Нагайцева И.Д.
воспитатель
МБДОУ ДС № 76 «Подснежник»
Для мониторинга результативности работы по «Программе патриотического воспитания дошкольников» разработана педагогическая диагностика.
Диагностический блок программы разработан в соответствии с системой педагогической диагностики, где представлены три этапа изучения детей:
I. Изучение предпосылок для усвоения программы развивающего обучения и воспитания.
II. Отслеживание промежуточных результатов усвоения программы развивающего воспитания и обучения.
III. Анализ и оценка заключительных результатов усвоения программы развивающего воспитания и обучения.
На первом этапе проводится изучение предпосылок необходимых для усвоения программы. Проводится комплексная диагностика психофизического развития каждого ребенка, а также определяется уровень сформированности знаний о явлениях общественной жизни у детей.
На втором этапе диагностики осуществляется текущее изучение результатов усвоения программы.
Определяется соответствие информированности детей возрастным нормативам; cамостоятельность и заинтересованность в получении новых знаний; обучаемость, т.е. уровень принятия помощи, ориентировка на образец, способ действия. Оценивается поведение ребенка в ходе различных видов деятельности: экскурсий, наблюдений за природой, рассматривания иллюстраций, фотографий, бесед, игр, занятий, праздников и развлечений. Определяется уровень адекватности, воспитанности, т.е. проявления отрицательных или положительных чувств, позитивного или негативного отношения к окружающим людям, к себе, к природе. Выясняется, соотносит ли ребенок свои действия с требованиями взрослых и действиями других детей.
Третий этап – итоговый, в ходе его оценивается динамика развития ребенка, уровень усвоения им программы.
Педагогическая диагностика «Программы патриотического воспитания дошкольников» включает три этапа.
Сроки | Задачи | Цель |
|
август-сентябрь | Адаптация детей в группе, первичное обследование. | Выявить уровень осведомленности детей о явлениях общественной жизни, природного окружения. |
|
Октябрь апрель | Текущее наблюдение. | Изучить промежуточные результаты усвоения программы |
|
апрель - май | Заключительное обследование. | Оценить программы. результаты усвоения |
В ходе диагностики используются следующие методы изучения детей:
1. Наблюдение.
2. Беседа .
3. Анализ результатов обследования.
4. Контрольные занятия
Разработаны критерии оценки усвоения программы:
Низкий уровень – программа неусвоена.
Задание ребенком самостоятельно не принимается;
Знания в целом по всем темам не сформированы, не соответствуют возрасту;
Обобщающие понятия не использует;
От ответов на вопросы отказывается;
Помощь взрослого не принимает.
Средний уровень – программа усвоена частично.
Задания принимаются частично (понимает и выполняет простую инструкцию не в полной мере);
Знания по большинству тем сформированы в соответствии с возрастом;
Частично использует обобщающие понятия;
Все виды помощи принимает, на некоторые вопросы отвечает самостоятельно.
Высокий уровень – программа усвоена полностью.
Задание принимает полностью, выполняет в соответствии с требованиями взрослого;
На все вопросы по всем темам отвечает самостоятельно;
Знания сформированы в соответствии с возрастом;
Свои действия сопровождает объяснительной речью, активно использует обобщающие понятия.
Педагогическую диагностику проводят воспитатели. Они используют разговорно-описательную беседу. Общение во время беседы должно проходить индивидуально с каждым ребенком, в атмосфере доброжелательности и при полном отсутствии оценочного отношения со стороны взрослого.
Основные требования к беседе:
Беседа проводится с опорой на наглядность;
Убедиться, что ребенок понял поставленный вопрос;
Предложить поиграть;
Эмоционально поддерживать ребенка (хвалить, улыбаться);
Положительно реагировать на все ответы, даже ошибочные;
Фиксировать первый ответ, а не результат подсказок;
В случае непонимания, объяснить смысл задания на аналогичном речевом материале;
При признаках утомления позволить ребенку отдохнуть.
Предлагается примерное содержание бесед.
1. Беседы с детьми с 3-х до 4-х лет по темам:
Моя семья
1. Как тебя зовут?
2. Сколько тебе лет? (Говорит, показывает.)
3. С кем ты живешь?
4. Как зовут маму (папу)?
Детский сад
1. Что нужно сделать, когда приходишь в детский сад (когда
уходишь)?
2. В детский сад ты пришел или приехал?
3. На чем можно приехать в детский сад? Назови части машины.
4. Как зовут воспитателя (няню)?
