Сила Руси – в ее народе. Сила народа, по крайней мере, мужского пола, – в его бороде. Так для чего же русскому человеку нужна была хорошая растительность на подбородке? В годовщину введения Петром I налога на бороды, отвечаем на этот вопрос.
1. Чтобы попасть в Царствие небесное
Патриарх Адриан в конце XVII века написал: «Бог создал человека бородатым: только коты и псы не имеют ее». Все «скобленные» взрослые мужи без разбора отлучались от церкви. Связано это было с тем, что согласно преданию православный человек должен был по наружности соответствовать образу Христа. Так что гладковыбритым мужчинам вход в Царствие небесное был заказан.
2. Чтобы показать свою силу
На Руси мужчин встречали не по одежке, а по бороде. Ее густоте и окладитости. Густая растительность считалась внешним отражением хорошей породы человека и его мужской силы. Люди с плохо растущей бородой признавались чуть ли не вырожденцами. Безбородые, как правило, оставались в бобылях.
3. Чтобы сохранить свое достоинство
Честь у русского человека находилась в бороде. Ущерб, нанесенный растительности на подбородке, являлся тягчайшим преступлением против личности. Еще Ярослав Мудрый установил штраф за выдранные волосы в бороде. За вырванный клок провинившийся должен был заплатить государству 12 гривен. При Иоанне Грозном опальные бояре подвергались позорной гражданской казни: у них выщипывали волосы из бороды. Смыть такой позор можно было только в монастыре или подвигом на войне.
4. Чтобы подчеркнуть свою русскость
Борода считалась даром Господа. И русский народ по этой части был весьма одаренным. Борода была нашим национальным достоянием, которое оберегалось в том числе негласными уставами не вступать в браки с инородцами. Особенно с теми, которых природа не наделила густой растительностью на лице. Согрешивших с «басурманами» легко узнавали по потомству, а точнее – по «козлиным», редким бородам. Несчастных «награждали» статусом «ублюдок» (от слова блуд), и нужно было приложить не мало усилий, чтобы стать полноправным членом общества.
5. Чтобы иметь гармонию в жизни
Борода для русского человека была не только честью и совестью, но и балансиром в жизни. Утрата волос на бороде непременно сказывалась на судьбе человека. К случайно вырванным клокам и выпавшим волосам на подбородке относились весьма серьезно: «облысевший» мужчина, как правило, шел на исповедь, а затем садился на строгий пост. Люди же, которые добровольно избавлялись от бороды, считались одержимыми. Простые люди сторонились их, чтобы не заразиться бесами. Но самым страшным было для русского человека, когда «скоблился» царь. Это воспринималось в народе национальной катастрофой…
6. Чтобы показать свою независимость
В XIX веке борода воспринималась признаком вольнодумства. Не вызывали подозрений бороды у священников, старообрядцев, купцов. Разночинцы же, отпускавшие бороды расценивались как потенциально опасный, ненадежный элемент. В советскую эпоху борода была атрибутом зажиточного крестьянина, священника или академического ученого, а позднее также поклонников подозрительных интеллектуалов вроде Хемингуэя или неформатного Высоцкого. Таким образом, можно утверждать, что ношение бороды - своего рода нонконформизм, показывающий независимость взглядов ее «хозяина» и даже его революционный настрой. Достаточно вспомнить бородатых вождей мировых революций.
7. Чтобы подчеркнуть свою мужественность
Во все времена борода была признаком мужественности и зрелости. Безбородому мужчине даже отказывали в благословении и не пускали на поле боя. Сегодня, во время размытия гендерных границ, ношение бороды может служить дополнительным показателем маскулинности.
Сила Руси - в ее народе. Сила народа, по крайней мере, мужецкого пола, - в его бороде. Так для чего же русскому человеку нужна была хорошая растительность на подбородке?
На Руси мужчин встречали не по одежке, а по бороде. Ее густоте и окладитости. Густая растительность считалась внешним отражением хорошей породы человека, и его мужской силы. Люди с плохо растущей бородой признавались чуть ли не вырожденцами. Безбородые, как правило, оставались в бобылях.
Честь у русского человека находилась в бороде. Ущерб, нанесенный растительности на подбородке, являлся тягчайшим преступлением против личности. Еще Ярослав Мудрый установил штраф за выдранные волосы в бороде. За вырванный клок провинившийся должен был заплатить государству 12 гривен. При Иоанне Грозном опальные бояре подвергались позорной гражданской казни: у них выщипывали волосы из бороды. Смыть такой позор можно было только в монастыре или подвигом на войне.
Борода была нашим национальным достоянием, которое оберегалось в том числе негласными уставами не вступать в браки с инородцами. Особенно с теми, которых природа не наделила густой растительностью на лице. Согрешивших с «басурманами» легко узнавали по потомству, а точнее - по «козлиным», редким бородам. Несчастных «награждали» статусом «ублюдок» (от слова блуд), и нужно было приложить не мало усилий, чтобы стать полноправным членом общества.
Борода для русского человека была не только честью и совестью, но и балансиром в жизни. Утрата волос на бороде непременно сказывалась на судьбе человека. К случайно вырванным клокам и выпавшим волосам на подбородке относились весьма серьезно. Люди же, которые добровольно избавлялись от бороды, считались одержимыми. Простые люди сторонились их, чтобы не заразиться бесами. Но самым страшным было для русского человека, когда «скоблился» царь. Это воспринималось в народе национальной катастрофой…
В XIX веке борода воспринималась признаком вольнодумства. Не вызывали подозрений бороды у священников, старообрядцев, купцов. Разночинцы же, отпускавшие бороды расценивались как потенциально опасный, ненадёжный элемент. В советскую эпоху борода была атрибутом зажиточного крестьянина, священника или академического ученого, а позднее также поклонников подозрительных интеллектуалов вроде Хемингуэя или неформатного Высоцкого. Таким образом, можно утверждать, что ношение бороды — своего рода нонконформизм, показывающий независимость взглядов её «хозяина» и даже его революционный настрой. Достаточно вспомнить бородатых вождей мировых революций.
Во все времена борода была признаком мужественности и зрелости. Безбородому мужчине даже отказывали в благословении и не пускали на поле боя. Сегодня, во время размытия гендерных границ, ношение бороды может служить дополнительным показателем маскулинности.
7 русских правителей, поднявших руку на бороду
5 сентября 1698 года на Руси началась «культурная революция»: Петр I ввел налог на бороды. Гордости русского мужчины был нанесен страшный удар. Петр был не первым и не последним русским правителем, кому не нравились бородатые поданные. Вспоминаем всех окаянных брадоборцев Земли Русской.
Если бы великороссу, живущему в веке XVII посчастливилось попасть в наше время, то первым дивом для него стало бы не наличие телевизоров, «айпадов» и мобильных телефонов, а отсутствие бородатых мужчин. Будьте уверены, что «гость из прошлого» решил бы, что попал в ад. И, вероятно, был бы не так далек от истины. Так случилось, что смутные и кровавые страницы русской истории тесно связаны с отсутствием растительности на подбородках у ее правителей…
ВАСИЛИЙ III.
Первым русским монархом, освободившимся от волос на подбородке, был Василий III. По легенде, он подстриг бороду, чтобы выглядеть моложе в глазах своей второй супруги Елене Глинской. В безбородом состоянии он проходил недолго, но это Руси чуть не стоило независимости. Пока Великий князь щеголял гладковыбритой молодостью, в гости пожаловал крымский хан Ислям I Герей в комплекте с вооруженными редкобородыми земляками. Дело грозило обернуться новым татарским игом. Но Бог сохранил. Сразу же после победы, Василий снова отпустил бороду. Дабы не будить лиха.
БОРИС ГОДУНОВ.
Царь Борис, первый «нерюрикович» на Московском престоле, мечтал провести реформы в Русском государстве. Начать он решил с себя, покончив с растительностью на подбородке. Бояре и патриарх всеми силами пытались уговорить царя вернуть бороду, но Борис был непреклонен. Беда не заставила себя долго ждать. В 1600 году на Руси начались погодные аномалии: летом шел снег, зимой - распускались деревья. Следом на страну обрушился величайший за всю историю голод, который продлился 3 года. Цена на хлеб подскочила в 100 раз. Начались народные восстания, а на границе с Польшей объявился самозванец…
Интересно, что Борис Годунов на всех портретах изображен с бородой. Это связано с поздней цензурой - русские летописцы не могли допустить, чтобы царь выглядел как «басурманин».
