Беседа на тему: «Всегда ли мы понимаем наших детей?»
(реквизиты: тексты песни «Родительский дом»; веревки; фломастеры,
фонограмма, ручки и листочки)
Я Добрый день, уважаемые родители!
Эпиграфом к нашей беседе я сделала слова из народной мудрости:
«Если думаешь о завтрашнем дне – сей зерно; если на 10 лет вперед –
сажай лес; если же на сто лет воспитывай детей».
Мне очень приятно видеть вас. Пусть весенние лучи солнца помогут нам
создать благоприятную обстановку для беседы. Пусть эта беседа принесет
благополучие, радость и добро! У каждого сидящего здесь разные судьбы,
разные характеры, разные взгляды на жизнь, но есть то, что объединяет нас
всех - это наши дети. Один из известных педагогов говорил: « Дети - это
наше будущее, правильное их воспитание - это наше счастливое будущее,
плохое воспитание - это наше горе и слёзы». Какими они вырастут,
выйдут в мир взрослости во многом зависит от нас с вами. Всё что
происходит с нашими детьми, они берут в семье, учатся в семье. И
семейные традиции играют в воспитании очень большую роль. Принято ли
у вас обедать вместе, обмениваться новостями, проводить совместные
прогулки, играть с детьми – всё это дети возьмут в свою будущую семью.
Как и что нужно сделать, чтобы наши дети были счастливые, доверяли нам,
делились своими радостями и горестями, были откровенны? Я предлагаю
вам сегодня поговорить о нашем общении с детьми. Для начала разговора я
предлагаю сказать свои ожидания от этой встречи.
(Родители высказываются)
Я хочу, чтобы наше общение было диалоговым и позитивным. Общение
вообще, а в семье в частности - это процесс взаимодействия родителя
и ребёнка, направленный на взаимное познание, установление и развитие
взаимоотношений и предполагающий взаимовлияние на состояния, чувства,
мысли, взгляды, поведение и регуляцию совместной деятельности.
Послушайте, пожалуйста, историю одной девочки. Я буду говорить слова
девочки, а вы – будете отвечать вместо папы. Однажды я гуляла с папой
в парке. Он сидел на скамейке, читая газету, а я рядом играла в мяч.
- Папа, лови, а я буду бросать! Но папа, продолжая читать газету, сказал:
- Играй сама.
- Папа, смотри, какой смешной воробей.
- Угу, - ответил папа, не отрываясь от газеты.
- Посмотри, папа, какой камушек я нашла! Угадай, в какой руке?
- Вон в той - безучастно ответил, папа и мне почемуто расхотелось
гулять.
Не всегда порой мы знаем выход из сложившихся ситуаций.
Мы живём в очень сложное время. Детям хочется тепла, ласки, понимания,
а мы часто пытаясь заработать на хлеб насущный, приходим домой
уставшими, на общение часто уже не способными. Растёт стена
непонимания недоверия, возникают конфликты.
Какое главное качество необходимо, чтобы понимать друг друга? (ответы)
В каких ситуациях дети и родители должны быть особо внимательны по
отношению друг к другу? (ответы родителей)
Как детям научиться, лучше понимать родителей, а родителям детей?
А для того чтобы научиться лучше понимать друг друга,
я предлагаю вам игру, которая называется «Сиамские близнецы». Давайте
встанем по двое. Один – в роли ребенка, другой в роли родителя. Правую
руку ребенка и левую руку родителя мы связываем. И таким образом
сообща необходимо нарисовать дерево. С одной стороны надписать мама,
а с другой папа. Работать только связанными руками. (звучит легкая
музыка). Мы увидели, как вы действуете совместно. И для еще более
успешного взаимопонимания, никогда не воспитывайте детей в плохом
настроении, оценивайте поступок, а не личность, умейте видеть в детях
только хорошее, разрешайте конфликты мирно, ведь «худой мир, лучше
доброй ссоры». В минуты сильнейшего раздражения на ребёнка сядьте
напротив него и пристально в течение минуты разглядывайте его
от макушки до пят, пытаясь обнаружить в нём свои чёрточки. Как
вы думаете, чем это закончится?
Давайте посмотрим, каким образом происходит общение с детьми
в семье. Фразы родителей:
1. Указание. Убери игрушки, вымой посуду, сходи в магазин.
