюдается спадание лёгочной ткани в нижнезадних отделах лёгких.
Обмен веществ у ребёнка происходит гораздо быстрее, чем у взрослого, поэтому он больше, чем взрослый, нуждается в кислороде. Повышенная потребность в кислороде компенсируется у ребёнка более частым дыханием.
С момента рождения у ребёнка устанавливается правильное и равномерное дыхание: 40-60 дыханий в минуту.
Органы выделения (почки, мочеточники и мочевой пузырь) у ребёнка начинают функционировать сразу с момента рождения и работают намного интенсивнее, чем у взрослого.
Почки, выводящие из организма воду и продукты обмена, особенно быстро растут на первом году жизни ребёнка. Расположены они ниже, чем у взрослого, и имеют более высокий относительный вес. К моменту рождения они дольчатые, но на втором году жизни эта дольчатость исчезает. Корковый слой и извитые канальцы почек развиты слабо.
Мышечная ткань широких и извилистых мочеточников слабо развита и выстлана эластическими волокнами.
Мочевой пузырь у ребёнка находится выше, чем у взрослых. Его передняя стенка расположена в непосредственной близости от брюшной стенки, но постепенно мочевой пузырь перемещается в полость малого таза. Слизистая мочевого пузыря хорошо развита, но мышечные и эластические волокна развиты недостаточно. Объём мочевого пузыря у новорождённого составляет около 50 мл, к 3 месяцам он увеличивается до 100 мл, к году - до 200 мл.
Из-за слабого развития центральной нервной системы в первые 6 месяцев жизни у ребёнка 20-25 раз в сутки происходит непроизвольное мочеиспускание. Но по мере роста ребёнка число мочеиспусканий сокращается - к году их становится всего 15-16. Количество выделяемой мочи у детей гораздо больше, чем у взрослых.
Это объясняется ускоренным обменом веществ, происходящим в их организме. При усиленном потоотделении количество мочи уменьшается. Если же ребёнок мёрзнет, мочеиспускание учащается.
Правильное развитие желёз внутренней секреции очень важно для нормального роста и развития организма ребёнка. Сразу после рождения на развитие ребёнка оказывают влияние в основном гормоны вилочковой железы, с 3-4 месяцев - гормон щитовидной железы, а ещё через небольшой промежуток времени - гормоны передней доли гипофиза. Функционирование желёз внутренней секреции тесно связано с работой центральной нервной системы. Нарушение деятельности хотя бы одного звена этой цепи может привести к серьёзным нарушениям физического и психического развития ребёнка. Так, отсутствие щитовидной железы или сбои в её работе, вызывают задержку в формировании скелета, нарушение роста зубов, отставание в психическом развитии.
Относительный вес сердца у ребёнка почти в 1,5 раза больше, чем у взрослого. К 8-12 месяцам масса сердца удваивается. Расположено сердце выше, так как в первый год жизни ребёнок, как правило, находится в горизонтальном положении, и диафрагма у него находится выше.
Кровеносные сосуды у новорождённого шире, чем у взрослого. Их просвет постепенно увеличивается, но медленнее, чем объём сердца. Процесс кровообращения у детей происходит интенсивнее, чем у взрослых.
Пульс у ребёнка учащённый: 120-140 ударов в минуту. На один цикл «вдох-выдох» приходится 3-4 сердечных удара. Но через полгода пульс становится реже - 100-130 ударов. Подсчитывать количество сердечных ударов у ребёнка лучше во время сна, когда он находится в спокойном состоянии, нажав пальцем на лучевую артерию.
Кровяное давление у детей первого года жизни низкое. С возрастом оно повышается, но у разных детей по-разному, в зависимости от веса, темперамента и т.д.
У новорождённого в крови содержится большое количество эритроцитов и лейкоцитов, гемоглобин повышен. Но постепенно в течение года их число снижается до нормы. Поскольку кроветворная система младенцев очень чувствительна к разного рода внешним и внутренним вредным воздействиям, дети первого года жизни чаще, чем дети более старшего возраста, подвержены заболеванию анемией.
К моменту рождения ребёнка развитие лимфатических узлов практически завершено, но их клеточная и тканевая структуры развиты недостаточно. Защитная функция лимфоузлов становится ярко выраженной в конце первого года жизни. У ребёнка хорошо прощупываются шейные, паховые, а иногда подмышечные и затылочные лимфатические узлы.
Период новорождённости - это период приспособления организма ребёнка к новым условиям существования. В этот период проявляются ряд пограничных с патологией состояний: физиологическая желтуха, физиологическая убыль веса, транзиторная гипертермия, физиологическая эритема и т.д.
В период новорождённости могут быть выявлены пороки внутриутробного развития (уродства, пороки сердца), а также последствия родовой травмы: внутричерепная травма, перелом ключицы, родовой паралич верхних конечностей, повреждение спинного мозга.
