1. Сенсорное развитие:
- Цвет (4 основных) ;
- Размер (длинный-короткий, высокий - средний-низкий, большой-средний-маленький);
- Форма (круг, кольцо);
- Ощущения (мягкое-твердое, тонет-не тонет);
2. Развитие элементарных математических представлений:
- Понятия («такой же», «много-мало», «столько же», «поровну»);
- Развитие пространственной ориентации на плоскости (верхний/ нижний правый/ левый угол, центр);
- Счет до 2-х;
3. Развитие речи:
- Пропевание таблицы Зайцева;
- Упражнения на дыхание;
- Артикуляционная гимнастика;
- Слухоречевое развитие (громко-тихо, различение звуков, развитие умения различать слова похожие по звучанию, развитие умения повторять ритмический рисунок);
- Звукоподражание (домашние животные и птицы);
- Развитие умения говорить предложениями;
4. Развитие мелкой моторики:
- Шнуровка;
- Лабиринты;
- Наматывание ниток на клубок;
- Использование ложки и сита;
- 2-х пальцевый захват предметов;
- насаживание предмета на палочку через узкое отверстие;
5. Развитие навыков конструирования:
- Плоскостное (счетные палочки);
- Объемное (башня из 2-х кубиков, забор из кирпичей, будка из 3-х деталей);
6. Развитие представлений об окружающем мире:
- Домашние птицы и животные (утка, курица, петух, свинья, баран);
- Дикие животные (белка, крокодил, «кто что ест»);
- Музыкальные инструменты (металлофон, барабан);
- Фрукты (яблоко);
- Свойства бумаги;
- Воздух;
- Осень;
7. Развитие психических процессов: восприятие, наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, память, внимание.
8. Развитие творческого потенциала: Использование разнообразных традиционных и нетрадиционных техник рисования, аппликации, лепки.
ПРИМЕЧАНИЯ
*** Программа апробирована на базе сети центров развития детей "ВундеркиндикИ"
*** При создании данной программы использовалось более 100 источников, в которые входят как классические концепции детских методик так и новаторские: Выготский, Запорожец, Жукова, Кузнецова, Казакова, Герасимова, Никитин, Монтессори, Зайцев, программы «Радуга», «Детство», «Развитие» и многие другие, так и наши собственные разработки Шакарова, Лучина, Верещагина.
***
Ваши отзывы, вопросы и пожелания высылайте на адрес
Марина Суздалева
— «Как заниматься с ребенком регулярно?»
— «Как спланировать все, чем хочется и кажется необходимым позаниматься с малышом так, чтобы развивающие игры шли ему на пользу, а не перегружали малыша?»
— «Как составить недельный план занятий с ребенком ?»
С такими вопросами ко мне часто обращаются читательницы моей рассылки, и сегодня я хочу подробно на него ответить. Думаю, что даже если вы уже придерживаетесь какого-либо плана занятий с ребенком, вам будет интересно прочитать эту статью.
По крайней мере, я обязательно пересматриваю наш недельный план занятий с сыном как минимум 1 раз в 3 месяца. Именно с такой периодичностью стоит проводить оценку умений, достижений и навыков, которые приобрел кроха за прошедший период увлекательных игр и занятий с мамой. О том, как и по каким критериям проводится такая оценка, мы подробно говорим в курсе «Система развития ребенка дома от А до Я» .
Недельный план занятий с ребенком — эффективен
Но вернемся к нашим сегодняшним вопросам. Недельный план занятий – это как раз тот кусочек времени, в рамках которого удобно и эффективно можно спланировать занятия с ребенком. Каждая мама хочет, чтобы ее малыш развивался гармонично и своевременно, и иногда начинает казаться, что чем больше разнообразных занятий и игр предложить ребенку в течение дня, тем интенсивнее будет его развитие, и лучше результат.
Тем не менее, нельзя забывать и о возрастных особенностях детской психики, таких как неспособность к длительному сосредоточению, быстрая утомляемость, необходимость чередования разноплановых занятий и др. Да и ожидаемые результаты развивающих занятий – это тема отдельного разговора, которой я планирую посвятить один их следующих выпусков рассылки. Пока же давайте исходить из того, что режим занятий должен быть составлен с учетом указанных нюансов.
Итак, вы определились с вашими ожиданиями от занятий и понимаете, ради чего вы все это затеяли. Надо сказать, что ожидания и цели могут быть самыми разными, и, за редким исключением, все они не лишены определенной логики.
