Проект «Седые дети войны»
Автор: Шушунова Светлана Анатольевна, педагог дополнительного образования ГБУ КО Калужский СРЦН «Надежда»
Цель проекта:
осветить судьбу бывших малолетних узников земляков в годы Великой Отечественной Войны через призму истории своей семьи.
Задачи проекта:
Расширить знания учащихся о Великой Отечественной войне
Собрать информацию об истории своей семьи в годы войны
Собрать воспоминания бывших малолетних узников фашистских концлагерей
Проанализировать полученную информацию и систематизировать ее
Оформить альбом " Страницы памяти" с рассказами бывших малолетних узников фашистских концлагерей
Рассказать о узниках-земляках на открытом мероприятии "Мы помним, гордимся, благодарим"
Участники проекта:
Воспитанники ГБУ КО Калужский СРЦН «Надежда»
Партнеры проекта:
Родители, родственники, бывшие малолетние узники Калужской области
Целевая группа проекта:
Проект адресован школьникам
Тип проекта: Творческий, групповой, краткосрочный
Продолжительность проекта:
1 месяц
Сроки реализации проекта:
Март - Апрель
Методы исследования: метод опроса, интервью, источниковедческий анализ
«Дорогою немыслимой печали,
Дорогой смерти нас вела война».
Е. Кузин
Вступление.
Славная страница героических дел вписана калужанами в летопись Великой Отечественной войны. В ту грозную пору на фронт ушло 140 тысяч наших земляков. Они мужественно сражались с ненавистным врагом на всех фронтах Великой Отечественной войны.
В августе-сентябре 1941 года положение на фронтах становилось все более тяжелым, враг приближался к Калуге. 12 октября неприятель занял Калугу, а к концу октября оказалась оккупирована вся территория Калужского края.
После захвата Калуги немцы начали проводить репрессивные меры среди жителей города. Многие здания они превратили в застенки.
В кооперативном поселке у Оки был создан концентрационный лагерь. На площади Ленина соорудили виселицу и 20 октября 1941 года повесили четверых патриотов. 7 октября на базарной площади Калуги фашисты расстреляли 20 калужан. 21 декабря оккупанты подожгли дом 41 по улице Свердлова, в котором погибло 14 человек. Не менее жестоко немцы поступали и в других городах и селах калужской земли.
Тысячи наших маленьких соотечественников были заточены в концентрационные лагеря, угнаны в рабство, кто с родителями, а кто и поодиночке. Они несли свой тяжелый крест - ни в чем не повинные, лишенные самой радостной поры - детства. Тяжелым кат¬ком прошлась Великая Отечественная по маленьким, незащищенным душам. И они - последние свидетели той страшной войны, что унесла 27 миллионов человеческих жизней.
Гипотеза:
Великая Отечественная война унесла миллионы жизней, погубила миллионы талантов, разрушила миллионы человеческих судеб. В нынешнее время многие люди, в частности, молодежь мало знают об истории своей страны, а ведь свидетелей событий Великой Отечественной войны с каждым годом становится все меньше и меньше. Это люди преклонного возраста - прадедушки и прабабушки воспитанников центра. Возможно, родственники воспитанников были участниками Великой Отечественной войны, работали в тылу или были заточены в концентрацион¬ные лагеря, угнаны в рабство детьми. И если сейчас не записать их воспоминания, то они просто исчезнут вместе с людьми, не оставив заслуженного следа в истории.
Актуальность:
В этом 2015 году наша страна отмечает 70-летие годовщины Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов. 11 апреля Международный день освобождения узников фашистских концлагерей, установленный ООН. В этом году этот день по ряду причин и событий в Украине, России, Европе и мире приобрел особое значение для детей, прошедших через суровые и трагические моменты Великой Отечественной войны. Разгром фашистской Германии силами советского народа и участников антигитлеровской коалиции, День Победы 9 мая 1945 года дали всем людям Земли основание и надежду на то, что фашизм повержен и больше не повторится. Но жизнь в последние месяцы показала, что корни нацизма и фашизма сохранились – вновь, как и 80 лет назад, стали проповедоваться идеи националистического превосходства, прославления нацистских пособников, карателей, запреты родных языков общения.
Предполагаемый результат проекта:
Приобретение навыков поисково-исследовательской работы
Усвоение алгоритма создания проекта: постановка цели, поиск различных средств достижения цели, анализ полученных результатов
Расширение знаний о Великой Отечественной войне
Сохранение памяти о суровых годах жизни узников-земляков
Формирование уважительного отношение к участникам войны
Возможные трудности выполнения проекта и пути выхода из них:
Затруднения учащихся
Педагогические действия
Учащиеся не имеют опыта проведения интервью Тренинги общения
Совместная разработка опросников
Учащиеся плохо владеют навыками сбора и обработки информации Использование образцов проектов
редактирование
отработка навыка работы на ПК вWord и PowerPoint
Недостаточно развиты оформительские навыки Организация взаимопомощи, взаимообучения
Отсутствие помощи со стороны родителей Мотивирование родителей на совместную деятельность
Учащиеся не имеют опыта по установлению контакта
с ветеранами ВОВ Установление контакта с бывшими малолетними узниками
(БМУ) концлагерей
Организация встречи с БМУ
Отработка правил поведения учащихся при общении с БМУ
Этапы работы над проектом:
1. Подготовительный этап
Составление плана работы
Беседа «Что я знаю о жизни родственников в годы войны?»
Беседа «Что я знаю о бывших малолетних узниках фашистских концлагерей?»
Сбор и анализ литературы по данной теме
Разработка содержания проекта
2. Основной этап
Сбор информации о жизни родственников в годы Великой Отечественной войны
Интервью с родителями, родственниками об истории своей семьи в годы ВОВ
Чтение книги «Седые дети войны»
Встреча с бывшими малолетними узниками фашистских концлагерей
Фотосъемка встречи
3. Заключительный этап
Создание презентации «Седые дети войны»
Создание «Страниц памяти» с рассказами бывших малолетних узников фашистских концлагерей с фотографиями
Экскурсия на Площадь Победы к Вечному огню, возложение цветов к памятнику узникам фашизма
Проведение классного часа "Мы помним, гордимся, благодарим"
ДЕТЯМ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ,
ИХ ВНУКАМ И ПРАВНУКАМ
ПОСВЯЩАЕТСЯ
Знаю, помните вы, не забыли
Хату детства и небо над ней,
Как в войну нас фашисты губили
За оградами концлагерей.
Все мы видели, все испытали
Голод, холод, побои и страх,
К голым нарам порой примерзали
Малыши с сединой на висках.
В синяках все избитое тело,
Ужас боли в потухших глазах
За грехи, что начальство имело
Нас фашисты сжигали в печах.
Вместе все, мол, намного смелее,
Нас так мало осталось в живых,
Самых дружных должны быть дружнее
И родней даже самых родных.
Песен правды о нас не сложили,
Не слагали правдивых стихов,
И дороги к вершинам закрыли
Малышам, не имевшим грехов.
Окружной Леонид Иванович
Узник №65468 концлагеря Дахау.
Основной этап проекта
В ходе работы над проектом воспитанники центра изучили литературу о Калуге во время Великой Отечественной войны. Огромное потрясение оказала на учащихся книга воспоминания бывших малолетних узников фашистских концлагерей «Седые дети войны». Ребята читали книгу и делились друг с другом своими впечатлениями.
