Вы владелец Lada Priora? Тогда наверняка знаете, что при обрыве или смещении ремня ГРМ в моторе загнет клапаны. У Приоры слабое место - это двигатель, у которого при обрыве ремня гнет клапаны.
Как же этого избежать? Ответ очень прост, купить безвтыковые поршни для Лада Приора фирмы СТК. Они зарекомендовали себя очень хорошо на рынке автозапчастей. И продукцией этого производителя пользуется огромное количество благодарных клиентов.
Плюсы данных поршней очевидны. Но, а если все еще думаете, приведем еще достоинства безвтыковых поршней СТК для Лада Приора:
- Данные поршни имеют покрытие, которое уменьшает трение между металлами, что существенно увеличивает срок их службы.
- После установки данных поршней можно не боятся, что при обрыве ремня ГРМ, придется ремонтировать двигатель. Так как они не встретятся с клапанами.
- С данными поршнями двигатель станет работать тише, это подтверждают множество водителей.
- Уменьшится расход топлива.
Также мы хотели бы посоветовать установить на данные поршни кольца, фирмы Mahle, они прослужат долгие годы. Постарайтесь подобрать качественную СТО для установки, чтобы в будущем не возникло проблем.
Мы гарантируем, что у нас можно заказать данный комплект, не опасаясь, что Вам привезут подделку. Так как у нас качественные запчасти по доступным ценам и огромное количество благодарных клиентов.
Уважаемые покупатели, во избежание ошибок при отправке комплекта поршней с пальцами, в строке "Комментарий" указывайте модель и год выпуска вашего автомобиля, наружный диаметр поршня и класс.
Много неприятных мыслей доставляют водителю клубы сизого дыма, вырывающиеся из выхлопной трубы. Это чаще всего указывает на неприятный, однако, неизбежный момент в жизни автомобиля – ремонт двигателя.
Углублены выборки под клапаны, на днище поршня 21126, исключает возможность соприкосновения клапанов с поршнем при обрыве ремня ГРМ.
Когда автомобиль прошел примерно 150 тысяч километров возникает заметный износ поршневой группы.
Шатунно поршневая группа - шатун, поршень с кольцами, вкладыши скольжения шатунные или коренные является наиболее важной составляющей в двигателе. При несоответствующем техническом состоянии данных элементов в двигателе наблюдается: пониженная компрессия, возможность заклинивания.
Поршень – одна из важнейших деталей двигателя внутреннего сгорания. Он передает энергию сгорания топлива через палец и шатун коленчатому валу. Он вместе с кольцами уплотняет цилиндр от попадания продуктов сгорания в картер. Во время работы на поршень действуют высокие механические и тепловые нагрузки. Канавки под поршневые кольца располагаются на боковой поверхности головки поршня. Обычно их три: две под компрессионные и одна под масленое кольцо. При изготовлении строго выдерживается масса поршней.
Поршневой палец – стальной полый, плавающего типа, т.е. свободно вращается в бобышках поршня и втулке шатуна. В отверстии поршня палец фиксируется двумя пружинными стопорными кольцами.
Поршневые кольца . Верхнее компрессионное кольцо – с хромированной бочкообразной наружной поверхностью. Нижнее компрессионное кольцо скребкового типа. Маслосъемное кольцо – с хромированными рабочими кромками и с разжимной витой пружиной.
Шатун – стальной, кованый. Шатун обрабатывается вместе с крышкой и поэтому они в отдельности невзаимозаменяемы. Чтобы при сборке не перепутать крышки и шатуны, на них клеймится номер цилиндра, в который они устанавливаются. В верхнюю головку шатуна запрессована сталебронзовая втулка.
В запасные части автомобиля поставляется поршни класса А, Bи С, через 0,01мм (измеряется в плоскости, перпендикулярной поршневому пальцу, на расстоянии 37,00 мм от днища поршня), что вполне достаточно для подбора.
Класс поршня по наружному диаметру | A | B | C |
Диаметр поршня 82.0 (мм) | 81,965-81,975 | 81,985-81,995 | 82,005-82,015 |
Диаметр поршня 82.5 (мм) | 82,465-82,475 | 82,485-82,495 | 82,505-82,515 |
Диаметр поршня 83.0 (мм) | 82,965-82,975 | 82,985-82,995 | 83,005-83,015 |
Главное при подборе поршня – обеспечить необходимый монтажный зазор между поршнем и цилиндром, который определяется промером цилиндра и поршня.
