Конспект открытого комплексного занятия
по нравственно-патриотическому воспитанию
Тема: Семейные обычаи на Руси
Программное содержание: Расширять и углублять представления детей о старинных семейных обычаях, закреплять знания старинных русских имен. Учить использовать нетрадиционную технику рисования (роспись пером) , выполняя элементы: волнистые линии, листик, точки. Обогатить словарный запас существительными: оберег, тезка, колыбелька, лапти, чугунок, сундук; определениями: старинный, деревянный, расписной, узорчатый; учить составлять рассказы о былинных героях, знаменитых поэтах. Развивать психические процессы: внимание, память, мышление. Воспитывать уважение, интерес к обычаям старины, к русскому фольклору; чувство эмпатии.
Подготовительная работа: беседы по ознакомлению с окружающим «Я и мое имя», «Предметы русской старины», «Русская изба»; расписывание плоскостных и объемных форм из соленого теста пером; ознакомление с техникой рисования пером; индивидуальная работа с детьми «Мое известное имя»; выполнение совместного с родителями проекта «Паспорт имени»; посещение музея; чтение русских народных сказок, былин, рассматривание иллюстраций, слушание русских народных песен, колыбельных; организация и проведение с детьми русских народных игр.
Материалы и оборудование: аудиозаписи с русской народной музыкой; письмо; массажные коврики; атрибуты зимнего леса; атрибуты русской избы; кукла; уголек, зернышки, монетки, таз с водой, полотенце; русская рубашка; колыбелька; кусочек хлеба и соли; заготовки из соленого теста «Оберег»; перышки, палитры с гуашью – желтая, красная, зеленая; баночки с водой; влажные салфетки.
Ход занятия
Дети входят в групповую комнату. .
Воспитатель:
Дети, а вы любите путешествовать?
Воспитатель:
Я вас приглашаю в путешествие по зимнему лесу. Посмотрите, а что вы видите в нашем лесу.
Снег, деревья, волшебный камень.
Воспитатель:
Дети, что же это за камень? А камень – не простой, на нем что-то написано. Вам интересно что написано? Я вам прочту, а вы слушайте внимательно:
Налево пойдешь – далеко не уйдешь.
Прямо пойдешь – в чужую группу попадёшь.
Направо пойдешь – много интересного найдешь.
Дети, куда же пойдем?
Направо.
Воспитатель:
А где правая сторона?
Дети показывают правую сторону.
Воспитатель:
Ну, что же, в путь!
Дети идут по массажному коврику.
Мы шагаем по сугробам
По сугробам белолобым,
Подними повыше ногу
Покажи другим дорогу!
Дети проходят в зону «изба».
Воспитатель:
Вот мы и пришли. Дети куда мы попали? Посмотрите, сколько здесь интересных вещей. Где же мы?
В русской избе.
Воспитатель:
А почему вы решили, что это изба?
Потому что здесь стоят самовар, печка, деревянная посуда.
Воспитатель: показывает чугунок.
Дети, что это?
Чугунок.
Воспитатель:
Для чего нужен чугунок?
В нем варили кушать.
Воспитатель: показывает лапти.
Дети, а это что?
Воспитатель:
А для чего нужны лапти?
Их одевали на ноги.
Раздается звук плача ребенка.
Воспитатель:
Дети, что это за звук? Кто плачет?
Достает из колыбельки куклу.
Воспитатель:
Дети, посмотрите, вот кто у нас плачет – малыш. это кукла-малыш, Он только сегодня родился, поэтому он и плачет. Давайте его покачаем.
Ребенок, доставший куклу, качает, плач стихает.
Воспитатель:
С давних времен, когда ребенок рождается, родители ему придумывают имя. Давайте и мы придумаем нашему ребеночка имя, но только имя будет не простое, а старинное. Дети, какие вы знаете русские старинные имена?
Дети предлагают имена, выбирают одно имя - ребеночка называют Егорушкой.
Воспитатель:
Дети, а вы знаете, что сейчас, пока ребеночек маленький, его все будут называть ласково Егорушкой. А когда он вырастет, то его уже будут называть Егором. Мы растем и имя наше растет. А вы знаете, как вырастет ваше имя? Как вас будут называть, когда вы станете большими?
Ответы детей: Сейчас меня зовут Ира, а когда я вырасту, то меня будут звать Ириной и т. д.
Воспитатель:
Молодцы. Вот мы и познакомились с Егорушкой и назвали ему свои имена.
А вы знаете, что обозначает имя Егор?
Воспитатель:
Это имя обозначает хозяин земли. Родители, когда называли его таким именем, хотели, чтобы когда Егорушка вырос у него было много-много земли и чтобы он был богатым и счастливым. Дети, а вы знаете, что означают ваши имена?
Ответы детей.
Воспитатель: - Молодцы, какие у вас интересные имена! Но наши имена не принадлежат только нам. Многие люди носят одинаковые имена. Как называют таких людей?
Воспитатель:
А кто-нибудь из вас знает знаменитых и известных людей, у которых было такое же имя, как и у вас.
Дети рассказывают об известных им людям.
Воспитатель:
Молодцы! Очень интересные истории вы нам рассказали. Дети, ну уж если вы тезки таким известным людям, то вы должны быть такими же сильными, храбрыми, умными. Дети, посмотрите, здесь для Егорушки приготовлены вещи, что же это?
Показывает поочередно: уголек, зернышки, монетки.
Уголек, зернышки, монетки.
Воспитатель:
А кто знает, зачем нашему Егорушке эти вещи?
Их клали, когда купали ребенка.
Воспитатель:
Да, правильно, раньше, на Руси, давным-давно, во времена наших прабабушек и прадедушек, эти вещи клали в таз с водой, когда ребеночка в первый раз купали. Давайте и мы с вами тоже их положим нашему Егорушке.
