Тема: Что такое время?
Цель: дать представление о времени; познакомить с понятиями «минута», «час», «время суток», «дни недели», «времена года».
Ход занятия
Ребята, сегодня мне позвонил Буратино и сказал, что он придет к нам на занятие ровно в 9.00 часов утра. Но почему-то он опаздывает. (Воспитатель смотрит на часы, раздается стук в дверь, приходит Буратино.)
Буратино, ты почему опаздываешь? Надо начинать занятие, а мы тебя ждем.
А что, разве нельзя было прийти позже?
Мы начинаем заниматься строго по времени. И в школе дети садятся за уроки в определенное время. У нас есть расписание занятий, а в школе - расписание уроков. Все рабочие идут на работу в определенное время, магазины открываются в определенное время, транспорт начинает движение в определенное время по расписанию. Если бы не было часов и люди не соблюдали время, могла бы произойти вот такая история.
Приходит, например, командир экипажа самолета на аэродром, смотрит, а в самолете никого нет. «Рано я пришел, - думает командир. - Пойду пока пообедаю». Только он ушел, пришли пассажиры. «Ах, - говорят пассажиры, - командира еще нет. Пойдем пока что-нибудь еще в магазине купим». Не успели они уйти, возвращается голодный и сердитый командир. Без часов никто не знал, во сколько открывать столовую. Посмотрел командир, в салоне опять никого нет. «Раз так, - говорит он, - улечу один. Будут знать, как опаздывать!» И улетел бы, если бы не было часов.
- Отгадайте загадки:
Оно весь век бежит вперед
И никогда не устает. (время)
Ног нет, а хожу,
Рта нет, а скажу,
Когда спать, когда вставать,
Когда работу начинать. (часы)
Раньше часы были разные: солнечные, водяные, песочные. Но такие часы никогда не тикали. Люди умели определять время, взглянув на движение солнца. Определяли время по длине тени в разное время дня. Песочными часами пользуются и сейчас в процедурных кабинетах поликлиник и больниц (1 минута, 5 минут).
Теперь мы пользуемся механическими и электронными часами. Время является регулятором различных видов деятельности. Ориентация во времени, чувство времени побуждает человека быть собранным, точным.
Время постоянно бежит из прошлого в будущее, а бежит оно через настоящее.
А что же такое «время»? Время выражает длительность событий, их последовательность, прерывность и непрерывность, взаимосвязь прошлого, настоящего и будущего.
А как же измеряется время по длительности? (Воспитатель и дети рассматривают механические часы.) Время измеряется секундами, минутами, часами. Определяют время по часам. Время определяется сутками, неделями, месяцами, годами. (Воспитатель и дети рассматривают календарь, определяют день недели, месяц, год.) Время определяется веками, эпохами. (Рассматривают энциклопедию.)
- Отгадайте загадку:
Гляжу в окошко -
Ходит черная кошка. (ночь)
Поутру оживает,
К вечеру умирает. (день)
Когда вы приходите в детский сад? (Утром.) А уходите? (Вечером.)
Как назвать одним словом утро, день, вечер, ночь? (Сутки.)
Продолжительность каждой части суток бывает различной и зависит от времени года. Вспомните, зимой ночь длиннее, а день короче. А летом наоборот.
Упражнение с картинками «Когда это бывает?» (день - ночь, утро - вечер, утро - день, вечер - ночь)
- Отгадайте еще одну загадку:
Братцев этих ровно семь.
Вам они известны всем.
Каждую неделю кругом
Ходят братцы друг за другом.
Попрощается последний,
Появляется передний. (дни недели)
Что за птицы пролетают
По семерке в каждой стае.
Вереницею летят,
Не воротятся назад. (дни недели)
Правильно, это дни недели. Название дней недели в основном связано с порядковыми номерами. Вторник - второй, среда - средний, четверг - четвертый, пятница - пятый. Воскресенье названо в честь Воскресения Христа по православной вере.
Буратино, если хочешь лучше запомнить дни недели, давай выучим все вместе стихотворение П. Башмаковой «Дни недели».
В понедельник я стирала.
Пол во вторник подметала,
В среду я пекла калач,
Весь четверг искала мяч.
Чашки в пятницу помыла,
А в субботу торт купила.
Всех подружек в воскресенье
Позвала на день рожденья.
Дети, а какой сегодня день недели? Какой был вчера? Какой будет завтра? Через сколько дней будет суббота? А воскресенье? Есть ли у вас любимый день недели? (ответы детей)
Отгадайте следующую загадку:
Друг за другом ходят,
Друг друга не обходят. (месяцы)
Правильно, это месяцы. А сколько всего месяцев в году? (12.) Какие вы знаете месяцы?
