Появление в семье малыша – момент важный и крайне ответственный. И не имеет значения, первенец это или второй, третий ребенок. Каждый подготовленный родитель знает, насколько насыщенным является первый год жизни малыша, и как важно отслеживать развитие ребенка по месяцам, чтобы не упустить важные моменты или отклонения. В помощь новоиспеченным родителям предлагаем емкую, но легкую для восприятия статью, чтобы всегда оставаться в курсе событий и эффективно помогать малышу расти и развивать.
В сантиметрах и килограммах: таблица норм физического роста ребенка первого года жизни
Измерять, слушать, смотреть малыша после рождения – это обыденные действия, которые очень быстро входят в привычку молодых родителей.
Сколько грамм набрали, на сколько сантиметров подросли, как соотносятся окружности головы и груди – все это старательно сверяют с показателями таблицы развития ребенка по месяцам до года (так называемая «таблица норм физического развития»).
Но эти данные можно использовать лишь для приблизительной ориентации в «нормальности» физического роста малыша, учитывая при этом:
- показатели роста и веса ребенка при рождении;
- особенности индивидуального развития и наследственность малыша;
- пол ребенка;
- состояние и самочувствие малыша;
- в таблицах представлены усредненные или крайние показатели норм;
- статистика ВОЗ и педиатрических наблюдений может иметь расхождения.
Тем не менее, расти до года малыш должен, приблизительно, так:
Рост, см | Вес, кг | ВОЗРАСТ (мес) | Окружность головы, см | Окружность груди, см |
47-52 | 2,5-4 | рождение | 32-36 | 31-38 |
49-53 | 3-4,5 | 1 | 33-37 | 32-39 |
51-57 | 3-5 | 2 | 35-38 | 33-40 |
55-60 | 4,5-6,5 | 3 | 37-40 | 34-42 |
57-63 | 5-7 | 4 | 38-41 | 36-44 |
59-66 | 6-8 | 5 | 39-42 | 38-46 |
61-68 | 6-8 | 6 | 40-43 | 39-47 |
63-69 | 6,5-9 | 7 | 41-44 | 40-49 |
65-71 | 7-9,5 | 8 | 42-45 | 41-50 |
66-72 | 7-10 | 9 | 42-46 | 42-51 |
67-74 | 7-10 | 10 | 43-47 | 43-52 |
69-75 | 7,5-10,5 | 11 | 43-47 | 43-53 |
70-76 | 8-11 | 12 | 44-50 | 44-54 |
В таблице приведены крайние усредненные, низкие и высокие показатели по росту и развитию мальчиков и девочек, поэтому не стоит волноваться, если где-то на 1-2 сантиметра или полкилограмма показатели малыша «выпадают».
Организм найдет свой темп и скорость развития, комфортные для ребенка.
О явных проблемах и возможных отклонениях в развитие и питании (при их наличии) сообщит и проконсультирует квалифицированный детский врач на плановом приеме
Умею, могу и учусь: всестороннее развитие по месяцам до года
Когда ребенок хорошо кушает и растет, сантиметры и весы откладываются в сторонку, и родители начинают интересоваться возможностями, навыками и новыми умениями малыша. Что он уже умеет и что должен уметь; как воспринимает окружающий мир и как должен на него реагировать; что у него получается хорошо, а где требуется помощь и поддержка родителей или специалистов.
Календарь развития по месяцам до года
Новорожденный:
- малыш дышит, видит, слышит, издает звуки;
- движения рук и ног хаотичны;
- пальцы рук сжаты в кулачки;
- руки и ноги полностью не выпрямляются;
- присутствуют врожденные рефлексы: мигательный, поисковый, сосательный, глотательный, хоботковый, ладонно-ротовой, подошвенный, защитный, хватательный, обхватывания, шаговый, ползанья, нырятельный;
- большую часть времени малыш спит.
В 1 месяц:
- ребенок в положении лежа начинает поднимать голову и шею;
- реагирует на звуки и свет;
- присматривается к очертаниям предметов и лицам;
- может следить за движением яркого предмета;
- начинает улыбаться;
- реагирует на разные интонации в голосе родителей.
В 2 месяца:
- ребенок пытается удерживать голову вертикально около минуты;
- приподнимает голову и грудь, лежа на животике;
- активно реагирует на звуки, свет, привлечение внимания;
- движения рук и ног становятся менее хаотичными;
- ярко проявляется «комплекс оживления»;
- малыш может удерживать и рассматривать игрушку в руке;
- развивается трехмерное восприятие предметов;
- ребенок пытается сам поворачиваться на бок.
В 3 месяца:
- хорошо держит голову до 2 минут;
- лежа на животе, пытается приподняться на локтях;
- становится более подвижным и вертлявым, пробует переворачиваться;
- проявляет активный интерес к игрушкам, пытается их схватить;
- тянет ручки и одеяло в рот;
- хватательный рефлекс переходит в осознанное хватание;
- малыш начинает гулить и смеяться;
- привлекает внимание доступными способами (крик, плач, смех, перебирание ножек).
В 4 месяца:
- малыш пытается поднимать голову лежа на спине;
- делает попытки подтянуться и сесть;
- упирается ножками, когда его держат вертикально под мышки;
- переворачивается на бок;
- делает попытки повернуться со спины на живот;
- поднимается и упирается на ладошки, лежа на животе;
- удерживает внимание на интересующем предмете несколько минут;
- играет погремушками, ударяет по ним, пытается словить;
- узнает лица близких;
- различает и узнает голоса;
- реагирует на свое имя;
- часто и долго может гулить.
В 5 месяцев:
- пытается переворачиваться с живота на спину;
- начинает сидеть с поддержкой, полулежа;
- предпринимает попытки ползти по-пластунски;
- увлеченно рассматривает и ощупывает различные предметы;
- играется со своими пальчиками и ножками;
- появляется «пищевой интерес» к взрослой еде;
- может пить с ложечки;
- узнает своих близких и остерегается чужих;
- могут начать лезть зубки;
- появляется «цветное» зрение;
- у малыша может получиться произнести первые простые слоги.
