"Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь" (Послание к Ефесянам 5:25). Рискуйте своей жизнью, чтобы помочь своей жене или спасти ее. Любовь Христа к Церкви безгранична и бескорыстна. Он отдал жизнь ради Церкви – перед тем, как вы возлюбили Его. Любовь Иисуса к вам не зависит от того, насколько вы Его любите. Властью Божьей, любите жену, как любите служить Господу и как посвящаете ему жизнь.
" Так должны мужья любить своих жен, как свои тела" (Послание к Ефесянам 5:28-33). Вы каждый день следите за собой и пытаетесь быть как можно более здоровым и сытым. Вы сразу же стараетесь утолить желания и потребности, включая сексуальные желания, удовлетворить которые может ваша жена. Также вам следует заботиться о потребностях и благополучии своей жены. Чувствуйте ее боль и недуги, радуйтесь ее хорошему самочувствию так же, как радуетесь своему. Муж должен видеть сексуальные желания жены и прилагать усилия, чтобы их утолить. По сути, вы должны изо всех сил стараться утолить ее нужду или желание в финансовом, физическом, эмоциональном или духовном плане. Только таким образом вы можете ее любить и делать для нее то же, что и для себя.
" Вы, мужья, и впредь обращайтесь с ними таким же образом, согласно знанию, оказывая им честь… "(1-е Петра 3:7). В Библии сказано, что если мы будем пренебрегать этой заповедью, Бог не услышит наши молитвы. Для того чтобы «обращаться, согласно знанию», избавьтесь от привычек, которые раздражают. Если ей нужно помочь нести тяжести, помогите! Если ей нужно отдохнуть, сделайте домашние дела и побудьте с детьми вместо нее! Прилагайте все усилия, чтобы помочь жене, покажите свою любовь всем своим уважением. Молитесь, чтобы понять, в чем, возможно, проявляется ваша невнимательность к жене.
" Мужья, любите своих жен и не будьте к ним суровы" (Послание к Колоссянам 3:19). Если ваша жена чувствительна, вы должны понимать, что грубые ответы, злые взгляды, раздраженный голос и нетерпеливость могут глубоко обидеть вашу жену. Радуйтесь, что она очень женственна и не похожа на вас. Помните, что это ценный подарок Господа, которым он вознаградил вас.
" Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена" (Первое послание к Коринфянам 7:3-5). Ублажайте свою жену и не избавляйте ее от того, в чем она нуждается. Удовольствие в постели нужно приносить, а не получать и к нему не принуждать. Спрашивайте, чего она хочет в спальне и за ее пределами.
"Источник твой да будет благословен; и утешайся женою юности твоей, любезною ланью и прекрасною серною: груди ее да уповают тебя во всякое время, любовью ее услаждайся постоянно" (Книга Притчей Соломоновых 5:18-19). Мужчине нельзя смотреть на других женщин или изображения других женщин, если у него есть жена, которую он может лицезреть каждый день. Муж должен быть полностью доволен телом своей жены. Не важно, какой формы или какого размера будет ее грудь, если мужчина захочет и попросит Господа ему помочь, он будет убежден, что она самая привлекательный в мире. Это верный способ быть очарованным своей женой. Она сама себя будет чувствовать привлекательной, соблазнительной и, самое главное, женственной.
"… чтобы также и жены, в приличном одеянии, со стыдливостью и целомудрием, украшали себя не плетением волос, не золотом, не жемчугом, не многоценною одеждою"(1-е Тимофею 2:9). Побуждайте жену быть скромной на людях и возбуждающей с вами наедине. Скромность украшает женщину. От женщины, которые носят слишком откровенную одежду на людях, исходит грешность и искушение. Подумайте, как приятно знать, что никто, кроме вас, полностью не видит ног вашей жены. Вы удивитесь, насколько такая простая вещь повысит ваше чувство мужественности и ее чувство женственности.
" И для чего тебе, сын мой, увлекаться постороннею и обнимать груди чужой? " (Книга Притчей Соломоновых 5:20). Если вас будут привлекать другие женщины, и вы будете на них смотреть, это испортит ваш взгляд на собственную жену. Вы будете меньше ею довольны, и она будет чувствовать себя не такой особенной для вас. Ни один мужчина при жене не может выработать привычку не оглядываться на женщин подсознательно. Ваша жена это заметит. Будьте очарованы только ею и никем другим. Она будет чувствовать себя королевой, и вы еще больше будете в нее влюбляться.
"Встают дети и ублажают ее,- муж, и хвалит ее: "много было жен добродетельных, но ты превзошла всех их" (Книга Притчей Соломоновых 31:28-29). Говорите ей, что она особенная и лучше всех женщин на земле. Не подчеркивайте только ее красивую внешность, похвалите ее за заботу, тяжелый труд и женственность. Если вы будете постоянно ее превозносить, вы увидите, как она будет расцветать на ваших глазах. Она жаждет этих слов и хочет их от вас услышать. Конечно, вам не нужно, чтобы она слишком много о себе возомнила, но ваша жена всегда хочет, чтобы ее ценили.
"Как ты прекрасна, как привлекательна, возлюбленная, твоею миловидностью! "(Книга песни песней Соломона 4:7; 7:1-8). Мужчина, который по-настоящему любит свою женщину, сделает так, чтобы она чувствовала себя идеальной для него. Господь сотворил вашу жену, и он не делает ошибок. Если вам не нравится какая-то ее часть тела, нужно изменить не ее, а ваше представление о ней. Мужчина обязан все больше любить свою жену и выражать любовь к каждой ее частице, и с уважением и чувством ей об этом говорить. Ни в коем случае нельзя ее критиковать и подшучивать над ней. Представьте, как она себя будет чувствовать, когда вы оба будете верить в то, что все в ней вызывает у вас восхищение!
" Брак у всех да будет честен и ложе непорочно; блудников же и прелюбодеев судит Бог" (К евреям 13:4). Иисус говорит, что " всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем" (Евангелие от Матфея 5:28). Это похоже на выражение "ибо где сокровище ваше, там и сердце ваше будет "(От Луки 12:34). Нельзя , чтобы такое желание преобладало в каких-либо сферах вашей жизни, тем более не позволяйте ему охватить ваше сердце. Сохраняйте чистым свой брак, приучая сердце и глаза быть верными вашей жене. Если вы будете этого придерживаться, вы удивитесь, насколько окрепнет ваш брак.
- Благодарите Господа за красоту и цените ее, но храните свой взор, радость, ум и сердце для жены.
"Кто нашел [добрую] жену, тот нашел благо и получил благодать от Господа" (Книга Притчей Соломоновых 18:22). Только подумайте, каким одиноким вы бы были без своей жены. Адам жил один, и ему было плохо самому, поэтому Бог наградил его женой. У вас есть друг по жизни и любимый человек, компанией которого вы можете наслаждаться каждый день. Какое благословение! Благодарите Бога и каждый день молитесь за нее. Она – невероятный «дар» Божий.
"Оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть" (Евангелие по Матфею 19:5). Наслаждайтесь жизнью с ней, как будто вы неразделимы, но благоразумно живите своей жизнью. Проводите с ней много времени, как тогда, когда вы познакомились. Спешите домой к ней с работы. Думайте о ней на протяжении дня. Звоните ей каждый день. Часто оставайтесь с ней наедине и занимайтесь любовью. Вы должны это делать так часто, как это необходимо, чтобы удовлетворить желания обеих супругов, а также насколько позволяет состояние здоровья. Говорите друг с другом и делитесь событиями дня. Показывайте заинтересованность: внимательно слушайте ее, соблюдайте зрительный контакт. Ваша жена – важнее всего и всех, кроме Иисуса Христа. Будьте с ней одним целым.