Например, кто-то мечтает вырастить настоящего гения, кто-то видит своего кроху в будущем выпускником самых рейтинговых ВУЗов мира, кто-то готовит малыша к поступлению в первый класс, а кто-то «всего лишь» не хочет упустить что-то важное в самые ранние годы, провести их с пользой и удовольствием для себя и для крохи, показать ему все , научить мыслить, поддержать детскую любознательность…
Надоел бардак в детской? Устали без конца собирать игрушки за ребенком?
Вероятно, вы согласитесь со мной, что и планы развивающих занятий у мам, ставящих перед собой и крохой такие «разнокалиберные» цели, будут разными. И именно поэтому на своих курсах я никогда не даю участницам готовой методики, которую нужно применять «от и до». Я даю лишь необходимую информацию, приемы и инструменты для создания индивидуальной системы занятий с ребенком.
Предположим, у вас все это уже есть, а значит, перед вами , игр, игрушек, конкретных действий, которые в совокупности приведут вас к вашим целям. Дело за малым – осталось «раскидать» эти занятия на неделю, и недельный план занятий готов!
Составляем план занятий с ребенком
Но не все так просто. Ведь нужно учесть необходимую частоту различных типов занятий, их продолжительность, оптимальные варианты чередования, повторения и т.д. Поэтому прежде, чем вооружаться ежедневником и ручкой, проанализируйте ваши наблюдения, записи о занятиях с вашим ребенком (если не ведете таких записей – вспомните):
- Какие занятия больше всего нравятся вашему ребенку?
- Что у него хорошо получается, а что доступно лишь с вашей помощью?
- Какими играми вам легко заинтересовать кроху, и какие нравятся вам самой?
Наконец, мы переходим к самому главному – распределяем занятия по дням недели. Конечно, здесь тоже не может быть универсальных рекомендаций, ведь каждый малыш уникален, и перед каждым стоят свои собственные, актуальные для него сейчас задачи развития. Но можно выделить несколько общих приемов:
- Отметьте в вашем недельном плане обязательные занятия, такие как , кружков, бассейна, визиты массажиста и т.д. Пометьте (например, с помощью фломастеров разных цветов), к каким направлениям развития ребенка относятся эти занятия.
- Ключевые виды занятий (то есть те, которые относятся к актуальным направлениям развития вашего ребенка) запланируйте на каждый день (на 5 или 7 дней недели, в зависимости от того, хотите ли вы проводить какие-то специально организованные занятия в выходные дни). Старайтесь планировать и проводить эти занятия в наиболее благоприятное для этого время (которое вы также можете выяснить опытным путем, исходя из знания режима дня и биоритмов вашего крохи).
- Оставьте в вашем плане местечко для самостоятельных игр ребенка и вашей совместной импровизации, зарезервируйте буферное время «на всякий случай» (ведь мы не можем с точностью до минуты прогнозировать, на какое время увлечет ребенка та или иная игра).
- Все остальные игры и занятия распределите в оставшиеся «ячейки» вашего недельного плана, обращая внимание на соблюдение баланса разных направлений развития (здесь нам опять же помогает выделение разных типов занятий цветами).
Теперь ваш базовый недельный план готов. Через пару недель его практического применения вы внесете в него необходимые коррективы (а может и полностью перекроите — и такое бывало у участниц предыдущих потоков моего тренинга), и он станет работающим инструментом вашей системы развития ребенка дома.
Продолжить знакомство с моей авторской методикой и, конечно, воплотить ее в реальных систематических развивающих занятиях с вашим ребенком, я приглашаю вас в рамках третьего потока тренинга «Система развития ребенка дома от А до Я», который стартует уже в апреле. Запишитесь в ранний список, чтобы первыми узнать о начале продаж и получить возможность оплатить участие по самой выгодной цене.
Есть вопросы? Задайте их в комментариях!
Главная задача занятий с ребёнком в возрасте от 2-х до 3-х лет - развитие у него гармоничного восприятия себя в окружающем мире. Представляем Вам перечень занятий, которые необходимо делать вместе с малышом для развития его личности в этот период
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И ШУМНЫЕ ИГРЫ
1. ходьба (кривые дороги, по бревну или доске, по горке, по кочкам)
2. бег (догонялки, с препятствиями)
3. игры с мячиком или мячами (бросаем, катаем, носим, ловим)
4. прыжки (через препятствия, резинки, классики)
5. лазанье (шведская стенка, диван, обруч, тоннель)
6. для ног массаж и на спине (всякие массажные коврики, крупа, хождение на цыпочках и т.п.)