В 6 месяцев:
- ребенок тянется ручками к маме, просится на руки;
- крутится, переворачивается;
- лежа на животе пытается ползти/ подтягиваться вперед или отталкиваться назад;
- сидит и достаточно твердо стоит с поддержкой;
- делает попытки встать на четвереньки;
- «играет» своим голосом, лепечет то тихо, то громко;
- перекладывает игрушки из руки в руку;
- знает и использует основные особенности игрушек (стучит, пищит и т.д.);
- можно начинать вводить первый прикорм, давать пробовать новую еду.
В 7 месяцев:
- ребенок уверенно сидит сам;
- наклоняется и тянется за игрушками в положении сидя;
- ползает;
- делает попытки встать у опоры;
- узнает знакомые вещи по названию (смотрит на них, когда его просят найти);
- интересуется своим отображением и телом;
- бросает и подбирает игрушки;
- «знакомится» с причинно-следственными связами (бросить-упало);
- сам может держать поильник, когда пьет из него;
- хорошо кушает с ложки.
В 8 месяцев:
- малыш может сам сесть и подняться на ноги у опоры;
- пытается делать первые шаги с поддержкой;
- хлопает в ладоши;
- машет «пока»;
- расширяется мимический репертуар реакций;
- может длительное время играть с любимой игрушкой;
- знает, как достать или попросить желаемую вещь;
- может сам держать и есть сухарик/ бублик и т.д.;
- формируются устойчивые связи (кушать – идти на кухню и т.д.);
- лепечет на своем языке.
В 9 месяцев:
- ребенок уже ходит у опоры или за руки;
- делает попытки ходить самостоятельно;
- интересуется маленькими предметами, развивает мелкую моторику;
- играет преимущественно сидя;
- может выполнять простые просьбы (принести, дать);
- появляются устойчивые сочетания слогов, первые слова со смыслом;
- понимает запреты;
- использует знания из долговременной памяти;
- стремится к активному общению;
- подражает действиям взрослых (например, подносит телефон к уху).
В 10 месяцев:
- приседает, поднимается на ноги, наклоняется;
- пытается ходить за одну руку;
- учится переступать преграды;
- любит открывать/закрывать шкафчики, складывать/ разбрасывать игрушки;
- произносит простые односложные слова;
- разбирает игрушки, складывает пирамидку;
- формируется привязанность к часто встречающимся людям;
- стремиться к другим детям;
- хочет пробовать есть сам, играется с едой;
- указывает на предмет, который называют.
В 11 месяцев:
- совершенствуются двигательные навыки;
- ребенок выполняет двусложные просьбы (иди, принеси);
- эмоционально выражает свое отношение, принятие/непринятие;
- может найти или показать называемый предмет;
- нравится что-либо рвать, растягивать, доставать;
- хорошо ориентируется и передвигается в пространстве;
- стремится к совместной игре;
- учится делиться, просить;
- может сам руководить процессом кормления (берет сам чашку, показывает на ложку);
- пытается стягивать с себя вещи;
- танцует.
В год:
- ребенок ходит сам;
- приходит, когда его зовут по имени;
- в словарном запасе есть около десятка простых слов;
- умело преодолевает преграды на пути;
- выполняет сложные поручения;
- начинается момент «отделения» от взрослого;
- с интересом наблюдает и «комментирует» происходящее вокруг;
- появляются элементы сюжетных игр (возит машинку, укладывает куклу);
- активно подражает действиям взрослых и сверстников.
Как развиваются мальчики и девочки?
Развитие по месяцам до года мальчика и девочки могут незначительно отличаться, как в силу индивидуальных, так и физиологических особенностей. Например, девочек не советуют торопиться высаживать самостоятельно раньше полугода, чтобы не было в будущем проблем с внутренними женскими органами. А мальчики нередко бывают молчаливы, не хотят долго говорить первые слова. Здесь каждому родителю следует четко понять и грамотно разобраться в сути и значении всевозможных нормативных таблиц и графиков развития детей до года, чтобы не торопить, но и не затягивать естественные события.
Наш уже умеет, а ваш?
Кроме вполне естественных переживаний родителей в отношении соответствия развития своего малыша «общепринятым» нормам, немало беспокойства вызывают опыт и результаты малышей других родителей. Особенно впечатлительными бывают мамы. Развитие по месяцам до года девочки или мальчика становится для них обязательным планом к выполнению. Ведь результатами можно похвастаться мамочкам на площадке: малыш начал сидеть раньше положенного, или уже кушает новые продукты с 4 месяцев.
Но не бывает абсолютно одинаково развивающихся малышей, даже у одних родителей, даже если это близнецы.
Каждый ребенок уникален, у каждого свои особенности организма, темпы и скорость развития и приобретения навыков и умений. Развитие ребенка – это не дрессировка животного. Тут нельзя просто взять и научить. Детский организм должен быть подготовлен к каждому новому достижению.
Заключение
Родители могут лишь немного помогать малышу:
- любить его;
- обеспечивать для него необходимые условия питания и ухода;
- общаться, играться и упражняться с малышом;
- посещать детского врача и прислушиваться к его рекомендациям;
- гулять и заниматься;
- быть спокойными и счастливыми родителями здорового малыша.
Не гонитесь за успехами других детей. Всему свое время.
В этой статье:
Ребенок меняет жизнь семейной пары и переворачивает восприятие мира. Появление нового члена семьи окружено позитивными эмоциями, теплотой и нежностью, а также торжественными моментами (первый толчок в животе, взвешивание, фото с УЗИ). Но теперь между праздничными днями родителям придётся справляться с буднями, в которых у них появилась прямая обязанность – воспитать полноценного человека.
Поговорим о том, как должно протекать развитие ребёнка до года и как мама и папа могут помочь этому развитию.
Не утихают споры о необходимости ребёнка эстетического воспитания до рождения и по месяцам до года. Волнующиеся за будущее своих детей молодые родители с первых месяцев регулярно совершают походы в театр, слушают классическую музыку, читают детские книжки вслух. Однако есть скептики, уверяющие, что это занятие приятно лишь для мам, а на ребёнка такие действия не влияют. Ведь гении и просто замечательные люди рождаются и в неблагополучных семьях.
