Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 3 г.Тайшета
Информационная справка – представление «Организация оздоровительной работы в ДОУ»
2014
В условиях современной природно-социальной и экологической ситуации проблематика здоровья детей приобретает глобальный характер. Разнообразные медицинские, социологические, демографические и другие данные свидетельствуют о том, что только 14% детей России можно считать практически здоровыми, 50%, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья, 35% - хронически больны. Поэтому одной из основных задач детского сада является охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья воспитанников, формирование культуры, основ личной гигиены и здорового образа жизни.
Ведущие цели оздоровительной работы в детском саду - создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка ребенка к жизни в современном обществе. Совершенствование условий для обеспечения физического и психического здоровья детей в соответствии с ФГОС ДО,СанПиНа. Комплексный подход и реализация физкультурно-оздоровительных мероприятий в контакте со всеми участниками педагогического процесса (педагоги, медицинские работники, родители, дети). Вся работа по физическому воспитанию детей проводится с учетом их состояния здоровья инструктором ФИЗО и воспитателями групп при регулярном контроле со сторонымедицинской сестрой и администрации ДОУ. В детском саду разработаны инструкции по охране жизни и здоровья воспитанников, составлен перечень бесед по охране жизни и здоровья воспитанников. В каждой возрастной группе оформлены папки с этими материалами.
В нашем детском саду выполняются все виды здоровье сберегающих технологий: медико-профилактические; физкультурно-оздоровительные; технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка; здоровьесбереженияпедагогов дошкольного образования; валеологического просвещения родителей; здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду.
Элементы медико-профилактической технологии
· организация мониторинга здоровья дошкольников,
· разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья,
· организация и контроль питания детейдошкольного возраста,
· физического развития дошкольников,
· закаливания,
· организация профилактических мероприятий в детском саду,
· организация контроля и помощь в обеспечении требований СанПиНов,
· организация здоровьесберегающей среды в ДОУ.
Элементы физкультурно-оздоровительной технологии
· развитие физических качеств, двигательной активности
· становление физической культуры дошкольников,
· профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки,
· воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье
· хореография
Для ребенка, как и для взрослого необходима эмоционально благоприятная обстановка в группе, образовательном учреждении. К сожалению в ДОУ нет психолога, поэтому психолого-педагогическое сопровождение ребенка ведет воспитатель. Ребенок, имеющий какую-либо проблему в развитии получаетпомощь, направленную на индивидуальное развитие.
Материально-техническое оснащение и оборудование, пространственная организация среды ДОУ доводится до соответствия санитарно-гигиеническим требованиям, и обеспечивают физкультурно-оздоровительную работу. К сожалению, в детском саду нет ни спортивного, ни музыкального зала. Для полноценного физического развития детей и удовлетворения их потребностей в движении в ДОУ созданы следующие условия:
· различный спортивный инвентарь: (гимнастические маты, балансиры, гимнастические мячи и т.д.);
· спортивная площадка для подвижных и спортивных игр;
· физкультурные уголки (во всех группах);
· кабинет медицинского работника;
· кварцевые лампы;
· п одбор и маркировка мебели согласно физиологическим особенностям детей.
С целью снижения заболеваемости в детском саду разработана и успешно применяется система закаливающих мероприятий в повседневной жизни и специально организованная. Используются все природные факторы: вода, воздух, солнце. Закаливающие мероприятия осуществляются круглый год, но их вид и методика меняются в зависимости от сезона и погоды.
Профилактическая работа включает в себя:
Облегченную одежду для детей в детском саду
Соблюдение сезонной одежды детей на прогулке, учитывая их индивидуальное состояние здоровья.
Соблюдение температурного режима в течение дня
Соблюдение режима проветривания
Гимнастику после сна
Мытье прохладной водой рук
Правильную организацию прогулки и ее длительность
Неспецифическую профилактику респираторных заболеваний (витаминизация третьих блюд, аромотерапия – лук, чеснок).
Одной из самых действенных закаливающих процедур в повседневной жизни является прогулка. Для того чтобы она действительно давала эффект, необходимо менять последовательность видов деятельности детей на прогулке в зависимости от характера предыдущего занятия и погодных условий.
Большую часть времени в дошкольном учреждении ребенок находится в группе, поэтому от того насколько грамотно будет построена деятельность воспитателя по организации режима детей, зависит сохранение и укрепление их здоровья. В утреннюю гимнастику и физкультурные занятия включаются коррегирующие упражнения для профилактики сколиоза, нарушения осанки, плоскостопия. Во время организованной образовательной деятельности проводятся двигательно-оздоровительные моменты: упражнения и задания на развитие мелких мышц руки, задания на развитие мимики и артикуляции и т.п. После дневного сна важно поднять настроение и мышечный тонус у каждого ребенка, а также позаботиться о профилактике нарушений осанки и стопы. Этому способствует комплекс гимнастики после дневного сна, который носит вариативный характер, в зависимости от этого будет меняться и её продолжительность (гимнастика игрового характера состоит из 2–3 упражнений типа «Потягушки», «Винтики», «Спортсмены»;разминка в постели - дети постепенно просыпаются под звуки мелодичной музыки, лёжа в постели выполняют 4–5 общеразвивающих упражнений; дети выполняют произвольные танцевальные музыкально-ритмические движения под музыку.
В течение года, ежемесячно, на производственных совещаниях,на педсоветах проводится анализ заболеваемости и посещаемости. В ходе анализавыявлено:
Показательзаболеваемости детей (на одного ребенка в год)
2011 год |
2012 год |
2013 год |
20,4 |
19,2 |
22 (ветрянка) |
Группы здоровья
Группы |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
1 гр. здоровья |
|||
2 гр. здоровья |
|||
3 гр. здоровья |
|||
4 гр. здоровья |
|||
Всего детей |
Уровень физического развития детей
2011 год |
2012 год |
2013 год |
Сравнительный анализ данныхпоказывает положительную динамику уровня развития детей, что подтверждает эффективность использования здоровьесберегающих технологий.
Адаптация детей к условиям детского сада проходит в спокойной форме.У 93% детей она протекает в легкой и средней степени тяжести.
Во время адаптационного периода для детей создается щадящий режим:
Сокращенный день для малыша
Присутствие мамы в группе
Повышенное внимание со стороны персонала группы.
Эффективность физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении во многом зависит от взаимодействия воспитателей с медицинской сестрой. Составляется план работына год , включающий в себя консультации для воспитателей, родителей, выступления на педагогических советах, совещаниях. Медицинская сестра учит педагогов определять признаки утомления у детей по изменению окраски кожи, выражению лица, частоте дыхания, появлению потливости и своевременно регулировать характер их деятельности, переключая на более спокойный или, наоборот, интенсивный. Все медицинские услуги в пределах функциональных обязанностей оказываются постоянно. Прививки: реакция Манту, профилактические прививки по возрасту АКДС, полиомиелит, РВ-кори, РВ-паротита, детям подготовительной к школе группы БЦЖ, против гриппа. Регулярно проводятся плановые медицинские осмотры детей с привлечением специалистовполиклиники. Результаты обследования учитываются медицинской сестрой, воспитателями, специалистами в работе с детьми. Дети с нарушениями направляются на консультацию специалистов. Особое внимание медсестра уделяет адаптационному периоду при поступлении детей в детский сад.
В системе физкультурно-оздоровительной работы детского сада прочное место занимают физкультурные праздники, спортивный досуг. Интересное содержание, юмор, музыкальное оформление, игры, соревнования, радостная атмосфера способствуют активизации двигательной деятельности. При организации активного отдыха педагоги учитывают климатические условия, особенности сезона и природные факторы. На физкультурные праздники мы приглашаем школьников – бывших воспитанников дошкольного учреждения, родителей, сестёр и братьев. Темы праздников самые разнообразные «Мы – спортсмены», «Олимпийские игры», «Веселые старты», «Зимушка-зима», «Праздник Нептуна» и т.д. Наибольшую пользу для оздоровления и закаливания детей приносят физкультурные праздники, организованные на открытом воздухе.
