Пересказ рассказа Н. И. Сладкова «Чья проталина?»
Конспект занятия по развитию связной речи
Цель: развитие связной речи
Задачи:
Коррекционно – образовательные : расширять, уточнять, активизировать словарь по теме «Весна»;
Коррекционно – развивающие: развивать связную речь, память, внимание;
Воспитательные: формировать инициативность, самостоятельность.
Оборудование: прищепки, круг жёлтого цвета, адаптированный текст рассказа Н. И. Сладкова «Чья проталина?», картинки к рассказу (прилагаются), фонограмма «Звуки весеннего леса», карточки (с изображением сороки, грача, жаворонка) для игры «Обведи по точкам», простые карандаши, карточка с условным обозначением слова – признака.
I. Организационный момент
Логопед вместе с детьми : — Здравствуйте, гости! Мы к себе вас приглашаем и улыбкой всех встречаем!
Логопед: — Ребята, у меня для вас загадка
Снег чернеет на полянке,
С каждым днем теплей погода.
Время класть в кладовку санки.
Это что за время года?
Дети: — Весна.
Логопед : — Какое время года было до весны?
Дети: — Зима.
Логопед: — А какое время года будет после весны?
Дети: — Лето.
Логопед: — Вспомним признаки весны. Отвечаем так: «Весной солнце теплое».
Дети: — Весной солнце яркое (лучистое).
Весной небо высокое (чистое, голубое).
Весной прилетают перелетные птицы.
Весной на крышах появляются сосульки.
Весной земля мягкая (рыхлая).
Весной облака пушистые.
Весной на деревьях появляются душистые (липкие) почки.
Логопед: — Покажем, как мы радуемся весне. (Поднять руки вверх, улыбнуться)
Покажите, как вы радуетесь солнцу. (Голову наклонять вправо – влево, улыбнуться)
А теперь покажите, как вы испугались дождя. (Руки над головой)
Проходите на свои места.
II. Основная часть
Логопед : Сегодня мы будем учиться пересказывать рассказ Николая Ивановича Сладкова «Чья проталина?»
Чтение адаптированного рассказа , выставление картинок.
Увидела Сорока проталину и застрекотала: «Та-та-та-та… Моя проталина!» (карточка 1). А на проталине: семена, бабочка греется, жучки ползают (к. 2). Разинула Сорока клюв, хотела съесть жучка (к. 3). А тут откуда ни возьмись Грач. Он гаркнул: «Моя проталина. Я к ней из теплых стран торопился» (к. 4). На шум прилетел Жаворонок. Он защебетал: «Моя проталина. Я на ней родился» (к. 5). Пока они спорили, солнышко пригревало (к. 6). Оглянулись спорщики вокруг, и увидели, что на поле появилось много проталин (к. 7). Разлетелись птицы по ним весну встречать (к. 8). Песни петь, в земле рыться, червячка заморить (к. 9).
Логопед: — Ребята, давайте уточним, что такое проталина? (Место, где стаял снег, и открылась земля).
— Что значит Сорока застрекотала ? (Подала голос, издала звуки, напоминающие треск).
— Что значит выражение «Откуда ни возьмись»? (Появиться неожиданно, внезапно).
— Что значит гаркнуть ? (Подать громко голос).
— Что значит щебетать ? (Издавать пение).
— Что значит выражение «Заморить червячка»? (Утолить голод, немного поесть).
Вопросы по тексту
Логопед: — Что увидела Сорока?
— Что застрекотала Сорока?
— Кто оказался на проталине?
— Что хотела сделать Сорока?
— Кто появился неожиданно?
— Что гаркнул Грач?
— Кто прилетел на шум?
— Что защебетал Жаворонок?
— Пока птицы спорили, что происходило?
— Оглядевшись вокруг, что увидели спорщики?
— Куда разлетелись птицы?
— Как птицы встречали весну?
Логопед: — Вы, наверное, устали? Ну тогда все дружно встали.
Физминутка
Солнце засветило, (руки через стороны поднять вверх)
Сугробы растопило. (присесть)
Теплую погоду (встать)
Принесла весна. (руки развести в стороны)
Грачи к нам прилетают, (махи руками)
И еж (голову опустить, руки скрестить на груди)
С медведем знают, (ноги на ширине плеч, руки поднять вверх)
Пора им просыпаться, (потянуться)
Весною любоваться. (похлопать в ладоши)
Логопед: — Прослушайте рассказ еще раз.
Повторное чтение рассказа.
Логопед: — Чтобы красиво рассказ рассказать, нужно язычок размять.
