Эта статья представляет собой перевод статьи англоязычной википедии The Woman"s Bible (с мелкими уточнениями, касающимися имен и названий, необходимыми для понимания темы русскоязычным читателям, а также с минимальными дополнениями в последнем разделе). В англовике оригинальная статья на английском языке имеет статус "хорошей", что означает признание ее соответствия основным требованиям википедии.
"Женская Библия". Рукописный черновик комментария к книге Бытия (глава II, стихи 21-25, относительно Адама и Евы)
"Женская Библия" - книга в двух частях, нехудожественного содержания, которая была написана активисткой за женское равноправие Элизабет Кэди Стэнтон и комитетом двадцати шести женщин и опубликована в 1895 и 1898 годах с целью подорвать традиционную позицию религиозной ортодоксии о том, что женщина подчинена мужчине. Изданием этой книги Элизабет Стэнтон желала способствовать продвижению радикальной теологии, направленной на освобождение женщин от угнетения.
"Женская Библия" вызвала большую полемику и противостояние после своего выхода в свет. Многие активистки, работавшие вместе со Стэнтон, возражали против публикации книги, опасаясь, что критика религиозной традиции принесет вред движению за женское избирательное право. Хотя "Женская Библия" не была признана библеистами как крупная работа, она стала популярным бестселлером, чем вызывала большую обеспокоенность суфражисток. Несмотря на попытки успокоить их со стороны одной из лидеров суфражизма Сьюзен Энтони, делегатки съезда Национальной женской американской ассоциации суфражисток выпустили официальное заявление, которое дистанцировало движение от более широких целей Стэнтон, включавщих в себя критику традиционной религии.
Вследствие массовой негативной реакции, в том числе суфражисток, которые были близки к ней, публикация книги по сути прекратила влияние Элизабет Стэнтон на суфражистское движение. Возврат к поднятой Стэнтон теме критики религиозных основ сексизма и объединение теологии с феминизмом осуществились лишь спустя около семьдесяти лет и более после публикации "Женской Библии".
Предпосылки написания "Женской Библии"
В начале XIX века защитницы прав женщин начали собирать опровержения аргументов, основанных на традиционных интерпретациях библейских писаний, которые использовали против них их оппоненты. (Историческая критика Библии в то время еще не обрела широкого распространения. Движение за права женщин только начинало развиваться. Женщины не имели избирательных прав, и суфражистское движение было сосредоточено на их достижении).
Активистка за права женщин Лукреция Мотт (Lucretia Mott), принадлежавшая религиозному движению квакеров, возражала оппонентам, которые ссылались на Библию, цитированием других библейских пассажей, а также оспаривая язык оригинала интерпретируемых текстов. В 1849 году Мотт написала работу "Рассуждение о женщине" (Discourse on Woman), где обсуждала библейские персонажи Адама и Еву и деятельность различных женщин, фигурировавших в Библии, утверждая, что Библия поддерживает право женщин говорить о своей духовной вере вслух.
Независимо от Лукреции Мотт, Люси Стоун (Lucy Stone) пришла к выводу, что интерпретации Библии, утверждающие мужское доминирование, должны быть ошибочными. Стоун занималась изучением греческого языка и иврита и обрела посредством этого понимание смысла ранних библейских переводов, которые, как она считала, содержат более благоприятные для женского равенства тексты.
Используя наработки Лукреции Мотт, Элизабет Кэди Стэнтон (Elizabeth Cady Stanton) в Нью-Йорке помогала созданию проекта Декларации чувств женского движения 1848 года (Declaration of Sentiments), включившего две резолюции, которые опротестовывали мужскую узурпацию прав, касающихся места женщины в церкви и ее роли перед Богом.
В 1850-х годах Лукреция Мотт была опытным оратором, обезоруживая своими контраргументами мужчин, которые использовали против нее Библию. На Национальном съезде прав женщин (National Womens Rights Convention) в 1852 и в 1854 годах, она вступала в дискуссии с мужчинами, которые приезжали на съезд, заранее подготовленные к дебатам, с Писанием в руках. Так, преподобный Генри Грей (Henry Grew) говорил аудитории съезда 1854 года, что Библия подтверждает то, что мужчины от природы имеют превосходство над женщинами. Ему последовательно возражала активистка Ханна Трейси Катлер (Hannah Tracy Cutler), а также в более широких и политических терминах Лукреция Мотт, которая начала свое выступление словами: "Это не христианство, но интриги духовенства, которые привели к наблюдаемому нами подчинению женщин. Церковь и государство объединились, и мы должны это понимать".
Комитет пересмотра
В 1881, 1885 и 1894 годах Церковь Англии опубликовала пересмотренный перевод Библии (Revised Version), первый новый перевод Библии на английский язык за последние два столетия. Элизабет Стэнтон была недовольна отказом включить в пересмотренный перевод свежие исследования знатока Библии Джулии Смит (Julia Smith). Она писала: "Что бы ни сделали с Библией, [переводя] с иврита или греческого языка, на понятном английском это не возвышает и не уважает женщин. Моя критика основывается на исправленном издании 1988 года. Я выражаю уважение комитету, состоящему из мудрых мужчин, которые нашли наилучшее толкование, какое только смогли, исходя из своих способностей, хотя Дизраэли [английский государственный деятель] и сказал перед смертью, что издание содержало 150000 ошибок [перевода] с иврита и 7000 с греческого".
Элизабет Стэнтон собрала "Комитет пересмотра" для подготовки комментариев к новому переводу Библии. Многие их тех лиц, к которым она обратилась лично и посредством писем, отказались принять участие в ее планах, особенно ученые, которые рисковали своей профессиональной репутацией. Однако, двадцать шесть человек согласились оказать помощь.
Разделяя намерение Стэнтон, созданный комитет желал заняться исправлением библейских интерпретаций, которые члены комитета рассматривали как тенденциозно направленные против женщин, и привлечь внимание к небольшим фрагментам Библии, которые рассматривали женщин. Члены комитета намеревались показать, что не божественная воля унижает женщин, а человеческая страсть к власти.