Затем каждый из воспитанников составил возможные вопросы для интервью по сбору информации об истории своей семьи в годы войны, потом обсудили и выбрали только важные вопросы. После этого каждый начал сбор информации у своих родителей. Многим ребятам пришлось обращаться к своим бабушкам, дедушкам и другим родственникам.
Из интервью с родителями ребята узнали, что семья бабушки Шушунова Дмитрия во времена Великой Отечественной войны была угнана в концлагерь. Также узнали, что в Калуге существует Общественная организация «Калужское отделение Союза бывших малолетних узников фашистских концлагерей». Родители помогли договориться о встрече с бывшими малолетними узниками.
В преддверии 11 апреля – Международного дня освобождения узников фашистских концлагерей воспитанники ГБУ КО Калужский СРЦН «Надежда» встретились с бывшими малолетними узниками. При встрече ребята познакомились с Филатовой Валентиной Николаевной, сестрой бабушки Шушунова Дмитрия, которая сейчас возглавляет Общественную организацию «Калужское отделение Союза бывших малолетних узников фашистских концлагерей».
На встрече ребята внимательно выслушали страшные воспоминания о военном времени. Своими воспоминаниями с учениками поделились Филатова Валентина Николаевна, Ищенко Любовь Александровна, Башмакова Антонина Васильевна, Павлова Ксения Сергеевна, Лукьянова Нина Григорьевна. Седые дети не могли сдержать слез. Ребята услышали крик детских душ с той далекой войны. Встреча прошла в теплой атмосфере. Бывшие малолетние узники пожелали ребятам хорошо учиться, получить те профессии, о которых они мечтают. Большинство узников в послевоенное время не смогли получить образование по душе, т.к. после освобождения вернувшись на Родину, они прибавили себе по два-три года и пошли восстанавливать разрушенное войной хозяйство, поднимать из руин города и поселки.
Седые дети войны донесли до ребят важную истину: фашизм, в любом его проявлении не имеет права существовать. Счастье – это мирное небо над головой. В конце встречи ребята в знак уважения и благодарности подарили бывшим малолетним узникам цветы.
В ходе поисково-исследовательской работы ребята убедились, что об узниках мало кто знает. Поэтому в своем проекте решили рассказать о четырех бывших малолетних узниках, наших земляках.
Глава 1. Дети войны
Тяжелым катком прошлась Великая Отечественная по маленьким, незащищенным Душам. И они - последние свидетели той страшной войны, что унесла 27 миллионов человеческих жизней.
Тысячи наших маленьких соотечественников были заточены в концентрационные лагеря, угнаны в рабство, кто с родителями, а кто и поодиночке. Они несли свой тяжелый крест - ни в чем не повинные, лишенные самой радостной поры - детства. Непосильный труд и болезни, голод и холод были спутниками детей. Над ними глумились, проводили медицинские эксперименты, брали кровь. У них отнимали самое святое - родных, Родину, будущее. Это невозможно забыть и невозможно простить.
Война - всенародная беда. И это общеизвестная истина. Но если ее так понимают взрослые, то дети... У детей свое восприятие мира: чувственно-цветное. Радость - это мягкие добрые руки мамы, тепло солнца, зелень травы. У беды совсем другие цвета - серо-черные, холодные и голодные, и постоянное ощущение страха, боли, которые таятся в глазах. Чисто детское желание убежать, спрятаться, закрыть глаза. Только разве убежишь от памяти, от сегодняшней жизни? Память горькая, страшная всплывает в ночи. Говорят, что с годами к человеку вновь приходит детство: казалось, многое забылось, стерлось, но потом по каким-то неясным законам психи¬ки реальные события детских лет всплывают в представлении так четко, ясно и правдиво, словно на киноэкране прокручивается заново твоя жизнь. Порой эти воспоминания так навязчивы и остры, что словно заново переживаешь все то, что было в детстве.
Глава 2. Воспоминания малолетних узников.
1. Из воспоминаний Адамовой (Ященко) Надежды Антоновны 1932г.р., проживает в г.Мещовске, Калужской области.
Мне было 9 лет, многого не понимала, но детская память, как губка, все впитывала.
Забрали сельчан, в чем они были, не дав никому взять ничего из вещей. Братик на руках у матери сильно плакал, я не выпускала из кулака материнский подол юбки. Привезли нас в Витебск, к вокзалу. Крик. Плач. Все обнимались, рыдали, будто понимали, что прощаются навсегда.
Под охраной солдат и собак повели к составу. Прикладами затолкали всех в крытые товарные вагоны и повезли в неизвестном направлении. Народу было в вагоне столько, что полежать не было возможности. Даже сидя некуда было протянуть ноги. Но чем больше дней ехали, тем становилось просторнее: умирали в первую очередь дети, расставались с жизнью взрослые. Сколько дней ехали неизвестно.
Наконец-то дорога закончилась. Привезли нас в Польшу, и какое-то непривычное название маленького городка - Освенцим - сразу врезалось в память. Большое пространство окружено колючей проволокой, а там длинные здания - бараки. Но сначала остригли наголо и повели в баню. В предбаннике каждый должен был пройти болезненную процедуру выкалывания номера на руке. Нумеровали всех подряд, даже грудных младенцев.
Длинный барак, трехэтажные нары, затхлый воздух. Я после того, как нас остригли и переодели в полосатые робы, не узнавала своих односельчан и даже маму первое время узнавала только по рукам - ласковым, добрым.
Деревьев поблизости не было. Кругом голо и серо. И какой-то неприятный запах дыма. От него першит в горле и щиплет глаза. Постоянно хотелось есть, вши, клопы кишели между досками нар, от укусов чесалось все тело. Одежда была одна на все времена года - полосатая роба.
Трудно сказать, когда это случилось: сначала мне сказали о смерти брата, потом о смерти сестры, а потом о том, что маму сожгли в крематории. О том, что здесь сжигают людей, я уже знала. Знала потому, что многих из деревни перестала встречать. Но когда узнала о смерти мамы - упала в беспамятстве. Очнулась в лазарете. Сколько там пролежала - не помню. Мне стало все безразлично и даже не страшно. Раз нет сестренки, братика, мамы, то зачем мне жить? Последующие дни прошли как в тумане - не осталось в памяти ни горя, ни боли, словно застыла в твердой оболочке душа, а ноги, руки двигались сами по себе. Даже холод и голод ощущались не так остро, как раньше. Ела машинально - суп, который выдавался один раз в сутки, выпивала стакан чая, подкрашенный травками. Очнулась только в 1945 году, когда лагерь освободили войска Первого Белорусского и Первого Украинского фронтов. Чем-то близким и родным, давно забытым повеяло на меня, когда заросший дядька поднял мое худенькое тело, прижал к гимнастерке и плакал, что-то говоря на родном белорусском языке. Вот тогда и я словно проснулась, заплакала. Помню, как кормили нас печеньем, конфетами, кашей, как взрослые мужики искали детскую одежду, чтобы снять с нас ненавистную полосатую робу. Это было уже похоже на ту жизнь, которую я знала раньше.
Освобожденных детей из Освенцима принял детский дом в Киеве. После войны работала в вольнонаемной воинской части. Вышла замуж. Мужа перевели в Калужскую область. Так я оказалась в Мещовске Калужской области, который стал для меня домом, приютом и малой Родиной.