ФЕДОР ГОДУНОВ.
После кончины Бориса царем стал его пятнадцатилетний сын - Федор Годунов. То ли в силу возраста, то ли в силу образованности, о которой говорят историки, Федор Борисович также не отличался бурной растительностью на лице. По этой причине некоторые бояре не хотели давать присягу второму подряд безбородому государю. Единственным верными людьми для Федора стали немцы-наемники. Разумеется, безбородые. В таком положении молодому царю оставалось либо побрить всех бояр, либо самому отрастить бороду. Ни того, ни другого сделать он не успел, пав от рук бородатых придворных.
ЛЖЕДМИТРИЙ I.
У сменившего Годуновых Лжедмитрия тоже не заладилось с бородой. Растительность, которую он пытался отпустить на подбородке, выражалась в паре десятков тонких волосков и предательски выдавала в нем самозванца. По легендам, Лжедмитрий испробовал на собственной физиономии сотни рецептов, стимулирующих рост волос, но все оказалось тщетно. С приклеенной бородой ходить было как-то не с руки, поэтому Самозванец заставил побриться все свое окружение. Воцарившись в Кремле, он хотел было распространить «безбородье» и на бояр, но не тут-то было. Расставаться с бородой бояре не захотели, вскоре с Лжедмитрием I было покончено.
При Петре I бородоборчество было организовано в систему. Петр Алексеевич посетил «гладковыбритую» Европу, и понял, что все беды на Руси связаны с растительностью на подбородке. В 1705 году царь издал указ об обязательном брадобритии. Теперь за право носить бороду аристократам нужно было выложить от 50 до 100 рублей. «Бородачи» получали так называемые бородовые знаки, этакие паспорта на бороду. Нелегальное ношение волос жестоко каралось. Царский шут Яков Тургенев по приказу Петра брил провинившихся даже во время балов, снимая острым лезвием с щек вместе с волосами кожу и мясо. Налог на бороду был отменен только императором Александром II.
Император Павел I по болезни не имел растительности на лице. Видимо, поэтому бородатых особо не жаловал. Начав реформы в армии, он вознамерился не только построить ее по прусскому образцу, но и избавить ее от последних бородатых офицеров. Задуманное ему удалось осуществить, однако те же безбородые гвардейцы его и погубили.
ИОСИФ СТАЛИН.
«Красный диктатор» отличался паталогической «бородофобией». Вероятно, это было связано с тем, что главный враг Сталина - Лев Троцкий - носил бородку. К концу правления Иосифа Виссарионовича бородатых почти не осталось ни в армии, ни в правительстве. Исключением был, пожалуй, «народный староста» Михаил Калинин. В советских отделах кадров было негласное распоряжение - не брать на работу людей с бородой. Не касалось это только презираемой пролетариями интеллигенции, населявшей НИИ и кафедры университетов. «Сталинское» недоверие к бородатым сохранилось и до наших дней.
Предлагаем ознакомиться с самым важным на тему: "русская борода без усов что значит у русских" с полным описанием и рекомендациями.
Борода в последнее время становится все более популярной, так как она делает лицо мужчины солидным и мужественным. Одной из актуальных разновидностей растительности на лице является борода без усов. Ее также называют шкиперской, так как она имеет определенное отношение к морю.
История
Наиболее известной разновидностью варианта без усов является шкиперская борода. Ее стали носить мужчины еще много веков назад, хотя и сегодня она не теряет своей актуальности. Изначально этот вид бороды отращивали люди, связанные с морем. Однако в последующем она стала популярной у мужчин, занимающихся и другими видами деятельности.
Популярность бороды без усов
Конечно, борода без усов выглядит довольно необычно, но в этом и кроется ее главное преимущество. Выбрав такой вариант, вы всегда будете выделяться на фоне окружающих, что позволит вам лишний раз подчеркнуть свою индивидуальность. Кроме того, подобный вид бороды достаточно прост в уходе. Чтобы поддерживать форму, борода без усов нуждается лишь в периодическом подравнивании волос.
Типы бороды без усов
В первую очередь, нужно знать, что борода без усов может быть полной и неполной. Полный вариант предусматривает наличие щетины на всем лице, в то время как при неполном необходимо выбривать щеки. Стоит отметить, что при полном типе борода может доходить до самих ушей.
Наиболее популярные формы без усов:
- короткая стрижка;
- козлиная бородка (goatee);
- длинная борода без усов или каре (мусульманский стиль);
- шкиперская борода ;
эспаньолка ;
русская борода без усов;
- конусообразная форма.
Как определить свою форму бороды без усов
Выбор по форме лица
При выборе бороды нужно прежде всего ориентироваться на форму лица. В частности, для круглого лица лучше всего подойдет удлиненная форма, идущая от виска до виска. Такой вид растительности позволит визуально удлинить круглое лицо. Людям с треугольной формой лучше подбирать бороду по типу квадрата или подковы. Это даст возможность визуально расширить подбородок и сделать его более массивным. Мужчинам с вытянутым лицом однозначно не подойдет конусообразная форма бороды и эспаньолка, так как они будут удлинять его. Здесь наилучшим вариантом станет округлая борода, а также растительность в виде прямоугольника или подковы. Для трапециевидного лица лучше всего подойдет шкиперский вариант или жабо. Русская борода без усов подходит представителям сильного пола с крупным лицом и широким носом.
Выбор в зависимости от рода занятий и статуса
При выборе бороды без усов нужно также учитывать ваш род занятий и индивидуальные предпочтения. Длинный вариант или каре лучше всего подойдет для деловых людей, которые хотят много добиться в жизни. Шкиперский или английский вариант предпочтительнее для мужчин, имеющих отношение к морю. Если вы хотите создать имидж мужественного интеллигента, то тогда лучше всего выбирать эспаньолку. Российский вариант часто предпочитают жители села или служители церкви. Впрочем, сегодня эта разновидность стала популярной у мужчин разного рода занятий и статуса. Конусообразная форма лучше всего подходит для людей, которые активно общаются с противоположным полом.
Борода и характер
Считается, что форма бороды может многое сказать о характере мужчины. Поэтому будет интересно выяснить, что значит борода без привычных усов. В частности, мягкая и длинная форма, по типу мусульманской, характерна для рассудительных и уверенных в себе мужчин. В то же время, мужчины с жесткой бородой черного цвета отличаются сексуальностью. Они притягивают противоположный пол, как магнит. Как правило, такие люди выбирают конусообразную форму. Наличие эспаньолки характеризует мужчину как интеллигентного и мужественного.
Как ухаживать за бородой без усов
Уход за бородой без усов не представляет собой ничего сложного. Прежде всего, растительность на лице нужно регулярно мыть. Делать это следует примерно с той же частотой, что и мыть голову. Вытирать щетину желательно только полотенцем, а не сушить. В противном случае на коже лица может появиться раздражение. Для того, чтобы борода всегда выглядела красиво и аккуратно, ее следует регулярно расчесывать. Тогда волосы будут лежать ровно и красиво.
Необходимые инструменты для ухода
Для ухода за растительностью на лице желательно приобрести триммер, с помощью которого можно корректировать форму. При выборе триммера лучше всего останавливаться на беспроводных моделях. С этой целью можно также использовать специальные парикмахерские ножницы. Также специалисты рекомендуют купить специальную широкую расческу, которая идеально подойдет для бороды.
Коррекция формы
Коррекцию формы можно делать либо самостоятельно, либо же поручить это дело профессионалам. Если вы хотите заниматься этим дома, то тогда нужно следовать определенным правилам. Стричь нужно сухие волосы, так как влажные могут удлиняться, поэтому можно остричь больше волос, чем необходимо. Чтобы достичь симметрии лучше всего начинать от ушей и идти к подбородку. Чтобы контролировать длину щетины, на триммерах есть специальные насадки различного формата. Они отлично подойдут для поддержания необходимой формы. Более четко отчертить линию роста волос на шее можно при помощи бритвенного станка
Самое главное, никогда не бойтесь экспериментировать с формой. Например, выбрав себе оригинальную бороду без усов, вы станете настоящим борцом со своими принципами и подчеркнете свою индивидуальность.