Только кончается один месяц, следом начинается другой. Месяцы идут один за другим. 12 месяцев составляют год. В году различают 4 времени года.
Времена года
Придумала Мать дочерям имена.
Вот Лето и Осень, Зима и Весна.
Приходит Весна - зеленеют леса
А Лето пришло - все под солнцем цветет
И спелые ягоды просятся в рот.
Нам щедрая Осень приносит плоды,
Дают урожаи поля и сады.
Зима засыпает снегами поля,
Зимой отдыхает и дремлет земля. (А. Кузнецова)
Буратино, а ты знаешь, какое сейчас время года? А ребята наши знают. Какое время года было до него? А какое будет после? Есть ли у тебя любимое время года? Какое? Почему нравится?
Ребята, Буратино принес вам замечательную картину, только не понятно, какое время года здесь изображено. (Воспитатель предлагает детям перепутаницу, дети ищут ошибки.)
А теперь давайте разделимся на четыре группки. Каждая группа нарисует свое время года: зиму, весну, осень, лето.
Уважаемые коллеги. Предлагаю вашему вниманию занятие по познавательному развитию в старшей группе «Волшебные стёклышки», в ходе которого дети познакомятся со строением микроскопа. Микроскоп и увеличительные стёкла, наряду с другим , вызывают большой интерес у детей. Важно научить детей правильному и безопасному обращению с такими приборами.
Занятие по познавательному развитию в старшей группе
Интеграция областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое развитие.
Программное содержание: познакомить детей с приборами для наблюдения — микроскоп, лупа, бинокль, объяснить, для чего они нужны человеку; познакомить со строением микроскопа, обогащать словарь детей: окуляр, объектив, зеркало и т.д. пополнить словарь детей глаголами, обозначающими звучание разных предметов.
Материал и оборудование: ребус «Лупа», лупы, микроскопы, листья деревьев, цветной песок, насекомое, вода чистая, вода грязная, листы для зарисовок наблюдений, цветные карандаши, салфетки, пипетка,
Ход образовательной деятельности
Приветствие:
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться «Доброе утро!»
Доброе утро солнцу и птицам,
Доброе утро улыбчивым лицам,
Доброе утро, гости, здравствуйте!
Ребята, сегодня нам пришло приглашение, но оно необычное. Здесь загадки и ребусы, попробуем отгадать, (ребус лупа).
Два близнеца, два братца
На нос верхом садятся, (очки).
Лупа, очки. Странное приглашение? Может нас ждут в лаборатории.Что такое лаборатория? Это место, где ученые изучают свойства разных предметов, воздуха и воды.
Мы с вами ни раз были в лаборатории, изучали, какая бывает вода. Какие свойства воды вы помните? Прозрачная, не имеет вкуса, запаха, растворяет в воде вещества, замерзает, не имеет формы. А еще мы в лаборатории слушали разные звуки. Каждый предмет звучит по разному, как он может звучать: стучит, шумит, шуршит, скрипит, звенит и т.д.
А сегодня в лаборатории мы познакомимся с волшебными стеклышками. Для чего нужны лупа и очки? Правильно, что бы рассмотреть лучше что-то маленькое. Людям всегда хотелось рассмотреть некоторые вещи поближе, лучше чем видно глазом и люди придумали увеличительные стекла. Сначала появилась лупа. С её помощью ученые смогли рассмотреть строение цветка, усики и глазки насекомых.
Потом появились другие вещи: очки, бинокли, подзорная труба, телескоп, монокль и т.д. Сейчас во всех лабораториях, больницах, школах есть микроскопы. Они нужны для того, чтоб увидеть очень маленькие частички, которые нельзя увидеть глазом: пыль, микробы, которые вызывают болезни. Это нужно, чтоб люди не болели. Ученые могут посмотреть в микроскоп и придумать лекарство. А что ещё нужно, чтобы люди не болели? Правильно питаться, делать зарядку и хорошо умываться.
Физминутка:
Кто зубы не чистит, не моется с мылом.
Тот вырасти может болезненным, хилым.
Дружат с грязнулями только грязнули,
Которые сами в грязи утонули
У них вырастают противные бяки,
За ними гоняются злые собаки.
Грязнули боятся воды и простуд.
И вообще никогда не растут!
Слова сопровождаются соответствующими движениями.
Посмотрите, у нас на столе есть микроскопы. Даже маленький микроб знает все про микроскоп.
