В ходе проведения данной методики мы получили следующие результаты, которые мы отразили на рисунках 3-7.
Рис.3. Распределение выборов родителей по шкале «принятие – отвержение»
Как видно из рисунка 7 родителей (16%) получили высокие баллы по данной шкале (от 24 до 33 баллов). Это означает, что данная группа родителей положительно относится к своим детям. Взрослый принимает ребенка таким, какой он есть, уважает и признает его индивидуальность, одобряет его интересы, поддерживает планы, проводит с ним достаточно много времени и не жалеет об этом. 10 родителей (25%) получили низкие баллы по этой шкале (от 0 до 8), что говорит о том, что взрослый испытывает по отношению к ребенку в основном отрицательные чувства: раздражение, злость, досаду, ненависть. Такой взрослый считает ребенка неудачником, не верит в его будущее, низко оценивает его способности и нередко третирует ребенка.
12 родителей (29%) показали баллы от 16 до 23, то есть у них в определенной степени выражено «принятие», чем «отвержение».
13 родителей (30%) набрали от 9 до 15 баллов, у них наоборот в большей степени выражено «отвержение», чем принятие.
Рис.4. Распределение выборов родителей по шкале «кооперация»
По этой шкале высокие баллы (7-8 баллов) набрали лишь 5 родителей (12%), это признак того, что взрослый проявляет искренний интерес к тому, что интересует ребенка, высоко оценивает способности ребенка, поощряет самостоятельность и инициативу, старается быть на равных с ребенком. Низкие баллы по данной шкале (1-2 балла) набрали 17 родителей (40%), что говорят о том, что взрослый занимает по отношению к ребенку противоположную позицию. Достаточно большое количество родителей не верят в способности своего ребенка, не стремятся поощрять его самостоятельность и инициативу, быть с ним на равных. Остальные родители заняли промежуточную позицию: у 9 родителей (21%) присутствуют элементы кооперации; у 11 (27%) – они уменьшаются.
Рис.5. Распределение выборов родителей по шкале «симбиоз»
В данном случае позиции родителей разделились примерно одинаково: 13 человек (30%) набрали низкие баллы (1-2 балла), это признак того, что взрослый устанавливает значительную психологическую дистанцию между собой и ребенком, мало о нем заботится. Высокие баллы по шкале симбиоз (6-7 баллов)- получили 15 родителей (36%). Это позволяют сделать вывод о том, что взрослый не устанавливает психологическую дистанцию между собой и ребенком, старается всегда быть ближе к нему, удовлетворять его основные разумные потребности. Остальные 14 родителей (33%) заняли промежуточную позицию.
Рис.6. Распределение выборов родителей по шкале «контроль»
Как видно на рисунке 6, что достаточно большое количество родителей (23 человека – 54 %) предпочитают вести себя слишком авторитарно по отношению к ребенку, требуя от него безоговорочного послушания и задавая строгие дисциплинарные рамки. Почти во всем он навязывает ребенку свою волю. У 9 родителей (21%) контроль над действиями ребенка со стороны взрослого практически отсутствует. Это не очень хорошо для обучения и воспитания детей. Наилучшим вариантом оценки педагогических способностей взрослого человека по этой шкале являются средние оценки: от 3 до 5 баллов. Такие баллы набрали 10 родителей (23%), они могут гармонизировать свои отношения с детьми, умело регулируя систему контроля: дети получают возможность принимать самостоятельные решения на уровне своих возрастных возможностей, что создает благоприятные условия для эмоционального благополучия.
Рис.7. Распределение выборов родителей по шкале «отношение к неудачам ребенка»
Высокие баллы по шкале отношение к неудачам ребенка (7-8 баллов) признак того, что взрослый считает ребенка маленьким неудачником и относится к нему как к несмышленому существу. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся такому взрослому несерьёзными, и он игнорирует их. Такие баллы по этой шкале набрали 13 родителей (30%). Низкие баллы по этой же шкале (1-2 балла),напротив, свидетельствуют о том, что неудачи ребенка взрослый считает случайными и верит в него. В нашем исследовании, эту точку зрения разделяют 7 родителей (16%). Остальные родители по сумме баллов по этой шкале находятся между выше указанными результатами. Но большая часть этих родителей имеют тенденцию в сторону отношения к ребенку как к «маленькому неудачнику» - 15 родителей (36%).
В таблице 3 (Приложение 5) мы сравниваем результаты двух методик, характеризующие, с одной стороны, психоэмоциональное состояние детей, с другой стороны, родительское отношение к детям.
Как видим, в группе № 5оказались дети с минимальным количеством страхов и нижним индексом тревожности. Эти дети отличаются коммуникабельностью, легко вступают в контакт, активны, жизнерадостны, охотно включаются в новую деятельность. У них, обычно, высокая самооценка (даже завышенная). При этом родители этих детей показали самые оптимальные результаты по всем шкалам методики ОРО. Это означает, что взрослый принимает ребенка таким, какой он есть, уважает и признает его индивидуальность, одобряет его интересы, поддерживает планы, проводит с ним достаточно много времени и не жалеет об этом, проявляет искренний интерес к тому, что интересует ребенка, высоко оценивает способности ребенка, поощряет самостоятельность и инициативу, старается быть на равных с ребенком, выбирает такую психологическую дистанцию, которая позволяет ребенку чувствовать комфортно, контроль родитель выбирает умеренный, позволяющий ребенку одновременно чувствовать себя самостоятельным, но и находится в безопасности. Это создает благоприятную среду для психического развития ребенка: появляющиеся у него страхи успешно им преодолеваются, так как рядом, находятся понимающие и поддерживающие его родители.
В группе №1 находятся дети с максимальным количеством страхов и с высоким уровнем тревожности. Сопоставление этих результатов с данными родителей по методике ОРО показывает, что старшие дошкольники этой группы находятся совершенно в другой семейной атмосфере: взрослый испытывает по отношению к ребенку в основном отрицательные чувства: раздражение, злость, досаду, ненависть. Такой взрослый считает ребенка неудачником, не верит в его будущее, низко оценивает его способности и нередко третирует ребенка. Взрослый не умеет устанавливать оптимальную психологическую дистанцию между собой и ребенком, мало о нем заботится. Ведет себя слишком авторитарно по отношению к ребенку, требуя от него безоговорочного послушания и задавая строгие дисциплинарные рамки. В этой группе оказались родители, которые, наоборот, практически не контролируют своих детей, так как это позволяет им уделять больше внимания решению своих проблем. Ребенок предоставлен самому себе, окружающим взрослым безразличны интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка. Вокруг него образуется психотравмирующая ситуация, ведущая к повышенной тревожности, способствует появлению, развитию и усилению страхов.