Русские философы называли бороду фундаментальной добродетелью православного русского человека. О «мужьях брадолюбивых» слагали духовные стихи и оды, а бритву в допетровскую эпоху приравнивали к ножу, который использовался для операций по превращению мужчины в евнуха. Так почему же русский мужчина должен носить бороду?
С незапамятных времён среди мужчин на Руси было принято носить окладистые густые бороды. И все знают, что первым против этой традиции выступил Петр I, объявивший в 1698 году специальную пошлину, которой облагался каждый, кто носил бороду. Несколько позднее, в 1705 году, эта пошлина была разделена на четыре разряда. Каждый разряд соответствовал тому или иному сословию:
– 600 рублей в год платили царедворцы, чиновники различного уровня и городовые дворяне;
– 100 рублей в год отдавали в казну гости 1-й статьи;
– 60 рублей в год взималось с купцов мелкой и средней статей. Столько же платили и посадские люди;
– 30 рублей в год взимался налог со слуг, извозчиков и ямщиков, а так же с церковных причетников и всевозможных чинов жителей московских.
Были избавлены от этой подати только лишь крестьяне и то не полностью. Каждый раз при въезде в город они были обязаны уплатить в пользу государственной казны за одну бороду 1 копейку. Спустя 10 лет в 1715–ом году по царскому указу эта пошлина стала единой для всех сословий и составила 50 рублей в год. И лишь спустя несколько десятилетий, в 1772–ом, такой вид налогообложения как пошлина за ношение бороды, был полностью отменён. И всё же, зачем русским была необходима борода? Есть несколько объяснений этому, каждое из которых актуально для своего времени. Итак …
Борода, как пропуск в Рай.
В последние десятилетия 17 века Патриарх Адриан написал: «Человека Бог создал с бородой, и лишь псы с котами безбородые». Всех кто «скоблился» отлучали от церкви. Всё это делалось потому, что согласно Святому Писанию человек, исповедующий веру Христа, по своей внешности должен походить на образ Христа. И именно потому считалось, что гладковыбритых мужчин не допустят в Царствие Небесное.
Борода для демонстрации силы.
В те далёкие времена на Руси любого мужчину встречали по бороде, по её окладистости и густоте. Считалось, что чем гуще растительность у мужчины на лице, тем лучше «порода» этого человека и больше его мужская сила. Те, у кого на лице была редкая “растительность” считались вырожденцами. А вовсе безбородые практически всегда были холосты.
Для сохранения своего достоинства. Считалось, что честь русича – это его борода. Поэтому нанесённый бороде ущерб, автоматически признавался тяжелейшим преступлением против этого человека. Штраф за вырванные из бороды волосы был установлен ещё в период царствования Ярослава Мудрого. Виновник этого за один вырванный клок уплачивал в пользу государственной казны 12 гривен. Во времена Иоанна Грозного практиковались гражданские казни провинившихся бояр – ему выщипывали бороду. Чтобы смыть этот позор, необходимо было либо совершить подвиг, либо уйти в монастырь.
Борода как дар божий.
Борода на Руси приравнивалась к дару Божьему. И в этом смысле русский народ был достаточно одаренным. Другими словами, борода стала национальным богатством, которое оберегалось даже негласным запретом на браки с инородцами. В частности, это касалось тех, кого природа обделила густыми волосами. Очень легко было узнать и тех, кто согрешил с «неверными» – по их потомкам, а точнее – по их редким «козлиным» бородкам. Таких людей прозывали «ублюдками» (производное от «блуд»). А снять этот статус и быть полноценным членом окружающего общества возможности не было.
Борода для гармонии в мирской жизни.
Борода для русского человека была своеобразным балансиром в непростом мире. Например, поглаживание бороды позволяло скрыть волнение, взять паузу в разговоре или привлечь внимание собеседника. Утрата бороды или её части считалась плохим знаком. К выпавшим волосам или случайно вырванным клокам было весьма серьёзное отношение: «облысевшему» мужу приходилось идти на исповедь и держать пост, причём, довольно строгий. Тех же, кто добровольно сбривал бороду, всегда считали одержимыми. Самым, пожалуй, страшным для русского человека всегда было царское «скобление».
Борода – символ независимости.
Но уже с 19 века борода считается признаком вольнодумства. Только бороды, которые носили купцы, старообрядцы и священники всё так же не вызывали никаких нареканий. В ранний период Советов, борода была отличительным признаком богатого крестьянина, академика или священника, а позже и поклонников неформального Высоцкого или чудака Хемингуэя. Можно сказать, что наличие бороды является свидетельством независимости взглядов, и даже революционных человека. Подтверждение тому – бородатые вожди многочисленных мировых революций.
Популярны бороды и сегодня. Яркий пример – движение хипстеров, возникшее в США в конце 40-х – начале 50-х годов. И если еще недавно популярностью у женщин пользовались гладко выбритые мужчины, то сегодня на гребне мужской привлекательности – бородачи, особенно, если борода такого индивида имеет уникальную укладку и эксклюзивный стиль. На фоне «гладких» представителей мужского население, бородатые хипстеры выглядят мужественнее, да и просто брутальнее. Однако, этот вовсе не исключает того, что борода хипстера должна быть хорошо ухожена. Современные хипстеры считают себя двигателем современного искусства. Правда, сегодня, когда носить бороду стало мейнстримом, неохипстеры все сильнее теряют связь со своими предтечами середины XX века.
Во все времена борода считалась признаком зрелости человека и его мужественности. Безбородых даже не пускали на поле битвы, не давая им Божьего благословения. В наше время, размытие чёткой линии гендерной границы, делает наличие бороды ещё одним признаком маскулинности, а для многих творческих личностей борода стала арт-объектом, как, например, для Исаия Уэбб, который представил на суд общественности свой бородатый креатив .
На Руси мужика без бороды было видеть также дико, как и женщину с бородой. С безбородыми мужчинами старались не заключать договоров, поскольку считалось, что у них не только «женоликая» внешность, но и образ мышления подобен женскому. Бритье расценивалось практически как добровольная кастрация. Мужчине без бороды очень трудно было создать семью, он считался неспособным к продолжению рода.
Эпоха тотального запрета на бороду
29 августа (19 августа по старому стилю) 1698 года вышел знаменитый указ «О ношении немецкого платья, о бритии бород и усов, о хождении раскольникам в указанном для них одеянии», запретивший с нового года - с 1 сентября ношение бород. Указ был подкреплен обедом у боярина Шеина по случаю Нового года. На званом обеде бороды резал уже не сам царь, а царский шут. Указ вызвал огромное сопротивление, описание которого попало во множество летописей того времени. Бритых звали «босое рыло». И это «босое рыло» вступало в конфликт с культурными традициями и религиозными нормами.
Идея о налоге пришла Петру Алексеевичу во время его первой поездки в Европу. В тот период в некоторых государствах Европы такой указ приносил казне доход. В 1699 году для подтверждения уплаты пошлины ввели медный жетон - бородовой знак - с изображением на лицевой стороне бороды и надписью над ней: «ДЕНГИ ВЗѦТЫ». В 2015 году исполнилось 317 лет налогу на бороду.
Существовало несколько тарифов: в среднем от 60 до 100 рублей «с бороды», а с московских жителей - по 30 рублей с человека в год. Кстати, 30 рублей в тот период составлял годовой оклад пешего воина, поэтому борода стала дорогим удовольствием. Крестьяне пошлину не платили, но каждый раз за въезд и выезд из города отдавали по 1 копейке «с бороды». И только это поспособствовало тому, что образ русского мужика с бородой оставался неизменным на всем протяжении языческой и христианской России.
Потом с 1715 года была введена единая пошлина для всех сословий - налог на православных бородачей и раскольников в размере 50 рублей в год. Причём при бороде полагался обязательный старомодный мундир, чтобы было ещё стыднее себя ощущать. Каждый, кто увидел бородача не в указанной одежде, мог донести начальству и получить половину штрафа и одежду в придачу. Если бородач не был способен уплатить штраф, его высылали на каторгу отрабатывать требуемую сумму.