Давайте и мы посмотрим из каких частей состоит микроскоп.
- Окуляр — место, в которое нужно смотреть. Как правильно смотреть? Один глаз надо закрыть, а другой плотно прижать к окуляру.
- Лупа объектива — увеличивает изображение.
- Зажим — закрепляет слайды.
- Зеркало — отражатель нужно, чтоб поймать луч света.
Если ученому нужно рассмотреть каплю воды, он берет стеклышко-слайд, капает на него воду, кладет на подставку-зажим, ловит свет и смотрит.
Я предлагаю вам пройти в лабораторию для опытов. Мы будем рассматривать знакомые предметы в увеличительные стекла и микроскоп.
У каждого на дощечке лежит или листик, или цветной песок, лепесток, кора дерева, у нас в коробочке паучок. И все это можно рассмотреть внимательно в лупу. А в микроскоп мы рассмотрим каплю воды и частички пыли. Насекомое: можно хорошо рассмотреть туловище, лапки.
Ребята, я предлагаю нарисовать книгу. Каждый на своем листе зарисует то, что увидел, потом мы сможем её перевязать ленточкой и покажем мамам и папам, что мы видели в волшебное стеклышко.
При рассматривании листа обратить внимание; хорошо видны прожилки, по которым течет влага и наполняет лист жизнью. В коре дерева видны трещинки, в которые маленькие насекомые прячутся зимой. Цветной песок; песчинки круглые, разноцветные. Частички пыли разной формы: продолговатые, круглые и т.д. В воде микробы разной формы.
Какая полезная книга у нас получилась. Теперь мы можем взять лупы и бинокли на улицу и там рассматривать все, что захотим.
Занятие по познавательному развитию может проходить в рамках , а книга пополнит экспериментальный уголок.
Возможно Вас заинтересует календарное планирование в подготовительной группе —
Непосредственно образовательная деятельность
для детей старшей группы по познавательно-исследовательской деятельности.
Тема: Что такое воздух?
Цель: развивать у детей представления о свойствах воздуха, путем экспериментирования;
Задачи:
1.Развивать познавательную активность, любознательность, внимание, наглядно-образное мышление;
2.Обогащать словарь детей: соломинка, невидимый, упругий, легкий;
3.Учить детей слушать, отвечать на вопросы, формировать дружеские взаимоотношения, умение взаимодействовать.
Интеграционные области: познание, здоровье, социализация, труд, комму-никация.
Методические приемы: игровой элемент, беседа, диалог, наблюдение, эксперименты, опыты, игра, физкультминутка, загадка, сюрпризные моменты.
Материал: Вода.
Оборудование: Полиэтиленовые пакеты, емкость с водой, банка, одноразовые стаканчики с водой и горошинками, трубочки для коктейля, воздушные шары.
Организационный момент:
Перед детьми ставиться исследовательская задача - воспитатель предлагает с помощью разных предметов доказать, что нас окружает воздух.
Ход совместной деятельности:
Дети стоят полукругом.
Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку.
Через нос проходит в грудь и обратный держит путь.
Oн невидимый, и все же, без него мы жить не можем.
Дети: воздух
Воспитатель: Как вы думаете, можно ли без воздуха чувствовать себя хорошо? Нужен ли нам воздух и для чего нужен?
Дети: чтобы дышать и жить.
Воспитатель: Правильно, воздух нам необходим для жизни, а еще растениям и животным. Сегодня мы с вами узнаем много нового о воздухе.
Опыт № 1. «Без воздуха не прожить»
Зажмите нос и рот.
- Как мы себя чувствуем? (Мы себя чувствуем плохо)
- Значит, для чего нужен воздух? (чтобы дышать)
- Почему мы проветриваем группу, раздевалку, музыкальный зал? (чтобы мы могли дышать свежим воздухом).
- А как вы думаете, где живет воздух?
-Да, он повсюду, он вокруг людей и внутри нас, он невидимый, легкий.
- А как мы узнаем, есть ли воздух вокруг нас? (мы должны его почувствовать)
Опыт № 2. «Почувствуй воздух»
Подуем на ладошку, что мы чувствуем? (холод)
А теперь возьмите листочек бумаги и подуйте на него. Что с ним происходит? (шевелится, колышется). Как будто от ветра.
- Значит, чтобы почувствовать воздух, надо привести его в движение.
- Так что же происходит тогда в природе, когда движется воздух? (ветер)
Опыт № 3. «Воздух внутри нас»
Воспитатель предлагает перейти детей к столам. На столах у каждого ребенка стаканчик с водой и коктейльные палочки.