Уже традиционно в ДОУ проводятся неделя здоровья, день открытых дверей. В проведении этих мероприятий принимает участие весь коллектив, тщательно продумывается план проведения каждого дня, учитывая время года и погодные условия. В организацию работы с детьми включаем разные виды деятельности, насыщенные как спокойными, так и интенсивными движениями. Это игры и игровые упражнения,спортивные соревнования, туристические прогулки-походы в близлежащий парк.В театрализованной или игровой форме легче усваиваются двигательные навыки и гигиенические знания. При организации активного отдыха воспитателями красочно оформляются места проведения (группа, спортивная площадка) в соответствии с намеченным содержанием мероприятий, а также используется музыкальное сопровождение. Все мероприятия проводятся в присутствии мам и пап, дедушек и бабушек.Родители остаются довольны такими мероприятиями, высказывают пожелания проводить их чаще.
Система работы с детьми предполагает различные формы, средства и методы формирования представлений о ЗОЖ. Основными формами нашей работы являются организованная деятельность, режимные моменты, спортивные соревнования, досуги, в процессе которых сообщаем детям новые сведения и закрепляем ранее полученные представления. В процессе ознакомленияс окружающим миром формирует представления о человеке, как живом существе, его организме и здоровье; об образе жизни и зависимости здоровья от образа жизни. На занятиях экологической направленности формируем представления детей об условиях необходимых человеку для жизни; о взаимосвязи здоровья человека и окружающей среды.
При воспитании культурно-гигиенических навыков формируем привычку правильно: умываться, вытираться, ухаживать за полостью рта, пользоваться носовым платком, правильно вести себя при кашле и чихании.
Расширяем представления о ЗОЖ через: сюжетно-ролевые игры« Больница», «Аптека», «Семья», чтение художественной литературы: «Сказка про ногти», Грязнуля Витя» И.Губина, «Птичка Тари», «Зубик-Зазнайка», «Сказка про трёх поросят на новый лад», разучивание загадок о частях тела, пословиц о здоровье. Продолжаем знакомить детей с правилами сохранения своего здоровья и заботе о нём. Для расширения кругозора детей и закрепления, ранее полученных навыков используем настольные и дидактические игры («Аскорбинка и её друзья», «Части тела», «Сложи картинку», «Что сначала что потом и т.д.) Считаем, что к моменту выпуска детей в школу они получают необходимые представления о ЗОЖ иимеют стойкие навыки и привычки сохранения своего здоровья.
Здоровый образ жизни немыслим без рационального разнообразного питания. Питание, как известно, является одним из факторов, обеспечивающих нормальное развитие ребёнка и достаточно высокий уровень сопротивляемости его организма к заболеваниям. В нашем дошкольном учреждении выполняются следующие принципы рационального здорового питания детей: регулярность, полноценность, разнообразие, путём соблюдения режима питания, норм потребления продуктов питания и индивидуального подхода к детям во время приёма пищи. Мы включаем в меню фрукты, соки, напитки из клюквы, лимонный чай, молоко. Для профилактики острых респираторных заболеваний в питание детей включаются зелёный лук, чеснок, что позволяет добиться определённого снижения заболеваемости. Основными принципами организации рационального питания является обеспечение поступления всех основных пищевых веществ в количествах, отвечающих физиологическим потребностям детского организма:
· Выполнение правил технологии приготовления блюд;
· Соблюдение режима питания (питание по санитарным нормам);
· Введение второго завтрака;
· С-витаминизация блюд;
· Замена продуктов для детей аллергиков;
· Организация питьевого режима;
· Сервировка стола;
Одним из обязательных условий воспитания культуры здоровья ребенка становится культура здоровья семьи. В работе с семьей по формированию потребности в здоровом образе жизни у детей используютсятакие формы работы, как информационные бюллетени, выпуск буклетов «Здоровье», тематические выставки, библиотека здоровья, оформляются информационные уголки здоровья «Здоровые дети », «Как я расту», проводятся консультации, встречи «за круглым столом», родительские собрания с привлечением физкультурных и медицинских работников, спортивные семейные эстафеты, анкетирование. Родители - постоянные участники всех конкурсов, проводимых в ДОУ.
Детский сад осуществляет преемственную связь с МБОУ СОШ № 2. Экскурсии, физкультурно-оздоровительные мероприятиянаправлены на развитие у дошкольников и младших школьников элементарных представлений о полезности, целесообразности физической активности и личной гигиены. Выпускники детского сада, поступив в школу, посещают разнообразные спортивные секции: волейбольную, баскетбольную, спортивные танцы, восточные единоборства, школу бокса. И в дальнейшем планируется систематизировать работу по преемственности детского сада со школой и другими общественными организациями в вопросах воспитания здорового поколения.
Педагогический коллектив, воспитанники и родители принимали активное участие в городских мероприятиях, посвященных году работника сферы дошкольного образования и празднования 75-летия города Тайшета.
Участвуя в проекте «Чем дальше в будущее смотрим, тем больше прошлым дорожим» (русские народные подвижные игры),коллектив отмечен Благодарственным письмом, 10 воспитанников получили дипломы (Поляков Дима, Кулагина Кира, Казанцева Настя,Кравченко Лиля,Жукова Вика, Голушко Даша, Дроздов Саша, Радченко Саша, Семенов Дима,Сидельникова Лиза).
Участвуя в проекте «Летняя спартакиада для дошкольников», коллектив получил Грамоту за спортивные достижения, Радченко Саша грамоту за личное первенство в беге, 9 воспитанников получили дипломы участника (Кулагина Кира, Радченко Саша, Кравченко Лиля, Дроздов Саша, Семенов Дима, Нищев Илья, Сидельникова Лиза, Погонышева Таня, Казанцева Настя). Заведующая Кучер О.К., заместитель Грылёва И.М., инструктор Физо Кулагина В.А. награждены грамотами.
Положительный эффект укрепление физического здоровья детей даёт использование в работенетрадиционных форм оздоровления таких, как: дыхательная гимнастика, релаксация, музыкотерапия, цветотерапия, пальчиковая гимнастика, музыкально-подвижные игры, музыкально-ритмические движения, п сихогимнастика, и гропластика, игры-путешествия, упражнения на фитболе, на степ-скамейках. Работа с педагогами – также является неотъемлемым направлением по укреплению и сохранению здоровья. Коллектив ДОУ участвовал в работе пятого молодежного форума в спортивном лагере «Олимп».
Таким образом, можно сказать, что только круглогодичный, системный подход к организации физкультурно- оздоровительных, лечебно-профилактических мероприятий позволит эффективно способствовать укреплению и сохранению здоровья воспитанников, даст позитивную динамику оздоровления детского организма, позволит достичь положительных результатов: повышения уровня физической подготовленности, повышения индекса здоровья детей, положительную динамику в распределении по группам здоровья, профилактику и коррекцию отклонений физического развития воспитанников. Грамотная организация здоровьесберегающей среды, а также использование здоровьесберегающих технологий, введение модели оздоровления детей, помогли нам максимально снизить статический компонент в режиме дня наших воспитанников, а также способствовали повышению двигательной деятельности каждого ребенка, его всестороннему психофизическому развитию.
Дети стали гибче, выносливее. Появилось качество в технике выполнения движений и выразительность в моторике. У детей появился эмоциональный отклик на физическую активность, спортивная страсть, интерес, азарт. Воспитатели стали замечать, что у них появилась выносливость в различных видах деятельность, повысилась умственная трудоспособность, усидчивость, они стали выдержаннее и внимательнее. И ещё самое главное то, что улучшилась эмоционально- двигательная сфера ребёнка. У детей наблюдается гордая осанка, в движениях свобода и непринуждённость, появилась естественность и разнообразие в жестикуляции и позах, взгляд прямой, открытый, заинтересованный, выражение лица радостное, светлое, осмысленное, мимика живая, выразительная, речь становится внятной и мелодичной.
Результаты убеждают в правильности и действенности выбранных нами мер в совершенствовании физкультурно-оздоровительной работы. Однако мы не останавливаемся на достигнутом уровне. Наш творческий поиск продолжается и сегодня.
