Подгорнова Галина Васильевна
Должность:
воспитатель
Учебное заведение:
МБДОУ "Детский сад №2 "Колосок"
Населённый пункт:
ХМАО - ЮГРА г. Нефтеюганск
Наименование материала:
Статья
Тема:
"Организация летней оздоровительной работы в ДОУ"
Дата публикации:
10.02.2018
Раздел:
дошкольное образование
«Организация летней оздоровительной работы»
1.«Организация летне-оздоровительной работы в дошкольных
учреждениях»
Лето – благоприятная пора для сохранения и укрепления здоровья детей,
создания условий для их полноценного, всестороннего, психического и
физического развития. Растущий и развивающийся организм ребенка очень
чувствителен к воздействию различных факторов окружающей среды.
Грамотная организация летней оздоровительной работы в дошкольном
учреждении, охватывающей всех участников образовательного процесса,
предоставляет широкие возможности для укрепления физического и
психического здоровья воспитанников, развития у них познавательного
интереса, а также повышения компетентности родителей в области
организации летнего отдыха детей.
Цели и задачи работы в летний оздоровительный период
Цель:
Создание оптимальных условий для сохранения и укрепление физического,
психического и социального здоровья воспитанников ДОУ в летний период.
Задачи:
1. Создать условия, обеспечивающие охрану жизни и укрепление здоровья
детей, предупреждение заболеваемости и травматизма.
2. Реализовать систему мероприятий, направленных на оздоровление и
физическое развитие детей, их нравственное воспитание, развитие
любознательности и познавательной активности, формирование культурно –
гигиенических и трудовых навыков.
3. Формировать познавательное отношение к природе через
экспериментально – исследовательскую деятельность в условиях лета.
4.Осуществить педагогическое и санитарное просвещение родителей по
вопросам воспитания и оздоровления детей в летний период.
«Физическое развитие»:
1. Укреплять здоровье детей путем повышения адаптационных возможностей
организма, развивать двигательные и психические способности,
способствовать формированию положительного эмоционального состояния.
2. Всесторонне совершенствовать физические функции организма.
3. Повышать работоспособность детского организма через различные формы
закаливания.
4. Формировать интерес и потребность в занятиях физическими
упражнениями.
5. Удовлетворять естественную потребность в движении, создавать условия
для демонстрации двигательных умений каждого ребенка.
6. Способствовать предупреждению заболеваемости и детского травматизма.
«Художественно-эстетическое развитие»:
1. Закреплять и углублять музыкальные впечатления, полученные в течение
2. Поддерживать инициативу детей в импровизации.
3. Активизировать воображение, инициативу, творчество ребенка.
4. Развивать основы музыкально-театральной культуры, духовно обогащать
детей положительными эмоциями.
«Познавательное развитие»:
1. Удовлетворять детскую любознательность, не подавляя при этом интереса
к узнаванию природы, формировать необходимые для разностороннего
развития ребенка представления о ней, прививать навыки активности и
самостоятельности мышления.
2. Развивать навыки общения со сверстниками, взрослыми и окружающей
природой с ориентацией на ненасильственную модель поведения.
«Социально-коммуникативное развитие»:
1. Развивать игровую деятельность воспитанников;
2. Приобщать к элементарным общепринятым нормам взаимоотношений со
сверстниками и взрослыми;
4. Развивать трудовую деятельность, воспитывать ценностное отношение к
собственному труду, труду других людей, его результатам;
5. Формировать представление об опасных для человека и окружающего мира
природы ситуациях и способах поведения в них.
«Речевое развитие»
1. Развитие свободного общения со взрослыми и детьми.
2. Развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны,
грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи –
диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской
деятельности.
4. Способствовать речевому стимулированию (повторение, объяснение,
обсуждение, побуждение, напоминание, уточнение).
2. Организация подготовительной работы.
С первого июня дошкольные учреждения города переходят на работу в
условиях летнего режима. Для этого необходимо разработать для каждой
возрастной группы:
Режим дня воспитанников на летний период;
Прием детей на участках детского сада, прогулка – 4-5 часов, сон – 3 часа,
образовательная деятельность на свежем воздухе.
3. Создание условий для всестороннего развития детей.
Направления работы
Условия реализации работы
Санитарно – гигиенические условия
Организация водно-питьевого
Наличие чайника, охлажденной
кипячёной воды, индивидуальных
Организация закаливающих процедур
Наличие индивидуальных полотенец
для рук и ног; тазиков, леек.
Условия физического развития
Организация безопасных условий
пребывания детей в ДОУ.
Наличие аптечки первой помощи,
исправного оборудования на
прогулочных площадках.
Формирование основ безопасного
поведения и привычки к здоровому
образу жизни.
Наличие дидактического материала
для: работы по ОБЖ, обучения детей
правилам дорожного движения,
работы по ЗОЖ.
Организация оптимального
двигательного режима.
Наличие физкультурного
оборудования, проведение
коррекционной и профилактической
работы (коррекция, осанки,
плоскостопия и др.) Организация
спортивных праздников и
развлечений.
Условия для познавательно и речевого развития
Организация прогулок и экскурсий
Разработка маршрутов.
Организация экспериментальной
деятельности
Наличие оборудования для
проведения экспериментов.
Организация познавательных
тематических досугов
Разработка сценариев, подготовка
атрибутов, костюмов. Наличие
дидактических пособий, игр.
Организация наблюдений в природе.
Наличие цветника, огорода, уголка
природы в группах; оборудования и
пособий (лопатки, лейки, грабли).
Организация игр с песком и водой.
Наличие исправных песочниц на
участках, лейки для обработки песка,
Условия для художественно – эстетического развития
Организация изобразительной
деятельности.
Наличие изобразительных средств и
оборудования (мелки, гуашь, кисти,
свечи, природный материал,
пластилин) и материалов для
нетрадиционных способов рисования
(печатки, тычки, палочки для
рисования по сырому песку).
Организация музыкальной
деятельности.
Наличие музыкальных произведений
для детей, музыкальных
дидактических игр, музыкальных
инструментов. Разработка
музыкальных праздников и
развлечений.
Условия для социально – коммуникативного развития
Организация труда в природе
Наличие оборудования для труда:
лопатки, лейки, совки.
4. Организация физкультурно-оздоровительной работы с детьми
Утренняя гимнастика;
Прогулка;
Двигательная активность;
Полоскание полости рта после еды;
Сон без маек, при открытых форточках (в теплое время);
Проветривание помещение;
Гимнастика после дневного сна с закаливающими процедурами;
Хождение по ребристой дорожке;
Занятия, прогулки, походы;
Совместные досуги с родителями;
Спортивные праздники и развлечения;
Неделя здоровья;
Соревнования;
Формы оздоровительных мероприятий в летний период.
