Возрастной кризис – неотъемлемая часть взросления каждого ребенка. Постепенно развиваясь, малыш все больше знакомится с окружающим миром и его психическое восприятие меняется. Не стоит воспринимать кризис как нечто негативное. В психологии этот термин означает переход к чему-то новому, изменение понимания мира на более взрослое.
Уже давно выделено несколько этапов детских кризисов – одного года, трех лет, пяти лет, семи и, наконец, подростковый период. Все эти возрастные категории наиболее подвержены переменам в психике и каждый ребенок проходит через эти этапы по-разному. Задача родителей при этом – помогать ребенку преодолеть их.
Этапы психологического взросления
Самый ранний кризис у ребенка начинается в возрасте одного года. Именно в это время малыш начинает активно познавать мир. Он уже ползает, ходит и хочет изучить буквально каждый предмет. Ребенок пока не понимает того, что некоторые вещи могут быть опасны и не отличает их от других. Он бы с удовольствием играл с розеткой или горячим утюгом.
Родители должны быть максимально внимательны в этот период жизни ребенка. Не нужно физически наказывать его, поскольку малыш и так не понимает, почему вокруг столько ограничений. Спокойно подайте ребенку информацию в форме игры.
Самым лучшим вариантом для предотвращения интереса к опасным предметам будет не выпускать чадо из поля зрения.
В три года малыш уже начинает себя идентифицировать, понимать, что он отдельная, самостоятельная личность . Он хочет все делать сам, в том числе и взрослую работу. Не препятствуйте ему в этом, пусть ребенок немного побудет взрослым.
Попросите его помыть посуду, убрать игрушки. Дети этого возраста охотно и с радостью оказывают любую помощь. Старайтесь не накладывать много запретов, лучше предлагайте выбор, так ребенок почувствует, что ему доверяют.
Пять лет – этап очень сложный. Есть несколько возрастных особенностей такого периода:
- Подражание взрослым
- Управление эмоциональностью поведения
- Интерес к новым хобби и увлечениям
- Стремление к общению со сверстниками
- Быстрое формирование характера
Ребенок очень быстро развивается и часто ему бывает сложно с этим справиться.
Симптомы и причины кризиса
Резкая смена поведения малыша, его реакции на слова или поступки взрослых – это первый и самый явный признак перехода на новую ступень развития. В этом возрасте, наблюдая за родителями, ребенок хочет быть максимально на них похожим. Наверное, все помнят, как в детстве хотели быстрее повзрослеть. Но быстро повзрослеть не выходит, и ребенок начинает из-за этого нервничать и закрываться в себе.
Мозг малыша активно развивается, он уже знает, что такое фантазировать. Дети с удовольствием придумывают себе воображаемых друзей, сочиняют разные истории. Они успешно копируют манеру поведения мамы и папы, перекривляют их мимику, походку, речь. Возраст 5 лет характеризуется также любовью к подслушиваниям и подглядываниям, в ребенке растет любопытство по отношению к окружающему миру.
По наступлении кризиса ребенок замыкается, ему уже не очень хочется делиться с взрослыми своими успехами и неудачами. У малыша появляются разные страхи, начиная от боязни темноты и заканчивая смертью близких людей. В этот период дети крайне нервные и неуверенные в себе, они стесняются чужих людей, боятся начать общение с ними. Им все время кажется, что не понравятся взрослому. Иногда ребенок страшится самых обыденных вещей.
Поведение малыша меняется совершенно в противоположную сторону. Покладистый ранее ребенок становится неуправляемым, он не слушается, проявляет агрессию. Дети могут постоянно ныть, что-то требуя у родителей, плакать, закатывать неконтролируемые истерики . Раздражительность, злость очень быстро сменяют хорошее настроение. Переживая кризис, дети сильно утомляются и многие родители не знают, что делать, чтобы вернуть все на круги своя.
Можно понять родителей, впервые столкнувшихся с кризисом 5 лет у ребенка. Недоумение, даже страх – это основная эмоция поначалу. Однако взросление неизбежно, и часто родители, не понимая этого, считают, что ребенок просто манипулирует ими. Что же нужно делать, чтобы малыш с комфортом преодолел сложный этап?
Обеспечьте чаду спокойную обстановку. В семьях, где сами родители постоянно ругаются, ребенку будет морально тяжело справляться еще и со своими внутренними проблемами. Попытайтесь вывести его на разговор, понять, что не так, что его тревожит. Многие дети не сразу, но идут на контакт и начинают доверять родителям свои тайны и страхи. Продумайте, как успокоить ребенка и предложите совместное решение вопроса.
Несколько советов, как вести себя при истериках ребенка, дает доктор Комаровский:
Проявляйте к малышу внимание, всегда интересуйтесь им, его успехами. Привлекайте его к помощи по дому, разъясняя, почему важно, чтобы было чисто. Спокойное объяснение – это лучший способ дать понять ребенку, для чего нужны простейшие обязанности. Очень хороший результат дает рассказ о собственных удачах. Поделитесь ими с ребенком, можете также поведать и о своих страхах.
Пять лет – это уже не кроха, за которой нужно всюду следовать. Дайте малышу некоторую свободу действий, покажите ему, что он уже может быть самостоятельным. При необходимости общайтесь с ним как с взрослым, дети это очень ценят. Всегда поддерживайте его и не ругайте за ошибки. Взявшись за трудное дело и не справившись, малыш сам поймет, что зря не прислушался к совету.
Действия «под запретом»
Часто родители, столкнувшиеся с кризисом у ребенка, начинают мгновенно вводить массу табу и ограничений, кричать, расстраиваться, обижаться. Это делать ни в коем случае нельзя. Трудно в некоторых ситуациях сохранять самообладание, но взрослому это все же легче, чем ребенку, пока обладающему маленьким опытом. При правильной реакции взрослых на капризы и истерики кризис не затянется на долгое время.
