Франция - это страна, которую по праву считают законодательницей мировой моды уже не одно столетие подряд. Люди, для которых вместе с шиком и вкусом - не пустой звук, в первую очередь смотрят на моду из Франции, следуя всем модным парижским правилам. Есть ли свои особенности во французской моде? С какого времени идёт отсчёт господства французский моды в мировой fashion-индустрии? На этих вопросах стоит остановиться и ответить на них развёрнуто.
История французской моды
Понятие “моды” ассоциировалось с Францией ещё со времени правления Людовика XIV, когда страна под контролем правящей власти начала быстрыми темпами развивать промышленную индустрию. Французский королевский двор в связи с этим стал считаться законодателем европейской в стиле барокко стала возможной благодаря производству шелковой ткани и кружев. Дополненные яркими украшениями и искусными драпировками роскошные кружевные и шелковые наряды были атрибутом помпезности и богатства.
В более поздние времена французская мода превратилась в поистине революционную, введя в двадцатом веке мужские элементы одежды в женский гардероб: брюки, пиджаки, строгие рубашки и даже галстуки. Совершила столь смелый переворот от романтизма к модернизму, заставив всю женскую моду пойти по новому пути, известная всем, даже далеким от моды людям француженка Коко Шанель.
Коко Шанель
Практически каждая современная женщина имеет в гардеробе брюки, пиджак и маленькое черное платье - самую великую творческую находку Шанель. Не менее известные модные аксессуары её имени - бижутерия из металла и знаменитая стеганая сумочка на цепочке. То же самое можно сказать и о культовых духах дома Шанель.
Коко Шанель давно нет, но дело ее живёт, и модный дом ее имени продолжает считаться одним из главных домов, участвующих в главной в фешн-индустрии неделе французской моды. Самой Коко до сих пор стремятся подражать, её цитируют и ей вдохновляются, что совершенно оправдано, ведь именно эта великая женщина смогла так смело и необратимо повлиять на моду XX века, основав модный дом Chanel, внедрив совершенно новые образы в женскую моду. Помимо брюк и других удобных вещей из мужского гардероба, помимо универсального и доступного практически любой женщине маленького черного платья, именно Шанель мы обязаны появлением и постоянным присутствием в моде маленьких шляпок, костюмов из твида, бижутерии, как самостоятельного модного и престижного мира украшений и даже стойкой моде на загар.
Диор
Другой именитый дизайнер Франции - Кристиан Диор. Один из самых известных модельеров, придумавший женственные платья в стиле нью-лук и поднявший на новую высоту понятие “французская мода”.
Женщин и их послевоенное настроение, мечты и желания Диор уловил всем чутьем талантливого мастера. Парижанки на тот момент уже устали от укороченных строгих юбок, брюк и почти мужских пиджаков, так что сверхженственная коллекция Диора была встречена с энтузиазмом и восторгами. Яркие краски, роскошные ткани, юбки до щиколотки (пышные или прямые), маленькие округлые плечи, затянутые талии - в этой новой коллекции все кричало об очаровании традиционной женственности. Это была новая французская мода, ставшая вскоре и мировой.
Ив Сен-Лоран
Имя одного из ведущих модельеров XX века, которого сам Кристиан Диор выбрал преемником, навечно вписано в историю моды.
Многие модные идеи Лорана теперь - модная классика. Так, женские смокинги, поразившие воображение модниц, впоследствии стали фирменной визиткой бренда. Именно Ив Сен-Лоран предложил активно носить женские брючные костюмы, свитеры с высоким горлом, куртки из чёрной в стиле сафари, высокие сапоги, этнику - без всех этих вещей уже сложно представить гардероб женщины из любого города мира.
Конечно, это не все французские дома моды, фешн-мир был бы неполон и без несносного и эпатажного Готье, фантазийного Лакруа, шикарного Пьера Кардена, мастера сумок и аксессуаров Луи Виттона, элегантного Юбера Живанши и многих других величайших модельеров.
Современные молодые дизайнеры
Сегодня звания “молодой дизайнер” или “подающий надежды кутюрье” не имеют никакого особенного значения, поскольку Fashion-индустрию наводнили имена юных художников, которые совершают попытки модернизировать традиционное понятие прет-а-порте. Отдельным личностям это удаётся. Например, которому повезло добиться признания в мире моды, грамотно балансируя между традициями Модного дома Balmain и собственным новым молодёжным вкусом. Каждое fashion show бренда Balmain проходит под громкие аплодисменты зала, а западные звезды сами предлагают Рустану дружбу и сотрудничество.
Еще один успешный молодой французский дизайнер - Николя Гескьер - до 2012 года работавший арт-директором Модного дома Balenciaga. Коллекции Гескьера изобиловали элегантными силуэтами в сочетании с геометрией форм, щедро приправленными футуристическим дищайном. С 2013 года Николя Гескьер стал креативным директором другого знаменитого бренда - Louis Vuitton.
Молодой дизайнер Гийом Анри заставил мировую моду вспомнить о практически забытом модном доме Carven, подарив девушкам новую для них любимую марку. По слухам, этому дизайнеру сделали интересное предложение возглавить очередной крупный модный дом с историей — Nina Ricci.
