Отданием называется последний день попразднства двунадесятых и великих праздников, длящих много дней (у великих недвунадесятых праздников попразднства и отдания нет). В ортодоксальной литургике он сопровождается не меньшими торжествами, чем сам день праздника . Какой же сакральный смысл несет в себе это церковное действо, иное название которого - аподосис - переводится с греческого языка как «возвращение »?
Традиция праздновать самые известные и важные события христианской жизни несколько дней пришла в новозаветное богослужение с Ветхого Завета - в Пятикнижии Моисеевом Господь говорит Израилю: «…в течение семи дней приносите жертву Господу; в восьмой день священное собрание да будет у вас, и приносите жертву Господу: это отдание праздника, никакой работы не работайте » (Лев. 23:36). Эта же заповедь народу Божиему повторяется и Книге Чисел: «В восьмой день пусть будет у вас отдание праздника; никакой работы не работайте; и приносите всесожжение… » (Чис. 29:35-39).
Отдание является не чем иным, как возвращением верующего сердца к переосмыслению праздника спустя определенное время. В раннехристианские времена это практиковалось строго на 8‑й день. Обычай посвящать 8-й день попразднества «ушедшему» великому событию сохраняется в литургике и неправославных церквей на протяжении многих веков - 8-дневный период, начинающийся в день самого праздника и заканчивающийся отданием, сегодня именуется в них октавой.
Сложно сказать, было ли празднование отдания распространено в поместных неиудейских христианских общинах с самых первых, апостольских, времен. Но история доносит до нас верные сведения о том, что уже при императоре Константине І проходили 8-дневные празднования в честь освящения храмов-базилик городов Иерусалима и Тира. Позже такая традиция распространилась на двунадесятые ежегодные праздники, и в IV веке начало повсеместно служиться отдание Пасхи и Пятидесятницы, а на Востоке - еще и Богоявления и, позже, Рождества Христова. Примерно в XVII веке появляется традиция празновать отдания дней памяти угодников Божиих - в частности, святых первоверховных апостолов Петра и Павла, святого Лаврентия, римского мученика-архидиакона, святой мученицы Агнессы.
Во время богослужения, приуроченного к отданию праздника, по литургической традиции, поются и читаются все песнопения и молитвы этого дня. При отдании двунадесятых праздников совершается утреня с великим славословием, а во время литургии читаются Апостол и Евангелие дня. Особым по значению временем попразнства наделено Фомино воскресенье, или Неделя Антипасхи. Во время этой недели и самого дня отдания праздника воспоминается история уверения Фомы неверующего, принято читать кондак, причастен и прокимен Антипасхи и святого апостола.
В Православной Церкви существуют праздники, отдание которых в силу различных исторических причин не служится. К таковым в наши дни относятся, например, Покров Пресвятой Богородицы, Рождество и Усекновение честной главы святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, Обрезание Господне и день памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Традиции христианского богослужения, как видим, меняются (и это закономерно, так как Церковь - живой богочеловеческий организм, без перемен она существовать не может), но суть остается прежней.
Говоря об отдании церковного праздника, митрополит Вениамин (Федченков) пишет, что Господь иногда дает Благодать, связанную с тем или иным событием, именно в этот последний день попразднства. Почему? Наверное, по той же причине, по которой Христос, сначала скрывшийся от глаз узнавших его Луки и Клеопы, потом является вновь своим ученикам. Человек не может в полной мере осознать ценность того, что от него не отдаляется хотя бы на время. Чтобы усвоить сакральное понятие и умом, и душой, нужно проникнуться им на протяжении нескольких дней, а затем отпустить во время отдания, с нетерпением ожидая его возвращения. Субботство, то есть празднование Ветхого и Нового Завета вряд ли можно намертво привязать к какому-либо календарному дню - это, скорее, особое состояние.
Именно поэтому субботами в ветхозаветных Писаниях называются и день недели, и календарные даты, и даже годы. Отдание праздника - это также «суббота Господу Богу твоему». Храня в себе ощущение попразднства 8 дней, христианин учится чувствовать часть Божией Благодати постоянно - и это самый верный шаг к достижению того, о чем говорит Священное Писание: «Царствие Божие внутрь вас есть » (Лк.17:21).
