Чтение ребёнок должен освоить ещё до того, как пойдёт в первый класс. Ведь читающий ученик имеет гораздо меньше трудностей с обучением в целом. Информацию о том, как научить вашего ребёнка читать бегло, вы найдёте в данной статье.
Обучение чтению — главная задача в 1 классе
Техника чтения
В 7 лет ребёнок впервые идёт в школу. В начальных классах на уроках чтения особое внимание уделяется проверке техники чтения. Ученик должен выразительно и без ошибок читать не менее 30 слов в минуту, правильно ставить ударения, понимать читаемый текст и пересказывать его.
Что такое техника чтения у детей
Причины медленной скорости чтения
- Слабая оперативная память, когда ребёнок через 3-4 слова забывает прочитанное и поэтому не может уловить суть предложения.
- Слабая концентрация внимания и отсутствие усидчивости.
- Мало практики. Здесь всё просто: читаем больше – читаем лучше.
- Низкий объем оперативного поля зрения. Расширить его можно при помощи таблиц Шульте (читайте ниже).
- Отсутствие заинтересованности к чтению.
Многие родители сталкиваются с вопросом, как научить ребёнка любить книги — и не находят однозначного ответа. Присмотритесь к своему чаду. Кто, как ни мама с папой смогут определить, что в действительности сможет пробудить тягу к знаниям и литературе у ребёнка?
Совместное чтение — лучший способ привить любовь
- Ограниченный словарный запас. Заниматься с ребёнком нужно не тогда, когда уже начались проблемы, а значительно раньше – с самого раннего возраста. Общайтесь с малышом на всевозможные темы, терпеливо отвечайте на все его вопросы, рассказывайте увлечённо, постепенно добавляя в лексикон малыша всё новые слова.
- Наличие регрессии, когда маленькие глазки постоянно норовят вернуться к уже прочитанному слову.
- Неразвитость артикуляционного аппарата, плохая дикция. Правильное произношение всех звуков должно быть выработано до того, как вы начнёте усиленно работать над скорочтением.
- Дислексия – серьёзное, но вполне поправимое нарушение. У ребёнка теряются способности к овладению навыками чтения, но при этом общая способность к обучению сохраняется. В данном случае правильнее всего обратиться к квалифицированным специалистам – дефектологу и логопеду.
Причины дислексии — нарушения чтения
Как научить своего ребёнка в 1 классе бегло читать? Решение данной проблемы зависит от того, что именно является главной причиной низкой скорости чтения.
Надо ли научить ребенка читать до школы
Если после первой проверки техники чтения в школе оказалось, что ваш ребёнок читает недостаточно бегло, запаситесь терпением и настойчивостью. И прежде чем перейти к конкретным упражнениям для улучшения скорости чтения, примите несколько советов:
- Совет №1. Занятия должны быть регулярными. Вы не получите достойного результата, если будете уделять время для чтения с ребёнком лишь от случая к случаю. Не прекращайте заниматься и в каникулы, даже когда закончится учебный год.
- Совет №2. Важно иметь правильный настрой. Как научить ребёнка любить читать, если родители сами относятся к данному занятию пренебрежительно? Воспринимайте чтение как нечто очень увлекательное, тогда ребёнок охотно будет заниматься.
- Совет №3. Постарайтесь подбирать литературу с красочными картинками и крупными буквами.
- Совет №4. Занятия можно проводить не только дома. Берите с собой книгу в поликлинику, в гости. В летний период выходите читать в парк – получите двойную пользу.
- Совет №5. Обязательно учитывайте характер ребёнка. Гораздо сложнее заинтересовать книгой непоседу. Он будет чаще отвлекаться, но ругать ребёнка за это не следует. Делайте более большие перерывы между занятиями, а также проявляйте фантазию. Научить ребёнка читать можно и в игровой форме.
- Совет №6. Прежде чем начать занятие, продумайте его тщательным образом, изучите материал. Предлагайте ребёнку только те книги, содержание которых вы достаточно изучили.
- Совет №7. Обращайте внимание не только на скорость чтения, но и на то, понимает ли ребёнок смысл текста. Попросите его объяснить прочитанный материал, подсказывайте, подталкивайте к нужной мысли.
- Совет №8. Чтобы научить читать вашего ребёнка увлечённо, с интересом, подходите к процессу обучения творчески: разыгрывайте сценки по произведениям, рисуйте любимых персонажей, придумывайте разные варианты финала.
