Первым человеком, рассказавшим о невероятных свойствах философского камня, был египетский алхимик Гермес Трисмегист. Рецепт изготовления он записал в своих книгах, но большинство из них сгорели на пожаре, а местонахождение оставшихся неизвестно. До нас дошли лишь переводы. В начале первого тысячелетия алхимия была под запретом смертной казни. И только в 700-х года н.э. возобновила свое учение. Великим деятелем алхимии того времени был Абу Мусса Джабир ибн Хайян. Он положил в основу металлов философские ртуть и серу, никак не связанные с обычными ртутью и серой.
Обычная ртуть и сера лишь свидетельствуют о существовании философских ртути и серы как духовных принципов. Металл ртуть – принцип металличность (философская ртуть), содержащий принцип горючести (философская сера). Сухие вещества Земли дают философскую сера, а мокрые – философскую ртуть. Тогда считалось, что действие огня упрощает свойства всех металлов. И поэтому при соединении в различных пропорциях двух принципов с помощью высокой температуры образуются 7 металлов: золото, серебро, свинец, медь, олово и железо. Причем, золото получается только при соединении в идеальной последовательности чистой философской серы и чистой философской ртути. То есть алхимики считают, что в золоте сера здоровая – красная, в серебре – белая, в меди – испорченная красная, в свинце – испорченная черная. То есть свинец – это испорченное золото и его можно вылечить. Земля тоже может образовывать золото, но только очень медленно. Можно ускорить процесс с помощью определенного эликсира. И раз плотность ртути больше плотности золота, то считалось, что этот эликсир должен быть очень плотным. Позднее его стали называть философским камнем. Помимо превращения металлов в золото философский камень бает обладателю бессмертие, вечную молодость и абсолютное знание. Деятельность алхимиков покрыта мистикой и тайной. Считалось, что получить философский камень может только избранный, поэтому учебников по этой науке не было, знания передавались от учителя к ученику. Ходило много разговоров, что кому то из алхимиков удалось получить философский камень, но рецепт его так по сей день и неизвестен, а поэтому поиски продолжаются.
Заслуги алхимиков
Благодаря деятельности алхимиков были проведены хорошие эксперименты и именно алхимиками получены полезные вещества: порох, лекарство, многие соли и кислоты, селитра. Также были описаны свойства этих веществ. К тому же очень важной их заслугой является открытие процесса выплавки металла из руды, а также фильтрование, кристаллизация и перекристаллизация. Были созданы аппараты для дистилляции жидкости и сублимации твердых веществ. Алхимиками изобретены приборы и посуда для проведения химических опытов. Уже в 10 веке н.э. алхимик Авиценн умел получать хлороводородную, серную и азотную кислоты, а так же гидроксиды калия и натрия.
Алхимиками было придумано несколько способов добычи золота из бедной породы: отделяли от песка, ртути и прочих примесей.
Алхимики-шарлатаны
Большое количество шарлатанов было при дворах коронованных особ. Одним из таких был Иоганн фон Рихтгаузен, который был при дворе короля Германии Фердинанда III. Он превратил в присутствии короля ртуть в золото. Но потом выяснилось, что он заранее растворил золото в ртути, а затем лишь испарил ртуть при помощи нагревания.
Еще один алхимик-шарлатан был при дворе Леопольда I. Он якобы превращал в золото цинк. Из этого золота даже чеканили монеты, но ни одной монеты так и не дошло до нашего времени.
