Конспект занятия по лепке из соленого теста:
«Рельефная рыбка»
Цели и задачи:
Познакомить с понятием тиснение, оттиск
Учить детей работать с соленым тестом:
Раскатывать пласт, пользоваться шаблоном;
Обрезать стекой;
Показать разные приемы тиснения поверхности
Чешую вдавливать ритмично в виде узора, создавая фактуру;
Воспитывать аккуратность, творчество, фантазию.
Материалы и оборудование:
Цветное соленое тесто, стеки, скалки, клеенки, образец изделия, шаблоны рыбок, подручные инструменты (штампики, колпачки, шурупчики, кондитерское колёсико, ситечко, чесноковыжималка и т. д.), технологические карты, иллюстрации, мел, указка.
Ход занятия:
Вступление(5мин.)
Организационный момент
Дети входят в кабинет, садятся за парты. Проверка готовности к занятию.
Повторение пройденного материала:
Ребята давайте вспомним, что мы изучили на прошлых занятиях. Вы научились лепить цветы пластичным (скульптурным) и конструктивным способом лепки. Вопрос учащимся: Какой способ называется конструктивный? Какой способ называется пластичный? (ответы детей) Познакомились с 2 видами скульптуры. Назовите два вида скульптуры ? (ответ учащихся - круглая скульптура, рельеф). Чем отличается круглая скульптура от рельефа , (ответы учащихся: круглая скульптура объёмная, рельеф плоский).
Сообщение темы и цели занятия(5)
Сегодня мы познакомимся с такими понятиями как тиснение, оттиск, научимся создавать фактуру на поверхности теста. Педагог обращает внимание на доску. Ребята оттиск - это отпечаток на тесте, получившийся в результате надавливания на него какого-либо рельефного предмета. Например, отпечаток ладони (образец отпечатка, выполненный из солёного теста). Показ иллюстраций.
Тиснение – это нанесение оттисков, т.е. серии отпечатков, в определённой последовательности (например, елочка, сова, иллюстрации с изображением тиснения). Способ нанесения изображения тиснением был известен издавна. Специальной печаткой-штампом на еще сырой глине своих изделий гончары ставили клеймо. А купцы, запечатывая кувшины с товаром, ставили на пробке свой знак. Так поступали в Индии и Египте. (Приложение №1)
Чтобы создать красивую фактурную поверхность можно использовать обычные подручные средства, такие как стека, колпачок, штампы, фактурные пуговицы, шурупы, насадки для кондитерских шприцов, колпачки, кондитерское колёсико, фактурные подложки, зубочистки, расчески и т. д. Обычный колпачок оставляет отпечаток в виде круга, а с обратной стороны красивую снежинку(Приложение №2).
Практическая работа (25)мин.
Повторение правил техники безопасности.
А сейчас я вам предлагаю отгадать загадку:
Посмотрите, дом стоит – до краев водой залит.
Без окошек, но не мрачный, с четырех сторон прозрачный.
В этом домике жильцы – все умелые пловцы.(рыбы)
Ребята угадайте о ком идёт речь? (ответы детей ). Молодцы!Я вам сегодня предлагаю слепить рыбку, но не простую, а рельефную и выполнить на ней тиснение.
Прежде, чем приступить к изготовлению нашей работы, давайте выполним несколько упражнений, используя подручные инструменты.
Итак, возьмите тесто и раскатайте в пласт при помощи скалки. Разделите его стекой на 4 части, в каждой ячейке вы будете выполнять оттиски, используя инструменты. Учащиеся выполняют задание совместно с педагогом.
Теперь приступаем к работе:
Работа выполняется последовательно по технологическим картам(приложение №3) совместно с педагогом.
1.Возьмите кусок теста скатайте в шар, расплющите его и раскатайте пласт, толщиной в 1 сантиметр
2,.Приложите шаблон, аккуратно при помощи стека вырежьте рыбку
3.Сгладьте края при помощи стека или влажной кисточки
4.Сделайте сверху два отверстия для ленточки обратной стороной кисточки. При помощи стеки сделаем границу лёгким нажатием, между головой и туловищем.