Журналы мод
Со второй половины далекого XVIII века именно во Франции стали появляться первые журналы, специализирующиеся на моде и всём том, что с ней связано. В то время французские журналы мод представляли собой отдельные крупные гравюры, которые раскрашивались вручную акварельными красками и сопровождались описанием каждой модной детали.
Современный модный глянец произошёл из первых изданий о французской моде, таких, как изданный в 1921 году в Париже журнал L’Officiel, старейший из французских модных изданий, чей выпуск продолжается и сейчас. В 1938 году именно этот журнал был первым с цветными фотографиями на страницах.
В 1937 году во Франции появился еженедельник Marie-Claire, также дошедший до современников. Это было новаторское по тем временам издание, рассказывающее не только о том, что такое мировая и французская мода, но и о светских и культурных событиях, о здоровье и рецептах красоты, публикующее письма читателей и ответы на их вопросы, охватывающее другие важные аспекты женской жизни. Таким образом, издание было первым из многочисленной армии женских популярных журналов.
В 1945 году читательницам был представлен французский журнал Elle, основным содержанием которого стали статьи и фотографии, связанные с модой. Первые номера журнала раскупили в рекордный срок, и через пару десятилетий Elle признали самым читаемым журналом в мире.
Уличная мода
Французский стиль, ставший уже пресловутым - это вкус, проявляющийся в стиле и выборе одежды и аксессуаров у французских модников. Во все времена он отличался особой утончённостью и обаянием.
Близость подиумов с высокой модой, конечно, накладывает свой заметный отпечаток, но не только этот фактор влияет на особенный шарм французской уличной моды. Виртуозное владение искусством совмещать несочетаемые, казалось бы, вещи, выстраивая гармоничный и небанальный образ и составляет основу того, что называют французская мода и стиль. Надевая теплое пальто с тонкой майкой или как будто вынутое из сундука прабабушки, с почти мужским твидовым пиджаком, и приправив образ оригинальными аксессуарами по вкусу, французы добиваются совершенно уникального впечатления, являя миру фирменный французский look.
Француженки - европейки до мозга костей, большинство из них проповедуют приверженность европейским ценностям и равноправию полов. Они независимы, делают карьеру, и это не может не отражаться на внешности. Обычно француженки предпочитают легкий максимально натуральный макияж (а зачастую обходятся без него), демократичные бренды и спокойные цвета одежды. В облике подлинной француженки лейтмотивом присутствует легкая небрежность, но никак не неряшливость. Эту небрежность может позволить себе только весьма ухоженная, знающая силу своей привлекательности, женщина, обладающая несомненным вкусом. Самое важное в облике французской модницы - аксессуары и бижутерия. Подобранный комплект делает повседневное платье вечерним. Француженки неравнодушны к украшениям “с историей”, они обожают покопаться в товарах блошиных рынков и антикварных магазинчиков.
Как создать французский образ
Главное отличие французского стиля от других - отсутствие в одежде ярких цветов и пестроты. У женщин Прованса в ходу умелое сочетание белоснежной одежды с ненавязчивыми кремовыми оттенками и черной классикой. Так, обычное черное платье-макси в сочетании с грамотно выбранными украшениями и милыми деталями француженка превратит в восхитительный наряд для вечера.
Платья - это особая статья в гардеробе истинной француженки. Легкие платья и юбки без труда встраиваются в женственный, игривый и в то же время утонченный образ. В предпочтениях у француженок также юбки прямого покроя и юбки-тюльпан как квинтэссенция всего, что предлагает французская мода.
Одежда - это далеко не все, для создания образа не обойтись без аксессуаров. Со времен Шанель дамы продолжают носить шляпки аккуратных форм и спокойных расцветок. В этом сезоне особо востребованными будут шляпы “федоры” и “трилби”.
Сумки француженки предпочитают вместительные, но элегантных фасонов. Мешковатые сумки, похожие на вещмешки, их вряд ли заинтересуют. Классические шопперы для повседневной носки, интересного вида клатч для выхода в свет - вот выбор парижанки.
Длинные стильные ожерелья нам тоже подарила Франция. Но нужно учитывать, что они не слишком подходят женщинам с грудью большого размера. Французский стиль в бижутерии - это оригинальные украшения из металла и дерева благородных сортов. Они подходят к большинству образов.
Французы - виртуозы искусства создания интересных образов. Получившийся в итоге ансамбль состоит из многих слоев. Он сложен и прост одновременно. Дополнения всегда безукоризненно работают на образ владельца, а все вместе составляет загадку вечного французского шарма. Этот шарм в сочетании с демократичностью и делает французский стиль столь притягательным для остальных.
С середины 17 века неограниченная власть во Франции принадлежала королю Людовику XIV.
Жизнь при французском дворе подчинялась строгому этикету и представляла собой бесконечно длящийся спектакль, главным действующим лицом которого был король.
Франция, достигшая в этот период небывалого экономического подъема, оказывала большое политическое влияние на другие страны, французский язык стал международным.