Заболевания , встречающиеся в период новорождённости :
· Инфицирования пупочной ранки: омфалит.
· Заболевания кожи: пиодермии, пузырчатка, флегмона новорождённых, гнойный мастит, сепсис, желтуха, пневмопатии (ателектазы лёгких, аспирационные пневмонии).
· Врождённые деформации ОДА:
1) врождённый вывих бедра
2) врождённая косолапость
3) кривошея.
· Хромосомные болезни:
1) болезнь Дауна
2) синдром Шерешевского-Тернера.
· Генные болезни:
1) фенилкетонурия.
Грудной возраст
От 1месяца до 1 года.
Характеризуется интенсивным увеличением веса и роста. Вес утраивается. Рост увеличивается на 25 см. Никогда больше ребёнок так не растёт. Но самое главное, на первом году жизни происходит становление его двигательного и нервно-психического развития. От рефлекторных движений новорождённого, лишённых контроля коры, до важнейшего итога общего двигательного развития - самостоятельной ходьбы. Важность этого периода невозможно переоценить. Мы не рождаемся людьми, мы ими становимся. К моменту рождения ребёнка его нервная система, по сравнению с другими органами и системами наименее развита и зрелая. Животное рождается более зрелым и быстрее приспосабливается к жизни. Чем ниже ступень развития животного, тем оно с рождения более приспособлено к жизни.
Влиять можно только на те системы, которые находятся в процессе развития, когда же мозг сформировался, догнать то, что упущено ранее, невозможно. Пример: брошенные дети, «маугли».
В этом огромный смысл именно для человека. Нервная система созревает медленно, здесь необходимо влияние человека.
В основе поведения каждого человека лежат условные и безусловные (врождённые) рефлексы. Новорождённый обладает только безусловными рефлексами (сосательным, оборонительным и др.), а условные начинают формироваться с конца первого месяца жизни по мере развития спинного мозга и подкорковых отделов мозга.
В выработке положительных или отрицательных условных рефлексов у маленьких детей важное место занимают и органы чувств: зрения, слуха, обоняния, осязания и вкуса. Как известно, они представляют собой периферические отделы анализаторов, передающих в центральную нервную систему раздражения из внешней среды.
Со второго месяца ребёнок в состоянии удерживать взгляд на ярких предметах и наблюдать за их движением. С пяти месяцев у него появляться способность рассматривать предметы обоими глазами на близком расстоянии. В шесть месяцев ребёнок начинает различать цвета.
С третьего месяца ребёнок поворачивает голову, ища глазами источник звука.
Начиная с пятого месяца жизни, в формировании естественного поведения ребёнка участвуют все анализаторы.
В первый год происходит самый интенсивный рост костей черепа: к 2-3 месяцам швы уже затягиваются. Но окончательное сращение костей черепа происходит к 3-4 годам.
Как только ребёнок начинает держать голову, у него образуется шейная кривизна выпуклостью вперёд - лордоз.
В 6-7 месяцев, когда ребёнок начинает сидеть, появляется изгиб грудного отдела позвоночника выпуклостью назад - кифоз, а когда ребёнок начинает ходить (9 - 12 месяцев), у него образуется поясничный изгиб выпуклостью вперёд.
Когда ребёнок начинает ходить, форма грудной клетки у него меняется: в месте соединения хряща ребра с костной тканью образуется угол, опущенный книзу. На вдохе нижние концы рёбер приподнимаются кверху, рёбра из косого положения переходят в более горизонтальное, при этом грудина приподнимается вперёд и кверху.
Лобная и гайморовы пазухи в основном развиваются к 2 годам, но окончательное их формирование происходит гораздо позже.
Особенно быстро увеличение объёма лёгких происходит в первые три месяца жизни. Постепенно меняется их структура: соединительнотканные прослойки заменяются эластической тканью, увеличивается количество альвеол.
Подвижность грудной клетки у детей первого года жизни ограничена, поэтому сначала лёгкие растут в сторону мягкой диафрагмы, обуславливая диафрагмальный тип дыхания. После того как дети начинают ходить, дыхание у них становится грудным или грудобрюшным.
К 6 месяцам дыхание становиться более редким (35-40), а к году оно составляет 30-35 дыханий в минуту.
В раннем возрасте частые простудные заболевания, особенно пневмония, могут вызвать у детей серьёзные осложнения.
Для правильного развития ребёнка и приобретения им стойкого иммунитета к различным заболеваниям с ним необходимо заниматься гимнастическими и дыхательными упражнениями, а также проводить регулярные сеансы гигиенического массажа.
Дефицит тактильных, зрительных, слуховых раздражителей приводит к задержке нервно-психических функций ребёнка (лишить слуховых и зрительных раздражителей - будет глух и слеп). У новорождённого вес головного мозга относительно велик – 1/8 веса тела, а у взрослого 1/40 веса. В течение первых 6 месяцев вес мозга увеличивается на 85% (важно, чтобы не закрылся родничок). После 7 лет мозг вообще не растёт.
