Ребенку 3 месяца: что умеет малыш, развивающие игры, советы специалистов
Ребенку 3 месяца : как развивается малыш, каковы его достижения к концу месяца, как проводить развивающие игры и упражнения с трехмесячным малышом, какие игрушки нужны малышу с 3 месяцев. Обо всем, что важно для развития ребенка в 3 месяца, Вы узнаете из этой статьи.
Ребенку 3 месяца: что важно знать о развитии малыша в этом возрасте
Вашему малышу уже три месяца! Он улыбается Вам, гулит, отвечает на Ваши слова , тянется за игрушкой, лежит на животе с опорой на предплечья. «Комплекс оживления» уже может возникать не только как ответ на Ваши слова и улыбку, а по собственному желанию малыша – так малыш привлекает к себе внимание.
Что же главное в дальнейшем развитии ребенка? Какие главные задачи нужно решить на четвертом месяце жизни малыша?
На четвертом месяце жизни самым главным для малыша является его эмоциональное развитие. Именно эмоциональное общение с близкими взрослыми ведет за собой развитие сенсорное, моторное, познавательное, речевое.
Основные линии развития ребенка в 3 месяца это:
- эмоциональное общение с близкими взрослыми в играх-перекличках, диалогах;
- овладение хватательными движениями;
- развитие речевых реакций для привлечения к себе внимания; гуление и гуканье;
- развитие мышц рук, ног, спины и подготовка к повороту с живота на бок;
- совершенствование зрительного и слухового сосредоточения.
С ребенком 3 месяцев можно и нужно проводить игры-занятия . Каждая такая игра длится 3-5 минут и состоит из ласкового разговора с ребенком, показа игрушки, упражнения. Такие игры-беседы с мамой не займут много времени, но внесут огромный вклад в развитие ребенка. Примерная рекомендация – проводить их 4 раза в день по 5 минут. Лучше всего это делать через 40 минут – час после пробуждения, когда ребенок хорошо себя чувствует.
Какие развивающие игры и упражнения нужны ребенку 3 месяцев и как их проводить?
Задача 1. Учимся произносить звуки
Ребенок в 2-3 месяца начинает произносить короткие согласные звуки – гукать. Сначала это мягкие согласные, потом твердые – н, м, п, т, д.
Для развития речи ребенка нужно обязательно проводить переклички – диалоги с ним. В перекличках малыш должен видеть лицо взрослого (контакт «глаза в глаза»).
Перекличка проводится очень просто. Сначала взрослый повторяет те звуки малыша, очень эмоционально беседует с ним, утрированно тянет – произносит эти звуки. Малыш ему отвечает. Затем взрослый говорит звуки, а малыш повторяет.
Игры – переклички учат вслушиваться в речь, выделять в речевом потоке отдельные звуки, интонации, развивают артикуляционный аппарат малыша, что предупреждает в дальнейшем нарушения речи.
Как провести игру-занятие с перекличками с ребенком в 3 месяца:
Такая игра-занятие займет примерно 5-6 минут и будет состоять из трех частей.
Часть 1. Перекличка с мамой.
Мама ласково разговаривает с малышом, называет его по имени, поглаживает. Мама должна говорить очень четко и медленно, чтобы малыш начал вслушиваться в ее речь. Можно использовать пестушки, потешки, короткие стишки, говорить отдельные звуки – А, О, У, И с разными интонациями (удивленно, огорченно, ласково, восхищенно, воспросительно). Для трехмесячного ребенка очень важно, чтобы мама напевно произносила гласные во всех потешках, — «петушооооооок – петушоооооок, золотоооооой гребешооооооок». Длится такой разговор примерно полторы минуты.
После этого взрослый делает паузу. Пауза нужна для того, чтобы малыш произнес ответные звуки. Ребенок реагирует на звучание гласного, «выдавая» звук в своем исполнении: оооо. Это происходит не сразу после образца взрослого!
Если взрослый говорит разные звуки без остановок, то часто встречается такая ситуация. Взрослый уже начал говорить другой звук, а малыш продолжает тянуть предыдущий. Поэтому и нужна пауза, чтобы ребенок успел отреагировать.
При разговоре взрослый утрированно произносит интонации, чтобы малыш их различал, разговаривает с энтузиазмом, с яркими эмоциями.
Такую перекличку можно проводить по очереди с разными гласными – А, У, И. О.
В 3 месяца взрослый может уже не спешить говорить в перекличке первым и этим вызывать у ребенка «комплекс оживления». Надо дать возможность ребенку проявить инициативу. Это малыш уже умеет! Видя близкого взрослого, ребенок в 3 месяца начинает привлекать к себе его внимание улыбкой, радостными движениями, гулением (гулением называется певучее протягивание гласных звуков)
Часть 2. Упражнение с игрушками (их описание будет дано дальше)
Мама показывает звучащую игрушку или обычную игрушку.
Если это погремушка на ручке, то проводится упражнение по развитию умения схватывать и удерживать предметы.
Если это игрушка для театра бибабо (кукла, надевающаяся на руку), то прочитайте о ней стишок, перемещайте куклу в разных направлениях. Как только малыш проследил за направлением перемещения игрушки, начинайте ее перемещать по-другому. Затем поднесите игрушку поближе к малышу, подтолкните ручку ребенка к ней, помогая ему схватить игрушку.
Если это музыкальный инструмент (бубен, барабан, металлофон, ложки и т.д.), то мама играет на нем и передвигает предмет в поле зрения ребенка, чтобы он стал за ним следить. Все действия с игрушкой мама сопровождает речью! Это очень важно! Называйте, что это такое, что Вы делаете, какая игрушка, как она звучит. Например: «Бум-бум, ба-ра-бааан! Бум-бум, ба-ра-бан! Сейчас будем барабанить – бум-бум, бум-бум! Громко барабаним: бум-бум!» После показа игрушки, сопровождаемого речью взрослого, снова делается пауза, чтобы малыш смог отреагировать.
Часть 3. Диалог с мамой. Мама убирает игрушку и начинает общение с малышом (как и в первой части игры-занятия). Используются другая потешка или пестушка. Слова потешки надо произносить очень выразительно, с разной интонацией, то громче, то тише, с разными эмоциями.
Можно провести эту часть игры-занятия по-другому — произносить звуки беззвучно (а, о, у, и) но так, чтобы по губам было видно, какой это звук. Для этого утрированно произносим молча эти звуки. Малыш должен хорошо видеть Ваше лицо. Это вызывает у малыша желание подражать и он будет двигать губы, пробовать по-разному шевелить ими. Так малыш будет учиться воспроизводить звуки. Это упражнение важно для развития артикуляционного аппарата малыша и для предупреждения речевых нарушений в дальнейшем.
На этом пятиминутная игра-занятие из трех частей заканчивается.
