Это цитата
Обычай встречать Масленицу возник задолго до принятия христианства на Руси. Изначально этот праздник носил мистический, языческий характер и праздновался в течении двух недель. Неделю до весеннего равноденствия - проводы зимы, и неделю после - встреча весны.
В это время самым главным блюдом, которое несет в себе сакральный смысл, являются блины . Они ассоциируются с солнцем - горячие, круглые, желтые. Считалось, что при поедании блинов в человека переходит частица силы Солнца, которая была совсем не лишней в конце зимы.
После принятия христианства праздник, учитывая его популярность, никто не стал запрещать, традиции предков и традиции религиозные гармонично переплелись. Но проводы зимы все же подкорректировали, сократив до одной недели, привязав к Великому посту и сделав последний день Масленицы Прощеным воскресеньем.
В христианской трактовке Масленица - это не только проводы зимы, но и подготовка к Великому посту. Прощение других, примирение с обидчиками, общение с ближними, праведные поступки... Неслучайно первый испеченный на Масленицу блин должен быть отдан нищим на помин душ умерших.
В старину Масленицу встречали так, что можно позавидовать. Каждый день Масленичной недели был расписан. В целом вся неделя посвящалась тесному общению с родственниками и различным забавам. Так, в первые два дня молодежь общалась между собой, в среду зятья приходили к тещам на блины, а в четверг теща, в свою очередь, должна была прийти на угощение к зятю. С четверга же обычно начиналось настоящее гулянье.
Последние три дня Масленицы были посвящены катанию на санях. Часто для таких гуляний специально покупались новые сани. Вдоль улиц в это время скользила непрерывная вереница разнообразно украшенных саней и нарядных седоков. Сидящие в них весело здоровались, шутили и смеялись.
Катались с горок. Причем в равнинных местностях горки делали сами, из снега и досок, облитых водой. Катались на всем, чем можно - шкурах намоченных и замороженных, в плетеных корзинах с низким бортиком, похожих на тазы. Катались в выдолбленных стволах деревьев и даже на облитых водой и замерзших скамейках!
Естественно, все это веселье сопровождалось криками, визгом, шутками, смехом и заигрываниями празднично одетой молодежи. Добавьте сюда игру на гармошке, свирели, с хороводами и песнями вокруг костра, и вам самим захочется там оказаться. Что немаловажно и отмечалось многими летописцами, люди были добродушными, искренними и вежливыми...
Ну и конечно же, каждый из нас при слове Масленица вспомнит чучело из соломы и тряпок, которое обязательно нужно сжечь на костре, завершая Масленичную неделю: только так, по обычаям предков, можно проводить зиму и повстречаться с весной! При этом после сожжения чучела молодые смельчаки состязались в прыжках через костер. Впрочем, этот знакомый образ на самом деле не единственный: в старину зимушку провожали, выгоняли не только посредством огня. Случалось, вывозили всей деревней наряженную девицу за околицу, и окунали её там в сугроб, «проводив»...
Еще одной традиционной забавой издавна считались снежные бои: строили снежные крепости и, разбившись на две команды, устраивали настоящие баталии. Случалось, атаковали защитников крепости даже на лошадях.
Масленичные гуляния прекращались в конце воскресного дня (Прощеного воскресенья) после звона колокола, призывающего к вечерней службе. Люди просили прощения у родных, друзей и знакомых, прощали все обиды и открывали свои сердца долгой молитве и воздержанию, ведь следующий за Прощёным воскресеньем понедельник - первый день Великого поста...
22 марта по народному календарю день Жаворонки. По поверьям в этот день прилетают сорок первых птиц и приносят на своих крыльях весну.
Весна
На Руси всегда очень серьёзно относились ко времени, предшествующему лету - красавице Весне. Весну всегда ждали, встречали, закликали, гукали, чтобы пришла она с теплом, с доброй погодой, с хлебом, с богатым урожаем.
Выпуская птиц приговаривали:
Синички-сестрички,
Тетки-чечетки,
Краснозобые снегирюшки,
Щеглята-молодцы,
Воры воробьи!
Вы по воле полетайте,
Вы на вольной поживите,
К нам весну скорей ведите!