Артикуляционная гимнастика
Наступила весна, и в небе ярко засветило солнышко (открыть рот, облизать губы 3 раза в одну сторону, 3 в другую). От его лучиков звонко закапала капель(цокать языком). Язычок оделся и отправился в лес. Он шел не спеша по тропинке и слышал, как весело пели птицы: «Ку-ку-ку»,- куковала кукушка высоко на ели (звукоподражание). «Д-д-д»,- стучал дятел по коре дерева, отыскивая маленьких жучков (звукоподражание). «Тви-тви-тви»,- быстро проносились ласточки над шумной речкой (звукоподражание). Всё пело и оживало в весеннем лесу. Долго ли коротко ли, но вскоре привела тропинка язычка на чудесную полянку (упр. «Лопатка»). Сел язычок на пенёк (упр. «Грибок») и огляделся (упр. «Часики»). На поляне расцвело много подснежников. Весенний ветерок наклонял их то в одну сторону, то в другую («Часики»). Язычок долго любовался ими. Скоро тучи закрыли солнышко (рот открыть, медленно закрыть 5 раз). Язычок поспешил домой к маме.
Пересказы детей
Логопед: — Нам в группу передали коробку. Как вы думаете, что это за коробка?
Дети: — Посылка (бандероль).
Логопед: — Посылка адресована вам. Желаете узнать, что там? (Достать карточки для игры «Обведи по точкам»). Здесь волшебные картинки, чтобы их оживить, нужно обвести по точкам. (Раздать картинки) Ну а чтобы было все в порядке, пальцы делают зарядку.
Пальчиковая гимнастика
Мы лепили куличи, (движение «делаем пирожки»)
Прилетели к нам грачи. (изобразить птицу)
Этот грач испек пирог, (загибать пальцы на правой руке, начиная с большого)
А второй ему помог.
Третий грач накрыл на стол,
А четвертый вымыл пол,
Ну а пятый не зевал, (потрогать мизинец)
И пирог у них склевал. (указательным пальцем правой руки постучать по левой ладошке)
Раз, 2, 3, 4, 5, (соединить пальцы правой и левой руки)
Фонограмма «Звуки весеннего леса»
Дети обводят картинки по точкам, затем проговаривают, кто у них получился.
Логопед: — Ребята, я хочу поиграть с вами в игру «Назови слово – признак»
Показать образец: К карточке-символу, обозначающей признак, поставить картинку с изображением птицы, которая получилась у каждого из детей. Например, смышленая (длиннохвостая, всеядная, внимательная, осторожная, хитрая) сорока; умный (красивый, сообразительный, наблюдательный) грач; маленький (певчий, пестрый, звонкий, пугливый, хохлатый) жаворонок.
Логопед: — Очень много красивых слов знаете, молодцы.
III. Итог
Логопед: — Ребята, сегодня мне с вами было очень интересно. Вы были очень внимательны, хорошо отвечали на мои вопросы, порадовали меня рассказами. Поэтому я всем вам говорю: «Спасибо!»
Картинный материал
Тема: «Весна»
Цель:
Учить детей составлять описательный рассказ с опорой на схемы
Задачи:
1. Формировать навык составления описательного рассказа на тему «Весна» (с опорой на схемы), навыки связности, развернутости, непрерывности высказывания.
2. Расширять и активизировать словарный запас по лексическим темам «Весна», «Поведение птиц, животных весной».
3. Совершенствовать психологическую базу речи, увеличивать объем кратковременной линейной памяти до семи элементов.
4. Развивать общую моторику.
5. Воспитывать доброту, отзывчивость.
6. Формировать правильное отношение к объектам природы.
Оборудование:
Схемы для составления описательных рассказов (солнце, небо, деревья, снег, земля, птицы и животные), ландыши из бумаги; магнитофон; диск с записью музыки; контурные изображения подснежников на каждого ребенка.
Организационный момент:
Л: Послушайте внимательно загадку.
Снег снова тает.
День прибывает,
Ночь убывает.
Подснежник расцветает.
Когда это бывает? (Весной)
Л: Сколько весенних месяцев? Как они называются? Какой месяц самый холодный (теплый)?
Что вы знаете о весне как о времени года?
Д: Весной солнце пригревает и тает снег. На крышах появляются сосульки. Птицы прилетают из теплых краев. В лесу на проталинах появляются первые цветы – подснежники. На деревьях набухают почки и появляются листочки.
Л: Вы назвали приметы весны. Приметы – это отличительное свойство, признак, по которому можно узнать кого-нибудь или что-нибудь.
