Творчество — особый вид деятельности,
оно в самом себе несет удовлетворение.
Художественный ручной труд – это творческая работа ребенка с различными материалами, в процессе которой он создает полезные и эстетичные значимые предметы и изделия для украшения быта (игр, труда и отдыха). Такой труд является декоративной, художественно –прикладной деятельностью ребенка, поскольку при создании красивых предметов он учитывает эстетичные качества материалов на основе имеющихся представлений, знаний, практического опыта, приобретенных в процессе трудовой деятельности и на художественных занятиях в детском саду.
Окружающие ребенка взрослые должны не только формировать и совершенствовать его трудовые навыки, но и постепенно расширять содержание трудовой деятельности малыша, добиваясь осознанности и целенаправленности мотивов труда. Поэтому появилось необходимость обучения детей художественному труду индивидуально, то есть создание кружка «Оч.Умелые ручки».
В работе кружка необходимые задачи для занятий детей конструированию из бумаги, природного и бросового материала, ткани, бумаги, круп. Поощрять интерес изобразительной деятельности; обращать внимание на образную выразительность разных объектов в искусстве природном и бытовом окружении (вещи, созданные руками народных умельцев, архитектурные сооружения); учить замечать общие очертания и отдельные детали, контур, колорит, узор. Знакомить с цветовой гаммой, с вариантами композиций и разным расположением изображения на листе бумаги. Создавать условия для самостоятельного художественного творчества.
Еще одна из главных задач, поставленная мною, это развитие мелкой моторики. Так как развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем, так как слабость и неловкость движения пальцев и кистей рук являются факторами, затрудняющими овладение простейшими, необходимыми в жизни умениями и навыками самообслуживания. Кроме того, развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышлением ребёнка. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей готовности к школьному обучению. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него развиты память, внимание, связная речь.
Занятия в кружке заинтересовывают и увлекают ребят своей необычностью, возможностью применять выдумку, фантазию, осуществлять поиск разных приемов и способов действий, творчески общаться друг с другом, Ребята овладевают умением многократно подбирать и комбинировать материалы, целесообразно его использовать, учатся постигать технику, секреты народных мастеров. А это в конечном итоге способствует художественно-творческому развитию дошкольников, формированию желания заниматься интересным и полезным трудом.
Темы моих занятий совпадали с лексическими темами детского сада. Для занятий в кружке использовались различные материалы: вата, крупы, поролон, СД диски, ватные диски, салфетки и т.д.
Кружок рассчитан для детей от 4 до 7 лет.
Цель:
Создать благоприятные условия для развития у детей творческих способностей
Помочь ребёнку ощутить себя мастером и творцом.
Задачи кружка:
1. Развить художественно-творческие способности дошкольников посредством изобразительной деятельности;
2. Развивать познавательные, конструктивные, творческие и художественные способности в процессе создания образов, используя различные материалы и техники.
3. Развитие детского, сплоченного коллектива через воспитание трудолюбия, усидчивости, терпеливости, взаимопомощи, взаимовыручки.
4. Развивать у детей мелкую моторику пальцев рук, воображение, творческое мышление, координацию движений, глазомер.
5. Приучить к терпению и упорству.
Средняя группа.
Октябрь
1 неделя: Тема: «Овощи».
Цель:
Материал:
Пластилин, картон с трафаретом.
Цель:
Учить правилам безопасной работы с клеем, крупами. Развивать композиционные умения. Воспитывать желание делать поделки.
Материал:
Картон с трафаретом, клей, кисточка, салфетка бумажная.
3 неделя: Тема: «Грибок».
Цель:
Учить детей работать с крупами и клеем. Планировать ход выполнения работы. Учить располагать изображение на всем листе. Развивать мелкую моторику. Воспитывать интерес к занятию.
Материал:
картон, трафарет, клей, кисть, крупа.
4 неделя: Тема: «Листопад».
Цель:
Учить детей работать с бумажными салфетками разного цвета(желтая, зеленая, оранжевая, красная). Учить получать удовольствие при работе с таким материалом. Развивать мелкую моторику. Развивать эстетическое восприятие. Воспитывать усидчивость, терпение, аккуратность в работе.
Материал:
Картон с трафаретом, клей, кисточка, салфетки.
Ноябрь
1 неделя: Тема: «Овечка».
Цель:
Материал:
картон, трафарет, клей, кисть, вата.
2 неделя: Тема: «Цыпленок».
Цель:
Учить сооружать не сложные поделки. Учить пользоваться разными материалами. Формировать самостоятельность, развивать чувство уверенности в своих силах. Воспитывать самостоятельность.
Материал:
бумага, трафарет птички, пшено, вата, клей ПВА, кисть.
3 неделя: Тема: «Ёж».
Цель:
Учить правилам безопасной работы с клеем, семечками. Развивать композиционные умения. Воспитывать желание делать подарки своим близким.
Материал:
Картон с трафаретом, клей, кисточка, семечки.
4 неделя: Тема: «Лес».
Коллективная работа.
Цель:
Учить правилам безопасной работы с клеем, салфетками. Развивать композиционные умения. Воспитывать желание делать подарки своим близким.
Материал: Картон с трафаретом, салфетки, кисточка, крупы.
Декабрь
1 неделя: Тема: «Снежинка».
Цель:
Учить детей работать с разным материалом. Учить правилам безопасности работы с клеем, крупой. Учить планировать свою работу. Развивать мелкую моторику, усидчивость. Воспитывать желание доводить начатое дело до конца.
Материал:
макароны, картон, трафарет, клей, кисть.
2 неделя: Тема: «Свитер».
Цель:
Материал:
картон, трафарет, клей, кисть, крупы.
3 неделя: Тема: «Шапка».
Цель:
Учить детей работать с ватой и клеем. Планировать ход выполнения работы. Учить располагать изображение на всем листе. Развивать мелкую моторику. Воспитывать интерес к занятию.
Материал:
4 неделя:
Тема: «Лошадка».
Цель:
Учить детей работать с ватой и клеем. Планировать ход выполнения работы. Учить располагать изображение на всем листе. Развивать мелкую моторику. Воспитывать интерес к занятию.
Материал:
картон, трафарет, клей, кисть, ватные шарики.
Январь
2 неделя: Тема: «Птичка на кормушке».
Цель:
Учить правилам безопасной работы с клеем, крупами. Развивать композиционные умения. Воспитывать желание делать подарки своим близким.
Материал:
Картон с трафаретом, клей, кисточка, крупы.
3 неделя: Тема: «Тарелочка»
Цель:
Материал:
трафарет тарелки, клей ПВА, кисть, крупы, семена.
4 неделя: Тема: «Печенье».
Цель:
Учить детей работать с соленым тестом. Учить получать удовольствие при работе с таким материалом. Развивать мелкую моторику. Развивать эстетическое восприятие. Воспитывать усидчивость, терпение, аккуратность в работе.
Материал:
Соленое тесто.
Февраль
1 неделя: Тема: «Диван».
Цель:
Учить правилам безопасной работы с клеем, картоном. Развивать композиционные умения. Воспитывать желание делать подарки своим близким.
Материал:
Картон, клей, кисточка.
2 неделя: Тема: «Машина».
Цель:
Учить передавать образ, соблюдая относительную величину. Развивать образное, эстетическое восприятие. Воспитывать самостоятельность.
Материал:
спичечные коробки, клей ПВА, кисть.
3 неделя: Тема: «Кубок для папы».
Цель:
Учить детей работать с разным материалом. Учить сооружать не сложные поделки. Развивать композиционные умения. Воспитывать умение доводить начатое дело до конца.
Материал:
картон-трафарет, клей ПВА, семена, крупы.
4 неделя: Тема: «Дом».
Цель:
Учить детей работать с коробками из- под туалетной воды, цветной бумаги, клея.
Материал:
картон, клей, кисть, цветная бумага, коробками из- под туалетной воды.
Март
Цель:
Учить детей работать с бумажной салфеткой и клеем. Планировать ход выполнения работы. Учить располагать изображение на всем листе. Развивать мелкую моторику. Воспитывать интерес к занятию.
Материал:
картон, трафарет, клей, кисть, бумажная салфетка, одноразовая тарелка.
2 неделя: Тема: «Корзиночка».
Цель:
Учить планировать ход выполнения работы. Развивать композиционные умения, восприятия цвета. Формировать самостоятельность, чувство уверенности в своих силах.
Материал:
бутылка из – под лимонада, ножницы.
3 неделя: Тема: «Жираф».
Цель:
Учить детей работать с крупой и клеем. Планировать ход выполнения работы. Учить располагать изображение на всем листе. Развивать мелкую моторику. Воспитывать интерес к занятию.
Материал:
картон, трафарет, клей, кисть, пшено.
4 неделя: Тема: «Подснежник».
