В ходе истории понимание теории и практики воспитания претерпело существенные изменения. Начинали исследовать феномен воспитания, прежде всего с позиций социальной функции, порой даже отождествляли с социализацией, что неправомерно.
Сегодня воспитание понимают как:
- * передачу социального опыта и мировой культуры;
- * воспитательное воздействие на человека, группу людей или коллектив (прямое и косвенное, опосредованное);
- * организацию образа жизни и деятельности воспитанника;
- * воспитательное взаимодействие воспитателя и воспитанника;
- * создание условий для развития личности воспитанника, то есть оказание ему помощи и поддержки в случае семейных проблем, трудностей в учебе, общении или профессиональной деятельности.
Разные подходы к определению сущности воспитания подчеркивают практическую сложность и многогранность этого явления.
В целом воспитание представляет собой воспитательный акт, основными составляющими которого являются воспитатель (группа воспитателей) и воспитанник (группа воспитанников), вышеозначенный процесс и условия его протекания .
Историческая и мировая практика показывают, что главная цель воспитания определяется как формирование всесторонне и гармонично развитого человека, подготовленного к самостоятельной жизни и деятельности в современном обществе, способного разделять и приумножать ценности последнего в будущем.
В целях гармоничного и всестороннего развития человека осуществляют умственное, нравственное, трудовое, эстетическое, физическое, правовое, гражданское, экономическое, экологическое воспитание.
В качестве его результатов выступают личностные новообразования, связанные с осознанием и изменением системы мировоззрения, ценностных отношений, позволяющих выбирать образ жизни и стратегию поведения, ориентироваться в языке современной культуры. То есть в человеческом и социальном пространстве «добра-зла», «истины-лжи», «прекрасного - безобразного», «честности-беспринципности», «любви-ненависти», «дружбы-предательства», «прав и обязанностей» всегда оставаться человеком .
Сущность воспитания заключается в таком взаимодействии, что воспитатель намеренно стремится повлиять на воспитуемого: «чем человек как человек может и должен быть» (К. Д. Ушинский). То есть воспитание является одним из видов деятельности по преобразованию человека или группы людей
Семейное воспитание -- это организация жизнедеятельности ребенка в условиях семьи. Именно семья в течение первых шести-семи лет жизни ребенка формирует основы будущей личности. Семейное воспитание продуктивно, если оно осуществляется в атмосфере любви, взаимного понимания и уважения. Значительную роль здесь также играет профессиональная самореализация и материальное благополучие родителей, создающие условия для нормального развития ребенка.
Воспитание ребенка предполагает включение его в ряд обычных домашних обязанностей (уборка своей постели, комнаты), постепенное усложнение заданий и видов деятельности (спорт, музыка, чтение, работа в саду). Поскольку у ребенка в этом возрасте имитация (непосредственное воспроизведение действий, слов и поступков окружающих людей) выступает в качестве одного из основных способов познания мира, постольку желательно ограничить внешние отрицательные влияния
Цели воспитания -- это ожидаемые изменения в человеке (или группе людей), осуществленные под воздействием специально подготовленных и планомерно проведенных воспитательных акций и действий. Процесс формулировки таких целей, как правило, аккумулирует гуманистическое отношение воспитателя (группы или всего общества) к личности воспитуемого.
В качестве критериев оценки воспитанности человека принимают:
- * «добро» как поведение на благо другого человека (группы, коллектива, общества в целом);
- * «истину» как руководство при оценке действий и поступков;
- * «красоту» во всех формах ее проявления и созидания.
Мера воспитанности человека определяется следующими критериями: широтой и высотой восхождения человека к вышеозначенным ценностям; степенью ориентации в правилах, нормах, идеалах и ценностях общества и мерой руководства ими в поступках и действиях, а также уровнем приобретенных на их основе личностных качеств.
О воспитанности человека можно судить по многочисленным показателям: по облику, речи, манере поведения в целом и характерным отдельным поступкам, по ценностным ориентациям, по отношению к деятельности и стилю общения
Человек как личность начинает формироваться в семье. Семью можно считать колыбелью личности. В процессе близких взаимоотношений с матерью, отцом, бабушками, дедушками и другими родственниками ребенка, с первых дней жизни формируется структура его личности. Он входит в мир своих родных, перенимает нормы их поведения. Роль родителей заключается не только в широко понимаемой заботе о детях, но и формировании его мыслей, чувств, стремлений, воспитанием собственного «Я». От мужской роли отца для детей обычно ждут энергичность, силу, смелость, ответственность за принятие решений, наблюдение за соблюдением социальных норм, материального обеспечения всей семьи. От женской роли матери зависит воспитание детей сердечности, ласки, снисходительности, доброты .
Семья - это самая первая и самая эффективная среда социализации детей, восприятия народных традиций, нравственных ценностей, отношения к труду, к людям, к природе. По существу до поступления в школу семья для ребенка - его основной «университет». Лев Толстой утверждал, что к пяти годам он узнал о мире столько, сколько не постиг за всю оставшуюся жизнь. Может быть, есть в этом и преувеличение, но в сущности писатель прав. Основные привычки, нравственные ориентации ребенка, его коммуникативная культура и многие черты характера формируются, по утверждению психологов, к пяти - семи годам. Потом уже начинается перевоспитание .
Семья для ребенка является одновременно и средой обитания, и воспитательной средой. Влияние семьи, особенно в начальный период жизни ребенка, намного превышает другие воспитательные воздействия .