Библия о женщине.
В назидание молодым и,
прежде всего, моим внукам.
Как известно Бог сотворил человека по своему образу и подобию для того, чтобы он владычествовал "над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле" (Быт.1:26). Доволен был Бог своим творением или нет, доподлинно неизвестно, но зафиксированный в Библии факт гласит, что человек приступил к исполнению вверенных ему обязанностей не начальника (владыки), а обыкновенного садовника "в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его" (Быт.2:15). Видимо производительность труда у человека была не слишком высока, необходимость помощников стала очевидной. "И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника , соответственного ему" (Быт.2:18).
Психолог бы поставил диагноз: слишком длительное одиночество повлияло на Бога не лучшим образом и он начал совершать ошибку за ошибкой. Во-первых, создал для человека не помощника, а помощницу! Будто не предполагал (а обязан был!), как это скажется на работе в саду и на судьбе всей движимости и недвижимости на земле!
Дальше - хуже. Из чего делать помощницу? Почему-то Бога не устроил "прах земной", из которого делался человек, и Он решил использовать кость, изъятую у человека под наркозом. Тут же возникает вопрос: имел ли представление Создатель об арифметике, о числах четных и нечетных, об обыкновенной, в конце концов, симметрии. Скорее всего, он придумал симметрию после создания человека, раз у того вдруг нашлось лишнее ребро.
Ход операции по созданию помощницы: "И навел Господь Бог на человека крепкий сон ; и, когда он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место плотию. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека , жену, и привел её к человеку. И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа [своего]" (Быт.2:21-23).
Итак, вывод: женщина - это прежде всего лишняя нечетная "кость" (пусть даже реберная), а про "плоть" человек добавил спросонок (видимо неблагоприятное последствие наркоза). Как ни удивительно, но он угадал верно - помощница и вправду оказалась местами довольно мягкая.
Казалось, что ещё надо, тем не менее, Бог не угомонился и усугубил число своих ошибок: "В начале же создания, Бог мужчину и женщину сотворил их. Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью; так что они уже не двое, но одна плоть" (Мк.10:6-8).
Как всё это понимать? Ведь Бог для человека в единственном числе - родитель (одновременно и мать, и отец)! А он оставляет Создателя, прилепляется незнамо зачем незнамо к кому (костяному, да ещё имеющему непонятный "женский" пол) и на добровольной основе теряет собственную индивидуальность (свободу), сливаясь в одну плоть, т.е., соединив свое тело с "костью", превращается в мягкую плоть, проще говоря, в тряпку.
Теперь послушаем мнение составителей Библии.
"Четырех [вещей] я не понимаю: пути орла на небе, пути змея на скале, пути корабля среди моря и пути мужчины к девице" (Притч.30:18-19).
"Ибо как из одежд выходит моль, так от женщины - лукавство женское" (Сир.42:13).
"Наклонность женщины к блуду узнается по поднятию глаз и век её" (Сир.26:11).
"И нашел я, что горче смерти женщина, потому что она - сеть, и сердце ее - силки, руки ее - оковы; добрый пред Богом спасется от нее, а грешник уловлен будет ею" (Екк.7:26).
"Не отдавай женщинам сил твоих, ни путей твоих губительницам царей" (Притч.31:3).
"Безбрачным же и вдовам говорю: хорошо им оставаться, как я. Но если не могут воздержаться, пусть вступают в брак; ибо лучше вступить в брак, нежели разжигаться" (1Кор.7:8-9).
Особняком стоят слова Иисуса из Евангелия от Фомы:
"118. Симон Петр сказал им:
Пусть Мария уйдет от нас, ибо женщины недостойны жизни. Иисус сказал:
Смотрите, я направлю ее, дабы сделать ее мужчиной, чтобы она также
стала духом живым, подобным вам, мужчинам. Ибо всякая женщина, которая
станет мужчиной, войдет в царствие небесное".
Семейная жизнь.
"В жену он должен брать
девицу [из народа своего]: вдову, или отверженную, или опороченную,
[или] блудницу, не должен он брать, но девицу из народа своего должен
он брать в жену" (Лев.21:13-14).
"Берегись, сын мой, всякого
вида распутства. Возьми себе жену из племени отцов твоих, но не бери
жены иноземной, которая не из колена отца твоего" (Тов.4:12).
"Брак у всех да будет честен и ложе непорочно; блудников же и прелюбодеев судит Бог" (Евр.13:4).
"А вступившим в брак не я повелеваю, а Господь: жене не разводиться с мужем, - если же разведется, то должна оставаться безбрачною, или примириться с мужем своим, - и мужу не оставлять жены своей" (1Кор.7:10-11).
"Жена да учится в безмолвии, со всякою покорностью; а учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем, но быть в безмолвии. Ибо прежде создан Адам, а потом Ева; и не Адам прельщен; но жена, прельстившись, впала в преступление; впрочем спасется через чадородие, если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием" (1Тим.2:11-15).
Апостол Павел: "Хочу также, чтобы вы знали, что всякому мужу глава Христос, жене глава - муж, а Христу глава - Бог" (1Кор.11:3).
"Жены, повинуйтесь мужьям своим, как прилично в Господе" (Кол.3:18; Еф.5:22; 1Петр.3:1).
"Досада, стыд и большой срам, когда жена будет преобладать над своим мужем" (Сир.25:24).
"Мужья, любите своих жен и не будьте к ним суровы" (Кол.3:19).
"Так каждый из вас да любит
свою жену, как самого себя; а жена да боится своего мужа" (Еф.5:33).
"Также и вы, мужья, обращайтесь благоразумно с женами, как с немощнейшим сосудом, оказывая им честь, как сонаследницам благодатной жизни, дабы не было вам препятствия в молитвах" (1Петр.3:7).
"Наслаждайся жизнью с женою, которую любишь, во все дни суетной жизни твоей, и которую дал тебе Бог под солнцем на все суетные дни твои; потому что это - доля твоя в жизни и в трудах твоих, какими ты трудишься под солнцем" (Екк.9:9).
"Кто нашел [добрую] жену, тот нашел благо и получил благодать от Господа. [Кто изгоняет добрую жену, тот изгоняет счастье, а содержащий прелюбодейку - безумен и нечестив.]" (Притч.18:23).
"Счастлив муж доброй жены, и число дней его - сугубое. Жена добродетельная радует своего мужа и лета его исполнит миром; добрая жена - счастливая доля: она дается в удел боящимся Господа; с нею у богатого и бедного - сердце довольное и лице во всякое время веселое" (Сир.26:1-4).
"Кто найдет добродетельную жену? цена ее выше жемчугов" (Притч.31:10).
"Добродетельная жена - венец для мужа своего; а позорная - как гниль в костях его" (Притч.12:4).
"Блажен, кто живет с женою
разумною, кто не погрешает языком и не служит недостойному себя"
(Сир.25:11).
"Дом и имение - наследство от родителей, а разумная жена - от Господа" (Притч.19:14).
"Мудрая жена устроит дом свой, а глупая разрушит его своими руками" (Притч.14:1).
"Не оставляй умной и доброй жены, ибо достоинство ее драгоценнее золота" (Сир.7:21).
"Любезность жены усладит ее мужа, и благоразумие ее утучнит кости его" (Сир.26:16).
"Кроткая жена - дар Господа, и нет цены благовоспитанной душе" (Сир.26:17).
"Благодать на благодать - жена стыдливая, и нет достойной меры для воздержной души" (Сир.26:18-19).
"Что солнце, восходящее на высотах Господних, то красота доброй жены в убранстве дома ее" (Сир.26:20-21).
