Сначала родители учат детей ходить и говорить, а потом - сидеть и молчать. (с)
Мне написала интернет-подруга и попросила выложить ее письмо на общее обсуждение.
Она очень переживает - ее ребенку 3,5 года и он до сих пор не разговаривает.
Собственно ВОТ ЭТО ПИСЬМО:
Моему сыну 3,5 лет и он не говорит. Или не хочет говорить?
Во-первых, он у меня кесаренок. К концу беременности у врачей была проблема с точным кол-вом недель этой беременности, роды все еще не начинались - поэтому было принято решение о кесаревом сечении. За исключением этого вся беременность прошла нормально, без проблем. Ребенок родился здоровым, 10 баллов по шкале Апгар.
До 1 года и 3 месяцев все было прекрасно, рос как все. Потом за полгода случились два переезда, оба раза переезд был "на нервах". После второго переезда малыш долго привыкал к новому окружению, отказывался гулять, был замкнутым, но потом "оттаял". Потом новое потрясение: в конце весны родился младший брат (разница составила 2 года), а осенью нашего старшего повели в детский сад в соседнем здании. Он долго адаптировался, протестовал, мы даже уходили оттуда - потом ребенок передумал и за руку привел меня обратно в сад, мол, согласился и поверил, что мы не променяли его на младшего.
Собственно, все это время общался он с нами звуками, тарабарщиной, отлично освоил язык жестов, но слова произносил хоть и к месту, но раз в месяц. Мне долгое время вообще не верили, что он может ответить на вопрос или что-то сказать.
В "три с мелочью" года мы повели его по врачам:
- сделали МРТ - проблем нет
- показали МРТ неврологу - нам выписали энцефабол, пропили курс - ничего не изменилось
- сходили к логопеду - нам предложили занятия с 4 лет, может, к этому времени малыш "оттает"
- сходили к клиническому психологу - признаков аутизма нет. Можно и к психиатру сходить, услышим то же самое.
Ребенок контактный, общается со сверстниками насколько возможно без применения речи. Отлично развита мелкая моторика. Паззлы собирает очень быстро (такой своеобразный тест). Если очень долго и упорно доставать чем-нибудь, может сказать слово-два - а может и не сказать.
Что я могу сделать, чтобы он заговорил?
ps. Спасибо:)
Я читала это и вспоминала себя и сына Яшу. Если его сестра, Янка, в полтора года читала наизусть про "мифку", который собирает "фыфки", то он в этом возрасте только мычал и показывал пальцем, куда мне пойти и что ему дать.
В его два года у меня началась паника. К трем мы уже были у всех врачей и прошли возможные и невозможные тесты. Ну классическая нормальная мама-паникерша, как в письме. Яшка же нес тарабарщину, активно жестикулировал, все его прекрасно понимали, он периодически выдавал какие то слова, но ни одного предложения я от него так и не услышала.
Что же было потом?
В четыре года я его уже заткнуть не могла, и так по сей день.))) Когда начал испытывать потребность высказывать свои мысли, начал разговаривать. Как в том анекдоте, когда с рождения немой ребенок сказал, что "Суп холодный, подогрейте". На вопрос, что же ты молчал столько лет, пожал плечами: "Раньше был горячий". =)
Я, анализируя те годы, могу предположить, из-за чего была задержка речевого развития.
1. Эмоциональность. Он очень живой и горячий, ему сложно было успеть все высказать, проще было махать руками.
2. А махать руками было проще именно потому, что мы его действительно ПОНИМАЛИ. И вот это, на мой взгляд, было ошибкой - стоило хотя бы прикидываться, чтобы стимулировать сына произносить слова.
3. Возможно, проблема была и в том, что сам он был младшим ребенком, его брат - погодок, говорил мало и не четко, зато понимал его великолепно, а они к тому же очень привязаны друг к другу с рождения. И тут получился немного "двуязычный" ребенок - кому подражать, мне или брату?))