1. Утренняя гимнастика.
Цель проведения – повышение функционального состояния и
работоспособности организма, развитие моторики, формирование
правильной осанки, предупреждение плоскостопия. Традиционная
гимнастика включает в себя простые гимнастические упражнения с
обязательным включением дыхательных упражнений; упражнения с
предметами и без предметов; упражнения на формирование правильной
осанки; упражнения с использованием крупных модулей, снарядов,
простейших тренажеров.
Выбор игры зависит от педагогических задач, подготовленности,
индивидуальных особенностей детей.
Виды игр:
Сюжетные (использование при объяснении крошки-сказки или сюжетного
рассказа);
Несюжетные с элементами соревнований на разных этапах разучивания;
Дворовые;
Народные;
С элементами спорта (бадминтон, футбол, баскетбол).
Подвижные игры проводятся на воздухе, на спортивной площадке ежедневно,
в часы наименьшей инсоляции. Продолжительность игр для всех возрастных
групп 10-20 минут.
3. Двигательные разминки (физкультминутки, динамические паузы). Их
выбор зависит от интенсивности и вида предыдущей деятельности.
Варианты:
Упражнения на развитие мелкой моторики;
Ритмические движения;
Упражнения на внимание и координацию движений;
Упражнения в равновесии;
Упражнения для активизации работы глазных яблок.
Упражнения для активизации работы глазных мышц;
Гимнастика расслабления;
Упражнения на формирование правильной осанки;
Проводятся на воздухе, на спортивной площадке ежедневно, в часы
наименьшей инсоляции. Продолжительность:
старшая группа - 10 минут;
подготовительная группа- 12 минут.
4. Элементы видов спорта, спортивные упражнения. Способствуют
формированию специальных двигательных навыков, воспитанию волевых
качеств, эмоций, расширению кругозора детей. Виды спортивных
упражнений:
Катание на самокатах;
Баскетбол;
Бадминтон.
5. Организация двигательного режима
Прием и утренняя гимнастика на воздухе: все возрастные группы.
Дыхательная гимнастика: все возрастные группы (ежедневно после
дневного сна).
Дозированный бег для развития выносливости: все возрастные группы
(ежедневно в конце прогулки по индивидуальным показателям).
Развитие основных движений (игры с мячом, прыжки, упражнения в
равновесии и т. д.): Все возрастные группы (ежедневно на прогулках,
подгруппами и индивидуально).
Подвижные игры на прогулке: Все возрастные группы (ежедневно).
Закаливающие мероприятия
Воздушные ванны: все возрастные группы (ежедневно в теплую погоду).
Прогулки: все возрастные группы (ежедневно).
Хождение босиком по песку и траве: все возрастные группы (ежедневно в
тёплую погоду).
Обширное умывание: Все возрастные группы (ежедневно).
Мытье ног: Все возрастные группы (ежедневно).
6. Организация летних прогулок
Организация наблюдений за неживой природой.
Наблюдения за изменениями погоды.
Старшие дошкольники продолжают обогащать и закреплять свой «погодный»
словарь. Надо стремиться к тому, чтобы они точно описывали погоду,
активнее используя в своей речи эпитеты, образные выражения.
Летний словарь: жарко - жара - жарища - жаркий день - жарко печет солнце -
жарко, как в печке.
Летний дождик - чем он отличается от дождя весеннего, осеннего? Почему
иногда летний дождик называется грибным?
Летнее небо, какого оно цвета? Иногда оно ярко-голубое, а иногда эта
голубизна кажется поблекшей, выцветшей. Отчего? Может, от яркого и
жаркого летнего солнца выцвело небо, как выцветает ткань?
Облака: детям всегда интересно пофантазировать о форме облаков, найти ей
аналоги в мире животных или растений. Нужно поощрять интересные
детские высказывания и образные выражения, которые они применяют в
своей речи.
Наблюдения за дождем. Старшим дошкольникам уже можно объяснить:
почему идет дождь? Как получаются тучи? А отчего гремит гром и сверкает
молния? Отвечая на вопросы, можно ненавязчиво обучить детей правилам
безопасного поведения во время грозы.
Наблюдения за землей, за почвой. Почва растениям - деревьям, кустарникам,
травам и цветам - необходима, потому что именно из нее все они получают
свою пищу - влагу и питательные вещества. А что произойдет с почвой, если
будет очень жарко и сухо? Как это повлияет на растения? Какой становится
почва, когда идет дождь или мы поливаем ее из лейки? Зачем нужно рыхлить
почву? Кто, кроме человека, рыхлит ее?
Организация наблюдений за живой природой
Наблюдения за растениями. Мы вспоминаем с ребятами, что огромное
царство растений делится на три государства: государство деревьев,
государство кустарников, государство трав и цветов. На участке или во время
экскурсии в парк или лес можно прекрасно рассмотреть отличительные
признаки представителей каждого государства, вспомнить названия
некоторых растений.
Дети узнают или повторяют, что условия, необходимые для роста растений -
это солнечный свет, вода, тепло. Можно провести опыты, иллюстрирующие
это положение.
Весной дети имели возможность наблюдать за тем, как оживает и
просыпается растение после зимнего сна, как распускаются почки,
появляются первая трава и цветы. Теперь они видят, как цветут растения, и
после цветения образуются их плоды и семена. Дети могут сами убедиться,
насколько разнообразны семена у различных растений.
Целесообразно поиграть с детьми в игру «Почему они так называются?». Это
позволит им легче ориентироваться в мире растений, разовьет речь и
обогатит ее образными выражениями.
Наблюдения за птицами.
Наблюдения за повадками различных птиц даст многое пытливому уму
Есть такая примета: если ласточки летают низко - значит, быть дождю. А
почему? Оказывается, есть простое объяснение. Перед дождем воздух
насыщается влагой, становится тяжелым. Насекомые - основная пища
ласточек – опускаются ниже, к земле. Вот и приходится ласточкам добывать
себе пропитание, опускаясь к земле вместе с насекомыми.
Интересно также посмотреть, как птицы выкармливают своих птенцов.
Самих птенчиков дети, конечно, не увидят - ведь гнезда расположены
достаточно высоко. Но зато они смогут понаблюдать за постоянно снующими
около гнезда взрослыми птицами, которые приносят корм своим птенцам.
Наблюдения за насекомыми.
Детям интересно будет наблюдать, как бабочки сосут нектар из цветов своим
длинным хоботком, словно через соломинку. У бабочек очень красивый узор
на крылышках - один из самых красивых, среди созданных природой. Но
хватать бабочек за крылышки нельзя, так как они покрыты нежной пыльцой,
которую легко стереть, а ведь бабочка после этого не сможет летать.