Для своевременного речевого развития малыша читайте ему стихи стихи во время купания, переодевания, пробуждения, укладывания спать, разговаривайте с младенцем – называйте предметы, действия, признаки (теплый, легкий, веселый, пушистый и др.) Так малыш приучится вслушиваться в речь взрослого, выделять в ней отдельные слова и звуки. Очень хороши для малышей потешки и стихи с повторяющимися звуками. Целую коллекцию стихов для самых маленьких, колыбельных и пестушек Вы найдете в статьях , « .
Затраченное время и силы на разговоры с малышом с лихвой вернутся к Вам, когда ребенок заговорит. Тогда Вы заметите, что малыш употребляет намного больше слов, чем его сверстники, быстрее начнет строить предложения, более активен и самостоятелен, быстро запоминает новые слова и легко их повторяет.
Беседуя с малышом во время кормления, купания, переодевания, укладывания спать, игры, надо использовать в своей речи разные интонации – восклицание, удивление, огорчение, вопрос, утверждение. «Где же наше полотенце? (вопрос) Вот оно! Белое, пушистое! (восхищение). Сейчас мы будем вытираться чистым полотенцем. Вот так! (радость). Где у Миши ручки? (вопрос) Вот они, ручки! (радость) Где у Мишеньки ножки? (вопрос) Вот ножки! (радость)… Ой, упало (огорчение) и т.д.» Важно, чтобы Ваше лицо (мимика) отражали Ваши эмоции! Так мы закладываем у малыша культуру эмоций, знакомим его с разными эмоциями человека – радость, огорчение, удивление, восхищение.
Ребенок возрасте 3 месяцев уже реагирует и на простые маски, на которых показана эмоция, следит за ними глазами при их перемещении, улыбается им.
Задача 2. Учим ребенка различать свое имя
Малыша в 3 месяца нужно как можно чаще называть по имени, использовать его имя в колыбельных. Называть имя малыша надо в разных формах, например: Ваня – Ванечка – Ванюша – Ванюшка.
Когда наши бабушки и прабабушки заботились о младенцах, они всегда в пестушках, потешках, колыбельных называли имя ребенка. Именно в три месяца малыш начинает выделять свое имя из потока речи и узнавать его. Разумеется, это не означает, что до трех месяцев не нужно называть ребенка по имени. Здесь важно другое – привлечь внимание трехмесячного младенца к звучанию его имени.
Для этого разговаривайте с малышом в течение дня, по-разному его называя: «Вот наша Маша встала! Маааашенька – Машуня проснулась! Будем с Машей умываться, будем с Машулей одеваться! Какое у Маааашеньки имя красивое!» Произнося имя ребенка, гладьте его, улыбайтесь. Через некоторое время Вы заметите, что ребенок начал поворачивать к Вам голову, услышав свое имя. Значит, он уже выделяет это слово в потоке речи и понимает, что его зовут!
Задача 3. Развиваем хватательные движения ребенка
У малыша в 3 месяца пальцы начинают постепенно разгибаться. До этого они были плотно сжаты в кулачок. Поэтому малыш уже может захватывать предмет и игрушку. В три месяца развивается способность ребенка сначала случайно, а затем целенаправленно дотрагиваться до игрушек. Поэтому для игр с ребенком нужно приобрести игрушки или предметы с ручкой, за которую малыш сможет ухватиться. Можно использовать хохломские ложки (но не большие, а маленькие и легкие)
Именно с трех месяцев нужно помочь малышу в развитии зрительно-моторной координации, то есть в развитии согласованности движений глаз и рук, в развитии умения дотягиваться до игрушки и схватить ее (используются игрушки разной формы). Для этого мы проводим с ребенком упражнения с игрушками.
Упражнения с игрушками: как научить ребенка захватывать и удерживать игрушки
Что нужно приготовить: деревянную хохломскую ложку или погремушку с ручкой или кольцо 10-15 см в диаметре (можно взять кольцо от пирамидки). Для упражнения нужна только одна игрушка, не используйте в одной игре больше одной игрушки! В последующих играх используйте уже другую игрушку. Чередуйте игрушки разной формы, разного цвета, используйте упражнения в разных вариантах.
Согласно требованиям, удобная для захвата игрушка имеет ручку длиной примерно 10 и более сантиметров. Именно такую игрушку лучше выбрать для первых упражнений. В дальнейшем малыш сможет захватывать и игрушки других размеров – более мелких.
Как провести игру:
Вариант 1. Мама привлекает внимание малыша к погремушке с ручкой (предмету с ручкой), разговаривает с ребенком, гремит погремушкой. Игрушку надо держать на расстоянии 20-30 см над грудью малыша. Ребенок начинает следить взглядом за игрушкой. Затем мама вкладывает игрушку в ручку малышу — в его ладошку. Можно попробовать легонько «отобрать» игрушку. Слегка потяните игрушку к себе, чтобы ребенок почувствовал мышечное напряжение. Вскоре малыш сам начнет тянуть ручки за предметами.
Важно, чтобы взрослые проводя это упражнение, сопровождали свои действия речью: «Вот какая погремушка! Красивая! Где погремушка? (передвигая игрушку, с вопросительной интонацией) Вот она! (с восклицательной интонацией). На, Катюша, игрушку (вкладывая в ладошку малышки)»
Вариант 2 . Подвесьте игрушку ближе к правой или левой ручке ребенка (погремушку подвесьте вниз ручкой). Не спешите вкладывать погремушку в ручку малыша. Упражнение нужно для того, чтобы малыш это сделал сам! Чтобы развивались активные действия руки ребенка! А не активные действия руки мамы J. Поэтому делаем всё не спеша и не подгоняя ребенка.
Сначала дотроньтесь погремушкой до тыльной стороны ручки ребенка, позвените, привлеките внимание к игрушке. Чтобы игрушка привлекла внимание малыша, она должна быть яркой! Малыш должен сам проявить интерес к игрушке и взять ее в руку. Если игрушка не привлекла внимание ребенка, можно снять ее и подвесить другую, привлекая к ней внимание, сопровождая действия с игрушкой своей речью и улыбаясь малышу: «Вот какая птичка прилетела. Птичка летает. Как она летает? (перемещая игрушку и звеня ей). Птичка села на ручку Кате. Вот какая птичка!» и т.д.
Вариант 3. Возьмите разноцветные слингобусы или сделайте яркие детские бусы из очень крупных деревянных разноцветных бусин на крепком шнуре. Позвените, постучите ими, привлеките к ним внимание. Если малыш не тянется к предмету, протяните сами предмет поближе к ребенку и держите на близком расстоянии. Малыш начнет тянуться к бусам.
Вариант 4. Вложите в руку малыша резиновую игрушку с пищалкой. Или погремушку. Помогите малышу потрясти игрушкой или сжать ее.
Для всех вариантов этого упражнения сначала используйте крупные игрушки, которые малышу легче захватить. Затем можно брать более мелкие игрушки (5 см). Играет малыш под присмотром взрослого!
Игрушки для захватывания удобно подвешивать к стойке в виде буквы Г, укрепленной на кроватке ребенка.