Более того, Франция начинает экспортировать модные туалеты и предметы роскоши, сопутствующие моде, - кружева, перчатки, бижутерию, шелковые чулки. В 1672 г. во Франции был основан первый журнал мод - «Mercure galante». Французские моды покорили Европу.
К 17 веку в искусстве сложился стиль барокко - парадный, величественный, декоративный, чопорный. В нем наиболее полно отразились вкусы аристократии того времени. Интерьер стал ярким, красочным - хрустальные люстры, отражающиеся в светлых блестящих полах, расписные потолки, гобелены, множество серебряных безделушек, мебель из черного дерева, инкрустированная золотом и перламутром. С этой фееричностью интерьера гармонировали пышные, украшенные массой драгоценностей, костюмы. Появились новые эстетические представления, для которых красота заключалась в богатстве, монументальности, красочности одежд, на фоне которых сам человек потерялся.
Мужской костюм
"От башмаков до шляпы - банты, ленты, банты,
ленты!.. Распустят до пояса парики из пакли,
штаны наденут, широкие, все в складках -
пузырями, камзол кургузый, рубашку выпустят
сборками над тощим животом!"
Ж. Б. Мольер
Людовик XIV вступил на престол еще ребенком, и за него правила регентша-мать, королева Анна Австрийская. В этот период мода приобрела оттенок «детскости»: подражая малолетнему королю, придворные и аристократическая знать носили короткие курточки и длинные волосы. Важной деталью костюма этого времени была белая рубашка с напуском на талии, пышными длинными рукавами и кружевными манжетами, которые в нескольких местах перевязывались лентами. Поверх рубашки вместо пурпуэна надевали короткую распашную курточку с короткими рукавами («брасьер»), частенько из отдельных лент, скрепленных выше локтя. Из-под них выглядывали манжеты рубашки. Пояс шоссов закрывала маленькая баска.
Пышные широкие панталоны завязывали над коленями; под них надевали белые шелковые чулки с кружевными подвязками - «канонами», чаще всего черного цвета. Поверх панталон носили ставшие модными штаны «ренграв», похожие на женскую юбку; из-под них было видно кружево канонов.
Сверху только на левое плечо накидывали недлинный плащ.
В 1665-1670 гг. в мужском костюме произошли некоторые изменения. Теперь он выглядит строже, вместо коротенького брасьера стали надевать длинный, почти до колен, распашной кафтан - «жюстокор». Вначале его носили военные, но затем он превратился в повседневную и даже придворную одежду.
Жюстокор плотно облегал фигуру, имел длинную талию, множество пуговиц и был пышно украшен впереди. Рукава вначале короткие, позже удлинились, и у них появились широкие цветные манжеты, из-под которых выпускались пышные кружевные манжеты рубашки. Жюстокор застегивался только на груди и до талии, поверх него расправлялось жабо рубашки.
По талии жюстокор можно было подпоясать широким шарфом, который завязывали на боку бантом.
Шили жюстокоры из полосатой ткани, с расходящимися веером складками по бокам.
В мужском костюме появились карманы. У жюстокора впереди было два кармана с клапанами, но их форма и положение часто менялись. Эта одежда дополнялась эполетом из лент на правом плече и перевязью лпя шпаги. Для зимы шили жюстокоры на меху.
Под жюстокор поверх рубашки надевали «весту» - распашную куртку, которая застегивалась на талии до середины груди, чтобы было виднее жабо рубашки.
В 1670-е гг. у жюстокора появились разрезы на полах: задний был предназначен для верховой езды, а боковой - для продевания в него шпаги: шпагу в это время носили уже не поверх кафтана, а под ним.
Шоссы теперь были узкими, более строгими (отсутствовала отделка из лент и кружев) и застегивались под коленом на пуговицу.
Все дворяне носили шпагу - штатские на поясной портупее, военные - на перевязи через плечо.
Верхней одеждой были плащ без рукавов с широким отложным воротником и плаще короткими рукавами, который застегивался на пуговицы («брандебур»).
К 80-м гг. мужской костюм стал еще строже и еще темнее по цвету. Моду диктовал король, в последние годы жизни попавший под влияние иезуитов.
В это время повсеместно начали носить большие муфты, которыми пользовался сам король. Кроме них костюм дополняли перчатки, шпага, часы в виде луковицы, а щеголи носили еще и трость с набалдашником.
Женский костюм
Женский костюм, как и мужской, к середине 17 века тоже стал меняться, особенно в деталях. Под влиянием стиля одежда стала ярче, пышнее. Если в 50-60-е гг. женский костюм сохранял естественные формы и мягкость линий, то уже к 70-м гг. он приобрел вычурность.
Талия зауживается и становится длиннее, узкие рукава украшаются оборками, у юбки появляется шлейф.
Изменилась форма декольте: первоначально овальная, она постепенно превратилась в неглубокое каре. Воротник исчез, вырез лифа обшивался оборкой или кружевами. Одна из излюбленных отделок лифа - «лестница» - декодирование его бантами по всей длине, от выреза до талии (при этом банты сверху вниз уменьшались). Пикантность придавали свободно падающие на декольте завитые локонами волосы.