5.Лепим глазки, скатав шарики из белого теста
6.Шарики меньшего диаметра крепим на белые
7. Выполняем оттиск, делая зрачки
8.Начинаем наносить тиснение, при помощи колпачка наносим чешуйки на поверхность нашего рельефа.
9. Стекой делаем ротик рыбке.
10.Тиснение выполняем по всей поверхности рыбки (чешуйки на рыбке)
11. Делаем оттиск на хвосте, прорезая параллельные линии.
12. Рыбка готова!
Важно: наносить оттиск, тиснение следует по сырому тесту, пока оно не подсохло, иначе в месте нажатия могут образоваться трещинки. Периодически кисточкой надо увлажнять поверхность.
Наша рыбка готова!
Подведение итогов занятия. (5мин)
Анализ работ. Ребята, вот и подошло к завершению наше занятие. Посмотрите какие замечательные рыбки у вас получились.Скажите, что нового вы узнали. Что такое оттиск? Что такое тиснение? (ответы детей). Молодцы! На следующем занятии мы будем продолжать отрабатывать навыки тиснения. Уборка рабочих мест.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект занятия по лепке из соленого теста "Изготовление мелких хлебобулочных изделий"
В документе находится план- конспект урока, наглядность на доску,технологические карты. Урок содержит культурологический момент....
Конспект занятия по лепке из солёного теста "Рельефная рыбка"
Конспект занятия по лепке из солёного теста "Рельефная рыбка" рассчитан на детей в возрасте 6-9 лет 1 года обучения....
занятие по лепке из соленого теста для детей 7-10 лет.
данное занятие предназначено для педагогов дополнительного образования, учителей труда и преподавателей младших классов. необычно оно тем, что дети лепят из цветного теста....
Полный цикл изготовления поделки «яблочко на блюдечке» из соленого теста занимает две - три недели. В условиях ДОУ, в средней группе (4 - 5 лет) необходимо провести 2 занятия (часть № 1; часть № 2) по 20 минут. Детям данного возраста сложно смириться с отсроченным результатом. Но зато, - эта ситуация воспитывает у воспитанников терпение. Кроме того малыши развивают в себе наблюдательность. Дети имеют возможность наблюдать за «поведением» соленого теста во время естественной сушки в условиях комнатной температуры. Они видят, как меняются свойства теста, каким образом сушатся объемные поделки.
Часть № 1
Тема: Румяное яблочко на блюдечке (лепка)
Задачи:
Познавательные:
- Учить лепить с натуры яблоко и блюдце;
- Учить технологии работы с соленым тестом;
- Учить делать большим пальцем вмятину и оттягивать стенки блюдца;
- Учить лепке из целого куска;
- Учить приклеивать семена и пайетки к сырому тесту водой или клейстером;
- Закреплять умение катать шар круговыми движениями.
Развивающие:
Развивать эстетический вкус при украшении блюдца семенами, бисером или пайетками.
Воспитательные:
Воспитывать терпение и аккуратность.
Материалы:
- готовое соленое тесто для творчества;
- тонкие веточки для яблочек;
- мелкие семена;
- пайетки бисер для украшения тарелок;
- яблоко натуральное или муляж;
- блюдце для демонстрации;
- непроливайки с водой или клейстером;
- кисти № 2.
Обогащение словаря: румяное, наливное, блюдце.
Ход занятия
Знаю я сказку русскую, старинную про девицу добрую Аленушку.
У Аленушки было блюдечко волшебное, да яблочко спелости наливной. Аленушка, то яблочко не ела, а по блюдечку катала, да приговаривала:
Катись, катись, яблочко,
По серебряному блюдечку,
Покажи ты мне
на блюдечке
Города и поля,
И леса и моря,
И гор высоту,
И небес красоту.
Катится яблочко по блюдечку, наливное по серебряному, а на блюдечке все города видны, села на полях и корабли на морях, и гор высота, и небес красота, ясное солнышко с светлым месяцем кружатся, звезды в хоровод собираются; так все чудесно, что ни в сказке сказать, ни пером описать. (фрагмент из сказки: Серебряное блюдечко и наливное яблочко (Русская народная сказка)
У меня же есть яблоко настоящее, не волшебное, но наливное, сладкое, да сочное. И блюдечко у меня есть обычное.
