Разделы: Работа с дошкольниками
Программное содержание: Познакомить детей с дыхательной системой человека. Дать детям понятие о значении и свойствах воздуха, о правилах экологической безопасности. Развивать понимание значения и необходимости гигиенических процедур. Закрепить представления о правильном дыхании. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью, потребность в здоровом образе жизни.
Оборудование: стаканы, ароматизатор лимона, схема: «нос, « бронхи -лёгкие», доска магнитная, магниты, шарик воздушный, стаканы с водой, соломки, 2 картины с изображением Карлсона, фрукты, разнос, телевизор, предметы- настроение: солнышко, тучка, цветочек.
Ход образовательной деятельности
1. Вводная часть
Послушайте загадку:
Просыпаюсь утром рано, вместе с солнышком румяным. Заправляю сам кроватку, быстро делаю …(зарядку).
О чём эта загадка? (эта загадка про зарядку)
Как вы думаете нужно ли делать зарядку? (Да.)
А для чего мы каждое утро делаем зарядку? (Чтобы быть здоровым и крепким.)
Правильно ребята, тот кто занимается спортом, каждый день делает зарядку, у того всегда хорошее настроение.
Ребята а у вас сегодня какое настроение, радостное или грустное?
Перед вами лежат предметы, вы выберите на что похоже ваше настроение и возьмите этот предмет.(на столе лежат солнышко, тучка, цветок).
Алина, на что похоже твоё настроение? (На цветок)
А твоё Данила? (На тучку.)
А почему у тебя сегодня грустное настроение?
А какое настроение у всей нашей группы? (Хорошее, радостное.)
(дети садятся)
Сегодня мы с вами познакомимся с органом обоняния и дыхания это – нос.
Давайте посмотрим друг на друга, и скажем одинаковые ли у вас носы? (Да.)
А чем они похожи? (Они маленькие, длинненькие, курносенькие.)
У каждого человека свой неповторимый нос, и каждый нос по-своему хорош.
Давайте ребята потрогаем свой носик.
Что внизу носика есть? (Внизу носика есть дырочки.)
Это носовые отверстия.
А как они называются?(ноздри)
Правильно, это ноздри.
Сейчас ребята мы с вами будем дышать ароматом, а каким вы мне скажите сами. (на столах стоят стаканы с ароматизатором лимона)
Запах, какого фрукта вы сейчас почувствовали? (Лимона.)
Правильно, именно лимон повышает умственную работоспособность.
Ребята, а вы знаете, как устроен нос? (Нет.)
Давайте посмотрим вот на эту схему, на которой изображён нос.
2. Работа по схеме «Нос».
Некоторые люди считают, что нос это только украшение на лице, на самом деле, даже самый маленький носик это очень важная часть тела. Когда мы делаем вдох, мы втягиваем ноздрями воздух, он попадает внутрь носа и пробегает вот по этим каналам.
Посмотрите, поверхность этих каналов усеяна множеством крохотных ресничек, к этим ресничкам прилипают пылинки, которые летают в воздухе, т.е. эти реснички очищают воздух от пыли.
Давайте втянем воздух носом, что вы почувствовали?
Очень важно ребята дышать носом, а не ртом, потому - что воздух, который попадает через нос, очищается и согревается, особенно это важно в холодное время года.
Давайте, ребята вместе проведём гимнастику для нашего носика.
Дыхательная гимнастика (приоткрытое окно)
- Дыхание через одну ноздрю, зажав другую, затем тоже с другой ноздрёй.
- Дыхание носом – выдох через рот.
- Дыхание ртом – выдох через нос.
Молодцы ребята, как ваше самочувствие, голова ни у кого не закружилась?
3. Работа по схеме «бронхи-лёгкие»
Нос это только начало пути воздуха, который проникает в наш организм. Все люди, животные, птицы, насекомые постоянно нуждаются в воздухе. И когда мы делаем вдох, воздух устремляется сначала в дыхательное горло – трахея, а трахея разветвляется на 2 широкие трубки, по ним воздух пробегает в правое и левое лёгкое. При вдохе наша грудь поднимается, а при выдохе опускается.
Давайте глубоко, глубоко вдохнём, внутри нас лёгкие надуваются, выдохнем - сдуваются (дети встают в кружок)
Посмотрите на шарик, что внутри шарика? (воздух.)
Правильно внутри шарика находится воздух.