Основная часть
1. Составление предложений по схемам
Л: Сегодня я к вам пришла с букетом из ландышей – это тоже весенние цветы, они не простые, а с сюрпризами – схемами, которые помогут нам составить рассказ о весне. Вот наш первый помощник первый ландыш-сюрприз. (Логопед размещает на доске схему «солнца»). О чем мы будем составлять предложения?
Д: О солнце.
Л: Какое бывает солнце?
Д: Круглое, желтое, красивое, веселое, яркое.
Л: А как солнце светит и греет весной?
Д: Весной солнце светит ярко, но греет не так сильно как летом.
Л: А теперь посмотрите на схему. О чем сейчас мы будем рассказывать? (Логопед размещает на доске схему «неба»).
Д: О небе.
Л: Что можно сказать про весеннее небо?
Д: Небо весной голубое, но бывает серое, хмурое.
Л: Что вы можете сказать о снеге весной? (Логопед размещает на доске схему «снега»).
Д: Снег темнеет, тает, превращается в воду.
Л: Что вы можете сказать о растениях, их наряде? Какими деревья становятся в начале весны, какими в конце? (Логопед размещает на доске схему «дерева»).
Д: Сначала на деревьях появляются почки, а потом первые листочки.
Л: О чем теперь будем составлять предложение? (Логопед размещает на доске схему «земли»).
Д: О земле.
Л: Что вы можете сказать о земле весной?
Д: Земля освобождается от снега, появляется трава и цветы.
Проведение динамической паузы
Тихо звучит музыка.
Л: Ребята, давайте поиграем. Мы вместе будем рассказывать стихотворение и ритмично выполнять движения.
Солнце пригревает. В полях снег тает. Птицы прилетают. Подснежники расцветают. | Дети поднимают руки вверх, разведя пальцы как лучи. Наклоняются вперед, одновременно делая взмахи руками в стороны. Выполняют резкие взмахи руками как крыльями. Приседают на корточки, руки перед собой, пальцы сжаты в кулачки. Выпрямляются, медленно поднимая руки вверх. Соединяют руки в виде цветочного бутона. |
Л: Пока мы играли, появился новый ландыш со схемой. (Логопед размещает на доске схему «птицы»). О ком мы будем говорить?
Д: О птицах.
Л: Какие изменения происходят в жизни птиц весной?
Д: Птицы прилетают к нам из теплых краев и начинают вить гнезда.
Л: Для чего птицы вьют гнезда?
Д: Чтобы отложить яйца и вывести птенцов.
Л: Как люди могут помочь прилетающим птицам?
Д: Они строят для птиц скворечники.
Л: Что делают животные весной? (Логопед размещает на доске схему «животные»).
Д: Белка и заяц меняют окраску шерсти. Медведь и еж выходят из зимней спячки.
2. Развитие психологической базы речи
Логопед собирает букет из ландышей-схем и предлагает детям разместить их на доске в том же порядке. Дети выполняют задание.
3. Составление описательного рассказа по схемам
Л: Внимательно посмотрите на схемы и расскажите про весну, т.е. составьте рассказ.
Дети составляют рассказ-описание по схемам.
Образец рассказа.
Весной солнце светит ярко, но греет не так сильно как летом. Небо весной голубое, но бывает серое, хмурое. Снег темнеет, тает, превращается в воду. Появляется трава и цветы. На деревьях сначала появляются почки, а потом первые листочки. Птицы прилетают из теплых краев и начинают вить гнезда, чтобы отложить яйца и вывести птенцов. Белка и заяц меняют окраску шерсти. Медведь и еж выходят из зимней спячки.
Белка и заяц меняют окраску шерсти. Медведь и еж выходят из зимней спячки.
Итог занятия
Л: Дети, что вам запомнилось, понравилось?
Вот и пришла пора расставаться. Вы все хорошо отвечали на вопросы. Старались правильно, красиво рассказывать, были активными. На прощание я хочу подарить вам подснежники. Вы дома раскрасьте их и расскажите своим родителям о весне – прекрасном времени года, ее приметах.
прислала
Лукина Т. А.
Автору приятно, тебе не сложно - нажми "МНЕ НРАВИТСЯ" . Также присоединяйтесь к нашей группе по логопедии вЦель:
учить детей навыкам составления рассказа по сюжетной картине, с придумыванием предшествующих событий;
учить выделять событийную основу и существенные детали изображения;
активизировать и расширять словарь детей по теме;
развивать навыки планирования развёрнутых высказываний;
закреплять умение подбирать прилагательные к существительным и согласовывать эти части речи между собой;
Развивать мелкую моторику;
развивать координацию движений со словами стихотворения;
развивать зрительный гнозис, умение находить две одинаковые фотографии
развивать графические навыки детей,
Воспитывать у детей самостоятельность и ответственность за свои поступки.