"Во избежание блуда, каждый
имей свою жену, и каждая имей своего мужа. Муж оказывай жене должное
благорасположение; подобно и жена мужу. Жена не властна над своим
телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена"
(1Кор.7:2-4).
"Не уклоняйтесь друг от
друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а
потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием
вашим. Впрочем это сказано мною как позволение, а не как повеление"
(1Кор.7:5-6).
"Опущенные руки и расслабленные колени - жена, которая не счастливит своего мужа. От жены начало греха, и чрез нее все мы умираем" (Сир.25:26-27).
Советы человеку из Книги Премудрости Иисуса, сына Сирахова.
1) "Не будь ревнив к жене
сердца твоего и не подавай ей дурного урока против тебя самого"
(Сир.9:1).
2) "Не отдавай жене души твоей, чтобы она не восстала против власти твоей" (Сир.9:2).
3) "Не выходи навстречу
развратной женщине, чтобы как-нибудь не попасть в сети её" (Сир.9:3).
4) "Не оставайся долго с певицею, чтобы не плениться тебе искусством ее" (Сир.9:4).
5) "Не засматривайся на девицу, чтобы не соблазниться прелестями ее" (Сир.9:5).
6) "Не отдавай души твоей блудницам, чтобы не погубить наследства твоего" (Сир.9:6).
7) "Отвращай око твое от
женщины благообразной и не засматривайся на чужую красоту: многие
совратились с пути чрез красоту женскую; от нее, как огонь, загорается
любовь" (Сир.9:8-9).
8) "Отнюдь не сиди с женою
замужнею и не оставайся с нею на пиру за вином, чтобы не склонилась к
ней душа твоя и чтобы ты не поползнулся духом в погибель" (Сир.9:10-11).
По Библии человека (мужа) "не счастливят" жены (кость и плоть мужнины) трех типов - злые, сварливые и "прелюбодейные".
1) Злая жена :
"Движущееся туда и сюда воловье ярмо - злая жена; берущий её - то же, что хватающий скорпиона" (Сир.26:9).
"Не давай воде выхода, ни злой жене - власти; если она не ходит под рукою твоею, то отсеки ее от плоти твоей" (Сир.25:28-29).
"Можно перенести всякую рану, только не рану сердечную, и всякую злость, только не злость женскую" (Сир.25:15).
"Всякая злость мала в сравнении со злостью жены; жребий грешника да падет на неё" (Сир.25:21).
"Сердце унылое и лице печальное и рана сердечная - злая жена" (Сир.25:25).
"Соглашусь лучше жить со львом и драконом, нежели жить со злою женою. Злость жены изменяет взгляд ее и делает лице её мрачным, как у медведя" (Сир.25:19).
"Начало ссоры - как прорыв воды; оставь ссору прежде, нежели разгорелась она" (Притч.17:14).
2) Сварливая жена :
"Непрестанная капель в дождливый день и сварливая жена - равны" (Притч.27:15).
"Что восхождение по песку для ног старика, то сварливая жена для тихого мужа" (Сир.25:22).
"Лучше жить в земле пустынной, нежели с женою сварливою и сердитою" (Притч.21:19).
"Лучше жить в углу на кровле, нежели со сварливою женою в пространном доме" (Притч.21:9).
"Глупый сын - сокрушение для отца своего, и сварливая жена - сточная труба" (Притч.19:13).
3) Прелюбодейная жена :
"Не пожелай красоты её [негодной женщины] в сердце твоем, [да не уловлен будешь очами твоими,] и да не увлечет она тебя ресницами своими; потому что из-за жены блудной обнищевают до куска хлеба, а замужняя жена уловляет дорогую душу" (Притч.6:25-26).
"Таков путь и жены прелюбодейной; поела и обтерла рот свой, и говорит: "я ничего худого не сделала" (Притч.30:20).
"Кто разведется с женою своею и женится на другой, тот прелюбодействует от нее; и если жена разведется с мужем своим и выйдет за другого, прелюбодействует" (Мк.10:11-12; Лк.16:18; Мф.19:9).
4) Прочие женские дефекты :
"Болезнь сердца и печаль - жена, ревнивая к другой жене, и бич языка её, ко всем приражающийся" (Сир.26:7-8).
"Большая досада - жена, преданная пьянству, и она не скроет своего срама" (Сир.26:10).
"На женщине не должно быть мужской одежды, и мужчина не должен одеваться в женское платье, ибо мерзок пред Господом Богом твоим всякий делающий сие" (Втор.22:5).
Прелюбодеяние - похороны души.
"Не прелюбодействуй" (Исх.20:14; Втор.5:18; Мф.5:27); " И с женою ближнего твоего не ложись, чтобы излить семя и оскверниться с нею" (Лев.18:20).
"А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем" (Мф.5:28).
"Если сердце мое прельщалось женщиною и я строил ковы у дверей моего ближнего, пусть моя жена мелет на другого, и пусть другие издеваются над нею, потому что это - преступление" (Иов.31:9-10).
"Блудница - глубокая пропасть, и чужая жена - тесный колодезь; она, как разбойник, сидит в засаде и умножает между людьми законопреступников" (Притч.23:26-28).
"Глубокая пропасть - уста блудниц: на кого прогневается Господь, тот упадет туда" (Притч.22:14).
"Дом её [блудницы] - пути в преисподнюю, нисходящие во внутренние жилища смерти" (Притч.7:27; Притч.2:18; Притч.5:5). "И он не знает, что мертвецы там, и что в глубине преисподней зазванные ею. [Но ты отскочи, не медли на месте, не останавливай взгляда твоего на ней; ибо таким образом ты пройдешь воду чужую. От воды чужой удаляйся, и из источника чужого не пей, чтобы пожить многое время, и чтобы прибавились тебе лета жизни.]" (Притч.9:18).
"Четырех она [земля] не может носить: раба, когда он делается царем; глупого, когда он досыта ест хлеб; позорную женщину, когда она выходит замуж, и служанку, когда она занимает место госпожи своей" (Притч.30:21-23).
"Кто же прелюбодействует с женщиною, у того нет ума; тот губит душу свою, кто делает это: побои и позор найдет он, и бесчестие его не изгладится, потому что ревность - ярость мужа, и не пощадит он в день мщения, не примет никакого выкупа и не удовольствуется, сколько бы ты ни умножал даров" (Притч.6:32-35).
"Если кто будет прелюбодействовать с женой замужнею, если кто будет прелюбодействовать с женою ближнего своего,- да будут преданы смерти и прелюбодей и прелюбодейка" (Лев.20:10; Втор.22:22).
"Вино и женщины развратят разумных, а связывающийся с блудницами сделается еще наглее" (Сир.19:2).
Доклад Полномочного представителя Председателя Российского объединенного Союза христиан веры евангельской (пятидесятников)в Ханты-Мансийском АО, доктора богословия, религиоведа, епископа Василия Витюка.
Епископ Василий Ярославович Витюк
Полномочный представитель председателя Российского объединенного Союза христиан веры евангельской (пятидесятников) в Ханты-Мансийском АО, доктор богословия, религиовед
БИБЛЕЙСКОЕ ПОНИМАНИЕ СЕМЬИ
Уважаемые участники заседания, сегодня в центре нашего внимания – семья. Семья, которая является не просто, системой социального функционирования человека. Это институт отношений, установленный Самим Богом. Семья - одно из ценнейших благ, дарованных Богом человеку.
К сожалению, институт семьи в последнее время переживает кризис, и подвержен многим опасностям.
Само понятие «семья», «брак» - стало предметом различного рода манипуляций, целью которых является разрушение Божественной сути семьи, лишение ее святости и благочестия, разрушение тех связей, которые по закону Божьему должны существовать между церковью и семьей.
