Препубертатный период (7 - 13 лет) характеризуется формированием стереотипа полоролевого поведения. Индивидуальный стереотип полоролевого поведения складывается в континууме маскулинностифемининности на основе психофизиологических возможностей ребенка под влиянием групповых ценностей микросоциального окружения.
Последние оказывают свое влияние как посредством целенаправленного формирования взрослыми ожидаемых качеств мужественности или женственности, так и посредством имитативной интериоризации наблюдаемых ребенком стандартов маскулинного или фемининного поведения. В начальной школе однородный коллектив детсадовской группы распадается на «враждующие» группировки девочек и мальчиков.
Игровая межгрупповая агрессия со взаимными обвинениями («все мальчишки хулиганы и драчуны», «все девчонки плаксы и ябеды») является типичным проявлением дифференциации половых ролей т е групповым отказом от типичных функций противоположного пола. Во второй половине препубертатного периода отмечается так называемая половая гомогенизация или вторая идентификация с представителями своего пола. По мнению Д. Н. Исаева и В. Е. Кагана (1979), в этот период происходит всплеск привязанности к родителю своего пола.
Межполовые контакты в этот период носят конкретноимитативный характер, часто утрированно пародируя мужской или женский стереотип в кругу сверстников, чего ни когда не наблюдается, если мальчик и девочка остаются вдвоем таким образом, мнение сверстников выступает в качестве важнейшего социализирующего фактора, девальвирующего фемининные стереотипы у мальчиков и маскулинные - у девочек. В этом возрасте около половины детей получают информацию о половом акте и не менее трети из них принимают участие в сексуальных играх с участием детей противоположного пола.
В отличие от гетеросексуальных коммуникаций у взрослых игры препубертатного периода совершаются под влиянием не либидонозных, а исследовательских мотивов, которые удается проследить даже при невысоком социокультурном уровне группы. Имеются данные о значительной распространенности в этом возрасте мастурбации как у мальчиков так и у девочек, причем первые вовлекаются в нее по механизмам подражания, а вторые отличаются ускоренным вариантом развития либо повышенной возбудимостью генитосегментарной составляющей в результате резидуального органического поражения нервной системы.
Эндокринное обеспечение препубертатного периода заключается в повышении секреции гонадотропинов гипофиза к 10 - 11 годам с одновременным усилением гонадной секреции. Хотя гормональный уровень недостаточен для появления вторичных половых признаков соотношение тестостерона и эстрадиола приближается к их пропорции у взрослых, что обеспечивает реализацию пубертатного периода и облегчает адаптацию в этот период к кризисным явлениям.
Сексологическое значение препубертатного периода заключается прежде всего в дифференцировке мужского и женского полового стереотипа, что находит отражение как в привлекательности стиля общения для лиц противоположного пола, так и в создании условий для последующей адаптации в браке.
«Сексопатология», Г.С.Васильченко
Понятие «половые излишества» требует пересмотра: если мужчина может провести несколько сношений в течение суток, значит, он далек от «истощения», и подобный уровень функциональной активности вполне ему по силам. Если же завтра чтото изменится (заболевание, значительная кровопотеря, расстройство питания и т.д.), то задолго до того момента, когда утрата энергетического потенциала примет ноцицептивный характер, наступит функциональная блокада…
Для исключения субъективизма при определении сохранности нейрогуморальной составляющей используют векторную шкалу половой конституции женщин, аналогичную разработанной ранее для мужчин. Шкала позволяет судить не только о половой конституции, но и о характере ее нарушений. У женщин наиболее стабильными параметрами являются менструации и течение беременностей, так как основная биологическая функция женщины - продолжение рода. Материнский инстинкт, в…
Кривая возрастной динамики половой активности мужчины показывает, что наибольшую часть периода зрелой сексуальности занимает полоса, соответствующая 2 - 3 сношениям в неделю, на нее приходится более 16 лет. Очевидно также, что именно эта частота сношений является самой устойчивой на протяжении всей жизни мужчины (на полосы, соответствующие 3 - 4, 4 - 5, 5 - 6…
По аналогии с индексом сексуальной активности (Ка) мужчин показатель уровня сексуальности у женщин определяется по возрасту пробуждения эротического либидо, срокам первого оргазма, проценту оргастичности. Первый показатель сексуальной активности (эротическое либидо) ближе к генотипу, меньше подвержен влияниям окружающей среды. Остальные показатели отражают состояние гормонального фона, но оно может быть искажено многими факторами (в основном при поражении…
Определение понятия нормы в сексологии имеет специфические трудности, обусловленные тесным переплетением биологических, личностных и социальных факторов, а также чрезвычайной вариативностью индивидуальных отклонений. Так, по данным A. Kinsey (1948), вариативный размах крайних проявлений сексуальности определяется цифрой 1: 45 000. В том же исследовании вскрыта и на огромном фактическом материале продемонстрирована статистически достоверная связь между принадлежностью…
Пубертатный период - это время полового развития и созревания. В этот период в организме подростка происходят определенные изменения: парни приобретают мужской облик, девушки становятся более женственными.