В семье дети получают опыт реальной жизни во всех ее проявлениях. Образцы семейного поведения формируют то или иное отношение к окружающему миру, окружающим людям. .
Семья прививает человеку основные и самые прочные черты социального иммунитета против всех пороков человечества: зла, лжи, коварства, зависти, неуважения к окружающим. Конечно, если речь идет о благополучной семье, которая способствует нравственному совершенствованию ребенка, налагает на него определенные обязанности, приучающие к последовательности в поступках, порядку и труду, ответственности за свое поведение .
В своей книге «О воспитании» А.С. Макаренко писал: «наши дети - это наша старость. Правильное воспитание- это наша счастливая старость, плохое воспитание - это будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной. Родители, должны помнить о великой важности этого дела, о большой ответственности за него». Семейное воспитание играет важную роль в формировании и развитии личности ребенка .
Первые чувства гражданственности у ребенка формируются в семье. И здесь первоначальную роль играет пример родителей, их отношение к людям, к труду, общественным обязанностям .
Становление личности ребенка находится в тесной связи со сферами жизни семьи: организацией ее быта, эмоционально-нравственной атмосферой, стилем взаимоотношений взрослых, их социальной зрелостью, существующими семейными традициями. Вся жизнь взрослых - пример для ребенка. От семейного микроклимата во многом зависит эффективность педагогических воздействий: ребенок более податлив воспитательным влиянием, если растет в атмосфере дружбы, доверия, взаимных симпатий. .
В семейной жизни складываются социально-биологические, хозяйственно-бытовые, нравственно-правовые, психологические и эстетические отношения. Каждая из этих сфер внутрисемейной жизни играет важную социализирующую роль. В семье ребенок получает первые трудовые навыки, когда участвует в самообслуживании, оказывает помощь старшим в домашнем хозяйстве, делает школьные уроки, играет, помогает организовать досуг и развлечения; учится потреблению различных материальных и духовных благ. В семье развивается умение ценить и уважать труд других людей: родителей, родственников; происходит воспитание будущего семьянина .
Семья влияет на формирование психологического пола ребенка. Впервые три года жизни это влияние определяющее, ибо именно в семье идет необратимый процесс половой типизации, благодаря которому ребенок усваивает атрибуты приписываемого ему пола: набор личностных характеристик, особенности эмоциональных реакций, различные установки, вкусы, поведенческие образцы, связанные с маскулинностью (мужскими свойствами) или фемининностью (женскими свойствами). Существенную роль в этом процессе семья продолжает играть и на последующих возрастных этапах, помогая или мешая формированию психологического пола подростка, юноши .
Семейное воспитание (воспитание детей в семье) - общее название для процессов взаимодействия родителей с детьми с целью достижения желаемого уровня развития, обучения и воспитания детей. Общественное, семейное и школьное виды воспитания осуществляются в неразрывном единстве. Семья для ребенка является одновременно и средой обитания, и воспитательной средой. Влияние семьи особенно значимо в начальный период жизни ребенка и намного превышает все другие воспитательные воздействия. По данным исследований, семья в этом опережает и школу, и средства массовой информации, влияние улицы, друзей, литературы и искусства. Это позволило педагогам вывести зависимость: успешность формирования личности обусловливается, прежде всего, семьей. Чем лучше семья, и чем лучше влияет она на воспитание, тем выше результаты физического, нравственного, трудового воспитания личности. За редким исключением постоянно подтверждается зависимость, какая семья, такой и выросший в ней человек.
Влияние семьи на ребенка сильнее всех других воспитательных воздействий. С возрастом оно ослабевает, но никогда не утрачивается полностью;
В семье формируются те качества, которые нигде, кроме как в семье сформированы быть не могут;
Семья осуществляет социализацию личности, является концентрированным выражением ее усилий по физическому, моральному и трудовому воспитанию. Из семьи выходят члены общества, какая семья - такое общество.
Семья обеспечивает преемственность традиций;
Важнейшей социальной функцией семьи является воспитание гражданина, патриота, будущего семьянина, законопослушного члена общества;
Существенное влияние оказывает семья на выбор профессии.
Потенциал (в пер. с лат. potentia – сила) – источники, возможности, средства, запасы, которые могут быть использованы для решения какой-либо задачи, достижения определенной цели; возможности определенного лица, общества, государства в определенной области. Сделана попытка дать определение и качественный анализ понятия «воспитательный потенциал семьи». Различные авторы по-разному определяют данное понятие. Воспитательный потенциал семьи – это круг факторов и условий, способствующих всестороннему развитию детей; это семейная микросреда, образ жизни семьи, а также возможности семьи в сфере духовно-практической деятельности родителей, направленной на формирование у детей определенных качеств. Потенциал семьи: это осознание методов и средств педагогического воздействия, нравственные идеалы и потребности, духовно-практическая деятельность родителей, направленная на всестороннее, гармоническое развитие личности ребенка. При оценке воспитательного потенциала семьи необходимо выделить показатели и критерии. В педагогической науке уже были предприняты попытки дать оценку воспитательным возможностям семьи, оценить ее воспитательный потенциал. Выбирались различные параметры, которые позволили бы примерно оценить уровень воспитательного потенциала. Воспитательный потенциал семьи имеет сложную структуру и представляет собой единство эмоционального, интеллектуального, действенно-практического компонентов.