Правильное развитие речи и языковое воспитание детей нужно начинать как
Можно раньше, с самого рождения. Наблюдая за артикуляцией своих родителей и воспринимая простые звуки или звукосочетания, ребенок пытается воспроизводить их самостоятельно. Однако умение воспринимать, подражать и воспроизводить слова взрослых еще не означает, что у малыша появились свои собственные слова.
Ребенок должен научиться понимать, что нормальное взаимодействие с взрослыми возможно только, когда он овладеет их языком и сможет словесно обозначать свои желания, просьбы или потребности. Малыш постепенно учится пользоваться словами для того, чтобы обозначить ими различные предметы и явления. Изначально он усваивает название предметов и только потом происходит обозначение их признаков или действия. Далее в речи появляются более сложные слова и словосочетания, составление простых и далее более сложных фраз.
На первом этапе речевого развития необходимо воспитать потребность речевого общения, на что во многом влияют отношения в семье, от которых зависят темпы и сроки овладения речью. Развитие речи также зависит от индивидуальных особенностей малыша и от пути его речевого развития: пассивного владения словом (понимание речи) и активного (умения говорить). Чаще всего пассивная речь намного опережает активную фазу. Ребенок знает названия разных предметов или их действий, но сказать ничего не может.
Есть дети, у которых данный период несколько затягивается (до двух лет), ребенок объясняется с помощью «лепетного» говорения или вообще молчит. Когда малыш живет в нормальных условиях и не имеет медицинских отклонений переживать не нужно. Как правило, переход к активной речи у таких детей происходит неожиданно и резко: большое число ранее понимаемых слов или фраз становится активным словарным запасом.
Сегодня существуют определенные методики, с помощью которых родители могут помочь малышу быстрее заговорить. Родители вырабатывают определенную тактику поведения и общения с ребенком.
- С раннего возраста нужно пытаться объяснять с помощью жестов и слов.
- Пробовать вызывать ответную реакцию у малыша.
- Давать ему возможность высказываться.
- Показывать, как это делать на своем примере.
- Терпеливо дожидаться употребления «языковой единицы» - слова.
- Помогать учиться, как пользоваться для общения речевым аппаратом.
В данном предметном сотрудничестве взрослые ставят перед малышом речевую задачу, требующую перестройки его поведения: это значит, что его поймут, когда он произнесет совершенно определенное слово. Суть данной речевой задачи в побуждении ребенка к активному применению конкретного слова как единственно и однозначно правильного способа воздействия.
Типичные ошибки взрослых
Иногда родители совершают ошибки, которые смогут стать причиной задержки развития речи. Современная детская психология относит к наиболее типичным причинам: недостаточность общения и участия в практической деятельности ребенка, а также отсутствие непосредственного воздействия взрослого на его развитие речи. Очень часто занятые родители оставляют малыша на несколько часов с телевизором думая, что ребенок, слыша человеческую речь из него, будет воспринимать ее так, как нужно.
Второй причиной может стать ситуация, когда взрослые общаются с ребенком на детском языке, повторяя его звуки типа «би-би», «ням-ням» и другие. В данных условиях у малыша полностью отсутствует потребность в настоящих словах, и он не хочет прикладывать усилия, чтобы начать разговаривать нормально.
Действия родителей
- Постоянный диалог. Побуждение малыша к диалогу является отличной стимуляцией развития речи. В самом раннем возрасте он может состоять из одного слога, который произносится с разной интонацией и выражением лица. Нужно побуждать ребенка просить родителей о чем-либо.
- Чтение книг. Чтение необходимо начинать с грудничкового возраста. Маленькие дети всегда являются благодарными слушателями. Книжки подбираются с учетом возраста. Очень важно четко артикулировать все звуки, чтобы было понятно, как они произносятся.
- Развивающие игры. С ребенком нужно не просто играть, а проговаривать все действия в игре. Здесь актуальны: лего, кубики, пирамидки, пластилин, тесто, гипс.
- Развитие мелкой моторики. Наиболее распространены пальчиковые игры или использование пальчиковых красок и другие.