Если анализировать данные детей, располагающихся между этими группами, то можно заметить, что происходит увеличение количества страхов и возрастание индекса тревожности, в том случае, если происходит увеличение отрицательных чувств, проецируемых на ребенка родителями. Одновременно с этим на появление и развитие страхов у детей влияют ослабление или усиление родительского контроля, увеличение психологической дистанции, степени заинтересованности внутренним миром ребенка, снижение веры в потенциал своего ребенка. Не однозначны данные по шкале «симбиоз»: не всегда отсутствие психологической дистанции между родителем и ребенком положительно влияет на его психоэмоциональное состояние. В том случае, если этот процесс сопровождается удовлетворением всех капризов ребенка или строгим контролем, происходит тенденция на увеличение количества страхов и способствует появлению невротических состояний.
Особенностей родительской позиции – матери или отца – по отношению к конкретному ребёнку.
Родительское отношение понимается как система разнообразных чувств по отношению к ребёнку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребёнка, его поступков.
Опросник включает пять шкал.
«Принятие-отвержение» - отражает интегральное эмоциональное отношение к ребёнку. Содержание одного полюса шкалы: родителю нравится ребёнок таким, каков он есть. Родитель уважает индивидуальность ребёнка, симпатизирует ему. Родитель стремится проводить много времени вместе с ребёнком, одобряет его интересы и планы. На другом полюсе шкалы: родитель воспринимает своего ребёнка плохим, неприспособленным, неудачливым. Ему кажется, что ребёнок не добьётся успеха в жизни из-за низких способностей, небольшого ума, дурных наклонностей. По большей части родитель испытывает к ребёнку злость, досаду, раздражение, обиду. Он не доверяет ребёнку и не уважает его.
«Кооперация» - социально желательный образ родительского отношения. Содержательно эта шкала раскрывается так: родитель заинтересован в делах и планах ребёнка, старается во всём помочь ребёнку, сочувствует ему. Родитель высоко оценивает интеллектуальные и творческие способности ребёнка, испытывает чувство гордости за него. Он поощряет инициативу и самостоятельность ребёнка, старается быть с ним на равных. Родитель доверяет ребёнку, старается встать на его точку зрения в спорных вопросах.
«Симбиоз» - отражает межличностную дистанцию в общении с ребёнком. При высоких баллах по этой шкале можно считать, что родитель стремится к симбиотическим отношениям с ребёнком, т.е. родитель ощущает себя с ребёнком единым целым, стремится удовлетворить все потребности ребёнка, оградить его от трудностей и неприятностей жизни. Родитель постоянно ощущает тревогу за ребёнка, ребёнок ему кажется маленьким и беззащитным. Тревога родителя повышается, когда ребёнок начинает автономатизироваться волей обстоятельств, так как по своей воле родитель не предоставляет ребёнку самостоятельности никогда.
«Авторитарная гиперсоциализация» - отражает форму и направление контроля за поведением ребёнка. При высоком балле по этой шкале в родительском отношении данного родителя отчетливо просматривается авторитаризм. Родитель требует от ребёнка безоговорочного послушания и дисциплины. Он старается навязать ребёнку во всём свою волю, не в состоянии встать на его точку зрения . За проявления своеволия ребёнка сурово наказывают. Родитель пристально следит за социальными достижениями ребёнка, его индивидуальными особенностями, привычками, мыслями, чувствами.
«Маленький неудачник» - отражает особенности восприятия и понимания ребёнка родителем. При высоких значениях по этой шкале в родительском отношении данного родителя имеются стремления инфантилизировать ребёнка, приписать ему личную и социальную несостоятельность. Родитель видит ребёнка младше по сравнению с реальным возрастом. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребёнка кажутся родителю детскими, несерьёзными. Ребёнок представляется не приспособленным, не успешным, открытым для дурных влияний. Родитель не доверяет своему ребёнку, досадует на его неуспешность и неумелость. В связи с этим родитель старается оградить ребёнка от трудностей жизни и строго контролировать его действия.
Текст опросника
Я всегда сочувствую своему ребёнку.
Я считаю своим долгом знать всё, что думает мой ребенок.
Я уважаю своего ребенка.
Мне кажется что, поведение моего ребенка значительно отклоняется от нормы.
Нужно подольше держать ребенка в стороне от реальных и жизненных проблем, если они его травмируют.
Я испытываю к ребенку чувство расположения.
Хорошие родители ограждают ребенка от трудностей жизни.
Мой ребенок часто неприятен мне.
Я всегда стараюсь помочь своему ребенку.
Бывают случаи, когда издевательское отношение к ребенку приносит ему большую пользу.
Я испытываю досаду по отношению к своему ребенку.
Мой ребенок ничего не добьётся в жизни.
Мне кажется, что дети потешаются над моим ребенком.
Мой ребенок часто совершает такие поступки, которые, кроме призрения, ничего не стоят.
Для своего возраста мой ребенок немножко не зрелый.
Мой ребенок ведет себя плохо специально – чтобы досадить мне.
Мой ребенок впитывает в себя все дурное как «губка».
Моего ребенка трудно научить хорошим манерам при всем старании.
Ребенка следует держать в жестких рамках, тогда из него вырастет порядочный человек .
Я люблю, когда друзья моего ребёнка приходят к нам в дом.
Я принимаю участие в своём ребёнке.
К моему ребёнку «липнет» всё дурное.
мой ребёнок не добьётся успеха в жизни.
Когда в компании знакомых говорят о детях, мне немного стыдно, что мой ребёнок не такой умный и способный, как мне бы хотелось.
Я жалею своего ребёнка.
Когда я сравниваю своего ребёнка со сверстниками, они кажутся мне взрослее и по поведению, и по суждениям.
Я с удовольствием провожу с ребёнком все своё свободное время.
Я часто жалею о том, что мой ребёнок растёт и взрослеет, и с нежностью вспоминаю его маленьким.
Я часто ловлю себя на враждебном отношении к ребёнку.
Я мечтаю о том, чтобы мой ребёнок достиг всего того, что мне не удалось в жизни.
Родители должны приспосабливаться к ребёнку, а не только требовать от него.
Я стараюсь выполнить все просьбы моего ребёнка.
При принятии семейных решений следует учитывать мнение ребёнка.
Я очень интересуюсь жизнью своего ребёнка.
В конфликте с ребёнком я часто могу признать, что он по-своему прав.
Дети рано узнают, что родители могут ошибаться.
Я всегда считаюсь с ребёнком.
Я испытываю к ребёнку дружеские чувства.
Основная причина капризов моего ребёнка – эгоизм, упрямство и лень.
Невозможно нормально отдохнуть, если проводить отпуск с ребёнком.
Самое главное – чтобы у ребёнка было спокойное и беззаботное детство.
Иногда мне кажется, что мой ребёнок не способен ни на что хорошее.
Я разделяю увлечения своего ребёнка.
Мой ребёнок может вывести из себя кого угодно.
Я понимаю огорчения своего ребёнка.
Мой ребёнок часто раздражает меня.
Воспитание ребёнка – сплошная нервотрёпка.
Строгая дисциплина в детстве развивает сильный характер.