У новорождённого борозды и извилины выражены слабо. Серое вещество мозга пока плохо дифференцировано от белого. Нервных клеток в больших полушариях у новорождённых столько же, сколько у взрослого, но они ещё незрелые и созревают не одинаково.
Заболевания периода:
I. Желудочно-кишечный тракт:
1) диспепсия (простая, токсическая);
2) хроническое расстройство питания (гипотрофия).
II. Заболевание органов дыхания:
1) пневмония, ОРЗ;
2) острый ларингит (круп).
III. Диатезы:
1) экссудативно-катаральный;
2) лимфатико-гипопластический;
3) нервно-артрический.
IV. Рахит. (Спазмофилия).
V. Инфекционные заболевания:
2)ветряная оспа;
3)дифтерия.
VI. Заболевания нервной системы:
1) энцефалопатии;
3) акушерские параличи.
VII. Заболевания О.Д.С.:
1) кривошея,
2) косолапость,
3) дисплазия тазобедренного сустава.
Пред дошкольный период
От 1 года до 4 лет.
Характеризуется дальнейшим ростом и развитием ребёнка (но энергия роста меньше). Происходит совершенствование центральной нервной системы. Познание окружающей среды. Развиваются двигательные навыки (учится бегать, прыгать). Формируется речь. Вообще, возраст 2-4 года является первым критическим периодом для развития психики. В этот период очень важна педагогическая коррекция. Ребёнку надо много читать, рассказывать, объяснять, иначе будет наблюдаться задержка нервно-психического развития.
В этот период дети очень любознательны, задают много вопросов и задача взрослого - не подавить любознательность. Это возраст "почемучек". На все вопросы необходим ответ, нельзя отмахиваться: "Отстань!". Ребёнок набирает знания.
Заболевания периода:
I. Болезни пищеварительного аппарата.
II. О.Р.З. инфекции: корь, ветряная оспа, скарлатина, пневмония, обструктивные бронхиты, круп.
III. Отравления лекарствами.
IV. Заболевания нервной системы: Д.Ц.П.
V. Заболевания опорно-двигательной системы: косолапость, дисплазия, кривошея.
VI. Инородные тела в носу, ухе, лёгких, желудке и кишечнике.
Дошкольный период
От 4 до 7 лет.
1. Продолжается совершенствование функций организма и нервно-психической деятельности.
2. Укрепляется мускулатура, костный скелет.
3. Начинается смена молочных зубов.
Особо выделяется возраст 6-8 лет - это второй критический период и очень важный. Это самый способный возраст к обучению (языки, музыка, некоторые виды спорта). В этот период необходимо вызвать интерес к учёбе, иногда заставить, выработать усидчивость и ответственность к учёбе, приучать помогать дома и т.д. Если этот момент будет упущен, ребёнок не будет приучен к труду, самообслуживанию, дисциплине, то дальнейшее воспитание также будет затруднено. Это самый важный возраст для обучения и воспитания.
Заболевания периода:
I. Инфекции: ветрянка, инфекционный гепатит, скарлатина, краснуха (т.к. увеличивается контакт с окружающей средой и детьми).
II. Травматизм (отсутствие опыта, недостаток контроля со стороны взрослых).
III. Заболевания нервной системы (энурез).
Младший школьный период
Период отрочества, от 7 до 12 лет.
1. Происходит дальнейшее развитие мышечной системы, аппарата движений (но это период замедленного роста).
2. Заканчивается смена молочных зубов.
3. Дальнейшее формирование характера и интеллектуальное развитие.
Заболевания периода:
I. Травматизм (25-45% составляют травмы черепа).
II. Заболевания сердца (ревматизм, хорея).
III. Заболевания нервной системы (неврозы, энурез).
IV. Сколиозы, остеохондропатии.
Старший школьный период
Пубертатный или период полового созревания, от 12 до 18 лет.
1. Завершается физическое и психическое развитие ребёнка.
2. Бурно развивается эндокринная система. Изменяется внешний облик ребёнка. Появляются вторичные половые признаки (усиливается функция половых желёз, щитовидной железы, гипофиза).
3. Это период второго вытягивания в длину, особенно заметно вытягиваются ноги. Отмечается рост лицевого черепа. Появляется угловатость. Теряется грация.
4. Эмоциональная жизнь отличается неустойчивостью, частыми сменами настроения и установок. Выражено своё «я».
С детьми этого возраста всегда много проблем.