Не нужно демонстрировать ребенку собственную агрессию и злость на его поступки, теряться и паниковать во время истерики. Реагируйте спокойно, сядьте и просто подождите, пока ребенок успокоится. Потеряв бурно настроенного зрителя, дети быстро приходят в себя. После этого можно вместе побеседовать и разобраться в причине капризов.
Помните, если вы будете вести себя также агрессивно, как и малыш, его поведение от этого только ухудшится.
Не контролируйте ребенка везде и всюду, постарайтесь пересилить себя и перестать его поучать. Хорошим вариантом будет вместе придумать обязанность, которая отныне будет исполняться только ребенком . Например, полить цветы. Поясните, что если их не поливать, они завянут. Покупка домашнего питомца – также огромный вклад в развитие самостоятельности у детей.
Агрессивность поведения пятилетнего ребенка выражается в том, что он начинает ломать, крушить попадающиеся на его пути предметы, обижает окружающих, часто не имеющих никакого отношения к его обидам. Родители, обычно, не могут найти объяснения таким действиям своих детей. Причина, которая провоцирует ребенка на агрессивное поведение, всегда есть. И выяснить ее – совместная задача родителей, педагогов и психологов.
Агрессивный ребенок в 5 лет может быть истеричным или манипулятором
Если в коллективе есть такой забияка-малыш, то благополучие в детской группе ставится под угрозу.
Типичные черты пятилетнего малыша-агрессора
Агрессивное поведение пятилетних детей выражается в том, что они теряют контроль, спорят со старшими, а со сверстниками ведут себя грубо и безжалостно. Такой ребенок ни за что не признается в своих ошибках, обязательно будет себя оправдывать и перекладывать вину на других детей.
Такие черты, как мстительность, завистливость, настороженность и подозрительность свойственны детям, склонным к агрессии.
Определение агрессивности у детей дошкольного возраста
Если понаблюдать за поведением пятилетних забияк, то можно заметить следующие признаки:
- ребенок постоянно пытается задираться, толкать или обзывать других детей;
- ему нравится что-нибудь ломать или разрушать;
- он постоянно пытается провоцировать окружающих, злит воспитателей, родителей или ровесников, для того, чтобы получить ответную агрессию;
- он сознательно не выполняет требования взрослых, например, не идет мыть руки, не прибирает игрушки, для того, чтобы его ругали. Причем, получив замечание, он может расплакаться для того, чтобы его начали жалеть. Именно так у агрессивного ребенка может «выходить» внутреннее напряжение и тревожность.
Агрессивные дети часто затевают драки
Почему дети в 5 лет бывают агрессивными
Причинами агрессивного поведения малыша в таком возрасте могут быть и обстановка в семье, и темперамент, и социально-биологические причины, и возрастная составляющая, и даже «личные» обстоятельства. С каждым ребенком необходимо разбираться индивидуально. Но систематизировать причины все-таки можно.
Семейная обстановка
Нелады в семье – это одна из серьезных причин, вызывающей гневливость у ребенка в 5 лет. Частые ссоры, семейные разбирательства провоцируют гнев ребенка. Он проецирует отношения в семье на окружающую среду.
Ссоры родителей — причина агрессивности
Безразличие со стороны родных – это еще один повод для агрессивного поведения малыша. В атмосфере равнодушия не налаживается эмоциональная связь ребенка и родителей. В пятилетнем возрасте детям такая связь очень нужна.
Отсутствие уважения к ребенку. Вследствие этого малыш не уверен в себе, начинает комплексовать и самоутверждаться.
Как правило, все эти чувства выражаются в проявлении гнева к окружающим и самому себе.
Чрезмерность контроля либо отсутствие такового также ведут к проявлению агрессии.
Семейные причины агрессивности
Причины личного характера
Личные причины, вызывающие агрессию, кроются в нестабильности и неустойчивости психоэмоционального состояния ребенка. Наиболее распространены следующие:
- Страх опасности. На уровне подсознания ребенок ожидает опасность. Бывает, что кроху терзают страхи, он не может определить, откуда ждать опасности, ему тревожно. Защитной реакцией в данном случае становится агрессивное поведение.
- Эмоциональную нестабильность часто называют причиной гнева детей пятого-шестого года жизни. В этом возрасте эмоциональное состояние дети контролировать не могут. Агрессия может скрывать плохое самочувствие или обычную усталость. Если в таком возрасте ребенку не давать возможность «сбросить» эмоции, то малыш будет справляться с ними путем немотивированных вспышек гнева. Причем, агрессия будет направляться на то, что попадется под руку.
- Недовольство собой. Бывает, что ребенок не доволен собой. Здесь следует сказать, что присутствует вина родителей, которые не смогли научить своего ребенка самоуважению. Да и себя малыш не умеет любить. А тот, кто не умеет себя любить, не может любить и окружающих. Поэтому к окружающему миру он относится отрицательно.
- Защитная реакция на чувство вины. Бывает, что агрессия детей вызвана чувством вины. Ребенок в пять лет уже может понять, что кого-то несправедливо обидел, может испытывать стыд за какие-то поступки. Но признать их он не может, поэтому чувство вины выражается так же в агрессивном поведении, причем, в адрес того, кого он обидел.
Причины ситуативного характера
Детскую агрессию могут спровоцировать определенные ситуации. Например, ребенок переутомился, его захлестнули впечатления от увиденного или услышанного, он просто плохо выспался. Все это может вылиться во вспышку гнева.
Проблемы с учебой могут вызвать вспышки агрессии
Иногда агрессию могут вызвать определенные продукты питания. Например, в крови может понизиться уровень холестерина, вследствие чего повысится агрессивность (это официально доказанный наукой факт).
Или, к примеру, вследствие чрезмерного употребления шоколада у ребенка могут наблюдаться вспышки гнева.