2.Из воспоминаний Баранова Алексея Ильича. Нас, детей, отобрали у родителей и разместили по группам. На удивление всех, кормили нас хорошо. И только позднее мы поняли причину: у нас периодически брали кровь из вены - выстраивая в очередь «голышами». Так прошли месяцы. Не знаю, через какой период меня вернули к родителям. Радости не было предела! Позднее от своей матери я узнал, что у меня обнаружили какое-то заболевание и по этой причине от моей крови - отказались.
Надо признать прозорливость немецких врачей: через некоторое время у меня отнялись ноги и меня носили только на руках.
3. Из воспоминаний Филатовой Валентины Николаевны.
В августе 1943 года мне было 7 месяцев от роду, нас: мать, отца, бабушку, дедушку и тетю по материнской линии, угнали в Германию вместе с други¬ми жителями этого района. Пригнали нас в город Дюссельдорф концлагерь «Эллер». Со слов родителей, бомбили со всех сторон ежедневно, стоял гул от самолетов, дрожала земля. Однажды мама с отцом попали в самое пекло бомбежки, легли на землю ничком, и мама в этот момент увидела на небе в красном зареве лик Богородицы, как ей по¬казалось. Когда все немного утихло, они с отцом обнаружили, что вокруг них все изрыто осколками, не было «живого» места, а они остались целы, вот, поди ж ты, после этого не поверь в судьбу.
4. Из воспоминаний Герасимовой Стаси Афанасьевны
, проживает г.Обнинск Калужской области. 1925г.р.Первое потрясение я испытала, когда немцы стали уничтожать евреев. У нас в деревне одна девушка вышла замуж за еврея, к началу войны у них было трое детей: 5-ти лет, 3-х лет и одного года. Ее муж ушел на фронт. Немцы схватили ее с детьми зимой, побросали раздетыми в сани, избили палками в кровь. Помню, как сильно плакал старший мальчик и умолял не бить его. Сани далеко не уехали, остановились. Один полицай брал ребенка за ногу, подбрасывал, другой на лету расстреливал. Так всех и расстреляли. Мать бежала за санями, она страшно кричала, плакала, рвала волосы на себе, а потом просила уже убить ее. Но полицаи не убили, бросили в снег - не еврейка.
Глава 3. Возвращение.
После освобождения, вернувшись на Родину, они прибавили себе по два-три года и пошли восстанавливать разрушенное войной хозяйство, поднимать из руин города и поселки, сельское хозяйство. Поэтому у наших узников самый большой трудовой стаж и самое низкое образование.
Годы летят стремительно. На смену свидетелей войны пришло новое поколение людей, выросших под мирным небом. Для всех поколений и для каждого конкретного человека оно оплачено страданиями миллионов и должно быть сохранено ныне живыми. В наше время, с развитием интернета появилось больше возможностей воссоздать и сохранить историю этого всенародного подвига. Воспоминания бывших малолетних узников - уникальный источник по истории Великой Отечественной войны. Истории, воспроизведенные в книге, может быть, не безупречны по стилю изложения, в них главное – правда жизни, подлинная история человеческих судеб, переданная со всей непосредственностью и искренностью очевидцами тех страшных событий.
Сиротство, номер вместо имени, голод, истязания, рабский труд – таким было детство этих мальчиков и девочек, чудом выживших в фашистских концлагерях и на каторжных работах у «бауэров» и прочих «хозяев»... Пережитые страдания не озлобили, не лишили веры в людей. Спустя много лет с чувством благодарности вспоминают они немецких граждан, проявивших элементарную человечность среди моря жестокости – будь то кусок хлеба или избавление от побоев. Освобождение, победа – ни с чем несравнимое счастье тех мгновений авторы воспоминаний пронесли через все послевоенные годы.
Заключительный этап проекта
В Международный день освобождения узников фашистских концлагерей воспитанники ГБУ КО Калужский СРЦН «Надежда» возложили цветы к памятнику узникам фашизма на площади Победы. Как и планировали, 11 апреля провели мероприятие "Мы помним, гордимся, благодарим", на котором подвели итоги работы над проектом. Оформили альбом «Страницы памяти» с рассказами бывших малолетних узников фашистских концлагерей и фотографиями. На мероприятии ребята решили продолжить работу по созданию следующих страничек памяти. Ребята обсудили, что их гипотеза о том, что скоро не останется живых свидетелей той страшной войны и в ближайшем будущем дети смогут узнать о подвиге поколения только из книг и уроков истории, верна. Это подтверждают цифры:
Год Количество бывших малолетних узников фашистских концлагерей в Калужской области
1989 22 тыс. человек
2014 9 тыс. человек
День Победы – один из самых важных российских праздников: 9 мая мы забываем обо всех разногласиях и вспоминаем, что мы единый народ. Этот праздник касается каждого жителя страны, он объединяет поколения и заставляет каждого почувствовать себя частью чего-то важного.
Практическое применение, полезность выполненной работы
В результате работы над проектом воспитанники достигли следующих результатов:
- сохранили память о тех, кто пережил войну в раннем детстве;
- появился интерес к изучению истории Российского государства;
- возникло чувство уважения к ветеранам войны, труда и седым детям войны;
- приобрели навыки поисково-исследовательской работы;
- получили удовольствие от общения со всеми участниками проекта.
муниципальное казённое образовательное учреждение
«Пионерская средняя общеобразовательная школа»
Районный конкурс проектов
Номинация – информационный проект
Авторы проекта: учащиеся 8 класса
МКОУ «Пионерская СОШ»
Руководитель: Кадрашова Сауле
Сапаргалиевна учитель математики
1
Николаевск 2015
Руководитель проекта:
Кадрашова Сауле Сапаргалиевна, классный руководитель 8 класса
Участники проекта:
учащиеся 8 класса
администрация Левчуновского сельского поселения
Толочок Елена Александровна библиотекарь
родители 8 класса
География проекта: МКОУ «Пионерская средняя общеобразовательная школа»
Николаевского муниципального района Волгоградской области
Сроки проекта: 01.10.2014г. –01.03.2015
2
Оглавление:
1. Введение …………………………………… 48
2. Теоретические основы проекта ……………………………………………..
910
3. Механизмы и этапы реализации проекта …………………………………..
1112
4. Результаты реализации проекта …………………………………………….
1314
5. Практическая значимость проекта …………………………………………
15
6. Источники информации ……………… 16
7. Список приложений 17 27
Приложение 1 ……………
……………………………………………
Приложение 2 …………………………
3
В огне войны сгорело детство,
Но не прошло бесследно, нет,
И носим мы в себе наследство
И боль, и радость грозных лет....
Актуальность.
Введение
В 2015 году вся страна отмечает 70летие Великой Победы, серьезный срок,
равный жизни зрелого человека. За это время родились и возмужали несколько
поколений. При таком возрастном раскладе существуют различные формы
восприятия военного прошлого. Одно дело, если человек, пусть совсем
ребенком, но ощутил войну на собственном опыте. Другое, если знание о ней
получено из рассказов ветеранов, книг и фильмов, как это было у нашего
поколения. Современные дети и подростки узнают о событиях Великой
Отечественной войны в основном из учебников истории, так как юное
поколение мало и не очень охотно читает, а также редко имеет возможность
смотреть настоящее кино на военную тематику по причине господства на
телевидении низкопробной продукции. Ветераны войны, живые свидетели и
участники тех событий уходят из жизни. Ребенок, читающий о войне в
параграфе, заданном на дом учителем, воспринимает ее лишь как одно из
многих в бесконечной цепи историческое событие, а не как нечто чрезвычайное,
имеющее отношение ко всем и каждому и что не имеет срока давности. Из
беседы с одноклассниками выяснилось, что они имеют довольно поверхностные
знания о Великой Отечественной войне. Но самое страшное большинство (!)