Различать и называть игрушки, предметы мебели, одежды, посуды, некоторые фрукты и овощи;
Свободно ориентироваться в ближайшем окружении: узнавать свой дом и квартиру, детский сад и групповую комнату;
Знать имена членов своей семьи и персонала группы;
Легко ориентироваться в ближайшем окружении: без труда называть часто встречающиеся предметы, объяснять их значение, выделять ряд свойств и качеств (цвет, форма, материал), называть их;
Заботится о чистоте помещения и участка;
Знать название своего города, с доверием относиться к взрослым, которые заботятся о них.
2. Беседы с детьми с 4-х до 5-ти лет по темам:
Моя семья
1. Как тебя зовут?
2. Как твоя фамилия?
3. Сколько тебе лет?
4. С кем ты живешь?
5. Как зовут маму (папу)?
6. В какие игрушки любишь играть дома?
Наш детский сад
1. В детский сад ты пришел или приехал?
2. Что ты любишь делать в детском саду?
Наша улица, наш город
1. Где ты живешь? (Название города, улицы.)
2. На чем люди ездят по улицам нашего города? (На автобусе, машине.)
К концу года важно выяснить, как реализуется программа, т.е. могут ли дети:
С удовольствием рассказывать о семье, семейном быте, традициях; активно участвовать в мероприятиях, готовящихся в группе, в ДОУ, в частности, направленных на то, чтобы порадовать взрослых, детей (взрослого, ребенка);
Уметь рассказывать о своем родном городе;
Рассказывать о желании приобрести в будущем определенную профессию (водитель, повар, врач и др.).
3. Беседы с детьми с 5-ти до 6-ти лет по темам:
Моя семья
1. Расскажи о себе:
Как тебя зовут?
Сколько тебе лет?
С кем ты живешь?
Кем ты приходишься маме (бабушке, дедушке)?
2. В какие игры любишь играть дома?
3. Какие книги тебе читают дома?
4. Какие передачи любишь смотреть по телевизору дома?
Наш детский сад .
1. Что нужно сделать, когда приходишь в детский сад
(когда уходишь)?
2. Как называется наш детский сад? В какой детский сад ты ходил раньше?
3. Чем ты любишь заниматься в детском саду?
4. Кто работает в твоей группе? Что они делают?
5. Как зовут няню, врача, воспитателей, учителя-дефектолога и др.?
Наша улица .
1. На какой улице ты живешь?
2. Какие виды транспорта знаешь? (Грузовой, пассажирский.)
3. Кто им управляет?
4. Как светофор помогает переходить улицу?
5. Какие профессии знаешь?
Родной город Нижневартовск .
3. По какому адресу ты живешь?
К концу года важно выяснить, как реализуется программа, т.е. могут ли дети:
Называть профессии строителей, земледельцев, работников транспорта, связи, швейной промышленности;
Знать своих родственников, домашний адрес;
Различать некоторые рода войск;
Знать некоторые правила дорожного движения: улицу переходят в специальных местах, через дорогу переходить можно только на зеленый сигнал светофора;
Знать название родного города (поселка), страны, ее главного города.
4. Беседы с детьми с 6-ти до 7-ми лет по темам:
Моя семья .
1. Расскажи о себе:
Как твоя фамилия?
Как тебя зовут?
Кто ты? (Мальчик, девочка, имя, фамилия.)
Сколько тебе лет?
Где ты живешь (город, адрес)?
2. Как зовут твоих родителей? Кем они работают? Какие профессии еще знаешь?
3. Чем ты любишь заниматься дома? (Игры, книги, телепередачи, интересы.)
Наш детский сад
1. Как называется наш детский сад? В какой детский сад ты ходил раньше?
2. Чем ты любишь заниматься в детском саду?
3. Кто работает в твоей группе? Что они делают?
4. Как зовут няню, врача, воспитателей и др.?
Родной город Нижневартовск
1. Как называется наш родной город?
2. Где ты любишь гулять в нашем городе? Куда ходите с родителями?
3. Что ты знаешь о школе?
4. Какие виды транспорта знаешь? (Водный, воздушный, наземный.)
5. Какие правила дорожного движения знаешь?
Наш край – Югра
1. Какая природа на Югории?
2. Что растет в лесу?
3. Какие города, деревни знаешь?
4. Как называется наш родной край?
Наша Родина – Россия, ее столица.
1. В какой стране ты живешь?
2. Назови главный город нашей Родины.
3. Кто защищает нашу Родину?