При подборе новых поршней к изношенному цилиндру зазор между юбкой поршня и зеркалом гильзы следует проверять в нижней, наименее изношенной части цилиндра. Нельзя допускать уменьшения зазора в этой части цилиндра до значения менее 0,02 мм.
На двигателе ВАЗ 21126 установлена новая конструкция шатунно-поршневой группы: Т-образная конструкция поршня. Форма днища - плоская с 4-я мелкими выборками.
За счет применения "тонких" поршневых колец, удалось уменьшить высоту уплотнительного и огневого пояса. Использование в двигателе масляных форсунок, для подачи масла на внутреннюю поверхность поршня, обеспечило значительное снижение тепловой нагрузки на эту деталь. В поршне применен укороченный поршневой палец "плавающего" типа, с фиксацией стопорными кольцами и диаметром 18 мм. Это позволило, в конструкции поршня, убрать значительный объем металла в зоне бобышек, тем самым, увеличив размеры "холодильника" и уменьшив направляющие участки юбки поршня. Отвод излишков масла осуществляется в зону "холодильника", через отверстия выполненные в канавке под маслосъемное кольцо.
Уменьшение веса шатунно-поршневой группы положительно повлияло на улучшение динамических характеристик двигателя.
Основные маркировки наносимые на днище детали.
1. Маркер ориентации - « » при установке, должен указывать направление в сторону привода распредвала
2. Маркер класса – один из символов («А», «В», «С») определяет отклонение по наружному диаметру.
3. Маркер модели, по классификации производителя.
Маркер модели "21126" – на боковой поверхности поршня.
Поршневой палец предназначен для шарнирного соединения поршня с верхней головкой шатуна. Изготавливается полым. Для того чтобы пальцы надежно работали при передаче больших усилий, они изготавливаются из легированной стали. Для обеспечения высокой твердости рабочей поверхности с одновременным сохранением вязкости его сердцевины, подвергают цементации на глубину не менее 0,7 мм с последующей закалкой в масле и низкотемпературному отпуску.
Точность изготовления отверстия под поршневой палец обеспечивает зазор 0,001-0,002 мм и позволяет использовать палец одного размера (17,990-17,995мм).
Поршень и соответствующий ему цилиндр должны относиться к одному классу.
Желательно подбирать комплект поршней с большим диаметром юбки для уменьшения зазора между поршнем и зеркалом цилиндра.
Технические характеристики ПОРШЕНЬ 21126 - 1004015:
Диаметр поршня (номинальный), мм: 82
Высота поршня, мм: 45,4
Компрессионная высота, мм: 25,4
Жаровой пояс, мм: 4,0
Высота канавки под 1-е компрессионное кольцо, мм: 1,25 - 1,23
Высота канавки под 2-е компрессионное кольцо, мм: 1,54 - 1,52
Высота канавки под маслосъемное кольцо, мм: 2,03 - 2,01
Смещение отверстия под палец, мм: 0,5
Поверхность днища поршня: плоская
Глубина выборки под впускной клапан, мм: 1,70
Глубина выборки под выпускной клапан, мм: 1,49
Общий объем выборок в поршне, см 3:0,125 ± 0,015
Расстояние, на котором определяется фактический диаметр поршня,(от нижнего края поршня), мм: 10
Покрытие / микропрофиль: микропрофиль
Вес, г.: 244
Поршневой палец 21126-1004020
Диаметр поршневого пальца, мм:18
Длина поршневого пальца, мм: 53
Поршневые кольца
Высота колец, мм: 1,2/1,5/2
Стопорные кольца 11194-1004022
Признаки неисправности шатунно - поршневой группы:
Повысился расход бензина;
Ниже 10 кгс/см2 стала компрессия двигателя;
Увеличился расход масла. За 1000 километров пробега уровень масла уменьшился от максимальной отметки до минимальной;
Изменился цвет выхлопных газов до сизого оттенка.
Поршни меняют чаще всего вследствие износа канавки верхнего поршневого кольца и реже из-за износа юбки поршня. Поршни целесообразно заменять в те же сроки, что и поршневые кольца.
Другие артикулы товара и его аналогов в каталогах: 21126100401500.
ВАЗ 2170.
Любая поломка – это не конец света, а вполне решаемая проблема!
С интернет – Магазином AvtoAzbuka затраты на ремонт будут минимальными.
Просто СРАВНИ и УБЕДИСЬ!!!
После обрыва ремня ГРМ возможно, но придется потратить на эту массу усилий, средств и времени. Поэтому многие автовладельцы не ждут, пока порвется ремень, и поршни встретятся с клапанами, а сразу устанавливают другие, защищенные поршни. «Приора» с аналогичными деталями работает так же, как и с заводскими. А вот риск поломки по причине обрыва ремня ГРМ сводится практически к нулю.