Цель:
Учить правилам безопасной работы с клеем, бумагой. Развивать композиционные умения. Воспитывать желание делать подарки своим близким.
Материал:
Бумага для квиллинга, клей, кисточка.
Апрель
1 неделя: Тема: Коллективная работа. «Перелетные птицы»
Цель:
Учить детей работать с ватой и клеем, крупой. Работать коллективно. Планировать ход выполнения работы. Учить располагать изображение на всем листе. Развивать мелкую моторику. Воспитывать интерес к занятию.
Материал:
картон, трафарет, клей, кисть, ватные диски, крупы.
2 неделя: Тема: «Космос»
Цель:
Учить планировать свою работу. Развивать ручную умелость. Воспитывать самостоятельность.
Материал:
Цветная бумага, картон, крупы, клей ПВА, ножницы, кисть.
3 неделя: Тема: «Рыбки».
Цель:
Материал:
крышечка из-под йогурта, пластилин, семена, крупы, зубочистка, ножницы.
4 неделя: Тема: «Цветы»
Цель:
Материал:
Май
1 неделя: Тема: «Бабочка»
Цель:
Материал:
2 неделя: Тема: «Открытка для ветеранов»
Цель:
Материал:
3 неделя: Тема: «Лето».
Цель:
Учить сооружать не сложные поделки. Развивать инициативу. Воспитывать самостоятельность, активность.
Материал:
цветная бумага, салфетки, крупы, клей, кисть.
4 неделя: Диагностика. Выставка работ.
Старшая группа.
Октябрь
1 неделя: Тема: «Наш веселый огород, что здесь только не растет…».
Задачи:
Формировать умение работать с гофрокартоном, складывая основные элементы и преобразовывая их в различные поделки. Учить планировать свою работу. Развивать ручную умелость, воображение, творческие навыки. Развивать речь. Воспитывать самостоятельность.
Материал:
Разноцветный картон (1/2 листа формата А4) для каждого ребенка. Полоски гофрокартона зеленого и оранжевого цветов шириной 1 см. Гофрированная бумага зеленого цвета. Клей ПВА, кисти, клеенка.
2 неделя: Тема: «Фруктовый сад».
Задачи:
Формировать умение изготавливать поделки из гофрокартона. Закрепить технику работы с гофрокартоном. Развивать воображение, мелкую моторику.
Материал:
Разноцветный картон (1/2 листа формата А4) для каждого ребенка. Полоски гофрокартона зеленого и вишневого цветов шириной 1 см. Гофрированная бумага зеленого цвета. Клей ПВА, кисти, клеенка.
Тема: «Корзина грибов».
Задачи:
Формировать умение изготавливать поделки из гофрокартона. Закреплять умение выполнять работу аккуратно. Развивать мелкую моторику. Воспитывать эстетическое восприятие, интерес к занятию.
Материал:
Готовое изображение плетеной корзинки. Полоски гофрокартона длиной 20-30 см белого цвета для ножек грибов, полоски коричневого и оранжевого цветов длиной 10-15 см. Клей ПВА, кисти, клеенка.
Тема: «Золотая осень».
Задачи:
Продолжать учить детей использовать в работе гофрокартон. Формировать умение создавать сюжетные композиции, используя различные материалы. Развивать мелкую моторику. Развивать эстетическое восприятие. Воспитывать усидчивость, терпение, аккуратность в работе.
Материал:
Тонированный лист бумаги формата А3, полоски.
Ноябрь
Тема: «Флаг России».
Задачи:
Формировать у детей умение работать с салфетками и клеем. Закрепить цвета флага России. Планировать ход выполнения работы. Учить располагать изображение на всем листе. Развивать мелкую моторику. Воспитывать интерес к занятию.
Материал:
картон, клей ПВА, кисти. Салфетки белого, голубого, красного цветов, клеенка.
2 неделя: Тема: «Куколка из носового платка».
Задачи:
Формировать умение детей сооружать куклу из носового платка. Формировать самостоятельность, развивать чувство уверенности в своих силах. Воспитывать самостоятельность. Развивать моторику рук.
Материал:
Носовой платок, вата, нить.
3 неделя: Тема: «Машина».
Задачи:
Формировать умение работать с разным материалом (спичечными коробками). Закрепить правила безопасной работы с клеем, ножницами. Развивать композиционные умения. Воспитывать желание доводить начатое дело до конца.
Материал:
Цветная бумага, спичечные коробки по 3 штуки каждому ребенку, клей ПВА, кисточки, клеенка.
4 неделя: Тема: «Человечек».
Задачи:
Учить правилам безопасной работы с желудями, спичками. Развивать композиционные умения. Воспитывать желание доводить начатое дело до конца. Развивать воображение, фантазию, мелкую моторику. Добиваться аккуратного и качественного выполнения работы.
Материал:
желуди, пластилин.
Декабрь
1 неделя: Тема: «Ветка рябины».
Задачи:
Формировать умение детей работать с разным материалом (салфеткой), планировать свою работу. Закрепить приметы зимы. Развивать мелкую моторику, усидчивость. Воспитывать желание доводить начатое дело до конца.
Материал:
картон, трафарет, салфетка белая, красная, клей ПВА, кисть, клеенка.
2 неделя: Тема: «Снегирь».
Задачи:
Формировать умение детей работать с крупой и клеем. Планировать ход выполнения работы. Закрепить умение располагать изображение на всем листе. Развивать мелкую моторику. Воспитывать интерес к занятию.
Материал:
картон, трафарет, клей ПВА, кисть, покрашенное пшено, клеенка.
3 неделя: Тема: «Снежинка».
Задачи:
Учить детей работать с разным материалом (манкой) Учить правилам безопасности работы с клеем, крупой. Учить планировать свою работу. Развивать мелкую моторику, усидчивость. Воспитывать желание доводить начатое дело до конца.
Материал:
манка, картон, трафарет, клей ПВА, кисть, клеенка.
4 неделя: Коллективная работа.
Тема: «Елочка пожеланий».
Задачи:
Формировать умение работать в коллективе. Закрепить умение детей работать с бумагой и клеем. Планировать ход выполнения работы. Учить располагать изображение на всем листе. Развивать мелкую моторику. Воспитывать интерес к занятию.
Материал:
лист бумаги формата А3, трафарет ладошки, клей ПВА, кисть, цветная бумага, вата.
Январь
2 неделя: Тема: «Рождественский подарок. Ангелочек».
Задачи:
Учить планировать ход выполнения работы. Развивать композиционные умения, восприятия цвета. Формировать самостоятельность, чувство уверенности в своих силах. Формировать желание сделать подарок для родных. Добиваться аккуратного и качественного выполнения работы.
Материал:
картон, ватные диски, ножницы, клей ПВА, салфетка, клеенка.
3 неделя: Тема: «Овечка».
Задачи:
Учить правилам безопасной работы с клеем, ватой палочки. Развивать композиционные умения. Воспитывать желание делать поделки своими руками.
Материал:
Картон с трафаретом, клей ПВА, кисточка, ватные палочки, ножницы.
4 неделя: Тема: «Жираф».
Задачи:
Учить детей работать с крупой и клеем. Планировать ход выполнения работы. Учить располагать изображение на всем листе. Развивать мелкую моторику. Воспитывать интерес к занятию.
Материал:
картон, трафарет, клей ПВА, кисть, пшено.
Февраль
1 неделя: Тема: «В царстве рыб».
Задачи:
Формировать умение детей работать с разным материалом, дискам. Закрепить правила безопасной работы с клеем, бумагой, ножницами. Развивать композиционные умения, глазомер, чувство пропорций. Воспитывать желание делать подарки своим близким.
Материал:
Цветная бумага, клей ПВА, кисточка, ножницы, салфетка, клеенка.
2 неделя: Тема: «Плот».
Задачи:
Совершенствовать навыки работы с различным материалом (пробкой, ткани, зубочисткой, резинки). Развивать образное, эстетическое восприятие. Воспитывать аккуратность, инициативность.
Материал:
пластиковые пробки (или обычные- из пробкового дерева), резинки, деревянные зубочистки, кусочек полной ткани.
3 неделя: Тема: «Фоторамка для папы».
Задачи:
Материал:
картон-трафарет, клей ПВА, пуговицы разного размера и цвета.
4 неделя: Тема: «Подкова для дома
Задачи:
Материал:
соленое тесто, стека.
Март
1 неделя: Тема: «Веточка мимозы».
Задачи:
Продолжать совершенствовать навыки и умения при работе с гофрокартоном. Закрепить умение работать с салфеткой, скручивать шарики одного размера. Продолжать учить совместными усилиями создавать композицию. Развивать чувство цвета и композицию.
Материал:
Тонированный лист бумаги формата А3. Полоски гофрокартона зеленого цвета шириной 0,5 см, длиной 15 см и 3 см. Клей ПВА, кисти, клеенка, ножницы, салфетка желтого цвета.