Воспитатель кладет уголек:
Воспитатель:
А что говорили, когда клали уголек?
Привыкай к домашнему теплу.
Первый ребенок кладет зернышки.
Воспитатель:
А что говорили, когда клали зернышко?
Будь всегда сыт.
Второй ребенок кладет денежку.
Воспитатель:
А что говорили, когда клали монетку?
Будь всегда богат.
Воспитатель берет одного ребенка, он купает куклу.
Тили-тили-тили-тили
Мы по воду ходили.
Воды для Егорки -
Полное ведерко.
Мыли-мыли-мыли-мыли
бело-набело отмыли
Лишь головка одна
Всё черным-черна!
Дети вытирают куклу.
Воспитатель:
Полотенце вышито и бело
Вытирай-ка малыша умело
Будет чистеньким малыш
Вырастет у нас крепыш.
Воспитатель:
Дети, вот мы помыли, вытерли Егорушку, а что же потом делали с ребеночком?
Одевали.
Воспитатель:
А во что одевали ребеночка?
В отцову рубашку.
Воспитатель:
А почему ребеночка одевали в отцову рубашку?
Чтобы ребенок был похож на отца и матушку.
Воспитатель:
Да, родители хотели, чтобы ребеночек, когда вырос, тоже был таким же работящим, честным, как и они. Посмотрите, какая рубашка, какая она?
Красная, красивая, праздничная.
Воспитатель:
Давайте и мы оденем Егорушку.
Дети одевают куклу.
Воспитатель:
А что приговаривали, когда одевали рубашку родителей?
Расти хорошо малыш, будь похож на отца с матерью, трудись как они трудятся, отдыхай, как им отдыхается.
Воспитатель:
Укладывали спать.
Воспитатель:
А куда клали спать ребеночка?
В колыбельку.
Воспитатель:
А что же такое колыбелька?
Это кроватка, куда клали малыша и качали.
Воспитатель:
Да, есть у нас такая колыбелька. Достает колыбельку. Посмотрите, какая колыбелька у нашего Егорушки (показывает детям) .
Деревянная, расписная.
Дети, а посмотрите, что я нашла в колыбельке. Что это?
Показывает детям кусочек хлеба и соли, дает попробовать.
Воспитатель:
Что же это?
Хлеб и соль.
Воспитатель:
Правильно, хлеб да соль. Вы знаете, что на Руси хлебом-солью всегда встречали на Руси дорогих, долгожданных гостей. Они клали хлеб и соль и приговаривали: «Наконец-то ты родился, Егорушка! Долго мы тебя ждали!»
Дети кладут в колыбельку.
Дети, положили родители ребеночка в колыбельку, а что дальше делали?
Пели колыбельную.
Воспитатель:
А что такое колыбельная?
Это песенка, под которую засыпает ребенок.
Воспитатель:
Дети, а давайте и мы споем колыбельную для Егорушки. Споем?
Дети поют совместно с воспитателем:
Баю-баюшки-баю
Я тебе покой дарю.
Ветер в окна к нам свистит,
Снег по улице кружит.
В небе звездочка горит:
«Спи, сыночек, - говорит, -
Баю-баю-баю-бай
Спи, Егорка, засыпай!»
Воспитатель:
Вот и уснул наш Егорушка. Дети, а вам понравилась колыбельная?
Воспитатель:
А когда вы вырастете, вы тоже будете петь колыбельную для своих деток. Вот так проходил первый день рождения родившегося ребеночка на Руси. Дети, а вы знаете, когда у вас день рождения?
Мой день рождения – весной, в апреле. А ваш?
Дети перечисляют дни рождения.
Воспитатель:
Молодцы, знаете когда у вас дни рождения. И у нашего Егорушки сегодня первый день рождения. И пока в свой первый день ребеночек спал, родные не отдыхали, а принимались мастерить ему подарки. Как вы думаете, что они готовили ему в подарок?
Дети высказывают предположения.
Воспитатель:
Да, кто рубашку сошьет, кто носочки свяжет, кто игрушку смастерит. Дети, давайте и мы с вами сделаем подарок для Егорушки – и не простой подарок, а настоящий оберег. Дети, а что такое оберег?
Это предмет, который защищал и охранял людей от бед.
Воспитатель:
Да, это так, он защищал ребенка от беды. Послушайте, как звучит слово – оберег – оберегает, значит. Дети, а вы хотите тоже сделать Егорушке подарок, чтобы он оберегал его от бед? Ну тогда садитесь за столы.
Смотрим на наш оберег (показывает образец) .
Воспитатель:
Из чего мы с вами его лепили?
Из соленого теста.
Воспитатель:
А чем мы украшали?
Ягодой рябинкой, ленточкой.
Воспитатель:
А как мы располагали рябинки?
Вверху, внизу, слева, справа.
Воспитатель:
А какими узорами мы расписывали?
Точками, волнистыми линиями, листочками.
Воспитатель:
Дети, а как мы располагали листики?
Слева и справа.
Воспитатель:
Дети, но мы с вами сейчас находимся в русской избе и расписывать будем по старинным обычаям. А вы знаете, чем рисовали на Руси?
Угольками. Перышками.
Воспитатель:
Да, гусиными перышками. Дети, возьмите правильно гусиные перышки и приступаем к работе.
Воспитатель рассаживает детей за столы, воспитатель напоминает об осанке за работой, помогает детям (Ты с чего начнешь работать? Каким цветом будешь расписывать? и т. д. Если ребенок закончил – Какими элементами ты расписал? Какого цвета?) После работы детей воспитатель хвалит за работу, отмечает за аккуратность и т. п.
