Вера Золотарёва
Тема «Сравнение предметов по высоте» .
Цель : Продолжать формировать представления детей о величине предметов;
Задачи :
Образовательные :
Закрепить умение измерять предметы с помощью условной мерки (по высоте) ;
Закреплять навыки прямого и порядкового счета в пределах 5;
Закрепить умение называть высокий и низкий предметы.
Развивающие :
Развивать внимание, наблюдательность;
Развивать умение находить сходства и различия.
Воспитательные :
Воспитывать умение работать в коллективе;
Воспитывать у детей познавательный интерес.
Предварительная работа : наблюдение на прогулке за объектами природы : кустарники, деревьями, травой, домами разной высоты. Просмотр презентации «Кто и что выше и ниже?»
Оборудование : картинки с изображением домов разных по высоте и условные мерки равные 4 см. каждому ребёнку, кубики разного объёма по 5 штук на каждый стол, карандаши (по 1 на каждого ребёнка) . Картинки предметов разной высоты.
Ход НОД.
Дети сидят в круг на паласе. (я на стульчике)
Читаю отрывки из стихотворения Сергея Михалкова – «Дядя Степа»
Кто не знает дядю Степу?
Дядя Степа всем знаком!
Знают все, что дядя Степа
Был когда-то моряком.
Он шагает по району
От двора и до двора,
И опять на нем погоны,
С пистолетом кобура.
Я скажу вам по секрету,
Что в милиции служу
Потому, что службу эту
Очень важной нахожу!
У нас сегодня необычное занятие. Мы с вами отправимся в город, где живёт самый знаменитый Дядя Стёпа - милиционер. Он гулял по улицам и обнаружил, что не за всеми домами он сможет спрятаться в засаде, чтобы поймать преступников. Попросил нас помочь ему измерить дома, чтобы у него уходило меньше времени на поиск таких мест.
Поможем дяде Стёпе, ребята?
Для начала мы поиграем с вами в игру «Высокий - низкий» . Я буду вам показывать предметы, а вы говорить – какой предмет высокий, а какой – низкий. Отвечаем по очереди, поднимая руку.
Показ изображений разных по величине предметов.
Приложение 1 .
Дети называют высокие и низкие предметы.
Молодцы ребята. С этим заданием вы справились очень хорошо.
А для того чтобы помогать дяде Стёпе мы с вами сделаем небольшой перерыв.
Физ. минутка «Три медведя» .
Произносится текст стихотворения, и одновременно выполняются сопровождающие движения.
Три медведя шли домой : (дети идут как медведи)
Папа был большой-большой, (поднимают руки вверх)
Мама с ним - поменьше ростом, (руки на уровне груди, вытянуты вперед)
А сыночек просто крошка, (садятся на корточки)
Очень маленький он был,
С погремушками ходил, (встают и имитируют игру на погремушках, поднимают руки вверх и произносят слова : динь-динь-динь)
Отдохнули мы немножко, а теперь поможем дяде Стёпе измерить дома.
Для этого нам надо пройти на свои места. Присаживайтесь, пожалуйста.
У вас на тарелочках лежат мерочки, с помощью них мы измерим высоту домов.
Для этого будем отмечать конец каждой мерки с помощью чёрточки, сделанной карандашом.
Показ последовательности измерений.
Приложение 2
Сколько мерок получилось, когда вы измеряли большой дом? (Три мерки)
А маленький домик? (одна мерка)
Как вы думаете, за каким домом не увидят дядю Стёпу? (за высоким домом)
Правильно ребята.
Наши измерения показали, что дяде Стёпе можно устраивать засады только за высокими домами. Тогда его не увидят преступники.
Вы молодцы, всё правильно измерили.
И сейчас мы с вами поиграем в игру «Мы строители» .
Цель : закреплять навыки прямого и порядкового счета в пределах 5.
Мы с вами построим дома из кубиков.
Посмотрите, чем кубики отличаются друг от друга?
Одни кубики большие, другие – маленькие.
Правильно ребята.
Как вы думаете из этих кубиков, какие дома получится построить?