Итог: Издевательство ПетраI по отношению к русской бороде, как и русскому платью, было обусловлено только неприязнью царя ко всему исконно русскому и любви к бездуховной иностранщине. Иначе не стал бы он вводить непосильный налог, коли хотел казну пополнить. И не стал бы указ реализовывать насильственным образом. Например, на воскресной службе солдаты окружали церкви, хватали всех мужиков без разбору, двое держали, третий резал бороду да рукава у кафтанов.
В Древнем Египте вообще бороду было запрещено носить всем, кроме фараона - она символизировала единоличную власть и обладание землями. Фараон как бы представал в образе отца-мужчины, а весь его народ становился «женщиной» - воспроизводительницей благ.
Борода - это почёт. Из описания путешественника на Русь в 1634 года Адама Алеария (перевод): «Мужчины у русских очень почитают длинные бороды, и те, у кого они имеются, пользуются у них большим почётом». Во всех сказания и былинах все, к кому уважение показывается, мудрецы да богатыри - с бородой. И старик Хоттабыч одной волосинкой из бороды желания выполнял. И дед Мороз без бороды не он.
В 1757 г. М.В. Ломоносов даже написал оду запрещенному атрибуту - «Гимн бороде», чем вызвал негодование царской семьи.
Наказание через бороду.
На Руси бороду ценили так, что самым тяжким преступлением было осквернение бороды. Так, согласно «Псковской судной грамоте» (XIV - XVвв.), за повреждение или насильственное лишение бороды нужно было заплатить гигантский штраф в 2 рубля, в то время как за убийство штраф был всего рубль. Самым страшным оскорблением считался плевок в бороду, а подпалить недругу бороду означало объявить ему войну.
В летописях часто встречаются осквернения бород. Когда к князю приходили посланники с непригожими требованиями, им молча отрезали бороды и отправляли обратно. И этим было сказано больше, чем тысяча слов.
Если в Древней Греции кому-то встречался полностью выбритый человек, то это означало, что он наказан за какой-то серьезный проступок. В Греции воинам, струсившим на поле боя, обривали пол-лица.
Кстати, участникам КВН советского периода запрещалось носить бороды, так как это могло быть насмешкой над идеологами коммунизма Марксом или Лениным.
«Бородатые» дебри истории
Итак, сакральная тайна бороды для славян, и почему ни в коем случае нельзя было нас ее лишать:
1. Значение слова: БОРОДА - Богатство РОДА! Чем гуще и длиннее борода, тем сильнее и крепче род, тем больше у него потомства и тем сильнее связи между поколениями.
2. Борода даёт храбрость. Пока у воинов не начинала расти борода, их не пускали в передовые отряды, на поле боя. Может, конечно, это просто самовнушение, что если тебя с детства будут уверять, что борода тебя сделает бесстрашным, непобедимым и будет оберегать от стрелы разящей в полдень, то так и будет! Мы же есть то, во что верим! Да даже просто посмотрите на хмурого мужика с бородой, он в раз сто опаснее выглядит, чем свежебритенький.
3. Духовный рост без бороды не возможен. Мужчина есть носитель духа рода. (Тако свой род продлеваючи, муж даёт детям дух, а мать тело). Муж, который носит бороду, обладает духовной силой. И как женщина Бога через волосы на голове слышит, так мужчина чувство Бога через волосына бородеполучает. Борода даёт сильнейшую интуицию, что помогает разрешать сложнейшие ситуации. К сведению, Святые отцы считают, что бреющий бороду тем самым выражает недовольство своим телом, которым его наделил Господь. И указ Петра I о запрете ношения бород церковных служителей не коснулся. Хотя до этого указа сама церковь считала бритье бород грехом и не благословляла безбородых.
Волосы бороды пророка Мухаммеда входят в десятку самых почитаемых религиозных реликвий в мире, как и терновый венец Иисуса, и мощи Будды. В старообрядчестве брадобритие именуется законопреступным и почитается ересью. Брадобритие запрещалось в Ветхом Завете. Брадобритие было запрещено правилами шестого Вселенского Собора. Запрещалось бритие бород святоотеческими писаниями св. ЕпифанияКипрского, св. Кирилла Александрийского, бл. Феодорита, св. Исидора Пилусиота. Осуждение брадобритию также содержится в книгах Никона Черные Горы.«О пользе бороды у священников» Валериана (1531 г.) известен трактат специально на эту тему - «Апология бороды» Бурхарда Беллевосского, написанный в 1160-х годах и найденный в 1929 г.
4. Борода есть принадлежность к БОжьемуРОДУ. Бог создал мужчину по своему образу и подобию, а значит, борода - неотъемлемая часть его образа. В Влескниге написано: «Боги наши, суть Отцы наши, а мы - дети их, и будем достойны Славы Богов наших, и сотворим благих деяний множество, да во славу Родов наших, троекратно более чем влас в браде нашей». Вообще брадолюбие является одной из главных добродетелей русского человека: бороду нужно холить и лелеять, бережно отращивать и относиться к ней уважительно.
5. Мудрость живёт в бороде. О великом могуществе бороды говорили и древние греки - каждый взрослый мужчина без исключения носил бороду в знак обретения мудрости. Бороду отпускали с удовольствием, а коротко стригли ее (но не сбривали!) только в знак траура.
6. Борода есть духовная связь с Предками и свободомыслие. В древнем мире, и не только у славян, если требовалось покорить, подчинить себе кого-то, то ему отрезали бороду. Человек, лишенный такого мощного источника энергии, теряет духовную связь с Предками и свободомыслие, у него затуманивается сознание, и им можно управлять как угодно. (Так вот почему на любой РАБоте на систему требует гладко выбритого лица, так легче управлять)
7. Борода есть символ власти, символ хозяина. Мужчина в мире дома своего есть олицетворение Бога, и только он изначально должен всё первым зачинать. Мужчина без бороды считался женоподобным и неспособным к созданию семьи, продолжению рода.
]]>Источник]]>
Почему русскому никак нельзя без бороды
Сила Руси – в ее народе. Сила народа (по крайней мере, его сильного пола) – в бороде. Для чего же русскому человеку понадобилась густая растительность на подбородке?
Чтобы попасть в Царствие Небесное
Патриарх Адриан в конце XVII века написал: «Бог создал человека бородатым: только коты и псы не имеют ее». Все «скобленные» взрослые мужи без разбора отлучались от церкви. Связано это было с тем, что, согласно преданию, православный человек должен был по наружности соответсвовать образу Христа. Так что гладковыбритым мужчинам вход в Царствие Небесное был заказан.
Чтобы показать свою силу
На Руси мужчин встречали не по одежке, а по бороде, ее густоте и окладитости. Густая растительность считалась внешним отражением хорошей породы человека и его мужской силы. Люди с плохо растущей бородой признавались чуть ли не вырожденцами. Безбородые, как правило, оставались в бобылях.
Честь у русского человека находилась в бороде. Ущерб, нанесенный растительности на подбородке, являлся тягчайшим преступлением против личности. Еще Ярослав Мудрый установил штраф за выдранные из бороды волосы. За вырванный клок провинившийся должен был заплатить государству 12 гривен. При Иоанне Грозном опальные бояре подвергались позорной гражданской казни: у них выщипывали волосы из бороды. Смыть такой позор можно было только в монастыре или подвигом на войне.
Чтобы подчеркнуть свою русскость
Борода считалась даром Господа. И русский народ по этой части был весьма одаренным. Борода была нашим национальным достоянием, которое оберегалось, в том числе негласным правилом – не вступать в браки с инородцами. Особенно с теми, кого природа не наделила густой растительностью на лице. Согрешивших с «басурманами» легко узнавали по потомству, а точнее – по «козлиным», редким бородам. Несчастных «награждали» статусом «ублюдок» (от слова блуд), и нужно было приложить достаточно усилий, чтобы стать полноправным членом общества.