В день отдания праздника, как и в сам праздник, положено по возможности избегать любой работы и творить дела милосердия во славу Божию. А еще это прекрасное время для того, чтобы критически посмотреть на собственную веру, найти те слабые места в ней, которые нуждаются в Помощи и Врачевании Божиих. Каждый может и, пожалуй, должен спросить себя: пойду ли я на это празднование отдания, как на саму службу в «красный» день церковного календаря? Осознаю ли, в какой чистоте и святости следует держать мои мысли в честь дня, когда явилась особая Господня Благодать? Могу ли я в отдание праздника принести положенную жертву Богу, которая в новозаветное время выражается не в крови тельцов и козлов, а в том самом, описанном святым царем и пророком Давидом, «духе сокрушенном»?
И вообще - знаю ли я, насколько важен этот завершальный цикл воспоминания Церкви о Божием празднике? Только понимание всего этого поможет определить, насколько настоящая или, наоборот, формальна собственная вера. Понять это следует не для того, чтобы укорять и уничижать себя без конца, но чтобы, поняв и приняв то состояние своей души, которое есть, неустанно двигаться к лучшему. К достойному отданию земной жизни и воссоединению со Спасителем.
Конечно, сейчас уже не апостольские времена, и далеко не каждый работающий человек может позволить себе в завершение попразднства пойти на службу и причаститься, как полагается. Но отдание, как и память о празднике, следует хранить в сердце. Это - прежде всего…
Виктория Матвеева
Источник: Pravda.ru
Сроки отдания некоторых праздников в православной церкви
Праздник | Дней попразднства | Отдание |
Рождество Богородицы
8 (21) сентября |
4 | 12 (25) сентября |
Воздвижение Креста Господня
14 (27) сентября |
7 | 21 сентября (4 октября) |
Введение во храм Пресвятой Богородицы
21 ноября (4 декабря) |
4 | 25 ноября (8 декабря) |
Рождество Христово
25 декабря (7 января) |
6 | 31 декабря (13 января) |
Крещение Господне (Богоявление)
6 (19) января |
8 | 14 (27) января |
Сретение Господне
2 (15) февраля |
0…7 | 2 (15) февраля…9 (22) февраля |
Благовещение Пресвятой Богородицы
25 марта (7 апреля) |
1 | 26 марта (8 апреля) |
Пасха | 39 | среда, 6-я седмица по Пасхе |
Преполовение Пятидесятницы
среда, 4-я седмица по Пасхе |
7 | среда, 5-я седмица по Пасхе |
Вознесение Господне
четверг, 6-я седмица по Пасхе, 40-й день |
8 | пятница, 7-я седмица по Пасхе |
День Святой Троицы
воскресенье, 7-я седмица по Пасхе |
6 | суббота, 1-я седмица по Пятидесятнице |
Преображение Господне
6 (19) августа |
7 | 13 (26) августа |
Успение Пресвятой Богородицы
15 (28) августа |
8 | 23 августа (5 сентября) |
Не имеют отдания (а также предпразднства, попразднства) праздники:
— Рождества Иоанна Предтечи
— Усекновения главы Иоанна Предтечи
— Обрезания Господня
— Покрова Пресвятой Богородицы
— Святых первоверховных апостолов Петра и Павла.
Просим ваших святых молитв и посильной помощи. Возможно кто-то из Вас захочет приехать в Оленевку на денек, или недельку, или месяц: потрудиться во Славу Божию на клиросе, алтарником, звонарем. Нужна помощь в келии: принимать паломников, провожать на родник, к дубу, на святую могилку; помогать в уборке храма, келий и территории вокруг.
Жильем и питанием все будут обеспечены. Желающим поселиться на святом месте навсегда поможем купить домик или усадьбу для строительства жилья.
Председатель Приходского Совета
Елизавета Михайловна Егорова
Последние события
- 27 января 2018 .
27 января 2018 года, в день отдания праздника Святого Богоявления, дежурный клирик Петропавловского храма г. Пензы иерей Алексий Рой совершил Божественную литургию в храме Иоанна Оленевского.
