Куприянов Виталий Владимирович
Должность:
музыкальный руководитель
Учебное заведение:
МАДОУ Центр развития ребёнка "Умка"
Населённый пункт:
город Новый Уренгой ЯНАО
Наименование материала:
сценарий развлечения
Тема:
Сценарий досуга "Масленица" во второй младшей группе
Дата публикации:
14.02.2018
Раздел:
дошкольное образование
Составил Куприянов Виталий Владимирович
Музыкальный руководитель МАДОУ Центр развития ребёнка «Умка»
город Новый Уренгой ЯНАО
Сценарий досуга
«МАСЛЕНИЦА» во второй младшей группе (3 – 4 года)
Цель : Формировать представление о традиции Масленицы, создать
праздничное настроение.
Задачи : 1. Продолжать развивать речевую активность, музыкально –
двигательную и ритмическую деятельность.
2. Обогащать совместную со взрослыми деятельность, формировать
гармонию взаимоотношений в общих эмоциональных переживаниях.
Оборудование : костюмы Хозяина и Хозяйки, обруч с лентами, кукла-чучело
Масленицы, 2 лошадки на палках, игрушечная печка, 2 сковородки, 10
кружков жёлтого цвета из картона («блины»), канат, для шумового оркестра:
погремушки, трещотка, металлофоны, бубны, свистульки), 2 стола, 2 тарелки
для игры «Перенеси блины», фонограммы.
Звучит фоновая музыка в русском народном стиле, дети заходят в
музыкальный зал. Их встречают Хозяин и Хозяйка в народных костюмах.
Хозяйка : Здравствуйте, ребята дорогие,
Маленькие и большие!
Хозяин : Здравствуйте, гости,
Милости просим!
Масленицу широкую открываем,
Веселье начинаем.
Хозяйка : Уж ты, зимушка-зима,
Все дороги замела.
Все дороги и пути,
Ни проехать, ни пройти.
В хороводе мы пойдем,
Дружно спляшем и споем.
Танец "Как на тоненький ледок"
1. Как на тоненький ледок
Выпал беленький снежок, - 2 раза дети встают в круг
Соберемся все в кружок.
2. Все потопаем ногой, топают одной ногой,
Все потопаем другой. топают другой ногой
Будем весело играть,
Будем ручки согревать. «фонарики»
3. Если холодно стоять,
Мы похлопаем опять
По плечикам похлопаем, хлопки по плечам крестообразно
По плечикам похлопаем.
4. Чтобы стало нам теплей,
Будем прыгать веселей.
Дружно все попрыгаем, прыжки
Дружно все попрыгаем.
Хозяйка :
Всю неделю мы гуляем,
Всех блинами угощаем!
Зимний холод провожаем,
Солнышко с весной встречаем!
Хозяин : Чтобы помочь весне, нужно зимушку проводить, песней её
ублажить.
Русская народная песня «Зимушка»
Вот уж зимушка проходит
Белоснежная проходит.
Люли-люли проходит. 2 р.
Снег и холод прочь уходят
Снег и холод прочь уходят
Люли-люли уходят. 2 р.
Весну красную приводят
Весну красную приводят
Люли-люди приводят. 2 р.
Хозяйка: Чтобы весна пришла скорее, нужно к солнышку обратиться, пусть
оно нам поможет.
Ты свети-сияй, солнце красное,
Освещай дорогу весне-матушке.
Растопи снега сильные,
Подари хлеба обильные.
Песня «Солнышко»
Солнышко, солнышко,
Ярче нам свети.
Будут на лужайке цветы цвести.
Солнышко, солнышко,
Ярче нам свети.
Будут все ребята венки плести.
Солнышко, солнышко,
Ярче нам свети.
Будет много ягод в лесу расти.
Хозяин : Блины круглые, золотистые, сами похожие на солнышко. Поэтому в
Масленичную неделю и пекут блины. А Масленицей называют потому, что
блины на масле пекут и маслом смазывают.
Хозяйка :А чтобы встретить праздник, что нам нужно?
Веселиться, радоваться да хороводы водить.
Продолжаем мы веселье,
Все бегом на карусели.
Игра "Карусели".
(К обручу привязаны ленты. Дети берутся за ленту одной рукой и идут
сначала в одну сторону, затем, поменяв руку, в другую. Обруч держит
взрослый.)
Еле, еле, еле, еле
Закружились карусели,
А потом, потом, потом
Все бегом, бегом, бегом.
Тише, тише, не спешите,
Карусель остановите.
Раз-два, раз-два,
Вот и кончилась игра.
Хозяин: А теперь силушкой померяемся! Кто хозяйке идёт помогать, беритесь
за её конец каната, а кто мне – ставайте со мной!
