Конспект НОД по формированию экологических представлений и аппликации в старшей группе по теме «Еж».
Подготовила: Иванова Марина Викторовна
Цель:
Развитие у детей познавательного интереса к природе посредством аппликации.
Задачи:
1. Формировать у детей представления о жизни ежа, питании, особенностях образа жизни.
2. Закреплять представления о внешнем виде животного: форме, цвете, названиях частей тела.
3. Упражнять в складывании элемента «капля» из полоски бумаги.
4. Развивать эстетические чувства, творческие способности.
5. Развивать мелкую моторику пальцев рук.
6. Воспитывать заботливое отношение к животным,
Материал для занятия:
-цветной картон;
- полоски для квиллинга черного цвета шириной 0,5 мм. или двусторонняя
бумага черного цвета;
- цветная бумага;
- ножницы;
- клей ПВА;
- сухие листья;
- искусственные глазки;
- фото, иллюстрации с изображением ежа.
Предварительная работа:
- Рассматривание изображений ежей в книгах, на фотографиях.
- Чтение рассказа Е. Чарушина «Ёжик» с авторскими иллюстрациями.
- Дидактические игры.
- Чтение стихов.
- Загадки.
Ход занятия
1. Организационная часть
Воспитатель:
Падают, падают листья -
В нашем саду листопад..
Желтые, красные листья
По ветру вьются, летят (М. Ивенсен).
Ребята, о каком времени года это стихотворение? Да, правильно, об осени.
Осень - это время года, когда природа готовится к зиме.
Как же она готовится?
- День становится короче, листья опадают, птицы улетают на юг, часто идет дождь, дует холодный ветер, на лужах появляется лед.
Звери тоже готовятся к зимним холодам.
Об одном из них мы немножко поговорим.
Он живет в лесу дремучем,
Сам он круглый и колючий.
Угадайте, это кто же?
Ну, конечно, это...
Дети:
Ежик!
Воспитатель:
Правильно, ежик. Посмотрите на фотографию, расскажите, как выглядит ежик. (Показ фото ежа).
Дети описывают ежа.
Воспитатель обобщает ответы:
Тело ежа приземистое с коротким, малозаметным хвостом. Ноги короткие. Голова клиновидной формы с вытянутым носиком. Спинка и бока унизаны иголками, остальная часть тела покрыта короткими грубыми волосками.
Воспитатель:
Для чего ежику нужны колючки?
Дети:
Чтобы его не съели волк и лиса.
Воспитатель:
Правильно, иголки служат ежу для защиты. А еще для чего?
Дети:
Он носит на них грибы и яблоки.
Воспитатель:
Яблоки ежик на спинке не носит, а вот с помощью иголок он свою норку на зиму обустраивает. Как он это делает, послушайте.
Загорелись, как пожар, на рябине кисти,
Катится навстречу шар из осенних листьев.
Ты его не узнаешь? Приглядись-ка! Это еж!
Золотым клубочком стал хитрый ежик колкий,
Листья кленов нанизал на свои иголки.
Их несет к себе домой, стелет на кроватку,
Чтобы долгою зимой спать под елкой сладко.
Пусть ему навеют сны снежные метели,
Пусть проспит он до весны в теплой колыбели (Т. Шорыгина).
Обычно ежи подыскивают глубокие норы, которые расположены на расстоянии около полутора метров от поверхностного слоя земли. Они, как и медведи, всю зиму спят. Но чтобы ежику дожить до весны, он должен хорошенько подкрепиться, стать упитанным толстячком. Вот и бегает осенью еж, старается побольше наесться. Кормиться еж ночью. Еж - это хищник. Он питается растительноядными животными - мышами.
Еще еж ловит разных жучков, ящериц, лягушек и даже с ядовитой змеей он справится. Еж очень полезный зверек: он истребляет большое количество вредителей. Но наряду с пользой могут приносить вред, поедая яйца птиц и птенцов.
Давайте прервемся на небольшую паузу.
Физминутка.
Под огромною сосной,
На полянке на лесной, (Дети - ежата бегают за воспитателем-ежом)
Куча листьев где лежит,
Еж с ежатами бежит.
Мы вокруг все оглядим, (Дети делают повороты головой в стороны.)
На пенечках посидим, (Приседают.)
А потом все дружно спляшем, (Кружатся.)
Вот так ручками помашем. (Машут руками.)
Помахали, покружились
И домой заторопились. (Убегают на свои места.)
