Мария Топораш
Цель : 1. Обобщить знания детей о сказках братьев Гримм .
2. Формировать интерес к литературе .
3. Формировать оценку таких понятий как добро и зло.
4. Поощрять стремления поддерживать разговор детей о книгах.
5. Обогащать словарь детей.
6. Совершенствовать умения драматизировать сказку , выразительно передавая образы героев.
7. Воспитывать любовь к художественной литературе .
Предварительная работа : чтение детям сказки братьев Гримм , рассматривание иллюстраций.
Материал : волшебный сундучок, скатерть-самобранка, веретено, трубка, зеркальце, кувшин, веретено домик, елки, шапочки : еж, заяц, книга.
Ход занятия
Ребенок : В книжку детскую малыш
Только постучится :
Тук-тук-тук-тук и вот глядишь
Оживут страницы.
(открывается книга и оттуда выходит сказочница )
Сказочница : Здравствуйте ребятушки, здравствуйте гости дорогие.
Ай, какие вы хорошие, ай какие вы пригожие.
Да румяные какие!
Вы узнали видимо меня?
Это я, сказочница Василиса .
Любите ли вы сказки ? Знаю, знаю, что любите.
Почему вы их любите? (ответы детей)
А кто же пишет сказки ? (писатели)
Каких писателей вы знаете? (ответы детей)
Как обычно начинаются сказки ? С каких слов?
(Жили – были, в некотором царстве, в некотором государстве, давным–давно.)
Сказочница : В мире много сказок
Добрых и смешных
И прожить на свете
Нам нельзя без них.
О чем обычно рассказывается в сказках ? (о приключениях, о волшебных событиях)
Какие герои встречаются в сказках ? (добрые, злые, жадные, завистливые, трудолюбивые, ленивые)
Чем заканчиваются сказки ? (В сказках всегда побеждает добро, а зло наказывается.)
Какими словами заканчиваются сказки ? (ответы детей)
Знаю, что совсем недавно познакомились вы со сказками братьев Гримм .
Ребята, сегодня я вас приглашаю в путешествие в волшебную страну сказок братьев Гримм .
Вы согласны со мной путешествовать ? (ответы детей)
Братья Гримм написали много сказок , их сказки добрые .
Чуточку грустные и необыкновенные.
Назовите мне эти сказки . (ответы детей.)
Сказочница : В сказках может все случиться ,
Наши сказки впереди .
Сказки в двери к нам стучится,
Скажем гостю «заходи» .
Задание №1. «Сказка начинается… . А как она называется?
1. У одного человека было семеро сыновей, а дочки ни одной. Ему же очень хотелось иметь дочку. Но вот наконец родилась и девочка. (сказка «Семь воронов» .)
2. Много лет тому назад жил на свете мельник И был у мельника осёл, умный и сильный. (сказка «Бременские музыканты» )
3. У одного короля было 12 дочерей, одна другой лучше и красивее. Спали дочери вместе в большой зале, где в ряд стояли их кровати. (сказка «Стоптанные башмаки» ).
4. У одного купца была жена и дочь. И вот как-то заболела жена и вскоре умерла. Каждый день ходила девочка к матери на могилу, плакала там, и украшала могилу цветами. (сказка «Золушка» ).
Задание №2 «Угадай героя сказки !»
1. Он отказался от драгоценных камней, от золотой короны, от дорогих платьев, но потребовал, чтобы сидели всегда рядом за столиком, ели из одной тарелочки, спали в одной постельки. (сказка «Король-лягушонок» ).
2. Чего ты боишься? Оставайся тут жить. Будешь стелить мне постель, перину взбивать. (сказка «Госпожа Метелица» ).
3. Не один зверь не причинял им зла, ни одно животное не боялось их. Зайчик ел капусту у них из рук, олень спокойно пробегал мимо, а птицы спускались на нижние ветви и пели им свои песни (девочки : сказка «Беляночка и Розочка» ).
4. Хорошие товары продаю, шнурки продаю, тесемки разноцветные. Выбирай что хочешь. (королева-торговка, сказка «Снегурочка» ).
Задание №3. «Изобрази героев литературных произведений »
Задание для девочек : Золушка, мачеха, королева-мачеха, прялица, золотой гусь.
Задание для мальчиков : солдат, король, принц, медведь, король-лягушонок.
(Сказочница показывает иллюстрации, а дети должны изобразить героя с помощью пантомимы другие дети отгадывают сказку )
Задание №4. «Дополни имя»
Сказочница : Я назову вам первую часть имени сказочных героев братьев Гримм , а вы уж догадайтесь о каком герое идет речь.
(Сол-дат, ко-роль, Эль-за, ма-чеха, сне-гурочка, Зо-лушка, о-сел, мель-ник, кар-лик, ду-рак, ме-телица, лен-тяйка, Бе-ляночка, Ро-зочка, мед-ведь).
Задание №5 «Волшебный сундучок»
Сказочница : В моем сундучке настоящие сказочные вещи , я буду их по очереди доставать из сундучка, а вы вспомните, из каких они сказок .
1. В сундучке лежит предмет, который однажды запачкался кровью, девушка нагнулась к воде, чтобы его обмыть, а оно выскочило из рук и упало в колодец. (Веретено, сказка «Госпожа Метелица» )
2. В сундучке лежит предмет, который солдат просил у короля исполнить его последнюю просьбу на виселице. (Трубка, сказка «Синяя свечка» )
3. В сундучке лежит предмет, который говорил человеческим голосом. (Зеркальце, сказка «Снегурочка» )
4. В сундучке лежит предмет, который подарил мастер своему ученику за хорошее обучение. (Столик, сказка «Столик накройся, золотой осел, и дубинка из мешка» )
Сказочница : Молодцы, я хочу вам сказать спасибо от всех сказочных героев . Вы хорошо знаете сказки братьев Гримм , и вы настоящие сказочные знатоки .