Ребята, можно ли увидеть воздух? (Нет.)
4. Физминутка «Раздувайся пузырь»
Значит, какой воздух раз его нельзя увидеть? (Лёгкий невидимый.)
Тот воздух, который нам нужен для дыхания, называется кислород.
Давайте все вместе скажем, как называется этот воздух? (Кислород.)
И вот сейчас ребята мы проведём опыт, перед вами стоят стаканы с водой, опустите в стакан соломку и подуйте в него.
Что появляется в воде? (Пузыри.)
А что внутри пузырьков? (Внутри находится воздух)
Правильно, это воздух, который был в лёгких, он попал в стакан.
5. Рассматривание и сравнение 2 картин с изображением Карлсона.
Все вы ребята знаете такого мультипликационного героя по имени Карлсон. Перед вами висит картина с его изображением, давайте внимательно рассмотрим эту картину и скажем, где летит Карлсон и что он делает? (На этой картине Карлсон летит над лесом, и он улыбается.)
А на 2 картине, где летит Карлсон? (Он летит над городом, где дымят трубы, и он недовольный, закрывает нос платком.)
Скажите ребята, где воздух чище, в городе или в лесу?
Как вы думаете? (В лесу воздух чище, потому что там больше зелени, а в городе воздух загрязнён дымом, газами от машин)
А что ребята нужно делать, чтобы очистить воздух? (Нужно больше садить зелени, деревьев и кустарников.)
Правильно ребята, все взрослые люди, о чистоте воздуха, стараются в тёплое время года как можно больше посадить кустарников, цветов.
Ребята, а с помощью чего мы определяем запахи? (С помощью носа.)
Да, если где-то дымом, мы сразу можем определить, где и что загорелось, а если из духовки доносится вкусный запах пирога, то хозяйка сразу понимает, что пирог готов, пора его вынимать.
И сейчас мы с вами будем определять запахи.
Дети по 1 выходят вперёд к столу и с закрытыми глазами определяют запах взятого фрукта.
А когда мы не можем определять запахи? (Когда носик заложен)
И вот для того, чтобы у нас были здоровые носики, за ними нужно следить и ухаживать.
- Каждый день чистить нос.
- Нельзя пользоваться чужим носовым платком.
- Нельзя толкать в нос острые и мелкие предметы.
- Вы должны беречь свои носики, не ударять друг друга.
Послушайте стихотворения Э.Мошковской «Мой замечательный нос».
Я ничего не знаю, и вдруг мой нос говорит.
Что где-то и у кого-то что-то сейчас подгорит.
Я ничего не знаю, это мой нос доложил,
кто-то купил апельсины и во-о-он туда положил.
7. Игра-аттракцион «Чей нос»
Ребятам необходимо найти хозяина носа (слон, комар, лиса и т.д.)
Тема: «Как мы дышим»
Цель: Способствовать углублению знаний об органах дыхания. Дать понятие – что такое легкие , для чего они нужны.
Развивающее значение: Развивать память, логическое мышление, творчество.
Воспитательное значение: Воспитывать умение заботиться о своём здоровье, избегать ситуации приносящих вред здоровью.
Словарная работа: Обобщение слов: легкие, трахея, носоглотка.
Ход занятия: Звучит спокойная музыка. Дети проходят.
Воспитатель: Проходите, пожалуйста, садитесь вокруг, возьмитесь за руки. У нас получился круг. Предлагаю вам поздороваться со мной и друг с другом, но здороваться мы с вами будем не словами, а с помощью рук. Закройте глаза, сейчас я дотронусь до того, кто сидит справа от меня. Он примет моё приветствие и точно таким же образом дотронется до своего соседа, передавая привет ему,. . . . . ., пока мое приветствие ко мне не вернется, только с другой стороны.
А сейчас уже открыв глаза, будем жестами передавать друг другу цветок. А теперь давайте подключим наше дыхание и передадим друг другу землю. Для этого нужно глубоко вздохнуть, набрать воздух, повернуть две руки вверх к своему соседу слева и выдуть воздух в его сторону на звук «С». Очень хорошо!
Теперь погладим щечку своего соседа теплым нежным ветерком. Сложим губы трубочкой и выдохнем воздух. Молодцы.
А как вы думаете, ребята, как воздух попадает к нам в организм? (Ответы детей. Когда мы дышим.)