Воспитатель:
Дети, вы устали, давайте мы отдохнем? На днях рождения, гости попусту не сидели, а водили хороводы, играли. А хотите поиграть в самую настоящую старинную русскую игру? Давайте мы поиграем в игру «Ворон».
Ой, ребята, та-ра-ра
На горе стоит гора
А на той горе дубок
А на дубе воронок
Ворон в красных сапогах (движение ногами вперед)
В позолоченных серьгах (показывают серьги)
Черный ворон на дубу (показывают крылья)
Он играет во трубу (показывают игру на трубе)
Труба точеная, позолоченная (хлопки в ладоши)
Труба ладная, песня складная (хлопки в ладоши)
Да (поднимают и опускают руки)
Воспитатель:
Дети, понравилась игра? А теперь давайте подарим Егорушку наши подарки и пусть каждый пожелает ему что-нибудь.
Никогда не болей, будь здоров.
Расти сильным, крепким да удалым.
Слушай отца-батюшку да родную матушку.
Будь добр и пусть встречаются добрые люди.
Пусть живет-поживает, да добра наживает.
Воспитатель:
Ну а вам, дорогим гостям, за пожелания и за слова добрые тоже подарок – настоящий именинный пирог.
Дети, а вам понравился день рождения Егорушки?
Ответы детей.
Спасибо за занятие, за работу вашу, за старание.
Конспект занятия по ОБЖ
Подготовительная группа
« Его Величество Электричество »
Программное содержание:
-обобщать знания детей об электричестве;
-расширять представления о том, где «живет» электричество и как оно помогает человеку;
-закрепить правила безопасного поведения в обращении с электроприборами в быту.
Ведущий:
Таинственный гость прислал нам загадку: «Я невидимый работник. Меня никто не видел, но знает каждый. Я умею все делать: варить обед, кипятить чай, гладить белье. Без меня не могут работать заводы и фабрики. Со мной не соскучишься. Я и песни умею петь и сказки рассказывать. Дома и на улице всем помогаю, обо мне говорят: «Хоть и безрукий, но мастер на все руки» Кто я такой?»
Дети: Электрический ток
Ведущий: Давайте пригласим его в гости и познакомимся с ним поближе.
Входит Его Величество Электричество
Здравствуй, дети! Я – Его Величество Электричество! А вы знаете, откуда я прихожу в ваш дом? Я рождаюсь на электростанциях и по проводам, спрятанным глубоко в землю или очень высоко над землей, прихожу в дома, машины, на заводы и помогаю человеку. Мне приходиться совершать длинное путешествие по улицам и переулкам. Прихожу я в дом по электрическому проводу . Этот провод – дорожка. Сверху она одета в резиновую рубашку, а под ней пучок тонких медных проволочек. Вот по этим проволочкам я и попадаю в розетки, а затем в электроприборы.
Ведущий: Для чего нужен электрический ток?
Дети: смотреть телевизор, пылесосить, играть в компьютер…
Его Величество Электричество:
Электроприборы окружают вас повсюду. Они, как добрые волшебники, помогают вам везде. Без них человеку было бы трудно. Ребята, а у вас дома есть электроприборы? Назовите их.
Выходят дети с рисунками бытовых электроприборов в руках (картинки перевернуты), после отгадывания загадок дети показывают картинки
1-й ребенок
Если кнопочку нажать
Будет музыка звучать (магнитофон)
2-й ребенок
Чудо-ящик -
В нем окно.
В том окошечке -
Кино! (Телевизор)
3-й ребенок
Пыль найдет и вмиг проглотит
Чистоту для нас наводит.
Длинный шланг, как хобот-нос,
Коврик чистит...(пылесос)
4-й ребенок
Гладит платья и рубашки,
Отутюжит нам кармашки.
Он в хозяйстве верный друг –
Имя у него...(утюг)
5-й ребенок
Полюбуйся, посмотри -
Полюс северный внутри!
Там сверкает снег и лёд,
Там сама зима живёт. (Холодильник)
6-й ребенок
Только я, только я
Я на кухне главная
Без меня как не трудитесь
Без обеда насидитесь (электроплита)
7-й ребенок
Посмотри на бочок
Во мне вертится волчок.
Ни кого он не бьет
Зато всё собьёт (миксер)
8-й ребенок
На столе в колпаке
Да в стеклянном пузырьке,
Поселился дружок –
Развеселый огонёк (настольная лампа)
Его Величество Электричество: А теперь пришла пора поиграть нам, детвора.
Игра «Ток бежит по проводам».
игры: Дети, перехватывая правой и левой рукой узелки на веревке, говорят слова:
Ток бежит по проводам,
Свет несет в квартиру нам.
Чтоб работали приборы,
Холодильник, мониторы.
Кофемолки, пылесос,
Ток энергию принес.
Ведущий:
Очень помогает нам электричество, но и к себе требует уважения: хочет, чтобы с ним обращались, как положено. Если сунешь пальцы в розетку или дёрнешь за провода, ток может дёрнуть тебя за руку! Он так сдачи даёт. Недаром говорят; «Меня током ударило». Особенно опасно, если электричество повстречается с водой. Только прикоснёшься мокрой рукой к выключателю – ток пробежит через воду и ударит тебя.
Его Величество Электричество:
Послушайте поучительную историю, которая приключилась с одной маленькой девочкой (инсценировка)
Девочка:
В гости к нам пришла соседка,
Мы резвились с ней полдня,
Спицу вставили в розетку,
Из розетки – столб огня!
Мы с соседкой еле-еле
Прыгнуть в сторону успели!
Папа мой, большой знаток,
Нам сказал:
Мальчик:
«В розетке – ток,
Вам розетку эту я
Трогать не советую,
Утюги и провода
Не хватайте никогда!
Ток невидимый без рук
Вас ударить может вдруг!»