Можно объяснить детям, что бабочки откладывают яички, из этих яичек
потом вылупляются гусеницы, которые поедают листья растений. Позже
гусеницы опутывают себя нитью, выделяемой из брюшка, и превращаются в
куколок, а уже из куколок вновь появляются бабочки. Наблюдая за жуками,
помогите детям установить общее в их строении: 6 лапок и 4 крыла.
Опыты с песком.
Одно из основных свойств сухого песка - сыпучесть. Он тоже не имеет своей
собственной формы: форма изменяется с каждым новым сосудом, в который
его помещают. А что будет, если песок намочить? Тогда он перестанет быть
сыпучим. Из влажного песка можно лепить куличики, создавать разные
фигурки с помощью песочных формочек.
«Рассеянный песок»
Цель. Установить свойство рассеянного песка. Материалы. Сито, карандаш,
ключ, песок, лоток. Процесс. Разровняйте площадку из сухого песка.
Равномерно по всей поверхности сыпьте песок через сито. Погрузите без
надавливания в песок карандаш. Положите на поверхность песка какой-
нибудь тяжелый предмет (например, ключ). Обратите внимание на глубину
следа, оставшегося от предмета на песке. А теперь встряхните лоток.
Проделайте с ключом и карандашом аналогичные действия. В набросанный
песок карандаш погрузится примерно вдвое глубже, чем в рассеянный.
Отпечаток тяжелого предмета будет заметно более отчетливым на
набросанном песке, чем на рассеянном.
Опыты с водой.
Интересны детям опыты с растворением красок в воде. Они видят, что чем
больше краски добавляется в воду, тем интенсивнее становится ее цвет. А
добавление к уже имеющемуся раствору краски другого цвета дает
неожиданные оттенки, которым дети будут с удовольствием придумывать
названия.
Экспериментируя с водой, дети убеждаются в том, что вода не имеет
собственной формы, а приобретает форму того сосуда, в который налита.
Старшие дошкольники могут экспериментировать с мерной чашечкой,
сравнивая объем разных сосудов. Это станет для одних хорошим
закреплением темы «Измерения с помощью условной мерки», а для других
Пропедевтикой подобных измерений.
Прозрачность воды.
Цель: Подвести детей к обобщению «чистая вода – прозрачная», а «грязная –
непрозрачная»
Ход: Приготовить две баночки или стакана с водой и набор мелких тонущих
предметов (камешки, пуговицы, бусины, монетки). Выяснить, как усвоено
детьми понятие «прозрачный»: предложить ребятам найти прозрачные
предметы в группе (стакан, стекло в окне, аквариум). Дать задание: доказать,
что вода в банке тоже прозрачная (пусть ребята опустят в банку мелкие
предметы, и они будут видны). Задать вопрос: «Если опустить в аквариум
кусочек земли, будет ли вода такой же прозрачной?» Выслушать ответы,
затем – продемонстрировать на опыте: в стакан с водой опустить кусочек
земли и размешать. Вода стала грязной, мутной. Опущенные в такую воду
предметы не видны. Обсудить. Всегда ли в аквариуме для рыб вода
прозрачная, почему она становится мутной. Прозрачная ли вода в реке, озере,
море, луже. Вывод: Чистая вода прозрачная, через нее видны предметы;
мутная вода непрозрачная.
Круговорот воды в природе
Материалы: большой пластмассовый сосуд, банка поменьше и
полиэтиленовая пленка.
Ход: Налейте в сосуд немного воды и поставьте его на солнце, накрыв
пленкой. Солнце нагреет воду, она начнет испаряться и, поднимаясь,
конденсироваться на прохладной пленке, а затем капать в банку
Опыты с воздухом.
«Свойства воздуха» Цель. Познакомить детей со свойствами воздуха.
Материал. Ароматизированные салфетки, корки апельсин и т. д. Процесс.
Возьмите ароматизированные салфетки, корки апельсин и т. д. и предложите
детям последовательно почувствовать запахи, распространяющиеся в
помещении. Итог. Воздух невидим, не имеет определенной формы,
распространяется во всех направлениях и не имеет собственного запаха.
«Воздух сжимается» Цель. Продолжать знакомить детей со свойствами
воздуха. Материалы. Пластмассовая бутылка, не надутый шарик,
холодильник, миска с горячей водой. Процесс. Поставьте открытую
пластмассовую бутылку в холодильник. Когда она достаточно охладится,
наденьте на ее горлышко не надутый шарик. Затем поставьте бутылку в
миску с горячей водой. Понаблюдайте за тем, как шарик сам станет
надуваться. Это происходит потому, что воздух при нагревании расширяется.
Теперь опять поставьте бутылку в холодильник. Шарик при этом спустится,
так как воздух при охлаждении сжимается. Итог. При нагревании воздух
расширяется, а при охлаждении – сжимается.
7. Лето в народном календаре.
Старшим дошкольникам будет очень полезно ознакомиться со старинными
народными названиями летних месяцев, очень точными с точки зрения
природных изменений.
Например, июнь в народном календаре носит имя кресец. «Крес» означает
небесный огонь, жаркое летнее солнце. За яркость и красоту цветения,
царящую в природе, июнь называли еще и червень, то есть червленый,
красный, красивый.
Июль за свою красоту, жару, благодатность получил в народе несколько
названий сенозарник, жарпик, липец, отрадник, серпень.
Август - по-русски зарев, зорничник. Такое название дано ему за яркие, но
уже прохладные зори, блестящие от холодных рос
Никитина Ольга Серафимовна – Старший воспитатель МАДОУ №38 г. Томск
Дата поступления работы на конкурс: 13.07.17г.
Консультация для воспитателей
«Организация работы в ДОУ в летний период»
Цель : Повышение профессиональной компетентности педагогов по вопросам организации летенй оздоровительной работы
Лето – благоприятная пора для сохранения и укрепления здоровья детей, создания условий для их полноценного, всестороннего, психического и физического развития. Растущий и развивающийся организм ребенка очень чувствителен к воздействию различных факторов окружающей среды.
Постоянное пребывание детей на свежем воздухе, многообразие форм, красок и звуков в природе, множество разных переживаний и новых впечатлений, богатая витаминами пища, раздолье для движений в природных условиях – все это даёт ребёнку значительный физический и эмоциональный запас сил для успешного полноценного развития и повышения иммунитета.
В то же время лето таит некоторые опасности для здоровья детей – риск перегрева, солнечного ожога, общей расслабленности в жаркие дни, утомления от излишней беготни, неблагоприятного воздействия воды при неумеренном пользовании ею.
В летний период режим дня максимально насыщается деятельностью на открытом воздухе: прогулки, экскурсии, походы, игры на природе – всё это позволяет детям приобретать новый двигательный опыт.
