Попытки выразить человеческий интеллект числовым значением известны с начала ХХ столетия. В 1912 году немецкий ученый Уильям Штерн впервые ввел такое понятие, как коэффициент интеллекта. Эта идея оказалась весьма своевременной и уже 1916 году была использована в более ранней системе интеллектуального исчисления, известной, как шкала Стенфорда-Бине.
В наши дни IQ тесты стали очень популярны и актуальны. Сама аббревиатура IQ правильно расшифровывается как intelligence quotient, что в переводе с английского означает коэффициент интеллекта. Соответственно IQ тест определяет уровень интеллекта человека, исходя из полученного коэффициента, при вычислении которого также учитывается и его возраст. Наиболее популярным является тест Гaнcа Юpгeна Айзенка.
Математическая формула IQ представляет собой умноженную на 100 дробь, в числителе которой - умственный возраст человека, а в знаменателе - его хронологический возраст. В настоящее время в психодиагностике используется уже четвертая редакция шкалы измерения IQ.
Сегодня IQ-тестированием занимаются многие компании, проверяя сотрудников, претендующих на ту или иную вакансию. Проходить интеллектуальный тест могут даже дети. Таким образом, IQ тест помогает определить возможность выполнения тех или иных задач людьми, прошедшими тестирование.
Интересен тот факт, что данный тест не является каким-либо экзаменом на эрудицию и не требует специальных знаний, а скорее выявляет смекалку и сообразительность человека, коей и является интеллект по сути.
Предлагаемый тест состоит из сорока вопросов, на которые нужно ответить ровно за тридцать минут. При этом нет никаких пауз, тайм-аутов и перерывов. Так, как IQ тест является важным показателем, то для его чистоты условия у всех испытуемых совершенно одинаковые. При этом более невнимательные люди будут иметь меньше шансов на высокие показатели интеллекта, что, собственно, является вполне справедливым.
Проходя тестирование, лучше всего пропускать вопросы которые не решаются сходу. Не трудно подсчитать, что в среднем на каждый вопрос программа выделяет 45 секунд. Это время конечно условно, так как редко кому удается решить правильно все сорок задач, однако, если слишком долго задерживаться на трудных вопросах, то увеличивается шанс не успеть дойти до заданий, потенциально решаемых, испытуемым.
Бывает так, что более простая задача решается дольше сложной. Это может происходить в результате индивидуальных особенностей человека проходящего тестирование, и будет отражено впоследствии его IQ. Пропуская трудноразрешимые задачи, тестируемый возвращается к ним вновь, но, уже ответив на все "легкие" вопросы. Такой подход является более рациональным, а следовательно - эффективным.
Это интересно! Оказывается, тесты на сообразительность и выявления умственных способностей впервые были разработаны... в 7 веке китайскими работодателями. В то время, исходя из результатов, чиновники делились на три класса: чиновник службы общества (одни из сотни конкурсантов), мандарин - (один из ста чиновников общественной службы) и, наконец - инспектор (один из ста мандаринов).
Внимание! Перед прохождением теста, рекомендуется провести интеллектуальную разминку: сосчитать вслух от ста до единицы, задом наперед, или, как можно быстрее, вспомнить и назвать 20 экзотических мужских и женских имен. После такой разминки Вы почувствуете, что готовы к решению и более сложных задач.
Коэффициент интеллекта равен частному умственного возраста испытуемого и его реального возраста, умноженному на 100. Оба возраста измеряются в месяцах.
В настоящее время шкала Стэнфорд - Бине используется преимущественно в западных странах для оценки готовности к школе, распределения учеников в школы разного уровня и при поступлении в вузы.
История
Первая редакция. Шкала Бине - Симона
В начале 1900-х годов во Франции было введено обязательное всеобщее образование . В связи с этим возникла необходимость отделения детей потенциально способных к обучению от детей с врождёнными дефектами , для которых создавались специальные школы. Альфреду Бине было поручено создать методики, по которым можно было бы оценивать будущих учеников .