Кому поверить? Как проводить девять месяцев ожидания, решают сами родители, но при выборе своего поведения необходимо учитывать, что развитие вашего ребёнка зависит от вашего отношения к нему и поведения. Если малыш будет интуитивно чувствовать, что он нужен и важен своей семье, интерес к миру затянет его гораздо раньше.
Поэтому психологи и детские педиатры настоятельно советуют родителям привыкать к ответственности за ребёнка, пока тот находится в максимальной безопасности – в мамином животе.
После рождения с каждым месяцем вы будете все быстрее понимать вашего ребёнка. В чем малыш нуждается, что ему нравится и не нравится и когда можно вводить развивающие игры с более сложными задачками?
Как обращаться с ребёнком в разные периоды до года
Естественно, ребёнок до года – это беспомощный малыш, нуждающийся в круглосуточной заботе, контроле, внимании без перерыва на сон и отдых. В его комфорте и лежит основа развития. Материнская любовь, как правило, не знает границ, и женщина старается отдать всё своё тепло и все эмоции родному крохе.
Естественно, на момент рождения малыша запас энергии мамы может захлестнуть весь земной шар. Нужно ли выплёскивать этот поток на одного человечка? Нет – и это самое трудное. Чтобы не избаловать ребёнка с грудного возраста, чтобы добиться взаимопонимания и взаимоуважения, с первых дней совместной жизни дома расставляйте всё по местам: человек пришёл в вашу жизнь, чтобы вырасти здоровым и красивым, и эта обязанность в данном случае лежит именно на вас. Бесконечно балуя и даря исключительно добро, вы показываете ребёнку его безнаказанность. Выполняя все его требования немедленно, вы не заботитесь о любимом малыше, а растите эгоиста.
Отдавая сыну или дочке самые вкусные кусочки торта, конфеты, вы рискуете в старости не получить от своих детей и стакана воды. И начинать жить «поровну» необходимо с первых месяцев. Как же вести себя родителям, когда малыш начинает меняться с каждой неделей?
До 3 месяцев
Сыну или дочке от вас необходимо чувство комфорта. Комфорт – это развитие в нужном направлении. Сейчас развитие ограничивается тем, что малыш может воспринять за время бодрствования. Вы обязаны вовремя обеспечить кормление, делая это по установленному расписанию. По мере необходимости нужно переодевать кроху, если эму жарко или холодно. Придется научиться в одно и то же время укладывать малыша спать – словом, уберите дискомфорт в любых его проявлениях.
В этот период с ребёнком уже надо начинать разговаривать ровным тоном. Нежность и позитив обязательно должны присутствовать. Ведь маленький человек ещё многого не знает. Его пугают звуки, цвета, новые люди. Если с ним разговаривать так же ровно, как если бы он уже ходил в первый класс, малыш привыкнет и к интонации, и к регулярному спокойствию, исходящему от его родителей, тем самым перенимая навык контроля над ситуацией и над своим психологическим состоянием.
От 2-3 до 5 месяцев
Это крайне интересные месяцы в жизни малыша и его родителей. Вокруг ребёнка открываются новые горизонты. Он начинает распознавать свою комнату, улицу, видеть животных. В этот период ребенку необходим визуальный контакт и сопоставление улыбающегося лица с приятным тоном и рассудительной небыстрой речью. Перед ним уже можно разыгрывать небольшие сценки с самодельными игрушками, включать музыку и обязательно показывать мимикой, как она приятна для мамы и папы. Такие развивающие игры радуют малыша, но дают большую нагрузку, поэтому не стоит слишком увлекаться. Также ближе к 5-ти месяцам можно начинать в мягкой форме показывать малышу свое недовольство. «Ой, кто у нас плюнул кашу, когда её нужно было всю съесть?».
Ребёнок в этот период учится отдаче эмоций. Он начинает понимать эмоции и своё участие в перемене настроения своих родственников. Чтобы мама снова улыбнулась и похвалила, ему нужно съесть всю кашу. Общаясь с малышом, рассказывая ему детские истории, делая массаж или играя в погремушки, ловите его взгляд, «агукайте», издавайте простые звуки и чаще употребляйте короткие слова. В этот период активно работает запоминание.
От полугода до года
Наконец-то малыша впускает в свои объятия этот огромный-огромный мир. Ребёнок начинает ползать, старается встать на ноги сам. Трогает, пробует на вкус, активно издаёт звуки, которым обучился в общении с родителями. Отчетливо копирует их манеру поведения, которая въелась в его память в ранних месяцах. Теперь вы понимаете, насколько развитие ребёнка до года зависит от вашего поведения?
С малышом можно играть в ладушки, «Сороку-ворону», «По кочкам», давать в руки разноцветные гладкие погремушки. Слушайте вместе детские песенки, стихи, короткие сказки.
Ребёнок от рождения до года, его чувства и восприятие
Выявлено, что психология ребёнка активно развивается ещё до рождения и после по месяцам вместе с восприятием маминого мира. Со временем можно забыть многое: как вы росли до 3-5 лет, детский сад, первый класс в школе. Забыть свою первую книгу, первый шаг или то, как самостоятельно вылез из кроватки. Но рефлексы формируются именно в этом раннем возрасте. Очень важно не возбуждать агрессию, отвращение, панику, обиду в маленьком малыше, пока мир для него заключен в четырёх стенах и познается на маминых руках.
Когда он начинает всматриваться в детали, реагировать жестами и мимикой на происходящее, развитие требует диалога. Начинайте объяснять коротко, просто и интонационно: «Собачка «гав», нельзя пальчик (сжимая маленький пальчик в своей руке, жестом показать, как собачка может укусить): укусит – ам». Беспокойство в глазах малыша подбодрите кивком: «Да, больно. Чужая собачка, пусть гуляет». В любой ситуации мама и папа нужны, чтобы объяснять, а не наказывать от души, сорвавшись и даже не объяснив, за что малыш получает дозу негатива.
Сколько времени нужно уделять ребёнку в возрасте от 0 до 12 месяцев?