Дата публикации: 12.12.15
Одной из главных задач ДОУ, в соответствии федеральным государственным образовательным стандартом, является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия. Полноценное физическое развитие и здоровье ребёнка – это основа формирования личности. Жизнь в 21 веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной является проблема сохранения здоровья. Исследованиями отечественных и зарубежных учёных давно установлено, что здоровье человека лишь на 7 – 8% зависит от успехов здравоохранения и на 50% от образа жизни. Поэтому считаем, что проблема оздоровления детей это работа не одного дня и деятельности одного человека, а целенаправленная, систематически спланированная работа всего коллектива образовательного учреждения на длительный период.
В связи с этим, физкультурно-оздоровительная работа в детском саду имеет большое значение, как для укрепления здоровья, так и для формирования двигательных умений и навыков, являющихся значимыми компонентами в познавательном и эмоциональном развитии воспитанников.
Ведущие цели физкультурно-оздоровительной работы в детском саду - создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка ребенка к жизни в современном обществе.
В нашем детском саду разработана и реализуется система мероприятий по сохранению и укреплению здоровья воспитанников.
В систему физкультурно-оздоровительной работы, проводимой в ДОУ включены следующие мероприятия: дыхательная гимнастика, подвижные игры, занятия по физической культуре, приём кислородного коктейля, занятия логоритмикой, психологические тренинги различной тематики. Ежедневно во всех возрастных группах реализуется несколько форм физкультурно-оздоровительной деятельности: утренняя гимнастика, разнообразные подвижные игры в течение всего дня, занятия по физической культуре, непосредственно образовательная деятельность.
Особое внимание хотелось бы обратить на непосредственно образовательную деятельность. Федеральный государственный образовательный стандарт выделяет ряд принципов, которым должна соответствовать программа дошкольного образовательного учреждения. Одним из важнейших является принцип интеграции образовательных областей в соответствии с их спецификой и возможностями. Идея интеграции в обучении берёт своё начало в трудах великого педагога Я.А. Коменского, утверждавшего: «Что связано между собой, должно быть связано постоянно и распределено пропорционально между разумом, памятью и языком».
Актуальность данного подхода объясняется целым рядом причин:
Мир, окружающий детей, познается ими в своем многообразии и единстве, а зачастую разделы дошкольной образовательной программы, направленные на изучение отдельных явлений этого единства, не дают представления о целом явлении, дробя его на разрозненные фрагменты.
Использование интегрированного подхода развивает потенциал самих воспитанников, побуждает к активному познанию окружающей действительности, осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, развитию логики, мышления, коммуникативных способностей.
Форма проведения занятий нестандартна, интересна. Использование различных видов деятельности в течение занятия поддерживает внимание воспитанников на высоком уровне, что позволяет говорить о достаточной эффективности занятий. Образовательная деятельность с использованием интеграции раскрывают значительные педагогические возможности, ощутимо повышает познавательный интерес, служит развитию воображения, внимания, мышления, речи и памяти.
Интегративная форма дает возможность для самореализации, самовыражения, творчества педагога, раскрытия его способностей.
Сущностью интегрированного подхода является соединение знаний из разных областей на равноправной основе, дополняя друг друга. При этом на занятии педагоги имеют возможность решать несколько задач из различных областей развития, а дети осваивают содержание различных разделов программы параллельно, что позволяет сэкономить время для организации игровой и самостоятельной деятельности.
Структура интегрированных занятий отличается от структуры обычных, и к ней предъявляются следующие требования:
Чёткость, компактность, сжатость учебного материала;
Продуманность и логическая взаимосвязь изучаемого материала разделов программы на каждом занятии;
Взаимообусловленность, взаимосвязанность материала интегрируемых предметов на каждом этапе занятия;
Большая информативная емкость образовательного материала, используемого на занятии;
Систематичность и доступность изложения материала.
Согласно принципу интеграции, физкультурно-оздоровительная работа с детьми осуществляется не только в процессе специфических физкультурных и спортивных игр, упражнений, занятий, но и при организации всех видов детской деятельности через физкультминутки, дидактические игры с элементами движения, подвижные игры с элементами развития речи, математики, конструирования и пр.
Важной особенностью интегрированного занятия является смена динамических поз и видов детской деятельности. Во время занятия предполагается использование разнообразных видов детской деятельности, которые можно интегрировать между собой, например, драматизацию сказки с конструированием из строительного материала, изготовлением атрибутов к игре; слушание музыкального произведения с чтением стихов, рассматриванием произведений изобразительного искусства и рисованием. Занятия интегрированного характера вызывают интерес у детей, способствуют снятию перенапряжения, перегрузки и утомляемости за счёт переключения их на разнообразные виды деятельности.
Реализуя право ребёнка на здоровье и безопасность, коллектив нашего дошкольного учреждения в процессе образовательной деятельности выдвигает на первый план задачи укрепления здоровья дошкольников и формирования у них ориентации на здоровый образ жизни с вовлечением всех участников образовательного процесса. Тематическая интеграция образовательных областей начинается с момента адаптации в детском саду детей раннего возраста. Вся деятельность с дошкольниками строится на единой теме. Тем самым мы поддерживаем интерес у детей в течение всего дня, обеспечивая непрерывное всестороннее развитие дошкольников с учётом их интересов, способностей, с целью самореализации каждого ребёнка.
При этом в каждой образовательной области в разных видах детской деятельности у педагога имеется возможность акцентирования внимания детей на правилах сохранения здоровья. В ходе проведения исследовательской деятельности, сравнительного наблюдения, в процессе проектирования, при чтении художественной литературы воспитатель имеет возможность рассматривать вопросы культуры здоровья, основ здорового образа жизни, правил здоровьесберегающего поведения, что способствует формированию у ребёнка ценностного отношения к своему здоровью.
Корнева Антонина Павловна
Система физкультурно-оздоровительных мероприятий в ДОУ в соответствии с ФГОС
Опыт работы
Одной из главных задач ФГОС ДO - охрана и укрепление физического и психического здоровья детей. Организация работы по укреплению и сохранению здоровья детей является актуальной и занимает важное место в системе воспитательно-образовательного процесса в ДОУ. Поэтому детский сад должен заложить основы здорового образа жизни, используя различные формы работы. Именно в ДОУ педагоги должны помочь ребенку, как можно раньше понять непреходящую ценность здоровья, осознать цель его жизни, побудить малыша самостоятельно и активно формировать, сохранять свое здоровье. B своей работе мы используем комплекс современных форм работы c детьми по сохранению и укреплению здоровья :
проведение комплекса утренней гимнастики с элементами дыхательной гимнастики, ·
проведение двигательных разминок между НОД;
организацию подвижных игр и физических упражнений на прогулке;
бодрящую гимнастику после дневного сна;
организацию занимательной двигательной деятельности различного типа : пальчиковые игры и упражнения;
самостоятельную двигательную деятельность детей;
проведение «Дней здоровья» , «Недель здоровья» , досугов,спортивных праздников, развлечений;
организацию работы с семьей;
организацию оздоровительных проектов;
релаксацию;
организацию спортивных игр
Bce эти мероприятия осуществляются в соответствии c СанПиН c учетом здоровья, возраста детей и времени года. A сейчас мы рассмотрим, более подробно формы работы c детьми по сохранению и укреплению здоровья, которые проводятся в нашей детском учреждении.
Утренняя гимнастика. Каждый день мы в группе начинаем c утренней гимнастики (если это лето, то гимнастику мы проводим на свежем воздухе.) Она дает заряд на целый день. Ведь в первой половине дня y детей большая : в это время проходит организованная образовательная деятельность. Утренняя гимнастика проводится до завтрака, в течение 10–12 мин. Для профилактики плоскостопия ежедневно используем ходьбу по каменистой дорожке называемой «Дорожкой здоровья» . А также в комплекс упражнений входит дыхательная гимнастика. Для проведения гимнастики мы используем разные формы : традиционная, игровая, сюжетная, оздоровительный бег, c использованием полосы препятствий. И обязательно гимнастика проходит под музыку, которая создаёт бодрое настроение, оказывает положительное влияние.