Задачи:
Материал:
3 неделя: Тема: «Одежда».
Задачи:
Планировать ход выполнения работы. Развивать мелкую моторику. Воспитывать интерес к занятию.
Материал:
4 неделя: Тема: «Мороженное».
Задачи:
Продолжать совершенствовать навыки и умения, работая с различным материалом. Закрепить правилам безопасной работы с клеем, ватой, крупами. Развивать композиционные умения. Воспитывать самостоятельность.
Материал:
Картон, трафарет, клей ПВА, кисточка, клеенка, салфетка, крупы, вата.
Апрель
1 неделя: Тема: «Ласточка»
Задачи:
Учить детей работать с бумагой и клеем. Планировать ход выполнения работы. Развивать мелкую моторику. Воспитывать интерес к занятию.
Материал:
бумага белого цвета, бумага черного цвета, трафарет, клей ПВА кисть.
2 неделя: Тема: «Летающая тарелка»
Задачи:
Формировать умение планировать свою работу. Развивать творческую фантазию детей, ручную умелость. Воспитывать самостоятельность.
Материал:
Одноразовые тарелки, цветная бумага, картон, крупы, клей ПВА, ножницы, кисть, салфетки, клеенка.
3 неделя: Тема: «Медведь».
Задачи:
Учить сооружать не сложные поделки. Развивать инициативу. Воспитывать самостоятельность, активность.
Материал:
трафарет, пшено, клей ПВА, кисть, салфетка, клеенка.
4 неделя: Тема: «Цветы»
Задачи:
Учить детей работать с разным материалом. Учить получать удовольствие при работе с таким материалом. Развивать мелкую моторику. Развивать эстетическое восприятие. Воспитывать усидчивость, терпение, аккуратность в работе.
Материал:
Салфетки, картон, цветная бумага, клей, кисточка, пуговицы разного размера.
Май
Задачи:
Формировать умение работать коллективно. Планировать ход выполнения работы. Учить располагать изображение на всем листе. Развивать мелкую моторику. Воспитывать интерес к занятию.
Материал:
Клей ПВА, кисть, Карандаши, салфетки.
2 неделя: Тема: «Бабочка»
Задачи:
Формировать умение работать с бумагой, делать заготовки для работы. Развивать мелкую моторику. Воспитывать интерес к занятию.
Материал:
полоски цветной бумаги, клей ПВА, кисточка.
3 — 4 неделя Диагностика Выставка работ.
Подготовительная группа.
Октябрь
1 неделя: Тема: «Хлеб- всему голова»
Задачи:
Формировать умение работать с соленым тестом. Учить планировать свою работу. Развивать ручную умелость, воображение, творческие навыки. Развивать речь. Воспитывать самостоятельность.
Материал:
готовое соленое тесто, формочки, стеки, дощечки.
2 неделя: Тема: «Корзина с фруктами».
Задачи:
Продолжать формировать умение работать с гофрокартоном и бумагой для квиллинга. Совершенствовать умение придавать поделкам сходство с фруктами. Развивать мелкую моторику, фантазию.
Материал:
Заготовки корзины из картона для каждого ребенка. Зубочистки(острые концы предварительно обрезать), полоски бумаги зеленого цвета, полоски гофрокартона красного, желтого, синего цветов шириной 0,7- 1 см, длиной 10-15 см.
3 неделя: Тема: «Букет для Осени».
Задачи:
Формировать умение изготавливать поделки из листьев. Закреплять умение выполнять работу аккуратно. Развивать мелкую моторику. Воспитывать эстетическое восприятие, интерес к работе.
Материал:
Осенние листья разного цвета, нитки.
4 неделя: Коллективная работа.
Тема: «Лебеди в пруду».
Задачи:
Продолжать учить детей работать сообща. Формировать умение создавать сюжетные композиции, используя различные материалы. Развивать мелкую моторику. Развивать эстетическое восприятие. Воспитывать усидчивость, терпение, аккуратность в работе.
Материал:
Тонированный лист бумаги формата А3, Ватные диски, салфетки белого цвета, клей ПВА, кисти, клеенка.
Ноябрь
1 неделя: Коллективная работа.
Тема: «Березовая роща».
Задачи:
Формировать у детей умение работать с бумагой и клеем. Закрепить знания о России. Планировать ход выполнения работы. Развивать мелкую моторику. Воспитывать интерес к работе.
Материал:
картон, клей ПВА, кисти. бумага белого, зеленого, черного цветов, клеенка.
2 неделя: Тема: «Матрешка из соленого теста».
Задачи:
Закрепить умение детей работать с соленым тестом. Формировать самостоятельность, развивать чувство уверенности в своих силах. Развивать моторику рук.
Материал:
Соленое тесто, образцы.
3 неделя: Коллективная работа.
Тема: «Гонка».
Задачи:
Формировать умение работать с разным материалом. Закрепить правила безопасной работы с клеем, ножницами. Развивать композиционные умения. Воспитывать желание доводить начатое дело до конца.
Материал:
Цветная бумага, картонный валик, клей ПВА, кисточки, клеенка.
4 неделя: Тема: «Древо семьи».
Задачи:
Формировать умение работать с бумагой, салфетками, ватными дисками. Развивать композиционные умения. Воспитывать желание доводить начатое дело до конца. Развивать воображение, фантазию, мелкую моторику. Добиваться аккуратного и качественного выполнения работы.
Материал:
Картон формата А4, цветная бумага, салфетка зеленого цвета, ватные диски, клей ПВА, ножницы, кисти, салфетки.
Декабрь
1 неделя: Коллективная работа.
Тема: «Зоопарк».
Задачи:
Формировать умение детей работать с разным материалом (крупами), планировать свою работу. Закрепить знания о диких животных и птицах. Развивать мелкую моторику, усидчивость. Воспитывать желание доводить начатое дело до конца.
Материал:
лист бумага формата А3, трафареты, крупы, клей ПВА, кисть, клеенка.
2 неделя: Коллективная работа.
Тема: «Птицы у кормушки».
Задачи:
Учить детей работать с крупой и клеем. Планировать ход выполнения работы. Учить располагать изображение на всем листе. Развивать мелкую моторику. Воспитывать интерес к занятию.
Материал:
картон, трафарет, клей ПВА, кисть, крупы, покрашенное пшено, клеенка.
3 неделя: Коллективная работа.
Тема: «Морозные узоры».
Задачи:
Материал:
4 неделя: Коллективная работа.
Продолжение занятия
Тема: «Морозные узоры».
Задачи:
Совершенствовать умение выполнять из бумаги для квиллинга. Развивать чувство цвета и художественный вкус. Развивать мелкую моторику, усидчивость. Воспитывать желание доводить начатое дело до конца.
Материал:
Тонированный лист ватмана формата А3. Полоски бумаги для квиллинга белого, голубого цветов шириной 0,5 и 0,7 см. Зубочистки (острые концы предварительно обрезаны). Клей ПВА, кисти, клеенка.
Январь
2 неделя: Тема: «Ангелочек».
Задачи:
Формировать умение планировать ход выполнения работы. Развивать композиционные умения. Формировать самостоятельность, чувство уверенности в своих силах. Формировать желание сделать подарок для родных. Добиваться аккуратного и качественного выполнения работы.
Материал:
бумага белого цвета, ножницы, клей ПВА, салфетка, клеенка.
3 неделя: Тема: «Кошка».
Задачи:
Учить правилам безопасной работы с клеем, нитками, крупами. Развивать композиционные умения. Воспитывать желание делать поделки своими руками.
Материал:
Картон с трафаретом, клей ПВА, кисточка, нитки вязальные, крупы, ножницы.
4 неделя: Тема: «Зоопарк 2».
Задачи:
Формировать умение детей работать с разным материалом (крупами), планировать свою работу. Закрепить знания о животных жарких стран. Развивать мелкую моторику, усидчивость. Воспитывать желание доводить начатое дело до конца.
Материал:
лист бумага формата А3, трафареты, крупы, клей ПВА, кисть, ватные диски, клеенка.
Февраль
1 неделя: Тема: «Подводное царство».
Задачи:
Продолжать учить создавать коллективную композицию, полученные ранее умения и навыки в работе с разными видами бумаги. Развивать чувства формы и композиции. Воспитывать интерес к природе.
Материал:
Тонированный лист бумаги голубого цвета формата А3. Полоски гофрокартона разных цветов, ширины, длины. Цветная бумага. Клей ПВА, кисти, клеенка, ножницы.
2 неделя: Тема: «Самолет».
Задачи:
Совершенствовать навыки работы с различным материалом. Развивать образное, эстетическое восприятие. Воспитывать аккуратность, инициативность.