Его Величество Электричество: Запомните важное правило, повторяйте за мной (дети хором повторяют)
Гвоздики и пальчики
В розетку не вставлять.
Электричество опасно –
Это каждый должен знать.
Его Величество Электричество:
Запомните на будущее еще несколько очень важных правил
Играть вблизи объектов энергетики и даже приближаться к ним крайне ОПАСНО!
Смертельно опасно подходить к любым провисшим или оборванным проводам.
Нельзя разводить костры, устраивать спортивные площадки и площадки для игр, ловить рыбу, запускать "воздушных змеев" вблизи воздушных линий электропередачи.
Ни в коем случае нельзя залезать в трансформаторные подстанции, трогать руками оборудование, провода. Этим вы подвергаете свою жизнь смертельной опасности и можете оставить без электричества сотни и тысячи людей.
Постарайтесь запомнить эти правила, и я буду для вас всегда самым надежным другом.
Его Величество Электричество:
Пришла пора прощаться,
Но с вами расставаться
Не будем мы друзья.
Я главный ваш помощник,
И без меня, ребята,
Никто на белом свете
Не проживет ни дня.
Использование считалок в подвижных играх на прогулках
Конспект занятия на тему:
Использование считалок в подвижных играх на прогулках.
Цель.
Продолжать учить детей четко произносить считалку и вести правильно пересчет: при первом её слове указывать пальцем на себя, при втором - на своего соседа, стоящего слева, при третьем - на следующего. На кого падёт последнее слово, тому и водить, и не может быть ни отказов, ни споров. Выбрать лучшего считальщика, который больше знает считалок и может самостоятельно выбрать водящего в игре.
Развивать любовь и интерес к русскому фольклору. Поддерживать у детей радостное, весёлое настроение.
Ход занятия.
Дети собираются на спортивной площадке д/сада.
Сегодня ребята мы будем играть в новую русскую народную игру «Горелки».
Объясняю правила игры и роль «горящего» в ней: « Он отходит от других играющих, идёт вперед шага на четыре. Здесь он останавливается спиной к ребятам. Оглядываться и смотреть по сторонам ему запрещено.»
А теперь сосчитаемся и выберем «горящего». Первой считать буду я, а потом вы. И сегодня мы посмотрим, кто больше других знает считалок. Говорю новую считалку, в которой задается вопрос:
Ехал мужик по дороге, Сломал колесо на пороге, Сколько нужно гвоздей - Говори поскорей?
На кого пало слово «поскорей»,должен быстро назвать какое-нибудь число. Большие числа лучше не называть: придется очень долго считаться, по несколько раз указывая на каждого из играющих. А это вовсе не нужно.
Когда назвали число, например, 10, отсчитываю: «1,2,3 ...». На кого падет последняя цифра, тот и выходит.
Дети по желанию продолжают считаться, чтобы выбрать «горящего». Каждый раз считающий должен использовать новую считалку, не повторяя сказанную. Круг все уменьшается и уменьшается. Наконец, остаются только двое. Кому водить? Опять начинается счет, и тот, на кого падает последнее слово или слог считалки, выходит. А тот, кто остался, Остался, должен водить т. е. быть «горелкой».
Хвалю детей, которые знают много считалок, особенно коротких. При затруднениях в пересчете напоминаю несколько знакомых считалок.
Шла кукушка мимо сети, А за нею малы дети, Кукушата просят пить, Выходи - тебе водить.
Катилось яблоко
Мимо сада,
Мимо огорода,
Мимо частокола;
Кто его поднимет, Тот и выйдет.
Ёжик, ёжик чудачок
Сшил колючий пиджачок
Встал в кружок
И ну считать
Нам водилку выбирать!
Раз, два, три - полетели комары.
Катился горох по блюду Ты води, а я не буду!
Игра продолжается до тех пор, пока не побегают все пары. Предлагаю детям самостоятельно пересчитаться для любимой игры «Жмурки».
Литература: «Тридцать три пирога» Москва «Детская литература» 1988 г.
Конспект интегрированного занятия по нравственно-патриотическому воспитанию
Тема: «Дружба»
Цель занятия - развитие чувства эмпатии у детей, а также социализация детей в условиях детского коллектива.
Цель: социализация детей в условиях детского коллектива.
Задачи:
формировать у детей навык устанавливать хорошие доброжелательные отношения, навыки общения друг с другом.
развивать у детей чувства эмпатии.
Предварительная работа:
Беседа с детьми о дружбе, отношениях друг к другу.
чтение художественной литературы.
подбор аудиозаписей к песням о дружбе для сопровождения.
Оборудование: куклы, оборудование для препятствий (кубики, обручи); бумага, гуашь, аудиозапись песни "Улыбка" (муз. Шаинского, сл. Пляцкого).
Ход занятия
(Дети входят в группу, встают полукругом, на стульчиках сидят куклы, отвернувшись друг от друга)
Воспитатель:- Ребята, посмотрите, что это случилось с нашими куклами?
Ответы детей (они поссорились, отвернулись, поругались)
Воспитатель:
Я поссорился с дружком,
Мы с ним больше не играем
И друг с другом не болтаем,
Мы с ним больше не вдвоем.
Каждый со своей обидой
Целый день один сидит.
Каждый со своей обидой
Без умолку говорит.
Воспитатель:- Ребята, сегодня мы с вами научим наших кукол дружить. Что же такое дружба?
Ответы детей (когда не ссорятся, играют вместе).
Воспитатель:- Правильно. Дружба- это когда люди хотят быть вместе рядом, вместе играют, не ссорятся, делятся всем. Дружба - это улыбки друзей
Игра - имитация "Настроение".
Воспитатель: - Давайте с вами улыбнемся (дети улыбаются).