Особенно через СМИ, делается все, чтобы те формы отношений между мужчиной и женщиной, которые с позиции Священного Писания являются неприемлемыми, представить как норму в современном обществе.
Пропаганда подобного рода «ценностей» разрушают единство семьи и подменяют ее истинную суть.
О происхождении семьи Библия говорит очень ясно: «В начале же создания, Бог мужчину и женщину сотворил их» (Марка 10:6), « и благословил их Бог» (Бытие 1:28).
Семья имеет Божественное происхождение и Божественное предназначение. Следовательно, только через Священное Писание мы можем постигнуть истинную суть и цели семьи.
Проводя аналогию с семьей Ноя, мы можем сказать, что сегодня семья должна стать местом спасения в этом «потопе» великого развращения человека на земле. (Бытие 6:5). Но для того, чтобы семья стала местом спасения, ее саму нужно спасти от угроз нашего времени.
Одной из таких угроз является светский и религиозный индивидуализм.
Плотскому человеку свойственно думать больше о себе, в то время как Божья заповедь побуждает человека прежде явить любовь к ближнему. Человеческий взгляд зачастую сосредоточен только на самом себе, в то время как Божье внимание - на семье.
В книге Деяния Апостолов на вопрос темничного сторожа: «Что мне делать, чтобы спастись?», Апостол Павел ответил: «Веруй в Господа Иисуса Христа, и спасешься ты и весь дом твой. И проповедали слово Господне ему и всем, бывшим в доме его» (Деяния 16:30-32). Вера приносит спасение семье. Именно вера, является тем, в чем так остро нуждается современная семья. Слово Божьего спасения даровано не только отдельно взятому человеку, но и всей его семье.
В Библейской семье личность не потеряна, более того, она имеет возможность к более яркому выражению через общение и служение близким.
К сожалению, зачастую за лозунгами декларации прав отдельного человека скрывается стремление разрушить саму идею семьи. Это не только попытка, прикрываясь заботой о благе отдельного человека, защитить неприемлемые формы отношений, но и стремление разрушить Божественное откровение, которое, на самом деле, приносят благо человеку, поскольку Бог благ.
Кто как не церковь должна принять этот вызов и стать на защиту семьи!
Ведь церковь – «… столп и утверждение истины» (1Тимофею 3:15).
Церковь, как хранитель и носитель Божьих установлений, обязана стоять на страже Библейского понимания семьи.
К сожалению, гуманизм и либеральная теология привели к тому, что некоторые христианские конфессии поддерживают и пропагандируют небиблейские формы так называемых семейных взаимоотношений.
Следовательно, когда мы сегодня говорим о семье, мы должны говорить о ней в Библейском, традиционном христианском понимании.
Тема семья, как и тема спасения, проходит красной нитью через все Священное Писание. Начиная от первой главы книги Бытия и до последних строк книги Откровения.
Так что же Библия говорит о семье?
Библия - основополагающий, авторитетный источник полноценной информации о семье, которая по замыслу Творца должна созидаться на основании Священного Писания.
В Евангелии от Матфея в главе 19 мы находим историю, где Иисусу, искушая, задают вопрос, имеющий отношение к разводу. Ответ Христа прост: «Посмотрите, как изначально семья была задумана Богом, что с самого начала Бог определил для семьи».
В книге Бытие мы читаем о происхождении человека и семьи: «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь…» (Бытие 1:27-28). «И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку», « Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут одна плоть» (Бытие 2:18,22,24).
Из этих определений проистекает несколько важных положений, понимание и применение которых обеспечивает благополучное существование семьи.
Семья имеет Божественное происхождение, следовательно, содержит в себе вечное предназначение. Когда Бог создал семью, Он наделил ее определенными функциями и благословил.
Брак является основой семьи.
Он основан на добровольном, законном, публичном союзе мужчины и женщины. Евангелие, кроме семьи, основанной на браке одного мужчины и одной женщины, не предусматривает никакой альтернативы.
Полигамия, как и некоторые другие формы брачных отношений во времена Ветхого Завета, существовала по причине отсутствия полноты откровения. Они не говорят о замысле Бога, а лишь о слабости человека и об отсутствии у него полноты откровения в этом вопросе.
Другие варианты, как бы их в современном обществе с браком не отождествляли, браком в глазах Бога не являются.
Образ и подобие Божье находят свое отражение в мужчине и женщине в отдельности, но также и в семье. Бог триедин и семья создана для того, чтобы отражать эту Божественную реальность.
Соединяясь, мужчина и женщина становятся одной плотью.
Союз людей одного и того же пола не может считаться браком, и как следствие, не имеет прав семьи. Более того, Библия такие отношения осуждает.
Писание отвергает любые формы сожительства и любые формы удовлетворения сексуальных потребностей вне брака.
Внебрачные отношения полов Библия именует прелюбодеянием и блудом: «Брак у всех да будет честен и ложе непорочно; блудников же и прелюбодеев судит Бог», - написано в Послании к Евреям 13:4.
Как уже было сказано выше, сексуальная близость предназначена исключительно для супружеских отношений. Следовательно, церковь неприемлет «свободных союзов», которые не имеют свойственного семье постоянства и ответственности. Такие взаимоотношения вредят обществу, разрушают его изнутри.
Писание также придает огромное значение святости и чистоте в добрачных отношениях: «Юношей также увещевай быть целомудренными» (Титу 2:6). «Юношеских похотей убегай…» (2Тимофею 2:22). «Ибо воля Божия есть освящение ваше, чтобы вы воздерживались от блуда» (1Фессалоникийцам 4:3).
Свое начало семья берет с Божьего благословения.
Благословение семьи – цель Бога. Когда люди создают семью, они должны осознавать Божественные цели относительно семьи и нуждаются в благословении.
Венчание – начало супружества с духовного единения в становлении «одной плотью». Брак предусматривает общение и единство мужа и жены не только физически, но и духовно. Поэтому благословение брачного союза для христианских семей имеет огромное значение. Поскольку совершается таинство становления двоих «одной плотью» и единения семьи со Христом. В такой семье Христос становится главой брачного союза. Как написано: «Хочу также, чтобы вы знали, что всякому мужу глава Христос» (1Коринфянам 11:3). Муж в свою очередь является главой семьи. Брак освещен не только нравственными отношениями супругов, но и присутствием Христа.
В Евангелии от Матфея в 19 главе, стих 6 Иисус говорит: «Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает».
Вызов Божьему единству в семье – это развод. Развод – это одна из самых больших семейных трагедий. Статистика ужасающая. К примеру, у нас в Нижневартовске, на 100 браков приходится 80 разводов.
В силу различных богословских подходов, отношение христианских конфессий к разводу разное: от полного неприятия до разрешения развода по определенным причинам.
Список причин, допускающий развод может быть разный. Но в целом для христиан развод неприемлем. Ответственность за сохранение семьи лежит не только на членах семьи, но и на церкви, поскольку церковь венчает, тем самым, беря на себя обязательство поддерживать семью.
В браке Бог одинаково благословил и мужчину, и женщину. Мужчина и женщина сотворены равными по ценности и ответственности, но с разными задачами и уровнем власти.
Мужчине определена роль главы и лидера семейного союза, а женщине – роль помощника. Слово Божье ясно говорит нам на этот счет так: «Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу…, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви... Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь» (Ефесянам 5:22,23,25).
Мужу принадлежит право управлять семьей, проявляя при этом любовь и заботу, а не жестокость. А жена должна уважать и почитать своего супруга.
Отношения в христианском браке строятся на принципах взаимной любви, почтении, служении друг другу, независимо от положения.