Счастливы те мамы, у кого есть время следить за тем, как растут их дети. Большая половина населения не может позволить себе сидеть дома из-за работы. В конце концов, нет ни одной женщины, которая не уставала бы от атмосферы материнства. И, как бы грубо это ни звучало, но усталость от собственного ребенка – это нормально. После трёх первых месяцев круглосуточного ухода за милым малышом родители должны научиться доверять бабушкам или няне.
Это полезно и для них, и для самого малыша. Иначе сын или дочка просто превратятся в «банный лист», с которым придётс
я ходить в гости, а часто пропускать важные вечера, на которых нежелательно присутствовать с детьми. Если кто-то считает, что свободная жизнь не так важна, как дети, и перед тем, как завести ребёнка, необходимо осознать, что с прошлыми гуляниями пора завязать – это правда лишь отчасти. Ребёнок не должен быть гирей, тянущей вас ко дну. Невозможно заниматься одним и тем же день за днём, не развиваясь интеллектуально, не посещая культурных мероприятий, не знакомясь с новыми людьми. Ребёнок – это огромная ответственность, но также это обязанность воспитать человека, а не отрастить себе хвостик и зарыться намертво в грязные пелёнки, позабыв о собственной внешности и жизни вообще.
Ребёнок должен видеть красивых и спокойных родителей не только в первые месяцы жизни, но и дальше, в любом возрасте. Ему важно жить с успешными людьми, видеть их стремящихся к новым открытиям – тогда и сам он будет таким. Никто не заставляет вас бросать ребёнка к трём месяцам. После того как малыш начал распознавать лица, ему пора привыкать находиться в обществе других людей, чтобы впоследствии спокойно отправиться в садик и школу, адаптироваться в своём кругу во дворе и не стесняться ваших гостей.
Развивающие игры для ребёнка до 1 года
До 4 месяцев вашему ребёнку важно просто быть чистым, сытым и пребывать в хорошем настроении. Для него будет хорошо находиться с вами в одном помещении, но спать поодаль или в соседней комнате. С 3-4 месяцев постепенно вводите в воспитание короткие игры.
Лучшая игра для маленьких детей – в «ку-ку» и «тю-тю». Закройте лицо ладонями и скажите «тю-тю», затем уберите ладони, улыбнитесь и скажите «ку-ку».
Выбирая игрушки для своего ребёнка, убеждайтесь в их
безопасности и предназначении. Они должны быть яркими, не содержать опасные для здоровья вещества и детали, которые могут отвалиться и попасть в дыхательные пути.
Игрушки должны быть понятными, чтобы можно было изучать по ним, как выглядят животные, люди, растения.
Когда ваш малыш начинает самостоятельно сидеть, стремиться к передвижению, можно переходить к играм с кнопками и звуками. «Поющие» утята, которые ранее могли заинтересовать ребёнка визуально, сейчас учат его анатомии и развивают музыкальный слух.
Главное – не выбирать для ребёнка дорогие или модные игры, а внимательно относиться к его настроению. Никто не может понять маленького человека так, как его понимают родители. Его правильное развитие полностью зависит от вас.
На первой неделе жизни новорожденный теряет до 8% от массы тела при рождении, затем его вес начинает расти. Примерно на 7-й день отпадает пуповинный остаток. До 3-й недели малыш воспринимает только громкие звуки, так как уши закрыты эмбриональной жидкостью. До конца месяца его кожа постепенно светлеет и приобретает естественный цвет. Мышцы у грудничка находятся в тонусе, именуемом педиатрами физиологическим, поэтому ручки и ножки все время согнуты, а ладошки – зажаты в кулачки. Ребенок может видеть предметы на расстоянии до 30 см, поворачивает голову на свет. В этот период чаще всего бывают колики и срыгивания. Ребенка нужно выкладывать на животик, при этом он приподымает головку и удерживает по несколько секунд. В первый месяц жизни является обязательным еженедельное посещение грудничка педиатром. Чтобы сообщить родителям о своих потребностях, малыш плачет, и успокаивается, когда его возьмут на ручки. За раз съедает 80-120 мл грудного молока или его заменителя — смеси. Частота кормлений – приблизительно каждые 2 часа. Средняя прибавка в весе – 1 кг, в росте – 2 см.
- 2 месяц
Малыш уже издает различимые звуки, мурлычет, агукает. Тональность его голоса меняется. При виде родителей улыбается, начинает различать голоса, прислушивается к разговорам. В этот период он впервые улыбается, хоть и бессознательно. Чтобы малыш уверенно держал голову, нужно чаще выкладывать его на животик. Это же упражнение укрепит мышцы брюшного пресса и поможет избавиться от колик. Держит погремушку в ручке, трясет ею, внимательно наблюдает за игрушками. Поворачивается на бочок и спит на нем. Лежа на спине, выпрямляет ручки и ножки. Тянет в рот ручки, при этом обильно выделяется слюна. Во время плача появляются слезы. Самое время для развития зрительных навыков присоединить на кроватку мобиль. Для здоровья ребенка очень важны ежедневные прогулки на свежем воздухе, а также следует уделить внимание выработке режима сна и бодрствования. За второй месяц жизни ребенок набирает около 800 г и вытягивается на пару сантиметров.
- 3 месяц
Малыш уже способен осязать окружающую обстановку, видит все больше предметов. Ему нравится, когда его носят столбиком, чтобы больше рассматривать окружающую обстановку. Изучает ладошки, пальчики. Поворачивает голову в разные стороны в поисках источника звука, четко различает лица окружающих. Начинает различать запахи. С этого месяца родителям нужно пристальней следить за малышом, ведь он начинает переворачиваться со спинки на животик. Еще одно достижение – он уже уверенно держит головку, находясь в вертикальном положении на руках или лежа на животе. Сейчас малышу понравится яркий развивающий коврик, укачивающий центр. Если положить перед ним разноцветную игрушку, он попытается дотянуться до нее и самостоятельно схватить. Тянет в рот погремушки. Средняя прибавка в весе – 800 г, в росте – 2 см.