О пользе семейного чтения
Выполняя данные советы вы легко сможете приучить ребёнка к книге и улучшить его технику чтения. Выберите один или несколько вариантов занятий, которые предложены ниже.
Занятия
Чтение любимой игрушке. Во время занятия посадите рядом с ребёнком его любимую куклу, игрушку и предложите развлечь интересной книгой. Также малыш может прочитать сказки на ночь плюшевому мишке или зайцу. В роли учителя или родителя дети чувствуют себя увереннее, важнее, поэтому и чтение даётся легче.
Чтение игрушкам — увлекательная игра
Рациональность. Маленьким детям с трудом даются длинные тексты, даже если они весьма увлекательны. Поэтому, чтобы не спровоцировать утомляемость от чтения и не отбить желание напрочь, подберите несколько коротких, но интересных рассказов.
Интрига перед сном. Предложите ребёнку немного почитать перед сном. Отметьте место в книге, до которого он должен дочитать. Выберите интригующий момент в сюжете. Но чтобы сон ребёнка был спокойным, не предлагайте ему книги о монстрах, привидениях и ведьмах.
Нельзя наказывать за не успехи в чтении
Скороговорки. При помощи скороговорок тренируется речевой аппарат. Это весьма полезное занятие даже для тех деток, которые давным-давно умеют произносить все звуки.
Закладка. Эта полезная вещица предназначена не только для того, чтобы отмечать страницу, на которой вы остановились читать. Логопеды также советуют использовать её и для борьбы с так называемой регрессией (когда ребёнок «оглядывается» на уже прочитанное). Как только слово будет прочитано, просто закрывайте его закладкой. Со временем такая привычка у ребёнка исчезнет, скорость чтения увеличится.
Театр и кино. По многим литературным произведениям сняты великолепные фильмы и поставлены спектакли. После того, как ребёнок прочитает книгу, предложите ему посмотреть ещё и представление в театре и сравнить, такими ли он представлял себе главных героев. Также можно поступить и наоборот: сначала сходить в кино или на спектакль, а затем вместе прочесть книгу. Так ваш ребёнок будет не только научаться читать, но и грамотно и красиво излагать свои мысли.
Таблицы Шульте для скорочтения
Таблица Шульте
Выше уже было сказано, что такая таблица помогает расширить объём поля оперативного зрения, научиться хорошо читать. Выглядит она как квадрат, который расчерчен на 25-30 ячеек равного размера. В данные ячейки произвольно вписываются цифры (или буквы). Задача ребёнка – найти все цифры по порядку как можно быстрее.
Вы прочитали статью о том, как научить ребёнка быстро читать. Но помните: какой бы вариант занятий вы ни выбрали, самое главное, что должны понимать родители – привить у детей любовь к книгам можно только собственным примером. Читайте сами, обсуждайте интересные книги за семейным ужином, посещайте всей семьёй библиотеку, и ваш ребёнок не просто научится бегло читать, но и будет делать это с удовольствием.
В последнее время на полках детских магазинов появилось такое разнообразие детской литературы, что хочется купить все и сразу - сборники детских рассказов, сказки народов мира, веселые детективы и приключения.
Будучи мамой первоклассника, делюсь своим опытом в выборе детской литературы и тех принципов, которых я придерживаюсь относительно чтения ребенка.
Итак, первое - выбирайте книгу яркую, цветную, с большим количеством картинок и желательно крупным шрифтом. Как правило первоклашки прежде чем приступить к чтению, листают книжки, смотрят, что за герои и персонажи в ней, а потом уже начинают читать...На этом этапе книга должна заинтересовать ребенка красочностью, веселыми героями, возможностью самому что-то отмечать или отгадывать.
Во-вторых - избегайте книжек большого формата - такие фолианты как правило пугают детей...на чтение одной страницы у них затрачивается масса времени...и потом при подсчете количества страниц (а именно так просят в школе - записать сколько страниц в день ребенок прочитал) оказывается,что читал он читал...а получилось всего ничего...
В-третьих - перед покупкой обязательно пролистайте книжку, просмотрите глазами, о чем ведется речь или проконсультируйтесь с продавцом...т.к порой случаются казусы, особенно с книжками современных авторов, которые могут грешить в выражениях, да и в содержании тоже попадаются такие эпизоды, которых явно хотелось бы избежать.