Материал:
цветной картон, цветная бумага, клей ПВА, трафарет, бутылочка из под йогурта.
3 неделя: Тема: «Открытка для пап».
Задачи:
Учить детей работать с разным материалом. Учить сооружать не сложные поделки. Развивать художественный вкус. Воспитывать самостоятельность.
Материал:
картон-трафарет, клей ПВА, пуговицы, крупы.
4 неделя: Тема: «Подкова».
Задачи:
Формировать умение детей работать с разным материалом. Закрепить умение выполнять работу аккуратно, доводить начатое дело до конца. Воспитывать желание делать поделки своими руками.
Материал:
соленое тесто, стека.
Март
1 неделя: Тема: «Цветок для мамы».
Задачи:
Продолжать совершенствовать навыки и умения при работе с бумагой, ножницами, крупами. Продолжать учить создавать композицию. Развивать чувство цвета и композицию. Воспитывать желание делать поделки своими руками.
Материал:
Стаканчик из под йогурта, кусок ткани, лента(тесьма), цветная бумага.
2 неделя: Тема: «Мебель для кукол».
Задачи:
Закрепить умение работать разным материалом (спичечными коробками) Учить планировать ход выполнения работы. Формировать самостоятельность, чувство уверенности в своих силах. Добиваться аккуратного и качественного выполнения работы.
Материал:
спичечные коробки, клей ПВА, кусочки ткани.
3 неделя: Тема: «Одежда».
Задачи:
Планировать ход выполнения работы. Развивать мелкую моторику. Воспитывать интерес к занятию.
Материал:
Трафарет, крупы, клей ПВА, кисти, клеенка, салфетки.
4 неделя: Тема: «Пирожное».
Задачи:
Продолжать совершенствовать навыки и умения, работая с различным материалом. Закрепить правилам безопасной работы с соленым тестом, пуговицами, крупами.. Развивать композиционные умения. Воспитывать самостоятельность.
Материал:
Соленое тесто, крупы, пуговицы.
Апрель
1 неделя: Коллективная работа.
Тема: «Подснежник на проталине».
Задачи:
Продолжать учить выполнять коллективную работу. Совершенствовать умения и навыки при выполнении основных элементов квиллинга. Продолжать учить передавать характерные особенности строения и окраски подснежников. Воспитывать интерес к живой природе.
Материал:
2 неделя: Тема: «Космос»
Задачи:
Совершенствовать умение действовать сообща, выполняя коллективную работу. Формировать умение договариваться друг с другом, планировать работу. Расширять познавательный интерес к космосу. Воспитывать художественный вкус.
Материал:
Тонированный лист ватмана формата А3. Гофробумага зеленого, белого цветов. Цветная бумага, салфетки, полоски для квиллинга белого, зеленого, голубого цветов. Зубочистки. Клей ПВА, ножницы, кисти, клеенка.
3 неделя: Тема: «Бабочка».
Задачи:
Формировать умение работать с разным материалом. Закрепить знания о насекомых. Продолжать учить передавать характерные особенности строения и окраски бабочек. Воспитывать интерес к живой природе. Развивать инициативу. Воспитывать самостоятельность, активность.
Материал:
Полоски разных цветов шириной 0,7 см. Зубочистки, клей ПВА, кисти, ножницы, клеенки.
4 неделя: Тема: «Цветы»
Задачи:
Учить детей работать с разным материалом. Учить получать удовольствие при работе с таким материалом. Развивать мелкую моторику. Развивать эстетическое восприятие. Воспитывать усидчивость, терпение, аккуратность в работе.
Материал:
Салфетки, картон, цветная бумага, клей, кисточка, пуговицы разного размера.
Май
1 неделя: Тема: «Открытка для ветеранов»
Задачи:
Формировать умение работать коллективно. Планировать ход выполнения работы. Учить располагать изображение на всем листе. Развивать мелкую моторику. Воспитывать интерес к занятию.
Материал:
Клей ПВА, кисть, Карандаши, салфетки.
2 неделя: Тема: «Любимая поделка»
Задачи:
Развивать фантазию, воображение. Формировать умение работать с бумагой, делать заготовки для работы. Развивать мелкую моторику. Воспитывать интерес к занятию.
Материал:
полоски цветной бумаги, клей ПВА, кисточка., крупы, трафареты, вата, бумага, картон, соленое тесто.
3 неделя: Выставка работ. Диагностика.
Используемая литература:
1. «Цветные ладошки» Е.Лыковой.
2. Ребенок в детском саду» журнал
3. «Обруч» журнал под редакцией Т.Дороновой.
4. «Ручной труд» под редакцией И.Климовой.
5. «От салфеток до квиллинга» И.А. Черкасова, В.Ю. Руснак, М.В. Бутова, Москва, издательство «Скрипторий 2003», 2013г.
6. «Чудеса для детей из ненужных вещей», М.И. Нагибина, Ярославль «Академия Развития», 1998г.
7. «Мозаика из круп и семян» Г.И. Перевертень, Издательство «Сталкер», 2006г.
8. «Смешные игрушки из пластмассы», Л.В. Куликова, О.А. Соломенникова, Москва «Мозаика-Синтез»
9. «Мастерим вместе с детьми. Чудесные поделки из чего угодно.» О.В.Пойда Издательство: «ОлмаМедиаГрупп», 2013 г.
10. http://icqprosto.ru/
11. http://irina-vlas.my1.ru/index/kruzhok_quot_ochumelye_ruchki_quot/0-15
12. http://dohcolonoc.ru/kruzhkovaya-rabota/4853-plan-kruzhka-ochumelye-ruchki.html
13. http://stranamasterov.ru/
14. http://www.numama.ru/blogs/podelki-s-detmi
15. http://www.babylessons.ru/category/podelki-s-detmi/
16. http://allforchildren.ru/article/
17. http://www.millionpodarkov.ru/podelki/
18. http://www.alegri.ru/rukodelie/podelki-dlja-detei
19. http://yandex.ru/images/
20. http://icqprosto.ru/lektsii/uroki/kruzhok-ochumelye-ruchki/
Пояснительная записка
«Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума.
В. Сухомлинский.
Кружок «Эколожка» имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях. С началом третьего тысячелетия экологические проблемы, возникшие ранее, не только не исчезли, а продолжают углубляться. В ХХI веке их решение приобретает характер фактора выживания человечества.
Так как проблемы экологии в последние годы выдвигаются на первый план, то необходимо углублять знания детей в этой области. Приобщение детей к экологической культуре необходимо начинать с детства, так как в этом возрасте легче всего приобщить детей к природе, научить любить и охранять природу. Дети учатся наблюдать за изменениями, происходящими в природе и делать выводы.
Занимаясь в кружке, дети обогащают свой запас знаний новыми знаниями о природных явлениях. Это воспитывает у них любознательность, бережное отношение к природе, желание знать больше. При изучении тем, предусмотренных кружком, развивается мышление образное и конкретное; зрительная и слуховая память; речь, внимание, восприятие.
Основная цель работы кружка - формировать у детей элементы экологического сознания, способность понимать и любить окружающий мир и природу.
Работа кружка «Эколожка» призвана решать следующие задачи:
1. Развитие у детей субъектного опыта эмоционально-чувственного обобщения с природой и социокультурным окружением, представлений и элементарных понятий об окружающем мире, взаимосвязях и взаимоотношениях в нем, как основы развития экологического сознания и экологической культуры личности.
2. Воспитание эмоционально-ценностного отношения к природному окружению.
3. Развитие опыта практической и творческой деятельности по реализации и закреплению знаний и эмоционально-чувственных впечатлений, полученных при взаимодействии с природным окружением, а также по воспроизводству и сохранению природной среды.
Методы, используемые для реализации работы кружка:
1. Наглядные методы:
Экскурсии, целевые прогулки;
Наблюдения;
Показа сказок (педагогом, детьми);
Рассматривание книжных иллюстраций, репродукций;
Проведение дидактических игр;
2. Словесные методы:
Чтение литературных произведений;
Беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя.
3. Игровые методы:
Проведение разнообразных игр (малоподвижных, сюжетно – ролевых, дидактических, игр –
драматизаций и др.);
Загадывание загадок;
Проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров.
4. Практические методы:
Организация продуктивной деятельности детей;
Оформление гербария растений, коллекции семян, плодов;
Постановка сказок, отрывков литературных произведений;
Изготовление с детьми наглядных пособий.
При построении системы работы экологического кружка я обратила особое внимание на следующие основные направления.
1. Познавательно-развлекательное направление ставит целью знакомство детей с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме.
2. Практическое направление - изучение растительного и животного мира, ландшафтов родного края, связанное с практическими делами (акции природоохранного характера, работа на огороде, подкормка птиц, посадка цветников и др.).
3. Исследовательское направление осуществляется в рамках продуктивной деятельности, экскурсий, наблюдений, опытов.