- 4 месяц
Период колик постепенно проходит, теперь малыш может спать немного дольше и просыпаться на кормления реже. Лежа на животике, он пытается подняться, опираясь на ручки. Он узнает среди других людей маму, улыбается ей, разговаривает. Прислушивается к музыке. Особый интерес вызывает его отражение в зеркале. Дольше может акцентировать внимание на предметах или каком-то процессе. Переворачивается со спинки набок и на живот. Пытается переворачиваться на спинку. Тянется к игрушкам, берет игрушку двумя ручками. Отталкивается ножками и ручками от опоры. Лежа на спинке, приподымает голову и прижимает подбородок к груди. Если его подтянуть за ручки, пытается присесть. Берет игрушку и трясет ее одной рукой, радостно реагирует на ту музыку, которая ему нравится. Активно пытается участвовать в разговоре, лепечет отдельные слоги с разной силой. Прибавка в весе – 700-800 г, в росте – 1-2 см.
- 5 месяц
Малыш умеет легко переворачиваться на бочок, с живота на спинку и наоборот. Лежа на спине, приподымает голову, чтобы больше видеть. Упирается ножками в кровать и пытается встать на «мостик». Лежа на животе, вытягивает прямо ручки и ножки, держит одной ручкой игрушку. Все больше окружающих предметов вызывают у малыша интерес, особенно цветных. Перекладывает игрушки из одной ручки в другую. Наблюдает за падающей на пол игрушкой. Теперь он не только берет их в ручки и бросает, но и пытается тянуть в рот. Это может свидетельствовать о скором появления зубов. Малыш значительно реже плачет, больше улыбается и смеется; он интересный и веселый. Появление чужого человека может вызвать отрицательную реакцию и даже плач. Переводит взгляд с одного присутствующего собеседника на другого. За месяц ребенок в среднем прибавляет в весе 700 г и 1-2 см.
- 6 месяц
Малыш научился уверенно сидеть без поддержки, хотя сам еще не садится. Некоторые детки все же совершают попытки сесть самостоятельно. Лежа на животике, опирается на вытянутые ручки и приподымается. При поддержке опирается на ножки и пытается стоять. Делает попытки приподняться на четвереньки. Дотягивается до отдаленных предметов. Выбирает понравившуюся игрушку из нескольких, предложенных на выбор. Рассматривает ручки, пальчики. В это время пора вводить первый прикорм. Чаще всего его начинают с приготовленных на пару овощей. Качество стула меняется, кормления грудью становятся все реже. Вырабатываются вкусовые предпочтения. Пьет из чашки-непроливайки. Поворачивается, когда его называют по имени. Начинает произносить слоги «ма», «ба», «да». Днем спит 2-3 раза. В этот период начинают прорезываться зубы. Это может сопровождаться болью, повышением температуры, повышением слюноотделения, беспокойством. Прибавка в весе – 650 г, в росте – 1-2 см.
- 7 месяц
Малыш любит большую часть времени проводить, лежа на животике. Начинает ползать, самостоятельно принимает сидячее положение и удерживает равновесие. Некоторые детки в этом возрасте уже уверенно садятся. Малыш тянет к маме ручки, просит, чтоб его взяли на руки. Он обращается к окружающим, зовет их. Ребенок уже не засыпает после еды, он проводит больше времени за играми. Сидит с прямой спинкой, во время кормления крутится в разные стороны, пытается увильнуть. Много лепечет, старается имитировать звуки, издаваемые взрослыми. Берет погремушку и стучит ею по поверхности. Держит бутылочку. Можно предложить ему пить из чашки и пробовать держать ложку. В это время прорезываются два нижних зубика. Это может доставлять дискомфорт при кормлении грудью. Он уже не так быстро набирает вес, так как изменился характер пищи и он стал больше двигаться. Прибавка в весе – 600 г, в росте – 1-2 см.
- 8 месяц
Малыш совершенствует свои умения садиться, поворачиваться. Лежа на животике, свободно вертит головой. Его интересуют все окружающие предметы, он легко преодолевает препятствия. Много лепечет новых слогов, пытается просить те или иные предметы. Отталкивает ручками мяч. Захватывает мелкие предметы при помощи двух пальцев. Ему нравится бросать игрушки на пол, чтобы вы их подымали. Ребенок пытается вставать у опоры, стоять по несколько минут, держась за поручни кроватки. Танцует, повторяет смех взрослых. Не любит оставаться один, переживает, когда мама уходит. Сейчас для малыша важно чтобы с ним разговаривали, озвучивали действия. Он уже понимает запреты. Пьет из «взрослой» чашки. С заметным удовольствием кушает кашки, мясо, печень, молочные продукты, фрукты, овощи, печенье. За этот месяц малыш прибавил в весе 500-600 г и вырос на 2 см.
- 9 месяц
Малыш уже может играть некоторое время самостоятельно, складывать игрушки в кучку. Сидя на полу, поворачивает в стороны корпус. Он пробует залезть на стул или диван, стоит несколько минут у стены или держась за мебель. Его положение еще неустойчиво и он смешно падает на попу. Если его придерживать за ручки, кроха будет ходить в течение нескольких минут. Также он уверенно топает у опоры. Выдвигает нижние ящики мебели, достает из них все предметы. Стучит предметом по предмету. Очень быстро ползает, быстро передвигается в ходунках, пританцовывает. У малыша теперь появляются любимые игрушки, которые он везде берет с собой. Начинает играть кубиками и сортерами. Его голос имеет более четкий эмоциональный окрас и различные интонации. Самостоятельно тянет в рот еду. Малыш набирает за месяц 500 г и подрастает на 1-1,5 см.
- 10 месяц
Ребенок опирается на ручки в сидячем положении, ползает на животике. Перекладывает мелкие предметы с места на место. Старается стоять без поддержки рук. Некоторые крохи на этом этапе жизни делают первые шаги. Реагирует на запреты, выражает обиду. Удивляется, услышав незнакомые звуки. Пытается копировать выражение лица и мимику взрослых. Пытается произнести слова «мама», «дай» и другие. Проявляет любовь к родителям, обнимает ручками, пытается поцеловать. Малыш старается привлечь к себе внимание взрослых, чему несказанно радуется. Он четко осознает настроение взрослых, распознает их радость или неодобрение. Поэтому важно правильно реагировать на его поступки, чтобы малыш понимал, что хорошо, а что – плохо. Самостоятельно пережевывает пищу. Прибавка в весе составляет 450 г, рост увеличивается на 1,5 см.
