Гуржапова Цырен-Дулма Гармаевна
Должность:
воспитатель
Учебное заведение:
МБДОУ Детский сад №15 "Радуга"
Населённый пункт:
г.Улан-Удэ
Наименование материала:
Методическая разработка
Тема:
"Конспект занятия по ФЭМП в средней группе Закрепление счета до 5"
Дата публикации:
01.04.2018
Раздел:
дошкольное образование
Конспект занятия по ФЭМП в средней группе
Закрепление счета до 5
Задачи: - закрепить умение соотносить цифру с количеством предметов;
- Продолжать учить различать количественный и порядковый счёт.
Закрепить
геометрических
пространственные
отношения:
слева, справа, вверху, внизу, в середине;
Воспитывать чувство взаимовыручки, желания придти на помощь.
Материал:
Конверт с заданиями. Геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник,
прямоугольник.
матрешка,
Образовательная область: Познание, речевое развитие.
Ход занятия:
Ребята, сегодня, когда я утром пришла на работу, вот эта собачка сидела на
крылечке и дала
мне вот это письмо. Давайте посмотрим, что же в этом
письме? (Достаю письмо и читаю детям)
“Меня зовут Джесси, я очень хочу в детский сад, но меня не берут. Мне надо
Дети, собачка просит о помощи, что же нам делать? Давайте ей поможем!
Н а у ч и м
с ч и т а т ь,
п о к а ж е м
– Ребята, у вас на столах разложены тарелочки, а в них цифры. Давайте
указывает,
показывают)
– Какая это цифра? (один)
правильно
показали,
Послушай
стихотворение про цифру один.
Вот один, иль единица –
Очень тонкая, как спица.
А теперь покажите цифру, которая указывает, сколько у Джесси глаз?
Посмотрите на Джесси, сколько у него глаз? (два)
– А вот какое стихотворение про цифру два:
А вот это – цифра два.
Полюбуйся какова:
Выгибает двойка шею,
Волочиться хвост за нею.
– Молодцы. Ребята, мы с вами читали сказку про медведей, которые живут в
лесу. Давайте их посчитаем, сколько их было.
Там жили… папа, мама и маленький медведь (показываю игрушки)
А теперь покажите цифру, которая указывает, сколько их?
– Сколько медведей было? Какую цифру нужно показать? (три)
А вот это – посмотри,
Выступает цифра три.
Тройка – третий из значков.
Состоит из двух крючков.
указывает,
(Подхожу с собачкой к ребенку).
– Посчитай сколько у собаки лап? (четыре). Правильно показали? (да)
Мы и про цифру четыре знаем стихотворение.
Гляди, четыре – это стул,
Который я перевернул.
Сколько пальцев у вас на руках? (пять) Покажите цифру 5.
Это- фокусник – пятерка.
Вы за ней следите зорко.
Кувыркнется – раз и два! –
Обернется цифрой два.
Джесси, теперь запомнил цифры? Тебе понравилось? А вам ребята?
Физкультминутка
В понедельник я купался, (изображаем плавание)
А во вторник – рисовал (изображаем рисование)
В среду долго умывался, («умываемся»)
А в четверг в футбол играл (бег на месте)
В пятницу я прыгал, бегал, (прыгаем)
Очень долго танцевал (кружимся на месте)
А в субботу, воскресенье (хлопки в ладоши)
Целый день я отдыхал.
(дети садятся на корточки, руки под щеку - засыпают)
Воспитатель:
попробуйте угадать геометрические фигуры (дети называют и показывают
фигуры из картона, которые лежат перед ними).
1. Прикатилось колесо,
Ведь похожее оно,
Как наглядная натура
Лишь на круглую фигуру.
Догадался, милый друг?
Ну, конечно, это … (круг).
2. На фигуру посмотри
И в альбоме начерти
Три угла. Три стороны
Меж собой соедини.
Получился не угольник,
А красивый… (треугольник).
3. Я фигура – хоть куда,
Очень ровная всегда,
Все углы во мне равны
И четыре стороны .
Кубик – мой любимый брат,
Потому что я…. (квадрат).
