Составлен и проведен в тематическую неделю «Масленица»
Тема: «Масленица дорогая - наша гостья годовая»
Цель: развивать математические способности посредством развивающих игр.
Задачи: учить решать задачи, воссоздавать из частей целое; упражнять считать до 20, учить составлять число из двух других; закрепить дни недели; развивать внимание, логическое мышление, память.
Задачи интегрируемых областей
Познавательное развитие . Познакомить детей с празднованием Масленицы, развивать интерес к праздника на Руси.
Речевое развитие . Совершенствовать грамматический строй речи, развивать самостоятельность детей в общении. Познакомить со словами: прощённое воскресенье, посиделки, заигрыш, лакомка, разгул. Продолжать учить выразительно читать стихотворения.
Коммуникативно-личностное развитие . Воспитывать умение просить прощение и прощать. Формировать основы безопасности собственной жизнедеятельности во время танца, работая с ножницами. Воспитывать у детей аккуратность и самостоятельность при выполнении творческой работы.
Художественно-эстетическое развитие . Развивать способность детей видеть красоту окружающего мира. Продолжать учить выполнять движения танца согласно музыки и тексту.
Физическое развитие . Развивать мелкую моторику, следить за правильностью осанки.
Предполагаемый результат : собирают целое из частей, знают состав чисел первого десятка, правильно называют порядковые числительные.
Виды деятельности: познавательно-исследовательская, игровая, двигательная, музыкальная, продуктивная, коммуникативная
Форма организации деятельности.
Интеллектуальные игры, игры с речевым сопровождением, пальчиковые игры, подвижные дидактические игры, танец, поделки из ткани, игровые ситуации, свободное общение.
Предварительная работа : разучивание стихотворений, ознакомление с русскими традициями встречи весны.
Материал: кукла Масленица, календарь, картинки с предметами с разным количеством предметов, распечатки для выполнения заданий, материал для изготовления поделки, пазлы, карточки с цифрами.
Воспитатель и дети встают в круг, берутся за руки.
Мы хотим обо всём знать!
Мы хотим поиграть!
А еще будем творить!
Будет интересней жить!
Отгадайте-ка загадку: (о календаре)
Как мы можем узнать, какой год, месяц, число, день недели?
Зачем нужны календари? Что из них мы узнаем?
Что общего у календарей? Чем отличаются?
Какие вы знаете календари?
Как назвать календарь на стене?
А у меня для вас есть сюрприз.
Это тоже календарь.
Да, не простой, перекидной,
Он не на год, а только на неделю,
На масляную.
Кто мне подскажет, сколько дней в неделе?
Сегодня какой день?
Если сегодня среда, то вчера какой был день? Будет завтра?
Давайте посмотрим этот календарь.
На первой странице написано понедельник. Кто помнит, как называется первый день масленичной недели? Правильно ВСТЕЧА.
А что делали люди в этот день? (ответы детей)
У нас то же есть кукла Масленица.
Давайте встречать Масленицу приветливыми словами
Дети рассказывают закличку.
Посмотрите, а Масленица приготовила для вас задания. Возьмите каждый по листку, садитесь за столы и слушайте.
Пальчиковая гимнастика про блины
Теперь посмотрим, какой следующий день недели.
(Ребенок читает стихотворение)
В этот день люди играют, забавляются, угощают друг друга блинами.
Молодые люди приглашают девушек покататься с горки, девушки зовут юношей - есть блины. Зовут родных и друзей поесть блинов
А мы поиграем в «Ручеек», но в непростой, а с цифрами.
Следующий день - ЛАКОМКА.
(Ребенок читает стихотворение)
У меня есть картинки с разными сладостями. Мы поиграем с вами в игру «А что у тебя?»
Посмотрим, какой следующий день. четверг
(Ребенок читает стихотворение)
Чем занимались в этот день?
Мы с вами повеселимся! Потанцуем.
Танцевальные движения под народную песню «Блины»
Потанцевали от души. Ай да, молодцы! Сядьте, посидите, да веселые задачки решите.
Задачки в стихах (карточки)
Посмотрим следующие два дня. Пятница, суббота
(Ребенок читает стихотворение)
В выходные дни ходили в гости к родственникам и знакомым.
А как радовались в эти дни, мы узнаем, когда вы соберёте пазлы.
Дети складывают картинки под «Камаринскую»
Вот и осталась последняя страничка нашего календаря.
Воскресенье -- самый главный день Масленицы.