Очень важно хвалить малыша, захватившего игрушку! В три месяца ребенок уже понимает похвалу взрослого и начинает радоваться своим успехом! Поэтому игры нужно проводить эмоционально и не скупиться на похвалу! Это для нас просто – захватить игрушку руками! А Вы попробуйте провести такой эксперимент — лечь на спину и схватить качающуюся игрушку… ногами. Очень непростая задача! Ребенку нужно научиться управлять своими ручками, и ему приходится приложить большие усилия, чтобы скоординироваться движения своих рук! И ему очень приятна похвала и поощрения за усилия!
Для трехмесячного ребенка очень важно обследовать любую игрушку ртом! Ругать его за это бесполезно. В это возрасте дети активно используют рот для изучения окружающего мира. Поэтому игрушки должны быть чистыми.
Часто бывает так. Малыш взял игрушку, засунул в рот, выронил и… забыл о ней! Это происходит со всеми малышами 3 месяцев. Поэтому в таких играх, обучающих детей захватывать и держать игрушки, должен обязательно участвовать взрослый. Мама или бабушка подхватит игрушку, и снова предложит ее ребенку. И малыш с радостью продолжит свое занятие!
Для исследования ребенку можно давать не только игрушки, но и предметы разной формы. Пусть малыш ощупывает предмет. Ощупывание предмета требует мелких движений пальчиков и развивает ручки малыша.
Малышу 3 месяцев, который научился хватать игрушки и удерживать их в ладошке, можно дать новую игрушку – гирлянду . Хорошо, если в гирлянде будут подобраны детали разного цвета, размера и формы! В магазине не всегда есть гирлянды игрушек, соответствующие этим требованиям. Поэтому такую гирлянду можно сделать самим. Возьмите для нее игрушки размером 5-7 см и соедините их прочно ленточкой. Можно использовать кольца от пластиковой пирамидки и нанизать их на веревку. Они как раз разного цвета и размера. Нельзя использовать в гирлянде мелкие игрушки, которые малыш может проглотить!
В качестве гирлянды могут выступать и слингобусы. Но их нужно связать особым образом. Желательно использовать разные нитки, чтобы получилась разная фактура бусин. Бусины должны быть крупными, разного цвета и размера. Бусами малыш может играть только в присутствии мамы! Бусы должны быть скреплены очень прочно, чтобы малыш не смог откусить и проглотить деталь!
Упражнение «Ладошки»
Вам понадобятся игрушки и предметы размером 5-10 см из разных материалов (разные на ощупь – твердые и мягки, гладкие и шероховатые, тяжелые и легкие и т.д.).
Вкладывайте в ладони ребенка игрушки по очереди. Важно правильно вкладывать предмет в ладонь малыша. Предмет надо помещать поперек ладошки между большим пальчиком и другими пальчиками.
Игрушки для ребенка 3 месяцев
Малышу в 3 месяца и позже понадобятся игрушки:
- Погремушки с ручкой для хватания и удерживания
- Пластмассовая пирамидка с разноцветными кольцами (в 3 месяца используется для удерживания колец в руке и их захватывания)
- Неваляшка
- Бубенчики, металлофон, барабан и другие звучащие игрушки
- Подвески и гирлянды разной формы, цвета и величины. Можно их делать самим, соединяя в одну гирлянду разные игрушки и предметы.
- Легкие мягкие кубики с разным звуковым наполнителем.
- Игрушечные животные, птицы из резины, ткани, пластмассы. Размер игрушек для демонстрации от 15 до 40 см, для самостоятельных игр – примерно 10-20 см.
Задача 4. Развитие движений у ребенка в возрасте 3 месяцев
В три месяца малыш приобретает новое умение — умение приподниматься на локтях, лежа на животе. Причем в этом позе он может оторвать грудь от поверхности и сохранить это положение до 30 секунд. В этом положении ребенок способен рассматривать разные предметы, тянуться к ним, прислушиваться к звукам. Это достижение малыша помогает ему в познании мира. Ведь лежа на спине, много не увидишь!
Такая поза ребенка на животе с опорой на предплечья готовит малыша к овладению в будущем умением переворачиваться с живота на бок.
Какие упражнения помогут маме и малышу
Упражнение «Неваляшка»
Положите ребенка на животик. Положите перед ним игрушку (например, неваляшку, погремушку или любую яркую игрушку). Игрушка должна стоять или лежать на расстоянии вытянутой руки ребенка. Извлеките звук (покачайте неваляшку или позвените погремушкой). Разговаривайте с малышом, рассказывайте ему об игрушке: «Вот неваляшка! Красииииивая! Будет Ванечка неваляшкой играть!…» Малыш начинает наблюдать за игрушкой. По окончании погладьте и похвалите его.
Упражнение «Кто поет?»
Упражнение развивает умение поворачивать голову вправо и влево, лежа на животе.
Для упражнения Вам понадобится помощник.
- Положите малыша на животик. Бедра малыша разведены. Одной рукой взрослый прижимает таз ребенка к столу, а другой рукой – приподнимает грудь малыша, стимулируя опору на руки.
- Второй взрослый сбоку начинает петь песенку, называя имя малыша: «Я поюууууу, Леночке поюуууу, Леночке поюууууу, песенку своюууууу» (слова могут быть любыми)
- Малыш будет поворачивать голову в сторону звука.
- Затем встаньте с другого бока и снова начните петь. Малыш повернет голову в другую сторону.
При повороте головы таз малыша должен оставаться на столе и не должен от него отрываться. А подбородок должен быть обращен к плечу.
Упражнение «Уголок подушки»
Положите малыша на пеленку, подложив маленькую подушку под его животик. Подушка должна стоять уголком вверх и образовывать конус. Малыш, приподнимаясь на предплечья, поддерживается «уголком» подушки. Покажите малышу интересную игрушку, позвучите ей.
К 4 месяцам малыш уже будет подниматься еще выше с опорой на вытянутые руки.
Упражнения для развития вестибулятного аппарата.
Держа трехмесячного ребенка на руках, маме нужно как можно больше разнообразить позы: чуть приподнять малыша и опустить, покружиться на месте, чтобы ребенок рассмотрел всё вокруг, пройтись по комнате туда-сюда. Это развивает вестибулярный аппарат.
Для развития вестибулярного аппарата также можно делать упражнения на большом мяче. Положите малыша на животик на мяч и придерживайте его за бока. Очень медленно и осторожно катайте мяч взад-вперед.
Упражнение «Подтанцовывание»
В 3 месяца нужно делать и другое важное упражнение – опускать малыша на твердую поверхность (например, стол), вызывая упор в вертикальном положении, и тут же приподнимать. Ребенка держим под мышки. Малыша именно опускаем, но не ставим. Ставить ребенка в 3 месяца еще нельзя! Это упражнение называется «подтанцовывание». В три месяца, выпрямляя ноги в коленях, малыш может упираться на всю ступню. Выполняем упражнение примерно минуту. Делая упражнение, разговариваем с малышом, поем ему песенку.