2. Обмен информацией. (Замечательный отрывок из рассказа, его
продолжение можно найти в сборнике…)
3. Поощрение. (В твоём рисунке хорошо виден контур, гармонично
подобраны краски! Молодец!)
4. Психологическая поддержка. (Постарайся выполнить аккуратно
домашнее задание.)
5. Угроза. (Сейчас же наведи порядок в комнате, приду, проверю!)
Вывод: среди фраз, обращённых к детям, преобладают фразы, содержащие
указания, иногда угрозу, реже обмен информацией, ещё реже поощрения
и хвалу.
Помните!
Ребенка постоянно критикуют - он учится ненавидеть.
Ребёнок живёт во вражде - он учится быть агрессивным.
Ребёнок живёт в упрёках - он учится жить с чувством вины.
Ребенок растет в терпимости - он учится понимать других.
Ребенка хвалят - он учится быть благородным.
Ребенок растет в безопасности - он учится верить в людей.
Ребенка поддерживают - он учится ценить себя.
Ребёнка высмеивают - он учится быть замкнутым.
Ребенок живет в понимании и дружелюбии - он учится находить любовь
в этом мире.
Каким образом можно построить наше общение и детей в семье, чтобы
отношения становились доверительными?
поощрения
Похвала (Выражение радости
и благодарности)
Развлечения (совместные прогулки) газеты,
рисунки детей)
Восхищение
Сравнение почитаемым авторитетом
Проявление уважения
Ласка (добрые слова и прикосновения)
наказания
Лишение удовольствий
Запрет на приятную
деятельность
Смена дружеского тона
на строгий
Сейчас мы с вами много говорили об общении, все эти приёмы относятся
к вербальному общению (беседы, похвала, пожелании и т. д.) Но также
огромную роль играет невербальное общение.
Невербальное общение - это использование мимики, жестов,
взгляда, телесное прикосновение - это похлопывание по плечу,
поглаживание по голове, поцелуи, просто прикосновения. Ведь такое
общение развивает в ребёнке все положительные качества:
доброжелательность, спокойствие, удовлетворенность, чувство
защищенности.
Теперь я вас попрошу ответить на вопросы:
1. С каким выражением лица вы чаще всего общаетесь со своим ребёнком?
2. С каким выражением лица общается ваш ребёнок?
3. Каким, по вашему мнению, должно быть выражение лица вашего ребёнка
во время общения с вами?
Чаще улыбайтесь, искренняя улыбка поможет снять недоверие, создаст
благоприятную обстановку для общения, улыбающийся человек
располагает себя к общению.
Теплота и мягкость обращения подбадривают, вселяют уверенность,
способствуют развитию привязанности к родителям, друзьям, самому себе.
Однажды я видела следующее. По улице, тяжело опираясь
на тросточку, шел старый человек. Он останавливался, отдыхал и снова
шел. Во дворе играли мальчишки. Проводив его глазами, они словно
договорившись, стали передразнивать старого человека: сгорбились,
изменили походку, взяли палки в руки, изобразив трости. Им было очень
весело.
Если этот поступок окажется без внимания, взрослых как он повлияет
на личность мальчиков в будущем? (ответы родителей)
Как, по вашему мнению, проявляется уважение к старшим по возрасту?
(ответы)
Если в сердце царит праведность - прекрасным будет характер
Если в характере красота, будет гармония в доме.
Когда в доме гармония - будет порядок в обществе.
Когда будет порядок в обществе - будет мир во всем мире.
Семейный очаг - это огонь любви и доброты,
Открытых на встречу друг другу сердец,
Тепло дающее оберегающее пламя
Его по жизни нужно пронести,
Питая нежностью, заботой, пониманьем.
Так пусть друг к другу тянутся сердца,
Чтобы от искры возгорелось пламя
Любви, Надежды, Веры, Доброты
И мудрого взаимопонимания.
Один мудрец сказал, что человеку дана единственная роскошь.
«Единственная настоящая роскошь - это роскошь человеческого
общения». Уважаемые родители чаще общайтесь и будьте счастливы.
А сейчас я приглашаю вас исполнить со мной песню «Родительский дом»
Я Давайте вспомним ваши ожидания вначале разговора.
Оправдались ли они?
ответы родителей
Уважаемые родители, время нашего разговора ограниченно, но я
думаю,что тема для размышления обозначена.