Я не доверяю своему ребёнку.
За строгое воспитание дети благодарят потом.
Иногда мне кажется, что я ненавижу своего ребёнка.
В моём ребёнке больше недостатков, чем достоинств.
Я разделяю интересы своего ребёнка.
Мой ребёнок не в состоянии что-либо сделать самостоятельно, а если и сделает, то обязательно не так.
Мой ребёнок вырастет не приспособленным к жизни.
Мой ребёнок нравится мне таким, какой он есть.
Я тщательно слежу за состоянием здоровья моего ребёнка.
Нередко я восхищаюсь своим ребёнком.
Ребёнок не должен иметь секретов от родителей.
Я невысокого мнения о способностях моего ребёнка и не скрываю это от него.
Очень желательно, чтобы ребёнок дружил с теми детьми, которые нравятся его родителям.
Ключи к опроснику:
1-я шкала. «Принятие-отвержение»:
«Да» - 4, 8, 10, 12, 14, 15, 16, 18, 23, 24, 26, 29, 39, 40, 42, 44, 46, 47, 49, 51, 52, 55, 60;
«Нет» - 3, 20, 27, 37, 38, 43, 45, 53, 56.
Баллы за положительные и отрицательные ответы суммируют.
По остальным шкалам учитывают только положительные ответы.
2-я шкала. «Кооперация»: 6, 9, 21, 25, 31, 33, 34, 35, 36.
3-я шкала. «Симбиоз»: 1, 5, 7, 28, 32, 41, 58.
5-я шкала. «Маленький неудачник»: 9, 11, 13, 17, 22, 28, 54, 61.
Порядок подсчёта тестовых баллов
При подсчёте тестовых баллов по всем шкалам учитывают ответы, совпадающие с ключом.
Высокий тестовый балл по соответствующим шкалам интерпретируется как:
1 – отвержение,
2 – социальная желательность,
3 – симбиоз,
4 – гиперсоциализация,
5 – инфантилизация.
Тестовые нормы приводятся в виде таблиц процентальных рангов тестовых баллов по соответствующим шкалам.
Сырой балл |
Процентальный ранг |
1-я шкала |
|
0 |
0 0,63
|
2-я шкала |
|
0 |
1,57 5,67 9,77 19,22 48,82 |
3-я шкала |
|
0 |
4,72 39,06 74,97 92,93 |
4-я шкала |
|
0 |
4,41 32,13 69,3 95,76 |
5-я шкала |
|
0 |
14,55 70,25 93,04 98,83 100 |
3.5. Анкетный опрос родителей
Для установления причин эмоционального неблагополучия детей важно определить ситуации или объекты, вызывающие негативные, болезненные переживания. В этом случае целесообразно провести анкетный опрос родителей или других близких ребенку людей с целью выявления психологического микроклимата в семье.
3.5.1. АНКЕТА № 1
Ф.И.О. ребенка___________________________ возраст___________ № группы ________
Ф.И.О. родителей _____________________________________________________________
1. Как Ваш ребенок засыпает?
Быстро
медленно
Требует, чтобы с ним сидели
Требует, чтобы не гасили свет
2. Как он спит?
Крепко, спокойно
Неспокойно
Вскрикивает
Плачет
разговаривает во сне
3. Как просыпается?
Не сразу
4. В каком настроении просыпается Ваш ребенок?
Веселый, спокойный
Раздражительный
Грустный
В слезах
5. Как он ест?
Охотно, не выбирает пищу, быстро, сам
Неохотно, выбирает пищу, медленно, с помощью взрослых
6. С каким настроением Ваш ребенок идет в детский сад?
Радостное
Иногда не хочет
Часто отказывается
Капризничает
Другое
7. В чем Вы видите причину нежелания ребенка идти в детский сад?
Трудности в отношениях с воспитателем
Трудности в отношениях со сверстниками
Привязанность к матери
Позднее засыпание вечером
Другие причины
8. Замечаете ли Вы проявление страха у Вашего ребенка?
иногда
9. Если замечаете, то при каких обстоятельствах?
В темной комнате
При наказаниях, окриках
При недовольстве взрослых его поведением
Когда слушает страшную сказку
Когда видит собаку, змею
Без видимой причины
10. Как проявляется страх у ребенка?
Убегает
Впадает в ярость
Зовет взрослых
Справляется сам
11. Часто ли ребенок бывает сердитым, агрессивным?
Иногда
редко
12. Как Ваш ребенок реагирует на агрессию со стороны других детей и взрослых (когда на него кричат, отнимают игрушки, угрожают и т. д.?)
Ответное нападение
Плачет
проявляет гнев (бросает игрушки, мимическое выражение эмоций, словесное)
Замыкается, «уходит в себя«
Уходит, убегает от обидчика
13. Чему радуется Ваш ребенок?
Новой игрушке, подаркам
Встрече близкими людьми
Встрече со сверстниками, друзьями
Когда вы вместе играете
Совместным походам в театр, цирк и т. д.
____________________________________________________________________________________________________________________________________
15. На что он обижается?
_________________________________________________________________________________________________________________________________
16. Часто ли ребенок плачет?
17. Какое обычно состояние у ребенка?
Спокойное
Плаксивое
Возбужденное
18. Как быстро проходит у него переживание?
Быстро
не очень быстро
Через длительное время
19. Умеет ли Ваш ребенок выразить свое сочувствие близким?
редко
20. Какие эмоции наблюдаются в игре по отношению к предметам и игрушкам?
Доброжелательный интерес
Агрессивность
Безразличие
21. Как ребенок относится к животным?
Доброжелательный интерес, желание поиграть
Агрессивность
Безразличие
22. Какие эмоции преобладают по отношению к сверстникам во время игры?
Доброжелательность
Агрессивность
Безразличие
23. С кем из детей группы Ваш ребенок наиболее часто общается?
24. Рассказывает ли дома о своих взаимоотношениях с детьми?
иногда
25. Жалуется ли на сверстников?
иногда
26. На что жалуется в отношениях со сверстниками?
Дети не принимают в игру
Обижают
Не хотят дружить
Отнимают игрушки
Шумят
27. Какой Ваш ребенок в общении с другими детьми?
Уравновешенный
Терпеливый
Чуткий
уступчивый
Приветливый
Вспыльчивый
Склонный чаще командовать, чем подчиняться
28. Умеет ли ребенок отстаивать свои интересы перед взрослыми?
не всегда
29. Умеет ли ребенок отстаивать свои интересы перед сверстниками?
не всегда нет
30. Каким образом он отстаивает свои интересы?
Находит аргументы
Упрашивает
Вежливо требует
Агрессивно требует
31. Как, на Ваш взгляд, влияют детско-родительские отношения в семье на общение ребенка со сверстниками и взрослыми в детском саду ?