Критерии Эмоционального компонента:
· Благоприятный морально-психологический климат в семье.
· Наличие взаимопонимания между родителями, единство взглядов родителей на цели и задачи воспитания.
· Наличие взаимопонимания между родителями и детьми.
· Достаточно благоприятный морально-психологический климат, но случаются конфликтные ситуации.
Критерии Интеллектуального компонента:
· Знания по педагогике и психологии.
· Знание возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.
· Умение определять цели воспитания.
· Умение решать конфликтные ситуации.
· Осознание целей воспитания и стремление их достичь, используя различные методы и средства воспитания.
Критерии Действенно-практического компонента:
· Посещение родительских лекториев и собраний в школе.
· Консультации у специалистов: психологов, социальных педагогов и других, которые занимаются вопросами семьи и семейного воспитания.
· Педагогическое самообразование родителей.
· Пример трудовой и общественной деятельности родителей.
ЛЕСГАФТ ПЕТР ФРАНЦЕВИЧ (1837—1909), педагог, врач, общественный деятель. Россия
.
Окончил медико-хирургическую академию в Петербурге (1861), сначала работал в ней, а с 1868 г. — руководил кафедрой в Казанском университете. ЛЕСГАФТ — педагог-демократ, протестовал против произвола царизма в просвещении, много сделал для развития в России женского образования, выступал за свободу науки и прав ученого. За свою общественную деятельность подвергался репрессиям: запрещались его публичные лекции, в 1871 г. был уволен из профессоров Казанского университета, позже выслан из Петербурга, десятилетиями находился под надзором полиции. В 1893 г. ЛЕСГАФТ организует биологическую лабораторию и первые в России «Курсы воспитательниц и руководительниц физического воспитания», которые подготовили много женщин педагогов («лесгафтичек»). В 1905 г. открыл Высшую вольную школу с курсами для рабочих.
ЛЕСГАФТ стал признанным автором научной системы физического воспитания.
Определил важнейший принцип физического воспитания — его единство с умственным, нравственным, эстетическим. Необходимо развивать у человека умение владеть своим телом, что достигается по ЛЕСГАФТУ, естественными движениями.
Такое название означает, что эти движения соответствуют особенностям каждой группы мышц и вызывают действия всех мышечных групп организма (природосообразность): бег, гимнастические упражнения без перенапряжения и др. Исключаются движения, которые противопоказаны природе той или иной группе мышц. Важно, чтобы все физические движения были не подражательными, а осознанными. Особую роль в системе естественных движений ЛЕСГАФТ отводил подвижным играм. Он ценил их за многосторонность, так как в них есть физические упражнения для различных групп мышц, они формируют характер, содействуют нравственному и умственному развитию.
Интересна и теория семейного воспитания,
предложенная ЛЕСГАФТОМ. Она насыщена любовью и уважением к ребенку. Истинная забота о нем требует изучения его психических и физических особенностей.
ЛЕСГАФТ талантливо восполнил пробелы в отечественной педагогике, связанные с вопросами физического и семейного воспитания. Оправдалось и предвидение Ушинского, что серьезная разработка теории физического развития может быть сделано ученым — врачом и педагогом. ЛЕСГАФТ снискал уважение современников за свою подвижническую общественную деятельность в области просвещения. Его имя почитаемо и сегодня, а труды широко используются при подготовке спортсменов и специалистов по физическому воспитанию.
Семейное воспитание ребенка и его значение
Введение
Самое существенное требование, какое необходимо предъявить воспитателю и учителю, берущему на себя обязанность руководить ребенком, вступающим в школу, — это чтобы он понимал ребенка, его психические отправления, а равно и его индивидуальные свойства, так как, не зная условий психического развития ребенка, воспитатель может ежеминутно стать в тупик перед проявлением той или другой черты нрава воспитанника, не сумеет найти основной причины данного поступка и упустит из виду тесную связь индивидуальных особенностей ребенка с его дошкольной обстановкой и семейной дисциплиной.
Не менее необходимо для каждого воспитателя отдавать себе ясный отчет во всех требованиях, которые ставят ребенку в стенах школы, и строго следить за тем влиянием, какое оказывает на ребенка школьный порядок. Сплошь и рядом приходится наблюдать, что как родители в семье, так и воспитатели в школе воздействуют на ребенка, совершенно не отдавая себе отчета, почему именно следует применять к нему те или другие воспитательные меры; а ведь подобное бессознательное руководство личностью ребенка никогда не проходит без серьезных последствий и отзывается иногда на всей его последующей жизни.
Большинство воспитателей в случае неудачи своих педагогических мероприятий охотно сваливают все на пресловутую «наследственность», на «прирожденную испорченность» детской натуры
или же в утешение себе и другим ссылаются на какие-то неуловимые влияния, которых будто бы нельзя ни предусмотреть, ни избежать.
Привыкнув в обыденной жизни к очень поспешным заключениям, когда приходится указывать причину того или другого поступка взрослого человека, обыкновенно ограничиваются только обвинениями и порицаниями также и тогда, когда спрашивают: где искать причины дурных привычек или безнравственных поступков ребенка, едва достигшего школьного возраста?