из них не знали, какой след оставила война в их семьях, кто из
родственников воевал, погиб или ранен, какие имел награды. Таким
образом, существует угроза утраты исторической памяти о самом важном и
трагичном событии нашей Родины и всего мира в XX веке Великой
Отечественной войне.
Именно поэтому мы сочли необходимым осветить для детей подвиг своего
народа в годы Великой Отечественной войны через призму истории своей семьи
и своих односельчан. Именно поэтому в работе по патриотическому
воспитанию в школе важно показать самоотверженность и героизм нашего
народа в борьбе за свободу, показать на конкретных примерах, на фактах из
4
биографий родственников, односельчан обучающихся. Время неумолимо. С
каждым годом все меньше и меньше остается очевидцев той страшной войны.
Но воспоминания об этих людях должны сохраниться.
Наш проект - это попытка собрать глыбы народной памяти у односельчан.
Памяти обо всем пережитом и взрослыми, и детьми в те безжалостные годы.
Ведь время все быстрее уносит свидетелей и участников - тех, кто был, кто
знал, кто видел и выстрадал боль и ужас утрат и радость надежд в ожидании
Победы.
Мы не напрасно беспокоимся,
Чтоб не забылась та война!
Ведь эта памятьнаша совесть,
Она как сила нам нужна!
Таким образом, учитывая актуальность поднятой проблемы, наш класс решил
разработать проект «Дети войны». О жизни этого поколения мы тоже почти
ничего не знаем. А ведь именно они, дети войны, стали главной ее жертвой, так
как она лишила их не только детства и всех радостей, но и отняла у многих
близких людей.
Под оружием фашистов сталинградцы покидают город
5
Вид проекта: исследовательский
Цель проекта:
расширить знания о Великой Отечественной войне, опираясь на рассказы и
воспоминания земляков, которые в то время были детьми;
увековечить воспоминания очевидцев войны детского возраста нашего села.
Задачи проекта:
собрать воспоминания народной памяти у односельчан обо всем пережитом
детьми в те безжалостные годы;
создать книгу о детях Великой Отечественной войны п. Пионер;
оформить композицию «Дети войны»
презентацию «Война глазами детей» и выступить с ней на общешкольном
классном часе учеников с приглашением родителей;
привлечь внимание к сохранению и изучению семейного архива и реликвий,
традиций семьи.
Объект исследования:
Жители поселка Пионер, относящиеся к категории дети Великой Отечественной
войны
Форма организации: коллективная
Основополагающие и проблемные вопросы проекта
Что помнят дети войны?
Что поняли, увидели, запомнили?
Что могут рассказать?
Как жили дети в годы Великой Отечественной войны?
6
Ожидаемый результат:
Результативность реализации проекта измеряется готовностью и стремлением
приносить пользу обществу и государству, беречь и защищать Родину, гордиться
ею, знать, изучать ее историю и помнить.
Эта памятьверьте, люди,
Всей земле нужна….
Если мы войну забудем,
Вновь придет война.
Методы:
– собеседование;
– анкетирование;
– интервью;
– эксперимент (классный час, разработанный учениками);
– сравнение полученных результатов;
– работа с дополнительными источниками с целью получения новой информации;
обобщение.
Виды деятельности:
уроки Мужества
урок Победы
библиотечные уроки
праздничные концерты для тружеников тыла
акция « Мы против войны»
участие в районном смотре военнопатриотических клубов
7
Теоретические основы проекта:
В тот далекий летний день 22 июня 1941 года люди занимались обычными для себя
делами. Школьники готовились к выпускному вечеру. Дети играли, они даже не
подозревали, что всё это скоро кончится и на устах будет только одно слово
война. Когда война накрыла своим черным крылом всю страну, не могли дети до
конца осознать, какое горе выпало и на их долю. У целого поколения, рожденного
с 1928 по 1945 год, украли детство. "Дети Великой Отечественной войны"– так
называют сегодняшних 7087летних людей. И дело здесь не только в дате
рождения. Их воспитала война.
Была зима и жесткой и метельной,
Была судьба у всех людей одна.
У нас и детства не было отдельно,
А были вместе – детство и война.
(Роберт Рождественский)
Как, какими силами была одержана победа через 1418 страшных, мучительных
дней? По известной статистике Великая Отечественная война унесла около 27 млн.
жизней граждан Советского Союза. Из них около 10 млн. – солдаты, остальные –
старики, женщины, дети. Среди них не только воины, но и дети мальчишки и
девчонки, не успевшие узнать, что такое жизнь, но познавшие страдание и
взглянувшие в глаза смерти. Дети? Нет! Уже не дети. Статистика молчит о том,
сколько детей погибло в годы Великой Отечественной войны. Таких данных
просто нет. Война искалечила тысячи детских судеб, отняла светлое и радостное
детство. Как внезапно ворвалась война в их детство и юность... Сколько тогда
бродило по огненным дорогам бездомных и обездоленных детей, изголодавшихся,
9
потерявших родных и близких! Они не знали, как сложится их жизнь через год,
месяц, день или час.
Дети войны зачастую натерпелись от нее не меньше, чем бойцы на фронте.
Страдания, голод, смерть рано сделали ребятишек взрослыми. Дети воевали
наравне со взрослыми и в действующей армии, и в партизанских отрядах. И это
были не единичные случаи. Таких ребят, по данным советских источников, во
время Великой Отечественной войны были десятки тысячи.
Война самое трагическое событие в жизни людей. Она несет с собой боль и
утрату, жестокость и разрушение, страдание многих людей и в первую очередь
детей. Во все времена войны приносили горе, смерть, разрушение. И особенно
трагической была Великая Отечественная война 1941 – 1945 года. В исторической
памяти она сохранилась как символ горя и бедствий, мужества и Победы. Почти
каждая семья проводила на фронт мужа, сына, брата.
Уже 70 лет, отделяющие нас от победного дня 1945 года, что позволяет поновому
обратиться к истокам и истории гражданскопатриотического воспитания на
примерах истинного мужества, глубокой любви к Родине. Многовековая история
нашего народа свидетельствует, что без патриотизма немыслимо создать сильную
державу, невозможно привить людям понимание их гражданского долга и
уважения к закону.
У времени есть своя память история. И поэтому мир никогда не забывает о
трагедиях, потрясших планету в разные эпохи, в том числе о жестоких войнах.
Потому что и сейчас гдето тоже идет война, свистят пули, рассыпаются от
снарядов в крошки, в пыль дома и горят детские кроватки.
10
Механизмы и этапы реализации проекта:
Этапы
Механизмы
Сроки
реализации
11
Подготовительный Формирование групп для проведения
01.10.1401.03.15
исследований, решения проблем, выбор
названия проекта. Постановка цели и
задач. Определение методов
исследования. Предварительная работа с
педагогами, детьми и их родителями.
Составление перспективных планов.
Подбор материала о ВОВ. Проведение
диагностики с учащимися школы разных
возрастных групп о целесообразности
выполнения проекта. Выдвижение
гипотезы: Жизнь детей в годы войны
была очень тяжелой. Даже спустя
десятилетия людям больно вспоминать
об этом.
Реализация всех направлений
деятельности по плану: выявление "Детей
войны" среди жителей поселка Пионер.