Окружающие условия так же способны стать причинами гнева детей. Сильный шум, вибрации, духота или пребывание в тесном помещении могут вызвать раздражение ребенка.
Количество шоколада и агрессия у детей взаимосвязаны
Замечено, что дети, постоянно проживающие в районах оживленных автомобильных трасс, недалеко от железной дороги, намного раздражительнее тех, которые живут в спальных районах.
Влияние темперамента на проявление агрессии
Тип темперамента так же оказывает влияние на проявление агрессии. Здесь есть один нюанс – исправить темперамент нельзя. Но, зная признаки каждого типа темперамента, можно скорректировать поведение ребенка.
Ребенку-меланхолику свойственно испытывать стрессы от участия в соревновании, от разных нововведений. Данные условия вызывают у них чувство гнева, но выражаются эмоции пассивно.
Есть мнение, что интернет и компьютерные игры способствуют возникновению агрессии
У флегматиков агрессия так же выражается, можно даже сказать, спокойно. Уравновешенность нервной системы позволяет обладателям данного типа темперамента держать себя в руках. Внешние проявления ярости встречаются у таких детей очень редко.
Сангвиники склонны к миролюбию и проявлять агрессию по отношению к другим детям не склонны. Агрессивен малыш сангвиник только тогда, когда исчерпает все возможности мирного решения вопросов.
А вот холерики с детства подвержены приступам ярости. Ребенок такого психотипа отличается крайней неуравновешенностью, нервозностью и вспыльчивостью. Чаще всего, они сначала совершают действия, а потом уже обдумывают свои поступки.
Причины социально-биологического характера
Признаки агрессии в пять лет у мальчиков бывают намного чаще, чем у их сверстниц. Именно в этом возрасте у детей начинается градация по половому признаку. Общественный стереотип о том, что мальчик должен быть сильнее, а значит воинственнее, чем девочка играет немаловажную роль.
Причины агрессивности разного плана
Причины социального плана в этой возрастной категории, так же имеют значение. Дети в 5 лет наблюдательны, они усваивают те системы ценностей, которые приняты в их окружении.
Так, ребенок из семьи, где к людям относятся в зависимости от их положения и социального статуса, может быть агрессивен по отношению к уборщице, а по отношению к воспитателю будет сдерживаться. Если в семье культ материального благосостояния, то ребенок уже в 5 лет примет эти ценности, как должное и будет направлять свою агрессию на тех, кто зарабатывает немного, к тем детям, у кого нет дорогих игрушек.
Насилие над ребенком может стать причиной агрессивности
Формы и цели проявления агрессии у пятилетних детей
Агрессия детей пятого года жизни может выражаться, как в физической, так и в словесной форме. Причем, агрессивное поведение может иметь либо психическую основу, либо эмоциональную. В чем причина агрессивности пятилетних детей? Чего они хотят добиться своим воинственным поведением?
А цели у детей могут быть следующие:
- выражение своего гнева и враждебности;
- попытка показать свое превосходство;
- запугать окружающих;
- добиться желаемого любым путем;
- попытка преодолеть какие-либо страхи.
Агрессия против других детей — самые частые проявления
Современными психологами различается 2 варианта проявления агрессии у детей данного возраста:
- Это импульсивная агрессия, которая совершается в истерическом состоянии, проявляется она стихийно и сопровождается очень высоким эмоциональным напряжением.
- Агрессия хищническая, которая, чаще всего, планируется в качестве способа получения желаемого. Например, сознательно ломая игрушку, ребенок устраивает агрессивную истерику для того, чтобы ему купили другую.
Причем, психологи отмечают, что дети, которые в 5 лет более развиты, выбирают тактику агрессии по второму варианту. Тогда, как менее развитые дети более склонны к импульсивным агрессиям.
Поведение детей от 4 до 6 лет характеризуется проявлением гнева по отношению к ровесникам. Дети в этот период начинают осознавать себя частью социума, поэтому у них возникают противоречия и обиды, причем, как реальные, так и надуманные. Именно эти чувства заставляют ребенка атаковать окружающих.
К каким последствиям может привести агрессивное поведение
Если пятилетний забияка постоянно пытается «задирать» сверстников, агрессивен по отношению к взрослым, со злобой относится к животным, очень чувствителен и обидчив, то к такому поведению надо отнестись с повышенным вниманием. Все эти симптомы в совокупности могут указывать на предрасположенность к насильственным действиям.
Родителям следует внимательно следить за своим ребенком и, если приступы гнева периодически повторяются, то необходимо обратиться за помощью к специалистам-психологам. Такое поведение – это действительно проблема, с которой надо бороться.
Драки в детском саду — последствия агрессивности
Какие факторы могут усилить агрессивное поведение пятилетнего ребенка
Педагогам, психологам и родителям следует быть очень внимательными, если
- ребенок испытал любое насилие;
- он наблюдал насилие в семье или у окружающих;
- видел насилие по телевидению;
- в семье есть лица, употребляющие алкоголь или наркотические вещества;
- если семья находится на стадии прекращения брака;
- в семье, где есть только мама, родители не имеют работы и мало обеспечены;
- в доме хранится огнестрельное оружие.
Родители должны научить ребенка быть терпеливым, уметь управлять эмоциями. Семья должна ограничивать своего малыша от негативного воздействия окружающей среды. Но изолировать малыша невозможно. Следовательно, с малышом надо разговаривать, учить его справляться с негативными эмоциями.
Многочасовой просмотр телевизора приводит к вспышкам неконтролированной агрессии
Что стимулирует повышенную агрессию
- Риск повышения уровня агрессии у детей 5 лет возникает, если у конкретного ребенка нарушается взаимопонимание со сверстниками, малыш начинает ощущать свою изолированность. Результатом становится повышенная агрессивность. Родители и педагоги должны помочь избавиться ребенку от этого, попытаться настроить малыша позитивно и изменить его поведение.
