Позади полгода жизни малыша, а значит, пройден важнейший этап развития. 6 месяцев - это некий рубеж, после которого ребенка можно считать полноценным членом семьи со своим характером, желаниями и интересами. Дети в этом возрасте очень разные. Одни могут по полчаса играть в одиночестве, разглядывая затейливую игрушку. Другие - настоящие непоседы, и усидеть на месте для них - задача непосильная. Некоторые дети к этому возрасту уже уверенно сидят и стоят на четвереньках. Другие любят переворачиваться со спины на живот и обратно и ползать по-пластунски. Но игры со взрослыми необходимы для тех и других, так как являются залогом физического и психического здоровья.
Что необходимо ребенку в 6 месяцев
Игры должны стимулировать развитие и закрепление навыков, а также удовлетворять познавательный интерес крохи. Малыш в это время активно тянет в рот все предметы, которые попадают ему в руки, тянется к новым вещам, все трогает и щупает. В этом сказывается его подсознательное стремление получить осязательные впечатления, которые способствуют росту и развитию мозга . Поэтому занятия с малышом в 6 месяцев должны включать в себя знакомство с предметами разных фактур, форм, объемов и тяжести.
Важно также развивать моторику рук и пальцев. Заметьте, что дети обожают мелкие игрушки и маленькие детали, а особенно примечателен их интерес к проводам, пультам и телефонам. На подсознательном уровне они выбирают развлечения, которые стимулируют развитие мелкой моторики.
Этот прекрасный возраст - период двигательной активности, и без подвижных игр не обойтись. Также занятия должны способствовать закреплению речевых навыков, так как в это время дети старательно лепечут, подражая взрослым, и пытаются контактировать с миром не только с помощью улыбки или плача, но и произносимыми звуками и слогами.
Игры для физического развития
Все занятия стоит проводить только тогда, когда ребенок находится в хорошем настроении, не нуждается в отдыхе, не голоден, но и, конечно, не сразу после еды. Стоит выбрать определенное время для физических игр и соблюдать режим, если это возможно.
Выбирайте для упражнений веселую ритмичную музыку или сопровождайте их стишками и потешками .
Немногие дети к шестимесячному возрасту умеют хорошо ползать, поэтому задача родителей - помочь освоить им этот полезный навык.
Самый простой способ мотивировать ребенка к ползанию - положить перед ним интересную ему, а лучше новую игрушку или другой предмет, которым он заинтересовался . Кладите вещь не очень далеко, чтобы расстояние до нее не пугало малыша. Когда он будет приближаться к ней, незаметно отодвигайте вещь на маленькое расстояние.
Можно выложить цепочку из игрушек, чтобы достигая одной, кроха полз к другой. Но в этом случае есть вероятность, что другая игрушка не окажется такой желанной, и он позабудет о ней, как только возьмет в руки первую.
Другая игра для тренировки навыка ползания заключается в следующем. Спрячьте звучащую игрушку под пеленку или платок, а затем погремите ею, провоцируя малыша подползти поближе. Продолжайте греметь погремушкой, пока кроха не найдет ее сам. Для этого занятия можно использовать пищалки, колокольчики и другие предметы, издающие звуки.
Занятия с фитболом
К этому времени родителям стоит обзавестись фитболом. С его помощью вы сможете провести время со своим чадом не только увлекательно и весело, но и с пользой. В шестимесячном возрасте можно выполнять следующие упражнения с фитболом :
- Малыша положите животиком на фитбол, на пол перед ним положите игрушку. Наклоняйте фитбол вниз, придерживая ребенка за тело, и приближайте его к игрушке, которую он попытается схватить. Если у него это получается - обязательно хвалите свое чадо, радуйтесь вместе с ним его успехам.
- Посадите младенца на фитбол, придерживая его за руки. Медленно и несильно раскачивайте его вверх-вниз, а затем взад-вперед. Игра должна вызывать только положительные эмоции.
- Поставьте малыша на фитбол, держа подмышками. Сделайте несколько пружинистых движений.
Развитие координации
Учите ребенка хлопать в ладоши - в этом помогут потешки и стишки, в которых хлопку в ладоши соответствуют определенные слова. Например, после сказки о птицах произнесите фразу «Полетели-полетели», поднимите ручки крохи над его головой и хлопните в ладоши. Главное, не меняйте схему, дождитесь, пока ребенок запомнит ее. Это легко понять по опережающей реакции: малыш начинает смеяться заранее, ожидая следующего веселого шага.
Поможет развитию координации следующее упражнение . Родитель ложится на пол на спину, а младенца располагает на своих ступнях лицом к себе. Держа его за руки, приподнимайте свои ноги и двигайте ими в различных направлениях. Такие качели не только приведут в восторг кроху, но и станут хорошей зарядкой для самого родителя. К тому же это развлечение учит малютку доверять взрослому и развивает не только координацию, но и вестибулярный аппарат.
Игры для психоэмоционального развития
Шестимесячный возраст - самое время постигать причинно-следственные связи . Полезна в этом смысле игра в прятки. Прятать можно игрушку или прятаться самому, а потом выглядывать, например, из-за платка, со словами «Ку-ку!». Только не совершайте резких движений, чтобы не напугать свое чадо.
В этом возрасте можно сажать кроху себе на плечи, придерживая его за ноги. Он увидит окружающее с нового ракурса и будет учиться контролировать свои движения.