Сейчас существует несколько производителей, которые выпускают запчасти для этого двигателя, в том числе и поршни. «Приора» укомплектовывается изделиями от российских компаний «СТК», «СТИ» и «Автрамат» от украинского производителя. Давайте посмотрим, что представляют собой эти изделия.
Общая информация
Поршень в двигателе внутреннего сгорания предназначен для передачи энергии вращения коленчатому валу. Энергия эта производится за счет сгорания смеси. Когда смесь воздуха и бензина взрывается, то происходит расширение газов. Последние давят на поверхность детали и толкают ее. В процессе работы поверхность поршня испытывает высокие тепловые нагрузки. Давление в моторах «Приоры» может доходить до отметки в 65-80 бар.
В процессе работы поршни «Приоры» с некоторой периодичностью ускоряются до скорости в 100 км/ч и затем замедляются до нуля, при этом частота работы на 6000 об./мин составляет 200 Гц. Когда сгорает топливно-воздушная смесь, нагрев в камерах может достигать 1800-2660 градусов. Это в несколько раз выше, чем температура, при которой плавится металл. Как следствие, снижается прочность сплава. В теле поршня возникают различные напряжения из-за резких температурных скачков, и к тому же добавляется напряжение от давления и инерции при ускорительно-замедлительных процессах на высоких частотах.
Устройство
Чтобы кривошипно-шатунный узел смог служить в таких сложных условиях, деталь должна быть легкой и устойчивой к износу. Сплав имеет высокую теплопроводность - за счет этого обеспечивается быстрота охлаждения при нагреве.
Внешняя поверхность сформирована таким образом, чтобы никогда не возникало риска заклинивания детали внутри камеры сгорания. Газы не должны попадать в картер двигателя. Ввиду разницы температур днища поршня и юбки элемент сделан в бочкообразной форме. Поэтому он и удовлетворяет всем требованиям.
Чтобы компенсировать деформации юбки в процессе работы, механизм сделан с так называемым "противоэллипсом". Большая ось детали перпендикулярна отверстию для пальца. Верхняя часть поршня - это так называемая головка. В ней имеются днище и специальные канавки. В них устанавливаются уплотнительные кольца. Чтобы поршневая головка могла выдерживать высокие нагрузки, на нее нанесено специальное защитное покрытие.
Канавки для сделаны под небольшим углом. Так обеспечивается положение наружных кромок колец выше, чем внутренние. Производитель предотвращает образование наклона поперечного сечения канавки вниз в условиях высоких температур. Это не последняя характеристика, которой отличаются поршни. «Приора» оснащается такими элементами, которые «скользят» в камере сгорания. Для этого их рабочая поверхность покрывается специальными составами. Чтобы деталь лучше прирабатывалась, наносятся покрытия, которые со временем износятся в процессе обкатки. Зачастую это фосфатированный оловянный состав. За счет этого покрытия также снижается возникновение царапин при холодном пуске. остаются на поршне навсегда. Они предотвращают растрескивание рабочей части детали и эрозию.
Юбка поршня на производстве обрабатывается специальным резцами, чтобы создать микрорельеф. Так масло лучше задерживается на поверхности, снижая тем самым трение на поршни. «Приора» выдержит большие нагрузки на КШМ. Всем этим параметрам одинаково соответствуют поршни сторонних производителей. Продукция «СТК» отличается большим весом - отмечают отзывы. Они более тяжелые, чем все остальные модели.
Причины для замены
Здесь все очень индивидуально. Автолюбители утверждают, что если полностью соблюдать все регламенты касательно технического обслуживания, устанавливать на автомобиль «Лада Приора» запчасти от оригинального производителя или просто качественные аналоги, то двигатель никогда не подведет вас. Все будет работать в штатном режиме. Но каждый хочет сэкономить на запчастях или же сделать тюнинг «Приоры». Здесь возникают вопросы. Например, если экономят на устанавливая некачественные ролики и ремень, то интервал замены немного снижается. К примеру, стандартно ремень ГРМ положено менять через каждые 50 тысяч км. На неоригинальных запчастях можно проездить всего до 10 тысяч км.
Поршни «СТИ»
«СТИ» - это тольяттинская компания. Поршни изготавливаются по технологии горячего прессования. Если проанализировать отзывы всех тех, кто уже покупал на автомобиль «Лада Приора» запчасти этого бренда, то можно видеть, что они сильно снижают КПД мотора. Это можно объяснить тем, что по сравнению с продукцией «СТК» и «Автрамат», у деталей «СТИ» более низкая степень сжатия. Камера сгорания имеет большую площадь за счет слишком глубоких выборок для клапанов.