Прямого влияния не оказывают
Благополучие семейных отношений - это эмоциональный тыл ребенка, облегчающий его жизнь в детском саду
Сущность семейных отношений еще недостаточно понятна ребенку, поэтому
Предлагаемая анкета частично может быть использована и для опроса воспитателей, работающих с детьми.
3.5.2. АНКЕТА № 2
1. С каким настроением Ваша дочь (сын) идет в детский сад?
Радостно
Иногда не хочет
Часто отказывается
Капризничает
2. В чем Вы видите причину нежелания ребенка идти в детский сад?
Трудности в отношениях с педагогом
Со сверстниками
Привязанность к матери
Позднее засыпание вечером
Другие причины
__________________________________________________________________
9. Есть ли у Вашего ребенка чувство собственного достоинства? В чем оно проявляется?_______________________________________________________
10. Как Ваш ребенок обычно реагирует на агрессию со стороны других детей, взрослых (когда на него кричат, отнимают игрушки, угрожают и т. д.)?
__________________________________________________________________
11. Какой Ваш ребенок в общении с другими детьми?
Уравновешенный
Терпеливый
Уступчивый
Приветливый
Вспыльчивый
Склонен чаще командовать, чем подчиняться
Другой____________________________________________________________
12. Как, на Ваш взгляд, влияют детско-родительские отношения в семье на общение ребенка со сверстниками и взрослыми в детском саду?
Прямого влияния не оказывают
Благополучие семейных отношений - это психологическая защита, эмоциональный тыл ребенка, облегчающий его жизнь в детском саду
Сущность семейных отношений еще недостаточно понятна ребенку, поэтому __________________________________________________________________
Список литературы
Велиева С.В. Диагностика психических состояний детей дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие. СПб.: Речь, 2005.
Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология: Логические схемы. – М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2002.
Захаров А. И. Психотерапия неврозов у детей и подростков , 1982.
Калинина Р.Р. В гостях у Золушки.- Псков; ПОИУУ, 1997
Коломенский Я. Л., Панько Е. А., Белоус А. Н. и др. Диагностика и коррекция психического развития детей дошкольного возраста. - М., 1997.
Левис Ш., Левис Ш.К. Ребенок и стресс. – СПб: Питер Пресс, 1996.
Лешли Д. Работать с маленькими детьми, поощрять их развитие и решать проблемы. – М.: Просвещение, 1991.
Марцинковская Т. Д. Диагностика психического развития детей: Учебное пособие. - М., 1998. - 170 с.
Непомщая Н.И. Становление личности ребёнка 6-7 лет/Научно – исследовательский институт общей и педагогической психологии Акад. пед.наук. М.: Педагогика, 1992.
Практическая психология в тестах, или Как научиться понимать себя и других. М.: АСТ-ПРЕСС, 1999.
Психологические тесты / Под ред. А. А. Карелина: в 2-х т. М.: ВЛАДОС, 2000, т. 1.
Тест - опросник родительского отношения
(А.Я Варга, В.В. Столин)
Шкалы: принятие/отвержение ребенка, кооперация, симбиоз, контроль, отношение к неудачам ребенка
Назначение теста.
Родительское отношение понимается как система разнообразных чувств и поступков взрослых людей по отношению к детям. С психологической точки зрения родительское отношение – это педагогическая социальная установка по отношению к детям, включающая в себя рациональный, эмоциональный и поведенческий компоненты. Все они в той или иной степени оцениваютя при помощи опросника, составляющего основу данной методики.
Отвечая на вопросы методики, испытуемый должен выразить свое согласие или несогласие с ними с помощью оценок «Да» или «Нет».
ТЕСТ
1. Я всегда сочувствую своему ребенку.
2. Я считаю своим долгом знать все, о чем думает мой ребенок. 3. Мне кажется, что поведение моего ребенка значительно отклоняется от нормы.
4. Нужно подольше держать ребенка в стороне от реальных жизненных проблем, если они его травмируют.
5. Я испытываю к ребенку чувство симпатии.
6. Я уважаю своего ребенка.
7. Хорошие родители ограждают ребенка от трудностей жизни.
8. Мой ребенок часто мне неприятен. 9. Я всегда стараюсь помочь своему ребенку.
10. Бывают случаи, когда недоброе отношение к ребенку приносит ему пользу. 11. По отношению к своему ребенку я испытываю досаду.
12. Мой ребенок ничего не добьется в жизни.
13. Мне кажется, что другие дети потешаются над моим ребенком. 14. Мой ребенок часто совершает такие поступки, которые заслуживают осуждения.
15. Мой ребенок отстает в психологическом развитии и для своего возраста выглядит недостаточно развитым.
16. Мой ребенок специально ведет себя плохо, чтобы досадить мне.
17. Мой ребенок, как губка, впитывает в себя все самое плохое.
18. При всем старании моего ребенка трудно научить хорошим манерам.
19. Ребенка с детства следует держать в жестких рамках, только тогда из него вырастет хороший человек.
20. Я люблю, когда друзья моего ребенка приходят к нам в дом.
21. Я всегда принимаю участие в играх и делах ребенка.
22. К моему ребенку постоянно «липнет» все дурное.
23. Мой ребенок не добьется успехов в жизни.
24. Когда в компании говорят о детях, мне становится стыдно, что мой ребенок не такой умный и способный, как другие дети.
25. Я жалею своего ребенка.
26. Когда я сравниваю своего ребенка со сверстниками, то они кажутся мне воспитаннее и разумнее, чем мой ребенок.
27. Я с удовольствием провожу с ребенком свое свободное время.
28. Я часто жалею о том, что мой ребенок взрослеет, и с нежностью вспоминаю то время, когда он был еще совсем маленьким.
29. Я часто ловлю себя на том, что с неприязнью и враждебно отношусь к ребенку.
30. Я мечтаю о том, чтобы мой ребенок достиг того, что лично мне не удалось в жизни.
31. Родители должны не только требовать от ребенка, но и сами приспосабливаться к нему, относиться к нему с уважением, как к личности.
32. Я стараюсь выполнять все просьбы и пожелания моего ребенка.
33. При принятии решений в семье следует учитывать мнение ребенка.
34. Я очень интересуюсь жизнью своего ребенка.
35. Я часто признаю, что в своих требованиях и претензиях ребенок по-своему прав.
36. Дети рано узнают о том, что родители могут ошибаться.
37. Я всегда считаюсь с ребенком.
38. Я испытываю дружеские чувства по отношению к ребенку.
39. Основная причина капризов моего ребенка – это эгоизм, лень и упрямство.
40. Если проводить отпуск с ребенком, то невозможно нормально отдохнуть.
41. Самое главное – чтобы у ребенка было спокойное, беззаботное детство.
42. Иногда мне кажется, что мой ребенок не способен ни на что хорошее.
43. Я разделяю увлечения моего ребенка.
44. Мой ребенок кого угодно может вывести из себя.
45. Огорчения моего ребенка мне всегда близки и понятны.
46. Мой ребенок часто меня раздражает.