- Есть и еще один фактор, который стимулирует агрессивное поведение – это недостатки в воспитании. Бывает, что родители просто поощряют озлобленность ребенка к окружающему миру.
- Депрессии, встречающиеся у детей, так же являются стимулами гневливости.
- Конечно, фактором, который стимулирует агрессию, являются и отклонения психического развития. Это различные состояния, пограничные с шизофренией и паранойей.
- Аутичные и умственно отсталые дети так же подвержены агрессивным выпадам. Поведение таких детей может быть агрессивным вследствие разочарований, обид, неспособности справиться с эмоциями.
- Деструктивные расстройства так же могут стимулировать агрессивное поведение.
Для того чтобы справиться с агрессивным поведением ребенка 5 лет, нужно выяснить причину и стимулирующие факторы гневливости.
Родители тех детей, которые склонны к агрессии, должны научиться управлять поведением своих малышей. С ребенком должен быть налажен позитивный контакт, родители должны хвалить его за хорошее поведение.
об опасности наказаний
В 5 лет ребенка нельзя наказывать физически. Агрессивного ребенка такое наказание не остановит, наоборот, проблема усугубится. Если детей, склонных к агрессии, наказывают, то они начинают хулиганить чаще, но утаивают свои поступки.
В таком случае психика ребенка может пошатнуться, у него возникнет желание насилия. Детей такого поведения относят к группам повышенного риска. Во взрослом возрасте эти дети имеют риск получить психические заболевания.
Психологами считается, что общая проблема родителей – это ссоры детей со своими сестричками и братиками. Если ребенок так себя ведет по отношению к родным, то с незнакомыми детьми, он просто может стать неуправляемым.
Задача родителей – научить ребенка 5 лет основам социального поведения и навыкам управления эмоциями.
Одним из вариантов являются занятия единоборствами, где ребенок познает не только основы самообороны, но и научится правильному поведению.
Педагоги и родители должны дать понять детям, что все вопросы можно решить мирным путем, научиться оценивать ситуацию и владеть своими эмоциями.
Как снизить агрессивность ребенка при помощи игровой деятельности
«Игрушка в кулаке»: Дайте задание ребенку закрыть глаза. Пусть он возьмет в руку игрушку или конфету. Затем малыш должен сильно зажать в кулаке этот предмет. Через несколько секунд надо попросить раскрыть ручку. Сюрприз, который ребенок увидит в ладони, станет приятным сюрпризом.
«Мешочек с гневом»: Дома надо завести «мешочек гнева». В этот мешочек ребенок буде «складывать» свои агрессивные эмоций. Если взять обычный шарик, но вместо воздуха закачать его крупой или песком, то появится емкость, где прячутся отрицательные моменты. Этим мешочком пользуются, чтобы избежать агрессии.
«Тух-тиби-дох». Если ребенок начал злиться, то надо предложить ему походить по комнате, произнося фразу: «Тух-тиби-дох».
Слова должны произноситься очень активно, со злостью. Как только малышу станет смешно, надо перестать говорить эти слова.
Методы устранения агрессии
Когда Вы увидите, что поведение ребенка становится агрессивным, он раздражается, то предложите ему нарисовать свои чувства или слепить их из пластилина или соленого теста. В процессе работы, расспрашивайте ребенка о том, что он делает, какие чувства испытывает. Эти действия отвлекают от агрессивного настроя.
Вместе с ребенком изготовьте небольшую подушку «для злости» Как только ребенок начинает раздражаться, попросите его не нервничать, а просто поколотить руками по подушке. Истерика постепенно сойдет на «нет».
Занятия спортом — способ снять агрессивность
Дайте разъяснения, что драться и нападать на других – это не решение проблем. Если он будет агрессивным и злым, то с ним никто не будет дружить.
Другие способы:
- Ребенка в 5 лет пора ознакомить с правилами поведения дома и вне дома. В 5 лет ребенок уже сможет выполнять основные требования и подчиняться установленным правилам.
- Если вы знаете, что ребенок прислушивается к Вам, то чаще его хвалите.
- Очень эффективна и сказкотерапия. На примерах действий сказочных героев можно научить ребенка понимать, какие поступки дурные и как не надо себя вести.
- Агрессивному ребенку 5 лет необходима физическая нагрузка. Если дети будут заниматься спортом или получать иные физические нагрузки, то на гнев не останется времени.
- Если ребенку надо «скинуть» отрицательны эмоции, то направьте его гнев на…старые газеты: пусть он порвет их на мелкие кусочки.
- Можно купить ему молоточки из пластика или дерева и дать возможность стать «барабанщиком» — пусть стучит по подушкам.
- Дайте ребенку 5 лет лист ватмана и разрешите маркером нарисовать то, что он желает. Затем пусть изобразить хорошие, добрые чувства.
- Хорошим способом преодоления агрессии может стать участие в театральных постановках. Можно взять любые игрушки и разыграть сценку. А можно предложить придумать сценку самому.
5 лет – это возраст, когда вчерашний несмышленыш буквально на глазах превращается в рассудительного и самостоятельного дошколенка, демонстрируя своим родителям множество новых навыков и умений. В некоторых западных странах в 5 лет дети уже идут в школу, так как зарубежные психологи считают, что именно с этого возраста психика ребенка готова к постоянным занятиям. У нас в стране в 5 лет большинство детей продолжают посещать детский сад, но не всегда этого бывает достаточно для эффективной подготовки детей к поступлению в школу и успешного обучения в ней. Поэтому, каждому родителю пятилетнего малыша нужно знать, что должен уметь ребенок в 5 лет и на что нужно обратить внимание при подготовке к школе.