Вот сегодня на занятии мы с вами поговорим об органах дыхания. Сядьте поудобней.
Все живое дышит. Дышат животные, растения и конечно Человек! Дышим мы постоянно, мы не можем не дышать, даже если захотим. (Практическая часть.)
Давайте попробуем на несколько минут задержать дыхание. Как долго мы можем обходиться без воздуха?
Правильно, без воздуха мы жить не можем. Мы можем прожить без воды, пищи несколько дней, а без воздуха нет !
Для того чтобы воздух попадал к на в организм, природа придумала для нас дыхательную систему, она состоит из многих органов. Сегодня мы с ними познакомимся.
Как вы думаете, через что воздух попадает к нам в организм? Через нос!
Правильно, именно через нос воздух попадает к нам в организм. Нос это важнейший орган тела, а не просто украшение на лице.
Как вы думаете, а ещё какую работу выполняет нос?
Он очищает воздух.
Правильно, одна из задач этот воздух очищать. А как? В носу есть много маленьких волосков. Вот они – то и очищают пыльный воздух и не дают микробам попасть к нам в организм. Пыль и микробы прилипают к волоскам. Так он оберегает наш организм, что бы микробы не попали к нам в организм.
Нос выполняет ещё одну важную работу! Как вы думаете, какую?
Правильный ответ
Нос ещё и согревает воздух, до температуры нашего тела.
Как вы думаете, для чего это нужно?
(Ответы детей)
Правильно, мы бы дышали загрязненным, холодным воздухом и в итоге заболели бы. Были бы больны.
Так какой можно сделать вывод? Дышать нужно носом!
Далее чистый и подогретый до температуры тела воздух попадает в другой дыхательный орган – носоглотку (вот она - показ). Из носоглотки попадает в трахею (показ). На что она похожа? (на трубочку). А из трахеи воздух поступает в легкие . Так что же такое легкие?
Сейчас мы с вами рассмотрим. Как вы думаете, сколько у нас легких? (1,2,3,4…). Правильно, легких у нас два и расположены они по левую и правую стороны.
Они состоят из множества пузырьков. И через стены этих крохотных пузырьков проникает воздух в легкие. Здесь в легких кислород (чистый воздух) попадает в кровь, которая идет к сердцу. Работать легкие должны непрерывно, делая вдох-выдох. (Рассматривание органов, найти у себя эти органы)
Попробуйте определить, на каком рисунке показано, что мальчик делает вдох, а на каком выдох. Не спешите с ответом, ведь у вас есть подсказка – вы сами!
Давайте проверим.
Встаньте, найдите у себя грудную клетку, положите на нее правую руку и сделайте глубокий вдох. Что произошло? Грудная клетка поднялась, легкие наполнились воздухом. Выдох – грудная клетка опустилась. А сейчас попрыгайте. И теперь скажите, как изменилось ваше дыхание? (стали чаще дышать) Почему? Потому что наши органы стали работать быстрее.
А сейчас вы успокоились? Как мы стали дышать? (медленнее). А как мы дышим во время сна? (спокойно).
Правильно, во время сна наши органы все отдыхают и работают медленно.
Сегодня на занятии мы с вами увидели, какую сложную работу выполняют наши дыхательные органы. Давайте их назовем (нос, носоглотка, трахея, легкие).
Для чего же нужен нос человеку?
(Очищать и согревать воздух.)
(Попадает в носоглотку, трахею, легкие.)
А сейчас мы поиграем в игру «Собери человека».
Внутри нашего тела трудится семейка органов. Послушайте, я про них задаю загадки.
Маленький кулачок двигатель с левой стороны, который перегоняет кровь по всему телу (сердце), приклеим.
Без чего человек не может прожить 5 минут? (воздух). Мы дышим и в этом нам помогают легкие (показ).
А куда попадает яблоко, которое мы откусываем? (конечно желудок)
Вот мы и собрали человека.
Здорового человека легко узнать: у него стройная фигура, красивые глаза. Как хорошо быть здоровым!
А что ребята нужно сделать, чтобы не встречаться с болезнью? (Больше двигаться, гулять, свежим воздухом дышать, соблюдать гигиену.)
Давайте сейчас проведем состязания «Морж». Необходимо рассказать о том виде закаливания, который вы применяете дома. Молодцы!
Что вы можете пожелать нашим гостям. Может быть знаете какие-то поговорки о здоровье?