Но самым известным придворным алхимиком, творившим невероятные вещи, считается Зайлер. Он на глазах Леопольда I и его придворных провел превращение ртути в золота в своей лаборатории. Опыт проходил так: Зайлер облепил воском щепотку красного порошка, которого он назвал философским камнем. Бросил эту щепотку и кипящую ртуть, затем перемешал толстой деревянной палкой. Затем повалил дым, всем пришлось отвернуться. Зайлер еще сильнее раздул огонь, бросил в ртуть угли, которые тут же сгорели. Затем остатки ртути перелил в плоскую чашку и все увидели, что металл стал желтым. Ювелир подтвердил, что это золото, причем очень чистое. Зайлера тут же возвели в рыцари. Но рецепт этого фокуса все таки был раскрыт. Палка, которой он перемешивал состав была полая и в нее был засыпан порошок золота, а отверстие залеплено воском. Угли тоже были полыми и золотым порошком внутри. Порошок быстро расплавился в ртути, затем ртуть испаряется под действием температуры и в чаше осталось чистое золото. А философским камнем был всего лишь оксид ртути.
В 20 веке было доказано, что ртуть всегда содержит небольшую примесь золота. Поэтому алхимики 20 века возобновили свои эксперименты, но уже с помощью электричества, пытаясь отделить золото от ртути. Получилось произвести золото в ядерных реакторах из изотопа ртути в результате захвата ядром электрона из электронной оболочки атома ртути, но количество золота было ничтожно мало
Эликсир долголетия
Все тот же Джабир ибн Хайян был самым ярым алхимиком, искавшим возможность жить вечно. Его рецепт был прост: «Надо только, - писал он, - найти жабу, прожившую десять тысяч лет, затем поймать летучую мышь тысячелетнего возраста, высушить их, истолочь и растереть в порошок, растворить его в воде и принимать каждый день по столовой ложке». Это была, конечно, ирония. Так он подчеркивал нереальность своего рецепта. Но в отличие от самого Хайяна, его учения и идеи стали бессмертными.
Сама легенда о бессмертии берет свое начало в Шумерском царстве около 2000 лет до н.э. По легенде сын богини Нинсун Гильгамеш захотел стать бессмертным и узнал, что для этого нужно съесть траву жизни, которая находится на морском дне. Он добыл траву, но по дороге домой захотел искупаться. Траву оставил на берегу. Змея нашла траву, пока он плавал, и съела ее, став бессмертной, а Гильгамеш умер.
Яков Брюс
Алхимики средневековья пытались найти эликсир долголетия, чтобы жить тысячу лет. Так врач Людовика 13 алхимик Давид Кампи рекомендовал пить раствор золота в воде, аргументируя это тем, что золото – это семя земли. А врач и алхимик Парацельс уже утверждал, что элексир долголетия удлиняет жизнь уже на 600 лет.
В России эликсир долголетия получал Яков Брюс, один из самых умнейших людей России времен Петра I. Его лаборатория находилась в Сухаревской башне в Москве. Люди обходили эту башню стороной, считая его колдуном и чернокнижником. Говорят, что Брюсу все таки удалось получить живую и мертвую воду. Он завещал слугам оживить себя после смерти. Но удалось ему оживить себя или нет – неизвестно. Хотя его после смерти похоронили, но могила была разграблена и тела не нашли.
В истории существует также много невероятных историй, когда найденные эликсиры бессмертия убивали людей, которые отважились их принять. Яркий тому пример произошел в России в средние века. Один монах-алхимик Василий Валентин решил добавлять в пищу себе и монахам в своем приходе оксид сурьмы. Многие умерли в страшных муках. С тех пор второе название сурьмы антимониум, то есть в переводе противомонашеский.
Универсальный растворитель
Также вместе с эликсиром бессмертия и философским камнем алхимики искали универсальный растворитель, с помощью которого можно было бы выделить из других веществ сам философский камень, ведь этим растворителем нельзя растворить только его. И этим растворителем осадить драгоценные металлы. Его найти как раз почти удалось. В 1270 году алхимик Бонавентура соединил сильно концентрированные соляную и азотную кислоты, затем полил порошок золота – золото исчезло. Обрадованный Бонавентура назвал этот раствор царской водкой за умение растворить царя металлов. Тут же приступил к выделению философского камня. Потратил на это 10 лет, но так и не достиг результатов. Царская водка не действует на стекло, керамику, песок, олово и многие другие вещества, а значит не универсальна. Бонавентура бросил это дело и занялся изготовлением лекарств. Но практически универсальный растворитель оказался полезной находкой.