Игра «Перетягивание каната»
Хозяйка : Мне кажется, я что-то слышу.
Музыка «тройки» с нарастающим звуком. Хозяин вносит куклу Масленицу.
Хозяин : Едет Масленица дорогая
Наша гостьюшка годовая,
На саночках расписных,
На кониках вороных!
Хозяйка: Ребятушки, поздороваемся с Масленицей! (Здороваются)
Масленицу дорогую величаем,
На лошадках резвых покатаем.
(Дети под музыку изображают езду на лошадках.)
Хозяин: Не будем мы в праздник скучать,
Выходи скорей играть!
Игра «Снег, лёд, кутерьма». После слов «Снег, лёд, кутерьма, здравствуй
зимушка-зима» дети произвольно бегают по залу. После слов «Ну-ка, парами
становитесь, крепко за руки держитесь» становятся парами и берутся за
руки. Игра повторяется 3 – 4 раза.
Хозяин : Скок-поскок, скок-поскок,
Зайка прыгнул на пенек,
В барабан он громко бьет,
Песенку сыграть зовет.
Пошумим да поиграем –
Зимушку напугаем
Шумовой оркестр под русскую народную мелодию «Ах, вы. сени…»
Хозяйка : А какая же Масленица
Без блинов горячих да румяных!
Давайте-ка, попросим у нее хорошенько.
Делают движения
Тин-тин-тинка,
Подай блинка,
Оладышка-прибавышка,
Масляный кусок.
Тетушка, не скупись,
Хозяйка: Блины быстро пекутся, их нужно перенести из печки на тарелку!
Игра: «Перенеси блины». 2 команды по 6 – 8 человек на сковородках
переносят «блины» и саладывают их на блюдо
Хозяйка: Что за праздник - объеденье!
В этот день печем блины.
Их помажем мы вареньем.
До чего ж они вкусны!!
Хозяин: А теперь пришла пора испробовать настоящих теплых блинчиков!
И спеть песню про неё.
Русская народная песня «Блины». Поют Хозяин и Хозяйка. Дети подпевают.
Мы давно блинов не ели,
Мы блиночков захотели,
Припев: Ой, блины, блины, блины.
Ой блиночки мои!
Моя старшая сестрица
Печь блины-то мастерица.
Напекла она поесть
Сотен пять а. может, шесть.
На поднос она кладёт
И к столу скорей несёт.
Гости, будьте же здоровы
Вот блины мои готовы.
Хозяин :А блиночки уже ждут вас в группах. Ох как славно мы с вами играли,
веселились, водили хороводы! Весело с вами весну встречать! Но пора нам,
ребята, с Масленицей прощаться! Давайте скажем хором, дружно:
Ты прощай, прощай, наша Масленица.
Ты прощай, прощай, наша широкая!
(Хозяин уносит Масленицу, дети прощаются с ней)
Марина Солдатова
«Масленица». Конспект занятия во второй младшей группе
Конспект занятия
(во 2 младшей группе )
Разработан воспитателем Солдатовой Мариной Вениаминовной
Тема
Цель : Создать условия для знакомства детей с народными традициями празднования Масленицы .
Задачи :
Образовательные : Дать детям первоначальные представления о традициях празднования праздника через разучивание народных игр.
Развивающие : Развивать познавательный интерес, внимание, память, мышление.
Воспитательные : Воспитывать интерес, любовь к истории и культуре родного народа.
Образовательные области : познавательное развитие, физическое развитие, речевое развитие, социально – коммуникативное, художественно – эстетическое, музыкальное развитие.
Приоритетная – социально - коммуникативное развитие
Детские виды деятельности : коммуникативная, игровая, наблюдение, изобразительная, музыкальная.
Оборудование : чучело Масленицы , заготовки «Блины» , обруч с лентами, гуашь, магнитофон, иллюстрации о масленичных забавах .
Структура занятия
(методы и приёмы) Продолжительность занятия Содержание занятия Планируемые результаты
Вводная часть 2 мин. Отгадайте мою загадку.
Всюду ярмарки,гулянья, веселится весь народ! Провожают зиму, холод, ведь весна уж у ворот! Всю неделю отдыхают, всех блинами угощают. Внимательно слушать, учиться отгадывать загадки
Основная часть 11 мин. Я вам хочу рассказать об одном празднике Масленице . Целую неделю длится праздник. всегда была шумной и весёлой. Каждый день имеет своё название. Первый день – встреча. В этот день дети и взрослые из соломы делали чучело Масленицы , одевали в яркое женское платье, платок.
Ребята, давайте посмотрим как русские художники изображали праздник на картинах. (рассматривание иллюстраций)
Что вы видите? Кто изображён? Почему вы думаете, что это праздник?