- Яблоко, какой формы? Яблоко, на какую геометрическую фигуру похоже? (круглое, на шар)
- Как надо шар лепить? (круговыми движениями)
Предложить детям показать в воздухе прием лепки шара.
- Правильно. Я слеплю шар из соленого теста.
Но, это еще не яблоко. Посмотрите внимательно на настоящее яблоко и скажите, какие детали надо сделать, чтобы шарик из теста стал похож на яблоко? (ветку с листиком сверху и маленький сухой цветочек снизу)
Яблоко готово.
- Посмотрите на блюдечко. Скажите, дети, какой оно формы? (круглое)
Оттянуть стенки блюдца. Время от времени, прижимая тесто пальцами, заготовку поворачивают по кругу. Стенки блюдца надо формировать равномерно.
Блюдечко украсим семенами, или бусинками. То место, где будет приклеивать украшение надо смазать водой или клейстером. Можно семена, бисер, бусины вмять в тесто пальцем.
- Теперь приступим к лепке. Дети, сколько предметов мы сейчас вылепим? (2, яблоко и блюдце)
Во время продуктивной деятельности педагогу необходимо следить за правильностью исполнения приемов лепки. При затруднениях, подсказать и показать детям правильные действия с соленым тестом.
С какими трудностями дети столкнулись во время лепки? (ответ детей)
- Что понравилось? (ответ детей)
- Что надо сделать с нашими поделками, чтобы яблочко и блюдце стали ярче и выразительны? (раскрасить красками)
Часть № 2
Тема: Роспись яблочка и блюдечка акварелью
Задачи:
Познавательные:
- Учить раскрашивать объемный предмет (яблоко);
- Познакомить с росписью тарелок;
- Учить тонкой росписи на плоскости тарелки.
Развивающие:
- Развивать эстетический вкус;
- Развивать творческое воображение.
Воспитательные: воспитывать аккуратность, доводить начатое дело до конца.
Материалы: Акварель, кисти белка № 3, 1. Фото с росписями тарелок, яблоко натуральное, заготовки яблок и блюдец после сушки. Художественный лак.
Обогащение словаря: роспись
Ход занятия
Сказка, про добрую девицу Аленушку продолжается. Яблочки и блюдца, что мы в прошлый раз из соленого теста слепили и семенами украсили, уже подсохли.
Дети, возьмите в руки яблочко из теста. Расскажите, какое оно? (твердое, громко стучит о стол, не липнет к рукам)
- Чтобы наши яблочки стали яркими, румяными, наливными как у Аленушки, как вы думаете, что нам надо с ними сделать? (раскрасить)
Правильно, сегодня мы яблочки и блюдечки раскрасим - распишем акварельными красками. Посмотрите внимательно, как надо это делать.
Поделку объемную надо раскрашивать красками - от светлой, к темной.
Давайте разглядим натуральное яблоко. Какого оно цвета? (красное с желтым бочком)
- Какой цвет кажется более светлым желтый или красный? (желтый)
Итак, яблочки раскрашивать начнем с желтого цвета, как с более светлого. Смочите кисть в воде и наберите густо краску на ворс кисти. Накладывайте краску на яблочко аккуратно, не оставляя не закрашенных пятен.
Промойте хорошенько кисточку от желтой краски, обмакните лишнюю воду о салфетку.
Пока не высохла желтая краска на поделке, наберите красную краску на кисточку и наносите ее легкими мазками на яблочко.
Старайтесь, чтобы на яблочке не было резких границ у цвета. Пусть смешиваются цвета. Для этого на стыке двух цветов проведите влажной кисточкой по линии соединения.
Яблочко мы с вами очень красиво расписали. А теперь давайте раскрасим блюдечко.
- Дети, какие цвета вам нравятся? (ответы детей)
Вот вы и распишите блюдечко вашим любимым цветом. Однако будьте внимательны и не оставляйте белых пятен на поверхности блюдца.