термин алхимии. По мнению составителя словаря, поиск философского камня, один из важнейших смыслов мудрости для человека, как поиск Пути его духовного возрождения, гармонии его материального и духовного богатства. В алхимии, ее представители считали, что можно и нужно найти способы получения чистой ртути и затем через ряд превращений превратить неблагородные металлы в золото. В этом смысле философский камень – способ достижения материального богатства. Но философский камень это не только знания технологии превращения металла в золото. Эзотерический смысл философского камня в алхимии в том, что это особого рода эликсир, который может дать человеку духовную и телесную молодость, наполнить человеческое тело светом, обеспечив человеку, вставшему на этот Путь, всесилие, всезнание и радость Божественной любви, счастье бытия. Поэтому, надо иметь в виду, что алхимия это не только (и не столько) великое учение о поисках путей превращения веществ в золото, но и знание путей изменения, духовного преобразования самого человека. Великий мистик и алхимик Яков Беме так говорил о философском камне: «В этом камне сокрыто все, что только могут произвести Бог и Вечность, небо, звезды и стихия. Никогда не было ничего более прекрасного и ценного чем он. Это дар людям от Бога. Всякий может иметь его… Его форма проста и в ней вся божественная сила». Философский камень, как белоснежное чудо Космической мудрости, является глубинным основанием человеческой души, человеческого духа. Дух это дом, жилище, «эйкос» мудрости или то, что можно назвать экософией человека. Экософия это место обитания духа, а также глубинное основание человеческой духовности. Экософия индивидуальный ценностный, нравственный кодекс человека, место пребывания его совести. Экософия может раскрыть человеку его Путь для духовного возвышения, для постижения мудрости и укоренения ее в твоей жизни. Тем самым как философский камень она становится эликсиром жизненной силы, которая дает человеку великую Любовь, молодость и радость человеческой жизни, удивительную способность наилучшим и наиболее эффективным образом достигать поставленных целей.
Философский Камень и принципы алхимии
Какова же была теоретическая база алхимических опытов? В основе всей
алхимической системы лежали две теории: теория строения металлов и теория
порождения металлов. Металлы, по мнению алхимиков, состояли из различных
веществ, и в каждом из них обязательно содержались сера и ртуть. Сочетаясь в
различных пропорциях, эти вещества образовывали золото, серебро, медь и т.д.
Предполагалось, что в золоте доля ртути велика, а доля серы – мала; в меди же,
например, оба эти ингредиента содержались примерно в равных количествах. Олово
представляло собой несовершенную смесь из малого количества "загрязненной" ртути
и значительной доли серы, и так далее.
Все эти умозаключения изложил в VIII веке арабский алхимик Гебер. Он же заявил,
что, согласно древним адептам, путем известных операций можно изменять состав
металлов и тем самым преображать один металл в другой. Эта теория порождения
металлов формулировалась в средневековых алхимических трактатах довольно четко.
Процесс, происходящий в алхимическом сосуде, уподоблялся процессу порождения
животных и растений. Так, чтобы произвести на свет тот или иной металл,
необходимо было приобрести его семя.
Такого понятия, как неорганическое вещество, для адепта алхимии не существовало: с его точки зрения, каждое вещество было живым. Жизнь веществ находилась под тайным влиянием звезд – безмолвных мастеров, неторопливо ведущих металлы к совершенству. Несовершенное вещество мало-помалу преображается и в конце концов становится золотом. Отдельные герметисты, которым удалось постичь символ змеи, кусающей свой хвост, утверждали, что природа работает безостановочно и что идеальная субстанция претерпевает новые трансформации, возвращаясь к состоянию неблагородного металла. Цикл изменений вечно повторяется.
