1
Консультация
«Посеешь привычку, пожнешь характер»
Когда формируется характер?
«Посеешь мысль пожнешь действие,
посеешь действие пожнешь привычку,
посеешь привычку пожнешь характер,
посеешь характер пожнешь судьбу»
истина, заключенная в этом древнем изречении, проверена временем. Но что
влияет на становление характера? Влияет ли темперамент на развитее волевых качеств? И
могут ли родители сформировать у ребенка те черты характера, которые им хотелось бы?
В плену идеалов
Все родители еще до рождения ребенка представляют его тем или иным образом.
При этом они мечтают не только о том, родится у них мальчик или девочка, с голубыми
или карими глазами, но и каким малыш вырастет. В этом истоки стремления к воспитанию
тех или иных черт характера, а также основа последовательных шагов к их формированию.
Как это происходит? Мама и папа обычно имеют представление о том или ином
человеческом качестве как наиболее ценном и необходимом, помогающем в жизни. На
собственном опыте или опыте общения с друзьями, коллегами, знакомыми одна (или
несколько) черт характера начинают казаться «самыми лучшими» в человеке, и в
результате появляются ожидания, что ребенок обязательно должен будет наделен этим
«особо ценным» качеством. Например, у каждого из нас есть некоторые стереотипы
«идеального» представителя того или иного пола. Это вовсе не обязательно мы сами или
наши супруги, но воплотить свои идеалы многие стремятся именно в своих детях. Что
происходит дальше? Наши «старания» окупаются сторицей, и на старости лет рядом с
нами оказывается «идеальный» с нашей точки зрения человек наш сын или дочь? Вовсе
нет! Вопервых, потому что идеальных людей нет, а вовторых, потому что у родителей,
целенаправленно занимающихся воспитанием «идеального» характера своих детей,
желаемое редко совпадает с реальными предпосылками. Причин тому есть несколько.
Нужно помнить о том, что даже только родившийся ребенок это не чистый белый лист, на
котором можно «написать» любой характер. И родитель это не третейский судья, чтобы
определять, какие черты характера являются исключительно положительными, а какие
нежеланными для его ребенка. Ценностные представления родителей могут элементарно
вступать в противоречие с возрастными особенностями детского развития, с
индивидуальными чертами сына или дочери. Навязывая ребенку не присущие ему самому
качества, родители как будто убеждают его в том, что такой, какой есть, ребенок им не
нужен, подчеркивают свое непринятие. А это самый неприемлемый, самый опасный для
психического развития стиль отношения к нему.
В основе темперамент
Воспитание, а особенно формирование характера невероятно сложный процесс,
требующий большой интуиции и доверия к своему малышу. Но прежде чем выстраивать
свою педагогическую стратегию, нужно уяснить для себя очень непростой вопрос: а что
это такое характер? Над этим задумываются нечасто, еще реже могут дать
вразумительный ответ. Часто под словом «характер» подразумевают совершенно иные
понятия, такие, как личность, индивидуальность. Но, пожалуй, чаще всего «просвещенные»
мамы и папы, отвечая на вопрос о характере ребенка, говорят о его темпераменте: «Он у
нас сангвиник (или меланхолик, или холерик, или флегматик)». Почему это происходит? К
сожалению, ни в науке, ни в житейской практике нет однозначного определения многих
терминов. Вот и характер с темпераментом порой смешиваются и совсем не различаются
2
меж собой. Однако, несмотря на множество определений того и другого, можно выделить
несколько «опознавательных знаков», позволяющих отличить темперамент от характера.
Под темпераментом всегда понимают некие динамические характеристики психики
человека: 1. Общая активность. В зависимости от ее выраженности ребенок может быть
спокойным или активным, инициативным или инертным и т.д. 2. Моторная сфера. Имеются
в виду темп, ритм, быстрота движений. Наверное, вам встречались и малыши «вечные
двигатели», и этакие маленькие неторопливые «увальни». 3. Эмоциональность, т.е.
впечатлительность, чувствительность и импульсивность. Если на одного какаято ситуация
может подействовать как серьезный раздражитель малыш расстроится и расплачется, то
другой даже не заметит неприятности. Нервная система малыша от рождения может быть
сильной или слабой (слабой не значит «плохой»!), он может быть импульсивным или
медлительным. Все эти характеристики имеют тем больший «вес», чем младше ребенок.
Ведь малыш рождается исключительно с «багажом» своих физиологических свойств и
особенностей, на которые будет «надстраиваться» все остальное, что сделает его
настоящим маленьким человечком. Именно поэтому, чем младше ребенок, тем больше его
поведение и черты характера будут определяться возрастными, а не личностными
характеристиками. Сопоставив характер и темперамент, можно сказать, что темперамент
это один из элементов характера, его динамическая основа. И чем раньше родители поймут
некоторые особенности темперамента своего малыша, тем больше выиграет от этого вся
семья. Важно как можно раньше определиться с тем, на что в характере мы можем
повлиять, на что мы должны повлиять, а что лучше принять как должное, не споря с
природой.
Когда порядок имеет значение
Принимая во внимание темперамент ребенка, мы не должны забывать, что есть и
другие факторы, которые также влияют на формирование характера. Один из важнейших
порядок рождения детей в семье. Старший, средний и младший ребенок обязательно
окажутся в совершенно разных условиях развития. И как бы мы ни старались, нам не
удастся полностью эти различия «сгладить». В чем же они состоят? Знать это нужно
обязательно каждому родителю, воспитывающему более одного малыша. Итак,
рассмотрим, какие черты характера зависят от порядка рождения в семье? Первый
ребенок. Исследования показывают, что старший ребенок в семье часто проявляет
трудолюбие, требовательность к себе и окружающим, организованность. Он серьезен,
следует предписанным правилам, ориентирован на достижения, во многих ситуациях
надеется только на себя, но при этом зависит от мнения других людей. Причина этих
качеств кроется не в наследственном факторе, а в воспитании. Ведь ему уделяют
неизмеримо больше внимания, чем другим детям, от него многого ожидают, родители
поощряют его во всем, начиная с момента, когда он в первый раз улыбнулся. Какоето из
перечисленных свойств становится доминирующим в зависимости от конкретных
особенностей воспитания. Средний ребенок. Ребенок, рождающийся в семье вторым,
третьим и т.д., изначально оказывается в ситуации, когда ему приходится делить любовь
родителей с кемто еще. Здесь формирование характера идет или по пути подражания,
когда младший ребенок во всем пытается быть похожим на своего старшего брата или
сестру, или по пути конкуренции и соперничества. Во втором случае младший будет
стараться выбирать способы поведения и занятия, максимально отличающиеся от того, чем
занимается старший. Если чтото вас в поведении одного из детей не устраивает,
попытайтесь поговорить с ним «по душам», выяснить отношение к его брату или сестре. Не
забывайте, что речь идет о формировании характера и личности вашего ребенка. А
конфликты, не разрешенные и загнанные в подсознание, никому не принесут пользы.