Чтобы иметь гармонию в жизни
Борода для русского человека была не только честью и совестью, но и балансиром в жизни. Утрата волос на бороде непременно сказывалась на судьбе человека. К случайно вырванным клокам и выпавшим волосам на подбородке относились весьма серьезно: «облысевший» мужчина, как правило, шел на исповедь, а затем соблюдал строгий пост. Люди же, которые добровольно избавлялись от бороды, считались одержимыми. Их сторонились, чтобы не заразиться бесами. Но самым страшным было для русского человека, когда «скоблился» царь. Это воспринималось в народе национальной катастрофой.
Чтобы показать свою независимость
В XIX веке борода воспринималась признаком вольнодумства. Не вызывали подозрений бороды у священников, старообрядцев, купцов. Разночинцы же, отпускавшие бороды, расценивались как потенциально опасный, ненадёжный элемент.
В советскую эпоху борода была атрибутом зажиточного крестьянина, священника или академического ученого, а позднее – фанатов подозрительных интеллектуалов, вроде Хемингуэя или неформатного Высоцкого. Таким образом, можно утверждать, что ношение бороды – своего рода нонконформизм, показывающий независимость взглядов её “хозяина” и даже его революционный настрой. Достаточно вспомнить бородатых вождей мировых революций.
Чтобы подчеркнуть свою мужественность
Во все времена борода была признаком мужественности и зрелости. Безбородому мужчине даже отказывали в благословении и не пускали на поле боя. Сегодня, во время размытия гендерных границ, ношение бороды может служить дополнительным показателем маскулинности.
Конечно же, женщинам нравятся больше выбритые мужчины, так как его кожа становится мягкой и нежной, забывая момент, что мужчина должен быть немного грубым от природы. Идеал сегодняшней женщины — красивый мужчина-мусульманин, с красивой и густой бородой. А это случается потому, что современное общество диктует правила: как выглядеть. Соответственно рождается пропаганда некой модели поведения, образа мышления. То есть не остается ничего делать, как принять эти законы и нормы, невзирая на многовековой опыт предков.
Носить или не носить, вот в чем вопрос?
Борода является более значимой, чем усы потому, что делает лицо серьезней и мужественней. Борода без каких-либо усов называется шкиперской. Смотрится она, мягко говоря, немного необычно. Зачастую мы можем встретить мужчин, у которых борода без каких либо усов.
Мысль такова, что самостоятельно усы отлично смотрятся в любом сочетании, даже с полностью выбритой головой. Стоит всегда помнить, что борода — это достаточно видимый элемент на лице, поэтому требует прилежного ухода и внимания своего владельца.
Подбор бороды под форму лица
Борода без усов бывает неполная (выбриты щеки) и полная (волосы растут на всем лице). А бывает такое, что она достигает самих ушей. Существует огромное количество форм бородки, но лучшим вариантом признана короткая стрижка. Сегодня стало актуальным разновидность козлиной бородки (goatee). Она избавляет мужчину от ежедневной необходимости бриться. Достаточно только 1 или 2 раза каждую неделю подстригать неровные волосы. И вы обнаружите, спустя определенное время она придаст вам мужественных черт характера и серьезного внешнего вида.
Ее выбор может зависеть от формы лица:
Круглое лицо изменяется прической в зоне темя от виска до виска, удлиненного вида. Усы используют среднего размера опущенные вниз. Треугольное лицо, как у мусульман, нуждается в форме квадрата или подковы, расширяя подбородок, придавая ему массивную форму. Вытянутому лицу не подходят эспаньолка или конусная форма, так как данные виды бород визуально удлиняют лицо. Наилучше всего балансирует форму лица округлая борода формы подковы или квадрата. Трапециевидному лицу, как у мусульман, лучше всего подходит форма жабо или шкиперская.
Предпочтения и характер мужчин
Длинная бородка, так называемая каре у мусульман, чаще нравится деловым людям. Английский стиль чаше всего используют мужчины, относящиеся к морю, а эспаньолка создает образ мужественного интеллектуала. Русскую модель применяют на крупном лице с широким носом, ее любители сельские жители или священнослужители, люди, стремящиеся к народной массе. Конусообразная форма предпочтительна для активных людей, которые небезразличны к противоположному полу.
Известно, что длинная и мягкая борода у мусульман — показатель уверенности и рассудительности. А наличие жесткой и черной значит, что ее владелец сексуален. Отсутствие усов и бородки — плохой знак у мусульман, приводящий к финансовым крахам.
Уход за бородой
Обычно ничего сверхсложного в уходе за ней нет. Достаточно при мытье головы, не забывать про волосяной покров на лице. Вытирать только полотенцем. Сушить ее не надо, а то появится раздражение. Иногда ее нужно расчесывать расческой, чтобы волосы лежали ровно. В современном мире можно купить такое приспособление как триммер.
Одни считают, что нужно положиться на специалистов, а другие предпочитают самостоятельно экспериментировать со своей внешностью, взяв в руки ножницы и сделать бородку, как у мусульман. Необходимо обязательно решить, что нужно использовать при стрижке, ножницы или триммер. Триммер лучше всего беспроводной, а ножницы профессиональные.
Также рекомендовано приобрести широкую расческу, а для усов можно использовать любую расческу с мелкими зубчиками. Не рекомендуется стричь мокрые волосы, потому что влажные волосы длиннее и есть вероятность отстричь больше волос, чем требуется. Для симметрии наиболее лучшим вариантом будет началом стрижки от уха к подбородку, как у мусульман. На триммерах зачастую есть насадки, регулирующие длину. На первом этапе специалисты рекомендуют брать насадки для большей длины. После стрижки, ты должен поддерживать форму. Для шеи лучшим вариантом будет использование бритвенного станка, делая линию роста четче. А лишние волосы нужно убрать бритвой, оставлять их не рекомендовано.
Вывод
И самое главное правило, никогда не бойтесь экспериментировать с прическами, в крайнем случае, если вам не понравилось — борода быстро сбривается. Напоследок хочу сказать, если вы не хотите чтобы вам диктовали свои правила, пора ломать стереотипы, во избежание сходства с женским населением. Ведь не все полезно, то, что модно.ам диктовали свои правила, пора ломать стереотипы, во избежание сходства с женским населением. Ведь не все полезно, то, что модно.
Однажды древний человек поднял с земли пустую двустворчатую раковину и с ее помощью, как пинцетом, выдернул пару волосинок с лица. С тех пор повелась традиция придавать растительности лица красивую форму - вначале конечно в ритуальных целях, а с изобретением бритвы и в целях соответствия стандартам внешности своей цивилизации.
В истории человечества лицевая растительность то входила в моду, то выходила из нее. Волосяной покров челюсти и восхвалялся, и был объектом презрения, и запечатлевался в произведениях искусства, и даже законодательно запрещался.
С ходом столетий усы могли обретать или терять популярность, но их всегда хоть кто-нибудь, да носил. Цивилизация развивалась, менялось общество, а вместе с ним - и отношение к усам.
Древний мир
В большинстве древних цивилизаций - Древнем Египте, Древней Греции, Древнем Риме и пр. ношение усов не поощрялось, так как этот атрибут внешнего вида мужчины ассоциировался с животным, варварским происхождением. Исключением являлась лишь Месопотамия.
Так что в древнее время излишняя растительность в цивилизованном мире не поощрялась. Это было почти исключительно удел варварских племен.
В Месопотамии (Междуречье) - Древней Ассирии и в Персии длина бороды находилась в строгом соответствии со статусом. У воинов она могла доходить только до уровня плеча, а вот для правителей никаких ограничений не существовало.
Цари и их приближённые отпускали большие бороды, придавая им прямоугольную форму. Пряди бороды завивали в трубочки, умащивали маслами, благовониями и укладывали плотными рядами, ярусами. В некоторых случаях вместо трубчатых локонов заплетали косички, украшая их золотыми нитями. Так как эти бороды были значительно больше, чем обычные, можно предположить, что они были искусственными и делались (частично или даже полностью) из овечьей шерсти. Усы отпускали значительно реже: изображения мужчин с усами, но без бороды практически отсутствуют.