Я Спасибо, мне было приятно с вами общаться. И мне хотелось бы на
Сегодня в одной лекции услышала такую фразу: «Величайшая глупость — думать, что мы чему-то учим своих детей. Это дети нас постоянно учат и воспитывают наш характер». И правда — разве мы можем чему-то научить? Дети не воспринимают наши поучения и нотации. Они воспринимают только наш личный пример. Дети очень строги к нашим недостаткам, и их поведение — своеобразная оценка, выставленная нам на экзамене.
При этом ничто так не способствует нашему личностному росту, как материнство. Особенно, если оно — осознанное, если женщина стремится быть хорошей мамой и работать над своими недостатками. Уроки материнства бывают достаточно жестокими. Экзамены в университете могут показаться ерундой по сравнению с ежедневными материнскими экзаменами... Чему нас учат дети?
Я пишу обо всем этом, потому что очень ярко ощущаю, как малыши шлифуют мой характер. У каждого такие уроки будут своими, ведь у каждого свои слабые места. Главное правило: если в какой-то момент вы злитесь на детей, вам тяжело с ними, или вы испытываете другие сильные негативные эмоции — значит, нащупано ваше поле для работы . Что касается меня, то мои вечные уроки — это смирение, терпение, принятие. И временами бывает очень тяжело! Хочется взорваться, крушить все вокруг, хочется просто сойти с ума! Но это говорит лишь о том, что мои строгие учителя хотят, чтоб я стала лучше.
Двое детей — это двойная работа. противоположны по характеру, и каждый шлифует во мне разные грани.
Мои уроки
Дочка — упрямая, целеустремленная, несгибаемая. Заставить ее что-то сделать можно только одним способом: убедить, что это действительно необходимо сделать. Никакими угрозами, криками, наказаниями значительных результатов не добьешься. Если она не видит смысла в каком-то действии — она не будет этого делать.
Первые серьезные уроки начались, когда дочке исполнился год. Хотя нет, примерно в 7 месяцев, но в год они стали особенно яркими. Когда дочка начала ползать, она твердо лезла туда, куда считала нужным — во все запретные места. Об этом я писала в статье « ». В год это стало катастрофой. Меня умиляли советы во многих лекциях и книгах, предлагавшие просто отвлечь ребенка чем-то другим. Якобы до 4-5 лет это довольно легко. Теперь я понимаю, что такие советы раздавали не глупые люди. Просто моя дочка была исключением: ее было невозможно отвлечь! Она даже в год хорошо держала в голове цель: например, хочу повиснуть на шторах. И единственное, что могли сделать родители — либо застрелиться, либо снять с окон все-все занавески! По этой же причине супруг разобрал синтезатор, а сушилку для белья мы доставали только во время дочкиного сна.
И тот период был пока что для нас самым сложным: ведь в год ребенку невозможно что-то объяснить... Впрочем, сейчас, в почти три года, веселья тоже хватает. Можно очень-очень долго биться над тем, чтоб она убрала на место какие-то игрушки или свои вещи. Выход лишь один — изъять все игрушки (что мы частично и сделали). Убедить нашу дочку лечь спать — отдельная песня. Никакие «ритуалы», «массажи», чтение книг и прочие хитрости — не проходят. И даже хождение на горшок — до сих пор проблема. Нужна очень веская причина, чтоб дочка села на горшок. И лишь один ультиматум здесь стабильно действует: «Иначе не пойдем сейчас гулять!» Дочку не напрягают мокрые трусы — может хоть целый день в них проходить. И лужи на полу ей нисколько не мешают. Глядя на них, дочка спокойно говорит: «Мам, не переживай, высохнет!»
Основные уроки, которые я прохожу с дочкой:
- умение быть правдивой, держать свое слово, здесь ко мне повышенные требования;
- умение четко обозначать правила и самой следовать им — иначе дочка низачто не воспримет их всерьез;
- терпение, терпение, терпение!!
- умение в каждом действии искать смысл;
- умение предоставлять другому максимальную свободу выбора и уважать его решения.
Младший сын — совершенно другой. Я подробно писала о нем в статье « ». Ему не надо предоставлять свободу. Ему нужна только я. Я всегда должна быть рядом с ним. Часами носить его. Либо сидеть на полу в двух шагах от него. С ним очень сложно выполнять домашние дела. Но зато — совершенно никакого упрямства! Сын в свои 10 месяцев следит за моей реакцией и категорически не пойдет в запретное место! Ему достаточно увидеть мое испуганное лицо, чтоб забросить все попытки залезть куда-то... И да, его очень легко отвлечь! Невозможно отвлечь лишь от одного — от мамы... Его уроки немного другие:
- смирение, смирение, смирение. Смиренно носим его столько, сколько нужно. Забываем про свои личные дела. Все только с ним.