В-четвертых - отдайте предпочтение веселым приключением, желательно, чтобы в качестве героев выступали животные, забавные сказочные персонажи или дети-школьники. Это то, что им сейчас близко и интересно.
Большое искушение для родителей составляют наши старые детские книги, которые вроде и в неплохом виде сохранились, и рассказы там проверенные классические...Но вид у них зачастую потрепанный, картинок мало, текст мелкий и убористый. Так вот, мой искренний совет - отложите такие книги на год-другой, когда у ребенка уже заложится тяга к чтению, когда ему будет интересно именно читать и следить за приключением героев...пока же таким образом вы попросту отобьете у него интерес к книге...у нас например из-за неудачного издания книг остались не дочитанными Карлсон, Пеппи Длинный Чулок и Большая книга сказок (к слову со сказками, особенно народными, тоже лучше не спешить, там много фольклора и не совсем понятных выражений).
Вот наш список книг, которые были прочитаны в качестве внеклассного чтения за первый год учебы в школе и которые можем рекомендовать. Книжки в основном читались на украинском языке, поэтому вначале приходилось ребенку что-то подсказывать с переводом, сейчас уже понимает все. Большую часть книг из этого списка мы покупали, что-то брали в библиотеке, многими книжками обменивались с нашими одноклассниками.
1. Владимир Сутеев "Сказки и Картинки" . Очень коротенькие и легкие, но в то же время интересные рассказы. Написаны с юмором, понятным детям.
2. Эдуард Успенский "Крокодил Гена и его друзья" . Все персонажи с детства знакомы по мультикам. Встреча с героями на странице книжки прошла на ура)
3. Николай Носов "Приключения Незнайки и его друзей" , "Большая книга рассказов". Незнайку читайте отдельными главами, так легче воспринимается сюжет и не идет нагромождение персонажей.
4. Наталья Чуб "Азбука дружбы" . Великолепная книжка про дружбу Белого Медвежонка Андрейки, Полярной Совы Люси, Олененка Сени и Пингвиненка Пашки.
5. Валентин Катаев "Цветик-семицветик", Дудочка и кувшинчик" . Покупали книжку, где были это 2 рассказа. Очень заинтересовался, прочитал быстро и долго фантазировал на тему, какие желания загадал бы он сам).
Попутно хочу дать небольшой совет - обязательно обсуждайте с ребенком прочитанное, просите рассказать, что понравилось, что не очень, пусть ребенок поставит себя на место главного героя, как он поступил бы в той или иной ситуации. Просто общайтесь, обсуждайте, но не заставляйте пересказать текст - проверено - у многих малышей необходимость пересказа отбивает всякую охоту читать. Речь и детский словарный запас еще не такие, которыми они легко владеют и могут передать весь сюжет. Поэтому легкий диалог - и не более)
6. Всеволод Нестайко "Удивительные приключения в Лесной школе" . Все 5 книг понравились невероятно. Для начинающего школьника самая интересная тема - уроки, задания, оценки, дружба.
7. Екатерина Матюшкина, Екатерина Оковитая "Лапы вверх", "Детективное бюро Фу-Фу и Кис-Киса", "Кот да Винчи. Пираты Кошмарского моря" . Детские детективы написаны легко, читаются очень быстро.
8. Альберт Иванов "Веселые проделки Хомы и Суслика" . Герои наверняка известны ребенку по мультику, а вот в книге собран ряд добрых рассказов, которые учат дружбе и взаимопониманию.
9. Ефим Чеповецкий "Невероятные приключения Мякиша, Нетака и Непоседы" . Отличная вещь, написано с юмором.
10. Виктор Драгунский "Денискины рассказы" . Очень веселая позитивная книжка. Рассказ про фыфки, хыхки и сыски читал раз 5 и хохотал до слез.
11. Софья Прокофьева "Приключения желтого чемоданчика" . Одна из самых любимых книжек. Позитивная, интересная, легкая.
12. Анне-Катрине Вестли "Папа, мама, бабушка, восемь детей и грузовик", "Маленький подарок Антона" . Долго запоминали кого из детей как зовут)
13. Валерий Медведев "Баранкин, будь человеком" . Классика жанра.
14. Александр Волков "Волшебник Изумрудного города" . Давно читали перед сном, а вот в первом классе с удовольствием перечитал сам, многое вспоминалось по ходу чтения.
15. Энн Хогарт "Мафин и его веселые друзья" . Замечательные детские сказки, повести, истории.