47. Воспитание ребенка – это сплошная нервотрепка.
48. Строгая дисциплина в детстве развивает сильный характер.
49. Я не доверяю своему ребенку.
50. За строгое воспитание дети потом благодарят своих родителей.
51. Иногда мне кажется, что я ненавижу своего ребенка.
52. В моем ребенке больше недостатков, чем достоинств.
53. Мне близки интересы моего ребенка, я их разделяю.
54. Мой ребенок не в состоянии сделать что-либо самостоятельно, и если он это делает, то обязательно получается не так, как нужно.
55. Мой ребенок вырастет не приспособленным к жизни.
56. Мой ребенок нравится мне таким, какой он есть.
57. Я тщательно слежу за состоянием здоровья моего ребенка.
58. Я восхищаюсь своим ребенком.
59. Ребенок не должен иметь секретов от родителей.
60. Я невысокого мнения о способностях моего ребенка и не скрываю этого от него.
61. Ребенок должен дружить с теми детьми, которые нравятся его родителям.
Обработка и интерпретация результатов теста
Ключ к тесту
Принятие / отвержение ребенка: -3, 5, 6, -8, -10, -12, -14, -15, -16, -18, 20, -23, -24, -26, 27, -29, 37, 38, -39, -40, -42, 43, -44, 45, -46, -47, -49, -51, -52, 53, -55, 56, -60.
Кооперация: 21, 25, 31, 33, 34, 35, 36.
Симбиоз: 1, 4, 7, 28, 32,41, 58.
Контроль: 2, 19, 30, 48, 50, 57, 59.
Отношение к неудачам ребенка: 9, 11, 13, 17, 22, 54, 61.
За каждый ответ типа «Да» испытуемый получает 1 балл, а за каждый ответ типа «Нет» – 0 баллов. Если перед номером ответа стоит знак “-”, значит за ответ “Нет” на этот вопрос начисляется один балл, а за ответ “Да” – 0 баллов.
Описание шкал
Принятие / отвержение ребенка . Эта шкала выражает собой общее эмоционально положительное (принятие) или эмоционально отрицательное (отвержение) отношение к ребенку. Кооперация . Эта шкала выражает стремление взрослых к сотрудничеству с ребенком, проявление с их стороны искренней заинтересованности и участие в его делах.
Симбиоз . Вопросы этой шкалы ориентированы на то, чтобы выяснить, стремится ли взрослый к единению с ребенком или, напротив, старается сохранить между ребенком и собой психологическую дистанцию. Это – своеобразная контактность ребенка и взрослого человека. Контроль . Данная шкала характеризует то, как взрослые контролируют поведение ребенка, насколько они демократичны или авторитарны в отношениях с ним.
Отношение к неудачам ребенка . Эта, шкала показывает, как взрослые относятся к способностям ребенка, к его достоинствам и недостаткам, успехам и неудачам.
Интерпретация результатов теста
Шкала "Принятие/Отвержение"
Высокие баллы по шкале (от 24 до 33) – говорят о том, что у данного испытуемого имеется выраженное положительное отношение к ребенку. Взрослый в данном случае принимает ребенка таким, какой он есть, уважает и признает его индивидуальность, одобряет его интересы, поддерживает планы, проводит с ним достаточно много времени и не жалеет об этом.
Низкие баллы по шкале (от 0 до 8) – говорят о том, что взрослый испытывает по отношению к ребенку в основном только отрицательные чувства: раздражение, злость, досаду, даже иногда ненависть. Такой взрослый считает ребенка неудачником, не верит в его будущее, низко оценивает его способности и нередко своим отношением третирует ребенка. Понятно, что имеющий такие наклонности взрослый не может быть хорошим педагогом.
Шкала
"Кооперация"
Высокие баллы по шкале (6-7 баллов) – являются признаком того, что взрослый проявляет искренний интерес к тому, что интересует ребенка, высоко оценивает способности ребенка, поощряет самостоятельность и инициативу ребенка, старается быть с ним на равных.
Низкие баллы поданной шкале (1-2 балла) – говорят о том, что взрослый по отношению к ребенку ведет себя противоположным образом и не может претендовать на роль хорошего педагога.
Шкала
"Симбиоз"
Высокие баллы по шкале (6-7 баллов) – достаточны для того, чтобы сделать вывод о том, что данный взрослый человек не устанавливает психологическую дистанцию между собой и ребенком, старается всегда быть ближе к нему, удовлетворять его основные разумные потребности, оградить от неприятностей.
Низкие баллы по шкале (1-2 балла) – являются признаком того, что взрослый, напротив, устанавливает значительную психологическую дистанцию между собой и ребенком, мало заботится о нем. Вряд ли такой взрослый может быть хорошим учителем и воспитателем для ребенка.
Шкала
"Контроль"
Высокие баллы по шкале (6-7 баллов) – говорят о том, что взрослый человек ведет себя слишком авторитарно по отношению к ребенку, требуя от него безоговорочного послушания и задавая ему строгие дисциплинарные рамки. Он навязывает ребенку почти во всем свою волю. Такой взрослый человек далеко не всегда может быть полезным, как воспитатель, для детей.
Низкие баллы по шкале (1-2 балла) – напротив, свидетельствуют о том, что контроль за действиями ребенка со стороны взрослого человека практически отсутствует. Это может быть не очень хорошо для обучения и воспитания детей. Наилучшим вариантом оценки педагогических способностей взрослого человека по этой шкале являются средние оценки, от 3 до 5 баллов.
Шкала
"Отношение к неудачам ребенка"
Высокие баллы по шкале (6-7 баллов) – являются признаком того, что взрослый человек считает ребенка маленьким неудачником и относится к нему как к несмышленому существу. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся взрослому человеку несерьезными, и он игнорирует их. Вряд ли такой взрослый может стать хорошим учителем и воспитателем для ребенка.
Низкие баллы по шкале (1-2 балла), напротив, свидетельствуют о том, что неудачи ребенка взрослый считает случайными и верит в него. Такой взрослый, скорее всего, станет неплохим учителем и воспитателем.
Данный опросник представляет собой проверенный поколениями способ, позволяющий выявить родительское отношение к ребенку, наклонности матери или отца к конкретному виду воспитания. Тест позволяет определить меру гармоничности отношений с ребенком, возможные трудности в отношениях и способы их разрешения.
Понятие о родительской позиции в тесте
Родительская позиция в опроснике Варги и Столина понимается в качестве совокупности определенных стереотипов, практикуемых в общении с ребенком. Также к этому понятию относятся и особенности восприятия ребенка, понимания его характера и личности.
Разработан опросник отечественными психологами А. Я. Варгой и В. В. Столиным. Можно встретить и другие названия данного теста. К примеру, «Методика ОРО», «Опросник родительского отношения» и другие.
Материалом для создания данного теста послужили результаты масштабного опроса, проведенного среди 197 родителей здоровых детей. Возраст детей в семьях составлял от 7 до 11 лет. Также принимали участие и 93 семьи, которые обратились за помощью к психологам в Консультативный центр при факультете психологии МГУ.