Из больших кубиков – большие, а из маленьких – маленькие дома.
Приступаем к строительству наших домов. Не забудьте посчитать количество кубиков используемых для постройки.
Сколько кубиков вы взяли для строительства своего дома? (5)
А сколько кубиков вы использовали? (5)
Какой дом у вас получилось построить?
Высокий.
А сколько домов у нас всего получилось построить? Кто построил первый дом, а кто второй? и т. д.
Ответы детей.
Стук в дверь. Посмотрите ребята, нам пришло письмо от дяди Стёпы. Что же он пишет, давайте прочитаем. (Письмо в конверте)
Ветерок мне всё донёс, что вы измерили все дома в моём городе правильно и выяснили, что я могу устраивать засаду только за высокими домами. Спасибо вам за помощь, ребята.
С уважением, ваш дядя Стёпа.
Нами дядя Стёпа доволен.
А что вам больше всего понравилось делать, чем заниматься? Ответы детей.
Вы все молодцы. Наше занятие окончено. Теперь можно поиграть.
Публикации по теме:
«Путешествие в геометрический лес». Конспект НОД по ФЭМП в средней группе Цель: способствовать формированию пространственных представлений, представлений о геометрических фигур; умение выявлять наличие нескольких.
Программные задачи: Обобщать полученные знания. Закреплять умения по пройденному материалу: количество и счет в пределах 3; закреплять.
Конспект интегрированного занятия в средней группе по ФЭМП Тема: Перепутанный лес» Программное содержание: 1. Образовательные задачи: закреплять умение считать в пределах 3,закреплять умение сравнивать.
Конспект НОД по ФЭМП в средней группе «В гости к сказкам» Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе Тема: «В гости к сказкам» Образовательная область: Познание: Формирование.
Светлана Кадукова
Конспект НОД в средней группе по ФЭМП «В зоопарке»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №43
муниципального образования Кореновский район
Конспект
непосредственно образовательной деятельности в средней группе
по формированию элементарных математических представлений
«В зоопарке » .
Воспитатель : Кадукова С. В.
г. Кореновск
Цель : Продолжать развивать математические представления у детей средней группы .
Задачи :
Образовательные :
Формировать умение уравнивать неравные группы двумя способами , добавляя к меньшей группе один (недостающий) предмет или убирая из большей группы один (лишний) предмет.
Продолжать учить сравнивать две группы предметов , разных по форме, определяя их равенство или неравенство на основе сопоставления пар.
Развивающие :
Совершенствовать умение сравнивать два предмета по длине, ширине
Закреплять умение различать и называть плоские геометрические фигуры : круг, квадрат, треугольник.
Упражнять в сравнении двух предметов по высоте, обозначая результаты сравнения словами : высокий, низкий, выше, ниже.
Развивать внимание, логическое мышление;
Воспитательные :
Воспитывать доброжелательное отношение к животным.
Ход НОД:
Воспитатель : Ребята, сегодня мы с вами отправимся в зоопарк .
В зоопарк идут ребята -
Школьники и дошколята,
Посмотреть зверей хотят,
Звери в клетках все сидят.
И несут им угощение :
Кто банан, а кто печенье,
Игровая ситуация «Дорога в зоопарк »
Ребята, добраться в наш зоопарк не так просто . Посмотрите, на дорожки перед вами. (Подвожу детей к трём дорожкам : синяя короткая и широкая, зеленая длинная и узкая, желтая длинная и широкая). Чтобы добраться до зоопарка , нам нужно выбрать самую длинную и широкую дорогу. Посмотрите внимательно и выберете, какая нам нужна.
Дети : Желтая
Воспитатель : Молодцы. Пойдёмте по дорожке.
Обратите внимание на енота, который сушит на веревке платочки, Сколько платочков сушится на веревке?
Дети : Много.
Воспитатель : Какого они цвета?
Дети : Красные, синие, желтые
Воспитатель : Одинаковые ли платочки по форме?
Дети : Круглые, квадратные, треугольные.