2. Практическая часть
Воспитатель:
Сегодня мы с вами сделаем ежа с помощью аппликации. Давайте еще раз уточним некоторые детали:
Какой формы ёжик?
Какого цвета?
Чем покрыто тело ёжика?
Как вы думаете, каким способом можно сделать иголки?
Дети:
Из пластилина, из семечек, из бумаги.
Воспитатель:
Способов много. Мы будем делать иголки из полосок бумаги в форме капли. Такими капельками- «иголками» мы покроем все туловище.
Прежде чем приступить к работе, разомнем наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика «Ежик колкий».
Ежик, ежик колкий, (Пальцы двух рук сплетены в замок)
Покажи иголки. (Движения кистями вправо-влево)
Вот они. Вот они. Вот они. (Пальцы выпрямляются,кисти сложены в замок)
Ежик, ежик колкий, (Движения кистями вправо-влево с выпрямленными пальцами)
Спрячь свои иголки.
Раз, и нет иголок. (Пальцы складываются в замок)
Этапы выполнения работы
1. Обводим шаблон ежа карандашом по контуру, вырезаем силуэт и наклеиваем на картон (цвет дети выбирают сами).
2. Сделаем «иголки». Возьмем полоску бумаги длиной 5 см. и шириной 0,5 мм., склеиваем кончики, смазав один из них клеем и свернув в виде капли.
3. Наклеиваем «иголки» на силуэт ежа, начиная с задней части.
4. Сделаем глаз и нос (дети самостоятельно выбирают способ изготовления).
5. Для передачи осеннего настроения в работе приклеиваем листочки под лапками ежа
3. Заключительная часть. Воспитатель: Сегодня вы познакомились с лесным зверьком - ежом. Вы хорошо поработали. Ежики у всех получились разные, но у всех забавные и колючие. Теперь с такими иголками ему не страшны ни волк, ни лиса.
Волк ужасно разъярен-
Съесть ежа не может он.
Еж, хотя он и съедобен,
Для съеденья неудобен:
Съежась, выставил иголки -
Объегорил злого волка (В. Лунин).
Литература:
1. Давыдова Г.Н. Детский дизайн. - М.: Издательство Скрипторий 2003, 2007г.
2. Утробина К.К., Утробин Г.Ф. Увлекательное рисование методом тычка с
детьми 3-7 лет. - М.: Издательство: ГНОМ и Д, 2005г
3. Черкасова И.А. От салфеток до квиллинга. - М: Издательство: Скрипторий
2003, 2013г.
Елена Трошина
Тема: «Ёжик на летней полянке»
Цели: 1) расширять знания детей о диких обитателях леса;
2) формировать умение складывать бумагу гармошкой;
3) формировать умение пользоваться ножницами, вырезать по контуру;
4) развивать интерес к рельефной аппликации, развивать воображение, творческое мышление.
Предварительная работа:
Рассматривание картинок с изображением ежа, беседа о внешнем виде и образе жизни ежа;
Чтение М. Пришвин «Ёж», В. Росина «Зачем ёжику колючки?»;
Дидактическая игра «Кто живет в лесу?»
Материал:
Цветной картон для фона размером 15x10 см - 1 лист (мы использовали желтый и зеленый цвета);
Цветная бумага: чёрная или серая - для «иголок», коричневая - для туловища; разноцветная - для украшения;
Ножницы;
Образец работы.
Ход занятия:
Воспитатель : Ребята, сегодня мы с вами отправимся на прогулку в лес, а кого мы там встретим, вы узнаете после того, как послушаете загадку :
Кто колюч? Живет в лесу?
Не боится кто лису?
От нее он не бежит -
В клубок свернется и лежит,
Не видать ни глаз, ни ножек.
Ты узнал? Ведь это -
Воспитатель : Правильно, наверное, каждый из вас хотя бы раз видел ёжика! Закройте глаза и представьте себе ежа. Какой он? (ответы детей).
Воспитатель : Посмотрите на этого лесного обитателя! (показывает иллюстрации с изображением ежа).
Воспитатель : Дети, а вы знаете, что ёж - это хищное животное, потому что он питается мелкими животными. Итак, если у вашего дома живет ёж, то будьте уверены, ни мыши, ни змеи рядом жить не будут. А раз так, то, что мы еще можем сказать о еже, кроме того, что он колючий. Какой он? (ответы детей).