Расписание работы
Кружок работает в течение учебного года (сентябрь – май включительно), один раз в неделю. План кружка рассчитан на год. Количество детей посещающих кружок «Эколожка» - 10 человек. Возраст детей: от 4 до 5 лет.
Ожидаемый результат взаимодействия с детьми:
1. Должны знать и соблюдать элементарные правила поведения в природе (способе безопасного взаимодействия с растениями и животными)
2. Проявление интереса, доброты к природным явлениям и объектам;
3. Помощь друг другу, бережное, доброжелательное отношение к природе, проявление творчества.
Перспективный план работы кружка «Эколожка»
Дата | Тема | Задачи | ||
Сентябрь |
||||
«Цветы на участке осенью» | Закрепить знания детей об осенних садовых цветах: отличие по внешнему виду, стадии созревания семян. Уточнить представления детей о садовых работах осенью. Активизировать словарь детей словами, означающими названия садовых цветов. | Загадывание загадок, игра «Угадай по описанию», наблюдение. |
||
«Что нам осень подарила» | Закрепить знания детей об овощах и фруктах. Уточнить знания детей об уходе за овощами. Воспитывать трудолюбие. Активизировать словарь детей словами, обозначающими овощи и трудовые действия. | Чтение стихов «Здравствуй, осень!» Е.Благинина, наблюдение, беседа «Что растет на грядке?» |
||
«Осень в белые туманы» | Уточнить знания детей о таком природном явлении, как туман. Развить познавательную активность. Активизировать словарь детей: туман, сыро, влажно, густой покров. | Беседа «Что это – туман?», чтение стихов, загадывание загадок, наблюдение. |
||
«То березка, то рябинка» | Продолжить знакомство детей с характерными особенностями деревьев, сезонными изменениями. Воспитывать любовь к природе. | Чтение стихов: «Березонька», «Рябинка», игра «Опиши дерево», загадывание загадок, наблюдение |
||
Октябрь |
||||
«Доброе, хорошее солнце» | Уточнить знания детей о солнце осенью. Формировать умения определять погоду по приметам. Активизировать словарь детей: вода, тепло, свет, земля. | Чтение стихов: «Четыре клада…» М. Маханева. Наблюдение, опыт «Ладошки», |
||
«Расскажи Хрюшке о комнатных растениях» | Уточнить представления детей о растениях в группе, о необходимых для них условиях жизни. Познакомить с новыми растениями. Научить узнавать и называть части растения (корень, стебель, лист, цветок). Воспитывать интерес к исследовательской деятельности. Поощрять желание ухаживать за растениями, относиться к ним с любовью и нежностью. | Артикуляционная гимнастика, Игра «Найди растение», физкультминутка «цветы», дид-кая и. «За каким растением спрятался Хрюша?», конспект |
||
«Осеннее дерево» | Формировать умения детей наблюдать явления природы, анализировать и делать выводы о некоторых взаимосвязях и закономерностях. | Нетрадиционная техника рисования: кляксография- экспериментирование |
||
«Домашние животные» | Формировать у детей обобщенные представления о домашних животных: как за ними надо ухаживать, какую пользу приносят, какие условия нужны для жизни. | Беседа, использование худ-ного слова, пальчиковая игра «Облака», игра «Вспомни и назови» |
||
Ноябрь |
||||
«Сколько знаю я дождей» | Развивать способности детей наблюдать сезонные явления и их изменения. Формировать умения выделять характерные признаки осеннего и летнего дождя. Активизировать словарь детей: моросит, мелкий, холодный. | Коммуникативная игра-танец «Вальс друзей» Пение «Туча», «Кап, кап…» муз. И. «Солнечные зайчики и тучка» пальчиковая и. «Облака», конспект |
||
«Воробьишка» | Знакомить детей с зимующими птицами: воробьи. (Уточнить с детьми, как изменения в природе повлияли на жизнь воробья). Развивать интерес к наблюдениям за птицами. | Подвижная игра «Кто в домике живет?». Природные приметы. Массаж пальцев «Грачи». Птичьи заклички. Речевая игра «Кто же это?» (конспект) |
||
Формировать у детей желание по-доброму относиться к живой природе. Учить организовывать самостоятельно подкормку птиц регулярно. | Беседа «Угадай, какая птица», наблюдение, использование художественного слова, подв. игра «Лиса и птицы» |
|||
«Дикие звери зимой» | Продолжать формировать знания о лесных обитателях. Развивать у детей представления о последовательности событий в жизни лесных зверей. | Чтение стих-ний, творческие задания, подв. игра «Зайцы и волк», беседа. |
||
Декабрь |
||||
«Снежинка» | Развивать способности наблюдать сезонные явления и их изменения, внимания и памяти, видеть красоту природы. Активизировать словарь детей: первый снег. | Наблюдение, беседа, чтение познавательных рассказов, проблемная ситуация. |
||
«Защитите ель и сосну» | Знакомить детей с понятием, что в шишках находятся семена хвойных деревьев. Формировать умение детей различать еловую и сосновую шишку. Активизировать словарь детей: ель, сосна. | Наблюдение, беседа, игра «Найди по описанию» |
||
«Плыли по небу тучки» | Расширять представления детей о явлениях неживой природы: рассказать детям, какие бываю облака. | Беседа «Какие бывают облака», наблюдение, использование художественного слова. |
||
«Снежный хоровод» | Продолжать учить детей наблюдать явления природы: снегопад и видеть красоту окружающего мира. | Наблюдение, рассматривание картины «Зима», продуктивная, опытная (снежки) деятельность. |
||
Январь |
||||
красавица - ель» | Приобщить к желанию наслаждаться запахом хвойного дерева. способствовать развитию умения называть характерные особенности строения ели, признаки, отличающие ее от других деревьев, формированию умения видеть отличие игрушечной ели от настоящей; воспитывать бережное и заботливое отношение к живой природе. | Игровой сюрпризный момент, составление рассказа-описания о ели с опорой на план, игра - имитация «Собери шишки, беседа «Должен ли человек беречь красоту природы?». Творческая работа, конспект |
||
«Наблюдение за снегом и льдом» | Формировать реалистическое понимание неживой природы; закреплять знания о том, что вода может быть в твердом состоянии (снег, лед). | Проведение опытов, подвижные игры «Затейники», «Пожарные на ученье», использование художественного слова. |
||
«Жизнь птиц зимой» | Учить детей рассматривать птиц, различать их по размеру, окраске оперения, издаваемым звукам. Познакомить с их названиями. | Беседа, игра «Накорми птицу», дид. и. «Улетают – не улетают». |
||
«Мороз – удивительный художник» | Вызывать у детей интерес к зимним явлениям природы. Развивать зрительную наблюдательность, способность замечать необычное в окружающем мире и желание отразить увиденное в своем творчестве. Развивать воображение и творчество. | Загадывание загадок, наблюдения на прогулке, использование худ-ного слова, практическая работа (конспект) |
||
Февраль |
||||
«Выращиваем лук на окошке» | Вызывать интерес к выращиванию огорода на окошке, желание наблюдать за изменениями в луковицах. Учить создавать ситуацию опыта. | Беседа с элементами труда. |
||
«Дикие животные в лесу зимой» | Способствовать: обогащению и углублению знаний детей о диких зверях в зимний период, развитию умения устанавливать связи между зимними условиями и особенностями поведения зверей. | Беседа о белке, еже, зайце, лисе, медведе. Выполнение творческого задания. игра «Мы маленькие зайчики», игра «Закончи предложения». |
||
«Лаборатория добрых дел» | Формировать понятие о доброте, привычку совершать добрые поступки; воспитывать интерес к экспериментальной деятельности; учить выдвигать гипотезы, предположения; анализировать явления, делать выводы; развивать познавательный интерес, логическое мышление, речь детей; вызвать чувство радости у детей. | Беседы о природных явлениях, катаклизмах (землетрясения, вулканы, смерчи, ураганы, наводнения), опыты с водой, воздухом; чтение познавательной литературы; беседы о добре и зле. |
||
«Наблюдение за сезонными изменениями» | формировать представления об изменениях в природе; учить различать характерные приметы конца зимы (первая капель); закреплять умение воспринимать поэтическое описание зимы. | Использование худ-ного слова, Подвижные игры: «Хитрая лиса», «Кто сделает меньше прыжков?». |
||
Март |
||||
«К нам весна шагает быстрыми шагами» | Продолжать учить запоминать названия весенних месяцев; дать представления об изменениях, происходящих ранней весной в природе. Развивать навыки элементарной исследовательской деятельности, логическое мышление. | Чтение стих-ния “Март”, «Весна идёт», д.и. «Найди настроение. Покажи настроение», наблюдение. |
||
«Наши четвероногие друзья – собака» | Формировать у детей представления о том, что собака умное домашнее животное, предана человеку, её можно дрессировать и использовать на разных полезных службах. | Наблюдение, Подвижные игры «Дружные пары», «Разойдись - не упади». |
||