Физическое развитие детей в 5 лет
В 5 лет происходит очередной скачок роста ребенка – дети быстро растут и за год могут «вытянуться» вверх на несколько сантиметров. Поэтому стоит уделить особое внимание питанию 5-летнего ребенка – оно должно не только соответствовать возрасту, но и содержать повышенное количество белков, жиров, минералов и витаминов, особенно кальция и железа – веществ, необходимых для роста костей и мышц. Очень важно в этот период сократить в рационе количество «вредных» углеводов – мучного, особенно сладкой выпечки и печенья, конфет и других сладостей, а также исключить фаст-фуд, газированные напитки и консервированные продукты. Все вышеперечисленное сильно нагружает пищеварительную систему и способствует быстрому насыщению и набору лишнего веса, но, зато, практически не содержит полезных веществ и витаминов, из-за чего растущий организм может начать испытывать острую нехватку полезных веществ.
В 5 лет рост девочек составляет примерно 100-116 см, а вес – 17-21 кг, мальчики в этом возрасте уже заметно крупнее и тяжелее – 105-120 см и 19-25 кг соответственно. Здоровый пятилетний ребенок большую часть дня проводит в движении – он много и охотно бегает, пробегает 100-200 м без остановки, легко прыгает с высоты 30-40 см, умеет перепрыгивать через скакалку или прыгать на одной ножке, а также легко сохраняет равновесие на гимнастической стенке, брусьях или на одной ноге. Родители 5-летних детей замечают, как сильно изменились движения и навыки их малышей по сравнению с прошлым годом. В 5 лет дети хорошо управляют своим телом и ощущают его в пространстве, их движения становятся более точными и скоординированными, растет сила и выносливость всех групп мышц ребенка.
Так, 5-летний ребенок во время бега или ходьбы не должен спотыкаться или падать без внешних причин – не замеченных препятствий, неровностей почвы и так далее.
Любимыми играми в этом возрасте становятся всевозможные догонялки, прятки, жмурки, игры с мячом, скакалкой и упражнения на шведской стенке. Если раньше ребенку не хватало сил подняться по канату или залезть на самых верх лестницы, то теперь он с легкостью делает все это или сидит на перекладине, устойчиво сохраняя равновесие.
Нервно-психическое развитие
По мнению психологов, именно с 5 до 7 лет полностью формируется характер человека, его основные жизненные позиции, отношение к миру и окружающим, привычки и характерные особенности личности, поэтому родителям 5-ти летних детей нужно не только тщательно следить за своим поведением и поступками, но и тщательно контролировать все, что они говорят.
В 5 лет обучение ребенка различным навыкам и умением выходит на новый качественный уровень – малыш легко запоминает буквы, цифры и уже умеет делать простейшие логические выводы и заключения. Родители, которые начали обучать детей чтению и письму в возрасте 3-4 лет, отмечают – насколько тяжело шло обучение до 5 лет и как быстро воспринимают информацию дети после пяти лет.
В этом возрасте дети должны хорошо ориентироваться в окружающем пространстве, знать свои паспортные данные, день рождения, адрес, легко отвечать на вопросы окружающих и рассказывать, кто он такой, кто его родители, чем они занимаются, что делает сам малыш, как прошел его день и так далее. Одним из основных показателей нормального развития ребенка в этом возрасте считается его умение самостоятельно находить себе занятия, наличие основных бытовых навыков и хорошее ориентирование в окружающем мире – он должен знать, где он живет, где лежат продукты, что такое магазин, как переходить дорогу и так далее.
В 5 лет малыш должен знать, какое сейчас время суток, времена года – кратко описывать каждое, давать объяснения своим действиям и поступкам окружающих и знать, что и зачем он делает: «я одеваюсь, чтобы не замерзнуть; сплю, чтобы отдохнуть и чищу зубы, чтобы они были здоровыми».
Если малыша в 5 лет уже готовят к поступлению в школу, важно чтобы он знал:
- все буквы – различал их звучание и написание, очень хорошо, если он будет знать, где гласные и согласные звуки;
- цифры, а также владел основами счета – мог посчитать предметы, хотя бы в пределах 5-ти;
- цвета – знал не только основные цвета, но и оттенки и мог привести пример предметов разного цвета – «яблоко – красное, цыпленок – желтый»;
- геометрические фигуры и мог нарисовать основные – линию, точку, круг, квадрат, треугольник;
В возрасте 5 лет важно, чтобы у ребенка была связанная речь, он мог составить короткий рассказ из 5 -6 предложений, повторить короткую сказку и выучить стихотворение из 2-3 четверостиший.
Кроме того, пятилетний ребенок должен уметь определять логически связь событий – по картинкам показывать, что было в начале, что затем и чем все закончилось, складывать картинку из 5-10 разрезных частей, находить лишние предметы, нелепицы и объединять картинки в группы по основному признаку.
В этом возрасте дети уже должны уметь по образцу лепить из пластилина простейшие фигурки, рисовать несложные сюжетные картинки, резать ножницами не только по прямой, но и по кругу и изломанным линиям, делать аппликации из бумаги.
Бытовые навыки ребенка в 5 лет
В 5 лет ребенок уже почти способен сам следить за своим внешним видом и не требовать помощи от взрослых в обычных повседневных делах – одевание, умывание или прием пищи. Все, что требуется от родителей пятилетки – это предоставить малышу все необходимое для выполнения привычных ему действий и проконтролировать результат. В 5 лет дети должны не только самостоятельно одеваться и есть, но и помогать родителям, в этом возрасте и мальчики и девочки могут принимать участие практически во всех домашних делах – от приготовления пищи до генеральной уборки. Не стоит пренебрегать помощью ребенка, даже если его работа далека от совершенства и обязательно нужно требовать от малыша ежедневно выполнять свои обязанности – это поможет избежать ссор и непонимания между родителями и детьми в будущем. Ведь подростки, которых не приучали к домашней работе с детства, искренне не понимают, что изменилось и почему они должны тратить свое драгоценное время на такие скучные и противные дела, как уборка, если раньше мама прекрасно справлялась со всем самостоятельно.