- 11 месяц
Малыш уже уверенно топает, держась за мамину ручку и у опоры. Может сделать самостоятельно несколько шагов. Пританцовывает в такт музыке. Может щипать и кусаться. Выполняет движения по просьбе, бросает мячик в указанном направлении. Ребенок исследует квартиру, находит новые незнакомые предметы, стучит ими о другие предметы с особой силой. Поэтому родителям следует позаботиться о безопасном нахождении малыша в комнате, убрать опасные вещи из зоны досягаемости. Играет в ладушки, «ку-ку». Машет ручкой при прощании, показывает жестами «дай» и «ну-ну». Повторяет некоторые слова с соответствующей интонацией: «мама», «баба», «папа», «дай». Показывает, где у игрушки находятся глазки. Он понимает отдельные, часто повторяемые фразы. Кушает печенье, яблоко, хлеб. По истечению 11-го месяца ребенок набирает в весе 400 г, в росте – 1-1,5 см.
- 12 месяц
Спустя 12 месяцев малыш уже многое умеет и понимает: самостоятельно ходит, строит пирамиды из кубиков, много лепечет, повторяет отдельные слоги или даже слова за взрослыми. Он знает свое имя и его сокращенную форму, реагирует на него с радостью. В большинстве случаев в этом возрасте малыш не только очень быстро ползает, но и достаточно уверенно ходит. Достает предметы из коробки, запоминает их месторасположение. Ребенок просит кушать, имитирует это соответствующими звуками. Хлопает в ладоши, просится на ручки. Показывает ручкой, в каком направлении хочет идти. Смеется при виде животных. Повторяет звуки некоторых животных, машин. Рассматривает картинки в книжках. Радуется, когда его хвалят. Днем спит один раз. Пьет и ест самостоятельно. Постепенно переходит на взрослую пищу, тянет из маминой тарелки. К концу первого года ребенок должен утроить тот вес, с которым он родился, а за последний месяц набрать 300 г и подрасти еще на 1 см.
Развитие малыша находится под неусыпным контролем медиков, в особенности первый год после появления на свет. Мама ежемесячно должна являться на прием к участковому педиатру для того, чтобы проверить рост, вес, окружность грудной клетки и головки малыша. Все эти мероприятия производятся для того, чтобы вовремя выявить возможные отклонения в его развитии.
Доктора в педиатрической практике руководствуются таблицей развития ребенка до 1 года по месяцам. У невролога же существует своя, которая позволяет следить за психическим развитием младенца. Конечно, все мы понимаем, что четких возрастных норм быть не может - все детки растут по индивидуальному графику, но прислушиваться к усредненным показателям таблицы параметров развития ребенка до года все же стоит.
Таблица развития ребенка до года (рост и вес)
Одни малыши рождаются настоящими богатырями – более 4 кг и с большим ростом от 58 см, другие же имеют субтильное сложение, а потому могут недобирать положенных килограмм и сантиметров.
Все эти параметры в таблице варьируются от минимального, до максимального, а вот отклонения от нормы уже вызывает некоторую обеспокоенность медиков. В первые месяцы жизни детки набирают до одного килограмма, но впоследствии снижают эту планку и уже не растут так интенсивно, прибавляя лишь около 300-600 грамм за месяц.
На рост педиатры обращают не столь пристальное внимание, так как он не отражает того, правильно ли питается малыш, а лишь указывает на его генетическую составляющую. Но рост совместно с весом используется в формуле расчета минимального и максимального индекса массы тела, а значит, все же должен измеряться. Вычисляется параметр по следующей формуле:
ИМТ=вес/рост ребенка в квадрате.
Той же информативностью, что и вес с ростом, обладают показатели объема грудной клетки и головы. Слишком активно растущая головка может указывать на гидроцефалию или рахит. С таблицей физического развития детей до года можно ознакомиться непосредственно на приеме у педиатра.
Таблица нервно-психического развития детей до года
В один месяц, в три, в полгода и в годик педиатр направляет малыша на прием к детскому неврологу. Доктор должен убедиться, что психомоторное развитие малыша соответствует норме, которая указана в специально разработанной таблице. В определенное время ребенок должен начать реагировать на окружающих, гулить, переворачиваться со спинки на живот и обратно, ползать, сидеть, ходить.
Если почему-то малыш отстает в развитии от своих сверстников, доктор назначает комплексное обследование и лечение, которое включает как медикаментозную, так и физиотерапию.
Таблицы ВОЗ приводят нормы развития ребенка по самым разнообразным параметрам. Вы можете воспользоваться таблицами ВОЗ, чтобы понять, чтобы понять, развитие вашего ребенка проходит нормально или есть какие-то отклонения от нормы.
Вы легко сможете узнать правильные ли у вашего ребенка параметры, нормально ли он набирает массу и растет. Если какие-то из параметров маловаты или отклонены от нормы, которая рекомендуется ВОЗ, то это серьезный повод отвезти кроху до года к педиатру или лечащему семейному врачу.
Родители не должны халатно относится к параметрам развития ребенка, так как, к примеру, ребенок, который набирает лишний вес, должен пройти ряд анализов, в том числе и на сахарный диабет. Если ваш малыш отстает от нормы, то не следует впадать в панику, а наоборот, поверить еще один параметр – это индекс массы тела.
Именно на это число следует опираться, чтобы понять, какую ребенок имеет массу. Формула расчета индекса массы тела: I= m/h2 (масса тела деленная на рост в квадрате) , где m - масса тела в килограммах, h - рост в метрах. Измеряется индекс массы тела в кг/м².
Развитие ребенка до года по месяцам
В 2006 году появились новые нормы по развитию мальчиков до 1 года. ВОЗ провела исследования и выдала средние параметры развития мальчиков, у которых нет никаких болезней, и которых кормят грудью. Как известно, дети на искусственных смесях набирают вес быстрее.