Весну закликали несколько раз. Зачастую закличку Весны в первый раз начинали тогда, когда это показывала сама природа: снега тают, с крыш капает, птицы прилетают и начинают петь по-весеннему.
В русском народе говорят, что птицы приносят на своих крылья настоящую, теплую весну.Из теплых стран прилетают сорок разных птиц, и первая из них – жаворонок или кулик. Но, тем не менее, существуют даты, которые считаются для заклички наиболее подходящими. Одна из таких дат – 22 марта. Второй раз Весну звали-закликали именно в этот день.
Заклички 22 марта
22 марта - этот день совпадает с астрономическим днем весенного равноденствия - днем, когда наступает Весна, днем, когда длина светлого времени суток равна длине темного времени суток.
Обрядовое дерево
Праздник встречи Весны проводили у обрядового деревца, которое украшали лентами, бумажными цветами, колокольчиками. Обрядовое дерево носили по селу, чтобы украсить его мог каждый, а потом украшенное дерево приносили туда, где весну кликают.
Выпекание жаворонков
Чтобы приблизить приход весны, хозяйки в этот день пекли из пресного или кислого теста птичек - "жаворонков", которых называли детьми или братьями перелетных птиц, их рассаживали на проталинах, крышах, деревьях и стогах.
Хоровод «Ручеек»
Хоровод-игра «Ручеёк» - это старинная игра-обряд, которая символизировала таяние снега. Солнышко согрело землю, растаял снег, всюду побежали журчащие ручейки.
Обряд отпускания птиц на волю
Ещё один праздник, связанный с птицами приходится на 7 апреля, когда Весну звали в третий (последний) раз. На Руси весну ждали с большим нетерпением и верили, что ускорить приход её могут птицы.
Конечно Масленица
Масленица - древний славянский праздник, доставшийся нам в наследство от языческой культуры. Она справляется за семь недель до Пасхи и приходится на период с конца февраля до начала марта. Это - весёлые проводы зимы, озарённые радостным ожиданием близкого тепла, весеннего обновления природы. Даже блины, непременный атрибут масленицы, имели ритуальное значение: круглые, румяные, горячие, они являли собой символ солнца, которое все ярче разгоралось, удлиняя дни.
Возможно, блины были и частью поминального обряда, так как масленице предшествовал «родительский день», когда славяне поклонялись душам усопших предков. Проходили века, менялась жизнь, с принятием на Руси христианства появились новые, церковные праздники, но широкая масленица продолжала жить.
Её встречали и провожали с той же неудержимой удалью, что и в языческие времена. В старину Масленица считалась самым весёлым и разгульным славянским праздником, которым отмечали начало земледельческих работ. И хотя сегодня мы не так фатально привязаны к земледельческому циклу, как наши предки, Масленица - хороший повод повеселиться.
Доживём до понедельника
Само слово «масленица» появилось в XVI веке. Масленицу в народе так любили, что, кроме многочисленных ласковых имён для всей недели («касаточка», «сахарные уста», «целовальница»), придумали названия и для каждого из семи дней. Дни были строго расписаны: кто к кому в гости ходит, кто кого угощает.
Понедельник назвали встречей: в этот день встречают широкую Масленицу, наряжают куклу-чучело, строят снежные горы, поют встречные песни. Песен великое множество, доброй сотни страниц не хватит, чтобы все напечатать.
В этот день свёкор со свекровью отправляли невестку на целый день, с самого раннего утра, к отцу с матерью. Кто думает - погостить-отдохнуть, ошибается. Невестка должна была помочь по хозяйству, так как вечером в понедельник свёкор со свекровью отправлялись в гости к сватам. За блинками, не торопясь, договаривались о том, в какие дни кому из родни визиты наносить, как всю эту неделю праздновать.
В старину царь Пётр I самолично открывал гулянья в первопрестольной у Красных ворот. С этого места, куда ни кинь взгляд, все пело, плясало, на качелях качалось, с гор мчалось.
Кто хочет хотя бы отдалённо представить, как это было, может в нынешнюю Сырную неделю, особенно в последние её дни, сходить на Поклонную гору. Конечно, театрализованное представление 1998 года не повторит полностью те балаганы, тех скоморохов и паяцев, но весельем зарядит.