2 день – заигрыш.
В этот день дети и взрослые ходили от дома к дому, пели песни, выпрашивали за это блины, играли. Я предлагаю вам поиграть в игру «Стала Маша гостей созывать» .Садитесь на стульчики.
3 день – лакомка.
В этот день наши папы ходили в гости к нашим бабушкам, и там угощались блинами. А вы любите блины? Тогда давайте подойдём к столам и раскрасим блины жёлтой краской.
4 день – самый весёлый, «широкий четверг» . Все плясали, водили хороводы, пели песни. Давайте и мы с вами поиграем, продолжаем мы веселье, все бегом на карусели. Игра «Карусели»
5 день – Тёщины вечерки. Наши папы зовут бабушек на блины и угощают их.
Стих расскажет нам Ваня.
Мама нам печёт блины,
Очень вкусные они!
Встали мы сегодня рано,
И едим их со сметаной.
6 день –золовкины посиделки. В этот день молодые семейные пары приглашали в гости своих близких. Кто был в ссоре, обязательно мирились. Дружных детей приглашаю на весёлую игру «Гори, солнце, ярче» .
7 день –проводы. В этот день сжигали чучело под песни и пляски, так прощались с зимой. Заучивание заклички.
Уходи мороз косматый,
Слышишь, старый или нет,
А над садом, а над домом
Голубой весенний свет.
Учиться слушать и запоминать информацию, предложенную взрослым
Учиться высказывать свое мнение
Развитие внимания, мелкой моторики рук.
Развитие аккуратности при выполнении работы
Развитие двигательной активности, быстроты реакции.
Развитие памяти, умения чисто говорить.
Заключительная часть 2 мин Ребята, мы славно все здесь поиграли, много чего узнали. Если вам понравилось, то подарите солнышко масленице . Хочу сказать спасибо вам. И мне тоже всё очень понравилось! Рефлексия своей деятельности
Публикации по теме:
Один из самых известных и любимых русских народных праздников– это широкая Масленица. В нашем детском саду всегда приветствуется участие.
АЙ ДА МАСЛЕНИЦА! Масленицы - это праздник издревле любимейший на Руси. Длится Масленица целую неделю, и все это время хозяйки пекут блины.
Весь народ - и стар, и млад, - празднует широкую Масленицу. Ну а у детей - это один из самых любимых праздников. Ну когда еще можно столько.
В теплый солнечный весенний денек вышли ребятки из детского садика погулять, да на солнышке погреться. А на улице музыка играет, всех на.
Масленица - самый любимый праздник в нашем народе и проходит он в марте. Когда ждут весну, зовут весну. Мы в нашем детском саду готовились.
Масленица (ПРОВОДЫ ЗИМЫ - ПРАЗДНИК В ЗАЛЕ СПОДОЛЖЕНИЕМ НА УЛИЦЕ) 1. ВЕДУЩИЕ ПРАЗДНИКА – СКОМОРОХИ (воспитатели групп) 2. ДЕД ЕРОФЕЙ- ВЗРОСЛЫЙ.
Как при сказочном царе, при Горохе
Шли веселою гурьбой скоморохи.
Несет Иван большой барабан,
У Виталика с Семёном – шумовики,
У Дамира – свистушка,
У девчат – ложки звонкие да платочки веселые!
Дети играют на музыкальных инструментах. Коробейник собирает музыкальные инструменты в лоток.
Петрушка. Внимание! Внимание! Веселое гуляние!
Коробейник.
Что за славный денёк,
Собирайся, народ!
С Масленицей вас поздравляю!
Новость вам сказать желаю!
Хозяюшка. Так давай, говори скорей!
Коробейник. Хотите новость узнать? Тогда придется загадки отгадать.
На всех садится, ничего не боится? (Снег)
Шуба бела, весь свет одела. (Зима)
Хозяюшка. Много загадок знает русский народ. Да и мы загадки умеем загадывать!
Дети загадывают загадки о зиме и зимних явлениях в природе.
Бел, да не сахар, нет ног, а идет. (Снег)
Без рук, без ног, а рисовать умеет. (Мороз)
Снег на полях,
Лёд на реках,
Вьюга гуляет,
Когда это бывает? (Зимой)
Хозяюшка. Хорошие загадки о зиме вы знаете. Молодцы, ребята!
Коробейник. Эй, ребята-молодцы, удалые удальцы! Сегодня к нам в гости приедет Масленица. А ещё будут вкусные блины, горячие, румяные, да масляные! С Масленицей вас! Будем петь да шутить, Зиму провожать да Весну встречать! Ну-ка, повеселимся, в танце быстром покружимся!