Заболевания периода:
I. Эндокринные нарушения (эндокринопатии).
II. Вегетососудистые дистонии. Неврозы.
III. Сколиозы, остеохондропатии.
Человек родился. Сколько радости и надежд имеет это событие. Первые 5-7 дней, пока вы и ваш малыш окрепнете, наблюдение и уход за ним будет в надежных руках медицинских работников роддома. Наконец, наступил счастливый день - ваше долгожданное младенец уже дома. Дальнейшая его судьба и здоровье в ваших руках. С появлением первенца в доме возникают заботы, волнения, а также различные вопросы: "Как вести себя с малышом и ухаживать за ним?", "Как и когда его кормить?", "Когда и как начинать его воспитывать?" и другие. Не волнуйтесь, будьте спокойнее! Все будет хорошо. Со временем, вы приобретете опыт и уверенности.
Вам необходимо знать все о периоде пребывания в родильном отделении, а также о первом месяце жизни ребенка (период новорожденности).
Период новорожденности. Переходные состояния новорожденных
С момента рождения и перевязки пуповины прекращается биологическая связь ребенка с матерью. Ребенок вступает в период новорожденности, который длится четыре недели, то есть первые 28 дней жизни. Каждая мать, особенно первородящих, должен знать, что новорожденный ребенок имеет ряд переходных состояний в связи с приспособлением (адаптацией) ее организма к новым условиям среды. Переходные состояния проявляются во время пребывания младенца в роддоме (первые 5-10 дней жизни).Исходное уменьшение массы тела ребенка
В первые З-4 дня практически во всех новорожденных наблюдается начальная физиологическая потеря массы тела, в среднем составляет 100-250 г (она связана в основном с потерей жидкости) и происходит в связи с переходом ребенка к новым условиям обмена (прежде всего это касается органов дыхания, пищеварения и кожи). При правильной организации ухода и кормления в роддоме масса тела новорожденного восстанавливается конце первой недели жизни.
Физиологические эритема и шелушение кожи новорожденного
У новорожденного ребенка в первые два дня может наблюдаться покраснение кожи, а в последующие 4-6 дней - шелушение. Это состояние называется физиологической эритемой, ее интенсивность и продолжительность зависят от степени зрелости ребенка (Это ребенок, родившийся при сроке беременности 38-42 недели со средней массой 3000-4000 г и длиной тела 48-52 см.).
Расширение потовых желез может наблюдаться в виде маленьких пузырьков с творожистые или прозрачным содержимым сразу после рождения ребенка на разных участках тела. Пузырьки снимаются ватным тампоном, смоченным спиртовым раствором, и лечение не требуется.
Отделение культи пуповины (отпадение остатка пуповины) происходит, как правило, на 3-4-е сутки. На ее месте образуется пупочная ранка, которая покрывается корочкой, которая отпадает через 10-15 дней.
Физиологическая желтуха новорожденных может проявляться в первые 2-4 дня жизни ребенка. ее объясняют распадом неполноценных эритроцитов (красных кровяных телец), на месте которых образуется красящее вещество билирубин - непрямой билирубин, не связан с белками крови. Содержание его в крови превышает норму вследствие временной (функциональной) неполноценности ферментов печени и кишечника. Током крови он разносится по всему организму, избыток его откладывается в коже, слизистых оболочках и в других органах. К 5-6-го дня количество билирубина в крови уменьшается, а к 7-8-го дня достигает нормы. К этому времени желтуха, как правило, исчезает.
Половая кризис у новорожденных проявляется на первой неделе жизни в виде увеличения (нагрубание) молочных желез независимо от пола, а у девочек могут наблюдаться и кровянистые выделения из влагалища.
Развитие половой кризиса объясняют реакцией организма новорожденного на освобождение от материнских гормонов - эстрогенов. Пусть вас не пугает. Такие явления могут быть у каждого новорожденного на первой неделе жизни, связаны они с перестройкой и приспособлением организма к новым условиям окружающей среды и исчезают в конце первой недели жизни самостоятельно. Если такие явления наблюдаются после выписки новорожденного из роддома, необходимо обратиться к педиатру.
Как, собственно, выглядит ребенок?
В первые часы у родителей обычно просто нет времени, чтобы внимательно рассмотреть ребенка. Ведь все, от рождения до кормления, было слишком волнительным, а радость после появления ребенка была слишком большой. Теперь же, в послеродовой период, во время кормления и общения, пеленания и купания, у родителей появляется достаточно времени, чтобы внимательно изучить новорожденного. Сначала, возможно, вы постараетесь обнаружить сходство - "Вылитый папа, а нос твой!" Затем многие родители начинают внимательно изучать своего ребенка. Возможно, он будет выглядеть не так, как это представляли молодые родители: голова имеет несколько неправильную форму и кажется слишком большой по сравнению с туловищем, да и кожа вовсе не такая, как у малышей более старшего возраста, но он изменится в ближайшие недели, и это изменение начнется уже через несколько дней.