К концу года важно выяснить, как реализуется программа, т.е. могут ли дети:
Различать и называть виды транспорта; предметы, облегчающие труд человека на производстве, объекты, создающие комфорт и уют в помещениях;
Знать дату своего рождения, свое отчество, домашний адрес и номер телефона; имена и отчества родителей; адрес детского сада;
Знать герб, флаг, гимн России;
Иметь представления о Президенте, Правительстве России; о воинах – защитниках Отечества;
Знать русский национальный костюм, традиции, обычаи и фольклор;
Иметь представления о родном крае, о людях разных национальностей, их обычаях, о традициях, фольклоре, труде и т.д.;
Иметь представления о труде взрослых, их деловых и личностных качествах, творчестве;
Иметь представления о государственных и народных праздниках; школе; библиотеке;
Дополнительно : иметь представления о Земле, о людях разных рас, живущих на нашей планете, о героях космоса.
По результатам беседы готовятся предложения по коррекционно-воспитательной работе по данному разделу.
Полищук Ирина Александровна соискатель кафедры педагогики и психологии профессионального образования Московского педагогического государственного университета, заместитель директора по воспитательной работе средней общеобразовательной школы № 894 г. Москвы
Аннотация: В данной статье рассматривается диагностический этап опытно-экспериментальной работы по гражданско-патриотическому воспитанию школьников, выявляются причины, влияющие на уровень гражданско-патриотического воспитания в школе и обуславливающие создание в школе музеев гражданско-патриотической направленности.
Ключевые слова: гражданско-патриотическое воспитание, школьный музей, диагностика, гражданственность, обучающиеся, молодежь.
В качестве экспериментальной базы исследования нами был выбран музейнообразовательный комплекс ГБОУ СОШ № 894 г. Москвы гражданско-патриотической направленности: военно-патриотический музей боевой славы «Отечество», музей «Отечественной войны 1812 года» и этно-краеведческий музей «Русского быта».
В работе была осуществлена диагностика состояния гражданско-патриотического воспитания школьников. Цель диагностического этапа исследования состояла в определении особенностей гражданско-патриотических качеств обучающихся и уровней их выраженности. В исследовании были применены следующие методы диагностики: беседа (с обучающимися, родителями, педагогами), метод наблюдения, анкетирование, проективное сочинение, ранжирование, социометрия.
Результаты опроса показали, что такие понятия, как «патриотизм», «коллективизм», «Родина», «отечество» недостаточно сформированы у обучающихся школы.
По результатам опроса были обнаружены следующие уровни сформированности представлений обучающихся о данных понятиях: отношение к родной природе, отечеству: высокий уровень - 17 %, средний уровень - 24 %, низкий уровень - 59 %; уважительное отношение к старшим, дружелюбие, милосердие, честность: высокий уровень - 16 %, средний уровень - 46 %, низкий уровень - 38 %; отношение к себе как гражданину: высокий уровень - 69 %, средний уровень - 18 %, низкий уровень - 13 %.
Анализ результатов исследования показал, что больше половины респондентов не имеет четкого представления о том, в чем проявляется любовь к Отечеству, к своей малой Родине. Понятия патриотизма, коллективизма, Родины и отечества недостаточно осознаются школьниками. Многие из них отмечали, что они не испытывают чувства гордости за школу, в которой учатся.
Осознание собственного «Я» у школьников преобладает над понятием «мы», им важнее ближайшее окружение (дом, семья), менее значимы интересы школы, отечества. Данные опроса показали, что многие обучающиеся сомневаются в наличии гражданско-патриотических чувств у современной молодежи.
Так, на вопрос: «Как Вы думаете, какую часть молодежи можно назвать патриотами?» − 27,5 % респондентов выбрали вариант «меньшинство»; 8,9 % - «никого». Третья часть опрошенных (33,4 %) остановилась на ответе «половина», и только 4,1 % считают патриотами всех россиян, 26,1 % − считают патриотами большинство.
Ответы школьников на вопрос: «Что значит, по Вашему мнению, быть патриотом?» − были следующие: любить Родину − выбрали 19,0 % опрошенных, верить в будущее России − 13,2 %, защищать интересы страны − 12,1 %, иметь определенные моральные и нравственные ценности − 11,6 %, гордиться славным прошлым - 11,2 %, знать и ценить культуру народов России - 9,8 %, ставить государственные и общественные интересы выше личных - 5,2 %, такого понятия сейчас нет - 1,2 %, готовность к подвигам во имя интересов Родины - 0,3 %.