Ну а сейчас закройте глаза. Представьте, что возникает цветной экран, как экран телевизора. Вы видите слова, которые запомнили сегодня на занятии. Вы как будто видите на экране телевизора все занятие от начала до конца. А теперь откройте глаза. Назовите каждый хотя бы по одному слову, которые вам удалось увидеть на экране вашего «внутреннего телевизора». А что вам больше всего понравилось? Что было трудно?
Занятие по валеологии в подготовительной к школе группе.Тема: «Зачем я дышу и как я дышу, узнаю об этом и всем расскажу»
Предварительная работа:
Занятие по теме: «В Царстве здоровья»;
Чтение познавательной литературы;
Беседа с медсестрой «Как правильно дышать»;
Беседа на тему «Нюх-нюх. Для чего мне нос?», простейшие эксперименты с использованием обоняния.
Словарная работа: трахея, гортань, бронхи, альвеолы, кислород, углекислый газ.
Задачи:
Образовательные:
Закрепить знания детей о понятии «здоровье»;
Дать детям представления о строении и работе дыхательной системы человека, показать взаимосвязь дыхательной и кровеносной систем;
Учить определять свои ощущения и их причины экспериментальным путем;
Развивающие:
Развивать любознательность, логическое мышление, умения устанавливать причинно – следственные связи, выражать свои мысли;
Воспитательные:
Поддерживать интерес к вопросам сохранения своего здоровья, ведения здорового образа жизни.
Ход занятия.
Дети проходят в зал колонной по одному и строятся в шеренгу.
ИНСТРУКТОР: Ребята, наше очередное занятие «Я и мое здоровье» мы начнем по обыкновению с пожелания здоровья друг другу. Как мы это делаем? (дети здороваются). На предыдущем занятии «В Царстве Здоровья» мы с вами хорошо разобрались в том, что такое здоровье. Кто вспомнил ответ на этот вопрос? (ответы детей, слайд№1). Итак, какого человека можно назвать здоровым? (ответы детей: если у него ничего не болит, если он сильный, много работает и не устает быстро, все делает правильно и хорошо, если все у него получается, если хорошее настроение; слайд№2). Да, действительно, здоровье – самое главное для человека в его жизни.
А вы сегодня все здоровы или есть среди вас больные? (ответы детей). Вадим сказал, что здоровье – это когда хорошее настроение. Это точно так! А как без слов можно показать свое хорошее настроение, используя только мимику и жесты? Попробуйте это сделать (дети улыбаются, показывают сжатые кулачки с приподнятым большим пальцем). А вот как можно нарисовать хорошее настроение (слайд№3). Значит, в каких случаях у нас может быть хорошее настроение? От чего оно зависит?
Дети: Если мы здоровы.
ИНСТРУКТОР: Верно, от состояния здоровья. А теперь вы мне еще и докажите, что вы действительно здоровы и у вас хорошее настроение (включается музыкальное сопровождение – песня «Хорошее настроение» ……., дети встают и выполняют музыкально-ритмические движения вместе с инструктором по его образцу).
ИНСТРУКТОР: Вы меня убедили: настроение действительно прекрасное и здоровье у вас в норме. Хорошо мы с вами подвигались. А что мы делаем после активных движений на обычных физкультурных занятиях?
ДЕТИ: восстанавливаем дыхание, выполняем дыхательную гимнастику (предлагаю детям выполнить дыхательные упражнения) .
ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА
Дыхание
Тихо-тихо мы подышим,
Как мы дышим, мы услышим.
И.п. – о.с.
1 – медленный вдох через нос, когда грудная клетка начнет расширятся – прекратить вдох и сделать паузу длительностью 4 сек;
2 – плавный выдох через нос.
Дыхание
Подыши одной ноздрей,
И придет к тебе покой.
И.п. – о.с.
1 – правую ноздрю закрыть указательным пальцем пр. руки, левой ноздрей делать тихий, продолжительный вдох;
2 – как только вдох окончен, открыть пр. ноздрю, а левую закрыть указательным пальцем лев. руки. Через правую ноздрю делать тихий продолжительный выдох с максимальным освобождением от воздуха легких и подтягиванием диафрагмы максимально вверх.