(Ребенок читает стихотворение)
В воскресенье надо простить друг другу обиды. Потому что встретить весну полагается с чистой совестью. Люди дарили куколок, сделанных из ниток и просили прощения.
Педагог имитирует сожжение чучела Масленицы, накрывая его темной тканью. Дети поют закличку о весне.
А, чтобы мы помнили о празднике, сделаем с вами куколок Веснянок.
Дети выполняют поделки из ткани и ниток.
Сегодня по календарю уже весна. Весной появляются первые цветы. Посмотрите на эту полянку. Возьмите красный цветок, если вам все понравилось и задания были несложные. Возьмите желтый, если было интересно, но некоторые задания были трудные. И синий, если было совсем тяжело.
Конспект совместной деятельности с детьми подготовительной группы «Веселая масленица»
Программные задачи:1. Расширить знания и представления детей о русских народных празднике «масленица»,
2. Уточнить масленичные традиции
3. Вызвать интерес к приготовлению блинов
4. Приобщать детей к русской истории
Необходимый материал:
Мультимедийное оборудование, емкость для приготовления теста на блины, продукты (молоко, яйца, мука, сахар, растительное масло, сливочное масло, соль.
Ход:
Воспитатель:
Ребята, какое сейчас время года?
Дети:
Весна
Воспитатель:
Правильно. А что бывает весной?
Дети перечисляют признаки весны
Воспитатель:
Хорошо, а какие вы знаете весенние праздники?
Дети:
«8 Марта», «Масленица», «День космонавтики», «День Победы» и т.д.
Воспитатель:
Молодцы, я сегодня хочу рассказать вам об одном из весенних праздников, о Масленице. Посмотрите на экран.
Рассказ воспитателя о празднике с показом презентации «Масленица».
Воспитатель читает стихотворение
Пахнет свежими блинами,
Важно самовар гудит,
Семимильными шагами
Масленица к нам спешит.
Закружимся в хороводе
Пригласим друзей к костру,
Зиму лютую проводим -
Встретим теплую весну!
Пусть же солнышко сияет,
И ликует стар и млад,
Пусть друг друга поздравляют
Все, кто масленице рад!
Воспитатель:
Ребята, а вы рады масленице?
Дети:
Да
Воспитатель:
Почему?
Дети:
Потому, что это праздник прощания с зимой и другие ответы детей
Воспитатель:
Еще его называют «Проводы зимы». Скажите, а какое самое главное лакомство на масленицу?
Дети:
Блины
Воспитатель:
Конечно, блины. Я предлагаю вам сегодня приготовить тесто на блины. Для этого нам понадобится:
Молок (0,5 л),
Яйца (3 шт),
Мука (200 г),
Сахар (1 ст. ложка),
Растительное масло (2 ст. ложки),
Сливочное масло (1 ст. ложка),
Соль (щепотка).
Вместе с детьми мы соединяем яйца, соль, сахар, просеянную муку и немного молока и тщательно перемешиваем до однородной массы. Затем понемногу добавляем молоко, постоянно помешивая тесто, чтобы не было комков. В конце добавляем половину растительного масла, чтобы в процессе жарки блинчики не приставали к сковороде. Тесто по густоте должно получиться, как жидкая сметана.
Воспитатель:
Вот тесто и готово! Ребята, у нас в группе есть сковорода и плита?
Дети:
Нет
Воспитатель:
А можем ли мы сами испечь блинчики?
Дети:
Нет, детям этого делать нельзя, это опасно, можно обжечься!
Воспитатель:
Правильно, а как же нам тогда быть?
Дети:
Мы можем отнести тесто поварам на кухню и попросить их испечь блинчики
Воспитатель:
Хорошо, я отнесу. А пока блинчики пекутся, мы с вами поиграем в традиционную масленичную игру
У Маланьи
Водящий стоит в центре. Все поют песенку:
«У Маланьи, у старушки
Жили в маленькой избушке
Семь дочерей, семь сыновей,
Все без бровей (закрываем брови ладошками).
С такими глазами (здесь и далее Маланья смешно изображает глаза, огромные уши, длинный нос и т.д., а все игроки за ней повторяют эти движения),
С такими ушами, с такими носами,
С такими усами, с такой головой,
С такой бородой…
Ничего не ели, целый день сидели,
На нее (на него) глядели,
Делали вот так… (ведущий делает движение, а все его повторяют)»
Кто лучше всех повторил движение – то становится Маланьей в следующей игре.
Входит повар, заносит готовые блинчики.
Воспитатель:
Вот и блинчики готовы, угощайтесь!