Вторая редакция
Вторая редакция шкалы была выпущена в 1916 году, когда тесты Бине попали в США, где были адаптированы Льюисом Терменом под американскую выборку. Исследование было проведено в Стэнфорском университете , поэтому полученную шкалу назвали шкалой Стэнфорд - Бине. Л. Термен впервые разработал подробную инструкцию о проведении теста и интерпретации результатов.
Вторая редакция шкалы Стэнфорд - Бине подвергалась критике. В частности, критиковалось следующее :
- Акцент делается на вербальные способности, что приводит к низким результатам у людей, язык тестирования для которых не является родным;
- Задания в тесте очень короткие, что не даёт возможность оценить настойчивость ребёнка при их решении;
- Отсутствует уровень 11 лет. Могут возникнуть трудности при интерпретации, если ребёнок справился со всеми заданиями для 10 лет, но не смог выполнить ни одного для 12 лет;
- Также возникают трудности при интерпретации ситуации, когда правильные ответы ребёнка равномерно распределены на нескольких возрастах;
- Сам Л. Термен отмечал, что тестовые задания слишком лёгкие для младших возрастов, а для старших слишком сложные.
Несмотря на критику, в целом к шкале сохранялось положительное отношение. Работа Л. Термена считалась образцовой на протяжении двух десятилетий.
Третья и четвёртая редакции
Некоторые пункты критики были учтены в следующей, третьей версии шкалы, выпущенной в 1937 году.
Тест включает в себя 10 субтестов с вербальными и невербальными заданиями. У каждого вербального субтеста есть своя невербальная «копия». Это такие двигательные реакции, как наведение на объект или манипулирование объектами. Они были включены в тест, чтобы выделить индивидуальные различия у носителей разных языков в мультикультурных обществах . В зависимости от возраста и возможностей человека тест может длиться от 15 минут до 1 часа 15 минут.
Также в пятой редакции был изменён способ подсчёта баллов. В связи с этим стало возможным получать информацию о 4 составляющих интеллекта человека, 5 вышеуказанных факторах и 10 различных субтестах. Для повышения точности процесс подсчёта автоматизирован.
Ещё одним отличием пятой редакции шкалы является интерпретация баллов. Так, средним результатом считается коэффициент IQ от 90 до 109, от 80 до 89 и от 110 до 119 - показатели ниже или выше среднего. Пограничными значениями нормы считаются интервалы 70-79. А люди с коэффициентом 130 и выше считаются, согласно 5 редакции, одарёнными.
Применение
Тест состоит из четырёх частей:
- Вербальные рассуждения;
- Количественные рассуждения (вычисления);
- Абстрактно-визуальные рассуждения;
- Кратковременная память.
Суммарный балл представляется в виде коэффициента IQ.
Обработка теста должна выполняться сразу после его предъявления, так как следующие задания даются в зависимости от того, выполнил ли ребёнок предыдущие. Тестирование детей младших возрастов обычно занимает 30-40 минут.
Кроме балла IQ, тест Стэнфорд - Бине позволяет получить представление о некоторых личностных качествах ребёнка
Среди многочисленных переводов и адаптации тестов Бине самым жизнеспособным оказался тест Стэнфорд Бине (рестандартизация 1972 г.). Он предназначен для измерения IQ с 3 лет и до взрослого возраста. Однако, по мнению западных психологов, шкала Стэнфорд Бине не пригодна для тестирования взрослых, и в первую очередь тех , чье интеллектуальное развитие находится в пределах и выше нормы.
Основываясь на собственном опыте, можно сказать, что эта шкала наиболее применима для обследования детей от 3 до 5 лет, поэтому здесь приводятся субтесты только для этих возрастов, а обследование детей с 4 лет и старше лучше проводить с использованием тестов Векслера WPPSI и WISC.
Батарея тестов для каждого возрастного уровня состоит из шести тестов.
Тесты внутри каждого возрастного уровня примерно одинаковы по трудности и расположены без учета сложности заданий. Для каждого возрастного уровня предусмотрен запасной тест этой же степени трудности, применяющийся по мере необходимости вместо любого из тестов этого уровня , например когда один из основных тестов нельзя использовать, поскольку он не подходит данному индивиду или что то мешает его предъявить.