Основной целью коллектива дошкольного учреждения в летнее время является общее оздоровление и укрепление детского организма. Добиться этого возможно только благодаря совместным усилиям педагогического, медицинского и обслуживающего персонала, его своевременной подготовке к летнему оздоровительному сезону.
Физическое воспитание летом имеет свои особенности, хотя и является продолжением работы, проводимой в течение учебного года, организуются следующие мероприятия:
- утренняя гимнастика,
- физкультурные занятия,
- элементы физического воспитания в режиме дня (самостоятельная двигательная деятельность, подвижные игры),
- закаливающие процедуры,
- совместная и самостоятельная деятельность (различные игры с использованием физкультурного оборудования),
- прогулки за территорию ДОУ (прогулки, пешие походы, оздоровительный бег, игры).
Утренняя гимнастика должна проводиться на спортивной площадке или участке. Гимнастика повышает мышечный тонус и создаёт положительный эмоциональный настрой. Одно из основных требований – утренняя гимнастика не должна носить принудительного характера.
Чтобы гимнастика проходила интересно, динамично, необходимо широко использовать музыкальное сопровождение, спортивный инвентарь, привлекательные атрибуты (платочки, ленточки, флажки и т.п. – для коллективного выполнения движений).
Если в этот же день предстоит спортивный праздник или развлечение, то часть упражнений утренней гимнастики будет своего рода подготовкой к ним.
Можно использовать различные формы утренней гимнастики: традиционные; сюжетные («По морям, по волнам», «По лесным тропинкам» и т.п.); оздоровительный бег с комплексом упражнений; упражнения с включением в них танцевально-ритмических движений, игры разной подвижности и т.п.
Физкультурные занятия летом имеют своей целью привлечение детей к оптимальной двигательной активности, приносящей ощущение «мышечной радости». Занятия строятся на знакомом материале. Ребята отрабатывают и закрепляют полученные в учебном году двигательные навыки.
Детей младшего возраста следует упражнять в правильном использовании оборудования, применении навыков ориентировки в пространстве (на участке, спортивной площадке).
Для старших дошкольников важно, чтобы они могли реализовать свои интересы в спортивных играх и упражнениях, проявляя имеющиеся у них двигательные способности и всячески развивая их.
Двигательная активность должна соответствовать двигательному опыту ребёнка, его интересам, желаниям и функциональным возможностям.
Форму проведения занятия выбирают в зависимости от поставленных задач.
Занятия могут быть: тренировочными; сюжетно-игровыми; ритмопластическими; комплексными; физкультурно-познавательными; тематическими.
Формирование основ физической культуры тесно связано с решением задач экологического воспитания: становление потребности в здоровом образе жизни, обучение природосберегающему поведению, уважению к живому, соблюдению правил экологической безопасности, использованию природных факторов для укрепления физического, эмоционально-психического здоровья.
Лето – благоприятное время для решения многих задач в работе с дошкольниками, в том числе и познавательных. Педагоги должны как можно полнее использовать условия летнего периода в разных видах деятельности, которые позволят детям закрепить и применить знания, полученные в течение учебного года.
Отечественные и зарубежные исследователи отмечают важность той деятельности в воспитании, которая доставляет ребёнку радость, оказывая положительное нравственное влияние, гармонично развивает умственные и физические способности растущего человека.
Ознакомление с каким-либо предметом или явлением даёт наиболее оптимальный результат, если оно носит действенный характер. Нужно предоставить детям возможность «действовать» с изучаемыми объектами окружающего мира. Специально организованная исследовательская деятельность позволяет воспитанникам самим добывать информацию об изучаемых явлениях или объектах, а педагогу – сделать процесс обучения максимально эффективным и более полно удовлетворяющим естественную любознательность дошкольников.
Во время исследовательской работы задействованы все органы чувств: ребенок вслушивается, вглядывается, трогает, нюхает, пробует. Обогащается его активный словарь, совершенствуется регулирующая и планирующая функция речи. Овладение орудийными действиями развивает руку малыша.
Летом растения, животные большую часть дня находятся в поле зрения ребенка. Более доступными для детей становятся почва, песок, вода, воздух, камни – как материал для исследования. О свойствах, качествах, взаимосвязи этих природных объектов и использовании их человеком ребята узнают в процессе проведения простейших опытов и экспериментов.
Экспериментирование включается в различные формы работы с детьми: экскурсии; прогулки; путешествия; трудовую деятельность; наблюдения; проведение опытов, организованное как самостоятельная или совместная деятельность.
Лето предоставляет благоприятные возможности для разнообразной изобразительной деятельности детей, насыщенной новыми яркими впечатлениями. Могут использоваться следующие формы работы:
Художественно-изобразительная деятельность на открытом воздухе;
Совместная изодеятельность детей и взрослых;
Занятия по интересам;
Самостоятельная изобразительная деятельность;
Организация выставок детских работ;
Проведение праздников, викторин, конкурсов.
Летом можно широко использовать нетрадиционные техники изобразительной деятельности, такие как:
«Граттаж»; «Пенный орон»; «Фотокопия»; «Ладоневая и пальцевая живопись»; «Диатипия и монотипия»; «Мозаичная живопись»; «Пластилиновая живопись»; «Набрызг»; «Печать природными формами»; «Рисование мятой бумагой, кусочками картона с разной текстурой»; «Кристаллическая текстура»; «Кляксография»; «Волшебные нити»; «Линогравюра»; «Рисование через мокрую марлю».
Летом необходимо проводить больше досугов, развлечений, особенно интересны детям «неожиданные» праздники: «Праздник веселых мячей», «Праздник мыльных пузырей», «День любимой игрушки», «Джунгли зовут», «Коса – девичья краса», «Праздник веселого ветерка», «Фестиваль дворовых игр» и др. Такие праздники не требуют долгой подготовки, но неизменно вызывают большой интерес детей.
Наиболее любимая игра в летний период – строительство из песка. Главное условие успешной деятельности в данном случае – это подготовка песка к работе. Он должен быть чистым и влажным. Малыши еще не умеют создавать крупные постройки, их сооружения несовершенны и просты. Старшие дети сооружают крупные коллективные постройки, сложные по конструкции, развертывают интересные сюжетные игры. Для поддержания интереса к данным видам игр, обогащению сюжета следует использовать дополнительный материал, крупный строительный материал, игрушки, различные ёмкости, дощечки и др. Не меньший интерес также вызовут у детей игры с водой, для этого нужно совсем немного – детский надувной бассейн или таз с водой, игрушки и атрибуты.
Мыльные пузыри, воздушные шары, вертушки и другие игрушки, выполненные своими руками, помогут занять воспитанников интересной деятельностью, создать хорошее настроение на весь день.
Цели и задачи работы в летний оздоровительный период
Цель : Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей с учётом их индивидуальных особенностей.