Презентация на тему: Масленица
«Масленица»
Программное содержание:
Образовательные задачи: Дать детям знания о русском народном празднике Масленица. Знакомить детей с историей возникновения и традициями празднования Масленицы — как отмечали этот праздник на Руси, какое значение в этом празднике имело чучело масленицы и блины. Учить понимать народные потешки, заклички.
Развивающие задачи: Развивать познавательный интерес к традициям своего народа. Развивать внимание, память, связную речь, обогащать словарный запас речи.
Воспитательные задачи: Воспитывать чувство патриотизма, развивать интерес и уважительное отношение к русским народным праздникам, традициям и обычаям.
Используемый материал: иллюстрации к празднику Масленица, иллюстрации с изображением народных гуляний; репродукции картин художников – И.Суриков «Взятие снежного городка», Н.Кустодиев «Масленица»,
Б.Кустодиев «Масляничное гуляние», К.Юон «Зима. Ростов Великий», «Весенний солнечный день» С.Михеев «Госпожа чесная масленица». Аудиозапись «Звон колоколов».
Словарная работа: балаган, потеха, скоморох, чучело, тесовый дом, закличка.
Ход занятия:
Беседа о Масленице с показом иллюстраций, репродукций картин художников по данной теме.
Воспитатель: Ребята, посмотрите на картины и расскажите, что вы на них видите. (Ответы детей) .
Почему так люди веселятся, я вам сейчас расскажу.
Масленица - один из самых любимых в народе праздников, рождение которого уходит в глубокую древность. Празднуют его в конце февраля, начале марта.
Масленица имела другое название - проводы зимы. А проводы зимы и встреча весны - всегда праздник. В Масленицу долг каждого человека - помочь прогнать зиму, разбудить природу. Люди, забывали про холода, зимние морозы, про тоску и печаль, и веселились от души.
В этот праздник не скучают,
Все в веселье превращают.
Печь на улице стоит,
Выпекать блины велит.
С маком, творогом, капустой,
Чтобы было очень вкусно,
К самовару подходи –
Ароматный чай бери.
Масленицу назвали так, потому что хозяйки пекли вкусные, масляные блины. Всю неделю положено есть блины. Блины нельзя заменить пирожными или конфетами, потому что блины похожи на солнышко — круглые, золотистые, горячие.
К блинам и оладьям полагалась особая еда: сыр, масло, рыба, творог.
На блины да угощенье звали дорогих гостей. Чем больше гостей, тем больше счастливых дней в году. Масленицу ласково называли объедалой, круглой, румяной, широкой и белой.
Села и города к Масленице преображались: ледяные горки, снежные дворцы и крепости, качели, балаганы для скоморохов, циркачей, площадки для медвежьей потехи и кулачных боев, столы под открытым небом с разнообразными кушаньями и напитками.
Масленицу играли всем миром: взрослые ходили в гости друг к другу, дети забавлялись катанием на санках, все вместе смеялись на представлениях, катались на тройках и, конечно же, объедались блинами.
Физкультминутка
«Малечена-калечина»
Выбирается ведущий. Каждый игрок берет в руки небольшую палочку. Все произносят такие слова и одновременно катают между ладошек палочку.
Малечена-калечина, сколько часов осталось до вечера, до зимнего?
После слов «До зимнего?» ставят палочку на ладонь. Как только поставят палочки, ведущий считает: «Раз, два, три, … десять». Выигрывает тот, кто дольше продержал предмет. Ведущий может давать разные задания: играющие, удерживая палку, должны ходить, приседать, поворачиваться вправо, влево, вокруг себя.
Воспитатель: В масленичную неделю каждый ее день имеет свое название, которое говорит о том, что в этот день полагается делать.
Начинается Масленица в понедельник, который называется
встреча.
С понедельника начинали печь блины. У каждой хозяйки был свой рецепт, который она держала в строгом секрете от соседей.
Праздник открывали дети. Они зазывали и приветствовали Масленицу:
«Масленица, красная краса, русая коса! Приезжай ко мне в тесовый дом душою потешиться, умом повеселиться, речью насладиться…»
После заклички ребята сбегали со снежных горок и радостно кричали: «Приехала Масленица! Приехала Масленица!»
А еще в этот день дети обходили соседей, поздравляли с наступлением Масленицы и просили угощение:
Тин-тин-тинка,
Подай блинка,
Оладышка-прибавышка,
Масляный кусок!
Уж вы не скупитесь,
Масляным кусочком поделитесь!
