С начала так называемой космической эры человечества, с 1960 по 1980 год, наша планета потеряла тридцать процентов озонового слоя, который формировался более четырех миллиардов лет. Это серьезнейшая угроза. Ведь жизнь на поверхности земли возможна благодаря защитным свойствам озонового слоя, спасающего нас от жесткого космического излучения. Разрушать этот защитный экран человечество научилось, но способов для нейтрализации озоновых дыр, в науке со всей ее передовой техникой, как не было, так и нет.
Ядерная энергетика
Второй пример – это ядерная энергетика. Многие специалисты называют атомные электростанции – тлеющими ядерными бомбами. Авария на чернобыльской АЭС, недавние события в Японии, показали, насколько ненадежны, и опасны эти технологии в масштабах всей планеты. И снова, действенным способом нейтрализации радиоактивного заражения, современная цивилизация не располагает, а перезахоронение отходов нельзя считать способом очистки. И это не говоря о том, что в любой АЭС, возможен взрыв таких масштабов, в котором .
Генная инженерия
Еще один пример опасной, но, тем не менее, внедряемой технологии, генная инженерия растений, которая уже принесла существенный ущерб эко системе планеты, и уменьшило видовое разнообразие на земле. Ученые кормили модифицированной соей крыс. После того как крысы понесли потомство, более половины крысят умирали после рождения. Это та самая соя, которая широко используется в продуктах питания. Бесплодие, недоразвитие потомства, наблюдалась у подопытных крыс и хомячков, которым добавляли в пищу генно модифицированную сою. И именно этим кормят наших граждан!
Наши разделяли такие понятия, как умный человек, и разумный человек. Ум и разум. Ра – корень означающий солнце, свет. Разумный – значит светлый, солнечный ум. Можно сказать иначе. Разум – это просветленный ум. В понятие «просветления» не вкладывался религиозный смысл. Оно означало познание законов природы, познание себя и окружающей действительности в соответствии с призывом, который приписывают Сократу: «Познай себя и ты познаешь весь мир». Умным может быть любой человек, который достаточно быстро и хорошо соображает, принимает решения и анализирует. А разумным называли человека только с просветленным умом. Эти слова характеризовали людей на разных уровнях развития. Долгосрочность и глобальность мышления, которые подкреплены соответствующими действиями, являются одним из показателей разумности. Рассмотрим несколько конкретных примеров.
Человек работает на крупную зарубежную табачную корпорацию. У него высокая зарплата, быстрый карьерный рост, новая машина, в планах приобретение квартиры для будущих детей. Можно ли назвать этого человека разумным? Если задуматься о долгосрочных результатах его труда, то можно увидеть не только отвлеченный вред для здоровья населения его страны, но и конкретный вред для его детей, которые будут жить в отравленном табаком социуме. Что бы произошло с корпорацией, если бы все работающие на фабрике смерти люди осознали свою долю ответственности? Такие ситуации очень часто встречаются в нашей обыденной жизни. В навязанной системе потребления не принято задумываться о том, если смысл в той или иной покупке. И вещи покупаются, потому что это модно, а, не исходя из потребностей человека. Например, навязанное обществу мнение, что машину нужно менять раз в два года, независимо от того, насколько она устарела. Покупаются машины с более мощным двигателем, который может развивать скорость в несколько сотен километров в час. И в то же время эти машины в основном эксплуатируются в пробках на пять процентов своей мощности. Если посмотреть на окружающую реальность, незамутненным взглядом, то абсурдность ситуации становится очевидной.
Надорганизм муравейника
В природе есть несколько видов живых организмов, которые существуют в виде постоянных сообществ. Наиболее известные из них – пчелы, муравьи, термиты, осы. При строительстве термитника или муравейника, возводимые одновременно внутренние ходы, состыковываются между собой с точностью до сотых долей миллиметра, хотя ни термиты, ни муравьи не пользуются измерительными инструментами при строительстве, как это делают люди. Кроме того, у них существует строгая иерархия с царицей или маткой во главе, и касты: воинов, разведчиков, охранников, строителей, воспитателей. Муравьи, к примеру, даже пасут стада тлей и выращивают в муравейнике простейшие грибы, которые используют в качестве корма. Эти и многие другие виды деятельности, подобных сообществ, можно назвать разумными, но отдельно взятый термит или муравей, не проявляет никаких признаков разумного поведения. Они ведут себя разумно только в пределах действия совокупного пси поля, которое образуется при достижении определенного числа особей данного вида.
Например, совокупное пси поле пчелиной семьи действует в радиусе пяти километров от улья. И если по каким-то причинам пчела попадает за пределы этого пространства, она мгновенно теряет свои разумные способности. Все что происходит в этих сообществах, является следствием проявления состояния надорганизма — явления, когда пси поля отдельных организмов сливаются в пси поле сообщества, и возникает единая для всего сообщества нервная система. При этом отдельно взятая особь перестает быть независимым живым организмом, живущим по своим инстинктам, а превращается в биоробота, все действия которого подчиняются только интересам сообщества. При этом подавляется даже самый мощнейший инстинкт самосохранения. Для этих видов живых организмов, подобное состояние надорганизма, являлось эволюционным приобретением, позволившим им выжить и сохраниться, как виду. У человека состояние надорганизма, которое также можно назвать состоянием толпы, тоже может возникать из-за естественных причин, или искусственных в результате внешнего пси воздействия.