4. Он похожий на яйцо
Или на твое лицо.
Вот такая есть окружность -
Очень странная наружность:
Круг приплюснутым стал.
Получился вдруг…. (овал).
5. Растянули мы квадрат
И представили на взгляд,
На кого он стал похожим
Или с чем-то очень схожим?
Не кирпич, не треугольник -
Стал квадрат… (прямоугольник).
У вас на столах лежит лист бумаги, положите его перед собой на столе,
возьмите геометрические фигуры и слушайте внимательно:
в правом верхнем углу положите треугольник;
в левом нижнем углу положите: квадрат;
в правом нижнем углу положите: овал;
в левом верхнем углу положите: прямоугольник;
в середине круг.
А чтобы закрепить счет, давайте мы решим задачу, как расставлены
игрушки: Рядом с матрёшкой плюшевый мишка
Рядом с лисой зайка косой
А последняя - лягушка
Сколько игрушек расставлены? (Ставлю игрушки)
Какая игрушка на первом, на третьем месте?
А кто думает по другому?
На каком по счёту месте сидит Зайка?
Какая игрушка на пятом месте?
Сколько всего игрушек?
Что ж, ребята, я думаю мы Джесси помогли. Вам понравилось, как мы
помогали Джесси?
Дети: -Да.
Воспитатель: - А что вам больше всего понравилось?
Программное содержание:
1. Познакомить детей с числом и цифрой 4.
2. Познакомить детей с образованием числа 4.
3. Закрепить обобщающее понятие по лексической теме «Посуда».
4. Развитие мышления через отгадывание загадки.
5. Продолжать учить соотносить количество предметов и цифру.
6. Развивать тактильное восприятие через узнавание на ощупь количества предметов.
7. Развивать двигательную координацию через упражнения с четками, пальчиковую гимнастику.
8. Продолжать укреплять мышцы пальцев руки через массаж с массажными кольцами.
9. Продолжать развивать графомоторные умения через штриховку, обводку по пунктирным линиям и рисованием кругов.
ОБОРУДОВАНИЕ.
Кукольный театр: «Три медведя и маша», кукольная посудка, чашки-заготовки, цифры, счетные палочки, карандаши, четки, мягкие мешочки (на плотный картон нашить пуговицы, разное количество, сверху надеть мешочки из ткани), массажные кольца (су-джок).
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Организационный момент.
Давайте поздороваемся:
(Пальцами правой руки по очереди «здороваются» с пальцами левой руки, перекрестные движения – пожимают друг другу руки).
Здравствуй солнце золотое.
Здравствуй небо голубое,
Здравствуй вольный ветерок,
Здравствуй маленький дубок,
Мы живем в одном краю
Всех я вас приветствую.
(Сиротюк)
2. Устный счет.
2.1. -Проходите за столы.
Возьмите четки в кулачки, посчитаем до пяти.
Все вместе: 1,2,3…
2.2. «Мешочки».
У вас на столах лежат мягкие конверты. Возьмите их, и нашупывая пальчиками определите количество пуговиц.
Сколько пуговиц у Виолетты? И т.д.
Молодцы все справились.
3. Счет до 4-х, число и цифра 4.
3.1. – У нас сегодня гости. А кто, узнаете, если отгадаете загадку:
Он в берлоге спит зимой
Под большой сосной
А когда придет весна
Просыпается от сна.
Правильно Медведь.
Как вы догадались, что медведь?
Давайте пройдем, сядем на подушки и посмотрим, сколько к нам пришло медведей в гости?
Один, два, три. Три медведя.
Как гостеприимные хозяева, что мы должны сделать для гостей?
(напоить чаем)
Возьмем чашки и расставим вместе с детьми.
Сколько поставим чашек для медведей?
Что можно сказать о количестве чашек и гостей?
Их поровну. Гостей столько же, сколько и чашек.
— посмотрите, к нам пришла еще одна гостья – Машенька.
Пригласим Машу к столу.
Сколько теперь слало гостей? Посчитаем – 4.
Чего теперь больше: чашек или гостей? (гостей)
Как сделать поровну?
Правильно, нужно поставить еще одну чашку, и тогда их будет тоже …4.