Хозяюшка, Петрушка и Коробейник поют и показывают движения пляски «Выпал беленький ледок» под русскую нар. мелодию «Как на тоненький ледок», дети по показу пляшут.
Хозяюшка. Праздник есть праздник! Ребята, ну-ка вспомните, не обидели ли вы кого-нибудь? Раньше во врем празднования Масленицы все люди ходили, мирились, и только после этого начинался праздник. А теперь и вы друг с другом помиритесь, крепче обнимитесь! Ну вот, теперь можно и праздник продолжать!
Петрушка. А где же наша Масленица? Где наша Авдотья Изотьевна?
Позовем ее, ребята? Масленица, приезжай к нам в гости!
Дети хором вместе со взрослыми зовут Масленицу закличкой.
Дети.
Душа ты наша Масленица,
Сахарные твои уста,
Сладкая твоя речь!
Приезжай к нам в гости
На широкий двор.
На горках покататься,
В блинах поваляться.
Коробейник и Петрушка ввозят на санях Масленицу – куклу-чучело.
Коробейник.
Едет Масленица дорогая,
Наша гостьюшка годовая,
На саночках расписных
На кониках вороных!
Хозяюшка. Здравствуй, Авдотья Изотьевна! (Кланяется ей.) Ребята, давайте поздороваемся с Масленицей. Здравствуй!
Дети здороваются и хлопают в ладоши. Заранее подготовленные дети читают стихи.
1 ребенок.
Дорогая наша гостья Масленица,
Авдотья Изотьевна.
Дуня белая,
Дуня румяная,
Коса длинная, трехаршинная!
2 ребенок.
Масленица, кривошейка,
Встретим тебя хорошенько.
С блинами, караваями, с варениками!
3 ребенок.
Дуня, ты пришла с добром
Сыром, маслом и яйцом.
С блинами, пирогами,
Да с оладьями!
Хозяюшка.
Приехала к нам в гости Масленица,
Чтоб на санях покататься,
В блинах поваляться,
Сердцем потешиться!
Петрушка.
Крепче за руки беритесь,
В круг скорее становитесь!
Коробейник.
Будем весело плясать
Масленицу прославлять!
Организуется хоровод вокруг куклы – чучела Масленицы. Взрослые исполняют обрядовую русскую народную песню «Широкая Масленица».
Петрушка. Где песня льется, там легче живется! Давайте порадуем нашу гостью Масленицу веселыми частушками!
Коробейник.
Эй, частушка, зазвени,
Всех гостей развесели!
Дети и Хозяюшка исполняют частушки под аккомпанемент баяна.
Коробейник.
Засиделась детвора
Начинается игра!
Хозяюшка. Давайте поиграем, в старинные народные игры «Ваня – простота», «Скворушки».
Дети под руководством взрослых играют в подвижные игры.
1 ребенок.
Тинка – тинка, подай блинка.
Оладушки масляные,
Масленица, не скупись,
Масляным блином поделись!
Русская народная песня «Блины», 1 куплет
Масленица.
Спасибо, ребята!
За вашу пляску и веселье
Будет вам угощенье!
Хозяюшка (поет).
Вы давно блинов не ели?
Да блиночков захотели?
Хозяюшка достает из саней Масленицы блины. Ей помогают Петрушка и Коробейник.
Петрушка. Где блины, тут и мы!
Коробейник. Есть блин, так вместе съедим!
Хозяюшка (поет) .
Как на масляной неделе,
В потолок блины летели.
Ой, блины, блины, блины.
Вы блиночки мои!
Весело было нам!
Весело было нам!
Блины масляные,
Шаньги мазаные
Ешьте на здоровье!
Масленица.
Ну, а мне пора уходить.
И сегодня, к сожаленью,
Наше кончится веселье!
Будьте, ребятки, милыми да пригожими!
Коробейник раздает всем участникам жаворонков из теста.
Хозяюшка. Дети, давайте соберем всех жаворонков в стайку и отправим вместе с Масленицей в путь – дорогу. А на следующий год Масленица приедет в гости к нам и привезет уже подросших жаворонков, с которыми мы будем петь, плясать, веселиться и играть! Жаворонки – символ добра и дружбы.
Дети (хором) . Прощай, наша Масленица! Масленица широкая!
Дети бегут за санями, провожают.
Хозяюшка. А к блинам молочка бы!
Раздается громкое мычание, появляется корова (переодетый взрослый).
Хозяюшка. А вот и моя родная любимая Буренушка! Давайте ее погладим.
Надо нам коровушку угостить,
В праздник Буренушку повеселить.
Дадим коровушке сена пучок,
Пусть коровушка жует!