«Забота о здоровье» | Способствовать воспитанию у детей бережного отношения к своему здоровью; формировать представления о том, что в весеннее время особенно полезны витаминная пища (зеленый лук и др.) и солнце; развивать у детей умения заботиться о своем здоровье; воспитывать чувства заботы о больном товарище. | Игра «Порадуйся солнышку», «Что полезно для здоровья, что вредно», беседа о витаминной пище. |
||
«Первые цветы в природе» | Побуждать детей радоваться первым весенним цветам, продолжать знакомить их с названиями, с особенностями строения. | Сравнительный рассказ о мать-и-мачехе и одуванчике, загадки, чтение стихов. |
||
Апрель |
||||
«Божья коровка» | Учить детей внимательно относиться к окружающему миру. Воспитывать интерес к природным явлениям, уточнить представления о внешних особенностях жучка. | Наблюдение за божьей коровкой. Разучивание потешки, продуктивная деятельность, пальчиковая гимнастика «Божьи коровки». |
||
«Русская березка» | Формировать представления у детей о русской березе. Расширить знания об охране природы. Воспитывать у детей интерес и бережное отношение к природе. | Загадывание загадок, хоровод, продуктивная деятельность |
||
«Пернатые гости» | Способствовать обобщению представлений о птицах в весенний период: изменение их поведения – греются на солнце, на деревьях, чирикают, гнездуются, выводят птенцов и др.; воспитывать любознательность, желание заботиться о птицах. | Беседа, изготовление скворечников, наблюдение за птицами на участке детского сада, рассматривание иллюстраций (разные виды гнезд, появление птенцов и |
||
«Весенний пейзаж» | Закрепить представления детей о весне, о характерных особенностях данного времени года. Обратить внимание детей на первые признаки весны. Воспитывать у детей любовь к родному краю. Развивать у детей интерес к живой природе, эмоциональную отзывчивость. | Беседа, художественное слово, рассматривание и сравнение картин по теме «Весна», загадка, превращение детей в художников, прослушивание мелодий «Времена года». |
||
«Солнышко на травке» | Уточнить знания детьми цветка, умение найти его по листьям, форме соцветия, формировать у детей интерес к работе с краской. Продолжать вызывать у детей интерес к живым цветам. | Чтение стихов, пальчиковая гимнастика, продуктивная деятельность (конспект) |
||
«Кто живёт в пруду?» | Познакомить детей с прудом – природным водоемом, его обитателями, растениями, формировать знания, что пруд не следует засорять; обобщить представления об основных факторах водной среды: природный слой почвы, вода, камни, растения, которые приспособились жить в воде. | Рассматривание картины «Водоем», игра «Создай свой водоем». беседа, игра «Подражание», конкурс «Кто готов сохранить водоем?».. |
||
«Цветущие деревья» | Способствовать ознакомлению детей с особенностями весеннего состояния плодовых деревьев, формировать умения устанавливать простейшие связи: изменение условий в окружающей среде воспитывать интерес к растениям, бережное отношение и заботу. | беседа о яблони, вишни, сирени. Игра «От какого дерева цветок, Игра - имитация «Собери нектар» |
||
«Что такое облака, дождь, гроза?» | Дать понятие об испарении воды, образовании облаков, электрических разрядах в доступной форме. Познакомить детей с правилами поведения во время грозы. | Наблюдение, рассматривание иллюстраций, чтение, конспект. |
||
«Песочные фантазии» | Расширять кругозор детей: познакомить с современным направлением в изоискусстве. Закрепить знания о свойствах песка. Упражнять детей в работе с моделями. Развивать образное и логическое мышление. Развивать тактильную чувствительность и мелкую моторику рук. Обогащать эмоциональную сферу детей | Чтение загадок, игра «Песочный телеграф», музыкально- ритмическое упражнение «Волна», пальчиковая гимнастика «На морском песке сижу», самостоятельная деятельность детей. |
Список литературы:
Николаева С.Н. Юный эколог: Программа экологического воспитания дошкольников / С.Н. Николаева – М.: Мозаика-Синтез, 2002. – 128 с.
Экологическое воспитание дошкольников: Пособие для специалистов дошкольного воспитания / Автор составитель Николаева С.Н. - М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ» - 1998. - 320 с.
Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду: Работа с детьми средних и старших групп детского сада: Книга для воспитателей детского сада / С.Н. Николаева.- М.: Просвещение – 1999. - 207 с.
Организация деятельности детей на прогулке. Старшая группа/авт.-сост. Т. Г. Кобзева, И. А. Холодова, Г. С. Александрова. – Волгоград: Учитель, 2011. – 330 с.
Кружок
«Очумелые ручки »
Пояснительная записка
Дошкольное детство - очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребёнок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идёт разностороннее развитие ребёнка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. Вот почему одним из наиболее близких и доступных видов работы в детском саду является художественный ручной труд, создающий условия для вовлечения ребёнка в собственное творчество, в процессе которого создаётся что-то красивое, необычное.
Этому я хочу научить детей своей группы «Пчелки ». Художественный ручной труд способствует развитию сенсомоторики согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий. В процессе изготовления аппликаций постепенно образуется система специальных навыков и умений. Большое влияние оказывает ручной труд на умственное развитие ребёнка, на развитие его мышления.
Непосредственный контакт ребенка с бумагой, природным материалом, или красками, элементарные опыты с ними позволяют знать их свойства, качества, возможности, пробуждают любознательность, обогащают яркими образами окружающего мира. В ходе творческой работы дошкольник учиться наблюдать, размышлять, сравнивать, анализировать и делать выводы. Как показывает опыт практической работы, продуктивная деятельность не только оптимизирует коррекционное воздействие на развитие двигательной сферы, но и способствует устранению недостатков речевых и неречевых психических функций у дошкольников.
Актуальность и новизна кружка заключается в том,что используются разные формы работ подходы.
Благоприятный эмоциональный настрой детей во время занятий по ручному труду, наслаждение, испытываемое в процессе работы, очень важны для общего развития. Постепенно у детей формируются такие качества, как целеустремлённость, настойчивость, умение доводить начатое дело до конца.
Наблюдая за детьми на занятиях прикладного искусства, я заметила что дети моей группы плохо владеют ножницами, не знают правила безопасности при работе. Как безопасно использовать клей во время работы с аппликацией. Создавая программу кружка «Очумелые ручки» перед собой поставила цели и задачи.
Цель
1. Развивать мышление, воображение
2. Мелкую моторику рук;
3. Воспитывать самостоятельность, уверенность, инициативность.
Задачи
1.Сформировать у детей интерес к видам труда.
2.Познакомить со свойствами материалов.
3.Развивать умение безопасно пользоваться инструментами при работе.
4.Способствовать выработке навыков работы с различными материалами.
5.Учить наклеивать готовые формы, составлять из них изображения готовых предметов, совершенствуя ориентировку на плоскости.
6.Способствовать развитию конструктивной деятельности.
7.Развивать твёрдость рук, технические навыки.
8.Способствовать развитию внимания. Памяти, воображения. Творческой фантазии.
Возраст детей: 4-5 лет.
Срок реализации: 1 год.
Подведение итогов: осуществляется в виде составления книжек раскладушек с фотографиями работ, проведение выставок.
В программу кружка «Очумелые ручки» входит ряд разделов:
Работа с бумагой и картоном
Работа с тканью и нитью
Работа с природным материалом
Работа с бросовым материалом
Лепка
В начале учебного года проводятся ознакомительные занятия для детей с целью формирования интереса к художественному труду В конце учебного года проводится фото выставка детских работ с целью подведения итогов реализации программы.
Основные формы и методы работы.
Для достижения поставленных целей предусматривается отбор основных форм и методов деятельности. Особое место в программе занимают следующие формы и методы обучения:
Репродуктивный (воспроизводящий);
Объяснительно - иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала);
Метод проблемного изложения (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения);
Частично- поисковый;
Практический.
В проведении занятий используются как индивидуальные, так и групповые и коллективные формы работы.
Учебно тематический план
Месяц
Тема занятий
Кол-во
часов
Октябрь
Вводное занятие
Мозаичная аппликация
Ноябрь
Обрывная аппликация
Декабрь
Объемная аппликация из бросового материала
Январь
Аппликация из ваты
Февраль
Аппликация из крупы, ниток, яйца, макарон.
Март
Подделки из природного материала
Апрель
Аппликации из цветной и гофрированной бумаги
Май
Аппликации из ткани
Перспективный план
Октябрь (Мозаичная аппликация).
1.Вводное занятие.