Богослужебные песнопения исполнила певчая Серафимовского храма г. Пензы Ольга Денисова.
После Литургии, верующие помолились на молебне с акафистом священноисповеднику Иоанну Оленевскому.
По окончании молебна священнослужитель поздравил всех присутствующих с отданием праздника Святого Богоявления - Крещения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, причастников с принятием Святых Христовых Таин и преподал молящимся благословение.
Стоит отметить, праздничную службу посетили пензенские паломники.
Напомним, отданием праздника Крещения Господня завершается цикл Рождественских праздников. Крещение - двунадесятый праздник и имеет 4 дня предпразднства и 8 дней попразднства. И вот сегодня - Отдание этого праздника - последний из дней попразднства, отличающийся большей торжественностью, в богослужениях которого содержится значительная часть молитвословий и песней, петых в самый праздник. Поэтому считается, что если кто очень хотел причаститься в Праздник, но не смог по каким-то причинам - можно причаститься в Отдание - служба совершается более торжественно, чем в обычный день и на ней звучат молитвы и песнопения самого праздника.
Двунадесятые праздники - цикл двенадцати важнейших годовых праздников русского православного литургического календаря. Определение «двунадесятые» происходит от славянского количественного числительного «двунадесять» (или «дванадесять»), то есть «двенадцать». (Пасха, как «праздников праздник», пребывает вне данной классификации.)
Как видим мы теперь, в богослужении содержится такое обилие мыслей, что все их крайне трудно не только изложить, но иногда даже и подметать. В заключение, однако, нам хотелось бы хоть кратко указать на них.
- 1. Некоторые думают, что крещением Господним установлено и наше крещение. Это верно. Но в богослужении очень мало указаний на это; однако есть.
- 2. Христос явился именно для спасения грешников: грешником и мытарем за множество милости Твоея явился еси, Спасе наги (тропарь вечерни Крещенского сочельника). Это известно и сказано. Но вот далее стих, повторяющийся как припев: да и где бо имел бы свет Твой воссияти, токмо на седящие во тьме? Слава Тебе! Как это умилительно!
- 3. Что разумеется под «огнем» (Мф. 3:11), которым имеет крестить Господь? Причем сказано: «и огнем», после слова «Духом». По Евангелию от Матфея (3, 12), согласно пониманию самого Крестителя, нужно разуметь огонь наказания, мучение во аде: и соберет (Господь) пшеницу Свою в житницу, а солому сожжет огнем неугасимым. Но в богослужении под «огнем» понимается благодать Духа: остави, о Иоанне, креститися Господа, огнем и Духом очищающаго всю тварь, на сие бо прииде – освятити земныя (то есть людей) и водное естество (5 янв. светилен).
Христос приходит крещеные источити спасеныя огнем Духа (4 янв. седален по 2-й кафизме). Огнем Божества невещественныя… Иорданскою облагается водою (6 янв. 1-я песнь канона утрени). Но в другом месте поется: Огнем крестит конечныя Христос противныя, а не Бога мудрствующих Его. Духом же обновляет водою благодати разумливыя (разумевающих, познавших) Божества Его (там же песнь 6-я). Значит, понимание в богослужении – двоякое; но мысли их не противоречат.
- 4. Как обычно, на другой день праздника, совершается «собор» того, кто служил событию: после Рождества – собор Божией Матери, ибо Она послужила Рождению Сына; после Благовещения – архангелу Гавриилу, благовестившему Ей; ныне – Предтече, который крестил Господа. «Собор», то есть собрание священников или из одного храма («соборне»), или они сходятся из других храмов города, а в монастырях – несколько иеромонахов, вместо одного служащего. Потому и главный храм города лишь один называется «собор»: в нем несколько служащих.
Но мне хочется отметить сейчас слово Господа, повторяемое и в богослужении, что он – больший всех пророков (Мф. 11:11). И это понятно: он крестил Господа; он видел сошедшего Святого Духа; слышал глас Отца. Болыний «из рожденных женами». Но как с этим примирить дальнейшие слова Господа: но меньший в Царстве Небесном больше его. Святой Иоанн Златоуст толкует эти слова в том смысле, что под «меньшим» здесь разумеется Сам Христос, больший «в Царстве Небесном». Такое толкование можно принять по существу. Да и ученики Крестителя, по привязанности своей к нему, считали, что он «больше» всех.