-Что вы видите в стаканчиках? – вода
-Возьмите трубочки и подуйте в нее. Что происходит? (выходят пузырьки)
- Вот видите! Значит, воздух есть у нас внутри. Мы дуем в трубочку, и он выходит. Но чтобы подуть еще, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаем пузырьки. Посмотрите.
.
Опыт № 4. «Воздух есть в любых предметах»
А теперь положите горошинку в стакан. Что происходит? От них идут пузырьки. Это значит, что в горошинках есть воздух.
А теперь можете оживить горошины? Предложите мне, как можно оживить горошины. Что нам может помочь? Правильно, воздух. Что нам надо для этого сделать? (Подуть в трубочки). Что происходит? Появились пузырьки - это воздух. Мы снова его увидели. А что же делают наши горошины? Они двигаются. Что же нам помогло оживить горошины? Да, конечно же, воздух. Мы не только его нашли, но и увидели, как он заставил горошины двигаться. Молодцы
Физминутка.
Я с утра сегодня встал (потянуться)
С полки шар воздушный взял. (вверх хватательные движения)
Начал дуть я и смотреть –(сделать руки в трубочку и дуть)
Стал мой шарик вдруг толстеть.(раздвигать руки в сторону, как будто растет шарик)
Я все дую – шар все толще,
Дую – толще, дую – толще.
Вдруг услышал я хлопок – (развести руки в стороны и изобразить хлопок)
Лопнул шарик, мой дружок.
Опыт № 5. «Поймай воздух».
Возьмите полиэтиленовые пакеты.
Какие они? (пустые, мятые). Спокойно наберите через нос воздух и медленно выдохните в пакет, а потом заверните его, чтобы он не сдулся. Какой стал пакет? (толстый, надутый). Почему он стал таким? Что заполнило пакет? Да, конечно же, вы правы. Мы с вами наполнили наши пакеты воздухом и увидели, что он может заполнять емкости.
Опыт № 6. «Увидеть воздух»
Воспитатель предлагает перейти детям к столу. На столе емкость с водой и пустая банка. Как вы думаете, есть ли воздух в банке? (Есть). Можно ли это доказать? Для этого нам надо опустить банку в воду, горлышком вниз и посмотреть, что же будет. Если держать ее ровно вода в нее не попадает. Что же не пускает воду в банку? А теперь слегка наклоните банку и немного выньте из воды. Что появилось? (Пузыри). Как вы думаете, почему они появились? Вода вытеснила воздух из банки, заняла его место, а воздух вышел в виде пузырей.
Рефлексия: О чем мы сегодня говорили? (о воздухе)
- Что интересного мы с вами узнали о воздухе?
- Какой он? (невидимый, прозрачный, легкий, нужный для жизни)
- Что вам понравилось больше всего?
- Знаю, что вы эти фокусы покажете своим друзьям. А я вам приготовила сюрприз – воздушные шарики. Надуйте их. И поиграйте.
Используемая литература:
- Гризик Т.И. Познаю мир: методические рекомендации для воспитателей
- Николаева С.Н. Юный эколог: Программа и условия её реализации в детском саду.
- Князева О.Л., Маханёва М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Программа, учебно-методическое пособие.
- Авдеева Н.н., Князева Н.Л., Стёркина Р.Б. Безопасность: учебное пособие по ОБЖ детей старшего дошкольного возраста
СЕНТЯБРЬ
ПРОГРАММНЫЕ ЗАДАЧИ: при помощи диагностики определить уровень экологической воспитанности дошкольников; обогащать сознание детей новым содержанием, которое способствует накоплению представлений ребенка о мире, познакомить детей с историей появления и использования глобуса, географических карт; закрепить знания детей о летних явлениях природы:; уточнить представления детей о первом месяце осени, об овощах и фруктах, способах их использования, значения для здоровья людей; накапливать эмоционально чувственный опыт; продолжить формирование у детей бережного, созидательного отношения к миру.
ОКТЯБРЬ
ПРОГРАММНЫЕ ЗАДАЧИ: обогащать знания детей новым содержанием, которое способствует накоплению представлений ребенка о мире, ввести понятия знак, символ, знаковая система и объяснить их значение в нашей жизни; закрепить знания детей о характерных для октября явлениях природы, народных обычаях и праздниках; систематизировать накопленную и получаемую информацию посредством логических операций, уточнить представления детей о комнатных растениях группы, упорядочить накопленную информацию и классифицировать ее на блоки; продолжить формирование у детей бережного, созидательного отношения к миру.