Обогащать знание о мире стоит изучением новых запахов, звуков и ощущений.
Различаем звуки, запахи, ощущения
Учите малыша различать звуки. Наполните пластмассовые бутылочки водой в разных количествах, закройте их плотно крышкой. Ложкой ударяйте по ним, чтобы разница в звуках, издаваемых бутылками, была заметна ребенку. С этой же целью можно использовать ксилофон. Также весело гремят жестяные банки, наполненные крупами, вермишелью или другими мелкими деталями. Встряхивайте банкой, чтобы познакомить свое чадо с новым звуком, а потом предложите ему повторить ваши действия, дав банку в руки.
Изучайте запахи вместе. Для этого можно скатать несколько шариков из ваты и промокнуть их различными ароматами. Давайте нюхать цветы или различные продукты: мандарин, лук, гвоздику, шоколад, зелень.
Обогащайте тактильное знание о мире . Для этого нужно чаще давать младенцу в руки предметы с разными поверхностями: твердые, мягкие, шероховатые, гладкие, теплые и холодные. Используйте разнообразные ткани: шелк, бархат, вельвет, шерсть, текстиль с мягким ворсом, жесткие мочалки.
Выбирайте игрушки, которые способны менять форму, звенеть, греметь и обладают необычными свойствами.
Другие предметы, с которыми малыш может интересно и разнообразно провести время :
- воздушный шарик, который к тому же можно наполнить водой;
- старый пульт или кнопочный телефон:
- мешочки с крупой или мелкими камушками;
- веревочки с узелками;
- простой полиэтиленовый пакет;
- пластмассовая посуда, крышки от банок и прочая кухонная утварь.
Конечно, все эти предметы из домашнего обихода не должны представлять опасности для малыша, но все равно не стоит оставлять свое чадо с ними наедине!
Игры в ванной
Отдельной забавой могут стать игры в ванной. Если малыш еще не умеет сидеть, можно приобрести специальный стульчик для купания - нагрузка на позвоночник в нем будет допустимая, так как в воде вес ощущается меньше.
Во время купания можно предложить малютке поймать струю из-под крана. Если ванна находится далеко от крана, выжмите струю воды из губки перед ладошкой ребенка.
Используйте резиновые игрушки и специальные книжки для купания. Покажите ребенку, как они выныривают из-под воды, провоцируя его ловить их и бить ими по поверхности воды.
Игра с мыльными пузырями может стать одной из самых любимых для вашего чада . Покажите малышу все возможности пены, которая способна дать ему множество тактильных впечатлений.
Развитие речи и мышления
Для того чтобы стимулировать речь ребенка, стоит в первую очередь повторять за ним его лепет, меняя при этом интонацию и добавляя свои слоги и звуки.
Обязательно соотносите произносимые слова с физическими действиями. Например, жест «пока-пока» должен сопровождаться соответствующими словами. Сначала надо махать на прощание рукой вместе с ребенком, а потом лишь произносить слова «пока-пока», чтобы ребенок махал ручкой сам.
Больше пойте детских песенок и читайте стишки и потешки, опять же подключая жесты и движения . Пальчиковые игры, например, «Сорока-белобока» очень полезны не только для развития речевых навыков, но и для мелкой моторики.
Показывайте крохе, где у вас нос, рот, глаза. Эти же части лица показывайте на игрушках, а затем и на личике самого малыша.
В шестимесячном возрасте уже можно включать короткие аудиосказки . Обсуждайте услышанное, пусть кроха видит, как вы реагируете на чужой голос из динамика.
Как можно больше разговаривайте с ребенком на самые разные темы. Меняйте интонации, говорите с ним не только «детским языком», но и как со взрослым человеком. Раскройте перед младенцем разнообразный мир языка, представив его широкие возможности. Тем самым вы сделаете большой вклад в будущее развитие ребенка, ведь пассивный запас лексики формируется даже в таком раннем возрасте.
Развивающие занятия с ребенком 6 месяцев должны приносить не только пользу, но и удовольствие и вам, и малышу. Стоит соблюдать несколько простых правил, чтобы обеспечить максимально комфортное времяпровождение .
- Не играйте с уставшим или заболевшим малышом.
- Активные игры подходят для первой половины дня, а более спокойные можно оставить на вечер.
- Соблюдайте меру в развлечениях. Оптимальная продолжительность одной игры - 3−5 минут.
- Если вы устали или просто в плохом настроении, лучше отложить все занятия до лучших времен.
- Не забывайте подбадривать свое чадо и хвалить его за достижения.
- Следите за всеми реакциями своего ребенка и выбирайте те игры, которые доставляют ему наибольшее удовольствие.
Малышу исполнилось полгода – позади уже огромный отрезок времени, за время которого ребенок повзрослел и многому научился, а впереди Вас ждет еще больше интересного и удивительного. Помогайте крохе развиваться и узнавать новый мир: играйте с ним, разговаривайте, пойте песенки и просто улыбайтесь – занятия с ребенком 6 месяцев просты и не отнимают много времени, тем не менее, очень важно уделять им время ежедневно.
- Введение
- Массаж и гимнастика
- Занятия для развития зрения, моторики и речи
- Веселимся и играем
- Советы родителям
Важность таких «игривых занятий» неоспорима и крайне важна, причем , чем старше становится малыш, тем они видоизменяются, усложняются, совершенствуются. Например, игры в 5 месяцев с малышом похожи, но несколько отличаются от тех, которые будут рекомендованы полугодовалому ребенку. В любом случае малыш, с которым постоянно занимаются родители, умеет больше, знает больше и развивается лучше свои х сверстников, обходящихся без развивающих игр.