Задачи:
1. Создать условия, обеспечивающие охрану жизни и укрепление здоровья детей, предупреждение заболеваемости и травматизма.
2. Реализовать систему мероприятий, направленных на развитие самостоятельности, инициативности, любознательности и познавательной активности.
3. Проводить просвещения родителей по педагогическим, воспитательным, оздоровительным вопросам детей в летний период.
4. Повышение компетентности педагогов в вопросах организации летней оздоровительной работы, мотивация педагогов на улучшение качества организации летнего отдыха дошкольников.
Направление образовательных областей
«Физическое развитие»:
- Укреплять здоровье детей путем повышения адаптационных возможностей организма, развивать двигательные и психические способности, способствовать формированию положительного эмоционального состояния.
- Всесторонне совершенствовать физические функции организма.
- Повышать работоспособность детского организма через различные формы закаливания.
- Формировать интерес и потребность в занятиях физическими упражнениями.
- Удовлетворять естественную потребность в движении, создавать условия для демонстрации двигательных умений каждого ребенка.
- Способствовать предупреждению заболеваемости и детского травматизма.
«Художественно-эстетическое развитие»:
- Закреплять и углублять музыкальные впечатления, полученные в течение года.
- Поддерживать инициативу детей в импровизации.
- Активизировать воображение, инициативу, творчество ребенка.
- Развивать основы музыкально-театральной культуры, духовно обогащать детей положительными эмоциями.
- Совершенствовать исполнительские умения детей в создании художественного образа, используя для этой цели игровые, песенные и танцевальные импровизации.
- Развивать коммуникативные навыки в различных ситуациях общения: со сверстниками, педагогами, родителями и другими людьми.
- Приобщать детей к наблюдению за действительностью, развивать умение видеть мир глазами творца-художника.
- Развивать умения передавать настроение, состояние, отношение к изображаемому, экспериментировать с различными видами и способами изображения.
- Создавать максимальную свободу для проявления инициативы и необходимое для этого физическое и психологическое пространство.
«Познавательное развитие»:
- Удовлетворять детскую любознательность, не подавляя при этом интереса к узнаванию природы, формировать необходимые для разностороннего развития ребенка представления о ней, прививать навыки активности и самостоятельности мышления.
- Развивать навыки общения со сверстниками, взрослыми и окружающей природой с ориентацией на ненасильственную модель поведения.
- Обеспечить широкие возможности для использования всех пяти органов чувств: видеть, слышать, трогать руками, пробовать на вкус, чувствовать различные элементы окружающего мира.
«Социально – коммуникативное развитие»:
- Развивать игровую деятельность воспитанников;
- Приобщение к элементарным общепринятым нормам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми;
- Продолжать работу по формированию гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств;
- Развивать трудовую деятельность, воспитывать ценностное отношение к собственному труду, труду других людей, его результатам;
- Формировать представление об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них.
«Речевое развитие»
- Развитие свободного общения со взрослыми и детьми.
- Развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи – диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности.
- Практическое овладение воспитанниками нормами речи.
- Речевое стимулирование (повторение, объяснение, обсуждение, побуждение, напоминание, уточнение) - формирование элементарного реплицирования.
- Поддержание социального контакта (фатическая беседа, эвристическая беседа).
- Совместная предметная и продуктивная деятельность детей (коллективный монолог).
- Самостоятельная художественно-речевая деятельность детей.
Организация летнего отдыха детей. Из опыта работы.
Лето – любимая пора в жизни каждого человека. Он чувствует себя отлично целый год, если хорошо отдохнул летом. У него сохраняется хорошее настроение, повышается иммунитет. Для детей раннего и дошкольного возраста летний отдых имеет огромное значение. Замечательно, если есть возможность провести лето на даче, на море вдали от города. К сожалению, не все родители могут обеспечить своему малышу такой отдых. Но это не значит, что ребенок должен лишиться такого важного периода в своей жизни.
Педагогический коллектив нашего учреждения проводит летнюю оздоровительную кампанию таким образом, чтобы дети провели время весело и с пользой. Мы стараемся максимально использовать благоприятные для оздоровления и укрепления здоровья детей условия летнего времени. Во время длительного нахождения детей на природе способствуем их приобщению к удивительному миру природы, чтобы они научились понимать, любить, заботиться о его сохранении и преумножении.
Поэтому детский сад «Гнездышко» ставит перед собой следующие задачи летней работы с детьми:
Оздоровление детского организма путем проведения общих и специальных закаливающих мероприятий, максимально используя летние условия;
Укрепление здоровья ребенка средствами физической культуры;
Развитие психоэмоциональной сферы ребенка за счет обеспечения
эмоционально-положительного состояния ребенка и создания комфортных условий;
Обеспечение всестороннего развития ребенка в формах свободной совместной деятельности воспитателя и детей и создании условий для разнообразной самостоятельной деятельности ребенка.
Осуществление взаимодействия детского сада с семьей с целью повышения мотивации и компетентности родителей в вопросах использования летних природных условий для закаливания детского организма и организации игр ребенка на летней прогулке.
Правильно организованный летний отдых – это залог не только интеллектуального развития дошкольников, но и оздоровления и укрепления физического и психического здоровья.
Поэтому физкультурно-оздоровительная работа занимает одно из самых основных направлений в деятельности педагогов с детьми. Главная цель отдыха – в полной мере приобщиться к тем, безусловно, полезным для здоровья факторам, которых ребенок был лишен в течение года. Детский организм в отличие от взрослого способен за 2-3 месяца летнего отдыха практически полностью восстановить нормальную физическую форму за счет естественных и обязательных для здоровья факторов: солнце, воздух, вода, физические нагрузки.
В успехе оздоровительной работы важную роль играет режим дня. Поэтому нами разработаны вариативные режимы пребывания детей в детском саду, в основу которых заложено максимальное пребывание детей всех возрастных групп на воздухе, а также увеличение продолжительности дневного сна, закаливание.
Закаливающие мероприятия подразделяются на общие и специальные. К общим относятся: правильный распорядок дня, рациональное питание, ежедневные прогулки, сон с доступом свежего воздуха, одежда детей в соответствии с гигиеническими требованиями, воздушный и температурный режим в помещении. К специальным закаливающим мероприятиям относятся световоздушные и солнечные ванны, хождение босиком, оздоровительный бег, дыхательная и звуковая зарядка, обширное умывание, полоскание рта и горла, водно-массажные процедуры «Ручеек» и др.
Особое внимание мы уделяем обеспечению рациональной ежедневной двигательной активности. Каждое утро проводится утренняя гимнастика под музыку, а после сна – бодрящая. Совместная деятельность с инструктором по физической культуре является для детей одним из самых любимых занятий. Дети превращаются то в цирковых артистов, то попадают в сказку, в джунгли, в страну Спортляндию и так далее. Ежедневно проводятся подвижные игры, для детей старшего дошкольного возраста спортивные игры, соревнования, полоса препятствий.