Задача 5. Развитие слухового сосредоточения
Трехмесячному малышу можно давать слушать музыку разного характера – громкую и тихую, быструю и медленную, марш, вальс и колыбельную Поставив малышу мелодию для прослушивания, мама может хлопать в ладоши в такт музыке или отбивать ритм деревянными ложками или бубном. Особенно хороши для самых маленьких народные песенки.
Упражнение «Учимся слушать музыку» (Разработано Ю.А. Разенковой)
Возьмите малыша на руки. Одна рука должна поддерживать его грудь, другая – ягодицы. Малыш смотрит на Вас. Спойте плясовую («Калинка-малинка-малинка моя» или любую другую) и одновременно чуть подбрасывайте малыша. Начните напевать другую мелодию. Танцуйте под ритмичную мелодию и нежно покачивайте малыша под спокойную песню. Так ребенок научится различать плясовые и спокойные мелодии.
Упражнение «Колокольчик на ленточке»
Чтобы познакомить ребенка с частями своего тела, можно прикрепить к запястью ручки колокольчик. Лучше всего зашить бубенцы в хлопчатобумажную игрушку и привязать к ножке или ручке ленточкой. Важно, чтобы малыш заметил колокольчик и стал им звенеть. Потом можно привязать колокольчик к другой ручке. Затем к ножке.
Упражнение «Шуршалки» (Разработано Ю.А. Разенковой)
- Возьмите любую шуршащую бумагу, пленку, фольгу, оберточную бумагу, бумагу писчую или для компрессов.
- Начните ей шуршать справа от малыша.
- Если малыш не поворачивает голову, а только вслушивается, то покажите ему бумагу и пошуршите ей. Пусть он увидит, что это такое шуршит. Затем снова уберите бумагу от взгляда ребенка и начните шуршать справа. Малыш повернет голову.
- Поменяйте бумагу (чтобы получился новый звук) и начните шуршать слева от малыша.
Упражнение помогает малышу научиться поворачивать голову в сторону источника звука и находить источник звука.
Если малыш не поворачивает голову в сторону звука, можно ему легонько помочь, повернув его головку в сторону. Помогать нужно только тогда, когда ребенок сам не может справиться!
Упражнение «Колокольчик»
- Закройте бока кроватки ребенка простынкой. Сбоку от кроватки на расстоянии примерно 1 метра тихонько позвените колокольчиком (звук должен быть сначала негромкий, чтобы не испугать малыша). Позвените погромче. Малыш начнет вслушиваться и повернет голову в сторону источника звука. Тогда уберите простынку и дайте возможность малышу увидеть, что звенит. Когда ребенок найдет источник звука и зафиксирует на нем взгляд (до 10 секунд), уберите колокольчик.
- Подойдите к другой стороне кроватки и повторите действия с другой стороны.
- Затем дайте возможность ребенку схватить колокольчик. Приблизьте колокольчик к руке малыша, тихонько коснитесь колокольчиком его ручки, стимулируя захватывание предмета.
- Для игры можно использовать и другие звучащие предметы, самодельные шуршалки.
Упражнение «Музыкальные звуки для самых маленьких» (Разработано Л.Н. Павловой)
- Начните разговаривать с малышом, называйте его по имени, растягивайте при этом гласные: «Вот какая Кааааатенька! Девочка пригоооожая! Девочка хороооошая! Будет Катенька песенки пееееееть! Будет песенки слууушать. Сейчас мама Катеньке споет пеееесенку.»
- Начинайте петь. Пойте одну музыкальную фразу: «Во поле береза стояла», «Ах, вы сени» или другую.
- Сделайте паузу, дайте малышу возможность отреагировать на пение мамы. Ребенок оживляется, слушает, улыбается, гулит.
- Исполните ту же фразу на музыкальном инструменте – музыкальной электронной игрушке, детском пианино, металлофоне.
- Позвучите звуками, контрастными для пения – сыграйте на ложках, позвените колокольчиком, используйте шумовой инструмент («шум моря», «шум водопада», например), постучите на барабане.
В этом упражнении ребенок знакомится с разными звуковыми характеристиками окружающего мира – стук, шуршание, жужжание, треск, звон, журчание и т.д.)
Задача 6. Развитие зрительного сосредоточения у трехмесячного ребенка
В 3 месяца ребенок, с которым ранее проводились упражнения для развития зрительного сосредоточения, может плавно совершать глазами движения вслед за траекторией движения игрушки. Причем эта траектория уже сложная. Ребенок может плавно отслеживать перемещение предмета не просто справа – налево или вперед- назад, но и по кругу, змейкой, восьмеркой, с остановками.
Упражнение «Знакомое и незнакомое»
- Вам понадобится игрушка, знакомая малышу, и новая игрушка.
- Покажите ребенку знакомую игрушку с расстояния 60-70 см, перемещайте ее вправо – влево. Важно научить малыша активно следить за перемещающейся игрушкой, поэтому перемещайте ее то быстрее, то медленнее, делайте остановки для фиксации взгляда, меняйте траекторию перемещения игрушки.
- Затем приблизьте игрушку к малышу. Если малыш не потянется за игрушкой, наложите ладошку малыша на предмет.
- Затем те же действия проделайте с новой игрушкой. Чтобы ребенок хорошо рассмотрел игрушку, ее показ с перемещением должны быть длительными и медленными.
- Затем попеременно покажите новую и старую игрушку.
Во время упражнения мама постоянно разговаривает с малышом, называет игрушки, действия, имя малыша, хвалит его.
Малыш в 3 месяца реагирует на исчезновение игрушки из его поля зрения (например, если Вы ее резко передвинули). Он замирает и начинает поворачивать голову, чтобы отыскать игрушку, которую он только что видел. Когда Вы проводите такие упражнения с ребенком, следите за тем, чтобы игрушка «убегала» не только вправо, но и влево, за голову малыша, вперед, т.е. в разных направлениях. Частая ошибка – что игрушка передвигается только в одну сторону – в сторону от стены (если кроватка малыша стоит у стены). Можно привязать игрушку к палочке, чтобы было легче ее перемещать.
В три с половиной месяца ребенок разглядывает (осмысленно) свои движущиеся ручки. А к 4 месяцам уже в состоянии оценить расстояние до предмета, который хочет схватить руками.
К трем месяцам у ребенка развивается конвергенция – способность фиксировать оба глаза на одной игрушке. Благодаря этому малыш может рассматривать игрушки и предметы на близком расстоянии.
К 3 месяцам развивается и бинокулярное зрение – способность воспринимать объект двумя глазами сразу. Ребенок видит одно изображение, так как видим его мы, взрослые.
В этом возрасте развивается цветовое восприятие. По этому поводу есть много разных и зачастую противоречивых мнений. Одни говорят, что младенец видит сначала только черно-белые картинки, потом начинает видеть красный цвет, и только потом другие цвета. Другие опровергают это с помощью современной техники и доказывают, что даже самые маленькие детки различают не просто цвета, а даже их оттенки. Но все сходятся в том, что к 4 месяцам малыш различает цвета. Поэтому в упражнениях и играх важно использовать предметы и игрушки разных цветов.