Младший ребенок. Если сравнивать младших детей в разных семьях, то и в их характерах
3
можно найти много общего. Обычно здесь есть две тенденции. В случае, если родители и
старшие братья и сестры относились к малышу как к «младшенькому», «любимчику», он,
скорее всего, вырастет общительным, любящим, возможно, немного рассеянным
человеком. Но ребенок будет демонстрировать другие черты характера, если в семье его не
воспринимают всерьез, постоянно подчеркивают, что он самый маленький, слабый, глупый
и т.д. Такие дети часто вырастают требовательными к окружающим, нетерпеливыми,
импульсивными. Они постоянно пытаются доказать себе и другим, что чегото стоят и
достойны внимания.
«Почему» или «для чего»?
Психологи считают, что характер это своего рода «лавирование» между
наследственными чертами и окружающей средой обстановкой в семье, характерами
родителей, условиями, в которых развивается малыш. Мы уже определили, что чтото в
ребенке задано природой, на чтото очень сильно влияет его возраст, порядок рождения в
семье, окружающая среда. Однако характер складывается не только из этого. Есть нечто
«выше» характера, даже важнее его. Это личность человека, т.е. его мировоззрение,
убеждения, ценности, идеалы. Характер оказывается гдето между врожденными основами
психики и ценностными устремлениями. Великий физиолог Иван Павлов говорил, что
характер это «сплав» особенностей нервной системы и жизненных влияний (обучения и
воспитания). Различие между характером и личностью можно сформулировать так: говоря
о личности, мы обычно имеем в виду цели человека, то, ради чего он действует, а говоря о
характере, то, как он действует. Почему так важно это понять? Потому что невозможно
воспитать ребенка и сформировать его характер, не обращаясь к более высоким уровням
сознания. Вспомним хотя бы известное выражение: «Твердый орешек нередко оказывается
пустым». Хотим ли мы подобной характеристики для своего ребенка? Ответ очевиден.
Мировоззрение, определяя направленность растущего ребенка, его жизненные цели и
устремления, становится основой его моральных установок, которыми он руководствуется
в своих поступках. И не учитывать эти составляющие человеческой личности при
формировании характера было бы просто нелогичным. Поэтому воспитание тех или иных
форм поведения должно происходить в единстве с развитием мировоззрения, т.е.
ключевыми вопросами воспитания оказываются не только «как?», «почему?», но и «для
чего?».
Секретный фарватер
Наиболее точно о формировании характера сказал, наверное, известный
психотерапевт Э. Фромм: «Характер ребенка это слепок с характера родителей, он
развивается в ответ на их характер». Не все, что мы хотим, можно однозначно развить в
своем ребенке. Однако както повлиять на его характер мы, безусловно, в силах. С чего
нужно начинать? Идти всегда нужно от изучения личности ребенка. Никто лучше вас не
знает особенностей его темперамента, условий развития, его внутренних задатков. Вместо
того, чтобы вслепую идти к некому «идеалу», вы можете опираться на то положительное,
что уже есть у вашего ребенка: быстроту его реакции или его спокойствие, его активность
или его вдумчивость, его интересы и предпочтения к отдельным видам деятельности и т. д.
Ведь сами по себе способности и задатки не плохи и не хороши. Все дело в том, в какую
сторону они могут быть направлены. Более того, типологические черты характера также
нравственно нейтральны. Например, внутренняя твердость и даже жесткость может быть
обращена не только в принципиальность и уверенность в себе, но и в жестокость и
неприятие других людей. Добродушие и ласковость, присущие ребенку, могут быть
связаны не только с милосердием, но и со слабоволием и отсутствием целеустремленности.
До первого звонка
4
Когда начинать формировать характер? Как можно раньше! Однажды мама
трехнедельного малыша спросила у врача, когда ей нужно приступить к воспитанию
ребенка. Врач ей ответил: «Вы опоздали ровно на три недели». Однако сам характер ярче
всего начинает обрисовываться и проявляться в дошкольном возрасте. В это время
складывается привычный образ поведения, определенное отношение к действительности.
Проявления коллективизма, настойчивости, выдержки, смелости в дошкольном возрасте
формируются прежде всего в игре, особенно в коллективных сюжетных играх с правилами.
Игры, в которые играют дети
Все дети играют. И какими бы бессмысленными ни казались нам порой их занятия,
они выполняют невероятно важную функцию. Играя, дети учатся жить. В игре
формируется их характер. А значит, через игру и мы получаем возможность повлиять на
его формирование. Участие взрослых в детской игре зависит от ее особенностей. У
каждого возраста они свои: игра 2летнего малыша кардинально отличается от того, как
играют дошкольники. На первой стадии игры, которая еще называется стадией игрушки,
ребенок предпочитает играть один. Эта стадия длится примерно до 5 лет. У одних детей
она заканчивается раньше, у других позже. Он пока не способен участвовать в совместной
игре и часто ссорится с товарищами. Также дети этого возраста не могут найти общие,
коллективные интересы, которые могли бы стать основой совместной игры. Ребенок даже
игрушки предпочитает свои, а не чужие. Но это вовсе не означает, что малыш растет
эгоистом и одиночкой. Пройдет совсем немного времени, и шалуна уже будет не оттащить
от новых друзей в детском саду и на площадке. Если же вы попытаетесь навязать ему
товарищей, то лишь создадите условия для формирования отрицательных черт характера.