- принятие — да, он вот такой;
- сострадание;
- чуткость;
- гибкость.
А в данный момент... У меня самый страшный урок из серии «уложи детей спать». В статье «Как проходит наш день в 10 месяцев?» я описала, как примерно в 19:30 оба малыша благополучно спят и начинается мое личное время. Так вот, прямо сейчас на часах уже 21:30, а я все еще не могу ничего поделать со своим сыном!
Как успешно пройти материнские уроки?
- Первое, что так необходимо — осознание. Да, я сдаю свой урок. Ненавистный урок. Но он мне нужен. Нужен, чтоб я смогла стать лучше. Смогла быть лучшей мамой для своих детей.
- Мне очень помогает духовная музыка. У меня она весь день играет на кухне. И когда малыш в очередной раз почти уснул, но вдруг проснулся... Я выхожу из комнаты и слышу эту музыку. Она сразу настраивает на правильный лад и успокаивает. Подойдут многие мантры и просто спокойная медитативная музыка, любимые молитвы... Главное, чтоб эти звуки вам очень нравились и позитивно влияли на вас. Почему я включила музыку только на кухне? Лично мне тяжело что-то слушать целый день напролет. Итак у нас довольно много шума.
- Концентрируемся на дыхании. Забываем обо всем и просто слушаем свое дыхание. Можно сделать упражнение, которое я описывала .
- Обращаемся к Богу и просим помощи. Благодарим за урок. Выражаем свое желание выполнить все, что Он от вас хочет. Выражаем свое желание научиться служить, стать терпеливыми и мудрыми. Но просим помощи. Он обязательно откликается на ваши искренние просьбы... И посылает вам больше новых сил.
- Включаем позитивное материнство. Об этом я подробно напишу в следующий раз!
А чему вас учат ваши дети?
17 бесценных высказываний психолога Юлии Гиппенрейтер, которые помогут понять наших детей.
Про воспитание
- Воспитание ребенка - это не дрессура. Родители существуют не для того, чтобы вырабатывать у детей условные рефлексы.
- Я не люблю глагол «воспитывать». Он слишком часто ассоциируется с такими действиями, как заставлять, принуждать, требовать, контролировать, проверять. Поэтому лучше сказать не «воспитывает», а «растит». Помогает расти. Чтобы когда-нибудь ребенок вырос и мог жить среди других людей, самостоятельно.
- Вспомните фреску Микеланджело: Бог сотворяет Адама. Их руки вот-вот встретятся; мощная, мускулистая рука Бога устремляется к протянутой руке Адама. Взрослый - носитель знаний, мудрости, этических принципов. И он передает все это своему ребенку.
- Когда ребенок вырос и может жить самостоятельно, взрослый должен свою руку отодвинуть. Потому что рука ребенка уже обрела собственную силу. Он индивидуум, личность. Родительская миссия окончена . Тогда остаются только их личные чувства друг к другу, их любовь, дружба между родителями и ребенком.
- Воспитание - это насилие над ребенком. У каждого ребенка свой процесс осмысления, свой темп развития, роста. Нам нельзя вмешиваться в этот процесс, тем более вмешиваться неаккуратно. Это значит нарушать его! Родители должны быть помощниками: это как с растением - его нужно подпитывать, защищать, а не тянуть за верхушку, не торопить.
- Непослушание - единственное, что ребенок может противопоставить неправильному обращению с ним.
- Рассердить, чтобы получить внимание, - очень так типично для детей.
- Подростковая мода подобна ветрянке - многие ребята ее подхватывают и переносят в более или менее серьезной форме, а через пару лет сами же улыбаются, оглядываясь назад. Но не дай Бог, родителям в это время войти в затяжной конфликт со своим сыном или дочерью.
- Дисциплина не до, а после установления добрых отношений , и только на базе них.
- Ваш ребенок нуждается в отрицательном опыте , конечно, если тот не угрожает его жизни или здоровью. Позволяйте ребенку встречаться с отрицательными последствиями своих действий (или своего бездействия). Только тогда он будет взрослеть и становиться «сознательным».