Что нужно знать о физическом развитии ребенка 3 месяцев
Что важное происходит в физическом развитии ребенка 3 месяцев? Как связан массаж и развитие мозга ребенка?
Как делать ребенку 3 месяцев дома массаж? Рекомендации врача. Пошаговая инструкция общеукрепляющего массажа.
Трехмесячный ребенок к концу этого месяца развития умеет:
- Поворачивать голову в сторону невидимого источника звука, находить его глазами.
- Вглядываться в звучащий предмет, найдя его (фиксация взглядом до 10 секунд и более)
- Узнавать знакомые предметы (малыш по-разному реагирует на знакомые и незнакомые предметы)
- Узнавать близких людей, радоваться им.
- Привлекать внимание близких взрослых – оживляется, гулит, тянется к ним, улыбается.
- Различать близких и незнакомых взрослых. К близким взрослым тянется, улыбается, смеется. К незнакомым взрослым безразличен.
- По-разному реагировать на плясовую и спокойную мелодию. Плясовая мелодия вызывает комплекс оживления. При спокойной мелодии младенец вслушивается и замирает.
- Умеет гулить – гулит эмоционально-выразительно, интонационно ярко в разных ситуациях. Начинает гулить сам. Или гулит после 1-3 минут «разговора» — переклички с мамой.
- Умеет хорошо удерживать голову и спину с опорой на предплечья в положении лежа на животе. При этом наблюдает за взрослым или игрушками.
- Хорошо удерживает голову в вертикальном положении, наблюдает окружающий мир, действия взрослых.
- Рассматривать, захватывать, ощупывать игрушки. Способен играть с игрушкой до 3 минут.
Вот и закончилась наша встреча! Впереди – целый месяц удивительных открытий и радостного общения с малышом!
Основные показатели развития ребенка от рождения до 3 лет Вы найдете в статье Из нее Вы узнаете о научно-обоснованных и длительно апробированных в практике нормах развития ребенка по каждому возрастному этапу.
Получите НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ
"Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей"
И какие игрушки будут нужны ребенку от 3 до 6 месяцев.
Для Вашего крохи стоит изучить ассортимент и купить качественные гипоаллергенные .
Особенности развития ребенка в возрасте 3-6 месяца
- Ребенок уже может подтягивать к себе интересующие его предметы, толкать их, перекатываться в направлении интересующего предмета. Для нормального развития ребенка, площадь, где он проводит время, должна увеличиваться.
Примечание. Мнение специалистов нашего портала состоит в том, что в своей малыш должен только спать, и то, когда ему это комфортно. , если это всем удобно. Оставлять ребенка одного лежать в кроватке, даже с игрушками, - мы не советуем. Ребенок должен быть рядом с мамой или папой. Не обязательно именно на руках, он уже хорошо вас видит и слышит. Просто «в досягаемости». Мама на кухне, неплохо и ребенку разместиться рядом, в переносном . Мама в комнате, и малыш с ней (можно на застеленном полу, можно в манеже. Я, например, брала ребенка с собой и в ванную (или с собой, купаться, или просто полежать рядом с ванной, пока я купаюсь). Ребенок должен видеть, слышать и чувствовать, что мама рядом.
- Разговаривайте с малышом, в процессе повседневной деятельности. Озвучивайте, то что вы делаете, спрашивайте - сами отвечайте. У малыша в этом возрасте уже начинается выговаривание первых слогов, и слышать разнообразную речь очень важно для его развития.
- Ребенок начинает переворачиваться со спины на живот и наоборот, учитывайте это умение при организации пространства для игр ребенка.
- Малыш начинает избирательно относиться к игрушкам (какие-то любит больше, какие-то нет).
- Различает знакомых и незнакомых людей.
- Достает до своих ножек, может брать в рот пальцы ног.
- К 6-ти месяцам малыш подползает к интересующему предмету на расстояние 15-25 см от рук.
- Пробует сидеть (с поддержкой).
- Может перекладывать предметы из одной руки в другую.
- Может перекладывать предметы из одной емкости в другую.
- Любит различные звуки и музыку.
- Узнает, когда его зовут по имени.
- Находит взглядом простые знакомые предметы (Где же наш мячик? - Вот наш мячик).
- Понимает, куда откатился предмет, если его бросили, провожает его взглядом, пробует за ним двигаться.
- Очень любит игру в прятки (в «ку-ку»), когда взрослый прячет предмет, спрашивает где он, потом находит.
- Может по 10-15 минут внимательно изучать заинтересовавший предмет. В этом случае, постарайтесь никак не вмешиваться, затихнуть и не мешать ему.
Какие игрушки нужны ребенку в 3-6 месяцев
- , со сменными комплектами игрушек. Манеж должен быть с такими стенками, чтобы ребенок хорошо видел окружающие его предметы, и вас тоже. По нашему мнению, манеж стоит использовать только там, где это необходимо (например, на кухне). Лучше не «запирать» ребенка, класть его на подстеленный , на диван, в кресло, и т. д.
- . Пользу и удовольствие от этой игрушки трудно переоценить. Малыш дотягивается ручками и ножками до игрушек, занимается ими, толкает их, раскачивает. Лучше иметь сменные комплекты подвешиваемых игрушек, и менять их раз в 5-6 дней. Игрушки регулярно стирать. Позаботьтесь о том, чтобы комплект игрушек, висящих вместе, состоял из разных игрушек. Разных цветов, разных фактур, с разными звуками. Чтобы игрушки и шуршали, и трещали, и пели. Чтоб одни игрушки нужно было тянуть, например, а другие крутить, или толкать. Обязательно прикрепите зеркальце, это понравится малышу. К дугам коврика необязательно пристегивать игрушки, которые прилагаются именно к коврику. Можно привязывать погремушки, кольца, любимые прорезыватели для зубов, мягкие игрушки, и пр.
- Не теряют актуальности мягкие браслеты на ножки и ручки. Они могут быть с колокольчиками, с шуршащими элементами, разных цветов и фактур.
- Игрушки, в которых один предмет скатывается (как с горки) с другого. Это могут быть крупные деревянные детали на металлических спиралях (когда детали нужно подталкивать пальчиком) и другие разновидности. Например, большая пластиковая прозрачная емкость (банка) с маленькими шариками внутри,- тоже принесет массу удовольствия малышу.
- , удобных для хватания и бросания.
- Игрушки - неваляшки. Это могут быть обычные, традиционные неваляшки (кукла из шаров с лицом), могут быть , которые тоже возвращаются на место после толчка.
- Большие куски шуршащей бумаги, фольги, можно старые журналы. Ребенок будет мять и рвать их. Обязательно следите за малышом, он будет пробовать предложенное на вкус.