Подайте широкой Масленице!
Если хозяева подавали мало, дети их дразнили:
Паршивые блины, по аршину длины! -
и убегали.
К первому дню праздника изготовляли из тряпок и соломы чучело Масленицы.
Во вторник -
заигрыши.
С утра молодые люди катались на санках, ели блины. Звали родных и знакомых:
«У нас горы готовы и блины испечены - просим жаловать».
Больше всего любили катание с ледяных горок: кто не скатился с горки, тот обидел Масленицу.
Среда -
лакомки
. В этот день зять приходил «к тёще на блины». Кроме зятя тёща приглашала и других гостей.
Четверг назывался
разгуляем
.
Масленица набирала полную силу. В этот день гуляли с утра до вечера, плясали, водили хороводы, пели частушки.
Чтобы помочь солнцу прогнать зиму, устраивали катание на лошадях «по солнышку» (по часовой стрелке вокруг деревни).
Но главным действом этого дня было взятие снежного городка. Из снега строили городок с башнями и воротами. Мальчишки делились на две группы: конники и пехота. Первая ватага атаковала город, а вторая защищала его.
Пятница -
тещины вечерки
- была гостевым днем. В этот день зятья угощали своих тещ блинами. С почестями тещу и ее родню приглашали к обеду.
Суббота -
золовкины посиделки
.
Молодые невестки приглашали в гости к себе золовок. Новобрачная невестка должна была подарить золовкам подарки.
Последний день Масленицы -
Прощеное Воскресенье
.
В последний день Масленицы сжигают соломенное чучело - символ зимы. Провожают зиму до следующего года.
Все просят друг у друга прощения. Кланяются в ноги. А в ответ слышат знакомое: «Бог простит». Уходит Масленица, а вместе с ней и зима. Весна вступает в свои права.
На санках вывозили соломенную куклу больших размеров. Это Зима. Её устанавливали в центре площади и прощались с ней шутками; песнями, танцами, ругая ее за морозы и зимний холод, и благодарили за веселые зимние забавы.
Ты прощай, прощай,
Наша Масленица.
Ты прощай, прощай,
Наша широкая.
Ты пришла с добром,
Со блинами, пирогами
Да со оладьями.
Мы катаемся с горы
От зари и до зари,
А сегодня, в воскресенье,
Наше кончилось веселье.
Прощай, прощай,
Наша Масленица!
После этого чучело поджигали под веселые возгласы и песни.
А сейчас мы поиграем в русскую народную игру «Гори, гори ясно»
Игра «Гори, гори ясно»
Вопросы к детям.
Почему праздник назывался масленицей? Что готовили хозяйки? Почему пекли блины? Как по-другому называли праздник масленицу? Как люди праздновали этот праздник? (Рассказ 2-3 детей).
Знакомство с весенними закличками.
Воспитатель: Сейчас, ребята, послушайте, какие заклички кричали дети, обращаясь к солнышку:
Красное, разожгись!
С весной красною вернись!
Красно-солнышко,
В дорогу выезжай!
Зимний холод прогоняй!
Солнышко-колоколнышко,
Ты пораньше взойди,
Нас пораньше разбуди:
Нам в поля бежать,
Нам весну встречать!
Обсудить смысл закличек..
Предложить детям несколько раз проговорить их, обращая внимание на интонацию речи, и правильное звукопроизношение.
Сценарий подготовила Воспитатель МДОУ Двуреченский детский сад Общеразвивающего вида Смолянская Екатерина Николаевна
Цель: формирование устойчивого интереса к русским народным праздникам, обрядам, традициям на основе совместной творческой деятельности ребенка с взрослыми.
Задачи:
1. Расширить знания детей о русском народном празднике Масленица: его истории, значении, символах.
2. Воспитывать интерес к русским народным играм, используя заклички, запевки.
3. Активизировать словарный запас детей
4. Формировать умение громко и четко проговаривать пословицы и скороговорки, выразительно читать заученные наизусть стихи.
5. Развивать зрительное и слуховое внимание, память.
6. Воспитывать любовь к родному краю.
Подготовительная работа:
1. Экскурсия детей в созданный в детском саду музей «Русская изба» (экспозиции «Русский быт», «Масленица широкая»)
2. Разучивание с детьми стихов, колядок, пословиц и скороговорок
3. Подготовка костюмов главным героям
Оборудование:
1. для музыкального сопровождения: магнитофон и фонограммы
2. как атрибут для игры «Заря-заряница»: атласная лента,
3. для сервировки столов: два самовара, чайная посуда, скатерти
Действующие лица: Хозяюшка - воспитатель подготовительной группы. Хозяин с хозяйкой. Гости
Хозяюшка: Ой, вы красны девицы и добры молодцы!