С понедельника начинали печь блины. Кажется - чего уж проще! Ан, нет. К молодым, которые впервые встречали Масленицу самостоятельно, с утра пораньше приходила тёща, чтобы научить дочерей печь хорошие блины.
Увы, сейчас этот обычай утерян. А зря. Бог с ними, с блинами (хотя у тёщ они почему-то всегда получаются вкуснее), но ведь «простую радость человеческого общения» ничем не заменишь. К тому же лишний почёт тестю с тёщей не помешает.
Все знают пословицу «Первый блин комом». А, собственно, почему - разве дело только в непрогретой сковороде? Первый блин предназначался душам усопших родителей. Его клали на подоконник и говорили при этом: «Честные наши родители! Вот для вашей души блинок!»
Хорошее правило - поминать, вспоминать не только в отведённые для этого дни, но и перед весельем: не будь родителей, и мы бы не веселились. Традиция закрепилась в пословице: «комом» - значит, не мне. Вернее, это мне комом будет, если забуду, кому первый блин.
Второй день Масленицы, вторник, называется заигрышами. Начинались безудержные игры. Тут и знаменитые снежные, ледяные крепости (между прочим, не что иное, как последний приют зимы), и девичья потеха - качели, и скоморошьи частушки…
Главное в заигрышах - любовная тема. Молодожёнам разрешалось даже целоваться прилюдно; холостые парни высматривали себе невест, а девушки оценивающе поглядывали на суженых. Для того и устраивались ледяные горки, засылались в нужные дома специальные «позыватки», родители пекли горы блинков - чтоб парни и девушки вместе побыли, повеселились, пообнимались, конечно, под неусыпным родительским оком.
Третий день Масленицы, среда - лакомка. В этот день зятья к тёщам приходят на блины. К счастью, в современных семьях зятьёв немного - в лучшем случае, один-два. А раньше накормить полдюжины зятьёв было делом разорительным. Отсюда и присказка «Масленица-объедуха - денег приберуха». Но ничего не попишешь: «хоть себя заложи, а Масленицу проводи!»
Тёщины блины - это по обычаю целый пир. Уж каких только не напечёт - и маленьких, и больших, и молочных, и пряженых, и с икрой, и с селёдочкой. А уж о напитках и речи нет - только бы на ногах устоять. Попробуй зятю не угодить, ведь дочка - родная кровь, ей потом выслушивать.
Едва все приходят в себя после визита к тёще, как наступает четвёртый день - широкий четверг. Вот когда начинается настоящий разгул! Возят чучело на колесе, катаются, песни поют, начинают колядовать. Особенно дети. В Москве теперь уж точно по домам не пойдёшь: никто дверь не откроет. Но в деревнях нет-нет, да и услышишь детские голоса: «Трынцы-брынцы, пеките блинцы! Мажьте масленее, будет вкуснее! Трын-трынца, подайте блинца!» Гостевания продолжаются - с подарками, с хмелем, ведь не все коту Масленица, надо успеть нагуляться перед Великим постом.
Пятый день Масленицы называется выразительно - тёщины вечерки. Теперь уж зять тёщу блинами угощает. Да не просто если та зайдёт, а с предварительным приглашением. Чем сильнее зазывал зять тёщу, тем больше оказывал ей почёта. Говорят, «у тёщи зятёк - любимый сынок». Вот он и доказывает, что так и есть. А чтобы тёще приятнее было, заодно приглашалась вся мыслимая родня: пусть посмотрит, как зять тёщу привечает.
Шестой день этой разгульной недели - золовкины посиделки (золовка - сестра мужа): невестка дарит золовкам подарки. В этот день сжигали чучело Масленицы - и окончательно прощались с зимой. Пепел развеивали по полю, чтобы был хороший урожай.
И вот завершающий день - прощёное воскресенье, проводы, целовальник. Все названия верны, все ясны. Заканчивается гулянье, нет больше обжорства, похмелья. Сжигаются последние чучела, чтобы зиму в весну не перетягивать. С той же целью на ледяных горках разводят костры - лёд растопить, холод уничтожить.
