Многие гуру бизнеса в своих книгах или на тренингах начинают общение с аудиторией с того, что указывают на ошибки мышления современного человека. Дело в том, что по сути, если отбросить все стереотипы и предположения, в дошкольных учреждениях и школах нас не учат развивать мышление. Дети решают определенные задачи, учатся работать с данными, получать условия и даже анализировать действия, однако, для личностного роста условия создаются только в институте, и то, это ограниченные курсы базовых предметов.
Человек использует различные виды мышления:
- Логическое мышление – его задача – обобщать происходящее, находить последовательности, причинно-следственные связи.
- Дедуктивное мышление – очень похожий на логическое мышление процесс, однако он отличается генерацией умозаключений, а не сравниванием происходящего с логическими действиями. Человек сам определяет связанные процессы и сам понимает, к чему они приводят.
- Аналитическое мышление – очень связано с логикой, чаще всего характеризует умение быстро находить эффективное и оптимальное решение в той или иной ситуации.
- Творческое мышление – здесь в большей степени работают не логические центры, а творчество, воображение. Оно отвечает за генерацию креативных идей, мыслей.
- Индуктивное мышление – некая форма логического мышления, которая отвечает за обобщение и подведение итогов в мыслительном процессе.
Интересно, что логическое и аналитическое мышление (как наиболее взаимосвязанный тип) сохраняются до глубокой старости, до того времени, пока мозг не атрофируется и не теряет способность к рациональному исследованию окружающего мира.
Особенности человеческого развития личности таковы, что кто-то в своей жизни основывается на логических выводах и активно использует логику, кто-то живет и принимает творческие решения, которые диктует воображение, желания, эмоции. Это не хорошо и не плохо, просто такова предрасположенность человека. Однако аналитическое мышление можно развить, причем считается, что логику развивать труднее, чем творческие способности.
Мышление – это способность к моделированию систематических отношений с окружающим миром. Чем чаще вы будете решать задачи определенного типа и сложности, тем больше будет развиваться логическое мышление. Аналитический склад ума ценится на руководящих должностях, у тех людей, которые должны решать огромный поток различных по типу задач, и находить оптимальное решение для них. Более того, способность к аналитическому мышлению позволяет складывать общую картину мира, что помогает добиваться больших успехов за счет понимания причинно-следственных связей.
Как развить аналитическое мышление?
Первое, что нужно знать, перед началом работы по саморазвитию, это то, что аналитическое мышление очень тесно связано с логикой. Следовательно, решая задачи на логическое мышление , вы сможете получить аналитический склад ума, переориентировав свое мировоззрение. Решайте задачи, ребусы, кроссворды, сложные головоломки, разгадывайте загадки. В школе мы все получаем базу, особенно на математических предметах. Со временем же, особенно после начала трудовой деятельности, большинство людей забрасывают свое развитие, ошибочно полагая, что работа в себе содержит все условия для улучшения качеств.
Аналитическое мышление развивается у каждого по-разному, с разной скоростью и разными результатами. Особенно аналитический склад ума развивается быстро при изучении иностранных языков, языков программирования, при работе с техникой, сложными механизмами, большими массивами данных.
В современном бизнесе тяжело сказать однозначно, что привело к успешности предпринимателя, его аналитический склад ума, или решение огромного количества задач улучшили способности к мышлению. Однозначно известно то, что навык стратегического видения, прогнозирования результата, работа на достижение различных целей, путем определенных алгоритмов и действий – заслуга аналитического мышления, которое можно и нужно развивать.
Создавайте ситуации
Данная техника очень проста и доступна, поскольку вам потребуется немного свободного времени и ваш интеллект. Суть задачи заключается в придумывании определенной ситуации, постановке цели и формирование эффективного решения. Например: Ваша цель – полететь в космос. Для этого вам потребуется либо участие в космической программе, либо деньги для покупки билета по программе космического туризма. Если у вас есть проблемы со здоровьем, или вы имеете пожилой возраст, а физическая подготовка слаба – ваш выход только в покупке места в Шатле. Развивая эту идею, работая над генерацией цепочки решений, анализируя информацию, вы развиваете свое аналитическое мышление. Если вы не хотите тратить время впустую – начните планировать собственное дело, покупку загородного дома или автомобиля, анализируйте, что вам может пригодиться во время поездки на заграничный курорт.
