В разных регионах, где живут славяне, даты праздника Ивана Купала могут отличаться. Дело в том, что в одних регионах этот день, традиционно, связывают с церковным праздником и тогда выпадает он на 7 июля, а вот в других регионах Ивана Купала в 2019 году будут отмечать 22 июня. Потому что, отвечая на вопрос какого числа это событие, ориентируется исключительно на день летнего солнцестояния.
Если рассматривать этот праздник с точки зрения христианства, то можно почитать , который отмечают с 6 на 7 июля . Что касается языческой даты и традиций, которые гармонично вплелись в современность, то речь идет о дате 22 июня - именно это день, когда в 2019 году отмечается праздник Ивана Купала, потому что будет день летнего солнцестояния.
День летнего солнцестояния древние славяне, которые исповедовали язычество до прихода христианства на Русь, отмечали всегда с большой помпезностью. Причем день был не Ивана Купала как его принято называет сегодня, а праздник Ивана Купало, который был древним богом солнца и являлся олицетворением солнечной энергии и солнечного света.
Праздник этот имеет множество древних истоков и традиций, некоторые из которых перешли в современность. Из-за того, что у христианской церкви где-то всегда рядом с днем летнего солнцестояния происходит праздник в честь святого Ивана, произошла и путаница в датах. Напоминаем, что привезли в Москву и они будут в столице еще месяц.
Древнеславянский праздник в своем исконном варианте практически полностью забыт и все более популярная дата дня Ивана Купала - это именно ночь с 6 на 7 июля, а не дата летнего солнцестояния, которое в этом году будет отмечаться 21-22 июня. Иван является каноническим еврейским именем и на Руси оно пришло вместе с христианством. Во времена, когда на наших территориях предки исповедовали язычество, был только Бог очищения и солнца Купала.
Если судить по логике и правильной хронологии, то праздника Иван Купала быть не должно. Потому что в христианском православном календаре в начале июля отмечают день святого Ивана, а по языческим традициям в конце июня в день летнего солнцестояния отмечается праздник с языческими корнями Купала. Как такового Ивана Купала никогда не существовало, просто в народном представлении две традиции наложились одна на одну в результате чего и получилась такая компиляция, которая до сих пор многих вводит в серьезные заблуждения.
Интересно! Похожее смешение христианских и языческих традиций можно заметить и в дни других церковных праздников. К примеру, Прощеное воскресенье - последний день накануне начала Великого поста перед Пасхой, называется Масленицей. Многие традиции этого праздника сохранились еще со времен, когда славяне были язычниками. На природе всегда актуальны шашлыки, к примеру, отличные .
Как изменилось празднование Купалы
По современному календарю праздник Ивана Купала нужно праздновать 20, 21 и 22 июня, на какую именно дату в конкретный год выпадает день летнего солнцестояния. Но 24 июня православные отмечают день рождения Иоанна Крестителя или Иоанна Предтечи, который крестил Иисуса Христа в водах реки Иордан. Близость двух праздников позволила церкви дату сместить и добавить к названию праздника имя «Иван».
По поводу празднования и толкования дня летнего солнцестояния до сих пор существует много заблуждений и смело можно говорить о том, что с каждым годом их становится только больше. Но все таки определенные традиции и обряды, ритуалы сохранились и практикуются.
Языческие атрибуты праздника
Солнце - это огонь и данный атрибут имеет особенное значение. Предки в этот день и всю ночь обязательно жгли огромные костры, считая, что огонь обладает особенной магией: очищает пространство, позволяет прогнать обиды и неудачи, тем самым, освободив место для чего-то нового. Костры старались зажигать через линзу от солнца или трением дерева от дерева. Считалось, что в костре в ночь Купала сгорают болезни и все плохое. Существовала примета кидать в костер белье больных людей, чтобы они быстрее выздоровели.
Вторым важным символом является вода , на ней сосредоточено очень много. В день летнего солнцестояния вода по поверьям древних славян обладает целебной силой. В водоемах при этом купаться было нельзя, потому что, люди верили, что на поверхность вылазит разная нечисть, которая хитрыми способами может утянуть человека на самое дно. Особенную магическую силу в этот день имеет роса: нужно выйти на рассвете и умыться росой, чтобы быть красивой, молодой. Трижды умыться должна та девица, которая хочет найти жениха.
Особенное внимание также уделялось сбору лекарственных и целебных трав . Подробный травник можно посмотреть на фото ниже, отдельно хочется сказать об обряде, связанным с папоротником. Как известно, это растение не цветет, но вот древние славяне полагали, что исключение происходит именно в ночь праздника Купала. Если найти цветущий папоротник, то это обеспечит счастье и успех на всю жизнь.
Любовные и очистительные обряды
Так как именно в эту ночь единственный раз в году цветет папоротник, то нельзя не отметить, что очень сильна энергетика любви в праздник. К примеру, можно гадать на венках. Их девушки плели из собственноручно собранных трав и цветов. Затем пускали венки по воде и смотрели как они поплывут: если утонет, то не выйти замуж в этом году, если поплывет далеко-далеко, то жизнь с любимым будет долгой и счастливой.
Можно сорвать в полночь 12 или 24 вида трав, чтобы погадать на женихов. Травы положить под подушку, связав предварительно в букет. Приговаривать, чтобы суженый приснился и пришел во сне посмотреть на сад. Еще можно посчитать, сколько в итоге трав оказалось в букетике, если их ровно 12, то в этом году можно смело ожидать сватов.
Очистительный обряд проводится утренней росой, о нем в этом материале подробно писали в середине. Праздник Купала, который нынче называется Ивана Купала, можно отмечать 21-22 июня или 6-7 июля. В любом случае, многие традиции очень похожи, а особенное внимание следует уделить благодарности и любви, выехать на природу, жечь костры и наслаждаться красотой нашей планеты.
Славянский Праздник Купала (Купайло, Купало) — день летнего солнцестояния. Самый длинный день и самая короткая ночь в году. Это один из основных четырёх праздников древних славян, приуроченных к положениям Солнца ( , Купала, ). Последний день Русальной недели или Русалий. Купала — один из древнейших праздников, который сохранил неизменными множество традиций и обычаев наших предков до наших дней, например: провожание Ярилы, которого сменяет Бог летнего солнца Купала, сбор целебных трав, поиск цветка папоротника и т.д. Купала также является великим праздником, который ныне подменён церковью на день рождения Иоанна Крестителя.
Давайте попробуем непредвзято разобраться, что же это за день такой, носящий имя Купала, который почитался и праздновался предками Русов строго в одно и тоже время в году, задолго до наших времён, основные обычаи и традиции которого, приходящиеся по Душе и сейчас (именно по Душе, а не по каким-нибудь канонам), дошли до нас из глубины веков.
В какой день празднуют Купала?