Пропорции тела
Вначале туловище длиннее, чем конечности, руки длиннее, чем ноги, и даже стопы кажутся несоразмерно большими. Кроме того, живот новорожденного сильно выпячивается вперед, он даже может выглядеть, как надутый. Так как у ребенка почти нет жира, он кажется очень хрупким и худым. Но все соотношения частей тела со временем изменятся и станут нормальными.
Голова
Это самая большая часть тела новорожденного, слегка овальной формы, чтобы он мог легче проходить по родовым путям. Редко бывает, чтобы сразу же после рождения голова ребенка имела правильную форму. Намного чаще голова бывает отечной, сдавленной в некоторых местах или вытянутой в длину. Деформация возникает из-за большого сжатия мышцами матки во время схваток или из-за вынужденного применения во время родов вакуумных щипцов. Из-за подобной деформации головы не происходит нарушений деятельности мозга, так как при этом бывают только ушибы или припухлость на коже. Уже на первой неделе жизни ребенка деформация формы головы заметно уменьшается.
Роднички
Кости черепной коробки не срощены - опять же из-за необходимости: во-первых, они должны быть подвижными, чтобы поддаваться сильному сжатию мышц (при схватках) во время родов. Во-вторых, за первый год жизни объем мозга удваивается, и черепная коробка должна успевать соразмерно увеличиваться. Узкие места стыков костей образуют два мягких, "открытых" участка (родничка), защищенных соединительными тканями. С этими участками нужно обращаться очень осторожно и ни в коем случае не следует сильно на них нажимать. Маленький родничок закроется через 5-8 месяцев, а чтобы закрылся большой родничок, потребуется примерно 18-24 месяца.
Волосы
В период беременности плод покрыт с головы до ног мягким пушком. Этот волосяной покров (lanugo) исчезает у большинства младенцев еще в утробе матери, другие же рождаются, полностью покрытые пушком. Спустя несколько дней поле рождения эти волосы выпадут, иногда с головы тоже. Конечно, волосяной покров на голове потом восстановится, хотя цвет и структура волос (прямые или волнистые) в течение первых лет жизни, и даже позже, может часто меняться.
Все новорожденные сначала имеют голубые глаза. Это объясняется тем, что в радужной оболочке отсутствуют пигменты. Природные пигменты станут образовываться спустя несколько недель после рождения и глаза младенца начнут приобретать цвет. Но только в один-два года у ребенка образуется нормальный цвет глаз. У многих новорожденных сразу после рождения глаза отечные. Это происходит вследствие сильного сжатия во время родов. Отечность часто исчезает спустя несколько дней. Возможно, Вы обратите внимание на то, что ребенок косит глаза. Сначала и это нормально, так как умению видеть ребенок будет учиться. Ребенок еще не может пользоваться глазами синхронно, он научится этому не позже чем через один-два месяца. Если ребенок к этом моменту все еще будет косить, то следует проконсультироваться у врача. Наблюдательные родители обязательно заметят, что первоначально плач ребенка не сопровождается слезами. Пройдет примерно четыре-пять недель, прежде чем у него появятся слезки. Слезные протоки у многих новорожденных закупорены или сужены, поэтому слезы не могут вытекать, и в уголках глаз образуются белые выделения. Часто это сужение проходит само в первые месяцы жизни. До этих пор выделения нужно несколько раз в день осторожно вытирать бумажной салфеткой.
Во время родов немного достается также и вздернутому носику многих младенцев. Он иногда смещен набок или вдавлен, что через некоторое время проходит. Все равно свою окончательную форму нос принимает только в период половой зрелости.
Как у девочек, так и у мальчиков грудь может быть набухшей, а из сосков часто выделяется молочная жидкость. Набухание груди вызывается гормонами матери, которые еще находятся в крови младенца. Через несколько дней они исчезают, а набухание и выделение молока прекращаются сами по себе.
Пуповина отрезается после рождения на расстоянии 10 сантиметров от живота ребенка и перетягивается зажимом. Остаток пуповины высыхает и отпадает сам в течение 14 дней. До полного заживления пупочной раны за ней необходимо тщательно ухаживать. Пупочная грыжа появляется, если в мышцах живота слишком большое отверстие (пупочное кольцо). В этом случае может даже выступать кишка. Пупочная грыжа часто бывает у новорожденных, обычно она проходит сама по себе в первые месяцы жизни. В настоящее время педиатры советуют ничего не предпринимать для лечения пупочной грыжи до возраста, в котором ребенок начинает посещать детский сад, так как в большинстве случаев, она сама бесследно исчезает. Когда ребенок кричит, грыжа отчетливо выступает вперед, что не приводит к ее увеличению.
Половые органы
Половые органы всех новорожденных выглядят несоразмеримо большими по сравнению со всем телом. В процессе развития ребенка это соотношение будет изменяться. Половые губы и мошонка могут иметь болезненный красноватый оттенок, что объясняется наличием гормонов матери в системе кровообращения ребенка. У девочек эти гормоны вызывают даже легкие кровянистые или беловатые выделения. Через несколько дней материнские гормоны будут разрушены, и подобная реакция организма прекратится.