3.2. Цифра 4.
Когда есть четыре предмета пишут цифру «4». (показ большой цифры).
А Маша решила убрать чашки и перевернула стульчик:
Уронила Маша стул в квартире,
Стал похож он на …четыре!
4. Закрепление образа цифры 4.
Михайло Потапыч и Марья Ивановна задали Мишутке и Маше задания, а они не могут с ними справиться. Давайте им поможем.
Они принесли их с собой в конверте.
Посмотрим, что там.
Вывешивается образец «Стул».
Что это?
Возьмите цветные листы бумаги и выложите из счетных палочек стул.
(справа – две палочки, слева — уголок).
А если вы аккуратно перевернете листок с палочками, у вас получится цифра …4
Молодцы, все справились с заданием.
5. Нахождение цифры 4 среди других цифр.
(Работа на карточках).
Найдите все цифры 4 и обведите в кружок, красным карандашом.
Молодцы и с этим заданием справились.
6. «Укрась чашечки».
Чтобы чашки были красивыми надо их украсить.
Задания разные для детей: дорисовать кружочки по пунктирным линиям, дорисовать половинки, заштриховать зеленым карандашом.
Сколько кружочков получилось у Димы?
У Данила?…
Покажите друг другу, какие чашечки у вас получились.
7. Массаж.
Чтобы пальчики отдохнули, давайте сделаем массаж. Встанем в кружок, возьмем массажные кольца.
(на каждый пальчик одеваем кольцо в соответствии со строчками стихотворения).
Толстый пальчик и большой, вдоль по улице пошел.
Указательный с порога, указал ему дорогу.
Средний рядышком бежал.
Безымянный топал рядом и корзиночку держал.
А мизинчик младший братец, на печи весь день лежал, никуда не побежал.
(на обеих руках).
8. «Магазин».
Михайло Потапович и Марья Ивановна попросили Машу и Мишутку сходить за покупками. Им нужно помочь.
Возьмите деньги.
Вот возьми Виолетта и купи столько вилок. (показ монеты-карточки с цифрой).
Сколько купишь вилок?
Сколько купила вилок?…..
Как назвать все эти покупки одним словом?
Посуда.
Чего больше: ложек или вилок?
Чего меньше: чайников или кружек?
Чего больше: кружек или тарелок?
Сколько тарелок? (3)
Сколько чашек? (4)
Как сделать поровну? (Добавить тарелку)
Что можно сказать про тарелки и чашки? Их поровну.
9. Итог
Молодцы. Со всеми заданиями справились. Помогли Маше и Мишутке.
Вспомним, как вы помогали им.
С какой цифрой познакомились?
Давайте пригласим Машу и Мишутку к нам на занятия, чтобы они вместе с нами учились и сами справлялись с заданиями, которые им задает Михайло Потапович и Марья Ивановна -Попрощаемся с гостями.
Конспект НОД по математике в средней группе
«Знакомство с числом и цифрой 4. Закрепление геометрических фигур и порядкового счета до 3»
Интеграция образовательных областей : «Познание» (формирование элементарных математических представлений, познавательно-исследовательская деятельность), «Физическая культура», «Коммуникация», «Социализация».
Виды детской деятельности : игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская.
Цели : упражнять в счете до 4, учить порядковому счету до 4; закрепить названия геометрических фигур; развивать пространственную ориентировку; приучать к выполнению действий по сигналу.
Планируемые результаты : имеет элементарное понятие о порядковом счете до 4, представление о геометрических фигурах; удерживает в памяти при выполнении математических действий нужное условие и сосредоточенно действует в течение 15-20 минут; с интересом участвует в подвижных играх.
Материалы и оборудование : игрушки : три медведя и кукла Маша , кукольная посуда, цифры , счетные палочки, геометрические фигуры.
Содержание организованной деятельности детей
Организационный момент.
Ребята давайте поздороваемся друг с другом.
Здравствуйте! Ты скажешь человеку.
Здравствуй! Улыбнется он в ответ.
И, наверно, не пойдет в аптеку.
И здоровым будет много лет.