Среди многочисленных функций семьи важное место занимает деторождение. Ребенок - это Божье присутствие в семье, Божий дар. Отвержение ребенка - это отвержение Христа.
Некоторые христианские конфессии предоставляют право супругам самим решать вопрос о численности семьи, используя при этом только нравственно допустимые средства.
Аборт – убийство нерожденных детей. Это страшно и бесчеловечно -приносить нерожденных детей в жертву Молоху. Аборт имеет далеко идущие трагические последствия для всего общества.
Легализуя аборты, как право женщины, общество легализует покушение не только на жизнь человека, но на семью, народ, государство.
Задача церкви, христианской семьи - решительно противостать этой культуре смерти.
Отцовство и материнство являются важнейшей ответственностью людей, состоящих в браке. Поскольку ребенок, как и всякий человек, имеет духовные нужды и потребности, в полной мере забота о детях проявляет себя только во взаимосвязи семьи со Христом.
Еще одна важнейшая функция семьи, проистекающая из Писания – это воспитание и духовное образование. Об этом говорит множество мест в Библии: «Наставь юношу при начале пути его: он не уклонится от него, когда и состарится» (Притчи 22:6), «Что слышали мы и узнали, и отцы наши рассказали нам, не скроем от детей их, возвещая роду грядущему славу Господа, и силу Его, и чудеса Его…» (Псалом 77:3,4) и другие.
В семье должно происходить не только рождение и материальное обеспечение ребенка, но и его становление, как духовно-нравственной личности. Евангельская модель семьи предусматривает формирование тесной духовной связи между родителями и детьми.
Воспитательные функции семьи проистекают из ответственности за будущее своих детей и грядущего поколения.
С позиции Библии пренебрежение попечением о членах семьи, в том числе и воспитанием детей, является грехом. Апостол Павел так об этом говорит в первом Послании к Тимофею 5 глава, стих 8: «Если же кто о своих, и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного».
Лишение кем-либо семьи функций духовно-нравственного воспитания недопустимо. Религиозное воспитание детей в семье – это не только право, дарованное семье государством, но прямая ответственность родителей перед Богом.
Создавая семью, Бог определил в ней место для личного наслаждения супругов. Но также семья – это место жертвенного, смиренного служения друг другу и взаимного служения Богу.
Семья не только сотворена Богом, она создана для Бога. Библия говорит, что «…все Им и для Него создано» (Колоссянам 1:16).
Одна из важнейших Евангельских характеристик семьи, раскрывающих её предназначение – это семья как домашняя церковь.
Апостол Павел в своем Послании к Римлянам глава 16, стихи 3-4, приветствуя семью, обращается к ней, как к малой церкви: «Приветствуйте Прискиллу и Акилу, сотрудников моих во Христе Иисусе… и домашнюю их церковь». Христианской семье отводится особая функция: быть домашней малой церковью.
Как мы видим из вышеприведенного места из Писания, малая церковь Акилы и Прискиллы находилась в тесном сотрудничестве с Апостольским служением.
Таким образом, важнейшим условием для существования семьи как домашней церкви является её постоянная, неразрывная связь с поместной церковью.
Домашняя церковь для всех членов семьи является средой спасения и освещения, средой духовного оснащения. В ней находят отражение те формы служения, которые присущи церкви в соответствии с книгой Деяния Апостолов 2:42: учение, наставление, общение, молитва, духовное песнопение. В тех церквях, в которых это допускается, хлебопреломление.
Передача веры - еще одно из предназначений домашней церкви.
Одно из обращений Апостола Павла к Тимофею, открывает нам это предназначение: «Приводя на память нелицемерную веру твою, которая прежде обитала в бабке твоей Лоиде и матери твоей Евнике…» (2Тимофею 1:5).
В Библейской модели семьи присутствуют все характерные черты духовного единства, основанного на Божественной любви. Любви, имеющей выражение в заботе и трепетном отношении друг к другу.
Женам предписано почитать мужей, мужьям – обращаться благоразумно с женами, родителям – не унижать, не оскорблять, не раздражать детей, детям – почитать родителей. «Дети, повинуйтесь своим родителям в Господе, ибо сего [требует] справедливость... и вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем» (Ефесянам 6:1,4).
В христианской семье, как в малой церкви, имеют отображение такие добродетели как «…любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Галатам 5:22,23).
Любовь супругов-христиан чиста, жертвенна, постоянна, выражена в прощении и снисхождении к слабостям и недостаткам, в терпении друг ко другу.
Семейные христианские праздники и традиции – необходимое условие для стабильной духовной жизни семьи. Они оказывают очень сильное влияние на воспитание детей и формирование семьи как единого целого. В книге Исход Бог повелевает нам через Моисея: «И да будет вам день сей памятен, и празднуйте в оный праздник Господу во [все] роды ваши» (Исх.12:14).
Каждый человек приходит в мир через семью. Вхождение человека в общество также осуществляется через семью. Какой будет семья, таким будет и наше общество.
Сохранение семьи – это больше, чем поддержка общественно-значимого института. Это сохранность будущего человечества.
В завершении, мне бы хотелось напомнить одну весьма поучительную историю. В Книге Иисуса Навина 24 глава, стих 15 мы читаем: «…Я и дом мой будем служить Господу», - говорит Иисус Навин, обращаясь к собранию старейшин. (Домашняя церковь – есть евангельское выражение этого утверждения).
Это не просто декларация личного убеждения и намерения. Это Божья стратегия, для того, чтобы однажды завоеванные для всего народа блага и его духовное состояние, могли сохраняться и передаваться из поколения в поколение. Одним из инструментов для этого, как мы видим, Бог определил семью. Семью, которая знает Его заповеди и служит Ему.
Но, к сожалению, следующее поколение, о судьбе которого можно прочесть в Книге Судей, теряет прежние достижения, и его постоянно преследуют поражения.
Писание так объясняет причину этому: они не знали Бога, и заповеди Его не соблюдали (Судьи 2:10). Поэтому то, каким будет новое поколение, зависит во многом от того, будет ли семья жить в вере.
Божьи истины универсальны и просты, но пренебрежение ими приводит к великой трагедии для человека.
Как мы уже не раз отмечали, пренебрежение Библейским стандартом семьи – это не только вызов христианским семейным ценностям, церкви, но и обществу в целом.
Церкви сегодня необходимо хранить, утверждать и популяризировать Библейскую модель семьи, как единственную модель, дарованную Богом для блага человека.
Практически каждая девушка мечтает выйти замуж . И не просто поставить штамп в паспорте, а обрести человека, который станет ее второй половинкой, надежной опорой и прекрасным отцом для детей. Хочется ведь, чтобы мужчина был надежным, заботливым и, конечно же, верным. Но как же не совершить ошибку и не обречь себя на страдания?
Ответы можно искать где угодно, но мы предпочитаем черпать мудрость из Библии, ведь эта книга ею преисполнена. Редакция Мир Путешествий предлагает тебе 12 знаков из этой священной книги, которые помогут выбрать самого лучшего мужа .
Как выбрать мужа
«Муж оказывай жене должное благорасположение; подобно и жена - мужу» (1-е послание к Коринфянам 7:3).
Эта фраза даже не требует дополнительных объяснений. Ты ведь хочешь провести жизнь с человеком, который будет заботиться о тебе? Любовь и забота - это первое, что должно быть в отношениях.
© DepositPhotos
«Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена» (1-е послание к Коринфянам 7:4).
Верность - лучшее доказательство любви. Ведь это показывает, что мужчина ценит и уважает тебя. Изменивший единожды, может изменить снова. И, поверь, даже если ты простила измену, где-то глубоко в душе ты будешь подозревать его. Мужчина должен вызывать умиротворение, а не страшную ревность и тревогу.