Массаж и гимнастика
Вполне вероятно, что в аш малыш уже сейчас активно передвигается самостоятельно – в шестимесячном возрасте многие детки . Физические упражнения выполнять становится сложнее – зафиксировать в неподвижном положении, освоившего новый навык малыша достаточно непросто. Несмотря на возникающие сложности, продолжать физически развивать кроху все же нужно, поэтому в физические занятия с ребенком 6 месяцев необходимо постоянно привносить элементы игры.- Включайте весёлую ритмичную музыку на время зарядк и, делайте упражнения на счет. Таким образом в ы вырабатываете у крохи чувство ритма. Упражнения, как и ранее, направлены на укрепление мышц спины, обучению малыша сидеть самостоятельно, а также передвижению ползком. Для стимуляции последнего навыка хорошо ис пользовать интересную игрушку. Р асположите ее на не большом расстоянии от ребенка, таком, чтобы он смог проползти и не потерял интерес и азарт. Через некоторое время постепенно увеличивайте расстояние, удлиняя путь малыша.
- Еще один вариант классического способа с игрушкой и стимуляцией к ползанью: пусть вместо игрушки будет любимый папочка или мамочка. Родитель зовет карапуза, улыбается и тянет ручки, а малыш, в свою очередь, должен сделать несколько заветных движений ползком и достичь цели. Позже такой прием часто используют при обучении ходьбе.
- Стимулируем раскрытие кистей рук ребенка с помощью массажа и пальчиковых игр , помогаем осваивать захват предметов и продолжаем развивать тактильные ощущения с помощью разно фактурных материалов. Очень хорошо будет иметь в арсенале не только большой мяч для занятий гимнастикой, но и несколько маленьких массажных мячей с игольчатым или пупырчатым покрытием – такие мячики полезно катать по ладошкам и ступням малыша, стимулируя кровообращение. Поверьте, подобные процедуры не только приносят пользу, но еще и большое удовольствие вашему крохе.
- Тактильные ощущения очень важны! Во время массажа или гигиенических процедур, когда малыш будет голенький, возьмите несколько предметов, приятных наощупь (например, варежка, меховой помпон, перышко, мягкая щетка и т.д.) и проведите несколько раз одним из них по ручкам, ножкам и животику ребенка. Наблюдайте за его реакцией, а когда ему это надоест, переверните на животик и разогрейте массажными движениями спинку и ножки. Дело пойдет веселее с забавными считалочками и потешками!
Занятия для развития зрения, моторики и речи
Многократно повторять о пользе ведения диалогов с ребенком нет смысла – это утверждение безоговорочно и безусловно. В возрасте 6 месяцев словарный запас произносимых малышом звуков существенно расширяется. Начиная беседу с крохой, повторяйте воспроизводимые им звуки в ответ и постепенно добавляйте новые слоги.- Задаваясь вопросом, ка к играть с ребенком в 6 месяцев, нужно обращать его внимание на просты е свойства различных предметов. В ыбирая игрушки для малыша, позаботьтесь о наличии нескольких однотипных, но разного цвета и размера – это могут быть простые мячики или кубики. Занимаясь с крохой, произносите вслух, какими свойствами обладают его игрушки: какой о ни формы, размера, цвета.
- Кстати, о кубиках и формах. Мягкие плюшевые мячики, жесткие пластиковые формы различного размера и цветов отлично подойдут в качестве игрушек для развития моторики. Попутно объясняя малышу свойства предмета, предложите ему потрогать, изучить (погрызть и обслюнявить!) интересующую деталь, а потом положить ее в коробку или контейнер. Или вытащить. Тут уж как игра пойдет! В игру могут включиться не только специальные игрушки, но и любые подходящие предметы: контейнеры-желтки от шоколадных яиц, мячи для настольного тенниса, кубик Рубика, колечки от пирамидки и все, на что хватит фантазии! Главное, чтобы все предметы были безопасны для крохи.
- Пирамидки и сортеры уже можно использовать для занятий с полугодовым малышом. Конечно, наивно ждать, что чадо соберет все правильно, но объяснить, как это делается, можно уже сейчас. Нанизывайте колечки или вставляйте фигуры в отверстия, держа ручку малыша и помогая ему. Спустя время он начнет повторять действия без вашей помощи.
- Нельзя недооценивать пол ьзу сенсорных и развивающих ковриков для развития моторики у младенцев. Такой коврик сшит из разнофактурного материала и имеет всякие «интересности» в виде шуршащих, мягких, ворсистых, рельефных, фигурных вставок. Малыш может с интересом щупать ткань с «пупырками» или перебирать бусинки под слоем мягкого полотна, с удовольствием отдирать и приклеивать на липучку забавный декоративный элемент. Некоторые коврики имеют дуги, на которые вешаются игрушки, тогда и лежащему на спине ребенку не будет скучно наверняка!
- Покажите малышу, как может измениться произносимый в ами звук, если говорить через бумажную трубу, или поднося ко рту бутылку или банку. Используйте для игры в извлечение звуков разнокалиберные сосуды: бутылки, банки, кастрюли – постучите по ним погремушкой, давая малышу понять, что звучание у каждого предмета различно. Предложите крохе самостоятельно повторить эксперимент.