Давайте, пожелаем здоровья друг другу и, скажем, здравствуй.
Игра «Чудесный мешочек»
В мешочке лежат разные объемные геометрические фигуры. Дети по очереди опускают руку в мешочек, определяет форму предмета, называет ее и вынимает фигуру. Остальные дети проверяют, правильно ли названа форма.
Рассматривая картинку, дети называют форму предметов, изображенных на картинке.
2. Счет до 4-х, число и цифра 4 .
– У нас сегодня гости из сказки. А кто, узнаете, если отгадаете загадку:
Он в берлоге спит зимой
Под большой сосной
А когда придет весна
Просыпается от сна. (Медведь)
Правильно Медведь.
Как вы догадались, что медведь? (спит в берлоге всю зиму, просыпается весной)
Давайте посмотрим, сколько к нам пришло медведей в гости?
Один, два, три. Три медведя.
(в работе можно использовать фланелеграф).
Как гостеприимные хозяева, что мы должны сделать для гостей? (напоить чаем)
Возьмем чашки и расставим вместе, сколько поставим чашек для медведей?
Что можно сказать о количестве чашек и гостей?
Их поровну. Гостей столько же, сколько и чашек.
Ребята, подойдите к столу, пока наши гости пьют чай, мы с вами немножко поиграем.
Покажите цифрой , сколько к нам пришло медведей? (3)
Положите на стол столько кругов, сколько ушек у одного медведя? (2)
Поднимите цифру , сколько на столе кружек красного цвета (1)
Посмотрите, к нам пришла еще одна гостья – Машенька.
Пригласим Машу к столу?
Сколько теперь стало гостей? Посчитаем – 4.
Чего теперь больше: чашек или гостей? (гостей)
Как сделать поровну?
Правильно, нужно поставить еще одну чашку, и тогда их будет тоже …4.
3. Подвижное упражнение «Под елочкой».
Подвигаемся немного вместе с мишками.
Вот под елочкой зеленой Встали.
Скачут весело вороны: Прыгают.
Целый день они кричали, Повороты туловища влево-вправо
Спать ребятам не давали. Наклоны туловища влево-вправо.
Кар-кар-кар! (Громко) Хлопают в ладоши над головой.
Только к ночи умолкают Машут руками как крыльями.
И все вместе засыпают. Садятся на корточки, руки под щеку – засыпают.
Кар-кар-кар! (тихо) Хлопают в ладоши над головой.
4. Порядковый счет до 4. Названия числительных.
Воспитатель прикрепляет на доску четыре одинаковых предмета, но разного цвета. Сначала дети считают предметы по порядку. Воспитатель спрашивает: «Какого цвета первый предмет? Второй?» и т.д. «Зеленый предмет какой по счету?» и т.д.
4. Закрепление образа цифры 4 .
Когда есть четыре предмета пишут цифру «4» . (показ большой цифры ) .
А Маша решила убрать чашки и перевернула стульчик:
Уронила Маша стул в квартире,
Стал похож он на …? четыре!
Посмотрите, а у меня тоже есть стул, только нарисованный.
Вывешивается образец
«Стул»
.
Мы можем выложить его из счетных палочек. Давайте посмотрим, из чего он состоит. Сколько понадобиться палочек, чтобы выложить стул? (4)
Присаживайтесь за стол, возьмите листы бумаги и выложите из счетных палочек стул.
(У детей на столе только 3 палочки) . (У нас не получается (Почему, не хватает палочек (Сколько не хватает) 1) Воспитатель дает детям еще по одной палочке и спрашивает : «А теперь, у вас получилось?» (Да) Сколько вам понадобилось палочек?
А теперь давайте аккуратно перевернем листок с палочками, какая у вас получилась цифра …4
Молодцы, все справились с заданием.
5. Закрепления геометрических фигур. «Собери бусы»
Маша с Мишуткой взяли без спроса мамины бусы, случайно порвалась нитка. Как вы думаете, что случилось с бусинками (рассыпались) .
Что теперь делать? Они просят вас помочь.
Посмотрите, у вас на тарелочках лежат геометрические фигуры, вот из них мы и выложим бусы.