Воспитатель : Верно, дети, он смелый!
Физкультминутка:
Хитрый ёжик - чудачек (ходят по кругу)
Сшил короткий пиджачок (показывают)
Сто иголок на груди, (стучат по груди)
Сто иголок позади (стучат пальчиками по спине)
Ходит ёж в саду по травке (ходят)
Натыкает на булавки:
(пальчиками стучат по спине)
Грушу, сливу, всякий плод,
Что под деревом найдет.
(показывают и наклоняются)
И с подарочком богатым
Возвращается к ежатам
(ручки за головой и идут по кругу).
Воспитатель : Молодцы, ребята, вы рассказали об одном из обитателей леса. А теперь я предлагаю сделать аппликацию «Ёжик на летней полянке», изобразив ежа в летнем лесу.
Дети занимают свои рабочие места.
Объяснение этапов выполнения аппликации:
1. Сначала делаем туловище ёжика. Отмеряем на коричневой бумаге квадрат размером 4х4 см. Вырезаем.
2. Сгибаем по диагонали. Проводим пальчиком по линии сгиба от середины к краям.
3. Сгибаем один уголок получившегося треугольника наверх, переворачиваем. Получилось туловище с мордочкой.
5. Сгибаем его гармошкой по длине, аккуратно, не спеша, полоски должны получиться шириной примерно полсантиметра.
6. Складываем получившуюся гармошку пополам, срезаем уголок ножницами, чтобы получились красивые зубчики для «колючек» ежа.
7. Смазываем клеем края между собой посередине гармошки. Прижимаем, чтобы склеились, получается «веер». Вот и готова «шуба» для нашего ёжика!
8. Приклеиваем на картон туловище с мордочкой, затем «иголки» за края гармошки бумаги. Приклеиваем ёжику носик и глазик.
Дети самостоятельно украшают пейзаж вокруг ёжика, добавляют яркие штрихи, вырезают и приклеивают вокруг ёжика и ему на спинку цветочки, листочки, грибочки, ягоды.
Дети выполняют аппликацию, воспитатель при необходимости оказывает помощь, во время работы звучит аудиозапись «Звуки леса».
Итог занятия
По окончании работы дается положительная оценка проделанной работы. Выставка работ. Вот такие ёжики на летней полянке у нас получились! Красота!
В заключении воспитатель читает детям стихотворение Б. Заходера «Ёж»:
Что ж ты, еж, такой колючий?
Это я на всякий случай.
Знаешь кто мои соседи?
Лисы, волки и медведи.
Публикации по теме:
«Дружба деревьев с грибами». Занятие по аппликации (старшая группа) Программное содержание. Дать детям понятие,что жизнь грибов и деревьев взаимосвязана,у них одина- ковые "вкусы" к питанию,они помогают друг.
Доброго дня суток, дорогие коллеги. Сегодня Вашему вниманию, я хочу представить фотоотчет по созданию коллективной работы «Овечки на летней.
Конспект НОД по аппликации для детей старшей группы «Светлая Пасха» Цель: приобщение детей старшего дошкольного возраста к традициям и обычаям.
АППЛИКАЦИЯ /СТАРШАЯ ГРУППА/ ТЕМА: «СНЕГИРЬ НА ВЕТКЕ РЯБИНЫ» ЦЕЛИ: образовательные – учить детей создавать силуэт птицы, самостоятельно.
Конспект занятия «Прогулка по лесной полянке». Старшая группа Конспект занятия на тему: «Прогулка по лесной полянке» Старшая группа Подготовила: Курбангалеева А. И. воспитатель МБДОУ №30 г. Лениногорска.
Конспект занятия по аппликации «Ракета летит в космос» (старшая группа) Задачи: 1. Уточнить знания детей из истории развития космонавтики: кто был первым космонавтом; название ракеты, на которой полетел первый.
Чтобы познакомить ребенка со свойствами разных материалов, нужно придумать интересное задание, которое легко выполнить несколькими способами. Аппликация "Ежик" — хороший вариант для занятия по художественному творчеству. Перебирая разные виды бумаги, ребенок будет не только развивать мелкую моторику, творческие способности, но и пополнит свои знания об окружающем мире.
Варианты изготовления
Аппликация "Ежик" может быть выполнена из различных материалов и их комбинаций, например из:
- цветной бумаги;
- гофрированной бумаги;
- ткани;
- сушеных листьев и лепестков;
- круп или семян;
- пластилина.