Подвижные игры проводятся в течение всего дня, когда y детей свободное время. Подвижная игра занимает особое место в развитии ребёнка. Она способствует закреплению и совершенствованию двигательных навыков и умений, предоставляет возможность развивать познавательный интерес, формирует умение ориентироваться в окружающей действительности. Разнообразные игровые действия развивают ловкость, быстроту, координацию движений и благоприятно влияют на эмоциональное состояние детей.
Занятия физической культуры. Они проходят в зале или на воздухе.
Практически всем детям эти занятия доставляют удовольствие, учат их ориентироваться в пространстве, развивают физические качества (выносливость, силу, развивают двигательные способности. Именно поэтому в нашем детском саду используются разнообразные варианты проведения физкультурных занятий :
Традиционные занятия.
Занятия, которые состоят из подвижных игр.
Занятия-соревнования, где дети между собой соревнуются
Сюжетные занятия
Для того чтобы занятия физкультурой приносили немалую пользу для здоровья, каждый день мы проводим упражнения для профилактики нарушения осанки и плоскостопия и по укреплению дыхательной системы .
Также включаем элементы занятий на тренажерах.
Закаливание. Особое внимание в своей работе мы уделяем проведению закаливающих процедур. Они способствуют укреплению здоровья и снижению заболеваемости. Мы используем многообразные формы и методы закаливания, в зависимости от времени года. Обязательно соблюдаем основные принципы закаливания :
Закаливание происходит при условии, что ребёнок здоров.
Ни в коем случае не проводим закаливающие процедуры при наличии y ребёнка отрицательных эмоциональных реакций (страха, плача, беспокойства) .
Проводим тщательный учёт индивидуальных особенностей ребёнка, его возраста, возможности повышенной чувствительности к закаливающим мероприятиям .
Интенсивность закаливающих процедур увеличиваем постепенно и последовательно.
Закаливание проводим постоянно (a нe от случая к случаю) .
Один из методов закаливания, который нравится детям - «Хождение босиком» . При хождении босиком температура пола должна быть не ниже 18 градусов. B начале дети ходят в носках, a через 4-5 дней босиком по 3-4 минуты. Включаем ежедневную ходьбу по массажным коврикам, затем растирание стоп махровой рукавичкой. B летний период предоставляем детям возможность ходить босиком по теплому песку и траве, по мелким камешкам. При хождении босиком укрепляются своды и связки стопы, увеличивается интенсивность деятельности почти всех мышц, идет профилактика плоскостопия, стимулируется кровообращение во всем организме, улучшается умственная деятельность.
Самая эффективная закаливающая процедура - прогулка. Для того, чтобы прогулка давала эффект, нами меняется последовательность видов деятельности детей, в зависимости от характера предыдущего занятия и погоды. Taк, в холодное время года и после занятия, на котором дети сидели, прогулка начинается c пробежки, подвижной игры; в тёплое время года – c наблюдения, спокойных игр. Прогулку устраиваем 2 раза в день : в первую половину – до обеда и во вторую половину дня – после дневного сна или перед уходом детей домой.
Также мы проводим водные процедуры – умывание водой, мытье рук, лица. Физкультминутки . C целью предупреждения утомления на занятиях, которые связанны с длительным сидением в одной позе, чтобы разрядить атмосферу, мы проводим физкультминутки . Они повышают общий тонус, моторику, способствуют тренировке подвижности нервных процессов, развивают внимание и память, создают положительный эмоциональный настрой и снимают психоэмоциональное напряжение. Продолжительность составляет 3-5 минут. B основном физкультминутки проводим стоя y стола, за которым дети занимаются или на ковре.
Пальчиковые игры и упражнения, развивают мелкую моторику. Используем различные тренажеры (шарики, счётные палочки, шнуровки) .
Также в своей работе мы используем нетрадиционные формы работы с детьми по укреплению и сохранению здоровья : дыхательная гимнастика, гимнастика после дневного сна, релаксация ит. д.
Гимнастика после дневного сна – это комплекс закаливающих, гимнастических и лечебно-профилактических мероприятий . ФГОС ДO предлагает обязательно такую гимнастику проводить после дневного сна в дошкольных учреждений. Она помогает детям пробуждаться, улучшает настроение, a также способствует профилактике нарушений осанки и стопы. Гимнастику проводим при открытых форточках 4-7 минут.
В своей работе используем «Бодрящую гимнастику для дошкольников» под редакцией Т,Е. Харченко, которая соответствует ФГОС .
Дыхательная гимнастика. От правильного дыхания во многом зависит здоровье человека, его физическая и умственная деятельность.
Методика применения дыхательных упражнений : Вдох через нос, выдох через рот. Дыхательную гимнастику мы проводим под веселые стишки. Например, стишок «Гуси летят» . Медленная ходьба. На вдох – руки поднять в стороны, на выдох - опустить вниз с произнесением длинного звука «г-у-у-у» . Регулярные занятия повышают силу межреберных дыхательных мышц и диафрагмы, и тем самым повышают дыхательный объем легких и дети начинают реже болеть. Дыхательные упражнения как говорилось выше мы включаем и в утреннюю гимнастику и гимнастику после дневного сна.
Самомассаж лица, пальцев и тела является немаловажным элементом физической культуры. Очень нравится детям. Он способствует расширению капилляров кожи, ускоряет циркуляцию крови, усиливает функции желез, что положительно влияет на обмен веществ. Чтобы массаж не выполнялся чисто механически, мы предлагаем детям общаться co своим телом в игровой ситуации, под веселые стишки, например, «Скачут побегайчики – солнечные зайчики. Мы зовем их – не идут. Были тут – и нет их тут». После такого массажа у детей радостное настроение.
Релаксация - это снятие напряжения, расслабление, отдых. Релаксационные упражнения мы проводим непременно под спокойную музыку. Релаксация очень нравится детям, так как в ней есть элементы игры. Время выполнения 3-4 мин.
В каждой группе оборудованы центры для самостоятельной двигательной активности в соответствии с возрастом детей .
Материально-техническое оснащение и оборудование, пространственная организация среды МБДОУ соответствуют санитарно-гигиеническим требованиям и обеспечивают физкультурно -оздоровительную работу. В дошкольном учреждении имеются :
Спортивный зал (с гимнастическим уголком, гимнастические стенки, скамейки, мячи разных размеров , тренажеры и т. д. ,
Игровые площадки на участках для каждой возрастной группы МБДОУ.
Работа с детьми по формированию здорового образа жизни невозможна без взаимодействия с семьей.
Взаимодействие с родителями по формированию у детей представлений о здоровом образе жизни реализуется как в традиционных, так и нетрадиционных формах работы.
В начале каждого учебного года составляет план работы с родителями по формированию здорового образа жизни у детей группы. В соответствии с ФГОС в план работы включаем разные формы сотрудничества :
анкетирование;
родительские собрания;
консультации, беседы;
открытый показ НОД;
участие в спортивных мероприятиях (Дни здоровья, спортивные праздники и т. д.) ;
круглые столы;
конкурсы детского творчества;
оформление стендов, папок-передвижек;
выставки специальной литературы;
работа по «Папкам здоровья» ;
тематические выставки;
В родительские собрания включала разные темы : «Здоровые дети – здоровая нация» , «Охрана жизни и здоровья детей» , «Активный детский отдых зимой» , «О правильной осанке» , «Осанка – это здоровье» , «Чистота и здоровье» и т. д.
Проводила консультации по таким темам : «Укрепление здоровья» , «Ядовитые растения» , «Движение и здоровье» , «Как надо лечить ребенка» , «Компьютер – враг или друг?» , «Витамины» , «Правильно одеваем ребенка» и т. д. ; оформила памятки и буклеты в помощь родителям : «Как сохранить зубы здоровыми и красивыми» , «Да здравствует мыло душистое» , «Оздоравливаем ребенка дома» , «Влияние природных факторов на закаливание» , «Летний отдых» , «Здоровый образ жизни в семье» и т. д.
С целью повышения уровня профессиональной компетентности педагогов ДОУ в вопросе формирования культуры ЗОЖ у дошкольников делась своим опытом работы на педсоветах, открытых показах НОД.
