Ранний возраст охватывает период от года до трех лет. Это период формирования всех свойственных человеку психофизических процессов. Своевременно начатое и правильно осуществляемое воспитание детей раннего возраста является важным условием их полноценного развития. Следует учитывать особенности, свойственные детям раннего возраста.
Особенности периода раннего детства:
1. Для физического и нервно-психического развития детей первых лет жизни характерен быстрый темп, а также скачкообразность и неравномерность развития: - интенсивно увеличивается рост и вес ребенка; - усиленно развиваются все функции организма; - к году ребенок овладевает ходьбой, на 2-ом и 3-ем г. совершенствуются основные движения; - ребенок делает большие успехи в овладении речью (к году – 10 – 12 слов, к 2 г. – 200 – 300 слов, к 3 г. – до 1500слов в активном словаре).
2. Еще одной особенностью раннего возраста является повышенная психическая и физическая ранимость организма, низкая сопротивляемость заболеваниям. Каждое перенесенное заболевание отрицательно сказывается на общем развитии детей.
3. В первые годы жизни особенно велика взаимосвязь между физическим и психическим развитием: крепкий, здоровый ребенок меньше подвержен заболеваниям, более вынослив, бодр и весел, что положительно сказывается на психическом развитии. Незначительные нарушения в состоянии здоровья приводят к ухудшению в самочувствии, что, в свою очередь, вызывает раздражительность, вялость, быстрое утомление, капризы. Все это в результате приводит к замедлению, ухудшению психического развития.
4. В раннем возрасте дети отличаются неустойчивостью эмоционального состояния и незавершенностью формирующихся умений и навыков. Эта особенность требует постоянного упражнения в тех или иных навыках, приучения ребенка посредством многократного повторения к правилам поведения.
5. Процессы возбуждения преобладают над процессами торможения. Это проявляется в неумении детей ждать, импульсивности и непосредственности. Формирующиеся умения и навыки требуют упражнения, иначе они быстро распадаются.
6. Одной из важнейших особенностей раннего возраста является высокая пластичность функций мозга и психики, т.е. всей нервной системы в целом. Условные рефлексы, лежащие в основе поведения ребенка, начинают образовываться с первых дней, они достаточно быстро формируются и становятся привычками, которые могут быть как хорошими, так и вредными (сосать палец, засыпать только при покачивании, бодрствовать на руках у взрослого и т.п.). Сравнительно легко закрепляясь, привычки с трудом поддаются изменению. Перевоспитание – дело сложное и вредное для нервной системы ребенка.
7. В раннем детстве проявляется высокая эмоциональность детей. Эмоции играют огромную роль в развитии ребенка. Дети искренне и глубоко переживают как положительные, так и отрицательные эмоции. Следует оберегать ранимую психику малышей от нежелательных слишком сильных (даже положительных) воздействий окружающей среды. Необходимо обеспечить организацию жизнедеятельности детей таким образом, чтобы поддерживать хорошее, уравновешенное настроение детей.
8. Еще одной особенность раннего возраста является индивидуальный темп развития личности ребенка. Дети раннего возраста требуют особого внимания и индивидуального подхода в процессе обучения и воспитания.
9. У детей раннего возраста еще очень небольшой жизненный опыт, очень ограниченный круг представлений об окружающем мире, не сформированы умения и навыки. Без целенаправленного и планомерного воздействия со стороны взрослого невозможно полноценное развитие личности ребенка раннего возраста. Ведущая роль взрослого в развитии ребенка раннего возраста является важной особенностью в развитии детей раннего возраста.
Значение раннего детства в жизни человека трудно переоценить. Это время, когда закладываются основы физического, психического, личностного развития человека. Потери, допущенные в этот период, невосполнимы в полной мере в последующей жизни.сей нервной системы в целом. яется высокая пластичность функция мозга и психики, т.е. збуждения преобладают над процессами торм
Раннее детство охватывает период 1-3 года. Раннее детство это период формирования в ребенке первого представления о себе, самооценки, половой идентификации, развития мышления и речи.