ИНСТРУКТОР: Сейчас каждый из вас хорошо слышал свое дыхание. А я сегодня хочу вам рассказать все о дыхании человека: как мы дышим, зачем мы дышим, какие органы участвуют в дыхании, что полезно и что вредно для нашего дыхания (предлагаю детям сесть на расставленные полукругом стульчики). А занятие мы назовем так: слайд№4 «Зачем я дышу и как дышу, узнаю об этом и всем расскажу»). Послушайте короткий стих:
Без дыханья жизни нет,
Без дыханья меркнет свет.
Дышат птицы и цветы
Дышим он, и я, и ты.
Из этого четверостишья мы можем понять то, зачем мы дышим. Итак, зачем же мы дышим? (ответы детей). Действительно, мы дышим, чтобы жить, а живем потому, что дышим.
А что мы вдыхаем и выдыхаем?
Дети: Воздух.
Инструктор: Значит, воздух нам необходим всегда – каждый день, каждый час, каждую минуту. Обратите внимание и задумайтесь над этим: в течение дня человек принимает пищу 2-3 раза, но не дышать долго он не может, без воздуха человек не обходится даже минуту, дышит он постоянно.
Давайте проведем эксперимент. Зажмите двумя пальцами одной руки нос, ладонью другой руки прикройте рот, задержите дыхание и попробуйте не дышать. Как вы себя чувствуете? (ответы детей) Что вы можете сказать о том, когда не дышите? (выслушиваю индивидуальные ответы 2-3 детей).
Правильно без воздуха, без дыхания невозможна жизнь. Все живое на земле дышит: и человек, и животные, и насекомые, и птицы и даже растения.
Так вот, самый главный орган, управляющий нашим дыханием, называется легкие. Глазам нашим он невидим, но он есть. Это внутренний орган нашего организма. Вот как он выглядит. (слайд№5). Состоит из 2-х частей – правой и левой и соответственно называется правое легкое и левое легкое. А защищены они ребрами.
А теперь ответим на вопрос, где находятся легкие, в какой части тела? (обращаю внимание детей на слайд, выслушиваю ответы детей, подтверждаю правильные).
Легкие расположены в области груди, между шеей и животом. Это грудная клетка. Сейчас встаньте со стульев и покажите расположение легких на своем теле. Правую и левую руки приложите туда, где, как вы предполагаете, находятся ваши легкие. Хорошо, и с этим вопросом мы разобрались. Ну а где же ваша грудная клетка? Отведите плечики назад и слегка прогните спину – вот она грудная клетка (дети проводят руками сверху вниз по грудной клетке, предлагаю сесть).
Нам еще необходимо уяснить, как воздух поступает в легкие. Проследим путь движения воздуха в легкие и познакомимся еще и с другими органами нашего организма, которые также участвуют в дыхании человека. Вдыхаем мы воздух, в котором очень много газа? А называется он - кислород. Он является питанием для каждой клеточки нашего организма. Без питания ничто не может жить, расти и развиваться. Итак, что является питанием для каждой клетки организма человека? (ответы детей: кислород). Как вы думаете, откуда начинается путешествие этого газа по нашему организму? (делаю демонстрационный вдох).
Дети: С носа.
Инструктор: Совершенно верно Сначала вдыхаемый воздух поступает через нос в носовую полость. Здесь он согревается, увлажняется и очищается от пыли. Поэтому очень важно дышать носом, а не ртом. Это главное правило дыхания.
Проведем еще один эксперимент, чтобы убедиться, почему важно дышать носом: поднесите ладонь ко рту, тихо, медленно подышите через открытый рот на ладонь. Вопрос: «Какой воздух выходит из нас - теплый иди холодный?» (ответы детей). Мы все живые люди и тепло находится внутри нас. Тот, кто дышит через рот, выпускает из себя много тепла. Поэтому, если дышать через рот, можно простыть, получить насморк. Особенно это опасно зимой. Чтобы сохранять свое тепло, быть здоровым, не простывать - лучше дышать через нос. Итак, запомним, почему необходимо дышать носом?
Дети: Чтобы не простыть. Потому что в носу воздух очищается, а холодный воздух согревается.
ИНСТРУКТОР: Воздух свой путь начинает с носа (слайд№6). Его путешествие продолжается по следующему пути. Очищенный, согретый воздух переходит в носоглотку и гортань. Продолжением гортани служит дыхательное горло-трахея, которая представляет собой трубку длиной примерно 12 см. (показываю размер на пальцах). Трахея разделяется на две трубки - бронхи, идущие к обоим легким. Бронхи разветвляются в легких на более мелкие трубочки (слайд№7), их очень много и заканчиваются эти мелкие трубочки пузырьками, а называются они альвеолами (слайд№8). Их очень много. В эти пузырьки (альвеолы) доставляется кислород. Все эти органы, начиная с носа и заканчивая альвеолами, называются дыхательной системой.