7. хороводы и танцы
8. висеть на кольцах, перекладинах, ходить на руках
9. плаванье или игры в воде
10. прятки и жмурки
11. зарядка в т.ч. со стишками
12. велосипед
МОТОРИКА
1. Трогать, перебирать, застегивать (пуговицы, застежки, петельки, кнопки, тумблеры)
2. Ведерки и коробки с дырками и вкладышами (мелкими предметами или фигурами)
3. Что-то рвать
4. Фасолины, макаронины, крупа (сыпать, сортировать, солить, перебирать, делать поделки, просеивать)
5. Всякие липкие картинки
6. Готовим из теста, салаты, чай и т.п.
7. Шнуровки разные
8. Песок (куличики, секретики)
9. Выкладывание из карандашей, камушков, фасолин
10. Конструкторы, кубики, блоки
11. Пальчиковые игры
ТВОРЧЕСТВО
1. Краски акварель, гуашь, пальчиковые (рисовать)
2. Пластилин, тесто (поделки, кусочки отщипывать)
3. Аппликации всевозможные (из вырезанных картинок, фигур, рваных кусочков)
4. Фломастеры, карандаши, ручки (рисовать)
5. Ножницы детские (учиться резать)
6. Природный материал – поделки (шишки, орехи, камешки)
7. Обводить формочки
8. Поделки вместе (тряпичные куклы, домики для кукол, гаражи для машинок, папье-маше и пр.)
РОЛЕВЫЕ ИГРЫ
1. Покормить, одеть, искупать, положить спать, полечить кукол в т.ч. бумажные куклы.
2. Магазин, парикмахерская
3. Машинки и другие виды транспорта
ПЯМЯТЬ, ЛОГИКА, ЦВЕТ, ФОРМА, ОБЪЕМ
1. С карточками и игрушками (что лишнее, что дорисовано, чем отличается, что убрали, что изменилось, найти пару, найти похожую, покормить животных, распределить домики, обобщения и т.п.)
2. Последовательности (из бусин, кубиков, карточек)
3. Домино
4. Пазлы, разрезные картинки, подбор формы
5. Игры Никитина
6. Систематизации и сопоставления игрушек, карточек или фигур (по форме, объему, цвету, оттенку, проекции, банки и крышки). На что похожи предметы в доме.
СЛУХ, ЗАПАХ, ВКУС, ТАКТИЛЬНЫЕ ОЩУЩЕНИЯ
1. Звучащие инструменты и бытовые предметы (играть, угадывать что звучит, последовательности по уровню шума)
2. Разная музыка (классика, народная, песенки). Рисовать под музыку, делать упражнения.
3. Угадывать запахи и вкусы
4. Ткани, шершавая бумага, предметы разные на ощупь. Угадывать предмет на ощупь
5. Выполнение команд
ЧТЕНИЕ, СЧЕТ, РАЗВИТИЕ РЕЧИ
1. Изучение цифр, букв и слогов разными способами. Чтение вывесок, самодельных книг, кубики Зайцева, презентации по Доману и прочие.
2. Счет предметов, сопоставление цифры и количества.
3. Вставлять слово или фразу в стишок
4. Рассказы с наводящими вопросами, специальные ошибками,
5. Придумать имя предмету, дню
6. Загадки, описания предметов (гладкий, холодный…)
7. Книги самые разные, мультики, обучающие фильмы, аудиосказки.
МИР ВОКРУГ НАС
1. Семья (кто есть кто, фотографии, рассказы)
2. Животные, детеныши, где живут, что едят, что дают, какие звуки издают, как выглядят (картинки, презентации, сказки, постановки)
3. Календарь, время, погода и явления, времена года, дни недели, праздники
4. Выращивать растения, кормить птиц
5. Свет и тени
6. Кукольные или т.п. постановки сказок, театр.
7. Мыть посуду, пол, подметать и т.п.
8. Предметы и их назначение. (Одежда, предметы в доме, на улице).
9. Что съедобное, а что нет.
10. Противоположности (мокрый-сухой, холодный-горячий)
11. Превращения (лед в воде, сахар в воде). Растворение и смешивание красок.
12. Планеты, космос, другие люди, другие страны, ландшафты (горы, рек) (рассказы, презентации, картинки)
13. Общение, этикет, телефон, вежливость
14. Измерения (рост, длина, вес, объем)
(В этих упражнениях имя заменяется на имя ребенка)
Ярослав наш - озорник,
Тянет губы к ушкам.
Посмотрите, - говорит,
Я теперь лягушка!
Кто играет на гитаре,
А Ярослав на дудочке,
Губы вытянул вперед,
Узкой-узкой трубочкой!