Евнухи и жрецы не носили ни бород, ни усов. Жрецы к тому же полностью сбривали волосы на голове и теле. Рабам выбривали волосы полосой ото лба до темени. Отпуская раба на волю, ему сбривали оставшиеся волосы; это называлось «очищением» — освобождённый раб уподоблялся «чистому» жрецу. Законы вавилонского царя Хаммурапи (1792—1750 гг. до н. э.) угрожали суровым наказанием (отрезанием пальцев) цирюльнику, который обрил рабу голову без ведома его хозяина — «снимал рабский знак».
Любопытное исключение - накладные бороды (без усов) у фараонов Древнего Египта .
За исключением Раннего Царствования (2705 -- 2213 до н.э.) мужчины обычно полностью брили лицо. Только в этот период могут быть найдены образы, изображающие тонкие усы.
Правом носить бороду обладал только представители царской семьи, но эта борода была искусственной.
Её, как и парик, делали из шерсти или из срезанных волос, перевитых золотыми нитями, и подвязывали к подбородку шнурком. Этой церемониальной бороде могли придавать разные формы, но самой распространённой была загнутая на конце косичка, похожая на кошачий хвост.
Значение этого признака власти было столь велико, что женщине-фараону Хатшепсут во время официальных церемоний приходилось носить накладную бороду.
В Древней Греции бритьё вошло в обиход с IV века до н. э., оттуда оно было перенято римлянами. Более древние греки как правило имели бороду.
Из рисунков на вазах и фресок мы знаем, что люди того периода были белокожими с черными волосами при Минойской цивилизации, и блондины - при Микенской цивилизации. В Иллиаде Гомер называл микенцев ахейцами. Мужчины носили натуральные волнистые волосы и бороды.
К бороде с большим почтением относились в Древней Греции, вплоть до эпохи Александра Македонского, который приказал воинам в обязательном порядке брить подбородки.
Существует несколько версий того, почему все-таки великий полководец ввел запрет на это "украшение". Возможно потому, что он хотел всегда выглядеть молодо, а возможно и потому, что у него самого плохо росла борода.
Хотя военные историки утверждают, что такое решение было принято для большей неуязвимости греческих воинов, чтобы враг не мог ухватить их за бороду во время сражения. Носить бороду было позволено только ученым и философам.
Таким образом, благодаря Александру Македонскому в античном мире распространилась мода на вечно молодые "юношеские лица".
В древнегреческом обществе отрастить бороду означало положить конец тому состоянию, когда мальчик на законных основаниях мог стать объектом сексуальных притязаний со стороны старших. Наличие бороды было критерием для разделения участников Игр на младших и старших.
В Древнем Риме во времена царей и ранней Республики мужчины обычно ходили с длинными волосами и бородами. К окончанию Республики, приблизительно в III столетии до н.э., завоевание Греции оказало очень глубокое влияние на римлян.
Под влиянием греческой культуры были переняты даже такие правила, как быть начисто выбритым с помощью парикмахера. В те времена вся мировая культура была сосредоточена в Греции, и даже римская элита разговаривала и изучала греческий как утвердившийся академический язык.
Согласно Плинию Старшему, первый римлянин, кто появился на публике начисто выбритым, был генерал и консул Сципион Африканский. Именно в таком виде его образ был отчеканен на монете III столетия. Начиная с этого времени и до падения Империии это будет стилем всех римских мужчин, пока они снова не сталиходить с длинными волосами и бородами.
Бритое лицо и короткая стрижка стали одними из признаков цивилизованности и выделяли римлянина из «диких» народов.
В Риме времен Калигулы и Нерона юноша по достижении 21 года должен был впервые избавиться от волос на лице. Ритуал сопровождался бурной оргией и означал официальное признание юноши мужчиной.
У императора Нерона была такая же прическа, как и у наездников колесниц - с кудрями, обрамляющими его лицо но и сверхдлинными бакенбардами смыкающиеся на шее, поскольку он был горячим поклонником этого спорта.
Облысение плохо воспринималась римлянами. Это считалось признаком физической ущербности. Император Калигула был лысым, и даже носил парики, лавровые венки и диадемы, чтобы скрыть это.
Юлий Цезарь, напротив, не скрывал своей лысины.
Греческое влияние внесло также одежду парикмахеров и парикмахерские, которые в Риме были тоже очень интересными местами сборищ мужчин, где, согласно тому, что было найдено во время археологических раскопок, они сидели на длинных деревянных скамейках, играя в кости.
Тех, кто предоставлял услуги по уходу и пострижке волос называли "tonsors", а парикмахерские -- "tonstrinaes". Уже в то время, парикмахеры практиковали удаление зубов.
Бритье бород осуществлялось при помощи воды и бронзовых бритв, остро отточенных на камнях ("novaculae"). Волосы также удалялись из бороды с помощью пчелиного воска и пинцетов. Патриции, люди с высоким социальным статусом, имели своих собственных парикмахеров и стилистов среди своих слуг.
Лишь в период упадка традиционных римских ценностей, при императоре Адриане (117-138 годы), увлекавшемся философией, борода вошла в моду.
Римский император Адриан (117-138гг)
Несмотря на это, два столетия спустя императоры снова ввели в моду ношение бороды. Во времена императора Адриана часто можно было встретить мужчин с усами и даже косами на затылке и хвостами. Марк Аврелий, в свою очередь, ввел в моду длинные кудрявые волосы и бороды.
К концу Империи выбритые лица и короткие волосы снова вернулись в моду, так же, как это было в лучшие времена Цезаря и Августа.
Император Константин Великий, правитель Византийской империи, на своих изображениях всегда выглядел с чисто выбритым лицом без бороды, в противоположность бородатым лицам варваров, вторгшихся в Западную Римскую Империю.
Император Константин Великий, сделавший христианство равноправным среди других религий Римской империи, ввел брадобрейство в обязанность. Христиане последовали императорскому указу. Отсутствие бороды стало отличать их от бородатых язычников и евреев.
Раннее средневековье
На закате Римской Империи в Европе началось так называемое великое переселение народов, и стали появляться другие независимые государства. Это время, которое историки называют ранним средневековым периодом, продолжалось с V по X столетие. Это было время сильного влияния католической церкви, и традиции людей и их жизни были сильно затронуты христианством.
Известно, что на Западе, в Европе, бороду носили многие представители германских племен. Франки же, напротив, были бритыми. Не носили бороды и правители из династии Каролингов, включая Карла Великого (на миниатюрах IX века у мужчин постоянно изображаются усы при чисто выбритом подбородке).
Во Франции и центральной Европе окладистая борода вошла в моду лишь на рубеже тысячилетий. Согласно письменным источникам, мирянина от клирика церкви легко было узнать по одежде, бороде и другим признакам мирской жизни.
Христианская Европа средних веков носила бороды, хотя в ношении их, стрижки и прически соблюдались прихоти изменчивой моды. В начале XI века все императоры изображаются с бородой, хотя и разной длины. Так немецкий король Генрих III изображался на своих евангелиях с длинной окладистой бородой, на печатях - с короткой бородой, а на некоторых миниатюрах только с усами. Интересен тот факт, что епископ Ле Пюи побуждал воинов-крестоносцев, осаждавших Антиохию, сбривать бороду, опасаясь, что в битве их можно будет спутать с противником. А другой епископ Серлон Сеезский жаловался королю, что миряне не бреют своих бород "из опасения, что их короткая щетина будет колоть их любовниц во время поцелуев".
В XII веке во Франции и Англии при дворе распространилось бритье бороды, но оставление усов. Согласно обряду коронации, "императоры должны быть бриты", когда Папа Римский целует императора в лоб, щеку и уста. Почему обычай сбривать бороду распространился именно в XII веке, точно неизвестно. Возможно это было связано с возросшим противостоянием с Восточной Церковью, где была традиция носить бороду.
Бритье бороды и усов вводится в цивилизованной Европе одновременно с возрождением классицизма—в эпоху Возрождения, т.е. «бородатое» Средневековье, сменилось «бреющимся» Возрождением, с его оголенным протестантизмом.
Славяне
Уже в раннем средневековье усы в сочетании с бритым подбородком были характерным признаком ираноязычных кочевников эфталитов, от которых эта мода перешла к печенегам, козакам и полякам.