Такое состояние было полезно только на начальных, примитивных стадиях развития, например, при столкновении между различными племенами. В этом случае вождь создавал определенным образом состояние надорганизма для подавления у конкретного члена племени инстинкта самосохранения. Благодаря этому можно было защитить все племя, жертвуя частью воинов. Но на современном этапе, мозг человека при правильном развитии, способен решить практически любые возникающие задачи в одиночку. А состояние надорганизма ведет к деградации.
Методы управления человеческой массой
Однако определенным деструктивными силами человек намеренно опускается именно на уровень , который позволяет этим силам управлять человечеством в масштабах планеты. Если человек не хочет быть управляемой марионеткой или биороботом, он должен развиваться многосторонне и многопланово. И чем более многосторонне развит человек, тем у него больше шансов стать творящим. А это необходимо и важно, прежде всего, самому человеку.
Другой действенный способ сделать общество управляемым – стимуляция сексуального инстинкта. Буквально полвека назад отношение к этой стороне человеческой жизни было весьма сдержанным. Теперь же глобальная пропаганда и навязывание культа секса приводит к отъему у людей и блокировки их развития в ужасающих масштабах. Акцент пропаганды сексуальной вседозволенности именно на ранний возраст имеет очень глубокий смысл. Эволюционная дверь, позволяющая пройти через стадию разумного животного, о которой говорилось ранее, закрывается до восемнадцати лет. Потенциал, накопленный человеком, ограничен. Его расходование на сексуальную активность не оставляет достаточно энергии на правильное развитие и мозга и всего организма в целом. Все это позволяет в масштабах планеты создавать население, легко управляемое инстинктами.
Еще один не менее глобальный механизм управления – формирование ложной картины окружающей действительности. То, что в современном обществе считается умом, способность человека мыслить в краткосрочной перспективе, совершать, к примеру, сложные математические операции – это лишь маленькая толика того, чего мог бы добиться человек при правильном развитии. Основная причина этого в том, что система представлений об окружающем мире, которая навязывается сейчас человеку, в корне ошибочна. Современная наука даже не отрицает, что находится в полнейшем тупике. По ее утверждению , который мы привыкали считать видимым и реальным, составляет только десять процентов материи вселенной. А девяносто процентов было названо темной материей без какого-либо внятного объяснения ее свойства и качеств. Можно ли сложить целое, имея десять процентов частей? Именно из-за такой системы представлений идет блокировка развития человека. Достаточно только вспомнить, что человек использует свой мозг только на три, пять процентов.
Блокировка мозга
После потребления наркотики быстро через кровь попадают в мозг. И когда концентрация этих ядов достигает критической или становится сверхкритической, происходит следующее. Чтобы расщепить эти яды, сущность, или душа человека, преобразует мозг, как бы раскрывает его, чтобы нейтрализовать яды. Но те потоки энергии, которые проходят через мозг и расщепляют наркотические вещества, одновременно быстро разрушают те его участки, которые не были готовы к подобным нагрузками. В течение всего этого времени человек в состоянии видеть и слышать другие уровни реальности, чувствовать себя так, как не чувствовал никогда в своей жизни. И человека уже неудержимо начинает тянуть вновь и вновь к тому состоянию блаженства и могущества, которое он однажды испытал. А для того, чтобы мозг мог раскрыться снова, требуется все большая и большая доза наркотиков. Мозг вновь раскрывается. Еще сильнее разрушаются его . В результате этого организм и структуры сущности очень быстро и безвозвратно разрушаются. Любая попытка человека заставить раскрыть мозг, когда он эволюционно не готов для этого, равносильно попытке раскрыть незрелый бутон цветка.
Бейся там, где стоишь!
Можно развивать свои способности не разрушая свой мозг и свою сущность, а наоборот, создавая себя. Для этого нужны знания. Истинные знания законов природы, процессов, происходящих в нас самих и вокруг нас. Однако получение знаний является необходимым, но не достаточным условием развития разума. После того, как человек получает знания, необходимо действовать, анализируя ситуацию и осознавая ответственность за каждый свой поступок. Только во время конкретного действия человек меняет себя сам, меняет свой мозг и эволюционно развивается. В этом случае, действие будет тем эффективнее, чем выше понимание ситуации, законов природы или социума.