У масленичного костра собиралось всегда много народу, было весело, звучало много песен. С Масленицей прощались и в шутку и всерьёз. Подбрасывая солому в огонь, молодёжь вела себя более бурно и выкрикивала: - Убирайся вон, рваная старуха, грязная! Убирайся вон, пока цела!
Кидали в костёр блины - «Гори, блины, гори, Масленица!»; парни, перемазанные сажей, старались и других выпачкать, в первую очередь, конечно же, девушек, а с ними и тёщ - «Тёща, люли, поджаривай блины!».
Во второй половине дня прощения просят, милосердные дела творят.
Это день очищения, день подготовки к посту. «Прости меня, если виноват». - «И ты меня прости». - «Бог простит». Прощение сопровождалось взаимными поклонами и поцелуями. Сначала просят прощения младшие у старших. Молодожёны обязательно приезжают к тестю с тёщей, к свёкру со свекровью, привозят подарки. Кумовьёв тоже надо одарить. Крестники навещают крестных.
Прощёное воскресенье - это ещё и день поминовения. Просят прощения у умерших, для чего идут на кладбище, оставляют на могилах блины.
По окончании Масленицы принято сходить в баню. В понедельник будет не до веселья - начнётся Великий пост.
В принципе все эти милые развлечения с лёгкостью повторимы сегодня: на санках мы катаемся всю зиму, да и блины - чрезвычайно аппетитное блюдо. Проведать родных на Масленицу тоже совсем неплохо. Впрочем, не надо забывать о них и все остальные дни года.
Каждая хозяйка имела свой рецепт приготовления блинов и держала его в секрете от соседей. Обычно блины пеклись из гречневой или пшеничной муки, большие - во всю сковородку, или с чайное блюдце, тонкие и лёгкие. К ним подавались разные приправы: сметана, яйца, икра, снетки и пр.
Масленичные традиции
Масленица — это праздник не только славян, а и практически всей Европы. Традиция праздновать приход весны сохранилась в разных городах и странах, от Сибири до Испании. В странах Западной Европы Масленица плавно переходит в общенародный карнавал, где на время празднования смолкают ссоры и споры, везде царит безудержное веселье, смех и юмор.
В Шотландии в старину на Масленицу было принято печь «постные лепешки». В сложенные вместе ладони насыпали горсть овсяной муки, затем муку крепко сжимали в ладонях и погружали в холодную воду, а полученный шар выпекали в очаге прямо в горячей золе. Выпечку блинов шотландцы считают важным актом, в котором стараются принять участие все члены семьи: один смазывает маслом сковороду, другой льет на нее тесто, третий переворачивает блин…
В одном из городов Англии уже много лет проводятся соревнования в беге женщин с блинами. В 11.45 раздается звон «блинного колокола». Каждая женщина бежит с горячей сковородкой и блином. Правила соревнований предписывают, что участницы должны быть не моложе 18 лет; на каждой обязательно — фартук и косынка; во время бега нужно не менее трех раз подбросить блин на сковороде и поймать его. Первая женщина, которая передаст блин звонарю, становится чемпионкой блинных гонок на год и получает в награду… поцелуй звонаря.
В школах Дании в эти дни проводятся театральные представления, концерты. Школьники обмениваются знаками дружбы, передают своим друзьям через знакомых шуточные письма без указания обратного адреса. Если мальчик получит такое письмо от девочки и угадает ее имя, то на Пасху она подарит ему шоколад.
Если главными героями русской Масленицы были молодожены, то в Восточной Европе — холостяки. Берегитесь, холостяки, Масленицы. Особенно, если случайно окажетесь в это время в Польше. Гордые полячки, усыпив вашу бдительность оладьями, пончиками, хворостом и водкой, на десерт непременно оттаскают вас за волосы. В последний день Масленицы можно зайти в трактир, где скрипач будет “продавать” незамужних девушек.
А в Чехии в эти веселые дни молодые парни с вымазанными сажей лицами под музыку обходят всю деревню, везя за собой разукрашенный деревянный брусок — “клатик”. Он вешается каждой девушке на шею или привязывается к руке или ноге. Желаешь откупиться — плати.