Сначала кожа новорожденного покрыта остатками послеродовой слизи. Кожа имеет оттенок от розового до нежно голубого. Это объясняется тем, что маленькие кровеносные сосуды постепенно перестраиваются для работы вне материнского организма. На некоторых участках тела кожа может шелушиться. Это естественно, так как верхний слой кожи в первые дни отмирает. Складки и морщинки исчезают за несколько дней. На коже могут иметься так называемые родимые пятна: у новорожденного могут быть розовые пятнышки в центре лба, на веках и на подбородке или на шее. При этом речь идет об увеличенных кровеносных сосудах, которые уменьшатся через несколько месяцев. Безвредная опухоль кровеносных сосудов называется гемангиомой. Она красного цвета, иногда немного выпуклая и может достигать размера монеты в три копейки. Если гемангиома не причиняет неудобств ребенку, то можно отказаться от лечения. Часто она сама по себе опадает или тускнеет со временем. Если же она причиняет неудобства ребенку, находясь, например, на веке или губе, то следует удалить хирургическим путем или облучением. Такие же меры должны быть приняты, если опухоль разрастается по мере роста ребенка. Очень часто на носике новорожденного появляются прыщи и гнойнички в форме маленьких белых точек. Это происходит из-за закупорки небольшой сальной железы, которая сама откроется через несколько дней. Сыпь, красными пятнами, покрывающая кожу, обычно безвредна и быстро исчезает. На второй - третий день жизни ребенка многие матери замечают, что кожа ребенка стала желтоватой. В данном случае речь идет о так называемой желтухе новорожденных (физиологическая желтуха), которая не имеет ничего общего с обыкновенной желтухой. Желтизна кожи объясняется распадом лишних красных кровяных телец. Ведь на ранней стадии жизни печень многих новорожденных еще не в состоянии справиться с огромным количеством желто-красного пигмента билирубина и не может полностью вывести его через почки. Билирубин окрашивает кожу ребенка в желтый цвет. Через несколько дней желтизна кожи исчезнет - это показатель того, что печень ребенка функционирует нормально. Если печень и позже не может разрушить билирубин, то это более сильная форма желтухи. В этом случае лабораторно определяется концентрация билирубина в крови. Если концентрация пигмента превышает определенный уровень - требуется медицинское вмешательство. Для лечения часто используют фототерапию, в ходе которой новорожденный лежит один-два дня (с небольшими перерывами) под специальной фотолампой. В исключительных случаях бывает необходимо произвести полное переливание крови.
Ноги и ступни
Из-за недостатка места в чреве матери почти все дети рождаются с ногами в форме "О". Часто стопы изогнуты вовнутрь. Но родителям не стоит беспокоится по этому поводу. Когда ребенок учится ходить, его ноги часто бывают в форме "Х" и лишь только в период полового созревания ноги выпрямляются. Ступни здорового ребенка имеют растопыренные пальцы и узкую пятку. Стопы ног имеют не округлую, а плоскую форму и толстый жировой слой.
Первый кал ребенка вязкий, имеет темный, иногда черный цвет и не имеет запаха. Из кишки выходит так называемый первородный кал (меконий), который состоит из проглоченных мелких частиц тканей, волос, слизи. Жировых веществ. Позднее цвет и консистенция кала будут зависеть от питания ребенка (естественного или искусственного).
Добрый день, уважаемые мамы и папы. Вас приветствует администрация сайта Материнство . Если вы находитесь на этой странице, значит вам интересна статья ?можете поделиться с друзьями в соц сетях.
Давайте вначале подумаем, а кто он такой, ребенок?
Сейчас исследователи доказали, что ребенок - постоянно развивающийся организм. От рождения до 16 лет, до своего совершеннолетия. За этот срок каждый человек проходит через несколько последовательно сменяющихся периодов. В каждом имеются и свои особенности, и свои заболевания, и своеобразные реакции на них...
Сколько же, по современным представлениям, стадий развития ребенка? Их шесть.
Период новорожденности, который длится от рождения до 28 дней; грудной возраст (от 28 дней жизни до одного года); ранний возраст (от одного года до трех лет); ранний дошкольный возраст (от трех до семи лет); школьный возраст (от семи до 15 лет); подростковый период - от 15 до 17 лет.
Теперь подробнее о каждом из сейчас установленных «периодов».
Период новорожденности . За 40 недель своего внутриутробного развития плод проходит сложный путь превращения в ребенка, имеющего к моменту рождения вес от 3200 до 3600 (и даже выше) г и рост 50-52 см. К моменту появления на свет жизненно важные развитые органы и системы ребенка обеспечивают ему самостоятельное существование.