Ярославка в лес пошел,
Под сосною гриб нашел,
Подними ввеох язычок -
Покажи как рос грибок.
Язычок то вверх, то вниз.
На качели сел малыш,
Вот качели высоко, вот качели низко,
До чего же хорошо!
Ярик весилится!
2. Упражнения на дыхание.
Ежик добрый, не колючий (поврот головы вправо - вдох),
Посмотри вокруг получше (поворот головы влево - выдох).
Изображаем паровозик, ходим по квартире, имитируем руками движения колес, и говорим "Чух-чух-чух". То громче, то тише, то реже, то чаще.
"Солнышко светит, облака плывут, паровозик едет "чух-чух-чух-чух".
"Гуси высоко летят, на детей они глядят". При медленной ходьбе, поднимаем руки в стороны - вдох, руки вниз - выдох, произносим "гуууууу".
3. Пальчиковая гимнастика.
С ветки ягодки снимаю (левой рукой изображаем ветку с ягодами. Пальцами другой, гладим каждый палец от основания к кончику)
И в лукошко собираю (обе ладони сложить чашечкой)
Будет полное лукошко (одну ладонь накрываем другой).
Мышь полезла в первый раз
Посмотреть, который час.
Вдруг часы сказали "Бом!"
(Один хлопок над головой)
Мышь скатилась кувырком!
(Руки "скатываются" на пол).
Мышь решила второй раз,
Посмотреть который час.
Вдруг часы звонят "Бом, бом!"
(Два хлопка над головой),
Мышь скатилась кувырком!
(Руки "скатываются" на пол).
Мышь полезла в третий раз,
Посмотреть, который час.
Услыхала: "Бом, бом, бом!"
(Три хлопка над головой),
И скатилась кувырком!
(Руки "скатываются" на пол).
Можно попробовать этот стишок в английском варианте, называется "Hickory Dickory Dock".
4.Логоритмика. 1-2 песенки Железновой + приседания, висение на турнике;
5.Дидактическая игра. Блоки Дьенеша. Сортируем по цвету, размеру, фигурам. Выкладываем домики, машинки, гусениц. Можно просто, можно по распечатанным картинкам (блоки можно заменить на картонные круги, квадраты и треугольники, желтого, синего и красных цветов, разного размера, но советую купить все-таки блоки Дьенеша, это недорогое пособие можно использовать лет до 7);
6. Творчество. Аппликация "Слон Элмер". Рисуем слона и нарезаем кусочки разноцветной бумаги. Ребенок должен заклеить слона этими кусочками. Не забываем спрашивать у ребенка цвет бумажки, когда он ее клеит;
7. Развитие слуха. "Пляска с погремушками" Антоновой. Учим детей выполнять хороводные движения под музыку, вызывать эмоциональный отклик на музыку;
8. Игры с терапевтическим материалом. Игры с песком. Печем пирожки с начинкой, делаем пироженые, украшаем их сверху, разрезаем на кусочки, делаем печенья (раскатываем тонкий слой песка, и вырезаем формами на печенья или формочками).
Приглашаем и угощаем гостей;
9. Сюжетно-ролевые игры. "Чаепитие". Совмещаем игры с песком и сюжетно-ролевую игру.
1. Артикуляционная гимнастика.
Зубы ровно мы смыкаем,
И заборчик получаем,
А сейчас раздвинем губы,
Посчитаем наши зубы.
В гости к нам пришел слоненок,
Удивительный ребенок.
На слоненка посмотри,
Губки хоботком тяни.
Под высокою сосной,
Мы грибок нашли с тобой,
Чтобы рос боровичок,
Подними вверх язычок.
Цок-цок-цок по мостовой,
Идет лошадка к нам с тобой,
Щелкай язычком быстрее,
Чтоб она пришла скорее.
Дятел-дятел тук, тук, тук.
Ты чего стучишь, мой друг?
Я не зря во рту стучу.
Звукам правильным учу.
2. Упражнения на дыхание.
Дуем на тучки, сдуваем с солнышка (на листе бумаги нарисовать солнышко, тучки вырезать из цветной бумаги);
Дуем на вертушку;
Дуем на колокольчики "Музыка ветра"
"Скажи-ка нам ветер, какого ты цвета?
Я цвета заката,
Я цвета - рассвета,
Я - снежного цвета,
Я - цвета огня...
Такой я, каким ты увидишь меня. (Лунин)
3. Массаж пальчиков массажными мячами;
Гладь мои ладошки ёж,
Ты колючий, ну и что ж,
Я хочу тебя погладить,
Я хочу с тобой поладить.