Приглашаем всех на Масленицу веселую!
И тихони и проказники будут все у нас на празднике!
Хозяин: Гостей давно мы ждем-поджидаем, Масленицу не начинаем!
Хозяйка:
Удобно ли вам, гости дорогие?
Всем ли видно? Всем ли слышно?
Пусть праздник проходит пышно!
Хозяюшка:
Полно Зимушке зимовать,
Пора матушке Весне наступать.
Масленицу широкую открываем!
И веселье начинаем!
Хозяин:
Хозяюшка милая, а от чего ж то на земле русской така радость то?
Хозяюшка:
Ах, давным-давно, наши с вами предки – древние славяне, праздновали Новый год весной.
А мы с вами знаем поговорку: как встретишь новый год - так его и проведешь.
Поэтому и не скупились Русичи в этот праздник на щедрое застолье и безудержное веселье.
И с тех пор Масленица остается самым веселым праздником.
Недаром в народе называют ее «честной», «обжорной» и даже «разорительницей».
А вы- то сами, гости дорогие, знаете пословицы-поговорки про Масленицу?
(Гости; дети и родители, называют пословицы и поговорки.)
Не житьё-бытьё, а Масленица.
Без блинов не Масленица, без пирогов не именины.
Блин добр не один.
Первый блин комом, второй знакомым.
Первый блин комом, второй - с маслом, а третий с квасом.
Масленица идет блин да мёд несет.
Блинцы, блинчики, блины, как колеса у Весны.
Масленица объедуха, деньгам - приберуха.
Хоть с себя всё заложить, а Масленицу проводить.
Блин не клин, брюхо не расколет.
Не всё коту Масленица, бывает и Великий Пост.
На Масленой повеселись, да блинком угостись.
Хозяюшка: Гости дорогие, расскажем мы вам о том, как же раньше на Руси праздновали Масленицу. Выходите-ка ко мне, мои помощники (выходят дети в народных костюмах)
Дети:
Здравствуй, Масленица!
Дай нам маслица!
Мы блинчиков себе горячих напечем-
Нам метели и морозы нипочем.
Если есть сковорода
Не страшны нам холода,
Потому что блин горячий-
Это лучшая еда!
То не мышь пищит, не мороз трещит,
В сковородке блин за блином шкворчит.
Да с селедочкой, да с икорочкой,
Да по краю с золотистой корочкой.
Вот так Масленица! Дала маслица нам!
Даже в небе появились два блина:
Это Солнце-блин и блин-Луна.
Один блин горячий, другой холодный.
Полезай на небо, если кто голодный!
Приходи народ и с нами съешь блина,
Чтоб на землю поскорей пришла весна.
Ну-ка съешь блина, чтоб пришла весна.
Хозяюшка: Как и любая неделя, Масленица начинается в понедельник.
Кто же нам расскажет о днях Масленичной недели?
(выходят восемь ребят)
Дети:
Много лет тому назад,
В Масленицу б веселился
Целых семь деньков подряд.
В понедельник б - с гор катался,
А во вторник бы играл,
В среду - вкусным объедался.
В четверг город снежный брал.
В пятницу - гостил б у тёщи
Я с красавицей женой.
А в субботу ел блины бы
Вместе с дружною роднёй.
В воскресенье – день «прощённый»,
Я бы всех тогда простил
И, облегчив свою душу,
Я б на площадь б поспешил.
Масленицу там сжигали,
Пели песни и плясали,
Ждали все приход Весны.
Весь народ вновь ел блины.
Жаль чуть-чуть, что не родился
Много лет тому назад,
В Масленицу б веселился
Целых семь деньков подряд.
Понедельник - первый день называется Встреча. В этот день встречают Масленицу, ходят друг к другу в гости. Главная участница гуляний это большая соломенная кукла по имени Масленица. Ее наряжали в платье, ноги обували в лапти. Куклу усаживали в сани и с песнями и плясками возили по улицам.
Второй день – вторник назывался Заигрыш.
В этот день строили ледяные и снежные крепости. Народ катался на санках, на лошадях. Скоморохи пели веселые частушки. Начинались игрища и потехи.
Среда - Лакомка или Сладкоежка. В этот день зятья - наши папы приходили на блины к теще - к маминой маме. В этот день лакомились круглыми, горячими блинами.
