Классный час «День дружбы»
Цель : формировать у детей понятия «доброта и добрые поступки», учить различать «хорошее и плохое», вызвать желание дарить добро
Задачи: - развивать в ребенке духовно-нравственные качества, умение воспринимать и создавать положительные эмоции; - воспитывать культуру общения; - способствовать укреплению коллектива, учить дружить и прощать. Разучить мирилки.
Оборудование: картинка с изображением кота Леопольда; макет веселого солнышка и облачка; лучики солнца; корзины; любимые игрушки; дерево и яблочки к нему; макет домика; сердечки и ладошки из бумаги; видеозапись мультфильма «Просто так», аудиозапись песен.
Ход классного часа
Учитель: Уважаемые дети! Сегодня вас ждет путешествие в страну Добра и Дружбы. Прежде чем отправиться в путешествие, давайте поздороваемся.
Ученица: Надо всем нам поздороваться
Все : Добрый день!
Ученица : Дружно весело сказать
Все : Добрый день!
Ученица : Влево - вправо повернемся, всем вместе улыбнемся
Все : Добрый, добрый, добрый день!
Ученица: Поздороваемся
Все: Добрый день!
Ученица: И добра пожелаем
Все : Добрый день!
Учитель: Дети, вы видели мультфильм про кота Леопольда? Какой он - кот Леопольд? (Добрый). Какие слова он говорил постоянно мышатам? («Давайте жить дружно!»)
И мы с вами сегодня попробуем понять, что такое «добро» и каким образом каждый человек может быть добрым. А также попробуем сплотить нашу классную семью, наш 1 класс, подарим тепло друг другу, зажжем еще одну звездочку добра и любви. И помогут нам в этом наши товарищи и друзья. Ну что, поехали!
Первая остановка - «Тропинка добра».
Учитель: Проходя по ней, вспомните, какое доброе дело за последние дни вы сделали и расскажите о нем.
Учитель: Если бы каждый злой человек сделал на одно злое дело меньше, а каждый добрый на одно доброе дело больше, насколько бы лучше стала наша жизнь. Если бы каждый, кто может, помог бы хотя бы одному конкретному человеку, мир стал бы намного добрее.
Ученик
Правда в мире очень проста:
Солнце Землю теплом согревает.
А человека - его доброта
И любовь его жизнь украшает.
Вторая остановка - «Цветущий сад».
Учитель: У нас в классе выросло дерево. Оно непростое, это «Дерево добра». Но на нем не хватает плодов. У вас на партах лежат яблочки, а на них записаны добрые пожелания людям. Возьмите эте яблочки и украсьте ими наше деревце. (Дети украшают деревце.)
А теперь проверим, хорошо ли вы умеете различать, что такое хорошо, а что такое плохо.
Поиграем в игру «Да и нет».
Бабушке мальчик помогал,
Он, дети, добрый мальчик? (Да.)
Теперь все скажите мне:
В ссоре жить хорошо? (Нет.)
А когда нет драчунов,
Тогда всем прекрасно? (Да.)
Как красиво поет мальчик!
А вам нравится? (Да.)
А когда лица у всех грустные,
Мрачные, злые? Вам хорошо? (Нет.)
Кричит, ломает все мальчишка,
Это тоже плохо, дети? (Да.)
Тогда еще скажите мне:
Когда дети дерутся, хорошо? (Нет.)
Когда вам лучше жить:
Когда смеются дети? (Да.)
Ученик
Конечно, лучше в мире
Со всеми детьми дружить,
Чтобы все веселыми были,
В добре и согласии жить.
Третья остановка - «Наш общий дом»
Учитель: Что мы называем общим домом? Как нам в нем живется?
Посмотрите на наш дом, который называется школа. В ней много просторных и светлых кабинетов. В каждом из них учатся дети. Это одноклассники. Что у них общее?
Можно ли их назвать товарищами, друзьями? Как дети становятся друзьями? Что для этого надо?
(Общие интересы и занятия, одинаковые взгляды на жизнь...).
Выставка детских работ на доске
У кого из вас есть друзья?
Есть ли у вас друзья среди одноклассников?
Что для этого нужно?
Песня Барбарики «Дружба - не работа»
Сценка «Помог другу»
Ванюша, эй!
Что?
Тебя я нашел?
Нашел.
Ты погреб копал?
Копал.
В яму упал?
Упал.
Давно ты упал?
Давно.
Куда ты упал?
На дно.
А что там на дне?
Ручей.
А что в глубине?
Песок.
Камней нет?
Нет.
А холодно там?
Да.
Вверх спешишь?
Спешу.
Лежишь или сидишь?
Сижу.
И скучно сидишь?
Ага.
Что у тебя болит?
Нога.
Лестницу ждал?
Ждал.
На помощь звал?
Звал.
Так, говоришь, сидишь?
Сижу.
Посиди... Я погуляю, побегу!
Обсуждение ситуации с учениками: А как бы поступили вы?
Ученик
В жизни всем нужна дружба
И для развлечений, и для печали, и для службы.
С другом легче жить на свете,
Но и дружить надо уметь.
Следует другу помогать,
В беде всегда защищать,
Следует шутки друга понимать
И самому шутками не обижать.
Когда какое недоразумение,
Нужно проявить терпение.
При ссоре - скорее помириться -
Не стоит с друзьями ссориться.
Учитель: Итак, мир и согласие прежде всего начинается в коллективе. А как мирятся дети? Давайте, послушаем мирилки.
Ученик
Мирилка летела,
На плечо села,
Сказала тихо:
Миритесь быстро!
Ученица
Ты - не враг, и я - не враг.
Нам ссориться не стоит.
Помирились, помирились,
Чтобы никогда не ссорились.
Ученик
Дай скорее пальчик свой,
Зацепи его за мой.
Мизин-Мизин-мизинец -
Помирил нас, молодец!
Ученица
Посмотри в глаза;
Я ссориться не хочу.