Я предлагаю вашему вниманию драматизацию сказки «Заяц и ёж» .
Предлагаю вам сказать такие волшебные слова : «Сказка- сказка » отзовись, поскорей сюда явись. (Дети закрытыми глазами повторяют волшебные слова, в это время герои сказки занимают свои места )
Сказочница : Тише детки, вы сидите,
Нашу сказку не спугните .
Задание №6. Драматизация сказки «Заяц и ёж» .
(По окончании драматизации сказочница хвалит всех детей за талант, старание.)
Сказочница : Ну, вот наше путешествие по сказкам братьев Гримм подошло к концу .
Сказки вы не забывайте ,
С интересом их читайте,
В гости жду я вас, друзья,
Вам буду рада здесь всегда!
(Дети совершают круг почёта под весёлую музыку и прощаются со сказкой )
В новогодние каникулы в Районной детской библиотеке для читателей младшего и среднего школьного возраста была проведена беседа - презентация «Великий сказочник и библиотекарь», посвящённая юбилею известного немецкого писателя Якоба Гримма.
Ребята узнали о том, что Якоб Гримм родился в 1785 году в семье небогатого немецкого юмориста, а через год родился его брат Вильгельм.
С детства братья Гримм проявляли способности к наукам и оба учились в Марбургском университете. Впоследствии став профессорами Геттингенского, а затем Берлинского университетов и членами прусской Академии Наук.
Они много путешествовали по всей Германии и записали более 200 сюжетов сказок. В 1812 году вышла в свет их первая книга под названием «Детские и семейные сказки», которые любят дети и взрослые во многих странах мира.
Далее ребята совершили заочную экскурсию по музею братьев Гримм, и узнали, что Якоб Гримм более тридцати лет проработал библиотекарем и написал несколько научных филологических трудов. Особый интерес детей вызвала викторина по знаменитым сказкам писателей и просмотр фильма «Беляночка и Розочка».
5 января в пришкольном зимнем лагере заведующая Русско – Макуловской библиотекой Першина Н.А . провела с детьми и подростками викторину по сказкам братьев Гримм «В стране сказок братьев Гримм», приуроченную к 230- летию со дня рождения немецкого сказочника Якоба Грима (1785 – 1863).
В начале мероприятия детям была предложена беседа о жизни и творчестве немецких сказочников, обзор книг, а потом ребята участвовали в электронной викторине, вспоминая знаменитые сказочные истории, в которых так много добра и теплоты и где добро всегда побеждает зло.
Сказки братьев Гримм читают дети во всем мире. Как и столетие назад «Белоснежка», «Бременские музыканты», «Гензель и Гретель», «Золотой гусь», «Синяя свеча» и другие сказки, написанные и собранные Якобом и Вильгельмом Гримм, остаются самыми любимыми у маленьких читателей и их родителей, которые очаровывают и увлекают читателя в мир полный волшебства и чудес.
6 января в Тат – Бурнашевской сельской библиотеке для детей младшего школьного возраста был проведён у рок православия «В ожидании Рождества».
Праздник Рождество празднуют каждый год, почти, что две тысячи лет. В ходе мероприятия ребята узнали об известных подробностях, связанных с ночью рождения Иисуса Христа, о том, что задолго предшествовало его рождению, но оказалось связано с ним. Нашли ответы на вопросы: «Как пришли Волхвы и что за дары принесли они Новорождённому?», « Почему пастухи, наряжая первую Рождественскую ёлку, украсили её яблоками?», «Почему Рождество стало семейным праздником?» и «Почему к праздничному столу на Рождество приглашали бедных?».
Познакомились с изображениями игрушек разных стран, посмотрели рождественские открытки и репродукции картин о Рождестве: Сандро Боттичелли «Рождество», Питера Брейгеля Старшего «Поклонение Христу», Петера Пауля Рубенса «Поклонение королей», Стефана Лохнера «Поклонение младенцу», Ван дер Вейдена «Рождество», Ван дер Хуса «Поклонение пастухов», Андрея Рублёва Икона «Рождество Христово» и другие. Обсудили вопрос, который был задан детям: «А что бы ты мог принести Младенцу, если бы был пастухом или волхвом?». Ответы были самые разные, но главное, все ребята говорили о том, что нужно нести добро к людям и уважать народные традиции.
Закончилось мероприятие чтением вслух рассказа Леонида Андреева «Ангелочек» и рекомендацией книг о Рождественской ёлке - Гофмана «Щелкунчик», Джанни Родари «Путешествие голубой стрелы», Чарльза Диккенса «Рождественская ёлка» и т.д.
6 января в Майданской библиотеке прошла новогодняя игра Поле чудес «Праздничный переполох или с Новым годом».
В каждом туре участвовали по 3 игрока.Их цель – по очереди, называя буквы, отгадать зашифрованное слово.За правильно угаданную букву игроки получали жетон. Если такая буква в слове отсутствовала, ход переходил к другому игроку. Если же буква была угадана, верно, то этот игрок имел право ещё раз выполнить ход - назвать другую букву.Победители каждого тура выходили в финал.
В финал вышли Мартьянов Максим(6класс), Хабарова Диана(6класс) и Родионов Данил(4класс). Но, по условиям игры победителем становился тот игрок, который отгадал финальное слово и этим счастливчиком стал Мартьянов Максим. Каждый из участников получил праздничный сувенир, а победители призы и дипломы.