Сбор сведений о жизни детей в годы
войны (с помощью интервью, изучения
статей в газетах), обобщение собранных
сведений, подготовка презентации;
встречи и беседы с жителями села,
выяснение подробностей их жизни в годы
войны;
запись бесед воспоминаний детей войны;
оформление собранного материала в
Книгу памяти «Дети Великой
Отечественной войны»
оформление композиции «Дети войны»
02.11.14– 20.01.15
Основной
(практическая
часть)
Заключительный
Оформление проекта. Защита полученных
результатов и выводов. Проведение
внеклассного мероприятия в форме
круглого стола по результатам работы
01.03.15
12
над проектом. Презентация композиции и
книги о детях Великой Отечественной
войны
Презентация «Война глазами детей»
Раненные и избитые фашистами дети
13
Результаты реализации проекта:
Наш проект «Война глазами детей» это попытка собрать глыбы народной памяти
у односельчан. Памяти обо всем пережитом и взрослыми, и детьми в те
безжалостные годы. Ведь время все быстрее уносит свидетелей и участников -
тех, кто был, кто знал, кто видел и выстрадал боль и ужас утрат и радость надежд
в ожидании Победы. В начале проекта мы провели анкетирование учащихся «Что я
знаю о бабушках и дедушках». Анкетирование среди 19 классов показало, что
детей войны только четыре. У Вани Нестерова ученика 1 класса есть бабушка
Нестерова Анна Ивановна 1926 года рождения, участница ВОВ, периодически
живет с ними. Но, к сожалению с ней пообщаться не удается, она тяжело больна.
Мы все же навещаем ее, поздравляем с праздниками. Эта семья переехало в наше
село год назад из города Камышина. И у Жумагазиевой Айслу ученицы 2 класса
есть бабушка, которая живет с ними Аткалиева Валентина Андреевна 1939 года
рождения. А у Карины, Батыра, Самиры, Азиза и Феликса есть одна бабушка и
один дедушка. Это Куншкалиев Кувай и Куншкалиева Уркия, оба они 1944 года
рождения. Затем обратились в Администрацию Левчуновского сельского
поселения, где уточнили списки. В нашем селе прописано 22 человека,
относящиеся к категории «Детивойны». Из них 2 не проживают, дети забрали.
Составили таблицу по годам, кто проживает:
1
1
1
1
2
2
2
2
1
1
1
5
20
1926
1930
1932
1935
1936
1937
1938
1939
1940
1941
1942
1944
№ Года рождения Количество
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
Итого:
Все мероприятия были посвящены празднованию 70й годовщины разгрома
советскими войсками немецкофашистских войск в Великой Отечественной войне,
что были представлены в разнообразной форме. Всего было проведено 15
мероприятий, в которых приняло участие 30 учеников, 25 родителей и 38
жителей села. В начале сентября провели акцию «Мы не хотим войны».
Участвовали учащиеся 19 классов. В октябре месяце с администрацией
Левчуновского сельского совета провели на базе нашей школы праздничный
концерт для жителей села «День пожилого человека», где поздравляли юбиляров,
14
наш класс принял активное участие. Мероприятие получило высокую оценку.
Были проведены классные часы, уроки Мужества, единый урок Победы, с
использованием презентаций. Проведен конкурс рисунков «Через года помните!»,
победители награждены грамотами, конкурс военных песен «Когда поют солдаты»,
конкурс чтецов «Война глазами детей», приняли участие в районном смотре
военнопатриотических клубов, провели ряд спортивных мероприятий.
Провели тематический вечер «Дети войны» в форме круглого стола по
результатам работы над проектом, который прошел особенно тепло и душевно.
Вели разговор о людях, детство которых выпало на трудные и жестокие военные
годы. Зрители не скрывали своих слез, слушая рассказы ведущих о детях войны
живущих и сегодня рядом с нами. О жизни этого поколения они тоже почти ничего
не знали. Были представлены композиция и книги о детях Великой Отечественной
войны и презентация «Дети войны» . А ведь именно они, дети войны, стали главной
ее жертвой, так как она лишила их не только детства и всех радостей, но и отняла
у многих близких людей. А когда, проделав такую работу, пришли к выводу
назвать наш проект: «Война глазами детей». Тем самым мы старались показать, что
не утеряна связь поколений и сохранена память о людях переживших военное
время. Мы подтвердили старшему поколению, что история нашего края,
история нашей страны, истории отдельных судеб наших земляков не
безразличны нашей молодёжи. Мы дети XXI невольно примеряем на себя
судьбу детей войны. А как бы мы поступили, будучи их месте? Нам хочется
быть похожими на детей Сталинграда, которые любили свою Родину, свой
Сталинград, были самоотверженными и очень ответственными.
Данный проект помогает формировать эффективную систему патриотического
воспитания, обеспечивающую оптимальные условия развития у каждого
подростка, юноши и девушки верности Отечеству, готовности приносить пользу
обществу и государству. Стремлением граждан к выполнению своего гражданского
долга во всем многообразии форм его проявления, их умением и желанием
сочетать общественные и личные интересы, реальным вкладом, вносимым
гражданами в обеспечение потребностей, нужд своего Отечества и
соотечественников.
Практическая значимость проекта:
Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили,
берегли и защищали ее наши предки, наши отцы и деды. Образ воина остается
одним из ключевых символов мужественности. Особенно важно это для мальчиков
15
в период взросления. Для нормального развития мальчика необходимо, чтобы
смутный образ настоящего мужчины постепенно становился реальностью, находя
свое воплощение в конкретных людях. Причем очень важно, чтобы герои были
своими, легко узнаваемыми, близкими. Тогда детям легче соотнести их с собой,
легче на них равняться. Такие черты, как честность, сочувствие, патриотизм,
твердость характера, нужны детям XXI века.
Именно поэтому мы сочли необходимым осветить для детей подвиг своего народа
в годы Великой Отечественной войны через призму истории своей семьи и своих
односельчан.
Пусть ратные и трудовые дела и подвиги наших земляков не изучают в школах, но
мы, жители земли Николаевской, п. Пионер должны навеки запечатлеть их в нашей
памяти и передать потомкам. Считаем, что проделанная нами патриотическая
работа окажет действие на учащихся и взрослых, увековечить воспоминания детей
войны о Великой Отечественной войне. Участие в проекте еще больше сплотило
наш класс и наше село, и это измеряется готовностью и стремлением приносить
пользу обществу и государству, беречь и защищать Родину, гордиться ею, знать,
изучать ее историю и помнить. Уже 70 лет минуло с того времени, как закончилось
Великая Отечественная война. Все дальше уходят в глубь истории ее грозные,
героические годы. Но время не властно предать их забвению, выветрить из
народной памяти. Мы своей работе подтвердили гипотезу. Жизнь детей в годы
войны была очень тяжелой. Даже спустя десятилетия людям больно
вспоминать об этом. Поэтому мы считаем, что дети войныэто живая память,
которую мы должны хранить и передавать из поколения в поколение. Мы
должны учиться преодолевать все трудности, ставить перед собой высокие цели и
достигать их. И поступки детей войны, которые в трудное время волю к жизни,
стремление помочь родной стране, людям, не утратили нравственность и душевную
красоту, должны служить нам примером.Люди, детство которых пришлось на
военные годы, выросли достойными уважения. Радует то, что наши «Герои
проекта» (дети войны) сохраняют активную жизненную позицию. Дай им бог,
здоровья!
Список использованной литературы:
16
Авторсоставитель Ю.В. Кулешова. «Война глазами детей» Волгоград, 2008.