В составе сплава снижено содержание кремния. Это влияет на прочностные характеристики детали при высоких тепловых нагрузках. Сниженное количество никеля делает ниже ресурс детали. При указанных минусах эти поршни имеют высокую цену. Но при этом кованые изделия от компании «СТИ» существенно проигрывают остальным брендам. Поршни «Автрамат» («Приора» ими укомплектовывается тоже) этих недостатков лишены, как и «СТК». Однако были случаи обрывов ремня на автомобилях с этими механизмами.
«Автрамат»
Это детали украинского производства. Поршни изготавливаются на харьковском предприятии. Деталь производится методом литья. Сплав полностью повторяет тот, что у оригинальных запчастей. Также повторяются заводские размеры поршней ВАЗа. Но в отличие от оригинала, украинский элемент имеет более глубокие выборки. Это дает ему массу преимуществ перед штатной деталью, если оборвется ремень ГРМ. Что касается то она осталась без изменений. Поэтому, если установить эти изделия, в мощностных характеристиках двигателя разница заметна не будет.
За счет того что выборки увеличены, немного выросла площадь камеры сгорания, КПД должно быть ниже относительно штатных запчастей. Однако цифры различаются незначительно. Так, показатель составляет 53,2 см 2 для оригинала и 53,3 см 2 для «Автрамата». На практике это совсем незаметно. Есть еще один плюс, который имеют эти поршни. «Приора» (цена деталей в 3 раза меньше - 2 тысячи рублей, чем на продукцию от «СТИ» - почти 7 тысяч) в обслуживании обойдется недорого, если использовать эти изделия.
«СТК»
Эти детали производят на базе предприятия в Самаре. Технические характеристики их практически не отличаются от продукции «Автрамат». Разница в весе поршня. За счет более высокого веса снижается разгонная динамика автомобиля. Также поршни "СТК" имеют более высокую цену.
Преимущества установки нештатных поршней
Элементы с проточками под клапаны очень выносливы. Даже при обрыве приводного ремня ГРМ верхний распредвал и клапана просто замрут на своем месте. Поршень пойдет вниз за счет и ничего страшного не произойдет. Клапана провалятся в созданные для них проточки. Далее владельцу нужно будет отогнать автомобиль в СТО, где специалисты восстановят механизм ГРМ. Это огромный плюс.
Отметим, что если на поршнях этих проточек нет, то в результате разрыва ремня владельца ждет серьезный ремонт. Под замену идут непосредственно поршни и клапаны, а также пастель распределительного вала. Стоимость такого ремонта может начинаться с 30 тысяч рублей. Поэтому стоит установить поршни «СТК» или им подобные. Проточки спасут от дорогостоящего ремонта.
Минусы
Если поршень будет легким (насколько это возможно), то мотор прибавит в мощности. Можно достичь роста динамических характеристик на 5-7%. Поршни с проточками легкими не назовешь. Чтобы сделать углубление в верхней части детали, требуется иметь достаточно толстую стенку. Это и делает ее тяжелее, из-за чего мощность теряется.
Кроме того, эти проточки меняют сжатие горючей смеси. Это тоже влияет на тягу силового агрегата. Если подвести общий итог, то с установкой такой детали у мотора пропадут те самые 5% мощности. Для двигателя в 150 л. с. это 10,5 «лошадей». Еще один недостаток - больший расход горючего. Размеры поршней ВАЗа такие же, как и заводские, но за счет проточек увеличивается объем камеры сгорания, пусть даже незначительно. Наконец, из-за увеличенных объемов падает компрессия. Также растет детонация.
Заключение
При всех недостатках автовладельцы все-таки устанавливают нештатные поршни с проточками. Это позволяет обезопасить мотор в случае обрыва ремня ГРМ. По мнению автолюбителей, лучшие поршни на “Приору” - это продукция “Автрамат”. Они имеют оптимальную цену, вес и характеристики.
Вот эти детали для Приоры
Некоторые приороводы, увы, имеют печальный опыт: лопнувший ремень ГРМ приводит к масштабным разрушениям в двигателе автомобиля. Причина банальна — встреча клапанов с поршнями. Дело в том, что установленные изготовителем при сборке поршни имеют очень мелкие выборки под клапаны — циковки. А это и приводит к тому, что при встрече поршни выводят из строя клапаны.