Оборудование: конверты с фотографиями на каждого ребёнка, демонстрационные фотографии 4 шт; с.к. «Одни дома» поссобие О.С.Гомзяк, листы с графической работой «Собери бусы» на каждого ребёнка, геометрические фигуры, мнемотаблица «Семья». Диск Т.Морозовой «Наши мамы».
Предшествующая работа : чтение русск. нар. сказки «Гуси - лебеди», заучивание домашнего адреса, рисование - «Моя семья», заучивание пословиц и поговорок.
Ход занятия.
Организационный момент:
Дети заходят в зал под музыку Т. Морозовой « Наши мамы» встают полукругом
Логопед : Сегодня на адрес нашего д/с пришло письмо от Кати и Вовы. Дети пишут: « Разгадайте ребус и узнаете, о чём мы хотим вам рассказать»
Логопед выставляет ребус
Какая цифра – 7
Какая буква – Я. Произнесите слитно. Какое слово получится? – СЕМЬЯ.
Назовите членов семьи – мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра.
В письме дети спрашивают:« О ком мы так говорим?»
Добрая, весёлая, строгая (кто?) – мама, бабушка
Добрый, весёлый, строгий, (кто?) – папа, дедушка
Добрые, весёлые, строгие, (кто?) – родители
Как назвать одним словом этих людей: папа, мама, сын, дочь, бабушка, дедушка?
Давайте вспомним пальчиковую гимнастику «Семья», а поможет нам мнемотаблица.,
Бабушка и мамочка,
Дедушка и папочка,
Вот братишка, вот сестрёнка,
Он Антон, она Алёнка,
Всех назвал вам я –
Вот моя семья.
2. Логопед : Ребята нам прислали фотографии их семьи, но очень спешили. Внимательно рассмотрите их и найдите две одинаковые фотографии.
3 Логопед : «А вы знаете, кем члены семьи приходятся друг другу? Давайте проверим. Игра «Кем приходится»
Мальчик для папы и мамы кто? – Сын
Девочка для мамы и папы кто? – Дочка
Папа для бабушки и дедушки кто? – Сын
Мама для бабушки и дедушки кто? – Дочь
Мальчик для дедушки и бабушки кто? – Внук
Девочка для дедушки и бабушки кто? – Внучка
Мальчик кем приходится девочке? А девочка мальчику?
Кто в семье самый старший, самый младший?
Посмотрите на фотографию и скажите, какая семья? – Дружная, весёлая.
4. Логопед : «В своем письме Катя и Вова написали, что семья их большая и дружная, но иногда они ненадолго остаются одни дома. Хотите узнать, какая история однажды с ними случилась?
Дети садятся за столы.
5. Логопед выставляет сюжетную картину (из пособия О.С. Гомзяк).
Сегодня мы будем составлять рассказ о том, как Катя и Вова остались одни дома.
6. Рассматривание картины с последующим обсуждением.
Логопед : Вы видите на картине только окончание рассказа, а нужно придумать, что же случилось, пока мамы не было дома.
Кого вы видите на картине?
Ребёнок : На картине вижу маму, девочку и мальчика.
Какие игрушки вы видите на картине?
Ребёнок : Я вижу мишку и машинки.
Кто из детей любит играть с мишкой? А кто с машинками?
Ребёнок : С мишкой играет Катя. С машинками играет Вова.
Какое настроение у мамы? Чем она не довольна?
Ребёнок У мамы плохое настроение. Её бусы разорвали.
Когда это могло случиться?
Ребёнок : Пока мамы не было дома.
Как вы думаете, куда ходила мама?
Дети; мама ходила в магазин, на почту, к соседке.
Кто оставался дома один? Что дети пообещали маме?
Чем занималась Катя?
Дети : Она кормила мишку, клала спать, рассказывала сказку.
Дети : Катал машинку, ремонтировал машинку.
Чьи бусы рассыпались на полу?
Дети : Мамины.
А кто их взял?
Почему бусы оказались разорванными?
Что почувствовали дети, когда вернулась мама?
Что сделал Вова?
Какая стояла Катя?
Ребята, мы с вами видим, что произошло, когда вернулась мама: Вова от испуга спрятался под одеяло, а Катя стояла и виновато смотрела на маму. Им было стыдно, что они не выполнили свое обещание.
Логопед : А сейчас вы попробуете составить рассказ о детях. Составлять его будем по частям.
1. Сначала расскажите, куда ушла мама. Кто остался один дома. Что пообещали дети маме.