Сорокина Л.П. Дети Сталинграда. Волгоград, Ниж.Волж. кн.издво,1983.
Самсонов А.М. Сталинградская битва. М: Наука, 1968.
Ржевская Е. Записки военного проводника. М.: Детская литература.1985.
Прокофьева Л.В. Незабываемое. Волгоград, 2005.
Колотилин А.С. Осколки в сердце. Волгоград, 1992.
Час Мужества. Стихотворения и рассказы о Великой Отечественной войне. Ред.
Р.Е.Данкова. – М.: Оникс. 2007 г.
Интернет ресурсы. Материалы сайтов.
http://netvoyne.ru/pioneryi/aleshakuznetsov.html
http://fonddvov.narod.ru/deti_vov_glazami_vnukov_pobedi/
http://www.sergievposad.ru/gorod/history/?id=3852 – Война и дети
http://www.az.ru/women_cd2/4/index.htm дети в период ВОВ
Первые детские улыбки
Дети войны 1941-1945г.
руководитель:
Лемешко Л.М.
- Цель проекта: исследовать факты участия детей в событиях Великой Отечественной войны. Ход исследования: 1. Изучить литературу по данной теме. 2. Провести опрос в среде своих сверстников в школе, что им известно об участии детей в годы Великой Отечественной войны, расспросить у взрослых. 3. Сделать выводы.
Задачи
Узнать о жизни детей в военное время.
Провести анкетирование.
Проанализировать полученную
информацию и сделать выводы.
- Гипотеза:
- В тяжёлое для страны время дети несли все тяготы войны наравне со взрослыми.
Пути решения задач
Составление плана действий.
Разработка анкеты для учащихся.
Сбор информации по теме проекта.
В тылу
В деревне На заводе
Девочки и мальчики выращивали хлеб, собирали урожай, стояли у станка.
Дети на войне
Сколько их маленьких, отважных сердец, сколько любви и преданности своей Родине…
На фронте
Мальчики и девочки шли на фронт в военные части, становились сыновьями и дочерями полков.
Марат ходил в разведку, как в одиночку, так и с группой. Участвовал в рейдах. Подрывал эшелоны. За бой в январе 1943 года, когда, раненый, он поднял своих товарищей в атаку и пробился сквозь вражеское кольцо, Марат получил медаль "За отвагу". А в мае 1944-го Марат погиб. Возвращаясь с задания вдвоем с командиром разведки, они наткнулись на немцев. Командира убили сразу, Марат, отстреливаясь, залег в ложбинке. Уходить в чистом поле было некуда, да и возможности не было - Марат был тяжело ранен. Пока были патроны, держал оборону, а когда магазин опустел, взял в руки свое последнее оружие - две гранаты, которые с пояса не снимал. Одну бросил в немцев, а вторую оставил. Когда немцы подошли совсем близко, взорвал себя вместе с врагами.
Марат Казей
Шли напряженные дни и месяцы суровой партизанской жизни. Вместе с другими боевыми товарищами Леонид взрывал железнодорожные мосты, склады боеприпасов и продовольствия, уничтожал фашистские эшелоны. С группой партизан Голиков сопровождал большой обоз (250 подвод) с продовольствием из партизанского края для голодающего Ленинграда. Фронт он переходил ночью под прикрытием артиллерии. Операция прошла успешно. Партизаны благополучно вернулись в отряд с подводами, груженными оружием и боеприпасами. За доблесть и отвагу Леонид был награжден орденом Красного Знамени и медалью «За отвагу», он стал бригадным разведчиком. Всего он истребил 78 фашистов, подорвал два железнодорожных и 12 шоссейных мостов, сжег два продовольственно-фуражных склада и 10 автомашин с боеприпасами».; Отдельно в характеристике отмечался подвиг, совершенный Леонидом 13 августа 1942 г.
Президиум Верховного Совета Указом от 2 апреля 1944 г. присвоил ему звание Героя Советского Союза
Лёня Голиков
Когда в городе Оболь была организована подпольная комсомольская организация "Юные мстители", Портнова стала ее членом. "Мстители" не только распространяли и расклеивали листовки, но и добывали для партизан сведения о действиях немцев. С их помощью удалось устроить несколько диверсий на железной дороге, причем не только на рельсах, но и на станции. Была взорвана водокачка, что задержало отправку на фронт десятка эшелонов. Подпольщики взорвали местную электростанцию, сожгли льнозавод, вывели из строя несколько грузовиков. Зине удалось устроиться в немецкую столовую для личного состава. Поработав там немного, она сумела осуществить жестокую, но эффективную операцию – отравила пищу. Пострадали более 100 немцев. Чтобы избежать ареста, ей пришлось уйти к партизанам. В отряде она стала разведчицей, участвовала в подрывах эшелонов.
Зина Портнова
Дети Блокады
11-летняяТаня Савичева .
«28 декабря 1941 года. Женя умерла…. Бабушка умерла 25 января 1942-го, 17 марта - Лека умер, дядя Вася умер 13 апреля, 10 мая - дядя Леша. Мама - 15 мая». А дальше - без даты: «Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня».
Школьники Блокады
В осажденном городе работали 30 школ. Дети учились. Это был подвиг !
Помощь фронту
Но не все дети могли работать на заводах, воевать в партизанских отрядах…
Назови даты начало и окончания Великой Отечественной войны.
- Дали правильный ответ – 62 человека
- Не смогли ответить – 7 человек
Почему эта война называется Великая Отечественная?
- Большая, долгая война- 10 человек
- Все поднялись на борьбу с врагом – 8 человек
- Не знают -20 человек
- Затруднились- 38 человек
- Смерть, голод,разруху – 59 человек
- Затруднялись ответить – 10 человек
Какие беды принесла Великая Отечественная война?
* Смерть,голод,разруху-59 человек
*Затруднялись ответить- 10 человек
Какие герои войны тебе известны?
*Назвали- 12 человек
*Не смогли -57 челове к
Вывод
Б ольшинство учащихся знают, что такое война. Какую боль и утрату несет она собой жестокость и разрушение, страдания многих людей и в первую очередь детей.
- Из беседы с классным руководителем мы узнали о детях, которые наравне со взрослыми сражались в Великой Отечественной войне-были связными, разведчиками, радистами в партизанских отрядах.
- Мы считаем, что будущее невозможно без прошлого и настоящего. Мы должны знать не только историю своей страны, но и историю своей семьи.
Вывод
Наша гипотеза подтвердилась. Дети внесли огромный вклад в победу над фашистами. Они помогали Советской Армии в тылу, на фронте и в партизанском подполье. Их было много, обыкновенные школьники, ставшие подпольщиками, связистами, радистами и партизанами. Отдавшие жизни за то, чтобы мы могли спокойно расти в мирное время.
Вывод
Давно отгремели военные залпы. Живем мы на мирной земле. Но помним о мужестве, Силе и братстве, Минувшей войны седине. О подвигах - стихи слагают. О славе – песни создают. “Герои никогда не умирают, Герои в нашей памяти живут!”
Информационные ресурсы
- Ожегов С.И. Словарь русского языка. – Екатеринбург, «Урал - Советы» («Весть»), 2006
- Энциклопедии Авантаж. История XX век.
- Интернет – ресурс: http://ru.Wikipedia.org/ и др.
Благодарим за внимание
Благодарим за внимание!
С каждым годом становится все меньше. Российские власти обращают особое внимание на так называемых детей войны - граждан, что пережили события 1941-1945 годов будучи несовершеннолетними. Представленная категория населения наделяется рядом особых льгот и полномочий, о которых будет рассказано далее.