Теперь нам стало грустно, нахмурились (дети хмурятся)
Ребята, когда мы с вами улыбаемся, нам так хорошо, радостно, когда хмуримся, сразу хочется грустить.
А давайте покажем нашим гостям, какие мы с вами дружные. Нам не страшны ни какие препятствия.
Подвижная игра "Друг без друга нам нельзя"
(Воспитатель ставит несколько препятствий на пути детей. Дети, повернувшись лицом друг к другу, соприкасаются ладошками и таким образом преодолевают препятствия; перешагивают через кубики, прыгают из обруча в обруч)
Воспитатель:
Вот мы с вами поиграли, ноженьки у нас устали.
Мы на стульчики пойдем,
И немного отдохнем. (дети садятся на стулья полукругом)
Дружны не только девочки и мальчики, дружны и наши пальчики.
Пальчиковая игра "Дружные пальчики"
Дружат в нашей группе (пальчики в замок, сгибать и выпрямлять их)
Девочки и мальчики
С вами мы подружимся, (соединить кончики пальцев обеих рук)
Маленькие пальчики
Раз, два, три, четыре, пять (похлопать каждой парой пальчиков)
Раз, два, три, четыре, пять (встряхнуть кистями)
Воспитатель: - А вы знаете, ребята, что дружбу можно нарисовать? Ведь дружба - это прикосновение рук. Покажем это нашим куколкам?
Ответы детей: (покажем, да)
(Отпечатывание ладошек левой и правой рук. Коллективная работа по рисованию гуашью желтого и зеленого цвета. Дети выполняют работу, после оттирают руки влажными салфетками.)
(Встаем полукругом, воспитатель обращает внимание на кукол)
Воспитатель: - Посмотрите, ребята, наши куколки улыбаются друг другу, они рады. Вот наши куклы и помирились
Так что такое дружба?
Ответы детей (когда делимся игрушками, не обижаем друг друга, играем вместе)
А как можно выразить дружеские чувства?
Ответы детей (прикосновениями, улыбкой, совместной игрой)
Воспитатель: - Правильно, молодцы.
А теперь возьмемся за руки и сделаем большой дружный хоровод. Передадим свои теплые дружеские отношения друг к другу, улыбнемся друг другу.
(Дети в хороводе ходят по круг за руки, выставляют ножки, делают пружинку, фонарики.)
(Аудиозапись песни "Улыбка")
Воспитатель:- Давайте же будем дружными, добрыми, и никогда не будем ссориться.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного занятия по нравственно – патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста
Мною предоставлен конспект по нравственно-патриотическому восеитанию для детей старшего дошкольного возраста, позволяющий дать детям представление и углубленные знания о своей Родине....
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, продуктивная. Цели: Познакомить детей с понятием «семья», развивать навыки общения, отвечать на вопросы воспитат...
Конспект интегрированного занятия по нравственно – патриотическому воспитанию с детьми старшей группы
Конспект интегрированного занятияпо нравственно – патриотическому воспитаниюс детьми старшей группы Тема: «День рождения на Руси» Образовательные задачи:·...
Татьяна Метелева
Интегрированное занятие по нравственно-патриотическому воспитанию
«Знакомство с русской избой »
Цель : познакомить детей с жизнью , бытом и творчеством русского народа , приобщать к народным традициям и обычаям.
Задачи :
познакомить детей с избой -жилищем крестьянской семьи, с предметами русского быта (печь, прялка, самовар и т. д.) ;
Обогатить словарь детей народными, поговорками, загадками, новыми словами;
воспитывать любознательность , интерес к истории и традициям своего народа, расширять кругозор детей;
Развивать художественно - творческие способности детей.
Формировать у детей умение узнавать сказку по, по иллюстрации.
Развивать речевую активность детей, побуждать их вступать в диалог.
Воспитывать эмоциональное восприятие содержания сказки и интерес к народному творчеству.
Рефлексия : развитие памяти, образных ассоциаций.
Оборудование : “Русская изба” с предметами быта (печь, лавки, стол, старинная посуда, прялка и др.) . Блюдечко с яблочком, мультимедийная установка, слайды с изображением деревни, валенки для игры, записи русских народных песен , русский народный костюм для хозяйки.
Ход занятия:
Воспитатель (одета в русский народный костюм - хозяйки избы, звучит музыка Константина Шаханова Волга-реченька, встречает детей.
Милости прошу ко мне в избу, гости дорогие! Проходите, присаживайтесь поближе к печи. Дорогих гостей всегда усаживали возле печи, а непрошенных возле порога.
Горница у меня небольшая
Да красивая какая!
На убранство поглядите.
Да про всё мне расскажите!
Есть ли, ребятки, в моей избе уже знакомые вам предметы ? Какие? Для чего служили эти предметы?
В каждой избе была печь – матушка, печь-кормилица. Она не только обогревала жилище, но и кормила и лечила людей. В русской печи очень вкусно готовили.
А как вы думаете, что можно приготовить в ней?
Ответы детей.
Конечно щи, кашу, пекли хлеб, пироги и многое другое. Посмотрите – это чугунок, в нем готовили еду. Очень любили люди в старину кашу даже придумали поговорки.
Щи да каша – пища наша.
Хороша кашка, да мала чашка.
А сейчас ребятки отгадайте загадку.
И шипит, и кряхтит
Воду быстро кипятит,
Он наелся угольков,
Вот для нас и чай готов.
Кран на брюхе открывает,
Кипяточек разливает. (Самовар)
Любили русские люди почаёвничать , т. е. чай из самовара попить. Особенно после баньки. Пили чай из блюдечка, прикусывали кусочками сахара. Богатые люди пили чай с мёдом, вареньем и баранками.
