В этой статье:
Практически никогда в ювелирном деле не используют золото и серебро в чистом виде. Эти металлы обладают высокой пластичностью и мягкостью, а также невысокой износостойкостью, что делает их для украшений и изделий непригодными. Сплавы, которые используют вместо этих металлов, содержат определенный процент золота и серебра. В зависимости от того, сколько содержится в сплаве благородного металла, он имеет определенную пробу. Рассмотрим , таблицы которых будет представлена ниже.
Сейчас в нашей стране пользуются метрической системой. Она показывает содержание чистого металла в сплаве в тысячных долях. На Западе более популярна каратная система. Чистое золото имеет пробу в 24 карата. Сплав, содержащий золота половину, - 12 карат, а самая распространенная 585-я проба - 14 карат.
Проба на золотом изделии
В Российской империи была другая система проб - золотниковая. Она несколько похожа на каратную, но в чистом золоте было не 24, а 96 золотников, остальные значения проб также пропорциональны процентному содержанию чистого металла.
Пробы золота
В природе не встречается чистое золото, оно представляет собой , имеющий различные добавки. После его очистки в металл все равно вводят дополнительные металлы - для улучшения его характеристик. Золото сплавляют с серебром, никелем, медью, палладием, платиной, цинком. В Российской Федерации законодательно разрешены такие пробы для использования в ювелирном деле - 375, 500, 583, 585, 750 и 958. Но, кроме того, в мире, как и в России, для иных целей могут встречаться и другие пробы.
Пробы золота | Каратная система | Золотниковая система |
---|---|---|
990 и выше | 24 К | 96 |
958 | 23 К | 92 |
916; 917 | 22 К | 88 |
875 | 21 К | 84 |
833 | 20 К | 81 |
800 | 19,2 К | 76.8 |
792 | 19 К | 76 |
750 | 18 К | 72 |
625 | 15 К | 60 |
585; 583 | 14 К | 56 |
500 | 12 К | 48 |
417 | 10 К | 40 |
375 | 9 К | 36 |
333 | 8 К | 32 |
1) Золото 350 пробы. В таком сплаве содержится 35% чистого золота, сплав может иметь желтоватый или красноватый оттенок. За счет небольшого содержания золота теряет практически все его полезные свойства - такие, как, например, инертность, поэтому очень легко окисляется и становится непривлекательным. Чаще всего используется для изготовления портсигаров, статуэток, для отделки мебели, интерьера и др. Ювелиры могут использовать такой сплав для получения металла более высокой пробы. Существует еще 325 проба и 333, однако, они встречаются редко и в ювелирном деле не имеют смысла.
2) . Такой сплав обладал высокой популярностью в СССР, из него преимущественно изготавливали обручальные кольца, так как он прочнее, чем самый ходовой – 575-й пробы, и удобнее в ношении. Такой металл называют не золотом, а золотосодержащим сплавом.
3) 583 Проба. Почти то же самое, что и 585 проба, сейчас не применяется, а во времена СССР была очень распространена. Ее замена на 585 была связана с популярностью этого вида сплава. Парадокс заключается в том, что случалось так, что 583 проба содержала даже больше золота, чем 585.
4) Золото 585 пробы. Самый популярный и ходовой сплав. Широко используется для изготовления ювелирных украшений в самых разнообразных цветах - розовом, желтом, зеленом, белом, красном и других. Хорошо сочетается с камнями как драгоценными, так и полудрагоценными. Легко поддается обработке и обладает достаточной устойчивостью. Может применяться для ежедневного использования.
5) 750 проба золота - еще одна распространенная проба. Так называемый . Сплав прочен, хотя применяют его в изделия не слишком большого размера. Несколько уступает 585 пробе по прочности. Очень хорошо поддается обработке, за что ценится среди ювелиров. Может быть белым или иметь зеленоватый, розоватый или красноватый оттенок.
6) Золото 875 пробы. Не распространенное у нас, но чаще всего встречающееся золото в странах Ближнего Востока. Такой пробы встретить на изделии практически невозможно, потому как там, где его изготовили, оно будет апробировано каратной системой проб. В Мексике из такого сплава чеканят монеты.
7) 999 проба золота. Такое золото носит называние червонного. Оно не имеет примесей и отличается самой высокой стоимостью. Для изготовления ювелирных украшений используется редко, потому что металл очень мягкий.
В основном такой металл используется в банковском деле. Из него изготавливают слитки и монеты для инвестирования. Иногда может быть использовано для изготовления наград и медалей.
Проба на серебряном кольце
Пробы серебра
Серебро в украшениях имеет более высокую пробу, чем золото 925, а минимальной пробой серебра считается 800. Существует серебро и с более низкими пробами, но оно нигде не применяется.