Именно когда малыша вовлекают в групповую игру против его воли, у него могут начать
формироваться агрессивность, раздражительность и привычка скандалить. Особенно ярко
черты характера начинают проявляться чуть позже, в 56 лет, когда начинается новая
стадия игры ребенка коллективная. В ней формируются коллективизм, настойчивость,
выдержка, смелость, начинает складываться привычный образ поведения, определенное
отношение к действительности. Большое значение в этом возрасте имеют также
простейшие виды доступной дошкольнику трудовой деятельности. Выполняя некоторые
несложные обязанности, ребенок приучается уважать и любить труд, чувствовать
ответственность за порученное дело. Под влиянием требований и личного примера
взрослых у ребенка постепенно складывается понимание того, что можно и чего нельзя
делать, и это начинает определять его поведение, закладывает основы чувства долга,
дисциплины, выдержки. Постепенно ребенок приучается давать оценку собственному
поведению.
Характер и школа
С поступлением в школу начнется новый этап формирования характера. Во время
учебы ребенок впервые сталкивается с рядом строгих правил, с которыми ему приходится
соотносить свое поведение. Бывший дошкольник привыкает к этому нелегко, но новые
правила и обязанности играют важную роль развивают организованность, привычку к
систематическому труду,
аккуратность,
дисциплинированность, трудолюбие. У ребенка начнут складываться новые отношения: с
учителями, одноклассниками и просто школьными друзьями. Но уже сейчас, пока он
дошкольник или делает свои первые в жизни шаги, в нем формируется та база, от которой,
если верить древним мудрецам, зависит его судьба. И не только в школе.
целеустремленность,
настойчивость,
«ПОСЕЕШЬ ПРИВЫЧКУ…»
В формировании личности значение привычек трудно переоценить.
Недаром народная мудрость утверждает: «Посеешь привычку - пожнёшь характер». От того, какими привычками обладает человек, он выглядит либо привлекательным, воспитанным, либо отталкивающим, вызывающим осуждение. Что такое привычка? Привычка - это действия, совершаемые как бы машинально, постоянно и при определенных условиях: утром, встав с постели, мы одеваемся, умываемся, чистим зубы; вернувшись с улицы, вытираем ноги, прежде чем войти в комнату, снимаем верхнюю одежду… Так мы поступаем в силу того, что подобные действия стали для нас естественными. Мы не затрачиваем умственных усилий и напряжения воли: действия совершаются как бы автоматически.
Это привычки-помощники, которые заставляют поступать так, как надо, и одновременно освобождают наши мысли для более значительной
умственной деятельности. Они возникли благодаря многочисленным повторениям. Не будь этих привычек-помощников, как трудно пришлось бы нам! То и дело «подсматривай» за собой: не забудь то, не забудь это, как бы не войти в комнату в грязной обуви, снять верхнюю одежду.
Человек приобретает не только полезные привычки, но и отрицательные: зевает или чихает и забывает прикрыть при этом рот, разговаривает громко, чрезмерно жестикулируя; хрустит пальцами, разговаривает с набитым пищей ртом… Эти привычки складываются в
детстве и закрепляются всей последующей жизнью. Если человек лишён самокритичности, считает, что поскольку «привычка - вторая натура», что с ней бороться бесполезно, то этот тягостный багаж он несёт через всю жизнь.
С чего начинается воспитание привычек, помогающих маленькому ребёнку вести себя правильно? Очевидно, с самого доступного, конкретного и видимого - с внешних форм поведения (которые ребёнок усваивает, прежде всего, по подражанию). Если объекты для подражания положительные, то ребенок накапливает багаж привычек-помощников, которые организуют его поведение. Усвоенные внешние формы поведения, хотя еще и не осмыслены им глубоко, всё же дисциплинируют его, подтягивают, обязывают к сдержанности.
Случается, ребёнок невольно проявляет себя как не надо. Если его не поправляют, не учат как надо, то эти отрицательные способы поведения укореняются. Привычка к внешней бескультурности постепенно огрубляет ребёнка, обедняет его внутренний мир. Например, отсутствие у ребёнка привычки правильно реагировать на родительское «нельзя» является источником многих негативных проявлений: упрямства,
капризов, эмоциональных срывов.
В основе любой привычки лежит целый ряд навыков, которые обеспечивают правильность действий, их быстроту, качество. Но малыш ещё не обладает необходимыми навыками, у него недостаточно развита координация движений, и его действия выглядят неумелыми, беспомощными. Посмотрите, как неуклюже он держит ложку, с каким трудом расстёгивает пуговицу, снимает шапку и т.д. Для того чтобы всё это делать правильно, ему необходимы соответствующие навыки, связанные с тем или иным действием. По мере многократного повторения одних и тех же действий постепенно возникнет соответствующий навык. Навык же снимать с себя платье, колготки и т.п. перейдет затем в привычку раздеваться самостоятельно при условии, что малыш систематически упражняется в этих действиях.
Родители должны следить за тем, чтобы у ребенка формировались положительные привычки, которые имеют огромное значение в его развитии. Дети, которые живут по режиму, обычно хорошо спят, с аппетитом едят, уравновешены, спокойны и умеренно активны. При целенаправленном воспитании у них довольно легко складывается целый
ряд важных привычек, которые помогают им нормально расти и развиваться (привычка к чистоте, умение замечать неопрятности в одежде и т.д.).
Взрослый высказывает свое требование в виде несложных и понятных правил: «Следи за своей одеждой, не пачкай её»; «Снимая с себя платье, не забудь его аккуратно сложить, иначе оно, несомненно, сомнётся и будет как старое».
Изо дня в день, выполняя эти правила, ребенок приобретает необходимые навыки, которые в дальнейшем перерастут в привычку, в потребность быть аккуратным во всём - в содержании одежды, игрушек, книг, своих вещей. Потребность быть опрятным побуждает ребёнка аккуратнее есть, не пачкаться, пользоваться носовым платком, салфеткой. Так, одна укоренившаяся привычка прокладывает дорогу для становления других. Это относится к возникновению и положительных, и отрицательных привычек. Об этом важно помнить, так как одна плохая привычка может потянуть за собой цепочку дурных.
Иногда родители считают, что дети наследуют привычки от близких, и в подтверждение говорят: «Разбросана, неорганизованна - вся в мать»;
«Упрям, как отец, ни за что не переубедишь». Кстати, слова «упрям, как отец» ребёнок не воспринимает как порицание, скорее это своеобразное поощрение (какой малыш не хочет походить на своих родителей!), в результате закрепляются отрицательные привычки. Эти взгляды ошибочны. Ребёнок не наследует привычки от близких, а приобретает их благодаря постоянному общению, путём подражания, а главное воспитания.