В старину в каждой крестьянской избе были прялки. Когда осенние работы на полях заканчивались, женщины и девушки пряли пряжу, чтобы потом связать носки, варежки и другие вещи. Долгими зимними вечерами для освещения избы, горели лучины, а после уже свечи – девушки пряли пряжу и пели песни, рассказывали сказки, играли.
А вы хотите, поиграть в одну из таких игр?
(под русскую народную мелодию проводится игра «Валенки» ). Дети на команды делятся по картинкам. На картинках самовар и ложки.
Игра. Две команды начинают старт под начало музыки. Обувают один валенок и бегут до стула, оббегают его и возвращаются к команде. Передают валенок следующему ребенку. Победители те, чья команда завершит эстафету первыми.
Хозяйка. Ну что ребята, устали? Теперь можно и отдохнуть, хотела вас пирожками угостить да не успела. Вы поможете мне?
Ответ детей.
Для того чтобы испечь пироги что нужно?
Пойдемте за мукой в амбар (дети шагают на месте) .
Дома разбили яички в миску (ребром ладони ударяем о другую ладонь) .
Замесили тесто (сжимаем и разжимаем пальцы рук) .
Стряпаем пирожки (лепят пироги) .
Хорошие пирожки получились, выкладываем их на противень и ставим в печь.
Хозяйка. А пока ребята у нас пекутся пироги, я вам покажу, что у меня есть.
Это чудесное блюдечко с наливным яблочком. Это блюдечко с яблочком не простое, любят загадывать загадки про сказки русские . Покатим яблочко по блюдечку, “Катись, катись яблочко по блюдечку, покажи нам сказки разные.
(Хозяйка обращает внимание на большой экран, на котором на слайдах показаны различные фрагменты русских сказок «Репка» , «Колобок» , «Гуси-лебеди» , «Теремок» , «По щучьему велению» , «Зимовье зверей» ).
Дети садятся на лавки вокруг экрана. По каждому слайду ведётся небольшая беседа : “Что это за сказка? Какие персонажи?”
Хозяйка. Ребята понюхайте. Кажется, чем-то пахнет.
Ответ детей.
Хозяйка. Это наши пироги поспели.
Хозяйка вытаскивает из печи настоящие пироги и угощает детей.
Вам понравилось угощение ? А что вы нового узнали сегодня? Что вам больше всего у меня понравилось ?
Ну а теперь настала пора прощаться. До свидания гости дорогие. Приходите еще! под веселую русскую народную мелодию , хозяйка провожает к выходу гостей.
Публикации по теме:
Интегрированное занятие по нравственно-патриотическому воспитанию «Моя малая Родина» (старшая группа) Цель: Формировать представления детей о родном городе, его культурных центрах. Задачи: - уточнить представления детей о родном городе;.
Интегрированное занятие по нравственно-патриотическому воспитанию «Мы маленькие граждане своей страны» Группа: подготовительная Место проведения: МДОУ «Детский сад №1» с. Визинга Форма проведения НОД: викторина Вид занятия: интегрированное.
Интегрированное занятие по патриотическому воспитанию во второй младшей группе «Наша Родина» Цель: развивать нравственно-патриотическое воспитание у детей младшего дошкольного возраста. Задачи: 1. Познакомить детей с героями, в честь.
Программное содержание: Учить детей понимать, что мы называем Родиной. Учить рассказывать о своем городе, о знаменитых людях нашего города.
Открытое занятие по нравственно-патриотическому воспитанию «Наша Родина - Россия» для детей 4–5 лет Отдел образования администрации Калининского района Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Детский.
в группе 4-5 лет
Программное содержание
Цель:
Приобщать детей к истокам русской культуры.
Развивающие:
- Средствами нравственно-патриотического воспитания развивать интеллект ребенка, формировать образно-наглядное мышление, творческие способности, элементы самостоятельности, навыки взаимоотношений с взрослыми и сверстниками;
- Развитие интереса к русским традициям и промыслам,
- Развивать психические процессы: внимание, память, мышление.
Обучающие:
- Приобщать детей к духовно-нравственной традиции русского народа.Формировать представление о прошлом нашей Родины.
- Расширять и углублять представления детей о предметах быта и их использовании, о старинных семейных обычаях, закреплять знания старинных русских имен.
- Закреплять использование нетрадиционных методов рисования: с использованием штампов, ватных палочек, кисточки.
- Закреплять геометрические формы, цвет.
- Обогащать словарный запас существительными: оберег, колыбелька, чугунок, сундук;
Определениями: старинный, стеклянный, деревянный, расписной, узорчатый, колыбелька, этажерка. Разучивание пословиц, поговорок, прибауток, частушек.
Воспитательные:
- Воспитывать доброжелательность, уважение, интерес к обычаям старины, к русскому фольклору, вызывать желание следовать тому, что достойно подражания; чувство эмпатии.
Материалы и оборудование : аудиозаписи с русской народной музыкой, сарафан, камень с надписью.
Атрибуты русской избы: чугунок, самовар, сундук, прялка, этажерка, русская рубашка, рушник, колыбелька, кукла,игрушки и посуда древних славян;
уголек, зернышки, монетки, палитры с гуашью (желтая, красная, зеленая, синея); баночки с водой, штампы, ватные палочки, кисти, влажные салфетки.
Предварительная работа:
Чтение художественной литературы.
Рассматривание фотографий и иллюстраций одежды, домашней утвари и обихода славян, разнообразие стола, игрушки маленьких славян. Рассматривание русских узоров, орнаментов.
Экскурсия в комнату «Русская изба».
Ход занятия:
Дети входят в групповую комнату.
Воспитатель:
Дети сегодня к нам пришло много гостей. Давайте с ними поздороваемся. Ребята, вы заметили у нас в группе что – то новое?
Дети:
Сарафан.