Большинство наших историков склоняются к тому, что южная славянщина, в особенности Киевское время Святослава, была бритая, а северная по преимуществу бородатая. Перун киевлян был с серебряной головой и золотыми усами, но о бороде нет никаких указаний в исторических памятниках, хотя сейчас и принято его изображать с нею.
Забелин, полагая, что южные славяне, прежде чем выйти на историческую арену под собственным именем, задолго до того подвизались под именем гуннов, утверждает, что оголение головы с оставлением чуприны и бритье подбородка у южных славян было гуннского происхождения; между тем Иловайский считает этот обычай у южан самобытным и указывает на то, что гунны были по природе безбородыми.
«Мы, говорит В. Михневич («История русской бороды»), не беремся решать, который из этих двух взглядов вернее, так как оба они представляют собою ни что иное, как в равной степени остроумные гипотезы, имеющие почти одинаковые шансы правдоподобия».
Во всяком случай, если южнославянская, языческая Русь была безбородой, и представители ее заслуженно названы «хохлами», то славяне северной Руси всегда отращивали себе бороды и были «кацапами» (испорченное слово: як цап, т.е. козел).
Исследователь раскола, В.В. Андреев, объясняет эту разницу между бритыми славянами и бородатыми просто климатически-почвенными условиями нашей страны. Он говорит: «что есть соотношение между лесными болотами Белоруссии и волосяными шапками колтуна, между короткими курчавыми волосами негра и влажною, жаркою местностью, обитаемою им, в этом едва ли кто будет сомневаться.
Так точно есть соотношение и между бородою и природою русских местностей. Едва инородец, как, например, тунгус, начинает жить по-русски, он обрастает бородою. Волоса являются, таким образом, генетическим предохранительным средством. Велеть обрить бороду немцу и малороссу вовсе не одно и то же, что великорусскому крестьянину. У тех на возвышенных или ровных местностях и при другой генетической обстановке борода без того плохо растет; у жителя лесистой и часто болотистой Великороссии окладистая борода является уже вовсе не одною пустою принадлежностью внешности.
Хохол может смеяться над кацапом и кацап над хохлом, но борода великоросса и хохол малоросса вовсе не случайное явление, а результат гигиенической обстановки населения. Понятно, почему нигде приказ Петра Великого брить бороду не вызывал такого сопротивления, как на лесистом востоке России и в прикаспийском крае, где казак до сих пор смотрит на свою бороду, как на святыню. Она, действительно, для него не только отличие от степного киргиза, но и, очень вероятно охрана в нездоровой местности».
Позднее средневековье
Документированная история Европы позволяет наблюдать процесс чередования стандартов мужского внешнего вида.
Позднее Средневековье и ранний Ренессанс (14-15 в.) Мужской идеал - выглядеть как юноша в любом возрасте. Поэтому лицо мужчин совершенно побрито. Это видно на портретах правителей государств той эпохи, например, Карла Смелого, правителя герцогства Бургундского, мужественного военноначальника, соперничавшего с королевством Французским.
От начала 16 в. до конца Ренессанса мужской идеал - мужественность. И так как волосы на лице всегда связывают с мужественностью, появляются большие, богатые бороды и усы. Даже те, у кого не было густых волос на лице и кто не мог отрастить большую бороду, старались выглядеть мужественнее и носили искусственные бороды. В качестве примера - портрет итальянца Ипполито Риминальди.
Тициан. Портрет Ипполито Риминальди. 1540-1545 гг.
Усы как элемент мужского стиля вошли в моду в Англии после эпохи королевы Елизаветы I, при которой в фаворе были бороды. Когда британский трон в начале XVII века занял Яков I, он щеголял аккуратными усами, память о которых осталась потомкам в картинах. Его сын Карл I носил подкрученные усы и острую бородку, и франты как один скопировали этот стиль, глядя на королевские портреты работы Антониса ван Дейка. Когда британцы устали от правления пуритан и вновь захотели театра, танцев и разгула, на трон взошел король Карл II. Судя по портретам, он начал отпускать усы еще подростком - что неудивительно для мужа, который участвовал в своей первой битве в 12 лет.
С началом эпохи барокко (1620-1715) борода вышла из моды. Уже в конце 1620 гг. молодые и зрелые бородатые мужчины вызывали смех, и потому, вследствие социального натиска и моды, борода исчезла. Только пожилые мужчины были бородаты (символ возрастного статуса). У молодых - лишь небольшие бородки на подбородках и под нижней губой, а также тонкие усы. Так продолжалось приблизительно до 1650-60 гг. Волосатость лица вытеснялась бритостью постепенно. В 1630х входят в обиход парики. Одновременно появляется новый мужской идеал - женственность.
Уже в 3-й четверти 17 в. мода на безволосое мужское лицо утвердилась полностью. Известно, что король-солнце Людовик XIV был противником париков и бритых лиц, но они стали таким важным символом статуса, что король оказался вынужден побриться. Случилось это в 1680 г. С этого момента в Западной Европе начинается почти 150-летний период отсутствия усов и бород (до середины 19 в.).
Портрет российского императора Петра I
Это относится также к России, где в это время европеизированный, усатый император Петр I ввел налог на бороды и даже лично обрезал бороды некоторым своим приближенным. Причем и неимущие крестьяне тоже были должны уплатить налог, если входили в город небритыми. Однако, полностью ввести европейскую модель лица Петру в России не удалось. Характерно, что сам он носил усы, что являлось некоторым отступлением от западноевропейских норм того времени.
Усы как атрибуты сословия
Тем не менее, простолюдины так и остались в России преимущественно бородатыми. Сословные и классовые особенности своей среды ярко демонстрируют прижизненные портреты казаков Степана Разина (17 в.), см. справа и Емельяна Пугачёва (18 в.), см. слева.
До середины 20 века в России и Украине (Малороссии) сохранялось различие в нормах внешности для разных сословий и классов. Нормы эти невозможно было в то время навязать, они вырабатывались самостоятельно внутри этих сословий.Известны сословия Российской Империи, для которых были характерны бороды и усы - солдаты, купечество, запорожские, малороссийские, донские и прочие казаки, духовенство, крестьянство.Если солдаты на государственной службе подчинялись прихотям начальства и в разные периоды были то бритыми, то усатыми, то купцы и казаки, состоявшие в основном из староверов, были самостоятельны и потому постоянны в своих предпочтениях (борода).
Наблюдалось различие между русскими и малороссийскими казаками. Русские казаки предпочитали бороды, а малороссийские, находившиеся под большим влиянием турков и татар, следовали их мусульманской моде. Казаки Запорожья, например, перенимали их одежду, оружие, слова, копировали внешность - усы, бритый подбородок, бритый череп с хохлом волос.
Однако, основной язык их, по-видимому, был русский (великорусский). Все надписи на печатях, на могильных памятниках, приведенные в "Истории запорожских козаков" Д.И.Яворницкого (т.3, 1993 г.) - на русском языке.
Вопреки распространённому мнению, усы совсем не обязательно являются атрибутом военного сословия . В те периоды, когда была распространена бритость, военные чётко следовали этой моде. Различие внутри военных по усатости объяснялось скорее классовым признаком. Так, начальники (офицеры, генералы) были бритыми, но их солдаты могли быть усатыми.
На известной картине "Переход Суворова через Альпы" изображены поголовно усатые солдаты, а сам князь Суворов был бритым. Бритыми были также все военные командиры той эпохи (18 в.).
Суриков. Переход Суворова через Альпы (фрагмент)
В эпоху Великой французской революции мужчина из высших классов представлял собой образец гермафродита - бритое лицо, парик, мало отличающийся от женской причёски, цветные панталоны, ленты, кружева... Туалет, одевание модника по продолжительности, тщательности не отставали от дамского. Мужчины пудрились. Считалось уже не достаточным брить лицо, нужно было удалить волосы и на голове, заменив их искусственными волосами, более благородного и красивого вида. С тех пор мастер по причёскам называется "парикмахер", то есть изготовитель париков.
Принц Конде, образец аристократической моды конца 18 в.
К началу XIX столетия усы носили роскошными, завитыми и зачастую соединяющимися с внушительными бакенбардами. Фрагментарно мода на ношение усов появляется уже у военных XVIII века, однако является скорее исключением. Широкое распространение усов среди военных происходит в эпоху Наполеоновских войн.