Психологические тренажеры
Конечно, команда BrainApps не могла упустить из виду необходимость развития аналитического мышления. У нас вы найдете огромное количество игр и тренажеров, которые направлены на развитие в том числе и логики. Есть задачи на быстрое принятие решения, поиск оптимального ответа, на восстановление полной картины, располагая частностями. Главная особенность нашей площадки – мощная поддержка пользователей. Вы получите:
- Личного тренера – уникальный специально разработанный механизм построения тренировок согласно вашим целям и способностям;
- Статистический модуль – возможность проверки в личном кабинете прогресса вашего развития, для еще более эффективных тренировок;
- Интересные и захватывающие игры, которые придутся по вкусу и взрослым и детям.
Помните, самая лучшая инвестиция – это инвестиция в себя! Ваш интеллект – это величайший феномен, который требует к себе бережного и ответственного отношения. Занимайтесь, и результаты ваших тренировок не заставят себя ждать.
Аналитические способности - одни из ключевых. Повсюду масса информации и она увеличивается в геометрической прогрессии. Даже если ваша сфера деятельности не связана с этим, навык будет полезным каждому человеку. Помимо прямой пользы, он приносит косвенную: развивает память и логику. Эти два параметра называются одними из первых, когда речь заходит об умственных способностях. Сегодня любому человеку важно уметь эффективно справляться с поступающей информацией и делать правильные выводы.
Не все способы развития аналитических способностей будут интересны лично вам. Однако вы можете выбрать наиболее подходящие и практиковать их каждый день.
Решайте математические задачи
Это один из лучших способов улучшения аналитических способностей. Математика очень логична, а математические проблемы и задачи структурированы.
- Решайте задачи, связанные со счетом в уме.
- Занимайтесь этим каждый день.
- Решайте задачи из повседневной жизни и не пользуйтесь калькулятором.
- Пройдите , чтобы повысить эти навыки.
Полюбите игры для мозга
Такие игры помогут повысить навыки работы мозга. К тому же это весело, а значит, пользы от упражнений будет еще больше.
- Скачайте на свой телефон или планшет.
- Разгадывайте кроссворды, судоку и логические паззлы.
- Играйте в шахматы.
Присоединитесь к дискуссионному клубу или кружку для чтения
Грамотное обсуждение определенной темы помогает улучшить логические, аналитические способности, а также развить критическое мышление.
Книжный клуб - отличный способ обсудить одну и ту же книгу. Это прекрасно, когда один текст позволяет сделать несколько самых разных выводов. В конце концов, умение вести дискуссию также является навыком, помогающим развить аналитические способности.
Создайте большую базу данных
Чем больше вы читаете, изучаете и поглощаете, тем больше ваша база данных с информацией, с которой можно работать при необходимости.
- Читайте самую разную литературу: философию, науку, религию, художественную.
- Посещайте лекции и конференции.
- Запишитесь в учебные классы в своем городе.
Выделите время на то, чтобы подумать
Формирование базы данных - прекрасная стратегия, но ее недостаточно. Нужно выделять время на то, чтобы переварить всю информацию и поразмыслить над тем, что вы узнали. Большинство людей, которые стремятся стать лучше, много читают, однако никогда не останавливаются и не анализируют прочитанное.
- Вспомните в деталях, о чем была книга или статья.
- Рассмотрите несколько способов решения одной проблемы. Почему один способ лучше другого? Докажите свою мысль.
- Избегайте самого простого решения. Зачастую оно оказывается верным, но не откажите себе в удовольствии подумать о проблеме глубже и тщательнее.
Расширяйте мировоззрение
Этот процесс не должен прекращаться. Приучите себя к тому, что расширять мировоззрение нужно каждый день.
- Думайте о других способах понимания мира. Рассмотрите его с политической, философской, научной и религиозной точек зрения.
- Попробуйте понять те точки зрения, которые зачастую игнорируете.
- Окружайте себя теми людьми, которые отличаются от вас.
Ищите связи
Несомненно, многие вещи в нашей повседневной жизни связаны друг с другом. Поняв и установив эти связи, можно осознать массу вещей и сделать разумные выводы.
- Думайте о вещах в контексте причины и следствия. Уверены ли вы однозначно в том, что является первым, а что вторым? Иногда то, что считается следствием, на самом деле причина и наоборот.
- Думайте о схожести вещей и событий, ищите аналогии, придумывайте .
- Подумайте об истории человечества. Какие циклы, шаблоны и тенденции вы замечаете?