Правильно. Это старинная, русская женская одежда. Посмотрите, какой он красивый, обратите внимание, он украшен разными орнаментами. А когда носили этот сарафан?
Дети :
В старину.
Воспитатель:
Да, этот сарафан из далекого прошлого. Мы сейчас живем, в какой стране?
Дети:
В России!
Воспитатель :
Правильно, а в старину называли Русь – матушка. А хотите узнать, что еще интересного было в те времена. Какие обычаи существовали на Руси?
Дети:
Воспитатель:
Тогда, возьмемся за руки, отправимся в путешествие.
Аутотренинг (под тихую светлую музыку).
День наступает,
Природа оживает
Солнце встает
Нам светло дает.
Друг на друга поглядим
Про себя поговорим
«Кто у нас хороший?
Кто у нас пригожий?
Все у нас хорошие
Все у нас пригожие»
Мы собираемся
В долгий путь отправляемся.
Посмотрите, ребята, что у нас на пути? Камень – не простой, на нем что-то написано. Читает.
Налево пойдешь - далеко не уйдешь.
Прямо пойдешь – много интересного найдешь.
Направо пойдешь – в чужую группу попадёшь.
Дети, куда же пойдем? Направо или налево?
Дети :
Воспитатель :
Ну, что же, в путь!
Дети проходят в зону «изба».
Воспитатель:
Вот мы и пришли. Дети куда мы попали?
Дети:
Воспитатель:
Правильно. Посмотрите, сколько здесь интересных вещей.
Дети:
Здесь стоят самовар, печка, деревянная посуда, сундук и т.д.
Воспитатель:
Я вижу предмет, про который знаю загадку, а вы найдите отгадку: «Стоит толстяк, подбоченившись бок, шипит и кипит, всем пить чай велит».
Дети:
Самовар.
Воспитатель :
Как вы догадались, что это самовар?
Дети:
Он толстый. И из него пьют чай.
Воспитатель :
Да, это самовар. Он железный, блестящий, красивый. У самовара есть крышка, дно, стенки, две ручки, кран, четыре ножки. В нем кипятят воду и потом пьют чай.
А вот и прялка. Вы знаете поговорки о прялке, расскажите их.
Дети:
- Без прялки – не пряха,
Без иглы – не портной!
У ленивой пряхи
Нет про себя рубахи!
Чтоб рубаху нам соткать,
Надо пряжу намотать!
Воспитатель:
Посмотрите у нас в колыбельке ребенок. Это маленькая девочка.
Ребенок, достает из колыбельки куклу.
Воспитатель:
Она только сегодня родилась, поэтому и плачет. Лерочка, покачай его.
Ребенок, доставший куклу, качает, плач стихает.
Воспитатель:
С давних времен, когда ребенок рождается, родители ему придумывают имя. Давайте и мы придумаем нашему ребеночку имя, но только имя будет не простое, а старинное. Какие вы знаете русские старинные имена?
Дети предлагают имена.
Воспитатель:
Молодцы, вы много имен знаете, но остановимся на одном. Девочку нашу назовем - Аленушкой.
Дети, а вы знаете, что сейчас, пока ребенок маленький, её все будут называть ласково Аленушка. А когда она вырастет, то её уже будут называть Алена. Мы растем, и имя наше растет.
А вы знаете, что обозначает имя Алена?
Воспитатель:
Это имя древнерусское, обозначает алая, красивая. Так звали богиню утреней зари - Алёна. Родители, когда называли таким именем, хотели чтобы, когда Аленушка выросла, она была красивой, доброй, покладистой и бережливой, жизнерадостной и счастливой. Дети, посмотрите, здесь для Аленушки приготовлены вещи, что же это?
Показывает поочередно: уголек, зернышки, монетки.
Дети: - Уголек, зернышки, монетки.
Воспитатель:
А кто знает, зачем нашей Аленушке эти вещи? На Руси, давным-давно, во времена наших прабабушек и прадедушек, эти вещи клали в таз с водой, когда ребеночка в первый раз купали.
Воспитатель кладет уголек:
Когда клали уголек, говорили - привыкай к домашнему теплу.
А, когда клали зернышко, говорили, будь всегда сыт.
Когда клали монетку - будь всегда богат.
Воспитатель:
А вспомните, что приговаривали, когда купали ребенка?
Тили-тили-тили-тили
Мы по воду ходили.
Воды для Аленки-
Полное ведерко.
Мыли-мыли-мыли-мыли
бело-набело отмыли
Лишь головка одна
Всё черным-черна!
Воспитатель: - Вытирая, говорили-
Полотенце вышито и бело
Вытирай-ка малыша умело
Будет чистеньким малыш
Вырастет у нас крепыш.
Воспитатель:
Дети, а что же потом делали с ребеночком?
Дети:
Одевали.
Воспитатель :
А во что одевали ребеночка?
Дети:
В рубашку.
Воспитатель:
Правильно. А где хранили одежду?
Дети:
В сундуке.
Воспитатель:
Конечно, в сундуке. В нашей горнице тоже есть сундук. А на нем приспособление для замка. А для чего замок?
Дети:
Чтобы запирать сундук.
Воспитатель:
Да, хозяева запирали сундук, чтобы ничего не пропало. Это хорошо. А иногда и плохо, что есть замок. Почему?
Дети:
Можно потерять ключ – тогда не достанешь вещи. Замок может сломаться.
Воспитатель:
Ребята, а крышка у сундука – это хорошо?
Дети:
Хорошо. Вещи не будут пылиться. Не будет видно, что лежит.
Воспитатель:
Но иногда и плохо, что есть и крышка у сундука. Почему?
Дети:
Можно прихлопнуть палец.
Воспитатель:
Поэтому мы сейчас аккуратно и осторожно откинем крышку нашего сундука и посмотрим, что в нем лежит. Это русская рубашка и рушники. Раньше одежду и белье шили изо льна. В старину лён считался лечебным материалом, одежда изо льна экологически чистая, тело в ней «дышит».