Сама дата празднования не случайна и связана с астрономическим событием, как и многие другие празднуемые дни, что может свидетельствовать о продвинутых познаниях предков Русов в вопросах астрономии. На День Купала приходится астрономическое событие, именуемое днём летнего солнцестояния. Ныне абсолютно известно, что траектория движения нашей планеты вокруг Ярилы-Солнца далека от идеального круга. В течение одного обращения нашей планеты вокруг Ярилы-Солнца расстояние между ними меняется от минимально близкого до максимально удалённого, что повторяется из года в год и из века в век. В день летнего солнцестояния наша планета занимает самое удалённое положение от Ярилы-Солнца, и в нашем полушарии в это время бывает самый длинный день и самая короткая ночь в году — торжество света над тьмой. Это астрономическое событие не зависит ни от каких религий, вер, политических взглядов и, в целом, людей. Солнце светит всем одинаково, и это событие происходит в одно и тоже время из года в год, не взирая ни на какие календари и их стили, и его невозможно отменить или перенести в угоду кому бы то ни было, а вот подменить понятия вполне возможно.
В 2020 году Славянский Праздник Купала приходится на 21 июня
Таким образом, день летнего солнцестояния, по широко ныне используемому календарю, приходится на с 19 по 25 июня.
Откуда взялись названия праздника Купала, Купайло, Купало или Иван-Купала?
С датой разобрались, теперь попробуем понять, какой смысл был вложен в название праздника Дня Купала. Если в случае с датой все ясно, там условия определяет астрономическое событие, то с названием придется оставить вопрос открытым, поскольку мы не располагаем на сегодняшний день достоверной информацией, а Наследие Предков, передаваемое из уст в уста, до нас дошло весьма искажённым. Существует множество версий возникновения этого названия, однако далеко не все принимаются Душой достаточно однозначно, что может быть воспринято истиной. В конце статьи приведена легенда, посвященная возникновению названия празднества дня летнего солнцестояния. Наберитесь смелости и, прочитав её, составьте собственное мнение, принимает ли Ваша Душа такую трактовку, является ли это версией близкой к реальности, а не слепо следуйте каким бы то ни было убеждениям.
На сегодняшний день Праздник больше известен под названием Иван Купала или Иванов День, названный так в честь христианского святого Иоанна Крестителя. Иван Купала, в отличие от настоящего Праздника Купайлы или Купалы, не приурочен к солнцестоянию, а отмечается в дату рождения Иоанна Крестителя 7 июля. Праздновать 7 июля Купалу по языческим традициям с кострами, венками, поиском папоротника не имеет никакого смысла, так как солнцестояние давно осталось позади. На самом деле этот праздник принадлежит вовсе не Иоанну Крестителю или какому-то непонятному Ивану Купале, а языческому Богу Купала (Купайло).
Некогда этот праздник отмечался не только на Руси, но и по всей Европе. Холмы, поля, луга, долины покрывались огнями купальских костров. В наше время, конечно, такого уже не встретишь, но многие люди, языческие общины продолжают поддерживать традицию, и посетить Праздник Купала, как он есть на самом деле, может любой желающий. Считается, что на рассвете Купальского дня солнце радуется, переливается всеми цветами радуги, танцует и купается. Сам день солнцестояния всегда жаркий, это объясняют тем, что солнце в последний свой день жарит землю из всех сил, но, побеждённое, уходит на зиму. На Купалу солнце достигает своего апогея, жарит с неимоверной силой и по традиции люди должны попросить его умерить свой пыл.
Народные обряды и традиции на Праздник Купала
День летнего солнцестояния по сей день достаточно широко празднуется в разных уголках нашей планеты, причем во многих местах именно в ее истинную астрономическую дату.Этот праздник распространен у народов, чьи корни тесно связаны с корнями Русов. Имея отличающиеся названия у разных народностей, суть его одна: все обряды связаны с огнём, выступающим обычно в двух ипостасях – земной и небесной (Солнце), и водой.
Празднование Дня Купала предваряла Русальная неделя. Эти дни посвящены Богиням рек, озёр и водоёмов.На Русальной неделе без особой надобности не купались, чтобы не тревожить готовящихся к летнему празднеству водных божеств, и с этого дня начинали ежедневно купаться в реках. Было принято караулить встречу месяца с солнцем в ночь на солнцестояние, не ложились спать и наблюдали, как играет Солнце. Купалинская ночь — время, когда магическая сила огня, воды, земли, растений достигает наивысшей силы, а вода в реках и озерах приобретает особые живительные и очищающие свойства. Поверье о цвете папоротника, цветущего огненным цветом в купалинскую ночь, есть во всех славянских народах, на поиски которого отправлялись самые отважные.
Идея праздника – очищение, затрагивающее три тела человеческой сущности – трехмерную оболочку, душу и дух.В качестве очистительных элементов используются фундаментальные природные стихии – вода и огонь. Именно поэтому знаменитые купальные костры всегда разводят на берегу рек.
Празднование начинается с проведения хоровода. Хоровод выстраивается из трёх кругов людей, взявшихся за руки и движущихся в разных направлениях.Внешний круг составляют люди зрелого и преклонного возраста, средний круг — молодые и полные сил парни и девушки, а самый маленький круг, что ближе всего к огню, составляют маленькие дети.
В процессе празднования наши Предки прыгали через костры, а затем с разбегу погружались в объятья реки. Важным моментом является то, что это должна быть именно река с движущейся водой, когда можно провести аналогию с рекой времени, течением которой все однажды смывается, постоянно происходят перемены. И если вода очищает тело, то огонь очищает Душу.
Считается, что костры, разведенные на Праздник Купала, обладают уникальной, очистительной силой. В купальную ночь эти костры по поверьям наших Предков горели сразу в трёх мирах – в Яви, Нави и Прави. Поэтому любой огонь в эту ночь – это проводник, мощный и непреодолимый. Проводник человеческого и божественного, тёмного и светлого, земного и небесного.
Хождение по углям – следующая часть праздника.Это момент очищения или, скорее, даже закаливания духа.Через жар, мощный тепловой энергопоток и мелкие болевые искорки человека покидают ложные мысли, несправедливые устремления, бесы и лярвы, толкающие его к тёмному пути.
Также славянский Праздник День Купала включает в себя плетение венков и огневицы. Что касается венков, то в традиции венки плетутся девушками для парней. Разумеется, если речь идет об устоявшейся паре, то девушка плетет венок для своего мужчины или мужа, иной вариант просто недопустим. Во всех остальных случаях одинокие девушки отдают свои венки тем парням, которые вызывают у них наибольшую симпатию. Венки плетутся из полевых трав и цветов. Огневицы – это маленькие «лодочки», изготовленные чаще всего из деревянных дощечек. В центр такой лодочки ставится свеча, а вокруг из травы и листьев делается «оградка», чтобы ветер случайно не погасил пламя. Огневицы с зажженными свечами запускаются в реку. Если человек не имеет пары, он может запустить огневицу самостоятельно, но чаще этот момент не носит индивидуального характера. Ведь гармоничное состояние достигается лишь в единстве противоположностей, поэтому в идеале огневицу должна запускать пара – жених и невеста или муж и жена. В тот момент, когда парень и девушка кладут огневицу на воду, они загадывают желания.