- Разговаривайте с малышом! Само собой, стишки и потешки никто не отменял, но в ваших силах научить ребенка гулить и подражать взрослой речи как можно раньше. Повторяйте звуки « ба-ба », «ма-ма», «па-па», «ку-ку» и т.д. одновременно взяв малыша за руки, сводя и разво дя их в стороны. Поиграйте с ин т о нацией и посмотрите, какая больше всего нравится вашему крохе.
Во что играть с ребенком 6 месяцев?
- Большой интерес и огромное удовольствие вызовет игра с воздушным шариком – дергать за ниточку и наблюдать за плавными движениями шарика нравится всем деткам без исключения. Помните, что подо бная игра должна проходить под в ашим контролем. Оставлять малыша с шариком наедине опасно – он может запутаться в веревке или попробовать игрушку на зуб, что также приведет к негативному результату – шар про сто лопнет, напугав малыша.
- Поиграйте в прятки с любимой игрушкой ! Н акройте ее салфеткой и предложите крохе поискать предмет. Продемонстрируйте малышу, что найти игрушку мож но, стянув салфетку – теперь пусть ребенок попробует отыскать ее самостоятельно.
- Приспособить для игры можно массу предметов домашнего быта: кастрюли, полиэтиленовые крышки, соломинки для напитков, всевозможные ящички и корзиночки – все, что не представляет опасности для ребенка, чем он не может покалечиться или подавится – предлагайте крохе исследовать новые и новые предметы.
- Дети очень любят открывать шка фы и выдвижные ящики комодов. У берите с нижних полок все, что представляет опасность, но предоставьте малышу возможность проводить исследования – пусть он вытащит из шифоньера тряпки или одежду, зато процесс доставит ему несказанное удовольствие.
Помните, начавшему ползать малышу, ни в коем случае нельзя искусственно ограничивать свободу передвижения – манежики и кроватка должны быть предметами крайней необходимости. Обязательно позволяйте малышу ползать по полу. Приспособьте определенную зону для проведения игр – здесь можно поставить корзину с любимыми игрушками или постелить мягкое одеяло, но запрещать выходить за пределы игровой зоны не стоит – гораздо правильнее будет обезопасить дом или некоторую его часть, доступную для ребенка, и пусть малыш развивается в удовольствие!
Не переусердствуйте с играми! Все должно быть в разумных пределах, перенапряжение для такого крохи одинаково плохо, как и отсутствие внимания и развития вовсе. Разбейте «плейтайм» на несколько сеансов в период
бодрст в ов ания по 15-20 минут каждый.Ничего хорошего из игр и занятий не получится, если младенец утомлен, голоден или чувствует себя неважно. Поиграться можно и нужно после сытного обеда, хорошего дневного сна и в полном здравии!
«Какой ты молодец!», «Умничка!» - эти фразы ваш малыш должен слышать постоянно, ни в коем случае не забывайте об этом! Маленькие дети очень хорошо улавливают вашу интонац
и ю, мимику, поэтому похвала для вашего сына или дочки что-то вроде хорошей мотивации.Ведь радовать маму своими успехами так здорово!
«Делу время, а потехе час» – таков должен быть ваш девиз . Правильно планируйте время занятий, отдавая предпочтение активным играм и веселью в утреннее или дневное время, а на вечер оставьте спокойные занятия и чтение сказок.
Добившись полного и точного выполнения задачи, например, малыш без труда снимает и нанизывает колечки на ось пирамидки, можно с уверенностью сказать, что ребенок освоил навык. Теперь ему нужно предложить что-нибудь
поинтереснее и немножко послож нее. К примеру с пирамидкой: попросите чадо нанизывать только красные или только синие колечки.Учиться, учиться и учиться! Крылатая фраза дедушки Ленина справедлива и для карапузов первого года жизни. Им тож
е нужно учиться осваиваться в этом мире, владеть своим телом и изучать свойства предметов . А их успех очень во многом зависит от вас, дорогие родители. Приложив некоторые усилия и проводя регулярные занятия с малышом, вы обязательно будете радоваться его успехам!
Полгода малыш накапливал знания об окружающем мире. Он многому научился и многое понял. Например, четко знает, как привлечь внимание к своей персоне. «Не хотите со мной играть? Ладно! Тогда пеняйте на себя!» Маленький хитрец выбрасывает из кроватки и краем глаза наблюдает за реакцией взрослых. «Мамочка ругается? Замечательно! Она обратила на меня внимание!» Кроха жадно ловит самый родной на свете взгляд и жестами, голосом приглашает поиграть вместе с ним. Впрочем, в самостоятельности ему тоже не откажешь. Юный исследователь старается при первой же возможности выяснить, что же сделать с попавшимся под руку предметом. Сначала - в рот! Несъедобно? Ну, что ж, в качестве прорезывателя для зубов сгодится! Теперь - пощупаем, постучим, потрясем. Что бы еще с этим сотворить?
Вещи, которые малыш видит в руках взрослого, для него крайне притягательны. Причем ребячий интерес к «забаве» пропорционален отношению к ней старшего члена семьи. Отсюда - повышенный интерес к кухонной посуде, мобильному телефону или очкам. Кроха не раз наблюдал, как мама, папа или дедушка с ими манипулируют (в его понятии - играют). Пока еще дитя воспринимает каждую вещь как игрушку. Важно выбрать верные правила развивающих игр для ребенка 6 месяцев и обучить им кроху. Он должен знать: каждый предмет требует разумного применения. В противном случае даже игрушечный молоток может стать орудием разрушения.