Однако эти обвинения и порицания ровно ничего не уясняют, а только доказывают, что педагог не желает взять на себя труд выяснить те психические мотивы, которые составляют подкладку каждого человеческого поступка. Вследствие недостатка внимания, а главное вследствие незнания, обыкновенно спешат допустить существование врожденных
дурных наклонностей, красноречиво толкуют о «неисправимо испорченных» детях, точно эта испорченность явилась сама по себе и за нее ответствен сам ребенок! Влияние руководства взрослых как-то всегда остается в тени; и верить не хотят, что «испорченность» ребенка школьного или дошкольного возраста есть результат системы воспитания, за которую расплачивается все-таки один воспитанник. В громадном большинстве случаев не прирожденная тупость (нравственная или умственная) ребенка, а педагогические ошибки подготовляют ребенку горькую будущность, оставляя на его личных проявлениях и привычках неизгладимые следы нравственной порчи и умственного бессилия.
Кому не известно, что все дело воспитания (и в семье, и в школе) зачастую сводится к тому, что ребенка нужно учить,
причем под словом «учить» нередко подразумевают: взыскать, наказать, пригрозить
и т. д. Да иначе и быть не может, пока будут поступать совершенно слепо, по рутине, не отдавая себе отчета в каждом шаге; если не «познать себя», не приучиться связывать причину со следствием, то рутинные педагогические приемы принудительного характера по-прежнему будут царить в стенах школы, как и в семейном быту.
В настоящем этюде представлены главные типы детей, которые приходится наблюдать при появлении их в школе, и по возможности выяснена связь, существующая между наблюдаемыми типичными проявлениями и условиями, при которых дети развиваются в семье. Результаты приводимых наблюдений еще очень неполны, и если они представлены в виде антропологического этюда, то только для того, чтобы вызвать дальнейшие наблюдения и проверки и, таким образом, общими усилиями выяснить развитие и значение типов, встречаемых в школе и в семье. (...)
Школьные типы (Антропологический этюд)
Лесгафт П.Ф. Избранные педагогические сочинения. — М., 1988.— С. 18—19, 24—114,137—138.
СЕМЕЙНАЯ ЖИЗНЬ РЕБЕНКА
Семейная жизнь ребенка занимает семь первых лет после рождения его на свет. Этот отдел в жизни ребенка можно подразделить на следующие периоды: 1) Первый год после рождения на свет до конца первого года; в это время ребенок из лежачего положения переходит в сидячее, а затем становится и начинает сам ходить; с седьмого месяца у него являются зубы, он начинает различать окружающих и под конец этого периода начинает произносить первые артикулированные звуки, т. е, он начинает разъединять то, что извне на него действует. 2) От конца первого года до начала третьего года; во время этого периода выходят все молочные зубы, ребенок свободно передвигается и ясно артикулирует звуки своей речи. Он выделяет себя из окружающей среды и называет себя в первом лице «я», т. е. он начинает сравнивать разъединенные им ощущения. 3) От начала третьего года до конца пятого года ребенок все повторяет; он сам подмечает, повторяет, называет и справляется о верности и значении произносимых им слов, т. е. он усваивает себе условность появившихся у него ощущений и связывает их со словами своей речи. 4) От пятого до конца седьмого года, в это время ребенок наблюдает, повторяет, рассуждает, т. е. старается рассуждением выяснить себе значение наблюдаемых им действий и явлений, а также соотношение людей между собой. Во время семейного периода жизни ребенка складывается его тип, усваиваются им обычаи и привычки данной местности и семьи, и поэтому этот период имеет большое влияние на жизнь человека и оставляет почти неизгладимый след на всем его будущем существовании. Цель воспитания - содействовать развитию человека, отличающегося своей мудростью, самостоятельностью, художественной производительностью и любовью. Необходимо помнить, что нельзя ребенка сделать человеком, а можно только этому содействовать и не мешать, чтобы он сам в себе выработал человека. Необходимо, чтобы он выработал идейного человека и стремился бы в жизни руководиться этим идеалом.
Главные основания, которых необходимо держаться при воспитании ребенка во время семейной его жизни: 1) чистота, 2) последовательность в отношении слова и дела при обращении с ребенком, 3) отсутствие произвола в действиях воспитателя или обусловленность этих действий и 4) признание личности ребенка постоянным обращением с ним, как с человеком, и полным признанием за ним права личной неприкосновенности.
Цель всякого воспитания - содействовать развитию разумного человека, который был бы в состоянии соединять опыт прошедшей жизни с настоящей жизнью и быть в состоянии предвидеть последствия своих действий и отношений к другому лицу, выяснять себе причинную связь наблюдаемых им явлений и творчески предсказывать и проявляться, в чем именно и выражается человеческая мудрость. Понятно, что такие проявления могут быть только в том случае, когда человек в состоянии сам выработать свою мысль и сам ее применять. Необходимо также, чтобы эти проявления, как и вообще все действия человека, были настолько целесообразны и быстры, а вместе с этим просты и точны, что давали бы возможность увеличивать производительность лица и доводить ее до художественного изящества.
Мудрость человека должна доказать ему узость личной жизни и указать на значение общественного проявления, чтобы подсказать ему его долг содействовать совершенствованию общества, в котором он находится; точно так же его идейность должна содействовать возможности идеализировать общество, ближнего и даже дело, которым человек занят, и этим проявлять свою любовь, так как истинная любовь требует непременно идеализации того, к чему она относится. Поэтому мудрость и любовь, как исключительно человеческие проявления и возможные только при наличности образования, должны составлять главную цель воспитания.