Однако все это были лишь гипотезы, и для подтверждения их необходимо было провести успешную трансмутацию. Начиная с XII века алхимики стали утверждать, что для трансмутации необходим некий агент-реактив. Этот агент называли по-разному: философским камнем, философской пудрой, великим эликсиром, квинтэссенцией и т.д. Соприкасаясь с жидкими металлами, философский камень должен был превращать их в золото. Описания этой чудотворной субстанции у разных авторов различны. Парацельс характеризует ее как твердую и темно-красную; Беригард Пизанский говорит, что она окрашена в маковый цвет; Раймунд Луллий уподобляет ее окраску цвету карбункула; Гельвеций уверяет, что держал ее в руках и что она была ярко-желтого цвета. Все эти противоречия примиряет арабский алхимик Халид (вернее, автор, писавший под таким псевдонимом): "Этот камень объединяет в себе все цвета. Он белый, красный, желтый, небесно-голубой и зеленый". Так было достигнуто соглашение между всеми философами.
Философский камень - это особенное мифическое вещество. Его силе приписывают и получение вечной жизни, и создание золота с простых материалов. У разных народов этот камень имеет разную историю, и нет ни одного научного факта полностью опровергающего или достоверно подтверждающего существования этого мистического компонента.
Что такое философский камень?
Старинная легенда про философский камень во все времена будоражила сознание ученных и простых смертных. По легендам и преданиям этот загадочный материал обладает невероятными свойствами. В разные времена разные ученные искали подтверждения тому, что философский камень существует на самом деле. У него много имен и разные источники называют его по-своему. Так, он может быть назван:
- ребис;
- философский эликсир мудрецов;
- эликсир вечности;
- тинктура красноцветная;
- пятый элемент природы.
Ему приписали самые разные силы и возможности, но все предания объединяет одна общая черта: философский камень - это реактив особенного свойства - с его помощью метал можно превратить в золото. Древние манускрипты говорят, что это вещество появилось вследствие неправильной реакции между серой и ртутью. Если дать мистическому камню химическое определение, то это бракованная неполноценная, ошибочная реакция между двумя простыми компонентами. Что стало провокатором такой странной ошибки, никто не знает.
Философский камень - свойства
Популярности этому веществу в древней мифологии могут позавидовать даже Боги. Ему принадлежат все главные для человека мифические чудеса, философский камень:
- дарит бессмертие (вечность бытия);
- позволяет создавать драгоценный металл (получать богатство);
- наделяет человека невероятной силой (дарует своему создателю славу);
- открывает секреты мира (дарует своему обладателю великую мудрость предков).
Алхимик Николас Фламель - это тот самый ученый искавший философский камень всю свою жизнь. Он в своих трудах упоминал, что ему во сне явились ангелы и рассказали, как создать это вещество, но сон неожиданно прервался, и последний компонент, который провоцирует ошибочную реакцию между всеми компонентами, ученный так и не узнал. Он и его жена настолько поверили что философский камень существует что положили всю свою жизнь, молодость, зрелость и старость на поиски того недостающего компонента, который подарил бы им возможность создать Камень Бессмертия.
Из чего состоит философский камень?
В разных источниках присутствует информация о том, что делает философский камень таким особенным. Точно известно лишь то, что в его составе обязательно присутствует три главных компонента:
- философская сера;
- философская ртуть;
- раствор серебра.
Все эксперименты один за другим терпели грандиозный провал. Созданные экспериментальные вещества не обладали силами, способными превращать железо в драгоценный металл, они не имели власти даровать исцеление больным или молодость старикам. В один период исторического прошлого камень философов стал причиной многих мучительных смертей. Короли разных стран в погоне за созданием этого камня, ставили эксперименты на живых людях, подвергая их отравлениям разного рода эликсирами, которым придворные ученные приписывали свойства ребиса.
Существует ли философский камень на самом деле?