На вопрос: «Считаете ли Вы себя патриотом?» − 36,9 % опрошенных обучающихся ответили положительно, 29,6 % респондентов не считают себя патриотами, 33,5 % не смогли ответить на вопрос. Согласно полученным в ходе опроса данным выявлено, что 37,8 % школьников испытывают гордость за свою страну; 25,4 % − за место, в котором родились; 26,3 % − за принадлежность к гражданству Российской Федерации; не испытывают чувство гордости ни за что из перечисленного выше - 5,0 %; затруднились ответить − 18,2 %. ‘
Главным предметом гордости обучающиеся считают такие факты, как победу в Великой Отечественной войне - 67,2 %; победы российских спортсменов − 20,5 %; природу России − 25,8 %; страны − 27,5 %; культурное наследие − 25,3 %; полет Ю.А. Гагарина в космос − 19,4 %; полезные ископаемые страны − 11,8 %; принадлежность к своей национальности − 24,0 %; отечественную науку, технику, производство − 10,1 %
На вопрос: «Как Вы считаете, нуждается ли современная молодежь в примерах для подражания?» − «да» ответили 38,8 % обучающихся; «скорее да, чем нет» - 45,6 %; «скорее нет, чем да» - 8,8 %; «нет» - 3,2 %; «затрудняюсь ответить» - 3,6 %
Таким образом, большинство школьников признают необходимость информации о гражданах России, жизнь которых может служить примером для подражания (см. теги , - прим. сайт), определения собственных критериев гражданственности и патриотизма. Несмотря на разнообразную и сложную мотивацию проявления гражданско-патриотических чувств, гражданственность и патриотизм остаются ценностями социально одобряемыми.
Кроме того, это понятие остается важным инструментом для оценки других людей. Интересна позиция школьников относительно деятельностной составляющей патриотизма, то есть осмысление ими дел и поступков, по которым можно назвать человека патриотом и гражданином. 40,5 % респондентов назвали активную гражданскую позицию; преданность Родине и умение ее защищать - 66,4 %; жизнь в соответствии с моральными ценностями, законопослушность - 21,6 %; служение народу, конкретные дела - 15,3 %; готовность жертвовать своими интересами - 10,4 %, честный и бескорыстный труд - 8,2 %. Одним из аспектов нашего исследования являлось определение места гражданскопатриотических качеств в общей системе ценностей школьников.
Лидирующими у школьников являются такие ценности, как развлечения (9,2 %), свобода (8,6 %), отсутствие обязанностей (8,1 %), любовь к близким (7,8 %), общественное признание (7,7 %). На втором месте самостоятельность (7,4 %), творчество (7,0 %), уверенность в себе (6,7 %), познание (6,8 %), возможность расширения своего кругозора и культуры (6,1 %), любовь к Родине (5,4 %). Наименее значимы для респондентов такие понятия, как счастливая семейная жизнь (4,9 %), счастье других (4,3 %). На вопрос: «Можете ли Вы сказать, что жалеете, что родились и живете в своей стране?» − положительно ответили 11,2 % школьников; «Скорее да, чем нет» − 9,6 %, «Скорее нет, чем да» − 15,6 %, «Нет» − 58,4 %, «Затрудняюсь ответить» − 4,8 %.
Анализ данных анкетирования показал, что чаще всего те обучающиеся, которые «жалеют, что родились в своей стране», называют гораздо меньше поводов гордиться своей страной, чем остальные опрошенные. Несмотря на это, большинство опрошенных считают, что гражданско-патриотическое воспитание необходимо − 62,3 %; отрицают эту необходимость всего 12,5 % и 25,2 % опрошенных затруднились ответить на данный вопрос.
Проанализировав мнения респондентов, мы проранжировали по степени значимости мероприятия гражданско-патриотической направленности, осуществляемые в школе: 53,2 % обучающихся считают приоритетными мероприятия по созданию в школе музеев гражданско-патриотической направленности, на базе которых будут осуществляться культурно-досуговые, развлекательно-познавательные программы, реализоваться проектно-исследовательская деятельность, способствующая воспитанию гражданственности и патриотизма; 31,4 % школьников положительно оценивают осуществление гражданско-патриотического воспитания средствами музейной педагогики через практическое знакомство с российской культурой, искусством (экскурсионные поездки по историческим местам, знакомство с культурным наследием); 12,3 % -создание на базе музея военно-патриотического клуба; 10,8 % - проведение бесед на гражданско-патриотическую тематику, конференций, «круглых столов», брифингов, политинформаций.