Пробы серебра | Каратная система | Золотниковая система |
---|---|---|
999 | 24 К | 96 |
970 | 23,28 К | 93 |
960 | 23 К | 92 |
950 | 22,8 К | 91 |
940 | 22,56 К | 90 |
925 | 22 К | 88 |
916 | 22 К | 88 |
900 | 21,6 К | 86 |
875 | 21 К | 84 |
830 | 20 К | 80 |
800 | 19 К | 77 |
770 | 18,5 К | 74 |
750 | 18 К | 72 |
625 | 15 К | 60 |
600 | 14,4 К | 58 |
500 | 12 К | 48 |
375 | 9 К | 36 |
1) Серебро 800 пробы. Этот сплав содержит 80% серебра. Остальное составляет медь, хотя имеются и другие примеси. За счет большого содержания меди сплав имеет желтоватый оттенок. Обладает литейными свойствами, что позволяет изготавливать из него прочные приборы. Со временем не стирается и не меняет формы.
2) 830 проба серебра. В таком серебре чистого металла должно содержаться не менее 83%. По своему виду ничем не отличается от серебра 800 пробы, имеет желтоватый оттенок и считается низкопробным. Часто применяется для изготовления декоративных украшений.
3) Серебро 857 пробы. В нем содержится не менее 87,5% серебра. Может встречаться и в ювелирном деле, но чаще всего применяется для изготовления столового серебра, статуэток и посуды. Имеет менее выраженный оттенок.
4) Серебро 925 пробы. Основная масса украшений из серебра, представленных на рынке, именно из него. Оно также носит название стерлинговое серебро. Его цвет не отличается от цвета чистого металла и практически ничем по своему внешнему виду не уступает белому золоту и платине.
Меньше, чем все остальные пробы, подвержено окислению. Считается серебряным стандартом. Используется также для чеканки коллекционных монет в промышленности.
5) 960 проба серебра. Серебра в этом сплаве не менее 96%. По физическим свойствам ничем не отличается от чистого серебра. Хорошо поддается обработке, мягкое, пластичное. Применяется для изготовления высокохудожественных изделий, не применимо для ношения.
6) 999 проба серебра. Как и для золота, 999 проба - наивысшая. 1000 пробы не существует, она может быть использована как нечто виртуальное или условное. Это связано с тем, что на данный момент не существует технологии, которая бы позволила получить серебро такой чистоты.
В изготовлении ювелирных изделий не находит применения. Используется в основном в банках для изготовления слитков и монет. Также серебром 999 пробы покрывают столовые приборы, бижутерию и радиоэлементы. Применяется и в медицине, например, им покрывают молочные зубы для предотвращения дальнейшего развития кариеса.
Определить пробу металла на глаз практически невозможно. Все изготавливаемые в стране украшения должны иметь разрешенную пробу и быту апробированными. Если изделие привезено из-за границы, на нем должно стоять клеймо пробирного надзора РФ. При выборе украшения из золота лучше всего купить 575 пробу или 750, так как они являются устойчивыми к воздействию. Серебряные изделия выбирают 925 пробы.
Клеймениеювелирныхизделий
Необходимость клеймения изделий ювелирной промышленности до недавнего времени было обязательно, однако, в Государственную думу был предложен законопроект, который предусматривает отмену клеймения в Пробирной палате. Как же теперь будут обстоять дела по данному вопросу?
Теперь клеймение можно будет производить в частных пробирных палатах, но они должны иметь аккредитацию Минэкономразвития. Это еще не все изменения, которые ждут ювелиров в России.
Поправки данного законопроекта предусматривают полное освобождение от нанесения клейма на ювелирные изделия, которые были произведены для экспорта. Было предложено отменить пробы на изделиях, произведенных из серебра, вес которых не превышает 3 грамм.
В данный момент все российские производители должны ставить клейма в пробирной палате на свои изделия. Частными ювелирами оплачивается государственная пошлина, которая колеблется в диапазоне от 17- 45 рублей за одно изготовленное изделие. Срок установки пробы, а также её проверка на каждое изделие составляет 10 дней. Он предусмотрен действующим законодательством. Однако, как показывает практика, очень часто этот срок затягивается до одного месяца.
Со стороны ювелиров поступают предложения о создании небольших частных лабораторий проверяющих и наносивших бы клейма на изделия из драгоценных металлов. Большого количества таких лабораторий на практике достичь не получиться. Причиной тому большие затраты на организацию такого учреждения. Такие расходы смогут позволить себе только крупные заводы- производители и фабрики. Каждая лаборатория после прохождения аккредитации получит индивидуальный шифр, который будет нанесен на каждое исследуемое изделие. Это поможет в случаях возникновения нарушений привлечь к ответственности некомпетентную лабораторию. Наказывать такие недобросовестные учреждения предлагается штрафами. Суммы штрафов довольно не высокие 30-50 тыс. рублей.