Одно из самых больших заблуждений на счёт Праздника Купалы, которое подарили нам христиане — это то, что во время празднества творится блуд и всяческие безобразия. Наши предки-славяне были наичистейшими как в духовном, так и в материальном отношении.
Проповедники и миссионеры, которые попали в нашу страну издалека, увидели непонятное празднество с весельем, играми, танцами.Им показалось, что это просто отвратительно, и вместо того, чтобы сидеть на коленях и выпрашивать вечного прощения, люди радуются жизни.
Дело в том, что на Купалу как праздник максимального солнца, когда активизируются необычайно мощные магические силы неба и земли, считалось хорошим признаком — зачать ребёнка.По поверьям, зачатые в день солнца на Купалу, впитывали в себя всю его энергию и становились либо лучшими воинами, либо мудрыми женщинами. Так же считалось немаловероятным, что зачатый на Купалу ребёнок будет обладать сверхъестественными способностями.
Крестители, вероятно, были свидетелями того, как в праздник, когда силы природы были на самом пике, многие молодые люди, уединившись по тихим рощицам и лугам, пытались зачинать новое потомство.В итоге, чтобы попытаться отобрать у славян один из самых значительных праздников, на него был наложен пост (Петров пост). В дохристианские времена, естественно, никакого поста не было, и гуляния были не праздником живота и духа перед длительным воздержанием, а празднованием Дня Солнца Купалы и окончания Русальной Недели.
Легенда о том, как появился Праздник Купала
Как родились у Богини Купальницы близнецы Купала да Кострома
Тем временем в царстве Прави дальше всё своей чередою двигалось. Двигалось всё своей чередой и в земном нашем царстве Яви. В Ирийском саду огнебог Семаргл собирался вновь идти охранять мир от тёмных сил. Наточил свой огненный меч, обернулся крылатым псом и понёсся по небу ночному разгонять Чернобоговых правнуков.
Непростою та ночка выдалась - было время тому причиною. Пришло время летнего солнцестояния, время праздника многих тёмных сил, когда солнце на зиму поворачивает. Ещё светит Хорс ярко, полный сил, но лежат уже руки Велеса на великом Свароговом колесе, на великом колесе времени.
Очень скоро солнце на убыль пойдёт - потихонечку, по минуточкам, и тогда ему, как сейчас, не сиять: тогда станет Морена холодная над лесами-полями хозяйкою. Даже Хорса накроет холодом: в день осеннего равноденствия, когда день с ночью сравняются, он пригасит лучи свои животворные.
Оттого силы тёмные и радуются, но пока ещё солнца им не победить. В эти дни во всю силу сияет Хорс, и Дажьбог яркий свет несёт всей земле, ну а ночью Семаргл охраняет мир - научил он людей разжигать костры, и теперь в ночи летнего солнцестояния словно очи света горят они, разгоняя прочь ночную мглу. И земля тогда, словно зеркало, отражает небо звёздное.
В это время чудесная Купальница-Ночь, плодородных сил помощница, сияет такой удивительной красотой, что решился наконец-таки огнебог Семаргл - подошёл, подлетел к Купальнице и сказал о своей горячей любви. Рассказал, как тоскует о ней на небе. И тогда Богиня прекрасная на любовь Семаргла ответила, и была их любовь жарче пламени и нежнее ночного воздуха.
И, как было судьбою назначено, сплетено как было мудрой Макошью, как Недолею с Долей завязано, родились у Семаргла с Купальницей близнецы - двое, мальчик и девочка.
Имя мальчику дали Купала, был он светел и бел, его взгляд, как вода, был прозрачен и нежен. Девочку звать стали Костромой, и была она яркая, как огонь, с горячей душою и сердцем. Неразлучны были братец с сестрой, по полям и лугам вместе бегали и дивились земному миру, и полям, и лугам, и рощам. На зверей земных вместе дивились и следили за полётом небесных птиц.
Красотой своей и уменьями равны были Купала с Костромой, только в том была меж ними разница, что любила Кострома на огонь глядеть, веселилась она, через костёр прыгая, а Купала любил больше воды озёрные, речные волны любил и купался каждый день.
Вот однажды сказала Купале Кострома:
Говорили мне вчера птицы легкокрылые, что далеко-далёко, у речки Смородины, поют песни волшебные , мировые чудесные птицы. Мы давай с тобой завтра с утречка отправимся к тому месту заветному, чтоб услышать песни небывалые.
Тотчас согласился на это Купала, тоже нравилось ему птичье пение.
Не сказали ничего они отцу с матерью и наутро отправились к речке Смородине, к Мировому Дубу огромному, где сидела справа птица Алконост и пела о жизни и радости, а слева Сирин сидела сладкоголосая и пела песни о царстве мёртвых.
И Купала заслушался песнями птицы Сирин печальными, что лились как ручья журчание. Позабыл обо всём на свете Купала, закрыл глаза, и тогда унесла его птица Сирин в царство тёмное, мёртвое, и там спрятала на годы долгие. А Кострома Алконост-птицу слушала, словно всполохи яркого пламени были песни её чарующие. Не заметила Кострома, как пропал братец Купала, а когда огляделась вокруг, никого уже рядом не было. Стала звать она братца милого, но Купала ей не откликнулся, был он в тёмной далёкой сторонушке под крылом у птицы Сирин.
С тех пор лет немало минуло, и не раз вьюги белые, лютые накрывали снегами чисто полюшко, и не раз потом травы буйные прорастали сквозь злобу зимнюю. Много раз с тех пор солнце красное проходило свой годичный круг. Беды много раз сменялись радостью.
С тех пор выросла Кострома, стала девицей - красавицей писаной. Женихи к Костроме часто сватались, даже Велес, мудрейший Бог, на неё частенько заглядывался, но никто из них Костроме был не люб.
Нет из них никого мне под стать, - говорила она часто матушке, - среди них для меня нету равного. Я ведь девица, Богами рождённая, не бессмертная, но прекрасная. Кто сравнится со мною в умениях? Я за Бога пойду не за всякого! Мне не ровня старики волохатые. Волохатые да женатые…
И вздыхала в ответ Ночь Купальница. «Тише!» - говорила дочке. Бойся, мол, беды, мол, краса твоя равна гордости, как бы Боги на то не разгневались. Но не слушала мать Кострома бойкая, всё смеялась, заплетая в косу кудри рыжие. Вместе с девицами другими плела венки, но однажды ветрогон Стрибог с головы её вдруг сорвал венок. Дунул посильней, в воду кинул его, и поплыл венок по течению вниз. И тогда загадала гордая Кострома, чтоб нашёл венок равного ей жениха. Пусть плывёт венок, ищет суженого, чтобы был во всём точно, как она!