Это мероприятие расширило представления детей о встрече Нового года в древние времена и в наши дни, в России и других странах.
Детство - такой период жизни, когда приближение каждого праздника, в том числе Нового года и Рождества переживается по-особенному. Ребята ждут подарков и чудес.
7 января в Ямбулатовском поселении для детей и их родителей состоялась Рожественская елка «Чудеса под Рождество», которую организовали работники СДК и заведующая сельской библиотекой.
Вместе с Дедом Морозом и Снегурочкой - главными героями праздника, ребята водили хороводы вокруг наряженной елки, танцевали, пели любимые песенки, рассказывали стихи про зиму и Рождество, загадывали желания. Не обошелся праздник и без нечистой силы, которую, как всегда, забыли пригласить, но она явилась сама. Дед Мороз и Снегурочка вместе с детьми, устроили для Бабы Яги и тетушки Кикиморы веселые соревнования, которые они, конечно же, проиграли. В течении праздника Дедушка Мороз не забывал про свой волшебный мешок и всех угощал сладостями и призами.
9 января библиотекарем Октябрьской сельской библиотеки Азизовой Г.Р. был проведён информационный час «Книжные истории». В мероприятии приняли участие учащиеся 1-8 классов, которые с удовольствием подготовили к встрече свои истории о книгах и зачитали отрывки из любимых произведений. По итогам голосования, лучшим рассказчиком стал ученик 8 класса Бочкарёв Данила, который зачитал отрывок из произведения Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством».
В новогодние и рождественские дни хочется верить в чудеса, вот, наверное, именно поэтому многие истории ребят были о празднике Нового года, о чудесах света и сказочных героях.
8 января 2015 года в Русско – Макуловской библиотеке совместно с Домом культуры для детей и подростков было организовано мероприятие, приуроченное ко Дню детского кино и Дню мультфильмов - «Мы вспоминаем наше детство сказкой».
Першина Надежда Александровна в краткой беседе познакомила ребят с историей праздника.
«День детского кино учрежден в 1998 году правительством города Москвы по инициативе Московского детского фонда (МДФ) в связи со 100-летием первого показа фильмов для детей.
В конце 1890-х годов Москве, в нынешнем ГУМе, а в то время бывших Верхних торговых рядах, открывается первый стационарный «Электрический театр». В нем идут развлекающие почтенную публику фильмы «Дети пляшут», «Дети плачут», «Игра в мяч», «Конно-железная дорога в Москве» и естественно политико-воспитательные картины - хронику из жизни царской фамилии.
И вот, 8 января 1898 года в нем прошел первый в России показ программы для детей, которая так понравилась зрителям, что стала регулярной. Более 100 лет отделяют нас от выхода на экраны первых лент снятых в России специально для детей. Одними из первых детских фильмов были конечно любимые детские сказки - «Дедушка Мороз» (1910 г.) и «Царевна - лягушка» (1911 г.)
Бывали случаи, что чуть ли не весь класс сбегал с урока в близлежащий кинозал, чтобы за 5 копеек посмотреть новую серию «Ну, погоди!», «Бременских музыкантов» или «Айболит 66». Выбор детских фильмов был намного больше, чем сегодняшних однодневных блокбастеров на которые никто не пойдет во второй раз. 5 - 6 различных детских фильмов менялись каждую неделю. И план детские кинотеатры всегда перевыполняли».
Художественный руководитель Макуловского дома культуры Наталья Махнина подготовила для просмотра очень популярный в конце 90-х годов зарубежный комедийный фильм Джона Хьюса «Младенец на прогулке». На мероприятие приглашены участники художественной самодеятельности Макуловского СДК и постоянные читатели библиотеки Яковлева Настя и Родионова Таня. Фильм, демонстрируемый через проектор на большом экране, был одинаково интересен и для взрослых и для детей. Приключения младенца захватывали внимание в течение всего фильма. В завершении посетители пожелали, чтобы Дни кино в библиотеке организовывались и в дальнейшем.
Детство, словно теплый свет в окошке,
Радости достойно и любви -
Пусть же только добрых фильмов крошки
Ежедневно дарит нам TV.
На начальном и среднем этапе обучения немецкому языку происходит формирование коммуникативной, языковой и общекультурной компетенций в процессе знакомства детей с немецкой детской литературой, фольклором, музыкой.
Задачи:Цели:
Знакомство с жизнью и творчеством братьев Гримм;
Помощь ребёнку в формировании мировоззрения при анализе поступков сказочных персонажей;
Развитие их творческих способностей, самостоятельности, эстетичных
Привитие любви к такому жанру народного творчества , как сказка;
- воспитывать у детей доброту, сочувствие к чужой беде;1 Вступительное слово учителя.
Когда мы берем в руки тоненькие книжки с картинками, такие как «Бременские музыканты», «Храбрый портняжка» или «Госпожа Метелица», то не очень-то задумываемся над тем, кто такие братья Гримм. Не все знают, как их зовут, наверняка не задумываются над тем, сами сочинили двое братьев сказки или записали от кого-то услышанное, но, так или иначе, сказки братьев Гримм известны почти каждому человеку.
Нашей целью сегодня будет знакомство с жизнью и творчеством братьев Гримм.
Дорогой доброй сказки идём мы без опаски
И дружно говорим: «Идём мы к братьям Гримм!»
И встретят нас герои: красавицы и тролли,
Лягушка и горшок, и боб, и уголёк.
И музыкантов Бремена узнаем мы уверенно,
И Розочку с Беляночкой на сказочной поляночке.
И снова повторим: «Пришли мы к братьям Гримм!»