Обращайте внимание на детали
Общую картину нужно знать, но без понимания деталей нельзя сделать правильные выводы или взвесить все «за и против». Постоянно перемещайтесь между конкретным событием и ситуацией в целом.
Желаем вам удачи!
Назначение:
Аудиовизуальная гипносуггестивная программа (сессия) «Аналитическое мышление» предназначена для развития способности к аналитическому мышлению и формированию аналитического склада ума.
Описание:
Аналитическое мышление - способность человека к использованию логики при анализе информации и принятии решений. С практической точки зрения аналитическое мышление - это:
- разбиение информации на отдельные составляющие
- всесторонний анализ этих составляющих, а также начальной информации в целом
- восстановление недостающей информации посредством логических выводов и умозаключений
- если это задача, то на основе предыдущих шагов необходимо наметить несколько вариантов ее решения
- далее нужно проанализировать каждый вариант в отдельности, объективно оценив все его плюсы и минусы
- в итоге необходимо выбрать самый оптимальный вариант
Примеры аналитического мышления:
1. Дано предложение: «Солнце ярко светит и озаряет изумрудную листву берез» . Какие выводы можно сделать, получив эту информацию? Человек, обладающий аналитическим складом ума, предположит примерно следующее:
- самый очевидный вывод - событие происходит в светлое время суток (ночью солнца нет)
- вероятно, на улице довольно неплохая погода (так как в предложении говорится, что солнце светит ярко)
- данное событие происходит не ранней весной, не поздней осенью и уж точно не зимой (вероятнее всего летом), потому что листва у деревьев есть и имеет ярко зеленый (изумрудный) цвет
- речь идет о месте, где имеется несколько берез (слово «береза» употреблено во множественном числе)
- описываемая ситуация происходит в умеренной или холодной части Евразии, либо Северной Америки (в других широтах березы не распространены)
- этот текст относится к художественной речи (об этом свидетельствует неправильный порядок слов, а также красочные обороты, неприемлемые для публицистики, профессиональной терминологии или делового стиля)
Обратите внимание, все эти выводы сделаны на основе всего нескольких слов благодаря аналитическому мышлению! Вы тоже на это способны!
2. Задан вопрос: «Сколько углов останется у стола, если один отрезать?» Кто-то скажет, что три (при определенных условиях он будет прав). А кто-то, что пять (это не единственно верный ответ). Человек же с аналитическим складом ума и хорошими аналитическими способностями, прежде чем ответить, задаст себе (или спрашивающему) следующие вопросы, которые помогут докопаться до истины:
- Какую форму имеет стол? Сколько углов у него изначально? Ведь столы бывают не только квадратные или прямоугольные, также они могут иметь форму, например, треугольника.
- Как режем? От этого (ну и от формы стола конечно) напрямую зависит правильность ответа. Если у квадратного стола отрезать угол не далеко от края, то останется 5 углов, а если распилить по диагонали (фактически мы отрежем один угол, что не противоречит условию), то останется 3 угла.
Кому полезно развить аналитические способности?
Несомненно, способность мыслить аналитически будет полезна каждому, но более всего она пригодиться тем, кто хочет добиться успеха и стать первым в своем деле. Человек, обладающий аналитическим складом ума, имеет огромное преимущество. Он может эффективнее и быстрее решать сложные задачи (жизненные, профессиональные и др.); он делает верные, логически обоснованные выводы даже в случае недостатка сведений; он смотрит на проблему с разных точек зрения, поэтому способен найти оптимальный вариант ее решения; о таком человеке говорят, что он сначала думает, а потом делает.
Установки, содержащиеся в сессии «Аналитическое мышление» способствуют:
- развитию способности к аналитическому мышлению
- формированию аналитического склада ума (привычка мыслить аналитически)
- развитию объективно-критического стиля мышления (не доверять на слово всем и вся, а подвергать анализу поступающую информацию и только потом делать соответствующие выводы)
- формированию привычки смотреть на всё с разных точек зрения и умения видеть ситуацию, как в целом, так и по частям
- развитию способности эффективно восстанавливать недостающую информацию путем логических умозаключений (помогает более точно провести анализ)
- формированию навыка делать достоверные предположения о наиболее вероятных вариантах развития событий (полезно, например, для заблаговременного просчета своих действий)
Статья посвящена основным методам, направленным на развитие аналитических способностей на тренингах и в режиме коучинга руководителей с помощью наиболее эффективных и развивающих приемов принятия решений, которые были разработаны и эффективно применяются в области управления проектами и управления качеством.