Четвертый день масленицы назывался Разгул. Это был самый веселый день масленичной недели. В этот день возили в санях чучело Масленицы, пели задорные песни, танцевали, катались с ледяных гор. Веселье было в самом разгаре.
Пятница называлась Тещины вечерки. Теперь уже зять тещу к себе в гости приглашал и блинами угощал.
Суббота - это золовкины посиделки. Невестка дарила золовкам, сестрам мужа, подарки.
В этот день провожали Зиму, сжигали на костре чучело Масленицы.
Народ окончательно прощался с Зимой.
Последний день Масленицы – прощёное воскресенье, или Проводы.
В этот день заканчивались гулянья. На ледяных горках разводили костры, чтобы лёд растопить, холод остановить. Люди прощения просили, добрые дела творили.
Хозяюшка:
Какой же сегодня день недели? Правильно, Четверг – разгул.
Народ честной, вставай в хоровод большой,
Будем мы в «Зарю» играть, и гостей всех забавлять!
Русская народная игра «Заря – заряница».
Правила игры: Дети встают в круг, руки держат за спиной.
Водящий, Заря ходит за кругом и говорит слова:
Заря-заряница, красная девица
По полю ходила, ключи обронила.
С последним словом водящий осторожно кладет ленту на плечо одному из играющих.
Игрок, заметив это, быстро и оба ребёнка бегут в разные стороны по кругу.
Тот, кто останется без места становится Зарёй.
Игра повторяется. Бегущие не должны пересекать круг, а играющие не должны поворачиваться пока водящий выбирает, кому на плечо положить ленту.
Хозяюшка:
Молодцы! Славно поиграли.
Эх, раз, еще раз, мы поклонимся сейчас!
Начинаем перепляс, постараемся для вас.
Хозяин: Сегодня здесь Весну встречаем,
И с поклоном приглашаем
Всех кто любит веселиться
И смеяться и резвиться
Становитесь в хоровод.
Плясовая сейчас пойдет.
Плясовая «Кадриль»
Хозяюшка:
Всех на масленицу ждем! Встретим масленым блином.
Хозяйка: Угощайтесь, гости дорогие!
Вот и блинчиков пора, ешьте с пылу, с жару!
Все румяны да красивы
А за праздник всем
СПАСИБО!
Угощайтесь на здоровье! Приятного всем аппетита.
Дети и родители проходят в группу, где накрыты столы с блинами.
Каждая семья кратко презентует своё угощение.
Рудный қаласы әкімдігінің КМҚК «№14бөбекжай балабақшасы»
КГКП «Ясли – сад №14 акимата города Рудного»
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе
«В гости к Масленице».
Выполнил: воспитатель первой категории Калужская Л.А.
Цель: Развивать познавательный интерес и способности. Закреплять умение определять количество слогов в словах. Учить определять первый звук в слове и обозначать его буквой. Развивать артикуляционные движения. Учить называть прилагательные, согласовывать их с существительными. Развивать мышление, речь. Воспитывать уважение к русским народным традициям.
Воспитатель: Добрый день, добрый час!
Поиграем мы сейчас? (Да)
К нам сюда скорее просим,
Подходи честной народ.
Фейерверки зажигайте,
Всех нас Масленица ждёт.
Ребята, а вы хотите попасть на Масленицу?
Да, конечно хотим.
Появляется Таша Бала (кукла би-ба-бо).
А куда это вы собрались?
Мы хотим попасть на Масленицу.
А, что такое – Масленица? Я ничего про это не знаю.
Если, ты, Таша Бала, хочешь узнать, что такое Масленица, то можешь пойти с нами, а дети помогут тебе. Правда, ребята?
Воспитатель предлагает рассмотреть репродукции картин о Масленице русских художников: Кустодиева, Сурикова, Юона. Дети рассматривают репродукции картин на экране телевизора. Воспитатель проводит беседу с детьми.
Когда встречают Масленицу?
Как готовятся к Масленице?
Как её зовут-зазывают?
Дети отвечают на вопросы и читают заклички:
Ой, Масленица – кривошейка
Встречаем тебя хорошенько
Сыром, маслом, калачами
И румяным пирогом!
Светит Масленица дорогая,
Наша гостьюшка годовая,
На саночках расписных,
На кониках вороных.
Живёт Масленица семь деньков,
Оставайся, Масленица,
Семь годков.
Как народ отмечает Масленицу?
Сколько дней длится Масленица?