2. Рассказ о жизни и творчестве братьев Гримм.
1 рассказчик В некотором царстве-государстве, в графстве Ханау земли Гессен, что в сердце Германии, жила-была семья городского судьи Гримм. Сыновей у него было, что пальцев на руке, да ещё их маленькая сестрица Шарлотта. Старшие дети Якоб и Вельгельм были неразлучными друзьями. Любили они послушать сказки и истории, которые рассказывала матушка, служанки или гости, приходившие к ним.
2 рассказчик Когда Якобу исполнилось 6 лет, семья перебралась на родину отца в тихий уютный Тайнау.В старом доме, где поселились Гриммы, где, по рассказам взрослых, по ночам бродил призрак. После таких историй мальчикам чудились в саду маленькие человечки, а по их дому бродил таинственный призрак.
3 рассказчик Сказка детства кончилась, когда умер отец и 11летний Якоб стал главой семьи. Тётя мальчиков помогла получить им блестящее образование. Перед двумя серьёзными мальчиками из провинции распахнулся весь мир: Париж, Вена, Берлин…Они закончили лицей за четыре года вместо положенных семи лет. Потом изучали юриспруденцию, но юридическая профессия, выбранная по семейной традиции, всё меньше привлекала. Братья подолгу просиживали в библиотеке, перечитывая старинные поэмы и сказания. Они занимались изучением языка и печатать научные работы, книги.
1 рассказчик Но самым любимым делом братьев были сбор и пересказ сказок. Работали они всегда вместе и работы свои подписывали - сказки братьев Гримм. «Детские и семейные сказки» - их первый том был подарком к рождеству 1812 года. Затем было ещё несколько томов. Но сами они их не сочиняли, а только обрабатывали те, что записывали, обходя деревни и небольшие города, со слов людей, которые помнили и любили сказки.
2 рассказчик 10 лет собирали свои сказки немецкие учёные. Эти сказки переведены примерно на 100 языков мира. По мотивам сказок созданы мультфильмы и детские фильмы, их разыгрывают в театрах.
3. Музыкальная пауза (физическая разминка)
Мы прослушали о жизни и творчестве братьев Гримм, а теперь немного разомнёмся и потанцуем.
4 Что это за сказка?
А теперь,ребята, давайте отгадаем сказки братьев Гримм по началу сказки, а правильный ответ вы увидите на экране. ( слайды на экране с картинками из сказок )
Однажды, летним утром сидел человек у окна на своем столе для шитья. Ему было весело, и он шил изо всех сил. (Храбрый портняжка)
Было у одной вдовы две дочери: одна была красивая, работящая, другая - уродливая и ленивая. (Госпожа Метелица)
Был у одного хозяина осёл, и много лет подряд таскал он без устали мешки на мельницу, но к старости стал слаб и к работе так непригоден, как раньше. (Бременские музыканты)
Жила-была в деревне бедная старуха. Собрала она раз миску бобов и хотела было их сварить. (Соломинка, уголёк и боб)
Жила-была маленькая, милая девочка. И кто, бывало, не взглянет на нее, всем она нравилась, но больше всех любила ее бабушка и готова была ей все отдать. Подарила она ей однажды… (Красная шапочка)
Жил когда-то на свете крестьянин-бедняк. Сидел он раз вечером у печки и разгребал жар, а жена сидела и пряла. Вот и говорит он жене: «Как жаль, что у нас нет детей. Уж так у нас тихо, а в других домах, погляди, как шумно да весело. (Мальчик-с-пальчик)
Жил был человек. Было у него 3 сына. Звали младшего ДУРНЕМ; его презирали, смеялись над ним и всегда обижали. Собрался раз старший идти в лес - дрова рубить, и дала ему мать в дорогу вкусный сдобный пирог и бутылку вина, чтоб не знал ни голода, ни жажды. (Золотой гусь)
5 Из какой сказки эти строки :
« Детки милые , отомкнитесь , ваша мать пришла , вам гостинцев принесла » (« Волк и семеро козлят »).
« Моей женой будет только та , на чью ногу придётся эта туфелька » (« Золушка »).
« Как увидел король , что дочка его только одно и знает , что над людьми насмехаться , разгневался и поклялся , что она выйдет замуж за первого встречного нищего » (« Король - дроздовик »)
« Королевна на 15- ом году должна уколоться о веретено и от этого помереть » ( «спящая красавица »).
« Горшочек , вари !» - и сварится в нём вкусная , сладкая каша » (« Горшок каши »).
6 Выставка рисунков (проверка домашнего задания)
Дома, ребята, вы должны были прочитать сказки братьев Гримм и выбрать самый интересный момент сказки, нарисовать его и прочитать нам.
1 Семеро храбрецов
2 Беляночка и Розочка
3 Ленивая пряха
4 Гензель и Гретель
5 Три пряхи
6 Умная Эльза
7 Ундина
7 Просмотр мультфильма «Белоснежка и семь гномов»
( если останется время)
8 Чей это предмет?
Рассмотри рисунки и вспомни , в каких из перечисленных ниже сказок встречаются изображённые предметы.
( Белоснежка и семь гномов . Ганзель и Гретель . Госпожа Метелица . Золотой гусь . Золушка . Король - дроздовик . Спящая красавица . Шесть лебедей .)
Воспитательные задачи мероприятия:
1. Воспитывать у детей доброту, сочувствие к чужой беде.
2. Прививать любовь к такому жанру народного творчества, как сказка. Образовательные задачи:
1. Познакомить учащихся с выдающимися сказочниками Германии братьями Гримм и их сказками.
Практические задачи:
1. Активизировать употребление лексики.