Полноценное развитие детей невозможно без организации сбалансированного питания с соблюдением установленных норм питания. В нашем учреждении установлено четырехразовое питание: завтрак, второй завтрак (йогурт, кефир, ряженка, сок), обед, горячий полдник в соответствии с СанПиНом. В рацион включены продукты, содержащие все необходимые компоненты для детского организма. Ежедневно дети получают фрукты, осуществляется витаминизация третьего блюда.
Желание сделать жизнь детей в детском саду летом яркой и насыщенной привело педагогический коллектив к организации разнообразных видов детской самостоятельной и совместной с воспитателем деятельности по четырем основным направлениям развития личности ребенка: физическому, познавательно-речевому, социально-личностному, художественно-эстетическому в игровых формах.
Педагоги стараются жизнь детей в нашем «Гнездышке» организовать так, чтобы каждый день приносил ребятам что-то новое, был наполнен интересным содержанием, и воспоминания о летнем времени, играх, прогулках, праздниках и развлечениях, интересных эпизодах им надолго запомнились.Соблюдается принцип комплексно-тематического планирования. Каждый день недели имеет свое название, но является частью темы, выбранной на неделю или две. Например, «Неделя здоровья» в старшем дошкольном возрасте состоит из: « Дня воды и чистоты», «Дня лекарственных растений», «Дня здоровья и красоты», «Дня доктора Айболита», «Дня здоровья».
Вся деятельность детей в летний период переносится на улицу. Началом удачного дня является утро, которое дает положительный эмоциональный настрой на целый день. Воспитатели принимают воспитанников на улице, сразу вовлекая их в различные игры. Ежедневно проводятся хороводные игры, особенно в период адаптации, так как дети приходят из разных дошкольных учреждений. Данный вид игры способствует воспитанию дружеских чувств, сплочению детей, осознанию себя членом коллектива. Детям раннего и младшего дошкольного возраста нравятся игры: «Колобок», «Колпачок», Мишка косолапый», «Пузырь». Ребята постарше предпочитают «Магазин», «Дударь», «Плетень». Хороводная игра «Пузырь» является самой любимой у всех воспитанников.
Летняя природа – это источник для развития детского творчества. Одним из интересных и познавательных занятий с детьми являются экскурсии и образовательные путешествия по экологической тропинке, проложенной по территории детского сада.
Экологическая тропинка включает в себя разнообразные, наиболее привлекательные и доступные для осмысления детьми объекты. В зависимости от задачи, поставленной педагогом, экскурсии бывают ознакомительными, когда обследуются все или частично точки по порядку, или целевыми, когда обследуется один объект, например, «Кто живет на этом пне?». Каждый объект природы является неиссякаемым источником познания. Поэтому воспитанники вместе с педагогами многократно посещают одни и те же точки.
Все экскурсии проводятся в увлекательной форме вместе с «хозяином» тропинки – Лесовичком. Для создания мотивации на предстоящую деятельность он предлагает детям выполнить интересные задания или отгадать загадки.
Лесовичок помогает детям выделить характерные особенности объекта, используя разные приемы: задает вопросы-задания, загадки, учит находить признаки сходства и различия, устанавливать связи между различными явлениями природы; используются стихотворения, песни, малые формы фольклора для усиления впечатлений детей, что способствует воспитанию эстетических чувств, развитию эмоциональной сферы детей, сопереживания всему живому; решаются вопросы формирования нравственных качеств личности: воспитание доброго, заботливого отношения к природе, желания защищать, охранять и преумножать природное богатство родного края.
Для поддержания интереса детей меняется тематика, ход проведения экскурсий, обязательно используются игры (подвижные, театрализованные, дидактические), сюрпризные моменты и др.
Путешествие по экологической тр опинке дает большие возможности для организации поисковой деятельности для детей старшего дошкольного возраста. Например, перед детьми ставится проблема: Почему муравьи коричневого цвета? Дети высказывают свои предположения, которые обсуждаются всеми участниками. Затем определяются способы проверки (опыты, наблюдения) и делается вывод.
Кроме совместной деятельности, создаются условия для удовлетворения любознательности детей в индивидуальных самостоятельных наблюдениях и опытно-экспериментальной деятельности.
Экскурсии по экологической тропинке способствуют не только развитию познавательного интереса, но и сенсорного восприятия, так как при обследовании объекта дети используют различные органы чувств – рассматривают его, учатся замечать мелкие особенности; слушают; трогают руками (соблюдая правила безопасности); нюхают.
После нескольких путешествий по экологической тропинке проводятся викторины, вечера досугов, развлечения. Полученные детские впечатления находят отражение в художественно-продуктивной деятельности. Дети рисуют, лепят, создают коллажи, аппликации и др. Очень часто листья, семена растений, собранные на «тропинке» превращаются в детских работах в забавных зверюшек, волшебные цветы, или создают затейливые узоры.
Экскурсии в природу способствуют развитию речевого творчества. После наблюдений, например, за насекомыми возле пня, на своем игровом участке дети вместе с воспитателем располагаются на травке, и педагог задает детям вопрос: «А как вы думаете, куда спешил муравей?», «А если бы муравей умел разговаривать, чтобы он нам сказал?», «Давайте представим: поднялся сильный ветер, подхватил муравьишку и…. Что же могло с ним приключиться?»
Работе с родителями воспитанников также уделяется большое внимание, так как обеспечить полноценный отдых ребенку можно только совместными усилиями семьи и дошкольного учреждения. Педагоги и медицинские работники проводят консультации по вопросам оздоровления детей в летних условиях, безопасного поведения на природе, на улице, дома, организации игровой деятельности; подготовили эстетично оформленные, иллюстрированные памятки с правилами поведения в различных ситуациях. Вовлекают родителей в организацию и проведение праздников, развлечений, досугов для детей.
Педагогический коллектив детского сада №60 уверен в том, что лето, проведенное детьми в нашем «Гнездышке» будет для них незабываемым. Нам удастся наполнить ребят яркими впечатлениями, открытиями, удовольствием, красотой и обеспечить необходимый уровень физического и психического развития детей за счет разработанной системы мероприятий развлекательного, познавательного и оздоровительного характера.
Список литературы:
1. 1. Воронова Е.К. Игры-эстафеты для детей 5-7 лет. Практическое пособие. – М.: Аркти, 2009. – 86 с.
2. Масленникова О.М., Филиппенко А.А. Экологические проекты в детском саду. – Волгоград: Учитель, 2009. – 232 с.