Ремонт при таких поломках — вещь долговременная и дорогостоящая. Поэтому хозяева иногда, не дожидаясь капремонта двигателя, устанавливают на своих Ладах безвтыковые поршни от фирм СТИ и СТК из России, или поршни «Автрамат» украинских производителей.
Общая информация и устройство поршня
Поршень передает произведенную сгорающим топливом энергию коленвалу. При взрывоподобном расширении горячих продуктов сгорания поверхность поршня испытывает механические и тепловые нагрузки очень высокой интенсивности. Максимальное давление в двигателе Приора может достигать при этом 65-80 бар, что эквивалентно силе в несколько тонн.
Во время работы поршень периодически ускоряется до более 100 км/час и замедляется до нуля с частотой до 200 Гц при 6000 оборотах в минуту. При сгорании топливно-воздушной смеси температура в цилиндре достигает 1800-2600°С, что в несколько раз превышает температуру плавления материала, из которого изготовлен поршень. При этом происходит снижение прочности сплава, по телу поршня возникают термонапряжения из-за перепадов температуры, к которым добавляются напряжения от давления газов и инерции при ускорении-замедлении с высокой частотой.
Для того чтобы «выжить» в таких сложных условиях, поршень должен быть легким и устойчивым к износу, а высокая теплопроводность сплава призвана обеспечить быстрое охлаждение поршня при нагреве.
Запчасти производства Автрамат
Внешние поверхности поршня должны быть сформированы так, чтобы ни при каких условиях не произошло заклинивание его в цилиндре, чтобы горячие газы не проникли при этом в картер. При разнице нагрева днища поршня и его юбки поршень имеет бочкообразную форму в холодном состоянии, что и позволяет удовлетворять этим требованиям.
Для компенсации деформаций юбки при работе поршня он изготовлен с «противоэллипсом». Его большая ось перпендикулярна оси пальцевого отверстия.
Верхняя часть поршня — головка. Она включает в себя днище и канавки для установки уплотнительных колец. Для того чтобы головка смогла выдержать выпадающие на ее долю нагрузки, на нее наносят защитное покрытие.
Канавки под кольца выполняются под небольшим углом, обеспечивая расположение наружных кромок колец выше внутренних. Это предотвращает образование наклона поперечного сечения канавки вниз при работе в условиях высоких температурных нагрузок.
Для лучшего скольжения поверхность поршня обработана различными покрытиями. Для лучшей приработки наносят покрытия, которые со временем изнашиваются при обкатке (олово, фосфатирование). Они же снижают возникновение царапин при пуске холодного двигателя. Антифрикционные покрытия (никелирование, анодирование) остаются на все время эксплуатации, предотвращают растрескивание и эрозию поверхностей.
Юбка обрабатывается резцами для создания микрорельефа, что позволяет маслу лучше удерживаться на поверхности поршня, снижая трение.
Всем этим требованиям одинаково удовлетворяют поршни «Автрамат», СТК и СТИ. Поршни СТК тяжелее остальных.
Сравнительные характеристики
Деталь на авто
СТИ(Тольятти) | Автрамат (Харьков) | СТК(Самара) |
Выполнены методом горячего прессования | Сплав, из которого изготовлен поршень, идентичен сплаву оригинальных приоровских поршней. | Имеют в основном те же характеристики, что и «Автрамат». |
Низкая степень сжатия (18) и большая площадь камеры сгорания, за счет глубоких выборок под клапаны. По отзывам тех, кто уже устанавливал такие поршни на Приору, они значительно снижают КПД двигателя. | Степень сжатия тоже не изменилась, благодаря чему при установке новых безвтыковых поршней автовладельцы не замечают разницы в мощности двигателя с оригинальными и «автраматовскими» поршнями. | Более высокая масса, что приводит к снижению динамики разгона. |
Сниженное содержание в сплаве кремния влияет на прочность поршня при температурных нагрузках, а никеля — уменьшает его ресурс. | За счет увеличенных выборок под клапаны немного увеличена площадь камеры сгорания, что должно снижать КПД двигателя, но цифры отличаются незначительно: 53,2 см2 у оригинальных и 53,3 см2 для «Автрамата». На практике это различие незаметно, что и отмечено приороводами. | |
Сравнительно высокая стоимость. | Заметный фактор в популярности — цена, которая в 3 раза ниже, чем у предыдущего производителя. | Самая низкая стоимость. |
Отмечены случаи обрыва ремня привода кулачкового вала на Приорах с поршнями СТИ. | Украинское изделие имеет более глубокие циковки, что и дает ему преимущества перед «родными» поршнями с точки зрения безопасности при обрыве ремня ГРМ |
После разборки при капитальном ремонте двигателя Лада Приора тщательно очистите, промойте и просушите все детали. После этого, необходимо провести ревизию и решить, что подлежит замене, а что можно поставить на место вновь.