Случается, что ребёнка чуть не до двух-трёх лет кормят из ложки, умывают, одевают, постоянно идут на уступки. Подобный образ жизни
существенно влияет на поведение ребёнка: он растёт неорганизованным, несобранным, а его поступки часто зависят от его желания и настроения. Подрастая, он начинает диктовать родителям свои условия: «Хочу - не хочу»; «Буду - не буду»; «Это не нравится». Так, родители незаметно для себя допускают накапливание ребёнком аморальных привычек поведения.
Самое эффективное средство против дурных привычек - их предупреждение. Но если возникла нежелательная привычка, то можно помочь ребёнку освободиться от неё. Это никогда не поздно даже взрослым людям, а маленькому ребёнку сделать это значительно легче, так как он обладает легкой обучаемостью и податливостью педагогическим влияниям. Терпение и поддержка родителей помогают постепенно избавляться от дурной привычки.
Чтобы выработать у ребёнка прочные положительные привычки,
требуется постоянное внимание к созданию условий, при которых ребёнок мог бы изо дня в день тренироваться в правильных, полезных действиях. Даже такой простой навык, как умывание, вырабатывается правильно, если малыш может достать до крана, если в его расположении всегда имеются мыло, полотенце и если взрослый, обучив его последовательности действий, следит, чтобы эта последовательность всегда соблюдалась. Чтобы чистота рук стала потребностью, надо ещё приучить мыть руки после любого загрязнения.
Если ребёнок с малого возраста привыкает убирать за собой вещи, проявляет вежливость к старшим, помогает им и т.п., то эти действия и формы поведения, повторяясь изо дня в день, превратятся постепенно в привычные, естественные, вытекающие из внутренней необходимости.
Привычки у детей могут легко утрачиваться. Достаточно иногда изменить условия или ослабить контроль за ребёнком, как тут же меняется его поведение.
В дошкольный период, когда закладывается фундамент личностных качеств, важно формировать нравственные привычки, которые выражаются в культуре общения, организованности, дисциплинированности, трудолюбии. Это также и привычки гигиенические, помогающие ребенку выглядеть опрятно и подтянуто, содержать в порядке свои вещи.
Для того чтобы нравственные привычки стали нормой, важно создать оптимальные условия для упражнения ребёнка в моральных поступках.
Нужные привычки успешно формируются, если выполняются постоянно, в любых условиях.
В формировании личности значение привычек трудно переоценить. Недаром народная мудрость утверждает: «Посеешь привычку - пожнёшь характер». От того, какими привычками обладает человек, он выглядит либо привлекательным, воспитанным, либо отталкивающим, вызывающим осуждение. Что такое привычка? Привычка - это действия, совершаемые как бы машинально, постоянно и при определённых условиях: утром, встав с постели, мы одеваемся, умываемся, чистим зубы; вернувшись с улицы, вытираем ноги, прежде чем войти в комнату, снимаем верхнюю одежду…
Так мы поступаем в силу того, что подобные действия стали для нас естественными. Мы не затрачиваем умственных усилий и напряжения воли: действия совершаются как бы автоматически. Это привычки-помощники, которые заставляют поступать так, как надо, и одновременно освобождают наши мысли для более значительной умственной деятельности.
Человек приобретает не только полезные привычки, но и отрицательные: зевает или чихает и забывает прикрыть при этом рот, разговаривает громко, чрезмерно жестикулируя; хрустит пальцами, разговаривает с набитым пищей ртом…Эти привычки складываются в детстве и закрепляются всей последующей жизнью. Если человек лишён самокритичности, считает, что поскольку «привычка - вторая натура», что с ней бороться бесполезно, то этот тягостный багаж он несёт через всю жизнь.
С чего начинается воспитание привычек, помогающих маленькому ребёнку вести себя правильно? Очевидно, с самого доступного, конкретного и видимого - с внешних форм поведения (которые ребёнок усваивает прежде всего по подражанию). Если объекты для подражания положительные, то ребёнок накапливает багаж привычек-помощников, которые организуют его поведение. Усвоенные внешние формы поведения, хотя ещё и не осмыслены им глубоко, всё же дисциплинируют его, подтягивают, обязывают к сдержанности.
Случается, ребёнок невольно проявляет себя как не надо. Если его не поправляют, не учат как надо, то эти отрицательные способы поведения укореняются. Привычка к внешней бескультурности постепенно огрубляет ребёнка, обедняет его внутренний мир. Например, отсутствие у ребёнка привычки правильно реагировать на родительское «нельзя» является источником многих негативных проявлений: упрямства, капризов, эмоциональных срывов.
В основе любой привычки лежит целый ряд навыков, которые обеспечивают правильность действий, их быстроту, качество. Но малыш ещё не обладает необходимыми навыками, у него достаточно развита координация движений, и его действия выглядят неумелыми, беспомощными. Посмотрите, как неуклюже он держит ложку, с каким трудом расстёгивает пуговицу, снимает шапку и т.д. Для того чтобы всё это делать правильно, ему необходимы соответствующие навыки, связанные с тем или иным действием. По мере многократного повторения одних и тех же действий постепенно возникнет соответствующий навык. Навык же снимать с себя платье, колготы и т.п. перейдёт затем в привычку раздеваться самостоятельно при условии, что малыш систематически упражняется в этих действиях.
Родители должны следить за тем, чтобы у ребёнка формировались положительные привычки, которые имеют огромное значение в его развитии. Дети, которые живут по режиму, обычно хорошо спят, с аппетитом едят, уравновешены, спокойны и умеренно активны. При целенаправленном воспитании у них довольно легко складывается целый ряд важных привычек, которые помогают им нормально расти и развиваться (привычка к чистоте, умение замечать неопрятности в одежде). Взрослый высказывает свое требование в виде несложных и понятных правил: «Следи за своей одеждой, не пачкай её»; «Снимая с себя платье, не забудь его аккуратно сложить, иначе оно несомненно сомнётся и будет как старое».