Сложно однозначно ответить на вопрос, существует ли философский камень в реальности, сумел ли кто ни будь воссоздать эликсир богатства и вечной молодости в одном флаконе. Исторических данных о том, что какой либо ученый искавший философский камень достиг своей цели, нет, а предания и былины сложно воспринимать серьезно, поэтому создание ребиса - еще одна тайна старого мира, которую не сумели разгадать современные ученые и историки.
Для чего алхимики пытались найти философский камень?
Много говорилось о том, что создание камня сводилось к жажде наживы и мечтах о бессмертии, но что такое философский камень в алхимии? Для алхимиков одержимых своей работой создание такого камня не заключалось в желании получить наживу. Ученые преследовали одну цель - дать миру вещество, обладающее идеально полезными человечеству характеристиками. Получить ребис - равносильно приближению к величию Богов, постигнуть все тайны создания мира каким мы его не знаем, и открыть дверь в вечность бытия, искоренив смерть и старость.
Где находится философский камень?
Многие исторические источники, утверждая, что ребис все-таки был создан, не указывают на то, где найти философский камень. Если брать за исходную информацию тот факт, что философский камень был создан, ему положено стать великим достижением или великой исторической ценностью, а это будет означать, что затеряться такая находка не могла. Если нет официальных данных о том, что ребис был создан, остановимся на том, что все-таки тайну мистического философского камня (пятого элемента природы) не сумели разгадать и до наших дней и вряд ли сумеют разгадать в будущем.
Гипотезы и заблуждения, о которых должен знать современный человек Трибис Елена Евгеньевна
Поиски философского камня
Поиски философского камня
Когда люди еще не обладали научными знаниями, им приходилось действовать методом проб и ошибок. Так возникали псевдонауки, которые ставили своей целью нечто недостижимое - то, что не могло случиться именно потому, что было невозможно по законам природы.
К таким псевдонаукам можно отнести и алхимию, получившую широчайшее распространение в средние века. Целью алхимиков являлось получение т. н. философского камня - вещества, способного превращать простые металлы в драгоценные. Английский философ Роджер Бэкон (1214–1292 гг.) в своем труде «Умозрительная алхимия» так писал об этой науке: «Алхимия есть наука о том, как приготовить некий состав, или эликсир, который, если его прибавить к металлам неблагородным, превратит их в совершенные металлы».
По мнению ученых, алхимия зародилась около 2000 тыс. лет назад. Именно этим временем датируется предмет, обнаруженный в 1936 г. среди руин древнего парфянского поселения неподалеку от Багдада. Эта ценная археологическая находка представляла собой глиняную вазу высотой около 15 см, в которой находился цилиндр из листовой меди с проржавевшим железным стержнем внутри. Все детали были залиты смолой, которая фиксировала их в нужном положении. Странный предмет долго не давал покоя ученым, пока, наконец, они не догадались, что перед ними достоическая электрическая батарейка.
Догадка была подтверждена путем экспериментов. Исследователи изготовили точно такую же вазу, стержень и цилиндр, наполнили сосуд винным уксусом и подключили к нему измерительный прибор. Как оказалось, батарея давала напряжение в 0,5 В.
Так выглядит самая первая в истории Земли электрическая батарея
Но оставалось загадкой, для чего же понадобился парфянам электрический ток. В конце концов ученые выяснили, что с помощью этого первого в мире аккумулятора мастера покрывали серебро золотом, используя гальваническое напыление. Это предположение было подтверждено опытным путем: ученые взяли серебряную статуэтку, погрузили ее в соляной раствор золота, а затем подключили источник питания, состоящий из 10 подобных батарей, к раствору. Через несколько часов статуэтка равномерно покрылась тонким слоем золота.
Этот способ напыления золота, возможно, и явился началом алхимии. Само слово «алхимия» образовано от арабского «аль-кимиа», что означает «искусство страны Хем» (так в древности называли Египет). Уже с начала II в. н. э. арабские алхимики начали активно исследовать многие химические вещества, пытаясь таким образом получить философский камень. Опыты восточных алхимиков способствовали развитию науки, но их современники видели в этих изысканиях лишь вмешательство магических сил. Первые европейские алхимики приобрели славу колдунов, и это убеждение поддерживалось веками. Например, великий алхимик и философ Альберт Магнус (1206–1280 гг.) на протяжении столетий считался могущественным магом, который мог общаться с высшими силами и подчинять земные предметы своей воле.