Таким образом, можно сказать, что постоянная систематическая работа способствует формированию у дошкольников основ здорового образа жизни, эффективному укреплению и сохранению здоровья дошкольников, дала позитивную динамику оздоровления детского организма, позволила достичь положительных результатов : повысить индекс здоровья детей, уровня физического состояния.
Правильная организация здоровьесберегающей среды, а также использование здоровьесберегающих технологий, введение модели приобщения дошкольников к здоровому образу жизни, модели двигательного режима, помогли максимально снизить статический компонент в режиме дня детей, а также способствовали повышению двигательной деятельности каждого ребенка, его всестороннему развитию.
Зайцева Ольга Владимировна
Должность:
инструктор по физо
Учебное заведение:
МАДОУ ЦРР детский сад № 29
Населённый пункт:
город Кызыл, республика Тыва
Наименование материала:
статья
Тема:
"Физкультурно - оздоровительная работа с детьми в рамках реализации ФГОС ДО в ДОУ"
Дата публикации:
23.01.2016
Раздел:
дошкольное образование
МАДОУ ЦРР- Детский сад № 29 г.Кызыла
Физкультурно – оздоровительная работа с детьми
в рамках реализации ФГОС ДО в ДОУ
Подготовила:
Зайцева Ольга Владимировна,
инструктор по физической культуре
«Без здоровья невозможно и счастье»
Виссарион Григорьевич Белинский
«Результатом нашей работы должна стать осознанная молодым
поколением необходимость в здоровом образе жизни, в занятиях
физической культурой и спортом. Каждый молодой человек должен
осознать, что здоровый образ жизни – это успех, его личный успех»
Владимир Путин
В
последнее
десятилетие
отчетливо
наблюдаются
тенденции
к
ухудшению здоровья и физического развития детей. Родители, медицинские и
педагогические работники констатируют отставание, задержки, нарушения,
отклонения, несоответствия нормам в развитии детей, неполноценность их
здоровья.
Это
касается
в
первую
очередь
нервной
системы
и
опорно-
двигательного аппарата.
Детство – уникальный период в жизни человека, в процессе которого
закладывается
фундамент
здоровья:
происходит
созревание
и
совершенствование жизненных систем и функций организма, развиваются
его адаптационные возможности, повышается его устойчивость к внешним
воздействиям,
формируется
осанка,
приобретаются
физические
качества,
привычки,
вырабатываются
волевые
черты
характера,
без
которых
невозможен здоровый образ жизни. Всё, что приобретено ребёнком в детстве,
сохраняется потом на всю жизнь.
Поэтому
внедрение
инновационных
технологий
и
вкрапливание
оздоровительных
мер
в
воспитательно
–
образовательный
процесс,
п од го т о в ка
р е б ё н ка
к
зд о р о в ом у
о б р а зу
ж и з н и
н а
о с н о в е
здоровьесберегающих
технологий
и
нетрадиционных
форм
организации
физкультурных занятий является приоритетным направлением деятельности
нашего детского сада в условиях реализации ФГОС ДО.
Целью моей работы является сохранение и укрепление здоровья детей
через
нетрадиционные
формы
организации
физкультурных
занятий
и
оптимальная
реализация
оздоровительного,
воспитательного
и
образовательного
направления
физического
воспитания,
учитывая
индивидуальные возможности развития ребенка.
Использование
альтернативных
(нетрадиционных)
физкультурных
занятий
обеспечит
повышение
интереса
к
физкультуре
и
улучшению
здоровья, если:
- создать систему интересных физкультурных занятий;
- продумать специально организованную методику физкультурных занятий,
включающую отбор форм проведения, содержания, методов и приёмов;
-
положить
в
основу
нетрадиционных
форм
физкультурных
занятий
следующие
критерии:
интерес
дошкольников
к
физкультуре,
уровень
физической подготовленности и состояния здоровья, сложность содержания
физкультурных занятий.
Обеспечить
правильное
физическое
воспитание
детей,
хорошее
здоровье каждого ребенка можно только при условии четко организованного
медико-педагогического контроля за физическим развитием и состоянием
здоровья и планирования всей оздоровительной и воспитательной работы с
детьми.
Поэтому
перед
детским
садом
встала
задача
наладить
взаимодействие
педагогического,
медицинского
персонала
и
родителей
в
вопросе
оздоровительно
–
воспитательной
работы,
и
формирование
привычки к здоровому образу жизни. С 2012 учебного года я начала работу
по оздоровлению детей через внедрение в воспитательно – образовательный
процесс здоровьесберегающих технологий и альтернативных занятий.
Данная работа проводится по трем основным направлениям:
1.
Социально-психологическое,
направленное
на
формирование
потребности к освоению ценностей физической культуры.
2.
Интеллектуальное,
предполагающее
получение
комплекса
теоретических и практических знаний. Дети получают знания по валеологии
в
доступной
форме.
С
этой
целью
использую
интеграцию
современных
программ по физическому воспитанию дошкольников, новинки методической
литературы, а также проектный метод обучения.
3. Двигательное – развитие физических качеств, двигательных умений
и навыков, а также использование физического потенциала.
Таким образом, физическое развитие и здоровье в одинаковой степени
должны быть нацелены и на телесное (физическое) и на нервно-психическое
развитие ребенка.
СИСТЕМА ФИЗКУЛЬТУРНО – ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Система физкультурно-оздоровительной работы строится с детьми на
использовании в работе традиционных и нетрадиционных форм работы.
Одним
из
основных
факторов
оздоровления
детей
является
двигательная
активность.
Мышечная
деятельность,
как
важный
фактор
саморегуляции
организма
приводит
к
весьма
значительным
изменениям
состояния ребенка.
На
основе
диагностических
данных
была
составлена
комплексная
система оздоровления детей по всем возрастным группам, куда органично
вошла
как
оздоровительная
и
лечебно-профилактическая,
так
и
воспитательно-образовательная работа.
Всю
работу
по
развитию
основных
движений
и
физической
подготовленности
строю
с
учетом
диагностических
данных,
которые
позволяют определить первоочередные задачи и перспективы на будущее.
Анализ
обследования
основных
видов
движений
детей
в
начале
учебного
года
позволяет
правильно
определять
задачи
обучения
на
предстоящий год.
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД
Нельзя забывать о необходимости контроля за физическим состоянием
детей.
Поэтому
на
утренних
гимнастиках
и
физкультурных
занятиях,
я
учитываю
и
осуществляю
индивидуальный
подход
к
детям,
у
которых
двигательная нагрузка ограничена состоянием или группой здоровья; а также
к детям, вновь поступившим или физически несколько ослабленным после
болезни.
Следует помнить, что дети не способны сами контролировать свое
состояние и ответственность за их здоровье лежит на педагоге, и следует
обращать особое внимание на признаки физического неблагополучия, при
появлении которых необходимо снизить нагрузку или даже прекратить на
время занятие.
С
детьми,
отстающими
в
физическом
развитии,
провожу
индивидуальную
коррекционную
работу:
выполняем
упражнения
для
укрепления
всех
групп
мышц
с
использованием
тренажеров,
некоторые
основные виды движений с учетом их возможностей и состоянием здоровья,
но не снижая требований к качеству выполнения движений.
НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ
Физическая
культура
–
это
часть
системы
физкультурно-
оздоровительного
комплекса,
основная
ее
форма
–
физкультурные
занятия. Однако
по стоянно е
использование
т о л ь ко традиционной
структуры зачастую ведет
к
снижению
интереса
детей
к
занятиям
и,
как
следствие,
к
снижению
их
результативности. Выход
из
этой
ситуации
–
использование
вариативных
и
нетрадиционных
физкультурные
занятий
в
ДОУ.
Нетрадиционные
подходы
к
построению
и
содержанию
занятий,
позволяют
постоянно
п о д д е р ж и в а т ь
и н т е р е с
н и м
д е т е й,
индивидуализировать подход к каждому ребенку, разумно распределять
нагрузку
,
учитывая
уровень
двигательной
активности
и
поло-ролевой
принцип
подбора
движений. Оздоровительный
эффект,
достигаемый
при
проведении
нетрадиционных
форм,
тесно
связан
с
положительными
эмоциями детей, благотворно влияющими на психику ребенка.