Воспитатель : Что можно сказать о количестве круглых и квадратных платочков : поровну ли их? Как это можно узнать?
(Один ребенок выкладывает в ряд платочки круглой формы, а другой под каждый платочек круглой формы кладет платочек квадратной формы).
Воспитатель : Каких платочков больше
Дети : Платочков круглой формы больше.
Воспитатель : Каких платочков меньше : круглой или квадратной формы?
Дети : Платочков квадратной формы меньше.
Воспитатель : Как сделать так, чтобы платочков круглой и квадратной формы стало поровну?
(Вместе с детьми обговариваем способы уравнивания групп предметов ).
Физминутка.
Мы шагаем в зоопарк ,
Побывать там каждый рад!
(Ходьба)
Там медведи и пингвины,
Попугаи и павлины,
Там жирафы и слоны,
Обезьяны, тигры, львы
(Повороты вправо-влево с вытянутыми руками)
Все мы весело играем
И движенья выполняем
(Руки на поясе. Полуприседания с поворотами вправо-влево)
Это - лев.
Он царь зверей,
В мире нет его сильней.
Он шагает очень важно,
Он красивый и отважный.
(Дети идут неторопливо, размеренно, с гордо поднятой головой, Шаг выполняют грациозно, с легким подъемом ноги на носок и небольшим разворотом туловища. Руки находятся на поясе)
А смешные обезьяны
Раскачали так лианы,
(Исходное положение : стоя на месте, ноги на ширине плеч, руки с расставленными в стороны пальцами согнуты в локтях. Дети выполняют небольшие полуприседания)
Что пружинят вниз и вверх
И взлетают выше всех!
(Прыжки с хлопками над головой)
Воспитатель : Дети, жираф и лисичка просят нас помочь им построить новые заборчики, потому что старые заборчики поломали непослушные дети. Но для начала нам надо разобраться кому высокий, а кому низкий забор строить?
- Ребята, кто выше : жираф или лиса?
Дети : Жираф выше, чем лиса.
Воспитатель : А кто ниже лиса или жираф?
Дети : Лиса ниже, чем жираф.
(Сначала дети сравнивают животных, а затем располагают кирпичики соответствующим образом : горизонтально для низкого заборчика и вертикально – для высокого).
Воспитатель : Ребята, когда вы посещаете зоопарк нужно помнить правила поведения в нем. Вот послушайте!
Правила поведения в зоопарке .
НЕ кормите, НЕ дразните, НЕ пугайте животных.
НЕ бросайте ничего в животных.
НЕ заходите за ограждение,
НЕ прислоняйтесь к нему, и тем более НЕ просовывайте руки.
Соблюдайте ЧИСТОТУ и ТИШИНУ.
Воспитатель : Угадайте, что назову? (Загадываю загадки, дети отгадывают и находят угаданное животное) .
Толстокож и неуклюж
Этот зверь, любитель луж.
Гром гремит, когда идёт
Большеротый. Бегемот.
Рвом глубоким огорожен
Этот хищник от прохожих.
Кто в охоте знает толк?
Это страшный серый. Волк.
Он рогат и благороден
И мечтает о свободе.
Бьёт копытом целый день
За решеткою. Олень.
Он трубит, как паровоз,
Между глаз имеет хвост.
Серый и огромный он.
Догадались? Это. Слон.
Вот еще гигантский кот -
Полосатый обормот.
С ним водить не стоит игр,
Он опасен, этот. Тигр.
На пруду стоит двунога
И лягушек ловит много.
Страшно с ней шутить, не так ли?
Острый клюв у белой. Цапли.
Воспитатель : Какие мы с вами молодцы! Но зоопарк уже закрывается и нам пора возвращаться в группу . Давайте снова пройдём по самой длинной и широкой дорожке и окажемся в группе .
Вот мы и в группе .
Где мы с вами сегодня побывали?
Каким зверям мы помогли?
Как мы им помогли?
Вот какие мы с вами молодцы!
Публикации по теме:
Тема «Сравнение предметов по высоте». Цель: Продолжать формировать представления детей о величине предметов; Задачи: Образовательные:.