Пубертатный период является физиологическим периодом жизни, важным составляющим шагом взросления.
Когда начинается пубертатный период?
У каждого по-разному; у мальчиков этот период начинается в среднем в возрасте 10-14 лет. Таким образом, у кого-то он может начаться раньше, у кого-то - позже. Это нормально.
Что является основой начала пубертатного периода?
Пубертатный период начинается в момент, когда организм начинает вырабатывать в большом количестве половые гормоны, именно они и являются причиной изменений, характерных для этого возраста. . Тестостерон вырабатывается яичками, которые располагаются в мошонке, находящейся под половым членом. В яичках также вырабатывается семенная жидкость (сперма), которая оплодотворяет женскую яйцеклетку.
Какие изменения происходят во время пубертатного периода?
Изменения, связанные с пубертатным периодом, происходят в течение нескольких лет. Ниже приведены основные изменения, которые происходят в этом периоде, а также примерный возраст, характерный для них:
- Увеличение размера яичек, как правило - в 11-12 лет
- Оволосение лобковой области - вокруг полового члена и яичек (12 лет)
- Изменение голоса - около 13 лет
- Начало интенсивного роста - около 13,5 лет
- Оволосение подмышек - около 14 лет
- - около 15 лет
- Появление усов - около 15 лет
- Появление щетины по всему лицу - около 16 лет
Пубертатный период - почему так много пота?
Причиной сильного потения опять-таки является избыток гормонов. Особенно сильно потеют подмышки и пах. Проблему запаха помогают решить антиперспиранты и дезодоранты.
Когда изменится мой голос?
Гормоны пубертатного периода приводят к удлинению и утолщению голосовых связок . В один день вы внезапно почувствуете, как голос начинает «ломаться». Это нормально и очень скоро процесс преобразования голоса прекратится. Когда этой произойдет, голос станет более глубоким и низким.
Как происходит оволосение тела?
В первую очередь оволосевает паховая область. Далее волосяной покров возникает на ногах, в подмышках и на грудной клетке. С течением пубертатного периода волосяной покров становится более плотным и вьющимся. Если появление щетины на лице заставляет себя ждать - не переживайте, вы и не заметите, как прийдёт то время, когда вы начнете пользоваться папиной электробритвой.
Что происходит по завершению пубертатного периода?
По завершению пубертатного периода парень становится половозрелым - то есть, способным к зачатию ребёнка. Однако, это возможно и до окончания пубертатного периода, поскольку в самом начале пубертатного периода. Для избежания нежелательной беременности, а также , таких как, например, герпес и ВИЧ/СПИД, необходимо пользоваться презервативом.
Препубертатный период
Разительные изменения заметны уже в темпе роста. От 3 до 11 лет дети растут в общем с регулярной скоростью, примерно по 5-6 см в год. От 11 до 12 лет темп значительно ускоряется и через два года достигает вершины. Дети вырастают примерно на 8-12 см.
Препубертатный период является подготовительным периодом перед половой зрелостью и сопровождается существенными соматическими и психическими изменениями. Изменяется взаимоотношение частей тела: туловище еще детское, но отмечается бурный рост конечностей («одни руки, одни ноги»). Движения неуклюжие, угловатые, неплавные.
Отмечается соматическое и психическое беспокойство (в противоположность двум гармоническим предшествующим этому периоду годам, полным грации). Часты коллективные драки, опьянение криком и шумом с тенденцией избавиться от беспокойства. Гормональная деятельность вызывает появление вторичных половых признаков.