16. Ян-Олав Экхольм "Тутта Карлсон первая и единственная, Людвиг 14 и другие" . Книжка учит дружбе, доброте и пониманию. Мы с ребенком советуем единогласно.
17. Сельма Лагерлеф "Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями" . Книга и сюжет понравились, единственное - трудновато было читать шведские названия.
18. Алексей Толстой "Золотой ключик или приключения Буратино" . Ищите книжку с яркими красивыми картинкам, написана трудновато, а картинки будут удерживать интерес.
И еще - постарайтесь красиво оформить уголок с книгами, не поскупитесь на хороший книжный шкаф или качественные книжные полки. Ребенок должен гордиться своей библиотекой, красивыми книгами, порядком на полках. Любовь к чтению и книгам - она в деталях тоже)
Дополню статью списком наших книжек, которые были прочитаны за время школьных каникул:
19. Эдуард Успенский "Дядя Федор, Пес и Кот", "Зима в Простоквашино", "Каникулы в Простоквашино" . Очень легкие и веселые, прочитаны на одном дыхании.
20. Марко Инноченти "Капитан Фокс. Пираты острова Туманов" , "Фрегат Хамелеон" и другие. Прочитали 5 книжек этой серии - для мальчиков то, что надо, очень увлекательные приключения.
21. Александр Курляндский "Про попугая Кешу" . Любимый герой из одноименного мультика попугай Кешка.
22. Майкл Бонд "Приключения медвежонка Паддингтона" . Замечательная серия книжек. Озорной медвежонок Паддингтон вызывает симпатии с первых страниц свои веселым нравом, забавными выходками и захватывающими путешествиями.
Надежда Бука:
В этом году мы уже идем в 5-й класс. Мой Женя ни читать, ни писать не умел, когда в школу шёл. Ему было 6,5 лет, и вот сегодня я думаю, что это было рано. Особенно для моего сына. Он три класса подряд носил в школу игрушки.
Женя знал все буквы в 6 лет, но складывать их в слоги не умел и не хотел. Я не настаивала. Знала, что в школе он всему научится! А для чего тогда 1-й класс?
Я помню сама, когда пошла в школу - не знала даже букв, а в конце года читала 102 слова в минуту, была гордостью школы. Так и мой сын к концу 1- го класса сдал технику чтения на «отлично». Не нужно опережать время, не нужно загружать детей. Дайте им детство. Это принцип, которым я всегда руководствуюсь со своими детьми.
Елена Аскерко:
В 7 лет Лиза моя шла в гимназию полностью готовая. Читала и писала печатными буквами с 5 лет. Проблем не было, все азы заложила бабушка в раннем детстве.
Обучение ей давалось легко, она не сопротивлялась, когда мы ей предлагали позаниматься. Книга для нее всегда была лучшей игрушкой.
Катерина Солодкая:
В первый класс мы пошли в прошлом году. Злате было 6,3 года. Я вообще ни разу не мама-наседка, своего ребенка в школу отдавала как в детсад. Документы за неделю до окончания приема подала.
Из подготовки обязательным считала - это умение читать, счет до 20, а остальные премудрости - за учителем.
Насиловать правописанием до школы и парить мозг ребенка в подготовительных школах - я категорически против этого. У меня ребенок по собственному желанию ходил в школу английского, потому что ей понравился педагог и пробное занятие. Если в кайф - то и знание будет даваться легко.
И я всегда была против лишней «запаренности» мозга. Возможно, потому что сама настрадалась в своё время.
Марина Кульба:
Мы пошли в школу в 6 лет и ничего не умели.
К концу года мой ребёнок оказалось, что мой ребенок лучше читает, считает и пишет, чем дети, которые прошли подготовительные курсы и в школу шли уже с какими-то заложенными азами.
Я считаю, что в школе научат лучше и правильней, чем мама дома.
Надежда Рекуть:
Сейчас у мам - повальная мода на раннее развитие своих чад. Причем, чем раньше они начинают это делать - тем это считается лучше… Ребенок еще толком ходить и по-русски разговаривать не научился, но уже учит английский язык! Интересно или нет это «шилопопу» - неважно. Ведь соседская Маша уже с 3 лет читает, а в 5 - умножает столбиком! Разделяю ли я это увлечение? Скорее нет, чем да.