Кто запомнил органы дыхания? (возвращаю слайд№6, с помощью лазерного луча медленно «прохожу» по всем органам дыхания, останавливаясь на каждом, выслушиваю ответы детей, поощряю правильные).
ИНСТРУКТОР: А теперь о самом главном в нашем дыхании - что происходит с кислородом в легких, а точнее в пузырьках – альвеолах? (слайд№8)
Оказывается, через тонкие стенки альвеол (пузырьков) кислород попадает в кровь (слайд№9). Кровь течёт по большим кровеносным сосудам, которые очень похожи на дерево. От сердца кровь попадает в артерии (это красная дорога), разносит кислород и питательные вещества по всему телу в каждую клеточку нашего организма. Когда кислород израсходован, кровь попадает в вены (это синяя дорога) и возвращается к сердцу, а оттуда к лёгким, чтобы вновь набрать кислород и удалить из организма ненужный, даже вредный углекислый газ. Он удаляется из организма при выдохе. На этом слайде (слайд№10) можно увидеть, что вдыхаем мы через нос кислород (он изображен красной стрелкой), а выдыхаем через рот углекислый газ (он изображен синей стрелкой).
А как мы можем узнать, что с легкими что-то случилось? (слайд№11)
(ответы детей: если человек кашляет). Все это говорит о том, что человек болен. Самые известные болезни дыхательной системы – это бронхит, пневмония - воспаление легких, которые приводят к высокой температуре, человек не работоспособен, сильно и громко кашляет, возможно, и тяжело дышит. В этом случае непременно нужна помощь доктора и правильное лечение. Как вы думаете, что может привести к такой болезни? (ответы детей: дыхание ртом в холодную погоду, одеты не соответственно погоде).
Игровое упражнение.
А сейчас я хочу предложить вам поиграть в дыхание по образцу, которое я буду показывать вам с помощью своих ладоней. Мы с вами определим, какие виды дыхания могут быть. При разведении мной ладоней вы будете делать вдох, когда я буду сближать ладони – делайте выдох. Чем шире я буду разводить ладони, тем больше вы должны вдохнуть воздуха, тоесть глубже вдохнуть. При небольшом разведении ладоней вы берете небольшое количество воздуха. Так же следите и за быстротой движения моих ладоней. Нужно будет делать вдохи быстрее и медленнее. Приготовились! Начали… (развожу ладони широко и сужаю, развожу не небольшое расстояние и сужаю, развожу и сужаю быстро, развожу и сужаю медленнее).
В каких видах дыхания мы сейчас упражнялись? Как мы дышали? (ответы детей: быстро, медленно, глубоко и неглубоко и т.д.) Да, мы упражнялись в быстром и медленном дыхании. Еще такое дыхание можно назвать дыхание равномерное и учащенное. Посмотрите, я еще раз покажу вам эти виды дыхания (демонстрирую учащенное и ровное дыхание). Как видите, ровное дыхание даже незаметно нашему взору. А как вы думаете, в каком случае человек дышит равномерно? А когда дыхание может быть учащенным? Это зависит от того, что мы делаем, какие движения выполняем. Ответим на этот вопрос с помощью игры, но без слов.
Игровое упражнение по картинкам на слайдах.
Ваша задача: вставать со стульчиков, если считаете, что на картинке человек дышит учащенно, садиться, если человек дышит ровно. Будьте внимательны, сначала подумайте, а потом выполняйте движение (слайд№12).
Наше здоровье зависит от состояния наших легких. Если человек занимается физкультурой, хорошо двигается, выполняет дыхательные упражнения, его легкие разрабатываются, они легко расширяются и сжимаются. Это хорошо тренированные легкие. А человек мало подвижный, сутулый, не следящий за состоянием своей осанки, со сведенными вперед плечами дышит неправильно, его легкие всегда сжаты, сдавлены, поэтому он не получает необходимого количества кислорода, а значит его организм голодает, постепенно слабеет и человек становится больным.
Демонстрация с воздушными шарами.