Четыре теста из каждого уровня в соответствии с их валидностью и репрезентативностью отбираются для сокращенной шкалы, которой пользуются в тех случаях, когда время не позволяет предъявить шкалу полностью. Сравнения IQ, полученных по полной и сокращенным шкалам на разных группах испытуемых, проведенные западными психологами , установили достаточно полное соответствие между ними, корреляция приблизительно так же высока, как коэффициент надежности полной шкалы. Среднее значение IQ, однако, слегка снижается на короткой шкале. Это расхождение проявляется и при сравнении числа испытуемых, показавших в каждом из вариантов шкалы более высокие результаты. Свыше 50 % из них в коротком варианте по сравнению с полным получают более низкие значения IQ и только у 30 % значение IQ выше.
Так же как и большинство тестов интеллекта, тест Стэнфорд Бине требует хорошо подготовленных экспериментаторов, так как предъявление и обработка многих тестов достаточно сложны. Поэтому четкое проведение теста невозможно без достаточного знакомства и опыта работы со шкалой. Нерешительность и неумелость могут губительно сказаться на взаимопонимании с ребенком. Незначительные изменения в словесных формулировках могут изменить трудность заданий. необходимость его обработки сразу же после предъявления, поскольку последующее проведение испытания зависит от того, как выполнил ребенок задания предыдущих уровней.
Многие клиницисты относятся к тесту Стэнфорд Бине не только как к стандартизованному тесту, но и как к диагностическому интервью. Тест Стэнфорд Бине позволяет наблюдать методы интеллектуальной работы испытуемого, его подход к проблеме и другие качественные аспекты выполнения заданий. Экспериментатор может также судить о некоторых личностных качествах , таких как уровень активности, уверенность в себе, настойчивость, способность сосредоточиться. Конечно, любые качественные наблюдения во время проведения теста Стэнфорд Бине необходимо фиксировать именно как наблюдения, но не интерпретировать тем же способом, что и объективные тестовые показатели. Ценность качественных наблюдений зависит от умения, опыта и психологического чутья психолога.
В тесте Стэнфорд Бине ни один испытуемый не проверяется на выполнение всех заданий. Индивиду предъявляются только те задания, которые соответствуют его интеллектуальному уровню. Обычно для проведения тестирования маленьких детей требуется 30–40 минут.
Если обследуемый ребенок справляется со всеми предложенными заданиями для детей трехлетнего возраста, то этот уровень его развития называется базовым возрастом.
Тестирование продолжается по возрастающей (для четырех лет, пяти лет) до тех пор, пока на каком то уровне испытуемый во всех тестах ни начинает терпеть неудачу. Этот уровень называется потолочным возрастом. По достижении этого уровня тестирование заканчивается.
Задания обрабатываются по принципу «все или ничего». В инструкции к каждому тесту устанавливается тот минимальный уровень исполнения, с которого тест считается выполненным. Определенные тесты даются на разных возрастных уровнях, но критерии их выполнения для каждого уровня свои. Предъявляется такой тест лишь однажды, и его выполнение определяется по тому возрастному уровню, к которому отнесен ребенок. Задания, решенные или не решенные испытуемым, дают определенный разброс на соседние возрастные уровни. Не бывает такого, чтобы испытуемые решили все тесты своего или более низкого умственного возраста и потерпели неудачу во всех тестах выше их уровня. Кроме того, успешно решенные тесты распределяются по нескольким уровням от базового до потолочного возраста испытуемого. Умственный возраст индивида в шкалах Стэнфорд Бине определяется принятием базового возраста и прибавлением к нему двух добавочных месяцев за каждый правильно решенный тест, находящийся выше этого уровня.
Например, обследуется ребенок 3 лет и 2 месяцев (38 месяцев – это календарный возраст). Ребенок справился со всеми заданиями для трех лет; значит, его базовый возраст равен 36 месяцам. А далее он справился с двумя заданиями для четырехлетнего возраста. Следовательно, ему прибавляется еще четыре месяца (за каждое задание по два месяца). Так как ни с одним заданием для детей пяти лет он не справился, его умственный возраст равен 40 месяцам. IQ высчи тывается по формуле:
то есть (40:34) × 100 = 110.