Да, моя первоклашка пошла в школу уже умея и читать, и писать, но, по правде говоря, это больше ее заслуга, чем моя... Не было у меня цели научить дочку, скажем к 4 годам азбуке, а к 5 - письму...
Я всегда шла за своим ребенком, внимательно прислушиваясь к ее интересам, которые и старалась развивать... Она до безумия любила и любит книги...
Сначала просто слушала сказки, потом рассказывала их наизусть, чем немало забавляла взрослых. А потом начала пальчиком следить за тем, как я читаю - так постепенно сама и научилась. Примерно также, играя, мы освоили и письмо. С математикой познакомились на кухне, когда вместе готовили. Очень скоро дочка ловко отсчитывала, скажем, 3 огурца в салат или 5 яиц в пирог.
Бытует мнение, что когда ребенок и читает, и пишет - это мешает в первом классе. Мол, ребенку будет скучно и неинтересно на уроках. Не знаю, как кому, а нам очень повезло с первой учительницей. Ирина Николаевна быстро нашла подход к каждому ребенку и давала задания, исходя из способностей и знаний.
В итоге, к 4 классу моя доченька с нетерпением ждет окончания летних каникул, зачеркивая дни на календаре, так ей уже хочется скорее пойти в школу. Желание учиться не прошло, а только окрепло. Читает она по-прежнему много, но теперь уже сама, конечно. И да, лучший подарок на день рождения для нее - это книга.
Главное, на мой взгляд, прививая знания ребенку - не отбить желание учиться. У малыша должны гореть глазки - тогда всё получится!
После окончания подготовки в школу нам перед первым классом выдали "багаж" с которым мы должны войти в новую жизнь.
Возможно, кому-то будет интересно. Иногда нужно "сверяться" :)
Стихи
- Д.Хармс «Иван Иваныч Самовар», «Иван Топорышкин», «Удивительная кошка» и др.
- С.Чёрный «Приставалка» и др.
- И.Токмакова «Ива, Осинка и Дуб», «Разговор Старой Ивы с Дождем» и др.
- Э. Успенский «Если был бы я девчонкой…» и др.
- Р.Сеф «Совершенно непонятно» и др.
- В.Берестов «Читалочка», «Дракон» и др.
- Г. Сапгир «Людоед и принцесса, или Все наоборот»
- М.Бородицкая «Убежало молоко» и др.
- Б.Заходер «Кавот и камут» и др.
- C. Маршак «Календарь», «Стихи для детей»
- А.Барто «Вовка - добрая душа», «Веревочка» и др.
- С.Михалков «Дядя Степа», «Про Фому», «Стихи для детей»
- Д.Родари «Чем пахнут ремесла» и др.
- Ю.Тувим «Про пана Трулялимского» и др.
- Л. Толстой «Косточка», «Девочка и грибы», «Два товарища», «Мышка вышла гулять…», «Старый дед и внучек» (басня), «На что нужны мыши» и др.
- К.Ушинский «Четыре желания», «Утренние лучи», «Играющие собаки»
- А.И.Куприн «Сапсан»
- М.Горький «Воробьишко»
- М.Пришвин «Гаечки», «Как поссорились кошка с собакой», «Лисичкин хлеб», «Золотой луг», «Ребята и утята»
- К. Паустовский «Квакша», «Кот-ворюга»
- В.Бианки «Синичкин календарь»
- Е.Чарушин «Страшный рассказ», «Про Томку»
- Г.Снегирев «Любопытные» (из книги «Про пингвинов»)
- Н.Сладков «Осень на пороге», «Ласточка, ласточка»
- В.Осеева «Почему?»
- Е.Пермяк «Смородинка», «Как Маша стала большой»
- Э. Шим «Жук на ниточке», «Брат и младшая сестра»
- А.Митяев «Мешок овсянки» Р.Погодин «Жаба» (из книги «Откуда идут тучи»)
- Н.Носов «Мишкина каша», «Дружок», «Шурик у дедушки»
- А. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о царе Салтане…»
- П.Ершов «Конек-горбунок»
- С. Аксаков «Аленький цветочек»
- В.Одоевский «Мороз Иванович»
- К.Ушинский «Никита Кожемяка»
- А. Ремизов «Зайка»
- В.Гаршин «Лягушка-путешественница»
- Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца-Длинные Уши-Косые глаза-Короткий хвост» (сб. «Аленушкины сказки»), «Серая шейка»
- Н.Телешов «Крупеничка»
- П.Бажов «Серебряное копытце»
- В.Катаев «Дудочка и кувшинчик», «Цветик-семицветик»
- В.Сутеев «Яблоко», «Палочка выручалочка», «Кто сказал «мяу»?»