2. Что делала Катя, Вова.
3. Кто увидел бусы, что случилось.
4. Как дети вели себя, когда вернулась мама?
Составление рассказа 2-3 детьми
7. Логопед: Мама, конечно, огорчилась и рассердилась, но она не всегда расстраивается, подберите слова:
Мама (какая?) – добрая, весёлая, строгая, заботливая, требовательная, любимая.
Как вы относитесь к маме?
Упражнение на координацию речи и движения: «Маму я свою люблю»
Маму я свою люблю
Я всегда ей помогу:
Я стираю, полоскаю,
Воду с ручек отряхаю,
Пол я чисто подмету
И дрова ей наколю,
Маме надо отдыхать,
Маме хочется поспать,
Я на цыпочках хожу,
Ни словечка, ни скажу.
Дети читают стихотворение, и выполняют движения, соответствующие каждой строчке.
8. Дети, вспомните пословицы и поговорки, которые подходят для нашего рассказа.
Одно дело сказать, другое делать.
Слово дал – держи.
От доброго не бегай, а дурного не делай.
Всякой вещи своё место.
Если знаешь, что хорошо, не поступай плохо.
Шила в мешке не утаишь.
9. Дети, конечно, маму огорчили, бусы разорвали, а мы постараемся маму порадовать и соберём ей новые бусы.
Дети выполняют графическую работу « Собери бусы»
10. Итог: О ком составляли рассказ? Кто оказался виноват в том, что бусы оказались разорванными? Как нужно вести себя, когда рядом взрослых нет дома?
Внимание! Администрация сайта сайт не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Представленные материалы будут интересны воспитателям подготовительных групп.
Цель: Поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности, проявлять настойчивость, целеустремленность, взаимопомощь.
Коррекционо-образовательные задачи:
- Закреплять словарьдетей по теме «Дом и его части»;
- Закреплять употребление в речи притяжательных прилагательных;
- Учить связно , последовательно излагать ход рассказа, используя наглядную схему-образец;
- Развивать умение логически последовательно и грамматически правильно выстраивать свое высказывание;
- Закреплять знания о геометрических фигурах и цвете;
- Закреплять навыки порядкового счета;
Коррекционо-развивающие задачи:
- Развиватьсвязную речь, внимание, память, творческое воображение;
- Развивать зрительное восприятие, ориентировку в пространстве;
- Развивать координацию движений, мелкую моторику рук;
- Развивать логическое мышление;
Коррекционо-воспитательные задачи:
- воспитывать эстетические качества;
- учить выслушивать высказывания товарищей;
- формировать умение работать в команде.
Оборудование: ПК, проектор, экран, конверты с пазлами, конверты с набором геометрических фигур, сундук с заданиями, мяч, магнитная доска.
Ход занятия
Эмоциональный настрой
Воспитатель. Дети, сегодня занятие не обычное, посмотрите, сколько у нас гостей, давайте поздороваемся с ними. Поздоровались – больше внимания на гостей не обращаем.
I. Организационный момент
Для начала встанем в круг,
Сколько радости вокруг!
Мы все за руки возьмемся,
И друг другу улыбнемся.
Мы готовы поиграть,
Можно встречу начинать!
Воспитатель Дети, где мы очутились? Мы с вами очутились в гостях, а у кого сейчас узнаем. Я предлагаю вам присесть за столы. Садимся правильно: спина прямая, ноги вместе, руки на столе.
Посмотрите, вот что сегодня я нашла на пороге этого дома. Это шкатулка. Посмотрим, что в ней лежит? Записка. Давайте ее прочитаем.
Воспитатель читает записку:
«Здравствуйте, дети! Здравствуйте, взрослые! Если вы читаете это письмо, то попали по адресу. Добро пожаловать в мой дом. Разложите вложенные карточки и составите из них слово и тогда вы узнаете кто Я».
Воспитатель развешивает карточки на магнитной доске.
Воспитатель. Артем, подойди к доске и составь слово. Прочитай, что у тебя получилось.
Ребенок по карточкам составляют слово «Кузя»
Воспитатель. От кого же записка? Как вы думаете, кто этот Кузя? Где он живет?
Дети. От Кузи. Это домовенок Кузя. В домах.
Воспитатель. Здесь еще что-то написано:
«Я оставил вам видеосообщение. Воспользуйтесь моим ноутбуком для просмотра».