Растет сознание собственного достоинства, собственных возможностей и способностей. Начинает сравнивать себя с другими. Постепенно появляется самостоятельность – отсюда строгая критика взрослых и некритичное отношение к себе. Вследствие недостатка опыта и несоответствия в отношении чувства собственной личности во многих случаях возникает внутренняя неуверенность и колебания, неустойчивость. Импульсивность в области интересов: потребность в приключениях (чтение приключенческой литературы). Часто отвращение к учению, бывает особенно там, где к нему систематически и неразумным способом принуждают, или там, где родители не понимают, что все силы детского организма, физические и душевные, подготавливаются к биологическому созреванию, даже и ценой замедления развития психических познавательных процессов.
Высоко ценят дружбу, и именно в такой степени, в какой происходит постепенное освобождение от авторитета родителей. Со строгими родителями легко вступают в конфликт.
Пубертатный и юношеский период
Беспокойство, свойственное пубертатному периоду, является доминирующим признаком и в пубертатном периоде. В то время, как беспокойство препуберты направлено наружу, беспокойство пуберты обращено внутрь. Это период, в котором молодой человек постепенно справляется как с половым созреванием, так и с новой общественной действительностью, так и с самим собой.
Юношеский период – это период девичества и юношества (девушки 15-18 лет, юноши 17-21 год), который скорее являтся кульминацией и успокоением этой фазы человеческой жизни.
С психической точки зрения новым элементом пубертатного периода является сознание сексуальности и эротики в полной мере. Повышенное сексуальное давление (сравни более подробно в главе о сексуальных влечениях) может привести к нежелательным проявлениям выраженного онанизма, а также к преждевременному половому опыту. Дружба является наиболее сильным общественным и эмоциональным чувством.
Уравновешенность с обществом происходит не только путем интенсивной склонности к друзьям (компании), но и путем интенсивного – иногда даже конфликтного – отклонения от семьи. Присоединение к своему поколению, поиски и нахождение партнера являются характерными для этого периода.
В связи с тем, что организм претерпевает бурные изменения, завершающиеся половой зрелостью (месячные в возрасте 12-13,5 лет, поллюции у мальчиков в возрасте 15-16 лет), и в связи с тем, что организм должен справиться и с рядом сильных импульсов, поступающих из внешней среды, этот период является периодом кризисным; повышается в нем предрасположенность к ряду внутренних и психических заболеваний – не последнее место занимают и возможности социальных нарушений. Стремление быть взрослым (поскольку молодой человек фактически себя таким чувствует) проявляется или в положительном смысле в творческих областях (подражание взрослым общественно положительное), или в деструкции, асоциальных проявлениях, а в наиболее тяжелых случаях – и в нравственном опустошении, развращенности. Созревший в половом отношении молодой человек еще далеко не созрел в психическом и общественном отношении. Тенденция быть взрослым, если она одновременно не сопровождается солидной базой нравственных и общественных ценностей, легко соскальзывает в область имитации взрослых в общественно отрицательном смысле: курение, наркомания, алкоголизм, сексуальная безответственность, социальный цинизм, в крайних случаях – правонарушения.
Типичным является пубертатный и юношеский аутизм, самонаблюдение, поиск эмоционального ответа, раздумья над собой и над смыслом жизни.
Выбор профессии, решающий вопрос о направлении всей дальнейшей жизни, часто бывает предоставлен случаю. Это тем менее желательно, чем менее созрел молодой человек до возраста, в котором решается столь серьезный вопрос о будущей профессии, поскольку его психическое развитие еще далеко не достигло стадии зрелости.
У здоровых девочек период полового созревания начинается с 7- 8 лет и заканчивается к 17-18 годам [Богданова Е. А. и др., 1980]. С 7-8-летнего возраста яичники начинают продуцировать половые гормоны - эстрогены и андрогены, количество которых постепенно увеличивается. Основной гормонпродуцирующей частью яичников является корковый слой, расположенный непосредственно под белочной оболочкой. В этом слое среди соединительнотканной стромы располагаются фолликулы яичников, в основном примордиальные, представляющие собой яйцеклетку, окруженную одним слоем фолликулярного эпителия. Несмотря на небольшое количество гормонов, продуцируемых яичниками, в этом возрасте постепенно проявляется их влияние на организм: начинается формирование скелета по женскому типу, появляются пушковые волосы в подмышечных впадинах и на лобке, нагрубают и становятся болезненными молочные железы.
Яичники
постепенно увеличиваются в размерах, приобретают овальную форму и к менархе имеют вид и форму яичников половозрелой женщины.
Матка
также увеличивается в размере примерно с 2 г ее начальной массы до 7-8 г в 11 -15 лет. Стенка влагалища утолщается, становится эластичной, появляется влагалищный секрет, складчатость стенки влагалища.