- В.Бианки «Хвосты», «Как Муравьишка домой спешил», «Чей нос лучше», «Лесные домишки»
- К.Паустовский «Дремучий медведь»
- Н.Сладков «Медведь и солнце»
- К. Чуковский «Айболит», «Мойдодыр», «Путаница», «Федорино горе», «Тараканище», «Краденое солнце», «Чудо-дерево» и др.
- С.Маршак «Двенадцать месяцев»
- Г.Андерсен «Стойкий оловянный солдатик», «Дюймовочка», «Огниво», «Принцесса на горошине»
- Ш. Перро «Кот в сапогах», «Золушка», «Красная шапочка», «Жареная кукуруза»
- Р.Киплинг «Рикки-Тикки-Тави», «Как было написано первое письмо»
- Д.Родари «Мышка, которая ела кошек»
- Д.Биссет «Про тигренка Бинки, у которого исчезли полоски», «Про поросенка, который учился летать»
- Русские народные потешки, загадки, скороговорки, пословицы и поговорки.
- Русские народные сказки.
- «Крылатый, мохнатый да масляный» (обр. И.Карнауховой)
- «Лисичка-сестричка и серый волк»(обр. Капицы)
- «Кот-воркот», «Котофей Котофеевич» (обр. И.Карнауховой)
- «Сивка-бурка» (обр. М.Булатова)
- «Хаврошечка» (обр. А.Толстого)
- «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» (обр. А.Толстого)
- «Царевна-лягушка» (обр. М.Булатова)
- «Василиса Прекрасная» (обр. А.Афанасьева)
- «Волшебное кольцо» (в обр. А.Платонова)
- «Снегурочка» и др. сказки в обр. В.Даля
- Сказки народов мира.
Ни для кого не секрет, что сегодня все больше детей вырастает, так и не взяв в руки книгу. Их литературный опыт в этом случае ограничивается комиксами, более-менее случайными журналами, а впоследствии - вялыми попытками освоить произведения школьной программы в сокращенном изложении.
Как бороться с таким положением вещей и надо ли с ним бороться вообще? - вот тот вопрос, который в той или иной связи часто задают родители. Попробуем разобраться.
В чем причина того, что сегодня дети в среднем читают меньше, чем их сверстники 15-20 лет назад? Можно предположить, что ответственны за это несколько причин, в том числе - изменение характеристик информационного потока, общее ускорение темпов жизни, смена общественных ценностей и изменившееся отношение к книге вообще. Начнем с последнего - наблюдая разноцветные развалы полуголых девиц и космических монстров (а именно так впервые видят книги наши дети), никакому нормальному человеку не придет в голову произнести какую-нибудь вполне банальную для предыдущих поколений фразу, типа «Всем лучшим в себе я обязан книге» или «Любите книгу - источник знаний» или даже «Книга - это святое». До высоких библиотечных залов и пыльных фолиантов доходят далеко не все, а книжные развалы во множестве видел любой ребенок абсолютно любого возраста.
Далее. Все большее количество информации, особенно информации актуальной для юношества и масскультуры в целом, идет сегодня через аудио- видеопродукцию, телевизор, а также через компьютер и компьютерные сети. Это объективная реальность, и с этим ничего не поделаешь.
Общее ускорение темпов жизни и, пожалуй, даже каких-то сторон мышления заключается в том, что ребенок с детства привыкает к определенному удельному количеству информации и событий на единицу экранного или книжного времени. Это количество, судя по современным мультфильмам и видеоклипам, очень велико. Большинство взрослых просто не способно следить за этими бесконечными «шлепами», погонями, содроганиями и падениями, которым с неунывающим постоянством подвергаются современные мультяшечные герои. Дети делают это легко. Привыкнув к такой «плотности информации», наши дети, естественно, с трудом читают, к примеру, английские или русские романы девятнадцатого века, где скорость существования событий и образов принципиально отличается от последнего клипа группы «Ногу свело» или современной продукции диснеевской киностудии. Для того чтобы они все же это делали, нужны специальные приемы, о которых мы будем говорить ниже.