Кто относится к группе "дети войны"?
К сожалению, специализированного Федерального закона о "детях войны" по состоянию на 2017 год не принято. Тем не менее в различных нормативных актах РФ существует ряд положений, указывающих на привилегии для граждан, переживших ВОВ. Но кто вообще относится к представленной категории? Пока не принят закон о "детях войны", нет и особого определения, которое позволило бы разобраться с соответствующей группой населения. Неофициально считается, что "детьми войны" являются все граждане, родившиеся не позднее 1945 года. Внесенный в Государственную Думу проект Федерального закона устанавливает дату с 22 июня 1928 года по 3 сентября 1945 года. При этом речь идет только про тех людей, что постоянно проживали на территории СССР (за исключением обвиненных, находящихся в местах лишения свободы).
Виды льгот
Поскольку Федеральный закон о "детях войны" все еще находится в разработке, в регионах страны действуют местные акты, направленные на социальную поддержку рассматриваемой категории населения. На данный момент в 15 регионах России «дети войны» выделяются в особую группу, а потому и привилегии для них устанавливаются отдельно. В большинстве же субъектов рассматриваемая категория граждан объединяется с ветеранами труда, инвалидами или
Какие существуют виды льгот для «детей войны»? Первое и самое важное это, конечно же, прибавка к пенсионным выплатам. Далее идут дополнительные услуги вроде бесплатного проезда, льгот на коммунальное и медицинское обслуживание, на установку некоторых видов техники, а также на погребение. Таким образом, большинство льгот объединены в медицинскую, проездную, налоговую и жилищную группы. Регионы имеют право дополнять представленный минимум льгот.
Льготы в 2017 году
Скидки на оплату услуг ЖКХ, право бесплатного проезда, доплаты к пенсии, преимущества в медицинском обслуживании - для пользования всеми этими привилегиями необходимо подтвердить свой статус. В МФЦ и органах соцзащиты некоторых регионов страны любой гражданин, родившийся в период с 1928 по 1945 год, может приобрести специальное удостоверение. Законы о "детях войны" Красноярского края, а также Белгородской, Тульской, Самарской, Волгоградской областей действуют на вполне официальной основе.
Существуют также и некоторые другие области, края и республики, которые предоставляют рассматриваемый статус на официальной основе. При этом большинство субъектов ожидают принятия общего Федерального закона, а потому предоставляют лишь официально установленные статусы вроде военного ветеранского, труженика тыла, ветерана труда и др.
Для получения специального удостоверения от заявителя необходим только паспорт. Запрос на дополнительную документацию от государственного органа будет неправомерным. В течение 2 недель заявителю будет присвоен соответствующий статус.
Другие статусы
Органы соцзащиты часто идут навстречу гражданам. Несмотря на то что закон о "детях войны" пока не принят, государственные инстанции могут присвоить нуждающимся гражданам другой подходящий статус. В частности, гражданин, осуществлявший трудовую деятельность не менее полугода в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года, может получить статус труженика тыла. Единственное условие - работа должна была осуществляться на не оккупированных территориях СССР. Лица, обладающие медалью за самоотверженный труд в годы ВОВ, также имеют право на получение такого статуса. Блокадники и инвалиды ВОВ могут получить ряд привилегий, если предоставят в орган соцзащиты паспорт и документ о праве на льготы.
Если размер пенсионной выплаты ниже прожиточного минимума, то следует обратиться в Пенсионный фонд или инстанцию соцзащиты. Гарантированы дополнительные перечисления "детям войны", инвалидам и ветеранам.
Проект закона о "детях войны"
Фракция КПРФ внесла проект закона еще в 2013 году. Согласно нормативному акту, для рассматриваемой категории граждан устанавливаются льготы в виде внеочередной установки домашнего телефона, прохождения ежегодного медицинского осмотра, бесплатного проезда, а также преимущества при вступлении в кооперативы. Устанавливается в законопроекте и в 1 тыс. рублей.
По словам представителей КПРФ, данная сумма подлежит ежегодной индексации. Если гражданин имеет несколько статусов, то группа льгот предоставляется всего одна - по выбору гражданина. Проект коммунистов не был принят парламентариями. В 2016 году в Госдуму была подана повторная инициатива - на этот раз вместе с депутатами от "Справедливой России".
Политологи говорят о скором принятии закона о "детях войны" - либо в конце 2017, либо в начале 2018 года. Сам законопроект стоит рассмотреть чуть подробнее.
Общая характеристика готовящегося закона о «детях войны»
Законопроект состоит из трех глав - общих положений, мер социальной поддержки и заключительной части. В первой статье дается характеристика рассматриваемой группе граждан. Указывается возраст "детей войны", а именно точные даты рождения таких лиц. В статье 2 говорится про государственную политику.
Согласно законопроекту, к функционалу государственной власти относится выделение средств из федерального бюджета, реализация социальных мер и информирование граждан путем СМИ. Все организационные основы, согласно статье 3 законопроекта, лежат на федеральных органах исполнительной власти. То же касается расходных обязательств. В статье 5 закреплен принцип приоритета международных норм в случае обнаружения противоречий с национальным правом. Наконец, сфера применения, согласно статье 6 проекта, довольно обширна: здесь стоит отметить некоторых иностранных граждан, а также лиц, временно проживающих на территории Российской Федерации.
Социальная защита
По законопроекту составляют всего 1 тыс. рублей. Чуть большие суммы будут получить граждане, чьи пенсионные выплаты не достигают прожиточного минимума. Ежегодно 1 апреля сумма должна индексироваться. Получить свои выплаты граждане могут в Пенсионном фонде РФ. Закон довольно четко определяет основные льготы для пенсионеров с соответствующим статусом. Все те привилегии, что могли бы получать отдельные граждане в некоторые регионах страны, сгруппированы в законопроекте. Речь идет об установке телефона, приеме в интернаты, медицинской помощи вне очереди и о приоритете при вступлении в кооперативы. Надо сказать, что самих льгот не так уж и много. Возможно, связано это с отказом Госдумы в принятии проекта 2013 года, а там льгот было чуть больше.
Таким образом, вопрос о том, какие льготы "детям войны" устанавливает закон, нельзя считать закрытым. В проекте от 2017 года представлен лишь основной минимум привилегий, который, вполне возможно, будет изредка дополняться. К тому же до момента принятия нормативный акт может дополниться новыми положениями.
Защита "детей войны"
В третьей главе законопроекта о льготах и выплатах "детям войны" устанавливаются нормы, касающиеся общественных объединений. Законопроект закрепляет возможность создавать социальные группы, где их представители могли бы решать насущные проблемы. В частности, объединения могли бы подавать иски на органы соцзащиты, некачественно или несвоевременно исполняющие свои обязанности. Нормативный акт закрепляет меры ответственности для таких органов в статье 10.
На сайте, где выложен проект закона, приведено экономическое обоснование проекта. Если верить создателям нормативного акта, численность российских граждан, родившихся в период с 1927 по 1945 год, составляет порядка 13 млн человек. Из них получают льготы чуть меньше миллиона. Для выдачи одних лишь выплат в размере 1 тыс. рублей из федерального бюджета должно уходить 125 млрд рублей в год. По словам составителей проекта, для социальной поддержки это незначительная сумма.