Я обидеть не хотел,
Я нечаянно задел.
В глаза посмотри
И со мной подружи.
Ученик
Драться - не дрались,
Немного повздорили,
Затем посмеялись,
Друзьями остались.
Учитель : У каждого из вас есть ладошка, которую вы обвели и вырезали самостоятельно. Она имеет особую энергетику. Подарите ее тому мальчику или девочке, которого вы считаете своим другом, или тому, с кем бы вы хотели дружить. И тогда вам действительно будет уютно и приятно жить в нашем общем доме, в школе.
Существуют правила дружбы, которые помогают друзьям не ссориться. И нам они помогут также.
Правила дружбы в школе:
Избегать ссор;
Помогать друг другу;
Быть доброжелательными;
Быть заботливыми;
Не смеяться друг над другом;
Уметь прощать и уступать...
Четвертая остановка «Солнце доброты»
Учитель: Добро, как солнце - всех согревает. Добрый человек дарит тепло другим, с хорошим человеком приятно общаться, такой человек дарит радость и улыбку. Добро похоже на вот такое солнышко. (На доске появляется солнышко, у которого глаза улыбаются. Но чего же не хватает солнышку?
Дети: У этого солнышка нет лучиков.
Учитель: Представьте себя лучами этого радостного и хорошего солнышка. Если вы хотите делать добро людям, природе, всей Земли, то раздайте свои сердечки близким людям, родителям с наилучшими пожеланиями.
Учитель: Дети, как можно назвать это солнышко?
Дети: Солнце доброты...
Учитель: Солнце доброты всегда будет сиять в нашем классе. Вы, я уверена, в дальнейшем в жизни будете всем нести добро, ласку, сочувствие и любовь. А теперь станьте в круг, возьмитесь за руки, улыбнитесь друг другу и дополните стихотворение словами. К последнему слову каждой второй строчки вы будете подбирать слово сами в рифму.
Надо учиться... (дружить).
А не бросаться словами,
Чтобы не стать... (врагами).
И запомни -
С другом легче в... (печали).
Друг нас выручить может,
В беде он... (поможет).
А как песня, шутка или смех -
Радость делится на... (всех).
Друг нас может защитить
Может с классом... (помирить).
А когда ругают все вокруг -
Идет на защиту настоящий... (друг).
И никогда не забудь!
И ты для друга - верным... (будь)!
И еще одно запоминай:
Друзей ты... (не забывай)!
Знайте, дети,
Дружба - это большая... (сила)! (Говорят хором).
Учитель: Ну, вот наш классный час и закончен. Как вы поняли: что же такое «доброта и добрые поступки» (ответы детей)
А теперь посмотрим мультфильм о дружбе (Просмотр мультфильма «Просто так»)
Песня «Маша и медведь. О дружбе»
Классный час «Поговорим о дружбе»
Цели: Способствовать углубленному осмыслению понятия “дружба”, “друг”, осознании своих обязанностей перед друзьями.
Задачи:
1. Способствовать успешному протеканию процессов самопознания и самосовершенствования личностей учащихся;
2. Формировать умения вести рассуждение и аргументировать свою точку зрения;
3. Формирование нравственных качеств учащихся;
4.Умение дружить, беречь дружбу.
5.Воспитание доброжелательности, уважения друг к другу.
Ожидаемый результат: формирование следующих компетенций:
Личностной (устойчивая мотивация, установка на сознательное овладение нормами культуры поведения с друзьями и в обществе);
Ценностно-смысловой (понимание значимости друга в жизни);
Социально-коммуникативной (овладение нормами дружеского общения, умение сотрудничать в коллективе, речевые умения);
Учебно-познавательной (рефлексивные способности, владение приемами действий в нестандартных ситуациях, самооценка, взаимооценка).
Оборудование: интерактивная доска,презентация, «Цветик-семицветик», листочки для «дерева дружбы», анкета «Хороший ли ты друг?», письмо из Германии, Ромашка с вопросами, Цветная бумага, клей, ножницы, цветные карандаши
Ход классного часа
1.Организационный момент
Здравствуйте ребята! Я очень рада вас видеть.
2. Введение темы занятия
Сегодня у нас очень интересная и серьезная тема классного часа. А что это за тема, вы сейчас попробуете догадаться. Я вам принесла цветик-семицветик, он вам и поможет понять тему нашего классного часа. (на каждом лепестке написано слово, по первым буквам эти слов составляется слова « О дружбе»
ЭТОТ ЦВЕТОК
О
бществу
Д
арит
Р
адость
У
лыбку
исполняе
т
Ж
елания
учит быть
Б
лагородным
он такой на свете
Е
динственный
(учащиеся читают тему классного часа)
Кто в дружбу верит горячо,
Кто рядом чувствует плечо,
Тот никогда не упадёт,
В любой беде не пропадёт,
А если и споткнётся вдруг,
То встать ему поможет друг!
Всегда в беде надёжный друг
Ему протянет руку.
Ребята, вы правильно определили тему. А как вы думаете, что мы будем делать сегодня? Какие задачи мы для себя поставим? Итак, нам с вами сегодня предстоит определить, что же означает слова «Друг», «Дружба». Нужны ли нам друзья или, быть может, люди, обошлись бы и без друзей? А главное, каким должен быть настоящий друг?
Сначала мне хочется рассказать вам одну притчу:
« Давным-давно жил в горах богатый человек. Имел он огромную отару овец и столько
же друзей.
Однажды к нему в дом пришла беда. В его овчарню в одну из ночей проникли воры и
угнали всех овец. Когда наутро хозяин пришёл в овчарню, чтобы выгнать своё стадо на
выпас, ни одной овцы там не оказалось. Хозяин овчарни тяжело вздохнул и заплакал. Весь его многолетний труд был напрасен, а семья в одну ночь стала нищей.