Субъективная оценка уровня гражданского самосознания обучающихся и их готовности к участию в общественной жизни школы недостаточно высока.
Высокий уровень гражданского самосознания и готовности к участию в общественной жизни («Я активно участвую в общественной жизни школы») проявило 24,4 % обучающихся; средний уровень «Я не всегда принимаю участие в общественных делах, проводимых в школе» - 41,6 %; низкий уровень «Я не хожу на школьные мероприятия и никак не проявляю свою гражданскую активность, мне кажется, что это никому не нужно» - 20,4 %; не смогли оценить свою гражданскую позицию - 15,6 % обучающихся. Большинство респондентов утвердительно ответили на вопрос: «Нужен ли музей в школе?», положительно оценили значение пилотной площадки и уголка боевой славы. Большая часть опрошенных учителей (96 %), родителей (85 %), учащихся (79 %) признает необходимость создания в школе музея, причем респонденты указывают на профиль, отдавая приоритет гражданско-патриотической направленности музея.
Среди школьников идея гражданско-патриотического воспитания достаточно востребована, обучающиеся недовольны отсутствием мероприятий по гражданско-патриотическому воспитанию и ожидают определенных шагов в этом направлении. В ходе диагностики состояния гражданско-патриотического воспитания в школе были выявлены следующие проблемы: - снижение уровня патриотизма и гражданского самосознания школьников, отсутствие чувства гордости, любви и привязанности к Родине; - падение интереса к истории своей страны, народа, культурным богатствам России, национальной культуре, - проявление среди школьников негативизма, равнодушия, эгоизма, индивидуализма, цинизма, демонстративного отношения к взрослым, жестокости и немотивированной агрессивности, неуважительное отношение к государству и социальным институтам.
В связи с появлением таких проблем возникает необходимость создания и открытия музеев гражданско-патриотической направленности с целью качественно нового подхода к воспитанию молодежи, который способствовал бы осмыслению сущности патриотизма и гражданственности у молодежи, активной позиции по отношению к отечеству, а также поиска и внедрения эффективных средств гражданско-патриотического воспитания детей и подростков.
МОСКВА, 5 апреля. /ТАСС/. Ежегодный мониторинг по гражданско-патриотическому и духовно-нравственному воспитанию детей и молодежи будет проходить в регионах РФ. Об этом сегодня заявил глава Минобрнауки Дмитрий Ливанов на заседании российского организационного комитета "Победа".
"Будет осуществляться ежегодный мониторинг и контроль деятельности регионов по гражданско-патриотическому и духовно-нравственному воспитанию детей и молодежи, в том числе анализ региональных программ по патриотическому воспитанию, а также оценка эффективности использования объектов, предназначенных для военно-патриотического воспитания и подготовки граждан к военной службе, включая образовательные организации, спортивные и спортивно-технические объекты", - сказал Ливанов.
Он добавил, что также ежегодно будет проводиться анкетирование не менее 85 тысяч старшеклассников и студентов из всех субъектов РФ на предмет вовлеченности их в мероприятия патриотической направленности, сформированности в их сознании элементов гражданской идентичности и т.д.
Всероссийское молодежное военно-патриотическое движение "Юнармия" будет создано в России с 1 сентября этого года, сообщил статс-секретарь - заместитель министра обороны РФ Николай Панков.
"Организационные вопросы по созданию юнармейского движения, включая всероссийский слет, планируется решить к лету. В ряде регионов предполагается запустить пилотный проект создания и развития юнармейского движения. В полном объеме движение "Юнармия" должно стартовать с 1 сентября этого года", - сказал замминистра.
По его словам, создание всероссийского военно-патриотического движения "Юнармия" могло бы стать шагом в совершенствовании военно-патриотического воспитания молодежи. "В принципиальном плане эта идея уже поддержана президентом РФ", - отметил Панков.
Он сообщил, что уже проработана структура юнармейского движения с привязкой к дислокации воинских частей, военно-учебных заведений, инфраструктуры ДОСААФ и ЦСКА. Кроме того, уже подготовлены образцы формы одежды и атрибутики юнармейцев и разработан типовой календарный план работы на год.
О комитете "Победа"
Российский организационный комитет "Победа" был создан указом президента РФ в 2000 году. Цель комитета - осуществление мер, направленных на возрождение и укрепление патриотизма, повышение международного престижа России, решение проблем ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий на территории СССР, а также на территориях других государств. Председателем комитета является президент РФ Владимир Путин.