«Ребята, сорока, моя добрая знакомая, рассказала, что вы любите играть, отгадывать загадки, решать задачи, читать книги. А еще умные и трудолюбивые, не боитесь никаких трудностей и вообще – смелые и дружные ребята. Поэтому я решил подарить вам «самое ценное на свете сокровище», и чтобы оно не досталось Бабе Яге или вредной и хитрой вороне, я спрятал его в этой комнате. Я посылаю вам карту поиска сокровища. Будьте внимательны: вас ждут трудности. Если вы ответите на мои вопросы, то найдете сокровище. Желаю удачи».
Воспитатель. Ребята, что вы решили, будем искать сокровище?
Дети. Да!
II. Основная часть
Воспитатель. И так, вперед. Посмотрите по карте, где находится первое задание.
Айгуль, отправляйся на поиски. Там должна находиться цифра 1.
Воспитатель. Слушайте первое задание домового:«Ребята, дома бывают разные и высокие, и низкие, и строят их из разных материалов. Ваше задание правильно назвать, из каких строительных материалов построены дома, где я успел погостить»
Игра «Назови, какой дом»
Воспитатель: Дети, из чего можно построить дом?
Дети: Из кирпича, дерева, камня, бетона, глины, веток, соломы, металла.
На экране выставляются картинки с изображением домов из разных строительных материалов.
Воспитатель: Если дом построен из кирпича, он какой? Кирпичный.
Из соломы? Соломенный.
Из дерева? Деревянный.
Из камня? Каменный.
Из бетона? Бетонный.
Из глины? Глиняный.
Изо льда? Ледяной.
Из бумаги? Бумажный.
А какой дом будет прочным? Ответы детей.
Если дом из одного этажа, то он какой? Одноэтажный.
Если дом из трех этажей, то он какой? Трехэтажный.
Если дом из девяти этажей, то он какой? Девятиэтажный.
Если у дома много этажей, то он какой? Многоэтажный.
Воспитатель. Молодцы! Ой, смотрите, здесь еще есть буква «К» с № 1. Чтобы это значило? Смотрим на карту. Второе задание, где у нас находится? Вот, нашли. Айлита, отправляйся на поиски. Там должна находиться цифра 2.
Ребенок идет на поиски задания. Находит конверт и возвращается на свое место.
Воспитатель. Слушайте задание домовенка:
«Ребята, я знаю, что у всех есть свой дом и у животных тоже. Я предлагаю вам сыграть в игру с мячом «Чей дом?»
Дети встают в круг; воспитатель кидает мяч по очереди и задает вопросы.
У медведя дом медвежий.
- У лисы чей дом? – Лисий.
- У зайца чей дом? – Заячий.
- У волка чей дом? – Волчий.
- У белки чей дом? – Беличий.
- У барсука чей дом? – Барсучий.
- У собаки чей дом? – Собачий.
- У кошки чей дом? – Кошачий.
- У мыши чей дом? – Мышиный.
Воспитатель. Справились мы с этой задачей. Предлагаю сесть за столы. Садимся правильно: спина прямая, ноги вместе, руки на столе.Можно искать дальше, но и здесь есть буква – это «Н», с № 2. Смотрим на карту, ищем третье задание.Арина, отправляйся на поиски. Там должна находиться цифра 3.
Ребенок идет на поиски задания. Находит конверт и возвращается на свое место.
Слушайте внимательно задание:
«Вы очень находчивые ребята! Разложите пазлы из желтых конвертов в соответствии с числами от 1 до 10, и у вас получится целая картина».
Прежде чем выполнять задание я предлагаю вам превратиться в строителей и построить свой дом:
Молотком стучу, стучу, (Постукиваем кулачком правой руки по расправленной ладони левой руки.)
Сто гвоздей заколочу. (То же движение, но меняем руки.)
Буду строить дом, дом, (Ставим поочерёдно кулачок на кулачок.)
Будем жить в нём, в нём. (Поднимаем ладони, соединяем пальцы
, изображая крышу дома.)
Воспитатель: Дети, молодцы! Открываем желтые конверты и приступаем к заданию. Что у вас получилось?
Дети: У нас получился дом.
Воспитатель: Убираем пазлы в конверт. Сейчас на экране будут появляться детали дома, а вам нужно будет рассказать, для чего они нужны.
Игра «Для того, чтобы»
Крыша дому нужна для того, чтобы была защита от осадков.
Двери дому нужны для того, чтобы…
Окна дому нужны для того, чтобы…
Стены дому нужны для того, чтобы…
Труба дому нужна для того, чтобы…
Балкон дому нужен для того, чтобы…
Крыльцо дому нужно для того, чтобы…
Лифт дому нужен, для того чтобы …
Мебель дому нужна для того, чтобы …
Воспитатель. Молодцы! И с этим заданием справились! Нашли букву «И» под № 3. Дети, я предлагаю вам немного отдохнуть и сделать небольшую разминку. Для этого встанем в красивый круг в центре зала.