А чем этот праздник отличается от всех остальных?
Дети отвечают на вопросы.
Да на Масленицу пекут блины. А вы хотите знать, почему? А ты, Таша Бала, хочешь узнать?
Тогда нам пора отправляться в дорогу. Только вот на чем мы поедим?
Дети предлагают свои варианты.
Хорошо, отправимся на поезде, но поезд у нас не простой, он поедет только в том случае, если мы правильно выполним задание. Нужно расположить слова так, чтобы в первом вагоне было слово, которое состоит из одного слога, во втором – из двух слогов, в третьем – их трех.
Дети распределяют слова по вагонам.
Молодцы, ребята, вы все правильно определили, сколько в слове слогов. Вот мы и отправились в путь. А вот и первая остановка. Давайте прочтем, как она называется?
- «Встреча»
Как вы думаете, почему наша первая остановка называется «Встреча»?
Каждый день Масленицы имел свое название и свои забавы.
Понедельник - встреча. Делали куклу - Масленицу, наряжали ее, усаживали в сани и везли на горку. Встречали ее песнями. Первыми были дети. Начиная с этого дня, дети каждый день катались с гор.
А мы с вами сейчас выполним такое задание: на столах лежат предметные картинки и шнур-затейник. Вам необходимо определить первый звук, с которой начинается слово, на вашей картинке. Затем шнуром-затейником изобразить букву, которая обозначает этот звук.
Дети выполняют задание, сидя за столом.
Молодцы, ребята, все правильно определили первый звук в названии предмета, изображенного на вашей картинке, и изобразили букву шнуром-затейником. А нам нужно отправляться дальше.
Прочитайте, как называется вторая остановка?
- «Заигрыш».
Как вы думаете, почему наша вторая остановка называется «Заигрыш»?
Вторник - заигрыш. Дети и взрослые ходили от дома к дому, поздравляли с Масленицей. Все ходили, друг к другу в гости, пели песни, шутили. Катались с гор и играли в различные игры. Мы с вами тоже поиграем.
Физминутка
Солнце спит, небо спит.
Даже ветер не шумит
Рано утром солнце встало,
Всем лучи свои послало.
Вдруг поднялся ветерок,
Небо тучей заволок,
И деревья раскачал.
Град по крыше застучал.
Барабанит град по крыше,
Солнце клонится все ниже.
Вот и спряталось за тучи.
Ни один не виден лучик.
Мы отдохнули, поиграли, а теперь отправимся дальше.
А вот и следующая остановка, прочитайте, как она называется.
- «Лакомка»
Как вы думаете, почему наша третья остановка называется «Лакомка»?
В этот день все лакомились блинами и другими масленичными яствами. А мы сейчас выполним артикуляционную гимнастику.
Дети выполняют артикуляционную гимнастику, глядя в зеркало.
«Качели» Язычок – вверх и вниз –
На качели сел Денис.
Вот качели высоко,
Вот качели низко.
До чего же хорошо,
Весело Дениске!
«Горка» Язычок за зубки опускается,
Его кончик к зубкам прижимается.
Спинка сильно-сильно выгибается-
Вот какая горка получается!
«Блинчик» Утром рано мы встаем,
Вкусные блины печем.
Ручейком по сковородке
Тесто растекается…
Посмотри, какой красивый
Блинчик получается.
«Вкусное варенье» Каждый раз по воскресеньям
Мы едим с тобой варенье.
Верхнюю губу вареньем
Мы намажем, а потом
Язычком широким сразу
Мы варенье облизнем.
«Чистим зубки» Мягкой щёткой с утра
Чистит зубки детвора.
Будут зубки сильные,
Белые, красивые!
Хорошо дети все упражнения выполнили правильно. И мы отправляемся дальше.
Как называется следующая остановка?
- «Разгуляй»
Четверг - широкий, разгуляй-четверток. В этот день было больше всего развлечений. Устраивали конские бега, различные соревнования. И мы тоже устроим соревнование, но не простое. Я буду показывать иллюстрацию, а вы будите называть слова, которые обозначают качество этого предмета и отвечают на вопрос «какой?», «какое?», какая?». Кто правильно назовет прилагательное, тот получает фишку.
Солнце – ласковое, теплое, большое, желтое, лучистое.
Блин – вкусный, круглый, масленый.
Зима – холодная, снежная, морозная, красивая, белая.
Дерево – высокое, красивое, зеленое.
Варежки – теплые, шерстяные, красивые, вязанные.