Комитет состоял из женщин, которые не были профессиональными библейскими исследователями, но которые интересовались интерпретацией Библии и были активистками прав женщин. Среди известных членов интернационального комитета были Августа Джейн Чапин (Augusta Jane Chapin), Лилли Деверо Блейк (Lillie Devereux Blake), Матильда Жослин Гейдж (Matilda Joslyn Gage), Олимпия Баун (Olympia Brown), Александра Грипенберг (Alexandra Gripenberg), Урсула Меллор Брайт (Ursula Mellor Bright), Феба Энн Коффин Ханафорд (Phebe Ann Coffin Hanaford), Клара Бьюик Колби (Clara Bewick Colby) и Эрма вон Тролл-Боростиани (Irma von Troll-Borostyani).
При основании Национальной американской женской ассоциации суфражисток (National American Woman Suffrage Association) в 1890 году Элизабет Стэнтон была избрана ее президентом, но она передала эту обязанность Сьюзен Энтони и уехала на два года в Европу, где встречалась с женщинами, разделявшими ее взгляды. Вместе они собирали критические замечания о положении женщин в Библии. Так, в Гринбанке Бристоля Стэнтон встречалась с английской суфражисткой Хелен Брайт Кларк (Helen Bright Clark) и выступала в группе единомышленниц на тему о библейском месте женщин. Кларк сомневалась в правильности либеральных взглядов Стэнтон, шокировавших некоторых присутствовавших в аудитории, на что Стэнтон отвечала: "Ну, если мы, которые видим абсурдность старых предрассудков, никогда не откроем их для других, то как мир добьется какого-либо прогресса в теологии? Я нахожусь на закате жизни и чувствую, что моя особая миссия - говорить людям то, что они не готовы слышать...".
В 1893 году суфражистка Матильда Жослин Гейдж взяла тайм-аут от участия в работе "Комитета пересмотра" для того, чтобы писать книгу "Женщина, церковь и государство" (Woman, Church and State), оспаривающую традиционное иудео-христианское представление о том, что женщина явилась источником порока, и что секс греховен. Гейдж писала, что двойные стандарты морали причиняют вред обоим полам. Она отличалась от большинства женщин "Комитета пересмотра" тем, что не чувствовала, что Библия, даже если ее интерпретировать в более верной, оригинальной форме, сможет содействовать правам женщин. Гейдж установила, что церковь исторически действовала против интересов женщин в существенных аспектах: от канонического права римского католичества до Библии, до защиты безбрачия и так далее. Особенно Гейдж была обеспокоена преданием об Адаме и Еве.
1 августа 1895 года была опубликована первая часть "Женской Библии", которая охватывала Пятикнижие (первые пять книг Библии): Бытие, Исход, Левит, Числа и Второзаконие. Текст прошел семь тиражей в течение шести месяцев; это был бестселлер. В январе 1898 года была опубликована вторая часть "Женской Библии", охватывающая оставшиеся книги Ветхого Завета, а также все книги Нового Завета. Книга включала предисловие, написанное Стэнтон, в котором она признавала, что "И друг, и враг - оба протестуют против названия [книги]". Но она благодарила "Комитет пересмотра" за то, что он показал "более благоговейное поклонение великому Духу Всего Блага, чем это делает церковь". Стэнтон писала: "Мы делали фетиш из Библии достаточно долго. Пришло время читать ее так, как мы читаем все другие книги, принимая доброе и отвергая злое, которые она преподает".
Реакция на издание "Женской Библии"
"Женская Библия" была подвергнута обширной критике в передовицах печатных изданий и в выступлениях с церковных кафедр. Элизабет Стэнтон писала, что "духовенство осудило [книгу] как деятельность от сатаны". Некоторые читатели были испуганы одним только вредным, кощунственным (по тем временам) ее заголовком, особенно те, кто не тратили время на ее чтение. Другие возражали чрезмерно крайним (для восприятия людей того времени) заключениям книги, выражая свою позицию на общественных форумах, таких как письма в редакцию. Одна читательница газеты Нью-Йорк Таймс написала осуждение "Женской Библии" за радикальное заявление, что Троицу составляют "Небесная Мать, Отец и Сын", и что молитвы должны адресовываться "идеальной Небесной Матери".
Мэри Сеймур Хауэлл (Mary Seymour Howell), член "Комитета пересмотра", написала в Нью-Йорк Таймс объяснение в защиту книги, говоря, что ее название может быть лучше понято как "Женские комментарии относительно женщин Библии". Элизабет Стэнтон возражала нападкам читательниц и писала, что "единственная разница между нами в том, что мы говорим, что унизительные идеи о женщинах происходят из ума мужчин, в то время как церковь считает, что они приходят от Бога".
Сьюзен Энтони (Susan Anthony), лучшая и самая верная сотрудница Стэнтон, заключила после нескольких лет работы по достижению прав женщин, что сосредоточение на праве голоса женщин было ключевым в достижении успеха движения. Женские организации имели слишком разнообразное членство для согласия в чем-либо более комплексно. Стэнтон настаивала, однако, что соглашение о правах женщин было слишком узко сосредоточено; она выдвинула множество стимулирующих идей в форме эссе для Энтони. Когда Стэнтон известила о своем интересе в завершении "Женской Библии", Энтони была недовольна тщетностью усилий пагубного (как она считала) отклонения от сосредоточения на пути к достижению женского избирательного права. Энтони написала Кларе Бьюик Колби, говоря о Стэнтон: "всеми ее прекрасными выступлениями я всегда горда, но ее комментариями Библии я не горжусь, ни духом, ни буквой... Но я буду любить и уважать ее до конца, нравится ли мне ее "Библия" [написанная ею книга] или нет. Я надеюсь, также она сделает для меня".
На съезде Национальной американской ассоциации суфражисток, который прошел с 23 по 28 января 1896 года, ее секретарь Рейчел Фостер Эвери (Rachel Foster Avery) возглавила баталии за дистанцирование организации от "Женской Библии". После того, как Сьюзен Энтони открыла съезд, Эвери заявила перед аудиторией, состоящей из более 100 членов: "В конце года работа по нескольким направлениям была сильно затруднена всеобщим неправильным представлением об отношении так называемой "Женской Библии" к нашей ассоциации. Как организация, мы несем ответственность за действия отдельных членов. В изданной книге с претенциозным названием распространяется куча комментариев... без какой-либо научной или литературной ценности, поданных в духе, лишенном благоговения и вопрошания".