"ИГРА С ЕЖИКОМ"
Ежик выбился из сил,
Яблоки, гибы носил,
Мы потрем ему бока,
Надо их размять слегка.
А потом погладим ножки,
Чтобы отдохнул немножко,
А потом почешем брюшко,
Пощекочем возле ушка.
Еж в лесочек убежал,
Нам спасибо пропищал.
4.Логоритмика. 1-2 песенки Железновой + ходим вдоль скакалки и между игрушками (учит ребенка смотреть себе под ноги);
5.Мелкая моторика. Яблочки по мешочкам. Вырезаем из картона разноцветные мешки (желтый, зеленый, красный) и яблочки (кружочки). На мешках рисуем круги. Просим ребенка разместить яблочки в кружки, соответственно цвету;
6. Развитие слуха. Слушаем русские народные песни. Учим малыша выполнять простые танцевальные движения под музыку: пяточка-носочек, повороты с руками на поясе, хоровод);
7. Математика. Играем с счетными палочками или палочками от мороженого. Считаем, выкладываем из них геометрические фигуры;
8. Алфавит. Читаем стихи про азбуку Маршака. Раскрашиваем раскраски со словами на букву Б (бегемот, бобер, белка, бурундук, банан, баклажан, бульдог).
1. Артикуляционная гимнастика.
Бегемотик рот открыл, подержал, потом закрыл,
Подразним мы бегемота, подшутить над ним охота
Улыбается щенок, зубки напоказ,
Я бы точно также смог,
Вот смотри сейчас.
Хоботок слоненок тянет, он вот-вот банан достанет,
Губы в трубочку сложи и слоненку покажи.
Устала собачка, и дышит устало.
И даже за кошкою бегать не стала.
Широкий язык отдохнет полежит.
И снова собачка за кошкой спешит.
Котенок любит молоко, нальешь и нет ни капли вмиг,
Лакает быстро и легко, лопаткой высунув язык.
2. Упражнения на дыхание.
Учимся дуть в аэробол. Используем не только шарик, но и перышки, кусочки бумаги.
Задуваем шарик в ворота. Или, в нашем случае, в рот коале:
"Мы на шарик дунем дружно, мишку покормить нам нужно".
3. Массаж ладошек с помощью карандашей.
"ВЕСЕЛЫЙ КАРАНДАШ"
Бом, бом, бом
По гвоздям бьем молотком.
Гвозди не вбиваются, только загибаются. (Ребенок стучит карандашом по пальчикам, отбивая ритм стихотворения);
"ТОЧИЛКА"
Мы точилочку берем,
Карандаш в нее кладем.
Будет острым наш,
Синий карандаш.
(Одной рукой сжимаем карандаш, другой крутим. Карандаш должен быть ребристый);
4. Логоритмика. 1-2 песенки Железновой + упражнение "Мишка" (ходим вперевалочку по массажным коврикам, поднимаемся по наклонной доске);
5. Дидактические игры. "Волшебный мешок". Учим ребенка узнавать предметы на ощупь, по описанию и особым признакам. Учим подбирать слова для обозначения признакам, того, что он чувствует. В мешок кладем овощи и фрукты, настоящие, игрушечные не дают таких тактильных ощущений;
6. Творчество. Рисуем телефон. Делаем картонную заготовку в виде телефона (сотового или обычного) с цифрами. Ребенок должен нарисовать кнопки, обвести каждую цифру в кружок. Читаем Чуковского "Телефон";
7. Развитие слуха. Играем на музыкальных инструментах. Представляем, что мишка идет - барабан, птички поют это дудочки, белочка щелкает орешки - трещетка и тд. Отгадываем какой инструмент звучит;
8. Игры с сенсорной коробкой. С помощью крупы, камней, ракушек, палочек и фигурок животных делаем тематическую коробку. Прячем фигурки в крупе, после того как ребенок все найдет, просим его спрятать;
9. Сюжетно-ролевые игры. Играем в зоопарк. Строим из кубиков или лего вальеры, селим туда животных. Приезжает экскурсия в зоопарк (несколько маленьких игрушек). Смотритель зоопарка (другая маленькая игрушка или ребенок) проводит экскурссию. Рассказывает, что это за животные, откуда они, чем питаются и тд; (можно взять демонстрационные карточки, как правило, сзади написана информация о животном);
1. Артикуляционная гимнастика.
Бегемот открыл свой рот,
Булки просит бегемот.
Хомячок надует щечки,
У него зерно в мешочках,
Мы надуем щечки тоже,
Хомячку сейчас поможем.