В Югославии вас непременно посадят в свиное корыто и поволокут по деревне. А на крыше собственного дома вы можете обнаружить фигуру соломенного деда.
А у нас в старину были свои обычаи встречи и проводов этого праздника. В 1722 году, по случаю заключения Ништадтского мира после почти двадцатилетней войны со Швецией, Петр I пригласил на празднование Масленицы иноземных послов. Катание на лошадях император открыл невиданным зрелищем. Петр ехал по сугробам на корабле, в который были впряжены шестнадцать лошадей. Вслед за ним двигалась гондола, в которой сидела царица Екатерина, одетая простой крестьянкой. Далее двигались другие корабли и сани, запряженные разными зверями.
Екатерина II очень любила катание с горы, карусели, качели. Их устраивали в Москве при Покровском дворце, куда императрица любила в Масленицу ездить всем двором. А по случаю своей коронации, подражая Петру I, устроила в Москве на масленой неделе грандиозное маскарадное шествие под названием “Торжествующая Минерва”. Три дня ездила по городу маскарадная процессия, которая, по замыслу императрицы, должна была представить различные общественные пороки — мздоимство, казнокрадство, чиновничью волокиту и другие, уничтожаемые благотворным правлением мудрой Екатерины. Процессию составляли четыре тысячи действующих лиц и двести колесниц.
А когда Екатерина II дождалась рождения внука Александра, которому втайне намеревалась передать престол, обойдя нелюбимого сына Павла, императрица на радостях устроила для своих приближенных поистине “бриллиантовую” масленицу. Тем, кто оказывался в выигрыше в затеянных после ужина играх, императрица преподносила бриллиант. За вечер она раздарила своим приближенным около 150 бриллиантов, поражавших своей ценой и редкостной красотой.
В традиционном быту всегда считалось, что человек, плохо и скучно проведший масленичную неделю, будет неудачлив в течение всего года. Безудержное масленичное чревоугодие и веселье рассматриваются как магическое предвестие будущего благополучия, процветания и успеха во всех деловых, домашних и хозяйственных начинаниях.
Начало Масленицы колеблется от 3 февраля (т. е. 21 января по старому стилю) до 14 марта (1 марта по старому стилю).
Масленица — это недельный праздник, праздник-обряд с хороводами, песнями, плясками, играми, а самое главное — с обрядом славословия, кормления и сжигания самодельного чучела Зимы. Все празднование Маслениц сопровождается ритуальными масленичными закличками и песнями, частушками, шутками-прибаутками, веселыми поздравлениями и пожеланиями.
Главным событием последнего дня были «проводы Масленицы», которые часто сопровождались сжигаем костров. В России к этому дню делали чучело Зимы из соломы или тряпок, наряжали его обычно в женскую одежду, несли через всю деревню, иногда посадив чучело на колесо, воткнутое сверху на шест; выйдя за село, чучело либо топили в проруби, либо сжигали. Иногда вместо куклы по селу возили живую «Масленицу»: нарядно одетую девушку или женщину, старуху или даже старика - пьяницу в рванье. Затем под крик и улюлюканье их вывозили за село и там высаживали или вываливали в снег («проводили Масленицу»).
Любопытно, что понятие «Чучело Масленицы» - ошибочно, на самом же деле изготавливалось чучело «Зимы», его катали, его провожали и сжигали, но, поскольку это действо происходило на Масленицу (то есть праздник), то очень часто чучело ошибочно называют Масленицей.
Там же, где не делали чучела, обряд «проводов масленицы» состоял, главным образом, в возжигании обще сельских костров на возвышенности за селом или у реки. В костры помимо дров бросали, всякое старье — лапти, бороны, кошели, веники, бочки и другие ненужные вещи, предварительно собранные детьми по всей деревне, а иногда и специально для этого украденные. Иногда сжигали в костре колесо, символ солнца, связываемый с приближающейся весной; его чаще надевали на жердь, воткнутую посреди костра.
У западных и южных славян русской «Масленице» соответствовали Запуст, Менсопуст, Пуст и некоторые другие персонажи - чучела, «проводами» которых завершалась масленичная неделя.