Вы внимательно слушайте , какую фигуру я буду называть, такую вы и выкладывайте у себя на листе.
Напоминаю, выкладывать начинаем с лева на право. (Дети выкладывают бусы, после, сравнивают с образцом
«Черно-белое фото маминых бус»
,
с какой фигуры начинаются бусы (квадрат, после квадрата какая фигура идет (треугольник, а следующая фигура за треугольником
(круг)
Ну что ж и с этим заданием вы тоже справились, молодцы.
6. Рефлексия.
Со всеми заданиями справились!
Вспомним кому мы помогали?
Вспомним, как вы помогали им.
С какой цифрой познакомились ?
Что вы выкладывали из палочек? Почему у вас не получилось с первого раза?
Ребята, Машенька дарит вам цветы, но они необычные. На каждом цветке живет цифра, с которой мы сегодня познакомились , это цифра 4 .
Цель: показать уровень сформированности знаний детьми в разделе"Развитие математических представлений": счет, геометрические фигуры, сравнение двух множеств.
Образовательные задачи:
Закрепить с детьми количественный и порядковый счет в пределах 10
Закрепить умение использовать число, как итог подсчета
Упражнять детей в назывании соседей числа
Совершенствовать знания геометрических фигур: квадрат, круг, треугольник, овал
Совершенствовать умение решать задачи, увеличивая и уменьшая множества
Развивающие задачи:
Развивать умение зрительно воспринимать и запоминать информацию
Воспитательные задачи:
Воспитывать желание заниматься математикой, усидчивость, умение доводить начатое до конца
Оборудование и материал:
Пять воздушных шаров
Конверты с загадками
Плоскостные изображения сказочных героев
Наборы геометрических фигур, разноцветных кубиков
Ход занятия:
Дети заходят в группу и видят разноцветные шары.
Воспитатель:"Эти воздушные шары нам прислали жители Страны Сказок. Шары необычные, они с загадками. Если мы правильно отгадаем их, то окажемся в Стране Сказок. А как узнать, сколько их? "
"Давайте сосчитаем, сколько шаров? "(дети считают и отвечают)
"Первая загадка:
По тропинке к домику, что в лесу стоит,
Нужно этой девочке к бабушке скорей
Отнести корзиночку, посланную с ней
(Красная Шапочка)
На доске выставляется фигура Красной Шапочки
"Куда идет Красная Шапочка? Что она несет в корзинке? "
Пирожки
"Как узнать, сколько пирожков в корзинке? "
(дети считают и отвечают)
"Вы правильно выполнили задание, нам пора отправляться дальше".
Загадка:
Он не знает ничего
Вы все знаете его
Мне скажите без утайки
Как зовут его.? (Незнайка)
"Ребята, Незнайка составляет фигуры животных из разных геометрических фигур, но ему нужна ваша помощь. Какие фигуры вы знаете?
(дети называют фигуры и раскладывают в нужные места)
"Молодцы, вы помогли Незнайке! "
Воспитатель берет следующий шар и читает загадку:
Деревянным острым носом
Всюду лезет он без спроса
И даже дырку на картине
Сделал носом. (Буратино)
"Ребята, Мальвина дала Буратино задание:нужно найти соседние числа
(дети выбирают себе пару и вместе выполняют задание)
Их приглашают с другом Геной
На день рожденья непременно
И любит каждую букашку
Забавный, добрый. (Чебурашка)
"Чебурашке нужно решить задачи, одному ему не справиться, нужно помочь. "
(дети слушают условие, составляют задачи, записывают примеры и решают их при помощи счетных палочек)
"Молодцы ребята, Чебурашка благодарит вас, а мы продолжаем наше путешествие. "
Загадка:
Толстяк живет на крыше
Летает всех он выше
Если рано ляжешь спать
Ты с ним можешь поиграть
Прилетит к тебе в твой сон
Живой, веселый. (Карлсон)
"Дети, у него нет своего домика, есть только два набора кубиков. Нужно сосчитать количество кубиков в каждом наборе и сравнить, а затем сделать одинаковое количество, чтобы кубиков стало поровну и тогда Карлсон построит себе домик. "
(дети выполняют задание, Карлсон их благодарит)
"Молодцы, ребята, вы справились со всеми заданиями и жители волшебной страны дарят вам книгу со своими лучшими сказками! "
Пыстогова Олеся Павловна
Должность:
воспитатель
Учебное заведение:
МКДОУ "ДС №42"
Населённый пункт:
город Анжеро - Судженск, Кемеровской области
Наименование материала:
Конспект НОД по ФЭМП
Тема:
"Знакомство с цифрой 4"
Дата публикации:
10.01.2018
Раздел:
дошкольное образование
КОНСПЕКТ НОД по ФЭМП
Средняя группа
Воспитатель: Пыстогова О.П.