Необходимы, однако же, определенные условия для достижения приведенной цели. Требуется большая степень энергии в проявлении существа; такая живая энергия возможна, однако же, только при благоприятных условиях зачатия и утробной жизни, а также и семейной жизни, которая поддерживала бы такую энергию и ни в каком случае не понижала и не ослабляла ее.
1. Чистота требуется как необходимое условие правильного питания, а также как необходимое средство для предохранения от всякого заражения. Ранее уже было сказано о чистоте тела матери во время беременности и о влиянии ее на обмен и питание организма. Нечистоплотность грудей, сосков уже может вызвать у ребенка молочницу (Soor), точно так же как нечистоплотность половых органов, в особенности во время родов, может вызвать воспаление глаз новорожденного (ophtalmia neonatorum), которое является причиной слепоты у одной трети всех слепых.
Кожа новорожденного тонкая, мягкая, красная вследствие тонкости слоя, прикрывающего сосуды; она прикрыта смазкой (vernix caseosa), состоящей из покрышечных элементов, жира и пушка. На 4-й или 5-й день, и не позже 2 недель, поверхность кожи начинает шелушиться; вместе с этим выпадает пушок на всей поверхности кожи, а также и волосы на голове. Все это указывает на то, какое большое значение для обмена и питания имеет такая нежная, тонкая и большая поверхность, которая у новорожденного относительно больше, чем у взрослого. Частые выделения мочи, также содержимого кишечного канала, образование более глубоких паховых складок, а также подколенных и подкрыльцовых впадин - все это требует возможно большей чистоты и удаления продуктов распадения. Иначе эта нечистота раздражает кожу и вызывает зуд и различные накожные болезни, которые очень беспокоят младенца и не дают ему спать и восстанавливать во время сна большие потери, происходящие в нем. В помещении, где находится младенец, ни в каком случае нельзя держать снимаемого с него грязного белья, все кругом должно быть чисто и бело, нигде не должно быть даже пятна и ни в каком случае нельзя допустить здесь того специфического запаха, по которому обыкновенно издали можно узнать присутствие детской.
Все так называемые детские заразные болезни, как корь, скарлатина, коклюш, оспа, дифтерит и т. д., являются только последствием неопрятности и при абсолютной чистоте были бы совершенно немыслимы. Когда ребенок умирает от такой болезни, то вина падает непременно на окружающих, которые, оплакивая ребенка, собственно оплакивают свою нечистоплотность.
Большая смертность детей семейного периода всегда больше всего бывает там, где распущенность нравов и неопрятность всего сильнее развиты (...)
2. Отсутствие произвола в действиях воспитателя или обусловленность его действий является существенным требованием при воспитании человека. Во время семейной жизни ребенок повторением действий окружающих слагает свои привычки и обычаи. То, чему ребенок сам подвергается в это время, непременно отразится впоследствии в его действиях по отношению к другим. Всякое произвольное действие имеет характер случайности и производится под влиянием чувства и поэтому обыкновенно резко и даже грубо. Чтобы действовать с большим сознанием, необходимо обсуждать и выяснять подмечаемое, приводя по возможности в причинную связь поставленное требование и то, что его вызвало.
Обыкновенно говорят, что ребенок должен слушаться и исполнять, рассуждать он будет после. Здесь, однако же, имеет значение такое психологическое положение: смотря по тому, как мы приучаемся действовать впервые, так будем действовать и впоследствии. Как все изучаемое усваивается только упражнением, так и умение рассуждать усваивается также только постепенно. Без рассуждения невозможно отвлеченное мышление, а без отвлеченного мышления невозможны волевые отправления человека. Поэтому необходимо приучить ребенка рассуждать в семейный период его жизни. Во время посещений городских училищ в Лейпциге я присутствовал при уроке одного молодого учителя; он постоянно бил своих учеников то по лицу, то куда попало небольшой тростью, которая была у него приготовлена для этой цели. Когда я вечером встретил этого учителя и спросил его, находил ли он полезными и даже возможными телесные наказания в школе, он твердо ответил, что без них можно хорошо обойтись. На мой вопрос, почему же он их применяет, он откровенно ответил: «Так скорее». Скорость эта, однако же, обыкновенно связана с произволом, со случайным грубым действием, не соответствующим причине, вызвавшей его, v поэтому часто совершенно несправедливым и оскорбляющим личность ребенка. Напротив того, необходимо приучить ребенка к тому, чтобы он отдавал себе отчет в своих действиях, чтобы постоянно задумывался над тем, что делает, и чтобы постоянно следил и выяснял себе основание своих действий; только в таком случае он в состоянии развить в себе человека. Для этого необходимы соответственные же действия со стороны окружающих.
Необходимо отличать желание ребенка выяснить вопрос, который у него является, от простой болтливости и постоянных его вопросов, которые он сам в состоянии уже разрешить; такая болтливость ребенка очень не выгодна, это не будет рассуждение над явлениями, подмечаемыми самим ребенком, а только случайное произношение слов и малосознательное и даже поверхностное отношение к делу. Такой болтливости никогда не следует поддерживать у ребенка. Причина такого явления обыкновенно пустая болтовня взрослых и неумение обращаться и говорить с ребенком. В деятельной и рабочей среде, где постоянно все заняты, и ребенок занят, нет времени для пустой болтовни. Только когда ближайший ребенку человек освобождается от работы, он обращается к нему для выяснения своих сомнений и получает краткий и простой ответ. Соответственно с этим и ребенок ставит свои вопросы, о которых первоначально сам подумает, и потом уже обращается для проверки или для выяснения их к окружающим. Не следует только отталкивать ребенка, зря гонять и относиться случайно, под влиянием минуты, то очень ласково, то сурово, совершенно произвольно, как придется, никогда не выясняя основания своих действий. В последнем случае, понятно, и ребенок также повторит воспринятое им и никогда не приучится рассуждать над тем, что делает и чем занимается.