Изо дня в день, выполняя эти правила, ребёнок приобретает необходимые навыки, которые в дальнейшем перерастут в привычку, в потребность быть аккуратным во всём - в содержании одежды, игрушек, книг, своих вещей. Потребность быть опрятным побуждает ребёнка аккуратнее есть, не пачкаться, пользоваться носовым платком, салфеткой.
Так, одна укоренившаяся привычка прокладывает дорогу для становления других. Это относится к возникновению и положительных, и отрицательных привычек. Об этом важно помнить, так как одна плохая привычка может потянуть за собой цепочку дурных.
Иногда родители считают, что дети наследуют привычки от близких, и в подтверждение говорят: «Разбросана, неорганизованна - вся в мать»;
«Упрям, как отец, ни за что не переубедишь». Кстати, слова «упрям, как отец» ребёнок не воспринимает как порицание, скорее это своеобразное поощрение (какой малыш не хочет походить на своих родителей!), в результате закрепляются отрицательные привычки.
Эти взгляды ошибочны. Ребёнок не наследует привычки от близких, а приобретает их благодаря постоянному общению, путём подражания, а главное воспитания. Случается, что ребёнка чуть не до двух-трёх лет кормят из ложки, умывают, одевают, постоянно идут на уступки.
Подобный образ жизни существенно влияет на поведение ребёнка: он растёт неорганизованным, несобранным, а его поступки часто зависят от его желания и настроения. Подрастая, он начинает диктовать родителям свои условия: «Хочу - не хочу»; «Буду - не буду»; «Это не нравится». Так, родители незаметно для себя допускают накапливание ребёнком аморальных привычек поведения.
Самое эффективное средство против дурных привычек - их предупреждение. Но если возникла нежелательная привычка, то можно помочь ребёнку освободиться от неё. Это никогда не поздно даже взрослым людям, а маленькому ребёнку сделать это значительно легче, так как он обладает лёгкой обучаемостью и податливостью педагогическим влияниям. Терпение воспитателя, время и поддержка родителей помогают постепенно избавляться от дурной привычки.
Чтобы выработать у ребёнка прочные положительные привычки,
требуется постоянное внимание к созданию условий, при которых ребёнок мог бы изо дня в день тренироваться в правильных, полезных действиях. Даже такой простой навык, как умывание, вырабатывается правильно, если малыш может достать до крана, если в его расположении всегда имеются мыло, полотенце и если взрослый, обучив его последовательности действий, следит, чтобы эта последовательность всегда соблюдалась. Чтобы чистота рук стала потребностью, надо ещё приучить мыть руки после любого загрязнения.
Если ребёнок с малого возраста привыкает убирать за собой вещи, проявляет вежливость к старшим, помогает им и т.п., то эти действия и формы поведения, повторяясь изо дня в день, превратятся постепенно в привычные, естественные, вытекающие из внутренней необходимости.
Привычки у детей могут легко утрачиваться. Достаточно иногда изменить условия или ослабить контроль за ребёнком, как тут же меняется его поведение.
В дошкольный период, когда закладывается фундамент личностных качеств, важно формировать нравственные привычки, которые выражаются в культуре общения, организованности, дисциплинированности, трудолюбии. Это также и привычки гигиенические, помогающие ребёнку выглядеть опрятно и подтянуто, содержать в порядке свои вещи.
Для того, чтобы нравственные привычки стали нормой, важно создать оптимальные условия для упражнения ребёнка в моральных поступках.
Нужные привычки успешно формируются, если выполняются постоянно, в любых условиях.
ПОСЕЕШЬ ПРИВЫЧКУ – ПОЖНЕШЬ ХАРАКТЕР
(собрание-консультация, посвященное проблеме воспитания бережливости)
Цели : показать роль родителей, семьи в формировании бережливости; оказать родителям помощь в преодолении трудностей, связанных с воспитанием правильного отношения к деньгам и другим материальным благам.
Оборудование: оформление кабинета (на доске – тема, эпиграф); набор карточек с ситуациями и вопросами для обсуждения; набор карточек «Астрологи советуют».
Рекомендации: на собрание желательно пригласить психолога. Хорошо, если с вопросами, волнующими родителей, психолог познакомится заранее, в этом случае у него будет вероятность подготовить более глубокие и подробные ответы.
Ход собрания
Мы в детстве были много откровенней:
– Что у тебя на завтрак? – Ничего.
– А у меня хлеб с маслом и вареньем.
Возьми немного моего…
Года прошли, и мы иные стали…
А. Решетов
Учитель. Здравствуйте, дорогие коллеги! У нас – очередная серьезная проблема. А значит – мы нуждаемся в консультации тех, кто с этой проблемой знаком. Дети, деньги, бережливость… Так бы я обозначила ключевые слова нашего разговора. Как правильно выстроить отношения ребенка и денег? Как научить ребенка быть бережливым в наше время? Как сделать так, чтобы открытые и щедрые дети под влиянием нашего воспитания не превратились в скупых и скаредных людей? (См. эпиграф.) Готовы приступить к работе? Тогда – за дело. Предлагаю несколько ситуаций для обсуждения.
Ситуации для обсуждения
Ситуация 1.
Шестилетнего ребенка родители отправили к бабушке в деревню. И вот там шесть старушек сядут на лавочке у дома и радуются на городского внука. Конечно, каждая чем-нибудь угощает. И тут же просит: «А бабушке дашь»? Дети – ангелы, потому что они не ведают добра и зла, они просто живут, и отзывчивость, милосердие присутствуют в каждом изначально. И ребенок охотно подбегал к бабушке, протягивал ей все, что было в руках. А бабушка гладила его по головке и говорила: «Спасибо, внучек. Кушай сам. Бабушке ничего не надо».
Пояснения педагога (психолога).
Конечно, ни один взрослый не хочет воспитать своего ребенка плохим человеком и сделать его и себя несчастным. Но многое, в том числе и жадность, мы воспитываем, сами того не подозревая.
Ситуация 2.
Пояснения педагога.
Если в вашей семье бывают такие сцены, советую: не давайте детям сразу все, а лучше что-то одно разделите на всех. Пусть достанется по чуть-чуть, но главное – вы душой друг для друга. Кто-то может сказать: «Вот еще! У меня денег вполне хватает, чтобы не обеднять моего ребенка». Да, в материальном плане вы его обеспечите, и порадуете, и побалуете, но в моральном – нанесете ущерб и малышу, и себе. Потому что воспитаете жадину. И в первую очередь жадным он будет с вами. Оглянитесь, сколько таких взрослых людей, которые не только материально своим родителям не помогают, но и не интересуются, живы ли они.