Можно, конечно, в качестве альтернативных игрушек просто предоставить в бесконтрольное распоряжение малыша пустые контейнеры для продуктов, которые вкладываются друг в друга, кастрюли и прочую кухонную утварь. Грохот и звон отвлекут и развлекут шалуна: чем бы дитя ни тешилось… Но вскоре семья может столкнуться с ситуацией, когда чадо будет воспринимать кухню исключительно как комнату, наполненную «игрушками». Вы к этому готовы? Может быть, лучше, если жажду вкладывания, складывания и нанизывания ваш карапуз станет реализовывать, занимаясь привычными забавами: вкладышами, пирамидками, пазлами и кубиками? С другой стороны, без бытовых предметов в разумной и продуманной игре не обойтись. Однако кроху надо учить ими пользоваться! Вот, например, расческа. Играя с ребенком в куклы, продемонстрируйте, как расчесывают волосы игрушечкой красавице. Потом возьмите ручку малыша, вложите в нее расческу и совместными усилиями приведите в порядок шевелюру крохи, затем - мамы (папы). Все это желательно проделать перед зеркалом. И не забывайте озвучивать свои действия! Чем не игра? Причем обучающая и развивающая игра для ребенка 6 месяцев и очень полезная.
Некоторые родители наивно полагают, что смогут ограничивать поле деятельности 6-месячного малыша кроваткой или манежем. Как бы не так! Ему уже скучно развлекаться в тесном зарешеченном пространстве. Как привести в движение висящие и лежащие там игрушки, он уже давно знает. А за бортиком - столько неизведанного! И весьма удачно совпадает, что на этот же период приходится эпохальное событие: карапуз начинает ползать… Потому удержаться в рамках разумного (с точки зрения взрослого!) малышу просто невозможно! Освоение новых территорий сопряжено с опасностями и риском. Но зато так интересно!
Вырвавшись на свободу в 7 месяцев, наш пострел поспевает всюду. Иногда кажется, что на четвереньках он перемещается намного быстрее, чем вы на своих двоих. А уж сделать за короткий промежуток времени умудряется несравнимо больше, чем мама и бабушка, вместе взятые! Разрушения в квартире после его вылазок сопоставимы только с последствиями цунами. Но справедливости ради заметим, что такое случается лишь в одном случае: когда кроха предоставлен сам себе. Мамочка быстро понимает: легче в течение получаса развлекать чадо всевозможными развивающими играми с 6 месяцев , чем весь последующий день ликвидировать разгром. Обыграть и сделать увлекательным можно любой момент жизни крохи. Единственное предостережение: не превращайте в игру процесс питания. в этом деле - под строжайшим запретом! В противном случае, посчитав игрушками тарелку с кашей или чашку с чаем, малыш рискует не только обвариться, но и превратиться в «поросенка за столом». Те же правила касаются и грудного вскармливания. Попробовав один раз ущипнуть или укусить мамину грудь (как бы играя!) и не получив отпор, дитя может ввести этот ритуал в привычку. Любое подобное поползновение должно пресекаться в корне: «Нельзя!» И источник питания тут же убирается: «Будешь кусаться (щипаться), молочко убежит! Нет молочка!»
Естественно, нормальный процесс поглощения пищи должен сопровождаться ласковыми словами взрослых, называнием того или иного блюда, даже уговорами типа: «За маму, за папу». Возможно, это тоже не совсем верно с точки зрения педагогики, но необыкновенно распространено и действенно! Ведь так? В конце концов, ребенок же не в солдатской столовой, где царит строгий порядок и железная дисциплина!
Что еще в качестве правильных развлечений предложить юному игроману.
Все зависит от потребностей самого крохи, его возможностей и содержимого родительского кошелька.
Взрослые должны помнить, что игра - развивающийся в динамике процесс, который предполагает общение и взаимодействие с малышом. И это, пожалуй, самое главное!
Сейчас на прилавках детских магазинов - море игрушек на любой вкус и достаток. Есть среди этого изобилия замечательные авторские игры. Некоторые выполнены из экологически чистых материалов: дерева, камня. Но цены зашкаливают, и подобные игры по карману далеко не каждой семье. Остановимся на более доступных с точки зрения стоимости и простоты применения в домашних условиях. Для начала давайте рассмотрим развлечения из разряда «Прятки». Спрятаться можно самим: за шторку, за ширму, за дверь. А затем вопрошать оттуда тихим голосом: «Где мамочка? Куда она подевалась?» Тут же выглядываете с веселым видом: «Ку-ку! А вот и я!» Дети до года обожают игру «Прятки с платком». Сначала взрослый закрывает лицо тканью и говорит: «Где мама (бабушка)? Нету! Спряталась!» Несколько секунд выжидания… Потом кроха стягивает со взрослого платок и весело смеется, как бы говоря: «Да вот же ты!» Наконец, пытается спрятаться под платок сам. Взрослый помогает ему в этом и удивленно восклицает: «Где наш малыш? Куда он запропастился?» Ребенок затихает, но через мгновение начинает стаскивать с себя платок. Вы - радостно: «А вот и наш малыш!» В следующий раз накройте платком игрушку, например собачку. «Была собачка, и - нету! Убежала! Чу! Лает: «Ав-ав!» Давай поищем собачку!» Приподнимаете уголок платка и снова опускаете. Теперь найти игрушку должен малыш. Пропажа обнаружена? Рассмотрите ее со всех сторон. Разглядывание игрушек, называние их частей очень важно! Показываете глаз собачки: «Вот глазик. У мамы тоже есть глазик (показываете). И у Андрюши глазик. Вот он». Берете ручку крохи и показываете. Проделав такие манипуляции как минимум несколько раз в течение месяца, вы сможете смело задавать своему карапузу вопросы: «Где у тебя глазик? А где мамин глазик?» И он не ошибется! Таким же образом кроха узнает о существовании носика, ножек, ручек, головы, волосиков и т.д. Хорошо известно, что ребенок до года - крайне любознательное существо. Научившись ползать, он обследует все потайные шкафчики на предмет их содержимого: «Что там прячется?» Не меньшее любопытство вызывают у крохи свертки и пакеты. Заверните в бумагу погремушку или бубенчик.