2. Активизировать употребление в речи грамматических конструкций типа: " Ich mag…" , "Ich kann…" u.s.w.Оборудование:
1. проектор с экраном
2. слайд-презентации: «Портреты сказочников», «Декорации к сказкам».4. Музыкальное сопровождение («Бременские музыканты»)
5. Выставка книг
6. Выставка рисунков
7. Призы
Ход мероприятия.
Also, zahlt bis 10!
(дети считают до 10). Danke!Also, machen wir unsere Reise!
Итак, наше путешествие начинается!
Herzlich willkommen!
Ich wünsche euch viel Spaß!
Ich hoffe darauf, dass ihr hier gute Zeit haben werden.
Also, hört zu!
. Каждый ученик получает картинку, где изображен эпизод сказки братьев Гримм.Учитель: "Ребята, каждый из вас очутится в гостях у той сказки, эпизод которой на вашей картинке. Скажите, как называется ваша сказка, и расскажите о чем она."
( Ребята рассказывают )"Steht auf! Hort zu! Macht mit. 1,2,3,4 - ins andere Marchen gehen wir!"
Приветствие учеников: Guten Tag, liebe Freunde der deutschen Sprachen!
Сегодня мы собрались здесь, чтобы совершить сказочное путешествие, во время которого познакомимся с героями сказок братьев Гримм. Все вы любите сказки, особенно волшебные. Именно волшебные сказки писали братья Гримм. Яков и Вильгельм Гримм - известные сказочники Германии. Нашей целью будет знакомство с жизнью и творчеством братьев Гримм.
Многие их сказки вы хорошо знаете, о других слышали, а с иными познакомитесь сегодня. Будьте внимательны, так как по окончании нашего праздника вас ожидает викторина. Те, кто ответят правильно, получат призы.
Вступительное слово учителя:
Когда в детстве берут в руки тоненькие книжки с картинками, такие как «Бременские музыканты», «Храбрый портняжка» или «Госпожа Метелица», то не очень-то задумываются над тем, кто такие братья Гримм. Не всегда знают, как их зовут, но так или иначе сказки братьев Гримм каждому человеку открываются в детстве и остаются с ним на всю жизнь. Вряд ли неразлучные братья Якоб (1785-1863) и Вильгельм (1786-1859) Гримм думали, что именно «Детские и домашние сказки», собранные ими, обессмертят их имена. Они были выдающимися учеными, обогатившими немецкую историческую науку, фольклористику и языкознание.
Еще при жизни братьев сказки были переведены на датский, голландский, француз-ский и английский языки. В России в 1861-1863 годах выходило русское издание.
В чем секрет их всемирной популярности? Ответ очевиден - в их занимательности и поучительности. Их сказки учат состраданию и доброте, находчивости и храбрости, смешат и заставляют сочувствовать несправедливо обиженным.
Ведущий 1. Еще не переведенные на русский язык, они и их собиратели привлекли внимание наших поэтов. Первым обратился к сказкам братьев Гримм В. А. Жуковский, который уже в 1826 году в журнале «Детский собеседник» опубликовал свои сказки «Царевна-шиповник», а так же «Милый Роланд и девица Ясный свет», представляющие собой обработку сказок из сборника братьев Гримм.
В Болдине летом 1833 года на черновых листах рукописей легкое пушкинское перо запечатлело загадочный двойной портрет. Великий русский поэт в ту пору сочинял «Сказку о рыбаке и рыбке». Один из эпизодов он заимствовал из немецкой сказки, в которой рыба-камбала удовлетворяет все неуемные желания тщеславной жены рыбака и даже превращает ее в римского папу. Пушкин тоже вначале сделал русскую старуху «римской папой», но затем этот комический эпизод, не вяжущийся со всеми прочими превращениями, он выбросил.
Ведущий 2: В 1831 году в Лейпциге впервые на немецком языке выходит книга русских народных сказок с предисловием Якоба Гримма.
В нашей стране сказки братьев Гримм стали особенно популярны в тридцатые годы благодаря блестящим пересказам С. Маршака и А. Введенского, а также комедиям Е. Шварца.
Удивительное дело, но Якоб и Вильгельм Гримм, не будучи профессиональными писателями, заняли одно из самых достойных мест в истории немецкой и всемирной литературы.
А сейчас мы предлагаем вам совершить путешествие по знаменитой дороге немецких сказок. Нашей целью сегодня будет знакомство с жизнью и творчеством братьев Гримм. Будьте внимательны, так как по окончании нашего праздника вас ожидает викторина.
Итак, наше путешествие начинается!
Ведущий 1: Посмотрите на карту! Это Немецкая Улица или Дорога сказок.
Она связывает Бремен с Гамельном и другими местами, в которых возникали немецкие сказания и сказки. В целом, это расстояние составляет 600 км. Гессенский город Ханау образует конечную точку. На этой карте отмечены самые важные места.
Die Deutsche Märchenstraße
(Das Schema)
Ведущий 2:
Бремен: Здесь стоит памятник Бременским музыкантам.
Гамельн: Этот город стал всемирно известным благодаря таинственному крысолову.
Боденвердер: Здесь Барон Мюнхгаузен начал рассказывать свои небывалые истории.
Кассель: В этом городе братья Гримм начали делать сборник сказок «Детские и домашние сказки». Здесь имеется музей братьев Гримм. Из Касселя и Мюндена совершают поездки к замку Спящей красавицы.
Эшвеге: Это место – родина матушки Холле – Госпожи Метелицы, одной из самых известных сказочных фигур братьев Гримм.
Гёттинген: В университете города Гёттингена учились братья Гримм.