В отношении экспортных ювелирных украшений, предлагается не ставить клейма, так как они не соответствуют стандартам других стран. А производить изделия с требуемыми клеймами заграничных заказчиков, у российских производителей возможности нет, так как это делать запрещает закон.
Многие аналитики выступают против данного законопроекта, так как считают, что это негативно повлияет на качество производимых изделий. Однако, большее количество экспертов поддерживают данные изменения. Организация собственных лабораторий поможет избежать огромных затрат крупным фабрикам и заводам. Считают также, что данная процедура может снизить цену на 1,5 — 2% на ювелирные изделия. Это хорошая новость для российского потребителя.
Ювелирный бизнес не должен предусматривать плохое качество продукции, так как люди, чтобы купить украшение идут на дополнительные расходы. Ведь после покупки, потребитель может перепроверить качество купленного изделия у авторитетных организаций, и если оно не будет соответствовать заявленному качеству, то могут возникнуть неприятности у производителя, которые приведут к массовым судебным разбирательствам.
Что касается изделий из серебра и их клеймения, то с учетом стоимости серебра по отношению к другим драгоценным металлам, нанесение проб на изделия которые не превышают 3 граммов, абсолютно не рентабельно. Производство таких украшений невыгодно производителям, а его приобретение, соответственно, не выгодно потребителю, так как нанесение клейма увеличивает цену небольших изделий примерно в два раза.
В общем, судьба данного законопроекта пока не известна, но в ближайшее время что-то обязательно будет предпринято.
Продажа изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней осуществляется только при наличии на них оттисков именников изготовителей и оттисков государственных пробирных клейм РФ. Изделия иностранного производства, ввезенные из-за рубежа, также в обязательном порядке должны иметь оттиски государственных пробирных клейм РФ.
Отдельные виды ювелирных и других бытовых изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, которые в соответствии с действующим законодательством не подлежат клеймению государственным пробирным клеймом РФ, но предназначены для продажи, должны иметь сертификат качества.
Опробование и клеймение ювелирных и других бытовых изделий из драгоценных металлов в Российской Федерации осуществляется Российской государственной пробирной палатой при Министерстве финансов Российской Федерации. Продажа ювелирных и других бытовых изделий из драгоценных металлов, не соответствующих ни одной из установленных проб, не допускается.
Клейма для разных драгоценных металлов имеют различную форму, но в каждом обязательно должен быть знак удостоверения (с 1994 года – профиль женской головы в кокошнике, повернутой направо), цифровое обозначение пробы сплава и шифр госинспекции пробирного надзора в виде буквы, точки или наклонной черты. Наличие на изделиях из сплавов драгоценных металлов данного клейма свидетельствует о соответствии сплава указанной пробе. Клеймо в виде лопатки применяется для клеймения ювелирных изделий из сплавов золота; в виде многогранника – для клеймения ювелирных изделий из сплавов платины; в виде бочонка – для клеймения ювелирных изделий из сплавов серебра; в виде усеченного овала – для клеймения ювелирных изделий из сплавов палладия.
Организации и индивидуальные предприниматели, изготавливающие ювелирные изделия из драгоценных металлов, обязаны иметь зарегистрированные в территориальных инспекциях пробирного надзора именники и ставить их оттиски на производимых ими изделиях.
Например, первым знаком именника 2000 года была буква, обозначающая шифр госинспекции, в районе деятельности которой находится изготовитель, вторым знаком именника была цифра «0». Следующими двумя знаками (буквами) обозначался шифр изготовителя. Последним знаком была точка вверху.
Шифр именника с 2001 года представляет собой сочетание из четырех букв русского алфавита. Первым знаком именника должна быть начальная прописная (заглавная) буква русского алфавита — «А», являющаяся шифром первого года третьего тысячелетия. Буквы русского алфавита «Б», «В», «Г» являются шифром 2002, 2003, 2004 годов соответственно. Второй знак именника – прописная буква русского алфавита, являющаяся шифром госинспекции, в районе деятельности которой находится изготовитель. Следующие два знака – прописные буквы русского алфавита – являющиеся шифром изготовителя. Все знаки именника должны быть заключены в единый контур, форму которого самостоятельно определяют госнспекции пробирного надзора.
По государственным пробирным клеймам и именнику на изделии можно определить пробу сплава, вид драгоценного металла, год изготовления изделия, предприятие- изготовитель и региональную госинспекцию пробирного надзора, заклеймившую данное изделие.
Все ювелирные изделия из драгоценных металлов и камней должны иметь общероссийские артикулы из букв и цифр.