Физкультминутка: «Игрушечная стройка»
Получили мы подарки: (Дети изображают, как выкладывают)
Кирпичи, бруски и арки. (предметы из коробки.)
Из коробки мы берем, (Кулачок ставят на кулачок.)
Строим мы красивый дом. (Стучим кулачками.)
Строим быстро, строим скоро, (Дети садятся на корточки)
Без цемента из раствора. (постепенно выпрямляясь)
Дом растет все выше, выше, (а потом встают на носки.)
Есть карниз, труба и крыша. (Сомкнуть руки над головой.)
Воспитатель. Я предлагаю вам присесть за столы. Садимся правильно: спина прямая, ноги вместе, руки на столе.
Ищем следующее задание? Смотрим карту. Вот место с четвертым заданием. Илья, отправляйся на поиски. Там должна находиться цифра 4.
Ребенок идет на поиски задания. Находит конверт и возвращается на свое место.
Вот, записка:
«Ребята, я знаю, что вы очень творческие и любите фантазировать, поэтому приготовил для вас именно это задание – головоломку. Предлагаю вам построить каждому свой дом».
Воспитатель. Возьмите и откройте белые конверты. Аккуратно выложите содержимое на стол. Составьте из них силуэт дома. (Дети выполняют. )
Вопросы детям во время работы: сосчитай, сколько геометрических фигур? Одного ли они цвета? (11 геом. фигур одного цвета)
Какие геометрические фигуры есть в наборе? (2 квадрата, 4 треугольника, 5 прямоугольников – 1 большой и 4 маленьких. )
Какая геометрическая фигура находится выше/ниже/слева/справа от геометрической фигуры?
Воспитатель. Мне очень понравились ваши дома. Уберем геометрические фигуры в конверт. Получаем карточку с буквой «Г» под № 4. Спешим дальше. Нас ждет последнее задание. Где же оно спрятано? Посмотрим нашу карту. Маша, отправляйся на поиски. Там должна находиться цифра 5.
Ребенок идет на поиски задания. Находит конверт и возвращается на свое место.
«Ребята, вы все живете в разных домах: высоких и низких, кирпичных и деревянных. Я высылаю таблицу, по которой предлагаю рассказать про свой дом. Задание не простое,но я уверен, что вы справитесь».
Игра «Расскажи про свой дом»
Составление рассказа по мнемотаблице.
Воспитатель. Илья, расскажи про свой дом. Айгуль, расскажи про свой дом. Артем, расскажи про свой дом. Маша, расскажи про свой дом.
Воспитатель. Вот мы и выполнили все задания домовенка. И получили с последним заданием букву «А» с №5. Но для чего нам нужны эти буквы с номерами? Выходит домовенок Кузя.
Кузя. «Поздравляю! Вы ответили на все мои вопросы и выполнили задания, можете забрать «сокровище». Но чтобы узнать, что это такое, вам нужно из букв с номерами от 1 до 5 выложить слово. Это и будет ответ. А ответ этот…
Воспитатель. Айлита, подойди к доске и составь слово по цифрам. Прочитай что у тебя получилось. (книга)
Кузя . В ней можно найти ответы на многие вопросы. Вот вам карта с координатами сокровища. (Дети находят сокровища). Это не простая книга, а «умная книга» или «Энциклопедия». А еще я приготовил вам медали «За выполнение особо важного задания».
III. Заключительная часть.
Воспитатель. Дети, о чем мы сегодня говорили?
Кузя . Ребята, какие задания вам понравились больше всего? Какие задания были для вас сложными?
Воспитатель. Дети, вам понравилось в гостях у Кузи? На этом наше путешествие окончено. Попрощаемся с Кузей.
Пособие для логопеда. Под ред. Р.И. Лалаевой - М. : ВЛАДОС, 2006.- 182 с.: ил.- (Коррекционная педагогика). - ISBN 5-691-01504-4.
Пособие предлагает доказавшую свою эффективность систему работы по развитию связной речи младших школьников с общим недоразвитием речи (ОНР) и задержкой психического развития (ЗПР) на третьем этапе коррекционной работы.
На основе практического опыта автора - учителя-логопеда общеобразовательной школы собран и систематизирован представленный материал. Он включает в себя планирование и конспекты логопедических занятий, материал для закрепления и контроля знаний, загадки, кроссворды, знаковые схемы, демонстрационные предметные и сюжетные картинки, серии картин.
Пособие предназначено для логопедов, учителей начальных классов массовых и специальных школ V и VII вида, студентов факультетов коррекционной педагогики.