- Дети часто думают, что родители - «железные Феликсы» , просто потому, что родители не привыкли говорить о себе. Поэтому так важно говорить с ребенком о том, что мы чувствуем: «Ты знаешь, мне было обидно это услышать». Вывод он сделает сам. Главное - быть искренними и не манипулировать его чувствами.
- Самооценка ребенка меряется его поступками
. Хорошо учусь - я молодец. Помогаю маме - я молодец. Ребенку необходимо хорошо относиться к себе. И если этого нет, если «я учусь плохо, мама на меня сердится», то ему становится очень плохо.
Но ребенок не может жить с плохим мнением о себе, у него включается механизм самоспасения. Как собака целебную траву, подросток ищет место, где получит одобрение, поддержку, признание. Он ищет где-то авторитетное мнение, а от бандита оно исходит или от батюшки - ему все равно.
- Школа как организация не заинтересована в развитии творческого мышления и самостоятельности ребенка . Она построена на спущенных сверху заданиях, программах, методиках. И требует беспрекословного их выполнения. По сути, школа - это лаборатория по изготовлению безвольных людей: школьник по определению подневолен. Он исполнитель.
- Когда ребенка заставляют, запугивают, когда учительница говорит: «Не переведу в следующий класс» или «Все выучили, а ты почему такой глупый?», - в ребенка вселяют страх и чувство неполноценности. У него пропадает энергия, стремление что-то делать. Поэтому родителям приходится сделать выбор: встать либо на сторону школы, либо на сторону ребенка. Вдохновлять - вот задача взрослого. Если школа этого не делает, значит, должны делать родители - по крайней мере первые шаги в этом направлении. Освободить ребенка от принудиловки, сказать ему: «Ты не должен».
- Одна из участниц моих семинаров рассказывала, что ее вызвала учительница и принялась ругать ее сына: он такой-сякой, он и пятое, и десятое. Но эта мама просто сказала: «Знаете, Нина Петровна, я очень люблю своего мальчика!» И Нина Петровна умолкла. Это один вариант ответа.
- Есть и другой, противоположный. «Спасибо, что вы мне это все сказали, я вижу ваше горячее желание помочь моему ребенку выбраться из этой неприятной ситуации. Я буду делать то, что вы мне сказали». Потом прийти и сказать: «Вы наверняка заметили улучшение, и я тоже. Я уверена, это благодаря вашим усилиям». Учителя тоже люди . Их иногда важно успокоить и поддержать. Дать понять, что цените их работу, уважаете ее. Но оценка вашего ребенка остается в конечном итоге всегда за вами. Что бы вам ни говорили, вы все равно его любите.
- Школа - это на время. А ваши отношения с ребенком - навсегда.
Доктор психологических наук, профессор МГУ им. М. В. Ломоносова Юлия Борисовна Гиппенрейтер знает, что нужно делать, чтобы и дети, и их родители были счастливы. Вот подборка ее высказываний:
Про воспитание
Воспитание ребенка - это не дрессура. Родители существуют не для того, чтобы вырабатывать у детей условные рефлексы.
Я не люблю глагол «воспитывать». Он слишком часто ассоциируется с такими действиями, как заставлять, принуждать, требовать, контролировать, проверять. Поэтому лучше сказать не «воспитывает», а «растит». Помогает расти. Чтобы когда-нибудь ребенок вырос и мог жить среди других людей, самостоятельно.
Вспомните фреску Микеланджело: Бог сотворяет Адама. Их руки вот-вот встретятся; мощная, мускулистая рука Бога устремляется к протянутой руке Адама. Взрослый - носитель знаний, мудрости, этических принципов. И он передает все это своему ребенку.
Когда ребенок вырос и может жить самостоятельно, взрослый должен свою руку отодвинуть. Потому что рука ребенка уже обрела собственную силу. Он индивидуум, личность. Родительская миссия окончена. Тогда остаются только их личные чувства друг к другу, их любовь, дружба между родителями и ребенком.
Воспитание - это насилие над ребенком. У каждого ребенка свой процесс осмысления, свой темп развития, роста. Нам нельзя вмешиваться в этот процесс, тем более вмешиваться неаккуратно. Это значит нарушать его! Родители должны быть помощниками: это как с растением - его нужно подпитывать, защищать, а не тянуть за верхушку, не торопить.
Про непослушание
Непослушание - единственное, что ребенок может противопоставить неправильному обращению с ним.