Занятия | Совместная деятельность |
1. «3наки и символы вокруг нас». (Радуга, с. 118). 2. « Истории о необычных буквах». (Радуга, с. 118). 3.. «Октябрь пахнет капустой». (Князева, с. 69). 4. «Растения в нашем уголке природы». (Николаева, с. 116). |
1. Прогулки по улице «О чем рассказывают знаки на улицах». (Радуга, с. 119) 2. Создание символа группы и личного символа каждого ребенка. (Радуга, с. 120). 3. Познавательные сообщения «Знаете ли вы... » (Радуга, с. 121). 4. Работа с политической картой мира. (Радуга, с. 121). 5. Встречи с интересными людьми. (Радуга, с. 122). 6. Познавательные сказки и рассказы природоведческого характера. (Радуга, с. 123). 7. Портрет октября (создание символа месяца). (Радуга, с. 123). 8. Подбор материалов о растениях и животных на тему «Мы их знаем». (Радуга, с. 123). 9. Наблюдение за хомячком. (Николаева, с. 115). 10. Беседа «Для чего животным хвосты?». (Николаева, с. 122). 11. Полочка умных книг. (Радуга, 114). |
НОЯБРЬ
ПРОГРАММНЫЕ ЗАДАЧИ: обогащать сознание детей новым содержанием, которое способствует накоплению представлений ребенка о мире, вызвать интерес к понятию «время», познакомить с различными видами часов, вызвать у детей стремление планировать свою жизнь по часам; познакомить с историей возникновения календаря, его разновидностей; уточнить и систематизировать представления детей об осени; поощрять стремление к дальнейшему накоплению информации; продолжать формировать у детей бережное, созидательное отношение к миру.
Занятия | Совместная деятельность |
1. «Кто и как считает часы». (Радуга, с. 126). 2. «Все о календарях». (Радуга, с. 125). 3. «Как природа готовится к зиме». (Николаева, с. 126). 4. «Уходит осень» (итоговое). (Николаева, с. 129., Радуга, с Л 27). |
1. Изготовление календаря жизни группы. (Радуга, с. 129). 2. Беседа с детьми на тему «Мой любимый день». (Радуга, с. 130). 3. Работа с различными календарями. (Радуга, с. 131). 4. Познавательные сообщения «3наете ли вы... » (Радуга, с. 135). 6. Портрет ноября. (Радуга, с. 1 16). 7. Работа с «Полочкой умных книг». (Радуга, с. 114). 8. Беседа «Домашние животные». (Николаева, с. 128). 9. Экскурсия по экологической тропе «До свиданья, осень». (Радуга, с. 114). |
ДЕКАБРЬ
ПРОГРАМНЫЕ ЗАДАЧИ: обогащать сознание детей новым содержанием, которое способствует накоплению представлений ребенка о мире; ввести понятие «прошлое» на примере представителей животного мира, упражнять детей в умении ориентироваться на карте мира; закрепить знания детей о характерных для декабря явлениях природы, народных обычаях, праздниках, приметах, пословицах, поговорках, дать детям представления о «зимней жизни леса»; систематизировать накопленную и получаемую информацию посредством логических операций; продолжать формирование у детей бережного, созидательного отношения к миру; учить отличать хорошие, добрые поступки от иных, воспитывать ценностное отношение к своему здоровью и здоровью других, желание по доброму относиться к людям.
Занятия | Совместная деятельность |
1. «Гиганты прошлого». (Радуга, с. 132). 2. «Удивительное место на Земле». (Радуга, с. 133). 3. «Зимняя жизнь в лесу». (Николаева, с. 137). 4. «Здравствуй, зимушка-зима!» (Князева, с. 73). |
1. Создание солнечных часов в группе. (Радуга, с. 134). 2. Создание макета «Уголок древнего мира». (Радуга, с. 134). 3. Работа с картами мира (физической и политической). 4. Беседа «Станем юными защитниками природы». (Николаева, с. 135). 5. Письма заболевшим детям. (Николаева, с. 132). 6. Изготовление кормушек для птиц. (Радуга, с. 135). 7. Портрет декабря (создание символа месяца). 8. Познавательные рассказы и сказки природоведческого хар-ра. Пополнение коллекции «Мы их знаем». (Радуга, с. 135). 9. Познавательные сообщения «Знаете ли вы... » (Радуга, с. 135). 10. Р-та с альбомом «Все работы хороши». 11. Продолжение р-ты с календарем жизни группы. Итоговая беседа на тему «Чем запомнился нам этот месяц, год». |
ЯНВАРЬ
ПРОГРАММНЫЕ ЗАДАЧИ: продолжать обогащать сознание детей новым содержанием, которое способствует накоплению представлений ребенка о мире: познакомить и закрепить представления детей о строении Солнечной системы, показать зависимость наступления различных частей суток от положения Земли по отношению к Солнцу; закрепить знания детей о январе: пословицах, поговорках, праздниках этого месяца; создать условия для развития самостоятельной познавательной активности, развивать логическое мышление, умение видеть простейшие взаимосвязи, строить «пищевые цепочки», Знакомить детей с основами прикл. - декоративного искусства - Городецкой росписью; воспитывать уважительное и бережное отношение к окружающему миру.