Под задорную русскую народную мелодию дети, Хозяюшка, Петрушка, Коробейник и Буренушка спускаются в группу. Хозяюшка приглашает всех гостей за накрытые столы, угощает блинами с молоком. За столом Хозяюшка, угощая детей, гостей произносит поговорки:
Блин брюха не портит!
Масленица без блинов, да пирогов не бывает!
Блин добро не один!
Где блины, тут и мы!
Есть блин, так вместе съедим!
Сели гости все за стол,
Дали душеньке простор.
Друг на друга поглядели
И … блины- то все поели!
Приложение
Пляска «Выпал беленький снежок»
(под русскую народную мелодию «Как на тоненький ледок»)
Выпал беленький снежок, |
Встают в круг, идут по кругу хороводом. Останавливаются, топают ногами. |
Будем весело играть, Будем ручки согревать. |
Делают руками «фонарики». |
Все похлопаем, Все похлопаем |
Хлопают в ладоши. |
Если холодно стоять, Мы похлопаем опять. |
Хлопают в ладоши. |
По коленочкам, По коленочкам. |
Хлопают в ладоши. |
Чтобы стало нам теплей, Будем прыгать веселей. Все попрыгаем, Все попрыгаем. |
Прыгают на месте |
Подвижные игры
«Ваня – простота»
Из числа играющих выбирается водящий – Ваня. Дети встают в круг, в центре Ваня с лошадкой. Дети ходят по кругу и поют дразнилку:
Ваня, Ваня, простота,
Купил лошадь без хвоста.
Сел он задом наперед –
И поехал в огород!
С последними словами Ваня ловит игроков.
«Скворушки» (муз. А.Филипенко, сл. Э.Макшанцевой)
Из числа играющих избирается кот. Он сидит в углу игровой площадки.
Скворушки, скворушки Черненькие перышки. Греет солнышко теплей, Прилетайте поскорей. |
Сидят на корточках,
Встают, покачивают руками. Показывают руками на солнышко, Манят к себе скворцов. |
Домики, домики Мы готовим домики. Для скворцов готовим дом, Чтобы птицы жили в нем |
Стучат кулачками друг о друга |
В домике скворечнике |
Бегают по залу, имитируя полет скворцов. |
А в углу, а в углу |
Останавливаются, поворачиваются лицом к коту. |
С последними словами кот бросается ловить участников игры. Пойманные дети считаются проигравшими.
«Блины» русская народная песня
1. Мы давно блинов не ели,
Мы блиночков захотели.
Ой, блины, блины, блины,
Вы блиночки мои!
Там пышечки, ватрушечки,
Покушаем с тобой.
Девочка.
А меня-то берегут
Блины белые пекут
Жарят рыбки окуньки,
Чтоб любили пареньки!
Девочка.
Оха-ха да хахоньки
Наши парни махоньки
Из-за кочек, из-за пней
Не видать наших парней.
Ох, кончаем петь частушки
До другого вечера.
Вы сидите до утра
Коли делать нечего!
Использованная литература
- Аникина В., Русский фольклор. Москва. Художественная литература, 1985.
- Буренина А.И., журнал Музыкальная палитра. № 2, Москва 2004.
- Бахметьева Т. И., Соколова Г.Т. Детские частушки, шутки, прибаутки. — Ярославль: Академия развития, 1997.
- Веретенникова С.А., Клыкова А.А. Четыре времени года. М.: Просвещение, 1971.
- Круглов Ю.Г. Русские народные загадки, пословицы, поговорки. М.: Просвещение, 1999.
- Князева О.Л. Как жили люди на Руси. — Санкт-Петербург, 2000.
- Куприна Л.С, Бударина Т.А. Знакомство детей с русским народным творчеством, Санкт-Петербург, 1999.
- Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Программа Учебно-методическое пособие.- Санкт-Петербург, 1999.
- Литвинов М.Ф. Русские народные игры. — Санкт-Петербург, 2000.
А. Х. Козлова,
воспитатель высшей квалификационной категории,
АУ «ДОУ ДСОВ № 15 «Росинка»
Ханты-Мансийский автономный округ-Югра
Интегрированное занятие-развлечение «Масленица» во второй младшей группе.
Цели: Познакомить детей с народным праздником Масленица. Совершенствовать навыки рисования карандашом и наклеивания. Учить детей вручать и принимать подарки вежливо, используя речевые обороты. Упражнять в словообразовании. Развивать глазомер, мелкую и общую моторику. Воспитывать интерес к праздникам и традициям своего народа.