О создателях теста
Анна Варга в то время впервые за историю СССР вела психологическую консультацию. Прием проводился при том же факультете. Ею было и организовано Общество семейных консультантов и терапевтов. Много лет Анна Варга занималась преподаванием в Ленинском институте. Но при первой же возможности оставила госслужбу и занялась консультированием.
Владимир Викторович Столин - отечественный психолог, а также предприниматель. Под его научным руководством проводилась разработка описываемого теста. В 1970 г. В. В. Столин окончил факультет психологии МГУ. Обладает учебными степенями: профессор, доктор наук. Его кандидатская диссертация была выполнена под руководством А. Н. Леонтьева. В работе исследователь изучал вопросы восприятия пространства.
В 1989 году В. В. Столин основал консалтинговую компанию «Экопси консалтинг». Главное направление ее деятельности - управление человеческими ресурсами, а также мотивационные программы для менеджеров. Исследователь является автором более чем 100 научных работ, включая 3 монографии.
Инструкция
Опросник родительского отношения Варги и Столина содержит в себе 61 вопрос. Отвечать на вопросы необходимо согласием или же несогласием. Предназначен тест для родителей малышей в возрасте от 3 до 10 лет. Данный тест надежен и достаточно точно отображает особенности отношения родителя к ребенку.
Однако следует помнить, что опросник родительского отношения Варги и Столина позволяет выявить только наиболее общие моменты в отношениях с сыном или дочерью. Для того чтобы интерпретировать результаты наиболее точно, необходимо обсудить их с психологом, специализирующимся на семейных отношениях. Но и это еще не все.
Участники опросника родительского отношения должны давать исключительно правдивые ответы. Это позволит получить наиболее точный результат в тестировании. Ответы на вопросы записываются, а затем результаты подсчитываются по каждой шкале.
Вопросы
Тест состоит из следующих вопросов:
- Я всегда испытываю сочувствие к моему малышу.
- Мой долг - быть осведомленным о том, что он думает.
- На мой взгляд, поведение моего ребенка существенно отклоняется от нормы.
- Детей следует держать подальше от реальных жизненных трудностей, так как они могут травмировать их.
- Я испытываю искреннее чувство симпатии по отношению к моему ребенку.
- Я уважаю свое чадо.
- Нормальные родители должны ограждать ребенка от трудностей повседневной жизни.
- Нужно признать, что мой сын (моя дочь) нередко вызывает у меня раздражение.
- Я всегда стремлюсь помочь моему ребенку.
- Иногда бывает и так, что строгое, недоброе отношение идет ребенку на пользу.
- По отношению к нему я постоянно испытываю разочарование.
- Кто-кто, а мой ребенок вряд ли в этом мире добьется успеха.
- На мой взгляд, другие дети любят потешаться над моим сыном (дочерью).
- Иногда мое чадо творит такое, за что можно только отругать.
- В психологическом развитии мое чадо не догоняет сверстников.
- Он (она) намеренно выводит меня из себя.
- Мой ребенок, подобно губке, впитывает в себя только плохое.
- Как ни старайся, а моего ребенка крайне сложно научить хорошим манерам.
- Детей надо с самого мальства держать в жестких рамках. Только в таком случае из них смогут вырасти хорошие люди.
- Мне нравится, когда друзья моего ребенка приходят в гости.
- Я с удовольствием участвую в играх моего сына (дочери).
- Все дурное мой ребенок схватывает на лету.
- Мое чадо вряд ли добьется в жизни существенных высот.
- Когда мои знакомые говорят о своих детях, в душе мне становится неловко, что мой ребенок не так умен и талантлив.
- Я часто жалею свое чадо.
- В сравнении с другими детьми мой ребенок намного менее умен и воспитан.
- Мне нравится проводить с ребенком выходные и вечера.
- Я нередко сожалею о том, что скоро мой ребенок повзрослеет, и с нежностью вспоминаю те времена, когда он был еще младенцем.
- Нередко я ловлю себя на мысли, что ненавижу ребенка.
- Я мечтаю, чтобы мой ребенок смог достичь успеха в тех сферах, в которых мечтал реализоваться я сам.
- Родители должны и быть строгими к ребенку, и относиться к нему с уважением.
- Я стремлюсь исполнять все мечты моего ребенка.
- Во время принятия решений в семье нужно учитывать мнение сына (дочери).
- Мне интересна жизнь моего чада.
- В своих претензиях мой ребенок часто бывает по-своему прав.
- Дети очень рано понимают, что и родители делают ошибки.
- Я считаюсь с моим ребенком.
- По отношению к моему чаду я испытываю дружеские чувства.
- Причины, по которым мой ребенок капризничает - это самовлюбленность, лень и упрямство.
- В отпуске с ребенком невозможно отдохнуть по-человечески.
- Главное, чтобы у моего чада детство было спокойным и счастливым.
- Нередко мне кажется, что мой ребенок совершенно неспособен ни на что дельное.
- Мне тоже интересны хобби моего ребенка.
- Мое чадо кого угодно может вывести из равновесия.
- Огорчения моего сына (дочери) мне близки, я их понимаю.
- Нередко мой ребенок вызывает во мне агрессию.
- Воспитание детей - это одна нервотрепка.
- Дисциплина с ранних лет развивает характер.
- Я не доверяю своему чаду.
- За строгое воспитание уже взрослые дети всегда благодарны родителям.
- Иногда кажется, что я испытываю только ненависть к нему (ней).
- В моем ребенке больше минусов, нежели плюсов.
- Хобби моего ребенка вызывают интерес и у меня.
- Мое чадо ничего не может сделать как следует.
- Он (она) вырастет неприспособленным к реальной жизни.
- Я люблю ребенка таким, какой он есть.
- Я стараюсь тщательно следить за здоровьем моего ребенка.
- Мой сын (дочь) вызывает у меня восхищение.
- У ребенка не должно быть своих секретов от родителей.
- Я невысокого мнения о талантах моего чада, и не скрываю этого.
- Водить дружбу ребенок должен с теми детьми, которых одобряют его родители.
Обработка результатов теста-опросника родительского отношения
Состоит тест из пяти шкал. За каждый из полученных положительных ответов испытуемому начисляется 1 балл. За ответ «нет» - 0 баллов. Если перед номером вопроса стоит знак «-», то, наоборот, за ответ «нет» за данный вопрос начисляется 1 балл, а за ответ «да» - 0 баллов.
- Принятие / отвержение ребенка: -3, 5, 6, -8, -10, -12, -14, -15, -16, -18, 20, -23, -24, -26, 27, -29, 37, 38, -39, -40, -42, 43, -44, 45, -46, -47, -49, -51, -52, 53, -55, 56, -60.
- Кооперация: 21, 25, 31, 33, 34, 35, 36.