Родители не в состоянии изменить индивидуальные особенности своего малыша, но помочь в развитии они просто обязаны. Благодаря системному подходу, обязательности, терпению и комплексности, а также личному общению с ребенком и эмоциональному участию в его жизни, их тактика наилучшим образом повлияет на развитие необходимых навыков.
Время идет, а малыш молчит или в лучшем случае «бормочет» что-то на ему одному понятном языке, почему?
Однозначно ответить на этот вопрос непросто, причинами могут быть неблагоприятная экология, неважное здоровье мамы во время беременности, несформированность или недостаточность сенсомоторной сферы, неврологические заболевания самого ребенка, проблемы со слухом... А может, вашему малышу не хватает общения. Разговариваете ли вы с ним, комментируете ли вы свои и его действия, обсуждаете ли все, что происходит вокруг? Или напротив... вы чрезмерно опекаете его, ему просто незачем говорить, все понимают его и без слов!
Развитие речи самых маленьких детей зависит от нескольких условий, одними из важных являются: нормальное строение речевого аппарата, постоянное приглашение к разговору и – как давно доказано учеными – уровня развития мелкой моторики, так как центры, отвечающие за ловкость и движение пальцев, находятся в мозгу рядом с участками, отвечающими за речь. Стимулируя один центр, мы заодно активизируем другой.
Обратите внимание, соблюдены ли все эти условия у вашего малыша.
1. Ваш ребенок предпочитает мягкую пищу твердой, часто роняет ее изо рта во время еды, дышит ртом, говорит мало и невнятно или у него повышенное слюноотделение - это может означать, что у ребенка недостаточно развиты мышцы рта и губ. Очень часто это происходит, когда ребенка рано отнимают от груди.
Мышцы рта можно укрепить несложными игровыми упражнениями:
– Дуть и свистеть. Очень действенны любые упражнения, при которых надо с напряжением сводить губы вместе. Можно выдувать мыльные пузыри, а еще дуть на перышко, стараясь удерживать его в воздухе. Купите или смастерите вертушку из цветной бумаги и покажите крохе, как делать «ветерок». Очень полезны дудки, свистелки и т. д.
– Сосать. Почаще предлагайте малышу пить сок через соломинку, чтобы он как можно сильнее втягивал щеки.
Упражнение «Усики». Пока малыш рисует или смотрит телевизор, пусть подержит во рту соломинку для коктейля, так, чтобы кончики соломинки торчали в стороны, словно усики у котенка. Это отлично укрепит мышцы губ, щек и подбородка.
– Имитировать звуки. Малышам нравится имитировать звуки различных животных и птиц, а также предметов – поезда, машинки, звонков и сирен.
2. У вашего ребенка недостаточная концентрация слухового внимания, он плохо понимает длинные фразы или не слышит фоновых шумов (шумов заднего плана) - постарайтесь привлекать его внимание к каждому звуку и слову. Почаще читайте малышу вслух, выбирая книги, которые ребенок хорошо знает. Иногда заменяйте в тексте знакомое слово на другое, смешное, неожиданное для ребенка и обратите его внимание на шутку.
Побольше разговаривайте с крохой. Озвучивайте свои действия, при этом старайтесь говорить простыми предложениями и употреблять понятные ребенку слова: «сейчас осень», «на улице холодно», «идет дождик», «мы идем на прогулку». Постепенно вовлекайте молчуна в диалог, спрашивайте его: «Что возьмем на прогулку, велосипед или ведерко?». Показывайте ребенку окружающие его вещи, называйте их, причем не просто «смотри листок», а «смотри какой зеленый листок», не « дай мне мяч», а «дай мне красный круглый мяч» и т. п. Объясняйте ребенку, что именно вы делаете в данный момент. Четко произносите фразы несколько раз.