Конспект НОД в средней группе Тема: «В зоопарке» Программное содержание: Образовательные: -уточнить названия, внешний вид, образ жизни и повадки животных жарких стран; -учить образовывать.
Конспект НОД во второй младшей группе по речевому и художественно-эстетическому развитию «В зоопарке» Цель: расширять познания детей о представителях животного мира жарких стран. Задачи: Образовательные: 1. Дать представление о зоопарке и.
Конспект ООД по ФЭМП в средней группе Задачи: закрепить навыки количественного и порядкового счёта; учить отвечать на вопросы сколько? Который по.
Цель : упражнять в использовании математических представлений в игровых ситуациях, развивать самостоятельность и инициативность детей.
Программное содержание:
Образовательные задачи:
Закреплять представления о числах в пределах пяти и их отношениях.
Упражнять в соизмерении предметов по длине.
Формировать умение устанавливать равенство неравных групп двумя способами.
Упражнять в умение находить и называть знакомые геометрические фигуры (круг, квадрат, прямоугольник) в окружающих предметах.
Умение соотносить цифры с определенным количеством предметов.
Развивающие задачи:
Развивать речь, мышление, воображение, внимание. Речевые задачи:
Закрепить слова и понятия «приложить, наложить»
Учить детей отвечать детей на поставленные вопросы полным ответом.
Воспитательные задачи:
Развивать коммуникативные способности.
Воспитывать у детей познавательный интерес.
Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.
Развитие рефлексии.
Предварительная работа: стихи о цифре пять С.Я.Маршака, загадки, д/и «Кто быстрее», «Живые цифры», «Считай не ошибись».
Оборудование и материалы : Двухполосные карточки, билеты с цифрами от 1 до 8, конверты с полосками разной длины и разного цвета, пеналы с геометрическими формами, тарелочки с геометрическими фигурами (квадрат, 3 треугольника), листы голубого цвета, карточки на соотношение цифр с определенным количеством предметов и кружков от 1 до 8, кукла Фея, свисток, стул-поезд, конфеты на каждого ребенка.
Воспитатель: «Тай, тай, налетай и ко мне все подбегай. Всех приглашаем и ко мне и не обижаем».
Коммуникативная игра «Здравствуй друг».
Воспитатель: скажите ребята, вы все сегодня с друг с другом поздоровались. Давайте еще раз с вами поздороваемся не словами, а ушками, ножками, плечиками, животиками, коленками.
А теперь сделаем маленький круг, поднимем руки вверх и поздороваемся с солнышком, почувствуем приближение его тепла. А теперь подарим это тепло друг другу (сомкнутые лодочкой ладони опустить перед собой и подуть на них).
Воспитателю приходит SМS на телефон.
Воспитатель: читает SМS «В математической стране беда. Жители этой страны: цифры, геометрические фигуры просят помочь им спастись от злой феи. Для этого надо преодолеть трудности и выполнить необычные задания. Поможем?
Ответы детей.
Воспитатель: Путь далекий. На чем поедем? Ответы детей.
Воспитатель: Да, на поезде нам будет удобно. Вот билеты. Разбирайте.
Какая цифра на вашем билете эта будет номером вагона в нашем поезде. А я буду проводницей. Занимайте свои места. Воспитатель проверяет номера билетов в вагоне.
Свисток. Поезд отправляется под фонограмму «Мы едем, едем, едем в далекие края»
Первая станция «Угадайка». Выходите из своих вагонов.
появляется кукла Фея.
Кукла Фея: Зачем пришли, кто Вас звал?
Ответы детей.
Кукла Фея: Вам некогда не попасть туда, вы не знаете геометрических фигур.
Ответы детей.
Кукла Фея: Не за что не поверю, пока сама не увижу. Попробуйте найти геометрические фигуры в окружающих Вас предметах и показать их.
Игра «Найди фигуру». Ответы детей.
Кукла Фея: Вижу, знаете так, и быть пропускаю вас, но со следующим заданием Вам точно не справиться.