- Симбиоз: 1, 4, 7, 28, 32,41, 58.
- Контроль: 2, 19, 30, 48, 50, 57, 59.
- Отношение к неудачам ребенка: 9, 11, 13, 17, 22, 54, 61.
Описание шкал: «Принятие-отвержение»
Высокими считаются баллы по первой шкале опросника родительского отношения Варги и Столина - «Принятие - отвержение», начиная от 24 и до 33. Это указывает на то, что у тестируемого сложилось положительное отношение к своему малышу. Взрослый не отвергает ребенка даже в том случае, если у чада есть очевидные недостатки. Он также способен хвалить чадо за достижения, что позволяет ребенку чувствовать себя любимым вне зависимости от своих действий. Низкие баллы - от 0 до 8 - указывают на негатив по отношению к ребенку.
Данная шкала в методике диагностики родительских отношений позволяет оценить общее эмоциональное отношение к ребенку. На одном из полюсов родитель любит и принимает ребенка таким, какой он есть. Мать или отец уважает неповторимую личность ребенка, испытывает к нему симпатию. На другом полюсе данной шкалы чадо всегда представляет плохим. Родитель думает, что ребенок не сможет добиться жизненного успеха по причине наличия дурных склонностей.
«Кооперация»
Данная шкала обнажает желательный образ отношения матери или отца к ребенку. Родитель заинтересован в делах ребенка, всеми силами старается помочь малышу. Умственные и творческие способности оцениваются высоко. Инициатива поощряется родителем, общение происходит практически на равных.
Высокие показатели по шкале «Кооперация» - 7-8 баллов. Это говорит о том, что родитель интересуется жизнью ребенка, хорошо оценивает его способности. Низкие показатели говорят о том, что из родителя вряд ли получится хороший педагог.
Шкала «Симбиоз»
Отражает дистанцию в общении. Если по данной шкале баллы высоки, то можно считать, что мать или отец стремится к психологическому слиянию с ребенком. Он чувствует себя с чадом единым целым, стремится удовлетворить любые его потребности.
Статистические показатели опросника родительского отношения в 6-7 баллов по шкале «Симбиоз» считаются достаточно высокими. В таком случае родитель не способен выстроить психологической дистанции между собой и ребенком. А небольшие цифры - 1-2 балла - указывают на большую дистанцированность родителя от ребенка.
Шкала «Контроль»
Отражает уровень контроля поведения ребенка. Если показатели по данной шкале высоки, то в поведении родителя просматривается авторитаризм. От чада требуется безоговорочное послушание. За любые проявления своеволия чадо наказывают.
Высокие показатели по шкале «Контроль» - 6-7 баллов - говорят о том, что родитель ведет себя чересчур авторитарно по отношению к своему чаду. Он постоянно требует от него безоговорочного послушания. Низкими считаются показатели 1-2 балла. В таком случае контроль за действиями ребенка практически не осуществляется.
Шкала «Маленький неудачник»
Позволяет оценить особенности воспитания родителем. Если по данной шкале баллы высоки, родитель чрезмерно инфантилизирует ребенка. Мать или отец уверены, что их дитя никогда психологически не повзрослеет и не станет достойным членом общества. Ребенок представляется родителю совершенно неприспособленным к внешнему миру.
Что касается результатов шкалы «Маленький неудачник», то здесь высокими считаются цифры 7-8 баллов. В таком случае мать или отец действительно расценивают своего ребенка как мало на что способного. А низкие показатели, напротив, свидетельствуют о вере родителя в силы чада. Такие матери и отцы могут стать хорошими учителями и воспитателями.
Данный тест может широко использоваться как психологами и педагогами, так и для самодиагностики. При чрезвычайно низких показателях авторитарности, психологического слияния или же непринятия ребенка рекомендуется обратиться к специалисту за консультацией.
Опросник родительского отношения представляет собой психодиагностический инструмент, ориентированный на выявление родительского отношения (отношения родителей и детей) у взрослых, обращающихся в психологическую консультацию за помощью по вопросам воспитания детей и трудностей в общении с ними. Родительское отношение понимается как система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, отмечаемых в общении с детьми особенностей восприятия, особенностей понимания характера и личности ребенка, его поступков. Опросник разработан А.Я.Варгой под руководством В.В. Столина и впервые опубликован в 1988 г. [Варга А.Я., Столин В.В., 1988].
Опросник состоит из пяти шкал.
- Принятие/отвержение - шкала отражает интегральное эмоциональное отношение к ребенку. Содержание одного полюса шкалы: родителю нравится ребенок таким, какой он есть. Родитель уважает индивидуальность ребенка, симпатизирует ему. Родитель стремится проводить много времени вместе с ребенком, одобряет его интересы и планы. На другом полюсе шкалы: родитель воспринимает своего ребенка как плохого, неприспособленного, неудачливого. Ему кажется, что ребенок не добьется успеха в жизни из-за низких способностей, небольшого ума, дурных наклонностей. Родитель в основном испытывает к ребенку злость, досаду, раздражение, обиду. Он не доверяет ребенку и не уважает его.
- Кооперация - социально желательный образ родительского отношения. Содержательно эта шкала раскрывается так: родитель заинтересован в делах и планах ребенка, старается во всем помочь, сочувствует ему. Родитель высоко оценивает интеллектуальные и творческие способности ребенка, испытывает чувство гордости за него. Он поощряет инициативу и самостоятельность ребенка, старается быть с ним на равных. Родитель доверяет ребенку, старается принимать его точку зрения в спорных вопросах.
- Симбиоз - шкала отражает межличностную дистанцию в общении с ребенком. При высоких баллах по этой шкале можно считать, что родитель стремится к симбиотическим отношениям с ребенком. Содержательно эта тенденция описывается так: родитель ощущает себя с ребенком единым целым, стремится удовлетворить все его потребности, оградить от трудностей и неприятностей жизни. Родитель постоянно ощущает тревогу за ребенка, ребенок кажется ему маленьким и беззащитным. Тревога родителя повышается, когда ребенок начинает обретать автономию волей обстоятельств, так как по своей воле родитель никогда не предоставляет ребенку самостоятельности.
- Авторитарная гиперсоциализация - отражает форму и направление контроля за поведением ребенка. При высоком балле по этой шкале в родительском отношении отчетливо просматривается авторитаризм. Родитель требует от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины. Он старается во всем навязать ребенку свою волю, не в состоянии принять его точку зрения. За проявления своеволия ребенка сурово наказывают. Родитель пристально следит за социальными достижениями ребенка и требует социального успеха. При этом родитель хорошо знает ребенка, его индивидуальные особенности, привычки, мысли, чувства.