2. Беседа « Как появились ножницы». Объемная водяная лилия.
3.«Яблочко».
Цель: Учить приклеивать маленькие квадратики цветной бумаги в круговую,
соблюдая расстояние между ними.
4.«Листик».
Цель: Продолжаем учить намазывать клеем небольшой участок рисунка и приклеивать квадратики, соблюдая расстояние, и так пока весь рисунок листика не заполнится квадратиками.
Ноябрь (обрывная аппликация).
1. « Деревья».
Цель: Учить конструировать изображение кроны лиственного дерева из клочков зелёной бумаги; обрывать края бумаги закруглённой формы, изображая листья.
2 .« Яблочный сад».
Цель: Продолжать знакомить со свойствами мягкой бумаги; учить скатывать из неё большие и маленькие комочки (яблочки); развивать воображение.
3.« В саду много ягод и цветов».
Цель: Учить конструировать пейзажную композицию, дополнять начатую работу новыми элементами; учить сминать мягкую бумагу в маленькие комочки ягоды, цветы. (Коллективная работа).
4. «Зверюшки».
Цель: Учить детей самостоятельно выполнять работу, предложить самим придумать и изготовить зверушек.
Декабрь
(объёмные аппликации из бросового материала).
1. «Зимушка, зима».
Цель:
Воспитывать у детей терпение, совершенствовать художественно – творческие способности.
2.У крашением на елку (снежинка).
Цель: воспитывать у детей терпение, самостоятельность и аккуратность. 3. Открытка «Веселые хоровод».
Цель: Учить детей аккуратно складывать лист бумаги пополам по длинной стороне, складывать гармошкой, вырезать фигурку снеговика и аккуратно вклеивать ее внутрь заготовки открытки.
4.«Елочка»
Цель: п родолжать знакомить детей с новым для них видом ручного труда.
Январь (аппликации из ваты)
1.« Зайчик»
Цель: Учить на бархатной бумаге изображать по силуэту зайчика из ваты, дополняя пейзаж деталями из цветной бумаги.
2. «Барашек»
Цель: продолжаем учиться делать аппликацию из ваты.
3. «Веселый снеговик».
Цели: уточнить и обобщить знания детей о зиме;
4. «Картина зимний лес».
Февраль (аппликация из крупы, яиц, макарон).
1.« Декоративные узоры на круге».(Поделка из семян тыквы, арбуза и семечек).
Цель: Учить задумывать содержание рисунка на круге и доводить задуманное до конца. Закреплять приёмы лепки. Развивать фантазию, творчество
2.«Цыплёнок». (Аппликация из крупы).
Цель: Продолжать учить детей приклеивать крупу на готовый силуэт. На цыплёнка посыпаем пшено, червячка делаем из гречки, травку из гороха.
3.«Экзотические рыбки». (Аппликация из семян тыквы).
Цель: Учить аккуратно приклеивать семена тыквы на элементы аппликации, располагая их в определённом порядке.
4.«Открытка ко дню защитника отечества». (Аппликация из макарон).
Цель: Учить детей оформлять открытку макаронными изделиями, создавая самолёт, ракету, кораблик по желанию детей. Аккуратно приклеивать на картон.
Март «аппликация из природного материала»
1.«Зверушки».
Цель: Учить детей изготавливать зверушек из природного материала: туловище – шишка, голова – каштан. Для соединения деталей использовать пластилин.
2.« Ёжик».
Цель: Учить детей изготавливать ёжика из каштана, проявлять фантазию, вылеплять мелкие детали из пластилина.
3. «Веточки с листьми»
4. «Беседа о флористике. Картина из листьев»
Апрель
«аппликация из цветной и гофрированной бумаги»
« Первые цветы».
Цель: Учить детей самостоятельно вырезать лепестки из прямоугольника цветной бумаги, составлять из них цветок.
2.« Ракеты и кометы».
Цель: Учить детей создавать и вырезать ракеты рациональным способом: делить квадрат на 3 треугольника (большой треугольник- нос ракеты, два маленьких- крылья).
3.« Нарядные крылышки» (Поделки из фантиков, гофрированной бумаги).
Цель: Приготовить разные цилиндры размером с пальчик. И будем мастерить разных насекомых, туловище которых напоминает трубочку. У них такие красивые крылышки. Их будем вырезать из фантиков и гофрированной бумаги.
4.«Аппликация корзина с цветами ».
Май «аппликация из ткани и нити »
1.«Беседа откуда нитки к нам пришли. Аппликация Верба»
Цель: Познакомить детей техникой вытягивания ваты из комочка, изготовления веток из нити и завязыванием узелков для утолщения.
2.«Морковка». (Аппликация из ниток).
Цель: Учить детей самостоятельно приклеивать готовую форму на лист картона с добавлением пряжи.
3.«Валентинки». (Аппликация из резаных ниток).
Цель: Продолжить знакомить с техникой выполнения аппликаций из ниток. Учить равномерно намазывать участки изображения и посыпать их мелко нарезанными педагогом нитками.
4.« Красивое платье». (Аппликация из ткани).
Цель: Учить выполнять аппликацию из ткани, правильно располагать элементы украшения. Развивать творческую фантазию.
В результате обучения в кружке дети должны получить знания:
О материалах, инструментах;
О правилах безопасности труда и личной гигиены при обработке различных материалов;
О месте и роли декоративно-прикладного искусства в жизни человека;
О видах декоративно - прикладного искусства
Об особенностях лепных игрушек;
О способах аппликации в народном искусстве (ткань, бумага, ткань и т.д.)
О проектной деятельности.
Заключение
Напомним, что способности проявляются и формируются лишь в деятельности. Значит, только правильно организуя деятельность ребенка, можно выявить, а затем и развить его способности. К.Д. Ушинский писал «Основной закон детской природы можно выразить так: ребенок нуждается в деятельности непрестанно и утомляется не деятельностью, а ее однообразием или односторонностью».
Таким образом, в деятельности, направленной на достижение определенной цели, совершенствуются не только сама эта деятельность, но и зрительное восприятие ребенком предметов окружающего мира. Продуктивные виды деятельности способствуют совершенствованию речи детей, формирования моральных качеств личности, как самостоятельность, инициатива, организованность и ответственность при выполнении задания. Эффективность коррекционного процесса в ходе продуктивной деятельности напрямую зависит от методов и приемов, которые используются в работе. По мнению ученых, целесообразно проводить специальную работу с помощью природного материла.
Литература
Агнешка Байраковска-Пженёсло «Чудесные поделки из макарон», Харьков/Белгород, изд. «Клуб семейного досуга», 2013г.
Грин Д. «Всё пригодится», изд-во «Махаон», 1998г.
Гульянц Э.К., Базик И.Я. «Что можно сделать из природного материала», книга для воспитателя детского сада, 2-е издание М,«Просвещение»,1991г.
Кошелев В.М., Афонькин С.Ю. «Вырезаем и складываем», Спб, изд. «Кристалл», 1999г.
Куцакова Л.В. «Мама, я умею мастерить», М., изд. «Мой мир», 2007г.
Макарова Н.Р «Секреты бумажного листа», М., «Мозаика - Синтез», 2007г.
Макарова Н.Р. «Тайны бумажного листа», М., «Мозаика - Синтез», 2008г.
Машинистов В.Г. «Дидактический материал по трудовому обучению», М., «Просвещение», 1989г.
Роенко И.П. «Поделки, обереги, картины, открытки, украшения, подарки из природных материалов», Харьков/Белгород, изд. «Клуб семейного досуга», 2012г.
Цирулик Н.А., Проснякова Т.Н. «Умные руки», изд.дом «Федоров», 2000г.
«Забавные поделки» /сост.В.И. Федорова, М.: «Мой мир», 2008г.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 5
Утверждаю
заведующая МБДОУ детский сад № 5
________________
Приказ от №
ПРОГРАММА
кружковой работы «Волшебное тесто »
для детей средней группы
2012 – 2013 учебный год
Средняя группа
Руководитель –
воспитатель
Пояснительная записка.
Человек от природы – творец. Для этого у него есть всё: воображение, мысли, идеи и тело, которое воплощает все это в жизнь. Как же интересно наблюдать свои идеи, выраженные в танце, звуке, красках, глине или тесте! Танец пальцев придает материи форму, заданную нашим воображением, а название этому "танцу" рук – ЛЕПКА! Материалов для лепки предостаточно: глина, пластилин, гипс, тесто, снег, песок! Лепить можно даже из хлеба и воска.
Соленое тесто становиться все более популярным в нашей стране, успешно конкурируя с традиционными материалами – глиной и пластилином. В работе с ним многих привлекает не столько доступность и относительная дешевизна, сколько безграничные возможности, которые дает этот материал для развития творческих способностей дошкольников.