Период грудного возраста - от 28 дней до одного года. Очень важное и ответственное время. Эта кроха совсем беспомощна. Ничего самостоятельно не может, кроме как сосать грудь матери, кричать, если что-то беспокоит, да спать. Вес около 3500-4500 г. И вот год позади. Год напряженного ухода за ребенком. Его надо ежедневно правильно кормить, ухаживать за ним, купать, предохранять от заболеваний, приучать к порядку в жизни - вовремя сон, вовремя еда, развитие двигательных навыков (в частности, умение переворачиваться, затем - сидение, стояние, самостоятельная ходьба). Ребенок уже реагирует на близких, узнает мать, отца, чужих...
К году малыш - уже сознательное существо, активно откликающееся на все окружающее. Вес ребенка уже 10 кг - в 3 раза больше, чем у новорожденного, да и в росте он прибавил на 25 см.
Ясельный возраст . От одного года до трех лет. Позднее идет развитие и совершенствование систем ребенка - он уже самостоятельно может многое. В ясельный период осваиваются основные навыки и функции - развивается речь, ребенок начинает многое понимать, уже сам одевается, все больше и больше интересуется окружающим миром. Очень многое в этот период зависит от правильного воспитания.
Ранний дошкольный возраст - с трех до семи лет. Правда, теперь - до шести лет, так как принято решение о начале школьного обучения с этого возраста. И как важно помочь ребенку правильно и гармонично развиться.
Школьный возраст - ответственная пора становления человеческой личности. Надо и получить побольше информации, побольше запомнить, ибо «мы знаем столько, сколько помним».
Надо помочь ребенку воспитать характер, выбрать дело по душе и определить профессию для будущей жизни. И здесь у педагога, родителей может быть хороший помощник - врач-педиатр.
Подростковый период - от 15 до 17 лет - крайне ответственный период мужания. В организме подростка происходит значительная перестройка многих функциональных систем, начинается половое созревание. В последние два десятилетия в связи с ускорением процесса созревания наблюдается явление, которое названо акселерацией. Сопровождается оно значительными сдвигами в эндокринной системе при обычном или даже замедленном развитии других систем - центральной нервной системы, сердечно-сосудистой и др.
Такие «ножницы» могут быть причиной различных функциональных нарушений - снижения артериального давления и частых головных болей, болей в интенсивно растущих костях, сердечная слабость при физической перегрузке и др.
Сейчас установлено, что многие болезни у человека возникают еще до его рождения. Ребенок развивается в утробе матери 9 месяцев (40 недель), и в этот период на него могут влиять многие неблагоприятные факторы. Самые плохие условия для развития плода возникают при заболеваниях матери. К таким состояниям относятся токсикоз беременности, сердечно-сосудистые заболевания, выраженная анемия (малокровие), различные эндокринные заболевания матери или наличие у нее инфекции.
Во многих наших крупных городах открыты специализированные родильные дома для женщин с сердечно-сосудистой патологией, заболеваниями эндокринной системы, заболеваниями почек и прочими болезнями.
Всесторонне обследуя таких женщин, проводя им лечение, мы ясно сознаем, что оказываем помощь и ребенку.
Роды - тоже тяжелое для него испытание. На ребенка падает огромная нагрузка и напряжение.
После рождения ребенок должен мгновенно перестроиться - включить множество новых, прежде бездействовавших систем: дыхания, кровообращения, пищеварения, терморегуляции и т. д. Ему нужно сразу же приспособиться, адаптироваться к внешней среде. Наблюдения показали: от того, как произошла эта адаптация, зависит очень многое в дальнейшем развитии ребенка.
Перенесенный стресс во время родов влияет на изменение обмена веществ. Для обеспечения обменных процессов нужен кислород. Но дыхательная система еще как следует не включилась. Ребенок начинает мобилизовывать собственные ресурсы, запасы которых ограничены. Начинается интенсивный расход углеводов, затем жиров.
Надо подчеркнуть, что здоровый новорожденный ребенок довольно быстро перестраивает свой обмен веществ, приспосабливаясь к внешним условиям. И это закономерно. У нас есть доказательства того, что плод «готовится» к родам еще в утробе матери. По теории известного канадского ученого Г. Селье в разрешении острых для жизни (стрессовых) ситуациях большое участие принимают надпочечники. Так вот, за всю жизнь человеческую - от младенчества до старости - надпочечник не весит так много относительно массы всего тела, как у плода перед родами. Это-то и доказывает, что он готовится к стрессу, предстоящим перегрузкам. Но готовность к испытаниям, увы, оказывается разной.
И кто поможет в критическую минуту ребенку, если не ?
ПЕРИОД НОВОРОЖДЕННОСТИ (0-1 МЕС.)