- Маленький неудачник - отражает особенности восприятия и понимания ребенка родителем. При высоких значениях по этой шкале в родительском отношении имеется стремление инфантилизировать ребенка, приписать ему личную и социальную несостоятельность. Родитель видит ребенка младшим по сравнению с его реальным возрастом. Интересы, увлечения, мысли и чувства кажутся родителю детскими, несерьезными. Ребенок представляется неприспособленным, неуспешным, открытым для дурных влияний. Родитель не доверяет своему ребенку, досадует на его неуспешность и неумелость. В связи с этим родитель старается оградить ребенка от трудностей жизни и строго контролировать его действия.
Текст опросника ОРО
- Я всегда сочувствую своему ребенку.
- Я считаю своим долгом знать все, что думает мой ребенок.
- Я уважаю своего ребенка.
- Мне кажется, что поведение моего ребенка значительно отклоняется от нормы.
- Нужно стараться держать ребенка в стороне от реальных жизненных проблем, если они его травмируют.
- Я испытываю к ребенку чувство расположения.
- Хорошие родители ограждают ребенка от трудностей жизни.
- Мой ребенок часто неприятен мне.
- Я всегда стараюсь помочь своему ребенку.
- Бывают случаи, когда издевательское отношение к ребенку приносит ему большую пользу.
- Я испытываю досаду по отношению к своему ребенку.
- Мой ребенок ничего не добьется в жизни.
- Мне кажется, что другие дети потешаются над моим ребенком.
- Мой ребенок часто совершает такие поступки, которые достойны только презрения.
- Для своего возраста мой ребенок немножко незрелый.
- Мой ребенок специально ведет себя плохо, чтобы досадить мне.
- Мой ребенок впитывает в себя все дурное, как губка.
- Моего ребенка трудно научить хорошим манерам при всем старании.
- Ребенка следует держать в жестких рамках, тогда из него вырастет порядочный человек.
- Я люблю, когда друзья моего ребенка приходят к нам в дом.
- Я принимаю участие в своем ребенке.
- К моему ребенку «липнет» все дурное.
- Мой ребенок не добьется успеха в жизни.
- Когда в компании знакомых говорят о детях, мне немного стыдно, что мой ребенок не такой умный и способный, как мне хотелось бы.
- Я жалею своего ребенка.
- Когда я сравниваю ребенка со сверстниками, они кажутся мне взрослее и по поведению, и по суждениям.
- Я с удовольствием провожу с ребенком все свое свободное время.
- Я часто жалею о том, что мой ребенок растет и взрослеет, и с нежностью вспоминаю его маленьким.
- Я часто ловлю себя на враждебном отношении к ребенку.
- Я мечтаю о том, чтобы мой ребенок достиг всего того, что мне нравится и кажется необходимым.
- Родители должны приспосабливаться к ребенку, а не только требовать этого от него.
- Я стараюсь выполнять все просьбы моего ребенка.
- Принимая семейные решения, следует учитывать мнение ребенка.
- Я очень интересуюсь жизнью своего ребенка.
- В конфликте с ребенком я часто могу признать, что он по -своему прав.
- Дети рано узнают, что родители могут ошибаться.
- Я всегда считаюсь со своим ребенком.
- Я испытываю к ребенку дружеские чувства.
- Основные причины капризов моего ребенка - эгоизм, упрямство и лень.
- Невозможно нормально отдохнуть, если проводить отпуск с ребенком.
- Самое главное - чтобы у ребенка было спокойное и беззаботное детство, все остальное приложится.
- Иногда мне кажется, что мой ребенок не способен ни на что хорошее.
- Я разделяю увлечения моего ребенка.
- Мой ребенок может вывести из себя кого угодно.
- Я понимаю огорчения своего ребенка.
- Мой ребенок часто раздражает меня.
- Воспитание ребенка - это сплошная нервотрепка.
- Строгая дисциплина в детстве развивает сильный характер.
- Я не доверяю своему ребенку.
- За строгое воспитание дети потом благодарят.
- Иногда мне кажется, что я ненавижу своего ребенка.
- В моем ребенке больше недостатков, чем достоинств.
- Я разделяю интересы своего ребенка.
- Мой ребенок не в состоянии сделать что-либо самостоятельно, а если и сделает, то обязательно не так.
- Мой ребенок вырастет не приспособленным к жизни.
- Мой ребенок нравится мне таким, какой он есть.
- Я тщательно слежу за состоянием здоровья своего ребенка.
- Нередко я восхищаюсь своим ребенком.
- Ребенок не должен иметь секретов от своих родителей.
- Я невысокого мнения о способностях моего ребенка и не скрываю этого от него.
- Весьма желательно, чтобы ребенок дружил с теми детьми, которые нравятся его родителям.
Ключи к опроснику
- Принятие/отвержение: 3, 4, 8, 10, 12, 14, 16, 18, 20, 23, 24, 26, 27, 29, 37, 38, 39, 40, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 49, 51, 52, 53, 55, 56, 60.
- Образ социальной желательности поведения: 6, 9, 21, 25, 31, 33, 34, 35, 36.
- Симбиоз; 1, 5, 7, 28, 32, 41, 58.
- Авторитарная гиперсоциализация: 2, 19, 30, 48, 50, 57, 59.
- Маленький неудачник: 9, 11, 13, 17, 22, 28, 54, 61.
Порядок подсчета тестовых баллов
При подсчете тестовых баллов по всем шкалам учитывается ответ «верно».
Высокий тестовый балл по соответствующим шкалам интерпретируется как:
- - отвержение;
- - социальная желательность;
- - симбиоз;
- - гиперсоциализация;
- - инфантилизация (инвалидизация).
Тестовые нормы приводятся в виде таблиц процентильных рангов тестовых баллов по соответствующим шкалам. Эти шкалы опубликованы авторами теста и используются многими другими психологами в их публикациях.
Мы не приводим их здесь из-за плохой психометрики практически всех шкал теста. Например, нам непонятно, как высшие возможные «сырые» баллы (по трем шкалам из пяти!) могут иметь процентиль, не равный 100 (по второй шкале за максимум - девять «сырых» баллов - испытуемый получает в соответствии с данными авторов теста всего 80 процентилей!). С нашей точки зрения, пользователи этой методики должны собрать собственные нормы и провести перестандартизацию теста на своей выборке.
Во-вторых, по мнению многих экспертов, в первом субтесте десять вопросов сформулированы так, что балл по ним необходимо давать за ответ «нет», а не за ответ «да», как указывают авторы теста. Именно этим - ошибкой в ключах - можно, вероятно, объяснить, что все результаты по этой шкале с 24 до 31 балла имеют процентиль 100.
Впрочем, психометрика этой шкалы (и других шкал этого теста) просто никуда не годится. Например, по первой шкале уже 15 «сырых» баллов из возможных 31 имеют процентиль 90,5, т.е. на остальные возможные 16 баллов приходится всего 9,5 процентиля!
Десять указанных вопросов первой шкалы, для которых баллы необходимо начислять за ответ «нет», пользователи должны определить сами как эксперты. По результатом наших многочисленных опросов студентов и работающих психологов, это вопросы: 3, 20, 26, 27, 37, 38, 43, 45, 53, 56.