Но у святого Исидора Пелусиота дается иное толкование (а он был чтителем и последователем Златоуста): да, ученики – правы; Иоанн среди рожденных плотски, по естеству (женами), – больше всех. Но всякий рожденный по благодати (Ин. 3:3-6), самый меньший, последний, – «больше его». Этим Господь указывает на ту истину, что благодатное рождение, для чего и пришел на землю Господь, выше всякого естественного, как и Иоанн ниже не только Христа, но и всякого благодатно удостоившегося Царства Небесного, Царства Божия. А это и нужно было доказать сомневавшимся ученикам Иоанновым: Христос тем паче выше Иоанна!
Хотя трудно доказать историческими справками, но нужно думать, что празднование главных событий из Христовой жизни – рождения, крещения, воскресения и вознесения и проч. – современно самому христианству. Конечно, и крещение людей началось, по заповеди Христовой, с момента Пятидесятницы. Апостол Петр в своей речи к народу, – на вопрос слушателей: что же нам делать? – отвечал: покайтесь и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа (Деян. 2:37-38).
И совершенно невероятно, чтобы христиане не чтили крещение Самого Господа.
В Постановлениях апостольских (около начала христианства) сказано: «Да будет у вас (христиан) в великом уважении день Явления, в который Господь явил нам Божество Свое; да будет он в шестой день десятого месяца» (Кн. V, гл. 13). «Богоявления праздник да празднуют, понеже в той день бысть явление Христова Божества, свидетельствовавшу Ему Отцу в крещении, и Утешителю Святому Духу в виде голубине, показавшу предстоящим Свидетельствованного» (Кн. VIII, гл. 33). Во II веке, на празднование Крещения Господня и на то, что пред этим совершалось ночное бдение, указывает ученый святой Климент Александрийский († 217), бывший прежде язычником, а потом принявший христианство («Строматы». Кн. I, XXI, с. 407). От III века остались «Слова» ученого папы Римского Ипполита († 235) и святителя Григория Неокесарийского, Чудотворца († 270).
В IV веке говорили проповеди святые отцы Григорий Богослов, Василий Великий, Иоанн Златоуст, Амвросий Медиоланский, Августин и т. д. – Вот краткие исторические данные о праздновании Крещения Господня.
Хоть кратко, но проведу здесь параллель между этими двумя крещениями.
а) Пред крещением Господь услышал пугливое возражение Иоанна Предтечи: я требую от Тебя, как высшею, крещения; и Ты ли грядеши ко мне? А Господь ответил ему прикровенно: Оставь, то есть не возражай, так надлежит нам исполнить всякую правду, то есть то, что должно. И Иоанн, не смея более возражать, тотчас приступил к крещению (Мф. 3:14, 16).
В самом деле, если бы простой смертный мирянин осмелился благословить священника или архиерея, хотя бы ему и предложено было это, – не стал ли бы он возражать с испугом?! – Вероятно. А ведь Иоанн доселе крестил, как больший. Но теперь пред ним стоит Сам Господь Бог!
б) Но почему же Христос не сказал ему ясно, в чем же причина такого необычною поручения?
Господь эту тайну оставляет без объяснения. И так должно! Все Божественные тайны необъяснимы.
Они потом могут быть открываемы лишь Духом Святым. А до тех пор нужно иметь послушание и верить. Так и поступил смиренный Предтеча.
И нам, священнослужителям, приступая к крещению кого-либо, нужно тоже просто верить. Господь так сказал Иоанну. Так повелел, без объяснения, и апостолам пред вознесением: Шедше, научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына, и Святаго Духа (Мф. 28:19). Так заповедует нам две тысячи лет Церковь. Да и как объяснить – непостижимое уму?!