Потрясите свертком и, сделав удивленное лицо, спросите: «Что там?» Заинтригованный, кроха попытается добраться до «тайны». С первого раза без вашей помощи ему вряд ли удастся это. Возьмите ручки малыша в свои и совместными усилиями распакуйте сверток. Дайте ребенку возможность поиграть игрушкой, а затем вновь заверните ее в бумагу. Теперь добраться до «сокровища» ему предстоит самостоятельно.
Мы привели здесь основные, но далеко не все варианты «Пряток». Придумать другие возможные нюансы развивающих игр для ребенка с 6 месяцев
вполне смогут молодые и талантливые родители.
Наличие собеседника во время игры ребенку необходимо всегда. Именно партнерство вынуждает кроху использовать различные способы общения. Это могут быть неречевые компоненты: прикосновения, жесты, мимика, улыбка.
6 месяцев – это значимые момент в жизни ребенка, ведь обычно в этом возрасте детки начинают сидеть без опоры и ползать. Эти умения дают им новые возможности для изучения окружающего мира, ведь теперь можно видеть предметы из вертикального положения и дотягиваться до них, ползая. В какие можно поиграть с ребенком 6 месяцев?
Игры с ребенком 6 месяцев
1. Игры с предметами . Малыш уже умеет хорошо удерживать погремушку в одной руке, перекладывать ее в другую, трясти, стучать ею. Сложите игрушки в коробку, пусть кроха вытягивает их оттуда, изучает, покажите ему, как можно постучать предметом по полу, по коробке, по другой игрушке. Научите его стучать двумя предметами друг о дружку. Заостряйте внимание ребенка на том, что каждая погремушка звенит по-разному. Коробку с игрушками ставьте то перед малышом, то сбоку, по позади и говорите: поищи коробку справа, слева, сзади, это будет развивать ориентацию крохи.
2. Игры с платком . Разнообразьте любимую игру всех малышей «Ку-ку», дополнив ее платком. Прячьте свое лицо за платком, а затем, откидывая его, говорите малышу «ку-ку», затем прячьте кроху под платком, появляйтесь и говорите «ку-ку». Прячьте под платком игрушки и показывайте, как найти их. Пусть кроха сам попробует стащить платок. Такая игра развивает понятие о том, что предметы существуют независимо друг от друга.
3. Учите ребенка бросать предметы . Поставьте широкое ведро или тазик, и пусть он бросает туда разные предметы из разных материалов (погремушки, шарики с наполнителем, деревянные кубики, мягкие ), обращайте внимание малыша на то, что все предметы падают в таз с разным звуком. Многие дети, освоив навык бросания, любят выбрасывать игрушки из манежа, а затем требовать вернуть их для того, чтобы опять бросить. Привяжите к игрушке веревочку, за которую прикрепите ее к кроватке, учите малыша тянуть за веревочку, чтобы вернуть игрушку после выбрасывания.
4. Слушаем музыку . разного ритма, в исполнении разных музыкальных инструментов, дирижируйте с ним под вальсы и марши, так ребенок будет развивать свой слух.
5. Малыши очень любят качаться у взрослого на ноге . Дополните эту забаву веселыми детскими стишками и прибаутками про лошадку: «Скачем-скачем на лошадке», «Я люблю свою лошадку» и т.д.
6. Помогайте крохе изучать свое тело, поиграйте вместе с ним в пальчиковые игры , причем не только на руках, но и на ногах. Вместе изучите части тела и лица.
7. Игра с пирамидкой . Конечно, складывать пирамидку малыш в 6 месяцев еще не будет, но снимать кольца со штыря ему под силу. Описывайте цвет и размер каждого колечка. Можно надевать на штырь кольца от разных пирамидок, разных размеров.
8. Игры в ванной . Покажите малышу, как набирать и выливать воду из стаканчиков, как течет вода из крана, пусть кроха подержит руки под струей, попробует набрать воды в стаканчик с вашей помощью. Обучите кроху понятиям: холодный и горячий, переключая воду в кране. Поиграйте в ванной в мыльные пузыри, выдувайте пузыри на ванну, а ребенок пусть их лопает.
9. Игра «Дую-дую» . Научите малыша дуть, показывайте ему, как набрать воздух в рот, раздуть щеки, когда он научится, то дуйте на перышко, на воздушный шарик, на платочек из тонкой газовой ткани. Эта игра развивает легкие малыша и стимулирует речь.