Молодцы, ребята, мы называли слова прилагательные. Кто победил в нашем соревновании? Сосчитайте свои фишки.
Дети считают фишки, определяют, кто победил.
- «Вечерки»
Как вы понимаете слово – вечерки?
Пятница, суббота - вечерки, посиделки. В эти дни встречались родственники вели беседы, угощали друга блинами, водили хороводы.
Дети водят хоровод.
Вот уж зимушка проходит,
Белоснежная проходит.
Лю-лю, лю-лю проходит.
Снег и стужу прочь уводит,
Весну красную приводит.
Лю-лю, лю-лю приводит.
Солнце ласковое светит,
Любят все весну на свете.
Лю-лю, лю-лю на свете.
Вот так и раньше водили хороводы, встречали весну. И нас ждет последняя остановка.
- «Прощенное воскресенье».
Как вы думаете, почему так называется это остановка?
За, что можно просить прощение?
Воскресенье - прощенный день. Это были проводы Масленицы. В поле раскладывали костер из соломы и сжигали куклу с песнями. Пепел разбрасывали пополю, чтобы наследующий год собрать богатый урожай. В прощенное воскресенье ходили друг к другу мириться и просили прощения, если обидели раньше. Говорили: "Прости меня, пожалуйста". "Бог тебя простит", - отвечали на это.
Посмотрите куда мы пришли? Какой-то домик, интересно кто же здесь живет? Я думаю, что мы сейчас узнаем, почему на Масленицу пекут блины.
Дети показывают кукольный театр «Как Блиночек помог Весне».
В конце сказки, дети выносят блины и всех угощают.
Просмотр презентации «Масленица» под задорную музыку.
Таша Бала благодарит детей за интересные игры, говорит, что узнал много нового, прощается и уходит.
Что нового узнали сегодня?
А, что вы расскажите дома родителям?
Что вы чувствовали, когда смотрели сказку про Блиночка?
Молодцы, ребята, я сегодня увидела, как вы много знаете о Масленице.
Приложение:
Кукольный театр «Как Блиночек помог Весне».
Действующие лица: воспитатель, Баба-Яга, Блиночек, Весна.
Выходит, Весна и плачет.
Вот и все, ребята. Не будет в этом году весны, не распустятся на деревьях листочки, не появятся красивые цветочки. Птицы не прилетят, не проснутся от зимней спячки звери.
Воспитатель:
Не плачь Весна! Лучше скажи, что случилось, почему ты в этом году не придешь к нам?
Украла Баба-Яга красное солнышко! Как теперь снег будет таять? Как теперь земля будет греться? Если солнышко не вернется на небо, тогда Зимушка-зима будет вечно на земле править холода останутся навсегда.
Выходит, Баба-Яга, обмахивается веером, как будто ей жарка.
Баба-Яга:
Фу-ух, хорошо то как!
Воспитатель:
А ну, Баба-Яга! Куда спрятала солнце? Отдавай обратно!
Баба-Яга:
Чего раскричалась то, не отдам я вам солнце, оно мне нужнее!
Не может быть! Почему именно ТЕБЕ?! Да зачем оно тебе?
Баба-Яга:
Я решила слетать отдохнуть в тёплые края, да ступа моя сломалась вот я и подумала, что раз я не могу лететь загорать в теплые края, пусть тепло само ко мне придет! Теперь у меня в избушке настоящее лето! Эх только моря не хватает!
А как же дети?
Баба-Яга:
А что дети? Детям вон и зимой не нормально: они на снежной горе катаются, на санках, на лыжах, на коньках, да в снежки играют.
Нужно детям и тепло и весна. Ведь если не будет весны, не будет и лета. Верни солнышко!
Баба-Яга:
Еще чего захотели, не верну. (уходит).
Весна плачет еще сильнее, тут выходит Блиночек.
Весна и воспитатель вместе:
А ты кто такой?
Блиночек:
Я блин, Блиночек! Я пришел, помочь вам!
Но как ты нам поможешь?
Блиночек:
Посмотрите на меня!
На солнышко похож же я!
Такой же круглый и румяный,
Мешен на масле со сметаной!
Солнышко на время заменю.
Свет, тепло на мир пролью!
И будет вам весна, веселье,
И хорошее будет настроение!
Ура!!! Блиночек, мой спаситель. Как хорошо, что ты появился! И теперь каждый раз с моим приходом, пусть все пекут блины и кушают их и угощают всех! А праздник проводов зимы и встречи весны будет называться Масленицей.
Блиночек и Весна берутся за руки и уходят.