Кукла Фея: Вы должны на этом ковре навести порядок. Взять любую карточку с предметами, подобрать карточку с нужным количеством кружков, а затем найти к ним нужную цифру. Приступайте.
Дети выполняют задание.
Кукла Фея: С этим заданием справились. Даже сердиться расхотелось, посмотрим, какие у Вас успехи будут дальше.
Кукла Фея: У вас на столах лежат волшебные домики (работа с пеналами).
Я туда спрятала геометрические фигуры. Вам нужно выложить на верхнюю полоску столько кружков сколько раз я присяду.
А теперь закройте глаза, и слушайте, сколько раз я стукну своей волшебной палочкой, столько выложите овалов на нижнюю полоску.
Дети выполняют задание.
Кукла Фея: Каких фигур больше?
Ответы детей.
Кукла Фея: Каких фигур меньше?
Кукла Фея: А теперь скажите, как можно помирить геометрические фигуры? Что для этого нужно сделать? Чтоб у каждого овала была своя пара с кружком?
Дети выполняют задание. Ответы детей.
Кукла Фея: Молодцы, а теперь я вам предлагаю отдохнуть и сделать веселую зарядку.
Дети выполняют зарядку.
Солнце глянуло в кроватку,
Раз, два, три, четыре, пять.
Все мы делаем зарядку,
Надо нам присесть и встать,
Раз, два. Руки вытянуть пошире,
Наклонится три, четыре.
И на месте поскакать, на носок потом на пятку.
Раз, два, три, четыре, пять!
Кукла Фея: Как мне с Вами весело, интересно, но пока вы все отдыхали я заколдовала ваши геометрические фигуры. Они теперь могут превращаться различные предметы. Попробуйте из них собрать золотую рыбку, которая будет выполнять мои желания.
Дети выполняют задание.
Кукла Фея: С этим заданием Вы тоже справились. Фу, даже злиться не интересно стало.
Давайте поможем золотой рыбке выполнить желание Феи.
Желание Феи: Выложите веселую лесенку из цветных полосок от самой длинной до самой короткой. По которой я буду подниматься вверх и опускаться вниз, считать ступеньки.
Дети выполняют задание, спасибо.
Кукла Фея: А как узнавали, какая из этих полосок короткая, а какая длинная? Что для этого нужно сделать?
Ответы детей.
Кукла Фея: Ай, да молодцы здорово у Вас получилось.
Справились со всеми заданиями так хорошо, что я стала незлой, а доброй Феей.
Фея снимает плащ.
Кукла Фея: Доброй быть так приятно. Вы спасли все цифры, геометрические фигуры в математической стране. Вы хорошие друзья, спасибо Вам ребята. У меня осталось одно желание угостить Вас конфетами.
Воспитатель: Дети нам пора возвращаться в детский сад. Еще раз берите билеты и занимайте места в вагонах. Свисток. Поезд отправляется под музыку.
Воспитатель: Где мы сегодня побывали?
Ответы детей.
Что Вам понравилось?
Конспект НОД по ФЭМП в средней группе по ФГОС. Тема: «Математическое путешествие»
Описание материала: Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию «Математическое путешествие» для детей средней группы (3-4 лет). Этот конспект можно использовать воспитателям, как итоговое занятие.Область:
«Познавательное развитие. ФЭМП»
Тема:
«Математическое путешествие»
Цель: закрепление знаний детей о количественном и порядковом счете, названии геометрических фигур, ориентировке во времени.
Задачи:
закрепление знаний счета в пределах от одного до пяти;
умение находить последующее и предыдущее число от названного;
продолжать учить соотносить цифру с количеством предметов;
различать количественный и порядковый счет в пределах пяти;
учить детей составлять образ из геометрических фигур;
закрепить знания детей о частях суток, временах года, названиях геометрических фигур. Материал: карточки с цифрами, картинки с предметами, поезд с кармашками, пенал с геометрическими фигурами, сюжетные картинки «Части суток», сундучок с сюрпризом, нитки для бус.