Психическое развитие детей 1-3 лет
Психическое развитие в раннем детстве позволяет ребенку работать с предметами, но сам ребенок открыть общественные действия этих предметов не может. Это противоречие решатся в совместной работе ребенка и взрослого с предметами.
Социальная ситуация развития в раннем детстве: » ребенок-предмет-взрослый». В раннем детстве предмет целиком занимает ребенка, он смотрит как взрослый работает с предметом и старается делать также. Без взрослого малыш не сможет овладеть миром предметов.
Ведущая деятельность в период раннего детства
Ведущий вид деятельности в раннем детстве — предметная деятельность. Переход от младенчества к раннему детству связан с развитием у ребенка нового отношения к миру предметов.
Возрастные границы периода раннего детства от 1 года до 3 -х лет. В начале ребенок узнает прямое назначение предмета и с помощью взрослого научается правильно применять предмет, но постепенно ребенок приобретает способность наделять предмет несуществующими свойствами, и применять предмет по-разному.
Становление познавательной сферы
Формирование восприятия у детей происходит через перцептивные действия, сенсорные эталоны и через действия соотнесения. Ребенок выделяет характерные для предмета качества, на их основе составляет устойчивые образы и соотносит, в своем понимании эталоны, с окружающими предметами. Развитие перцептивных действий помогает развитию обобщений, умение выделить главное позволяет ребенку далее формировать классы и понятия.
Особенностью развития ребенка в период раннего детства является формирование наглядно-образного мышления. Наглядно-действенное мышление, которое возникает у ребенка к концу первого года жизни является ведущим до 4 лет. Наглядно-образное мышление возникает у ребенка в 2-3 года и является ведущим до 6 или 6,5 года. Поэтому весь период раннего детства, а возрастные границы периода раннего детства 1-3 года, у ребенка будет преобладать наглядно-действенное мышление, и задача ребенка: научиться решать разного рода вопросы с использованием предметов. Ребенок почти мгновенно должен ориентироваться в применении предмета.
Синкретизм — особенность мышления ребенка в данном возрасте, — нерасчлененность. Малыш не умеет выделять отдельные части в целом, задача взрослого научить, показать как делается анализ, и как можно из целого выделить части- главное, второстепенное.
Формирование личностной сферы
Формирование личности в период раннего детства складывается через общение со взрослыми. Самооценка ребенка формируется на основе высказываний взрослого о ребенке. Критика, замечания, игнорирования ребенка — снижают уровень притязания ребенка, порождают неуверенность в себе, мешают успешной деятельности.
Личностным новообразованием периода раннего детства является:
- развитие эмоционально-потребностной сферы ребенка;
- развитие самосознания: обращение к себе в третьем лице, в три года появление «я»;
- появление первичной самооценки;
- кризис 3-х лет.
Развитие ребенка в 3 года заключается в появлении чувства самостоятельности, автономности. При неблагоприятном развитии — чувство зависимости от взрослого.
Развитие речи у малышей 3 лет
Период 1-3 лет ребенка сензитивен к усвоению речи. Автономная речь переходит в собственную активную речь ребенка.
Развитие речи в период раннего детства идет по двум направлениям: улучшается понимание речи взрослого; развивается собственная активная речь.
Ребенок не сразу правильно называет предметы и их действия. Полутора годовалый малыш может усвоить от 30-40 слов до 100, но употребляет слова редко. Ребенок 2 лет — употребляет 300 слов, Ребенок 3-х лет может общаться с употреблением от 500 до 1500 слов.
Характеристика речи ребенка 3-х лет:
- расширение словарного запаса;
- улучшение произношения слов;
- усвоение грамматического строя родного языка;
- приобретение связного характера речи;
- ребенок знает почти все части речи;
- речь — полноценное средство общения;
- понимание грамматической основы языка и синтаксиса.
Иллюстрация pixabay.com
Назвать источники развития педагогики как науки. Дать понятие народной педагогики. Охарактеризовать белорусскую народную педагогику, назвать ее основные задачи и средства воспитания.