Оборудование: Семь кругов, вырезанных из бумаги в виде блинов. Листы бумаги в форме сковороды с незакрашенным кругом в середине. Цветные карандаши. Листы бумаги с нарисованной снежной крепостью в одной части и снежками в другой. Круги и полоски из бумаги желтого цвета, оборудование для аппликации. Шарф для завязывания глаз, колокольчик. Аудиозаписи: народные, П.Чайковский - Времена года, Февраль: Масленица.
Предварительная работа: Разучивание считалки «Едет масленица дорогая», разучивание песни «Блины», изготовление чучела (с помощью родителей).
Ход мероприятия: Масленица - веселый народный праздник, который появился очень давно, но так полюбился людям, что его празднуют до сих пор. Масленица продолжается целую неделю - семь дней. Во время масленичной недели празднуют окончание зимы. Люди, уставшие от снега и холода, радуются солнышку, которое начинает греть все больше и больше. Проводам зимы и посвящен этот праздник.Название «Масленица» возникло потому, что на этой неделе мясо уже не ели, а масло и другие молочные продукты еще можно было кушать.Семь дней продолжается Масленичная неделя. И всю неделю пекутся вкусные блины, ведь они так похожи на солнышко, по которому все соскучились за время зимы. Вот у нас здесь есть блины-солнышки. Их столько, сколько дней длится Масленичная неделя. Догадались, сколько здесь блинов-солнышек? Тоже семь. Каждый блинок расскажет про свой день и свою забаву вам предложит.
«Первый блин» Начинается празднование в первый день недели - понедельник, его называют «встреча». В этот день делают куклу-чучело и строят снежные горки, и, конечно же, начинают печь блины. Рисование «Испеки блин на сковороде» Вот вылили на сковороду блинное тесто белого цвета, а вы уж, постарайтесь, испеките его до готовности - раскрасьте так, чтобы было похоже на готовый вкусный блинчик.Детям предлагается лист бумаги в форме сковороды. Нужно раскрасить круг в центре (блин).
«Второй блин»
Вторник называют «заигрыши». В этот день строят ледяные и снежные крепости для игр.
Дидактическая игра «Попади снежком в ледяную крепость»
Постарайтесь бросить снежок точно в крепость. Дети проводят карандашом линии от снежков к крепости.
«Третий блин»
Среда называется «лакомка». В этот день приходят в гости на блины.
Аппликация «Солнышко»
Блин действительно похож на солнышко. А вот, если приделать к нему лучи, сходство станет еще большим.
Детям предлагается сделать «лучи» из полосок бумаги желтого цвета, приклеивая их на концах к лицевой и обратной стороне круга - «солнца».
«Четвертый блин»
Четверг - «разгул», самый веселый день. Возят чучело на колесе, катаются, песни поют, начинают колядовать. Колядовать - значит ходить по дворам, петь веселые песни и желать здоровья и благополучия хозяевам.
Динамическая пауза «Перезвон»
Сейчас поиграем в народную игру «Перезвон». В эту игру с давних-предавних времен играли именно на Масленицу.
Играющие встают в круг. Считалкой выбирается водящий.
Едет масленица дорогая, Наша гостьюшка годовая, Да на саночках расписных, Да на кониках вороных, Живет масленица семь деньков, Оставайся семь годков.
В середину круга выходят двое: один с колокольчиком, другому завязывают глаза.
Все кто в круге поют: Дили-динь, дили-дон! Ах, откуда этот звон? Били-бим, били-бом! Мы его сейчас найдем!
Участник с завязанными глазами должен по звуку колокольчика найти и поймать участника с бубенцом. После того, как участник с колокольчиком пойман, он становится «жмуркой» и ему завязывают глаза, а предыдущий «жмурка» становится обычным участником и встает в круг.
«Пятый блин»
Пятница - «вечерки». Теперь уж папа бабушку вечером к себе приглашает, блинами угощает.
Масленичные блины – просто объеденье! Со сметаной и с икрой, с маслом и вареньем. Почитает весь народ Масленицу нашу. Веселее не найдешь праздника и краше!
Словесная дидактическая игра «Какие бывают блины»
Обыкновенный блин можно назвать разными необыкновенными словами. слушайте внимательно. подсказывайте старательно: На тарелке он один - называем просто... (блин). Много испекли их мы - тогда назовем... (блины). Испекли для дочек - назовем... (блиночек). Будет кушать их сынок - назовем тогда... (блинок). Огромный, как домище - назовем... (блинище).
«Шестой блин»
Суббота - «посиделки». Ходят друг к другу в гости, дарят подарки. В этот день сжигают чучело Масленицы и окончательно прощаются с зимой. Пепел развеивают по полю, чтобы был хороший урожай.