3. У вашего ребенка слабо развита мелкая моторика, он не умеет застегивать пуговицы, завязывать шнурки, у него не получается держать в руках карандаш - помогите ему, научите завязывать шнурки, застегивать пуговицы. Покажите двухлетке, как лепить фигурки из пластилина и соленого теста, рисовать цветными карандашами, красками и мелками, собирать конструкторы, пирамидки, пазлы, играть в «пальчиковые» игры (например, в «сороку-белобоку»), перебирать крупу, камешки, песочек, переливать воду из одного стаканчика в другой и т. п.
4. У вашего малыша проблемы с физиологическим слухом – проверьте:
Новорожденный: должен вздрагивать при хлопке руками в 1–2 метрах от него и успокаиваться при звучании вашего голоса.
3–4 месячный ребенок должен проявлять ответную реакцию на Вашу улыбку, жесты.
7-месячный ребенок должен лопотать и повторять за вами простые звуки.
В возрасте от 7 до 12 месяцев должен поворачивать голову, слыша знакомые звуки, и подавать голос в ответ на обращенную к нему человеческую речь.
Недостаточно хороший слух может значительно замедлить умственное развитие ребенка. А если недостаточный слух диагностирован поздно, может быть упущено критическое время для стимуляции слуховых проходов, ведущих к слуховым центрам мозга. Это чревато задержкой речевого развития, что приведет к замедлению навыков общения и обучения.
Когда нужно всерьез начинать беспокоиться?
Специалисты выделяют следующие признаки задержки речевого развития у двухлетнего ребенка:
1. Ребенок имеет в запасе менее 20 слов и не комбинирует их между собой. Термин «слова» в данном случае вовсе не означает полноценных внятных слов, а скорее принадлежность одного и того же звука, одному и тому же объекту, например, звук «Ба» должен всегда означать «Бабушка».
2. Произносит слова так невнятно, что вы понимаете только половину из них.
3. Не играет и не взаимодействует с другими детьми.
4. Не понимает и не может ответить на простые вопросы.
5. Не может назвать кого-то из членов семьи.
Если Вы обнаружили у своего малыша один или несколько из этих признаков, следует незамедлительно обратиться к логопеду.
Поможем заговорить нашим детям вместе!!!
Ваш логопед Мария Новожен
09.09.2011 14:53:27,Развитие речи – это одна из главных сторон развития ребёнка. К сожалению, в наше время задержки в речевом развитии встречаются у детей очень часто. Почему ребёнок молчит, как сделать, чтобы он заговорил и как потом развивать речь ребёнка, поговорим в этой статье.
Почему ребёнок не говорит
Причин, почему ребёнок не говорит , может быть несколько
Причина 1: внутриутробная
Если беременность у мамы протекала тяжело, были перенесены внутриутробные заболевания или произошла родовая травма, это могло повлиять на задержку речевого развития у ребёнка. В таком случае обязательно наблюдение у невропатолога – он сможет назначить препараты для питания головного мозга и помочь решить проблему медицинским путём.
Причина 2: физиологическая
Другой причиной, почему ребёнок не говорит, могут быть особенности физиологии ребёнка. Для того, чтобы возникла речь, необходимо, чтобы организм был готов к её появлению. Для этого должен быть готовы головной мозг, органы речи и дыхания достаточно созреть, быть развитым слуховой аппарат. Достаточное развитие органов речи и головного мозга – это как фундамент для того, чтобы ребёнок заговорил, без этого фундамента развитие речи будет происходить с задержкой.
Причина 3: психологическая
Бывает и так, что ребёнок родился здоровым, и органы речи у него уже сформированы, и по всем признакам родители понимают, что ребёнку уже пора заговорить, а он всё молчит. Значит, причина в том, что просто ещё рано. Здесь надо помнить, что ребёнок всё равно заговорит, когда придёт время, просто его время ещё не пришло. Как только ребёнок будет готов говорить, он начнёт говорить, сам, без понуканий и просьб.