Занятия | Совместная деятельность |
1. «Солнечная система». (Радуга, с. 13 6). 2. «День - ночь». (Радуга, с. 137). 3. «Лес - это дом для многих жильцов». (Николаева, с. 142). 4. «Хороший город - Городец». (Князева, с. 76, 77). |
1. «С Новым годом, со всем родом» - беседа о традициях празднования Нового года. (Князева, с. 75). 2. Встречи с интересными людьми. (Радуга, с. 139). 3. Познавательные сообщения «Знаете ли вы... » (Радуга, с. 139). 4. Работа с телескопом. (Радуга, с. 139). 5. Работа с альбомом «Все работы хороши». 6. Работа с полочкой умных книг. (Радуга, с 114). 7. Подкормка птиц. Беседы о зимующих птицах. (Николаева, с. 139). 8. Ведение календаря жизни группы. Итоговая беседа на тему «Чем запомнился нам этот месяц» 9. Цикл наблюдений за водой, снегом, льдом. (Николаева, с. 13 8-140 10. Акция «Зеленая елочка - живая иголочка». (Николаева, с. 139). |
ФЕВРАЛЬ
ПРОГРАММНЫ ЗАДАЧИ: продолжать обогащать сознание детей новым содержанием: закрепить и упорядочить информацию о конкретных местах на земном шаре; упорядочить и закрепить знания о России, ввести понятие «Родина», формировать у детей чувство любви к России, уважение к старшим, их труду; ввести понятие «неживая природа», познакомить с минералами; уточнить и закрепить знания детей о феврале и зиме в целом как о сезоне, наиболее неблагоприятном для раст. и животн. мира.
Занятия | Совместная деятельность |
1.»Удивительное место на Земле». (Радуга, с. 140). 2. «Моя Родина - Россия». (Радуга, с. 140). 3. «Прошла зима холодная» (итоговое). (Николаева, с. 151., Радуга, с. 141). 4. «Ой, ты, Масленица!» (Князева, с. 79). |
1. Наблюдение за птицами в клетке. (Николаева, с. 143). 2. Наблюдение «Выращиваем лук». (Николаева, с. 144). 3. Беседа «Как люди помогают лесным обитателям». (Николаева, с. 145). 4. «Праздник В. Бианки». (Николаева, с. 147). 5. Ведение календаря жизни группы. Итоговая беседа «Чем запомнился нам этот месяц». 6. Групповой праздник «Наши славные мужчины». (Радуга, с. 143) 7. Создание коллекции «Удивительные камни». (Радуга, с. 142). 8. Ежедневная подкормка птиц. 9. Работа с познавательной литературой «Полочка умных книг». 10. Встречи с интересными людьми. (Радуга, с. 142). 11. Познавательные сообщения «Знаете ли вы... » (Радуга, с. 142). 12. Ведение календаря жизни группы. Итоговая беседа «Чем запомнился нам этот месяц». 13. Экскурсия по экологической тропе «Прощай, зима!» |
МАРТ
ПРОГРАММНЫЕ ЗАДАЧИ: продолжать обогащать сознание детей новым содержанием; подвести детей к понятию «живая природа», «фауна», обосновать классификацию животных на «диких» и «домашних»; закрепить знания детей о марте, развивать у детей наблюдательность, умение замечать изменения в природных явлениях, погоде; уточнить представления детей о человеческом теле, функциях его отдельных частей и органов, учить уходу и заботе о нем; воспитывать у детей доброе отношение к людям, животным и растениям.