Рукава платья узкие и укороченные обшивались широкой кружевной оборкой.
В этот период, как и прежде, женщины одновременно носили два платья. Верхнее шилось из дорогих плотных тканей с распашной юбкой, прикрепляемой к лифу шнурками. Сзади у юбки был шлейф, а впереди и с боков ее часто подбирали и заворачивали в виде валиков. Нижнюю юбку нарядно отделывали кружевами и оборками.
В холодное время года женщины накидывали на плечи меховой палантин, а руки защищали бархатными на меху муфтами и длинными, до локтя, перчатками.
Во время прогулок дамы дополняли костюм тростью или зонтиком.
слева: туалет придворной дамы с баской и шляпой а-ля-Рубенс
справа: платье придворного кавалера
слева: мушкетерская мода, шляпа а-ля-Рубенс, сапоги-ботфорты
справа: платье горожанки
слева: парадное платье и прическа-фонтаж
справа: костюм придворного
Обувь
В 17 веке мужчины носили высокие (выше колена) сапоги-ботфорты. Привилегией дворянства были туфли на красном каблуке.
К концу века каблук стал ниже, у туфель исчезают розетки и банты, но появляются большие языки («клюши»).
Для верховой езды мужчины носили высокие узкие сапоги.
Туфли знатных дам шились из бархата или парчи, с узким заостренным носком, на высоком, выгнутом «французском» каблуке.
Прически и головные уборы
В эпоху Людовика XIV вошли в моду парики, состоявшие из массы длинных локонов чаще всего белокурого цвета, расчесанных на пробор посередине.
На лице дворянина красовалась бородка в виде узенькой полоски под нижней губой и две полоски усиков («а la roi»).
В 70-е гг. цвет парика становится каштановым и увеличивается его объем. Парик становится похожим на львиную гриву. При таком обилии волос на голове, с лица они полностью исчезают - даже те крохотные усы, которые еще совсем недавно украшали верхнюю губу.
В 1-й половине 17 века мужчины носили шляпы конической формы с жесткими широкими полями, украшенные страусовыми перьями и лентами.
Во 2-й половине 17 века их сменили треуголки. Круглая широкополая шляпа превращалась в треуголку постепенно: расширившиеся поля шляпы стали вначале загибать по бокам вверх с двух сторон, а затем и с трех. Чтобы поля держали форму, их укрепляли проволокой. Шляпу украшали перьями и надевали обычно углом вперед.
Прически 2-й половины 17 века отличаются большим разнообразием. В 60-е годы волосы расчесывали на прямой пробор, над висками пышно взбивали, а на плечи спускали два длинных завитых локона. В 70-е гг. локоны рядами высоко укладывали - эта прическа напоминала мужской парик. Среди придворных дам был моден так называемый «узел смирения» - гладкая прическа с узлом, сколотым на затылке.
В 90-е гг. в моду входит прическа «фонтанж». Она представляла собой комбинацию уложенных рядами локонов и изогнутого каркаса, которому придавали самые разные формы и украшали рядами полотняных оборок, лентами, бантами, кружевом и пр. Различалось более ста видов фонтанжа - в зависимости от формы, цвета, отделки, и каждая его часть имела свое название - «кошка», «мышка» и т.д.
Украшения и косметика
Косметикой в 2-й половине 17 века пользовались и женщины, и мужчины. Щеголи румянились, чернили брови, наклеивали на лицо мушки, ничем не отличаясь в этом от дам.
Мужской костюм украшался массой драгоценных украшений; бантом с длинными концами, который прикреплялся к левому плечу; перчатками, украшенными лентами и кружевами. В 60-е гг. вошел в моду галстук, или шейный платок - «кроат». Он заменил большие отложные воротники. Кроат обматывали вокруг шеи и завязывали впереди бантом. Эта манера носить галстук была перенята у французских солдат, которые, в свою очередь, заимствовали его у хорватских солдат, составлявших личные полки Людовика XIV («cravate» - искаженное «хорват»). Позднее кроат уже не завязывался бантом, его концы закладывали за борт весты.
У дам особенной популярностью пользовались черные мушки, которые наклеивали на лицо, шею и грудь, привлекая взгляд к определенным местам внешности. Мушки вырезались из черной шелковой или бархатной ткани. Эта имитация родинок пришла с Востока: арабы и персы считали родинку естественным украшением. Дамский туалет дополнялся ювелирными украшениями - кольцами, серьгами, ожерельями и пр., а также веером.
Источник - "История в костюмах. От фараона до денди". Автор - Анна Блейз, художник - Дарья Чалтыкьян
PPS/Zumapress.com/Globallookpress.com
В этом сезоне дизайнер двух мировых гигантов уличного стиля (помимо Vetements, Демна Гваcалия занимает пост креативного директора Balenciaga) решил, — не в первый, кстати, раз, — последовать примеру Гоши Рубчинского и выбрить моделям уникальную русскую челку.
Это именно тот случай в модной индустрии, когда российские обозреватели сокрушенно качают головой, а весь мир громогласно объявляет новый тренд.