Эвери призвала принять резолюцию, где говорилось, что "ассоциация [суфражисток] не сектантская, а состоящая из лиц всех оттенков религиозных мнений, и она не связана с так называемой "Женской Библией" или любой теологической публикацией". Обсуждение этого предложения делегатки съезда отложили, и было предложено удалить комментарии Эвери из официального отчета. Однако, полный рассказ о высказываниях Эвери был сообщен на следующий день в газете Нью-Йорк Таймс.
Типичной ответной реакцией на конфликт вокруг "Женской Библии" было мнение делегатки Лауры Клей (Laura Clay), выраженное в докладе Комитета Юга 27 января: "Юг согласен с женским избирательным правом, но это должно быть женское избирательное право, и ничто другое". Большинство суфражисток хотели добиваться только права голоса женщин "без его присоединения к реформам одежды, езде на велосипеде или чему-то еще".
Днем 28 января список различных резолюций был предложен на голосование съезда. Голосование по первым семи резолюциям прошло без комментариев. Восьмой резолюцией было предложенное Эвери заявление об обособлении ассоциации от "Женской Библии", и это вызвало горячие дебаты. Ряд активисток, таких как Анна Говард Шоу (Anna Howard Shaw), Элис Стоун Блэквелл (Alice Stone Blackwell), Генри Браун Блэквелл (Henry Browne Blackwell), Кэрри Чепмен Кэтт (Carrie Chapman Catt) и другие выступающие поддерживали резолюцию, в то время как Лилли Деверо Блейк (Lillie Devereux Blake) и некоторые другие были против. Сьюзен Энтони покинула председательские кресло, чтобы присоединиться к дебатам на стороне противников принятия резолюции. Она пыталась убедить делегаток, говоря (для сравнения): "Лукреция Мотт сначала подумала, что миссис Стэнтон повредила делу прав женщин, настаивая на требовании избирательного права, но у нее было достаточно здравого смысла, чтоб не принять резолюцию об этом..."
В конце концов большинство делегаток, при соотношении голосов 53 против 41, утвердили резолюцию, что рассматривалось как порицание Стэнтон и никогда не было аннулировано в дальнейшем. Вводный доклад Эвери был утвержден вместе с частью речи, вычеркивающей "Женскую Библию" из деятельности ассоциации.
Элизабет Стэнтон не присутствовала на съезде 1896 года; ей было 80 лет, она страдала ожирением и была прикована к постели. Она осознавала споры, возбужденные публикацией первой части книги, но продолжала писать вторую часть, а также работала над автобиографией "Восемьдесят лет и более: воспоминания 1815-1897" (Eighty Years & More: Reminiscences 1815–1897). Своей давней подруге преподобной Антуанетте Браун Блэквелл (Antoinette Brown Blackwell), первой женщине, рукоположенной в мейнстриме церквей США, Стэнтон в апреле 1896 года писала: "Политики невозмутимы и самодовольны под нашим огнем, но духовенство подскакивает в момент твоего прицела на них из палящего орудия, подобно опаленным горошинам на горячей сковороде".
Влияние "Женской Библии" и последователи
Работая над "Женской Библией", Элизабет Стэнтон желала продвижения изучения темы о женщинах и Библии на уровень большей образованности, но была неспособна убедить библейских исследователей своего времени принять участие в проекте, который, как ожидалось, должен был стать спорным. Исследователи продолжали избегать обращения к теме сексизма в Библии еще около семидесяти лет, до 1964 года, когда служительница унитарианской церкви, профессор исследования религии и суфражистка Маргарет Брекенбери Крук (Margaret Brackenbury Crook) опубликовала исследование "Женщины и религия" (Women and Religion) о положении женщины в иудаизме и христианстве. Переоценивая Библию и историю участия женщин в западной религии, Круг обосновывала, что традиционная теология внесла значительный вклад в поддержку низкого статуса женщины в церкви.
В книге, опубликованной в 1973 году, "Вне Бога Отца" (Beyond God the Father) радикальная феминистка, философ и богослов Мэри Дейли (Mary Daly) обсуждала "Женскую Библию". Часто рассматриваемая в качестве основополагающей работы по теологии феминизма, "Вне Бога Отца" стала попыткой объяснить и преодолеть андроцентризм западной религии. Последующие работы феминистского реформатского теолога Летти Расселл (Letty M. Russell) и феминистского библеиста Филлис Трайбл (Phyllis Trible) способствовали объединению феминизма и Библии. Обе исследовательницы были охарактеризованы в публикациях феминисток как "видные матриархи современной феминистской библейской критики".
Сегодня женщины продолжают заниматься изучением Библии в рамках получившего развитие академического богословия, и в этих исследованиях принимают участие женщины, поднимающие новые вопросы о Библии и оспаривающие традиционные основы библеистики.
Начинатель этого направления библейских исследований Элизабет Стэнтон после публикации "Женской Библии" была изолирована в движении за женское избирательное право. С того времени, как была издана книга, почетное место среди большинства суфражисток заняла Сьюзен Энтони. Элизабет Стэнтон никогда больше не приглашалась суфражистками занять уважаемое место в собрании их ассоциации.