Но пред крещением совершается еще отречение от диавола. Господь, входя в воду, со властию сокрушил его. Так и мы отрекаемся от державы, от власти его. И священник читает молитвы отречения. Слушая их, я не раз думал: нам, священнослужителям, эти молитвы нужно читать просто с верою; ведь не в нас сила, а в Боге: на Него и должны уповать. Потому нужно молитвы читать со спокойствием и твердою верою, но в душе – смиренно! Действует само призываемое имя Божие! Это нам нужно хорошо усвоить! Когда же крещающий говорит крестному: «Дунь и плюнь на него», то есть на диавола, то мы не должны стыдиться этого, а смиренно, но и дерзновенно сделать это; иначе не мы попираем его, а он – нас, через ложный стыд.
в) После этого «разверзлись небеса»; так и теперь для нас открывается вход из державы диавольской в Царство Божие.
г) Но для этого входа необходим Дух Божий: на место подданства диаволу – Божий Дух, Божие настроение. Христос получил Святого Духа как знамение иного духа. Так и человек непременно должен креститься.
д) После этого над Христом раздался глас Отца, что Он есть Сын Его возлюбленный. Так и мы, крестившись во имя Святой Троицы, делаемся теперь «сынами» Божиими по благодати.
е) Христос, вышедши из воды, пошел в мир и встретился с держателем его, диаволом, но с помощью Духа Святого победил его. Так и нам, после крещения, чрез миропомазание сообщаются благодатные силы для благочестивой жизни и для борьбы со злом – во всю нашу жизнь.
Обычно под Рождество, под Крещение, под Пасху я служу в домовой архиерейской церкви… Только здесь я могу читать полностью всё: стихиры, и каноны, и все паримии. В соборе все это пропадает и сокращается…
И плачется сладко… И о творении мира… И о дивных чудесах Божиих… Даже одно имя «Бог» настолько трогает, что с большим трудом сдерживаешься от рыданий…
Непостижимость – скажут иные… Но меня эта непостижимость и влечет… Ее хочется… И ум ничего не может возразить: это воистину все было! Как радостно! И слезы радости и восторга текут сладко…
А ведь я – недостойный… Что же у святых? А что в Царстве Божием?
Прошел светлый праздник Рождества Христова; наступил другой светлый праздник: Просвещение – Крещение Христово, бывшее 30 лет спустя по Рождестве Христовом. С этого времени надлежало Иисусу Христу вступить в открытое, славное Свое служение спасению человеческого рода.
Для чего, спросите вы, крестился от Иоанна безгрешный, святейший Господь? – Для того, братия мои, чтобы освятить для нас воды крещением Своим и чтобы установить и узаконить для нас таинство святого крещения, чрез которое все мы очищаемся от скверны греха и возрождаемся в новую, духовную, благодатную жизнь, освящаемся и делаемся чадами Божиими (Ин. 1:12), народом святым, царственным священством (1 Пет. 2:9), наследниками Божиими и сонаследниками Христовыми (Рим. 8:17). Видите, сколько и каких великих даров делаемся мы участниками чрез крещение! Помните это и дорожите, крепко дорожите тем, что вы – народ крещеный, народ Божий и Христов, и ведите себя достойно высокой) звания христианского, живя в добродетели и удаляясь всякого греха.
Пробегая мыслию время до рождества Спасителя, мы встречаем здесь людей, водящихся в жизни и вере собственным омраченным умом и растленным сердцем, своими страстями, погруженных в нечестие и разврат. Они в то время, по слову пророка, приложились скотам несмысленным и уподобились им, между ними не было творящего благостыню, не было даже ни одного. Вера вединого истинного Бога – Существо всесвятейшее – не имела места в людях этих времен. Слава нетленного Бога изменена была в подобие образа тленна человека и птиц и четвероног и гад (Рим. 1:23). Люди не знали своего Творца и подобающую Ему честь воздавали различным тварям, которые сами должны служить своему Создателю. Вместо того чтоб поклоняться и служить со страхом и трепетом Владыке и Судии мира, человек поклонился твари.