«Знакомство с цифрой 4»
Программное содержание:
1. Познакомить с цифрой 4, как знаком числа 4.
Упражнять
определять
обозначать
положение
предмета
относительно себя (право, лево).
3. Закрепить умение соотносить предметы между собой по величине, используя в речи
слова «большой», «поменьше», «самый маленький».
1. «Отгадай и запиши»
Воспитатель предлагает детям отгадать загадку:
Три пушистых кошечки
Улеглись в лукошечке,
Тут одна к ним прибежала,
Сколько вместе кошек стало?
Предложить детям нарисовать в прямоугольнике столько кружков, сколько кошек на
картинке.
Сколько нарисовали кружков?
Цифра четыре всех удивляет:
В локте согнутую руку
Никогда не опускает.
И. Блюмкин
Рассмотреть с детьми цифру 4, предложить обвести ее по точкам.
А сейчас я предлагаю вам проговорить чистоговорку: «У четырех черепашат по четыре
черепашонка». (Групповое и индивидуальное проговаривание.)
Ребята, я вам предлагаю найти цифру 4 среди множества других и обвести ее, как
показано на рисунке.
3. Физкультминутка «Считалка с башмачком»
Раз! Два! Три! Четыре!
По дорожке я скачу.
Раз! Два! Три! Четыре!
Дети скачут на двух ногах,
продвигаясь вперед.
Прыжки на месте.
Башмачок скакать учу.
Раз! Два! Три! Четыре!
Обломился каблучок.
Раз! Два! Три! Четыре!
Заблудился башмачок.
Дети приседают.
Разводят руки в стороны.
4. «Большой, поменьше, маленький»
В матрешке - матрешка.
В матрешке - матрешка.
А самая маленькая,
Как крошка.
Люблю я с матрешками
Часто играть,
Сперва разбирать их,
Потом собирать.
Собрать их недолго:
Минута, вторая -
И вырастет сразу матрешка большая.
Ребята, какого размера матрешки? (Ответы детей.)
Соедините линией матрешек одинакового размера.
5. Пальчиковая гимнастика «Четыре»
Раз, два, три, четыре,
Мы находимся в квартире,
Сосчитаем мы сейчас
Всё, что в комнате у нас.
Четыре стены, четыре угла
Четыре ножки у стола
У стула тоже четыре ножки,
Четыре угла у окошка,
На окне четыре горшка,
В горшках четыре цветка,
Хлопок ладонями, хлопок
кулачками.
Ритмичное сжимание и
разжимание кулачков.
Поочередное загибание
пальцев обеих рук.
У кота четыре лапы.
В люстре четыре лампы.
А теперь в своей квартире
Посчитайте по четыре.
Ритмичное сжимание и
разжимание кулачков.
6. «Закрась и нарисуй»
Стоит медведь на развилке дорог.
Где право, где лево, понять он не мог.
Но вдруг медведь в голове почесал
Той самой рукой, которой писал,
И мячик кидал, и шарик круглый держал.
Ребята, в какой руке мишка держит круглый шарик? (В правой, относительно себя.) А
овальный шарик? (В левой.)
Вам, необходимо раскрасить шарик в правой руке желтым цветом, а в левой
7. Самоконтроль выполненной работы.
Показать детям лист с правильно выполненными заданиями и предложить сравнить
образцом.
соответствует
попросить
нарисовать в правом нижнем углу зеленый кружок, если есть одна ошибка – желтый,
если ошибок много – красный.