Вскоре вся округа знала о том, какая беда приключилась с хозяином овчарни. Прошёл ещё один день, и на заре хозяин увидел облачко пыли на дороге. Оно всё увеличивалось и увеличивалось. Вскоре он смог разглядеть и людей в облаке пыли. Это были его друзья. Каждый из его друзей шёл не с пустыми руками, а вёл за собой маленькое стадо овец. Когда они все вошли к нему во двор, он понял, что друзья пришли ему помочь. С тех пор его стадо стало в несколько раз больше прежнего. Каждый раз, по утрам, когда он шёл выгонять своё стадо, он вспоминал глаза своих друзей, которые спасли жизнь его семьи».
О чем эта притча? Какой вывод можно сделать? Какой пословицей можно обобщить эту притчу? (Не имей сто рублей, а имей сто друзей.)
3. Работа с пословицами
С давних времен люди передавали из уст в уста истории и легенды о дружбе, конечно же это отразилось в устном народном творчестве в виде пословиц и поговорок. Я предлагаю нам с вами вспомнить пословицы о дружбе.(на интерактивной доске записаны начала и окончания пословиц, ребята соединяют их по очереди и объясняют их смысл) (приложение 1)
4. Совместная работа.
А теперь, я прошу вас поработать сообща и написать общий ответ на 3 вопроса:
Почему тема дружбы важна для нашего класса?
Нам важно говорить о дружбе в классе, потому что _________________
Почему тема дружбы важна для нашей страны?
Для нашей страны важна эта тема, так как __________________________
Почему тема дружбы важна для всего мира?
Для всего мира эта тема является важной, так как ___________________
От чего и от кого зависит дружба?
Дружба между людьми зависит от ________________________________
Давайте заслушаем ваши ответы (ребята зачитывают ответы)
А кто-нибудь из вас может мне сказать, что за фестиваль проходил недавно в Сочи? (предположения детей)
Всемирный фестиваль молодежи и студентов. А что это за фестиваль и зачем он проводится? (ответы учеников)
С 15 по 22 октября 2017 г. в Сочи прошел Всемирный фестиваль молодежи и студентов. Участниками фестиваля были молодые люди в возрасте 18-35 лет более чем из 150 стран мира. Его главными целями были: укрепление международных связей, развитие межнационального и межкультурного взаимодействия, сохранение общей памяти и истории, повышение интереса к России.
То есть, молодые люди из разных стран встречались, общались, демонстрировали свое мастерство в разных областях, обменивались опытом, ну и конечно, заводили новых друзей. А как на ваш взгляд, нужно ли продолжать проводить такие фестивали? (Конечно надо, ведь он объединяет людей, дает возможность знакомиться и находить новых друзей)
Вопросы дружбы всегда волновали людей на Земле, поэтому даже появился Международный праздник День друзей, который ежегодно празднуется 9 июня . Это еще молодой праздник. Не все люди знают о нем. Но каждый год все больше и больше людей отмечают этот день. Что можно сделать в День друзей? (В День друзей можно позвонить другу, написать ему письмо, навестить друга, подарить ему подарок.)
Физкультминутка: И сейчас мне хочется предложить вам спеть всем известную песню «Если с другом вышел в путь»
Коллективная работа над письмом
Итак, понятие «дружба» - интернациональное, то есть дружить можно как внутри своей страны, так и с другими странами. Вот и нам с вами пришло письмо из Германии от учеников 7 класса, которые очень хотят с нами подружиться. Давайте прочитаем его и обсудим. (Читают письмо, приложение 5) Ребят, что сообщают нам дети из Германии? Как вы считаете, стоит ли нам с вами отвечать на это письмо? Будет ли вам интересно дружить с ребятами из другой страны? А о чем мы им будем писать? (обсуждение ребят). Я предлагаю вам дома подумать и написать план письма на немецком языке, а на уроке мы с вами составим общее письмо. А с друзьями из других стран можно общаться не только через письма, но и с помощью интернета.
5. Знакомство с понятиями друг, товарищ, приятель
Кстати, про интернет. Ребят, а скажите, пожалуйста, у вас у всех есть свои странички в социальных сетях (например, «В контакте»)? У вас там много друзей? А может ли у человека быть так много друзей? Каким другим словом можно их назвать? (приятели, товарищи) А чем же отличаются эти слова? (ответы детей)
Молодцы, вы все правильно сказали. Это слова-синонимы, т. е близкие по смыслу, почти похожие, но имеющие разное значение.
Друг - это человек, который связан с тобой дружбой, то есть близкими отношениями, основанными на привязанности, доверии, общности интересов. Друзья умеют сопереживать друг другу и в горе, и в радости.
Приятель - это близкий и дружески расположенный знакомый.
Товарищ - человек близкий с кем-нибудь общностью взглядов. С товарищем ты чаще всего связан совместной деятельностью, учебой.
У каждого человека может быть много приятелей, товарищей, но друзей бывают единицы, а лучший друг - один! А какими должны быть друзья?
На доске прикреплены листочки с качествами человека. Вам необходимо из них выбрать те, качества, которыми должен обладать настоящий друг и прикрепить их на «Дерево дружбы» (по очереди выбирают и прикрепляют на дерево листочки).
Слова: Честность, враньё, грубость, доброта, верность, взаимовыручка, бескорыстие, предательство, драчливость сострадание, злой, отзывчивый, честный, лживый, искренний, смелый, враждебный, добросовестный, безответственный, терпимый, безрассудный, заботливый, щедрый, корыстный, целеустремленный, храбрый, порядочный
Ребята, посмотрите, какое красивое дерево у нас получилось. (Зачитываю те качества, которые прикрепили учащиеся)
6. Проведение анкеты
Теперь мы с вами знаем, каким должен быть друг. А как вы считаете, можете ли вы себя назвать хорошим другом? Давайте посмотрим! Я предлагаю вам пройти небольшой тест. Честно ответьте на следующие вопросы: (приложение 2)
Итак, подведем итог.
Больше ответов А: Возможно, настало время сесть и подумать, почему никто не помогает тебе в трудных ситуациях. Настоящая дружба предполагает взаимную помощь и поддержку. Покажи своим друзьям, что ты в любую секунду готов (а) прийти им на помощь.
Больше ответов Б: Ты замечательный друг! На тебя можно положиться в трудную минуту. Таких как ты интересные события и приключения с друзьями ждут на каждом шагу. Самое главное - твои друзья знают, что всегда могут положиться на тебя!
Больше ответов В: Ты беспокоишься о своих друзьях, особенно когда они оказываются в сложной ситуации, но дружба - это не только приятное времяпрепровождение. Твои друзья должны быть уверены, что всегда могут рассчитывать на твою помощь. У тебя большие задатки. Чтобы стать настоящим другом, подумай о том, как их реализовать.
Беседа по вопросам: - Я надеюсь, что этот тест заставит каждого из вас задуматься о том, что быть другом - это сложный и кропотливый труд, это работа, прежде всего, над собой.
8. Обсуждение законов дружбы
А чтобы вы не забывали, каким должен быть друг и что нужно для этого делать, я хочу подарить вам небольшие памятки, на которых написаны Законы Дружбы, (дарю каждому памятки). Давайте прочитаем их. Со всеми ли законами вы согласны, не хотите ли еще что-нибудь добавить? (приложение 3)
9. Подведение итогов. Рефлексия
А теперь давайте подведем итог нашей с вами сегодняшней темы. Упражнение «Ромашка». У меня есть необычный цветок, на каждом лепестке есть вопрос. Давайте по очереди, будем отрывать по лепестку и отвечать на вопросы.
1.Что такое дружба?
2. А кто такой друг?
3. Слово ДРУГ иногда заменяют близкими по значению словами-синонимами - какими?
4. Какую пословицу о дружбе вы знаете?
5. А кто такой настоящий друг?
Вот и у меня остался последний лепесток. А на нем вопрос: Как вы понимаете понятие «дружный класс»? Я не случайно задала вам этот вопрос. Мы говорили с вами сегодня о дружбе между странами, городами. Но, на мой взгляд начинать дружить надо с малого коллектива., то есть с класса. А можете ли вы назвать наш класс дружным? Что мешает вам дружить? (мнения ребят)
Да, мы еще раз с вами убедились, что это очень тяжело. Ведь надо научиться быть терпимее к другим, не завидовать успехам друга и не радоваться неудачам своих одноклассников. Научиться помогать друг другу, побольше работать сообща. И как первый шаг в укреплении нашей дружбы, предлагаю вам всем вместе сделать герб «Дружбы» для нашего класса. (ребятам предлагается из цветной бумаги, цветных карандашей составить на альбомном листе Герб, а затем объяснить каждый элемент этого Герба)
Вот теперь я предлагаю повесить этот герб в наш классный уголок.
Давайте сделаем нашу жизнь хорошей, давайте помогать друг другу в трудную минуту, давайте выбирать хороших и верных друзей. И не будем никогда ссориться, а будем всегда помнить слова доброго кота Леопольда: «Ребята, давайте жить дружно!»
Приложение 1
Скажи мне кто твой друг, ……..и я скажу, кто ты.
Старый друг ……………………лучше новых двух.
Птица сильна крыльями, ………а человек дружбой.
Друзья познаются ………….в беде.
Сам погибай, ………………а товарища выручай.
Крепкую дружбу …………..и топором и не разрубишь.
Нет друга, ищи, …………а нашёл - береги.
Один в поле …………..не воин.
Дружба — как стекло, …………разобьёшь - не склеишь.
Новых друзей наживай, ………… а старых не теряй.
Приложение 2
1. Вы собрались в кино, но вдруг выясняется, что у твоей подруги (друга) нет денег на билет. Как ты поступишь?
А) Пойдешь в кино одна (один).
Б) Одолжишь подруге (другу) денег.
B) Найдешь приятеля, который мог бы сводить вас в кино.
2. Ты хочешь пригласить подругу (друга) вместе провести вечер, но она (он) уже обещал (а) своей маме сделать уборку. Как ты поступишь?
А) Проведешь вечер одна (один).
Б) Поможешь ей (ему). Чем быстрее вы закончите работу, тем больше времени останется на веселье.
В) Позвонишь другой (-ому) подружке (другу).
3. Ты идешь по коридору школы и вдруг видишь, что старшеклассники (-цы) пристают к твоей подруге (другу). Как ты поступишь?
А) Сделаешь вид, что ты их не замечаешь, и поспешишь скрыться где-нибудь.
Б) Бросишься на помощь подруге (другу).
В) Расскажешь об этом ее (его) родителям,…когда увидишь его.
4. Вы с классом поехали на экскурсию. Вдруг одна из твоих подруг (один из твоих друзей) обнаруживает, что не взял (а) с собой еды. Как ты поступишь?
А) Скажешь ей (ему), чтобы в следующий раз он(а) лучше собиралась в поездку.
Б) Поделишься с ней (с ним) своим обедом.
В) Скажешь об этом учителю, чтобы он что-нибудь придумал.
Приложение 3
Законы дружбы
1. Помогай другу в беде.
2. Умей с другом разделить радость.
3. Не смейся над недостатками друга.
4. Останови друга, если он делает что-то плохое.
5. Умей принять помощь, совет.
6. Не обманывай друга.
7. Не предавай друга.
8. Относись к другу как к себе.
9. Умей признавать свои ошибки.
Классный час "Поговорим о дружбе"
Учитель начальных классов: Витковская Т.Н. МБОУ Целинная СШ № 14
Цель: расширение знаний детей о дружбе.
Задачи:
способствовать расширению кругозора учащихся;
содействовать взаимодействию, взаимопониманий;
развивать познавательный интерес, воображение, память, мышление, речь;
создавать условия для проявления чувства коллективизма;
развивать активность и самостоятельность;
Сплочение детского коллектива.
Оборудование: мультимедийный проектор, карточки «Солнышко».
Участники: учащиеся 1 класса, классный руководитель.
I. Вводная часть
Звучит звукозапись песни «Если с другом вышел в путь».
-Ребята. Сегодня мы постараемся разобраться в очень важном вопросе каждого из нас.А о чем будем говорить, вы узнаете, составив из букв на доске слово (ученики составляют слово на доске «Дружба»).
- А как вы понимаете смысл этого слова? (дети рассуждают, отстаивают своё мнение).
-Я с Вами согласна. Давайте прочитаем, что такое дружба. (Слайд № 2)
- А кто из Вас знает пословицы и поговорки о дружбе?
* Игра «Продолжи». (Слайд № 3)
-Молодцы, ребята! Я вас познакомлю сегодня ещё с другими пословицами, которые тоже подходят к нашему классному часу.
-Давайте вместе прочитаем их. Как Вы понимаете их смысл? (Слайд № 4)
- А как называют тех людей, которые дружат вместе? Кто они? (Друзья).
- Давайте вместе решим, какими качествами должен обладать настоящий друг? (Слайд № 5) (Дети рассуждают, доказывают и постепенно, убирают с доски лишние слова).
II. Основная часть
-Молодцы! К нам в гости сегодня пришёл один зверёк – Братец Кролик.
Давайте с ним познакомимся.(Учитель дает в руки мягкую игрушку, и ребенок называет имя своего друга и почему он с ним дружит).
С Кроликом почему-то не хотят общаться лесные жители. И он просит нас помочь ему и объяснить, почему так происходит. (Слайд № 6.Показ отрывка мультипликационного фильма «Братец Кролик»).
-Понравился Вам мультфильм? Вам стало ясно, почему не дружат звери с Братцем Кроликом? Что он делал не так? (ответы детей).
- Давайте вместе составим для нашего гостя законы дружбы. Он с ними познакомится и будет хорошим другом. (Слайд № 7)
-Не обзывай и не унижай своего друга;
-Помогай другу в беде;
-Не обманывай друга;
-Не жадничай;
-Умей признать свои ошибки и помириться.
- посмотрим смог ли исправить ситуацию Кролик?
(Просмотр отрывка мультипликационного фильма «Братец Кролик»). (Слайд № 8)
III Физминутка. «Танец под песню из мульфильма «Братец Кролик».
-Молодцы! Ну как, ребята, вы думаете, помогли мы Кролику? Всё у него получилось с лесными жителями? (ответы детей)
- Скажите, пожалуйста, почему с некоторыми ребятами многие хотят дружить, а у кого-то совсем нет друга?
-От чего это зависит?
Итак, человека мы ценим по его делам и поступкам.
- Ученые – психологи изучали правила дружбы у народов разных стран. Выяснилось, что несмотря на разный цвет кожи, разное воспитание, мнение людей едино в том, что они считают дружбой и дружескими отношениями.
- Какие правила ты уже можешь выполнять, а какие тебе надо научиться выполнять? (Ответы детей).
-Братец Кролик решил проверить нас и принёс нам задание. На Ваших столах лежат карточки с проблемными ситуациями. Прочтите их и посовещавшись с соседом по парте найдите решение. (Слайд № 9).
Решение проблемных ситуаций:
1. Друг не пришел в школу. Что ты будешь делать?
а) Не буду волноваться. Если что-то случилось, он позвонит.
б) Подожду до завтра. Если и завтра не придет – позвоню.
в) Пойду к нему и узнаю в чем дело.
2. Вы договорились поиграть, но другу нужно еще помочь маме, помыть посуду.что ты сделаешь?
а) Буду играть, и ждать его.
б) Подожду его у него дома.
в) Помогу помыть посуду, и вместе пойдем гулять.
3. В школе у друга сломалась ручка. Как ты поступишь?
а) Дам свою.
б) Не буду огорчаться: попросит у кого - нибудь.
в) На перемене помогу найти запасную.
Правильно. Самое сильное оружие для разрешения ссоры – улыбка.
III. Заключительная часть.
Давайте сейчас улыбнемся друг другу и споем замечательную песню В.Шаинского «Улыбка». (Поют)
- Какое у вас настроение? (хорошее)
- Что значит быть настоящим другом?
Берегите ваших друзей и близких.
-У каждого из Вас на столе лежит маленькое солнышко. Напишите на нём имя Вашего друга, пожелание ему и прикрепите перед уходом на доску.
Спасибо всем! Удачи!
Презентация на тему: Поговорим о дружбе
Цель: показать ценность и необходимость дружбы.
Задачи: уточнить представления детей о том, что такое дружба и каким должен быть настоящий друг; воспитывать вежливое отношение друг к другу; содействовать формированию дружного коллектива класса.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Звучит песня “Песенка о дружбе” < Слайд 1>. Презентация
В каждой школе, в каждом классе есть ученики.
В каждом классе, в каждом классе верные дружки,
Всюду вместе, всюду вместе видят их всегда,
В час веселья, в час безделья и труда.
Дружба! Какое чудесное слово.
Кто не дружил, тот его не поймёт!
Чистая дружба на подвиг готова,
Дружбе конец, если друг подведёт.
Делят радость, делят горе верные друзья.
Только жалко, что пятёрку поделить нельзя.
И девчонки, и мальчишки дружат меж собой,
“Жить без дружбы невозможно”, — скажет вам любой! (С. Михалков)
Ведущий: Какое чудесное слово “дружба”. Произнесите это слово.
Воспитатель: Как вы думаете, что такое дружба?
Дети: (отвечают).
Ведущий : Когда люди дружат, они хотят быть вместе, они интересуют друг друга. Настоящие друзья понимают тебя и уважают твои интересы.
Итак, что же такое дружба? <Слайд 2>
Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.
Воспитатель : А с чего начинается дружба?
Дети: С улыбки. <Слайд 3>
Воспитатель : Верно, ребята, с улыбки. Об этом даже в песне поётся.
Звучит песня “Улыбка”.
Воспитатель: Сядьте поудобнее, подтяните подбородок, держите голову высоко. Наполните лёгкие до отказа и улыбнитесь на выдохе. Молодцы! А теперь посмотрите друг на друга, возьмитесь за руки, посмотрите соседу в глаза и подарите ему молча самую добрую, какая есть, улыбку по очереди.
Что вы почувствовали, улыбаясь другому человеку? А что ощутили, когда улыбались вам? (Ребята делятся своими впечатлениями.) Запомните эти ощущения. Вам было, несомненно приятно, ведь улыбка – это лучшее противоядие, созданное природой от неприятностей. А теперь послушайте и догадайтесь, о чем идет речь.
Она бесплатна, но стоит многого.
Она обогащает тех, кому предназначена, но не обедняет тех, кто ее дарит.
Она появляется на мгновение, но иногда остается в памяти навсегда.
Никто не богат так, чтобы прожить без нее, но даже самый бедный человек станет с ней богаче.
Она – отдых уставшим, луч света для потерявших надежду, радость для опечаленных и лучшее средство от неприятностей, дарованное нам природой.
Но ее нельзя купить, одолжить, украсть, потому что она сама по себе ничего не стоит, пока ее не подарят другому!
Так что же это?
Дети: Улыбка.
Воспитатель : А теперь обратите внимание на фразу “Если увидишь лицо без улыбки, улыбнись сам!”. Запомните ее и применяйте в тех случаях, когда это необходимо. <Слайд 4>
Воспитатель : А какое чувство вы испытываете, когда встречаете своего друга? <Слайд 5>
Дети: (отвечают). Радость.
Воспитатель : Выберите те качества, которые вы хотите видеть в своем друге (верность, уравновешенность, вежливость, отзывчивость, честность, внимание, откровенность)
Дети: выбирают карточки.
Ведущий : Остались те качества, которые вы бы не хотели видеть в своем друге (равнодушие, пустословие, эгоизм, хвастовство, жадность, лень, зависть).
Воспитатель : Если у вас есть друг, берегите дружбу с ним, цените ее. Друга легко потерять, гораздо труднее его найти. А если нашел, то береги.
Знай, мой милый друг, вражде и дружбе цену
И судом поспешным не греши.
Гнев на друга может быть мгновенный,
Изливать покуда не спеши.
Может друг твой сам поторопился
И тебя обидел невзначай,
Провинился друг – и повинился –
Ты ему греха не поминай.
Люди, я прошу вас, ради Бога,
Не стесняйтесь доброты своей.
На земле друзей не так уж много,
Опасайтесь потерять друзей. (Р. Гамзатов)
Звучит песня “Настоящий друг”.
Игра “Отдам тебе то, что есть у меня”
Встать в круг. Один из участников начинает игру словами, например: “Тебе, Мария, подарю то, что есть у меня…”. Произнося эти слова участник держит что-то в руках, подходит к Марии и передает ей это. Мария, в свою очередь, “принимает подарок” обеими руками. Не важно, что это за подарок. Достаточно, если участник поймет, какого он примерно размера, хрупкий он или крепкий, легкий или тяжелый. После этого Мария должна решить, кому бы она хотела сделать подарок и “передает” его с теми же словами: “Тебе, Саша, дам то, что есть у меня”. Игра заканчивается, когда каждый получает хотя бы один подарок.
— Что понравилось больше – дарить или получать подарки.
Дети: (отвечают).
Воспитатель : Какое надежное и емкое слово… Дружба! Дружить можно со всеми и с кем-то одним, но все-таки самая главная дружба начинается в семье. Ведь семья – это начало нашей жизни, мы здесь родились, растем, взрослеем
Воспитатель : А какие пословицы о дружбе вы знаете?
Игра “Закончи пословицу” < Слайд 6>
Пословицы и поговорки о дружбе.
Не имей сто рублей, а имей …(сто друзей).
Человек без друзей, что дерево…(без корней).
Друга ищи, а найдешь…(береги).
Дерево живет корнями, а человек…(друзьями).
Дружба, как стекло: разобьешь – …(не сложишь).
Друг познается… (в несчастье).
Без друга в жизни… (туго).
Воспитатель : Ребята, недаром я сказала, что главная дружба начинается в семье. Именно в семье мамы читают вам первые сказки, рассказы о дружбе. Какие сказки и рассказы о дружбе вы уже прочитали?
Дети: (отвечают).
Воспитатель : Сейчас мы проведем викторину.
Викторина “Кто с кем дружит?”
Задания:
Зеленый крокодил Гена и … (Чебурашка.)
Доверчивый Буратино и … (Мальвина.)
Смешной мишка Вини-Пух и … (Пятачок.)
Собрались однажды четыре музыканта, подружились. Вместе концерты давали, вместе разбойников прогнали, вместе жили-не тужили. Назовите этих друзей-музыкантов. (Бременские музыканты: петух, кот, пес, осел.)
Какая девочка выручила своего друга Кая из ледового плена? (Герда.)
Карлсон бухнулся на кровать и, схватившись за голову, произнес: “я самый больной в мире человек”. Потребовал лекарство. Малыш дал лекарство, на что Карлсон сказал: “Друг спас жизнь друга”. Какое лекарство дал Малыш Карлсону? (Малиновое варенье.)
Герои Эдуарда Успенского: Крокодил Гена, Чебурашка и Галя – решили подружиться. Как они это сделали? (Решили построить Дом Дружбы, а пока его строили – все подружились.)
Звучит песня “Когда мои друзья со мной”.
Воспитатель : В жизни, однако, встречаются люди, у которых нет друзей. По сути, они одиноки, от этого они обижаются на других и страдают сами. А ведь очень многое зависит от самого человека.
Воспитатель :А как вы думаете, что нужно сделать, чтобы завоевать друзей, понравиться людям?
Дети: (отвечают).
Воспитатель : Предлагаю вам послушать правила общения, сформулированные известным психологом Д. Карнеги. <Слайд 7>
Правила общения:
— искренне интересуйтесь другими людьми;
— улыбайтесь;
— помните, что имя человека – это самое чудесное и важное слово;
— будьте хорошим слушателем;
— говорите о том, что интересует вашего собеседника;
— помогайте вашему собеседнику обрести чувство собственной значительности и делайте это искренне.
Воспитатель : Выполняя все эти правила, вы приобретете множество друзей.
Игра “Рукавички”. < Слайд 9>
Для игры нужны вырезанные из бумаги рукавички, количество пар равно количеству пар участников игры. Ведущий раскидывает рукавички с одинаковым орнаментом, но не раскрашенным, помещению. Дети разбредаются по залу. Отыскивают свою “пару”, отходят в уголок и с помощью трех карандашей разного цвета стараются, как можно быстрее, раскрасить совершенно одинаково рукавички.
Воспитатель : Сейчас вы только учитесь дружить. А чтобы дружба была крепкой, нужно соблюдать законы. Существует много законов дружбы. Если вы будете соблюдать эти правила, то станете настоящими друзьями. <Слайд 10>
Основные законы дружбы.
Один за всех, и все за одного.
Дружите, не обижайте друзей и всех, кто вас окружает.
Уважайте друг друга и помогайте друг другу.
Радуйтесь вместе с друзьями.
В беде не оставляйте друзей, не подводите их, не предавайте, не обманывайте, не нарушайте своих обещаний.
Берегите друзей, ведь друга потерять легко. Старый друг лучше новых двух.
Так давайте, давайте дружить,
Пусть не раз нам стихи эти вспомнятся.
Если дружбой всегда дорожить,
То любое желанье исполнится.
Упражнение “Закончи предложение”. < Слайд 12>
Участникам предлагается закончить предложение, текст которого написан на слайде:
— “Настоящий друг – это тот…”
— “Друзья всегда…”
— “Я могу дружить с такими людьми, которые…”
— “Со мной дружат потому, что…”
Что такое дружба, каждый знает?
Может быть и спрашивать смешно.
Ну а все же, что обозначает
Это слово? Значит что оно?
Дружба – это если друг твой болен
И не может в школу приходить, —
Навещать его по доброй воле,
Школьные уроки приносить.
Терпеливо объяснять заданья,
На себя взять часть его забот,
Отдавать ему свое вниманье –
Дни, недели, месяц или год…
Если друг твой что-то, к сожаленью
Плохо сделал или же сказал,
Надо честно, прямо, без сомненья
Правду высказать в глаза.
Может быть, понять он все не сможет,
Может быть, обидится он вдруг,
Все равно сказать ты правду должен,
Ведь на то и нужен лучший друг.
Дружба в радости и дружба в горе.
Друг последнее всегда отдаст.
Друг не тот, кто льстит, а тот, кто спорит,
Тот, кто не обманет, не предаст.
Дружба никогда границ не знает,
Нет преград для дружбы никаких.
Дружба на земле объединяет
Всех детей – и белых, и цветных.
Дружба – это если пишут дети
Письма детям из другой страны.
Дружба – это мир на всей планете
Без сирот, без ужасов войны.
Дружба – это летний ветер,
Парус неба и хрустальный звон зимы.
Дружба – это значит дети.
Дети – это значит мы.
Ведущий : Ребята, нам часто в жизни приходится делать выбор: с кем дружить, с кем не дружить; кто настоящий друг, а кто нет. Чтобы встретить в жизни верного отзывчивого друга, нужно идти дорогою добра и тогда у вас все получится.
Звучит песня “Дорога добра”. < Слайд 13>
Сценарий классного часа в начальной школе "Дружба начинается с улыбки..."
Тулинова Елена Дмитриевна, учитель начальных классов Марьинской общеобразовательной школы I-III ступеней №1.Описание материала: Воспитание доброты, чуткости, терпимости и формирование дружеских отношений в коллективе имеет значимую роль в жизни первоклассника. Данный материал будет интересен учителям начальных классов.
Цель:
-сформировать у учащихся представление о дружбе, как о важнейшей нравственной ценности;
- формировать добрые взаимоотношения между детьми в классе;
- развивать стремление быть терпимым в обществе людей;
- воспитывать доброжелательность, умение дарить тепло и доброту.
Оборудование:
- на доске тема классного часа, плакат с изображённым деревом, рисунки солнышка, облачка, цветка, сердца, грозовой тучи (по количеству учащихся), маленькие сердечки из белой бумаги (по количеству учащихся), телевизор, DVD.
Ход классного часа.
I.Вступление.Звучит песня "Улыбка" из мультфильма "Крошка Енот"
Учитель. Слова «До свидания»,
«Спасибо», «Простите»,
Щедро дарите.
Дарите прохожим,
Друзьям и знакомым,
В троллейбусе, в парке,
И в школе, и дома
Слова эти очень важны,
Они человеку, как воздух, нужны.
Без них невозможно на свете прожить,
Слова эти нужно с улыбкой дарить.
- Здравствуйте, ребята! Хочу ещё раз повторить эти чудесные слова: «Здравствуйте!», «До свидания», «Спасибо», «Простите». И вы тоже почаще говорите эти слова маме, папе, друзьям, прохожим. Вы почувствуете, как у них поднимается настроение. Дело в том, что эти слова особенные. Они обладают оздоровительной силой. Так пусть у нас всегда будет хорошее настроение! Я желаю вам, ребята, счастья, успехов, радости, благополучия. Пусть девизом нашего занятия станут такие слова(они появляются на экране):
Давайте дружно будем жить
И нашей дружбой дорожить,
И никогда не ссориться –
Тогда дела все спорятся.
II. Сообщение темы классного часа.
Учитель. О чём будет наш разговор, мы узнаем, разгадав кроссворд. (Он появляется на экране. Дети разгадывают слова по горизонтали. В выделеных клетках по вертикали появляется ключевое слово «Дружба»).
1.Чебурашке другом был
Добрый Гена…(Крокодил)
2.В телефонной будке жил,
Был один, бедняжка.
Но однажды решил
Друга найти …(Чебурашка)
3.С голубого ручейка
Начинается река.
Ну, а дружба начинается с …(улыбки)
4.Меня вы узнаёте?
Я – героиня книжки,
Со мной всегда семь гномов,
Вам, думаю, знакомых.
Ответьте-ка без спешки –
Зовусь я …(Белоснежка)
5.Всех излечит, исцелит
Добрый доктор…(Айболит)
6.Собираясь что-то делать,
Наберись терпения,
Навсегда тогда исчезнет
Плохое …(настроение)
- И так, мы отгадали ключевое слово. Сегодня мы с вами поговорим о дружбе.
III. Основная часть.
1.Мозговой штурм «Дружба – это…»
Учащимся предлагается подумать над вопросом, что такое дружба и зачем она нужна людям. После небольшого размышления ребята высказывают свои мысли, которые записываются на доске. Учитель подводит итоги и даёт определение понятию «дружба».
2.Игровое упражнение «Найди себе подобного».
Ученики встают в круг. Учитель просит их прикрыть глаза и не разговаривать друг с другом. Педагог прикалывает им на спину маленькие рисунки (солнышко, облако, цветок, сердце и один рисунок грозовой тучи).
Учитель даёт задание детям найти «себе подобного» и занять свои места за столами. Разговаривать при этом нельзя.
Дети определяют, за какой стол они сядут, помогая друг другу жестами.
Учитель обращает внимание детей на то, что один ученик остался без пары, и обсуждает с ними вопрос: «Как чувствует себя тот, кто остался один, без друзей?»
Обсуждение.
- Какие трудности вы испытывали во время выполнения упражнения?
- Смогли бы вы справиться без помощи и поддержки?
- Какой рисунок у вас на спине?
На экране появляется четверостишие:
Дружба – главное чудо, всегда
Сто открытий для всех нас таящее,
И любая беда – не беда,
Если рядом друзья настоящие!
3.Чтение и обсуждение стихотворений о дружбе.
- Ребята, послушайте стихотворение М. Скребцовой «Друга за деньги не купишь».
Денег добрый друг дороже,
И богатств огромных тоже,
И дворцов, и даже трона,
И с брильянтами короны!
Друг бесценнее всего,
Не купить нигде его!
Так что время зря не трать –
Друга начинай искать!
Обсуждение.
- Может ли быть у человека много друзей?
- Какие качества вы больше всего цените в друге?
- Расскажите о своих друзьях.
- В какие игры вы играете со своими друзьями?
- Что нужно сделать, чтобы у тебя появился друг?
Учитель. Если мы хотим иметь друзей, мы должны твёрдо представлять себе и чувствовать, что нужно другому человеку. Дружба – это всегда серьёзно. Тот, кто хочет дружить, должен не требовать от друга много, ничего не давая взамен.
Послушаем ребят, которые подготовили к нашему занятию стихотворение Агнии Барто «Требуется друг».
Обсуждение.
- Встречались ли вы с такими друзьями в жизни?
- Почему у девочки возникли проблемы с друзьями?
- Почему с ней никто не хотел дружить?
- Что по вашему мнению лучше для человека: иметь одного настоящего друга или множество знакомых и приятелей?
- Давайте обсудим, какие взаимоотношения сложились у нас в классе, как вы себя чувствуете в нашем классе?
На экране появляется надпись:
-умение прощать
- умение делиться
- беспокойство за другого человека
- помощь друга в беде
- умение не обижаться
Учитель. – Что из этого больше всего необходимо для дружбы?
- Как нужно относиться к людям, чтобы у тебя появились друзья? Расскажите, как вы нашли своих друзей.
- Как вы думаете, нужно ли учиться дружить?
- Расспросите своих родителей, как им в жизни помогла дружба.
4.Тренинг (работа в парах)
- Выразите одобрение по поводу успеха одноклассника в какой-то области (в учёбе, в спорте…)
- Утешьте в связи с какой-то неудачей…Поддержите.
А закончить тренинг можно словами С. Михалкова (появляется запись на экране):
Когда живётся дружно,
Что может лучше быть?
И ссориться не нужно,
И можно всех любить!
5.Игра «Я начну, а ты продолжи»
Учитель.
О дружбе сложено множество пословиц. Я их буду начинать, а вы - продолжать.
- Нет друга – ищи, …(а нашёл – береги).
- Не имей сто рублей, …(а имей сто друзей).
- Один за всех…(и все за одного).
- Человек без друзей, …(что дерево без корней).
6. «Дерево дружбы»
Учитель.
Посмотрите, какое необычное дерево выросло у нас в классе. Это дерево дружбы. Чтобы оно не засохло, нам нужно его укрепить качествами, которыми должен обладать каждый из нас, чтобы иметь много друзей.
Дети высказывают свои предположения, эти качества записаны на отдельных листиках и прикрепляются к веткам дерева.
Поскольку дерево необычное, то и плоды у него будут тоже необычными. Это будут наши с вами сердечки. Всем детям раздаются белые листики в форме сердечек.
-Зажгите свои сердца огнём дружбы, закрасьте их. На обратной стороне напишите имя своего друга, или того, с кем вы хотели бы дружить (можно ещё написать пожелание другу). А теперь прикрепим наши плоды к дереву дружбы. Пусть наше дерево растёт, а дружба крепчает с каждым днём!
IV. Итог классного часа.
Мы сегодня много говорили о дружбе. Надеюсь, что многие из вас сделают для себя какие-то выводы, и наш класс станет самым дружным во всей школе. А подытожив, давайте все вместе исполним песенку о дружбе.
Дружба крепкая не сломается,
Не расклеится от дождей и вьюг.
Друг в беде не бросит, лишнего не спросит,-
Вот что значит настоящий верный друг!