Год:месяц | Месяц | Вес, кг | Рост, см | Индекс массы тела | Окружность головы, см | ||||
мин. | макс. | мин. | Макс. | мин. | Макс. | мин. | макс. | ||
0:00 | 0 | 2,9 | 3,9 | 48 | 51,8 | 12,2 | 14,8 | 33,2 | 35,7 |
0:01 | 1 | 3,9 | 5,1 | 52,8 | 56,7 | 13,6 | 16,3 | 36,1 | 38,4 |
0:02 | 2 | 4,9 | 6,3 | 56,4 | 60,4 | 15 | 17,8 | 38 | 40,3 |
0:03 | 3 | 5,7 | 7,2 | 59,4 | 63,5 | 15,5 | 18,4 | 39,3 | 41,7 |
0:04 | 4 | 6,2 | 7,8 | 61,8 | 66 | 15,8 | 18,7 | 40,4 | 42,8 |
0:05 | 5 | 6,7 | 8,4 | 63,8 | 68 | 15,9 | 18,8 | 41,4 | 43,8 |
0:06 | 6 | 7,1 | 8,8 | 65,5 | 69,8 | 16 | 18,8 | 42,1 | 44,6 |
0:07 | 7 | 7,4 | 9,2 | 67 | 71,3 | 16 | 18,8 | 42,7 | 45,2 |
0:08 | 8 | 7,7 | 9,6 | 68,4 | 72,8 | 15,9 | 18,7 | 43,3 | 45,8 |
0:09 | 9 | 8 | 9,9 | 69,7 | 74,2 | 15,8 | 18,6 | 43,7 | 46,3 |
0:10 | 10 | 8,2 | 10,2 | 71 | 75,6 | 15,7 | 18,5 | 44,1 | 46,7 |
0:11 | 11 | 8,4 | 10,5 | 72,2 | 76,9 | 15,6 | 18,4 | 44,5 | 47 |
1:00 | 12 | 8,6 | 10,8 | 73,4 | 78,1 | 15,5 | 18,2 | 44,8 | 47,4 |
Родители обязательно должны помнить, что каждый ребенок развивается согласно собственной природе. Нормы, которые указаны в таблицах – это средние показатели, которые могут использоваться как отправная точка и справочный материал. Но если у вас есть хоть малейшие подозрения на то, что у вашего ребенка до одного года наблюдается отклонение от нормы, вы должны срочно показать его врачу.
Нормы для девочек
Параметры развития девочек, утвержденные ВОЗ, года указывают на то, какими должны быть средние параметры развития девочек до одного. Эти данные – некий статический и справочный материал, который является отправной точкой для диагностики развития вашего ребенка. Но если у вас есть сомнения в том, нормально ли развивается ваша девочка, то вам обязательно нужна консультация педиатра.
Год: Месяц | месяц | Вес, кг | Рост, см | Индекс массы тела | Окружность головы, см | ||||
мин. | макс. | мин. | макс. | мин. | макс. | ||||
мин. | макс. | ||||||||
0:01 | 1 | 3.6 | 4.8 | 51,7 | 55,6 | 13,2 | 16 | 35,4 | 37,7 |
0:02 | 2 | 4.5 | 5.8 | 55 | 59,1 | 14,3 | 17,3 | 37 | 39,5 |
0:03 | 3 | 5.2 | 6.6 | 57,7 | 61,9 | 14,9 | 17,9 | 38,3 | 40,8 |
0:04 | 4 | 5.7 | 7.3 | 59,9 | 64,3 | 15,2 | 18,3 | 39,3 | 41,8 |
0:05 | 5 | 6.1 | 7.8 | 61,8 | 66,2 | 15,4 | 18,4 | 40,2 | 42,7 |
0:06 | 6 | 6.5 | 8.2 | 63,5 | 68 | 15,5 | 18,5 | 40,9 | 43,5 |
0:07 | 7 | 6.8 | 8.6 | 65 | 69,6 | 15,5 | 18,5 | 41,5 | 44,1 |
0:08 | 8 | 7.0 | 9.0 | 66,4 | 71,1 | 15,4 | 18,4 | 42 | 44,7 |
0:11 | 11 | 7.7 | 9.9 | 70,3 | 75,3 | 15,1 | 18 | 43,2 | 45,9 |
1:00 | 12 | 7.9 | 10.1 | 71,4 | 76,6 | 15 | 17,9 | 43,5 | 46,3 |
Месяц | Прирост веса, грамм | Прирост роста, см | ||
Интервал | мин | макс | мин | макс |
0-1 | 611 | 1161 | 6,8 | 9 |
1-2 | 744 | 1290 | ||
2-3 | 502 | 944 | 4,2 | 6,1 |
3-4 | 383 | 796 | ||
4-5 | 293 | 695 | 2,7 | 4,5 |
Таблица развития от 0 и по месяцам до 1 года
Существуют некие средние физические и эмоциональные показатели активности ребенка до одного года. Опираясь на эти параметры, папа и мама могут понять, не отстает и не опережает ли кроха в развитие своих сверстников.
Возраст (месяц) | Навыки |
1 |
Глаза ребенка могут следить за погремушкой, которая движется по вертикали. У крохи есть реакция на громкие звуки. |
2 | Присутствует хватательный рефлекс, малыш может двигать ножками и ручками как попеременно, так и одновременно. Глаза ребенка могут уследить за предметом, движущимся по вертикали. |
3 | Малыш начинает агукать. Узнает родителей. Поднимает голову, при этом лежит на животике. Ручками исследует личико. |
4 | В положении на животике приподнимает голову и вытягивает на ручках. Может слегка покачиваться. |
5 | Играет с «любимой» игрушкой, может придерживать бутылочку или грудь во время кормления. Узнает маму и папу. В этом возрасте появляются первые зубки. |
6 | Первые попытки ползти по-пластунски. Переворачивается хорошо. Знает свое имя. Повторяет звуки и гласные за взрослыми. Пытается сесть |
7 | Сидит уверенно. Делает первые попытки вставать. Знает близких людей. Произносит несколько слогов. |
8 | Может переложить погремушку из ручки в ручку. Поднимает игрушку, которая упала. Может сам кушать еду, держа в руках кусочек. |
9 | Может сидеть. Тянет и ползет к интересующим его предметам. |
10 | Узнает близких и может неохотно идти к чужим на руки. Уже может играть в «ку-ку» и прятки. Появляется интерес к мелким предметам. |
11 | Может сам сесть, хорошо ползает, может ползти назад. Выражает свое недовольство, когда что-то у него забирают |
12 | Малыш может произносить слоги, подражает интонации родителей.