Список использованной литературы
Council for Secular Humanism. Great Minds: Classic Voices of Free Thought. The Woman"s Bible, from Free Inquiry, Volume 19, Number 4
Library of Congress. American Memory. Draft of Elizabeth Cady Stanton"s The Woman"s Bible, ca. 1895
Gilbert, Sandra M.; Gubar, Susan. No Man"s Land, Binghamton, New York, Vail-Ballou Press, 1989, p. 69
Murphy, Cullen. The Word According to Eve, First Mariner Books, 1999, pp. 21–23
Mott, Lucretia Discourse on Woman, December 17, 1849
Bellis, Alice Ogden. Editors: Meyers, Carol L.; Craven, Toni; Kraemer, Ross Shepard. Feminist Biblical Scholarship, within Women in Scripture, Houghton Mifflin, 2000, p. 24
Stanton, History of Woman Suffrage, Volume I, pp. 379–383
About.com, Jone Johnson Lewis. The Woman"s Bible – Excerpt
Andover-Harvard Theological Library. Of the Incomparable Treasure of the Holy Scriptures: The Woman"s Bible
Stanton, Elizabeth Cady. Eighty Years & More: Reminiscences 1815–1897. Northeastern University Press; Boston, 1993, p. 372
Gage, Matilda Joslyn Woman, Church and State: A Historical Account of the Status of Woman Through the Christian Ages with Reminiscences of the Matriarchate, 1893
Stanton, The Woman"s Bible, part I, 1895
Stanton, The Woman"s Bible, part II, 1898
Sacred Texts. The Woman"s Bible, Preface to Part II
New York Times, March 7, 1896, Mrs. W. Winslow Crannell. Her View of the "Woman"s Bible."; What a Correspondent Says of Objections: Offered to Work
The New York Times, March 1, 1896, Mary Seymour Howell. Defense of The Woman"s Bible.; Mary Seymour Howell Says Something to Its Critics
Trivia-Library.com. Famous Feminist Works: The Woman"s Bible by Elizabeth Cady Stanton
Lutz, Alma. Susan B. Anthony, BiblioBazaar, 2007, pp. 302, 303
University of Rochester. Department of Rare Books & Special Collections. Susan B. Anthony: Celebrating "A Heroic Life". Anthony"s Circle
New York Times, January 23, 1896, Rachel Foster Avery. Discuss the Woman"s Bible: A Difference of Opinion Among Leading Members of the National Suffrage Association
Avery, Rachel Foster, editor. Proceedings of the Twenty-eighth Annual Convention of the National American Woman Suffrage Association. Philadelphia, Alfred J. Ferris, 1896, p. 89
Avery, 1896, pp. 20, 29
Avery, 1896, p. 76
Avery, 1896, pp. 91–95
Avery, 1896, p. 97
Elferdink, Claudia. "Margaret Brackenbury Crook". Dictionary of Unitarian & Universalist Biography (website), February 14, 2014
Mace, Emily (Fall 2009). "Feminist Forerunners and a Usable Past: A Historiography of Elizabeth Cady Stanton"s The Woman"s Bible". Journal of Feminist Studies in Religion. Indiana University Press. 25 (2): 5–23
Brenner, Athalya. "Quo Vadis Domina? Reflections on What We Have Become and Want to Be". Lectio difficilor (European Electronic Journal for Feminist Exegesis)
Newsom, Carol Ann; Ringe, Sharon H. Women"s Bible Commentary, Westminster John Knox Press, 1992, pp. xx–xxi
Library of Congress. American Memory: Votes for Women. One Hundred Years toward Suffrage: An Overview, compiled by E. Susan Barber with additions by Barbara Orbach Natanson
Перевод на русский язык размещен 18 января 2017. Данный текст на русском языке не разрешается к размещению в русскоязычной википедии, поскольку он не создавался в ее рамках, и авторское право на перевод не должно быть нарушено.
МОЖЕТ ЛИ ЖЕНЩИНА БЫТЬ ПРОРОКОМ БОГА ИИСУСА ХРИСТА?
2 Петра 1:20-21 Зная прежде всего то, что
никакого пророчества в Писании нельзя разрешить самому собою.
Ибо никогда пророчество не было
произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи
движимы Духом Святым.
В Библии пророками были только мужчины. Рассмотрим, что означает слово “пророк ”. Это слово состоит из приставки “про” и корня “рок”. Рок – это судьба, проведение. Проведение – это действие Бога. Следовательно, пророк рассказывает людям про будущую жизнь, или конкретного человека, или города, или страны, или всего мира.
В Библии пророками Бога были одни мужчины. Господь Бог не посылал женщин на такое опасное задание. Люди не хотят Его слушаться, поэтому пророков всегда гнали, били, сажали в тюрьмы, а потом убивали. Женщины физически намного слабее мужчин. Бог не мог допустить издевательств над женщинами. Он допускал их по отношению к мужчинам пророкам для показательного примера. Люди, видя, что пророки никогда не отказываются от веры в Бога, начинали задумываться об их словах. В Новом Завете рассказывается об учениках Иисуса Христа, которые распространяли благую весть по всему миру. Они оповещали народ о том, что Бог открыл двери в Царство Небесное для всех людей. Для того, чтобы люди поверили в эту весть, Бог пожертвовал жизнью своего Сына Иисуса Христа. В те времена власти Римской империи преследовали христиан и убивали их. Бог допускал эти издевательства над святыми людьми для того, чтобы привести человечество к спасению. Понадобились долгие годы, чтобы человек вышел из тьмы и пошёл к свету. Две тысячи лет Бог терпел зло на земле. У Него есть план развития Вселенной. Иисус Христос и Его Апостолы посеяли в людей доброе семя. Пришло время собирать урожай. В настоящее время одна третья часть людей, проживающих на земле, готова начать жить по законам Бога.
Бог может поставить пророком женщину. На всём лежит Его Воля. Чтобы посрамить мужчин грешников, пророчествовать о втором пришествии Иисуса Христа станет женщина.
Мне нравится: |
Живые цветы — это то что приковывает мой взгляд надолго и вызывает у меня неописуемый восторг. Иногда мне кажется что они говорят и это звучит музыкой, которую невозможно выразить известными нотами. Я могу любоваться цветами часами... И когда я вижу фотографии женщины на природе, я думаю о том, что Женщина — это самый прекрасный цветок на земле, созданный Творцом. Когда он окружен заботой и согрет любовью мужчины, он расцветает. Его сила и красота украшают Сад, в котором растут дети.
Интересно, а что испытал первый мужчина, когда Бог привел к нему первую женщину?
В Синодальном переводе говорится:
«Вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей;
она будет называться женою, ибо взята от мужа своего»
(Бытие 2:23)
Но давайте обратимся к языку оригинала книги Бытия, древнееврейскому языку, он же библейский иврит. Открывается интересная вещь: только в языке оригинала, мужчина и женщина называются одним словом. Наблюдая за парами животных, первый человек определил себя к особи мужского пола и назвал себя Иш — что в переводе на русский означает мужчина. Первый мужчина так же понял, что среди всех животных для него нет того, кто бы соответствовал ему и дополнял его. Но когда первый мужчина увидел еще одно творение Бога, то сказал — это Иша. И у него было ясное понимание почему — это чать его самого! В синодальном переводе сказано:
«Вот это кость от костей моих и плоть от плоти моей.»