Однако часто целью алхимиков было не познание свойств веществ, а поиск тайной химической формулы, которая могла обращать простые металлы в золото и серебро. Алхимики также стремились создать специальный эликсир жизни, который наделил бы человека бессмертием. Поиску философского камня алхимики посвящали многие годы, некоторые ученые практически не выходили из лабораторий на протяжении всей своей жизни.
Некоторые историки утверждают, что истинные алхимики жаждали вовсе не богатства и благополучия, а знаний, которые бы помогли достигнуть возвышенности разума. Именно это совершенство духа и следует понимать под символом, который обозначает золото - самый совершенный из всех металлов.
Лаборатория ученого-алхимика; часто ее непременным атрибутом являлось чучело крокодила, которого средневековые чародеи считали драконом
Среди алхимиков были самые разные люди: одни были учеными, жаждущими новых знаний, получаемых с помощью лабораторных изысканий; другие были просто мошенниками, которые обирали состоятельных людей с помощью магических трюков и лживых обещаний; третьи, совмещая в себе оба эти качества, окружали себя колдовской славой и излагали свои опыты на бумаге в виде специальных магических символов.
К последней группе алхимиков можно отнести и видного ученого того времени Теофраста Бомбаста фон Гогенгейма, или Парацельса. Он в корне преобразовал медицину и способствовал прогрессу в области химии, но так много говорил о своей «магической силе», что даже вызывал смех у своих современников. Недаром словом «бомбаст», образованным от его имени, стали называть пустозвона - человека, который бахвалится тем, чего не имеет.
Еще одним весьма известным алхимиком считается граф Сен-Жермен, который родился в семье налогового инспектора в 1710 г. Это был необычный человек, любыми способами пытавшийся подтвердить свою славу уникума. В 40-х гг. XVIII в. граф Сен-Жермен появлялся при дворе в великолепном одеянии, усыпанном драгоценностями, которые он якобы получил от персидского шаха. Граф обладал весьма приятной наружностью, был учтив с кавалерами и галантен с дамами, которые любили его не только за его таинственную красоту, но и за то, что он снабжал их чудодейственным кремом от морщин, изготавливаемым им собственноручно.
Граф считался самым необычным человеком при дворе. Ходили слухи, что он в совершенстве владеет мастерством алхимика, а потому может увеличивать в размерах драгоценные камни, изготавливать мази и притирания, способствующие сохранению красоты, превращать простые металлы в серебро. Атмосфера таинственности, окружавшая графа, подтверждалась также его поведением на званых обедах.
Чтобы укрепить слухи о том, что он получил «эликсир вечной жизни», Сен-Жермен никогда ничего не ел в присутствии других людей, а во время бесконечных застолий не умолкал ни на минуту. Казанова, который был лично знаком с графом, говорил, что другого такого болтуна он в своей жизни еще не встречал.
Сам Сен-Жермен никогда не отрицал всякие слухи о себе, а на вопросы туманно отвечал: «Все возможно в подлунном мире». Даже в преклонные годы граф оставался молод телом. Сохранился портрет алхимика, датируемый 1783 г., на котором граф изображен в образе цветущего мужчины на закате лет. Но к тому времени Сен-Жермену уже исполнилось 73 года. Современные исследователи утверждают, что граф сумел сохранить молодость не потому, что занимался алхимией, а потому, что он был строгим вегетарианцем и всегда питал отвращение к пьянству и обжорству, которым предавались его современники.