Будь то челка банального гопника или эмблема спортивного бренда на лбу, подобные веяния побуждают произнести фразу, которую человек в здравом уме произносит нечасто: лучше б «под горшок».
Lanvin
Thibault Camus/AP
Они начали показ с английской шерсти и самого нелюбимого сегодняшними модниками предмета одежды — костюма. Они были полосатыми, в популярную клетку или однотонными. Классический гардеробный дуэт из пиджака и брюк дизайнер Лукас Оссендрейвер назвал «мужественным камуфляжем», который мужчины используют, когда хотят смешаться с толпой. При этом пиджаки удлинил, иногда с моделей свисали наполовину прикрепленные жилеты и прозрачные дождевики — создается впечатление, что дизайнер нарочно хотел запутать зрителей, ведь в таком многообразии форм и паттернов совершенно теряется восприятие каждой вещи в отдельности, остается только образ.
Постепенно костюмы перешли в уличную одежду, но их соединяла единая тематика камуфляжа — напечатанные на ткани снимки леса или классические зелено-серые разводы.
На некоторых массивных асимметричных куртках виднелось слово «Someday» («Однажды»): в различных интервью Оссендрейвер отвечал, что это часть цитаты, которая вдохновила всю команду на создание коллекции «Someday this pain will be useful» («Однажды эта боль будет полезной»). Неоднозначная фраза подчеркнула небезразличное отношение Lanvin ко всему, что сейчас окружает модную индустрию, и ее основная цель — дать заряд поддержки всем, кто в ней нуждается.
Thom Browne
Thibault Camus/AP
Показ Тома Брауна для своего одноименного бренда произвел впечатление на европейскую публику, пока русские гости показа умиленно закатывали глаза. Не считая экстраординарной и, скорее всего, теплой одежды, на моделях был румянец, красиво нарисованный корнеплодом — родственником свеклы, как у известного Деда и его внучки.
Скорее даже, как у внучки, потому что помимо незамысловатого макияжа на молодых людях красовались по две косички бантиками на концах.
Для неискушенного зрителя стало неожиданностью и то, что в январский бесснежный Париж дизайнер пронес несколько тонн искусственного снега, в получившиеся сугробы воткнул березки и в начале подиума поставил двоих, вероятно, волхвов в белоснежных робах с символикой бренда. Коллекция была названа «Школьными днями», ее отдельные элементы кажутся по-русски родными: несмотря на то, что дизайнер — француз и все действие происходило в 10 минутах от Лувра, варежки на резинке обеспечивают неподражаемый диалог культур.
Dior
Francois Mori/AP
Дизайнерский дом Dior однозначно порадовал своих поклонников в новом сезоне. Взяв за основу для коллекции два важных тренда последнего сезона, 90-е и набившее оскомину слово «андрогинность», Крис Ван Аш сумел сделать яркое шоу.
В одном ряду с бледными худощавыми мальчиками, которые даже в идеально сшитых костюмах смотрелись забитыми подростками, публика увидела лица старше двадцати пяти.
Делать показ пригласили моделей, которые ходили на фэшн-шоу модных брендов в Милане, Париже и Нью-Йорке почти три десятка лет назад. Смена поколений, ротация модных веяний, костюмы по переработанным выкройкам женского пиджака конца 40-х годов и хит середины 80-х годов прошлого столетия «Forever Young» группы Alphaville: за свою богатую историю Dior уж точно научился делать хорошее шоу.
Comme Des Garcons
Francois Mori/AP
Скандальный дизайнер Рей Кавакубо одела своих моделей в маски динозавров, которые бы свели с ума не одного ребенка.
По иронии судьбы, дизайнер решила создать образ перехода из подросткового возраста во взрослый.
Детали с героями комиксов прослеживались через всю коллекцию, которая отразила как дух модного дома, так и стиль его постоянных клиентов.
Maison Margiela
Francois Mori/AP
Легендарный Джон Гальяно, который пришел править бал модного дома Margiela в 2014 году, наконец, сделал свою первую мужскую коллекцию. Дизайнера всегда отличали смелые решения, на которые и рассчитывало его новое руководство. Рикардо Беллини, генеральный директор Maison Margiela, сказал в интервью изданию WWD о том, что Гальяно смотрит в будущее и видит его отражение в ДНК бренда. «Коллекция станет прочной обновленной базой для мужской одежды в премиум-сегменте», - добавил Беллини.
В прошедший вторник модели Maison Margiela продемонстрировали коллекцию под названием «Синергия», так что теперь это слово будет ассоциироваться у российской молодежи не только с ВУЗом, куда берут с низкими баллами ЕГЭ.
Коллекция получилась действительно впечатляющей, помимо трендовых пластиковых элементов на моделях красовались авангардные пальто и костюмы в жизнеутверждающих оттенках желтого, синего и оранжевого - не самая популярная палитра сезона.