Социальное развитие малыша в 5 лет
Большинство детей в этом возрасте не испытывают особых проблем в общении, они легко находят общий язык со всеми и при необходимости могут обратиться к незнакомым детям или взрослым, охотно разговаривают и играют с теми, кто проявил интерес к ним. Если малыш стесняется сам подойти и познакомиться с другими детьми или не может заговорить в присутствии посторонних, родителям стоит обратить на это свое внимание — такая застенчивость может стать причиной серьезных проблем в будущем. Самое главное – ни в коем случае не высмеивать малыша и не пытаться его пристыдить, демонстрируя, «как надо» или приводя в пример других детей, так можно добиться только обратного результата. Лучше ненавязчиво создавать ситуации, в которых малыш будет вынужден общаться с взрослыми – например, покупая что-то в магазине, разговаривая с тренерами, знакомыми и так далее. А также помочь ребенку найти общий язык с детьми во дворе или на детской площадке, например, вместе с ним начав запускать воздушного змея, играя в интересную игру или придумав какое-нибудь совместное занятие – стоить снежный город, крепость из песка и так далее. Важно не оставлять ребенка наедине с детьми, надеясь, что он сам сможет общаться с ними, а играть и разговаривать вместе с ним, помогая ему преодолеть свою застенчивость.
Справиться с проблемами в общении можно с помощью кукольного театра или сюжетных игр, где ребенок сможет «проиграть» разные ситуации и понять, как можно обратиться к незнакомым людям, о чем говорить с ровесниками или как просто подойти и предложить поиграть.
Девочки и мальчики в 5 лет
Именно в возрасте 5 лет девочки и мальчики окончательно понимают и принимают свои социальные роли, связанные с полом. До этого дети воспринимали разницу между полами, как что-то временное и не слишком важное, а вот после 5 лет все меняется. В этом возрасте дети четко осознают свою половую принадлежность и агрессивно реагируют на попытки «изменить» ее. По наблюдению психологов и педагогов, родители 5-летних мальчиков и девочек по-разному ведут себя по отношению к своим детям, девочек чаще хвалят, больше обращают внимание на их потребности и внешний вид, тогда как от мальчиков требуют определенных достижений, строже обращаются с ними и не дают им открыто проявлять свои эмоции. Такое поведение во многом интуитивно – родители понимают, что девочке нужно больше заботы и поддержки, а вот мальчики больше оценят доверие родителей и возможность самостоятельно осваивать новые горизонты и совершать свои маленькие подвиги.
В воспитании детей по-прежнему важнейшим является личный пример родителей – девочки учатся быть женственными и ласковыми, как мама, а мальчики – пытаются подражать своим отцам в немногословности и спокойствии.
Екатерина Михайловна Пашкина
Главный врач ЦКБ г.Омска
Время на чтение: 4 минуты
А А
Последнее обновление статьи: 02.06.2019
К пяти годам у детей физическое и психологическое развитие переходит на следующую фазу, они становиться окрепшими. Нервно воспринимают, во что им одеваться и как выглядеть, начинают смотреть на себя, сравнивают с другими. Начинает развиваться нервная система, что существенно влияет на поведение. Нервно относятся к спорам, где приходится отстаивать точку зрения, однако, не капризничая, а наоборот, как взрослые люди, приводя доказательства. В это время ребенок физически активен и силен. Может пробежать 200, а то и 300 метров и не устать. В 5 лет хорошо развита координация движений, они ловки и легко справляются с такими задачами, как поймать мяч или ударить, при этом, не промахиваясь.В пять лет у детей хорошая память, неважно мальчик это или девочка. Благодаря феноменальной памяти, дети способны запомнить только что услышанное слово неважно русское оно или английское. Малыш может запоминать большие стихотворения, смысл которых может даже не понимать. Он нервно стремиться узнать у взрослых, что обозначает то или иное слово. Примерный запас слов составляет – 2500 слов. У него получается довольно просто и понятно излагать мысли. При этом он уже не путается в понятиях, а если допускает ошибку, то стремиться ее исправить.
Уход за пятилетним малышом
В пять лет ребенок уже умеет чистить зубы, поэтому ему уже можно давать пасту. Многие педиатры советуют душ по утрам, что пойдет на пользу в будущем. Благодаря утреннему душу, малыш сможет получить заряд бодрости на весь день, а также постепенно будет закаляться. В этом возрасте стоит приучать аккуратно, относиться к своим вещам. Например, нужно научить малыша вешать одежду на спинку стула, после того, как он ее снял. Данная процедура имеет несколько преимуществ – это приучение к опрятности и не мятая одежда, которую не нужно искать по всей комнате.
Можно приучить умывать лицо мылом. Это выглядит примерно так: нужно сказать ему, а лучше показать, чтобы он закрыл глаза и аккуратно, не растирая кожи, наносил мыльный раствор на лицо. Для этого нужно использовать дорогое мыло, либо какое-нибудь очищающее средство, безопасное для нежной кожи.
Рацион пятилетнего ребенка
Рост ребенка начинает замедляться, если его сравнивать с первыми годами жизни. Поэтому нужда в калорийной пище пропадает, а вот пища с жирами и белком наоборот становиться необходима. Калорийность дневного питания должна быть равна 2000 калорий. На белки и жиры в рационе должно приходиться поровну. Данная система питания не будет перегружать организм, в тоже время чувство голода пропадет надолго. Также стоит обращать внимание на присутствие в рационе фруктов и овощей, лучше чтобы они были по сезону. Особенности детского рациона необходимо учитывать, чтобы его пищеварительная система была здоровой, что также влияет на развитие личности.