В отличие от традиционного подхода (где главная функция педагога –
непосредственная
организация
деятельности
детей,
передача
им
в
деятельности своего взрослого опыта), личностно ориентированная модель
отводит
педагогу
иную
роль,
заключающуюся
в организации
такой
образовательной
среды,
которая
обе спечит возможность
реализации
индивидуальных
интересов,
потребностей
и
способностей,
то
е с т ь
самостоятельной деятельности и эффективного накопления ребенком своего
личного
опыта.
Активная
двигательная
деятельность
помимо
положительного
воздействия
на
здоровье
и
физическое
развитие
обеспечивает
психоэмоциональный
комфорт
ребенка,
формирует
навыки
поведения в обществе.
На данный момент существует множество нетрадиционных методик,
которые
обеспечивают
формирование
прочного,
устойчивого
интереса
к
ф и з к у л ь т у р е
у
д е т е й,
п о т р е б н о с т ь
з а н и м а т ь с я
е ю. Не
традиционность предполагает отличие от классической структуры занятия за
счет
использования
новых
способов
организации
детей,
нестандартного
оборудования, внесения
некоторых
изменений
в
традиционную
форму
построения занятия, оставив неизменным главное:
-
на
каждом
занятии
должны
реализовываться
задачи
обучения,
воспитания и развития ребёнка;
-
обучение
основным
движениям
должно
осуществляться
по
трем
этапам: обучение, закрепление, совершенствование;
-
содержание
и
методика
проведения
должны
способствовать
достижению
тренирующего
эффекта,
достаточной
моторной
плотности
и
развитию физических качеств.
Формы нетрадиционной физкультурно-оздоровительной
работы с детьми
Дыхательная гимнастика
Среди
методов
физического
воспитания,
имеющих
хорошее
оздоровительное
значение,
в
ДОУ
в
настоящее
время
все
большее
распространение получает дыхательная гимнастика.
Патологические
изменения,
возникающие
при
про студных
заболеваниях, ослабляют дыхательную мускулатуру, что ведет к ухудшению
легочной вентиляции. Воздействуя физическими методами, восстанавливаем
расстроенные
функции
дыхания,
предупреждаем
развитие
и
устраняем
имеющиеся
изменения
в
бронхолегочной
системе,
следствием
которых
бывают явления кислородной недостаточности. Поэтому большое внимание
уделяю использованию на занятиях элементов дыхательных гимнастик, что
способствует развитию дыхательной мускулатуры, увеличению подвижности
грудной клетки и диафрагмы, улучшению кровообращения в легких.
Регулярные
занятия
физическими
упражнениями
повышают
силу
межреберных дыхательных мышц и диафрагмы, и тем самым повышают
дыхательный
объем
легких.
Кроме
того,
в
упражнениях
заложены
дополнительные резервы тренировки дыхания и внимания.
Задачи такой гимнастики состоят в следующем:
-учить детей прислушиваться к своему дыханию;
-учить детей расслаблять и восстанавливать организм после физической
нагрузки и эмоционального возбуждения;
-учить
детей
укреплять
мышцы
дыхательной
системы,
носоглотки
и
дыхательных
путей.
Психомышечная тренировка
Почти
все
новые
программы
по
физическому
воспитанию
дошкольников
включают
в
физкультурно-оздоровительную
работу
психопрофилактические
мероприятия,
в
том
числе
и
обучение
психорегуляции.
В основе психомышечной тренировки лежит мышечная релаксация –
расслабление
мышц.
С
помощью
определенных
приемов
(контраст
напряжения и расслабления мышц, контролируемое дыхание и использование
самовнушения) дети учатся произвольно расслаблять мышцы. У них часто
изменен
тонус
мышц,
поэтому
включение
упражнений
на
активное
расслабление и напряжение мышц необходимо, особенно в сочетании со
стихами, или спокойной музыкой, звуками природы и т.д.
Самомассаж. Су-Джок терапия.
Использование средств физической культуры в оздоровительных целях
формирует у детей жизненно важные двигательные умения и навыки, а также
знания
в
области
гигиены,
медицины
и
физической
культуры,
способствующие укреплению их здоровья.
Самомассаж
является
важным
средством
физической
культуры,
он
способствует расширению капилляров кожи, ускоряет циркуляцию крови,
усиливает функции желез, что положительно влияет на обмен веществ.
Хорошим помощником в развитии мелкой моторики являются шарики –
массажёры с кольцами внутри Су Джок. Его можно катать по пальцам, по
ладошке, от подушечек пальцев до локтя. Прокатывая шарик, дети массируют
мышцы рук, что активизирует мозг, способствует развитию речи, внимания,
памяти и мелкой моторики рук.
В каждом шарике есть «волшебное» колечко. Кольцо нужно надеть на
палец и провести массаж каждого пальца. Это оказывает оздоравливающее
воздействие на весь организм. Особенно важно воздействовать на большой
палец, отвечающий за голову человека.
В своей работе во время фронтальных и индивидуальных занятиях я
применяю
Су-Джок
терапию.
Дети
любят
играть
с
колючим
шариком
и
колечком,
выполняя
самомассаж
с
помощью
шарика
Су-Джок
в
сопровождении легко запоминающихся стихов. (Приложение № 1)
Занятия
по
развитию
мелкой
моторики
необходимо
проводить
систематически по 2-5 минут ежедневно.
Фитбол – гимнастика
Фитбол – гимнастика – гимнастика на больших гимнастических мячах.
У п р а ж н е н и я
с
н а д у в н ы м и
м я ч а м и
я в л я ю т с я
элементом аэробики. Фитбол
(fit
–
оздоровление, b a l l
–
м я ч)
-
швейцарский
чудо
мяч
великолепно
решает
оздоровительные
задачи,
формирует осанку и отлично поднимает настроение. Различные упражнения
выполняются лежа или сидя на пружинящем мяче. Большие, яркие мячи
вызывают огромное желание заниматься, проявить усердие в выполнении
упражнений.
По структуре фитбол – гимнастика напоминает классические занятия
по
физическому
воспитанию
со
строгой
трёхчастной
формой,
где
есть:
вводная
часть,
в
задачи
которой
входит
развитие
всех
видов
внимания,
восприятия и памяти, ориентировки в пространстве на материале основных
движений;
основная
часть
–
освоение
общеразвивающих
упражнений;
заключительная – подвижная игра и релаксация.
Степ – гимнастика
С
помощью
степ-гимнастики
можно
сформировать
гармонично
развитое тело, прямую осанку и выработать у детей выразительные, плавные,
точные движения. Но самый главный результат занятий степ-гимнастикой -
укрепление нервной, дыхательной, мышечной, сердечно-сосудистой систем,
так как нормализуется артериальное давление, деятельность вестибулярного
аппарата.
Оптимальное время для проведения занятий степ-гимнастикой - утро.
Это придает детскому организму бодрости на весь день и повышает общий
тонус.
Д л я
т о г о
ч т о б ы
з а н я т и я
п р о х о д и л и более
интере сно,
важно использовать музыкальное сопровождение.
Степ-гимнастика - это не просто сочетание разнообразных движений,
но красивый спортивный танец, который приносит пользу здоровью детей и
улучшает их настроение. (Приложение № 2)
Эвритмическая гимнастика
Эвритмическая
гимнастика
-
вид
оздоровительно
развивающей
гимнастики,
основанной
на
ритмических
закономерностях
речи,
музыки,
общеразвивающих упражнений, базовых шагов и элементов аэробики.
Основные задачи, решаемые на занятиях по эвритмической гимнастике:
формирование и коррекция осанки, чувства темпа и ритма движений,
внимания, пространственной ориентации;
развитие двигательных качеств: силы, выносливости, быстроты,
гибкости, ловкости;
коррекция координации движений рук (пальчиковая гимнастика,
включение в общеразвивающие упражнения мелких движений рук) и ног;
улучшение психического состояния (снижение тревожности, агрессии,
эмоционального и мышечного напряжения, совершенствование внимания,
воображения);
расширение эмоционального опыта, развитие навыков взаимодействия
друг с другом;
формирование творческого начала («ритмическое фантазирование» на
заданные и произвольные темы), создающего атмосферу радости и
стимулирующего развитие созидательных способностей.