Подобная деятельность наблюдается и в других сферах нашей жизни. Люди начинают активно противодействовать тому, что ведет к физической и деградации. И это под силу всякому человеку, который пользуется разумом в рамках своих возможностей и в своих условиях. Каждый человек должен стремиться развиваться сам, ведь делать это за счет кого-то невозможно. Нельзя сделать зарядку за другого. Если рассматривать развитие разума не с точки зрения тела человека, а с точки зрения эволюции сущности, в течение многих воплощений, то картина становится еще более интересной. Остаться на том же уровня развития физического тела довольно сложно, так как на развитие нового тела сущность затрачивает определенный потенциал. Значит не только в случае деградации индивидуума, но и в случае, если не происходило развитие разума человека в течение его жизни, общий можно считать отрицательным. Это одна из причин, по которой сущность в дальнейшем будет воплощаться в тело с генетикой низкого уровня, характерных для некоторых народов, даже если текущее воплощение происходит в славянской генетике, которая славится своей созидательной силой.
Толковые словари определяют Ум как способности человека к анализу, познаванию нового, умению воспользоваться новыми знаниями, вырабатывать на их основе личную точку зрения, делать выводы и принимать решения.
Ум анализирует происходящие события и разграничивает важное и существенное от второстепенного и несущественного.
Разум человека − это категория совсем другого свойства, Он предполагает способность мыслить отвлечённо, абстрактно, не связанно с конкретной жизненной ситуацией, от анализа накопленного опыта перейти к обобщению, и, как следствие, выработке концепций и формул, которые можно будет применять для управления жизнью и окружающей средой.
Направленность ума и разума
Роль человека в социуме, его место и значение, зависят от его умственного развития.
Поэтому ум, как идентификация личности, её сознания, направлен вовне, он передаёт в окружающую среду своё понимание, свою оценку и свою позицию.
Человек, получая внешнюю информацию, с помощью ума анализирует её, определяет своё положение в социуме и находит своё «я», отождествляясь с обществом или не соответствуя ему. В этом и проявляется так называемое «эго», как принцип самосознания и самовыражения.
Разум действует на другой частоте, идёт из глубин Души. Он не только сопоставляет, сравнивает, обрабатывает информацию, но и способен охватить как всю картину в целом, так и роли отдельных личностей. Он не отождествляет себя с увиденным и услышанным, он воспринимает отстранённо, как бы глядя сверху. Такое постижение ситуации называют ещё осознанием.
Давайте попытаемся и мы дать определения этим двум субстанциям:
- Разум – это духовная составляющая человека, включающая наивысшею степень мышления, он функционирует на более высокой энергетической частоте в отличии от сознания (ума).
- Ум – это инструмент сознания (со+знание т.е. сопутствующие знания). Ум человеку необходим, чтобы принимать, исследовать и анализировать информацию.
Сила разума в человеке заключается в способности к творчеству, которая всегда давала жизнь новым изобретениям в области технологий, техники и т.д.
Задачи человеческого ума и разума
Ум незаменим в подробной, конкретной работе. Расчленить целое на части, разобрать и понять каждую из них, проанализировать и опираясь на прежний опыт вынести умозаключения.
Иногда, занимаясь такой углублённой работой, ум, зацикливаясь на этом процессе, взращивает непомерное эго, и желает контролировать всё и вся. При этом он не обладает способностью к глобальным выводам, охватить всю проблему целиком. Поэтому застревает в отдельных фрагментах, которые сам для своего же удобства и вычленил из целого. И, поскольку делать обобщения не способен, то в оценке ситуации всё время возвращается к прошлому, чаще всего печальному опыту. И все страхи, и опасения, выработанные в прошлом, закрепляются ещё раз.
Ум-эго держит человека в раз и навсегда выработанных понятиях, навязывая своё мнение и создавая ощущение собственного превосходства, а по сути гордыни, не давая человеку развиваться, и искать другие, более позитивные решения.
И когда человек способен вырваться из ограничений ума, повышать свои вибрации, подниматься от практического решения ситуации к обобщениям, контролировать свои мысли и направлять их в другую, пока неизвестную и поначалу пугающую сторону, то ему открывается дверь, ведущая к Разуму, который не руководит, не навязывает свою точку зрения, не оценивает, не призывает к прежнему опыту. Он − часть Сущности, существующей объективно.
Разуму не нужно делить на части, чтобы понять целое, не нужен предыдущий опыт . Он открыт для получения энергии и знания от Сущности и находясь в одном вибрационном поле с ищущим человеком, предстаёт, как осознание.
В то время, как ум всегда настаивает на своей правоте, разум ведёт человека в мир непознанного и предоставляет человеку возможность найти и понять своё, новое понимание мира, отличное от того, которое было ему навязано.
Ум всё время направляет человека к достижению какой-то конкретной цели: построить карьеру, достичь богатства, быть первым. Таким образом он доказывает свою нужность и превосходство над другими. Поначалу человеку это кажется правильным путём развития. Ведь всё время в движении, в стремлении к новым вершинам! Но если следующий результат не достигается так же быстро, как предыдущий, появляется страх не достичь, не успеть, выпасть из обоймы, не быть успешным.
Человек находится в замкнутом круге, ставит всё более высокую планку, в силу каких-то причин срывается, истязает себя мыслями о недостижимом, снова пытается. В результате, в погоне за миражами изнуряет себя душевно и физически, счастья в общепринятом понимании так и не достигает, и приходит к душевному кризису.