3. Последовательность в отношении слова к делу при обращении с ребенком составляет очень существенное требование при семейном его воспитании. Необходимо помнить, что ребенок является на свет только с известной степенью энергии организма. Органы активной его деятельности только намечены и далеко еще не развиты, они должны постепенно развиваться по мере их возбуждения к работе. Проявления ребенка первоначально исключительно имитационные; вместе с этим он при посредстве своих вопросов узнает условное значение произносимых им звуков, а также условность тех ощущений, которые у него являются и при посредстве которых он приучается отличать влияние на него внешнего мира и то, что происходит в его собственном организме. Из них у ребенка слагаются представления, разъединением и сравнением которых он уже вырабатывает себе критерий для своих действий. Если ребенок подмечает, что никакой последовательности у взрослых нет, то он не в состоянии усвоить себе этого критерия, его действия будут случайны, шатки, никаким серьезным основанием не будут руководимы и направляемы. Если ребенку говорят о чем-либо, как об уже исполненном, а он на деле видит, что это не так, что это не исполнено, то он предполагает, что можно сказать одно, а сделать другое, не соответствующее слову. Если в присутствии ребенка потребовать, чтобы пришедшему сказали, что нас нет дома, то он первоначально изумленно посмотрит и сейчас же выскажет свое сомнение. Заявление о том, что это не его дело, чтобы он молчал и не рассуждал, ему дела не объясняет, он только сбит с толку и полагает, что может поступать как придется или как захочет. При таких условиях ребенок не усваивает себе критерия правды, у него нет оснований для нравственных его проявлений, он будет руководствоваться только своим ощущением, то, что ему приятно, он будет делать, что неприятно - он будет избегать, т. е. будет руководствоваться тем, чем руководствуется каждое животное. Ребенок, таким образом, будет сбит в основаниях нравственных проявлений человека.
Правдивость не дана человеку готовой, она должна быть приобретена и усваивается первоначально только наблюдением над жизнью окружающих, так же как и речь ребенка. Можно говорить с ребенком, приспособляясь и повторяя те неправильные и малоартикулированные звуки, которые он произносит, тогда он долго не научится говорить правильно, и даже некоторая неправильность в произношении может у него остаться на всю жизнь. Все это заставляет взрослого быть очень последовательным во всех своих действиях, за которыми ребенок постоянно следит, усваивает и соответственно этому действует. Правдивость ребенка складывается только из правдивости среды, его окружающей, или, по крайней мере, того человека, к которому ребенок всего более привязан и который к нему всего проще относится. Стоит только отталкивать ребенка, если он высказывает? подмеченные им явления, и не обращать его внимания на последовательность в действиях, которые у него замечаются, чтобы он стал говорить неправду, что легко войдет у него в привычку, от которой потом он не скоро отделается. Необходимо твердо помнить, что на ребенка главным образом влияет дело, а не слово; он настолько реален, что все у него слагается под влиянием поступков, которые видит. Повторяя то, что на деле он кругом себя замечает, он из этого вырабатывает свои привычки и обычаи; под влиянием этого слагается его тип. Все это указывает на то, насколько существенна для ребенка последовательность и правдивость взрослых, в среде которых он живет во время семейного периода своей жизни.
4. Признание личности ребенка с самого начала его сознательной жизни тоже очень существенно, а на это обращают обыкновенно слишком мало внимания при воспитании. Обыкновенно родители полагают, что ребенок - их достояние, их собственность, с которой они могут поступать совершенно безотчетно, как с вещью. Только в том случае они склоняются признать за молодым человеком его личную неприкосновенность, когда он в состоянии жить своим трудом. Но такое отношение к ребенку совершенно неправильно и ничего подобного допустить нельзя, раз только родители обязаны содействовать развитию человека. Обязанность эта истекает из их прошедшего, они в свое время пользовались тем же, поэтому отдают только свой нравственный долг своему потомству. Чем более человек образован, чем более владеет собой, тем с большей любовью он будет относиться к ребенку, идеализируя в нем человека. С образом человека непременно связано признание его личности и его неприкосновенности, но к этому человек приучается опять же только в молодости; как к нему относились и какое отношение он видел к другим, так и он будет относиться к окружающим. С образованием отношение к людям становится, несомненно, более внимательным, но наибольший след оставляет все же то, что усвоено во время семейного периода развития ребенка. Нужно видеть ребенка, которого никогда никто не оскорблял и не касался его личности, чтобы убедиться в том, насколько он чутко относится к людям и как близко он принимает всякое наносимое оскорбление. Такой ребенок всегда очень впечатлителен и более способен к образованию. Это совершенно понятно: к нему всегда относились с полным вниманием, он не знал никаких оскорблений и связанного с ними угнетения, он сохранил такую энергию, при которой должен быть очень впечатлительным ко всему, что на него влияет или возбуждает, он, следовательно, очень наблюдателен, а при посредстве наблюдательности он набирает легко жизненный опыт.