Ход занятия:
(Дети заходят в группу под музыку, садятся на стульчики)
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами отправимся в волшебную страну математики.где нас ждут интересные задания и сюрпризы.Сначала мы пойдем в гости к цифрам.Они нас очень ждали и волновались так,что все перепутались.
Д/И «Поставь цифры правильно»
Воспитатель:А теперь нужно к каждой цифре поставить ту картинку на которой столько же предметов.(Дети пересчитывают предметы и приклеивают к соотвктствующей цифре. Один ребенок выполняет задание у доски.
Все правильно пересчитали? У кого не получилось?
Как надо правильно считать?
Воспитатель:
Давайте повторим как правильно нужно считать. (не пропустить ни один предмет и ни один предмет не посчитать дважды).
Д/И «Найди место»
Воспитатель: В этой математической стране ходят поезда но пассажиры в них не люди, а цифры.Чтобы поезд отправился в путь нужно все цифры посадить на место. Какая цифра стоит перед цифрой 3?
- Какая цифра стоит после цифры 1?
- Какая цифра стоит между цифрами 3 и 5?
Правильно. Молодцы,теперь поезд может отправляться.
Д/И «Геометрические бусы»
Воспитатель:
Ребята, посмотрите здесь стоит домик, а кто же в нем живет?(показывает геометрические фигуры)Правильно это геометрические фигуры.Фигуры хотят,чтобы в с ними поиграли и собрали из них бусы. Первый нужно положить на нитку треугольник, второй квадрат, третий круг, четвертый прямоугольник, а затем все повторить.
ФИЗМИНУТКА «Часы»
Тик-так, тик-так,
В доме кто умеет так?
Это маятник в часах
Отбивает каждый такт,
А в часах сидит кукушка,
У неё своя избушка.
Прокукует птичка время.
Снова прячется за дверью.
Стрелки движутся по кругу,
Не касаются друг друга.
Повернёмся мы с тобой
Против стрелки часовой.
А часы идут, идут.
Иногда вдруг отстают.
А бывает, что спешат,
Словно убежать хотят!
Если их не заведут,
То они совсем встают. Наклоны влево - вправо.
Дети садятся в глубокий присед.
Приседания.
Вращение туловищем вправо.
Вращение туловищем влево
Ходьба на месте.
Замедление темпа ходьбы.
Бег на месте.
Дети останавливаются.
Воспитатель:
Звенит будильник – пора вставать. А когда мы встаем и делаем зарядку. Это какая часть суток?А как называется часть суток, когда вас забирают домой? А что наступает после вечера? А когда мы гуляем на улице, обедаем и играем, как называется эта часть суток? Сколько частей в сутках? (четыре)
Как называются сутки, которые прошли? (вчера)
Как называются сутки, которые скоро наступят? (завтра)
Как называются сутки, в которые мы живем сейчас, в настоящий момент? (сегодня)
Д/И «Где звенит?»
Воспитатель:
Ко мне подойдет Сережа и закроет глаза,а я буду звонить в колокольчик. Сережа должен определить, где звенит колокольчик.(Можно пригласить 2-3ребенка)
Воспитатель:
А сейчас, отгадайте загадки о временах года
Снег на полях,
Лёд на водах,
Вьюга гуляет.
Когда это бывает? (Зима)
Тает снег, звенят ручьи,
Всё сильней потоки.
И летят уже грачи
К нам из стран далёких. (Весна)
Можно купаться и рыбу ловить,
Можно по лесу с корзиной бродить,
Бегать по лужам под дождиком тёплым
И не бояться до нитки промокнуть. (Лето)
Утром мы во двор идём -
Листья сыплются дождём,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят...(осень)
(во время отгадывания загадок дети находят и показывают соответствующие каждому времени года картинки).
- Сколько всего времен года?
-Назовите их еще раз.
Д/И «Скажи наоборот»
Воспитатель:
А сейчас цифры хотят с вами поиграть в игру «Скажи наоборот», но для игры вы должны создать круг. (Воспитатель бросает мяч и говорит слово, дети бросают мяч обратно и говорят противоположное).