Швальмштадт: Здесь располагался дом всемирно известной сказочной героини Красной Шапочки.
Шлюхтерн: Вблизи города находился монастырь, который часто посещали братья Гримм.
Ханау: Здесь начинался жизненный путь Якоба и Вильгельма Гримм. В этом городе установлен памятник братьев Гримм, который напоминает об их творчестве.
(Звучит музыка. На сцену выходят рассказчики.)
Ведущий 1:
Жили однажды 5 братьев Гримм. Якоб, Вильгельм, Карл, Фердинанд, Людвиг Эмиль и их сестра. Она была самой младшей, звали её Шарлотта.
Все дети были рождены в Ханау. Они проживали своё самое счастливое время - детство в гессенском маленьком городке Штайнау, где их отец был начальником округа. В начале они думали, что жизнь прекрасна. Их маленький городок окружала живописная природа. Но хорошая жизнь внезапно закончилась.
Ведущий 2: Когда Якобу было 11 лет, неожиданно умер отец. Семья должна была переехать из здания местного управления в квартиру, которая по своим размерам была намного меньше. Маме было тяжело прокормить 6 детей, т.к. ее заработки были незначительны. Теперь, совсем еще маленьким Якобу и Вильгельму, приходилось самим выполнять много работ. Дети из семьи Гримм рано узнали, что значит нужда. Сказочная фея всё не появлялася и волшебство не происходило. Оба старших брата отправились «в люди».
Ведущий 1: Первой остановкой для них стал Кассель. Их тетя Генриетта была там камеристкой у известной графини. Она стала заботиться о Якобе и Вильгельме. В Касселе братья пошли учиться в лицей. Кроме того, они дополнительно берут занятия у придворного мастера. Каждый день они учатся по 10 - 11 часов. Мир не был для них сказочной страной с молочными реками.
Ведущий 2: Затем, они посещают университет Марбурга и изучают юриспруденцию, как их отец. Как можно быстрее братья хотели начать зарабатывать деньги, чтобы помогать матери заботиться о братьях и сестре. В университете они познакомились с профессором, который уже скоро стал им другом. Его звали Фридрихом Карлом, и он был старше Якоба на 6 лет. В его частной библиотеке братья находили не только юридические книги. Они читали произведения Шиллера и Гёте и увлекались многим, что соответствовало новому духу времени.
Ведущий 1: В 1808 умирает мать. Вильгельм стал часто болеть. Он страдал от болезней сердца и астмы. Якоб начал работать в небольшом бюро и иногда путешествовал в Париж и Вену. Вскоре Якобу и Вильгельму нашлась работа в библиотеке Касселя, где впервые появляются Спящая красавица, Белоснежка, Счастливый Ханс, Джоринда и Джорингель, Храбрый Портняжка, фрау Холле и все остальные сказочные образы…
Ведущий 2: Если кто-то думает, что братья Гримм только собирали и записывали сказки, тот ошибается. Якоб и Вильгельм были еще настоящими профессорами. Более 10 лет они работали в Касселе как библиотекари и при этом издавали свои книги, которые способствовали все больше основе новой науки, германистики. В Гёттингене, в 1854 году появилась первая лента Немецкого словаря Якоба и Вильгельма Гримма. В декабре 1859 умирает Вильгельм, а через год после его смерти появляется вторая лента, которая была написана до буквы D.
Ведущий 1: Якоб Гримм прожил еще 4 года и в сентябре 1863г. он умер. После его смерти появились 3 тома словаря. Последняя лента большого словаря братьев Гримм появлялась почти через 100 лет после смерти Якоба, в 1961 году.
Таким образом, мы видим, что Братья Гримм сделали многое для своей страны и поэтому немецкий народ ими гордится.
1чтец: Дорогой доброй сказки идём мы без опаски
И дружно говорим: «Идём мы к братьям Гримм!»
И встретят нас герои: красавицы и тролли,
Лягушка и горшок, и боб, и уголёк.
И музыкантов Бремена узнаем мы уверенно,
И Розочку с Беляночкой на сказочной поляночке.
И снова повторим: «Пришли мы к братьям Гримм!»
Посмотрите!
(Учитель указывает на портреты сказочников).
Учитель: Ich bin keine Lehrerin heute. Ich bin Zauberin. Und das ist mein
Zauberstock. Как вы думаете, что это?
Дети: Это волшебная палочка!
Учитель: Damit mache ich Wunder.
С ней я буду совершать чудеса, но вы должны мне помочь.