Соленое тесто – это замечательный материал для поделок. Оно обладает целым рядом преимуществ: не оставляет следов и легко отмывается, безопасно для детей, экологически чистый натуральный материал, не вызывающий аллергии . Его можно даже съесть. Лепить могут как дети 5-6 лет, так и самые маленькие. Тесто очень пластичное и позволяет проработать мелкие детали. На тесте остаются замечательные отпечатки от любых предметов – пуговицы, ладошки, вилки, гвоздика, расчески, ткани – любой предмет, рельеф которого вам интересен.
Наблюдения за детьми в младшей группе показали, что 60% детей обладают низким уровнем развития мелкой моторики рук. Они не умеют пользоваться ножницами, плохо рисуют карандашами и красками, с трудом держат ложку и вилку. Дети робкие и застенчивые, неуверенные в своих силах.
Работа с тестом – это, своего рода упражнения, оказывающие помощь в развитии тонких дифференцированных движений, координации, тактильных ощущений детей. Всему, что так необходимо ребенку в школе: воспитанию усидчивости, аккуратности, терпению; развитию ловкости рук и точности глазомера; овладению технологическими операциями и, прежде всего, творческому подходу к любой работе, радость творчества посредством самовыражения через изготовление изделий из соленого теста.
ТЕСТОПЛАСТИКА ВЫПОЛНЯЕТ СЛЕДУЮЩИЕ ФУНКЦИИ:
Коррекционно-развивающую - развитие и коррекция всех психических функций (восприятия, внимания, мышления, моторики и координации движений и т. д.)
Обучающую - расширение знаний и представлений о самом себе, других, окружающем мире, раскрытие творческих способностей детей, умения видеть необычное в предмете исследования.
Коммуникативную - развитие умения позитивного общения и сотрудничества.
Релаксационную - преобразование деструктивных форм энергии в социально-адаптивную форму деятельности, снятие психоэмоционального напряжения
Воспитательную - развитие нравственных сторон личности ребенка, любви к труду, процессу творчества и познания.
Предполагаемый результат работы кружка:
Сформируется общая осведомленность детей
Повысятся технические навыки и умения
Разовьется моторика рук
Дети будут проявлять творчество в процессе лепки
Станет устойчивым интерес к изотворчеству на занятиях и самостоятельной деятельности.
ЦЕЛЬ РАБОТЫ: подарить детям радость творчества, показать приемы лепки из соленого теста, помочь развить творческие и коммуникативные способности ребенка через изготовление изделий из соленого теста.
ЗАДАЧИ :
- Воспитывать интерес и желание заниматься декоративно-прикладным промыслом. Развивать у детей эстетический и художественный вкус. Познакомить с тестопластикой. Развивать мелкую моторику. Учить техническим приемам работы с тестом и подручными инструментами. Познакомить со способами и приемами изображения.
Методические приемы
Показ технологических приемов.
Рассматривание игрушек, скульптуры и т. д.
Рассматривание иллюстраций из книг, фотографий, картин и т. д.
Игровые приемы (приход героя и др.).
Упражнение детей навыках использования инструментов для лепки (стеки, печатки и т. д.).
Дидактический материал:
Аудиозаписи.
Использование образцов.(муляжи, игрушки, поделки из соленого теста, скульптуры, макеты).
Использование наглядности (фотографии, картины, рисунки детей, иллюстрации из книг и др.).
Техническое оснащение:
Дополнительный материал для создания выразительного образа (бисер, бусинки, леска, пайетки, кусочки меха).
Инструменты для лепки (стеки, печатки, турнет для лепки, колпачки от фломастеров и др.).
Форма работы:
· Совместная деятельность с педагогам.
ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ РАБОТЫ:
· От простого к сложному.
· Связь знаний, умений с жизнью, с практикой.
· Научность.
· Доступность.
· Системность знаний.
· Воспитывающая и развивающая направленность.
· Всесторонность, гармоничность в содержании знаний, умений, навыков.
· Активность и самостоятельность.
· Учет возрастных и индивидуальных особенностей.
В РЕЗУЛЬТАТЕ РАБОТЫ КРУЖКА НА КОНЕЦ ГОДА ДЕТИ ОСВОЯТ СЛЕДУЮЩИЕ ПРИЕМЫ ЛЕПКИ:
· скатывание прямыми движениями;
· скатывание круговыми движениями;
· расплющивание;
· соединение в виде кольца;
· защипывание края формы;
· лепка из нескольких частей;
· пропорции;
· оттягивание части от основной формы;
· сглаживание поверхности формы;
· присоединение части;
· прижимание;
· примазывание;
· вдавливание для получения полой формы;
· использование стеки.
Кружок «Волшебное тесто» проводится с детьми 5 – го года жизни. Занятия проводятся в течение учебного года (с октября по май) один раз в неделю с группой из 8 детей, продолжительностью до 20 мин.
Программа рассчитана на 28 занятий.
1. Германович Владлена
2. Городецкая Даша
3. Макаров Данил
4. Нюхов Ильхам
5. Паньков Георгий
6. Попихина Арина
7. Тропин Максим
8. Трунов Глеб
Тема занятия. | Способ организации. | Месяц. Количество |
1. Узоры из солёного теста Знакомство с тестом Создание отпечатков и рисунков на лепешке из теста с помощью крупы, косточек. 2. Гусенички лепка гусениц и раскрашивание гуашью. | Методические приёмы: Перебирание пальчиками косточек, семян – дидактическое упражнение «Угадай на ощупь». Знакомство с пластичным материалом (соленое тесто). Практическая деятельность – лепка и рисование. Обогащение словаря: рассыпались, круглые. | Октябрь 2 занятия. 2 занятия |
1. Фрукты в корзине Коллективное панно. 2. Пирожки, да булочки Создание атрибутов с сюжетно ролевой игре «Магазин». | Методические приёмы: Рассматривание картинок фрукты, натуральных объектов. Совместная практическая деятельность – объединение рисования и лепки в одном сюжете. Самостоятельные действия детей, помощь педагога детям при выполнении. Обогащение словаря: урожай, | Ноябрь 2 занятия. 2 занятия |
1. «Новогодние игрушки» Создание игрушек на елку, лепка, раскрашивание. 2. «Ёлочка красавица» Оформление тематической выставки. | Методические приёмы: Рассматривание открыток, иллюстраций, фотографий. Вырезывание контурное «игрушки» в подарок детям (воспитатель). Практическая деятельность – лепка и рисование. Обогащение словаря: шишки, колокольчики | Декабрь 2 занятия. 2 занятия |
1. «Ёжики» Создание фигурки ёжика, раскрашивание 2. «Лесные звери» Коллективное создание поделки лесная поляна. | Методические приёмы: Чтение рассказов с описанием зверей. Рассматривание иллюстраций, муляжей зверей. Обогащение словаря: пушистый, колючий. | Январь 1 занятия. 1 занятия. |
2. «Кораблик» (подарок папе) | Методические приёмы: Чтение стихотворений. Рассматривание открыток о зиме, фотографий с изображением зимних явлений. Рассматривание иллюстраций с изображением кораблей, модели. Практическая деятельность – лепка, рисование. Обогащение словаря: Вьюжится, искрами, серебристые, рассыпались кругом, деревья в снегу, парусник, лодочка. | Февраль 1 занятия 2 занятия |
1. «Картинка для мамы» (балерьеф) 2. «Цветы в вазе» | Методические приёмы: Чтение стихотворения о маме. Рассматривание картинок с изображением цветов. Практическая деятельность – лепка, аппликация и рисование. Обогащение словаря: цветик-семицветик, роза, тюльпан и т. д. | Март 1 занятия 2 занятия |
1. «Аквариум» (балерьеф) 2. «Подставка под яйцо к пасхе» | Методические приёмы: Рассматривание иллюстраций с изображением рыб, муляжи рыб. Рассказ о празднике. Рассматривание подставок под свечи. Практическая деятельность – лепка, аппликация и рисование. Обогащение словаря: карась, золотая рыбка, водоросли . | Апрель 2 занятия. 2 занятия |
1. «Рамка для фото» 2. Оформление выставки | Методические приёмы: рассматривание рамок для фото. Практическая деятельность – лепка, аппликация и рисование |
2 занятия 2 занятия |
Литература:
1. Лепим из соленого теста. Украшения. Сувениры. Поделки. Декор.- М: Эксмо, 2004. - 160 с.
2. Кискальт И. Соленое тесто/ Пер. с нем. - М.: АСТ-пресс книга, 2003 - 144 с.
3. Кискальт И. Соленое тесто. Увлекательное модедирование. - М.:
Профиздат 2002. - 80 с.
4. Колотова О. Тестопластика // Позашкiлля. – 2007. – №7. – с. 40 – 42.
5. Хананова И. Соленое тесто. - М.: АСТ-пресс книга, 2004 - 104 с.