(Бытие 2:23)
Слово «кость» на иврите звучит как Эцем. Но в тексте оригинала в этом месте стоит слово «Цела» — что в переводе на русский означает Сторона. А это означает, что женщина была создана из целой стороны первого человека и соответствовала и внешне и внутренне мужчине.
Увидев перед собой такое чудо, первый мужчина, я уверена, пришел в неописуемый восторг! Наконец-то он больше не будет ощущать себя одиноким и половинчатым!!! Спросите мужчин, хотели ли бы они оказаться и жить в мире, где нет женщин? Думаю, сначала бы они обрадовались похозяйничать в этом мире без нас. А вот потом, переделав все на свой лад, затосковали и стали бы искать того, кого бы назвали Женщиной. Встречая иногда в жизни от природы очень красивых женщин, которые завораживают взгляд без грамма косметики, меня посещала мысль — а какой красоты была первая женщина в этом мире? Радости первого мужчины, думаю, не было предела, если еще учесть и то что на женщине не было даже ниточки от одежды!!! Вот это подарок!!!
Вот вопрос на засыпку — а почему Бог сразу не сотворил первому мужчине женщину? Ну или сотворил бы такое существо, чтоб там все было как 2 в 1 — и мужчина и женщина? В детстве я часто хотела понять — почему этот мир разноцветен? Почему трава зеленая, а небо голубое? Почему мир не черно-белый? Иисус как-то сказал своим ученикам — будьте как дети. Я в детстве ответила сама себе — потому что разноцветный мир — это красивее! Вот и Бог сотворил человека в виде двух половинок одного целого и в этом есть своя красота.
В чем состоит Его замысел?
«Кто найдет добродетельную жену? Цена ее выше жемчугов. Уверено в ней сердце мужа ее, и он не останется без прибытка, она воздает ему добром, а не злом, во все дни жизни своей»
(Книга Притчей 31:10-12)
В этом отрывке говорится об отношении жены к мужу. Так что же такое может сделать жена, чтоб она стоила в глазах мужа дороже всех жемчугов на свете и чтоб он был в ней уверен на все 100% и был успешным человеком в жизни и в семье?
«Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно перед Богом»
(1 Послание Петра 3:3,4)
Не пугайтесь, милые женщины! Эти строки не призывают вас игнорировать уход за собой,
украшения и красивую одежду. Мужчины любят глазами и ваш муж никогда не будет против, чтоб вы его радовали ухоженной внешностью и красивым бельем. Здесь говорится о том сокровище внутри каждой женщины, которое драгоценно даже в глазах Бога и что это сокровище ценится Богом намного выше чем физическая красоты, которой Он наделил вас!
Я вам открою один секрет: в руках каждой жены есть ключик – сделать своего мужа успешным,
стать в его глазах дороже всего на свете и привязать его сердце к себе доверием к вам, сравнимой с уверенностью!
И как найти этот ключик в себе и как им пользоваться? Вся изюминка в том, что Бог определил определенный порядок в отношении следующего. Покажу схематически.
БОГ
ХРИСТОС
МУЖ
ЖЕНА
ДЕТИ
«Хочу также, чтоб вы знали, что всякому мужу глава — Христос, жене глава — муж, а Христу глава — Бог.»
(1 Послание к Коринфянам 11:3)
Вы понимаете, что ключ в том, чтоб жена не занимала место мужа в данной структуре власти, а заняла свое? Позвольте мужу быть главой в доме. Поверьте, Бог наделил его всеми необходимыми талантами и способностями стать преуспевающим в семье и в жизни! И для этого Он дал ему такого помощника как ВЫ.
«Нехорошо быть человеку одному, сотворим ему помощника, соответственного ему»
(Бытие 2:18)
Смысл слова «помощник» здесь можно понять, обратившись опять же к языку оригинала. Если дословно, то «эзер ке-негдо» — буквально звучит «помощника, противника ему». Не понятно, в чем женщина должна быть противником мужчине и зачем? Но давайте вспомним в чем женщина является противоположной мужчине?
- Если мужчины превосходят женщин в пространственном воображении и мышлении, у женщины лучше обстоят дела с аналитическим мышлением, с целостными и интуитивными ощущениями.
- Мужчины склонны систематизировать, женщины талантливы в сопереживании.
- Мужчина способен сконцантрироваться только на одной задаче, женщина умеет все и сразу.
- Женщина любит духи, масла, ароматические свечи, ванну с душистой пеной. А мужчине не мешает запах даже собственных грязных носков.
- Мужчины больше любят соленое и горькое, а женщины-сладкое.
- Женщины лучше различают звуки различных частот, а мужчина легко определит откуда идет звук.
- Мужчина воспринимает мир логикой, женщина больше чувствами.
Список можно продолжать. Всеми своими отличиями женщина является противоположной мужчине, но именно своими отличиями способна сделать своего мужа целостным, сильным и успешным!
Она использут все свои качества чтоб воздать ему добром, а не злом! Сделайте так, чтоб ваш муж видел в вас уверенность в его успехе, ваше уважение к нему и в то что он делает и вашу преданность поддерживать его. Помогите Адаму, которого вы полюбили, построить рай.
В , я говорила о том, что предназначение мужчины — открыть образ Бога. Бог – Творец и в мужчине всегда есть стремление покорять, осваивать, управлять и побеждать. Желание быть хозяином везде и богом в своем доме. Но быть целостным и успешным он сможет только с помощью мудрой и любящей жены! Теперь вы осознаете какая сила в вас заложена Богом? И открыть ее в себе вы сможете только через повиновение мужу и Богу — занять место в этой иерархии власти, которое определено для вас Творцом.
Но нам, женщинам, еще оказана честь узнать таинство зарождения и рождения новой жизни. Счастье материнства... Женщина создана на уровне физиологии, анатомии, эмоций и мышления так, чтоб ребенок, взаимодействуя с матерью, мог развиватся и познавать этот мир. Через нее он познает этот мир, а через отца понимает Бога.