Хорошо ползет, ходит, держась за что-то, пытается ходить самостоятельно. |
Зубы у детей до года таблица
Существуют нормы, по которым у ребенка до года вырастают зубки. Существует таблица, в которой по месяцам расписано, когда и какие зубки должны вырасти у малыша.
Схема расположения зубов (номера показывают порядок появления) | Зубы в порядке появления | Средний срок появления (месяцы) |
1. Нижние центральные резцы | 6–10 | |
2. Верхние центральные резцы | 7–12 | |
3. Верхние боковые резцы | 9–12 | |
4. Нижние боковые резцы | 7–16 | |
5. Первые моляры (верхние) | 13–19 | |
6. Первые моляры (нижние) | 12–18 | |
7. Клыки | 16–23 | |
8. Вторые моляры (нижние) | 20–31 | |
9. Вторые моляры (верхние) | 25–33 |
Учитывая все эти данные, у ребенка все молочные челюсти формируются только к трем годам. А вот в 12 месяцам прорезаются только 6-10 зубов.
Размеры (обхват) головы у детей таблица
У малыша до одного года параметры охвата головы являются очень важным показателем. Родители должны каждый месяц следить, насколько выросла голова ребенка, так как увеличение или снижение темпов роста может быть последствием каких-либо проблем со здоровьем малыша. Существует таблица, которая по данным ВОЗ показывает средние размеры головы для мальчиков и девочек до года.
Возраст
в месяцах |
Девочки | Мальчики |
Окружность
головы, см |
Окружность
головы, см |
|
0 | 33,9 | 34,5 |
1 | 36,5 | 37,3 |
2 | 38,3 | 39,1 |
3 | 39,5 | 40,5 |
4 | 40,6 | 41,6 |
5 | 41,5 | 42,6 |
6 | 42,2 | 43,3 |
7 | 42,8 | 44,0 |
8 | 43,4 | 44,5 |
Нормы для проверки зрения у детей
Малышам до года обязательно проверяют зрение, первая проверка происходит уже в роддоме. Следующая проверка должна проводиться в 3 месяца, потом в 6 и в год. Существует таблица, по которой можно посмотреть, является ли развитие зрения вашего ребенка нормальным.
1 месяц | 0,008–0,03 (до 3 %) |
3 месяца | 0,05–0,1 (5–10 %) |
6 месяцев | 0,1–0,3 (10–30 %) |
1 год | 0,3–0,6 (30–60 %) |
Согласно нормальному развитию малышей до года, существует таблица, заглянув в которую, родители могу убедиться, что их малыш нормален и уже умеет делать все, что нужно уметь.
Что должен уметь делать ребенок
Возраст ребенка (месяц) | Что умеет малыш |
1 |
Может сфокусировать глазки на лице мамы. Понимает, что с ним общается и прислушивается. |
2 | Может улыбнуться, агукает. |
3 | Агукает, реагирует на обращенное к нему внимание.
На животике немножко приподнимает головку и несколько минут удерживает ее. |
4 | Лежа на животике уверенно приподнимает головку. Громко смеется. Если удержать кроху вертикально, то может упирать ножки в поверхность. |
5 | Хорошо держит голову вертикально. Может перевернуться. Концентрирует взгляд на небольшом предмете. Может переложить погремушку из одной руки в другую. Может произнести гласные и согласные. Ищет интересующие игрушки и тянется к ним. |
6 | Сидит уже без поддержки. Первые попытки встать. |
7 | С удовольствием играет в «ку-ку». Стоит, но с поддержкой или держась за мебель. Машет ручкой,когда кто-то уходит. Может сказать «мама» и «папа». Берет что-то маленькое большим и указательным пальчиком. |
8 | Легко перекладывает предметы из одной ручки в другу. Ищет предметы, который упал. Ходит с опорой. Может стоять без посторонней помощи, но не долго. Понимает «нельзя». |
9 | Пытается дотянуться или доползти до игрушки, может катить мячик от себя. Пьет из чашки, если ее поддерживают. Говорит «мама» и «папа» очень четко. Может отвечать без слов на просьбу «Дай». |
10 | Уверенно стоит. Пытается вставать из положения сидя. Проявляет недовольство, когда у него забирают что-то. Лепечет и говорит на младенческом языке. Пытается идти. |
11 | Может сесть из положения на животике. Уже ходит хорошо. Произносит 3-5 слов. |
12 |
Ходит, опираясь на мебель. Знает свое имя и откликается на него. Может выполнить несложную просьбу. Говорит 5-8 слов. Знает слово «нет». |
Таблица роста и веса малышей
Ниже приведена таблица, которая показывает средние параметры развития малыша, установленные ВОЗ. Если вам кроха находится на грудном вскармливании, то его развитие вы можете отслеживать именно по этим параметрам ВОЗ.
Возраст, месяцев | Мальчики | Девочки | ||
Рост, см | Вес, кг | Рост, см | ||
0 (новорожденный) | 49,9 | 3,3 | 0 (новорожденный) | 49,9 |
1 | 54,7 | 4,5 | 1 | 54,7 |
2 | 58,4 | 5,6 | 2 | 58,4 |
3 | 61,4 | 6,4 | 3 | 61,4 |
4 | 63,9 | 7,0 | 4 | 63,9 |
5 | 65,9 | 7,5 | 5 | 65,9 |
6 | 67,6 | 7,9 | 6 | 67,6 |
7 | 69,2 | 8,3 | 7 | 69,2 |
8 | 70,6 | 8,6 | 8 | 70,6 |
9 | 72,0 | 8,9 | 9 | 72,0 |
10 | 73,3 | 9,2 | 10 | 73,3 |
11 | 74,5 | 9,4 | 11 | 74,5 |