Проводы зимы – это основная суть недельного праздника Масленицы. В древней Руси празднование длилось примерно две недели, но позже древний русский обычай, почитающий языческих богов, одобрило православие. В связи с этим произошли изменения в праздновании. Изменился срок празднования с двух недель до одной. Также обычай стал носить православный подтекст – как неделя покаяния перед Великим Постом. Все обычаи всё же были связаны с древнерусскими языческими богами и народной магией. Люди провожали зиму и встречали весну не так просто. По легенде считалось, что тёмные силы смерти появлялись зимой, а с наступлением весны всё возрождалось - призывали весну и солнце приходить на смену. С другой стороны в древней Руси было поклонение умершим предкам и различными ритуалами считали и по сегодняшние дни многие считают, что нужно их задобрить, так как они каким-то образом могут влиять на наше благополучие.
Чучело зимы.
Чучело зимы готовили заранее в своих домах к празднику в миниатюрном виде. Это было чучело из соломы и тряпок и основание из связанных двух палок. Чаще всего оно стояло в доме уже с конца лета, и готовили его девушки или женщины. Считалось, что оно давало защиту в доме. В первый день масленицы изготавливали такое же, но достаточно большое чучело бабы, которая символизировала зиму. Позже, когда её сжигали на костре - этим показывали, что помогали побороть зиму и силы тьмы. Но перед тем как сжечь чучело его возили на санках вокруг города или деревни.
В первых санках везли чучело, и далее ехало друг за другом несколько саней с людьми. Круг также имел свой символ, как и блины - отожествляло поклонение солнцу или богу солнца Ерила. В последний день чучело сжигали на костре, после чего молодые парни прыгали через костёр. В конце всё, что оставалось от этого костра, разбрасывали по полю, обряд совершался для сил плодородия. Женщина играла в этом праздновании особую роль как символ плодовитости. Иногда возле чучела могла сидеть красивая девушка, а в руках чучела был большой блин.
В конце сударыню из соломы сжигали на костре вместе с блином. Смысл такого сжигания – принести в жертву чучело зимы для воскрешения весны и плодородия. Также предки в Руси поклонялись умершим душам и считали, что они воскрешаются весной в виде зёрен различных злаков, также связывая их появление с хорошим урожаем.
Были также празднования и без чучела одетого в женскую одежду. Вместо такого чучела в костюм наряжали пышную и высокую женщину или девушку. В конце обряда её вывозили за деревню и вываливали в снегу. Но смысл обряда это никак не меняло, так как их одолевали светлые силы, которые приходили им на смену. Отсюда и зима связана с тёмными демоническими силами. Каждый обряд, который проводиться в эту неделю имеет свой глубокий религиозный смысл. Считалось, что в эти дни (со средины февраля и до марта, сейчас же всего неделю) должны были люди вмешиваться в борьбу светлых и тёмных сил, и помогать светлым богам, изгонять демонов. Каждый день праздник сопровождался определёнными действиями.
Народные гуляния.
Каждый день масленичной недели имел свой смысл, и готовились свои обряды сопровождающиеся разгулом и громким весельем. И даже в этом была своя суть. Благодаря шумным весельям изгонялись демоны тьмы - служившие зиме и холодному времени года. Поэтому чем веселей и громче проходило это празднование, тем быстрее уходила зима и приходила тёплая весна. Народные гуляния имели много, общего, как в славянских племенах, так и других народов.
В Италии было, похоже - празднование карнавала. Отмечался праздник карнавала в одно и то же время с Масленицей. Также на этом празднике были пёстрые народные гуляния – вот только не с таким размахом как в России. Там всё церковь смогла запретить разгул и строго наказывала за такие проявления вольности. Считается, что отмечать Масленицу начали первые племена славян живших в Полесье (позже Белоруссия). Ещё до Руси там местные племена поклонялись Власию - это у него была борода в масле. И по сегодняшний день там существует этот праздник. Много ритуалов имеют прямое сходство с празднованием Масленицы. Празднование набирает свой темп и размах с каждым днём – ведь не зря оно делиться на два периода – «узкое» до четверга и с четверга до воскресенья – «широкое».