Помогая своему мужу быть целостным, сильным и успешным, вы помогаете ему строить рай, в котором будут расти ваши дети. И они, видя ваши отношения, правильно определят кто они, зачем пришли в этот мир, поймут характер своего Творца и правильно определят свое предназначение в жизни. Отношения мужа с Творцом, жены с мужем как его помощницы и детей с родителями — это приблизительная модель, прообраз отношений Бога-Отца с Христом, Христа с Церковью. Кусочек неба на заемле...
Вот такой замысел Бога. Как он вам? Похоже на сказку и нереально? Каждый сам выбирает — жить ему по замыслу Бога и по Его правилам или строить без Него вавилонскую башню по своим.
Так что же говорит о женщине? Учит ли Библия о том, что женщины хуже мужчин? Какой смысл вложен во многие стихи, описывающих женщин? Был ли апостол Павел ярым ненавистником женщин?
К сожалению, существует неразбериха в умах мужчин и женщин относительно роли женщины в Христианстве. Неправильное применение Библии, а также гражданское движение за либерализацию прав женщин привнесли еще больше сумятицы в этот вопрос. Мы хотим исправить существующие недопонимания роли женщины в Библии и ответить на основные вопросы, связанные с ролью женщин в Царстве Бога.
Бог-Отец
Бог почитает женщин. Он не делает различия между мужчинами и женщинами относительно их достоинств. Он создал обоих. Оба восстали против Его воли и на равных условиях покаяния и веры Он с любовью принимает назад обоих. за всех людей, и заповедь Иисусом была дана делать учеников и среди мужчин и среди женщин. (Евангелие от Марка 16:15). Более того, Бог ожидает полную преданность Себе как со стороны мужчины, так и женщины. У Бога нет любимчиков (Деяния 10:34).
Женщина такая же особенная часть сотворенного Богом мира, как и мужчина. Однако отношение к женщинам в истории было всегда трагическим. Сотни миллионов женщин подвергаются насилию и унижению. На них кричат, их бьют и запугивают. Люди обычно спрашивают: » А Бог — это женщина или мужчина?» Интересно, что Бог не имеет пола, но с другой стороны ответ может быть «Да!». Бытие 1:27 говорит: «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их».
Образ Бога отображен в обоих мужчине и женщине! Да, мы научены обращаться к Богу как к Отцу, и это верно. Но, знаете ли вы, что наш Бог имеет качества присущие женщине и мужчине? У Бога есть все: любовь, мощь, чувствительность, сила, эмоции, рациональность, забота, решительность, терпимость, заботливость; и все это сбалансировано. Именно поэтому мужчина и женщина дополняют друг друга. Бог никогда не задумывал, чтобы мужчина и женщина были независимы друг от друга. Более того, Он создал их зависимыми друг от друга. (1-е Коринфянам 11 глава). Впрочем, ни муж без жены, ни жена без мужа, в Господе).
Иисус Христос и женщины Библии
Никто не сделал больше чем , чтобы освободить женщин. Во времена, когда статус женщины приравнивался к рабу, утвердил равенство между мужчинами и женщинами перед Богом. Писание часто говорит, что Иисус общался на том же уровне с женщинами, на каком и с мужчинами. У Иисуса были близкие отношения с женщинами (Евангелие от Иоанна 11: 5). Иисус же любил Марфу и сестру её и Лазаря). Иисус поддерживал их, когда другие их унижали (от Луки 7:36-50), и учил их лично (от Луки 8:3 3. «и Иоанна, жена Хузы, домоправителя Иродова, и Сусанна, и многие другие, которые служили Ему имением своим»).
Служение Иисуса финансировалось иногда женщинами (от Луки 8:3). После воскрешения, первым Иисус явился женщине! Иисус не колебался и разрушал расовые, половые и традиционные барьеры к большому удивлению своих последователей (от Иоанна 4: 9, 27). Не уменьшая значимости покаяния для женщин, Иисус укреплял честь и достоинство женщин.
Библия о женщине
В Библии есть множество рассказов о мужчинах-героях, но также есть рассказы и о женщинах-героях. Из на известны такие имена: Сара, Ребекка, Рахиль, Дебра, Руфь, Анна, Есфирь и многие другие. В мы можем вспомнить Марию, мать Иисуса, и Марию Магдалену. Но есть также еще больше героинь! Например самаритянка (Евангелие от Иоанна 4). Прискилла (Деяния 18), Лидия (Деяния 16) и женщина, которая помазала Иисуса благовонием (от Марка 14). Писатели Библии не боялись по достоинству оценивать женщин!
Мужчинам есть чему поучиться у женщин!
Некоторые люди так интерпретируют Библию, будто бы мужчинам нечему поучиться у женщин. Да, правда, что Новый Завет не позволяет женщинам узурпировать власть над мужчинами в учении и проповеди (1-е Тимофея 2), но это не значит, что мужчинам нечему научиться у женщин.
Например, в книге Бытие 21:12, Бог сказал Аврааму слушаться всему, что говорит Сара. Сара была его женой и в 1-е Петра 3 Господь хвалит Сару за то, что она подчинялась Аврааму, но в тот момент Господь сказал ему слушать свою жену! Дебра была судьей над Израилем (Судьи 4-5) и, благодаря её мудрости, многие сложные проблемы были решены (Судьи 4: 5). Прискилла была надежным сотоварищем апостолу Павлу (Деяния 18) и несколько раз получала похвалу от Апостола.
Библия попирает женщин — христианский шовинизм?
Правда ли то, что в Библии женщин попирали? Современное общество Ближнего Востока очень похоже на общество, в котором жил Иисус 2000 лет назад. Вот как Коран пишет о статусе женщин: «Мужчины имеют власть над женщиной, потому что Аллах сделал так, что один превосходит другую, и потому что они тратят все свое состояние, чтобы содержать женщин. Хорошие женщины — послушны (Сура 4).
Мухаммед продолжает в том же духе наставлять непослушных жен: их нужно отругать, побить, и отправить в кровать! В большинстве мечетей женщины спрятаны «за сценой». «Небеса» в Исламской религии — это «группа братьев» и про женщину мало кто упоминает. Это унизительное отношение, но это не отношение, которое можно найти в Библии. Женщины во времена Иисуса получали больше уважения, если их мужья следовали принципам Слова Бога.