Артикул в коммерческой практике используется для конкретизации типа изделия, с указанием его буквенного или цифрового обозначения. Применительно к ювелирным изделиям первая цифра артикула означает вид изделия, вторая цифра артикула – материал изделия; третья цифра артикула – наличие вставки; четвертая цифра артикула – номер модели изделия.
Сегодня золото 585 пробы очень популярно в разных сферах. Драгметалл активно используется для изготовления ювелирных украшений или в технической сфере. Серьги или цепочки радуют владельцев своим привлекательным внешним видом, прекрасно дополняют различные комплекты одежды и подчеркивают статусность владельца.
Многие покупатели задаются вопросом, золото какой пробы лучше всего приобретать, чтобы украшение действительно было стоящим. Какие виды проб вообще существую и как разобраться в этом вопросе человеку, не имеющему достаточный уровень квалификации. Все эти вопросы будут рассмотрены в заметке максимально подробно.
Чистое золото (еще называют, золото 1000 пробы), имеет совсем не тот вид, который мы привыкли видеть в ювелирном салоне. Визуально, элемент под названием Au представляет собой достаточно тусклый и очень мягкий кусок неизвестного вещества. Полностью отсутствуют блеск и яркость, привлекательность. Стоит сказать больше, чистое золото в природе в естественном виде встречается крайне редко и люди его практически не используют. Причина этого заключается в одном – драгметалл не способен держать форму за счет своей природной мягкости.
Чтобы исправить ситуацию и сделать вещество более твердым, люди научились добавлять специальные примеси. Пропорция, которая получается при соотношении золота к примеси, и определяет свойства полученного состава. Сказать точно, какая проба самая лучшая однозначно не получится, поскольку, каждая используется в разных сферах. Максимальная проба золота – 999-ая. Речь идет о 100%-ном ауруме с минимум добавок.
Во времена СССР в ходу были разные виды золотых изделий, а именно:
- царские пробы (обычно ювелирные украшения);
- советское золото, в виде червонцев;
- импортное золото.
В последнем случае, удельный вес металла измерялся не в граммах, а в каратах. Самым качественным золотом считался металл с пробой в 24 карата, а самым низкопробным – в 9 карат. Помощь в переводе американской или британской пробы, в привычные обозначения, может оказать специальная таблица пробы золота.
В советские времена, когда промышленность получила достаточное развитие, был введен специальный ГОСТ на ювелирные изделия, где и стали применяться специальные обозначения. Подобные клейма проставлялись даже на украшениях, где была использована позолота
От чего зависит проба, и что добавляют в золото 585 пробы?
Начинающие коллекционеры и обычные покупатели золотых колец или серег считают, что качество драгметалла зависит от цвета. Иными словами, чем насыщеннее оттенок изделия и чем прочнее вещь, тем качественнее золото. На самом деле, такое мнение ошибочно и цвет металла зависит лишь от объема материала, выступающего в роли примеси.
С учетом добавленного компонента определяется и проба металла. Различные лигатуры золота (добавки) придают готовому сплаву определенные оттенки готовой вещи. Приведем примеры того, какие бывают сплавы и как состав примеси влияет на цвет изделия:
- зеленоватый оттенок и повышенную прочность придает сплаву серебряная примесь;
- червонное золото, розово-красного тона выходит с добавкой меди;
- никель делает металл бледно-желтыми и применяется для получения, так называемого белого золота;
- кадмий придает сплаву легкую зелень;
- цинк осветляет золото и делает его светло-зеленым;
- палладий повышает прочность металла и придает ему «телесный» тон;
- платина сильнее прочих добавок осветляет Аu585 и почти полностью лишает желтизны.
Чем больше примесей в составе металла, тем ниже проба. Наличие небольшого клейма на конкретном изделии позволит покупателю установить качество использованного металла и сделать выводы относительно ценности вещи.
Как должна выглядеть проба на золоте?
Важно иметь представление о наиболее распространенных обозначениях проб, чтобы установить качество изделия. Кроме того, золото может быть банковским или ювелирным. Первое выпускается в слитках, а второе идет на изготовление «ювелирки».
Все ювелирные изделия и слитки, выполненные действительно из драгметалла должны иметь специальную отметку или клеймо. Это и называется пробой. Штампик легко можно разглядеть в лупу и определить, о золоте какого качества, идет речь и соответствует ли изделию установленная цена. Многие покупатели считают, что достаточно высокой и качественной пробой считается 585. Изделия из такого металла отличаются износостойкостью и привлекательным внешним видом. Такого нельзя сказать о вещах из металла с большим содержанием аурума. Обычно они быстро царапаются и приобретают неровности.
Какой пробы золото в слитках?