Когда празднование масленицы начало праздноваться неделю в некоторых местах начинали праздник с воскресенья или субботы. Начиная с понедельника Масленицы – запрещалось, есть мясо, поэтому в воскресенье мужчины ходили в гости к своим родственникам, что бы последний день перед постом поесть мясо. В большей степени зятья ходили к своим тестям. С понедельника начиналась Масличная неделя или «сырная неделя» перед великим постом. В понедельник, который называется «встреча» с раннего утра пекли блины с различными начинками, в этот же день строили снежную крепость, катались с горки.
Вторник или «заигрыш» много обрядов было связано с будущими семейными парами и сопровождалось всё массовыми гуляниями. Среда «лакомка» когда приглашали в гости своих родных и угощали блинами и выпечками, также на улицы в этот день раздавали блины нищим. В четверг «разгуляй» или «широкий» устраивали катание на лошадях вокруг деревни, мужчины устраивали кулачные бои и взятие снежного бастиона с его разрушением. Девушки охраняли эту крепость. В пятницу зятья едут к тёще на блины, а тёща в свою очередь угощает зятя. Поэтому пятница отсюда и имеет название «тёщины блины».
В субботу «золовкины посиделки» где все ходят, друг к другу в гости и угощаются блинами. В воскресенье «день прощеный» когда все просят друг у друга прощение и потом всё это сопровождается песнями, шумными гуляниями и весельем, также сжигается чучело зимы, таким образом, прощаясь с зимой. Православие называет это воскресенье «днём покаяния» и началом «великого поста».
Народные гуляния в Масленицу имеют и другое значение. Считают чем богаче и с размахом, ты проведёшь эту неделю, тем лучше будет урожай, благополучие и богатство в этом году.
Прощание с зимой.
Всё же кульминационным днём считалось воскресенье. Именно в этот день проходило прощание с зимой и сжигание её чучела. Как вернее всего отмечать этот обряд никто не скажет. В каждой славянской местности было много, как сходства, так и расхождений. Чаще всего зиму хоронили и этот обряд наиболее привычный для многих, в наши дни. Но даже такое прощание или похороны имеет значительную разницу в различных областях России. В воскресенье чаще всего в центральных районах России, чучело зимы возили на длинной цепочке саней, запряжёнными лошадьми и иногда их было более ста и даже около тысячи.
Процессия не была никак погребальной, а скорее наоборот – сопровождалась громкими песнями, частушками, стихами-приговорами, где народ прощался с зимой и призывал поскорее приходить весне. Например «Масленица приходи, да весну приводи! Пусть солнышко поскорее землю подогреет!» и другие приговоры. Затем под конец дня, там, где было огромное скопление народа (на больших центральных площадях) сжигали чучело зимы. В северных областях реки Волги сжигали и маленькие куклы, которые хранились по домам. Также в костёр бросали блины, и остатки праздничной пищи. Это имело своё религиозное значение так как, с этого момента должно было проходить очищение от старой прошлогодней жизни с её невзгодами и проблемами и наступление новой счастливой жизни с наступлением весны.
Всё, что бросалось в костёр и сжигалось, как и всё, что было плохое. Архангельские поморы праздновали Масленицу с эротическим уклоном даже более того в некоторых местностях возле костра, происходили обряды в честь богов плодородия в которых были оргии. Более известные были эротические пародии на Масленицу, где участие принимало несколько мужчин, и в момент обряда и чтения стихов они раздевались на морозе перед всеми – полностью обнажившись, также имитировали купание в бани. И третий вариант проводов зимы сводился к захоронению чучела и посещению кладбища, что бы попросить на коленях прощения у своих близких умерших родственников.
На кладбище после похорон чучела шли не разговаривая. На могиле падали на колени трижды крестились и просили прощение у мёртвого, а также оставляли блины и водку. Такие обряды носили название «Тужилки по Масленице». Завершался вечер походом в баню, где также смывались грехи перед Великим Православным Постом. В самой церкви батюшка просил прощение у прихожан, а они просили прощение друг у друга. Также отпевались молитвы прощения. И всё же Масленица единственный праздник, чудом сохранившийся от наших языческих предков.