© DepositPhotos
«Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела» (Послание к Ефесянам 5:22, 23).
Для жены муж - это поводырь, он ведет ее по жизни. Если человек ненадежный, разве захочешь ты за ним идти? Речь идет о том, что муж должен стать во главе семьи и повести своих жену и детей к благополучию. Ты должна видеть и чувствовать, что твоему избраннику можно доверить эту миссию.
© DepositPhotos
«Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя» (Послание к Ефесянам 5:28).
Твоего избранника должно волновать состояние его здоровья. Человек, не заботящийся о себе, не сможет позаботиться о других.
© DepositPhotos
«Кто найдет добродетельную жену? Цена ее выше жемчугов; уверено в ней сердце мужа ее, и он не останется без прибытка» (Притчи 31:10, 11).
Ты жена, а не прислуга. Брак не должен мешать твоим целям и личностному росту. Мужчина должен поддерживать тебя в твоих начинаниях, ценить и уважать то, что ты делаешь. Если твой избранник пренебрежительно относится к твоей работе или хобби, то, скорее всего, это не твой мужчина. Хороший мужчина будет развиваться сам и способствовать развитию всей семьи.
© DepositPhotos
«Встают дети и ублажают ее, - муж, и хвалит ее» (Притчи 31:28).
Все твои старания не остаются незамеченными. Ты заслуживаешь, чтобы тебя ценили и уважали твой труд. Тебе нужен мужчина, который будет подпитывать твою уверенность, а не наоборот.
© DepositPhotos
«Не дружись с гневливым и не сообщайся с человеком вспыльчивым, чтобы не научиться путям его и не навлечь петли на душу твою» (Притчи 22:24, 25).
Речь не о том, что можно сесть мужчине на шею и свесить ноги. Просто лучше всего выбирать мужчину, который не будет хамить тебе и срываться по каждой мелочи. Вспыльчивые мужчины, какой бы терпеливой ни была ты сама, быстро выводят из равновесия. Если тебе не нужны постоянные споры и разборки, то нужно всё же выбирать мужчину со спокойным темпераментом.
© DepositPhotos
«Не обманывайтесь: худые сообщества развращают добрые нравы» (1-е послание к Коринфянам 15:33).
Многие женщины думают, что им под силу превратить негодяя или пьяницу в порядочного мужчину своей любовью и заботой. Но это так не работает. Человек может измениться только тогда, когда захочет этого сам. Но если ты взвалишь на себя эту тяжкую ношу, то рискуешь превратить свою жизнь в ад и разрушить лучшее в себе, так и не получив счастья взамен.
© DepositPhotos
«В начале же создания, Бог мужчину и женщину сотворил. Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей» (Евангелие от Марка 10:6–8).
Речь идет о том, что мужчина не должен быть зависим от родителей. Ни финансово, ни морально. Ведь вряд ли тебе хочется, чтобы все решения согласовывались с его родителями, а после еще и жить пришлось вместе с ними. Муж с женой не должны зависеть от родителей, они новая семья.
© DepositPhotos
«Не будь между упивающимися вином, между пресыщающимися мясом: потому что пьяница и пресыщающийся обеднеют, и сонливость оденет в рубище» (Притчи 23:20, 21).
Пьянство и обжорство не только опустошают кошелек, но и губят тело и разум. Во всём должна быть умеренность. Тебе нужен мужчина, который не будет без оглядки отдаваться своим страстям, а сможет следить за финансами и здоровьем.
© DepositPhotos
«Общающийся с мудрыми будет мудр, а кто дружит с глупыми, развратится» (Притчи 13:20).
Суть в том, чтобы твой избранник мог отличить добро от зла и следовать по правильному пути. Если ложь, обман и безответственность считаются нормальными для него, то этот мужчина не принесет тебе ничего доброго. Нет ничего хуже, чем выйти замуж за дурака.
© DepositPhotos
«И обручу тебя Мне навек, и обручу тебя Мне в правде и суде, в благости и милосердии. И обручу тебя Мне в верности, и ты познаешь Господа» (Осия 2:19, 20).
Если ты веруешь в Господа, то твой мужчина будет идти с тобой по праведному пути, а не отворачивать тебя от Бога. Только такой человек сможет привести семью к Божьему благословению.
© DepositPhotos
Вот как Библия советует выбирать себе мужа. Эти советы мудры и ценны, но выбор делать всё равно тебе. Если твой мужчина не соответствует какому-то из пунктов, но ты знаешь, что он сможет сделать тебя счастливой, что любовь ваша чистая и искренняя, то, быть может, это не так уж и важно. Люби и будь счастлива!
А какие у тебя есть секреты счастливого брака? Делись с нами в комментариях!
Джей Э. Адамс
В наши дни колеблются устои человеческого общества. Нет ни малейшего сомнения в том, что нравственные ценности и общепринятые обычаи подвергаются нападкам со всех сторон. Бросается вызов как основным жизненным принципам, так и вековой морали. Старые обычаи, как хорошие, так и плохие, отвергаются молодыми людьми. Некоторые из них действительно следует отвергнуть. Давайте внесем ясность в данный вопрос: многие старые традиции никогда не соответствовали Библии. Но мы слышим также о молодых людях, идущих намного дальше: некоторые из них начинают подрывать корни, пытаясь разрушить саму основу общества как такового. Например, задаются вопросы по поводу брака с испытательным сроком продолжительностью в два или три года. Некоторые полагают, что брак, подобно страховке, можно продлевать ежегодно. Когда подобные предложения высказываются со всей серьезностью, христиане должны напомнить людям о том, что говорит о семье и браке Библия.
Установление брачных отношений не является случайным. Изучение брака, семьи и семейной жизни - это изучение самого основного, фундаментального общественного института. Церковь (формально) еще не была утверждена, когда Бог создал первую семью. Государство как официальное образование еще не существовало, когда появилась семья. Семья - это основа всего, она была создана первой, поскольку является фундаментом общества. Мы обязаны прилагать все усилия к сохранению семьи, потому что ей уделяется первостепенное значение в Писании. Усилия врага направлены на прекращение существования семьи как таковой, и мы попадем в большую беду, если не защитим ее от вражеских нападок. Чтобы быть способными защитить ее, христианам совершенно необходимо понимать и заново утверждать библейские принципы, касающиеся семейной жизни.
Первый принцип, о котором следует напомнить, состоит в том, что брак учрежден Богом. Он не является чем-то необязательным. Было бы совершенно неправильно представлять себе, что однажды ночью в одной из пещер при мерцающем свете костра группа людей, ведших прежде беспорядочную половую жизнь, вдруг решила, что заключение брака было бы хорошей идеей. Брак - это не социальное соглашение, которое придумали люди, поняв, что в 1ечение некоторого времени от него будет польза обществу. Если бы дело обстояло именно так, то мы, возможно, стали бы придумывать что-нибудь получше. И действительно, некоторые люди, считающие брак чем-то необязательным, полагают, что есть другие варианты. «Брак был хорош только для определенного периода в истории человечества, - говорят они, - но мы выросли из него как из старого костюма. Сегодня нам нужен костюм большего размера. Теперь, когда аборты узаконены и у нас есть противозачаточные средства, брак большей частью утратил свою полезность». Нет, все эти доводы не имеют никакого отношения к браку. Многие идеи и вещи в этой жизни хороши лишь для определенного периода времени, и от них приходится отказываться, когда появляется что-то лучшее. Однако брак не таков. Он является фундаментом человеческого общества, потому что Бог заповедал его на все времена, а не только на какой-то короткий период мировой истории.