Драгметалл в слитках продается обычно в банковских учреждениях, когда граждане желают инвестировать свои сбережения в желтый металл. Здесь речь идет о чистом золоте и на брусках металла указывается пробам 999.
Можно приобрести аурурм и другой пробы, например, 583 или 585, но такой вариант встречается реже и отличия от чистого золота заключаются в содержании металла.
Что означают буквы на пробе золота?
Иногда люди, не разбирающиеся в драгметаллах, задаются вопросом, что лучше – проба золота 750 и 585? Чтобы установить качество изделия, ювелиры придумали особую маркировку – при помощи трехзначных цифр. Каждое обозначение сообщает, каков удельный вес золота в одном килограмме сплава.
Маркировка на изделии говорит, о каком драгметалле идет речь. К примеру, самой низкой пробой для украшений считается 375, где всего 37,5% золота на 1000 грамм. Она же является и наиболее дешевой пробой. Если речь идет о позолоте, то на изделии ставится сразу два штампа: на серебро (которое обычно используется в основании вещи) и на золотое покрытие.
Какое бы украшение из золота вы ни приобрели, в первую очередь оно должно быть качественным и изготовленным из материала, соответствующего проставленной пробе. Что такое проба и что означают проставленное клеймо на золотом изделии? Постараемся разобраться.
Что означают проставленные на золоте цифры
Показать какое количество в украшении содержится чистого золота и сколько лигатуры может проставленное на спайке или замке клеймо пробы золота (фото). Система пробирования была опробована в 30 годах прошлого столетия во Франции. Царская Россия начала использовать пробы в современном их понимании после указа царя в 1700 году, который установил четыре вида проб для серебра и золота.
До этого Москва проставляла изображение двуглавого орла как показатель «чистоты» сплава серебряных монет.
Современный мир использует три вида золотых проб:
- метрическую,
- каратную,
- золотниковую.
Именно золотниковую пробу Царская Россия начала использовать для пробирования золота с 1733 года. Чистое золото без примесей имело пробу 96, со временем выделились и другие: 94, 92, 82, 72, и 56.
Каратная проба золота применяется во всех развитых государствах мира, и 1 карат равен 1/24 массы сплава. К примеру, 24 каратное кольцо не имеет примесей, и по золотниковой системе соответствует 96 пробе. В золотом, 14 каратном украшении, чистого золота всего 14 частей из общей массы металла, по золотниковой системе соответствует пробе 56.
Метрическая система пришла в Россию в 1927 году из Германии, и полностью выместила золотниковую маркировку. Минимальное количество золота показывает 375 проба, максимальное – 1000.
- Самые элитные золотые пробы метрической системы — 1000, 958, 916, и 900, используются в изготовлении международных монетных сплавов и показывают высокое качество ювелирных изделий.
- Из сплава 750 и 585 пробы, изготавливают дорогие украшения, перьевые авторучки, карманные и наручные часы.
- Для дешевой ювелирной бижутерии, и производства некоторых моделей часов, используют золото 500 и 375 пробы.
Клейма на золоте
От того, какое проставлено клеймо на золотом изделии зависит количество чистого металла, показывается в какой стране оно изготовлено. Для Беларуси таким клеймом является изображение зубра.
В России до начала 1990 года проставлялись оттиски, содержащие несколько элементов: цифры пробы, герб России, первая буква имени ответственного работника и год (фото). Долгое время клейма были выпуклыми, и только после 1990 годов они стали вдавленными. С этого же времени клеймо на любом изделии, стало выглядеть как профиль женщины в традиционном головном уборе — кокошнике. Та же голова, но повернутая в другую сторону, ставилась на золоте, на протяжении следующих тридцати лет, дополняла ее первая буква названия российского округа, в котором было изготовлено кольцо, серьги или браслет.
Времена Советского Союза изменили клеймо и систему пробирования. Исчисление стало метрическим, а клеймо приобрело форму головы рабочего с молотом. Далее клеймо видоизменилось еще раз — драгоценные металлы стали помечать изображением пятиконечной звезды с молотом и серпом внутри.
Какое клеймо на золоте используют сегодня? На смену советским атрибутам, снова пришла женщина в кокошнике. Именно ее и проставляют на ювелирных изделиях российского производства. Так же на золоте ставят пробу и прописную букву, которая обозначает поставившую клеймо Государственную инспекцию. Так, к примеру, совмещенное клеймо золота 585 пробы может выглядеть следующим образом: «с, голова в кокошнике смотрящая вправо, 585» (фото).
Так же нередко на украшении можно встретить клеймо в виде четырех заглавных букв. Это именное клеймо, проставляемое фирмой-производителем украшения, для получения покупателем информации о приобретенном изделии.