А кончался на земле июнь, месяц червень, и на смену ему шёл июль, месяц липень. И всё ближе был день солнцестояния: до заката солнце светит долго, ярче яркого, а потом приходит ночь короткая - время странное, нехорошее.
В это время замирает мир в ожидании: что-то будет впереди, как всё сладится? Духи водяные да русалки, подданные хозяйки Макоши, за неделю до солнцестояния свой разгульный праздник громко празднуют. Мавки, водяницы, лоскотухи и другие жительницы водные надевают себе на головы из кувшинок венки, а потом выбираются из озёр и рек и давай веселиться по берегам. Распоясанные, в сорочках белых, резвятся русалки славянские, поют, хохочут, на деревьях качаются, а то и просто на траве сидят и расчёсывают свои длинные волосы.
Хвостов у славянских русалок отродясь не бывало, зато есть у них ножки резвые, а потому хороводы они любят водить, но не посолонь, слева направо, в сторону Прави, как то делают живые парни и девушки в честь Хорса круглого, а осолонь, против стрелки часовой, справа налево, от мира к миру Нави.
Вода - стихия удивительная, жизнь даёт она всему миру, но может и погубить вода. Через реки и озёра путь есть в царство подземное, а потому многие духи вод слушаются, кроме Макоши, Велеса многомудрого, особенно те, что от мертвецов произошли, от утопленников. Духи водные, влажные, могут помочь урожаю вырасти, а могут и залить всё на корню, и если обидел их чем человек или повстречался в недобрый час - защекочут до смерти и уволокут к себе в подводный мир.
Больше других щекотать всех встречных-попереч- ных лоскотухи любят, и чтобы уберечься от них в Русалии - праздник всех русалок, в одиночку люди в прибрежных лесах да на заливных лугах старались не появляться, а коли шли, то брали с собой чеснок и полынь - лоскотух отпугивать.
Лоскотухи от полыни, бывало, и разбегались, зато мавкам всё нипочём. Они даже и через круг, через железную цепь охранительную не боятся перешагивать! Главное - мавок не разозлить, отшутиться от них, на это у живых вся надежда. Попросят гребешок, чтобы волосы свои расчёсывать, - дай, а то хуже будет. Правда, потом гребешок придётся выбросить, иначе облысеешь сам, но вот если не дашь, пожадничаешь - до смерти мавки замучат.
На вид они такие красавицы, каких свет раньше не видывал: личико милое, ножки стройные - всё, как у живых. Только краса не живая у мавок, мёртвая. Со спины видно сердце небьющееся, лёгкие, позеленевшие без воздуха, да сопревшие в воде внутренности. Красота лица им в награду досталась за любовь безответную на земле. Ведь мавками обычно утопленницы становятся, некрасивые, на жизнь обиженные, что кинулись в воду от несчастной любви.
Самые злобные среди русалок - лобасты, любят они в прибрежных камышах прятаться. Старше лобасты молоденьких мавок, хитрее, сильнее, опытнее. Нежитью выползают они из воды, лица страшные, старушечьи. На кого лобасты набросятся, тому смерть избавлением станет.
А верховодит всеми русалками Водяной - он в дни летнего солнцестояния и вовсе чувствует себя именинником. Он хозяин вод, пасёт себе в тишине на дне рек да озёр стада рыбные - карпов, сомов, лещей, - словно пастух коров на поле. Сам тиной опутан, с большим пузом, с хвостом. Вместо рук - лапы гусиные, пучеглазый, как рыбина, с окладистой бородой и усами зелёными. Все девицы водяные, прозрачные, подчиняются ему неукоснительно. Только дочери его, девицы-водяницы, потихоньку от отца проказничают: путают рыбачьи снасти да зазывают рыбаков под воду сладкими песнями.
Днём спит Водяной в тишине глубоких омутов или под водяной мельницей, а ночью утопленниками командует. Вообще-то Водяной - добрый дедушка, но коли разозлится, разволнуется, может сети порвать, дома затопить, а то и плотину разрушить полностью. Больше всего любит он побаловаться от скуки - утащит с берега на дно какого-нибудь зазевавшегося паренька да и оставит у себя жить, чтобы развлекал его в подводной тиши.
А самые весёлые и шустрые водяные живут в родниках с чистой ключевой водой - «гремячих ключах», что возникли на земле от ударов молний Перуновых.
Вот в такое-то недоброе времечко, когда Свет и Тьма силами меряются, упал в воду Костромы венок и поплыл искать ей суженого - красотой и уменьями как она. Точь-в-точь. На волнах покачивался венок из синих, как вода, цветов и цветов рыжих, точно огонь.
Какой молодец его выловит, тому быть женихом Костроме. Только никому не даётся в руки венок, по реке плывёт он, по реченьке, в неизведанные края.
По воде за ним русалки следуют, тихо шепчутся мавки с водяницами. Мол, сказать о том венке бы надобно нашему Водяному Хозяину, да и самому владыке Велесу о венке девичьем знать бы следовало. Но напрасно девы водные волнуются, давно проведал обо всём Велес-владыка. Он за прихоть девичью, за гордость, за слова, Богам обидные, наказать решил девицу Кострому.
По приказу подземного Велеса в царстве мрачном птица Сирин из-под своего крыла Купапу выпустила, посадила Купапу в лодочку и отправила плыть по речке-озеру. Из подземного царства по воде его вынесло, понесло по рекам на родную сторонушку, а потом течением невиданным повлекло вверх по Волге-реченьке - прямо навстречу своей судьбе.
Пока был Купала у птицы Сирин, вырос он, возмужал, стал молодцем, красавцем писаным - с синими очами, как два озера, и волосами светлыми, кипенными.
Стал по сторонам смотреть Купала, стоя в лодочке, и увидел вдруг, как плывёт ему навстречу девичий венок, на воде сверкает цветами яркими - синими да голубыми, жёлтыми да алыми. «Видно, умница-красавица тот венок плела, - Купала думает, - и пустила вдоль по реченьке, чтоб найти скорей себе суженого. Если девица та красой как эти цветы, я хотел бы её тотчас взять в замужество!»
Наклонился Купала, подхватил венок - пахли те цветы нездешним запахом, пахли лесом, костром да русалками. И кувшинками, и пряными травами.
В тот же миг понесла Купапу лодочка прямо к той, что венок чудесный бросила. Вот плывёт Купала, плывёт в лодочке, смотрит и места родные узнаёт - те поля и луга, рощи да леса, где они с Костромой вместе бегали. А потом глядит Купала, девица стоит на берегу, во все глаза на него смотрит радостно.
Прямо к девице той его лодочка вынесла, вышел на берег Купала, венок в руках держа.