10. Развивайте тактильные навыки ребенка . Давайте ему потрогать окружающие предметы, при этом говорите его название, цвет, форму и свойство. Например, потрогай, какой гладкий мячик, он круглый, красного цвета.
12. Развивайте речь крохи . В 6 месяцев дети начинают говорить слоги: «дя-дя», «ба-ба», «ма-ма», повторяйте их за малышом, показывайте фотографии папы, мамы, бабушки: Вот баба, вот мама, вот папа и т.д.
Чаще играйте и занимайтесь с малышом, в этом возрасте дети как никогда нуждаются в вашем внимании. Обязательно следите за безопасностью пространства для исследований и игры, не оставляйте кроху самого без присмотра, не давайте ему играть мелкими предметами и деталями.
Спонсор данной статьи фирма LORD Bohemia которая реализует Конверты для новорожденных отличающиеся своей мягкостью, удобностью и красивым внешним видом. В них ваш новорожденный малыш будет чувствовать себя комфортно.
Чтобы понимать, как развивать ребенка в 6 месяцев, важно знать, насколько изменилось его восприятие мира к этому возрасту, какие навыки он освоил. Различия в приобретении навыков и знаний у детей сильно разнится, это связано соответствии сроков гестации (внутриутробного развития) нормальному времени вынашивания и генетическими особенностями.
Что должен уметь и знать малыш в полгода
Несмотря на различия между детьми, есть общие сведения о нормальном развитии. Сравнение существующих показателей с усредненными помогает понимать – соответствует ли «палитра» навыков и способностей стандартным. Если по трем-пяти показателям кроха отстает от сверстников, это повод задуматься о консультации с наблюдающим врачом.
Таблица 1. Среднестатистические данные о навыках и возможностях полугодовалого младенца.
Тип показателя | Характеристика | Применение | |
Физическое развитие в размерах * | Мальчики | Девочки | Благодаря возросшему весу младенец набирает мышечную массу, ему легче двигаться.
Важно: если показатели приближены к верхней границе, избыток веса затрудняет движения. При сниженной массе малыш слаб, чаще болеет. |
Рост, см | 63…69 (67,3…71,9) | 62,5…68 (61,2…70,3) | |
Вес, кг | 6,6…9,0 (6,4…9,8) | 6,3…8,3 (5,7…9,3) | |
Окружность головы, см | 42,0…45,5 (40,9…45,8) | 41,5…44,2 (39,6…44,8) | |
Окружность груди, см | 41,4…47,6 | 41,6…45,8 | |
Физические навыки | Младенец переворачивается со спины на живот или бока и обратно, хорошо держит голову. Пытается садиться или сидит сам, может вставать с опорой. Ползает, вперед или назад, не поднимая живота. | Благодаря подвижности и способности садиться и вставать с поддержкой можно начинать развивающие занятия для детей 6 месяцев, пассивную и активную гимнастику, игры | |
Пищевые привычки | Помимо грудного молока и/или искусственного питания младенец начинает интересоваться пищей взрослых. Необходимости в добавочном питании еще нет, прикорм считается «педагогическим» | «Педагогический» прикорм – важный этап учебы маленького человека. Удобно использовать игровые формы кормления, столовые приборы и посуду в виде игрушек | |
Сон | Удлиняется время ночного беспрерывного сна, появляются два-три периода отдыха днем (30…120 минут) | При засыпании или пробуждении младенец уделяет внимание мобилю или погремушкам, мягким игрушкам в кроватке | |
Тактильные навыки | Различает текстуру и температуру объектов, отдает предпочтение более приятным на ощупь вещам | Полезно использовать развивающие игрушки для детей 6 месяцев с разными фактурами – дерево, пластик, текстиль | |
Речь | Детка сознательно повторяет звуки, услышанный от взрослых – агукает, лепечет, имитирует чихание и кашель. Реагирует на вопрос о нахождении предмета или человека | Активное речевое общение ускоряет развитие разговорных возможностей малыша, делает его «словарь» разнообразнее | |
Общение, отношение к окружающим | Младенец различает знакомых и незнакомых людей, тянется к знакомым и настороженно реагирует на чужих, может пугаться. То же касается непривычной обстановки. Проявляются эмоции – улыбка в ответ на ласковый тон, демонстрацию игрушки или еды, испуг или напряжение при резком окрике или повышенном тоне. Плачем требует заинтересовавший предмет | Для увеличения числа знакомых предметов и людей, обстановки следует расширять «круг общения», посещать с деткой людные места, организовывать общение со сверстниками. Оставлять сына или дочку одного с незнакомыми, даже родными людьми, недопустимо! | |
Бытовые возможности | При внимательном отношении к развитию может поворачивать ручку или ножку, поворачивать голову при одевании. Придерживает материнскую грудь или бутылочку при кормлении. Уверенно держит соску, кусочки твердой еды, снимает губами полужидкую еду с ложки. Открывает рот перед ложкой или поилкой (бутылочкой) | В этот период начинается активная тренировка бытовых навыков – от еды до одевания. Важно заложить спокойной и позитивной отношение к процессам ухода и гигиены | |
Моторика | Держит предмет, перекладывает ее из руки в руку, трясет, стучит ей по окружающими вещам и себе. Бросает погремушки, играет одновременно с двумя-тремя игрушками. Активно ощупывает предметы, пробует «на зуб» | Улучшить крупную и мелкую моторику поможет развивающий коврик для детей от 6 месяцев и игрушки разных видов |
*- данные отечественных педиатров и сведения ВОЗ, второй показатель приведен в скобках.