Теперь мы понимаем, что когда одевали ребеночку льняную рубашку, родители хотели, чтобы малыш вырос здоровым.
Рассмотрите внимательно рубашку. Почему она кажется нам такой нарядной? Да, она украшена узорами. По народному поверью узоры не только украшали одежду, но и служили оберегом, защитой от злых сил. Послушайте, как звучит слово «оберег» от слова «оберегать». Узоры – обереги располагались в определенных местах: на рукавах оберегали руки, сохраняли силу, ловкость. Узоры на горловине оберегали легкие и сердце, по низу – не давали злой силе подобраться снизу.
У нашей Аленушки сегодня первый день рождения. И пока в свой первый день ребеночек спал, родные не отдыхали, а принимались мастерить ему подарки. Как вы думаете, что они готовили ей в подарок?
Дети высказывают предположения.
Воспитатель:
Да, кто рубашку сошьет, кто носочки свяжет, кто игрушку смастерит. Дети, давайте и мы с вами сделаем подарок для Аленушки – и не простой подарок, а настоящий оберег, чтобы он оберегал его от бед? Придумаем обережные узоры для сарафанчика Аленушки и подарим их.
Давайте пройдем в мастерские, у нас для этого есть все необходимое.
Физкультминутка.
Гроза
Встало солнышко с утра,
И ушли мы со двора,
Мы топтали на полянке
Тонконогие поганки,
Землянику собирали,
Веселились и играли.
Вдруг все небо потемнело,
Что-то страшно загремело,
Смотрим мы во все глаза -
Начинается гроза!
То ли прятаться под дубом,
То ли прочь бежать отсюда,
Но гроза отгрохотала,
Поплыла и с глаз пропала.
Завтра мы пойдем опять
На полянку поиграть.
Воспитатель:
Вот мы и пришли в наши мастерские. А вы знаете, чем рисовали на Руси?
Угольками. Перышками. А мы будем рисовать с помощью штампов, кисточек, ватных палочек.
Создавая оберег, выберите, какие элементы вы хотите использовать для узора. Вы можете создавать геометрические узоры. Геометрический ромб – главная, фигура в орнаменте, знак лучезарного солнца.
Также очень красив в исполнении растительный орнамент.
В старину украшали одежду, рушники, и другие предметы быта различными веточками, ягодками, кустиками, цветами. Веточки и кустики ласково называли травкой, а иногда мастера рисовали травку так, будто все листочки и травинки превращались в завитки. Рассмотрите эти узоры, сейчас мы с вами придумаем красивые обережные узоры для сарафанчика Аленушки. Вы можете использовать образец.
Воспитатель рассаживает детей за столы, напоминает об осанке за работой, помогает детям .
Ты с чего начнешь работать? Каким цветом будешь расписывать? и т. д.
Воспитатель:
Ребята, давайте все вместе рассмотрим наши работы.
Дети объясняют, какие средства они использовали, какие цвета, и формы они использовали.
После работы детей воспитатель хвалит за работу, отмечает за аккуратность и т. п.
Воспитатель:
Дети, можно дарить такие подарки, они вам нравятся. А теперь давайте подарим, Алёнушке наши подарки и пусть каждый пожелает ей что-нибудь.
Проходят в избу.
Дети:
Никогда не болей, будь здорова.
Слушай отца - батюшку да родную матушку.
Будь добра, и пусть встречаются добрые люди.
Пусть живет-поживает, да добра наживает.
А у нас есть и для гостей подарки и пожелания:
Будьте здоровы, живите богато.
Будьте в дому, как оладышек в меду.
Дай Бог вам удачи.
Житья вам, бытья и здоровья.
Стук в дверь. Входит домовенок Кузя.
Здравствуйте, люди добрые! Я домовенок Кузя. В избе за печкой я живу, за порядком я слежу. Услышал ваши голоса, да и не утерпел, вышел на все поглядеть. Ишь, какие, ладные и складные! Аленушке подарки приготовили. Я тоже люблю подарки. А для меня подарки есть?
Воспитатель:
Конечно, Кузя. И для тебя есть подарок. Ведь раньше на днях рождения, гости попусту не сидели, а водили хороводы, играли, пели. Ты любишь петь? Тогда мы споем для тебя частушки!
Частушки:
На опушке два цветочка
Голубой да аленький
Я парнишка удалой,
Хоть и ростом маленький.
Знаю, где живет милашка,
Под железом новый дом.
Куплю красную рубашку,
С батькой свататься пойдем!
Накапаю я сирени,
Туго на туго свяжу,
Величаюсь я Артемом,
А фамилию не скажу!
Не ругай меня, маманя
За помаду и духи.
Ведь не я их покупаю, покупают женихи!
У меня на сарафане
По бокам кармашки, А в карманчиках духи, Чтоб любили женихи!
Раздайся народ
Чернобровая идет, чернобровая, бедовая
Ни где не пропадет!
Кузя:
Запрягу я кошку в дрожки,
А котенка в тарантас.
Повезу свою Аленку
Всем соседям на показ!
Ай, да молодцы! Распотешили меня, развеселили. Я вам за это тоже подарки приготовил. Получайте! Приходит ко мне по чаще. До свидания!
Воспитатель:
Дети, а вам понравился день рождения Аленушки? А какое у вас настроение? А что больше понравилось?
Дети:
Нам понравилось готовить подарки.
Воспитатель:
Подарком может быть не только узоры для одежды, но и красивая, расписная посуда, расписные игрушки. Давайте кследующему дню рождению научимся украшать посуду узорами, орнаментами и вернемся с новыми подарками для Аленушки и Кузи.