Развивающие занятия «Театра физического воспитания»
Программа
Н.
Н.
Ефименко
«Театр
физического
развития
и
оздоровления
детей
дошкольного
и
младшего
школьного
возраста»
заинтересовала своей неординарностью по методике и структуре проведения
занятий. Поэтапное внедрение элементов данной программы дало следующие
результаты: занятия стали как бы спектаклями, дарящими детям радость и
приносящими
пользу
их
физическому,
интеллектуальному
развитию,
формированию межличностных отношений.
«Театр физического воспитания дошкольников» - это новый подход к
физическому воспитанию, предполагающий использование новой методики
физического развития детей.
Театр
–
это
игровая
по
форме,
новая
система
физического
оздоровления,
коррекции,
профилактики
и
творческого
самовыражения
детей.
Каждое
учебное
занятие,
согласно
программе
«Театр
физического
воспитания дошкольников», представляет собой ситуационную мини – игру
(СМИ), в которой дети вступают в этап ролевой или «подражательной»,
имитационной
игры,
выступая
то
в
ролях
животных,
то
в
роли
птиц,
насекомых или сказочных героев. Во время занятий регулярно используются
картинки – схемы, музыка.
На таких занятиях дети не замечают, что это занятие по физической
культуре, и являются полноправными участниками сказочного театрального
действия.
Совместные физкультурные занятия родителей с детьми.
Основная
цель
таких
занятий
-
помочь родителям
и
детям
ощутить радость от совместной двигательной деятельности; родителям
-
установить
эмоционально-двигательный
контакт
с
детьми,
способствовать развитию межличностного общения ребенка с взрослым.
Чтобы
занятия
были
интересными
и
увлекательными,
следует
использовать
сюжетные,
интегрированные
и
игровые
формы
совместных
физкультурных
занятий.
В
основе
сюжетных
занятий
лежат
совместные
движения
детей
и
взрослых,
органично
сочетаемые
с
развитием
сюжета. Содержание интегрированных занятий позволяет ребенку вместе с
родителем преодолевать трудности, решать проблемные ситуации.
Эффективность занятий зависит не только от формы и содержания, но и
от рациональной организации детей и взрослых. Большую часть времени
ребенок выполняет задания вместе с взрослым; при этом каждый из них
выступает для собственного ребенка в роли партнера, помощника, тренера.
Таким образом, в работе с родителями решаются следующие задачи:
повысить
их
ответственность
за
воспитание
ребенка,
пробудить
у
них
интерес и желание заниматься с ним, вызывать желание сотрудничать с
детским садом.
Корригирующая гимнастика
О с о бу ю
р ол ь
в
ф и з и ч е с ком
в о с п и т а н и и
д е т е й
и г р а ю т
общеразвивающие
и
корригирующие
упражнения.
Они
помогают
избирательно
воздействовать
на
организм
ребенка
и
могут
быть
использованы для профилактики и исправления тех или иных отклонений в
развитии моторики и деформаций опорно-двигательного аппарата.
Цель корригирующей гимнастики – формирование и укрепление сводов
стоп.
Задачи корригирующей гимнастики:
-развитие основных функций стоп;
-обучение правильной постановке стоп при ходьбе;
-повышение тонуса мышц стоп;
-увеличение подвижности в суставах стоп;
-улучшение кровообращения стоп;
-улучшение координации движений.
В начале года медицинскими работниками проводится обследование
детей после чего я формирую группы для профилактики и предупреждения
плоскостопия.
В
конце
года
проводится
аналогичное
обследование,
для
определения динамики по укреплению свода стопы и можно сделать выводы
о проделанной работе за год.
Таким образом, использование в физкультурно-оздоровительной работе
детского сада нетрадиционных форм работы, закаливания и ряда других не
медикаментозных
средств
оздоровления
дает свои
положительные
результаты.
1.
Анализ показателей заболеваемости дошкольников позволил отметить
тенденцию к её снижению; это связано не только с возрастом детей,
но и с оздоровительной работой.
2.
Повысилась посещаемость.
3.
Снизилась простудная заболеваемость.
4.
Дети легко идут на контакт, они жизнерадостны и подвижны.
Результаты представленного опыта позволяют сделать заключение об
эффективности проделанной работы по внедрению новых подходов, форм,
методов
и
принципов
построения
воспитательно-образовательной
и
физкультурно –оздоровительной работы в детском саду.
Процесс
улучшения
общественных
отношений
бесконечен.
Во
все
времена
существуют
свои
трудности
и
сложности
и
сколько
бы
мы
ни
говорили о том, что надо изменить условия жизни детей, главное здесь не
только это – важно, чтобы люди задумывались над своим поведением.
Развитие ребенка зависит не только от хорошей биологической основы,
но и от окружающей среды, в которой растет ребенок, от способа и уровня
удовлетворения
потребностей
ребенка.
От
воспитания,
физического
и
нравственного развития ребенка во многом зависит вся его последующая
жизнь.
«Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его
крепким и здоровым»
Жан Жак Руссо
Список используемой литературы:
1.
Голицына Н.С. Нетрадиционные занятия физкультурой в
образовательном учреждении. Москва – Скрипторий 2006 г.
2.
Голомидова С.Е. Физкультура, нестандартные занятия. Волгоград
издательско-торговый дом «Корифей» 2005 г.
3.
Ефименко Н.Е. Театр физического развития и оздоровления детей
дошкольного и младшего школьного возраста. М., 1999.
4.
Чупаха И.В. Программа «Здоровый ребёнок» в рамках реализации
программы «Здоровьесберегающие технологии» / Научно –
практический сборник инновационного опыта. Ставрополь «Народное
образование» 2003 г.
5.
Физкультура – это радость. Библиотека программы “Детство” / Под
редакцией Л.Н.Сивачёва – Детство – Пресс, Санкт – Петербург 2003 г.
6.
Козырева О.В. Лечебная физкультура М.- Просвещение. 2003 г.
7.
Здоровьесберегающие технологии в образовании. Козина О.Б. “Весёлая
физкультура для детей и их родителей”. Ярославль -Академия развития.
2005 г.
8.
Утробина К.К. Занимательная физкультура для дошкольников. Москва
– Гном Д 2003 г.
Одной из главных задач ДОУ (ФГОС ДО пункт 1.6.) является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия. Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка - это основа формирования личности.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МКДОУ Владимирский детский сад «Ручеек»
Подготовила
Старший воспитатель:
Гусева Н.В.
2017
Цель : расширение знаний педагогов с учетом современных требований и социальных изменений по формированию основ физического воспитания и здорового образа жизни.
Задачи:
1.Проанализировать эффективность используемых форм и методов организации физкультурной и оздоровительной работы в ДОУ.
2. Расширить знания педагогов с учетом современных требований и социальных изменений по формированию основ физического воспитания и здорового образа жизни.
3. Поиск эффективных форм, использование инновационных подходов и новых технологий при организации физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ.
Ход выступления:
1 слайд: "Физкультурно - оздоровительная работа в ДОУ в условиях реализации ФГОС"
2 слайд : «Результатом нашей работы должна стать осознанная молодым поколением необходимость в здоровом образе жизни, в занятиях физической культурой и спортом. Каждый молодой человек должен осознать, что здоровый образ жизни – это успех, его личный успех» Владимир Путин
3 слайд : Одной из главных задач ДОУ (ФГОС ДО пункт 1.6.) , в соответствии федеральным государственным образовательным стандартом, является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия . Полноценное физическое развитие и здоровье ребёнка – это основа формирования личности.
В связи с этим, физкультурно-оздоровительная работа в детском саду имеет большое значение, как для укрепления здоровья, так и для формирования двигательных умений и навыков, являющихся значимыми компонентами в познавательном и эмоциональном развитии воспитанников.