Автор также выделяет три основных вида интеллекта - рациональный, эмоциональный и пространственный - которые участвуют в процессе анализа, поиска и принятия решений. Предлагаемые автором приемы предполагают развитие аналитических навыков с задействованием всех трех разновидностей интеллекта.
Логика, эмоции и интуиция руководителя объединяются для достижения цели, а не противостоят в его решениях друг другу.
Статья написана на многолетнем опыте проведения тренингов и коучинга для руководителей высшего звена.
Введение. Исходная проблема
Аналитические навыки, так необходимые для принятия эффективных управленческих решений, в нашей культуре принято развивать с помощью решения задач. Означает ли это, что руководитель, не обладающий яркими способностями в области математики и физики, не может принимать качественные решения в бизнесе?
Ответ вполне ясен - нет, не значит.
Но как тогда развивать аналитические способности у разных по психологическому типу людей?
Три вида интеллекта и три вида управленческих решений
В соответствии с устройством головного мозга человека в нем выделяется три основных модели обработки информации и принятия решений. В своих трудах известные ученые Пол Маклин, Рольф Ширм и Виктор Батаяр выделили три основных вида аналитических процессов мозга, которые, соответственно, впервые появились у пресмыкающихся, у млекопитающих и у приматов.
Условно эти три вида процессов обработки информации были обозначены тремя цветами - зеленый, красный и синий.
На базе «зеленого» процесса формируется пространственный интеллект, построенный на интуитивной модели обработки информации.
На базе «красного» процесса формируется эмоциональный интеллект, построенный на оценочной модели обработки информации.
И, наконец, на базе «синего» процесса развивается рациональный интеллект, построенный на причинно-следственной обработке вербализированной информации.
Для каждого человека свойственно преобладание того или иного типа обработки информации, это определяется особенностями его эндокринной системы. Поэтому поиск и принятие решений каждым конкретным руководителем ограничивается его индивидуальными особенностями.
Пространственный интеллект позволяет принимать общие интуитивные решения, которые отличаются сравнительно точным прогнозированием, но такое решение не учитывает ни конкретных нюансов текущей ситуации, ни причинно-следственных связей. В итоге, такое решение не имеет технологичности. Оно бывает верным только в конкретном случае. Его невозможно воспроизвести вновь. Принятию такого решения трудно обучить. Наиболее эффективные решения с помощью пространственного интеллекта принимаются группой людей, которые вовлечены в активный процесс обсуждения, например, в режиме мозгового штурма.
Эмоциональный интеллект позволяет принимать решения в отношении приоритетов, основных направлений, методах реагирования на сложившуюся ситуацию. В основе эмоционального интеллекта лежит способность быстро оценить основные факторы, определяющие ситуацию, и выбрать наиболее приоритетный из них. Решения на основе эмоционального интеллекта самые быстрые и кардинальные - это своего рода основная модель принятия решений в реинжиниринге бизнес-процессов и в антикризисном менеджменте. Но такое решение также ограничено с технологической точки зрения. Ему не хватает полноты и глубины анализа, его невозможно воспроизвести вновь, если основные факторы хотя бы частично изменились. Часто для повышения эффективности эмоционального интеллекта необходима двигательная активность руководителя, как, например, Ленину, который постоянно ходил из угла в угол, анализируя ситуацию и вынашивая решение.
Рациональный интеллект позволяет принимать глубокие, продуманные решения, отличающиеся высоким уровнем системности, точности, многофакторности и абстрактности. В основе рационального интеллекта лежит способность находить тончайшие причинно-следственные связи даже там, где их наличие даже невозможно и предположить. Решения на основании рационального интеллекта наиболее стратегичные, глобальные и учитывающие тончайшие нюансы. Но принятие решений на основании рационального интеллекта невозможно без достаточного обеспечения входящей информацией и в шумных, некомфортных условиях. Это кабинетные решения которые требуют максимальной концентрации и уединенности в окружении современных средств связи и обработки информации.
Чем отличаются принятые решения на практике?
Сравнительно недавно в некоторой фармацевтической компании произошел существенный убыток, несмотря на высокий сезон. Как проанализировали эту ситуацию разные руководители, и какие решения они приняли.