Современная педагогическая наука возникла не на пусто месте. Она имеет ряд источников:
1. Прогрессивные идеи прошлого , которые актуальны и сегодня. Например, дидактические принципы, разработанные Коменским, составляют основу современной дидактики.
2. Педагогическая практика, опыт воспитания и обучения детей и молодежи , который сложился ранее. Например, система сенсорного воспитания Марии Монтессори.
3. Смежные науки, которые предоставляют свои данные для развития педагогической мысли. Прежде всего, это психология, анатомия, физиология, социология.
4. Религия, под влиянием которой складывался опыт воспитания прошлых веков. В религиозных учениях сконцентрированы представления человечества о морали и нравственности, раскрыты идеалы отношений между людьми.
5. Экспериментальные исследования, позволяющие практическим путем проверять научные гипотезы и получать новые, научно доказанные факты и сведения, необходимые для совершенствования педагогического процесса.
6. Инструктивно-директивные документы и законодательные акты в области образования, которые отражают цели, задачи, основные направления и содержание педагогического процесса, определяют требования к нему. Сегодня это, прежде всего, Закон РБ «Об Образовании» и Кодекс РБ об образовании, а также образовательные стандарты и образовательные и учебные программы и планы.
7. Важнейшим источником педагогических представлений о воспитании и развитии подрастающего поколения является народная педагогика , которая представляет собойпедагогический опыт, сложившийся за историю существования того или иного народы, закрепленный и отраженный в его традициях, обычаях, героическом эпосе, фольклоре, пословицах, поговорках, народных играх и т.д.
Народная педагогика – исторически сложившаяся совокупность педагогических сведений и воспитательного опыта, сохранившихся в устном народном творчестве, героическом эпосе, своде правил поведения и воспитания, обычаях, обрядах, традициях, детских играх и игрушках.
Традиции белорусской народной педагогики складывались в течение многих веков под влиянием исторических, экономических, географических, политических, религиозных факторов. Огромное влияние на формирование ее идеалов и традиций оказало ее географическое положение и политический статус. Богатые лесами, озерами и другими богатствами земли этнических белорусов способствовала развитию охоты, земледелия, ремесел. Труд - центральное понятие белорусской народной педагогики. Трудовое воспитание - ее основа. Трудолюбие – одна из черт, присущих белорусскому народу.
В составе Киевской Руси белорусские земли принимают христианство, библейские заповеди лежат в основе нравственного воспитания, они учат терпению, гостеприимству, неосуждению, милосердию все эти качества в полной мере присущи белорусскому народу. Понятие добра – также является важнейшей категорией белорусской народной педагогики.
Кроме того, Беларусь всегда была страной просвещенной, тянувшейся к знаниям и достижениям мировой культуры. Полоцкое княжество в свое время было одним из крупнейших и известнейших центров культуры и ремесел, соперничавших с такими великими княжествами, как Киевское, Новгородское, Московское. Всемирно известны имена белорусских просветителей – Сымона Будного, Симеона Полоцкого, Ефросиньи Полоцкой, Франциска Скорины и др. Беларусь подарила миру множество ученых, поэтов, художников.
Бесчисленные беды и лишения, обрушившиеся на Беларусь за долгую историю ее существования не смогли искоренить сложившихся традиций и идеалов. С оружием в руках защитники белорусской земли встречали врагов, отдавая жизнь за свою родину. Память о героях войны 1812г., Великой Отечественной хранят новые поколения. Патриотизм всегда был присущ белорусскому народу.
Главным творцом и хранителем традиций всегда являлась семья. Именно в семье определялись правила и нормы, которых придерживались все члены общества. Задачами белорусской народной педагогики всегда были: воспитание труженика, семьянина и патриота своей Родины. Основными средствами воспитания в белорусской народной педагогике являются труд, игра, традиции, обычаи, обряды, праздники, песни, танцы, устное народное творчество, родной язык.
Охарактеризовать особенности периода раннего детства и раскрыть его значение.