Обыкновенно, по принятому обычаю, на ребенка смотрят как на куклу, существующую для потехи взрослых. Только что младенец явится на свет, акушерка хлопает его по ягодицам, чтобы он сильно вздохнул; его затягивают свивальником, чтобы взрослым было удобно его носить; его сажают и носят на руках, потому что это взрослых потешает; его целуют, причем взрослые раздражают себя; словом, производят с младенцем ряд действий, утешающих или удобных взрослым и, несомненно, вредных для младенца. Всего этого делать не следует и нельзя допустить без вреда для ребенка. Ударом вызывать у новорожденного усиление дыхательных движений нет никакой нужды, он и так будет двигаться под влиянием новой среды, в которую явился, причем произведет и дыхательные движения; если же эти движения недостаточно сильны, то существует достаточно мер, чтобы возбудить его к усиленной деятельности без этих привычных ударов акушерки. Затягивать ребенка, носить, сажать или качать его положительно не следует, ничего другого, кроме вреда, этим ребенку не приносят; все это препятствует его развитию (стягивание), раздражает и тревожит его (ношение) и приучает его к прибавочному раздражителю (качание), без которого ребенок потом кричит. Матери нужно, чтобы ребенок скорее сидел, чтобы у него скорее прорезывались зубы, чтобы он скорее стоял, скорее ходил; ко всему этому его искусственно возбуждают и искусственными мерами поддерживают. Такое ускорение нарушает ту постепенность и последовательность в развитии ребенка, которые только и можно принять за нормальные. Нарушение этой постепенности приводит к болезни и даже смерти. Вместо того чтобы ребенок сам научился сидеть, когда будет в состоянии удерживаться в сидячем положении, сам научился ползать, вставать, ходить, все это заставляют его делать раньше, чем он это в состоянии сделать сам, но когда этого желают взрослые. .Его необходимо оставлять лежать, не трогать и не таскать, до тех пор, пока он этого не будет делать сам. Необходимо, чтобы младенец сам осложнял свои действия. по мере сил и возможности. Фребелевские садовницы заставляют ребенка даже имитировать и этим отнимают у него всякую возможность делать все самому.
Вся тайна семейного воспитания в том и состоит, чтобы дать ребенку возможность самому развертываться, делать все самому; взрослые не должны забегать и ничего не делать для своего личного удобства и удовольствия, а всегда относиться к ребенку, с первого дня появления его на свет, как к человеку, с полным признанием его личности и неприкосновенности этой личности <...>
Из книги Женщина плюс мужчина [Познать и покорить] автора Шейнов Виктор ПавловичГлава 6. Семейная жизнь
Из книги Женщина плюс мужчина [Познать и покорить] автора Шейнов Виктор ПавловичГлава "Семейная жизнь"
Из книги Мужчины и как вить из них веревки автора Антонова ИринаСемейная жизнь – секс без проблем или проблемы без секса Еще совсем недавно одна мысль о том, что вот сейчас он выйдет из ванной комнаты и ляжет с тобой в постель, приводила тебя в трепет. И тебя, и его устраивало абсолютно все. Еще бы! Раньше, до женитьбы, вам обоим надо было
Из книги Разнообразие человеческих миров автора Волков Павел Валерьевич6. Семейная и сексуальная жизнь Люди данного характера стремятся особенно с возрастом к браку, чтобы крепче, уверенней стоять на земле. Эпилептоид с эпилептоидом могут ужиться, если их соединяет взаимное мощное сексуальное влечение или общее дело, в котором, как правило,
Из книги "Мама, почему у меня синдром Дауна?" автора Филпс Каролина5. Семейная и сексуальная жизнь Плохо, когда любой ребенок, а истерический в особенности, воспитывается по типу «кумира семьи»: его обожают, многое прощают, восхищаются не только действительными успехами, но и любыми проявлениями, включая отрицательные. Взрослые в своем
Из книги Практика семейной расстановки. Системные решения по Берту Хеллингеру автора Вебер Гунтхард4. Семейная и духовная жизнь Семейная жизнь у таких людей складывается сумбурно эмоционально. Редко неустойчивые являют собой хороший пример супруга и родителя, но дети их часто любят, так как они ласковы, потакают детям в их желаниях, позволяют им делать то, что они хотят.