Руководитель одного из бизнесов с выраженным пространственным интеллектом собрал всех руководителей второго уровня и попросил каждого высказать свое видение ситуации. По мере их выступлений у него постепенно родилось понимание, что руководители не хотят принимать на себя ответственность за повышение доходности при снижении затрат. Он выступил с пламенной речью и замотивировал руководителей на постоянную работу с издержками, а впоследствии постоянно напоминал им об этой задаче. По итогам следующего квартала, убыток уменьшился в три раза.
Руководитель с выраженным эмоциональным интеллектом востребовал к себе руководителя по экономической безопасности, финансового аналитика и директора по информационным технологиям. Он четко ограничил набор показателей за последний финансовый период, который он хотел видеть. Получив необходимые данные, он за два часа сформировал программу на квартал из 4 пунктов: отказ от резервного склада, сокращение персонала в логистике на 12%, усиление продаж в госпитальном отделе и замена в ассортименте 10% дорогостоящих препаратов на более экономичные аналоги. В результате уже по итогам следующего квартала его бизнес вышел в прибыль.
Руководитель с выраженным рациональным интеллектом в течение первого месяца изучил ситуацию во всех нюансах и написал подробный бизнес-план. По итогам реализации этого плана в следующем квартале ситуация практически не изменилась, но за полгода его бизнес вышел на стабильный рост и обогнал остальные бизнесы по показателю прибыли.
Таким образом, Вы видите, что:
- В бизнесе руководителю необходимы все три формы аналитических навыков
- У каждого из видов интеллекта есть свои сильные и слабые стороны
- Каждый руководитель принимает свою модель принятия решений
Поэтому при развитии аналитических навыков необходимо опираться на сильные способности руководителя и при этом находить способ компенсации слабых.
Приемы и способы развития аналитических навыков с учетом индивидуальных особенностей руководителей
Поэтому в своей работе мы всегда начинаем развитие аналитических навыков руководителя с анализом структуры интеллекта участников тренинга или коучинга. На настоящий момент единственной моделью, которая позволяет оценить этот показатель является методика структограммы (www.structogram.ru). И лишь после этого мы формируем конкретный комплекс обучающих мероприятий.
При этом мы отдаем предпочтением таким моделям анализа, обработки информации и принятия решений, которые содержат в себе процессы всех трех видов интеллекта.
Возьмем, к примеру, известную модель SWOT-анализа, которая активно применяется и в проектном менеджменте, и в управлении качеством, и в маркетинге. В отличие от классической модели применения этого методы мы привнесли в него ряд элементов, которые позволяют скомпенсировать те или иные аналитические процессы. Ниже я приведу пример раздаточного материала к тренингу по развитию аналитических навыков с пометками, с помощью которых я хочу обратить Ваше внимание на задействование и на компенсацию того или иного типа интеллекта.
Я выбрал для рассмотрения данную модель как наиболее известную и надеюсь, что с учетом большого числа новых деталей, учитывающих активизацию различных форм интеллекта, Вы найдете в ней большое число новых и неожиданных граней.
Практически в любой аналогичной модели поиска, анализа и принятия решения можно выстроить аналогичную модель развития и компенсации всех трех основных типов интеллекта руководителя. Например, очень интересной получается наша вариация модели причинно-следственной диаграммы Ишикавы, которая так популярно в системе управления качеством.
В рамках данной статьи я все же ограничусь только одной моделью, но постараюсь показать на ней все основные грани нашего подхода.
Пример: практическое упражнение «SWOT-анализ»
Определите сильные и слабые стороны проекта (внутренней среды), а также угрозы и возможности, которые имеются во внешней среде. Результаты запишите в матрицу SWOT-анализа в соответствующие квадраты.
1. Сильные стороны Наличие модели безбюджетного бюджетирования |
2. Слабые стороны Отсутствие резервов |
|
3. Возможности Неподготовленность конкурентов |
|
|
Падение покупательной способности |
|
|
Этапы анализа (SWOT-анализ) внешней и внутренней ситуации (среды) компании:
ПЕРВЫЙ ЭТАП. Распределение действующих факторов на внешние и внутренние, благоприятные и неблагоприятные с точки зрения поставленной цели . Разнесение факторов по соответствующим графам №№1-4. Дополнительные процедуры:
1.1. Соотнесение каждого фактора с поставленной целью . Проведение первичного анализа, позволяющего ответить на вопрос: «К чему может привести влияние данного фактора на поставленную цель?»