Louis Vuitton
Francois Mori/AP
Свою последнюю коллекцию для Louis Vuitton дизайнер Ким Джонс представил 18 января. Джонсу «передали» Louis Vuitton от Марка Джейкобса 7 лет назад, после этого традиционный бренд кошельков, сумок и шарфов класса люкс стал мечтой уличных модников. Название бренда прогремело после коллаборации с маркой Supreme, их совместное детище в 2017 году заполонило рынок со скоростью модной чумы последних пяти лет — Гоши Рубчинского. Последний показ посетили дизайнеры Виктория и Дэвид Бекхэм со старшим сыном, певец Джо Джонас, помимо прочих, в первом ряду сидел и Оливье Рустен - креативный директор дома Balmain. Интересные формы и фасоны марки уже не новость для СМИ, но Джонс сумел высказать популярный сегодня протест против гендерных стандартов и сделал вариации мужских сумок по фасонам женских.
Эта идея пришла в голову не только ему: в Милане «женские» сумки держали модели Prada, а в Париже гендерно-нейтральную сумку через плечо несли мужчины Dries Van Noten.
В классических пальто марки закрывали показ неподражаемые супермодели 90-х Кейт Мосс и Наоми Кэмпбелл, которые с последнего показа Versace возобновили свои визиты на модный Олимп. Те же дивы прошлись по подиуму по обе стороны от Кима Джонса, публика встала и встретила его появление бурными овациями, а дизайнер всеми силами старался не расплакаться. «Ушла эпоха», как принято говорить сейчас, но ходят слухи, что скоро мы увидим Джонса в Burberry или Versace.
В итальянском ресторане, что сразу рядом с моим домом в 15м округе, каждый день, как по расписанию, обедает и ужинает один грузный пожилой мужчина. Он всегда сидит за столиком в углу у окна и очень медленно ест, потягивает свой бокал красного и как-то отрешенно смотрит в окно. Иногда я встречаю его по пути от метро к ресторану и наоборот: каждый раз на нем темно-серый или черный костюм, белая рубашка, черные туфли. Осенью и зимой к этому комплекту еще добавляется черное пальто и… крохотный черный беретик. Несмотря на то, что полжизни он проводит за поглощением блюд итальянской кухни, он француз. И то, как он одет, можно назвать условным портретом среднестатистического парижанина. Потому что здесь костюм каждый день – это норма не только для офисных работников и не только для тех, кому перевалило за 55, но и для молодых парней, которые ни разу в жизни не сталкивались с тяготами делового дресс-кода.
О стиле французских мужчин, в общем, как-то не принято говорить – такое впечатление, что его формируют только женщины. Хорошие женские бежевые плащи, женские узкие брюки, женские кожаные балетки по 69 евро из маленьких магазинчиков, женские стеганые сумочки, женские кашемировые пуловеры от Eric Bompard, женские маленькие черные платья. Короче, французские мужчины на фоне всей этой умеренно шикарной феерии выглядят неким размытым пятном из шарфов, хорошего парфюма и обаяния.
Помню, когда я только познакомилась со своим бойфрендом и рассказывала о нем кому-то из знакомых в Киеве, меня спросили: «Француз? Значит, брюнет с бородой и вьющимися волосами?» Мой Клеман отвечает этому описанию так же точно, как белая половинка инь-янь похожа на черную. Русые волосы, никакой тебе бороды и уж точно никаких кудрей. Из общепринятых опознавательных знаков к нему можно было применить только тот самый шарф. Я к тому, что образ мужчины или женщины той или иной национальности мы вечно стремимся подвести под некий общий знаменатель, но на деле оказывается, что его нет. Есть канва других привычек, другой ментальности, других традиций и ценностей – и на нее уже можно наложить манеру одеваться.
Если бы нужно было вывести какую-то максимально обобщенную формулу или одно самое яркое различие между французами и украинцами в одежде, это было бы определения стиля casual. Для нас это все-таки джинсы и футболка. А для француза нормальный casual – это брюки чинос из GAP и мятая рубашка, которая только вот высохла за ночь после стирки и опять как новенькая. И когда прохладно – сверху пиджак. То есть, нет разделения на то, что костюм и его элементы – это только, пардон, на свадьбу и похороны, а джинсы и свитер – это нормальная, удобная одежда на каждый день. Костюмом никто никого не пытается впечатлить – его воспринимают как обычный атрибут обычного гардероба обычного мужчины. Нет, джинсы здесь, конечно, тоже у всех есть (а иногда и по несколько пар, ого!), просто с ними вполне достойно конкурируют и брюки. К слову, наверное, именно эта «костюмная» закалка и позволяет парижским мужчинам рассекать по городу на велосипедах в дорогих туфлях и деловых двойках. А то и тройках. Совершенно не испытывая при этом дискомфорт.
Если копнуть немного глубже, в Париже стиль мужчины (и женщины соответственно) зависит от того, в каком округе он живет. Здесь очень хорошо чувствуется классовость, как бы отвратительно это ни звучало по отношению к прогрессивной европейской стране в 21 веке. 16 округ, в котором живут в основном парижане в восьмом колене, пестрит персонажами, одетыми дорого и со вкусом. Чего не скажешь о каком-нибудь 10 или 19. Париж очень часто идеализируют, хотя, это такой же город, как и любой другой в этом мире: с бомжами и гопниками. Последние, кстати, одеты в спортивные костюмы – классика. Поэтому если сравнить двух парижан одинакового возраста, но живущих в разной среде, можно до потери пульса ставить галочки на отличиях между ними.