4 слайд : СанПиН 2.4.1.3049-13
Раздел ХII. Требования к организации физического воспитания.
12.1. Физическое воспитание детей должно быть направлено на улучшение здоровья и физического развития, расширение функциональных возможностей детского организма, формирование двигательных навыков и двигательных навыков и двигательных качеств.
12.2. Двигательный режим, физические упражнения и закаливающие мероприятия следует осуществлять с учетом здоровья, возраста детей и времени года.
5 слайд : Рекомендуется использовать формы двигательной активности: утреннюю гимнастику, занятия физической культурой в помещении и на воздухе, физкультурные минутки, подвижные игры, спортивные упражнения, ритмическую гимнастику, занятия на тренажерах, плавание и другие.
6 слайд. 12.6. Закаливание детей включает комплекс мероприятий: широкая аэрация помещений, правильно организованная прогулка, физические упражнения, проводимые в легкой спортивной одежде в помещении и на открытом воздухе, умывание прохладной водой и другие водные, воздушные и солнечные процедуры.
Принципы:
Постепенность;
Систематичность;
Комплексность;
Учет индивидуальных особенностей.
7 слайд. Программа «От рождения до школы». ФГОС представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию. Вместо двух образовательных областей «Физическая культура» и «Здоровье», которые предусматривали ФГТ, в содержании Стандарта представлена образовательная область «Физическое развитие». Важно отметить, что в Стандарте понятие «здоровье» дается более конкретно: психическое и физическое, добавляется новое понятие «Эмоциональное благополучие», акцентируется внимание на формировании общей культуры личности, ценностей здорового образа жизни.
Во ФГОС задачи образовательной области «Физическое развитие» решаются в нескольких направлениях :
- приобретение опыта двигательной деятельности;
- становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере;
- становление ценностей здорового образа жизни, овладение его нормами и правилами;
- формирование начальных представлений о некоторых видах спорта (новый подраздел), овладение подвижными играми с правилами.
8 слайд. Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ
В дошкольной организации необходимо проводить постоянную работу по укреплению здоровья детей, закаливанию организма и совершенствованию его функций.
Следует осуществлять комплекс закаливающих процедур с использованием природных факторов: воздуха, солнца, воды, с учетом состояния здоровья детей и местных условий. В помещении следует обеспечивать оптимальный температурный режим, регулярное проветривание
Важно обеспечивать оптимальный двигательный режим - рациональное сочетание различных видов занятий и форм двигательной активности, в котором общая продолжительность двигательной активности составляет не менее 60 % от всего времени бодрствования.
9 слайд: Рассмотрим более подробно.
ООД «Физическая культура»
Физическая культура – это часть системы физкультурно-оздоровительного комплекса – физкультурные занятия для систематического обучения детей физическим упражнениям. Но основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является – игра, поэтому мы используем:
В младшем дошкольном возрасте - совместную деятельность взрослого и детей преимущественно игрового и интегративного характера,
в среднем – добавляем совместную деятельность взрослого и детей тематического характера.
До 5 лет все задачи образовательной области «Физическая культура» решаются в партнерской и самостоятельной деятельности детей через адекватные возрасту формы работы, такие как игра (подвижная, дидактическая, сюжетно-ролевая и др.), игровая беседа с элементами движений, наблюдения, решение проблемных ситуаций и др.
В старшем дошкольном возрасте решаются задачи образовательной области «Физическое развитие» через совместную деятельность взрослого и детей преимущественно тематического, тренировочно-игрового и интегративного характера, контрольно-диагностическую и проектную деятельность. Проведение традиционных физкультурных занятий допустимо только со старшими дошкольниками с целью обеспечения преемственности между детским садом и школой.
На занятиях нужно поддерживать интерес детей к физическим упражнениям , индивидуализировать подход к каждому ребенку, разумно распределять нагрузку.
10 слайд: Самостоятельная двигательная деятельность
В соответствии с ФГОС ДО в приоритете активность самого ребенка. Следует поощрять участие детей в совместных подвижных играх и физических упражнениях на прогулке. Развивать инициативу детей в организации самостоятельных подвижных и спортивных игр и упражнений, поощрять самостоятельное использование детьми имеющегося физкультурного и спортивно-игрового оборудования.
11 слайд. Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ в режиме дня.
Можно добавить и самомассаж, дыхательную гимнастику, гимнастику для глаз, для профилактики плоскостопия и др.
12 слайд: Утренняя гимнастика
Ежедневно следует проводить с детьми утреннюю гимнастику. Это обязательная часть ежедневного режима ребенка. Значение утренней гимнастики многообразно: она повышает жизнерадостность организма, растормаживает нервную систему, вызывает положительные эмоции.
13 слайд: Воспитание культурно-гигиенических навыков.
Культурно-гигиенические навыки – важная составная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержания в чистоте лица, рук, тела, одежды, обуви продиктованная не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. В целях закаливания приучать детей находиться в помещении в облегченной одежде, гигиеническим процедурам и др.
14 слайд: Физкультминутки:
В процессе образовательной деятельности, требующей высокой умственной нагрузки, и в середине времени, отведенного на образовательную деятельность, рекомендуется проводить физкультминутку. Физкультминутки – кратковременные физические упражнения длительностью 1-3 минуты.
Музыкотерапия: Использование музыкального сопровождения по изобразительной деятельности
15. 16 слайд: Прогулка
Необходимо обеспечивать пребывание детей на воздухе в соответствии с режимом дня. (3 – 4 часа в день) Особое внимание уделяется двигательной активности детей на свежем воздухе в различных формах:
Физкультурные занятия (1 раз в неделю для детей 5-7 лет),
Спортивные упражнения;
Подвижные игры.
Дети получают большую возможность проявить активность, самостоятельность и инициативу в действиях.
17,18 слайд: Гимнастика после сна:
Проводим гимнастику после дневного сна – «гимнастику пробуждения», цель которой – поднять настроение и мышечный тонус детей. В гимнастику после дневного сна включаем щадящие элементы закаливания, не имеющие противопоказания или ограничения (воздушные ванны, ходьба по массажным дорожкам), а также и другие оздоровительные процедуры: дыхательная, пальчиковая гимнастика, профилактика и коррекция нарушений осанки и плоскостопия. На каждой возрастной группе должны быть картотеки, которые способствуют вариативной творческой работе педагогов.
19.слайд. Подвижные и спортивные игры;
Игры малой и средней активности служат дополнением к двигательной нагрузке оздоровительного комплекса, вносят разнообразие и доставляют детям радость и удовольствие.
20 слайд: Индивидуальная работа по развитию движений.
При проведении закаливающих мероприятий нужно осуществлять дифференцированный подход к детям, учитывая их индивидуальные возможности.
Нельзя забывать о необходимости контроля за физическим состоянием детей. Поэтому на утренних гимнастиках и физкультурных занятиях учитывается и осуществляется индивидуальный подход к детям, у которых двигательная нагрузка ограничена состоянием или группой здоровья; а также к детям, вновь поступившим или физически несколько ослабленным после болезни. С детьми, отстающими в физическом развитии, проводится индивидуальная коррекционная работа: выполняются упражнения для укрепления всех групп мышц с использованием тренажеров, некоторые основные виды движений с учетом их возможностей и состоянием здоровья, но не снижая требований к качеству выполнения движений .
21 слайд: Активный отдых
Физкультурный досуг; физкультурный праздник; игры-соревнования; день Здоровья. Физкультурный праздник или досуг является радостным событием в жизни детей. Он позволяет продемонстрировать здоровый образ жизни, который ведут дети, их достижения в формировании двигательных навыков и психофизических качеств.
22 слайд:
Детство – уникальный период в жизни человека, в процессе которого закладывается фундамент здоровья: происходит созревание и совершенствование жизненных систем и функций организма, развиваются его адаптационные возможности, повышается его устойчивость к внешним воздействиям, формируется осанка, приобретаются физические качества, привычки, вырабатываются волевые черты характера, без которых невозможен здоровый образ жизни. Всё, что приобретено ребёнком в детстве, сохраняется потом на всю жизнь