Несмотря на то что смерть Сен-Жермена была датирована 1784 г., его слава не подверженного тлену человека не угасла. Так, Франс Месмер («магнетический гений») клялся в том, что видел графа, живого и невредимого, спустя год после его официальной смерти, причем выглядел он не старше 40 лет. В эту пору стали то тут, то там объявляться мужчины, которые выдавали себя за известного алхимика. В 1860 г. император Наполеон II был вынужден назначить специальную комиссию, которая бы окончательно выяснила, кто из самозванцев является бессмертным графом.
Легендарный Сен-Жермен, который и в преклонные годы сохранял вид молодого, цветущего мужчины
Настоящий Сен-Жермен так и не предстал пред очами правителя.
Алхимия распространилась очень широко. Это «магическое» искусство укрывало свои тайны завесой символов, а потому все, кто был увлечен алхимией, считались колдунами. Это не могло не вызывать беспокойства в официальных религиозных кругах. В 1316 г. папа римский Иоанн XXII издал специальный указ, в котором распорядился бороться против алхимии.
В нем, в частности, говорилось: «Отныне занятия алхимией запрещаются, а те, кто ослушается, будут наказаны, заплатив в пользу бедных столько, сколько произведено поддельного золота. Если этого окажется мало, судья вправе прибавить, объявив их всех преступниками». Как видно из этого указа, папа не сомневался в том, что возможно получить драгоценные металлы лабораторным путем, и лишь беспокоился о моральных устоях своей паствы.
Алхимикам так и не удалось добиться превращения одного металла в другой, а причина неудачи известна в настоящее время любому школьнику. Эти опыты просто не могли увенчаться успехом, т. к. при химических реакциях невозможно расщепление ядра атома элемента (это достижимо только лишь при опытах на основе законов ядерной физики, следовательно, никакие химические опыты не способны превратить один металл в другой).
В настоящее время современные физики научились получать золото из свинца путем расщепления атомных ядер. Но такие опыты настолько дорогостоящи, что стоимость 1 г полученного золота исчисляется миллионами долларов, а потому и в наши дни алхимики не прекратили поиски философского камня, доходя при этом даже до абсурда.
Например, некоторые современные алхимики утверждают, что магическую формулу возможно получить посредством Кундалини-йоги. Это учение, как полагают его последователи, позволяет сосредоточить сексуальную энергию человека в один мощный поток, который способен менять сущность вещества. Будучи приложенным к металлу, такой энергетический сгусток способен заставить его изменить свои свойства.
Стремясь обрести философский камень, алхимики, тем не менее, внесли большой вклад в развитие науки. Многочисленные эксперименты помогли получить ценные сведения, которые впоследствии стали использоваться в практических целях. Так, возникли такие отрасли промышленности, как стеклоделие, металлургия, производство красок, керамики, лекарств.
Немецкий ученый Иоганн Рудольф Глаубер (1604–1670 гг.) вошел в историю как первооткрыватель соляной кислоты. Он первым наладил производство азотной кислоты и открыл кристаллогидрат сульфата натрия (глауберову соль). Ученый ставил многочисленные опыты в надежде обнаружить философский камень и даже считал, что открытая им глауберова соль приблизила его к получению магической формулы. Добыть золото кристаллогидрат сульфата натрия так и не помог, но зато и по сей день он прекрасно лечит многие кишечные заболевания.
Немецкий францисканский монах Вертольд Шварц (около 1330 г.) также увлекался алхимией. Его обвинили в колдовстве и заключили в тюрьму. Но и здесь Шварц продолжал свои алхимические опыты и случайно открыл порох.
Алхимия принесла пользу человечеству еще и потому, что некоторые приемы лабораторной техники, применяемые исследователями, стали использоваться в других отраслях знаний. Так, например, в долгу перед алхимиками оказались кулинары. Занимаясь поисками философского камня, алхимики придумали сдвоенный котел («ванну Девы Марии»), при помощи которого можно получить самый медленный нагрев вещества. Поварам, которые с успехом стали применять такой котел на кухне, это устройство известно как «паровая баня». Некоторые приемы лабораторной техники, разработанные алхимиками (например, перегонка, возгонка и др.). и сейчас применяются в различных химических и физических опытах.