Длинный-короткий глубокий-мелкий
большой-маленький
высокий-низкий
далеко-близко
сильный-слабый
много-мало
смелый-трусливый
хороший- плохой
веселый-грустный
холодный-горячий широкий-узкий сухой-мокрый красивый-страшный
А теперь вас ждет сюрприз. Вы должны найти волшебный сундучок с угощением, которое для вас приготовили цифры. К столу подойдет Саша и станет так, чтобы ребята сидели справа от нее.Теперь нужно сделать 5 шагов вперед, повернуться направо и пройти еще 4 шага,затем повернуться налево сделать шаг вперед и....взять сундучок. (Угощение детей)
-Ребята, где мы сегодня были? (в математической стране)
-Что делали? (считали, называли цифры, составили бусы из геометрических фигур, играли, отгадывали загадки, называли части суток …)
- Что вам понравилось?
(ответы детей).
Спасибо, все были молодцы,особенно сегодня старались...,а теперь нам пора возвращаться в группу, закройте глаза.(Звучит волшебная музыка).
Конспект НОД по ФЭМП в средней группе «Цыплята» (4-5 лет) с учетом ФГОС
« Космический полёт»
Воспитатель: О.К.
Программное содержание:
Обучающие задачи:
Продолжать учить составлять простые арифметические задачи и записывать их решение с помощью цифр.
Закрепить умение выделять в задаче условие, вопрос, ответ.
Упражнять в прямом счёте в пределах 10 и обратном порядке от10 до 0.
Закрепить знания детей о геометрических фигурах.
Закрепить знания о последовательности дней недели, времён года, месяцев года.
Закрепить умение ориентироваться на листе бумаги в клетку.
Закрепить умение различать понятия: выше – ниже, шире – уже, длиннее – короче, толще – тоньше, старше – младше.
Развивающие задачи:
Создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания.
Развивать смекалку, зрительную память, воображение.
Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.
Воспитательные задачи:
Воспитывать умение добиваться поставленных целей, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.
Воспитывать интерес к математическим занятиям.
Предварительная работа с детьми:
отгадывание загадок, решение логических задач, решение простых арифметических задач, наблюдение за календарём, индивидуальные занятия
Методические приёмы:
Игровой (использование сюрпризных моментов).
Наглядный (использование иллюстрации).
Словесный (напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей).
Поощрение, анализ занятия.
Оборудование:
магнитная доска, цифры, знаки.
Демонстрационный материал:
схема, модель для составления арифметических задач.
Развивающая среда:
карточки с заданиями, лист бумаги в клетку, карандаши (на каждого ребенка).
Интеграция:
1. Познание
2. Коммуникация
3. Здоровье
4. Физическая культура
5. Художественная литература
7. Безопасность
Ход занятия:
I Мотивация к учебной деятельности:
Ребятки, к нам на занятие пришли гости, поэтому давайте постараемся быть внимательными и хорошо отвечать на вопросы. А теперь красиво сели, ножки поставили вместе, спинка прямая. Занятие начнем со стихотворения. Стихотворение рассказывает ребёнок.
Давайте, ребята, учиться считать!
Запомните все, что без точного счета
Не сдвинется с места любая работа,
Без счета не будет на улице света,
Без счета не сможет подняться ракета,
И в прятки сыграть не сумеют ребята. Максим
Беритесь ребята скорей за работу
Учиться считать, чтоб не сбиться со счету.
- «Ребята, как вы думаете, а какое у нас сейчас будет занятие? Сегодня у нас с вами необычное занятие. Мы отправимся в космос на планету Математики. Там нас ждут большие трудности, но я думаю, что вы с ними справитесь.»
-« А на чем мы с вами отправимся? Перед вами листок бумаги, а на ней цифры. Соединив цифры по порядку, мы узнаем на чем мы с вами полетим».
-« Так на чем мы с вами полетим? Что у нас получилось?»
II - Ну вот, сели поудобнее, заняли свои места. Но чтобы поднялась наша ракета, нам надо правильно нажать нужные кнопки от 1 до 10.