- Обязательно запаситесь разными предметами для облегчения . Это кольца, специальные погремушки. Основное требование,- это приятный для «погрыза» материал.
- . Это могут быть и машинки, и игрушечные звери, типа гусениц. Главное, чтобы можно было подтащить к себе игрушку за веревочку.
- Любые игрушки, которые интересно бросать. Это могут быть мячики (мягкие и резиновые). Лучше разных цветов и разной фактуры. Могут быть мячики-липучки (чтобы потом можно было из «со звуком» отрывать от покрытия коврика). Если игрушка при бросании издает звуки - прекрасно.
- Можно вводить игрушки, которые , например, при нажатии на фигурку коровы, она мычит, собачка лает, и тд.
- Можно уже давать ребенку . Страницы должны быть толстые, рисунки большие и контрастные (без мелких и нюансных деталей). Можно приобретать книжки для ванной, с непромокаемыми страницами.
- (на которые для получения звука нужно нажимать, или толкать). Обязательно проверяйте, чтобы звуки были приятные.
- Небольшие (с гранями по 3-4 см) кубики, брусочки, и другие фигурки. Они могут быть разного цвета, разной фактуры, и выполнены из разного материала. Малышу придется «корректировать» и развивать навык захвата руками, чтобы взять эти предметы, и это очень полезно.
Игра - лучший способ познания окружающего мира ребёнком. В данной статье мы расскажем, какие игрушки нужны крохе в 3 месяца и во что родителям играть со своими детишками.
К трём месяцам малыши много бодрствуют, у них появляется время для активного изучения самих себя, окружающих и всего мира. Лучшим развлечением является игра. Все детские игры должны быть простыми и короткими. Во время занятий с малышом нужно постоянно разговаривать, объяснять ему все движения, слова, игрушки. Будет полезно и музыкальное сопровождение.
Помните, что не нужно перегружать восприятие крохи, не стоит с ним заниматься более 15-30 минут одним видом деятельности и закончить её раньше, если грудничок начинает проявлять недовольство.
Ассортимент развивающих игрушек для трехмесячных новорожденных огромен. Вы можете их приобрести, а можете и сделать самостоятельно.
Как играть с ребёнком на третьем месяце жизни
При играх с ребёнком все должны помнить, что груднички очень остро чувствуют настроение окружающих, поэтому общение с ним должно быть искренним. Забудьте об усталости, недовольстве и всех проблемах во время занятий с ребёнком.
Будьте аккуратны и осторожны, поскольку малыш ещё не окреп окончательно и может уронить голову или выгнуть спину. Груднички не полностью владеют своим телом, поэтому от них можно ожидать и резких движений.
В три месяца дети не могут удерживать внимание на одном предмете в течение длительного (более 10 минут) времени.
Развивающие игрушки для 3хмесячных крох
Для развития слуха и зрения будет очень полезен мобиль. В магазине вы сможете купить любой понравившийся вам. Трехмесячный малышок с удовольствием будет слушать музыку и наблюдать за движением подвешенных игрушек.
На 3 месяце жизни пальчики детей разгибаются, и они начинают держать предметы. Для того чтобы научить малыша правильно их держать следует запастись погремушками с ручками. С их помощью ребёнок освоит хватательные движения и будет развивать мышцы, когда будет махать игрушкой для извлечения звуков.
Дети к 3м месяцам уже стараются дотянуться до интересного предмета, поэтому сейчас над кроваткой можно повесить новую игрушку - гирлянду. Для этих же целей используйте развивающий коврик. Он будет полезен и для обучения крохи переворачиванию на бочок и животик.
Для развития и закрепления навыка держать голову в положении лёжа на животе приобретите неваляшку. Она обязательно привлечет внимание младенца своими звуками и внешностью, и кроха будет стараться поднять и как можно дольше удерживать голову.
Для развития тактильного восприятия нужно давать грудничку в руки игрушки из различных материалов и наполнителей. Самое простое, но не менее полезное, - это мешочки из разной ткани, наполненные крупами (фасоль, горох, греча, чечевица и др.).
Игры с ребёнком в 3 месяца
«Ладушки», «Сорока-белобока», «Мальчик с пальчик» и другие потешки с использованием пальчиков помогают развиваться самим пальчикам и всему организму. Ведь на ладошках находятся точки, отвечающие за большинство органов человека.
При выполнении упражнения «велосипед» читайте стих «Ехали медведи…» или пойте песню «Мы едем-едем-едем в далёкие края». Так полезное для развития ног упражнение вы превратите в интересную для крохи игру.
Для развития зрения можно играть в прятки. При этом прячьтесь сами за платок, прячьте предмет. А если спрятанная игрушка будет музыкальной, то во время поиска источника звука будет развиваться и звуковое восприятие.
Существуют игры, направленные и на тактильные ощущения. На каждый раструб перчатки прикрепите кусочки меха, шерсти, разных тканей и поочередно дотрагивайтесь ими до кожи младенца. Все свои движения сопровождайте объяснениями, до какой части тела вы дотронулись, чем прикоснулись и какие ощущения это может вызывать, это позволит малышу запоминать ощущения.
Для развития речи произносите различные звуки, например, голоса животных. При этом показывайте большие яркие изображения домашних питомцев или лесных зверей. Ждите, что малыш будет пробовать повторить их за вами.
Дети любят повторять мимику лица взрослых. Стоя перед крохой или держа его у зеркала стройте рожицы или изображайте различные эмоции.
Сегодня поговорим о том, какие нужны игрушки для ребенка в 3 месяца. Здесь важно учитывать не только развивающие способности и навыки, но и безопасность, надежность, игрушки не должны содержать мелких деталей и конечно же обязаны иметь наличие сертификата качества. Игрушки для малыша - важнейший источник получения информации о мире, основа развития сознания и мелкой моторики, которая напрямую связана с развитием речи ребенка.
Какие игрушки нужны ребенку в 3 месяца
В возрасте трех месяцев ребенок при правильном развитии для своего возраста начинает активно познавать окружающий мир, он поднимается, опираясь на предплечья, и старается удерживать головку, чтобы рассмотреть все, что находится вокруг. Если же малыш лежит на спинке, он видит все, что находится сверху и заинтересовано это изучает.
Очень важно, чтобы трехмесячный малыш умел фокусировать и сосредотачивать свое внимание на предметах, изучать их, понимать, что их размеры отличны друг от друга. Для того чтобы ребенок развивался правильно ему понадобятся игрушки для детей 3 месяцев
Развивающие игрушки для детей трех месяцев
Чтобы определить, какие игрушки нужны для детей в 3 месяца, родитель должен знать, что в 3 месяца у малыша развиваются следующие навыки и умения:
- Слух,
- Зрение,
- Координация,
- Наблюдательность,
- Умение определять расстояние до предмета,
- Умение удержать предмет и перемещать его,
- Тактильные ощущения.
Для того чтобы развивать каждый из выше описанных факторов можно выбрать несколько игрушек, либо даже одну комбинированную, главное – чтобы она смогла помощь влиять на всесторонне развитие малыша.