По мере развития репродуктивной системы у девочки изменяется внешний вид. К 8-10 годам начинает расширяться таз, отмечается отложение жира по женскому типу, появляются волосы на лобке и в подмышечных впадинах. В последующем на протяжении 4-5 лет, т. е. до 12- 14 лет, формируется женский тип телосложения, развиваются молочные железы и половые органы.
Основным признаком наступления полового созревания служит появление менструаций. Возраст наступления первой менструации (менархе) - 12,7-15 лет [Борисова Ю. Ф., Богданова Е. А., 1971]. При нормальном половом развитии ритм менструаций устанавливается сразу. Чаще наблюдается 28-дневный менструальный цикл (нормопонирующий), реже - 30-32-дневный (постпонирующий) и 21-24-дневный (антепонирующий). Вначале менструальные циклы в основном ановуляторные, а затем, через 6-18 мес, становятся овуляторными. Установление четкого ритма менструаций является одним из основных критериев правильно развившейся репродуктивной системы.
Заканчивается половое развитие к 17-18 годам. К этому возрасту уже полностью сформирован женский фенотип: характерный внешний вид, выраженные вторичные половые признаки, соответствующее развитие половых органов. Несколько позже, к 20-22 годам, заканчивается окостенение скелета, которое также является одним из признаков влияния половых гормонов и наступления половой
зрелости.
Гипоталамус и гипофиз
. Включение гипоталамических механизмов регуляции выработки гонадотропных гормонов происходит примерно в 7-8 лет. Различные механизмы этой сложной регуляции начинают функционировать в определенной последовательности. Первыми включаются гипоталамические механизмы, регулирующие ритм выделений нейрогормонов. Затем функционально созревают центральные механизмы, стимулирующие выработку фолликулостимулирующего гормона (ФСГ), и формируются механизмы, регулирующие циклическую секрецию лютеинизирующего гормона (ЛГ), т. е. возникает взаимосвязь между механизмами, определяющими циклическую секрецию гонадотропинов. Устанавливается четко определяемая функциональная взаимосвязь между гипоталамусом и гипофизом, свойственная организму взрослого человека. По мере установления ритма и уровня выделения релизинг-гормонов и гонадотропинов усиливается гормональная функция яичников, которая обеспечивает половое созревание.
Гипофиз
, или мозговой придаток, расположен в турецком седле. К периоду половой
зрелости масса гипофиза составляет около 0,6 г. В гипофизе различают три доли: переднюю (аденогипофиз), промежуточную и заднюю (нейрогипофиз). Передняя доля вырабатывает несколько гормонов: соматотропный (СТТ), тиреотропный, гонадотропные и адренокортикотропный. Задняя доля депонирует два гормона: антидиуретический и окситоцин, которые поступают в нее из ядер гипоталамуса, где они синтезируются. Промежуточная доля как бы разделяет переднюю и заднюю доли гипофиза. Клетки промежуточной доли вырабатывают меланоцитстимулирующий гормон
, который регулирует окраску кожных покровов. Имеются данные о том, что гормон
, секретируемый промежуточной долей, повышает активность палочек и колбочек сетчатой оболочки и улучшает адаптацию глаза к темноте.
Задняя доля гипофиза находится в тесной морфологической и функциональной взаимосвязи с гипоталамусом. В ней оканчиваются волокна гипоталамо-гипофизарного тракта, идущие от супраоптического и паравентрикулярного ядер гипоталамуса. В задней и промежуточной долях гипофиза оканчиваются дофаминоргические нервные волокна аркуатного ядра гипоталамуса. Нервные связи передней и задней долей различны. Большинство исследователей считают, что нервные волокна, обнаруживаемые в передней доле гипофиза, проникают в нее вместе с кровеносными сосудами и принадлежат к симпатической нервной системе. Кроме того, передняя доля гипофиза имеет тесную сосудистую связь с гипоталамусом, которая обусловливает их анатомическую и функциональную взаимосвязь.
В регуляции функций клеток промежуточной доли участвуют как гипоталамические рилизинг-факторы, так и прямая нейроканальная иннервация.
Репродуктивную систему рассматривают как сложную саморегулирующую систему, основными звеньями которой являются гипоталамус, гипофиз
, яичники и матка. Согласованность функций этих различающихся по анатомическим, морфологическим, физиологическим свойствам органов обеспечивает центральная нервная система, главным образом гипоталамический отдел головного мозга.