Первая свадьба состоялась в Едемском саду, где Сам Бог проводил церемонию бракосочетания. Полезно обратить внимание на слово, которое используется Богом для описания брака. Это слово «завет». В книге Притчей Бог предостерегает против блудницы, которая льстит своими словами и которая «оставила руководителя юности своей и забыла завет Бога своего» (2:17). Она оставила мужа, с которым вступила в брак в юности, и Бог обвиняет ее за то, что она забыла (нарушила) Его завет. Супружество, поэтому, является заветом, установленным Богом. В Писании завет - это торжественное соглашение между правителем и подчиненным. Первый предлагает завет второму. Соблюдение завета влечет за собой благословение, а его нарушение - проклятие. Вступая в завет, человек заключает самое торжественное соглашение, накладывающее на него самые серьезные обязательства.
Пророк Малахия также рассматривает брак как завет. В то время Бог отказался принимать жертвоприношения от Своего народа. Они стали спрашивать: «Почему?» И Он ответил им: «Вы скажете: „за что?" За то, что Господь был свидетелем между тобою и женою юности твоей, против которой ты поступил вероломно, между тем как она подруга твоя и законная жена твоя» (2:14). Бог доказывает, что жена является подругой (товарищем) и женой в соответствии с заветом. Брак - это завет, заключенный в присутствии Бога. Бог учредил брак; и он не является чем-то необязательным. Мы не имеем права относиться к браку так, как нам хочется, и вступать в брачные отношения, где и когда нам заблагорассудится. Это самый первый, самый решающий и самый основной фактор.
Во-вторых, поскольку брак от Бога, то он хорош. Брак был учрежден до грехопадения человека. Слыша, что некоторые люди говорят о браке, как они подшучивают над ним и пренебрежительно отзываются о супружеской жизни, можно подумать, что брак был придуман сатаной. Возможно, некоторым будет трудно согласиться с тем, что брак хорош. Некоторые считают брак чем-то греховным или низшим, воспринимая его как меньшее из двух зол вследствие сексуальных отношений между супругами. Брак - это Божие установление, и секс хорош. Брачные отношения были установлены для того, чтобы являться благословением, чтобы делать человека радостным и счастливым. Одна женщина задала вопрос на христианской конференции: «Не думаете ли вы, что половой акт вызывает отвращение?» На это следует ответить: «Нет!» Сексуальные отношения являются святыми, праведными и непорочными, если только они не осквернены грехом. Брак хорош, поскольку он от Бога. «Брак у всех да будет честен и ложе непорочно...» - пишет автор Послания к евреям (13:4). В Послании к ефесянам Павел сравнивает супружеские отношения с теми святыми отношениями, которые существуют между Иисусом Христом и Его церковью (5:22-33). Именно такими должны и могут быть отношения между мужем и женой. В книге Откровение Иисус сравнивает взаимоотношения между Ним Самим и Его народом с отношениями, которые существуют между женихом и невестой (19:7-9; 21:2). Совершенно очевидно, что Бог рассматривает брак как святой и праведный союз.
Если брак не является греховным, то, может быть, он все же нежелателен? Может быть, безбрачие предпочтительнее? Некоторые люди именно так понимают слова Павла, записанные в 1 Коринфянам 7:26. В этом отрывке Павел указывает на некоторые преимущества безбрачия, а также на неудобства, которые могут быть вызваны браком. Однако причина, по которой Павел затрагивает вопрос безбрачия, не имеет никакого отношения к общим правилам. Она связана с конкретной, особой ситуацией. Павел предвидел ужасную кровавую баню, через которую скоро должна была пройти церковь. Он, по сути, говорит следующее: «Все, о чем я пишу вам, и все, что я хочу, чтобы вы поняли, относится к браку, который рассматривается во свете нынешней мировой ситуации». Прислушайтесь к его словам: «По настоящей нужде (ввиду нынешних бедствий - в английском переводе Библии) за лучшее признаю, что хорошо человеку оставаться так» (1 Кор. 7:26). Павел не говорит здесь, что не состоять в браке лучше, нежели состоять в нем. Он показывает, что во время гонений безбрачиє имеет преимущество перед браком. Над церковью нависла реальная угроза преследований
Я вам сказываю, братия, время уже коротко, так что имеющие жен должны быть, как не имеющие; и плачущие, как не плачущие; и радующиеся, как не радующиеся; и покупающие, как не приобретающие; и пользующиеся миром сим, как не пользующиеся... (1 Кор. 7:29- 31).
Павел говорит здесь о безбрачии как о крайней, экстренной мере. Совершенно очевидно, что отдельным личностям, не состоящим в браке, легче переносить гонения и преследования, нежели целым семьям. Не позволяйте, поэтому, никому убеждать вас в том, что Писание рекомендует безбрачие, возводя его в более высокий ранг по сравнению с браком. В 7-й главе Первого послания к коринфянам Павел пишет об исключительной ситуации; он не считает безбрачие нормой или образцом поведения.
Нормальным состоянием для человека является брак. Муж и жена (а не два одиноких человека) были помещены в сад Едемский. Безбрачие - это исключение; оно требует особого дара. Действительно, Бог конкретно сказал, что «не хорошо быть человеку одному» (Быт. 2:18). Он настаивает, что нормальным состоянием является то состояние, когда мужчина оставит отца и мать и «прилепится к жене своей» (Быт. 2:24). Бог установил брак для того, чтобы он служил Его целям. Эти цели указаны в Писании. Невозможно все их перечислить здесь; их очень много, и они разнообразны. Однако некоторые из них, являющиеся самыми главными, все же следует рассмотреть.
Во второй главе книги Бытие мы находим интересные слова: «И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему» (стих 18). Затем Бог взял одно из ребер Адама и создал из него женщину. Бог сотворил ее как «помощника» для человека. Почему? Да потому, что «не хорошо быть человеку одному». Если бы брак был чем-то нежелательным, то Бог никогда бы не произнес этих слов. Обычное, нормальное и естественное состояние - это жизнь в браке. Некоторые всю свою жизнь проживут вне брака. Есть люди, которым Бог дал особый дар безбрачия. Именно об этом говорит Павел в седьмой главе Первого послания к коринфянам. Но Бог создал жену для Адама, потому что Он сказал, что безбрачие нехорошо. Поэтому для человека лучше состоять в браке. Один лишь взгляд на жилище холостяка (хотя это лишь один из аспектов) подтверждает данную истину. Быть одиноким нехорошо в любом смысле. Как правило, мужчине нужна женщина.
Теперь давайте разберемся, что из себя представляет женщина. Почему и зачем она была сотворена? Почему не был создан лишь мужчина? Что женщина должна делать? Она, главным образом, должна быть (в соответствии со стихом 18) помощником. Но она должна быть не просто помощником. Она должна быть помощником, который соответствует мужчине. Что это значит? Это значит, что женщина является помощником, который подходит для человека. Она соответствует человеку и дополняет его во всех отношениях. Она делает мужчину завершенным и полноценным. Существует несколько различных переводов слова «соответственный».
Бог сотворил женщину, потому что человек нуждался в ее помощи. Это основной библейский принцип. Женщина была создана как помощник, соответствующий мужчине, чтобы жить вместе с ним, помогая ему во всем. Это еще один принцип. Представление о женщине как о помощнике является основной концепцией, которую утратили многие современные семьи. Это тот главный принцип, который более не применяется в современном обществе. Женщина больше не видит себя в роли помощника. Наоборот, многие женщины считают, что именно им должна оказываться помощь. Или современная женщина думает о себе как о личности, которая занимает точно такое же положение, как и ее муж. У нее может быть много различных представлений о своей роли в семье, однако среди них очень часто отсутствует представление о том, что она должна быть помощником мужу. Однако именно это слово является определяющим по отношению к ее роли в семье.