А если говорить о чем-то, что их объединяет, не могу не вспомнить отличное one-man show, которое я смотрела в Théâtre des Nouveautés, называлось оно «How to become Parisian in 1 hour». В емких, смешных монологах актер Оливье Жиро высмеивает парижан: поведение в метро, такси или ночном клубе, стиль одежды, поход в ресторан и так далее. Так вот, касаемо стиля было сказано следующее: «В основном, парижане одеваются в черное, но если у кого-то сегодня дерзкое настроение, можно надеть… серое!» И еще одно: «Зимой парижане носят шарф. Летом парижане носят… шарф!» И это абсолютная правда, я видела мужчин с шарфиками даже в эти адские +40, которые обрушились на город месяц назад. Звучит как безумие, выглядит как издевка над самим собой.
Далее, нельзя срисовать образ типичного жителя французской столицы, не сбрызнув его парфюмом и не капнув гелем для волос на его шевелюру. Мужчины здесь ухаживают за собой ничуть не меньше, чем женщины. И они точно так же почитают небрежность не меньше, чем хорошее вино. Стиль парижанина я бы назвала растрепанной элегантностью – в прямом и переносном смысле. Есть что-то такое в облике проходящего мимо мужчины, от чего веет легкомыслием, ветреностью, несовершенством и вместе с тем – идеальным сочетанием шарма и мужественности без лишних побрякушек. И все это, опять-таки, уходит корнями в несколько другое представление «нормальности», касаемо стандартов мужской красоты: француз не стесняется любить себя и ухаживать за собой, не считая это чем-то зазорным или лишающим его облик маскулинности.
Так не хотелось обобщать, но именно этим и придется закончить. Отбрасывая такие критерии как возраст и социальный статус, обычно парижанин одет примерно так: неформальные брюки, хорошая кожаная обувь (не всегда чистая, но выглядит будто так и надо), рубашка (которую погладили, а потом скомкали и развернули обратно), хорошая стрижка и легкая укладка, шарф. Простите – Его Величество Шарф.
Ах, да. Как же я могла забыть. Самый главный аксессуар при любой погоде: флирт, который сквозит в его взгляде.
Французская мода начинает отсчет с 16-го века. Именно тогда в стране появились собственные фасоны одежды. Ими щеголяла знать. Правила хорошего тона обязывали иметь по костюму на каждый день месяца. То есть, гардероб зажиточного парижанина состоял минимум и 30-ти нарядов.
Их шили из бархата, шелка, сукна и парчи. В 17-ом веке начали изготавливать еще батист. Это льняная материя, тонкая и полупрозрачная. Ткань шла на белье и платки. Как видите, историю французской моды удобнее рассматривать по векам. Так и поступим.
Французская мода 16-го столетия
16 век – время Шекспира. Его пьесы и иллюстрации к ним демонстрируют, какой была мода. Французский стиль для мужчин выражался в коротких штанах до, или чуть ниже колен. Они были широки. Нижняя часть присборивалась, обхватывая ногу. В комплекте шли длинные чулки и белые, богато расшитые рубахи. Их оформляли золотыми и серебряными нитями.
Декором служил и жемчуг. Верхней одеждой служили плащи. Они были короткими с двумя типами воротов – отложным и стойкой. От испанской моды, которую заимствовали до 16-го столетия, оставили гофрированные воротники. Они отличались объемом, были неудобны. Поэтому, французы надевали их лишь по праздникам.
Дамы тоже начали отходить от испанских канонов. Француженки начали открывать шею, делая в вороте-стойке вырез. Распахивали и верхнее платье. Это облегчало тяжелый и неудобный наряд. Однако, в середине 16-го века жительницы Парижа вновь загнали себя в тесные рамки, был придуман корсет.
Дабы усилить контраст между талией и бедрами, шили округлые валики. Их крепили под юбки, приподнимая их. До конца столетия низ платьев имел испанские очертания конуса. Но, на рубеже 17-го века дамы Франции стали заказывать круглые юбки с каркасом такой же формы.
Французская мода 17-го столетия
Каталог французской моды для мужчин 17-го века был ориентирован на образ Людовика 14-го. Он вступил на престол малолетним. Знать начала подражать правителю, принимая полудетский облик. Сорочки сплошь расшивали кружевами и бантами. Поверх надевали весты. Это короткие куртки с рукавами до локтей. Плащи вовсе решились рукавов, превратившись в накидки. Штаны заимствовали из прошедшего столетия.
К концу 17-го века у мужчин появился новый предмет гардероба – жюстокор. Это фантазия на тему военной формы французов. Костюм приталенного силуэта расширялся книзу и прихватывался шарфом вместо пояса. Книзу расширялись и рукава. Застегивался жюстокор на мелкие пуговицы и петлицы. Они шли в ряд до самого низа изделия. Под костюм надевали камзол. Он не имел рукавов и ворота, был на 15 сантиметров короче жюстокора, контрастировал с ним по цвету.