Ситуация 3.
Отец входит в комнату сына и видит, что в комнате горит свет изо всех источников, имеющихся в помещении (настольная лампа, люстра).
– Выключи ненужный свет, – просит отец.
– Пап, ты ведешь себя, словно бедняк, – отвечает сын.
Учитель. Только неумные люди стесняются быть бережливыми. Приведенная в качестве примера ситуация показывает, что в этой семье проблема запущена. В ребенке с самого раннего возраста следует закладывать основы характера будущего рачительного хозяина.
Учитель. Очень часто нам приходится быть свидетелями не очень приятных сцен между родителями и детьми в магазине. «Купи!» – надрывается в истерике малыш. И очень часто родители покупают что угодно, лишь бы прекратился этот душераздирающий ор. Ваши дети, конечно, уже не падают на пол в истерике, так как вышли из этого возраста, но проблемы их денежного довольствия наверняка остро стоят в ваших семьях.
Знают ли дети цену рубля?
Мы попытались это выявить путем несложного анкетирования.
Анкета для детей
- Сколько стоит буханка хлеба, который принято покупать в вашей семье?
- Какая часть месячного заработка отца или матери потрачена на покупку той или иной вещи (брюк, куртки, ботинок)?
- Сколько твои родители потратили денег, собирая тебя в школу?
Вот какую картину позволили нарисовать эти анкеты. (Знакомство родителей с результатами анкетирования.)
Учитель. Какие ошибки чаще всего совершают родители, воспитывая ребенка?
- Уверенность в том, что воспитание бережливости – дело второстепенное.
- Вторая ошибка: да, люди слыхали, а то и читали, что главные черты характера у детей закладываются в 4–5 лет. И если это мнение специалистов, зачем его оспаривать? Но это главные черты характера: честность и правдивость, отвага и выдержка, доброта и чуткость, а не такая побочная, как бережливость! Или хотя бы об этом надо думать попозже, когда ребенок в школу пойдет. Тут надо предостеречь: характер есть единое целое. И слово «характер» (по-гречески «отпечаток») для ребенка-дошкольника означает отпечаток прежде всего – чего? кого? Живых людей, среди которых он растет… И упомянутая вторая ошибка обычно отражает нехватку внимания личного примера старших по части и бережливости.
- Видимо, не нужно говорить про третью ошибку: считать, что бережливость, рачительность касается только вещей, обновок. Чрезмерно узкое понимание самого качества наблюдается часто (можно беречь вещи, а время необязательно).
Но где отсутствует уважение к своему и чужому труду, уважение к добротным и красивым вещам, сработанным мастерами, там процветают Плюшкины и мещане-стяжатели, которые «норовят все нести в дом, а не из дому». Надо ли повторять, что стяжатели обкрадывают сами себя, что умение дарить и делиться поважнее, чем тащить все в дом? Про это у нас пишут немало, а повторить, похоже, не мешает: много еще людей готовы держаться за истлевшую «мудрость», и искренне верят, что на этом пути их ждет выигрыш…
- Неосознанная вера в рецепты и в системы. Но ведь нет универсального рецепта, применяемого ко всем ситуациям, к любому ребенку. Уж если Лев Толстой признавал, что педагогические занятия с детьми заставляли больше его самого учиться, чем учить детей, больше самому воспитываться, чем создавать души детей, то… Наверное, и нам надо помнить это?
Учитель. Незадолго до собрания мы с психологом попросили родителей задать по одному вопросу, касающемуся проблемы «деньги и дети». Эти вопросы мы предлагали для общего обсуждения. Поделитесь советами или прислушайтесь к мнению психолога. (Родители обсуждают поставленные вопросы, после чего психолог подводит итог дискуссии.)
Вопросы для обсуждения
- Нужно ли давать детям деньги?
Психолог . Конечно. Даже у первоклассников возникает потребность купить себе пирожное или булку в школьном буфете. Да и приобщение к домашнему хозяйству – важный момент в воспитании. А в помощь по дому может входить осуществление мелких покупок (хлеба, мыла, зубной пасты).
- Сколько денег давать и как это лучше делать?
Психолог. В каждой семье этот вопрос решается индивидуально, однако лучше всего, если это будет фиксированная сумма, которая будет выдаваться сначала раз в день, затем раз в неделю, затем раз в месяц по мере взросления ребенка и формирования у него умения планировать свои расходы.
Естественно, сумма может и должна меняться в соответствии с изменением потребностей ребенка. Но каждое прибавление должно детально обговариваться. Точные возрастные рамки здесь указать не возможно кто-то и в семь лет сможет распланировать свои покупки на неделю, а кто-то и в 10 лет будет все тратить в первый день.
- Следует ли требовать от ребенка отчет о потраченных деньгах?
Психолог. Ребенок сам планирует свои расходы и решает, что важнее купить, а от каких покупок следует воздержаться. Родители должны помогать ему в этом, избегая, однако, мелочной опеки, А. С. Макаренко пишет: «…надо так давать детям деньги, чтобы они могли тратить куда хочу – юридически, а на самом деле, чтобы на каждом шагу тормозили свое желание. Только при таких условиях карманные деньги принесут свою пользу».
Не следует считать каждую копейку, израсходованную ребенком. Он должен знать, что к нему относятся с доверием, что в разумном и возможном отказа ему не будет. Постоянные ограничения развивают в ребенке повышенный интерес к деньгам, доверие этот интерес гасит.
- Нужно ли использовать деньги в качестве поощрения или наказания?
Деньги как средство поощрения и наказания использоваться не должны. Мы даем детям деньги потому, что они им нужны – на школьные завтраки, на мороженое, на… В каждой семье этот список свой. А вовсе не за хорошее поведение или оценки.
Почему не стоит поощрять хорошую учебу или домашние дела деньгами? Да потому что в первую очередь ребенок должен учиться для себя. Учеба, какой бы она ни была, прежде всего, нужна самому ребенку. Это – работа на себя. Для знаний, для оценок, для вуза…
Кроме того, ребенок живет в семье, которая о нем заботится морально, материально, духовно и физически. И если на него возлагаются какие то обязанности – это его вклад в семью, его помощь самым близким людям, его обязанность. Такая же, как обязанность отца – зарабатывать деньги, матери – вести домашнее хозяйство. «Оплачивая» детям помощь семье и учебу, мы можем вырастить эгоистов, «потребителей» по жизни, не способных на бескорыстную отдачу.