В этой статье мы поговорим о деффектовке деталей двигателя Лада Приора при проведении капитального ремонта двигателя.
Приспособления и инструмент необходимые при дефектовке деталей двигателя 21126 на автомобиле ВАЗ 2170 2171 2172 Лада Приора (Lada Priora)
Вам потребуются: переносная лампа, набор плоских щупов, линейка, штангенциркуль, нутромер, микрометр, шабер.
Последовательность операций при дефектовке поршней двигателя 21126 на автомобиле ВАЗ 2170 2171 2172 Лада Приора (Lada Priora)
1. Очистите головку поршня от нагара. Если на поршне есть задиры, следы прогара, глубокие царапины, трещины, замените поршень. Прочистите канавки под поршневые кольца. Это удобно делать обломком старого кольца.2. Прочистите отверстия для стока масла подходящим куском проволоки.
3. Проверьте зазоры между кольцами и канавками на поршне, предварительно очистив кольца от нагара.
Номинальный зазор, мм:
0,04–0,075 – верхнее компрессионное кольцо 1;
0,03–0,065 – нижнее компрессионное кольцо 2;
0,02–0,055 – маслосъемное кольцо 3.
Предельно допустимый зазор для всех колец 0,15 мм.
Последовательность операций при дефектовке колец и снятии размеров поршней двигателя 21126 на автомобиле ВАЗ 2170 2171 2172 Лада Приора (Lada Priora)
4. Наиболее точно зазоры можно определить замером колец и канавок на поршне. Для этого замерьте микрометром толщину колец в нескольких местах по окружности, затем с помощью набора щупов замерьте ширину канавок также в нескольких местах по окружности. Вычислите средние значения зазоров (разница между толщиной кольца и шириной канавки). Если хотя бы один из зазоров превышает предельно допустимый, замените поршень с кольцами.
5. Измерьте зазоры в замках колец, вставив кольцо в специальную оправку. При отсутствии оправки вставьте кольцо в цилиндр, в котором оно работало (или будет работать, если кольцо новое), продвиньте поршнем как оправкой кольцо в цилиндр, чтобы оно установилось в цилиндре ровно, без перекосов и измерьте щупом зазор в замке кольца. Номинальный зазор должен быть 0,25–0,45 мм, предельно допустимый (в результате износа) – 1,0 мм. Если зазор превышает предельно допустимый, замените кольцо.
6. Если зазор меньше 0,25 мм, аккуратно сточите надфилем торцы кольца.
Последовательность операций при дефектовке и измерении размеров цилиндров двигателя 21126 на автомобиле ВАЗ 2170 2171 2172 Лада Приора (Lada Priora)
Рис. 1. Схема измерения цилиндра
7. Измерьте диаметры цилиндра в двух перпендикулярных плоскостях (рис. 1) (В - вдоль, А - поперек блока цилиндров) и в четырех поясах (1, 2, 3 и 4). Для этого необходим специальный прибор - нутромер. Номинальный размер цилиндра (см. табл. 5.1), овальность и конусность не должны превышать 0,05 мм. Если максимальное значение износа больше 0,15 мм или овальность превышает указанное значение, расточите цилиндры до ближайшего ремонтного размера поршней, оставив припуск 0,03 мм на диаметр под хонингование. Затем отхонингуйте цилиндры, выдерживая такой диаметр, чтобы при установке поршня расчетный зазор между ним и цилиндром был 0,025–0,045 мм. Дефектовку, расточку и хонингование блока проводите в мастерских, имеющих специальное оборудование.
Таблица 1 Номинальные размеры цилиндров и поршней
8. Проверьте отклонение от плоскостности поверхности разъема блока с головкой цилиндров. Приложите штангенциркуль (или линейку) к плоскости:
– в середине блока;
– в продольном и поперечном направлениях;
– по диагоналям плоскости.
В каждом положении плоским щупом определите зазор между линейкой и плосколстью. Это и есть отклонение от плоскостностию. Если отклонение превышает 0,1 мм, замените блок.