Диавол, этот исконный враг человеческого спасения, истощил всю свою хитрость адскую, все злобные усилия для того, чтобы из темной области своей проложить путь всем порокам в бедный род человеческий, возлюбивший паче тму, неже свет (Ин. 3:19). И это нечестие, этот разврат делали их сынами погибели, добычею ада. Избавителя не было; он еще не явился. Но вот настает предопределенный конец времен. Растление людей дошло до последней крайности. Сам человек чувствует совершенное бессилие и изнеможение в борьбе со страхом и сильно желает и ожидает вышней помощи, – и милосердный Бог посылает единородного Сына Своего на землю подать всесильную помощь совершенно изнемогшему и нуждающемуся человечеству, разогнать густой мрак, покрывавший человечество, и осветить седящих во тме и сени смертней светом Своего богоразумия. Вот Он разрешити осуждение грядет Адама первозданнаго (ирмос 5-й песни 1-го канона праздника), коего преступление низвергло в эту тьму всех его потомков, и Сам, как Бог, не нуждаясь в очищении, падшего человека очищает в Иордане, в котором, убив вражду, разделявшую человека с Богом бездною непроходимою, дарует людям мир… превосходяй всяк ум (Флп. 4:7). Они просвещаются святым крещением и начинают уже вкушать тот духовный райский покой, который Спаситель обещает всем трудящимся и обремененным в этом мире. Люди перестают водиться собственными страстями в своей жизни и, как заблудшие овцы, получившие опять доброго Пастыря, следуют Его гласу и по Нем идут. Вместо прежнего подобия скотам несмысленным является в них теперь во всей чистоте и силе утраченное подобие Божие; вместо искаженною образа Божия является образ, восстановленный во всем величии, так что люди соделываются народом избранным, царским священием, языком святым, людьми обновленья (1 Пет. 2:9). Мир, лежащий во зле, с пришествием на землю Источника всякого добра начинает постепенно выходить из глубины зла. Тма проходит и свет истинный уже светит (1 Ин. 2:8); люди в радости спешат просветиться Им и ищут насладиться Его спасительными плодами. Дела диавола разрушены; времена его темного владычества над миром миновали; небо примирилось с землею; для людей приблизилось Царствие Божие; вместо чад гнева они наречены сынами Божиими.
Истинное покаяние прогоняет греховную тьму, грех и виновника греха диавола, живущего и царствующего в сердцах грешников, и водворяет в сердце верующего и покаявшегося Царство Небесное, Царство правды, мира и радости в Духе Святом, Царство Христово – Царство Небесное, Царство благодати, которое есть Церковь Его, это благодатное на земле Царство, в котором подаются нам все Божественные силы к животу и благочестию.
Что такое Царствие Божие? – Это то же, что Царство Христово, или Сам Христос, пришедший во плоти; Царство правды и святости, мира и радости в Духе Святом, прощение грехов, сыноположение, или усыновление, нас, грешных, – чрез веру и крещение и прочие таинства – Богу; дерзновение пред Богом; удаление от всех земных пристрастий и взирание горе, к Богу; горячая любовь к Богу и ближним; сила и власть над страстями и над демонами, строящими непрестанно козни над людьми и ищущими ввергнуть во всякие грехи и погубить их; Царство Божие есть непрестанное восхождение от добродетели, от земли на небо, от тления к нетлению, от смерти к бессмертию, от временной и исчезающей жизни к жизни, конца не имеющей. Так как мы и в начале были созданы бессмертными по душе, со способностию к бессмертию и по телу, и уклонились в смерть, пагубу, в тление по своей вине.
Царство Небесное, или благодать Христа Спасителя, во время земной жизни нашей повсюду тайно и явно следует за нами и готово вселиться в нас, в наше сердце, если найдет в нас самих расположением готовность к нему.