Занятия | Совместная деятельность |
1. «Нет милее дружка, чем родная матушка». (К. с. 79). 2. «Домашние животные». (Р. С. 145). 3. «Дикие животные». (Р. с. 146). 4. «Как люди заботятся о своем здоровье». (Н. с. 157). |
1. Встречи с интересными людьми. (Р. С. 149). 2. Беседы «Наши славные женщины». (Р. с. 149). 3. Беседы «Удивительное о животных». (Р. с. 148). 4. Ведение календаря группы. Итоговая беседа на тему «Чем запомнился нам этот месяц»? 5. Создание альбома «Наши любимцы». (Р. с. 149). 6. Создание панно «Дикие и домашние животные». (Р. с. 150). 7. Беседа «Весна, весна, поди сюда». (К. с. 80, 81). 8. Наблюдение и беседа об аквариумных рыбках. (Н. с. 157, 160). 9. Наблюдение за ростом и развитием растений. «Огород на подоконнике». 10. Познавательные сообщения «Знаете ли вы?» (Р. с. 149). 11. Ознакомление детей с правилами личной безопасности при общении с животными. |
АПРЕЛЬ
ПРОГРАММНЫЕ ЗАДАЧИ: обогащать сознание детей новым содержанием; подвести детей к понятию «флора», ввести и обосновать классификацию «культурные» и «дикие» растения; воспитывать бережное отношение и любовь к природе, активную жизненную позицию (эмоциональную сопричастность + реальные действия и поступки); продолжать знакомить с историей России, воспитывать гордость за нее; закрепить знания детей об апреле, о весенних заботах людей и животных; вызвать у детей эмоциональный отклик на различные объекты и явления природы при непосредственном общении с ними.
Занятия | Совместная деятельность |
1. «Культурные растения». 2. «Дикие растения». 3. «Все о дереве и деревянном». (Н., с. 168, 176). 4. «Апрель ленивого не любит, проворного приголубит». (К., с. 84). |
1. Ведение календаря группы. Итоговая беседа на тему: «Чем запомнился нам этот месяц?» 2. Беседа «Люди мечтают» (Р., с. 151). 3. Тематическая подборка ко Дню Космонавтики. 4. Познавательные сообщения «Знаете ли вы?» 5. Беседы, наблюдения, выращивание рассады. 6. Правила личной безопасности при встрече с представителями растительного мира. (Р., с. 155). 7. Познавательные сказки и рассказы природоведческого характера. 8. «Красная горка» - Пасхальная неделя. (К., с. 84). 9. «Праздник юных любителей природы». (Н., с. 171-175). 10. Беседа с наблюдением «Эти удивительные насекомые». (Н., с. 175). 11. Беседа в избе «Шутку шутить - людей смешить». (К., с. 82). 12. Размещение в группе новых растений, принесенных или выращенных детьми. (Р., с. 156). 13. Наблюдение за мать-и-мачехой. (Н., с. 163). |
Программные задачи: обогащать сознание детей новым содержанием; вызывать интерес к конкретным историческим фактам, воспитывать любовь к Родине и гордость за нее; закрепить правила поведения в природе; систематизировать знания о мае и весне в целом; создать условия для развития самостоятельной познавательной активности; продолжать формировать первичный, элементарный образ мира и глобальное отношение к нему; продолжить формировать у детей любовь и бережное отношение к природе.
Конспект занятия по познавательному развитию для детей старшей группы «Как все живое растет»
Киселева Евдокия Ивановна, воспитатель МКДОУ "Детский сад№4",гогода Лиски Воронежской области.Описание. Предлагаю вам конспект непосредственной образовательной деятельности "Как все живое растет". Этот материал направлен на знакомство детей с эпапами роста и развития живых организмов с помощью опыта. Данный конспект будет очень полезен педагогам работающим с детьми старшего дошкольного возраста. Надеюсь, что занятие понравится многим педагогам и поможет познакомить детей с развитием всего живого.
Интеграция: Познавательно - исследовательская деятельность, речевое развитие, коммуникативное развитие.
Цель: Знакомство детей с этапами роста человека, животных и растений путем экспериментирования.
Задачи:
1. Формировать у детей интерес к окружающему через эксперимент.
2. Познакомить детей с характерными этапами развития живых организмов.
3. Подвести детей к выводу о том, что для роста живых объектов требуется одно и тоже: вода, свет, воздух, питание, забота и любовь окружающих.
4. Воспитывать интерес к окружающей действительности.
Технологии, методы и приемы: использование схемы - модели, психогимнастика, создание проблемно - поисковых ситуаций, игровая, наглядная, практическая деятельность, вопросы к детям
Материалы и оборудование: фото с изображением детей, схемы - картинки, фасоль в банке, ящик с землей.
Ход совместной деятельности
Дети рассматривают фотографии, на которых изображены маленькие дети.
Воспитатель.