3. Пензулаева Л.И. Подвижные игры и игровые упражнения для детей 5-7 лет. – М.: Владос, 2001 – 107 с.
4. Пенькова Л.А. Под парусом лето плывет по Земле. Методическое пособие для работников дошкольных учреждений, студентов пед. вузов и колледжей. – М.: Линка-Пресс, 2006 – 278 с.
5. Рыжова Н. А. Дорога, длиною в ДОУ // Обруч. – 2006 - № 3 с. 28-30
6. Тимофеева Е.А. Подвижные игры с детьми младшего дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1986 – 79 с.
7. Публикации в интернете: http: // www . ecosystema . ru /; http //detsadd . narod . ru /.
Летнюю работу с детьми в детском саду принято называть оздоровительной, она имеет свою специфику. Важно всемерно использовать благоприятные для укрепления здоровья детей условия летнего времени и добиться, чтобы ребёнок окреп, поправился и закалился, научился понимать и полюбить удивительный, прекрасный мир растений и животных. Летом природа представляет большие возможности для развития познавательных способностей дошкольников.
Успех летней работы определяется, прежде всего, тем, насколько своевременно подготовился к ней коллектив детского сада.
Главное – вооружить знаниями педагогов. Для этого в методическом кабинете подбирается необходимая литература по определённым вопросам, можно предложить каждому воспитателю самостоятельно проработать одну из близких им тем, а затем провести обмен опытом, знаниями и увлечениями.
Примерная тематика:
1. Организация физкультурно-оздоровительной работы с детьми
- Вариативность утренних гимнастик на данный период
- Организация подвижных игр
- Проведение праздников и досугов
- Игры для похода или прогулки в лес
- Игры на воде
2. Мир природы
- Календарь сезонных наблюдений, явлений (насекомыми, рыбами, растениями, птицами и т.д.)
- Природа края, в котором мы живём
- Организация работы в цветнике и огороде
- Тайны природы, лекарственные и ядовитые растения
- Требования к проведению экскурсий
- Профилактическая работа по предупреждению отравлений ядовитыми растениями
- Требования к содержанию и размещению игрового оборудования на летних площадках
- Организация разных видов игр в летний период
4. Художественно-изобразительная деятельность
- Нетрадиционные приёмы в изобразительной деятельности
- Развитие детского творчества
5. Летние праздники и досуги
- Знакомим детей с русскими народными праздниками
- Основные требования в организации праздника
- Тематика и подбор материала праздников и досугов к проведению активного отдыха в летний период
6. Основы безопасности жизнедеятельности детей
- Инструктажи
- Изучаем правила пожарной безопасности
- Организация работы «Внимание дорога»
7. Краеведение
- Проведение экскурсий к памятным местам
- Тематика конкурсов детского творчества
8. Организация работы с родителями
- Какие темы групповых бесед и консультаций для родителей можно рекомендовать
- Какие формы с родителями можно использовать в летний период (дни открытых дверей, встречи с горожанами, интересными людьми, живущими рядом, совместная трудовая деятельность)
Таким образом, проделанная работа по тематике, а это раскрытие теоретических и практических подходов окажет помощь всем педагогам детских садов в их многообразной работе.
Летом продолжается систематическая и полномочная работа по разделам программ. Все виды деятельности переносятся на воздух. Каждому виду отводится место и время в распорядке дня.
Нужны ли занятия с детьми в летний период? Не будет ли это препятствовать полноценному их отдыху? Надо иметь в виду, что организовать летний отдых детей не значит предоставить им полную свободу в выборе, их необходимо объединять для коллективных занятий, иначе они устают, излишне возбуждаются. Виды занятий можно определить на педагогическом Совете ДОУ «Организация летней оздоровительной работы», которые у Вас пройдут сейчас. Дано право выбора коллективу педагогов определить перечень занятий.
Примерный план подготовки ДОУ к летнему сезону
1. Административно-хозяйственные вопросы
Наименование мероприятий | Срок | Ответственные |
1. Проведение разного вида ремонта (конкретно указать что именно) | ||
2. Провести ревизию существующего инвентаря, оборудования, комплектов игр на летней прогулке | ||
3. Подготовить уголок природы, маленький огород, цветник | ||
4. Изучить наполняемость групп в летние месяца для объединения групп |
||
5. Провести инструктаж педагогов, технического персонала по вопросам охраны жизни и здоровья детей при организации летних праздников, игр, походов | ||
6. Организовать субботник по благоустройству территории ДОУ с привлечением родителей |
2. Методическая работа
Наименование мероприятий | Срок | Ответственные |
1. Провести семинар для воспитателей по подготовке и проведению работы с детьми летом | ||
2. Организовать творческие группы воспитателей по подготовке к лету | ||
3. Подготовить методические рекомендации: «Посильный труд дошкольников на воздухе», «Использование существующей спортивной площадки для обеспечения необходимой двигательной активности детей» и др. | ||
4. Оснастить методический кабинет необходимым материалом в помощь воспитателям: a) Разработать маршруты прогулок и экскурсий с учётом месторасположения дошкольного учреждения, рекомендации к ним по их проведению, информацию о произрастающих на маршрутах растениях b) Составить картотеку подвижных, строительно-конструкторских, дидактических игр дошкольников на физкультурной площадке, на экскурсии, в походе с кратким описанием каждой из них c) Подготовить календарь русской природы d) Подготовить календарь летних народных праздников, развлечений e) Подобрать литературу о растениях и животных, о сельском хозяйстве |
3. Работа с родителями
- Провести групповые собрания по подготовке к лету, на которых познакомить родителей с состоянием здоровья детей, проинформировать о летней программе детского сада
- Организовать консультации для детей на медико-педагогические темы для тех, кто выезжает с детьми за город на отдых и остающиеся в городе
- Подготовить информационно-справочный раздел для родителей, как в методическом кабинете, так и папки-передвижки в группах, выносные стенды на улице.
ИЮНЬ
- Вечера развлечений для детей «Лесовичок», «Любимые герои сказок»
- Консультации для воспитателей «Организация труда детей на огороде и в цветнике»
- Семинар-практикум для педагогов «Оборудование для игр с ветром, водой, песком»
- Проведение конкурсов готовности к работе летом, организация исследовательно-экспериментальной работы на огороде
ИЮЛЬ
- Подготовка и проведение праздника «Лето красное»
- Вечера развлечений для детей «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья», «Кукольный театр»
- Консультации для воспитателей «Экологическое воспитание дошкольников летом»
- Конкурс детского рисунка «Бережем природу»
АВГУСТ
- Спортивные развлечения «Мы сильные, ловкие, выносливые»
- Вечера развлечений для детей «Люблю берёзку русскую»
- Организация взаимопосещений с целью обмена опытом между педагогами (тематика предлагается по выбору)
- Производственное собрание «Итоги летней оздоровительной работы»
Кирилл Михайлов
Организация деятельности воспитанников в летний период
Лето - самая любимая пора всех детей, ведь в теплую погоду можно практически целый день проводить на улице.