Буквы – это шифр:
- первая обозначает год изготовления,
- вторая – место апробирования,
- третья и четвертая уникальны для каждого из мест производства.
Как клеймятся золотые украшения
Способов нанесения клейм три:
- Механический способ. Самый древний метод, который был изобретен в 17 веке. Считается самым грубым, так как для него мастерам приходится использовать специальные молотки. Несмотря на это, механический способ нанесения клемма не травмирует изделие и применяется практически в 100% случаев. Сегодня этот метод усовершенствован и проставлен на автоматизированный конвейер.
- Электроискровой метод. Оттиск совершается выжиганием нужного рисунка, с помощью электрических искр. Данный способ довольно современен, ему нет еще и 50 лет. Он более аккуратный и лучше держится даже на самых тонких и хрупких изделиях. Наносится электроискровая проба только на ровную поверхность изделия.
- Лазерный метод. Лазером можно делать оттиск, или же ставить выпуклое клеймо. Последний вид не наносят на внутреннюю сторону украшений, так как по прошествии недолгого времени оно сотрется. Нанесение клейма лазером считается самым затратным и сложным методом.
Подбираются способы нанесения клейм индивидуально под каждое украшение. Делается это для того чтобы не испортить качество и внешний вид украшений, особенно это относится к золоту украшенному драгоценными камнями.
Несмотря на то, что проставление проб на золоте имеет государственный надзор, существуют умельцы способные обойти законы и изготовить высококачественную подделку. Покупая украшения, проверяйте наличие сертификатов качества и старайтесь не приобретать золото в Турции. В данном государстве проставление проб и клейм не регулируется правительством.
Клеймо может состоять из множества разнообразных частей, указывать на самые разные процедуры и передвижения, которым подвергался этот предмет. Но обязательно оно расскажет нам о стране, периоде и качестве металла.
На примере клейм некоторых стран мы увидим, как можно с помощью неприметных деталей сообщить много информации.
Для начала разделим клеймо на несколько составляющих:
- Проба (указывает на материал)
- Именник (указывает на мастера, иногда - дату)
- Клеймо страны
- Клеймо пробирной палаты
Это разделение достаточно условное. Как вы увидете дальше, у каждой страны есть свои отличия.
Что такое проба и зачем она нужна
Неизменно на всех изделиях одно - проба. Проба сообщает, сколько золота или серебра содержится в определенном количестве металла. Важно знать, о каком количестве благородного металла идет речь и на какую массу.
Мы рассмотрим метрическую, каратную, золотниковую и лотовую системы проб. Первые две наиболее распространенные в мире, последние же имеют для нас историческую ценность, а также я буду к ним возвращаться по ходу рассказа.
Метрическая – наиболее нам известна и привычна. Она показывает, сколько частиц серебра, или золота приходится на 1000 частиц металла. 925, 875, 575, 333 пробы – они все относятся к метрической системе. Чем больше значение – тем больше благородного металла в изделии. Зачастую, значения метрических проб получались в результате пересчета каратной пробы, потому как она более старая.
Каратная проба основывается на единице измерения массы – каратах. Один карат равен 0.2 грамма. Слово carato в переводе с итальянского означает – «зернышко рожкового дерева». Эти зерна издавна использовали для обозначения массы, так как они стабильны в весе. Обозначаются караты так: K, kt, C, ct . Эта система проб применяется только к золоту. Она показывает, сколько карат золота приходится на 24 карата общей массы (на 4.8 грамма). Бывают следующие пробы и им соответствуют пробы метрической системы: 9 к - 375, 12 к - 500, 14 - 585, 18 к - 750, 21 к - 875, 22 к - 916, 23 к - 958, 24 к - 999 .
Золотниковая проба привязана к русскому фунту, который равнялся 96 золотникам. Один золотник равен 4.266 г. Показывает, сколько благородного металла содержится в одном фунте. Золотниковая проба и ее соответствия в метрической системе: 3 6 з - 375, 48 з - 500, 56 з - 583, 72 з - 750, 84 з - 875, 88 з - 916, 91 з - 947, 92 з - 958, 96 з – 999 .
Лотовая проба действовала в Германии в Средние века до 1888 г. Основа этой системы – одна марка, что равняется 16 лотам. Сама проба показывает, сколько лотов золота или серебра находится в одной марке. Один лот, в свою очередь, содержит 12.797 г. Существуют такие пробы: 6, 8, 12, 14, 16 .
Пробы вцелом достаточно унифицированные. Зная основные пробные системы, вы уже можете что-то сказать об изделии. Остальные составляющие клейма отличаются в разных странах. Мы разберем клейма в Германии, Франции, Англии, Украине и СССР.