И наконец, сегодня ребенок или подросток, проводящий большую часть своей жизни за чтением художественной или научно-популярной литературы, часто воспринимается другими детьми как почти комический персонаж. Даже если это и не так, то у сверстников, во всяком случае, возникают (зачастую обоснованные) сомнения в адаптивности такого ребенка, то есть молодёжное общественное мнение постепенно отходит от «высоколобых» в сторону компанейских «своих парней и девчонок». Тем самым мы снова, уже в следующем поколении «догоняем Америку».
Подведем итог. Дети мало читают, и это вроде бы нормально. Но предположим, что мы имеем достаточно культурную, читающую семью, которая праведно и слегка снобистски дрожит от современного засилья масскультуры и которая хотела бы любыми средствами добиться того, чтобы их дети читали книги. Что делать таким родителям? В первую очередь, определиться. Что вы хотели бы видеть в руках своих детей? Современное криминально-любовно-фэнтезийное чтиво? Здесь не стоит даже особенно напрягаться. С самого раннего детства покупайте ребенку комиксы про черепашек-ниндзя и похождения куклы Барби. Позже купите пару литературных изложений любимых сериалов ребенка, сами чи¬тайте и обсуждайте в семье последний детектив Александры Марининой или последний фэнтезийный роман Ника Перумова. Рано или поздно ребенок тоже присоединится к вам. Если все же не присоединился, не расстраивайтесь, не так уж много он потерял. К тому же еще не вечер. Все будет хорошо.
Вы хотите, чтобы ваш ребенок «нес с базара Белинского и Гоголя», зачитывался Пушкиным, Мольером и Достоевским? Вот здесь придется потрудиться. Для начала придется забыть о комиксах и журналах с наклейками. Читайте вслух маленькому ребенку детскую «классику», приучая его и к странноватым на взрослый слух народным сказкам (попробуйте африканские - сами получите огромное впечатление), и к вяловатым описаниям Бианки, и к суховатой политизированности Родари, и к явной социалистический риторике Носова. Не забудьте о дидактике Льва Толстого и Константина Ушинского.
Начиная с пяти-шести лет плотно переходите к историческим повестям для детей («Приключения первобытного мальчика», «Листы каменной книги»), рассказам о животных и сентиментальным повестям (Лидия Чарская, «Маленький лорд Фаунтлерой» «Без семьи" и т. д.). Даже когда ребенок научится читать самостоятельно, не бросайте читать ему вслух, потому что он, конечно, свободно читает букварь или хрестоматию для второго класса, но большие, интересные книжки ему самому еще не осилить. Можно читать по очереди, можно устраивать семейные чтения. Но где-то начиная с восьми лет вы проявляете хитрость. Хитрость заключается в том, что чтение обрывается на самом интерес ном и драматичном месте, у вас появляется неотложное дело, а книжка остается лежать на углу стола. Вряд ли эксперимент пройдете первой или даже пятой книжкой. Но когда-нибудь наступит такой момент, что ребенок устанет «ждать милостей от природы» и возьмет их сам. Дальше ваша задача - осторожно и настойчиво подсовывать ребенку книги. Упаси вас Бог идти по пути прямых рекомендаций. Книжки должны нена-вязчиво появляться в вашем доме. Они могут приноситься из библиотеки и просто «выползать» из шкафов. Для начала это должен быть именно тот жанр, к которому принадлежала «первая» книга ребенка. Историческая повесть о первобытных людях? Пожалуйста! Вот тебе еще одна. «Волшебник Изумрудного города»? Вот тебе продолжение! И так далее. Постепенно расширяйте палитру жанров. Если ваш ребенок с детства привык на слух воспринимать неадаптированный, высокохудожественный текст, то его возможности уже в третьем-четвертом классах весьма широки. Автору известны дети, которые в девятилетнем возрасте с удовольствием читали зануднейшего «Властелина колец», Жюля Верна и «Чайку по имени Джонатан Ливингстон». И помните: ребенку, который «научился читать» в вышеописанном смысле, никакие мультики и компьютерные игры не помеха. Он уже умеет воспринимать систему образов с печатного листа настоящей книги, и другие системы образов не заслоняют, а лишь дополняют его мир. Ино¬гда, подрастая, такие дети перестают читать нравящиеся родителям книги и переходят к современной литературе. В этом нет ничего страшного. Вы сделали все, что могли, и к Пушкину, Шекспиру и Достоевскому ваши дети еще вернутся на следующих этапах возрастного развития.