Зрительные и слуховые возможности
Отдельно стоит сказать об улучшении зрения и слуха крохи:
- появляется различие контрастных цветов и оттенков, ощущение глубины и расстояния;
- воспринимает близкие и далекие звуки, умеет их отличать. Четко слышит интонации, интересуется сменой характера звуков;
- различает характер музыки – веселая, грустная, ее темп и высоту звучания. При правильной мотивации пытается повторить мелодию, узнает ее при повторе.
С этими особенностями связан один из вопросов – как развивать ребенка в 6 месяцев (мальчик и девочка) – с помощью музыки. Важно формировать у малыша правильное восприятие звучания. Для этого подходят классические произведения, адаптированные или подобранные для детей до года. Это стимулирует развитие слуха, при использовании песен – и речи.
Одновременно развивать зрение и слух помогут развивающие мультики для детей 6 месяцев. Видеоряд в таких мультфильмах упрощен и рассчитан на восприятие младенцев, то же касается музыки. Рекомендуем видео серии Baby Einstain (Бэби Эйнштейн), выпускаемые для детей возрастом от 6 месяцев до 5 лет. Удачно, если удается предложить малышу игрушку, виденную им в развивающем видео.
Неадаптированные сюжеты (передачи и фильмы для взрослых, мультфильмы для детей 3 и более лет) не дают требуемого познавательного эффекта. Полугодовалый младенец не понимает, что происходит на экране, но реагирует эмоционально. При выраженной реакции взрослых эмоциональность восприятия усиливается. Пример: мама во время кормления смотрит боевик, вздрагивая при резких звуках (выстрелах, криках). Малыш будет нервно реагировать на подобные звуки в реальности.
Если малыш смотрит не адаптированное видео, важно объяснять происходящее на экране, не предлагать агрессивные или изобилующие громкими, пугающими звуки сюжеты. Просмотр любого видео родителями (особенно матерью) во время кормления или ухода за крохой, нежелателен – внимание взрослых в это время должно быть сосредоточено на младенце.
Важно: просмотр мультфильмов, даже при явном интересе младенца, допустим не более 30…60 минут в сутки!
Игрушки для полугодовалых
С учетом тактильных, зрительных и слуховых возможностей малыша ему предлагают вещи, отвечающие следующим требованиям:
- безопасность для маленького пользователя (отсутствие острых углов и кромок, легко отрывающихся/отламывающихся фрагментов, токсичных красителей и прочего);
- привлекательность – яркие цвета (лучше контрастные, светлые), приятная на ощупь поверхность, интересный звук;
- размеры, подходящие габаритам малыша;
- возможность очистки (стирки, мытья) поверхности.
Этим характеристикам соответствуют:
- разнообразные погремушки;
- небольшие мягкие кубики и мячики;
- плавающие игрушки для ванной;
- подушки и «зверушки» без аллергенных наполнителей;
- сортеры, промышленного производства и самодельные;
- текстильные книги и картинки;
- составные многофункциональные игрушки, в том числе развивающий куб для детей от 6 месяцев.
Для спокойного засыпания подходят специальные музыкальные и светящиеся мобили с подвешенными небольшими фигурками или погремушками. В качестве игрушек могут также выступать бытовые предметы: от коробок до столовых приборов (кроме ножей и острых вилок).
Развивающие игры для детей 5-6-7 месяцев
Занятия с дочкой или сыном проводятся только в игровой форме и условно делятся на развивающие:
- моторику – используются крупные и мелкие игрушки, их перекладывание, катание, бросание, ощупывание;
- координацию – предметы разного размера и фактуры поднимаются и бросаются, складываются, малыш ползет к определенной вещи, перебирается через препятствия, проползает через «туннель»;
- психоэмоциональную составляющую – выбор одного из нескольких предметов, изучение отражения в зеркале, поиск «спрятанного», рассказы взрослых о разных вещах и явлениях.
Любые игры с малышом в той или иной мере включают в себя элементы развития моторики, координации, сенсорного восприятия и эмоций. Не обязательно разделять грани обучения, важнее внимательно следить за реакциями маленького человека.
Особенно эффективны комплексные занятия. Пример: произнесение стихов или потешек (песенок) с сопровождением движениями и использованием подручных предметов. В ходе такого общения детка быстро выучивает названия частей тела, признаков предметов «на слух» и может показать на себе или вещи.
Важно: при общении с младенцем используются одни и те же слова для обозначения предметов или действий, нежелательно «сюсюкать» — изменять слова для «лучшего» понимания их малышом. Звуки проговариваются четко, предложения составляются простые, словарный запас ограничен.
Заключение
Правильное развитие ребенка требует со стороны родителей внимания и старания. Чем больше времени уделяется младенцу, тем быстрее он научится говорить и двигаться, тем более активным и любознательным станет. Жалеть время на развивающие игры с малышом, совмещать занятия с ним и отвлекающие процессы (просмотр фильмов, компьютерные игры, сосредоточенное чтение, работа) нельзя.
Развитие шестимесячного младенца – переходный этап от элементарной заботы о новорожденном к регулярным занятиям с подрастающим ребенком.