1.2. Рассмотрение крайних вариантов прогноза :
1.2.1. средний или оптимальный вариант
1.2.2. худший или пессимистический вариант и возможные пути его предотвращения
1.2.3. лучший или оптимистический вариант
1.3. Фиксация результатов наиболее вероятных прогнозов для дальнейшего использования в случае утверждения анализируемой цели.
ВТОРОЙ ЭТАП. Анализ соотношений факторов между собой . Для этого необходимо:
2.1. сопоставить каждый фактор графы 1 с каждым фактором графы 3 и внести результат в графу 1-3. Результатом должно быть :
2.1.1. описание полученного действующего фактора
2.1.2. способ наиболее оптимального действия по достижению поставленной цели с учетом данного фактора (возможные мероприятия)
2.2. затем таким же образом необходимо сопоставить факторы 1 и 4
2.5. Затем все полученные действующие факторы в рамках соответствующих граф ранжируются по степени их вероятности.
ТРЕТИЙ ЭТАП. Полученные возможные мероприятия необходимо проанализировать с точки зрения их финансовой рискованности, чтобы принять предварительное решение о том, имеет ли смысл достигать поставленной цели (политики или видения). Для этого нужно сделать следующие шаги:
3.1. Каждое мероприятие оценивается по уровню потенциальных затрат в абсолютных или относительных величинах и умножается на вероятность реализации этих затрат
3.2. Каждое мероприятие оценивается по уровню своего финансового эффекта (дополнительной прибыли) на протяжении всего времени достижения поставленной цели в тех же величинах и умножается на вероятность достижения данной дополнительной прибыли
3.3. Производится расчет инвестиционной привлекательности Вашего решения. А именно :
3.3.1. По каждому мероприятию подсчитывается алгебраическая сумма (с учетом знака)
3.3.2. Все положительные суммы делятся на 2 и складываются между собой
3.3.3. Все отрицательные суммы (остатки) умножаются на 2 и складываются между собой
3.3.4. Обе суммы складываются между собой
3.3.5. Полученная сумма делится на общую сумму приходов
3.4. Полученный результат Вы сопоставляете с таблицей решений и определяете свои дальнейшие действия из трех вариантов :
3.4.1. принятие решения,
3.4.2. коррекция решения,
3.4.3. отказ от решения (проекта)
ЧЕТВЕРТЫЙ ЭТАП. Коррекция полученной структуры факторов и мероприятий.
4.1. Замена экономически невыгодных мероприятий
4.2. Если пункта 4.1. недостаточно - произведите дополнительное переформулирование цели (политики, видения) .
4.3. Оставшиеся и вновь полученные мероприятия структурируются по важности и срочности относительно поставленной цели (политики, видения) .
Выводы
- Многолетняя работа с руководителя показала, что решения, проработанные с применением процессов всех трех видов интеллекта оказывались наиболее эффективными.
- Объединение в учебном упражнении процессов каждого из трех видов интеллекта позволяет развивать аналитические навыки на новом и гораздо боле эффективном уровне. Анализ результатов обучения показал, что даже самые «неперспективные» с точки зрения заказчиков участники после подобных тренингов быстро повышали уровень и качество принимаемых ими решений. Так в одной компании после обучения нами аналитическим навыкам группы помощников руководителей ВСЕ участники и участницы тренинга в течение года после обучения были назначены на руководящие должности вплоть до уровня топ-менеджеров.
В резюме все соискатели указывают различные навыки и достижения, а также - личностные особенности. Популярный пункт - наличие аналитического склада ума или аналитических способностей. К сожалению, далеко не все осознают, что это два немного различных по смыслу понятия. Принципиальные отличия:
Аналитические способности - это склонность выявлять причинно-следственные связи, устанавливать логическую цепочку между различными элементами информации.
Аналитический склад ума - это особенность психики человека. Она дает возможность проявлять или развивать способности к восприятию окружающей среды. То есть - обладатели аналитического склада ума склонны к анализу происходящих процессов, чаще всего это люди технических профессий.
Безусловно, нужно осознавать, что способности бывают:
Врожденными;
Приобретенными.
Если рассматривать аналитические способности с такой точки зрения, становится очевидно, что все люди склонны к анализу. В тоже время развитое правое полушарие мозга делает человека гуманитарием или творческой личностью. А вот левое - дает врожденную особенность быть аналитиком, про таких людей и говорят, что у них аналитический склад ума. Здесь нужно осознать, что развить способности к любой деятельности может каждый человек.