Подражаем мы в лягушкам,
Тянем губы прямо к ушкам.
Мы потянем-перестанем,
И нисколько не устанем.
Буду подражать слону -
Губы хоботом тяну.
Белка щелкает орешки,
Обстоятельно, без спешки,
Упираем язычок влево-вправо набочок.
2. Упражнения на дыхание.
Упражнение "Дровосек"
Ноги на ширине плеч, руки опущены и пальцы рук сцеплены «замком». Быстро поднять руки - вдох, наклониться вперед, медленно опуская «тяжелый топор», произнести - ух! - на длительном выдохе.
Вдохнуть спокойно через нос - выдохнуть через рот.
Я подую высоко (руки поднять вверх, встать на носочки, подуть),
Я подую низко (присесть и подуть),
Я подую далеко (наклон вперед, подуть),
Я подую близко (руки сложить на груди и подуть на них).
3. Пальчиковая гимнастика.
"ПЕСЕНКА"
У ходиков песня такая: тик, тик, тик (руки - стрелки).
У птички-синички - такая: пик, пик, пик (ладошки клювиком).
У поросенка такая - рюх, рюх, рюх. (Кольцо из большого и указательного пальцев).
У ежика песня такая: плюх, плюх, плюх. (Растопыриваем ладошки).
У кисоньки песня такая: мяу, мяу. (Рука гладит другую руку).
А у рыбешки какая? (Закрываем рот рукой).
"КАПУСТКА"
Мы капустку рубим-рубим,
Мы морковку трем-трем,
Мы капустку солим-солим,
Мы капустку жмем-жмем.
4.Логоритмика 1-2 песенки Железновой + упражнения с мячами, учимся бросать мяч в корзину, о стену. Учимчя играть в съедобное-несъедобное;
5. Мелкая моторика. Лист и гусеница. Вырезаем из картона. Проделываем там дырки. Просим ребенка продеть шнурок или шиниловую проволоку;
6. Развитие слуха. Показываем ребенку карточку с изображением органа. Слушаем Баха;
7. Математика. На деталях лего или кубиках пишим цифры от 1 до скольки нужно. Просим ребенка собрать башню. На пластиковых бутылках пишим цифры. Просим ребенка положить шарики в бутылки в соответствии с цифрой;
8. Алфавит. Учим стихотворение Заходера "Песенка-Азбука". На листе бумаги рисуем печатные буквы вразнобой, просим ребенка обвести все буквы Б. Рисуем большую букву Б и просим ребенка налепить на нее кусочки пластилина.
1. Артикуляционная гимнастика.
Рот пошире открываем, в бегемотика играем, Широко откроем рот, как голодный бегемот, Закрывать его нельзя, до 5 считаю я, А потом закроем рот - отдыхает бегемот.
Ой, ду-ду! Ой, ду-ду!
Потерял пастух дуду,
Губы трубочкой сложи и мальчишке покажи.
Кит огромный словно дом, улыбаясь бьет хвостом.
Покажи киту улыбку и запомни кит - не рыбка!
Я веселая лошадка, темная как шоколадка,
Язычком пощелкай звонко - стук копыт услышишь громкий.
Волк морской мотор заводит, в море синие выходит,
Заведи язык-мотор, чтоб поднялся в море шторм.
2. Упражнения на дыхание.
Делаем бурю в стакане, задуваем свечи.
"Нужно глубоко вздохнуть,
Чтобы свечку нам задуть".
3. Пальчиковая гимнастика.
Хома, хома, хомячок (руки положите на щеки, покачайте головой из стороны в сторону),
Полосатенький бочок (похлопайте ладонями по бокам),
Хома раненько встает (разведите руки в сторону, потягиваясь),
Щечки моет (потрите ладонями щеки),
Лапки трет (моющие движения руками).
Хома, хома, хомячок,
Разожми мой кулочок!
(Протяните ребенку свой сжатый кулак со спрятанной конфеткой или сушкой).
Ну-ка, ну-ка разожми,
Что найдешь - себе возьми!
"КОРОВКА"
Я коровушку свою (приставляем к голове пальцы-рожки),
Рано утром подою (делаем руками движения как-будто доим)
Я поглажу ей бока (гладим коровушку (воздух);
Дай детишкам молока (руками просяще-хватательное движение);
4. Логоритмика. 1-2 песенки Железновой + полоса препятствий (бегаем по массажным коврикам, пролезаем через туннель, пролезаем под гимнастической дугой или стулом, перелезаем через диванные подушки);
5. Дидактические игры. Просим детей по описанию узнать и показать предметы мебели и домашнию утварь;
6. Творчество. Рисуем кусочками льда (при замораживании в воду добавляем краску);
7. Развитие слуха. Слушаем фрагменты из "Карнавала животных" К. Сен-Санса;
8. Игры с терапевтическим материалом. Игры с водой. Переливание воды. Вылавливаем пинг-понговые шарики или крышки от пюрешек сачком или ситом;
9. Сюжетно-ролевые игры. Инсценировка русской народной сказки "Заюшкина избушка".