Многие исследователи не выделяют данный период как самостоятельный и включают его как составную часть в период младенчества. Часть исследователей вслед за Л. С. Выготским рассматривают его как критический период. Но так как данный период обладает многими специфическими характеристиками и особенностями, мы вслед за Е. Ф. Рыбалко будем его рассматривать как самостоятельный период возрастного развития человека. В этот период продолжает реализовываться наследственная программа, развитие носит преимущественно естественный характер. Для новорожденного характерен сенсорный уровень регулирования психической деятельности. Идет дальнейшее развитие сенсорных систем, моторики, на их основе начинает развиваться перцепция.
Основная черта периода новорожденное™ - это переходность от внутриутробного к внеутробному развитию и адаптация к новым условиям жизни, которая проявляется на всех уровнях развития: соматическом, рефлекторном, сенсорном, моторном.
Основное новообразование - возникновение индивидуальной психической жизни ребенка, жизнь становится индивидуальным существованием, отдельным от материнского организма.
К моменту рождения есть целый комплекс безусловных рефлексов: атавистических (которые исчезают к 3-6 мес.) и обеспечивающих жизнедеятельность ребенка (сосательный, глотательный, дыхательный), а также группа защитных рефлексов. В приспособительной деятельности новорожденного важную роль играет ориентировочный рефлекс, вызываемый с различных анализаторов. По характеру проявления безусловно-рефлекторной деятельности судят о соматическом состоянии новорожденного, а также о психическом развитии ребенка. В этот период можно уже сформировать условные рефлексы, сроки становления которых могут зависеть от следующих факторов: приближение первого кормления к моменту рождения ребенка, качество безусловно-рефлекторного фонда, соматическое состояние, анализатор, к которому обращен раздражитель, индивидуальные особенности ребенка.
В период новорожденное™ продолжается развитие сенсорики. У ребенка можно получить реакцию с любого анализатора в первые 6 ч после рождения. Но лучше функционируют филогенетически более старые анализаторы: тактильные, вестибулярные, обонятельные, вкусовые; слуховой и зрительный - в менее совершенном виде. Новорожденный обладает богатыми сенсорными возможностями, которые выражаются в различении и предпочтении определенных зрительных и слуховых воздействий. Важные события в психической жизни ребенка - возникновение слухового и зрительного сосредоточения. Исследование сенсорных способностей ребенка показало, что в период новорожденное™ он видит на ограниченном расстоянии, различает основные цвета (лучше - к 3-й нед.); обладает дифференциальной слуховой чувствительностью, при этом кожная чувствительность зависит от зоны воздействия; очень хорошо развиты обонятельная, вкусовая (различает все виды вкуса) и вестибулярная чувствительность.
На 1-м мес. жизни преобладают отрицательные эмоциональные реакции, свидетельствующие о переживании дискомфорта. На 2-м мес. наблюдается переход к положительным эмоциям. Потребность в общении с взрослым складывается в период новорожденное™ под влиянием активных обращений и воздействий взрослого. В результате материнской активности в конце 3-й нед. жизни у новорожденного появляется зрительное сосредоточение на лице матери и коммуникативная улыбка, адресованная ей.
К концу 1-го мес. и началу 2-го в целом завершается переход к новым условиям жизни, отмечается появление эмоционально-положительной реакции ребенка на общение с взрослым, так называемый «комплекс оживления».
Комплекс оживления - это эмоционально положительная реакция ребенка на появление взрослого, выражающаяся в зрительном сосредоточении на лице взрослого, улыбке и двигательной активности.
При рассмотрении периода новорожденности как кризисного периода акцент обычно делается на линии дифференциации, отделении ребенка и появлении реципрокносги (взаимности) действий взрослого и реакций ребенка, что как раз выражается в появлении комплекса оживления .
Контрольные вопросы и задания
- 1. Перечислите основные характеристики периода новорожденности.
- 2. Какие факторы влияют на сроки становления условно-рефлекторной деятельности?
- 3. В чем выражается готовность сенсорики к моменту рождения?
- 4. С чем связано завершение кризиса новорожденности?
- 5. Охарактеризуйте психическое развитие в период новорожденности.
- 1. Бауэр , Т. Психическое развитие младенца / Т. Бауэр. - М.: Прогресс, 1985.
- 2. Мещерякова , С. Ю. Особенности «комплекса оживления» у младенцев при воздействии предметов и общения с взрослым / С. Ю. Мещерякова // Вопросы психологии. - 1975. - № 5. - С. 81-89.
- 3. Мухамедрахимов, Р. Ж. Мать и младенец: психологическое взаимодействие / Р. Ж. Мухамедрахимов. - СПб.: Речь, 2003.
- 4. Поливанова у К. Н. Психология возрастных кризисов / К. Н. Поливанова. - М.: Академия, 2000.
- 5. Смирнова, Е. О. Детская психология / Е. О. Смирнова. - СПб.: Питер, 2011.
- Поливанова К. II. Психология возрастных кризисов.