Последовательность операций при смежном измерении размеров цилиндров и поршней двигателя 21126 на автомобиле ВАЗ 2170 2171 2172 Лада Приора (Lada Priora)
9. Проверьте зазоры между поршнями и цилиндрами. Зазор определяется как разность между замеренными диаметрами поршня и цилиндра. Номинальный зазор равен 0,025–0,045 мм, предельно допустимый – 0,15 мм. Если зазор не превышает 0,15 мм, можно подобрать поршни из последующих классов, чтобы зазор был как можно ближе к номинальному. Если зазор превышает 0,15 мм, расточите цилиндры и установите поршни соответствующего ремонтного размера. Измерьте диаметр поршня на расстоянии 10 мм от нижнего края юбки в плоскости, перпендикулярной поршневому пальцу.10. При замене деталей шатунно-поршневой группы необходимо подобрать поршни к цилиндрам по классу и одной группы по массе, а также поршневые пальцы к поршням по классу и шатуны по массе. Для подбора поршней к цилиндрам вычислите зазор между ними. Для удобства подбора поршней к цилиндрам их делят в зависимости от диаметров на пять классов через 0,01 мм: A, B, C, D, E (табл. 5.1).
В запасные части поставляют поршни номинального размера трех классов: A, C, E и двух ремонтных размеров (1-й ремонтный размер - увеличенный на 0,4 мм, 2-й - на 0,8 мм).
По массе поршни разбиты на три группы: нормальную, увеличенную на 5 г и уменьшенную на 5 г. На двигатель должны быть установлены поршни одной группы.
Для поршней ремонтных размеров в запчасти поставляют кольца ремонтных размеров, увеличенных на 0,4 и 0,8 мм. На кольцах 1-го ремонтного размера выбито число «40», 2-го – «80».
11. Обозначения класса цилиндров выбиты на нижней плоскости блока (привалочная поверхность под масляный картер) напротив каждого цилиндра.
12. На днище поршня выбиты следующие данные: 1 – класс поршня по диаметру; 2 – стрелка, показывающая направление установки поршня; 3 – модель двигателя.
Дефектовка палцев поршней двигателя 21126 на автомобиле ВАЗ 2170 2171 2172 Лада Приора (Lada Priora)
13. Пальцы с трещинами замените. Палец должен легко входить в поршень от усилия большого пальца руки. Вставьте палец в поршень. Если при покачивании пальца ощущается люфт, замените поршень. При замене поршня подберите к нему палец по классу.
14. Замените сломанные кольца и расширитель маслосъемного кольца.
Дефектовка стопорных колец пальцев поршней двигателя 21126 на автомобиле ВАЗ 2170 2171 2172 Лада Приора (Lada Priora)
15. Замените сломанные или треснувшие стопорные кольца, удерживающие поршневой палец. Концы стопорных колец должны находиться в одной плоскости. Погнутые кольца замените.
Дефектовка шатунов двигателя 21126 на автомобиле ВАЗ 2170 2171 2172 Лада Приора (Lada Priora)
16. Замените погнутые шатуны. Замените шатун, если во втулке 1 верхней головки есть задиры и глубокие царапины. Замените шатун, если при разборке двигателя обнаружено, что шатунные вкладыши провернулись в шатуне.
Предупреждение
Шатуны обрабатывают совместно с крышками, поэтому их нельзя разукомплектовывать.
17. Вставьте палец в верхнюю головку шатуна. Если при покачивании пальца ощущается люфт, замените шатун. Шатуны в сборе с крышками по массе верхней и нижней головок разделены на классы.
18. В двигатель должны быть установлены шатуны одного класса. Маркировка шатуна нанесена на нижней головке и крышке шатуна.
Последовательность операций при дефектовке и измерении размеров коленчатого вала двигателя 21126 на автомобиле ВАЗ 2170 2171 2172 Лада Приора (Lada Priora)
19. Если на поверхностях, по которым работают сальники, есть глубокие риски, царапины, забоины, коленчатый вал необходимо заменить.
20. Измерьте коренные и шатунные шейки коленчатого вала. Номинальные диаметры шеек коленчатого вала, мм:
– коренных – 50,799–50,819;
– шатунных – 47,830–47,850.
Если износ или овальность шеек превышает 0,03 мм, нужно прошлифовать их до ближайшего ремонтного размера.
Существует четыре ремонтных размера с уменьшением диаметра шеек, мм:
– первый – 0,25;
– второй – 0,5;
– третий – 0,75;
– четвертый – 1,00.
21. Если на коренных и шатунных шейках 1 есть незначительные задиры, риски, царапины, нужно прошлифовать их до ближайшего ремонтного размера. Эту работу рекомендуется выполнять в специализированной мастерской. После шлифования отполируйте шейки и притупите острые кромки фасок масляных каналов 2 абразивным конусом. Промойте коленчатый вал и продуйте масляные каналы сжатым воздухом. Овальность и конусность всех шеек после шлифования не должны превышать 0,005 мм. После шлифования шеек установите вкладыши ремонтных размеров.