Игрушки для детей 3-ех месяцев, развивающие слух
Отличным примером таких игрушек являются классические погремушки. Выбирая их, обратите внимание на то, чтобы малыш смог схватить рукоятку, и погремушка имела небольшой размер, тогда малыш сможет самостоятельно ее перемещать и наблюдать за тем, тем самым будет развиваться и внимание.
Еще один прекрасным пример игрушки, развивающий слух, являются подвесные колокольчики, либо карусели, которые заводятся, и при этом звучит приятная музыка.
Игрушки для детей от 3 месяцев, развивающие внимание
Трехмесячный малыш уже прекрасно узнает своих родителей и рассматривает их лица. Если вы хотите, чтобы он становился все более внимательным, то поставьте в кроватке, на небольшом расстоянии от его лица, пупса. Малыш наверняка начнет разглядывать его лицо, ему станет интересно наблюдать за тем, как вы играете с куклой.
Покажите ребенку, где у куклы нос, потом покажите ему пальцем свой, а потом и его носик. Проведите тоже самое и с щечками и глазами. Малыш будет фокусировать внимание и наблюдать за вашими действиями. Таким же образом познакомьте малыша и с частями тела.
Есть специальные красочные погремушки, которые можно привязать к ручке малыша, делая непроизвольные движения, он будет понимать, что игрушки издают приятные звуки и будет за ними наблюдать. Таким образом, малыш впервые познакомится с причинно-следственной связью, что его движения не случайны, а за ними всегда что-то следует.
Игровой коврик со звуковым мобилем, навешенным над ним – отличный пример игрушки, которая увлечет малыша, будет развивать слух, зрение, внимание, умение определять расстояние до предмета.
Игрушки, развивающие тактильные ощущения
Простые бусы – отличный пример игрушки, которая поможет ребенку понять, что такое тактильное ощущения. Легкие деревянные игрушки с рефренной текстурой также помогут малышу познавать тактильные ощущения. Пальчиками, он будет ощипывать предметы и понимать, они могут быть разными.
Развивающие игры для детей 3 месяцев
Первая игра для трехмесячного малыша «Что тут у нас?»
Вы уже заметили, что малыш научился останавливать свой взгляд на интересующем его предмете, тогда вам уже подойдет развивающая игра «Что тут у нас?». Выберите яркую игрушку оранжевого, желтого либо красного цвета, покажите ее ребенку, когда он остановит на ней взгляд, перемещайте ее из стороны в стороны и следите за взглядом малыша. Очень важно, чтобы ребенок научился таким образом концентрировать свое внимание.
Игра «Велосипед»
Отличная игра-зарядка для детей трех месяцев. Положите ребенка на твердую поверхность, поднимите его ножки и делайте ими мягкие круговые движения, как при езде на велосипеде. Это занятие очень полезно для мышечного развития ребенка на первом году жизни.
Игра «Хватай-ка!»
Отличная игра для ребенка 3 месяцев — «Хватай-ка!». Она помогает развивать внимание и координацию движений. На ярку атласную ленту подвяжите небольшую и яркую погремушка.
Поднимите ее над малышом и потрясите, чтобы она привлекла внимание. Когда ребенок начнет на ней тянуться, немного переместите ее, чтобы и ребенок стал двигаться по-другому. Разрешите ребенка схватить игрушку, и похвалите его за внимательность и настойчивость.
Выбирая игры и игрушки для детей в возрасте трех месяцев, помните о безопасности малыша. Лучше не разрешать малышу самостоятельно играть с тряпичными игрушками, так как он будет их класть в рот, сосать и грызть, а окрашенные ткани могут содержать вредные для здоровья элементы.
Игрушки не должны легко разбираться и включать мелкие детали, которые ребенок сможет проглотить. Не приобретайте игрушки «на вырост», скорее всего через некоторое время появятся более современные и эффективные для развития малыша игры.
Основные требования к игрушке
Придя в магазин, сразу озвучьте свои пожелания продавцу, начиная от возраста одариваемого ребенка и заканчивая максимальной денежной суммой, которую вы готовы потратить на подарок. Но не полагайтесь только на мнение продавца, все-таки его задача – продать как можно больше товара и желательно дорогого.
Поэтому сами оцените игрушку, которую собираетесь покупать. Во-первых, желательно приобретать игрушки, сделанные из экологически чистых материалов. Они стоят чуть дороже обычных игрушек, зато вы будете уверены в том, что для малыша ваш подарок будет абсолютно безопасен.
Во-вторых, обязательно проверьте игрушку на отсутствие острых краев и мелких деталей, которые могут попасть малышу в рот. Также обратите внимание на прочность игрушки – нет смысла дарить вещь, которая тут же сломается. Грудные дети начинают различать цвета постепенно, поэтому выбирайте подарок определенного цвета.
Оптимальной будет синяя или красная игрушка. Игрушка должна быть легкой, не стоит выбирать для малыша громоздкие предметы. Не стоит дарить мягкие игрушки – на них быстро скапливается пыль и грязь.
Много игрушек — не значит хорошо
Не рекомендуется покупать ребенку сразу много игрушек. Большое количество игрушек перегружает малыша информацией и утомляет; при обилии игрушек рассеивается его внимание. Перебирая игрушки одну за другой и ни на какой не останавливаясь, ребенок быстро устает; не освоив достаточно полно ни одной игрушки, он засыпает…
Одна-две игрушки со временем становятся любимыми, малыш с ними играет, а остальные — ставшие привычными, но оставшиеся непознанными, - не занимают его, однако, они занимают много места в кроватке. Ребенок быстро растет, однажды он свои игрушки перерастает, и их выбрасывают, — хотя практически никакой пользы из большинства этих игрушек извлечь не удалось.
Правильно поступают те родители, которые подкладывают в кроватку к малышу одну или две игрушки. У ребенка появляется возможность сосредоточить на них свое внимание, изучить свойства, носителями каких они являются, во всей полноте, запомнить эти свойства. Заметив, что ребенок, изучив игрушки, утрачивает к ним былой интерес, родители заменяют эти игрушки другими; и малыш с новым воодушевлением продолжает постигать многоразличные свойства предметов.
Иногда родители дают ребенку возможность поиграть со старой игрушкой — она опять на некоторое время становится ребенку интересной; она для него — как старый верный друг; и в то же время она — «повторение пройденного материала», «закрепление усвоенного прежде». Потом родители радуют малыша еще одной новой игрушкой — и так изо дня в день, из месяца в месяц. Потенциал информации, скрытый в каждой игрушке, оказывается востребованным на все сто процентов.
Игрушки для ребенка в 3 месяца: видео
Обсудим вместе с вами соответствующие возрасту трехмесячного малыша игрушки.
Игрушки для трехмесячного малыша
Маленький ребенок впитывает информацию об окружающем его мире, как губка впитывает воду. Каждый новый день, каждый новый час бодрствования приносят ему настоящие открытия. Кажется, только вчера у малыша проснулся интерес к окружающему, а интерес этот уже огромен и неуклонно возрастает.