После того как дети распишут яблочки и блюдца, надо полюбоваться поделками, похвалить, узнать с какими проблемами дети столкнулись в работе с красками.
Дети, помните какие слова, Аленушка проговаривала, когда играла с яблочком и блюдечком?
Катись, катись, яблочко,
По серебряному блюдечку,
Покажи ты мне
на блюдечке
Города и поля,
И леса и моря,
И гор высоту,
И небес красоту.
Сказка, про яблочко продолжается, а работа наша кончается. Оставим яблочки и блюдца на окошке сушиться. А как они высохнут по вашему желанию я покрою их бесцветным лаком (работа с лаком проводится в отсутствии детей в хорошо проветриваемом помещении).
План - конспект занятия кружка «Рукотворчество» (лепка из соленого теста) в старшей группе детского сада «Мимоза» на 8 марта.
Тема: «Цветы для любимой мамочки»
Цель:
Учить лепить цветы из соленого теста, используя различные приемы: раскатывание теста между ладонями, отщипывание мелких деталей, соединение мелких частей с использованием воды.
Закреплять знания о строении цветов.
Развивать мелкую моторику рук. Вызывать желание дополнять созданное изображение деталями, украшать стекой. Развивать творческий интерес.
Оборудование: соленое тесто (белое, зеленое и желтое), дощечки для лепки, стеки, вода, кисточки.
Ход занятия:1. Беседа с детьми
Какое сейчас время года? Какой месяц?
Первый весенний праздник в России 8 Марта.
Кого поздравляем в этот праздник?
У каждого из нас есть своя мама, мамочка. Когда ты только появился на свет и еще не умел говорить, мама понимала тебя без слов, угадывала, что ты хочешь, где у тебя болит. Мамин голос не спутаешь ни с одним другим голосом. Он такой знакомый, такой родной. Мама – дарительница тепла, любви и красоты. Поздравляем не только мамочек, но и бабушек, и тетей, и девочек и всех-всех женщин Это Международный женский день.
Стихи детей про мам.
Вот подснежник на поляне,
Я его нашел.
Отнесу подснежник маме,
Хоть и не расцвел.
И меня с цветком так нежно
Мама обняла,
Что раскрылся мой подснежник
От ее тепла.
Всё хожу, всё думаю, смотрю:
"Что ж я завтра маме подарю?
Может куклу? Может быть конфет?"
Нет!
Вот тебе, родная, в твой денёк
Аленький цветочек - огонёк!
2. Игра «Угадай, какой это цветок»
Показываю картинки с различными цветами, дети должны назвать их.
4. Игра «Что может делать….?»
- Что может солнце? (светить, греть, сушить…)
- Что может бабочка? (летать, дышать, собирать пыльцу..)- Что может мама? ….
- А что мы можем сделать для мам? (ответы детей)
А сегодня для наших любимых мамочек мы сделаем подарки. –
А мы будем лепить из теста цветы. (Рассматривание готовых цветов, цветов на картинках). Тесто очень мягкое, пластичное, из него легко лепить.
5. Показ приемов лепки.
Пошаговая инструкция по лепке из цветного соленого теста – отщипывание и раскатывание колбаски из зеленого теста (стебелек цветка).
Отщипывание и катание маленьких шариков из желтого теста (повторяем счет! Кто больше накатал!). Приклеивание шариков с помощью воды к стебельку и формирование веточки мимозы.
Работы наши сохнут неделю, до следующего занятия, поэтому готовиться к любому празднику мы начинаем заранее!
Накануне праздника, ребята счастливые забирают свои букеты и дарят мамам!
Особенности организации и проведения занятий лепкой из соленого теста
Для получения положительного результата работы с тестом, необходимо продумать каждую деталь в начале организуемой работы. Таким образом, были вынесены несколько критериев, которые помогут в организации и подготовке занятий по лепке из соленого теста.