Ранний возраст охватывает период от года до трех лет. Это период формирования всех свойственных человеку психофизических процессов. Своевременно начатое и правильно осуществляемое воспитание детей раннего возраста является важным условием их полноценного развития. Следует учитывать особенности, свойственные детям раннего возраста:
1. Для физического и нервно-психического развития д етей первых лет жизни характерен быстрый темп и скачкообразность, неравномерность развития: - интенсивно увеличивается рост и вес ребенка; - усиленно развиваются все функции организма; - к году ребенок овладевает ходьбой, на 2-ом и 3-ем г. совершенствуются основные движения; - ребенок делает большие успехи в овладении речью (к году – 10 – 12 слов, к 2 г. – 200 – 300 слов, к 3 г. – до 1500слов в активном словаре).
2. Еще одной особенностью раннего возраста является повышенная психическая и физическая ранимость организма, низкая сопротивляемость заболеваниям. Каждое перенесенное заболевание отрицательно сказывается на общем развитии детей.
3. В первые годы жизни особенно велика взаимосвязь между физическим и психическим развитием : крепкий, здоровый ребенок меньше подвержен заболеваниям, более вынослив, бодр и весел, что положительно сказывается на психическом развитии. Незначительные нарушения в состоянии здоровья приводят к ухудшению в самочувствии, что, в свою очередь, вызывает раздражительность, вялость, быстрое утомление, капризы. Все это в результате приводит к замедлению, ухудшению психического развития.
4. В раннем детстве проявляется высокая эмоциональность детей. Эмоции играют огромную роль в развитии ребенка. Дети искренне и глубоко переживают как положительные, так и отрицательные эмоции. Следует оберегать ранимую психику малышей от нежелательных воздействий окружающей среды (в т.ч. и слишком сильных положительных впечатлений). Необходимо обеспечить организацию жизнедеятельности детей таким образом, чтобы поддерживать хорошее, уравновешенное настроение детей.
5. В раннем возрасте дети отличаются высокой подражательностью инеустойчивостью эмоционального состояния. Плачущий малыш быстро забывает о своем огорчении, если его отвлечь яркой игрушкой или интересной деятельностью. Когда кто-то из детей в группе начинает плакать, и если его вовремя не успокоить, то остальные дети тоже могут начать плакать.
6. Процессы возбуждения преобладают над процессами торможения . Это проявляется в неумении детей ждать, импульсивности и непосредственности. Дети не могут быстро переключиться с одного вида деятельности на другой. Поэтому к каждому новому виду деятельности или к новому режимному процессу детей нужно подготавливать постепенно, несколько раз терпеливо и спокойно повторять указания, просьбы т т.п.
7. Ранний возраст характеризуется незавершенностью формирующихся умений и навыков . Формирующиеся умения и навыки (например, держать ложку, пользоваться носовым платком и др.) требуют упражнения, иначе они быстро распадаются.
8. Одной из важнейших особенностей раннего возраста является высокая пластичность функция мозга и психики, т.е. всей нервной системы в целом. Эта особенность обуславливает высокую обучаемость детей при условии, что процесс обучения организуется в игровой, занимательной форме. С другой стороны, условные рефлексы, лежащие в основе поведения ребенка, начинают образовываться с первых дней, они достаточно быстро формируются и становятся привычками, которые могут быть как хорошими, так и вредными (сосать палец, засыпать только при покачивании, бодрствовать на руках у взрослого и т.п.). Сравнительно легко закрепляясь, привычки с трудом поддаются изменению. Перевоспитание – дело сложное и вредное для нервной системы ребенка. Это следует учитывать.
9. Еще одной особенность раннего возраста является индивидуальный темп развития личности ребенка. Дети раннего возраста требуют особого внимания и индивидуального подхода в процессе обучения и воспитания.
10. У детей раннего возраста еще очень небольшой жизненный опыт, очень ограниченный круг представлений об окружающем мире, не сформированы навыки самообслуживания. Без целенаправленного и планомерного воздействия со стороны взрослого невозможно полноценное развитие личности ребенка раннего возраста. Ведущая роль взрослого в развитии ребенка раннего возраста является важной особенностью в развитии детей раннего возраста.