Но если человек способен остановиться, сделать шаг в сторону и выйти из круга, погрузиться в свой глубокий внутренний мир и посмотреть на него не с позиций общества, в котором живёт, а с точки зрения Вечности, то он может приблизиться к Разуму. И вдруг откроется, что Разум не гонится за впереди бегущим и не стремится к достижению конкретных целей.
Разум человека, как энергия высокой частоты проникает в любую форму и соединяясь с соответствующей ей вибрацией раскрывает её внутреннее содержание. Мы интуитивно и с помощью ощущений и чувств можем приблизиться или даже войти в одно вибрационное поле с Разумом.
И тогда многое становится ясным и понятным. Когда понимаешь, что, живя в обществе и невольно проникаясь его ценностями, можно жить и отдельно от него, без ненужной суеты и борьбы за место под солнцем. Тогда всё происходящее будет течь в спокойном, удобном ритме и ощущение жизни поднимется на другой, более высокий уровень.
Исходя из этого, можно сделать небольшой вывод о двух видах отношений с реальностью
1 . Ум − это инструмент сознания личности, он обращён вовне .
2 . Разум человека ф ункционирует на другой, более высокой энергетической частоте. Он получает необходимую информацию, идущая изнутри, из Души человека.
3 . Разуму, который свободен от предвзятостей, оценок и зацепок за опыт, незачем навязывать свою точку зрения и что-то разделять. Он сливается с энергетикой конкретного обстоятельства и извлекает необходимую информацию, которая называется осознанием.
РАЗУМ – философская категория, выражающая высший тип мыслительной деятельности, противопоставляемый рассудку . Различение разума и рассудка как двух «способностей души» намечается уже в античной философии: если рассудок как низшая форма мышления познает относительное, земное и конечное, то разум направляет на постижение абсолютного, божественного и бесконечного. Выделение разума как более высокой по сравнению с рассудком ступени познания четко осуществлялось в философии Возрождения у Николая Кузанского и Дж.Бруно, будучи связываемо ими со способностью разума постигать единство противоположностей, которые разводит рассудок.
Наиболее детальную разработку представление о двух уровнях мыслительной деятельности в понятиях разума и рассудка получает в немецкой классической философии – в первую очередь у Канта и Гегеля. Согласно Канту, «всякое наше знание начинается с чувств, переходит затем к рассудку и заканчивается в разуме» (Кант И. Соч. в 6 т. М., 1964, с. 340). В отличие от «конечного» рассудка, ограниченного в своих познавательных возможностях чувственно данным материалом, на который накладываются априорные формы рассудка, мышлению на его высшей стадии разума свойственно стремление к выходу за пределы заданного возможностями чувственного созерцания «конечного» опыта, к поиску безусловных оснований познания, к постижению абсолютного. Стремление к этой цели необходимо заложено, по Канту, в самой сущности мышления, однако ее реальное достижение невозможно, и, пытаясь все-таки достичь ее, разум впадает в неразрешимые противоречия – антиномии. Разум, согласно Канту, может, т.о., выполнять только регулятивную функцию поиска недостижимых предельных оснований познания, попытки реализации которой призваны приводить к выявлению принципиальной ограниченности познания сферой «явлений» и недоступности для него «вещей в себе». «Конститутивная» же, по терминологии Канта, функция реального познания в пределах «конечного» опыта остается за рассудком. Кант, т.о., не просто констатирует наличие разума как некоторой познавательной установки, он осуществляет критическую рефлексию по отношению к этой установке. «Вещь в себе» можно помыслить, но ее нельзя познать в том смысле, какой вкладывает в это понятие Кант, для которого идеалом теоретического познания выступают концептуальные конструкции математики и точного естествознания.
Смысл этого учения Канта о неосуществимости претензий на постижение «вещей в себе» зачастую сводился к агностицизму, рассматриваемому как неоправданное принижение познавательных способностей человека. Между тем Кант отнюдь не отрицал возможностей неограниченного освоения все новых слоев реальности в практической и теоретической деятельности человека. Однако Кант исходит из того, что такое прогрессирующее освоение всегда происходит в рамках опыта, т.е. взаимодействия человека с объемлющим его миром, которое носит всегда «конечный» характер, не может по определению исчерпать реальность этого мира. Поэтому теоретическое сознание человека не в состоянии занять некую абсолютную позицию «вненаходимости» по отношению к реальности объемлющего человека мира, в принципе превышающего возможности его любого рационального объективирующего моделирования, как это происходит в артикулируемых и тем самым контролируемых сознанием понятийных конструкциях математики и точного естествознания. Кантовский агностицизм в отношении разума несет в себе очень мощную антидогматическую направленность против всяких попыток построения законченной в своих исходных предпосылках и основаниях «закрытой» теоретической картины реальности мира в целом, каким бы конкретным содержанием эта картина не наполнялась.