Распорядок дня малыша
В 5 лет необходимо приучать к порядку в доме. Особенностью этого возраста считается то, что большинство детей с удовольствием спешат на помощь взрослым, например, пыль протереть, убрать игрушки, помыть посуду. Именно поэтому в список дел на день нужно обязательно включить уборку. Для этого придется ограничить время на игры и развлечения. Если малыш ходит в секции или кружки, тогда это стоит учесть, а вот время, затраченное на дорогу до этих мероприятий можно чем-то заполнить, например, разучивать стихи или просто рассказать что-то новое. В режим необходимо включить четырех разовое питание и дневной сон, длительностью от 1,5 до 2 часов в день, игры и прогулки.
Занятия с ребенком в 5 лет
Чтобы развить хорошую речь у детей, уже в пять лет с ним нужно заниматься скороговорками и считалочками. Для этого их необходимо проговаривать, сначала медленно, а затем увеличивая с каждым разом темп. Благодаря таким тренировкам малыш будет говорить лучше, у него будет хорошая дикция и отличное произношение. Сегодня существуют специальные считалочки, повторяя которые, можно научиться говорить и считать. Необходимо также приступить к изучению букв, для этого можно подыскать подходящие игры, буквари и азбуку.
Для развития логического мышления у малыша подойдет одна очень хорошая игра – найди лишний предмет или слово. Для этой игры можно подобрать несколько картинок, например, это могут быть картинки с животными или любимыми персонажами.
Нужно познакомить детей с цифрами, для этого можно купить интересные раскраски, где для получения числа необходимо соединить точки в определенной последовательности.
Игры и игрушки пятилетнего ребенка
С этого возраста дети все чаще стараются проводить время со своими сверстниками. В компании таких же мальчишек и девчонок будет интересно любому, ведь они вместе могут играть в такие игры, как:
- дочки-матери;
- войнушка;
- школа.
Они зачастую делают в играх собственные правила, вводят денежную валюту – это могут быть фантики или какие-либо бумажки, их также можно распечатать на принтере или приобрести в книжном магазине. Дети так втягиваются в процесс, что игра порой может продолжаться часами.
В 5 лет детей уже можно отдавать в спортивные секции и школы, благодаря чему можно быть всегда в отличной физической форме. При их выборе стоит учесть желание ребенка и его способности. К этому возрасту подходят, такие секции, как:
- фигурное катание, подходит для мальчиков и девочек;
- гимнастика для девочек;
- легкая атлетика для всех;
- плавание в бассейне для мальчиков и девочек;
- хоккей для мальчиков;
- футбол, в который сегодня берут всех подряд,
- единоборства, больше подходит для мальчишек.
Кроме спортивных секций, есть еще музыкальные и танцевальные секции и кружки. Детей можно записать в музыкальную школу на специальность фортепиано или отвести в танцы, если он любит двигаться. Если малыш талантлив в художественной деятельности, то самое время отвести его в художественную школу или школу искусств. Не нужно уговаривать или принуждать к посещению занятий, на которые ходить у него нет желания. Это может привести к скандалу и нервному состоянию ребенка, что нежелательно скажется на психофизическом развитии.
Одним из любимых занятий с самого раннего возраста остаются лепка из пластилина и рисование, собирание пазлов, чтение сказок с любимыми героями, складывание из кубиков. Детей также привлекает прослушивание детских песенок, часто они сами их напевают. Некоторые ребятишки увлекаются коллекционированием, например, фантиков от конфет или разных жетончиков. Многие ребята очень продвинуты и уже в пять лет с компьютером на «ты», особенно это касается мальчиков, они любят поиграть в компьютерные игры на тему войны и разных стрелялок. Родителям стоит следить за тем, сколько времени дети проводят за монитором, ограничивать время за ним до 30 минут в день. Частое время провождение за компьютером, серьезно отразиться на его нервах.
Домашнее воспитание ребенка
В пять лет ребенка нужно учить правилам, как дома, так и в людных местах. Объяснить это нужно, в детстве, так чтобы он понял, чтобы со временем родителям было не стыдно за поступки своих чад.
Часто дети грубят родителям, пытаются устанавливать в доме свои правила. Не нужно из-за этого кричать и ругаться. Нужно просто поговорить с малышом и объяснить, что так делать не хорошо, что он огорчил маму. Такими действиями можно вызвать чувство стыда, только тогда он сможет раскаяться. Не стоит заставлять его насильно брать вину на себя, он должен подойти к этому самостоятельно. Родителям нужно на собственном примере показать, какими должны быть взаимоотношения между родными в семье. Если папа кричит на маму, а она в нервном состоянии бьет посуду. Требовать от детей хорошего поведения в этом случае бесполезно. В этом возрасте у ребенка развивается нервная система, поэтому такое поведения родителей может губительно сказаться на его психике.
Кроме этого ребенка обязательно нужно научить хорошим манерам, это сформирует его развитие личности. Следует рассказать, как нужно обращаться к старшим. При встрече со знакомыми, говорить «Здравствуйте», а при встречах с друзьями, сверстниками «привет», прощаясь говорить «пока». Стоит также научить говорить – «спасибо», «пожалуйста», чтобы он мог вежливо попросить о помощи и наоборот поблагодарить за нее. Во время воспитания можно пользоваться методами психологического воздействия – поощрения и наказания.
Наставления для родителей
Пять лет – это первый юбилей любимого малыша. Замечали ли вы, как меняются привычные особенности детей. На любом этапе развития личности могут возникнуть некоторые проблемы и сложности. Стоит знать о них, чтобы правильно себя повести, когда они возникнут. К примеру, в пятилетнем возрасте у мальчиков и девочек есть такая особенность, связанная с фантазией.
Если вы заметили, что ребенок великий выдумщик не стоит это нервно воспринимать и говорить, что это ложь. Наоборот, следует с ним вдвоем помечтать и пофантазировать, а потом сказать, что так на самом деле так не бывает.