Одним из важнейших вопросов в работе "учреждения в летний период является организация досуга детей . В дошкольном возрасте, с одной стороны, хорошая погода и возможность проводить достаточно времени на свежем воздухе во многом снимают остроту этой проблемы. Однако привычные игры детям быстро надоедают, и если их активность не находит применения, они стремятся заполнить своё время самыми разными формами деятельности и при отсутствии руководства способны нанести ущерб как самим себе, так и окружающим.
И очень важно так организовать жизнь , чтобы каждый день приносил им что-то новое, был наполнен интересным содержанием, чтобы воспоминания о летнем времени , играх, прогулках, праздниках и развлечениях, интересных эпизодах из их жизни еще долго радовали их.
Пребывание дошкольников на свежем воздухе в летний период укрепляет и закаливает детский организм , оказывает положительное влияние на их всестороннее развитие.
Успех летней оздоровительной работы с дошкольниками во многом определяется тем, насколько грамотно и своевременно подготовился к ней весь коллектив учреждения.
Основные задачи работы в летний период :
Создание условий, обеспечивающих охрану жизни и укрепление здоровья детей, предупреждение заболеваемости и травматизма;
Реализация системы мероприятий, направленных на оздоровление и физическое воспитание детей , развитие самостоятельности, инициативности, любознательности и познавательной активности;
Осуществление педагогического и санитарного просвещения родителей по вопросам воспитания и оздоровления детей в летний период .
Оптимальной формой организации детского досуга в летнее время может быть такое мероприятие, которое не требует значительной подготовки со стороны детей, имеет развивающую и воспитательную функции проводится в эмоционально привлекательной форме. Кроме того, важно, чтобы это мероприятие не требовало также громоздкой подготовки со стороны педагогов. Таким видом деятельности является игра .
В планах воспитателей в течение дня должны быть предусмотрены все виды детской деятельности : двигательная, продуктивная, коммуникативная, трудовая, познавательно - исследовательская, музыкально - художественная, чтение художественной литературы, игровая.
На спортивных и игровых площадках обеспечиваются :
Закрепление и совершенствование различных видов движений у детей (ходьбы, бега, прыжков, лазания, бросания, ловли и метания) ;
Развитие физических качеств (ловкости, быстроты, выносливости) ;
- воспитание положительных нравственно - волевых черт личности (активности, самостоятельности) .
В качестве основных средств воспитания и развития движений у детей летом используются : подвижная игра, игровые упражнения, спортивные игры, «школа мяча» , «школа скакалки» , игры - эстафеты, спортивные праздники и развлечения.
Лето - благоприятный период для реализации программных задач по ОБЖ и формированию у воспитанников культурно - гигиенических навыков.
Можно практиковать выполнение коллективных работ с использованием различных техник рисования, а также проведение конкурсов рисунка на асфальте, детского дизайна, поделок из бросового материала. Тема продуктивной деятельности может быть разнообразной.
Нельзя забывать и о трудовой деятельности : закреплении навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста, организации трудовых поручений , дежурств. Старших детей можно привлекать к уборке на цветнике и огороде, помощи младшим воспитанникам , хозяйственно бытовому труду.
Особое внимание в летний период должно быть уделено познавательно - исследовательской деятельности : наблюдениям на прогулке за явлениями живой и неживой природы, построению взаимосвязи, взаимозависимости предметов и явлений природы, экспериментированию (с водой и песком, решению проблемных ситуаций.
Благоприятное воздействие на эмоциональное состояние детей оказывают музыкально - дидактические игры, организация слушания , пения, создание условий для детской творческой импровизации.
Что касается детей школьного возраста, то в системе непрерывного образования каникулы в целом, а летние в особенности , играют весьма важную роль для развития, воспитания и оздоровления детей и подростков. Лето - это своего рода мостик между завершающимся учебным годом и предстоящим.
Воспитательная ценность системы летнего отдыха состоит в том, что она создаёт условия для педагогически целесообразного, эмоционально привлекательного досуга школьников, восстановления их здоровья, удовлетворения потребностей в новизне впечатлений, творческой самореализации, общении и самодеятельности в разнообразных формах, включающих труд, познание, искусство, культуру, игру и другие сферы возможного самоопределения.
Реальность такова, что система образования по-прежнему остаётся главным организатором отдыха и оздоровления детей. Летний отдых - это не только социальная защита, это и возможность для творческого развития детей, обогащения духовного мира и интеллекта ребёнка.
Организация досуга , игровая деятельность должны побуждать к приобретению новых знаний, к серьезным размышлениям. Разумное сочетание отдыха и труда, спорта и творчества дисциплинирует ребенка, балансирует его мышление и эмоции.
Список использованной литературы
1. Детский летний лагерь как социально-культурный институт : / / Научный поиск : Сб. студенческих научных работ. Под ред. и. г. Абрамовой. - СПб.: ИСГУ, 2006
2. Ерошенков и. Н. Культурно-воспитательная деятельность среди детей и подростков : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ и. Н. Ерошенков. - М.: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2004
3. Ильина Л. А. Состояние и проблемы развития детского отдыха на современном этапе // Научный вестник МГИИТ, 2010. N 4
4. Мудрик А. В. Социальная педагогика : учебник для студ. высш. учеб. заведений/ А. В. Мудрик. - 7-е изд., испр. и доп. - М.: Издательский центр «Академия» , 2009
5. Программное обеспечение летнего отдыха детей : метод. пособие / Под общ. ред. Н. Н. Жуковицкой, Н. П. Царевой. - Санкт-Петербург : ЛОИРО, 2012
6. Сластенин В. А. Педагогика. - М.: Академия, 2002. 7. Сысоева М. Е. Организация летнего отдыха . - М., 2011
7. Фришман И. И. Организация летнего отдыха детей и подростков : идеи и концепции / / Народное образование. - 2013. - N3
Публикации по теме:
Доклад «Безопасность детей в летний период» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 9 ст-цы Камышеватской МО Ейский район Доклад на.
Конспект трудовой деятельности с детьми в летний период «Маленькие садовники» (средняя группа) Цель: формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками. Задачи: Образовательная: формировать социальный интеллект; Развивающая:.
Конспект трудовой деятельности с детьми в летний период «Юные дизайнеры» (средняя группа) Цель: формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества. Задачи: Образовательная: формировать умение техники плетения.
Организация и проведение подвижных игр в летний период Игра – непременный спутник детства. Игра заменяет детям труд. Игра вводит ребенка в жизнь, в общение с окружающими, с природой, способствует.