Продолжая традицию различения разума и рассудка, Гегель существенно пересматривает оценку разума. Если Кант, по мнению Гегеля, преимущественно «философ рассудка», то у Гегеля понятие разума становится важнейшим компонентом его системы. Гегель исходит из того, что следует преодолеть кантовское представление об ограничении позитивных функций познания рамками рассудка как «конечного» мышления. В отличие от Канта, Гегель считает, что, именно достигая стадии разума, мышление в полной мере реализует свои конструктивные способности, выступая как свободная, не связанная какими-либо внешними ограничениями спонтанная активность духа. Пределы мышления, по Гегелю, не вне мышления, т.е. в опыте, созерцании, в преднайденности объекта, а внутри мышления – в его недостаточной активности. Подход к мышлению как формальной лишь деятельности по систематизации данного извне материала, свойственный для рассудка, преодолевается, с точки зрения Гегеля, на стадии разума, когда мышление делает своим предметом свои собственные формы, и преодолевая их узость, абстрактность, односторонность, вырабатывает свое собственное имманентное мышлению идеальное содержание – «идеализированный предмет». Тем самым оно формирует то «разумное» или «конкретное понятие», которое, по Гегелю, следует четко отличать от рассудочных определений мысли, выражающих лишь абстрактную всеобщность (см. Восхождение от абстрактного к конкретному ). Внутренним стимулом работы разума для Гегеля выступает диалектика познания, заключающаяся в обнаружении абстрактности и конечности преднайденных определений мысли, которая проявляется в их противоречивости. Разумность мышления выражается в его способности снять эту противоречивость на более высоком уровне содержания, в котором, в свою очередь, обнаруживаются внутренние противоречия, являющиеся источником дальнейшего развития.
Итак, если Кант ограничивает конститутивную функцию мышления рассудком как деятельностью в рамках некоей заданной системы координат познания, т.е. «закрытой» рациональностью, то Гегель сделал своим предметом рассмотрения «открытую» рациональность, способную к творчески конструктивному развитию своих исходных предпосылок в процессе напряженной самокритичной рефлексии. Однако трактовка такой «открытой рациональности» в рамках гегелевской концепции разума имела ряд существенных пороков. Гегель, в противоположность Канту, полагает, что разум способен достичь абсолютного знания, тогда как действительное развитие исходных предпосылок «парадигм», «исследовательских программ», «картин мира» и пр. не приводит к их превращению в некую всеобъемлющую «монологику», они не перестают быть относительными познавательными моделями реальности, в принципе допускающими иные способы ее постижения, с которыми следует вступать в отношения диалога. Совершенствование и развитие исходных теоретических предпосылок осуществляется не в замкнутом пространстве спекулятивного мышления, а предполагает обращение к опыту, взаимодействие с эмпирическим знанием, оно не является неким квазиестественным процессом саморазвития понятия, а представляет собой результат реальной деятельности субъектов познания и предполагает многовариантность действий, критический анализ различных проблемных ситуаций и т.п. В целом же типологию разума и рассудка никак нельзя оценивать как некий анахронизм, имеющий значение только для истории философии. Реальный конструктивный смысл данного различения может быть раскрыт с позиций современной эпистемологии и методологии науки, в частности, в связи с разработкой понятий «открытой» и «закрытой» рациональности в рамках концепции современной неклассической метарациональности.
Что такое разум? Разум (буддхи ) – интеллектуально-волевое начало, которое дает оценку идеям и мыслям. Разумом обладает только человек, у животных – сознание.
Чем знание собаки отличается от знания человека? Тем, что человек знает, что он знает, а собака не знает. Это очень существенная разница, которая является нашей привилегией и позволяет нам быть человеком по-настоящему, то есть меняться и выходить за пределы своей судьбы, создавать новую карму. Это – осознанность или способность оценивать свое знание. Способность посмотреть на себя со стороны и подумать, правильно ли я действую или нет.
Жить здесь и сейчас – значит находиться на уровне разума. Разум является самым высшим и сильным материальным элементом. Это первый элемент творения. Философия йоги, основанная на принципах ведической космологии, объясняет строение микрокосмоса (нашего тела) в сравнении с макрокосмом.
Первое, что появилось из материи, которая изначально находилась в непроявленном состоянии, – это разум, махат или буддхи (санскрит). Затем уже возникло все, что мы видим вокруг себя – грубые элементы тела, солнце, планеты и все остальное.
Русское слово совесть – это синоним слова буддхи или разума. Как проявляется совесть? Неприятным чувством внутри, что я неправильно поступаю, что я что-то не то сделал, не так себя повел, не то сказал. Люди очень часто пытаются задавить в себе это чувство, загнать его поглубже. Подобно совести, разум – неприятное свойство, большая часть людей пытается от него избавиться. Разумному человеку жить гораздо тяжелее, чем неразумному, потому что разум будет все время говорить: «Все неправильно, все не так, ты не делаешь то, что должен делать». Известны слова:
«Я знаю только одного тирана, и это тихий голос совести»
Махатма Ганди
Но на самом деле разум – это наша большая ценность. И самое удивительное, что мы можем сделать – это развить в себе способность пользоваться разумом, который у каждого индивида находится на своем уровне: у кого-то он сильнее, у кого-то слабее, а у кого-то – просто задавлен. Слабый разум не позволяет человеку отличать хорошее от плохого и заставляет его деградировать. Сильный же разум возвышает сознание.