Часто дети поступают так, чтобы на них обратили внимания взрослые. Однако если малыш начинает выдумывать для собственной выгоды, чтобы его не наказали, нужно это пресечь. Поговорить с ним, рассказать, что скрывать правду это трусость и очень плохо и если ты провинился нужно отвечать за поступки и даже нести наказание.
Читайте далее:
Периоды кризисов, капризов и истерик позади. Следующий этап взросления - это становление характера малыша, при котором, обычно, он в 5 лет вредничает, не слушается и делает все наоборот . Что должны знать об этом возрасте мамы и папы? Какими должны быть их действия?
Почему ребенок не слушается в 5 лет? Основные причины
Непослушание в этом возрасте не стоит приписывать к каким-то возрастным кризисам. Это зависит от ряда других факторов, основным из которых является неправильный подход к воспитанию.
Мамы и папы считают, что малыш уже взрослый, может обслуживать себя, постоянный контроль не требуется, а значит, можно уделять ему меньше внимания. Ответом ребенка является протест, при котором он не слушается, делает все наоборот.
Дети - это зеркало родителей. От того как ведет себя папа/мама будет зависеть и поведение крохи. Если ребенок абсолютно не слушается, присмотритесь к своим действиям и реакциям на некоторые вещи, это поможет понять вам причину непослушных поступков вашего чада.
Также можно выделить следующие причины.
- Гиперопека .
Чаще всего, в этом процессе мама играет главную роль: обслуживает уже самостоятельного малыша и принимает решения за него, вследствие чего, он протестует.
- Недопонимание.
Если ребенок в пять лет грубит и не слушается, это значит, что в семье часто игнорируют и не уважают желания крохи.
- Плохое самочувствие или настроение.
Поговорите с чадом, выясните причину его непослушного поведения.
- Обида.
Маленький ребенок не слушается из-за того, что родители несправедливо поругали или наказали его. А если это случилось при посторонних, ждите военных действий.
- Потеря веры в себя.
Взрослые, не понимая последствий своих слов, постоянно твердят малышу, что он все делает неправильно, и вообще, он хуже других: невнимателен, медлителен, не умеет правильно мыслить и т.д. Поверьте, если это ежедневно повторять взрослому, он точно растеряет всю уверенность в себе, а теперь представьте, что произойдет с маленькой крохой. Не делайте этого, если не хотите чтобы ваш малыш вырос неудачником.
О распространенных причинах детского непослушания и ошибках родителей при воспитаниии, смотрите в данном видео:
Ребенок не слушается в 5 лет: что делать? Рекомендации родителям
- Обращайтесь к детям с уважением. Следите за интонацией, избегайте приказного тона.
- Анализируйте свое поведение. Вам не нравится, что малыш вам лжет? А теперь посчитайте, сколько раз обманывали его вы. Искать проблему нужно не в детях, а в себе. Сначала изменитесь сами, а лишь потом требуйте изменений в поведении вашего сорванца.
- Уважайте и учитывайте детские желания. Бесспорно, очень удобно когда родительские желания совпадают с детскими, но вот только это невозможно без уважения. Ребенку 5 лет, не слушается, огрызается? Это результат навязывания родительского мнения.
- Уделяйте достаточно внимания малышу . Конечно, заботиться о нем, как о двухлетнем, не стоит, но родитель должен интересоваться о жизни крохи. Спросите, как его дела в детском саду, что у него нового, нормально ли он ладит с друзьями.
- Не обижайте. Это не значит, что не надо наказывать за проступки. Но даже если ребенок 5 лет вообще не слушается, не стоит его унижать и, тем самым, травмировать детскую психику. Выбирайте правильные методы наказания, которые действительно помогут ребенку понять ошибку и больше ее не повторять. Своим мнением по данной теме делится известный психолог Дмитрий Карпачев:
- Не пренебрегайте запретами. Для формирования дисциплинированной, организованной и ответственной личности, в процессе воспитания, необходимо использовать запреты . Но родители должны объяснять сыну или дочери причины этих ограничений, а не просто повторять слово «нельзя».
- Почаще прикасайтесь к малышу, гладьте его, обнимайте. Для восстановления хороших отношений между родителями и крохой, тактильный контакт важен в любом возрасте .
- Время без воспитания. Каждый день выделяйте час для простого общения с крохой , без указаний и критики.
- Занимайтесь общим делом. Если пятилетний ребенок не слушается, истерит и капризничает, это поможет вам наладить отношения и открыть друг друга с новой стороны. Например, можно сделать вместе скворечник для птиц, приготовить семейный ужин под руководством юного повара или включить в ежедневное расписание совместную утреннюю зарядку.
- Проявите интерес к миру малыша. Интересуйтесь его жизнью, увлечениями, планами . При возможности, можно вместе посмотреть любимый мультфильм крохи. В такие моменты, не стоит включать строгого родителя: критиковать и учить жизни. Будьте просто другом.
- В случаях когда гиперактивный ребенок не слушается, старайтесь понимать и принимать его желания и предпочтения. Почаще говорите с малышом, попросите его помочь вам в каком-то деле или поиграть вместе в игру (не активную), почитать, сложить пазлы или наклейки. Таким образом, вы укрепите дружеские отношения, а также научите непоседу усидчивости .
Советы известного педиатра Е.О. Комаровског о о том, как правильно воспитывать гиперактивных детей и какие основные нюансы должен знать родитель, смотрите в данном видео:
5 летний ребенок не слушается: полезное видео
Ребенок 5 лет не слушается родителей, дерется, убегает и делает все назло? Что маме и папе делать в такой ситуации, на что обратить внимание? Как воспитать счастливую, уверенную и самостоятельную личность? Ответы ищите в данном видео: