Описание: занятие ориентировано для детей второй младшей группы, включает элементы рисования. Занятие соответствует ФГОС.
Возрастная группа: вторая младшая группа, дети 3-4 лет
Форма НОД: занятие, деятельностный подход.
Форма организации (групповая, подгрупповая, индивидуальная)
Учебно-методический комплект: Программа «От рождения до школы» Н.Е.Вераксы.
Цель: формировать представления о мире любви и добрых чувств; развивать у детей стремление проявлять любовь к родным, воспитывать доброе отношение ко всему окружающему миру. Учить детей анализировать поступки. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие и художественно-эстетическое развитие.
Средства: демонстрационный материал – предметные картинки, игрушка Хрюша, ватман, гуашь, влажные салфетки, кисть.
Предварительная работа: чтение стихотворения В.Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо», беседа на тему «добрые дела», рассматривание сюжетных картинок «добрый поступок», обыгрывание ситуаций.
Ход занятия
Ритуал приветствия: «Добрые ладошки».
Дети заходят под музыку в группу и садятся полукругом на стулья
Приветствие «Ладошки»:
Мы ладошку к ладошке сложили,
И друг другу дружить предложили.
Будем мы веселиться, играть,
Чтобы умными, дружными стать.
Воспитатель: — Ребята, какие вы веселые, у вас хорошее настроение? И у меня тоже.
— Когда у человека хорошее настроение он часто улыбается. Вот и мы радуемся, улыбаемся вот так (показать как улыбаться)
Улыбнемся и пожелаем друг другу доброго утра и радостного настроения. Мы сегодня поговорим о доброте.
Стук в дверь. В группу входит Хрюша (игрушка на руке у воспитателя).
Хрюша: — Здравствуйте ребята!
(дети здороваются)
— А что такое доброта? Добрый – это значит какой? (дети отвечают: хороший, заботливый, нежадный)
— А не добрый значит какой? (отвечают: жадный, злой, грубый, вредный)
— Доброту можно потрогать, попробовать на вкус или увидеть?
(Ответы)
Воспитатель: Хрюша, попробовать конечно нельзя, но увидеть можно в поступках, действиях, делах каждого.
Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинки о добрых делах и поступках. (показывает 3-4 картинки).
Дети, рассматривая картинки, высказывают свое мнение, анализируют изображаемые поступки и действия.
Воспитатель: Когда человек совершает добрые дела и поступки, какое лицо бывает у него в эту минуту?
Дети: Незлое, приятное, мягкое, с добрыми глазами, с улыбкой.
Хрюша: А вы какие делаете добрые дела?
Воспитатель: Когда мы завязываем друг другу шарфы, кому мы делаем доброе дело? (другу)
Когда убираем посуду, мусор с пола, кому мы помогаем? (Помощнику воспитателя. У нее много других дел)
Хрюша: Ребята, а вам самим приятно, когда вы делаете доброе дело?
Значит у вас доброе сердце!
Физкультминутка.
Если любишь всех вокруг,
Делай так! (хлопки в ладоши)
Если рядом с тобой друг,
Делай так! (прыжки на месте)
Если дождик вдруг польется,
Делай так! (хлопки над головой)
Если мама улыбнется,
Делай так! (хлопки и прыжки одновременно)
Воспитатель предлагает детям сесть за столы
Воспитатель: Вы любите своих близких? (маму, папу, брата, бабушку и т.д)
Ответы детей.
Воспитатель: Любовь - это маленькое доброе солнышко внутри каждого из нас, которое живет в сердце. Оно греет нас и тех, кто рядом с нами. Давайте с вами поделимся теплом и добротой нашего сердечка.
Показать детям большое не раскрашенное сердце, нарисованное на ватмане.
Воспитатель: Вот оно, сердце, давайте мы заполним его нашей любовью и добротой.
— Сначала приготовим свои ладошки:
Воспитатель предлагает детям закрыть глаза, сделать три глубоких вдоха и выдоха.
Разотрите свои ладони. Почувствуйте, как ваши ладони становятся все теплее и теплее… Пока вы трете ладошки, подумайте о том, как мы сильно любим наших близких (15 сек). Теперь вытяните ладони вперед и дайте им немного отдохнуть. Почувствуйте, какие они… Теплые?
А теперь выберем любой цвет в красках и аккуратно раскрасим свою ладошку кисточкой и оставим свой отпечаток ладони на большом сердце.
Дети самостоятельно выполняют задание.
Хрюша: Какое яркое доброе получилось сердце. Оно получилось таким, благодаря вашей любви и доброте, которое живет внутри вас.
Хрюша: оставайтесь всегда добрыми и дарите свою доброту и любовь всем людям, животным, растениям. Добрым – это так здорово! Я обязательно расскажу об этом Степашке. До свидания!
Воспитатель: До свидания, Хрюша! Ребята, давайте попрощаемся с нашем гостем-другом.
Ритуал прощания:
Ладошки — символ доброты, любви, тепла, света и счастья. Поделитесь добром друг с другом (Дети дарят «радужные ладошки» друзьям и Хрюше).
Задачи:
- ; способах словесного обозначения равенства и неравенства (1,2,3);
- упражнять в словесном обозначении в активной речи геометрические фигуры; фонематического слуха;
- закрепить умение строить сериационные ряды из трех предметов;
- развивать умения конструировать по собственному несложному плану;
- развивать умения давать оценку поступкам героев;
- воспитывать чувство доброжелательности, сопереживания.
Материалы и оборудование: технологии «Сказочные лабиринты игры В.В.Воскобовича»: «Волшебный квадрат» (двухцветный), Фонарики (Ларчик), Фонарики, каврограф «Ларчик», Чудо-цветик, Черепашки-пирамидки; сказочные герои технологии: Луч Владыка, Малыш Гео, Магнолик, Девочка Долька.
Ход проведения конспекта комплексного занятия во второй младшей группе
Психогимнастика «Здравствуйте!»
Воспитатель:
Здравствуйте, ручки хлоп – хлоп – хлоп!
Здравствуйте ножки, топ – топ – топ!
Здравствуйте щечки плюх – плюх – плюх!
Пухленькие щечки плюх – плюх – плюх!
Здравствуйте губки – чмок – чмок – чмок!
Здравствуйте зубки – цок – цок – цок!
Здравствуйте мой носик – бип – бип – бип!
Здравствуйте детишки! Раз, два, три!
Девчонки и мальчишки, здравствуйте!
Игра «Узнай голос героев из сказки Теремок» (звучат голоса животных, дети отгадывают и отвечают на вопрос - в какой сказке мы можем встретить всех этих героев).
Под таинственную музыку появляется сказочный герой Малыш Гео, который рассказывает о том, что в фиолетовом лесу Луч Владыка заколдовал героев сказки.
Вопросы воспитателя:
Вы уже догадались, из какой сказки герои? (Ответ детей)
Что нужно сделать, чтобы выручить их? (Ответы)
А как же нам узнать, где их искать?
(в этом помогут стрелочки с изображением животных).
Игра «Волшебный квадрат» (двухцветный)
Воспитатель: Луч Владыка превратил мышку в волшебный квадрат. Чтобы ее расколдовать, необходимо сложить мышку. Дети складывают мышку. В это время на магнитной доске появляется изображение мышки.
«Черепашки-пирамидки»
Воспитатель: Наша лягушка попала в большое болото и не может выбраться. Как же нам ей помочь? (Ответы)
Необходимо построить дорожки для лягушки. В этом нам помогут «Черепашки-пирамидки».
На столе лежат конверты с заданиями для каждого ребенка (задания подобраны с учетом индивидуально-дифференцированного подхода).
Пока дети строят дорожки, на магнитной доске появляется изображение лягушки.
«Фонарики»
Воспитатель: Ребята, расколдовать зайку нам поможет Могнолик и его «Фонарики».
Дети с помощью геометрических фигур игры выкладывают изображение зайчика двумя способами: путем наложения и путем моделирования.
Музыкальная физкультминутка для лисички «Мы ногами топ-топ-топ…»
Воспитатель: Чтобы расколдовать лисичку нам необходимо повторить движения.
Дети выполняют под музыку движения, соответствующие тексту. Появляется изображение лисички.
«Чудо-цветик»
Воспитатель:
Отправляемся для спасения волка. Луч Владыка перепутал все лепестки Чудо - цветика и сказал, что не отпустит волка, пока тот не разложит лепестки по своим коробочкам.
Необходимо разложить лепестки по коробочкам: одноглазка, двухглазка, трехглазка.
На доске появляется изображение волчонка.
Конструирование на коврографе «Ларчик»
Воспитатель:
Дети, мы выручили всех героев сказки или про кого-то забыли?
Какой плохой поступок совершил медведь в этой сказке?
Давайте мы поможем ему все исправить и построим новый, красивый теремок с помощью волшебных квадратов, веревочек, кружочков, в котором будут жить все наши герои.
Всем ли хватит место в нашем Теремке?
Все изображения животных на липучках дети помещают в Теремок.
Вот теперь наши герои будут жить дружно в Теремке.
Рефлексия
Воспитатель: Возвращаемся к Малышу Гео, расскажем ему о своих приключениях.
Вопросы воспитателя:
Что было для вас самым интересным?
(Математика +аппликация)
Цель: продолжать формировать элементарные математические представления.
Задачи:
- упражнять детей прикладывать предметы точно один к одному, строго учитывая интервалы между ними
- раскладывать предметы правой рукой слева направо, приучать пользоваться словами и вы-ражениями «столько сколько» , «поровну»
- упражнять з сравнении предметов, контрольных по высоте
- умение составлять изображение предмета из частей
- продолжать учить различать и называть основные признаки предметов: цвет, форму, величину
- продолжать осваивать умение различать правую и левую руки;
- развивать память, мышление, сообразительность и воображение;
- воспитывать интерес. к занятию, трудолюбие, аккурутность, доброжелательные отношения.
Развивающая среда: игрушка-Петрушка, сундучок или коробка, геометрические фигуры на каждый стул по одной (прикреплённые к спинке) , записи звуков леса, иллюстрации и картинки к сказкам, 3 медведя и 3 миски, книжка со сказками, картинки разукрашки (на каждого ребёнка) Раздаточный материл. карточки с двумя полосками (на верхней полоске нарисовано 5 грибочков, нижняя полоска свободна) , тарелочки с ёлочками по 6-7 штук, геометрические фигуры круги, квадраты, треугольники на каждого по одной из фигур, разрезная картинка яичка на каждого ребёнка.
Ход занятия:
(Воспитатель с детьми заходит в группу, и обращают внимание на необычную коробку.)
Воспитатель.
Ребята; посмотрите, какая необычная коробка. Может она волшебная, давайте посмотрим, что там лежит.
(Воспитатель засовывает руку в коробку, одевает куклу-Петрушку (би-6а-бо) , и голосом теперь уже Петрушки, не нысовывая руки из коробки, загадывает загадку.)
«Я веселая игрушка,
А зовут меня...» (Петрушка)
(после этого вытаскивает из коробки руку с Петрушкой)
Петрушка. -Здравствуйте ребята! Я к вам пришёл из сказок, 8 вы любите сказки? (ответы детей) Я тоже их очень люблю. А какие вы знаете сказки? (ответы детей)
Какие Вы молодцы, так много Вы знаете сказок. А где живут все эти герои: волк, лиса, мед-ведь, заяц- и.д. (перечисляются только те персонажи сказок, которые назвали дети)
Правильно, ребята. Они живут в лесу. А вы хотите отправиться в лес, в гости к сказкам? А на чём мы туда можем добраться? (ответы детей)
Я вас приглашаю всех отправиться B путешествие H8 сказочном автобусе.
(воспитатель заранее раставляет стулья в три колонны друг за другом, на спинках которых прикреплены геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, - различных цветов) .
Воспитатель. - Нам нужны билеты, подойдите ко мне я их вам раздам.
Посмотрите на билеты, что там изображено? А у тебя? А у тебя?... (индивидуальный опрос детей)
Посмотрите, у меня на билете изображен синий овал. Значит, я могу сесть на место, где тоже есть синий овал. Помогите мне найти моё место. Теперь каждый из Вас найдет свое место.
((Петрушка но протяжении всего занятия путешествует вместе с детьми, вместе со всеми выполняет задания, а дети ему помогают.)
Все разместились? Можно ехать? В путь!
(дети вместе с воспитателем изображают, как едет автобус, включается запись звуков леса. На протяжении всего занятия включаются звуки леса.)
1. Первая остановка «Лесная опушка»
Ребята. А что растёт в лесу? (ответы детей)
Посмотрите, сколько грибов выросло. Странно, если грибы растут в лесу, то где же тогда лес?
А давайте для каждого грибочка мы посадим ёлочку.
(Дети садятся за парты, им раздаются карточки с ёлочками)
Положите на нижнюю полоску столько ёлочек, сколько грибочков на верхней полоске. Сколько положили ёлочек? Что можно сказать про количество ёлочек и грибочков?
(их поровну. Ёлочек столько же сколько и грибочков, а грибочков столько же, сколько и ёло-чек.)
Сколько ёлочек? Сколью грибочков? Покажите мне цифру З.
Посмотрите, какой красивый лес у вас получился, вы просто молодцы! -Отправляемся дальше в гости к сказкам.
2. Следующая остановка «Теремок»
Ребята, узнали сказку? Посмотрите, кто живёт в теремочке? А кто живёт выше всех? Кто живёт ниже всех? А кто живёт на одном этаже с цветами? Молодцы ребята! Отправляемся дальше.
(дети занимают спои места)
3. Остановка «Три медведя»
(на магнитной доске расположены медведи и миски вразброс.)
Узнали к кому мы приехали в гости? Как их зовут? Поставьте медведей по росту, начиная с большого Михаила Ивановича. Расставьте миски каждому медведю
Ребята, вы любите играть? Мишки тоже любят играть. Давайте поиграем с ними в игру?
Физминутка
Три медведя шли домой. Папа был большой, большой (идут на носочках, руки вверх)
Мама чуть пониже ростом (идут, расставив руки в стороны) А малыш Мишутка про: то очень маленький он был, с погремушками дружил (идут в полуприседе. бш ~т но коленям ладонями) Динь - динь - динь.
4. Следующая остановка «Курочка Ряба»
Посмотри те к кому мы в гости приехали? Мы в гостях у Курочки Рябы. А
почему плачет дедушка и бабушка? (ответы детей) . Как можно им помочь? Давайте поможем курочке починить золотое яичко.
(детям раздается разрезная картинка яичка из 2-3 частей)
Петрушка. Вот мы и побывали в гостях у сказок. А теперь нам пора домой.
Воспитатель. Все занимают свои места и отправляемся домой.
Петрушка. Вам понравилось наше путешествие? Мне тоже очень понравилось с Вами путе-шествовать. Я приготовил для Вас сюрприз. (Петрушка заглядывает в свою коробку и достаёт шоколадные медальки.)
Конспект
открытого занятия по ФЭМПу
во 2 младшей группе
Болотенкова О.Е.
Москва, 2016 г.
«Путешествие с колобком»
Воспитатель Болотенкова О.Е.
Цель
Задачи : 1. Образовательная.
2. Развивающая.
Развивать мелкую моторику;
Развивать связную речь.
3. Воспитательная.
Воспитывать аккуратность
Коммуникация
Познание (ФЭМП)
Социализация
Здоровье
Безопасность
Музыка
5.Активизация словаря.
Название частей суток.
Ход занятия.
Не лежалось на окошке,
Жил веселый колобок,
Колобок румяный бок.
Он от бабушки ушел,
Он от дедушки ушел.
По дорожке покатился,
В густом лесу он очутился,
Еду в нем на верхней полке
К морю, к солнышку, на юг.
А колеса без умолку
Д: Геометрические фигуры.
Д:отвечают на вопросы.
Д: Деревья.
Д: Много.
Д: Они качаются.
Ветер дует нам в лицо.
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише.
Деревцо все выше, выше.
Д: нет, кошки не было.
Восп: Почему?
Д: Один.
Д: Много.
Д: Ни одного, нисколько.
Д: Волк.
Восп:
Я серый волк, зубами щелк
Колобка не пропущу,
Его сразу проглочу.
Д: Нет, не так.
Д: Одна – две - Три.
Восп: Какого они цвета?
Д: Нет, не одинаковые.
Д: Красная.
Д: Желтая.
Восп: А вот и медведь.
Мишка бурый, мишка бурый.
Отчего такой ты хмурый?
Восп: А Настасья Петровна?
Восп: А Мишутка какой?
Мишка шел, шел, шел.
Белый гриб нашел.
Раз – грибок, два – грибок.
Положил из в кузовок.
Д: Красные.
Д: Круглые.
Предварительный просмотр:
ФГБДОУ «Цент развития ребенка – детский сад № 1387» УД ПРФ
Конспект
открытого занятия по ФЭМПу
во 2 младшей группе
Болотенкова О.Е.
воспитатель 1 квалификационной категории
Москва, 2016 г.
Занятие по формированию элементарных математических представлений во 2 младшей группе
«Путешествие с колобком»
Воспитатель Болотенкова О.Е.
Цель : формирование пройденных математических представлений у детей 2 мл. группы.
Задачи : 1. Образовательная.
Закрепить умение различать и называть геометрические фигуры;
Закрепить понятия: один, много, больше, меньше, поровну.
Закрепить умение устанавливать отношения между понятиями: большой, поменьше, самый маленький.
Закреплять умение определять количественное соотношение двух групп предметов, понимать смысл понятий: больше, меньше, поровну, один, много.
Закрепить понятие: длинный-короткий, высокий-низкий, широкий-узкий, толстый-тонкий; цвета: желтый, синий, красный, зеленый; форма – круг, квадрат, треугольник.
Закрепить умение ориентироваться на три признака одновременно (цвет, форма, величина);
Закрепить названия частей суток.
2. Развивающая.
Формирование внимания, мышления, мышления, воображения, памяти;
Развивать слуховое восприятие;
Развивать мелкую моторику;
Развивать связную речь.
3. Воспитательная.
Воспитывать доброжелательность, чувство взаимопомощи;
Воспитывать аккуратность
4. Интеграция образовательных областей:
Коммуникация
Познание (ФЭМП)
Социализация
Здоровье
Безопасность
Музыка
5.Активизация словаря.
Название геометрических фигур;
Название частей суток.
Ход занятия.
Восп. Ребята, вы любите сказки? А какие сказки вы знаете? Сегодня утром я встретила одного сказочного героя. Он сказал, что очень хочет встретиться с вам и пригласить вас в веселое путешествие. Вы хотите с ним встретиться? Тогда отгадайте загадку:
Не лежалось на окошке,
Покатился по дорожке…(колобок).
Восп: Правильно, это колобок. А вот и он. (выставляет на стол колобка квадратной формы).
Дети смеются и высказывают свои впечатления.
Восп: Что-то не так? Почему вы смеетесь?
Д: Колобок не такой, он круглый, катиться.
Восп:(достает из-за квадратного колобка, колобка круглой формы). Все ясно, он решил над нами подшутить. Вы знаете про него сказку? Что случилось с ним в конце сказки?
А сегодня мы отправимся в путешествие в новую сказку про колобка, который любит математику.
Жил веселый колобок,
Колобок румяный бок.
Он от бабушки ушел,
Он от дедушки ушел.
По дорожке покатился,
В густом лесу он очутился,
А поедем мы в путешествие на чем? (ответы детей) Отгадайте загадку.
Еду в нем на верхней полке
К морю, к солнышку, на юг.
А колеса без умолку
Тук-тук-тук, тук-тук-тук (поезд)
Да, мы поедем на поезде. Но сначала вы должны получить билеты, чтобы потом занять свое место в вагоне (раздать билеты с геометрическими фигурами)
Посмотрите, внимательно, что на них изображено.
Д: Геометрические фигуры.
Восп: Вам надо сесть на тот стульчик, на котором изображена такая же фигура, как на вашем билете. Я буду кондуктором: приготовьте свои билеты, скажите, какая на них изображена фигура и на что она похожа. (круг – похож на солнышко, треугольник – на крышу, квадрат – на картину и т. д)
Д:отвечают на вопросы.
Восп: Ну а теперь поехали (Под музыку садятся на стульчики и топают ногами). Вот мы и в лесу. Что растет в лесу?
Д: Деревья.
Восп: Давайте поиграем. Деревья бывают какие?(дети встают со стульчиков и встают возле воспитателя).
Д: Высокие и низкие (сопровождают движениями).
Восп: Стволы у них бывают какие?
Д: Толстые и тонкие (сопровождают движениями).
Восп: Ствол – один, а веток - …
Д: Много.
Восп: А когда ветер дует, что происходит с деревьями?
Д: Они качаются.
Ветер дует нам в лицо.
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише.
Деревцо все выше, выше.
Слова сопровождаются движениями.
Восп: А в лесу колобка и нас уже встречают звери. Вот такие: волк, заяц, медведь, лиса и кошка. Правильно? (Выставить картинки)
Д: нет, кошки не было.
Восп: Почему?
Д: Кошки не живут в лесу, они домашние животные, а в лесу живут дикие, лесные.
Восп: Правильно, а вот и зайка. Что-то он не веселый. Давайте мы его порадуем, поиграем с ним. А для этого тоже надо превратиться в зайчиков. Надевайте шапочки. Сколько было зайчиков?
Д: Один.
Восп: А теперь сколько стало зайчиков?
Д: Много.
Проводится игра «Зайка серенький сидит…»
По окончании игры дети убегают на диван.
Восп: А сколько теперь осталось зайчиков на лужайке?
Д: Ни одного, нисколько.
Восп: Давайте спросим зайчика, почему он грустил? Зайчик говорит, что он хочет послать своим друзьям посылки с морковкой и не может подписать коробки, потому что не умеет считать. Давайте поможем зайчику. В этой коробке лежат морковки для друга – бельчонка. Сколько морковок? (считают - одна) Какую цифру мы прикрепим к коробке? (находят и крепят на коробку).Один. А в этой коробке морковки для друзей – ежат. Сколько морковок? (считают – две) Какую цифру мы прикрепим к коробке? (находят и крепят на коробку). Два. А в этой коробке морковки для братьев - зайчат. Сколько морковок? (считают – три). Какую цифру мы прикрепим на коробку? (находят и крепят) Три.
Ну вот наш зайка и повеселел. Скажем ему: «До свидания» и пойдем дальше. Кто нас ждет на этой поляне?(надеть куклу на руку).
Д: Волк.
Восп:
Я серый волк, зубами щелк
Колобка не пропущу,
Его сразу проглочу.
Восп: Нет, серый волк, не надо есть колобка.
Восп: (за волка) Хорошо, я не буду есть колобка, но вы тогда помогите мне. Я поспорил со своими друзьями, что ночью – мы гуляем и играем, вечером – идем в детский сад, днем – ужинаем, а утром – спим.
Д: Нет, не так.
Восп: Ребята, давайте поможем волку. Что мы делаем и когда?
Показ картинок, игра «Что бывает и когда»
Когда мы идем в д/с – утром.
Когда в садике обедают? – Днем.
Когда мы уходим из садика домой? – Вечером.
Спать мы когда ложимся? – Ночью.
Восп(за волка): Вот, молодцы, спасибо вам. А за это я вам скажу, как дойти до домика медведя. К нему нужно идти по самому длинной дорожке.
А вот и дорожки. Сколько их, давайте сосчитаем.
Д: Одна – две - Три.
Восп: Какого они цвета?
Д: Красная, желтая и зеленая.
Восп: Одинаковые ли они по длине?
Д: Нет, не одинаковые.
Восп: Какая же дорожка самая длинная?
Д: Красная.
Восп: А какя дорожка самая короткая?
Д: Желтая.
Восп: По какой же дорожке нам надо идти?
Д: По самой длинной, по красной.
Идем по очереди, друг за другом по красной дорожке.
Восп: А вот и медведь.
Мишка бурый, мишка бурый.
Отчего такой ты хмурый?
Восп: Мишка говорит, что пока он, Настасья Петровна и сынок Мишутка были в лесу, к ним в дом пришла Маша и навела беспорядок. И теперь они сами не могут разобраться, где чья кружка, где чья ложка, подушка. Медведи очень просят помочь им навести порядок. Давайте вспомним, какой Михайло Иванович?
Д: Самый большой. И вещи его самые большие.
Восп: А Настасья Петровна?
Д: Поменьше, и вещи ее поменьше.
Восп: А Мишутка какой?
Д: Маленький. И вещи его маленькие.
Восп: Давайте в большую коробку положим вещи большие, для Михаила Ивановича, в коробку поменьше – вещи для Настасьи Петровны, а в самую маленькую – вещи маленькие – для Мишутки.
Дети по очереди снимают с доски предметы и раскладывают по коробкам.
После этого медведь предлагает поиграть.
Мишка шел, шел, шел.
Белый гриб нашел.
Раз – грибок, два – грибок.
Положил из в кузовок.
Дети под стихи выполняют имитационные движения.
Восп: Мы шли – шли и пришли к домику лисички – сестрички. Лисички сейчас дома нет. Давайте сделаем лисичке сюрприз. Чтобы она не съела колобка нужно испечь ей пирожки. Но чтобы растопить печку - нужны дрова. Дрова принесите особенные. Послушайте внимательно, какие: не синие и не желтые (лежат коробки с блоками Дьенеша). А какие?
Д: Красные.
Восп: Найдите в коробке и положите в печь. Печь растоплена, будем печь пирожки. А пирожки будут особенные: не квадратные и не треугольные. А какие?
Д: Круглые.
Восп: Правильно. Достаньте из коробки и положите их на поднос. Вот молодцы. Теперь лисичка будет сыта и никого не обидит. Но нам пора возвращаться из путешествия по сказке. Скажите нашему колобку: «До свидания» и садитесь в поезд на свои места.
2 вар: Лисичка просит помочь собрать бусы: показывает картинку с началом цепочки: большая бусинка, маленькая бусинка и т.д.
Дети выкладывают цепочку на столе.
Образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие»
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие»
Тип: интегрированное занятие (на базовой основе общеобразовательной программы «Радуга»)
Возраст детей: 3-3,5 лет (2 младшая группа)
Формы непосредственной образовательной деятельности:
- продуктивная (изготовление продуктов детского творчества);
- коммуникативная (беседа, ситуативный разговор, речевая ситуация, сюжетно-театрализованная игра);
- познавательно-исследовательская (наблюдение, решение проблемных ситуаций, моделирование);
- игровая (сюжетная игра);
- двигательная (игровое упражнение с речевым сопровождением, пальчиковая игра);
- музыкально-художественная (слушание);
- трудовая (дежурство, поручения, совместные действия).
Формы организации:
фронтальная, индивидуальная.
Цель:
- продолжать вызывать интерес к лепке;
- побуждать на основе игровой мотивации создавать из пластилина простейшую конструкцию моста доступными каждому ребенку средствами.
Задачи:
- формировать навык раскатывания пластилина в «колбаску» («бревнышко»); развивать умение отщипывать пальцами небольшие кусочки от бруска;
- повторять названия доступных для данного возраста цветов (красный, синий, желтый, зеленый, белый, коричневый и т. д.);
- формировать у детей знания о конструкции моста как постройке, его функции;
- создать предпосылки речевой активности, построения простых синтаксических конструкций при решении проблемной игровой ситуации;
- развивать коммуникативное и личностное взаимодействие детей с обыгрываемыми персонажами;
- развивать элементы речи, мышления, внимания, воображения, памяти;
- прививать желание приходить на помощь тому, кто в этом нуждается;
- продолжать приучать детей к чистоте и порядку на рабочем месте.
Словарь новых слов:
бревнышки, брусок.
Предварительная работа:
- знакомство с повадками ежа, его образом жизни в зависимости от времени года;
- разучивание игры малой подвижности «Вышли мышки как-то раз», пальчиковой гимнастики «Долго, долго мы лепили».
Оборудование и материалы:
- пластилин и доски для пластилина, салфетка (для каждого ребенка);
- куклы из театра: ежик, мышонок;
- раздаточный материал: полянка с изображением (способом аппликации) речки с начатой постройкой моста и силуэтами ежика и мышонка по ее разные стороны (для каждого ребенка);
- иллюстрация Ю. Васнецова к потешке «Скок-поскок» с изображением моста;
- магнитофон (аудиозаписи «Ежик резиновый», «Мышонок Тарасик» для музыкального фона).
Организационный момент (1 мин)
Задачи для воспитателя: создать условия для образовательной деятельности, заинтересовать детей игровой ситуацией.
Задачи для воспитанников:
настроиться на образовательную деятельность.
Метод проблемного изложения
Воспитатель сажает детей в круг на ковре
— Ребята, послушайте, кто это так грустно вздыхает? (Дети прислушиваются.)
Воспитатель достает спрятанную за одеждой перчаточную куклу ежа.
— Это ежик.
— Да, это ежик. Он снова пришел к нам в гости. Здравствуй, ежик! Мы рады тебя видеть. Ребята, поздоровайтесь с нашим другом.
— Здравствуй, ежик. (Индивидуальные и хоровой ответы.)
Вводная часть (5 мин)
Задачи для воспитателя:
- помочь детям вспомнить материал предыдущих занятий;
- настроить на решение проблемной ситуации;
- вызвать желание помочь персонажам;
- развивать элементы речи, мышления, внимания, воображения, памяти.
Задачи для воспитанников:
- развивать умение использовать в речи готовые синтаксические конструкции-обращения;
- учиться логически подходить к решению проблемы.
Методы:
- объяснительно-иллюстративный;
- беседа;
- метод применения знаний.
Воспитатель:
— Ребята, вы помните, как мы помогали ежику?
— Да. Мы угощали его соком, помогали ему в саду, лечили его иголки.
— Но почему-то ежик сегодня такой грустный… Давайте спросим его об этом.
— Ежик, почему ты такой грустный, что с тобой случилось? (Индивидуальные и хоровой ответы.)
Воспитатель отвечает за ежика:
— Осенью я должен ложиться спать в свою норку. Буду спать до самой весны и долго не увижу своего друга мышонка.
Воспитатель:
— Так давайте позовем мышонка к нам в гости.
— Мышонок! Мышонок!
Воспитатель вынимает игрушку мышонка и разговаривает от его имени (грустно):
— Здравствуйте, ребята.
— Здравствуй, мышонок.
Воспитатель:
— Мышонок, ты тоже какой-то грустный.
— Да, скоро мой друг ежик ляжет спать, и я не смогу с ним играть.
— Так давай мы с тобой поиграем.
Физкультминутка «Вышли мышки как-то раз»
Вышли мышки как-то раз
Поглядеть, который час.
(дети идут по кругу)
Раз, два, три, четыре,
(идут в круг, хлопая в ладоши на каждый счет)
Мыши дернули за гири.
(движения руками вверх-вниз)
Вдруг раздался страшный звон,
(качают головой, обхватив ее руками)
Разбегайтесь, мышки, вон!
(выбегают из круга)
Воспитатель:
— Тебе понравилось, мышонок?
— Да. С вами очень весело, но я очень скучаю по ежику.
— А почему же вы не встретитесь?
— Мы живем на разных берегах речки. Вода уже холодная, поэтому переплыть ее нельзя. А мостик через речку сломался. Помогите нам, ребята!
Воспитатель:
— Ребята, вы хотите помочь друзьям-зверюшкам встретиться?
— Да!
— А вы видели когда-нибудь мостики? Для чего они нужны?
— Видели. Мостики нужны, чтобы переходить с одной стороны речки на другую.
СКОК-ПОСКОК
Скок-поскок,
Сколочу мосток,
Серебром замощу,
Всех ребят пущу.
— Можно построить мостик из кубиков, но я предлагаю сделать его из пластилина.
Основная часть (8 мин)
Задачи для воспитателя:
- актуализировать знания детей о работе с пластилином и способах раскатывания;
- создать непринужденную рабочую атмосферу;
- оказывать индивидуальную помощь в работе.
Задачи для воспитанников: продолжать учиться самостоятельно раскатывать «колбаски» и конструировать из них мостик.
Методы:
- объяснение;
- беседа;
- демонстрация;
- наблюдение;
- метод применения знаний;
- закрепления умений;
- репродуктивный;
- метод выполнения заданий.
Воспитатель предлагает детям пройти к столу для разъяснения дальнейших действий. Дети становятся вокруг стола воспитателя.
— Ребята, приготовим руки к работе. (Дети закатывают рукава.)
— Как вы думаете, можно пройти по такому мостику на другую сторону? Почему?
— Нельзя, можно провалиться в воду. (Дети используют речевой оборот «я думаю…»)
— Правильно. Чтобы починить мостик, нужны бревнышки.
Воспитатель показывает и поясняет:
— Целый кусок пластилина называется «брусок». Скажем вместе.
— Брусок.
— Пластилин стал мягким. Почему?
— Потому что он лежал на батарее.
— Я отщипываю от бруска небольшой кусок и катаю бревнышко руками или на доске. Покажите, как катать бревнышко.
Дети имитируют раскатывание «колбаски», «столбика».
— Когда бревнышек станет много, я смогу починить мостик (воспитатель укладывает «бревнышки» на дуги):
Нужен мостик на пути,
Чтобы речку перейти.
Вот мы бревнышки берем,
Ровно рядышком кладем.
— Теперь ежик и мышонок могут, наконец, встретиться (с помощью силуэтов персонажей имитирует встречу друзей, которые благодарят воспитателя). А я после работы протру свою доску салфеткой и приберу свое рабочее место.
Дети приступают к работе.
Воспитатель контролирует процесс, при необходимости помогая детям. Попутно спрашивает в индивидуальном порядке, какого цвета пластилин выбрал ребенок. Фоном для работы звучат детские песни о ежике и мышонке. В середине процесса лепки (или по ситуации) проводится физкультминутка.
Физкультминутка «Долго, долго мы лепили»
Долго, долго мы лепили,
(сжимают и разжимают пальцы в кулак)
Наши пальцы утомили.
(встряхивают кистями рук)
Пусть немножко отдохнут
И опять лепить начнут.
(поглаживают каждый пальчик по очереди на обеих руках)
Дружно руки разведем
(разводят руки в стороны)
И опять лепить начнем.
(хлопают в ладоши)
Дети выполняют движения в соответствии с текстом.
Итог занятия (1 мин)
Задачи для воспитателя: создать условия для рефлексии, оценки коллективных действий и самооценки каждого ребенка.
Задачи для воспитанников:
- учиться объективно оценивать результат собственного труда;
- помогать воспитателю раскладывать материалы для работы на места.
Методы:
- беседа;
- обобщение;
- метод устного контроля и самоконтроля.
Воспитатель:
— Ребята, ежик и мышонок благодарят вас за помощь. Вы очень добрые и хорошие.
Дети выполняют игровые действия, ставят поделки на общий стол для коллективной оценки.
Готовые поделки