Устная связная речь.
1 занятие.
ТЕМА.
Последовательный пересказ текстов с опорой на вопросы. Составление предложении (полных ответов на вопросы).
ЦЕЛИ:
формировать умения отвечать на вопросы полным предложением, последовательно пересказывать текст с опорой на вопросный план, составлять полные предложения-объяснения лексического значения слова;
развивать фонематический анализ слов, слуховое восприятие, память.
ОБОРУДОВАНИЕ:
предметные картинки, запись на доске, схема предложения.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
1. Организационный момент
- Сядет тот, кто отгадает загадку, назовет предмет на картинке-отгадке и выделит гласный звук в начале слова (УТКА, АИСТ, ОКУНЬ, ИВОЛГА) (рис. 1)
Пухом богата, клюв - лопата,
В речке бродит, вперевалочку ходит.
Это старый наш знакомый:
Он живет на крыше дома-
Длинноногий, длинноносый,
Длинношеий, безголосый,
Он летает на охоту
За лягушками к болоту.
Холит... (окунь) в глубине,
В глубине, на самом дне,
Равнодушным круглым оком
На меня косится... (окунь).
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Конспекты логопедических занятий по темам раздела «Устная связная речь».
Занятие 1. Последовательный пересказ текстов с опорой на вопросы. Составление предложений (полных ответов на вопросы)
Занятие 2. Последовательный пересказ текстов с ярко выраженной причинно-следственной связью с опорой на предметные картинки и вопросы
Занятие 3. Последовательный пересказ текстов от первого (третьего) лица по графическим (знаковым) схемам
Занятие 4. Пересказ текстов описательного характера с опорой на картинки, вопросы, графические схемы
Занятие 5. Последовательный пересказ текстов описательно-повествовательного характера с использованием опорных предметных картинок, сюжетной картинки. Составление плана пересказа
Занятие 6. Последовательный пересказ с опорой на серию картинок и последовательность действий с использованием серии сюжетных картинок опорных слов-действий
Занятие 7. Выборочный пересказ. Составление плана пересказа
Занятие 8. Краткий пересказ. Составление плана пересказа
Занятие 9. Творческий пересказ по обозначенному началу рассказа
Занятие 10. Творческий пересказ по обозначенному концу рассказа. Составление плана рассказа
Занятие 11. Творческий пересказ по обозначенной середине рассказа. Составление плана рассказа
Занятие 12. Устное сочинение. Составление самостоятельных связных высказываний, рассказов повествовательного характера по демонстрируемым действиям и картинкам
Занятие 13. Устное сочинение. Составление рассказа по вопросам
Занятие 14. Устное сочинение. Составление рассказа по вопросам и картинке
Занятие 15. Устное сочинение. Составление рассказа по опорным словам и картинкам
Занятие 16. Устное сочинение. Составление рассказа по серии картинок, используя план-вопросы
Занятие 17. Устное сочинение. Составление сравнительного рассказа описательного характера по предложенным предметам (картинкам) с использованием графических (знаковых) схем, вопросов
Занятие 18. Устное сочинение «Осень и весна». Составление сравнительного рассказа описательного характера с использованием графических (знаковых) схем
Занятие 19. Устное сочинение. Составление рассказа по сюжетной картинке, с использованием опорных слов
Занятие 20. Устное сочинение. Составление рассказа по материалам текущих наблюдений с элементами описания, используя план-вопросы, опорные слова Конспекты логопедических занятий по темам раздела. «Лексика»
Занятие 1. Определение лексического значения слов
Занятие 2. Определение и толкование лексического значения слова, употребленного в контексте
Занятие 3. Однозначные и многозначные слова.
Занятие 4. Узнавание слова по толкованию его лексического значения. Работа с кроссвордами
Занятие 5. Омонимы
Занятие 6. Этимология слов. Работа с этимологическим словарем
Занятие 7. Антонимы. Подбор антонимов к слову
Занятие 8. Нахождение антонимов в тексте
Занятие 9. Синонимы. Подбор синонимов к слову
Занятие 10. Нахождение синонимов в тексте. Обоснование выбора синонима в тексте
Занятие 11. Употребление синонимов в речи для преодоления неоправданного повторения слов
Занятие 12. Прямое и переносное значение слова
Занятие 13. Образные слова и выражения. Загадки
Занятие 14. Фразеологизмы. Фразеологические обороты. Крылатые слова и выражения
Занятие 15. Пословицы и поговорки
Литература.
Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников, Устная связная речь, Лексика, Пособие для логопеда, Часть 1, Андреева Н.Г., 2009 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.