Продолжая наше обсуждение, мы увидим, что женщина становится действительно свободной, когда рассматривает себя как помощника. Различные движения за освобождение женщин, отказывающиеся признать данную истину, непреднамеренно ввергают женщину в рабство. Лишь понимая свою роль в семье и живя в соответствии с этой ролью перед Богом и своим мужем, женщина обретает подлинную свободу. Для нее нет другого способа стать истинно свободной. Однако в настоящий момент вам следует сосредоточить все внимание на одной мысли: женщина была создана для того, чтобы помогать мужу.
Как помощник она дополняет мужа, соответствует ему, удовлетворяет его и делает его полноценным. Муж и жена становятся одной плотью (Быт. 2:24). Вместе они образуют единое целое. Соединяясь друг с другом в физическом, интеллектуальном и эмоциональном плане, они обретают полноту, которой не имели прежде. Они сливаются друг с другом. Разрежьте апельсин на две неравные части. Обе половины будут соответствовать друг другу. Будучи соединенными вместе, они точно подходят друг ко другу. Одна половина дополняет другую половину, образуя целый апельсин. Вот какой смысл имеет данный стих. Бог сотворил помощника, который полностью соответствовал сотворенному Им человеку, так что, когда мужчина и женщина сходятся вместе, они дополняют друг друга, становясь единым целым.
Мужчине нужна была женщина, которая бы дополняла его. Вот почему «не хорошо быть человеку одному». Хотя об этом не говорится, однако и женщине нужен был мужчина, чтобы она могла чувствовать полноту и завершенность. Когда Бог дает дар безбрачия, Он при этом посылает Свою благодать, делая человека способным жить в одиночестве. В таком случае человек должен находить полноту в Нем. Однако это не является Божиим правилом для всех людей.
Точка зрения мужчины очень часто отличается от точки зрения женщины практически по всем вопросам. Насколько более полным будет понимание истины, если их взгляды соединить вместе! Рассматривая один и тот же вопрос, муж и жена видят его под разными углами зрения. Возьмите, например, вопрос воспитания детей, их наказания и обучения. Женщина подходит к его решению со своей точки зрения. Ее отношение представляет собой любовь медведицы, которая всегда будет яростно защищать своего детеныша. Она, скорее всего, покажет когти, когда кто-то будет угрожать ее медвежонку. Отец же, с другой стороны, может быть более заинтересован в том, чтобы ребенок быстрее освоился в обществе и не был простофилей, у которого еще молоко на губах на обсохло. Он знает, что его ребенок неизбежно набьет себе несколько шишек. Хорошо, если ребенок одновременно чувствует влияние как матери, так и отца. Равновесие в данном вопросе очень важно.
К сожалению, мы не имеем возможности обсудить эту тему более подробно; тем не менее необходимо заметить следующее. Церковь Иисуса Христа не помогает должным образом матерям-одиночкам. Когда женщине одной приходится растить ребенка, который не испытывает на себе мужского влияния, то от этого страдает в первую очередь сам ребенок, особенно, если это мальчик. Может быть так, что по каким-то причинам женщина не может опять выйти замуж. Таким образом, ребенок завета растет в церкви без отца. Церковь же, со своей стороны, должна вмешаться и обеспечить этого ребенка отцовским влиянием. Ему необходимо ощущать то влияние, которого он не испытывает в своей собственной семье. Ему нужно общаться с мужчинами в церкви. Надо, чтобы христианские семьи почаще приглашали его к себе в гости, чтобы он мог наблюдать семейную жизнь и видеть, какой вклад вносят в нее муж и жена. Необходимо, чтобы братья в церкви брали его с собой в разные места: в поход, на рыбалку, на охоту. Знаете ли вы такого ребенка, который, возможно, нуждается в вас?
Давайте еще раз зададим вопрос: «Каким образом жена помогает своему мужу?» Она помогает ему как товарищ или партнер. Она помогает мужу, дополняя его. Нехорошо для человека быть одиноким. Всякий, кто находит себе жену, обретает великое благо. Хорошо, когда рядом есть человек, с которым можно поговорить. Общение и товарищеские отношения являются, согласно книге Притчей 2:17 и книге пророка Малахии 2:14, основной целью брака. В обоих случаях употребляется слово «товарищ» (в русском синодальном переводе Библии употребляются слова «руководитель» и «подруга» - прим. переводчика). Все мы нуждаемся в близких, доверительных отношениях. Брак удовлетворяет эту нужду. Хорошо, когда рядом есть человек, с которым можно обсудить различные идеи, разобраться с проблемами, поговорить на разные темы и высказать свою точку зрения. Жена помогает мужу в этом. Всем нам нужен кто-то, кому мы могли бы открыть свое сердце.
Жена также помогает своему мужу, дополняя его и сочетаясь с ним в физическом, или биологическом, плане. Писание показывает, что сексуальные отношения являются святыми, нормальными, правильными, пристойными и хорошими. В 1 Коринфянам 7:1-2 Павел подчеркивает, что если Бог не дал человеку дара безбрачия, то ему следует жениться. В сексе нет ничего плохого; и сексуальные отношения могут законно осуществляться в рамках брака. Секс, согласно Писанию, сам по себе не является греховным; но он становится таковым тогда, когда им злоупотребляют. Сексуальные отношения никогда не должны осуществляться вне законных уз брака. Они могут иметь место только в браке. Бог так повелел. Он поощряет сексуальные отношения. В данном отрывке Писания Павел говорит, что ни муж, ни жена не властны над своими собственными телами. Это налагает запрет как на самоудовлетворение (мастурбацию), так и на эгоистичное воздержание от половой жизни в браке. Секс не должен быть направлен на удовлетворение своих эгоистичных желаний; он должен быть ориентирован на удовлетворение желаний партнера. Всякое проявление эгоизма является сексуальным извращением.
Сексом можно наслаждаться только тогда, когда он соответствует библейскому принципу: «Блаженнее давать, нежели принимать» (Деян. 20:35). Действительно, самый радостный и приятный момент полового сношения заключается не в личном удовольствии, получаемом во время оргазма, а в удовлетворении, которое получает ваш партнер. От мужа и жены требуется, чтобы они удовлетворяли друг друга. Муж не имеет права воздерживаться, пытаясь, таким образом, свести счеты со своей женой. Жена не имеет права использовать секс как фактор торговли, чтобы добиваться чего-либо своего. Сексуальные отношения включают в себя полную отдачу своему супругу (супруге) в любви, с тем чтобы удовлетворить нужду своего партнера. Писание не занимает стыдливой позиции в отношении секса, однако некоторые христиане не в меру стыдливы и щепетильны по отношению к нему. Складывается впечатление, что они знают больше, чем Бог! Писание очень ясно говорит об обязанностях супругов друг ко другу, связанных с сексом.
Есть и другие аспекты брака. Одна из целей супружеской жизни - это рождение детей. Чудесно иметь большую семью. Она уподобляется колчану, полному стрел (Пс. 126). Бог дает детей. Они являются наследием от Господа. В книге Бытие 1:28 написано: «И благословил их Бог, и сказал им...» Каким же образом Бог благословил Адама и Еву? Вот слова, которыми Он благословил их: «Плодитесь и размножайтесь...». Это слова благословения от Господа. Этими словами Он благословил Адама и Еву. Он подразумевал этим следующее: «Я даю вам мое благословение, чтобы вы рождали детей, наполняли землю и обладали ею».
Адамс, Джей Э. Жизнь христианина в семье [текст]. Пер. с англ. – СПб.: Библия для всех, 2001. – 152 с.