Перед вами два шарика разных размеров. Вы хорошо представляете, что внутри шаров находится воздух. В каком из них больше воздуха? (ответ детей: в большом). Представим, что эти шарики наши легкие. Легкие, в которые больше входит воздуха - больше расширяются, а, значит, они более тренированные, легкие, которые меньше расширяются - меньше получают воздуха и, следовательно, слабые. Такой человек не правильно дышит, его дыхание поверхностное, частое, не глубокое. Человек со слабыми легкими – не здоровый человек. Правильное дыхание - спокойное, равномерное, умеренно глубокое. Очень глубокий вдох мы делаем тогда, когда в этом есть необходимость. Наш организм сам подсказывает нам, когда ему нужна большая порция воздуха, и мы непроизвольно делаем глубокий вдох. А еще глубокий вдох мы делаем, выполняя дыхательную гимнастику. В этом случае мы делаем специальный глубокий вдох.
Ну а теперь осталось нам подвести итог нашему занятию и обозначить правила здоровых легких (слады№13-21).
Занятие наше называлось «Зачем я дышу и как я дышу, узнаю об этом и всем расскажу». Что сегодня вы узнали нового на занятии? О чем вам хотелось бы рассказать своим мамам и папам? (ответы детей). А я желаю вам всегда быть здоровыми и в хорошем настроении! (слайд№22). Занятие закончено.
Конспект познавательного занятия в старшей группе
«МЫ ДЫШИМ, ЗНАЧИТ ЖИВЁМ»
Цель: Дать детям понятие о том, что человеку для жизни необходимо дышать. Во время дыхания человек вдыхает кислород и выдыхает углекислый газ.
Предварительная работа: 1 – Обращение к опыту детей: «Как мы дышали под
одеялом?»
2 – Каким стало наше дыхание после гимнастики?
Ход занятия:
— Ребята, мы с вами в течении дня занимаемся различными делами. Что мы делаем?
(Играем, гуляем, кушаем, пьём, занимаемся).
— Верно, мы делаем множество разных дел. А можем ли мы всё время, например, играть, рисовать? (Нет, долго нельзя, устанешь, надоест).
— Согласна, от всего можно устать. Вот, например, чтобы жить человеку надо есть, пить, что-то делать. А он делает это постоянно? (Нет, всё время есть нельзя).
— Послушайте стихи:
Миша, лёжа на печи
Ел коржи и калачи.
А во время передышки
Ел вареники и пышки.
Вскоре вся деревня Мишу
Доставала через крышу.
— Вот, что может произойти, если всё время есть. А вот однажды, я знаю, люди оказались долгое время без пищи и воды, но потом их спасли и все они остались живы. А вам случалось долго не кушать? (Ответы детей из личного опыта).
— А сейчас мы с вами вот что сделаем. Давайте закроем крепко рот и зажмём пальцами нос, и посидим так, кто дольше?
— Почему вы открыли рот и нос?
(Задохнулись, воздуха не хватает, тяжело).
— Так без чего же человек не может прожить и нескольких минут?
(Без воздуха, он не может не дышать, он может задохнуться)
— Действительно, без воздуха человек не может прожить. Мы дышим постоянно и настолько к этому привыкли, что даже этого не замечаем, играем мы или гуляем, днём и ночью, когда спим, мы всё время вдыхаем свежий воздух и забираем из него кислород.
— Чем мы дышим? (Через нос и через рот).
- Да, мы делаем с вами вдох и выдох. При вдохе воздух попадает к нам в организм, а при выдохе, — выходит из него. Положите руку к себе на грудь и сделайте глубокий вдох. Что произошло?
(Ответы детей).
— Обобщение: грудная клетка поднимается, она становится больше.
— А теперь ещё раз глубоко вдохните и выдохните. Что произошло?
(Грудная клетка опустилась).
— Ребята, куда же попадает воздух при вдохе?
(Там есть лёгкие).
— Да, ребята у нас в грудной клетке есть лёгкие, они похожи на воздушные шарики, которые мы надуваем. Они расширяются, когда мы вдыхаем и сдуваются, когда мы выдыхаем. Когда мы с вами делаем вдох – воздух через рот или нос попадает в лёгкие. Посмотрите, как они выглядят внутри нашего организма. (Рассматриваем схему движения воздуха в лёгкие).