Выбирайте понравившуюся идею, а лучше предложите ребенку попробовать разные техники.
Что нужно для работы
Аппликация "Ежик" потребует подготовки следующего:
- основы для наклеивания (белого или цветного картона, бумаги);
- шаблона (контурного рисунка);
- карандаша и ластика (или принтера для печати заготовки);
- трафаретов для вырезания деталей (туловища, носа, глаз);
- клея.
Остальное будет зависеть от того, что вы собираетесь использовать в качестве основного материала (листья, крупу, бумагу и т. д.).
Аппликация "Ежик" из бумаги
Это самый простой в обработке материал. Такую поделку легко выполнит и младший дошкольник. Можно воспользоваться таким методом:
- Найдите готовый шаблон для аппликации или просто понравившуюся картинку с ежиком.
- Распечатайте изображение в двойном экземпляре или согласно инструкции, прилагаемой к шаблону.
- Вырежьте заготовки элементов (с одного листа), второй будет основой.
- Приклейте детали на соответствующие места. Если использовать промежуточный слой из кусочков картона или пенопласта для каждой детали, получится
Еще один способ, где не нужны шаблоны, потребует от вас лишь листа-основы, заготовки туловища и полоски любой бумаги, на которой нарезается бахрома.
Удобно использовать гофрированную бумагу. Из нее легко не только нарезать такие широкие иголочки, но и скрутить из каждой тоненькие жгутики, которые будут выглядеть очень натурально и даже объемно. Если такую бахрому нарезать не на полосках, а на кружочках, равных по диаметру шубке ежика, которые наклеены друг на друга, получится объемная поделка.
и семян
Теперь вы знаете, как делается аппликация "Ежик" из бумаги, однако это не единственный материал, который можно использовать для выполнения поделки. Очень эффектно и необычно выглядят рельефные изображения, выложенные из круп и семян, как из элементов мозаики. Чтобы смастерить такую работу, действуйте так:
Ежик из листьев: аппликация
Этот вариант работы познакомит ребенка с природными материалами, научит сравнивать формы, цвета. Хорошо использовать яркие пестрые осенние листья. Важно их правильно высушить. Они обязательно должны быть свежесобранными. Технология простая: высушите заготовки утюгом через бумагу или положите между страниц ненужной книги под пресс. Из высушенных разноцветных листиков получится очень красивая аппликация "Ежик в лесу".
Работа выполняется так:
- Возьмите цветной картон подходящего оттенка. На него будут наклеиваться все детали, поэтому положите основу на ровную поверхность.
- Нарисуйте, вырежьте по трафарету или распечатанному шаблону контурное изображение туловища ежика. Если не будете обклеивать его листьями, приклейте к заготовке основы.
- Чтобы придать персонажу интересный естественный цвет и приятную фактуру, обклейте заготовку туловища листьями, например, серебристой ивы или тополя. После высыхания обрежьте по контуру и также приклейте к основе.
- Колючую шубку легко сделать, наклеив листья рядами в тех направлениях, как располагаются иголки.
- Глаза можно изготовить из бумаги, равно как и травку, грибочки и другие детали. Если природного материала, времени и терпения достаточно, изготовьте каждую деталь из листьев, обклеивая бумажный трафарет, который, обрезав по контуру, в дальнейшем вы приклеите в нужное место своего панно.
Как видите, аппликация "Ёжик" может быть сделана по-разному. Предложите ребенку разные способы работы. Все варианты придутся малышу по душе.
Аппликация из крупы и бросового материала «Запасливый ёжик» для детей младшей группы. Мастер-класс с пошаговыми фото.
Авторы: Чеботарева Александра, 3 года 9 месяцев, воспитанница МБДОУ «Черлакский детский сад № 2», р.п. Черлак, Омская область и Зименко Тамара Александровна, воспитатель МБДОУ «Черлакский детский сад № 2» р.п. Черлак, Омская областьОписание материала: Предлагаю Вам мастер – класс по изготовлению аппликации из крупы и бросового материала (шелухи от семечек). Данный материал будет полезен воспитателям младших групп, родителям. Этот мастер – класс можно использовать при ознакомлении детей с дикими животными ежами, при изготовлении работ для украшения интерьера групповой комнаты, уголка природы, фойе детского сада, можно использовать в качестве подарка.
Назначение: данную работу можно использовать для оформления при реализации проектов: «Дикие животные», «Путешествие по лесным дорожкам», в качестве подарка или интерьерного украшения.