Для каких специалистов важны аналитические способности?
Чтобы получить более полный ответ на данный вопрос - достаточно просмотреть требования к кандидатам на различные должности на сайте сайт. Практически в каждой компании желают видеть сотрудника, обладающего гибкостью ума, организованностью, и аналитическими способностями . Более всего это ценится в таких профессиях, как:
-
Специалисты по программному обеспечению.
Менеджеры;
Экономисты;
Аналитики или аудиторы;
Менеджеры по персоналу говорят о том, что наличие аналитических способностей незаменимо для людей, которые ежедневно работают с большими объемами информации. Их роль - прогнозировать, анализировать, прорабатывать различные ситуации. Такой склад ума, как правило, подразумевает работу с кипами бумажных документов (отчеты, сводки, накладные) или компьютерными программами. Гораздо реже аналитики соприкасаются с клиентами.
Возможно ли построить карьеру без таких способностей?
Безусловно, да. Для руководителей различных уровней самосовершенствование должно быть чем-то привычным и обязательным. Развить аналитические способности может абсолютно каждый человек. Главное - стремление к своей цели, наличие амбиций и готовность к обучению.
Прежде чем развивать какие-либо способности - необходимо проверить их наличие. Лучший способ, при помощи которого можно обнаружить аналитический склад ума - тест . Их достаточно много на различных интернет-ресурсах или в книгах. Чтобы развивать способности к аналитике - достаточно постараться устанавливать причинно-следственные связи любого, выполняемого вами, действия. Чаще задавайте себе вопросы:
«Почему я принял такое решение?»
«Какие последствия моего выбора?»
«Можно ли было поступить по-другому?»
«Благоприятно ли мое решение сказалось на работе отдела, коллектива, компании?»
Старайтесь анализировать свои поступки и действия. Со временем это войдет в привычку, и вы перестанете замечать, как успешно проявляете свои аналитические способности.
Также можно посещать различные тренинги, специалистов в области психологии. Такие действия не пройдут даром, результат будет ощутим с первых занятий.
Стоит ли указывать в резюме такие личные качества?
На самом деле - опытный рекрутер сразу заметит, что перед ним резюме человека, обладающего аналитическим складом ума. В таком документе все будет упорядочено и по существу, без лишней информации, которая никак не относится к делу. Сообщать об этом напрямую нужно лишь в том случае, если в требованиях к кандидату на должность этот пункт указан. Если нет - тогда соискатель должен сам принимать решение.
Как проверить наличие аналитических способностей у кандидата на должность?
В первую очередь следует внимательно просмотреть резюме. Как уже сказано выше - оно будет заполнено четко и структурированно, без ошибок, опечаток и прочих лишних деталей.
Ассессмент. Привычная практика, во время которой соискателю предлагают решить определенную ситуацию, связанную с его будущей деятельностью. Во время ответа рекрутер должен следить за тем, как кандидат выстраивает логическую цепочку, не путается ли он в действиях, мыслях, словах. Человек с аналитическим складом ума решит проблему, как говорится, разложив все «по полочкам».
Тесты. Хороший, но не всегда действенный способ. Для проверки используются различные тесты на проверку уровня интеллекта, выделения лишнего предмета или слова в логической цепочке, и так далее. Однако такой способ не дает гарантированного результата. Без дополнительных вопросов не обойтись, ведь соискатель попросту не сможет проявить свои навыки в полной мере.
Психолингвистический анализ. Рекрутер задает вопрос и внимательно следит за речью соискателя. В ответе должна быть заключена полная последовательность действий, другие возможные варианты решения проблемы, вывод.
Коммуникабельность без анализа
Часто можно встретить мнение о том, что такие личностные качества, как коммуникабельность и аналитические способности , несовместимы. Это в какой-то степени правда. Ведь аналитики не будут сразу говорить о том, что думают. Они изначально формируют ответ в голове, а уж после его озвучивают. Совершенно наоборот дело обстоит у коммуникабельных людей.
Для компаний важно наличие обоих качеств у соискателя. Что же делать тем, у кого отсутствуют способности к коммуникабельности? Ответ очевиден - развивать их. Курсы риторики или ораторского искусства помогут специалисту раскрыть такие способности. Здесь важно понимать, что «научиться» говорить, будучи аналитиком куда проще, чем стать креативным человеком. Как раз это и есть абсолютно противоположные качества. Успехов!