Твой ли это венок, красавица милая?
Мой, - тихо Кострома ответила.
Так стояли они, друг на друга глядючи. И влюбились друг в дружку без памяти, полюбили сразу, как только увиделись. Были они друг другу под стать, как огонь и вода, которым друг без друга нельзя, но которым и вместе навсегда не бывать…
Не узнали друг друга Купала с Костромой, - знать, то Велеса была задумка тайная. В ту же ночь, ни о чём никого не спрашивая, поженились Купала и Кострома, и были той свадьбе невиданной водяные мавки свидетельницами. Веселились они, счастью молодых радуясь, и купались с ними вместе Купала с Костромой, а потом на берегу через яркий костёр прыгали.
Лишь наутро узнала Купальница, что случилась беда великая с её любимыми детушками. Ведь нельзя близнецам, родному брату с сестрой, друг друга любить по-супружески! Так людям велит Сварогов Закон, так велит и закон человеческий.
Со слезами пришла к детям Купальница, рассказала им правду горькую. И, как только открылась истина, в страшный миг тот их счастье кончилось. Теперь не было им больше места на земле. Не могли они жить в супружестве, но и порознь жить тоже не могли.
С горя прыгнул Купала в костёр догорающий и исчез, словно его и не было, а Кострома в лесное озеро бросилась, и сомкнулись над её головой воды сине-зелёные. Стала мавкой печальной весёлая Кострома.
А Купальница-Ночь с тех пор стала ещё черней и роняет с тех пор поутру на траву свои горькие слёзы-росу. Ни с кем больше не хочет видеться, даже Семаргла любимого не пускает больше на порог. Одна ходит с тех пор по миру Ночь-Купапьница, всё тоскует, грустит и печалится.
Опечалились и Боги Ирийские, жестока вышла месть у Велеса. Да и сам Велес закручинился, не почувствовал он от мести радости. Но уже не исправить содеянного, не повернуть вспять Сварогов круг. И тогда хитрый Велес решил своей мудростью жизнь вдохнуть в страдания прошлые: превратить решил близнецов в цветок, да так, чтоб были они неразлучны вовек. Чтобы вновь родились они, вместе срослись, чтобы в едином цветке воедино сплелись. Чтобы оба сияли в едином цветке синим цветом и жёлто-оранжевым.
И случилось по воле Велеса на поляне лесной диво дивное: выросли цветы жёлто-синие, цветы яркие и таинственные. «Купала-да-мавка» - стали люди их звать. И с тех пор на лугах и в лесах разрослись те цветы рыжим пламенем, синью водною. По сей день они по лесам растут.
Вы, конечно, видели их, дорогие девочки и мальчики, иван-да-марья их величают сейчас - по православным обычаям. Но цветы это те же самые, цветы древние, рождённые Велесом - в память о близнецах. А самого Купапу стали люди почитать Богом лета, полевых цветов и лесных плодов, Богом очищения и искупления.
Вы, конечно, и про ночь на Купапу слышали - волшебную, непонятную ночь в день солнцеворота летнего. Она до сих пор не забыта. С тех пор как случилась с близнецами беда, с тех пор как погибли они и возродились в цветке, стали наши далёкие предки праздник праздновать в честь Купапы и бессмертных Богов Ирийских - праздник жизни и смерти, умирания и возрождения. С тех пор стали праздник солнца, воды и огня люди и Боги праздновать. С тех пор стала эта ночь летнего солнцеворота у славян называться Купальской.
Странные вещи случаются в Купальскую ночь! Даже деревья переходят с места на место, шелестят листвой, разговаривают между собой. Звери, птицы и даже травы в эту ночь друг с другом беседуют, а лесные цветы наполняются силой невиданной - чудодейственной, магической силою. В эту ночь собирают люди травы заветные, которые и в ворожбе помогают, и лечат, и приворотными становятся, и оберегают от напастей и бед.
Только в эту ночь безвременья расцветает в лесах цветок папоротника, растения, посвящённого громовику Перуну, - «Перунова цвета». Говорили ведуны нашим предкам, что, мол, если отправишься в лес в эту ночь, захвати с собой белую скатерть, холст и нож. Очерти ножом или обгорелой лучиной вокруг куста папоротника круг, расстели скатерть и сиди в круге, не сводя глаз с куста папоротникова. Мол, разные чудища и духи, подданные Морены, будут наводить на тебя ужас и сон, и если ты испугаешься, выступишь из круга, разорвут тебя на части в тот же миг.
Ровно в полночь появится на папоротнике цветочная почка, разорвётся с треском, и раскроется необыкновенно яркий, огненно-красный цветок. Надо рвать его поскорей, пока не схватила цветок чужая невидимая рука. Злобные духи будут кричать страшным голосом, заколеблется земля, загремит гром, и засверкает молния, ветер зашумит, и жуткий грохот послышится, обдаст тебя пламенем и удушливым запахом. Но если тебе повезёт и ты завладеешь цветком, накрывайся скатертью и беги в село не оглядываясь. Если оглянешься - исчезнет цветок, а если нет, если выдержишь ты все испытания, то откроет тебе цветок прошлое, настоящее и будущее, научит клады искать, приобщит к тайнам Богов, научит мысли людей угадывать и понимать язык птиц, зверей и растений.
Впрочем, ещё говорили люди, что выдумка это всё, наваждение нечистых сил, которые людей погубить хотят, что на самом деле никогда не цветёт в лесу папоротник, а значит, и ходить за ним нечего…
На Купапу обливали юноши и девушки друг друга водой, с грязью смешанной, а потом вместе купались и пели песни, чтобы смыть с души и тела всё нечистое, бани устраивали. Поутру собирали росу живительную и умывались той росой, чтобы быть здоровыми. Считали славяне, что в это время небеса способны разверзаться на короткий миг, и тогда всякое загаданное желание сбудется.
В эту ночь солнце после заката тоже в водах купается, чтобы принести земле плодородие, а потому в честь могучего солнца - в честь Хорса круглого, и Дажьбога светлого, и Ярилы ярого - зажигали в Купальскую ночь обвязанные соломой колёса, древний солнечный символ, с точкой-ступицей в центре и лучами-спицами. А потом пускали эти колёса горящие с горок, чтобы катились они, разбрасывая огонь, к реке до самой воды. До сих пор ещё в некоторых деревнях так Купальский праздник празднуют.
А ещё играли в горелки - весёлую игру в честь солнца с песнями и догонялками. Именно от горелок произошли современные салки, в которые вы до сих пор с удовольствием играете, дорогие девочки и мальчики.
Просмотры: 8 270
Ивана Купала, наверное, самый долгожданный летний праздник который издавна празднуется в народе каждый год в ночь с шестого на седьмое июля. Это традиционное гулянье всегда ассоциируется с теплыми летними деньками, солнцем, и приятным вечерним ветерком. Что уже говорить о том, что есть не исчисляемое количество примет и обрядов, которые приурочены к этому празднику.