Марина Пронина
Проект «Дети войны»
Тема проекта : «Дети войны »
Рассказывайте детям о войне ,
Не бойтесь испугать жестокой правдой,
Рассказывайте детям о войне ,
Им это знать и помнить надо
Рассказывайте детям о войне ,
Пусть ваша память к ним в сердца стучится
Рассказывайте детям о войне… Н . Верб
Проблема : «Дети Великой Отечественной войны » - так называют на сегодняшний момент 70-85 – летних людей. Это наши бабушки и дедушки, прабабушки и прадедушки, которые во время войны были детьми и которые знают войну не по фильмам и книжкам, а по собственным воспоминаниям. Детям войны во время ВОВ приходилось трудно, их лучшие детские годы приходились во времена лишений и горя, они узнали, что такое голод и холод, смерть и страдания. Проблема возрождения и сохранения духовно-нравственных ценностей, приобщение дошкольников к историческому прошлому Родины остаётся актуальной, так как современные дети не могут представить себе, каково расти во время войны .
Цель : Создание условий для обогащения детьми знаниями о ВОВ, воспитание патриотизма, чувство гордости за свою семью, страну, Родину.
Задачи : 1) Познакомить детей с историей ВОВ
2) Организация поисковой, исследовательской деятельности детей и родителей.
3) Помочь лучше узнать историю России, историю малой родины, своей семьи.
4) Уточнить знания о празднике Дне победы, уточнить у детей, почему он так назван и кого поздравляют в этот день.
5) Продолжать знакомить с боевыми наградами во времена ВОВ
6) Сравнить жизнь современных детей с жизнью детей военных лет.
7) Организовать сотрудничество с родителями, оказывать поддержку и содействие семьям в воспитании у дошкольников патриотических чувств.
8) Формировать мнение о недопустимости повторения войны .
Гипотеза :
Если использовать комплексный подход по ознакомлению дошкольников с военным временем, как жили дети в те тяжёлые годы войны , то это будет способствовать расширению их представлений о значимости празднования Дня Победы, воспитанию начал патриотических чувств.
Тип проекта : Информационно-практико-ориентированный
Сроки исполнения проекта : Проект долгосрочный (ноябрь 2014-май 2015гг)
Масштаб проекта : Групповой (с родителями, в группе с детьми)
Участники проекта : Дошкольники посещающие подготовительную группу детского сада, воспитатели, родители.
Таблица 1. Этапы реализации проекта , содержание проектной деятельности
1 этап Подготовительный
Цель этапа Работа с родителями Работа с детьми
Формирование устойчивого интереса к тематике проекта . Заинтересовать родителей проектом , дать представление о том, как можно в нем учувствовать (сбор военных вещей : военный бинокль, солдатский котелок, телефонный аппарат того времени, планшет, медали и ордена ВОВ и др.) Подвести к восприятию художественных произведений о войне
Рассказы о детях героях
Познавательные беседы о ВОВ, о детях на войне , что такое героизм.
Создание проблемной ситуации для детей. - Совместные поиски информации
Сбор документов из семейных архивов о детях войны . - Уточнить знания о празднике Дне Победы, объяснить, почему он так называется, и кого поздравляют в этот день.
- Рассмотреть фотографии : «Дети-герои ВОВ » , «Могила неизвестного солдата» , «Песни военных лет»
2 этап Основной
Формирование у детей интереса к истории России - Информация в родительском уголке, консультация для родителей «Зачем рассказывать детям о войне ?»
Чтение и обсуждение произведений о войне
Составление рассказов при помощи родителей и родственников, которые воевали, изготовление книг-памяти, рассматривание материалов из семейных архивов (фото ордена медали)
Усвоение мысли о том, что спустя много лет люди помнят о событиях грозных лет войны , чтят память погибших, окружают заботой ветеранов защищавших Родину. Подготовка презентации «Дети войны » - Экскурсии в музей железнодорожной техники, к Монументу Славы
Объяснить для чего делают памятники, обелиски, монументы, объяснить смысл понятий «возложение цветов» , «минута молчания» .
3 этап Заключительный
Развивать у детей желание выразить в речи, музыкальной деятельности, продуктивной деятельности (рисовании, лепке, полученные знания о ВОВ, подведение итогов, оценка эффективности проекта . Проведения праздника, оформление тематической выставки в родительском уголке. -Изготовление поздравительной стен-газеты для ветеранов, выставка детских рисунков «Нет войне » !
Проведение праздника «Солдаты, моя слава вам навеки!» оформление тематической выставки
Изготовление открыток для ветеранов.
Виды деятельности : В течении реализации проекта предусматриваются следующие мероприятия : встречи с ветеранами ВОВ, экскурсии по городу к Монументы Славы с возложением цветов, познавательные занятия и беседы по теме, сбор и рассматривание военных вещей того времени, чтение книг о пионерах-героях, историй о детях в годы войны , рассматривание старых фотографий из семейного альбома, иллюстраций, репродукций картин по теме, фото памятников, посвященных детям ВОВ, изготовление книг памяти о людях, которые в годы ВОВ были детьми.
Конкурс чтецов – стихи о войне
Продуктивная деятельность :
Лепка «Катюша» , создание (рельефных) плоскостных картинок, используя методику налепа
Торцевание «Пятиконечная звезда»
Поделки юбилейных открыток для ветеранов
Поздравление пап ко Дню Защитника Отечества
Предполагаемый результат :
Формирование у старших дошкольников основ патриотизма, гражданственности, знаний об истории России, своей семьи и родственниках прошедших ВОВ. Обогащение знаний детей о ВОВ 1941-1945 гг, осознание детьми таких понятий как «война » , «ветеран» , «героизм» .
Диагностика :
На начало проекта : высокий уровень – 0 человек (0%, средний уровень - 12 человек (63,2%, низкий уровень – 7 человек (36,8%)
Гистограмма 1.
Таблица 2. Анализ результатов диагностики детей.
Количество человек %
Высокий 0 0
Средний 12 63,2
Низкий 8 36,8
На конец проекта : Высокий уровень – 11 человек (57,9%, средний уровень – 8 человек (42,8%, низкий уровень – 0 человек (0%)
Гистограмма 2.
Таблица 3. Итоговый результат диагностики детей.
Количество человек %
Высокий уровень 11 57,9
Средний уровень 8 42,1
Низкий уровень 0 0
Результаты исследования показали, что проводимая работа имеет положительный результат. У детей появился интерес ко всему, что связанно с военной тематикой - это находит отражение в разных видах деятельности. Дошкольники с удовольствием включились в исследовательскую деятельность, новую для них, и нет сомнения в том, что в результате систематической, целенаправленной работы у ребенка сформировываются элементы патриотизма.
Публикации по теме:
«Дети войны». Музыкально-литературная композиция, посвященная Дню Победы в Великой Отечественной войне Для детей подготовительных групп. Цель мероприятия: формирование социально-активной позиции детей, воспитание чувства патриотизма, сохранение.
Беседа «Дети - герои Великой Отечественной войны» для детей старшего дошкольного возраста Цель: дать детям представление по данной теме. «Дети - герои Великой Отечественной Войны» Во время Великой Отечественной войны, когда родину.
Участвовали дети и родители. Оформление ширмы к занятию Представление команды "Пешеход" Представление "Команды "Светофор" Зрители - учащиеся.
Инсценировка к годовщине Великой Отечественной войны «Дети войны» На сцене - четыре мальчика в военной форме. Ведущий: Они встретили войну в разном возрасте: кто-то совсем крохой, кто-то подростком, кто-то.