1. Указать: нос, глаза, рот, волосы (норма – 3 ответа из 4).
2. Назвать: ключ, чашка, перочинный нож, часы, карандаш (3 из 5).
3. Назвать три предмета на каждой картинке (1 из 3; рис. 1–3):
а) «Мать и дочь»;
б) «На реке»;
в) «У почты».
4. Назвать свой пол («Скажи, ты мальчик или девочка?»).
6. Повторить фразу в 6–7 слогов (1 из 3):
а) «У нас есть котенок»;
б) «Петя дал мне игрушку»;
Дополнительный тест. Повторить 3 ряда цифр (1 из 3): 6 4 1; 3 5 2; 8 3 7.
Дополнительные тесты предлагаются только в виде исключения в тех случаях, когда почему либо нельзя использовать тот или иной основной тест. Замена неправильно решенного основного теста дополнительным не допускается.
Для возраста 4 года (6 тестов, по одному на каждые 2 месяца)
1. Сравнение линий. Предлагается 3 варианта (3 из 3): Какая линия длиннее, а какая короче?
___________________________________________________________
_________________________________________
2. Различие форм: круг_______ квадрат_________ треугольник_________
4. Срисовать квадрат (1 из 3): 1 2 3.
5. Вопросы первой степени трудности «Что надо сделать?» (2 из 3):
а) Когда тебе захочется спать________________________;
б) Когда тебе холодно________________________;
в) Когда тебе захочется есть________________________.
6. Повторить 4 цифры (1 из 3): 4 7 3 9; 2 8 5 4; 7 2 6 1.
Дополнительный тест. Повторить фразу в 12–13 слогов (1 из 3 без ошибок или 2 раза с одной ошибкой в каждой фразе):
а) «Его зовут Максим. Он учится в школе»;
б) «Саша услышал свисток и увидел поезд»;
в) «Летом в лесу было много грибов и ягод».
Для возраста 5 лет (6 тестов, по одному на каждые 2 месяца)
1. Сравнение тяжестей (2 из 3): 3 15 г________ 15 3 г_______ 3 15 г _________.
2. Назвать 4 цвета на кубиках (без ошибок): красный ________желтый _______синий _________зеленый_______.
3. Эстетическое сравнение. «Какие люди тебе больше нравятся в каждой паре?» (без ошибок):
Верхняя пара ________Средняя пара ___________Нижняя пара_______.
4. Для чего используются следующие предметы (4 из 6)?
Стул______________? Кукла______________?
Автомобиль______________? Карандаш______________?
Вилка______________? Стол______________?
5. Складывание прямоугольника из двух треугольников (2 из 3; 1 минута на каждое выполнение):
6. «Запомни и выполни три поручения» (без ошибок): Положить ключ на стол.
Закрыть дверь______________. Дать коробочку______________
Дополнительный тест. Назвать свой возраст.
Дефектология. Словарь-справочник
Бине - Симона тест
наиболее распространенный метод количественной оценки уровня развития интеллектуальных способностей. Разработан в 1905 г. А. Бине и Т. Симоном по заказу Министерства просвещения Франции с целью отсева детей, недостаточно развитых для обучения в массовой школе. Первоначально тест содержал 30 задач, которые были подобраны по степени трудности таким образом, чтобы их могли решить 75 % детей определенного возраста, умственное развитие которых можно было бы считать нормальным. Количество правильно решенных задач характеризует так называемый умственный возраст ребенка.
Наиболее известная модификация разработана Л. Терменом в Стэнфордском университете (США); созданный им так называемый тест Стэнфорд-Бине является наиболее признанным методом диагностики интеллекта. На его основе вычисляется коэффициент интеллекта. Однако практическое использование данного теста, как и большинства подобных методик (см. Тесты психологические), позволяет дать количественную оценку индивидуальных различий в умственных способностях, не вскрывая их природы и перспектив развития. Это затрудняет использование результатов теста в постановке диагноза и прогнозировании развития интеллекта.
Новый шаг в развитии метода тестов был сделан французским врачом и психологом Альфредом Бине (1857-1911), создателем самой популярной серии тестов.