22. Если на рабочих поверхностях упорных полуколец есть задиры, риски и отслоения, замените полукольца. На полукольцах запрещается проводить любые подгоночные работы.
23. Измерьте осевой зазор коленчатого вала. Для этого установите коленчатый вал и упорные полукольца в блок цилиндров и затяните болты крепления крышек коренных подшипников (см. «Сборка двигателя»).
24. Установите индикатор так, чтобы его ножка упиралась во фланец вала. Сдвиньте коленчатый вал от индикатора до упора и установите стрелку индикатора на ноль. Сдвиньте вал в обратную сторону. Индикатор покажет величину зазора. Номинальный осевой зазор коленчатого вала 0,06–0,26 мм, предельно допустимый – 0,35 мм. Если зазор превышает предельно допустимый, замените упорные полукольца.
Последовательность операций при дефектовке и измерении упорных полуколец двигателя 21126 на автомобиле ВАЗ 2170 2171 2172 Лада Приора (Lada Priora)
В запчасти поставляются упорные полукольца двух размеров: номинального – 2,31–2,36 мм и ремонтного (увеличенного на 0,127 мм) – 2,437–2,487 мм.
25. Осмотрите шатунные и коренные вкладыши. Замените вкладыши с трещинами, задирами, выкрашиванием. На вкладышах запрещается проводить любые подгоночные работы.
Номинальная толщина вкладышей, мм:
– коренных – 1,824–1,831;
– шатунных – 1,723–1,730.
Вкладыши поставляются в запасные части четырех ремонтных размеров, увеличенной толщины, мм:
– первый - на 0,25;
– второй - на 0,50;
– третий - на 0,75;
– четвертый - на 1,00.
26. Проверьте зазоры между вкладышами коренных подшипников и шейками коленчатого вала. Эту работу рекомендуется выполнять в специализированной мастерской. Измерьте диаметры шеек и коренных подшипников, установив крышки с вкладышами на блок и затянув их со ответствующими моментами. Вычислите зазор. Зазоры между вкладышами и шейками коленчатого вала:
– коренные подшипники (номинальный 0,026–0,073 мм, предельно допустимый 0,15 мм);
– шатунные подшипники (номинальный 0,02–0,07 мм, предельно допустимый 0,1 мм).
Если зазор превышает предельно допустимый, коленчатый вал необходимо прошлифовать под следующий ремонтный размер.
Предупреждение
При перешлифовке шатунных и коренных шеек коленчатого вала на ремонтный размер на первой щеке коленчатого вала необходимо поставить соответствующее клеймо, например Ш 0,25 и К 0,25 соответственно.
27. В специализированной мастерской можно измерить биение шеек коленчатого вала.
Биение должно составлять:
– коренные шейки и посадочная поверхность под ведущую шестерню масляного насоса не более 0,03 мм;
– посадочная поверхность под маховик не более 0,04 мм;
– посадочная поверхность под шкивы и сальники не более 0,05 мм.
Общие рекомендации при дефектовке деталей двигателя 21126 на автомобиле ВАЗ 2170 2171 2172 Лада Приора (Lada Priora)
28. Тщательно прочистите и промойте масляные каналы коленчатого вала. 29. Не рекомендуется выпрессовывать заглушки самостоятельно, для этого обратитесь в специализированную мастерскую.
30. Тщательно очистите поверхности блока цилиндров от остатков старых уплотнительных прокладок. Внимательно осмотрите блок. Если обнаружите трещины, блок надо заменить в сборе с крышками коренных подшипников.
31. Проверьте герметичность рубашки охлаждения блока цилиндров. Для этого заглушите отверстие под водяной насос (установив насос с прокладкой) и залейте антифриз в рубашку охлаждения. Если в каком-нибудь месте заметна течь, значит, блок негерметичен и его надо заменить.
32. Осмотрите цилиндры. Если на зеркале цилиндров есть царапины, задиры, раковины и другие дефекты, расточите цилиндры под ремонтный размер (эту работу рекомендуется выполнять в специализированной мастерской) или замените блок цилиндров. При различных дефектах глубиной более 0,8 мм блок ремонту не подлежит и его надо заменить. 33. Очистите нагар в верхней части цилиндров. Если там образовался поясок вследствие износа цилиндров, снимите его шабером.
34. Проверьте наличие форсунок для охлаждения днища поршня и прочность их посадки в отверстиях постелей блока цилиндров.