Что делать, чтобы ребёнок заговорил
Как мы уже сказали, речь не возникает на пустом месте, для развития речи необходим физиологический фундамент, то есть достаточно развитые органы речи и дыхания. Поэтому первое, что нужно делать, если Вы хотите, чтобы ребёнок заговорил, это развивать речевой и слуховой аппарат . Для этого есть специальные упражнения, которые называются артикуляционная гимнастика. Они помогут ребёнку правильно располагать в полости рта органы речи, будут их тренировать и укреплять. Сильные, упругие и подвижные органы речи (язык, губы, мягкое нёбо) – залог чистого звукопроизношения. Отдельно про то, как заниматься артикуляционной гимнастикой дома, читайте в следующей статье.
Вот несколько идей, как тренировать дыхание у ребёнка:
- Дуйте на «музыку ветра» и слушайте, какой получается звук
- Выдувайте мыльные пузыри, делайте пузырики с помощью трубочки, играя в ванной
- Дуйте на игрушки-вертушки
- Играйте на музыкальных инструментах (дудочки, свистульки, губные гармошки)
- Задувайте свечи
- Устройте соревнование: кто быстрее задует шарик из ватки в ворота (например)
Однако, хорошо развитый речевой аппарат ещё не гарантирует того, что ребёнок заговорит. Для этого его нужно стимулировать. Я не говорю о том, что нужно делать вид, что не понимаешь ребёнка, когда он что-то показывает, но не называет. Такое ложное «непонимание» родителей приведёт только к тому, что ребёнок будет злиться и обижаться, будут копиться негативные эмоции в отношении родителей, а это к добру не приведёт. Как же помочь ребёнку, чтобы он заговорил?
В одной из своих прошлых статей я писала о том, . Там я приводила конкретные примеры того, что мы делали для развития речи. Но основные моменты ещё раз перечислю:
- Развивать мелкую моторику (о том, как это делать, читайте в статье « »)
- Развивать слух (для этого играть в разнообразные игры со звучащими предметами: прятки с колокольчиком, найди пару по звуку и другие, заниматься логоритмикой)
- Расширять словарный запас ребёнка (читать и заучивать наизусть сказки, стишки, потешки, играть в игры «что пропало», «волшебный мешочек», «я знаю 5…», их на самом деле очень много)
- Тренировать связную речь (для этого учиться описывать картинку, отвечать на вопросы, рассказывать о событиях и т.д.)
В заключение хочу напомнить Вам ступени развития речи : речь формируется только, когда освоена предыдущая ступень и можно осваивать следующую. Сначала ребёнок учится произносить отдельные звуки, потом слоги, потом так называемые «лепетные» слова и части слов, потом уже слова, далее предложения и, наконец, связная речь.
Интересные факты
Учёные Франции и Китая сообщили, что полным успехом увенчались операции по пересадки лица. Даже несмотря на то, что были не обнадеживающие прогнозы о психологических непреодолимых проблемах, которые связаны с пересадкой лица, в результате длительных наблюдений, результаты, которые были получены, первоначальные опасения развеяли. Стало ясно, что пациенты привыкают достаточно легко к новой внешности, один из них даже видел себя во сне с новым лицом.
Своевременное и полноценное владение речью для ребенка является одним из важных условий его развития как личности. Процесс формирования речи состоит из нескольких возрастных этапов, но, пожалуй, каждый из родителей хочет, чтобы малыши начали разговаривать с пеленок. Причем строили свои предложения правильно. Возможно ли это и как этого добиться?
Чтобы ребенок быстрее заговорил, нужно дать попробовать кусочек селедки
Что на это можно сказать? Можно дать сразу горчицы, или соуса чили, тогда первое слово, которое произнесет ребенок, скорее всего, будет нецензурным. Шутки шутками, но на самом деле вопросу формирования речи отдается большое значение, и порой родители поднимают необоснованную панику.
Масла в огонь подливаются в ходе разговоров среди мамочек, которые делятся своими успехами. Довольно часто можно слышать о том, что малыши начинают говорить уже в 1,5 - 2 года. Мамочки украшают свою речь красочными преувеличениями о цитировании поэмы Мцыри. Найдутся и бабушки с тетушками, которые начнут причитать о том, что соседская Танечка уже давно говорит, хотя ей всего лишь годик, а вот наш Митенька молчит, хотя он намного старше.