«Седьмой блин»
Последний день Масленицы - «проводы». Заканчивается гулянье, на ледяных горках разводят костры, чтобы лед растопить, холод уничтожить. А еще последний день Масленицы называют «прощеное воскресенье». Ведь последний день недели - воскресенье. А прощеным его называют, потому что в этот день все друг у друга прощения просят за то что совершили, за ошибки, за все то, что могло обидеть человека.
Как на масленой неделе Из печи блины летели! С пылу, с жару, из печи, Все румяны, горячи! Масленица, угощай! Всем блиночков подавай. С пылу, с жару – разбирайте! Похвалить не забывайте.
А теперь пора и настоящих масленичных блиночков попробовать. Тщательно вымойте руки и принимайтесь за угощения. А блины-то на Масленицу пекут вкусные, просто объедение. Недаром этот праздник ласково называли Масленица-объедуха.
Дегустация блинов под музыку.
Конспект занятия по теме: «Масленица»
Цели и задачи:
1. Познакомить с праздником Масленицей.
2. Расширить знания и представления детей о русских народных праздниках.
3. Развивать слуховое внимание, логическое мышление.
4. Активизировать активный словарь.
5. Совершенствовать умение ориентироваться во времени.
6. Развивать пальчиковую моторику, координацию речи с движением, темп и ритм речи, творческое воображение.
7. Приобщать детей к русской истории.
8. Учить уважительному отношению к истокам русской культуры.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
Логопед: Ребята! Отгадайте загадку!
Всю неделю отдыхают,
Всех блинами угощают!
Холод, зиму провожают,
А весну с теплом встречают!
Логопед: Ребята, как вы думаете, о каком празднике говорится в этой загадке?
Логопед: Правильно, этот праздник называется Масленица, и сегодня мы с вами поговорим об этом празднике, о масленице, об обрядах, да обычаях с которыми встречали этот праздник.
Логопед: Масленица – один из самых радостных и светлых праздников. Масленица - это праздник издревле любимейший на Руси. Длится Масленица целую неделю, и все это время хозяйки пекут блины и оладьи, которые так напоминают солнце, приглашают гостей и потчуют их. В старину на Руси в Масленицу славили языческого бога солнца Ярилу, и этот праздник знаменовал собой приход весны и тепла.
Логопед: Ребята, а вы знаете что же является символом весны, солнца в этом празднике? Нет? Тогда отгадайте!
Желтый, круглый, ароматный
И на вкус такой приятный
И с вареньем, и с медком,
Со сгущенным молочком!
Логопед: Молодцы! Это блины! Яркие, румяные, ароматные!
Логопед: Масленица всегда была шумной, весёлой с песнями и играми. Всю неделю на Масленицу веселились, катались с горки, водили хороводы, угощались блинами. Самое главное - это блины! Блин - символ солнца. Такой же круглый и горячий. С пылу с жару подаются они на стол. На Масленицу катаются на расписных санях, с огромных ледяных гор, на гигантских каруселях! Распевают задорные частушки и прибаутки. Шуты и скоморохи насмешат до слез в уличных балаганах и театрах. Вот какая она, русская Масленица! Давайте и мы с вами поиграем!
Подвижная игра: «Весна, весна красная»
Весна, весна красная водят хоровод
Приди весна с радостью
С радостью, с радостью,
С великой милостью!
Со льном высоким останавливаются, руки
Поднимают вверх, встают на
С корнем глубоким приседают, руки опускают вниз
С хлебами обильными! Бегут по кругу, взявшись за руки
Логопед: Каждый день Масленицы имеет свое название и обряды. Давайте, вспомним, какой день начинает неделю? (Понедельник) Поиграем в игру «Что за чем, и перед чем? »
Игра: «Что за чем, и перед чем? »
Логопед: Какой день наступает после понедельника? (Вторник)
Что следует после вторника, среды, четверга? Какие дни недели мы называем выходными? Догадайтесь, какой день недели я загадаю. Он наступает после вторника и перед четвергом? (среда). А какой день недели наступает перед пятницей? (четверг) и т. д.
Молодцы, вспомнили все дни недели, а теперь посмотрим, чем занимались каждый день на масленичной неделе!
Понедельник - Встреча.
Масленица начинается в понедельник, который называется встреча. В этот день встречают Масленицу, строят снежные горы. Делали куклу –чучело - Масленицу, наряжали ее, усаживали в сани и везли на горку. Встречали ее песнями. Первыми были дети. Начиная с этого дня, дети каждый день катались с гор.
Вторник - Заигрыш.
Дети и взрослые ходили от дома к дому, поздравляли с Масленицей и выпрашивали блины. Все ходили друг к другу в гости, пели песни, шутили. В этот день начинались игрища и потехи, устраивались девичьи качели, поездки на лошадях., строили снеж- ные и ледяные крепости, скоморохи пели свои частушки.