Занятия строятся по продуманному плану, который составляется на год. Оптимальное количество - 10 человек. При большем количестве воспитателю не остаётся времени на индивидуальную помощь. Занятия должны проводиться в светлом, хорошо проветриваемом помещении (изостудии). Проводятся занятия 2 раза в неделю по 25-30 минут. Дети должны усваивать последовательно логику выполнения задания на основе приобретённых знаний и умений. Материал, необходимый для работы, хранится в определённом месте (шкафу, полке) и всегда доступен детям. Учебно-материальное обеспечение. Основным материалом для работы служит солёное тесто. Существует много различных составов солёного теста. Одни добавляют в него пищевой клей, другие - растительное масло или глицерин. Самое главное - найти такой состав, с помощью которого можно без труда изготавливать модели фигурок. Используем солёное тесто для простых фигурок: 200 грамм муки, 200 грамм соли, 125 мл. воды, 1 ст. ложка растительного масла. Рабочий стол желательно освободить от посторонних предметов и застелить клеёнкой. Кроме того, нужна рабочая доска. На стол надо поставить 2 стакана: 1 - с водой, 1 - с растительным маслом. Понадобятся: тряпочка, кисточка для акварели, карандаш, скалка, алюминиевая фольга. Инструменты: нож пластиковый, детские ножницы, формочки, трафаретки. Поверхность теста на воздухе быстро сохнет, поэтому тесто должно находиться в баночках из-под йогурта или майонеза. Для раскраски используются гуашевые, пищевые, натуральные (соки овощей, какао) краски.
Положительным воспитательным моментом является то обстоятельство, что воспитатель лепит вместе с детьми, они ориентируются на неё, как образцовую. Метод демонстрации личного творчества педагог использует как можно чаще.
Содержание обучения лепки из соленого теста детей старшего дошкольного возраста
В старшей группе содержание занятий по лепке носит развивающий характер, в частности ставятся такие задачи: учить детей анализировать форму предмета, объяснять связь между пластической формой и способом лепки; совершенствовать изобразительную технику - продолжать освоение рельефной лепки (натюрморт, портрет), скульптурного способа или лепки из целого куска путём вытягивания и моделирования частей; показывать способ лепки на форме или каркасе для прочности сооружения, предлагать на выбор приёмы декорирования лепного образа (рельефные налепы, прорезание или процарапывание стекой, кистевая роспись по замыслу или по мотивам народного декоративно-прикладного искусства).
Программа обучения детей в подготовительной к школе группе значительно сложнее и разнообразнее по сравнению с программой старшей группы. Дети должны научиться зрительному и мускульному восприятию формы предмета, использовать в лепке различные выразительные средства, а также овладеть изобразительными и техническими приемами. Дети 6 лет, как правило, пользуются многими способами изображения, но основным должен являться пластический способ -- лепка из целого куска.
В подготовительной к школе группе детям показывают лишь незнакомые технические приемы, предоставляя в остальном инициативу ребенку. Тем самым у ребенка появляется возможность развития собственного творчества. В процессе занятия дети самостоятельно планируют свою работу, отбирают способы лепки. Ставятся следующие задачи: побуждать детей создавать динамичные выразительные образы и коллективные сюжетные композиции, самостоятельно выбирая тему (зоопарк, игрушки, сервиз, натюрморт), материал (глина, пластилин, солёное тесто), способы лепки (скульптурный, комбинированный, конструктивный, модульный, рельефный, папье-маше), приёмы декорирования образа.
Основной целью обучения лепкой из соленого теста является развитие творчества детей. Впечатления, получаемые детьми из окружающей жизни, являются основным содержанием этой деятельности. В процессе изображения у ребенка закрепляется определенное отношение к изображаемому, уточняются и приобретаются знания об окружающем мире. Во время занятий дети приобретают навыки и умения в работе с различными материалами, у них воспитывается способность творчески использовать эти умения в процессе изображения предметов и явлений действительности.
Приемы обучения, используемые воспитателем, направлены на то, чтобы сделать процесс работы детей с изобразительными материалами целенаправленным, полноценным, результативным. Приёмы лепки из теста те же, что и при лепке из пластилина. Дошкольники работают с соленым тестом в основном вне групповых занятий.