Библия о женщине: подчинение — это не оскорбление
Наше общество инстинктивно подразумевает авторитарность мужчин и подчиненность женщин. Многие люди не любят Библейское учение о браке. Брак задуман Богом так, что жена с любовью подчиняется, а муж с любовью ведет семью. Это план Бога.
Слово «подчинение» приобрело негативную коннотацию в нашем обществе. Мужчины и женщины не хотят подчиняться, протест виден везде. Студенты не уважают учителей, граждане страны презирают правителей и полицию, дети не повинуются родителям. Неудивительно, что общество, которое подчеркивает значимость «я», отвергло Божий план относительно подчинения в браке. Бог никогда не говорил, что легко отрекаться и ставить нужды других впереди своих, но Он завещал так поступать, потому что Он знает, что только через самоотречение мы почувствуем самореализацию (к Филипийцам 2:4-7).
Он создал нас для добрых дел, которые могут быть творимы благодаря жертвенной любви (к Ефесянам 2:10, 5:1-2). Эгоистичные амбиции вписаны в список грехов (к Галатам 5), потому что они разрушают любовь и отношения. Подчинение не подразумевает господство или притеснение. Библия четко учит о злоупотреблении властью (Евангелие от Матфея 20:25, к Колоссянам 3:18-19). Есть два значения слова «подчинение», и ни одно из них не воспринимается нами хорошо, если мы слышим это впервые. Первое значение — это добровольно поставить нужды другого (женщины или мужчины) выше своих собственных (к Ефесянам 5: 21). Второе значение — это быть в добровольном подчинении властям, например к Евреям 13:17 Бог говорит подчиняться власти, наставникам в церкви. Это также относится к отношениям между мужем и женой. Последнее — самое сложное для восприятия людьми. Сейчас общество толкует «подчинение» мужчине, как признание более низкого положения.
Но если смотреть глазами Бога, то Он придает позитивный смысл этому слову. Бог, не мужчина, изобрел брак, зная, что лучше всего сработает. Он поместил подчинение в отношения, чтобы сделать порядок, а не для создания более низкого положения женщины. Мужчина не отвоевывал свою власть над женой, она дана ему Богом. Подчиняясь данной власти, не значит, что женщина стает хуже по статусу, просто каждый выполняет свою ответственность, данную Богом.
Равенство = Уравниловка?
Обозначает ли «равенство», что к мужчинам и женщинам следует одинаково относиться с уважением? Давайте возьмем, к примеру, футбольную команду: там все игроки равны, но значит ли, что мы сотрем различие между их ролями в игре и позволим всем быть вратарями? Или позволить всем играть там, где они хотят! Это не увеличит ваши шансы победить. Нет, командная работа крайне важна и это возможно, если все выполняют предписанные им роли. «Уравниловка» разрушила бы даже надежду на победу.
Существует несколько основных различий между мужчинами и женщинами (их физический размер, сила, голос, способность рожать детей, эмоциональность), но различие полов отображается даже в ролях, которые имеют мужчины и женщины. Нам, конечно, надо признать не только основные различия, но и разные роли. Дополнение друг друга — это план Бога, особенно для брака. Нам нужно помнить, что по плану женщина и мужчина не были независимы друг от друга.
Бог учит, что муж — это духовный лидер семьи (Бытие 3:16). В послании к Ефесянам 5:25 -33, Библия сообщает нам «жены подчиняйтесь своим мужьям, как Господу». С другой стороны, мужья не свободны от того, чтобы заботиться, не лениться и уважать своих жен. На самом деле, Бог призвал в послании Ефесянам 5:25 «Любите своих жен, как Христос возлюбил церковь и отдал свою жизнь за нее». Я серьезно задумываюсь, как много бы нашлось женщин, которые отказались подчиниться чувствительному, жертвенному, не эгоистичному супругу.
Различие в ролях абсолютно не подразумевает более низкое или высокое положение. Конечно, в каком-то смысле мы равны (перед Богом), но равенство перед Богом не подразумевает уравниловку в тех ролях, к которым мы были созданы. Дети и родители равны перед Богом, но кто будет спорить, что то, что скажет 3-х летний ребенок не равно тому, что думает 30 летний родитель. Лидер — родитель. И Библия учит, что мужчина и женщина равны (к Галатам 3:28), но это не перечеркивает различия в ролях мужчины и женщины.
Библейский апостол ненавидел женщин?
Бытует мнение, основанное на нескольких отрывках, что Павел был женоненавистником. Но, исследуя Писания, мы видим, что он благодарит и восхищается женщинами в каждом письме к каждой церкви, к которой он обращался:
- Рим: к Римлянам 16, теплые чувства к женщинам подругам и соратницам по трудам.
- Коринф: 1-Коринфянам 11:4 позволяет женщинам в церкви, в 1 послании Коринфянам 9:5 говорит, что апостолы имеют право жениться.
- Галатия. Равенство всех верующих (к Галатам 3:28).
- Филиппы. Павел призывает мужчин поддержать лидерство женщин в церкви (к Филиппийцам 4:3).
- Колосс: (к Ефесянам 5) любить жен, к Колоссянам 3:19 призывает мужей любить жен и не быть строгими к ним.
- Фесалонника: Павел призывает уважать всех, кто работает усердно в церкви – не только мужчин (1-е Фесалонникийцам 5:12).
- Ефес и Крит: Когда Павел пишет мужчинам-лидерам, он полностью поддерживает женское служение. От женщин ожидается такая же преданность, как и от мужчин (к Титу 2:3-5), но все же с ними надо обходиться чувствительно и с уважением (1-Тимофея 5:2). Павел говорит, что наивысшее положение в поместных церквях должно принадлежать женатым мужчинам, которые смогли воспитать послушных детей. (1-е Тимофея 3, Титу 1)!
- А также вспомните греческих женщин почетного сословия, которые уверовали и последовали за Павлом (Деяния 16:13-14, 17:4, 17:12, 17:34). Они не были оскорблены «женоненавистником», а наоборот, они приняли его и его послание.