Свойства разума:
- отличать материю от духа,
- отличать сознание от материи,
- отличать хорошее от дурного.
Философия санкхьи объясняет, что одно из качеств человека с сильным разумом – это способность преодолевать препятствия. Согласно санкхье , все йогические, мистические силы и способности, которые развивает человек – это результат сильного, чистого разума. Человек с сильным разумом может преодолеть любое препятствие. Разум – это не способность логически мыслить, это способность доводить вещи до своего сознания, оценивать свои действия, смотреть на себя со стороны и отличать хорошее от плохого.
Человек инстинктивно понимает, что является добром, а что злом.
«Две вещи поражают мое воображение: звездное небо над головой и нравственный закон внутри нас»
Иммануил Кант
И этот нравственный закон – не что иное, как совесть. Сильный разум подсказывает, как нужно действовать, даже если уму это не нравится.
Ментальный желудок
Разум – в высшей степени важная функция нашего сознания, так как он позволяет правильно переварить полученный опыт. Тут можно провести аналогию с огнем пищеварения. Согласно древней науке Аюрведе, если огонь пищеварения плохой, пища не переварится, она превратится в яд и будет отравлять человека, вызывая болезни. У такого человека не будет энергии и сил. Точно так же и слабый разум не может переварить опыт, который человек получает, соприкасаясь с этим миром.
Непереваренный жизненный опыт превращается в ментальный яд, который порождает болезни на уровне ума и переходит на физический, соматический уровень.Например, обиды являются следствием непереваренного разумом опыта. Наша судьба, Бог, провидение дали нам неприятный опыт в жизни. Мы этот опыт заслужили. Мы сами что-то такое раньше делали и теперь получили результат этих действий. Нам нужно взять этот опыт, переварить, извлечь из него урок, перевести в усвоенную форму и сделать своим достоянием, своим богатством. Если мы не можем переварить этот опыт, он превращается в ментальный яд. Этот яд разрушает нас изнутри, он превращается в депрессию, злость, негативизм, постоянную умственную боль, которую человек изливает на окружающих. Люди со слабым разумом, прожившие долгую жизнь, превращаются в невозможных существ, в источник постоянного негатива. Причина этого проста – у них не хватило разума, чтобы переварить свой жизненный опыт. И наоборот, люди с сильным разумом, пережившие, переварившие этот опыт, принявшие его, превращают его в какие-то замечательные качества. С такими людьми приятно общаться.
Мы должны развивать в себе разум, эту способность переваривать, понимать свой жизненный опыт.
Разум и карма
Что происходит с нашей кармой , когда мы включаем разум? Для этого нужно понять, как в нашей повседневной жизни эта карма проявляется. В виде каких самых распространенных вещей?
То, с чем мы сталкиваемся каждый день – это проявление нашей кармы
. Это различные мысли и желания, которые у нас возникают.
Периодически мы становимся жертвами этих желаний. Они захватывают наше сознание, и мы делаем что-то, чего делать не следует. Это и есть карма . Это очень сильные самскары или ментальные отпечатки с очень сильной энергией, которые всплывают на поверхность нашего сознания в определенный момент под действием различных планет. Время приходит, и неведомая сила внутри нас становится совершенно неуправляемой, с ней практически невозможно справиться. Вожделение, гнев, другие чувства и эмоции обретают невероятную силу. Практически каждый человек рано или поздно с этим неизбежно сталкивается.
Что же делать в такой ситуации? Ответ состоит в том, чтобы в этот момент не отключать свой разум, даже когда эта сила захлестывает нас, и мы понимаем, что не можем ей сопротивляться.
Это простая формула перемен – даже если карма нас настигла, нужно приложить усилия и остаться на платформе разума.
Потому что обычно в такие моменты разум пытается ретироваться. Но очень важно осознанно пройти через этот опыт, вызванный бессознательной или подсознательной силой.
Секретный тумблер
В тот момент, когда мы, движимые мощной бессознательной силой, совершаем различные поступки, нужно посмотреть на себя со стороны и постараться улыбнуться. Если оценить происходящее сознательно, глядя на себя чуть-чуть со стороны, и просто наблюдать за тем, что происходит, то впечатления от ситуации не оставят глубокие отпечатки в памяти и не усилят то самое качество, которое эту ситуацию вызвало. В конце концов, можно будет постепенно получить власть над обстоятельствами и перестать быть послушной игрушкой в руках каких-либо качеств (или гун). Тогда мы получим осознанный опыт.
Присутствие сознания позволяет выйти из-под влияния бессознательного. На этом основывается большинство психотерапевтических методик. Когда проблема становится осознанной, разум начинает ее переваривать и помещает туда, куда нужно.