Девочка, волк, бабушка, охотники (Красная шапочка)
Собака, пастух, осёл, кот, разбойники (Бременские музыканты)
Мачеха, старушка, ленивица (Госпожа Метелица)
Ёж, ежиха, заяц (Заяц и ёж)
Батюшка, волк, корова, мальчик (Мальчик-с-пальчик)
Волк, коза (Волк и семеро козлят)
Дурень, человечек, король, принцесса, гусь (Золотой гусь)
Великан, королева, мухи, портной (Храбрый портняжка)
Однажды, летним утром сидел портняжка у окна на своем столе для шитья. Ему было весело, и он шил изо всех сил. (Храбрый портняжка)
Было у одной вдовы две дочери: одна была красивая, работящая, другая – уродливая и ленивая. (Госпожа Метелица)
Был у одного хозяина осёл, и много лет подряд таскал он без устали мешки на мельницу, но к старости стал слаб и к работе так непригоден, как раньше. (Бременские музыканты)
Жила-была в деревне бедная старуха. Собрала она раз миску бобов и хотела было их сварить. (Соломинка, уголёк и боб)
Жила-была маленькая, милая девочка. И кто, бывало, не взглянет на нее, всем она нравилась, но больше всех любила ее бабушка и готова была ей все отдать. Подарила она ей однажды… (Красная шапочка)
Жил когда-то на свете крестьянин-бедняк. Сидел он раз вечером у печки и разгребал жар, а жена сидела и пряла. Вот и говорит он жене: «Как жаль, что у нас нет детей. Уж так у нас тихо, а в других домах, погляди, как шумно да весело. (Мальчик-с-пальчик)
Жил был человек. Было у него 3 сына. Звали младшего ДУРНЕМ; его презирали, смеялись над ним и всегда обижали. Собрался раз старший идти в лес – дрова рубить, и дала ему мать в дорогу вкусный сдобный пирог и бутылку вина, чтоб не знал ни голода, ни жажды. (Золотой гусь)
Сказка эта, ребята, на небылицу похожа, а все же она правдивая, - дед мой, от которого я ее слышал, говаривал всякий раз, когда он с чувством и с толком ее рассказывал. (Заяц и ёж)
А теперь вашему вниманию предлагается сказка «Ёж и заяц;
Эстафета «Золотой гусь»
У первого члена команды в руках резиновый мяч – это и есть «Золотой гусь». Он бежит вокруг стула, возвращается к команде и к нему «приклеивается» следующий член команды. Теперь они бегут вдвоем. И так дальше, пока не «приклеятся» все члены команды. Чья команда быстрее закончит соревнования?
Инсценировка сказки «Горшочек каши»
А сейчас мы посмотрим другую сказку Братьев Гримм, А какую Вы скажете сами!
У.: Давайте споём песню о дружбе вместе с героями сказки братьев Гримм «Бременские музыканты».
Итак, где вы побывали, с героями каких сказок познакомились?
Unsere Reise ist zu Ende. Hat es euch gut gefallen? Das ist eine Freude für uns!
Es ist Schluss mit unserem Wundern. Мы должны возвратиться в школу. Вы поможете мне? Zählt bis 20! Danke! Steht auf! 1, 2, 3, 4 - in die Schule gehen wir! Вам понравилось наше путешествие, ребята? С героями каких сказок вы познакомились? Какая сказка вам понравилась больше всего и почему? Вы были прекрасными моими помощниками. Auf wiedersehen, liebe Freunde der deutschen Sprache!
А теперь небольшая викторина.
Какие немецкие города лежат на Немецкой дороге скозок?
Какие пункты Немецкой Мэрхенштрассе напоминают о сказочных персонажах братьев Гримм?
Как зовут братьев Гримм?
Где они родились?
Где находится памятник "Бременские музыканты"?
Где жил таинственный крысолов?
Кто родился в Bodenwerder?
Где братья Гримм начинали свой сборник сказок?
Где учились братья Гримм?
Где стоит памятник, который напоминает о творчестве братьев Гримм
В качестве призов каждый ученик получает распечатанные биографию и сказки братьев Гримм, раскраску с изображением эпизодов сказок.
Внеклассное мероприятие
«Волшебный мир сказок братьев Гримм»
3 слайд
Биография братьев Гримм берет свое начало в Германии, в городе Ханау-на-Майне. Первым появился на свет Якоб. Его день рождения датируется 04.01.1785 г. Через год, месяц и двадцать дней в мир пришел его брат – Вильгельм. Можно сказать, что с того времени мальчики стали неразлучными: их дружба была непрерывной до самой смерти. Семья братьев относилась к средней прослойке населения Германии. Их отец служил адвокатом. Стоит отметить, что братья дополняли другу друга: Якоб был сильным, мужественным и очень выносливым. В то время как Вильгельм не отличался крепким здоровьем. Через 10 лет после рождения второго брата их отец скончался, оставив свою жену и детей в весьма тяжелом финансовом положении. Выжить и получить образование им помогла тетушка с материнской стороны. Студенческая биография братьев Гримм представляет собой описание блестящих успехов юношей в учебном процессе. Они были лучшими в Кассельском лицее. После его окончания братья были приняты в Марбургский университет. Там они планировали пройти обучение по юридическим наукам, дабы затем следовать по стопам своего отца. Параллельно с занятиями в университете ребята на досуге взахлеб зачитывались литературой: немецкой и зарубежной.
4 слайд
В 1803 году биография братьев Гримм меняет ход своего повествования. Переломным моментом служит издание «Песен миннезингеров» популярного в то время романтика Тика. Предисловием к данному творению служила волшебным образом повлиявшая на сознание юношей информация о фольклоре Германии. Братья Гримм сразу же поняли свое истинное предназначение – они были присланы в этот мир, дабы посвятить себя литературе и науке. Первый и последний раз братья расстались в 1805 году, когда Якобу с научным визитом пришлось посетить Париж. После этого они всегда были вместе: делили и кров, и пищу. С 1805 по 1809 год старший из братьев работал в Вильгельмсгеге библиотекарем и статсаудитором. Вскоре после окончания войны с Францией Якобу было поручено съездить в Париж, дабы вернуть экземпляры книг, увезенных французами.
5 слайд
В 1812 году они издают сборник «Детские и семейные сказки», благодаря которым их имя стало известно миллионам детей и взрослых во всем мире. Якобу пророчили дипломатическую карьеру, но это не вызывало ни у одного из братьев даже толики энтузиазма. Они выбирают службу в библиотеке Касселя, и в 1816 году Якоб присоединяется с Вильгельму, который уже работал в библиотеке на протяжении двух лет. Следующие четыре года они посвятили научным исследованиям. В 1825 году биография братьев Гримм пополняет свои страницы описанием важного в жизни Вильгельма событием: он женится.