Самая распространенная традиция на Ивана Купала – это плести венки из полевых цветочков и трав, водить хороводы вокруг большого костра, прыгать через него, петь песни танцевать и веселиться до самого утра.
Учитывая тот факт, что праздник пришел к нам со времен язычества, многие городские жители уже и забывают, что есть такой праздник и как его отмечать, в отличие от жителей деревень, которым все же исконные традиции несколько ближе. В связи с этим и возникает вопрос, где отметить Ивана Купала 2017? Уже 8 июля в нашей стране отметят .
Празднование на природе – лучший выбор
Существует поверье, что в ночь празднования Иван Купала, который ежегодно отмечается с 6 на 7 июля, нельзя ложиться спать, так как именно в эту ночь просыпается различная нечисть. Поэтому, во многих деревнях в эту ночь разжигают костры и веселятся до самого рассвета, при этом заготавливая различные угощения и игры. Костер – это неотъемлемая часть празднования Ивана Купалы, именно поэтому лучше всего праздник отмечать где-нибудь на природе большой компанией, так как в черте города вряд ли удастся разжечь огонь.
К тому же, делая выбор в пользу деревень, например, можно наткнуться на народное гулянье и погрузится в местные традиции. Если поблизости есть река или озеро, то можно устроить ночные купания. А еще по старой традиции, можно отправиться в лес на поиски папоротника. Поскольку Ивана Купала – летний праздник, который тесно связан с силами природы и традициями, то отмечать его лучше всего в подобающем месте, где целиком и полностью можно слиться с лесными духами. С собой на природу можно приготовить .
Городское веселье
Городским жителям, у которых нет возможности отправиться за город будет интересно узнать, где отметить Ивана Купала 2017, не покидая черту города. Например, жителям столицы России предоставляется уникальный шанс отпраздновать Ивана Купала 2017 на фестивале, который приурочен к празднику и проходит в городе уже не первый год.
Если решение о том, где отметить Ивана Купала 2017 не было еще принято, то городской фестиваль, пожалуй, лучшая альтернатива празднованию в деревне или на природе, так как он вобрал в себя только все самые лучшие традиции. Посетить фестиваль – значит получить много положительных эмоций, узнать много интересных фактов о празднике, а также просто расслабиться и хорошо провести время.
На фестивале можно будет насладиться звучанием разной музыки, в том числе и народными песнями, потанцевать и даже выучить новый народный танец, который ежегодно танцуют у костра в глубинках страны! Также на фестивале собирается много людей, поэтому это отличный шанс завязать новые знакомства. Программа фестиваля включает в себя и развлекательное шоу, которое состоит из множества станинных обрядов.
Такой городской фестиваль – это лучшая доступная альтернатива деревенскому веселью, так как организаторы позаботились о наличии главных атрибутов Ивана Купалы: костре, песни, пляски, и даже ярмарка с традиционными украшениями, деревенскими нарядами, самодельными поделками. Скучать в эту ночь точно не придется! Сделайте на праздничный стол .
Интересные традиции и обряды
Одна из самых популярных традиций, которая особенно нравится молодым и холостым дамам – это гадания на Ивана Купала. Например, в эту ночь принять пускать венки, которые сплели девушки сами, и если венок быстро поплывет по воде, значит уже скоро в ее жизни появиться молодой человек, который станет ее мужем, а если венок утонет или его собьет течение – то быть девушке еще какое-то время одинокой. К слову говоря, плести венки из трав и цветов – это еще одна старая добрая традиция, которой следуют и в деревнях и в городах, особенно на фестивалях, где еще и можно попасть на мастер-класс по плетению венков.
К другим традициям можно отнести всеми известные прыжки через костер. Например, влюбленный прыгают через костер за руку, чтобы узнать, что их пару ждет впереди. Если во время прыжка влюбленный будут крепко держаться за руки и не отпустят их, значит у них впереди крепкий союз, а если по каким-то причинам они разомкнут руки, значит, быть им вместе недолго.
А если в костер бросить рубаху больного ребенка, то он непременно должен выздороветь. Также использовать на благо здоровья можно и венки с праздника Ивана Купала. Например, сплетенный на праздник венок засушить, а потом использовать эти цветки и травы для приготовления целебных настоек и отваров.
Отвечая на вопрос, где отметить Ивана Купала 2017, надо уточнить, что все-таки это народное гулянье, а значить, надо провести его в дружной компании, с весельем, и, конечно же, пиром, в независимости от локации. Традиционные блюда на Ивана Купала – это сало, блины, каша, яйца и пиво.
Хорошего праздника!
Древний обрядовый праздник, называемый днем Ивана Купала – это целое действо, посвященное дню летнего солнцестояния и пику летнего расцвета природы. Отмечается он в ночь с 6 на 7 . Интересен тот факт, что в цикле современных календарных празднеств он расположен симметрично торжеству (или Колядам). После крещения Руси в этом давнем мистическом празднестве гармонично объединились языческие традиции и христианские верования.
История праздника
Ученые по-разному поясняют происхождение праздника и его названия. Согласно одной из версий, «Ивана Купала» – славянская интерпретация имени Иоанна Крестителя. В переводе с греческого языка «Иоанн» трактуется как «погружатель в воду» или «тот, кто купает». Именно поэтому у славян стало использоваться название «Купала», означающее ритуальное омовение, которое необходимо совершить ради очищения души и тела. Существует и другая версия происхождения праздника, рассказывающая об одном из языческих богов.
Упоминание о божестве «Купала» ученые нашли в Густынской летописи, датируемой 18 веком. В данном случае речь идет об ошибке самого летописца – он был не слишком хорошо ознакомлен с традициями славян Восточной Европы, однако наслышан о «бесовских забавах», происходящих на этот праздник. Летописец пришел к выводу, что игры устраиваются в честь языческого бога по имени «Купала». Со временем переписчики распространили эти сведения, а пантеон языческих богов неожиданно пополнился еще одним жителем.
К слову, традиция прыгать через костер появилась на Руси задолго до православия. Христианская религия осуждала праздничные традиции: еще в 692 году на Трулльском соборе было выражено суровое порицание данному обычаю. В качестве примера священники приводили языческие обряды, имевшие место при ветхозаветном царе Манассии, когда жители поселений собирались на берегах морей и обряжали одну из девушек в венчальный наряд.
Представители церкви выступают против проведения этого праздника
Язычники неистово плясали, пели и кричали, а затем проводили обряд гадания. В сосуд с морской водой помещали предметы, принадлежащие участникам действа. Девушка, достав наугад одну из вещей, предрекала его владельцу дальнейшую судьбу. Ночью все жители собирали охапки соломы и дров, чтобы зажечь костры, через которые полагалось прыгать, проводя очищение огнем. Конечно, волхвование было названо проявлениями бесовства и происками нечистой силы, а патриархи призывали положить конец язычеству.