Значение раннего детства в жизни человека трудно переоценить. Это время, когда закладываются основы физического, психического, личностного развития человека. Потери, допущенные в этот период, невосполнимы в полной мере в последующей жизни.сей нервной системы в целом. яется высокая пластичность функция мозга и психики, т.е. збуждения преобладают над процессами торм
1 | | |
Ранний возраст – чрезвычайно важный и ответственный период психического развития ребёнка. Это возраст, когда всё впервые, всё только начинается – речь, игра, общение со сверстниками, первые представления о себе, о других, о мире. В первые три года жизни закладываются наиболее важные и фундаментальные человеческие способности – познавательная активность, любознательность, уверенность в себе и доверие к другим людям, целенаправленность и настойчивость, воображение, творческая позиция и многие другое. Причём все эти способности не возникают сами по себе, а требуют непременного участия взрослого и соответствующих возрасту форм деятельности.
Психологи считают, что первые три года –это самый важный период в развитии ребёнка. В этот период закладывается основание всей будущей жизни. Уверенность в себе, знание, что ты желаем и любим, чувство собственного достоинства, поведение в стрессовых ситуациях – всё это восходит к самому раннему детству, к отношениям малыша с родителями. Этот период имеет решающее значение для формирования личности, важно знать что представляет собой ребёнок этого возраста.
В период от 1 до 3 лет у ребёнка прорезываются все молочные зубы, он быстро растёт и прибавляет в весе, развивается его речь и память. Ребёнок начинает ориентироваться в окружающем мире, активно познаёт его. В этот период огромное значение для малыша имеет игра.
От рождения до года.
· Познаёт мир через ощущения
· Полностью зависим
· Сосредоточен на себе
· Воспринимает звуки, зрительные образы, тон разговора(ласковый или сердитый)
· Быстро растёт и изменяется
· Играет сам с собой
· Узнаёт людей и реагирует на них.
· Учится хватать
· Другие моторные навыки: учится ползать, сидеть, стоять
· К концу года начинает ходить.
От года до двух лет.
В два года ребёнок перешагивает через несколько препятствий чередующимся шагом, удерживает равновесие при ходьбе по доске, лежащей на полу. В подвижные игры для детей двух лет можно включать прыжки, бег, бросание мяча и скатывание его с горки.
· Ходит всё увереннее
· Требует внимания к себе
· Познаёт мир через ощущения
· Внимание быстро рассеивается
· Полностью может концентрироваться только на одной вещи
· Восприятия конкретны, воображение ещё не развито(думает только о том что видит)
· Слабая координация движений
· Нет «тормозов» его трудно остановить
· Решителен
· Любопытен,жаждет исследовать мир
· Подражает взрослым
· Непослушен
· Любит постоянный распорядок дня, чувствуя себя так безопасней
· Сосредоточен на себе
От двух до трёх лет.
В три года ребёнок называет правильно четыре основных цвета и несколько оттенков.Ориентируется в семи цветах спектра (знает чёрный белый цвета) находит по образцу, по просьбе взрослого.
· По-прежнему сосредоточен на себе.
· Любопытен
· Координация движений ещё не совершенна.
· Активен.
· Исследователь, интересуется окружающим миром.
· Играет большей частью один.
· Импульсивен, действует по первому пробуждению.
· Склонен проверять «границы дозволенного».
· Становится все более независимым.
· Любит учиться.
· Ему не надоедает повторять одно и то же.
· Нелогичен.
· Возникает чувство прекрасного.
· Подражает взрослым.
· Внушаем.
· Сравнивает себя с другими.
· Развивает самосознание.
· Формируется словарь (у трех летних он уже довольно большой)
Быстрый темп развития ребенка раннего возраста имеет ряд особенностей. Прежде всего – это скачкообразность развития. Скачкообразность отражает нормальный закономерный процесс развития организма ребенка, и наоборот, отсутствие скачков является следствием дефектов в развитии и воспитании детей.
Быстрый темп развитие ребенка обусловлен быстрым установлением связи с окружающим миром и в то же время медленным закреплением реакции. Поэтому очень важно как можно больше повторять, закреплять новые навыки, учить малыша делать что – либо новое самостоятельно. Это лучше закрепит полученные знания.