Из книги Ты будешь мамой! автора Кавер Ольга5. Семейная и сексуальная жизнь Ряд астеников с выраженной раздражительной слабостью попадают в разряд ноющих домашних тиранов. Сохранность семьи в таких случаях зависит от умения близких относиться к раздражительности, как к прозрачной занавеске, сквозь которую не
Из книги Культура и мир детства автора Мид Маргарет5. Семейная и сексуальная жизнь Психастеник побаивается трудностей семейной жизни, так как она накладывает на него дополнительную ответственность. Он боится, что ему не хватит времени на духовные раздумья, что и так небольшие силы поглотятся бытом. С другой стороны,
Из книги Семейное воспитание ребенка и его значение автора Лесгафт Пётр Францевич6. Семейная и сексуальная жизнь Циклоид зависим от настроения, а оно, в свою очередь, связано с удовлетворением его разнообразных потребностей, включая сексуальные. Многие циклоидные мужчины бывают изобретательно успешны как на стадии ухаживания за женщиной, так и в
Из книги От ребенка – к миру, от мира – к ребенку (сборник) автора Дьюи Джон4. Семейная и сексуальная жизнь Для понимания сексуальной жизни шизоидов полезно вспомнить, что П. Б. Ганнушкин отмечал, что в психике некоторых шизоидов «словно две плоскости: одна - низшая, примитивная (наружная), в полной гармонии с реальными соотношениями, другая -
Из книги автораГлава 9. Лиззи и семейная жизнь - Вспомни про Лиззи какую-нибудь смешную историю, - попросила я Ника.- Смешней всего было, когда мы ходили в магазин. Помнишь? Лиззи с тележкой!..Мы едем по шоссе в направлении Эсды. Переезжаем канал, в темной воде которого отражается свет
Из книги автораСЕМЕЙНАЯ РАССТАНОВКА С ОСОБЫМИ ГРУППАМИ КЛИЕНТОВ ПРИ ОПРЕДЕЛЕННЫХ СИМПТОМАХ. СЕМЕЙНАЯ РАССТАНОВКА И РАБОТА С ДЕТЬМИ И
Из книги автора Из книги автора4. Семейная жизнь Жизнь в семье ребенка манус резко отличается от семейной жизни американского ребенка. Правда, его семья состоит из тех же самых членов - отца, матери, одного-двух братьев или сестер, иногда бабушки, реже дедушки. Вечером вход в дом тщательно
Из книги автораУТРОБНАЯ ЖИЗНЬ РЕБЕНКА Главные условия, необходимые для нормального развития ребенка со стороны матери,- чистота, сдержанность, деятельная жизнь как в умственном, так и в физическом отношении.Чистота является всегда очень существенным условием нормальных
Семейное воспитание ребенка и его значение - это очень важная тема для каждого человека. Воспитание папой и мамой в тандеме имеет грандиозные успехи, последствия и результаты, в отличии от воспитания детей в не полных семьях или вовсе без родителей. Понять и осознать всю серьезность данной темы можно только лишь спустя годы, проанализировав и сделав выводы, глядя на свое чадо. Но ведь никому не хочется упустить самые важные моменты формирования жизненного пути наших наследников. Именно по этой причине в данной статье каждый родитель сможет почерпнуть парочку полезных советов и рекомендаций по совместному воспитанию детей.
Что стоить отметить прежде всего? Так это то что наши дети являются полным нашим отражением и копией. И не нужно потом удивляться сложному характеру или плохому воспитанию, ведь наши малыши все берут от нас.
Семейное воспитание ребенка и его значение
- Успешный ребенок требует вложений и инвестиций в себя
- Ругаетесь при ребенке?! Миритесь при нем же
- Плохой полицейский и хороший полицейский - это не вариант
- Собственный пример - лучший учитель
Успешный ребенок требует вложений и инвестиций в себя.
Все мы знаем, что с пустой косточки не вырастет хорошее дерево. То есть, для того что бы наши дети выросли целеустремленными, активными, успешными и всеобще развитыми - ими нужно заниматься. Да, дети требуют больших инвестиций в виде вложения в них своего времени, стараний, денег в конце концов. С начала с ними нужно учится ходить, потом читать, потом любить и уважать семью, людей и жизнь. А без труда, как говорится, не вытащишь и рыбки из пруда. Успешным будет тот проект, в который вкладываются оба родителя. Это касается участия как в воспитании, так и во времяпрепровождении. Если родители работают сообща, а не по отдельности, то шансы вырастить хорошего человека очень сильно увеличиваются.
Ругаетесь при ребенке?! Миритесь при нем же.
Эта рекомендация заключается в том, что нужно показывать своему ребенку не только плохие эмоции и происшествия, но и хорошие. Самые первые негативные ассоциации, которые могут появляться в детской голове - это семейные ссоры и скандалы от которых, к сожалению, никуда не деться. Давайте подумаем, а как их можно сгладить в глазах ребенка? Очень просто! Покажите ему свое примирение. Ведь согласитесь, вы можете выяснять отношения в присутствии малыша (хотя это очень плохая привычка), а мирится в супружеской постели в его присутствии - нет. То есть, ребенок ссору увидел, а примирение нет. Возьмите себе в привычку демонстрировать все свои эмоции при ребенке, раз уж плохие скрыть не получается. Не утаивайте от ребенка свои проявления ласки, нежности, любви и, даже, страсти друг к другу. Таким образом он всегда будет знать, что в его доме царит любовь между родителями и к нему в том числе. Любовь - это самое главное чувство, которое должно окружать малыша с рождения словно некий вакуум.
Плохой полицейский и хороший полицейский - это не вариант.
Все родители хотят, чтобы дети их любили одинаково. А как вы думаете почему кого-то из вас любят больше, а кого-то меньше? Да потому что практически в каждой семье есть негласная игра «Плохой полицейский и хороший полицейский», в которую играют родители. Один ругает, второй жалеет, один запрещает, второй разрешает. А вот и неправильно! Оба родителя должны быть любимые и уважаемые в одинаковой степени. А иначе такая модель поведения может сыграть плохую шутку для одного из двоих. Например, для того, кто является слабым звеном, кого не слушаются, и кто не имеет авторитет в глазах ребенка. А также не забываем, что в своей будущей жизни ребенок будет копировать эту же модель поведения в своей будущей семье.