- Нужна ли ребенку копилка? Хороший ли это подарок?
Психолог. В наличии у ребенка копилки нет ничего ни хорошего, ни плохого. Это всего лишь средство воспитания. Все дело в том, как родители преподносят этот подарок. Некоторые считают, что копилка развивает у детей дух накопительства; стремясь ее накопить, ребенок начинает соображать, каким путем их заработать.
В семьях же, где дети приучены пользоваться деньгами, где деньги не рассматриваются как средство родительской власти – не несет никакого отрицательного влияния на формирование нравственных качеств ребенка.
- Влияет ли отношение к деньгам, сформированное в детстве, на жизнь человека в будущем?
Психолог. Да. Порой неправильная позиция родителей в детстве очень сильно влияет на ребенка, ставшего взрослым.
В каждой семье свое отношение к деньгам, к тому, как их зарабатывать и как тратить. Для каждого его вариант единственно правильный, потому что привычный, усвоенный с детских лет.
Часто мамы ограждают своих детей от материальных проблем, стараются не говорить о них с ребенком и по возможности ни в чем ему не отказывать, чтобы не лишать счастливого детства. В результате взрослый мужчина, усвоивший, что денежные затруднения его не касались, а являлись маминой «головной болью», ожидает, что теперь его денежные проблемы возьмет на себя жена. Он привык, что все его нужды удовлетворяются волшебным образом, а сам он избавлен от какой бы то ни было ответственности. Вряд ли с такой жизненной позицией ему будет легко.
Иные родители считают, что если они обеспечивают ребенка материально и у него есть все необходимое, то этого вполне достаточно. Но ничто не заменит ребенку общение с мамой и папой. И это общение не должно ограничиваться вопросом: «Какие у тебя сегодня отметки?». Деньги не должны подменять человеческое тепло, ими нельзя «откупиться», потому что в лучшем случае вы получите в будущем то же самое.
Наверняка у каждого из вас есть свои детские воспоминания, связанные с деньгами. Зачастую, основываясь именно на них, мы выбираем модель поведения со своим ребенком. Иногда родители идут «семейным» путем, а иногда: «Я был этого лишен с детства, так пусть мой ребенок не знает этих проблем». Конечно же, вы понимаете, что любая крайность вредна и лишь разумная «золотая середина» будет полезна.
Учитель. Очень хочется верить, что наш разговор за круглым столом поможет вам избежать острых углов в вопросах домашнего воспитания. Никто никому не дает рецепта, следуя которому можно выйти из любой сложной педагогической ситуации. Только чуткость, продуманность, какой-то собственный опыт может помочь найти нужное решение. Нужно учитывать психологические особенности вашего ребенка. Некоторые психологи склонны считать, что даже потенциал знаков зодиака влияет на возможности развития бережливости (расточительности) у ребенка.
Хочу познакомить вас с некоторыми предостережениями-советами астрологов. Прочитайте на досуге улыбнитесь и на всякий случай присмотритесь повнимательней к своему малышу: кто знает, может и эта консультация не окажется лишней?
Астрологи советуют
Не ожидайте, что маленький ОВЕН будет откладывать часть карманных денег, экономить. Скорее всего, под влиянием импульса он потратит все и сразу в его кармане «деньги прожигают дыру». Завтра – это так далеко, а «я хочу» или «мне надо» именно сейчас. Чаще всего ребенок Овен далек от предусмотрительности и расчетливости. Подросший же Овен способен как по-прежнему моментально тратить деньги, так и активно их зарабатывать.
Маленького ТЕЛЬЦА отличает ответственное обращение с деньгами. Чаще всего он умеет делать «удачные покупки», может легко научиться сохранять часть карманных денег, гордясь тем, что сбережения растут.
В отношении к деньгам у БЛИЗНЕЦОВ преобладает практичность и рассудительность. Но ребенок придает значение не самим деньгам, а возможности «пустить их в оборот» – например, купить какую-либо игрушку, а потом поменять на лучшую. При этом редко случается, что Близнец остался вообще «без копейки в кармане».
РАК обычно наиболее бережливый из всех зодиакальных знаков. Малыш достаточно экономно тратит деньги, и его легко научить обращаться с ними. Накопление, сохранение – это часть стремления к надежности. Рак относится к деньгам осторожно, разумно, но тем, кого любит, готов отдать все.
Маленький ЛЕВ может быть очень расточителен и великодушно щедр. Царственным жестом деньги потрачены все сразу, потому что им не придается большого значения. А вот качество покупки значение имеет – это что-нибудь дорогостоящее и наилучшее. Да еще маленькие детские развлечения требуют затрат. Поэтому денег всегда не хватает.
Ребенок знака ДЕВА самый большой реалист и практик. Вы можете обнаружить, что ребенок бережлив в обращении с деньгами, он способен легко решать: что стоит купить, а какая покупка может и подождать. Траты он планирует заранее.
Малышу знака ВЕСЫ нравится хорошо выглядеть и иметь красивые «штучки». Поэтому, несмотря на благоразумие, ему трудно сохранить карманные деньги, если он приглядел одну из таких хорошеньких безделушек.
Остались ли у малыша СКОРПИОНА деньги или он их все потратил – для вас это всегда может оставаться тайной. Ребенок достаточно практичный «покупатель», но иногда может возникать «финансовая проблема» из-за желания что-то доказать приятелям и преувеличить свою «платежеспособность».
Для тех, кого малыш СТРЕЛЕЦ любит, ему ничего не жалко, и деньги он тратит щедро, а иногда и безрассудно, но только не с его точки зрения. Несмотря на разнообразные желания, ребенок может быть и экономен, и бережлив.
Маленький КОЗЕРОГ может стремиться быть экономным, отложить деньги «на черный день» или накопить их достаточно для приобретения чего-то действительно стоящего. У ребенка может рано проявиться потребность заработать свои деньги он не любит быть зависимым.