Из книги автораПохищение Камня судьбы, 25 декабря 1950 года Иэн Гамильтон Со времен Александра III Скунский камень, в народе широко известный как Камень судьбы, играл символическую роль в получении королевской власти. В 1296 году он был вывезен из Скунского аббатства в Пертшире солдатами
Из книги автораДвери из камня и к ним ключик. «Большие Врата» «сердца сокрушенного и смиренного Бог не уничтожит. Обнови, Боже, по милости Твоей Сион, и да воздвигнутся стены Иерусалимские». (Пс. 50, 17) Одна из самых древних остановок, на нашем пути, в самом сердце Иерусалима. Все, кто
Из книги автораI. ПОИСКИ ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ НОВИЧОК В ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕРазум ребенка у нас не в чести.Всякому, кто высказывает какую-нибудь вздорную мысль, мы нередко говорим с раздражением:- У тебя детская логика!Или:- Ты рассуждаешь, как малый ребенок.Или еще обиднее:- Глуп, как
Из книги автораПоиски Когда бомбы еще сыпались на Пирл-Харбор, по радио было передано короткое сообщение: «Воздушный налет на Пирл-Харбор – не учебный».«Энтерпрайз» получил это предупреждение, находясь в 200 милях к западу от порта. Может быть, артиллеристы на Оаху по ошибке приняли
Из книги автораЛюди плоского камня Темная безлунная ночь. Часовой «ботаников» уселся на круглый плоский камень. Вдруг он заметил еле уловимое движение размытых силуэтов у невысоких деревьев с искривленными стволами. Несомненно, это местные аборигены и в руках у них копья. Часовой
Из книги автораПоиски Весной 1848 года под давлением общественного мнения Адмиралтейство послало на поиски пропавшей экспедиции пять кораблей. Безрезультатно. В течение десяти лет одна экспедиция за другой уходили в белое безмолвие Арктики с надеждой спасти людей или хотя бы отыскать
Из книги автораМагия клятвенного камня «Черная магия», по-видимому, никогда еще не достигала такого высокого уровня сложности, как в тайной кенийской общине «Мау-мау». Это на самом деле необыкновенная организация. Их члены принадлежат к самому большому в Кении племени, племени кикуйу.
Из книги автораИлья Герчиков Этот город, знакомый до камня… Письма издалекаЯ мог бы начать свои записи с воспоминания о том, как приехали мы с женой почти полсотни лет назад в Челябинск. С вокзала в соцгород ЧМЗ, где жили мои родные, добирались на модном тогда транспорте - «коломбине»,
Из книги автораПРЕДИСЛОВИЕ К ПОСЛЕСЛОВИЮ (Заметки из философского уморасположения) Magnus ab integro saeculorum nascitur ordo. (Virg.) (Великий порядок времен рождается заново) 1. С почтением и страхом принял я предложение Игоря Сергеевича написать несколько слов на полях его замечательного труда. Пусть
Из книги автораПоиски поддержки… Порыдав на кухне под прощальные слова Ельцина, получив от беглого мужа в подарок на миллениум очередную симпатичную висюльку и проводив его веселиться со здоровой красоткой, я снова погрузилась в имитацию прежней жизни. Но одновременно я начала искать
Из книги автораЗловещий след камня Драгоценные камни мало того, что особо привлекательны для воров, они же могут их и защищать, и наказывать. Детская память цепка на впечатления. Однажды услышанный рассказ вспоминается в мельчайших подробностях годы спустя. А рассказ был впечатляющим.
Из книги автораПамять бронзы и камня Уходящее за темные силуэты разноликих строений Камакуры, за чешуйчатые крыши приземистых японских домиков солнце окружает розовым нимбом многоярусную пагоду. Ослепительные блики касаются скульптур сидящих будд, расплывшихся в застывшем золоте