6 слайд
Через четыре года в библиотеке Касселя меняется начальство. Несогласные с кадровыми перестановками Якоб и Вильгельм уходят в отставку. К тому времени они обрели широкую известность в научном мире благодаря своим трудам. Якоба приглашают профессором по немецкой литературе и старшим библиотекарем в Геттингенский университет. Вильгельм также устраивается в данное заведение. Через некоторое время оба брата были уволены из-за политических обвинений в адрес нового Ганноверского короля. Они вернулись обратно в Кассель. Данное событие произошло в 1837 году. Еще через три года взошедший на немецкий престол Фридрих-Вильгельм Прусский избрал братьев Гримм в члены знаменитой Берлинской Академии Наук. Это дало им возможность проводить лекции в лучшем учебном заведении страны – Берлинском университете.
7 слайд
В столице Германии они и прожили остаток своей жизни. Вильгельм умер в 1859 году 16 декабря. Его старший брат прожил на четыре года больше и скончался 20 сентября 1863 года.
8, 9 слайды
Многочисленные работы, посвященные филологии, более двухсот сказок и огромная роль в исследованиях немецкого фольклора – достояние, которое оставили после себя талантливые братья Гримм. Биография – краткая или же долгая история их жизнеописания – не может полностью отразить тех усилий, которые приложили Якоб и Вильгельм, чтобы их в веках запомнили как «родоначальников немецкой литературы», авторов Белоснежки, Золушки, Рапунцель и многих других потрясающих историй.
Викторина по сказке «Бременские музыканты»
10 слайд
Кто первым начинает путь в город Бремен и почему? (Осёл, потому что хозяин решил избавиться от него).
11 слайд
Кого первым встречает осёл по дороге в Бремен? (Собаку)
12 слайд
Что предложил осёл собаке? (Осёл предложил идти вместе и быть уличными музыкантами? «Я стану на лютне играть, а ты в медные тарелки бить»).
13 слайд
Кого следующим встретили осёл и собака в своём путешествии? (Кота)
14 слайд
15 слайд
Где решили заночевать друзья? (В лесу у большого дерева)
16 слайд
Кто из друзей «крикнул товарищам, что где-то неподалёку есть жильё, потому и огонёк мерцает»? (Петух)
17 слайд
Что увидел осёл, когда заглянул в окошко охотничьего домика? («Накрытый стол, на нём и яства, и питьё, а за столом разбойники сидят и угощаются»).
18 слайд
Что решили сделать друзья? (Они стали искать способ, чтобы выгнать разбойников из дома. «Осёл должен был упереться ногами в подоконник, собака – вспрыгнуть ему на спину, кот – взобраться на спину собаки, а петух – взлететь и сесть коту на голову».
19 слайд
Как отреагировали разбойники на появление неожиданных гостей? (Они «повскакали со своих мест … и в ужасе разбежались по лесу»).
20 слайд
Чем занялись друзья после того, как разбойники разбежались? (Они принялись ужинать)
21 слайд
Что делали разбойники после того, как в страхе сбежали из дома? (Они были в лесу. Когда увидели, что в доме погас свет, решили «Пойти к дому и поразнюхать» обстановку).
22 слайд
Что приключилось с разбойником, который пошёл к дому? (Разбойник разбудил всех друзей, испугался, убежал и рассказал всем, что в доме «поселилась страшная ведьма»).
23 слайд
Чем заканчивается сказка? (Разбойники больше не показывались в доме, а бременским музыкантам «так полюбилось жильё, что их оттуда ничем было не выманить»).
Викторина по сказке «Храбрый портняжка»
24 слайд
Как начинается сказка? (Портняжка сидел жарким летним днём у окна и услышал, как баба выкрикивала: «Сливовое варенье, сливовое варенье!»)
25 слайд
Откуда взялась надпись на поясе храброго портняжки? (Он сам её вышил после того, как одним ударом убил семерых мух).
26 слайд
Портняжка решил «…пуститься по белу свету, потому что его мастерская показалась ему уж слишком тесною для его удали». Что герой берёт с собой в дорогу? (Творожный сыр и птицу, запутавшуюся в кустарнике).
27 слайд
Кого встречает храбрый портняжка на своём пути? (Около горы храбрый портняжка встречает великана).
28 слайд
Как великан решил испытать силу храброго портняжки? (1. Нужно было стиснуть камень. 2. Нужно было подбросить камень вверх. 3. Вынести огромное дерево из леса).
29 слайд
Великан приглашает портняжку в пещеру переночевать, чтобы там избавиться от него. Как «малявке» удаётся остаться живым? (Портняжка перехитрил великана и не лёг на ту кровать, которую приготовил хозяин пещеры).
30 слайд
Почему король предложил портняжке «поступить в королевское войско на службу»? (Когда портняжка спал, люди из королевской челяди прочли надпись на поясе и решили, что такой силач пригодится на случай войны).
31 слайд
Какое задание даёт король портняжке и почему? (Король приказал убить двух великанов. Он хотел отправить портняжку в отставку, но боялся прямо сказать об этом).
32 слайд
Как портняжке удалось одержать победу над двумя великанами? (Он обхитрил их. Великаны начали драться и обвинять друг друга. Портняжка воспользовался моментом и заколол обоих).
33 слайд
В чём состояло следующее задание короля? (Нужно найти единорога и поймать его).
34 слайд
Каким было третье задание короля? («До свадьбы портной должен был изловить страшного кабана»).
35 слайд
Каков финал сказки? (Портняжка женится на принцессе и получает «полкоролевства в приданое»).