Ребята, скажите, кого вы видите на фотографии?
Дети. Мы видим маленьких детей похожих на нас, когда мы били маленькими.
Воспитатель.
А сейчас вы похожи на них?
Дети: Похожи, но не совсем.
Воспитатель.
Как вы изменились?
Дети: Мы выросли, стали здоровее, красивее.
Воспитатель.
Что изменилось в вас?
Дети: Стали выше ростом, волосы отросли, глаза изменились.
Воспитатель.
А какими вы были, когда были маленькими?
Дети: Забавные, смешные, неуклюжие.
Воспитатель.
Какие чувства у вас вызывают эти малыши?
Дети: Их хочется погладить, поиграть с ними, подержать на руках, поцеловать.
Воспитатель.
Скажите, кто о вас заботится? Что вам нужно было, чтобы вы выросли?
Дети: О нас заботятся родители, бабушки и дедушки. Они нас кормят, гуляют с нами, купают, летом загораем вместе, лечат болезни, жалеют, целуют, говорят ласковые слова.
Воспитатель.
Да, вам нужно было питание, вода, воздух, тепло, любовь ваших близких. А теперь, ребята, давайте посмотрим, как растет человек.
Посмотрите на схему, где показано, какими вы были, какие есть, какими будете.
-
Грудной ребенок - ребенок дошкольник - подросток - дядя, тетя
Воспитатель.
У кого из вас дома живет кошка или собачка? Что нужно, для того, чтобы котенок вырос в большую красивую кошку?
Дети: Нужно правильно кормить, давать мясо, рыбу, молоко. Гулять на свежем воздухе, ухаживать, играть.
Воспитатель.
Посмотрите на схему:
Слепой котенок - котенок играет - взрослая кошка
А теперь отгадайте загадку:
Встает на заре, поет во дворе,
На голове гребешок, кто же это? (Петушок)
А вы видели, кем был петушок до того, как стал взрослым петухом? Правильно - цыпленком. Давайте выложим схему:
Цыпленок в скарлупе - цыпленок подросток - взрослый петух
А что нужно было цыпленку, чтобы стать петухом?
Дети: Зернышки, солнышко, чтобы мама курица оберегала его, любила.
(Проводится игра «Курица и цыплята»)
Воспитатель.
У меня в волшебной баночке что - то находится. Определите на звук, что это? (Дети высказывают свои соображения)
- Давайте определим на ощупь, закройте глаза, я дам это каждому в руку, а вы скажите, что это.
Дети: Оно гладкое, твердое, маленькое, овальное.
Воспитатель.
Посмотрите, что у вас в руке. Да, это фасоль. Что надо сделать, чтобы зернышко стало живым?
Дети: Нужно много света, тепла, влаги, нужен дождь, сырость.
Воспитатель.
И что с ним станет?
Дети: Зерно прорастет, набухнет, оживет.
Психогимнастика «Зернышко»
Представь себе, что ты маленькое зернышко. Ты лежишь глубоко в земле и тебе очень одиноко. Вот ты почувствовал, что земля стала теплой, и тебе захотелось посмотреть, откуда идет свет и тепло. Ты потянулся вверх, и вдруг земля расступилась, и твой росток оказался на воле. Теплые лучи коснулись твоего тонкого и еще очень слабого стебелька, ветерок качнул тебя, то в одну сторону, то в другую, тебе захотелось расправить свои молодые зеленые листочки.
Солнышко нежно подхватило тебя за листики и потянуло вверх. Ты стал расти. Становишься крепче, сильнее, выше. Вдруг пошел дождь и теплые, крупные капли дождя стали стекать по твоим листочкам, стебельку, бутону. Ты стал пить дождевую воду и расти, расти, расти.
Влага напоила твой бутон, и он стал раскрываться, превращаясь в прекрасный цветок. Ты понял, что ты растешь, живешь, ты счастлив, что вдыхаешь свежий воздух, пьешь чистую дождевую воду и греешься в лучах золотого солнца…
- Ну, что ребята, понравилось вам быть зернышком? А что помогло вам пробиться сквозь землю и превратиться в прекрасное растение?
Дети: Это дождь, тепло, солнце, влага.
Воспитатель. У
нас в баночке зернышки фасоли, давайте посадим их в землю и будем за ними ухаживать. (Дети сажают семена).
Подводится итог.
- Мы посадили зернышки - фасолинки, а когда появятся ростки, мы будем наблюдать за их ростом и развитием.
(Дети рассматривают схему развития фасоли)
Зерно - росток - с листьями - с цветами - со стрючком.