— Ребята, посмотрите: мы с вами вдыхаем воздух, он попадает в лёгкие, а затем через кровь по всему нашему телу, а когда мы делаем выдох, то уже не чистый воздух выпускаем из себя. Вдыхаем мы чистый воздух, в нём много кислорода, а когда, он пройдёт по всем органам, он становится уже нечистым, в нём много углекислоты. Давайте вспомним, как вы дышали под одеялом. Что произошло через некоторое время?
(Стало трудно дышать, было душно, воздуха не хватало).
— Верно, под одеялом мало места. Чистый воздух туда не поступал, а загрязнённого становилось всё больше и поэтому таким воздухом дышать трудно.
— Так какой же воздух полезен человеку для дыхания?
(Чистый, свежий).
— А где больше чистого воздуха?
(На улице, в лесу).
— Да, ребята, в лесу, на улице больше чистого воздуха, в нём больше кислорода.
Что же помогает очищать воздух на улице, в лесу?
(Деревья и растения).
(Рассматриваем схему). Вот мы пришли в лес или в парк, там много деревьев, растений. Смотрите, мы дышим чистым воздухом, в котором много кислорода, а выдыхаем уже нечистый воздух, в нём больше углекислоты. А деревья забирают его, перерабатывают и отдают нам снова чистый воздух.
— Но если мы не можем часто выходить в лес, парк, просто на улицу, что же нам
дышать плохим воздухом?
(Надо форточки открывать, проветривать чаще комнату).
— Действительно, когда мы с вами выходим на прогулку, наша няня открывает все фрамуги, проветривает группу и спальню, чтобы мы смогли дышать чистым и свежим воздухом.
— А ещё что может сделать воздух в комнате чистым?
(Цветы, растения).
— Верно, комнатные цветы тоже дарят нам много кислорода, делают воздух чище.
А если их не будет в группе, дома?
(Воздух станет плохим, не свежим).
— Так как же люди могут помочь сами себе?
(Они должны беречь деревья, цветы).
— Верно, мы обязательно должны беречь леса и парки, цветники и растения в группе,
ухаживать за ними.
— А чем же в городе загрязняется воздух?
(Машины загрязняют, ещё дымом загрязняется).
— Да, воздух загрязняется от выхлопов машин, когда из труб идёт дым, когда много курят. Как же мы будем дышать таким воздухом, чтобы было легче?
(Через нос, приложив платочек).
— А ещё почему надо дышать носом?
(Чтобы не заболеть, когда холодно).
— А что происходит с воздухом, когда он проходит через нос?
(Он согревается в носу, ещё там есть волоски, на них остаётся пыль и микробы).
— Действительно, воздух проходя через нос, очищается, согревается, поэтому мы, дыша носом, сохраним свое здоровье, горлышко у нас не заболит, потому что микробы в него не попадут.
Непосредственно образовательная деятельность в средней группе
образовательная область «Познание»
Мяснянкина Валентина Николаевна,
Воспитатель МКДОУ № 193 г. Кирова
Тема: «Как мы дышим»
Ход НОД:
В: Ребята, посмотрите, у нас сегодня много гостей. Давайте поздороваемся.
Д: Здравствуйте.
В: Когда мы здороваемся мы всем желаем здравия или здоровья. И сегодня мы продолжим наш разговор о здоровье. Я приглашаю Вас всех на стульчики. Сейчас мы поиграем в игру «Угадай-ка».
(вос-ль по очереди открывает баночки с чесноком, кофе, апельсином).
Д: Отвечают на вопрос «Что вы почувствовали?».
В: Что вам помогло почувствовать запахи?
Д: Наш нос.
В: Значит, наш нос умеет распознавать разные запахи - приятные и не очень
приятные. А еще для чего нам нужен нос? Д: Нос нужен, чтобы дышать.
В: Совершенно верно. Нос нужен человеку для дыхания. Можно дышать и ртом, но это не удобно и не полезно. А вот нос замечательно приспособлен для дыхания.
Дыхательная гимнастика
«Любимый носик»
Цель: научить детей дыханию через нос, профилактике заболеваний верхних дыхательных путей.
- Погладить свой нос от крыльев к переносице - вдох,
обратно - выдох (5раз).
- Сделать вдох левой ноздрей; правая - закрыта, выдох правой ноздрей, при этом левая закрыта (5раз).
- Сделать вдох. На выдохе протяжно тянуть звук м-м-м, одновременно постукивая указательными пальцами по крыльям носа (Зраза).