Цикл занятий для детей 2-3 лет «В гости к нам пришли матрешки»
Жиличкина Мария Юрьевна, педагог-психолог, МАДОУ детский сад № 66 «Яблонька» г. Щелково Московской области.
Описание материала: Предлагаю Вашему вниманию один из сценариев цикла занятий для детей 2-3 лет. Разработанная автором программа развития детей раннего возраста основана на общении и предметной деятельности, как ведущих в раннем детстве, и представляет собой систему интегрированных занятий с детьми по всем основным направлениям воспитания и развития ребенка. Программа составлена в виде сценариев цикла занятий, посвященных одной теме. Все части сценария выполняются по усмотрению воспитателя в течение дня в зависимости от эмоционального и физического состояния детей.
Структура сценария цикла занятий:
1. индивидуальная работа во время утреннего приема
2. зарядка
3. предметно-познавательная деятельность
4. конструирование
5. развитие речи
6. продуктивная деятельность (рисование или лепка)
7. знакомство с художественной литературой.
Особое внимание обращается на развитие у детей зачатков любознательности, самостоятельности, активности, инициативы. Без этих качеств невозможно развитие творческих способностей ребенка, развитие его личности.
Назначение: Данный материал будет полезен всем, кому интересны развивающие занятия с детьми раннего возраста, как в детских садах, так и в частных центрах, в домашних условиях.
Цель: Развитие детей раннего возраста.
Задачи: Учить детей действовать с двухместной матрешкой. Формировать понятия «большой», «маленький». Учить различать четыре основных цвета (красный, синий, желтый, зеленый). Учить выполнять под музыку игровые движения, соответствующие словам. Упражнять в беге, ходьбе в одном направлении. Учить детей отрывать маленькие комки пластилина от большого, раскатывать их в длину вначале ладошкой на доске, а затем между ладонями. Знакомить с деталями строительного материала, учить сооружать элементарные постройки по образцу определенного размера. Развивать слуховое и зрительное восприятие, внимание, воображение, память, мыслительные операции. Развивать активную речь, побуждая к высказываниям. Воспитывать дружеские взаимоотношения детей, стремление помогать.
Материалы: Большая матрешка, двухместные матрешки на каждого ребенка, разноцветные платочки: синие, красные, желтые, зеленые; косынки четырех основных цветов, четыре коробки: красная, синяя, желтая, зеленая; пластилин, влажные тряпочки, карандаши для рассматривания. 7 кирпичиков и 1 призма на каждого ребенка.
1. Индивидуальная работа с детьми, действия с предметами «Матрешки»
Звучит русская народная мелодия «Как у наших у ворот». На столе стоят матрешки.Воспитатель (обращаясь к малышу): Здравствуй, Маша. Слышишь, как весело в нашей группе? Хочешь посмотреть, кто там веселится? Пойдем, посмотрим. Вот, оказывается, кто веселится! (берет одну матрешку в руки, показывая ребенку) . Это матрешка. Посмотри, какой у нее красивый сарафан, какой яркий платок. Покажи, Машенька, где у матрешки ротик, носик, глазки. Наша матрешка танцует под веселую музыку. Покажи, как она танцует. Хочешь поиграть с матрешкой? Выбирай любую, какая тебе нравится. Аналогично проводится работа с каждым ребенком.
2. Зарядка с платочками.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, какие разноцветные платочки принесли матрешки. Вот красный платочек, вот синий... (показывает) . Хотите поиграть с ними? Ползите к коробке с платочками, выбирайте какой понравится.1-е упражнение. «За платочками». Ползание в заданном направлении.
2-е упражнение. «Помаши платочком». Исходное положение: сидя, руки с платочком опущены, ноги выпрямлены. Поднять руку с платочком, помахать, опустить вниз. То же самое выполнить другой рукой (4 раза).
3-е упражнение. «Покажи платочек». Исходное положение: стоя на коленях, платочек в руке за спиной. Руки с платочком вытянуть вперед. Принять исходное положение (4 раза).