До сих пор многие представители Церкви выступают против переплетения язычества и христианства, говоря о том, что живучесть купальских обычаев свидетельствует о суеверности, неполноте и недостаточной силе веры. В некоторых регионах России буквально несколько лет назад было принято решение запретить празднование Ивана Купала. Однако праздник можно рассматривать лишь в качестве яркого торжества, посвященного природе.
Праздничные обряды и традиции
Праздник Ивана Купала сопровождается обрядами, связанными с водной и огненной стихиями, духами и растениями. Главное действо празднества начиналось после захода солнца, когда землю окутывала темнота. Особо бесчинствовала в эту ночь молодежь. Полностью оправдывая поверья о кознях домовых, лесовиков, болотных и речных духов, парни воровали со дворов дрова, затаскивали на крыши домов телеги, угоняли на болота лошадей, темной краской замазывали окна, утаскивали в лес ворота и целые заборы.
Водные процедуры являлись неотъемлемой частью дня Ивана Купала
Обрядовое купание
До наступления захода солнца стар и млад спешили совершить омовение в бане или в проточной речной воде, чтобы защитить себя от проявлений нечистой силы и запастись здоровьем. До Ивана Купала в проточную воду без особой нужды не лезли, так как до этого момента она служила пристанищем для водяных, русалок и прочих созданий, которые запросто могли уволочь человека в подводный мир. Обязательно запасались проточной водой из лесных источников. Считалось, что она обладает особыми магическими и целебными свойствами.
Традиции, связанные с огнем
После того как гасли лучи закатного солнца, на холмах или у вод, на берегах рек и озер, разводили высокие костры, причем в некоторых местах добывать огонь полагалось лишь древним способом - при помощи трения. Дольше всего старинные обряды соблюдались белорусами. Еще в начале прошлого века в Белоруссии была жива традиция ставить в эту ночь высокий столб, на верхушку которого помещалось колесо от телеги, а затем его сбивали в костер.
Каждый двор приносил к костру старые вещи, чтобы сжечь их, привлекая в дом благополучие. Вокруг купальских костров заводили хороводы, а после каждый житель поселения должен был совершить обрядовый прыжок. Мужчины преследовали цель стать удачливее и смелее, девушки и женщины – укрепить здоровье, прибавить красоты и привлекательности.
Наши предки верили в то, что купальский огонь очистит их от зла
Наши предки особенно строго следили за соблюдением данного обычая. Женщина, которая уклонялась от прыжка, считалась связанной с нечистой силой и подозревалась в колдовстве. Молодые парни и девчата обязательно перепрыгивали костер, взявшись за руки. Полагалось, что если прыгнуть, не отпуская ладони друг друга, будет долгим и счастливым. А если вслед паре полетят взметнувшиеся искры, то супружество будет еще и богатым.
После того как костры затухали, их разбирали на головни, от которых зажигали домашний очаг. Этот день становился периодом публичного осуждения для тех жителей поселения, которые хулиганили, пьянствовали и дебоширили в течение года. Над ними насмехались и бранили их за нарушение моральных устоев.
Венчальные обычаи на Ивана Купала
Среди самых важных обычаев дня Ивана Купала стоит отметить обряды, связанные со сватовством и венчанием. Юноши и девушки выбирали себе возлюбленных, обменивались венками из трав и цветов, а родственники невест на выданье пропахивали борозды к воротам двора, чтобы сваты как можно быстрее нашли дорогу.
Девушки собирали травы и цветы, чтобы сплести венки. Всякая незамужняя дева обязательно пускала венок на волю речных вод, сопровождая это действо обрядовыми песнопениями. Если венок тонул, это сулило несчастье или еще один год в девках. Если же он плыл по течению реки, не прибиваясь к берегу, можно было ждать сватов и счастливую жизнь.
В ночь на Ивана Купала можно было предсказать свою судьбу
В некоторых регионах обязательным обычаем было гадание на венках. Молодые девушки выбирали одну из подруг, украшали её цветами и гирляндами из ветвей, завязывали глаза и начинали водить вокруг нее хороводы. Девушка раздавала подругам заранее приготовленные венки. Если попадался венок из завядших цветов, это сулило прозябание и неудачное замужество, а свежие цветы обещали своей обладательнице богатство и счастливый брак.
Поверья и традиции, связанные с травами
Главным атрибутом всех купальских забав выступал венок. Обычно травы и цветы для него собирали еще до дня наступления торжества. Круглая форма венка имела для наших предков особый сакральный смысл – он отождествлял собой Солнце и годовой круговорот событий. Для витья венка собирались далеко не все травы. Обязательно нужно было вплести в него цветы барвинка, веточки базилика, молодые побеги дуба и березы.
В праздник Ивана Купала женщины собирали целебные травы и растения, которые приобретали в этот день особую силу, защищая от сглаза и хворей, козней нечистой силы и стихийных бедствий. Для сбора каждого растения был предназначен особый час и специальная молитва.
Без сомнения, самым таинственным и мистическим обычаем этого праздника был поиск цветущего папоротника. Далеко не каждый смельчак отваживался отправиться в лесную чащу, чтобы найти заветный цветок. Согласно верованиям славян, он открывал для своего владельца чудесные способности: цвет папоротника учил понимать речь любых зверей и птиц, открывать любые запоры, находить сокровища, повелевать духами и становиться невидимкой.
По легенде, цветущий папоротник мог подарить сверхспособности
Однако нет никаких источников, которые свидетельствовали бы о том, что кому-то удалось найти этот таинственный цвет. Оно и немудрено – поверья гласят, что цветет папоротник всего один час, а нечисть прилагает все силы, чтобы запутать да запугать смельчаков. Конечно, этот факт можно пояснить и проще – современная наука точно знает, что папоротники не цветут.
На Ивана Купала ставили особую защиту от ведьм, которые, согласно поверью, могли лишать коров молока. Специальным оберегом выступала веточка вербы, помещенная у пастбищ и хлевов. На порогах домов выкладывали охапку крапивы или полыни, чтобы нечисть не прокралась в жилище.
Запреты в день Ивана Купала
Праздник Ивана Купала связан с множеством запретов, которые следовало соблюдать.
- У славян, проживающих на востоке и западе, до дня Ивана Купала женщины не ели никаких ягод, чтобы не повлечь смерть маленьких детей;
- В этот день никто не ложился спать, так как дом и животных следовало оберегать от всевозможных нечистых козней: домовые, лешие и русалки выходили из теней и вполне могли угнать лошадь или украсть корову;
- Чтобы не впасть в прозябание, нельзя было заниматься в этот день торговлей, совершать покупки или занимать деньги;
- Ни в коем случае нельзя было бить или погонять палками коров, так как вымя могло высохнуть;
- Всякая найденная на дороге вещь должна была оставаться без внимания нашедшего. Если человек поднимал находку, то мог стать жертвой духа-перелесника, принимающего вид близкого человека.