Ребенок ВОДОЛЕЙ может удивлять вас тем, что, когда речь идет о деньгах или имуществе, он не относится к этому достаточно серьезно. Водолей рано создает свою систему ценностей, и деньги не занимают там главенствующего положения. Чаще всего деньги в его карманах могут «валяться» какое-то время без внимания и затем быть потрачены в одно мгновение. А «гуляющий в кармане ветер» после этого нисколько его не смущает.
Маленькая РЫБА вполне может быть материалистом. Но наличие или отсутствие денег в кармане всегда связано с настроением. Деньги появляются неожиданно и так же неизвестно куда исчезают. Чаще всего это происходит из-за неосмотрительности или небрежности по отношению к ним. Деньги могут быть «пожертвованы» тому, кому они, на взгляд ребенка, очень нужны.
Эти качества – основа, в которую жизнь будет вносить свои коррективы, начиная с детства. Конечно, в целом мы не властны над всеми обстоятельствами, которые обусловливают характер и жизнь малыша. Но мы можем постараться избежать наиболее грубых ошибок воспитания. Ради будущего своего ребенка. И ради своего будущего тоже. (Михайлова Елена. – Журнал «Няня». – 1999. – № 9.)
Учитель. Удачи! До новых встреч.
«Посеешь привычку - пожнешь характер»
Форма проведения: круглый стол
Цели: актуализация проблемы сохранения и укрепления здоровья детей; формирование у детей и родителей потребности в здоровом образе жизни, ответственность за свое здоровье, негативное отношение к вредным привычкам; объединение усилий детского сада и семьи в вопросе формирование у детей полезных привычек.
Ход мероприятия:
Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады вас приветствовать за нашим круглым столом.
Согласитесь приятно себя чувствовать здоровым, бодрым и веселым! Ведь как говорили древние греки: “В здоровом теле - здоровый дух”. Немало пословиц и поговорок о здоровье сложено и русским народом. О чем они говорят, мы сейчас узнаем.
Разминка “Сложи пословицу”
(На столе выкладываются фрагменты пословиц, каждая из которых написана определенным цветом. Родители должны собрать из частей пословицу о здоровье. Пословицы зачитываются.)
И родители, и воспитатели хотят видеть детей здоровыми, веселыми, физически развитыми. Давайте будем решать эту проблему совместными усилиями. Как вы уже догадались сегодняшний разговор у нас пойдет о здоровье, о полезных привычках.
У нашего здоровья немало добрых и верных друзей. Какие ассоциации у вас вызывает слово “привычка”?
(Рассуждения родителей)
Привычка - Поведение, образ действий, склонность, ставшие для кого-н. в жизни обычными, постоянными.(толковый словарь Ожегова) .
Привычка - это такое действие, которое человек выполняет автоматически.
У каждого человека в течение жизни вырабатывается много привычек. Это относится и к вам. Для кого-то стало привычным делом заниматься спортом, читать книги, трудиться в огороде. Все это полезные привычки.
Игра-упражнение “Сорняки и розы”
Давайте поиграем в игру “Сорняки и розы”. Сначала мы разделимся на две команды, выбрав на подносе определенную карточку (сорняки и розы) . Команда с карточками роз рассуждают на тему: какие бы вы хотели видеть полезные привычки у вашего ребенка? Ответы записывать на карточки.
Вторая команда с карточками сорняков рассуждают на тему: что такое вредные привычки? Так же ответы записывать на карточки. Отводится на игру определенное время - 10мин.
(Звучит бодрая музыка)
Воспитатель обобщает ответы родителей о полезных привычках. Карточки с розами прикрепляются на ватман с изображением вазы, стебельков и листьев. Создается коллаж в виде букета роз.
(Звучит тревожная музыка)
Воспитатель обобщает ответы родителей о вредных привычках.
Все полезные и вредные привычки человек выращивает в себе сам. Только полезные привычки требуют постоянного ухода - дело это нелегкое, изо дня в день нужно трудиться, чтобы получить результат, а вредные привычки очень легко пускают корни, как сорная трава. Но зато полезные привычки делают из своего хозяина настоящего человека.
Ученые подсчитали, что здоровье человека на 60% зависит от его поведения, 20% - от здоровья родителей и еще 20% - от условий жизни. Поэтому необходимо с детства воспитывать у ребенка полезные, здоровые привычки, которые помогут ему добиться успеха, достичь целей в жизни, быть счастливым. Человек может стать рабом вредных привычек, если не воспитывает в себе с детства уважение к самому себе.
Родителям раздаются памятки с полезными привычками.
Приложение 1.
Варианты пословиц
“Здоровье дороже золота”
“Здоровье ни за какие деньги не купишь”
“В здоровом теле - здоровый дух”
“Посеешь привычку - пожнешь характер”
“Рано в кровать, рано вставать - горя и хвори не будете знать!”
Приложение 2.
Памятка для родителей. Полезные привычки.
Воспитывать опрятность
Учить самостоятельно и аккуратно мыть руки, лицо, чистить зубы, пользоваться мылом, расческой, полотенцем, носовым платком - исключительно своими предметами личной гигиены
Прививать навыки поведения за столом: не крошить хлеб, не проливать пищу, пережевывать ее с закрытым ртом, правильно пользоваться ложкой, вилкой, ножом, салфеткой.
Соблюдение чистоты и личной гигиены.
Соблюдение питьевого режима
Закаливание
В детском саду они проводятся под руководством медицинского персонала, а дома - по рекомендации, полученные в детском саду и в поликлинике.
Виды закаливания, которые можно использовать в домашних условиях:
Соблюдать тепловой и воздушный режим в помещениях
Следить за тем, чтобы ребенок был одет соответственно сезону и температурным показателям в помещение и на улице
Регулярно выполнять гигиенические процедуры
Приучать ребенка полоскать рот после еды, а перед сном горло кипяченой водой комнатной температуры
Умываться и мыть руки следует прохладной водой
Утренняя гимнастика
Двигательная активность
Длительные прогулки на свежем воздухе
Соблюдение режима дня
Правильное питание
К новой пище приучать малыша постепенно
На первых порах предлагайте попробовать блюдо и не давайте сразу большую порцию
Не заостряйте внимание на плохом аппетите, не упрашивайте есть, лучше покажите ребенку пример
Очень важно создать за столом доброжелательную, приятную обстановку и хорошее настроение.