Читайте также: Правильно ли ваш ребенок учится говорить
Родителям сразу стоит приучиться дифференцировать все подобные высказывания, и большую часть из них не принимать близко к сердцу. И тем более начинать посещать всех невропатологов города, психологов и логопедов. Самая главная задача родителей выяснить, как именно происходит формирование речи у ребенка, что зависит от малыша, и что от него совершенно не зависит и ложиться полностью на плечи родителей.
Первое что нужно запомнить, а лучше записать, что единых сроков развития речи у ребенка не существует! Формирование речи носит абсолютно индивидуальный характер. Кстати, вопреки распространенному мнению, первое слово малыша может быть не мама, как обычно считают мамы, а например дай! .
Существенную помощь в формировании речи у ребенка может оказать живая речь родителей или близких с малышом. Важно чтобы это была именно общение с ребенком, а не услышанные речи с телевизора или радио - пользы от этого существенной нет.
Существуют определенные нормы, которые соответствуют возрасту ребенка, опять же эти нормы считаются средними.
Нормы формирования речи ребенка
Считается нормой, что годовасик произносит от 2 - 10 слов - это весь его словарный запас. Но, довольно часто, примерно, до двух лет, малыши ограничиваются лепетом или небольшим количеством слов. А еще чаще просто предпочитают молчать. Но и этот факт не является поводом для огромного количества исследований, и тем более паники родителей.
Развитие речи ребенка формируется из нескольких составляющих - активного. который подразумевает произношение слов и предложений, и пассивного, т. е. непосредственно понимание слов. Пассивная речь развивается на порядок быстрее, именно поэтому карапуз так внимательно слушает взрослых, понимает их речь, выполняет все порученные задания, но при этом может вообще не говорить, либо ограничиваться парой фраз. Специалисты утверждают, если малыш выполняет простые просьбы - принеси, отнеси, подай - то поводов для беспокойства нет, развитие речи протекает нормально.
Примерно с года и до 3 - 4 лет ребенок овладевает основными законами языка. К 3 - 4 годам словарь малыша составляет около 1000 слов, если младшие малыши могут использовать облегченные слова и просто подражать звукам, то к этому возрасту речь становится чистой.
Признаки благополучного развития речи
На осмотре доктор оценивает не только развитие речи ребенка, которое чаще соответствует средним нормам. Также оценивается и общее, физическое развитие малыша. Среди признаков благополучного развития речи особое значение имеет отсутствие неврологических заболеваний, малыш должен активно общаться с родителями и родственниками, но может стесняться разговаривать с посторонними.
Малыши могут активно повторять слова за родителями и решать свои проблемы при помощи речи, например, сказать, что кроха голоден, или не хочет играть с определенными игрушками или наоборот. Помимо этого, существуют и признаки неблагополучного развития речи.
Признаки неблагополучного развития речи
Могут формироваться, если сам малыш развивается с задержкой или малыш перенес тяжелое заболевание, или есть неврологическое заболевание. Обычно малыши неохотно повторяют слова и предложения за родителями или вовсе отказываются это делать. Кроме того, страдает и пассивная речь малыша, т. е. ребенок может не реагировать на просьбы родителей и делать вид, что не слышит и просто уходить.
Малыши чаще всего решают проблемы самостоятельно, не обращаясь за помощью к родителям, так как необходимо с ними говорить. Малыш предпочитает говорить на своем собственном языке, и остается безразличным к просьбе родителей повторить получше.
И никак отсутствие речи, или ее задержка не связана с употреблением в пищу селедки или еще какого-либо продукта.
Уютный журнал По-женски
Вы хотите, чтобы ребенок побыстрее заговорил?
Можно ли ему помочь в этом? Вот об этом и немного, о другом пойдет сегодня речь на странице Женского журнала По-женски
Как стимулировать ребенка на его первые словечки?