За пределами бури страстей
«Все то, что мы не доводим до нашего сознания, входит в нашу жизнь, как судьба»
Карл Юнг
Для начала нужно понять, что у меня есть то или иное плохое качество. Например, жадность или лень. А затем – посмотреть на себя со стороны и подумать: «Надо же, какой нехороший, какой лентяй и жадина». Увидев качество в себе, мы почувствуем, что оно стало слабее. Если скажем: «Ну вот такой уж я есть», – то и останемся такими же. Первый шаг к изменениям – признание в себе тех или иных недостатков. Мы доведем до своего сознания мысль, что это – абсолютно иррациональная, ненужная вещь, которая не принесла нам ничего хорошего. Ведь на самом деле жадные и ленивые люди несчастны, а счастливы те, кто хочет служить, дарить, делиться, отдавать. Щедрых людей, которые всем помогают, любят, а жадных и ленивых не любит никто.
Избавиться от негативных качеств не трудно. Нужно лишь постоянно переносить их в сферу сознательного, и в какой-то момент можно будет почувствовать, как они ушли, одно за другим.
Очень важно найти точку беспристрастности, из которой мы будем всегда наблюдать за собой со стороны. Так называемый «глаз циклона» – точку спокойствия в центре разрушительной бури.
Это и есть разум – способность находиться за пределами вихрей в нашем сознании.
Эта способность в высшей степени важная вещь, которая поможет нам перейти на более глубокий уровень. Чтобы разум был ясный, чтобы всегда находился в этой позиции, нужно постоянно работать над ним, укреплять его.
Самый лучший способ укрепления разума – соприкосновение с разумом Высшим, со священными писаниями, являющимися творением этого Высшего разума, в которых очень ясно изложен Его закон. Тот закон, который уже заложен и в нашем разуме. Мы читаем священную книгу, и вдруг у нас возникает чувство, что мы это всегда знали. Потому что у нас есть этот разум, есть критерии добра и зла, понимание, что хорошо, а что плохо, но из-за нашей кармы, из-за наших прошлых поступков все это стало нечетким, затененным бесчисленными самскарами , негативным опытом. И для того, чтобы расчистить эти кармические завалы и погрузиться в состояние «здесь и сейчас», то есть в состояние осознанности, очень важно постоянно находиться в соприкосновении с Высшим разумом в виде книг и в виде людей, которые живут в соответствии с высшими принципами и ценностями.
Человек — существо, животное. Но его отличает от других живых существ наличие разума, умение мыслить и совершать Как же он обрел эти способности? И как он стал их использовать? Что такое разум человека?
Как появился разум
Человек обрел разум благодаря труду, как обычно принято говорить. Некоторые могут поспорить о том, как, держа в руках палку и пытаясь из нее что-либо соорудить, человек мог развиться до нынешнего уровня?
Человек развивался лишь в одну сторону — для облегчения выживания в земных условиях. Пытаясь приспособиться к земной жизни, человек начал обращаться к своему разуму. Он сумел использовать его для достижения успехов в использовании даров природы и тем самым научился создавать блага. Человек нашел путь к выживанию не через врожденные рефлексы, а логически выполняя свои действия. Со временем это позволило ему осознать, что его разум способен на большее. И так появился удивительный мир на Земле благодаря разуму человека.
Но если человек — высокоразвитое существо, то почему он не может побороть свои первородные инстинкты, взять верх над своими пороками? Сейчас человеку не нужно защищать свою жизнь от хищников и окружающей среды. Но теперь он ищет пути спасения от самого себя.
Что такое разум человека в духовном плане? Значит ли это, что он развивается односторонне? Или мы просто не в силах расстаться со своими инстинктами и первобытными нуждами, из-за чего развитие разума, кроме как на приспособление к удовлетворению своих потребностей, невозможно?
Из этих размышлений можно сделать вывод о том, что труд не создавал разум человека, а только помог развить.
Мозг — источник разума?
Этот орган был создан природой для регулирования функций в организме. Он помогает ориентироваться в окружающей среде, хранит и использует врожденные инстинкты, и он сравним с библиотекой, которая хранит множество книг с информацией. Мозг подчинен чувствам, рефлексам, эмоциям, но не является чистым разумом и не функционирует как орган, образующий его.
Но у других животных отсутствует возможность мышления, ведь у них недостаточно развит мозг. Тогда как это объяснить?
Этот орган помогает ответить на вопрос, что такое разум человека в биологическом смысле. Совместно со всеми нашими ощущениями — инстинктами, эмоциями, раздражениями — он является составной частью нашего разума. И часто человек совершает поступки, руководствуясь не своим высокоразвитым интеллектом, а чувствами и эмоциями, которые у каждого индивидуально развиты в большей или меньшей мере.
Развитие личности
С древних времен люди считали сознание божественным даром. Поэтому многие философы придерживались религиозных убеждений. То есть они их придерживались не потому, что становились философами. Это религия учила их размышлять. За одним вопросом следует ряд прочих размышлений. Некоторые считали, что каждая великая мысль, которая пришла им в голову, была ниспослана Богом. Что можно отмечать в такой религии, как буддизм.