Цель:
Изготовление предметной аппликации из крупы и бросового материала (шелухи от семечек).
Задачи:
1. Формировать умение детей выполнять предметную аппликацию, используя крупу риса, гречки и шелуху от семечек;
2. Развивать навыки расположения деталей на листе;
3. Развивать умение пользоваться клеем при наклеивании деталей;
4. Воспитывать аккуратность при выполнении работы.
Ход работы:
Мир животных всегда представляет для детей особы интерес.
Заинтересовать ребенка поможет рассматривание иллюстрации и чтение стихотворения:
«Запасливый ежик»
У ежика иголочки,
Бывают вместо полочки.
На них лежат грибочки,
Капустные листочки.
Несет продукты в домик,
В тот домик, где живет.
А значит, он всю зиму
Отлично проживет!
1. Для изготовления аппликации нам понадобится:
- листы картона зеленого цвета,
- цветная бумага желтого цвета,
- клей - ПВА,
- дощечка для аппликации,
- ножницы,
- простой карандаш,
- крупа риса,
- крупа гречки,
- шелуха от семечек,
- фломастер черного цвета,
- линейка,
- шаблон с изображением ёжика.
2. Педагог помогает ребенку вырезать шаблон ёжика.
3. Ребенок при помощи клея приклеивает шаблон к листу картона зеленого цвета.
4.Ребенок намазывает клеем изображение шляпки гриба и заполняет его крупой гречки.
5. Ребенок намазывает клеем изображение шляпки второго гриба и заполняет его крупой гречки.
6. Ребенок намазывает клеем изображение ножек гриба и поочередно заполняет их крупой риса.
7. Ребенок намазывает клеем поверхность тела ёжика, где располагаются иголки, и приклеивает шелуху от семечек.
8. Ребенок приклеивает шелуху от семечек на поверхность тела ёжика, где располагаются иголки, заполняя её полностью.
9. Ребенок при помощи черного фломастера рисует глазик ежика.
10. Ребенок при помощи черного фломастера рисует носик ежика.
11. При помощи простого карандаша ребенок закрашивает животик и лапки ежика.
12. Ребенок наносит клей, изображая дорожку под лапками ежа, и заполняет её гречневой крупой.
13. Педагог помогает ребенку, и нарезает полоски для оформления рамочки к детской работе.
14. Педагог приклеивает полоски по краю картона.
15. Детская работа готова!
Готовую работу можно использовать для украшения групповой комнаты детского сада, живого уголка или дома.
Работу, изготовленную руками ребенка, можно использовать в качестве подарка!
Желаем всем творческих успехов!
Евгения Лях
Недавно провела с ребятами занятие по рисованию с использованием нетрадиционной техники - рисование пластиковой вилкой . Данное занятие очень увлекло , удивило и восхитило детей. Ребята ощутили незабываемые положительные эмоции. Главной целью было помочь детям освоить новый способ изображения рисунка с помощью пластиковой вилки, продолжать развивать творческие способности детей.
Для работы нам понадобилось : шаблон ёжика , черная гуашь и пластиковая вилка.
Посмотрев на картинку с ёжиком , ребята заметили, что у него нет иголок. Объяснив, зачем ёжику колючки , мы начались рисовать . Вилку макали в банку с черной гуашью и делали отпечаток, прижимая к листу.
Вот, что из этого получилось :
Публикации по теме:
Интеграция образовательных областей: «Художественное творчество», «Музыка», «Познание», «Коммуникация», «Физическая культура».Цель:формировать.
Для поделки нам понадобилось: ватман, картон, пластилин, арбузные семечки, семечки подсолнечника, листья. 1. Нарисовали на ватмане с помощью.
Конспект НОД по рисованию с использованием нетрадиционной техники рисования в средней группе «Яблочный компот» Конспект НОД по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционной техники рисования в средней группе «ЯБЛОЧНЫЙ КОМПОТ»
Конспект НОД по рисованию с использованием нетрадиционной техники в первой младшей группе «Тюльпаны для ветеранов» Цель: 1) Формировать.
Конспект од с детьми 1 младшей группы с использованием нетрадиционной техники рисования «Осеннее дерево». (коллективная работа) Воспитатель:.
Конспект НОД по рисованию «Золотая пора» в подготовительной группе с использованием нетрадиционной техники рисования ладошками. Задачи:.