Чтобы ребенок заговорил, нужно конечно же, общаться!
Разговаривайте с крохой, чем больше, тем лучше. При этом вы должны быть очень чуткими к своему чаду, к его потребностям, эмоционально отзывчивыми. Разговаривайте с малышом как со взрослым, но с другой планеты, который ничего не знает о нашей жизни, о нашем мире, ребенку надо показывать предметы, находящиеся вокруг, говорить как они называются, и что с ними можно делать, и для чего они нужны. Это и послужит базой для научения и дальнейшего развития речи ребенка. Чем больше вы будете знакомить малыша с окружающим миром, тем быстрее он заговорит.
Есть одно правило, которое касается всех родителей: малыш должен слышать правильную речь. Говорите четким и выразительным голосом. И никаких сюсюканий!
Чтобы научить ребенка говорить, общайтесь с ним правильно
- Поете малышу колыбельную? Здорово! Попробуйте напевать мелодию на звук а. Этот звук стимулирует речевые зоны мозга.
- Малыш вас позвал криком? Хвалите его!
- Подражайте крохе, когда он гулит. И это вызовет у него желание разговаривать с вами. А так как он этого делать не умеет, в ответ вы услышите его доверчивое гуление. Это его способ разговаривать с вами.
- Подражая малышу в произносимых им звуках, ребенок хорошо должен видеть ваше лицо и в особенности губы. Подрастая, ему будет проще подражать вашим словам: звукам вашей речи. Ведь он уже будет знать по губам, как выглядят звуки.
- Ваш малыш начал что-то произносить, повернитесь к нему лицом, если надо наклонитесь. Важно чтобы ребенок видел ваше лицо и губы. Постарайтесь произносить абсолютно в точности все, что скажет кроха. Это должно быть похоже на разговор, поэтому меняйте громкость голоса, интонацию.
- Взяли малыша на руки, постарайтесь вызвать его на разговор. Улыбайтесь ему, произносите и звуки, которые он уже знает. Подождите пока ребенок вам ответит и продолжайте такой разговор, пока кроха не устанет.
- Озвучивайте игрушки. К примеру, катаете машинку, говорите: Би-би. А когда будете подавать ребенку игрушку, спросите как она говорит.
- Озвучивайте, происходящее вокруг. Показывайте как говорят домашние животные.
- Подскажите малышу, как говорят домашние животные: собачка, кошечка и другие. А затем спросите малыша, как они говорят.
- Просите малыша показать где, что стоит. Например, кроватка, стол, стул
Куда закатился мячик, или где котик? При этом сами сделайте вид, что ищите. Попросите малыша чтобы он вам что-нибудь принес. Если он не понял, помогите ему и сделайте это вместе. - Чаще произносите такие слова, как дай, возьми, покажи. Когда ребенок кушает, подаете еду и озвучиваете как называется данное блюдо.
Играете, попросите подать какую-нибудь игрушку, называя ее своим именем. - Когда читаете малышу книжки, просите показать на картинках персонажей, о которых вы читаете. И тут же можно спросить, как говорит это животное (если сказка про животных). Если кроха не отвечает, ответьте за него. При этом не забывайте хвалить малыша.
Как учить ребенка говорить на прогулке
1. Встретили животное или птицу, спрашиваем либо сами рассказываем: какого цвета, как разговаривает? Что кушает? Как называют детенышей? Где они живут? Почитайте малышу стихи про кошек и собак.
2. Если вы едете в транспорте, то расскажите ребенку какой марки? Какого цвета? Зачем нужны автобусы, автомобили?
3. Вы зашли с малышом в магазин, расскажите, кто здесь работает? Что продается? Как называется место, где выставлен товар?
Процесс развития у каждого индивидуальный и происходит он индивидуально и скачкообразно. Внешне ребенок может и не меняться, но внутри него идет постоянная работа. И если сегодня ребенок еще не говорит, не расстраивайтесь, завтра он может вам такое выдать
Посмотрите еще