Самоценность раннего детства – в остроте восприятия окружающего мира, особом мире чувств и представлений.
(Н.С. Ежкова)
Период раннего возраста отличается уникальностью и неповторимостью. Его правомерно выделяют в общем развитии и воспитании детей дошкольного возраста.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Статья: Раннее детство – особый период в развитии ребёнка.
Подготовила Яковлева В. Н
Воспитатель ГБДОУ №43
Г.Санкт-Петербург. Колпинский район
Раннее детство – особый период в развитии ребёнка.
Ранний возраст – чрезвычайно важный и ответственный период психического развития ребёнка. Это возраст, когда всё впервые, всё только начинается – речь, игра, общение со сверстниками, первые представления о себе, о других, о мире. В первые три года жизни закладываются наиболее важные и фундаментальные человеческие способности – познавательная активность, любознательность, уверенность в себе и доверие к другим людям, целенаправленность и настойчивость, воображение, творческая позиция и многие другое. Причём все эти способности не возникают сами по себе, а требуют непременного участия взрослого и соответствующих возрасту форм деятельности.
Что представляет собой ребёнок раннего возраста?
Психологи считают, что первые три года –это самый важный период в развитии ребёнка. В этот период закладывается основание всей будущей жизни. Уверенность в себе, знание, что ты желаем и любим, чувство собственного достоинства, поведение в стрессовых ситуациях – всё это восходит к самому раннему детству, к отношениям малыша с родителями. Этот период имеет решающее значение для формирования личности, важно знать что представляет собой ребёнок этого возраста.
Основной особенностью периода раннего детства является наиболее интенсивный темп развития всех органов и систем.
В период от 1 до 3 лет у ребёнка прорезываются все молочные зубы, он быстро растёт и прибавляет в весе, развивается его речь и память. Ребёнок начинает ориентироваться в окружающем мире, активно познаёт его. В этот период огромное значение для малыша имеет игра.
От рождения до года.
Лучший способ узнать ребёнка- понаблюдать за ним и прислушаться к нему. Полезно знать об общих чертах детей этого возраста:
- Познаёт мир через ощущения
- Полностью зависим
- Сосредоточен на себе
- Воспринимает звуки, зрительные образы, тон разговора(ласковый или сердитый)
- Быстро растёт и изменяется
- Играет сам с собой
- Узнаёт людей и реагирует на них.
- Учится хватать
- Другие моторные навыки: учится ползать, сидеть, стоять
- К концу года начинает ходить.
От года до двух лет.
В два года ребёнок перешагивает через несколько препятствий чередующимся шагом, удерживает равновесие при ходьбе по доске, лежащей на полу. В подвижные игры для детей двух лет можно включать прыжки, бег, бросание мяча и скатывание его с горки.
- Ходит всё увереннее
- Требует внимания к себе
- Познаёт мир через ощущения
- Внимание быстро рассеивается
- Полностью может концентрироваться только на одной вещи
- Восприятия конкретны, воображение ещё не развито(думает только о том что видит)
- Слабая координация движений
- Нет «тормозов» его трудно остановить
- Решителен
- Любопытен,жаждет исследовать мир
- Подражает взрослым
- Непослушен
- Любит постоянный распорядок дня, чувствуя себя так безопасней
- Сосредоточен на себе
От двух до трёх лет.
В три года ребёнок называет правильно четыре основных цвета и несколько оттенков.Ориентируется в семи цветах спектра (знает чёрный белый цвета) находит по образцу, по просьбе взрослого.
- По-прежнему сосредоточен на себе.
- Любопытен
- Координация движений ещё не совершенна.
- Активен.
- Исследователь, интересуется окружающим миром.
- Играет большей частью один.
- Импульсивен, действует по первому пробуждению.
- Склонен проверять «границы дозволенного».
- Становится все более независимым.
- Любит учиться.
- Ему не надоедает повторять одно и то же.
- Нелогичен.
- Возникает чувство прекрасного.
- Подражает взрослым.
- Внушаем.
- Сравнивает себя с другими.