В каждом периоде жизни под влиянием гормонов репродуктивной системы изменяется внешний облик девочки, девушки, женщины. Зная физиологические особенности возрастных изменений организма женщины на протяжении всей жизни, можно своевременно выявить возникшие отклонения от нормы и провести их адекватную коррекцию.
В эти периоды жизни начинает формироваться женский фенотип. В препубертатном периоде очень важны профилактика инфекционных заболеваний, правильное , соблюдение правил гигиены, в частности половых органов.
В пубертатном периоде должны использоваться практически те же принципы профилактики. Кроме того, следует учитывать и ряд других факторов. В связи со значительным улучшением жилищных условий этот фактор в настоящее время имеет меньшее значение. Тем не менее далеко не всегда обращают внимание на достаточное проветривание жилых помещений, соблюдение чистоты и порядка, проведение необходимых гигиенических мероприятий.
В последние десятилетия большое влияние на формирование девочки и девушки оказывают телевидение, радио, кинофильмы, книги. Отмечено, что под влиянием этих факторов происходит более раннее сексуальное развитие.
Чрезмерные умственные и физические нагрузки в период становления менструальной функции могут быть причиной ее нарушений, которые наблюдают примерно в 2 раза чаще, чем в общей популяции. Следовательно, мерами профилактики нарушений функции репродуктивной системы в период менархе являются прежде всего правильное чередование умственного и физического труда, а также рациональное питание.
Инфекционные заболевания, особенно хронические (пневмония, туберкулез, ревматизм, нейроинфекции), могут вызвать задержку полового созревания, что клинически проявляется в недоразвитии половых органов, позднем менархе или отсутствии менструаций, а в последующем - в бесплодии, невынашивании беременности, раннем нарушении или прекращении менструальной функции. Немалое значение имеют также другие факторы: резкая перемена климата, длительное пребывание на солнце и затем купание в холодной воде, длительное пребывание на сырой, недостаточно прогретой земле (ранней весной, после дождя и т. д.). Эти факторы могут обусловить развитие воспалительных заболеваний половых органов. В этом возрасте в структуре гинекологической заболеваемости важное место занимают , которые в последующем могут обусловливать возникновение других воспалительных заболеваний половых органов. Мы фиксируем на этом особое внимание, в связи с тем что воспалительные заболевания половых органов могут в последующем стать одной из причин бесплодия, чаще в форме маточных кровотечений, образования сактосальпинксов. Длительно протекающие воспалительные заболевания могут также обусловить развитие нейроэндокринных заболеваний и опухолей половых органов. Таким образом, своевременное лечение воспалительных заболеваний является мерой профилактики указанных осложнений.
В последние десятилетия возникла новая проблема, связанная с тем, что девочки с препубертатного возраста находятся в состоянии систематической перегрузки: занятия в общеобразовательной и музыкальной школах, обучение иностранным языкам и нередко еще занятия в какой-либо спортивной секции. Умственные и физические перегрузки с детства могут стать одной из причин нарушения функции репродуктивной системы.
Нередко для профилактики ожирения девочки в пубертатном возрасте резко уменьшают количество принимаемой пищи. При этом наряду с уменьшением массы тела пропадает аппетит, возникает нервная анорексия. Подобное состояние может быть причиной нарушений менструальной функции вплоть до стойкой аменореи.
В связи с тем что в последние десятилетия все более широкое распространение получает физическая культура, многие девочки начинают заниматься спортом еще в детском возрасте.
В. Г. Бершадский (1976) изучал состояние репродуктивной системы в препубертатном и пубертатном периоде у спортсменок (гимнастки и пловчихи). Обследовано более 1000 девочек, систематически занимавшихся указанными видами спорта. Автор установил, что если достаточно интенсивные спортивные занятия начинались в препубертатном возрасте, т. е. в 6-8 лет, то первая , как правило, наступала своевременно, менструальный цикл устанавливался сразу и девушки практически не предъявляли никаких жалоб.
Если же девушки начинали заниматься спортом позже - в возрасте 12-14 лет, то у них через разные периоды времени появлялись нарушения менструальной функции: альгодисменорея, предменструальный синдром, опсоменорея. Было показано, что если занятия спортом начинались в 6-8 лет, то регулярный менструальный цикл установился сразу у 69 % девочек и в течение 6-12 мес - у 87%. Если же занятия начинались в 12-13 лет, то регулярные менструации устанавливались сразу лишь у 41% и через 6-12 мес - у 78 %.