Все общие сведения о клеймах мы постарались обобщить в этом видео:
" data-provider-name="YouTube">
Клейма в Германии
Все началось еще в Средние века, когда в Германии сложилась цеховая организация ремесленничества. В цеха объединялись мастера-ювелиры, и эта организация помогала им решать разнообразные трудности, вести свои производственные дела. Они устанавливали иерархию из трех уровней: мастер, подмастерье, ученик. Наиболее старое упоминание о клейме в Германии датируется 1289 г. С этого момента начинается разработка системы клейм. Система – это не только обозначение на изделии, но и налоговые законы, гильдии, пробирные платы. Европейские страны шли по пути создания системы синхронно, готовых образцов для подражания не было, поэтому процесс затянулся.
Лишь в 1548 году в Германии было официально установлено – клеймить все предметы из драгоценных металлов весом свыше 4х лотов (51 грамм). Оно состояло из лотовой пробы, клейма мастера и клейма-удостоверения курфюрста. Также, добавляли обозначение города и года. Клеймо курфюрста было подтверждением, что предмет действительно проверен и имеет именно то количество драгоценного металла, которое заявлено в пробе. К 1667 году окончательно закрепилась проба - «кельнская марка», она равнялась приблизительно 800 пробе серебра. В 1888 году лотовая система пробирования была заменена на метрическую. Государственный стандарт клеймления стал следующим: клеймо мастера, либо фирмы, а также обозначалась проба и государственное подтверждение подлинности пробы – месяц с короной.
По сей день, если вы видите изделие с 800 пробой серебра – скорее всего оно из Германии.
Клейма во Франции
Первое упоминание о клеймах на драгоценных металлах во Франции датируется 1272 г. Речь шла о клейме города и мастера, которое раньше выглядело как пиктограмма: крестик, цветочек, сердце. Уже в 1378 году был официально утвержден государственный стандарт серебра (золото было малодоступным для широких масс населения, только для церкви и знати). Но мастера не желали клеймить изделия, в провинции их было невозможно контролировать. Процедура еще не была готова к использованию и сошла на нет.
Но желание государственного аппарата контролировать движение и использование драгоценных металлов имеет очень серьезные основания. Военные трофеи свободно циркулировали и количество ввозимого металла было неизвестно. Становились все актуальнее контроль и учет драгоценных металлов, из которых можно было изъять налог и пополнить казну. А с развитием королевского двора повышались потребности в деньгах. Введение налогов с ювелирных дел мастеров было частичным решением проблемы.
В 1672 году ввели клеймо для удостоверения об уплате налога, которое проставлял специальный человек – откупщик. Существовало еще и инвентарное клеймо, которое ставили, если откупщик покидал пост досрочно. Обязательными были клеймо мастера, государственное клеймо, либо городское, клеймо об уплате налога и об освобождении от налогов. В Париже к этому набору добавлялось годовое клеймо-буква, а также, специальная процедура для контроля крупногабаритных предметов. Процесс заключался в том, что мастер ставил именник на все фрагменты изделия, апробировал их в Гильдии, оплачивал все налоги, (на каждом этапе ставилось клеймо), а после сборки снова уплачивал налоги, что удостоверяло соответствующее клеймо. И только потом мастер мог продавать изделие. Эта невероятная процедура значительно поднимала стоимость и тормозила производство в целом.
После Французской революции тиски налогов и пробирного контроля ослабели, но вскоре вернулись все гарантийные и налоговые клейма. С начала 19 века клейма становятся более унифицированными. Голова Гермеса удостоверяла государственный контроль, буквой обозначалась дата и ставилась проба. Значительных усложнений в клеймлении и пробировании больше не было.
Однако, вцелом все эти бюрократические перепетии, видимо, отчасти привели к тому, что сегодня французские изделия с возрастом встречаются не так часто как английские или немецкие.
Клейма в Англии
В то же время, что и во Франции с Германией, в Англии назрела проблема контроля качества металлов. В начале 13 века в Лондоне была создана гильдия ювелиров. Наиболее авторитетные мастера ходили по лавкам и проверяли пробы на изделиях коллег. Позже, назрела потребность в отдельном здании, которое им выделил город. Поэтому в Англии существует слово – «hallmark» (hall в переводе – зал, mark в переводе – клеймо), которое связано с этим зданием, где и проверяли изделия. В 1363 году было постановлено, что каждый мастер должен иметь свой именник и ставить его лишь после проверки гильдией и наличия соответствующего клейма.