До А. Бине определялись, как правило, различия в сенсомоторных качествах - чувствительности, быстроте реакции и т.д. Но практика требовала информации о высших психических функциях, обозначаемых обычно терминами "ум", "интеллект". Именно эти функции обеспечивают приобретение знаний и успешное выполнение сложной приспособительной деятельности .
В 1904 г. министерство образования поручило Бине заняться разработкой методик, с помощью которых можно было бы отделить детей, способных к учению, но ленивых и не желающих учиться, от страдающих врожденными дефектами и не способных учиться в нормальной школе. Нужда в этом возникла в связи с введением всеобщего образования. Одновременно потребовалось создание специальных школ для умственно неполноценных детей. А. Бине в сотрудничестве с Анри Симоном провел серию экспериментов по изучению внимания, памяти, мышления у детей разного возраста (начиная с трех лет). Проведенные на многих испытуемых экспериментальные задания были проверены по статистическим критериям и стали рассматриваться как средство определения интеллектуального уровня.
Первая шкала (серия тестов) Бине-Симона появилась в 1905 г.Затем она несколько раз пересматривалась авторами, которые стремились изъять из нее все задания, требующие специального обучения. А. Бине исходил из представления о том, что развитие интеллекта происходит независимо от обучения, в результате биологического созревания.
Задания в шкалах Бине были сгруппированы по возрастам (от 3 до 13 лет). Задания подбирались путем исследования большой группы детей (300 чел.). Для каждого возраста свои определенные тесты. Они считались соответствующими данной возрастной ступени, если их решало большинство детей данного возраста (80- 90%). Детям до 6 лет предлагалось по 4 задания, а детям старше 6 лет - 6 заданий.
Показателем интеллекта в шкалах Бине был умственный возраст, который мог расходиться с хронологическим. Умственный возраст определялся по успешности выполнения тестовых заданий. Испытание начиналось с предъявления тестовых заданий, соответствующих хронологическому возрасту ребенка. Если он справлялся со всеми заданиями, ему предлагались задания старшей возрастной группы. Если он решал не все, а некоторые из них, испытание прекращалось. Если же ребенок не справлялся со всеми заданиями своей возрастной группы, ему давались задания, предназначенные для младшего возраста. Испытания проводились до тех пор, пока не выявлялся возраст, все задания которого решались испытуемым. Если кроме того ребенок выполнял также некоторое количество заданий, предназначенных для более старших возрастных групп, то каждое задание оценивалось числом "умственных" месяцев. Тогда к числу лет, определяемых базовым умственным возрастом, прибавлялось и некоторое число месяцев .
Несовпадение умственного и хронологического возраста считалось показателем либо умственной отсталости (если умственный возраст ниже хронологического), либо одаренности (если умственный возраст выше хронологического).
Вторая редакция шкалы Бинепослужила основой работы по проверке и стандартизации, проведенной в Стэндфордском университете (США) коллективом сотрудников под руководством Л. М. Термена. Этот вариант тестовой шкалы Бине был предложен в 1916г. и имел так много серьезных изменений по сравнению с основным, что был назван шкалой Стэнфорд-Бине. Основных отличий от тестов Бине было два: введение в качестве показателя по тесту коэффициента интеллектуальности (IQ) и применение критерия оценки тестирования, для чего вводилось понятие статистической нормы.
Коэффициент IQ был предложен В. Штерном, считавшим существенным недостатком показателя умственного возраста то, что одна и та же разность между умственным и хронологическим возрастом для различных возрастных ступеней имеет неодинаковое значение. Чтобы устранить этот недостаток, Штерн предложил определять частное, получаемое при делении умственного возраста на хронологический. Этот показатель, умноженный на 100, он и назвал коэффициентом интеллектуальности. Используя этот показатель, можно классифицировать нормальных детей по степени умственного развития.
Другим нововведением стэндфордских психологов явилось использование понятия статистической нормы. Норма стала тем критерием, с которым можно было сравнивать индивидуальные тестовые показатели и тем самым оценивать их, давать им психологическую интерпретацию.