- Развивает самосознание.
- Формируется словарь (у трех летних он уже довольно большой)
Быстрый темп развития организма – особенность раннего возраста.
Быстрый темп развития ребенка раннего возраста имеет ряд особенностей. Прежде всего – это скачкообразность развития. Скачкообразность отражает нормальный закономерный процесс развития организма ребенка, и наоборот, отсутствие скачков является следствием дефектов в развитии и воспитании детей.
Быстрый темп развитие ребенка обусловлен быстрым установлением связи с окружающим миром и в то же время медленным закреплением реакции. Поэтому очень важно как можно больше повторять, закреплять новые навыки, учить малыша делать что – либо новое самостоятельно. Это лучше закрепит полученные знания.
В чём уникальность раннего детства?
Самоценность раннего детства – в остроте восприятия окружающего мира, особом мире чувств и представлений.
(Н.С. Ежкова)
Период раннего возраста отличается уникальностью и неповторимостью. Его правомерно выделяют в общем развитии и воспитании детей дошкольного возраста.
Период раннего детства уникален тем, что именно в этот временной отрезок ребенок развивается столь стремительно как ни когда в последующие годы жизни.
В этом возрасте происходит разделение линий психического развития мальчиков и девочек. Им присущи разные типы ведущей деятельности. У мальчиков на основе предметной деятельности формируется предметно-орудийная. У девочек на основе речевой деятельности – коммуникативная.
Предметно-орудийная деятельность включает манипуляцию с человеческими предметами, зачатки конструирования, в результате чего у мужчин лучше развито отвлеченное, абстрактное мышление. Коммуникативная деятельность предполагает освоение логики человеческих отношений. Большинство женщин обладает более развитым, чем у мужчин, социальным мышлением, сфера проявления которого – общение людей. У женщин тоньше интуиция, такт, они более склонны к эмпатии.
Половые различия в поведении детей обусловлены не столько биологическими и физиологическими причинами, сколько характером их социального общения. Ориентация мальчиков и девочек на разные типы деятельности задана социально, вследствие культурных образцов. На самом деле между малышами мужского и женского пола больше сходства, чем различий. Различия появляются позже. В основном же мальчики и девочки развиваются параллельно и проходят одинаковые этапы.
Так, к трем годам у детей того и другого пола складываются следующие новообразования возраста: начатки самосознания, развитие Я-концепции, самооценка. Ребенок проделывает 90% работы по усвоению языка. За три года человек проходит половину пути своего психического развития. Первые представления о себе возникают у ребенка к году.
Это представления о частях своего тела, но обобщить их малыш пока не может. При специальном обучении взрослыми к полутора годам ребенок может узнавать себя в зеркале, осваивает идентичность отражения и своей внешности.
К 3 годам – новый этап самоидентификации: с помощью зеркала ребенок получает возможность формировать свое представление о себе настоящем.
Ребенок интересуется всеми способами подтверждения своего Я . Одухотворяя отдельные части тела, в игре он познает волю над самим собой.
Трехлетний малыш интересуется всем, с ним связанным, например, тенью. Начинает использовать местоимение "я", усваивает свое имя, пол. Идентификация с собственным именем выражается в особом интересе к людям, которые носят такое же имя.
Половая идентификация
К 3 годам ребенок уже знает, мальчик он или девочка. Подобные знания дети черпают из наблюдений за поведением родителей, старших братьев и сестер. Это позволяет ребенку понять, каких форм поведения в соответствии с его половой принадлежностью ждут от него окружающие.
Уяснение ребенком принадлежности к конкретному полу происходит в первые 2-3 года жизни, и наличие отца при этом крайне важно. Для мальчиков потеря отца после 4 лет мало сказывается на усвоении социальных ролей. Последствия отсутствия отца у девочек начинают сказываться в подростковом возрасте, когда у многих из них возникают трудности в приспособлении к женской роли при общении с представителями другого пола.
Возникновение самосознания
К трем годам ребенок проявляет начатки самосознания, у него развивается притязание на признание со стороны взрослых. Положительно оценивая те или иные действия, взрослые придают им привлекательность в глазах детей, пробуждают в детях желание заслужить похвалу, признание.