Д\и «Назови соседей числа»
Воспитатель спрашивает:
Какое число называется предыдущим (то, которое стоит перед названным) и какое последующим (то, которое стоит после названного)?
Воспитатель показывает каждому ребенку карточку с числом индивидуально: А ребёнок отвечает воспитателю предыдущее число и последующее число.
III – « Мы полетели. А пока мы с вами летим, чтобы не было скучно я загадаю вам загадки. Слушайте внимательно:
У бабушки Даши внучка Маша
Кот Пушок, собака Дружок.
Сколько у бабушки внуков? (1)
На дереве сидят 4 птицы: 2 воробья, остальные вороны. Сколько ворон? (2)
9 грибов нашел Вадим,
А потом еще один.
Вы ответьте на вопрос:
Сколько он грибов принес?»
Физкультминутка:
В понедельник я купался, (изображаем плавание)
А во вторник – рисовал. (изображаем рисование)
В среду долго умывался, («умываемся»)
А в четверг в футбол играл. (бег на месте)
В пятницу я прыгал, бегал, (прыгаем)
Очень долго танцевал. (кружимся на месте)
А в субботу, воскресенье (хлопки в ладоши)
Целый день я отдыхал.
(дети садятся на корточки, руки под щеку-засыпают)
IV-
« Ребята, мы и не заметили, как мы с вами быстро долетели. Посмотрите, люди с другой планеты приготовили для нас странные задачки. Не зря говорят, что они неопознанные объекты.Задачки то заколдованные, зашифрованные. Здесь какие-то схемы, модели. Можно ли по этим схемам придумать задачки? Прежде чем вы составите задачки, давайте вспомним:
- Из каких двух частей состоит задача? (условие, вопрос)
- Если в вопросе есть слово "осталось", то какой арифметический знак нужно поставить? (-)
- Если в вопросе есть слово "стало", то какой арифметический знак нужно поставить? (+)
- Сколько чисел, как минимум, должно быть в условии задачи?» (2)
Схема:
Решение:4-1=3(от четырех отнять один осталось три)
Модель:
8+1=9
Решение: на дереве сидело восемь птиц, к ним прилетела еще одна. Сколько всего птиц стало на дереве? (К 8 прибавить один получится 9)
V
- А теперь пора нам возвращаться домой. Но чтобы лететь назад нам нужно найти другие кнопки. А теперь возьмите листочек бумаги и карандаш в руки. Математический диктант.
В левом верхнем углу нарисуем квадрат.
В правом нижнем углу овал.
В левом нижнем углу прямоугольник.
В правом верхнем углу круг.
А посередине треугольник.
- Опять берем старт. Отсчитываем: 10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1, 0.
Пуск! Полетели! .
VI «
А пока мы с вами летим- небольшая «Умственная разминка»
- Какое сейчас время года?
- Сегодня четверг, а завтра?
- Какие арифметические знаки вы знаете?
- Если линейка длиннее карандаша, то карандаш…?
-Если стол выше стула, то стул…?
-Если дорога шире тропинки, то тропинка?
- Сколько месяцев в году?
- Назовите зимние месяца.
- Сколько ушей у трех мышей?
- Сколько концов у двух палок?
- Если сестра старше брата, то брат…?
VII
–« Мы приземлились! Земля встречает нас фруктами.
Воспитатель преподносит детям яблоки.
IIX – Рефлексия: Ребята вам понравился наш космический полет? Что вам понравилось, какое задание понравилось больше (ответы детей).
А мне понравилось, что вы старались, и были очень активны.
Список литература
Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования, От рождения до школы, под редакцией Н.Е.Вераксы, М., 2011.
Математика от трёх до семи, З.А.Михайлова, Учебно методическое пособие для воспитателей детских садов, «Детство-Пресс», М. 2000.
Математика до школы, А.А.Смоленцева, Пособие для воспитателей и родителей, СПб 2010.
Формирование элементарных математических представлений, Старшая группа (5-6 лет), Помораева И.А., Позина В.А., Мозаика-Синтез, М. 2015.
Методика обучения математике в детском саду Е.А.Щербакова, Academa, М. 2000.