Шкала Стэнфорд-Бине была рассчитана на детей в возрасте от 2,5 до 18 лет. Она состояла из заданий разной трудности, сгруппированных по возрастным критериям. Для каждого возраста наиболее типичный, средний показатель выполнения (х) был равен 100, а статистическая мера рассеяния, отклонения индивидуальных значений от этого среднего (<т) равнялась 16. Все индивидуальные показатели по тесту, попадавшие в интервал х ± <т, (ограниченные числами 84 и 116), считались нормальными, соответствующими возрастной норме выполнения. Если тестовый показатель был выше тестовой нормы (более 116), ребенок считался одаренным, а если ниже 84, умственно отсталым.
Итак, детям предлагаются следующие задания:
1. Показать свои глаза, нос, рот.
2. Повторить предложение длиной до шести слов («Я очень люблю свою добрую маму»).
3. Повторить по памяти два числа.
4. Назвать нарисованные предметы.
5. Назвать свою фамилию.
В диагностический журнал, на страницу, отведенную для младшей группы, вносятся условные обозначения, позволяющие быстро фиксировать результаты выполнения заданий (таблица 1):
Задание выполнено – «+»;
Задание выполнено не полностью – «+?»;
Задание не выполнено – «-».
Таблица 1
№ п/п |
Фамилия, имя ребенка |
Глаза |
Предложение |
Числа |
Предметы |
Фамилия |
||||||||
корова |
лошадь |
собака |
мишка |
белка | ||||||||||
Затем проводится диагностика познавательных процессов: внимания, восприятия, памяти, мышления и речи. Психолог может оценить уровень развития внимания и речи, используя наблюдения за ребенком в ходе обследования, анализируя его деятельность и ответы на поставленные вопросы.
Для исследования внимания малыша используется игра «Что изменилось?». Перед ребенком в ряд выставляют три цветных пластмассовых стаканчика (формочки) и просят его запомнить их расположение. Затем местоположение стаканчиков меняют и предлагают ребенку определить, что изменилось. Результаты этого и последующих заданий фиксируются в сводной таблице (таблица 2) с помощью условных обозначений.
Восприятие цвета проверяется в ходе игры «Разложи кружочки по коробочкам» . Перед ребенком раскладывают набор кружочков диаметром 3 см, окрашенных в основные цвета (по два на каждый цвет), и коробочек соответствующего цвета. Затем малышу предлагают разложить кружочки по коробочкам в соответствии с их цветом. (В процессе игры взрослый не называет цвет кружочков).
Уровень развития зрительной памяти исследуется с помощью предметных картинок. Перед ребенком раскладывают семь картинок с изображением знакомых предметов. Дается инструкция без установки на запоминание: «Внимательно посмотри на картинки». Затем картинки убирают (переворачивают) и ребенка просят назвать те из них, которые он запомнил.
Диагностику мышления удобно проводить с помощью игры «Четвертый лишний» , в ходе которой выявляется умение производить анализ, синтез, делать обобщения. Ребенку поочередно предлагают три таблицы, на которых изображены четыре геометрические фигуры: на первой таблице фигуры отличаются величиной, на второй – цветом, на третьей таблице фигуры отличаются величиной и формой, необходимо выделить форму .
Таблица 2
Остановимся на другом типе индивидуальных тестов, предназначенных для тех же целей, что и шкала Стэнфорд-Бине. В 1939 г. была опубликована первая форма шкал Дэвида Векслера, известная как шкала интеллекта Векслера-Белльвью. Тест основан на иерархической модели интеллекта Д. Векслера и диагностирует общий интеллект и его составляющие - вербальный и невербальный интеллекты.
Тест Векслера состоит из 11 отдельных субтестов, разделенных на 2 группы, - б вербальных и 5 невербальных. Каждый тест включает от 10 до 30 постепенно усложняющихся вопросов и заданий. К вербальным субтестам относятся задания, выявляющие общую осведомленность, общую понятливость, способности, нахождение сходства, воспроизведения цифровых рядов и т. д. К невербальным субтестам относятся следующие: шифровка, нахождение недостающих деталей в картине, определение последовательности картин, сложение фигур .