Наполеон Бонапарт - лейтенант артиллерии, образец внешности простолюдина конца 18 в.
Новое время
Но молодое поколение восставало против моды на парики: молодежь подражала поэту-романтику, покорившему воображение Европы. Лорд Байрон чисто брился, лишь иногда оставляя на губе тонкие романтические усы - он шел в этом против общества, как, впрочем, и во всем остальном.
Молодёжь отказывается носить парики, а модников ("петиметров") осмеивают в печати (в России особенно постарался И.А.Крылов). Характерна фраза из мемуаров начала 19 века: "только недавно старика удалось отговорить пудриться".
После наполеоновских войн в Англии и Франции появляются (как большая редкость) бороды и усы, в Германии это происходит на 20 лет позже, приблизительно в конце 1830-х.
Несколько десятилетий байронический образ правил бал - но потом случилась Крымская война, и борода вернулась во всеоружии.
До этого небритых мужчин считали также ещё и политически подозрительными: накануне революции 1848 г. борода и усы были символами революционного духа (как это воспринимали сами бунтари) и политической провокации (в восприятии того же со стороны власти).
Война закончилась в 1856 году, и приезжавших домой в Британию солдат едва можно было узнать в густых зарослях их бород. Решив, что борода - атрибут героический, британские мужчины вновь стали их растить. Бороды, этот "лицевой грибок" - по выражению писателя-современника Фрэнка Ричардсона - были повсюду, и усы попросту терялись на таком фоне.
Так как Российская Империя, управляемая немецкой династией царей, к тому времени уже давно была европеизированной, мода России полностью повторяла западноевропейскую.
К концу XIX века мода на бороды наконец прошла - теперь их носили только пожилые консерваторы.
От зарослей на лице помогло избавиться открытие бактерий и статьи в прессе, увязывавшие с бородами распространение инфекций. В Европе и Северной Америке были приняты правила, запрещавшие бородачам работать в общепите, а бородатых больничных пациентов брили вне зависимости от их желания. Будущее выглядело розовощеким и гладко выбритым.
В войне усов против бороды подкрепление пришло с еще одной неожиданной стороны. В Первую мировую войну бородачи толпами гибли от химического оружия - борода не давала противогазу плотно прилегать к лицу. Но и для поклонников усов времена были не самые лучшие - их разрешали растить только военным определенных званий. С окончанием боевых действий, однако, усы расцвели пышным цветом, как трава на полях былых сражений.
Усы стали символом современного мужчины начала XX века. В 1920 году юная Агата Кристи опубликовала свой первый детектив "Загадочное происшествие в Стайлзе", представив публике сыщика Эркюля Пуаро и его напомаженные усы.
В Голливуде Кларк Гейбл, Эррол Флинн и Рональд Колман щеголяли усами записных соблазнителей - но мир уже катился к Великой депрессии, во время которой усачи получили новый удар.
Кларк Гейбл / Clark Gable
В 1932 году Уоррен Грэм опубликовал книгу "Как найти работу во время кризиса". По его мнению, места усам на рабочем месте на тот момент не оставалось. "Сбрейте усы, если ищете работу, - писал он. - Усы подходят жиголо или шейху, но во время кризиса таких вакансий маловато". В 1936 году английский актер Чарльз Лоутон даже попал в газеты, потому что растил бороду и усы. Автор статьи специально упоминал, что Лоутон делает это лишь для того, чтобы сыграть Рембрандта.
После Второй мировой войны - что неудивительно - резко вышли из моды усы-щеточка, зато в стал популярным другой тип усов: закрученные дуги с торчащими вверх концами, как у бравых пилотов-истребителей.
Усы в СССР
Как известно, в начале существования СССР мода на усы и бороды полностью совпадала с западноевропейской. Усы и бороды были вполне распространены. Однако в последующие десятилетия ситуация менялась. В следующем отрывке из книги Г. Климова "Песнь победителя" достаточно ярко обрисовано положение с усами и бородами, сложившееся в концу войны 1941-1945:
"На фронте сержант не столько боялся за свою голову, как за пышные запорожские усы. В годы коллективизации он, наверняка, если и не сбрил, то порядком обкарнал свои усы - чтобы не приняли за кулака. Тогда было пострашней, чем на фронте. Тогда никто не знал к кому и когда постучит судьба в двери. А теперь свободой повеяло. Можно даже усы снова отпустить.
В годы войны многие, даже молодые солдаты и офицеры, поотпускали себе усы и бороды. До войны такие вольности были опасны. Маленькая бородка - троцкистская, борода лопатой - кулацкая, длинная - поповская. Были еще бороды купеческие, архиерейские, генеральские. С усами тоже было не лучше. Маленькие усики - белогвардейские, а большие - полицейские. Того и гляди угодишь за решетку по такому внешнему социальному признаку.
А сегодня старый сержант не знает, чем больше гордиться - усами или орденами. Многое изменилось за годы войны."
В 1930-е годы установилась норма на бритость лица (совпадающая с европейской тенденцией этих лет), которая продолжается и поныне. Усы были привилегией высших руководителей в ряде стран (характерные усы Гитлера и Сталина), но подавляющее большинство мужчин вынуждено было побриться. Период моды на женственность и полную бритость продолжается по сей день.
В мире
В Испании усы были символом эпохи сюрреализма. Усы Сальвадора Дали без преувеличения стали легендой - в начале XXI века в ходе одного из опросов публика сочла их самыми узнаваемыми в истории. Когда в 1954 году Дали в интервью спросили, не отрастил ли он усы в качестве шутки, художник ответил, что это "наиболее серьезный" элемент его личности.
Сальвадор Дали
В Индии, не подверженной европейскому влиянию, мода не меняется, и усы являются признаком касты воинов, а также непременным атрибутом мужчины.
В Китае, Монголии, Корее и Японии особенности физиологии местных мужчин делают почти невозможным существование бородачей, но усы мужчины охотно носили, в Японии невозможно было представить без них самурая.
В странах Африки усов почти нет, но бородачи встречаются повсеместно.
А вот Латинская Америка вкупе с Северной практически следует текущему европейскому представлению о растительности на лице.
А что сейчас?
В наши дни появилась особенность, которой не было в предыдущие исторические периоды. Мода, ранее характерная только для правящих классов, теперь легко навязывается всем слоям населения. Люди стали более восприимчивы к модным влияниям. Если исторический обзор моды, приведенный выше, до начала 20 века касался только правящего класса, а остальные классы в большой мере сохраняли независимость во внешности, то теперь господствующая тенденция автоматически распространяется на всех. Хотя небольшие отклонения от господствующей "нормы" существовали всегда, в этой статье рассматриваются только нормы, характерные для больших масс людей, захватывающие целые слои и классы населения.
Со второй четверти 20 столетия происходил обратный процесс: бритые лица становились доминирующими во внешнем виде мужчин. Если не брать некоторых героев-одиночек, в конце XX века для ращения усов западному мужчине все-таки требовались либо толика наплевательского отношения к общественному мнению, либо принадлежность к определенному роду занятий - рок-музыке, например, или спорту.
Очередной поворот случился в 2006 году, когда впервые отмечался "Мовембер" - или "Усабрь", "Небритябрь"- месяц ноябрь, в течение которого мужчины отращивают усы для благотворительности. Эта мысль пришла в голову трем приятелям из Австралии, которые за кружкой пива решили собирать деньги, отпуская усы. Явление скоро стало глобальным, и за вдохновением обратились к голливудской классике - в 2012 году компания Philips запустила рекламную кампанию с обучающим видео "Как сделать усы в стиле Кларка Гейбла".
С тех пор каждый "Усабрь" многие мужчины растят усы - или пытаются, уж как у кого получается. Надолго ли хватит этой моды? История учит нас, что тренды в области лицевой растительности могут быть столь же преходящими, как туфли на платформе или брюки-бананы. Но пока что усы, безусловно, вернулись в фавор.
Кстати, в немецком городе городе Пфорцхайм уже целых 20 лет проходит фестиваль бород и усов, в нем принимают участие сотни человек из десятков стран.