А теперь рассмотрим «проблематичные» отрывки, где Библия говорит о женщине: 1-е Коринфянам 14:34, который интерпретируют так: «женщины должны полностью молчать в собрании».
Ситуация в 1-Коринфянам главе 14 была такова, что женщины позорили своих мужей, споря с ним о толкованиях библейских пророчеств. Павел призывает их обсуждать это не в собрании, а дома с их мужьями. Уже в 11 главе, Павел не высказывает возражений по поводу того, что женщина молится и разговаривает на христианских службах.
1-е Тимофею 2:11 учит тому же принципу, хотя стих 12 заслуживает комментария (Я не разрешаю женщине учить….) Как мы увидели раньше, Павел не приказывает пребывать женщине в полном молчании. И говорит он так не потому что мужчина выше женщины по положению. Он просто поддерживает основной принцип всей Библии: мужчина ведет церковь духовно.
Перевод Наталия Бруни
, если у вас возникли вопросы, связанные с христианской верой.Пройдите , если хотите проверить свои знания Библии и основ христианства.
Пять историй, в которых упоминаются семь великих женщин.
В Библии много примеров сильных женщин, у которых можно многому поучиться. Давайте сегодня вспомним пять из них.
Иаиль (книга Судей 4)
По повелению Деворы, судьи Израиля, народ преследовал военачальника Сисару. Когда 10 тысяч человек напали на Сисару, тот сбежал. Израиль преследовал военачальника и его армию, в какой-то момент Сисара отделился от своих людей и остался один. Он вошел в шатер Иаили.
Иаиль знала, кем был Сисара, поэтому пригласила его в шатер спрятаться. Тот попросил воды. Хитрая Иаиль дала Сисаре сосуд с молоком. Выпив молока, как это со многими людьми бывает, Сисара заснул.
Иаиль пробралась в шатер с колом и молотом. Библия рассказывает, что она проткнула ковер, в котором спал военачальник, пронзив голову Сисара. Конечно, к моменту, когда войско преследователей настигло его, Сисар был уже мерты.
[Моей жене эта история из Библии очень нравится. Как вы думаете, мне нужно волноваться?]
Анна (1 Царств 1)
… я отдаю его Господу на все дни жизни его, служить Господу (1 Царств 1:28).
Анна была бесплодна. Ей хотелось сына, но Бог не давал ей. Она умоляла Господа о ребенке. В ответ она обещала, что ее сын будет служить Богу. Когда родился ее сын, она сдержала данное обещание: отвела ребенка к Илию, священнику, и оставила там, чтобы сын вырос при храме. На протяжении многих лет она продолжала влиять на жизнь сына.
Ее сын вырос и стал Самуилом - одним из самых великих мужей, о которых нам рассказывает Библия.
Авигея (1 Царств 25)
Авигея была женой злого и эгоистичного человека по имени Навал. Давид (уже помазанный на царство, но еще не взошедший на престол) послал своих слуг к Навалу с просьбой оказать ему и слугам гостеприимство. Слуги Давида были друзьями и защитниками пастухов Навала. Навал же обвинил Давида в лени и самонадянности. Ответ Навала сильно разозлил Давида, который к тому времени находился в пути после похорон Самуила. Будущий царь подготовил своих людей к битве.
Авигея узнала о произошедшем между Навалом и слугами Давида. Она приготовила еду для пира и отправилась на встречу к Давиду в надежде, что ей удастся успокоить разгневанного сына Иессея и спасти своего мужа и семью от смерти. И Давид согласился пощадить ее семью ради Авигеии.
Навал, ошалевший от собственной смелости, решив, что он очень крут, раз смог послать куда подальше Давида, устроил праздник в свою честь, напившись до беспамятства. А на следующее утро он узнал, что мирное подношение Авигеи спасло его дом от гибели. Эта новость настолько шокировала Навала, что, как говорит Библия, «замерло в нем сердце его, и стал он, как камень». Через десять дней он умер.
Когда Давид услышал новость о Навале, он послал Авигее предложение стать его женой. Давид увидел в ней добродетель - честность и желание защитить свою семью.
Есфирь (Есфирь 1-8)
В книге Есфирь героиня повествования - еврейская женщина, избранная персидским царем Артаксерксом в жены. Отказавшийся от прошлой жены, царь устроил выборы новой, выбор пал на Есфирь. Однако, царь не знал, что она была еврейкой.
Когда правая рука царя, Аман, задумал уничтожить евреев, Мардохей, дядя Есфирь, узнал об этом. Он отправился к Есфирь и попросил ее убедить мужа помиловать израильский народ. Несмотря на то, что Есфирь была царицей, у нее не было прав просто войти в присутствие царя «не по расписанию». А появление перед без приглашения было равноценно смерти.
Мардохей убедил Есфирь, что данный ей статус был частью Божьего плана по спасению Своего народа. Тогда Есфирь согласилась войти в присутствие царя без приглашения, рискуя своей жизнью.
Она пригласила царя и злого Амана в свой дом на обед, за которым планировала поведать царю о плане своего злого помощника. Царю приглашение пришлось по душе. На следующий день царь и Аман пришли к царице на обед. Аман же еще больше разозлился на иудеев и Мардохея. Когда царь узнал о плане Амана убить семью царицы, царь распорядился повесить Амана на виселице, предназначавшейся для Мардохея.
Лоида и Евника (2 Тимофею 1)
О Лоиде и Евнике в Библии мало говорится. Но то малое, что мы о них знаем, говорит о характере этих женщин. Всего один стих, 2 Тимофею 1:5: (Здесь Павел объясняет, почему он благодарит Бога за Тимофея) «Приводя на память нелицемерную веру твою, которая прежде обитала в бабке твоей Лоиде и матери твоей Евнике; уверен, что она и в тебе» .
Павел говорит Тимофею о благодарности за характер, который тринадцатый апостол сумел разглядеть в молодом человеке. В книге часто упоминается, что Тимофей был научен. Конечно, Павел говорил о том, чему он сам научил своего ученика, но еще можно смело предположить, что многому Тимофей научился у своей бабушки Лоиды и матери Евники, которые, кажется, тоже были посвященные Богу почитательницы Библии.
Эти истории великих женщин достойны нашего внимания и вдохновляют нас по сей день.