Что такое разум человека? Высокого развития личности может достигнуть не каждый человек. Она тесно связана с интеллектом, но овладеть ею непросто. Личность — следующая ступень после развития разума. Она тоже является частью сознания, разума.
Интеллект отвечает за логическую деятельность, воспринимает и обрабатывает информацию. А личность — это связь принципов, идей, правил поведения, способов восприятия полученной информации, умений ее сопоставлять.
Религия для нашего разума
Появление религий — одно из проявлений развитий человеческого разума. Атеисты считают верующих только фанатиками и не относятся серьезно к словами священых писаний. И вправду, не каждый человек, будь то христианин или мусульманин, правильно понимает и трактует то, что предписано.
Но если убрать лишние изречения, можно сказать, что еще тысячелетия назад человек понял, что является высокоразвитым существом, и начал задумываться о том, как он появился, почему он так воспринимает мир, почему сама Вселенная так устроена? Удивительный мир разума человека не останавливается на достигнутом.
Придумав письменность, человек начал изречать свои мысли и предположения по этому поводу. Не имея в древние времена высоких технологих и довольствуясь небольшим опытом в познании этого мира, человек пытался объяснить себе вопросы о возникновении своего существования.
Это свидетельствует о том, что люди были также направлены на удовлетворение духовных потребностей (интерес к жизни, появление искусств, обращение к своему внутреннему миру), а не только сосредоточены на выживании. Религия сподвигла человека к этому. Удивительный мир, который создан благодаря разуму человека, не был бы таким, если бы в нем не было стремления к духовной пище.
И пусть многие предположения из древних времен оказались неправильными, они хотя бы свидетельствуют о том, что мы умели последовательно мыслить, создавать логические цепочки и искать им подтверждение.
Это удивительный мир, созданный разумом проводили ритуальные обряды над усопшими, что показывает нам их отношение к живому существу. Жизнь для них была ценна.
Борьба природы и разума
Существование высокоразвитой науки, техники, экономики в нашей жизни не означает, что мы достигли высшего уровня разума. Они лишь объясняют мир, созданный благодаря разуму человека и природой. Родная планета интересовала нас с древнейших времен. И именно этот интерес и стремление к его удовлетворению показывает нас как существ, обладающих интеллектом.
Мозг — наш инструмент, который помогает добиваться желаемого. И он также является связующей между природными инстинктами и истинным интеллектом. Он способен улавливать тончайшие вибрации нематериального плана бытия, стать орудием духа, как говорил
Способы мышления
Человек способен производить как эмоциональное, так и логическое мышление. Второе как раз используется в создании науки, техники.
Эмоциональное же задействуется в решении сложных задач, которые не поддаются алгоритмическому размышлению. Оно также способствует принятию решений, выбору поступка, поведения.
Разум и личность человека невозможно сформировать, желая конкретного результата. Каждый встречается с разными людьми, слышит от них информацию, и по частице выбирая из нее, складывает знания. Даже чужие поступки формируют у человека личность. Этим и отличается внешний и внутренний удивительный мир, который создан благодаря разуму человека.
Жизнь руками человека
Древние постройки до сих пор поражают своими красотой и величием. До сих пор мы пытаемся разгадать, каким образом людям удалось добиться такого совершенства, какие технологии они применяли? Многие исследования, опыты и изучения так и не помогли это установить точно. Мир благодаря разуму человека стал благоприятнее для нашей жизни.
Сделав впервые орудие труда, человек не стал им ограничиваться. Он начал создавать блага, которые удовлетворяют другие его потребности, то есть предметы быта.
Человек не стал останавливаться на удовлетворении своих нужд. Постепенно в рукотворной жизни, по мере развития человеческого разума, стали проявляеться его отголоски. Дом и одежда перестали удовлетворять людей только как средство защиты от непогоды, а оружие — в качестве предмета охоты и средства от нападения хищников.
Удивительный мир благодаря разуму человека менялся и совершенствовался с каждым поколением, которые менялись, оставляя после себя усовершенствованные антропогенные земли. Постройки становились сложнее и искусснее. Одежда изящнее и удобнее. Оружие — надежнее и опаснее.
Грандиозные строения человечества
До сих пор люди не останавливаются на достигнутом. Они каждый раз превосходят предыдущее поколение.
Человек всегда стремился превзойти того, кто стоит выше. Примером этого является миф о Вавилонской башне. В нем рассказывается о том, как люди стремились достичь уровня своего создателя, Бога. Они хотели быть с ним наравне. Правда, это не удалось. Ведь быть человеком — это не только иметь высокое материальное развитие, но и духовное.
Постройки как носители информации
Практически все постройки несут в себе религиозные представления, которые отражаются в орнаментах, фресках, мозаиках, рельефах. Многие имеют практическое значение, отражают в себе стремление человека к достижению совершенства в искусстве.
Немало построек дошли до наших дней, что показывает высокий уровень развития технологий и старание сохранить свои материальные ценности. Также немаловажны были ценности духовные. И этим не ограничивается удивительный мир, созданный разумом человека.