Среда - Лакомка.
Начинали кататься с гор взрослые. С этого дня по деревне катались на тройке с бубенцами. Родственники навещали друг друга семьями, ходили в гости с детьми, лакомились блинами и другими масленичными яствами. В этот день зятья - папы - приходят на блины к тещам - маминым мамам, нашим бабушкам. Логопед: Давайте мы с вами превратимся в веселых пекарей, тоже напечем блинов да пирогов к масленице! А вот что нам надо для работы попробуйте отгадать!
Дети отгадывают загадки:
Что на сковородку наливают
Да вчетверо сгибают? (блины)
Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый,
Он и чёрный, он и белый,
А бывает подгорелый (Хлеб)
В печь сперва его сажают,
А как выйдет он оттуда,
То кладут его на блюдо.
Ну, теперь зови ребят!
По кусочку все съедят. (Пирог)
Кольцо не простое,
Кольцо золотое,
Блестящее, хрустящее,
Всем на загляденье.
Ну и объеденье! (Бублик)
Из меня пекут ватрушки,
И оладьи, и блины.
Если делаете тесто,
Положить меня должны. (Мука)
В землю теплую уйду, к солнцу колосом взойду.
В нем тогда, таких как я, будет целая семья. (Зерно)
Я пузырюсь и пыхчу,
Жить в квашне я не хочу,
Надоела мне квашня,
Посадите в печь меня. (Тесто)
Наша толстая Федора
Наедается не скоро.
А зато когда сыта,
От Федоры – теплота. (Печь)
"Вырос в поле дом.
Полон дом зерном.
Стены позолочены.
Ставни заколочены.
Ходит дом ходуном
На столбе золотом" (Колос)
Логопед: Молодцы! Умеете отгадывать загадки! А какой день недели следует за средой? (Четверг)
Четверг - широкий, Разгуляй-Четверток.
В этот день было больше всего развлечений, самый веселый день, гуляли с утра до вечера. Устраивали конские бега, кулачные бои и борьбу. Строили снежный городок и брали его боем. Катались на конях по деревне. Ряженые веселили народ. Все угощались блинами. Возили чучело на колесе, пели частушки, плясали, водили хороводы. В этот день начинали колядовать.
Логопед: Давайте и мы с вами поиграем в снежки!
Подвижная игра «Снежок»
Раз, два, три, четыре, загибают пальчики
Мы с тобой снежок слепили лепят снежок
Круглый, крепкий, очень гладкий показывают руками круг,
Сжимают руки, гладят ладошки
И совсем, совсем не сладкий! грозят указательным пальцем
Раз – подбросим, подбрасываем воображаемый
Два – поймаем, «ловят» снежок
Три – уроним «роняют» снежок
И сломаем! топчут снежок ногами.
Пятница - Тещины вечерки.
На тещины вечерки зятья (наши папы) угощали своих тещ (наших бабаушек) блинами. А девушки в полдень выносили блины в миске на голове и шли к горке. Тот парень, которому девушка понравилась, торопился отведать блинка, чтобы узнать: добрая ли хозяйка из нее выйдет.
Суббота - Золовкины посиделки.
В этот день молодожены приглашали к себе в гости родных и потчевали их угощением. Велись разговоры о житье-бытье, мирились, если до этого в ссоре находились. Вспоминали и умерших родственников, говорили о них хорошие и добрые слова. Невестка дарит золовкам (сестрам мужа) подарки. В этот день сжигают чучело Масленицы и окончательно прощаются с зимой. Пепел развеивают по полю, чтобы был хороший урожай. Логопед: Давайте немного поиграем, у нас ведь Масленица!
Игра с мячом: «Назови ласково»
Логопед: Я произношу разные слова, назовите эти предметы ласково. (блин – блинок, блинчик; пирог – пирожок, крендель – кренделек, мёд – медок и т. д)
Воскресенье - прощенный день или проводы.
Это были проводы Масленицы. В поле или на ледяных горках разводили костры, чтобы лед растопить, холод уничтожить, и сжигали куклу с песнями. Пепел раз-брасывали по полю, чтобы на следующий год собрать богатый урожай. В прощенное воскресенье ходили друг к другу мириться и просили прощения, если обидели раньше. Говорили: "Прости меня, пожалуйста". "Бог тебя простит", - отвечали на это. Потом целовались и не вспоминали об обидах. Но если даже не было ссор и обид, все равно говорили: "Прости меня". Даже когда встречали незнакомого человека, просили у него прощения. Так заканчивалась Масленица.
Логопед: Вот так проходила Масленица на Руси! Вам понравилось? Что нового вы узнали?