Рассердить, чтобы получить внимание, - очень так типично для детей.
Подростковая мода подобна ветрянке - многие ребята ее подхватывают и переносят в более или менее серьезной форме, а через пару лет сами же улыбаются, оглядываясь назад. Но не дай Бог, родителям в это время войти в затяжной конфликт со своим сыном или дочерью.
Дисциплина не до, а после установления добрых отношений, и только на базе них.
Ваш ребенок нуждается в отрицательном опыте, конечно, если тот не угрожает его жизни или здоровью. Позволяйте ребенку встречаться с отрицательными последствиями своих действий (или своего бездействия). Только тогда он будет взрослеть и становиться «сознательным».
Дети часто думают, что родители - «железные Феликсы», просто потому, что родители не привыкли говорить о себе. Поэтому так важно говорить с ребенком о том, что мы чувствуем: «Ты знаешь, мне было обидно это услышать». Вывод он сделает сам. Главное - быть искренними и не манипулировать его чувствами.
Про самооценку
Самооценка ребенка меряется его поступками. Хорошо учусь - я молодец. Помогаю маме - я молодец. Ребенку необходимо хорошо относиться к себе. И если этого нет, если «я учусь плохо, мама на меня сердится», то ему становится очень плохо.
Но ребенок не может жить с плохим мнением о себе, у него включается механизм самоспасения. Как собака целебную траву, подросток ищет место, где получит одобрение, поддержку, признание. Он ищет где-то авторитетное мнение, а от бандита оно исходит или от батюшки - ему все равно.
Про школу
Школа как организация не заинтересована в развитии творческого мышления и самостоятельности ребенка. Она построена на спущенных сверху заданиях, программах, методиках. И требует беспрекословного их выполнения. По сути, школа - это лаборатория по изготовлению безвольных людей: школьник по определению подневолен. Он исполнитель.
Когда ребенка заставляют, запугивают, когда учительница говорит: «Не переведу в следующий класс» или «Все выучили, а ты почему такой глупый?», - в ребенка вселяют страх и чувство неполноценности. У него пропадает энергия, стремление что-то делать. Поэтому родителям приходится сделать выбор: встать либо на сторону школы, либо на сторону ребенка. Вдохновлять - вот задача взрослого. Если школа этого не делает, значит, должны делать родители - по крайней мере первые шаги в этом направлении. Освободить ребенка от принудиловки, сказать ему: «Ты не должен».
Одна из участниц моих семинаров рассказывала, что ее вызвала учительница и принялась ругать ее сына: он такой-сякой, он и пятое, и десятое. Но эта мама просто сказала: «Знаете, Нина Петровна, я очень люблю своего мальчика!» И Нина Петровна умолкла. Это один вариант ответа.
Есть и другой, противоположный. «Спасибо, что вы мне это все сказали, я вижу ваше горячее желание помочь моему ребенку выбраться из этой неприятной ситуации. Я буду делать то, что вы мне сказали». Потом прийти и сказать: «Вы наверняка заметили улучшение, и я тоже. Я уверена, это благодаря вашим усилиям». Учителя тоже люди. Их иногда важно успокоить и поддержать. Дать понять, что цените их работу, уважаете ее. Но оценка вашего ребенка остается в конечном итоге всегда за вами. Что бы вам ни говорили, вы все равно его любите.
Школа - это на время. А ваши отношения с ребенком - навсегда.
"Всегда ли мы понимаем наших детей"
Ведь столько вложено, его мы так любили,
Ночами на руках его носили,
А вырос просто форменный злодей!...
Не понимаем мы своих детей.
Прежде чем начать свое выступление, прошу Вас взять в руки чистые листы бумаги, закрыть глаза и внимательно слушать меня. Сейчас надо будет выполнить определенные действия с бумагой. Ваша задача - точно следовать инструкции.
- согнуть лист пополам;
- еще раз пополам;
- оторвать верхний правый угол;
- оторвать нижний правый угол.
- Откройте глаза и посмотрите, что у Вас получилось. Скорее всего, узоры у всех будут различными. Безусловно, найдутся похожие «творения», но одинаковых вы не встретите, хотя инструкция звучала для всех одинаково.
Вывод: Мы все очень разные, разные характеры, разные взгляды на жизнь, но есть одно, что объединяет нас, - это наши дети. Фигуры, сделанные Вами, не похожи друг на друга. Вот так же и наши дети все разные.