Усвоение языка
Словарный запас детей 1,5 лет обычно содержит около 10 слов, в 1,8 – 50 слов, в 2 года – примерно 200. К трем годам словарный запас составляет уже 900 – 1000 слов. Установлена прямая зависимость между качеством языковой стимуляции в домашнем окружении и развитием речи ребенка в 3 года.
Критическим периодом в развитии детской речи является, по мнению исследователей, возраст от 10 месяцев до 1,5 лет. Именно в это время нужны спокойные и развивающие игры и нежелательны стрессы.
При усвоении языка дети всех народов проходят стадии односоставных, двусоставных и полных предложений. Во всех существующих на земле языках есть правила грамматики, синтаксиса, семантики. Поначалу дети предельно обобщают правила.
Умственное развитие
Главным стимулом совершенствования умственной деятельности у "ходячих" детей является их чувственно-двигательная активность. Дети 1-2 лет находятся в первом (сенсомоторном) периоде умственного развития, который Пиаже разделил на 6 стадий. 4 из них ребенок проходит до года.
5 стадия – третичные круговые реакции (1 – 1,5 лет) – экспериментирование с предметами. Цель экспериментов – в них самих: малыши любят наблюдать, как ведут себя предметы в новых ситуациях. На смену рефлекторному поведению приходит истинно мыслительная деятельность: ребенок ищет новые способы взаимодействия с неизвестными ранее предметами.
6 стадия (1,5 – 2 года). Появление символического мышления, то есть способности по запечатленным в мозгу психологическим образам (символам предметов) воспринимать их в тот или иной момент. Теперь ребенок может проделывать операции не с реальными, а с идеальными предметами. Ребенок становится способным решать простейшие задачи в уме, не прибегая к методу проб и ошибок. Физические действия способствуют успешной работе мышления.
Для восприятия внешнего мира на данной стадии умственного развития характерен эгоцентризм. Ребенок 1,5 – 2 лет уже осознает свою обособленность, отдаленность от других людей и предметов, а также понимает, что некоторые события могут происходить и независимо от их желаний. Однако продолжает считать, что все видят мир так же, как и он. Формула восприятия младенца: "Я центр вселенной", "Весь мир вращается вокруг меня".
Базовая потребность возраста
Если в младенческом возрасте потребность в безопасности была насыщена, то актуализируется потребность в любви. Дети в возрасте от 1 до 3 лет все еще зависят от родителей, они постоянно хотят чувствовать физическую близость отца и матери. Ведущая роль в удовлетворении базовой потребности отдается родителю противоположного пола. 3-4 года – формирование Эдипова комплекса и комплекса Электры. Важное значение приобретает тактильный контакт. Ребенок осваивает язык ощущений. Если потребность не удовлетворена, человек остается тактильно бесчувствен (например, именно в указанном возрасте происходит формирование эрогенных зон).
Светлана Сушинских
Психолог
Литература
- Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология.– М., 1988.
- Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения: от года до семи лет.– М., 1992.
- Джайнотт Х.Д. Родители и дети.– М., 1986.
- Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка.– М., 1993.
- Ле Шан Э. Когда ваш ребенок сводит вас с ума.– М., 1990.
- Лешли Д. Работать с маленькими детьми.– М., 1991.
- Макарова Е. В начале было детство.– М., 1990.
- Матейчек З. Родители и дети.– М., 1992.
- Муссен П. и др. Развитие личности ребенка.– М., 1987.
- Никитин Б.П. Ступеньки творчества или развивающие игры.– М., 1991.
- Одаренные дети. Пер с англ.– М., 1991.
- Раттер М. Помощь трудным детям.– М., 1987.
- Соколова В.Н., Юзефович Г.Я. Отцы и дети в меняющемся мире.– М., 1991.
- Субботский Е.В. Ребенок открывает мир.– М., 1991.
- Хоментаускас Г.Т. Семья глазами ребенка.– М., 1989.
- Чуковский К.И. От двух до пяти.– М., 1990.