Организовывая ту или иную деятельность по развитию творчества, необходимо изучить литературу и материалы для определения программы обучения. В данном случае по лепке из соленого теста с детьми 5-6 лет, была использована программа «Цветные ладошки» И.А. Лыковой.
Программа носит развивающий характер - обучение способствует эстетическому, нравственному, интеллектуальному развитию детей.
Цель : Научить использовать тесто для проявления творческих способностей детей, научить передавать задуманную идею при выполнении изделия, раскрыть творческую фантазию детей в процессе лепки, развить гибкость пальцев рук, научить видеть конечный результат задуманной работы. Учить лепить цветы из соленого теста. Закреплять знания о строении цветов. Развивать мелкую моторику рук. Вызывать желание дополнять созданное изображение деталями, украшать стекой. Развивать творческий интерес.
Задачи : Познакомить детей с праздником – Днём матери. Воспитывать у дошкольников любовь и глубокое уважение к самому дорогому человеку – к маме.
Предварительная работа : Рассмотреть василёк (синяя серединка, лепестки голубые). Приготовить тесто.
Материал : Солёное тесто (голубой, красный, чёрный), стеки, вода, влажные салфетки.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, а какое сейчас время года? Какой месяц?
(Ответы детей.)
А вы знаете, что в конце ноября мы отмечаем - День матери. У каждого из нас есть своя мама, мамочка, мамулечка, самая лучшая, самая родная, самая ласковая. Сколько еще хочется сказать слов про маму, просто не передать. Мамин голос не спутаешь ни с одним другим голосом. Он такой знакомый, такой родной. Мама – это тепло, ласка, любовь и красота. Мама хранительница семейного очага.
Дети: А какая ваша мама?
(Ответы детей.)
Воспитатель: О маме сложено много пословиц и поговорок.
При солнышке тепло, при матери…….. (добро).
Материнская забота в огне не горит, а в воде…….(не тонет)
Птица рада весне, а ребёнок…. (матери).
Для матери ребёнок, до ста лет…. (дитёнок).
Воспитатель: Молодцы. Ребята, а какие подарки любят получать ваши мамы в праздники?
(Ответы детей.)
Воспитатель: Вот и мы сейчас для наших мамочек слепим прекрасные цветы и сделаем красивую картину из этих цветов.
Воспитатель: Ребятаотгадайте загадку.
Как зовут меня? Скажи?
Часто прячусь я во ржи.
Скромный полевой цветок,
Синеглазый (Василёк.)
Дети: Василёк.
Воспитатель: Правильно это василёк. Помните? Мы их не раз рассматривали летом. И группа наша называется «Василёк». И даже песня есть про нашу группу «Василёк». Давайте споём.
Дети: Поют первый куплет и припев.
Воспитатель: Что есть у василька?
Дети: Стебель, листочки, цветок
Воспитатель: Ребята какого цвета серединка у цветка? А лепестки?
(Ответы детей.)
Воспитатель: Сейчас я вам объясню, как мы будем лепить василёк. Отщипываем кусочек синего теста, скатываем шарик – это серединка василька. Затем отщипываем побольше кусочек голубого теста и раскатываю один большой шар и расплющиваем, в середине пальчиком делаем выемку, смачиваем водой и кладём серединку нашего василька, стекой делаем надрезы – лепестки.
Воспитатель: Чтобы наши пальчики хорошо справились с заданием, сделаем пальчиковую гимнастику.
Наши синие цветки (Ладони соединены в форме тюльпана, пальцы мед
распускают лепестки, ленно раскрывают)
Ветерок чуть дышит, (Плавные покачивания кистями рук)
Лепестки колышет.
Наши синие цветки (Пальцы медленно закрывают,
закрывают лепестки, приобретая форму цветка)
Головой качают (Плавные покачивания кистями рук,
тихо засыпают. «головкой цветка»)
Дети лепят цветы.
Воспитатель: Молодцы, какие красивые у нас получились васильки. Свои цветочки мы посадим на полянку, и у нас получилась красивая картина для наших мам.