Письма детей:
У меня есть лучший друг, Мишка. Когда мама узнала, она запретила мне с ним дружить. А почему она не говорит. Миша очень добрый и веселый. Он настоящий друг…. Написал Николай.
Как мне надоела эта скрипка. Я так мечтаю быть похожим на Овечкина. Хоккей – это настоящая игра для мужчин, а на скрипке играют только девчонки….. написал Слава
Милая мамочка, ты столько раз обещала сходить со мной в кино. Когда же наступит это «завтра»??? написала Дарина
-Что объединяет все эти письма?
Вечная тема «отцов и детей». Всегда ли мы понимаем наших детей?
Во все времена были конфликты и непонимание между взрослыми и детьми. Об этом свидетельствуют дошедшие до нас высказывания.«Молодые строптивы, без послушания и уважения к старшим. Никто их не понимает, и они не хотят, чтобы их понимали. Несут миру погибель и станут последним его пределом». Надпись на гробнице фараона (около 3500 лет до н.э.). «Эта молодежь растленна до глубины души. Молодые люди злокозненны и нерадивы. Никогда они не будут походить на молодежь былых времен.». Надпись на вавилонском сосуде (около 3000 лет до н.э.). «Наша молодежь, она дурно воспитана, она насмехается над начальством и нисколько не уважает стариков. Попросту говоря, они очень плохие».Сократ (древнегреческий мыслитель, 470 – 399 гг. до н.э.).
Большой знаток детской души В.А. Сухомлинский глубоко подметил основное противоречие во взаимоотношении между детьми и взрослыми: «Не опекайте меня, не ходите за мной, не связывайте каждый мой шаг, не свивайте меня пеленками присмотра и недоверия, не напоминайте и словом о моей колыбели. Я самостоятельный человек. Я не хочу, чтобы меня вели за руку…….Эту сложность и противоречивость внутреннего мира ребенка взрослый должен понять и именно на основе этого понимания строить свои отношения с ним.Многие родители считают, что конфликты при воспитании неизбежны. Но все зависит от конкретных условий жизни и воспитания ребенка. Потребность во взрослом друге очень остра. А где он его найдет, кем тот окажется - во многом зависит от того, какова атмосфера в семье. Только в обстановке взаимного уважения, взаимной заботы и помощи, доверия и искренности уважительное отношение к людям станет привычной формой поведения ребенка. Мы не часто задаемся вопросом, а чего бы хотели наши дети от нас? Чаще всего думаем, что ребенок мечтает о большей свободе, о новом компьютере или модной одежде. На самом деле это не так. Во время опроса большинство ребят признаются, что хотели бы, чтобы родители прислушивались к их словам и воспринимали их всерьез.
Выслушивая и пытаясь понять своих детей, мы помогаем им осознать важную вещь: этот мир может быть и жестоким, и опасным, но есть люди, на которых можно рассчитывать всегда, при любых обстоятельствах, - это родители.
Многие, наверное, со мной согласятся, что люди стали гораздо меньше разговаривать дома. Вы возвращаетесь с работы, ужинаете и смотрите телевизор. В лучшем случае бегло обсуждаете события прошедшего дня. На разговоры по душам не остается ни сил, ни времени. И довольно трудно узнать, о чем мечтают и чего боятся наши дети, если мы вообще очень редко с ними говорим. В определенном возрасте детям особенно нужно родительское внимание и понимание, уважение и тепло. А как еще мы можем выразить свою любовь, если не готовностью выслушать ребенка в любой момент?Даже если в семье взрослые разговаривают с ребенком, они не всегда готовы к тому, что у него есть собственное мнение по жизненно важным вопросам. «Разговором по душам» родители часто называют такой разговор, в котором они рассказывают ребенку о жизненных сложностях, советуют, помогают, направляют. А вот слушать и воспринимать его слова всерьез могут далеко не все. На основе понимания сложности и противоречивости внутреннего мира ребенка взрослый и должен строить свои отношения с ним, иначе он будет прислушиваться к мнению друзей, строить отношения с друзьями на улице, там, где он может все высказать и его выслушают, и дадут «нужный» совет.
Уважение к личности делает нас действительно нужным своему ребенку. К сожалению, некоторые родители представляют это только так: обеспечить материально, дать образование, оградить от неприятностей.