К середине 15 века возникла следующая проблема: в стране было много низкопробного серебра, а проверенный государством качественный металл вывозили. Поэтому, в 1477 году было решено, что все предметы, произведенные в провинции, должны привозить и проверять в Лондоне. И ставить дату – букву в картуше, что обозначала год. С 1701 года начали открывать пробирные учреждения по всей стране, что облегчило задачу контроля и учета. В 19 веке на изделиях наличествовало пять клейм: государственное клеймо, которое удостоверяло пробу, годовое клеймо, клеймо города, мастера, об уплате налогов. Отдельное клеймо ставили на импортированные изделия.
До сегодняшнего дня из пяти клейм осталось 4 (сохранились все, кроме клейма об уплате налогов). Каждый город имеет свое обозначение – пиктограмму, каждый год имеет свою букву с определенным шрифтом. В целом, это очень четкая и информативная схема клеймления изделий.
Таким образом, мы видим, что клейма на изделиях рассказывают нам в первую очередь о взаимоотношениях мастеров-ювелиров с государством, чиновниками и налогами. Это целая история, рассказанная с помощью метонимии – в маленьком клейме видим большие события, войны, триумфы, революции.
Клейма в Украине
Как и в Европе, в Украине основной формой организации ремесленников был цех. Сохранился документ, по которому мы знаем, что в 1518 году в Киеве существовал цех золотарей. Золотарями называли как мастеров, которые работали с серебром, так и с золотом. Также, цехи существовали в Прилуках, Чернигове, Остроге, Нежине и т.д. До нас дошли некоторые печати ювелиров, их знамена и уставы. Цеховая иерархия предусматривала обязательное наличие статута, который предписывал, при каких условиях мог ученик стать подмастерьем, а подмастерье мастером. Сам мастер ставил клеймо и на свои изделия, и на изделия подмастерьев. В некоторых случаях клеймо могло принадлежать донатору-заказчику. Эти обстоятельства значительно усложняют атрибуцию изделий.
Наиболее ранние клейма на территории Украины, известные нам, датируются 16 веком. Точно известно, что в 1599 г. все ювелиры города Львова были обязаны клеймить свои изделия, чтобы те не попадали в руки скупщикам. Известно клеймо 1547 года на серебряном кресте, который находится в Киевском историческом музее. С 16-17 века известны изделия с других уголков Украины, на которых ставили свое имя, прозвище, либо инициалы.
В 17 веке, мастера Киева начали ставить на свои изделия Kiov. Позже, все города имели пробирные палаты и ставили свои клейма, которые привязывались к гербу города. Что интересно, система пробирования изначально была каратная, но с 19 века приняли золотниковую. В это же время стандарт клеймления был следующий: золотниковая проба изделия, клеймо города и клеймо мастера. Форма клейма менялась, что помогает нам определять возраст изделия. А с 1908 года к пробирному клейму добавился знак общегосударственного удостоверения – женская голова в кокошнике.
Все это сообщает нам о достаточно хаотичной ситуации. На нее значительно влияло отсутствие единого государственного аппарата долгое время. Это избавляло мастеров от необходимости апробировать свои изделия, платить налоги. Конечно, это также дает нам меньше информации о конкретном изделии, об интенсивности обмена, торговли этими изделиями, усложняет датировку.
После 1991 года государственным клеймом Украины стал тризуб. На сегодняшний день существует 13 государственных пробирных палат (они проставляют тризуб) и 4 завода-особняка. Это Винницкий, Харьковский, Львовский и Киевский ювелирные заводы. Они могут сами производить пробирный контроль и ставят при этом не тризуб, а лист каштана.
Клейма в СССР
С 1917 г. по 1927 г. стандарт клейма на территории советской власти отсутствовал. Лишь через 10 лет после революции в СССР было принято государственное клеймо – голова рабочего. Был и переход с золотниковой системы пробирования на метрическую, которой на тот момент пользовались в Европе. Клеймом пробирной палаты стала голова с молотком наперевес + буквенный шифр пробирной инспекции (сначала это была буква греческого алфавита). Клеймо было либо в форме лопатки, либо в форме четырехугольника с выпуклыми противоположными сторонами (с 1956 года). Для серебра – 875, для золота 583.
С 8 мая 1958 года голова рабочего была заменена на пятиконечную звезду с серпом и молотом внутри. В это же время пробирные инспекции стали обозначаться буквами кириллического алфавита.
Именники у заводов появились с 1936 года, зачастую, это были аббревиатуры названий. А с 1953 года к именнику в конце стали добавлять цифру, которая обозначала год. Таким образом, если клеймо с головой рабочего, а именник выглядит так: «СЮ6», это значит, что изделие было изготовлено в 1956 году. Но если на пробирном клейме звезда, тогда этот же именник будет обозначать 1966 год. С 1969 по 1978 год точную дату производства обозначали, добавляя в начало именника последнюю цифру года. Например, именник «0ХЮ» говорит нам о 1970 г.