4-е упражнение. «Положи платочек». Исходное положение: стоя, руки опущены, в одной руке платочек. Присесть, положить платок перед собой. Принять исходное положение. Показать руки, сказать: «Нет платка». Присесть, взять платок. Принять исходное положение. Показать платок, сказать: «Вот платок». (4 раза).
5-е упражнение. «Весело шагаем с платочком». Ходьба с воспитателем под музыку.
3. Предметно-познавательная деятельность «Игра с матрешкой».
Воспитатель привлекает внимание детей большой яркой матрешкой.Я веселая матрешка,
Ладушки, ладушки.
А в ушах моих сережки,
Ладушки, ладушки.
Воспитатель побуждает во время произнесения слов «ладушки, ладушки» хлопать в ладоши. Дети садятся за столы, у каждого двухместная матрешка.
Воспитатель (трясет матрешку, удивленно говорит): Что это?
Воспитатель открывает матрешку и достает из нее другую, поменьше.
Воспитатель: Была одна игрушка, а теперь две. Одна (показывает) большая - это мама-матрешка, другая (показывает) маленькая - это дочка-матрешка. Достаньте маленькую матрешку из большой. Дети выполняют действие.
Воспитатель: Поздоровайтесь со своими новыми игрушками. Здравствуйте, матрешечки! Большие матрешки пошли гулять (воспитатель ставит игрушку на стол, просит, чтобы малыши поставили большие матрешки на середину стола «на лужок»).
Воспитатель: Мамы зовут к себе дочек: «Идите к нам». Дождь пошел (воспитатель ударяет в бубен) : Мама-матрешка прячет маленькую дочку (воспитатель открывает большую игрушку, прячет в нее маленькую) . Дождь не страшен. Аналогичные действия выполняют дети.
4. Конструирование «Дома для матрешек»
Воспитатель: Ребята, матрешки просят вас построить для них домики. Для большой матрешки - большой, для маленькой - маленький.Маленький домик строится из двух положенных друг на друга кирпичиков, а сверху ставится трехгранная призма (крыша). Большой дом строится из 4-5 кирпичиков. Дети строят домики по образцу, предложенному воспитателем. Затем в домики расселяются матрешки.
5. Игра с косынками.
В разных частях группы воспитатель расставляет 4 коробки красного, желтого, синего, зеленого цвета. Из каждой коробки выглядывают концы косынок соответствующего цвета: в красной коробке красные косынки, в синей - синие.Воспитатель: Ребята, посмотрите, какие красивые коробки матрешки для вас принесли. В красной коробке лежат красные косыночки. Кто хочет украсить себя красной косыночкой? Дети достают косынки. Педагог помогает малышам повязать косыночки: девочкам на голову, мальчикам на шею. Давайте поищем в группе коробку и косынки другого цвета. Наши новые подружки, яркие матрешки, хотят, чтобы малыши были такими же нарядными, как и они. Дети разыскивают коробочки, наряжаются, любуются, смотрятся в зеркало.
Воспитатель: Вы как настоящие матрешки. Настало время спеть песенку и поплясать. Звучит белорусская народная мелодия «Вот как спляшем». Дети танцуют, повторяя движения за воспитателем.
Эх, матрешки хороши, хороши, хороши.
Вместе спляшем от души, спляшем от души.
Ручками похлопаем хлоп, хлоп, хлоп!
Ножками потопаем топ, топ, топ!
Руками помашем раз, два, три!
Вместе с вами спляшем от души!
Воспитатель: А теперь разложим косынки по местам. Красные косынки в красную коробку. Ваня, в какую коробку ты положишь косынку? (Воспитатель добивается, чтобы все дети проговорили название цвета полным предложением)
6. Лепка «Карандаши для матрешек».
Воспитатель: Матрешки очень любят рисовать и просят, чтобы мы сделали для них игрушечные карандаши из пластилина. Возьму кусочек пластилина, положу на ладошку, другой ладошкой прикрою и покатаю пластилин между ладошками. Посмотрите, какой карандаш получился. Какого он цвета? Слеплю еще один. Тебе, матрешка, нравится? Хотите (обращаясь к детям) помочь мне? Только сначала разомнем наши ручки. В красном стакане стоят красные карандаши, в зеленом - зеленые. Таня, какого цвета карандаш ты взяла? А теперь покатаем их между ладонями.7. Рассказывание сказки «Гуси-Лебеди».
Воспитатель: Матрешки очень любят слушать сказки. Садитесь и вы послушайте про сестру с братцем, как они от гусей-лебедей и от Бабы-Яги спаслись. Воспитатель рассказывает сказку с помощью магнитного театра.