Француженки 17-го столетия подняли линию талии на платьях. Юбки стали менее широкими, в складку, без каркасов. Рукава нарядов шили пышными, укороченными. Сохранился отложной ворот. Он эффектно смотрелся с модным галстуком-шарфом. Актуальными были и косынки из кружева, а так же, передники.
На перчатки пришла мода. Французский язык стал часто употреблять слово «диадема». Без этого украшения не обходилась ни одна светская барышня. Не обходились леди и без туфель на высоком каблуке. Он был изогнут, что напоминает эксперименты современных дизайнеров.
Французская мода 18-го столетия
Магазин французской моды 18-го века подвластен влиянию эпохи Рококо. Кругом банты, завитки, кружева, сложные формы. Жюстокор преобразовался в аби. Костюм стал плотнее облегать фигуру мужчин. Появились дополнительные элементы кроя – складки-фалды по бокам и шлица с имитацией застежки на спине.
К середине столетия смоделировали фрак. Эта придумка французов, изначально, шилась из бархата и шелка. В дополнение шли платки для шеи из батиста светлых тонов. Шею туго обворачивали и крепили платки черными лентами из атласа.
Дам эпоха Рококо обязала вновь использовать каркас для юбок. Но, главные преобразования коснулись не платья, а причесок и аксессуаров. Многоэтажные строения из волос, вот на что пришла французская мода. Платья меркли на фоне локонов, уложенных в форме кораблей, корзин с фруктами.
Высота причесок достигала полуметра. Внутрь композиции вставляли валики, сверху прическу обильно посыпали пудрой. Популярная в 17-ом столетии челка канула в лету. Из аксессуаров использовали пуговицы. Это изобретение 18-го века. Актуальны стали, так же, металлические пряжки для поясов и букеты из искусственных цветов. Их не держали в руках, а крепили на наряды.
Французская мода 19-го столетия
19-е столетие уступило натиску буржуа. Настал период революции, стершей грани между аристократией и средним классом. Французский журнал мод стал заполняться мужскими костюмами из тканей на основе шерсти. Шелк и бархат остались лишь в парадных образах.
Основной принцип буржуазии Франции – внешнее единообразие. Все облачились в батистовые рубахи со стоячим воротом и широкими платками для шеи. Их наматывали так, чтобы закрыть подбородок. Поверх рубахи надевали жилет и сюртук. Пуговицы делали из металла. Снизу шли панталоны. Их удлинили, сделав почти до щиколоток.
Женщины после революции разделили свой гардероб на бальные наряды, комплекты для прогулок и домашние платья. Все они были легкими, струящимися, светлых тонов. Линия талии дошла до груди. Парадные модели имели шлейф и глубокое декольте округлой формы. Вырез прогулочных и домашних платьев прикрывали косынкой. В роли верхней одежды выступала шаль. К концу века смоделировали спенсер. Это легкая приталенная куртка. В ней дамы проходили вплоть до 20-ых годов прошлого столетия.
Французская мода 20-го столетия
Французская мода, фото начала прошлого века демонстрируют высокие и стройные силуэты. Мужчины начинают носить классические костюмы, смокинги. Женщины возвращают линию талии на ее естественные позиции, выбирают отложные воротники у пиджаков и платьев. Вытягивать силуэт помогают длинные юбки, скроенные по косой. В стране создают государственную академию моды. Теперь она следит за новыми трендами и поощряет молодых дизайнеров.
Французский дом моды – понятие, ставшее привычным к 30-ым годам прошлого века. О себе успевают заявить Коко Шанель, Уберрт Живанши, Ив Сен Лоран. Последний прославился брючными костюмами для женщин. Времена Второй Мировой сломили стереотип, что леди не могут носить брюки. Этим и воспользовался кутюрье. Еще один француз Эмилио Пуччи изобрел капри. Это прорыв середины 20-го века.
Вторая половина столетия прошла под девизом глобализации. Тенденции моды стали общемировыми. Франция уже не законодатель, а лишь один из участников «игры». Из Америки приходит джинсовый тренд. Англичане делают акцент на эклектику, смешение стилей. Кутюрье Парижа поражают кружевным бельем. А есть ли современная французская мода?
Французская мода 2016
Французская мода 2015 -го, 2016-го годов ориентирована на простоту и минимализм. Они царят и в мужских, и в женских коллекциях. В тренде андрогенность. Это слияние в одном образе черт сильного и слабого полов. Кутюрье создают некий универсальный костюм. На прошедшей неделе моды в Париже были представлены 92 дома мод. Более половины из них сделали акцент на андрогинные образы.
Французская мода осень 2015 — зима 2016 делает акцент на простые линии кроя. На подиуме появилось минимум вечерних нарядов. Большинство дизайнеров представили повседневные луки. Так поступили кутюрье Nina Ricci, Chanel, Cloe, даже Louis Vuitton. Важен не вычурный конструктив, а шикарные материалы. Неделя моды в Париже изобиловала шелками, мехами, качественными материями на основе шерсти.