В наши дни праздник пользуется популярностью во всех странах СНГ
Ивана Купала в наши дни
Сейчас этот день утратил свой мистицизм, однако не перестал от этого быть красивым и ярким празднеством, в котором с удовольствием принимают участие многие жители стран Восточной Европы. В Украине, России и Беларуси в этот день проводятся атмосферные фестивали, на которых каждый желающий может сам сплести купальский венок, поучаствовать в ритуале зажжения костра, поводить хоровод и выучить обрядовые песни.
Сегодняшней ночью в Украине отмечали летний праздник Ивана Купала. Считалось, что в эту особенную волшебную ночь нельзя было спать, потому что в эту ночь просыпалась разная нечисть - ведьмы, водяные, русалки, оборотни. Этот яркий мистический праздник богат интересными традициями и колоритными обрядами. О купальских традициях, обрядах и запретах расскажут Українські Новини.
Традиции праздника Ивана Купала
В ночь на Ивана Купала не принято спать. Считается, что, устраивая шумные гуляния и пляски, а также задорно распевая песни, молодежь отпугивает злые силы от родных мест.
Считалось, что не нужно и купаться, поскольку водяной может затянуть в воду.
Традиционно в этот праздник разжигали большие костры, возле которых и разворачивались гуляния, устраивали общую трапезу, водили хороводы, пели песни и плясали. При этом гуляния у "очищающего" костра начинаются с вечера.
После полуночи и до рассвета 7 июля вода в водоемах обретает мощную целительную силу. Поэтому до восхода солнца искупайтесь в озере или реке. Это также добавляет здоровья и лечит от всех недугов.
Прыжки через костер
Перепрыгивание через костер на Ивана Купала являлось одним из важнейших обрядов на праздник- чтобы приманить удачу, успех и здоровье. Кто выше всех прыгнет - будет удачливее всех, здоровее и красивее.
Чтобы очистить тело и душу от болезней и злых мыслей, нужно трижды перепрыгнуть купальский костер. Чтобы обряд сработал, соберите ветки мужских (бук, дуб, клен) и женских деревьев (рябина, ольха и сосна) и выложите их в форме пирамиды и подожгите. Перед прыжком попросите костер забрать болезни и невзгоды.
Влюбленные могут узнать будущее своих отношений при помощи костра. Взявшись за руки, пара должна прыгнуть через купальский костер. Если в прыжке влюбленные не отпустят рук, то проживут вместе до конца жизни, если разомкнут ладони - будут ссоры.
А женщины, у которых долго не было детей, прыгают для того, чтобы излечиться от бесплодия.
Славяне верили, что купальский огонь уничтожает все зло - болезни, несчастья, нищету. Именно поэтому на нем сжигали старую одежду. Существовал обычай бросать в купальский костер сорочку больного ребенка. Считалось, что вместе с ней сгорала и его болезнь. Часто через купальский огонь прогоняли домашнюю скотину для защиты ее от мора.
Кто выше всех прыгнет - будет удачливее всех, здоровее и красивее. Фото: vottak.net
Венки на Ивана Купала
На Ивана Купала женщины и мужчины, которые хотят найти себе пару, плетут купальский венок. В него обязательно должны быть вплетены ромашка, зверобой, полынь, крапива и другие целебные травы. После Купала такой венок служит оберегом весь год. Его вешают над дверью, чтобы сквозь него ни один недобрый взгляд не проник. Если кто-то из домочадцев заболевает, хозяйка отщипывает немного травы от венка и бросает в отвар или чай. Часто к следующему празднику Купала от венка остается лишь ободок, который сжигается в купальском костре.
Незамужние девушки в эту ночь также плели из трав и цветов венки и бросали их в воду: если венок утонул - замуж в ближайший год не позовут, парень ее разлюбит, если даже от берега не отплыл - суженый где-то совсем близко, а если отплыл далеко - то сватать будет парень издалека.
Много традиций на Ивана Купала связаны с водой. Фото: imperia-lna.ru
Как гадать на Ивана Купала
На любовь. Перед сном нужно собрать несколько листьев подорожника и положить его под подушку. Укладываясь спать, следует произнести: "Трипутник-попутник, живешь при дороге, видишь малого и старого, скажи моего суженого!". В эту ночь девушке должен присниться ее суженый.
На жениха. Сорвите столько веток папоротника, на скольких людей вы гадаете. Гадайте в полночь с 6 на 7 июля. На каждую ветку задумайте имя парня, кого хотите в суженые. Пометьте их цветными нитками, чтобы не перепутать. Окуните в воду около берега водоема и рукой прижмите ветки ко дну. Резко отпустите. Какая ветка раньше всех всплывет — тот задуманный на нее парень и станет вашей судьбой.
На будущее. Для него необходимо разломать церковную свечу на несколько кусочков и растопить воск. Как только он растопится, вылить его в емкость с водой. Какую фигуру он примет - то и ожидает в ближайшем будущем. Например, кольцо или свеча - к свадьбе, кошелек - к деньгам, звезда - к удаче, сердце - к любви, флаг - к визиту важного гостя, цветы - к новому воздыхателю, полосы - к путешествию, волны - к исполнению желаний.
На Ивана Купала девушки гадали. Фото: vseodetyah.com
Вода на Ивана Купала
Много традиций на Ивана Купала связаны с водой. 7 июля христиане отмечают также день рожденья Иоанна Предтечи, крестившего Иисуса в Иордане. Поэтому считается, что именно с этого дня купания в открытых водоемах становятся безопасными — из рек и озер изгоняется вся нечисть.
Протекция Купалы над любителями поплавать и порезвиться в воде длится до Ильина дня, который отмечают 2 августа. Кроме целебного купания, оздоровить тело и душу способна утренняя роса, а молодых девушек она сделает еще красивее. Умывшись утром, вечером девушки пускают по воде венки, гадая на любовь.
Приметы на Ивана Купала
Наши предки, как и в любой другой праздник внимательно следили в этот день за погодой. Если на Иванов день пойдет дождь, то все лето будет жарко и погода будет засушливой.
А вот если ночью небо будет щедро усеяно звездами, а поутру природа одарит обильно росой, то будет хороший урожай огурцов, грибов, да и вообще всех овощей.
В этот день старались избегать встречи со змеями, ведь если её повидать в этот праздник, то беды не избежать и в скором времени ожидаются сильные потери.
После сбора трав все женщины внимательно пересчитывали их. Если наберется двенадцать видов растений, то в семье обязательно в грядущем году будет свадьба.
Многие верили, что особая опасность подстерегает лошадей, которых нечистая сила может использовать для своих целей. В таком случае им не выбраться живыми. Поэтому их пытались запереть надежно.