Благодать везде, во всякое время ищет спасения грешника, ибо дорогою ценою куплено спасение наше (cp.: 1 Кор. 6:20). Она с тобою и дома, в уединении тайно озаряет твой ум, твое сердце, по временам располагая его к покаянию или к благодарности за бесчисленные благодеяния Божии, она беседует с тобою и в пути; стучится к тебе и в общественных собраниях; и при твоих трудах умственных и физических, и везде готова открыть тебе свои святые матерние объятия, только бы ты опомнился, очувствовался, уверовал, смягчился, просветился. И многих, многих спасает тайно и явно благодать Божия, извлекая из бездны грехов различными, одному Богу известными способами. Так близко к нам всегда Царствие Божие, и так удобно нам везде спасение, если только мы желаем жить по вере и дорожить своим спасением. Господь наш Иисус Христос чрез Свое воплощение, чрез Свое житие на земле, чрез Свое учение, чудеса, страдания, смерть, воскресение и вознесение на небо, излиял на землю, или, лучше, на ЦЕРКОВЬ, всю бездну Своей благодати, излиял целое море благодати: приходи всякий и черпай воду спасения, сколько хочешь. Почерпите воду с веселием от источник спасения, вопиет пророк (Ис. 12:3). У верующего в Меня, говорит Господь, потекут из чрева реки воды живой (Ин. 7:38).
Пользуйся благодатию покаяния, приступай с умилением и с дерзновением к Тайнам Христовым, поучайся в храме и дома догматам и таинствам веры; слушай и читай Писания; пой, славословь, благодари Господа, глаголюще себе во псалмех и пениих и песнех духовных (Еф. 5:19), – и вот ты в Царствии Божием, и в тебе Царствие Божие.
Так близко Царствие Божие, Царствие Небесное на земле: оно с нами живет, в двери наши стучится, к желающим и кающимся входит и приносит свои чистые, нетленные, животворные блага правды, мира и блаженства духовною.
Но если к нам так близко Царство Небесное и так готово всегда нас объять, в нас вселиться, – то мы безответны будем пред Богом, если удалимся сами от Царствия Божия.
Братия! покайтеся: приближи бо ся Царствие Небесное.
Отдание праздника
так называется последний день попразднества великих или дванадесятых праздников. Этот день отличается от дней попразднества большей торжественностью богослужения; присвоенное ему последование удерживает большую часть тех молитв и песней, которые были петы в самый праздник. Отдания праздника были приняты при организации богослужения в IV в. и преимущественно для главных праздников: Пасхи, Пятидесятницы и Рождества Христова; в последующее время церковь, для большей торжественности, присоединила их и к другим великим праздникам.
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. - С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон . 1890-1907 .
Смотреть что такое "Отдание праздника" в других словарях:
ОТДАНИЕ праздника, последний день попразднства (см. ПОПРАЗДНСТВО) двунадесятых праздников (см. ДВУНАДЕСЯТЫЕ ПРАЗДНИКИ) и некоторых великих праздников, отмечаемый особым богослужением … Энциклопедический словарь
Отд’ание пр’аздника (Лев.23:36 ; Чис.29:35) завершение праздника (в оригинале: «торжественное собрание», срн. 3Цар.8:65). (см. попразднество) … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.
отдание\ праздника - отд’ание пр’аздника (Лев.23:36 ; Чис.29:35) завершение праздника (в оригинале: «торжественное собрание», ·срн. 3Цар.8:65). (см. попразднество) … Полный и подробный Библейский Словарь к русской канонической Библии
Отдание Праздника - последний день попразднства. См. Попразднство … Православие. Словарь-справочник
Отдание праздника - день, завершающий попразднество … Православная энциклопедия
Отдание праздника - термин обозначения конца попразднества дванадесятых и великих праздников. Отд. празд., или последний день попразднества великих праздников, знаменуется особо торжественным богослужением, во время которого исполняются все молитвы и… … Полный православный богословский энциклопедический словарь
Отдание праздника Вознесения Господня - Празднование Вознесения Господня, которое совершается в сороковой день после Пасхи, имеет один день предпразднства, и восемь дней попразднства. В пятницу седьмой седмицы (недели) после Пасхи празднуется Отдание (окончание) праздника Вознесения. В … Энциклопедия ньюсмейкеров
Отдание праздника Пятидесятницы - совершается в следующую после праздника субботу; в 2010 г. празднуется 29 мая (16 мая по строму стилю). Пятидесятница (греч. Pentekoste), величайший христианский праздник, празднуемый в пятидесятый день Пасхи в память сошествия Святого Духа на… … Энциклопедия ньюсмейкеров
Отдание праздника Преполовения Пятидесятницы - В среду 4 й седмицы (недели) после Пасхи в православной Церкви празднуется Преполовение Пятидесятницы, то есть половина времени от Пасхи до Пятидесятницы. В 2010 году этот день выпадает на 5 мая (22 апреля по старому стилю). Предпразднства этот… … Энциклопедия ньюсмейкеров
Отдание праздника, также аподосис (греч. απόδοσης отдача, возвращение; греч. τέλος του Πάσχα отдание Пасхи; англ. leave taking), в православном богослужении последний день попразднства многодневного, как правило, великого праздника … Википедия
Заключающий день огромного христианского праздника, отмечают верующие христиане 8 декабря 2018 года. Отдание, взяло свое начало в празднике Введения во храм Пресвятой Богородицы, когда родители Святой Девы Марии ввели ее в Храм Господа, чтобы Дева начала исполнять свое святое предназначение.