Ребенок жадно исследует все, что оказывается у него в пределах видимости, — бортики кроватки, пеленальный столик, стоящий поблизости, и предметы на нем, клавишный электровыключатель, настенный термометр, — он тянет к себе все, до чего дотягивается его рука, — пеленку или салфетку, бутылочку, в которую налита кипяченая вода, пластмассовую ложечку, гребешок и т.д.
Он постигает такие свойства предметов, как цвет, вес, консистенция (мягкий, твердый), форма, температура, вкус. Назначение предметов ему еще непонятно, но про назначение предметов ему пока еще знать и неинтересно; много важнее для малыша этого возраста - постижение многообразия (цветов, форм, вкуса, запахов, звуков и т.п.). Для него важна самая простая информация, какую он по уровню своего психического развития способен отметить и запомнить. И игрушки ему потому нужны самые простые: не те игрушки, с какими можно собственно играть, а те, какие можно изучать, какие являются носителями определенных ярко выраженных свойств - главным образом, цвета и формы.
Полностью соответствует ребенку трехмесячного возраста - погремушка. Она имеет определенный яркий цвет, и определенную форму. Видя погремушку каждый день, ощупывая ее, размахивая ею и погромыхивая, ребенок запоминает этот цвет, эту форму, научается отличать эти цвет и форму от других цветов и форм, слышит этот звук - то спереди, то справа, то слева; гремя погремушкой, малыш постепенно постигает причинность явлений, постигает систему «действие - результат» (взмахнул погремушкой - извлек звук; повел руку вправо - услышал звук справа; повел руку влево - услышал звук слева; бросил погремушку - звуки прекратились и т.д.). Хороши для малыша этого возраста наборы погремушек - погремушек разной величины, разных форм и цветов.
У каждого ребенка в первые месяцы жизни должны быть подвесные погремушки. Несмотря на всю их простоту, они имеют для малыша большое значение, поскольку помогают достигнуть нескольких важных целей: во-первых , подвесные погремушки привлекают внимание ребенка, занимают его, и он, рассматривая их, не требует обязательного присутствия возле себя мамы (поэтому мама имеет возможность спокойно заниматься какими-то своими делами); во-вторых , подвесные погремушки предоставляют малышу прекрасную возможность научиться фиксировать взгляд, научиться совершать скоординированные движения глазных яблок; в-третьих , эти игрушки позволяют ребенку развивать глазомер; в-четвертых , подвесные погремушки определенным образом стимулируют физическое развитие малыша (привлеченный игрушками, он тянется к ним, со-вершает усилие, что весьма способствует правильному развитию опорно-двигательного аппа-рата); в-пятых , подвесные игрушки, привлекая внимание ребенка и побуждая его к движению, благоприятствуют совершенствованию точности движений (координированию сокращений и расслаблений разных групп мышц); в-шестых , как мы уже говорили выше, разглядывая подвесные погремушки, малыш скоро обнаруживает различия между ними - в цветах, формах, в издаваемых звуках; в-седьмых , подвесные погремушки учат ребенка правильно определять направление источника звука...
Приобретая игрушки для трехмесячного малыша, следует помнить, что игрушки эти должны удовлетворять нескольким важным требованиям:
♦ игрушки должны быть идеально чистыми; это значит, что игрушки должны быть выполнены из тех материалов, которые подлежат обработке дезинфицирующими растворами, которые подлежат мытью; могут быть рекомендованы игрушки из пластмассы, резины, древесины; не подходят для ребенка этого возраста игрушки, выполненные из тканей, замши, кожи, меха, картона, бумаги, — эти игрушки не подлежат влажной обработке и дезинфекции, эти игрушки могут быть даже опасны для жизни ребенка, если он потянет их в рот;
♦ игрушки должны быть легкими;
♦ игрушки не должны иметь острых краев, углов; ребенок еще очень неловок, он держит игрушку в руке некрепко и может уронить ее на себя; игрушки со сглаженными краями, с закругленными углами не травмоопасны;
♦ игрушки для самых маленьких не должны быть разборными; если же приобретается разборная игрушка, то составляющие ее не должны быть мелкими; ребенок, исследуя доступные ему предметы, тянет их к себе в рот, если предмет мелкий, он может встрять в дыхательном горле и стать причиной удушья;
♦ подвесные игрушки должны располагаться над ребенком таким образом, чтобы тому при рассматривании их не приходилось косить гла-за; расстояние от глаз малыша до игрушек должно быть в пределах 25-30 см.
Те игрушки, с какими ребенок чаще всего играет, какие не выпускает из рук и изо рта (!), следует ежедневно мыть в теплой воде с использованием мыла. Чтобы не отнимать у малыша любимые игрушки, лучше мыть их в то время, пока он спит. Вымытые игрушки нужно обязательно вытереть насухо; из полых игрушек вытряхнуть и последние капельки воды; до того времени, как игрушки будут востребованы, хранить их рекомендуется либо в чистой сухой кастрюльке, либо под чистой пеленкой (салфеткой); при таком хранении игрушки недоступны для оседающей пыли - а значит, и для микроорганизмов. Когда ребенок засыпает, и необходимость в игрушках на какое- то время отпадает, их также следует накрывать пеленкой; эта простейшая мера довольно эффективно защищает ребенка от многих заболеваний инфекционного характера.
Не рекомендуется покупать ребенку сразу много игрушек. Большое количество игрушек пе-регружает малыша информацией и утомляет; при обилии игрушек рассеивается его внимание. Перебирая игрушки одну за другой и ни на какой не останавливаясь, ребенок быстро устает; не освоив достаточно полно ни одной игрушки, он засыпает... Одна-две игрушки со временем становятся любимыми, малыш с ними играет, а остальные - ставшие привычными, но оставшиеся непознанными, — не занимают его, однако, они занимают много места в кроватке. Ребенок быстро растет, однажды он свои игрушки перерастает, и их выбрасывают, - хотя практически никакой пользы из большинства этих игрушек извлечь не удалось.
Правильно поступают те родители, которые подкладывают в кроватку к малышу одну или две игрушки. У ребенка появляется возможность сосредоточить на них свое внимание, изучить свойства, носителями каких они являются, во всей полноте, запомнить эти свойства. Заметив, что ребенок, изучив игрушки, утрачивает к ним былой интерес, родители заменяют эти игрушки другими; и малыш с новым воодушевлением продолжает постигать многоразличные свойства предметов. Иногда родители дают ребенку возможность поиграть со старой игрушкой - она опять на некоторое время становится ребенку интересной; она для него - как старый верный друг; и в то же время она - «повторение пройденного материала», «закрепление усвоенного прежде». Потом родители радуют малыша еще одной новой игрушкой - и так изо дня в день, из месяца в месяц. Потенциал информации, скрытый в каждой игрушке, оказывается востребованным на все сто процентов.