Но быть нужным - это значит, и разделить с ним его тревоги и сомнения, его радости и печали, это значит всегда быть «настроенным на его волну», чутко улавливая малейшие, но, такие важные перепады его эмоций. Сделайте так, чтобы ответы на свои вопросы ребенок искал у вас, а добиться этого можно лишь в том случае, если ваши волнения и тревоги тоже будут открыты ребенку.
Но часто, чтобы научиться понимать и отвечать своим детям, надо научиться проявлять пристальное внимание к своему ребенку, к его проблемам. Но это так трудно! Почему? Да потому, что это требует времени! А его постоянно не хватает. Очень трудно бывает, отодвинув бытовые проблемы, попытаться увидеть новые черты в своем ребенке, заметить, что его волнует и тревожит. А еще чаще, узнав, что с ребенком произошло, что-то неприятное, мы не стараемся его выслушать, а наоборот усугубляем и без того наши взаимоотношения.Задание 1.
Посмотрите на рисунок (слайд с различным выражением лица). И для себя мысленно ответьте на вопросы:
- с каким выражением лица вы чаще всего общаетесь со своим ребенком? с каким выражением лица общается ваш ребенок с вами? каким, по вашему мнению, должно быть выражение лица вашего ребенка при общении с вами? а выражение вашего лица?
Нам, взрослым людям, некомфортно, если нас не слышат и не понимают. А каково детям? Многие трудности семейного воспитания напрямую связаны с неумением родителей войти в мир вещей и взаимоотношений ребенка, в мир детства.
Нам очень хочется, чтобы спустя годы наш ребенок сказал нам спасибо за то, что мы, родители, есть на этой земле. Но как дождаться этих слов, как сделать так, чтобы ребенок хотел видеть нас рядом в любом возрасте, в любой ситуации?Задание 2. А теперь возьмите лист бумаги. Вы когда-нибудь ругали своих детей злобно, несдержанно? Сгибайте лист так как вам хочется. При каждом сгибе вспомните все негативные, обидные слова, сказанные в адрес ребенка.А сейчас начните разгибать лист. И с каждым отгибом вспоминайте то хорошее, что вы говорили детям.Вы расправили листок, но на нем так и остались линии сгиба. Так и в душе ребенка на всю жизнь остаются травмы от непонимания и несправедливости к ним. Не забывайте об этом. Это второй шаг к пониманию.
Советы родителям для взаимопонимания: - Нужно быть наблюдательным и чутким, учится видеть и чувствовать эмоциональный настрой ребенка, поддерживать его. - Тактичность и деликатность не менее важна в отношении ребенка, особенно в таком нежном возрасте становления его как личности. - Умение слушать и слышать собеседника. - Уважительное отношение к мнению ребёнка, к его пониманию мира, должно быть естественным проявлением родителей, независимо от того, насколько абсурдным им кажется точка зрения подрастающего чада. - Отказ от любого повышения голоса. Криком нельзя ничего добиться и это давно всем известно. Контролируйте свои эмоции, иначе ребенок может последовать вашему "громкому" примеру. - Спокойствие и терпеливость в отношении к ребёнку вызовет у него подобные проявления в ответ. - Уважение к себе и к окружающим помогут родителям исключить грубость в свой адрес. Помните, что определенная модель межличностных отношений родом из детства, из семьи. - Основной путь к взаимному пониманию родителей и ребенка - это проявление терпения и сочувствия. - Больше шутите и радуйтесь. Обстановка в доме должна быть веселой и непринужденной. - Улыбайтесь ребенку, любите и цените его! И тогда ваше отношение вернется к вам бумерангом уважения и почтения, а ребенок войдет в жизнь успешным и счастливым.
Действие, как известно, равно противодействию. Если крепкий орех пытаться разгрызть зубами, можно и без зубов остаться. А не лучше ли, как учили нас в школе: завернуть орех в тряпочку, полить его водой, в тепло положить, да подождать. Вдруг он не то, что раскроется, а даже прорастет. Всем на радость. Может, и с нашими детьми надо поступать так, чтобы дурной характер дал трещину, и личность могла спокойно прорасти? Если, конечно, хватит терпения, находчивости и мужества, чтобы этого дождаться! Заключение .
И в заключении хочу сказать, мы должны знать – нет готовых рецептов в воспитании и понимании, есть только советы, рекомендации. И только ваши чуткие сердца найдут правильное решение.