Предыстория торжества Отдание праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы
Величайший праздник христианства Отдание праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы входит в ряд Богородических праздников христиан по всему миру.
Первым в этой серии отмечается праздник Введения Святой Девы Марии в Храм Господний, который начинают отмечать 4 декабря. Именно в этот день начинается Рождественский, пост, это один из двух крупных постов в христианской вере, который заканчивается 7 января.
Торжество Введение в Храм Пресвятой Богородицы основано на истории, которую повествует Библия, явления непорочного зачатия и введение Девы Марии в Храм Господний для служения Богу.
В хвалебных молитвах прихожанам церквей и храмов по всему миру рассказывается история Марии, которая в возрасте 3-х лет оставила мирскую жизнь, и как ей было предначертано уверовала в Бога, и служила ему до конца своих дней. Мария была введена в наивысший ранг святых. Ее образ, как покровительницы людей почитается по всему миру.
Святая Мария, является ключевой фигурой в торжестве Отдания праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы
Пресвятая Богородица была дарована своим родителям, с одним условием, что они отдадут ее в возрасте 3-х лет для служения Богу, и что ей предначертано выполнить важную миссию. Стать матерью сына Господа, через непорочное зачатие. Есть также противники версии непорочного зачатия, которые яро отрицают этот факт.
В церквях воспевают историю поднятия маленькой девочки по высоким ступеням храма, всего их было 15 и были они по преданию неподступны, что не каждый муж мог взобраться вверх по этим ступеням. А маленькая девочка, без проблем преодолела все ступени высокого храма, где уже ждал ее отец Ионна Предтечи, священник Захарий, который повел ее в одно из святейших мест храма, где посвятил Марию в специальном обряде, который готовил все свои годы служения для избранной Девы Марии.
Святая Дева Мария, в 14 лет поклялась быть непорочной, и верной только одному Господу Богу. Так сбылось предначертанное, Мария родила сына Господа Бога Иисуса Христа, который пришёл в наш мир, для того чтобы его распяли за все грехи людские. Мария с самого детства знала, как сложиться ее дальнейшая судьба.
Ограничения для верующих в день Отдание праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы
Праздновать подобные праздники, на протяжении нескольких дней, является уже закономерной последовательностью, которая сложилась на протяжении многих веков.
Отданием, можно называть последний день празднования великого праздника, который также празднуется во всех православных храмах России. В этот день праздник отмечается с такими же масштабными действиями, как и в самый первый день.
Этот праздник отмечается больше для мирских людей, так как он приобщает верующих к осознанию деяний Девы Марии, и объясняет ее значимость для церкви и роль в становлении всего христианства в целом.
8 декабря, все торжества в церкви по этому поводу прекращаются, это как бы считается заключительным днем. В этот день обычно верующие не сочетаются браком, не могут принимать переломных решений в своей жизни.
Также, как и во все большие церковные праздники, запрещено делать ручную работу, например, гладить и убирать. Шитье также находится под запретом, во время празднования этого праздника.
Сегодня также в посту, разрешено кушать только продукты, которые не поверглись термической обработке. Во всех церквях прозвучат те молитвы, которые были прочтены во время первого дня праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы